Мордовский народ: культура, традиции и обычаи

Культ предков и плодородия

Мордва – девятый по численности народ Российской Федерации – проживает в Приволжском и Центральном федеральных округах. Причем, согласно переписи 2010 года, лишь треть представителей этого народа живет на территории Мордовской республики. Большая часть мордвы расселена в Пензенской, Нижегородской, Рязанской, Тамбовской, Самарской и Московской областях.

В состав мордовского народа входят два субэтноса – эрзя и мокша, в свою очередь, у эрзя выделяют такие этнографические группы как шокша и терюхане, а у мокша – каратаи.

Верования, язык и одежда эрзян и мокшан

Этническая двойственность мордовского народа проявляется прежде всего в наличии у каждого субэтноса собственного литературного языка и в антропологических различиях: считается, что у эрзян во внешности преобладают европеоидные черты, а у мокшан – азиатские. Впрочем, на данный момент это разделение довольно условно: кареглазые люди довольно часто идентифицируют себя как эрзяне, а светлокожие – как мокшане.

Различаются субэтносы и по особенностям традиционного национального костюма. Так, у мокшанок было принято носить широкие штаны и рубашку с поясом. Эрзянки же облачались в рубашку до пят, поверх который надевали своеобразный кафтан – “шушпан”.

Головы эрзянок покрывали родственные русским головным уборам сороки с круглыми кокошниками, в то время как мокшанки предпочитали специфические платки или шали, внешне похожие на черемисскую чалму.

Кстати, в Мордовской республике в последние годы активно пытаются популяризировать народную одежду: национальные костюмы надевают на важные мероприятия, как регионального, так и общероссийского и международного уровня.

Российские лингвисты и историки считают, что когда-то существовал единый мордовский праязык, из которого позднее выделились эрзянский и мокшанский.

У эрзян заметно преобладание заимствований из русского языка, а у мокшан – из различных языков тюркской группы.

При этом, у обоих языков нет “чистого” литературного звучания, поскольку они распадаются на множество специфических, перемешанных друг с другом диалектов и говоров, характерных для того или иного региона традиционного проживания. 

Большая часть мордвы – православные, реже –  молокане, лютеране и старообрядцы. Несмотря на это, как и у других народов центральной и южной частей России, культурно-праздничные и бытовые обычаи мордвы тесно связаны с языческими традициями, уходящими корнями в глубокую старину.

Весёлые мордовские праздники

Обрядово-праздничный цикл всегда начинался зимней порой. По мнению некоторых учёных, задолго до крещения у мордвы появился праздник “роштовань кудо”. К этому дню строился или снимался специальный дом, где молодёжь устраивала игры, пляски, а также занималась “магическими” обрядами, большая часть из которых носила весьма фривольный характер… 

А на Новый год дохристианские предки мордвы раскладывали ритуальную пищу и молились языческим божествам, прося их одарить в новом году богатым урожаем и богатырским здоровьем.

С приходом христианства обычаи приняли существенно более целомудренный, но не менее веселый характер. Словом “калядань-чи” мордва называет рождественский сочельник (в переводе на русский –  день коляды).

Этот день ассоциировался и у эрзя, и у мокша с нарождением солнца после долгой зимы и сулил рачительным хозяевам благополучие.

Во время празднования “калядань-чи” дети с весёлыми песнями ходили по домам деревенских жителей, которые угощали их специальными пирожками, называвшимися у эрзян “калядань прякат”, а у мокшан – “пярякат”.

На масленицу молодые люди катали понравившихся им девушек на салазках, перешучиваясь и закидывая их снежками. Обязательным угощением в эти дни были, естественно, блины, причем не только пшеничные, но и пшённые, и ячменные.

В весенних праздниках мордвы древние языческие мотивы также тесно переплетаются с христианскими. В день Пасхи люди и сейчас, несмотря на протесты духовенства, традиционно вспоминают умерших родственников, символически прося у них счастья и успеха.

