Питер брейгель старший “вавилонская башня”: описание картины

Вавилонская башня

Искусство Нидерландов 16-го века
«Вавилонская башня» – знаменитая картина художника Питера Брейгеля. Художник создал несколько картин на этот сюжет. В основе этой работы лежит библейское иносказание о человеческой гордыне.

Картина Брейгеля вместе с тем в своей грандиозной и вместе поэтической форме напоена ощущением жизни.

Оно в бесчисленных фигурках строителей, в движении повозок, в пейзаже (особенно в изображении расстилающегося по сторонам от башни моря крыш – небольших, стоящих порознь и вместе с тем тесно друг около друга, отливающих нежными тонами).

Характерно, что в картине, написанной на тот же сюжет ранее («Малая Вавилонская башня»; Роттердам), башня совершенно подавляла человеческое начало. Здесь Брейгель не только избегает такого эффекта, но идет дальше – он, для которого природа была несравненно прекраснее человека, ищет теперь в ней человеческое начало.

В основу картины положен сюжет из Первой книги Моисея о строительстве Вавилонской башни, которая была замыслена людьми, чтобы достичь своей вершиной неба: «Построим себе город и башню высотою до небес».

Чтобы усмирить их гордыню, Бог смешал их языки, так что они больше не могли понимать друг друга и рассеял их по всей земле, таким образом строительство не было завершено. Мораль сей картины – бренность всего земного и тщетность стремлений смертных сравниться с Господом.

Вавилонская башня Брейгеля вполне отвечает традициям живописного изображения этой библейской притчи: налицо потрясающие воображение масштабы строительства, присутствие огромного количества людей и строительной техники.

Известно, что в 1553 году Брейгель побывал в Риме. В картине «Вавилонская башня» Питера Брейгеля легко узнаваем римский Колизей с его типичными чертами римской архитектуры: выступающими колоннами, горизонтальными ярусами и двойными арками. Семь этажей башни уже так или иначе построены, возводится восьмой этаж.

Вавилонская башня окружена строительными бараками, кранами, подъёмниками, использовавшимися в те времена, лестницами и строительными лесами. У подножия башни расположился город с оживлённым портом. Местность, где возводится Вавилонская башня, своими равнинами и морем очень напоминает Нидерланды.

Изображённые на картине люди – рабочие, каменотёсы – кажутся очень маленькими и напоминают своим усердием муравьёв.

Гораздо крупнее фигуры инспектирующего строительный объект Нимрода – легендарного завоевателя Вавилона во II тысячелетии до нашей эры, по традиции считавшегося руководителем строительства вавилонской башни, и его свиты в левом нижнем углу картины. Низкий, на восточный манер поклон каменотёсов Нимроду – дань происхождению притчи.

Представляется интересным, что по мнению Брейгеля в неудаче, постигшей столь «масштабный проект», повинны не внезапно возникшие языковые барьеры, а ошибки, допущенные в процессе строительства.

На первый взгляд огромное строение кажется достаточно прочным, однако при ближайшем рассмотрении видно, что все ярусы положены неровно, нижние этажи либо недостроены, либо уже рушатся, само здание кренится в сторону города, и перспективы всего проекта весьма печальны.

История искусства. Далее →

Источник: http://smallbay.ru/article/bruegel01.html

Питер Брейгель Старший. Вавилонская башня

Городов вавилонские башни,Возгордясь, возносим снова,А Бог города на пашни

Рушит, мешая слово.


В. Маяковский     

Что такое Вавилонская башня – символ единства людей всей планеты или знак их разобщенности? Вспомним библейское сказание. Потомки Ноя, которые говорили на одном языке, расселились в земле Сеннаар (Шинар) и решили построить город и башню высотою до небес.

По замыслу людей, она должна была стать символом человеческого единства: «сделаем себе знамение, дабы не рассеялись мы по лицу всей земли». Бог, увидев город и башню, рассудил: «теперь не будет для них ничего невозможного».

И он положил конец дерзкому деянию: смешал языки, чтобы строители перестали понимать друг друга, и рассеял людей по свету.

Строительство Вавилонской башни.
Мозаика в капелле Палатина. Палермо, Сицилия. 1140-70 гг.

Зиккурат Этеменанки. Реконструкция. 6 в. до н.э.

Эта история выглядит в библейском тексте, как вставная новелла. В 10-й главе книги «Бытие» подробно излагается родословная потомков Ноя, от которых «распространились народы по земле после потопа». Глава 11 начинается с рассказа о башне, однако с 10-го стиха возобновляется прерванная тема родословной: «вот родословие Сима».

Драматичная, полная концентрированной динамики легенда о вавилонском столпотворении словно разрывает спокойное эпическое повествование, кажется более современной, чем последующий и предшествующий ей текст.

Однако это впечатление обманчиво: исследователи Библии считают, что сказание о башне возникло не позднее начала 2-го тысячелетия до н. э., т.е.

почти за 1000 лет до того, как древнейшие пласты библейских текстов были оформлены письменно.     .

Строительство Вавилонской башни.
Мозаика  собора в  Монреале, Сицилия. 1180-е гг.

Так существовала ли в действительности Вавилонская башня? Да, и даже не одна! Читая далее главу 11 книги «Бытие», мы узнаем, что Фарра, отец Авраама, жил в Уре, крупнейшем городе Месопотамии. Здесь, в плодородной долине рек Тигра и Евфрата, в конце 3-го тысячелетия до н. э.

существовало мощное царство Шумера и Аккада (кстати, библейское название «Сеннаар» ученые расшифровывают как «Шумер»). Его жители возводили в честь своих богов храмы-зиккураты – ступенчатые кирпичные пирамиды со святилищем на вершине. Построенный примерно в ХХI в. до н. э. трехъярусный зиккурат в Уре высотой 21метр был для своего времени поистине грандиозной постройкой.

Возможно, воспоминания об этой «лестнице в небо» надолго сохранились в памяти евреев-кочевников и легли в основу древнего сказания.

Спустя много столетий после того как Фарра и его родичи покинули Ур и отправились в землю Ханаанскую, далеким потомкам Авраама суждено было не только увидеть зиккураты, но и участвовать в их строительстве. В 586 г. до н. э. царь Вавилонии Навуходоносор II покорил Иудею и угнал     в свою державу пленников – почти все население иудейского царства.

Навуходоносор был не только жестоким завоевателем, но и великим строителем: при нем в столице страны Вавилоне было возведено много замечательных зданий, и среди них – зиккурат Этеменанки («Дом основания неба и земли»), посвященный верховному богу города Мардуку.

Семиярусный храм высотой 90 метров строили пленники вавилонского царя из разных стран, в том числе и иудеи.

Строительство Вавилонской башни.
Мозаика в соборе Сан-Марко, Венеция.
Кон.12-нач.13 вв.

Историки и археологи собрали достаточно доказательств, чтобы с уверенностью утверждать: зиккурат Этеменанки и другие подобные постройки вавилонян стали прообразами легендарной башни. Окончательная редакция библейского сказания о вавилонском столпотворении и смешении языков, которая оформилась после возвращения иудеев из плена на родину, отразила их недавние реальные впечатления: многолюдный город, разноязыкая толпа, строительство исполинских зиккуратов. Даже название «Вавилон» (Бавель), которое происходит от западносемитского «баб илу» и означает «врата божьи», иудеи переводили как «смешение», от сходно звучащего древнееврейского слова балал (смешивать): «Посему дано ему имя Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли».

Мастер “Часослова Бедфорда”. Франция.
Миниатюра “Вавилонская башня”. 1423-30 гг. 

В европейском искусстве Средневековья и Ренессанса мы не найдем значительных произведений на интересующий нас сюжет: в основном это мозаики и книжные миниатюры – жанровые сценки, интересные сегодняшнему зрителю как зарисовки средневекового быта. Тщательно, с милой наивностью изображают художники причудливую башню и старательных строителей.

Герард Хоренбоут. Нидерланды.
“Вавилонская башня” из Бревиария Гримани. 1510-е гг.

Читайте также:  Огород на небоскрёбе. небесные фермы urban skyfarm

Достойного интерпретатора сказание о Вавилонской башне получило лишь на исходе эпохи Возрождения, в середине XVI в., когда библейский сюжет привлек внимание Питера Брейгеля Старшего. О жизни великого нидерландского художника известно очень мало. Исследователи его творчества «вычисляют» биографию мастера, изучая косвенные свидетельства, вглядываясь в каждую деталь его картин.

Лукас ван Фалькенборх. Нидерланды.
Вавилонская башня. 1568 г.