Осень эрзян и мокшан знаменовалась обрядами, посвящёнными окончанию уборочных работ в полях, сбору злаков и фруктов: в древности в начале “золотой поры” люди молились и поклонялись богам плодородия, а в особенности Нороваве. Местом обитания этой могущественной богини мордва считала межу. Чтобы умилостивить Нороваву, обязательно оставляли несжатые полосы ржи и пшеницы, приносили хлеб с солью.

Чуть позже, в октябре месяце, справляли Покров день, который считался сугубо женским праздником. На Покров совершали специфический обряд “покров баба”: наряженные в нелепые одежды мордовки ходили по домам, пели песни, танцевали с метлой и веником, тем самым символически выгоняя “домашних вредителей” –  сверчков и тараканов. За это хозяева угощали заботливых соседок пирогами.

Источник: http://nazaccent.ru/content/23324-kult-predkov-i-plodorodiya.html

Обычаи и традиции

Вплоть до начала 20 века внутри мордвы широко распространялось язычество, которое включало культ предков и веру в божеств. Эти божества представлялись как в человеческом, так и в зверином облике, полулюдей – полузверей, а также в виде растений. Мордва имела укоренившееся мнение о мире через мифологию .

Спецификой мордовских верований является преобладание женских божеств. Это объясняется, тем что заложение этих верований происходило в эпоху материнского родового строя, в период которого было характерна главная роль женщины в общественной и хозяйственной жизни.

Примерно с 16 века в среду мордвы стало проникать православие.

Главная составная часть духовной культуры мордовского народа, являются народные обряды, объединяющие элементы устно-поэтического творчества драматического, декоративно-прикладного искусства.

Они рязделяются на сезонные, связанные с традиционными занятиями (земледелием, скотоводством, пчеловодством и др.), семейные (родильные, свадебные, похоронные и поминальные), церковные.

В обрядах мордвы постепенно произошло переплетение языческих и христианских элементов.

Наиважнейшим событием жизни любого человека, его близких и родных, является создание семьи. Это событие сопровождалось разнообразными обрядами. Свадебные традиции и обряды, в принципе, были одинаковы у разных этнических и территориальных групп мордвы, хотя имеется ряд особых обрядовых составляющих.

Вплоть до начала 20 века наряду с оформлением брака по полному свадебному обряду имели место брак умыканием и так называемые свадьбы «самохотки» или «самокрутки», когда молодые люди в тайне от родителей или с их молчаливого согласия заключали брак между собой. Родители молодых соглашались на такой брак в целях экономии на свадьбе.

Разными обрядами сопровождалось появление ребёнка и первые недели его жизни. Основная цель заключалась в желании сохранить безопасность новорожденного и роженицы, приобщить нового члена семьи к правилам должного бытового уклада.Мать, бабушка, крестные родители, повитуха производили обряды детского цикла.

Предродовые и первые послеродовые недели считались самыми опасными для здоровья матери и ребенка, поэтому этот период был наполнен обрядами для охраны, и было множество запретов для роженицы.

С нечистой силой боролись с помощью воды, огня, железных предметов, и нескольких растений.

Сразу после появления на свет проводились разного рода обряды, для обеспечения новорожденному счастья и долгой жизни: выбор ребёнку имени, представление его членам родового коллектива, крещение.

Так же были важны и другие моменты жизни, которые считались не менее важным: появление первого зуба, первые шаги ребёнка, первая стрижка волос и т.д.

Во время похоронных и поминальных обрядов мордвы привычна православная и языческая вера в потусторонний и загробный мир. После смерти, по верованиям мордовского народа, люди попадали в в иной мир, где все люди занимались трудом, женились, веселились. Судьба умершего, по представлениям мордовского народа, в загробном мире зависела от выполнения обрядов над его телом.

Важной составляющей традиций мордовского народа являлись обряды, посвященные бытовой составляющей хозяйственной деятельности. Главный смысл заключался в достижении плодородия, сохранении здоровья людей и животных, и предостережении от неприятностей.

Эти обряды относились к конкретным календарным срокам: началу или завершению каких-то полевых работ, зимнему и летнему солнцестоянию, первому выгону скота на пастбище, началу сбора мёда и т.п. В это время, обычно, проводились обряды моления языческим богам, а после — христианским святым.