Работы Брейгеля на библейские темы говорят о многом: он не раз обращался к сюжетам, которые редко выбирали художники того времени, и что самое примечательное, интерпретировал их, опираясь не на устоявшуюся традицию, а на собственное, оригинальное понимание текстов. Это дает основание предполагать, что Питер Брейгель, выходец из крестьянской семьи, достаточно хорошо знал латынь для того чтобы самостоятельно читать библейские истории, и среди них – сказание о Вавилонской башне.

Неизвестный немецкий художник. Вавилонская башня. 1590 г.

Легенда о башне словно притягивала художника: он посвятил ей три работы. Самая ранняя из них не сохранилась. Известно лишь, что это была миниатюра на слоновой кости (ценнейшем материале!),   принадлежавшая прославленному римскому миниатюристу Джулио Кловио. Брейгель жил в Риме во время своего итальянского путешествия в конце 1552 – начале 1553 гг.

Но была ли миниатюра создана именно в этот период по заказу Кловио? Возможно, художник написал ее еще на родине и привез в Рим как образец своего мастерства.

Этот вопрос остается без ответа, равно как и вопрос о том, какая из двух следующих картин была написана раньше – малая   (60х74см), хранящаяся в Роттердамском музее Бойманса ван Беннингена, или большая   (114х155см), самая знаменитая, из Картинной галереи Художественно-исторического музея в Вене.

Одни искусствоведы весьма остроумно доказывают, что роттердамская картина предшествовала венской, другие не менее убедительно утверждают, что сначала была создана венская. Во всяком случае, Брейгель вновь обратился к теме Вавилонской башни примерно через десять лет после возвращения из Италии: большая картина написана в 1563 г., малая – несколько раньше или чуть позднее.

Питер Брейгель Старший. «Малая» Вавилонская башня.  Ок. 1563 г.

В архитектуре башни роттердамской картины явственно отразились   итальянские впечатления художника: сходство постройки с римским Колизеем очевидно. Брейгель, в отличие от своих предшественников, изображавших башню прямоугольной, делает грандиозную ступенчатую постройку круглой, подчеркивает мотив арок. Однако отнюдь не сходство брейгелевской башни с Колизеем поражает зрителя прежде всего.

Римский Колизей.

Друг художника, географ Абрахам Ортелиус, сказал о Брейгеле: «он написал много такого, о чем считалось, что это невозможно передать».

Слова Ортелиуса можно в полной мере отнести к картине из Роттердама: художник изобразил не просто высокую мощную башню – ее масштаб запределен, несопоставим с человеческим, он превосходит все мыслимые мерки.

Башня «главою до небес» возносится выше облаков и в сравнении   с окружающим пейзажем – городом, гаванью,   холмами – представляется какой-то кощунственно огромной. Она попирает своими объемами соразмерность земного уклада, нарушает божественную гармонию.

Но нет гармонии и в самой башне.

Похоже, что строители говорили друг с другом на разных языках уже с самого начала работы: иначе почему они возводили арки и окна над ними кто во что горазд? Даже в нижних ярусах соседние ячейки отличаются друг от друга, и чем выше башня, тем заметнее разнобой.

А на заоблачной вершине царит полный хаос. В трактовке Брейгеля, Господне наказание – смешение языков – настигло людей не в одночасье; непонимание с самого начала было   присуще строителям, но все же не мешало работе, пока не достигло какого-то критического предела.

Питер Брейгель Старший. «Малая» Вавилонская башня. Фрагмент..

Вавилонская башня на этой картине Брейгеля никогда не будет завершена. При взгляде на нее вспоминается выразительное слово из религиозно-философских трактатов: богооставленность.

Еще копошатся тут и там муравьишки-люди,   еще пристают в гавани корабли, но ощущение бессмысленности всего начинания, обреченности усилий человеческих не покидает зрителя.

От башни веет заброшенностью, от картины – безнадежностью: гордый замысел людей вознестись до небес не угоден Богу.

Питер Брейгель Старший. «Большая» Вавилонская башня. 1563 г.

Обратимся теперь к большой   «Вавилонской башне». В центре картины – все тот же ступенчатый конус со множеством входов. Облик башни существенно не изменился: мы снова видим разнокалиберные арки и окна, архитектурную несуразицу на вершине.

Как и на малой картине, слева от башни раскинулся город, справа – порт. Однако эта башня вполне соразмерна пейзажу.

Ее громада вырастает из прибрежной скалы, она высится над равниной, словно гора, но ведь гора, какой бы высокой она ни была, остается частью привычного земного ландшафта.

Питер Брейгель Старший. «Большая» Вавилонская башня. Фрагмент.

Башня отнюдь не выглядит заброшенной – напротив, здесь кипит работа! Повсюду деловито снуют люди, подвозятся материалы, вращаются колеса строительных машин, тут и там расставлены лестницы, на уступах башни примостились сарайчики-времянки. С удивительной точностью и истинным знанием дела изображает Брейгель современную ему строительную технику.

Картина полна движения: живет город у подножия башни, бурлит порт.

На переднем плане мы видим волне актуальную, истинно брейгелевскую жанровую сценку: ударную стройку всех времен и народов посещает начальство – библейский царь Нимрод, по заказу которого, по преданию, возводилась башня. Ему спешат освободить дорогу, каменотесы падают ниц, свита трепетно ловит выражение лица чванливого владыки…        

Питер Брейгель Старший. «Большая» Вавилонская башня.
Фрагмент. Царь Нимрод со свитой.

Впрочем, это единственная сцена, проникнутая иронией, тонким мастером которой был Брейгель. Работу строителей художник изображает с большой симпатией и уважением.

Да и как может быть иначе: ведь он – сын Нидерландов, страны, где, по выражению французского историка Ипполита Тэна, люди умели «без скуки делать самые скучные вещи», где обыденный прозаический труд чтили не менее, а может быть даже более, чем возвышенный героический порыв.

Питер Брейгель Старший. «Большая» Вавилонская башня. Фрагмент.

Однако каков же смысл этого труда? Ведь если посмотреть на вершину башни, становится очевидным, что работа
явно зашла в тупик. Но заметим – стройка охватывает нижние ярусы, которые, по логике вещей, должны были быть уже завершены. Кажется, что отчаявшись возвести “башню высотою до небес”, люди занялись более

конкретным и посильным делом – решили получше обустроить ту ее часть, что ближе к земле, к реальности,

к повседневности.     

А может быть, одни «участники совместного проекта» отступились от строительства, а другие продолжают работу,
и смешение языков им не помеха.

Так или иначе, возникает ощущение, что Вавилонской башне на венской картине суждено строиться вечно. Так испокон веков, преодолевая взаимное непонимание и вражду, возводят люди Земли башню человеческой цивилизации.

И не перестанут возводить, пока стоит этот мир, «и не будет для них ничего невозможного».

Читайте также:  Белизский барьерный риф и большая голубая дыра

Источник: https://history-of-art.livejournal.com/829192.html

Картина «Вавилонская башня»

Дата создания: 1563 год. Автор: Питер Брейгель Старший. Тип : масло, деревянная панель. Жанр: религиозная историческая живопись.

Местонахождение: Художественно-исторический музей, Вена.

Интерпретация Вавилонской башни

Данная картина была второй из трех интерпретаций видения Вавилонской башни, написанных Питером Брейгелем. Первая работа, ныне утерянная, представлял собой миниатюру на слоновой кости.

Она была указана в описи итальянского миниатюриста Кловио, с которым художник сотрудничал в Риме. Последняя версия написана маслом в 1564 году, в настоящее время хранится в музее Бойманса-ван Бёнингена.

Предшествующая ей венская «большая башня» почти в два раза больше по размеру.

Все три работы основаны на одном и том же сюжете (Бытие 11: 1-9), в котором люди начинают стоить башню высотою до небес, чтобы достигнуть уровня создателя. За гордыню Бог сделал так, что строители башни стали говорить на разных языках. Невозможность коммуникации поставила под удар совместную работу над величественным строением.

Основа башни

Изображение башни в форме огромного объекта со спиралевидными подъемами было довольно распространенным явлением в Северном искусстве эпохи Возрождения, но вдохновлялся Брейгель не имеющимися моделями и картинами, а увиденным в Риме Колизеем.

В то время это сооружение считалось символом гордыни, а Рим, задуманный как Вечный город, после разрушения олицетворял скоротечность и бессилие земных амбиций и трудов человека. На «фундаменте» этого символизма Брейгель и строит свою Вавилонскую башню.

Достаточно странным является то, что структура башни заметно пострадала и выглядит неустойчиво. Кажется, что в конечном итоге сооружение рухнет из-за инженерных проблем и трудностей в строительстве, а не по решению Бога, пытавшегося усмирить родившуюся в людских сердцах гордыню.