Когда проводились празднества было много и игровых действий: песни, ряжение, пляски и т.д.

Ритуальные угощения были с разными символами плодородия: хлебом, зерном и наличием мучных блюд. Использовались и другие элементы: растительность, сельскохозяйственные орудия труда, первые плоды, которые жертвовались языческим богам, а впоследствии – христианским святым.Мордовский народ верил, что их боги и добрые и злые. Для привлечения благоволения божества, приносились жертвы.

Одну из главнейших ролей, мордва отдавала умершим предкам. Они якобы являлись защитниками своей родни. Им молились, когда происходили бедствия: болезни людей, когда были проблемы со скотом.

Даже в наше время в некоторых мордовских селах пожилые люди молятся на кладбищах, прося помощи у умерших предков в избавлении от засухи.

Перед каждым важным событием, будь то свадьба, продажа или покупка жилья и скота, проводились обряды, с умершими предками советовались, так как считали, что разгневанные предки могут наслать несчастья, болезни и неурожай. Именно с этим связанны жертвоприношения умершим предкам и специальные поминальные дни.

Мордовская танцевальная культура

Заимствуя некоторые характерные особенности национальной пластики соседних народов, мордовский народ тем не менее оставался верен своим строгим манерам: сдержанная, твёрдая, определенная поступь в танце; положение рук, принимающих три или четыре статичных движения; положение головы — гордо поднятая; осанка прямой спины.

Если, к примеру, в русском танце есть присядка, любой притоп идет с наклоном корпуса, то в мордовском наоборот — существует лишь полуприсядка и прямой корпус. Скромность девушки не в склоненной голове и застенчиво опущенных глазах, как в русском танце, а во внутренней собранности.

Она смотрит прямо, взгляд ее строг, ни тени жеманства, либо пустого кокетства, при этом девушка не заигрывает с юношей, а демонстрирует свою уверенность и твердость. Черты характера мордвы — бескомпромиссность, доходящая до щепетильности, настойчивость и упорство — передаются в национальном танце: ничего лишнего, все графично, четко и определенно.

Юноша не ведет девушку в танце за руку, как в русском, а наоборот, сопровождает ее рядом. Два гордых, два достойных один другого. Мордовский танец наивен и прост, но этим-то по-своему красив.

Источник: http://mordvatlt.ru/custom

Презентация для начальных классов “Быт и обычаи мордвы”

БЫТ И ОБЫЧАИ МОРДВЫ

Выполнила:

Учитель начальных классов

Пронина Ольга

ПЛАН:

  • Жилище.
  • Одежда и украшения.
  • Домашняя утварь.
  • Традиционные занятия.
  • Народные обычаи и традиции

1. Жилища

Жилищем древней мордве служили землянки и полуземлянки .

Под воздействием славян на смену землянкам пришло наземное жилище – куд (м.), кудо (э.)

Традиционное жилище мордвы было в основном двух видов: двухраздельное (изба, сени) и трехраздельное (изба, сени, горница). Для строительства мордва предпочитала сосну или ель, осиновый дом считался не пригодным для жилья («Кто построит осиновый дом, Тот пусть скажет: я без дома … Тепло его вверх поднимается, Угар вниз опускается.» из старинной морд. песни)

Реконструкция внутреннего убранства эрзянской избы И для мокши и для эрзи характерно расположение между стеной и печью дощатого настила (кершпиль). У мокшан в дополнение к нему под потолком находились полати, на которых спали Реконструкция внутреннего убранства мокшанской избы

Курная изба с дверью особой конструкции и кершпелем.

с.Дракино Беднодемьяновского уезда, 1920-е годы

Угол избы с печкой.

Крестьянская курная изба.

Фрагмент экспозиц Мордовского республиканского краеведческого музея

2. Одежда

Традиционные костюмы мордвы-мокша

Традиционные костюмы мордвы-эрзя

Читайте также:  Рассказ: михаил зощенко "не надо врать"

Пулай – набедренное украшение эрзи, первая половина XX в.

3. Домашняя утварь

Чашка с ложкой

Братина

Ритуальный ковш

Плетеная и берестяная утварь

Берестяная ложкарница

Прялка XIX в.

Деревянные вальки

для стирки и глажения белья

Деревянные дуршлаги

Парь – выдолбленная из липы и украшенная резным орнаментом кадушка

Бирки счетные. XIX в.

Керамические сосуды. Срубная культура II тыс.до н.э.

Керамические сосуды. Мордва-эрзя IV-VII в.в.

Керамические сосуды. Мордва-мокша VIII-IX в.в.

Коллекция

керамических изделий

Детская художественная школа г.Рузаевка РМ

4. Традиционные занятия

Издревле традиционными занятиями мордвы (как мокша, так и эрзя) были рыболовство, охота, собирательство и бортничество. В эпоху феодализма активно развивается земледелие, разведение скота и др.

Пасека

Уборка хлеба

Водяные и ручные мельницы

Беление холста

Разглаживание холста

Вышивальщицы

Плетение кружева

Традиционный способ прядение шерсти

Изготовление с/х инвентаря

Толчение проса на блины

Лесорубы на отдыхе

Бондари

Изготовление глиняной посуды

Вальщик

Плетение лаптей

4. Народные обычаи и традиции

До начала XX века у мордвы существовали две формы семьи: преимущественно большая патриархальная и малая индивидуальная. Большая патриархальная охватывала несколько поколений потомков по мужской линии, а т.к.

мордовские семьи традиционно были многодетными, то в семье могло насчитываться более 50 человек. Главой был обычно самый старший мужчина (кудазор (м.), покштя (э.).

Однако с развитием капиталистических отношений большие семьи стали распадаться на малые, но главой по прежнему оставался муж.

Мордовская семья вокруг дупляного колодца.

с. Промзино Беднодемьяновского уезда, 1920-е годы

Мордовская свадьба

Заключение браков являлось не столько делом молодых, сколько их родителей. Основное внимание уделялось на имущественное положение семьи невесты, ее здоровье и трудолюбие.

Невесты нередко были старше своих женихов на 10 и более лет.

Объяснялось это стремлением родителей жениха пораньше получить дополнительные рабочие руки, родителей невесты – как можно дольше удержать эти же руки в своем доме.

Браки заключались путем прямого договора, одновременно имели место и похищения невест, порой с молчаливого согласия родителей, дабы избежать многочисленных свадебных расходов.

Обряд расплетания косы перед свадьбой

Традиционный обряд приглашения гостей на свадьбу

Мордовская свадьба

с. Сурское Корсунского уезда,

1920-е годы

Традиционные праздники и народные гулянья

Мордовские народные праздники тесно связаны с хозяйственной деятельностью и приурочены к земледельческому календарю. Многие из них остались почти не затронутыми влиянием христианства, а те которые приняли христианскую форму, не потеряли своих языческих особенностей.

Праздник на улице

с. Стандрово Темниковского уезда,

1920-е годы

Зимние праздники начинались с празднования «Рождественский дом» (кштиме куд, роштувань куд (м.), роштувань кудо (э.). Праздник сопровождался различными святочными обрядами, песнями, играми, массовыми гуляньями с ряжеными (роштувань бабат), в которых участвовала в основном молодежь.

На Новый год повторялся весь комплекс рождественских обрядов, только в несколько расширенном, либо измененном виде. В гаданиях участвовали не только молодые, но и старики, которые гадали об урожае, приплоде скота, погоде. В ночь в некоторых селах жгли костры и прыгали через них

Святочные гадания

Во время празднования масленицы строили карусель, имитирующую форму солнца и его лучей. Врывали на горе большой кол, на него надевали колесо, к которому лучеобразно прикрепляли жерди, а к ним привязывали салазки. Несколько человек крутили ее, остальные катались.

Большая группа обычаев и обрядов сосредотачивалась вокруг Пасхи (очижи (м.), инечи(э.).

Накануне готовили брагу (очижинь пуре), которую в день пасхи пили сами и обливали лошадей, чтобы те были здоровы и сильны.