Строительство происходит на прибрежном ландшафте, возле реки, что, возможно, демонстрирует актуальность водных грузоперевозок в 16-м веке, в частности, для Антверпена. Таким образом, картина может служить аллегорическим предупреждением для властей города о том, что быстрое развитие торговли и денежный поток может принести и ряд проблем.

Тема того, что человек не имеет никакой власти над окружающим его миром и установленными законами, появляется в различных работах мастера (в том числе, в картине «Охотники на снегу»). В этой картине безумные усилия рабочих, каменщиков и инженеров показывают бессмысленность человеческой деятельности, тщетность людских амбиций.

Вавилонская башня демонстрирует невероятно скрупулезную работу, показывая множество мелких деталей. Можно до бесконечности наблюдать за связями на столь глобальной стройке и тем, как еще более высокие рампы наслаиваются на уже имеющуюся конструкцию.

Несмотря на то, что подробный анализ обоснования действий отдельных персонажей еще не проведен, гротескная неадекватность средств, траты ресурсов и общее безрассудство предприятия очевидны.

«Трудолюбивые муравьи» вступают в гонку со временем, возводя новые и новые уровни, в то время как нижние этажи уже начинают подвергаться разрушению.

Картина «Вавилонская башня» обновлено: Октябрь 26, 2017 автором: Глеб

Историческая живопись (архив)

Источник: https://artrue.ru/style/renessans/bruegel/kartina-vavilonskaya-bashnya.html

Картина «Вавилонская башня», Питер Брейгель Старший

«Вавилонская башня» — известная картина художника Питера Брейгеля Старшего. Художник создал как минимум две картины на этот сюжет.

Хранится картина в Музее истории искусств (нем. Kunsthistorisches Museum, сокращенно KHM) — известнейший художественный музей в Вене.

В основу картины положен сюжет из Первой книги Моисея о строительстве Вавилонской башни, которая была замыслена людьми, чтобы достичь своей вершиной неба: «Построим себе город и башню высотою до небес».

Чтобы усмирить их гордыню, Бог смешал их языки, так что они больше не могли понимать друг друга и рассеял их по всей земле, таким образом строительство не было завершено. Мораль сей картины — бренность всего земного и тщетность стремлений смертных сравниться с Господом.

Вавилонская башня Брейгеля вполне отвечает традициям живописного изображения этой библейской притчи: налицо потрясающие воображение масштабы строительства, присутствие огромного количества людей и строительной техники.

Известно, что в 1553 г. Брейгель побывал в Риме. В его «Вавилонской башне» легко узнаваем римский Колизей с его типичными чертами римской архитектуры: выступающими колоннами, горизонтальными ярусами и двойными арками.

Семь этажей башни уже так или иначе построены, возводится восьмой этаж. Башня окружена строительными бараками, кранами, подъёмниками, использовавшимися в те времена, лестницами и строительными лесами. У подножия башни расположился город с оживлённым портом.

Местность, где возводится Вавилонская башня, своими равнинами и морем очень напоминает Нидерланды.

Изображённые на картине люди — рабочие, каменотёсы — кажутся очень маленькими и напоминают своим усердием муравьёв.

Гораздо крупнее фигуры инспектирующего строительный объект Нимрода — легендарного завоевателя Вавилона во II тысячелетии до н. э.

, по традиции считавшегося руководителем строительства башни, и его свиты в левом нижнем углу картины. Низкий, на восточный манер поклон каменотёсов Нимроду — дань происхождению притчи.

Представляется интересным, что по мнению Брейгеля в неудаче, постигшей столь «масштабный проект», повинны не внезапно возникшие языковые барьеры, а ошибки, допущенные в процессе строительства.

На первый взгляд огромное строение кажется достаточно прочным, однако при ближайшем рассмотрении видно, что все ярусы положены неровно, нижние этажи либо недостроены, либо уже рушатся, само здание кренится в сторону города, и перспективы всего проекта весьма печальны.

Источник: https://www.colors.life/post/493594/

Картина

Искусство и развлечения 22 января 2016

Среди всех произведений мирового изобразительного искусства картина Брейгеля “Вавилонская башня” занимает особое место. Главная её особенность заключается в том, что именно в соответствии с изображённым на ней большая часть человечества представляет себе, как выглядело одно из самых ярких событий Ветхого завета.