В первый день пасхи девушки, образуя две группы, обходили все дома, совершая обряд, напоминающий колядование. В каждом доме к их приходу собирали два стола и угощали лучшими блюдами.

Особым почтением пользуется у мордвы день Троицы (кизонь ши (м.), кизонь чи(э.). В этот день дома и надворные постройки украшаются ветками деревьев, а в некоторых селах и молодыми деревцами, пол устилается свежескошенной травой. Устраиваются массовые гулянья.

В последний день Троицы праздновали проводы весны (тундань прважама (м.), тундонь ильтямо (э.). Праздник сопровождался гуляньями с ряжеными, представлявшими собой лесных духов.

Празднование Троицы

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/prezentatsiya-dlya-nachalnykh-klassov-byt-i-obychai-mordvy.html

Мини – музей “Национальная изба”

Опубликовано: 12:16:11 07-08-2015

 Целью создания нашего музея является сохранение и изучение культуры, обычаев и традиций мордовского народа. Воспитание и знакомство подрастающего поколения с культурными традициями народов родного края.  

   Как без корней не может жить дерево,так и без познания себя,своего рода, корней своей культуры не может быть настоящего гражданина, искренне любящего свою Родину.

    Мордва – экзоэтноним, относимый к двум родственным финно-угорским народам волжско-пермской подгруппы мокша и эрзя, живущим в России. Как отмечают ученые, каждый из них имеет присущие только ему антропологические особенности и свой литературный язык. Основная территория проживания мокшан – бассейн реки Мокши, эрзян – бассейн реки Суры.

    У мокшан язык мокшанский, у эрзян – эрзянский, оба относятся к финно-волжской группе уральской семьи языков.

   Мордва – самое крупное объединение финно-угорских народов России.

   У Республики славная и богатая история, которую интересно и увлекательно изучать. Традиции народов, проживающих на территории одной страны, создают ее образ, основывают историю, предсказывают будущее. Поэтому так важно знать традиции и обычаи народов и народностей, которые веками жили рядом, сохраняя свою самобытность.

   Сила России – в единстве ее народа. В нашей республике проживают многие народы, русские, мордва, татары, белорусы, украинцы, армяне и другие народы, представители разных национальностей и религий. Но, несмотря на духовные, качественные и мировоззренческие различия они все дружны и едины.

   Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на нравственное развитие личности, и личность испытывала потребность в истинной культуре, необходимо давать глубокие знания традиций и обычаев. Сохранение и развитие культуры мордовского народа актуальна для многонациональной России. 

   И как тут не вспомнить великого мастера русского

слова А. С. Пушкина –

                                      “Там ступа с бабою Ягой

                                       Идёт, бредёт сама собой…”

   Сегодня сохраняются многие традиционные обычаи, сезонные обряды мордвы связаны с трудовой деятельностью народа. Делятся на обряды с определенными и нефиксированными датами.

   Зародились и сформировались они в глубокой древности: приурочивались к началу или завершению сельскохозяйственных работ (пахота, сев, уборка урожая, выгон скота в поле и т. д.).

Эти дни были насыщены религиозно-магическими ритуалами.

Через обрядовую атрибутику (дары, молитвы, заговоры) люди пытались воздействовать на природу, чтобы обеспечить плодородие полей, приплод скота, обезопасить от несчастий семью, жилище, сельскохозяйственные угодья.

   Зимний обрядовый цикл начинался с Роштувань куд (Роштовань кудо), в котором особое место занимали игры ряженых. Использовались также заклинания, колядование.

   В настоящее время широко празднуется – Масленица.

 В канун Вербного воскресенья (первый христианский праздник весенне-летнего календаря) девушки ходили по селу из дома в дом и хлестали спящих ветками вербы, чтобы передать силу растения человеку, сделать его здоровым.

   В обрядах этого праздника просматривается особенно сильное смешение христианских и языческих элементов. Большая группа обрядов проводилась на Пасху.

    В середине 19 в. в некоторых мордовских сёлах Пасху встречали в Великую субботу. Празднично одетые девушка и молодой человек, олицетворявшие Пасху, обходили село. Хозяева каждого дома выходили им навстречу с угощением.

В этот день мордва устраивала поминовение предков, просила у них содействия в получении хорошего урожая, размножении скота, ограждении от болезней и зла. Перед началом сева устраивали семейные и родовые озксы. Последним большим праздником весеннего цикла, приуроченным к концу сева, была Троица.

   В древние времена мордовские крестьяне совершали моления, которые должны были обеспечить благоприятную погоду, хороший урожай, здоровье людям, приплод скота, благополучие в хозяйстве (м., э.атянь озкс, велень озкс, бабань озкс, или бабань каша, и др.).

Этот праздник впитал дохристианские обычаи, связанные с почитанием растений: ими украшали дома, улицы, церкви. Главным предметом обрядового цикла была нарядная берёзка, которую проносили по селу. В конце праздника устраивали традиционные гулянья, посвященные проводам весны (м. тундань прважама, э.

 тундонь ильтямо; до сих пор бытуют во многих мордовских селениях).

   Летом проводились обряды, которые должны были обеспечить сохранность посевов, необходимое количество осадков (м. пиземонь анама озкс, э.

 пиземе озкс — «моление о дожде», эрзянский грань озкс «моление на меже»). Осенние обряды приурочивались к периоду созревания хлебов и фруктов.

Перед сбором урожая устраивались моления в честь богов — покровителей плодородия (Масторавы, Норовавы и др.).

    Завершением всей весенне-летней обрядности был сам праздник Троицы. Зеленью и цветами во время летних праздников украшали дома, улицы, церкви.

Девушки во время всей Троицкой недели ходили на гулянья в венках из листьев, цветов или просто втыкали цветы в волосы над ушами и вплетали их в косу. На Троицу украшали березку. Троицкую березку в песнях называли «летним днем» – кизоньши (м.), кизэнъчи(э.), который девушки «приводили» в деревню.

Перед этим березку несколько раз окунали в реку, прося Ведьаву «вымыть летний день». Затем ее проносили по всему селу.

  Из поколения в поколение мордовский народ передавал свои сказания и легенды. Одна из них рассказывает о девушке Нуянзе. 
   Жила-была мордовская девочка Нуянза рукодельница и умница. Всё-то она умела делать.

 И прясть и ткать, и корзины плести. А выросла Нуянза – стали звать её Нуянзой -искусницей т.е. волшебницей. 
И вот посмотрите, какой волшебный сундучок собрала  НУЯНЗА.

 
Чего там только нет!

  Лапти КАРТЬ. Долгими зимними вечерами все мужчины в семье плели лапти. Они были зимние и летние, праздничные и повседневные: Их плели из 5,7,10 лычек. Лаптей на многочисленную семью нужно было наплести очень много, так как они служили всего 2 недели.

   А вот полотенце – НАРДАМО,  которое вышила Нуянза-искусница  своими руками. Полотенцем не только вытирались, но и оборачивали новорожденного и маму, чтобы оградить их от сглаза и  прочих напастей.

   Мордовской невесте полагалось к свадьбе  вышить целый комплект полотенец для родственников жениха: свекрови, золовкам, жениху. Вышитое полотенце также завязывалось мордовскими  женщинами на голову и служило для украшения. 

   Мордовская свадьба – одно из самобытных явлений в жизни мордвы. Свадебные обряды как у эрзян, так и мокшан отличались большой сложностью и разнообразием.

Традиционную мордовскую свадьбу можно назвать народной музыкальной драмой, в которой остродраматические эпизоды, связанные с уходом невесты из отчего дома (плачи, песни-монологи, обращение к родителям и подругам, к родным местам и окружающей природе), перемежаются с жизнерадостными сценами, проходящими в доме жениха.

  Заключение браков традиционно являлось делом их родителей и родственников. Часто при выборе невесты основное внимание обращалось на имущественное положение ее семьи, трудолюбие и здоровье девушки.