Из истории шедевра

Достоверно известно, что “Вавилонская башня”, картина выдающегося голландского живописца шестнадцатого века Питера Брейгеля Старшего, была написана им в 1563 году. Именно её у искусствоведов принято считать первым из двух авторских вариантов этой работы.

Первый из них в настоящее время находится в Музее истории искусств в столице Австрии, а второй экспонируется на родине художника, в Музее Бойсманса-ван-Бёнингема в Роттердаме. Второй вариант почти вдвое меньше первого. Кроме того, он имеет более тёмную цветовую гамму, на нём изображено меньше действующих лиц.

Оба варианта произведения были написаны масляными красками на деревянной основе.

Что видит на картине зритель?

Картина “Вавилонская башня” Питера Брейгеля открывает перед зрителем загадочный образ легендарного библейского сооружения, которое находится в разгаре своего возведения.

Но даже в недостроенном виде башня потрясает воображение зрителя.

Сильнейшее впечатление производит даже не столько само сооружение, устремляющееся в заоблачную высь, сколько инженерная и архитектурная убедительность, с которой оно выстроено.

Вся скрупулёзная проработка мельчайших деталей строго подчинена общему замыслу. И это не оставляет ни малейших сомнений в том, что подобное сооружение реально могло быть построено. Башня представляет единый яркий архитектурный образ, предельно дерзкий по своему замыслу и убедительный по инженерному воплощению на практике.

Читайте также:  Л.кэрролл "алиса в зазеркалье": описание, герои, анализ произведения

Реальность происходящего подчёркивают люди, работающие на строительстве. Картина “Вавилонская башня” запечатлела строителей до того момента, когда разгневанный Всевышний Творец своей волей остановил воплощение их проекта в жизнь.

Они ещё не знают о том, что Башня не будет достроена, и деловито карабкаются вверх со стройматериалами и инструментами. На переднем плане можно наблюдать правителя Вавилона Нимрода со свитой. Именно этот деятель считался архитектором и руководителем строительства Вавилонской башни.

Интересно отметить, что фоновый пейзаж с рекой и лодками мало напоминает древнюю Месопотамию, где, согласно первоисточнику, строилась башня. В качестве фона художник явно изобразил свою родную Голландию.

Видео по теме

Библейская основа сюжета

Самое подробное описание картины “Вавилонская башня” мало что может рассказать зрителю, не осведомлённому в библейской истории. Причём в той её части, которая в православной традиции именуется как “Ветхий завет”.

Картина Брейгеля “Вавилонская башня” имеет источником своего вдохновения Книгу Бытия, первую из Пятикнижия Моисея. Этот ветхозаветный пророк традиционно почитаем в христианстве наряду с апостолами и евангелистами.

Это фундаментальное произведение лежит в основе трёх мировых религий.

Разумеется, картина Брейгеля “Вавилонская башня” посвящена лишь одному конкретному эпизоду этой книги.

Он повествует о том, как люди дерзнули помериться в своей созидательной мощи с Богом и вознамерились построить большой город с башней до небес в его центре.

Но Всевышний Творец пресек это намерение, смешав языки горожан, в результате чего те перестали понимать друг друга. И строительство остановилось. Притча эта иллюстрирует всю тщетность человеческой гордыни по отношению к Богу.

Поездка в Рим

Картина “Вавилонская башня” являет зрителю очень большое количество архитектурных подробностей. Сложно представить себе, что все они были взяты художником из собственного воображения.

Тем более что на его родине, в Голландии, подобная архитектура отсутствует.

И действительно, из исторических источников известно что в 1553 году Питер Брейгель Старший совершил визит в Рим, где производил зарисовки античной архитектуры.

В первую очередь его внимание привлек Колизей. Именно его очертания легко узнаются в Вавилонской башне. На Колизей она похожа не только внешней стеной, но и всей тщательно прорисованной внутренней конструкцией.

Внимательный зритель без труда найдёт много сходного в аркадных ярусах, колоннадах и двойных арках обоих архитектурных сооружений – вымышленного и реального.

А для поиска различия между ними стоит обратить взор на восток, в сторону Древнего Междуречья.

Образы Древней Месопотамии

Многими исследователями древней истории было замечено, что “Вавилонская башня”, картина Питера Брейгеля, во многом навеяна реальной архитектурой Месопотамии. Для уникальной культуры этой древней страны, расположенной в междуречьи Тигра и Евфрата, характерна именно такая архитектура.