Читайте также:  Экологичный авиатранспорт/отель– дирижабль aircruise

 

   Начинался свадебный цикл со сватовства – ладяма (м.), ладямо (э.). Перед тем, как отправиться сватать невесту, отец жениха приносил жертвы богам-покровителям дома, двора и умершим предкам.

Затем отрезал от хлеба горбушку, вынимал из нее мякиш и заполнял медом. Ночью верхом на лошади он ехал к дому невесты и клал горбушку на воротный столб и уезжал. Отец девушки соглашался или возвращал хлеб с мёдом.

За невестой снаряжали свадебный поезд.

   Число поезжан (э. кудат) обязательно должно было быть нечётным. Главным лицом считалась сваха (кудава). Ею не могла быть девушка, беременная женщина или вдова. Вторым лицом по почету и важности являлся торонь канды (м.), уредев (э.). Его обязанность охранять жениха и весь поезд от порчи и распоряжаться столом.

   Забота о потомстве начиналась с момента вступления в брак, что отражено в свадебных обрядах. Чтобы узнать пол будущего ребёнка, наблюдали за беременной женщиной: наличие на лице пигментных пятен указывало на рождение сына; большой продолговатый живот, обращенный к левой стороне, — девочки, и наоборот.

   Божествами, влияющими на деторождение, считались у мордвы богиня воды Ведьава и богиня лесаВирьава. На молениях, устраиваемых в их честь, просили даровать людям «полные лавки детей».

Существовало поверье, что Ведьава ворует новорожденных и даже еще не родившихся детей.

Поэтому, если у женщины не было детей, она ходила на речку и обращалась к покровительнице воды с молитвой:«Ведь ава, матушка, прости меня, быть может, я тебя обидела и поэтому не рожаю детей».

   В настоящее время на смену лошади пришёл автомобиль и украшается он лентами, шарами и куклой. Но, что удивительно, кукла одета в мордовский наряд. Многие люди у себя дома наряжают кукол в мордовскую одежду, которая подчеркивает красоту костюма.


   Музей постоянно пополняет фонды путём налаживания контактов с родителями,бабушками, дедушками воспитанников. Здесь мы проводим экскурсии для детей и родителей, праздники, встречи с ветеранами. Это позволяет расширить представление о культуре и быте мордовского народа, улучшает художественно-эстетическое воспитание детей и поддерживает связь поколений. 

   Мы восхищаемся своей малой Родиной. Она является родиной всех народов, проживающих на ее территории. И мы все, кто живет здесь, хотим, чтобы наша родина процветала, преображалась и была совместима по уровню жизни с другими передовыми республиками и областями.

   Музей создан усилиями сотрудников МБДОУ Кадошкинский детский сад “Солнечный”.

   Материал подготовил:

   Заведующий МБДОУ “Кадошкинский детский сад – “Солнечный” – Борисова Л.В.

Источник: http://a2b2.ru/methods/9479_mini_-_muzey__mordovskaya_izba

Сохраняя традиции мордовского народа – МУП «Редакция газеты «Заря»

Категория: Культура Опубликовано: 09.02.2017 Автор: Светлана Маричева

Люди разных национальностей живут в нашем районе – русские, татары, мордва, чуваши, украинцы, и каждая нация старается сохранить свои традиции, культуру, обычаи, передать их своим потомкам.

Вот уже более тысячи лет рядом бок о бок с другими народами России живут люди мордовской национальности. Евдокия Николаевна Шишканова – замечательная представительница этого народа, хорошо знающая и чтящая его культуру и традиции.

– На самом деле в Мордовии живут два родственных народа: эрзя и мокша. Их наречия разнятся друг от друга, есть разница и в женском костюме, – начинает свой рассказ Евдокия Николаевна. – Я сама родилась и выросла в Рузаевском районе, в селе Болдово и отношусь к народу мокша, а вот замуж вышла за парня из соседнего района, где проживают эрзя.

Вот уже более тридцати лет Евдокия Николаевна проживает в с. Александровка, но о своей исторической родине она не забывают: в семье все хорошо знают и разговаривают на эрзянском языке. По возможности Евдокия Николаевна старается бывать в родных местах, её связь с родственниками не прерывается никогда.