На территории современного Ирака до сих пор можно найти зиккураты – древние культовые сооружения. Принцип их построения идентичен башне с картины Брейгеля. К их вершине ведёт такая же спиральная эстакада вдоль внешней стены. Она имела мистический смысл и ритуальное значение – по ней люди поднимались к небесам.

Конечно же, по своей величине никакие зиккураты не могут конкурировать с Вавилонской башней. Но они расположены в той же самой местности, что описана в Ветхом завете. Это совпадение не может быть случайным.

Таким образом, картина “Вавилонская башня” отражает архитектурные образы двух древних цивилизаций – Рима и Месопотамии.

Отражения и преломления

“Вавилонская башня”, картина Питера Брейгеля Старшего, стала одним из самых ярких и запоминающихся образов за всю историю изобразительных искусств. На протяжении своей почти полутысячелетней истории она много раз копировалась, пародировалась и переосмысливалась другими художниками различных эпох.

В частности этот образ можно наблюдать в экранизации знаменитого романа Толкиена “Властелин колец”. Именно картина “Вавилонская башня” Питера Брейгеля послужила источником вдохновения для художников фильма. С неё срисован город Минас Тирит, где происходит один из важнейших эпизодов культового повествования.

Источник: fb.ruДуховное развитие
Вавилонская Башня – не легенда, и не миф

Ученые со всего мира долгое время считали, что история о том, как строилась Вавилонская башня — легенда о человеческой заносчивости, да и только. Так оно и было, пока археологи, приехавшие из Европы, не обнаружи…

Искусство и развлечения
“Вавилонская башня”, телесериал: актеры и сюжет

Любителям зарубежных мелодрам просто не может не понравиться картина «Вавилонская башня» (телесериал). Актёры в этом фильме свои роли сыграли просто великолепно. Вовсе неудивительно, что кинолента завоевал…

Искусство и развлечения
“Лунная ночь” (картина, Крамской Иван). Описание романтичного шедевра

Талантливый художник Иван Крамской создал большое количество прекрасных полотен. Одной из его шедевральных работ по праву считается картина, написанная в романтическом стиле под названием «Лунная ночь». Ка…

Искусство и развлечения
Картина “Мадонна” Мунка. Описание

Своё кредо Эдвард Мунк (1863-1944) формулировал как желание писать живых людей, дышащих, страдающих, любящих – «людей, снимающих шляпу перед входом в церковь». В выражении сильных человеческих эмоций…

Искусство и развлечения
Картина Решетникова «Мальчишки». Описание юных мечтателей

В полотне «Мальчишки» Ф. П. Решетников продолжает создавать галерею образов советской детворы, которую мастер начал писать в послевоенные годы. Выдающийся реалист за свои работы в разные годы награжден орд…

Искусство и развлечения
“Остров мёртвых” – картина Арнольда Бёклина. Описание и фото

В 1827 году в Швейцарском городе Базеле родился художник, чье творчество оказало огромное влияние на развитие живописи и на культуру в целом. Имя Арнольда Беклина было нарицательным в кругах художников-символистов, а …

Искусство и развлечения
Картина “Менины” Пикассо: описание, история и отзывы. Пабло Пикассо, “Менины. По Веласкесу”, 1957

Изопарафраз – так называют живописное или графическое произведение, созданное по мотивам картины другого художника. Чем глубже содержание исходного материала, чем интересней подход мастера, желающего по-новому в…

Искусство и развлечения
Васильев Константин Алексеевич: картины и их описание

Васильев Константин Алексеевич, картины которого будут рассматриваться в этой статье, не относится к числу известных художников, чьи работы продаются на аукционах за баснословные суммы. Однако этот факт совершенно не …

Искусство и развлечения
Картина “Сватовство майора”: описание картины

Обычно принадлежность картины к бытовому жанру говорит скорее о серьезности сюжета, чем о его юмористическом характере, однако Павел Федотов создал свою собственную нишу в русском искусстве, в которой совместил жанров…

Искусство и развлечения
Пауль Клее: картины и их описание. Немецкий и швейцарский художник Пауль Клее (Paul Klee)

Художник Пауль Клее является одним из наиболее видных представителей авангардной живописи первой половины XX века. Его считают своим сразу в двух европейских государствах, ведь, будучи гражданином Германии, он родился…

Источник: http://monateka.com/article/124688/

Ссылка на основную публикацию