– В нашей семье всегда жила тётя мужа – баба Пелагея, так мы её звали, – продолжает моя собеседница. – Она помогала нам поднимать детей, прожив вместе с нами до глубокой старости; умерла баба Пелагея совсем недавно, в возрасте 93 лет.

Во многом благодаря именно ей у нас в семье и сохранились народные обычаи.

Мордва – народ православный, вот и тётя была человеком глубоко верующим: от предков она сохранила иконы, всю жизнь почитала православные праздники, соблюдала посты – и мы вместе с ней!

В семье Евдокии Николаевны бережно хранится старинная книга с песнями и стихами на мордовском языке. С самого детства она в подробностях помнит национальные костюмы, в которых ходили бабушки-соседки – именно такие и были сшиты в с. Александровка для проведения праздников, посвящённых мордовской культуре.

– Национальный костюм мордвы до сих пор популярен у нас на родине, – улыбается Евдокия Николаевна. – Изготавливается он вручную, именно в таком ходят на свадьбы.

Основа традиционного женского костюма мордвы – это рубаха из белого холста (панар), богато украшенная вышивкой, в которой преобладают красные, черные, синие тона с вкраплениями жёлтого и зелёного цветов.

Мордва – очень гостеприимный народ, причём не только в праздничные дни, когда все зовут в гости, но и в повседневной жизни: пока не угостят, ни за что не отпустят гостя из дома! Кулинарные традиции вошли в культуру народа наравне с песнями, легендами, костюмами – рецепты мордовской кухни передаются из поколения в поколение.

У себя дома Евдокия Николаевна часто готовит разные любимые мордовские блюда. Самые популярные – икра манная, икра морковная, исконно национальное блюдо – цёмар – это вареники с начинкой из кусочков сала.

Ну а главный «герой» на мордовском столе это поза – напиток, похожий на квас из сахарной свеклы, прекрасно утоляющий жажду.

В национальном меню присутствуют также кисели, ватрушки, которые готовятся с начинкой из творога и картофельного пюре, очень вкусные пшённые блины – нежные и пышные, просто тающие во рту. На свадебные столы в Мордовии всегда готовится холодец.

Евдокия Николаевна – активная участница всех праздников, проводимых Александровским сельским клубом.

Неоднократно она представляла свои кулинарные блюда в этнографическом комплексе «Национальная деревня народов Саратовской области» на Соколовой горе – их отменный вкус оценил даже председатель комитета общественных связей и национальной политики области Б.Л. Шинчук.

Не прошёл без участия Евдокии Николаевны и большой праздник, посвящённый 1000-летию Единения России и Мордовии; она также помогает организовывать ежегодные Дни мордовской культуры в Александровке. На праздники готовятся блюда национальной кухни, а в фойе Дома культуры выставляется мордовская изба с различной утварью.

– Благодаря Евдокии Николаевне мы узнали культуру и обычаи мордовского народа, попробовали очень вкусные блюда национальной кухни, – говорит директор Александровского СДК Т.Н. Платонова. – На праздник всегда приглашаются и другие семьи мордовской национальности, труженики тыла – все приходят с удовольствием, угощаются вкусными блюдами.

А ещё Евдокия Николаевна стала инициатором открытия в селе православного прихода – он открылся с благословения благочинного Фёдоровского округа, протоиерея Алексея Каширина и был освящён во имя святого Амвросия Оптинского. Православный приход посетил епископ Покровский и Николаевский Пахомий.

На Руси храмы всегда строились на пожертвования людей, вот и жители с. Александровка не остались в стороне, дружно собрав 160 тыс. рублей. На эти средства был сделан ремонт, помещение приведено в порядок; средства были также собраны на подсвечники, иконы, киоты.

В планах у Евдокии Николаевны ещё много дел по обустройству прихода – дай Бог им сбыться!

Источник: https://zarya64.ru/kultura/1628-sokhranyaya-traditsii-mordovskogo-naroda

Брачные обычаи мордвы-мокши | эрзянь ки. культурно-образовательный портал

Брачные отношения мордвы – мокши заметно отличались от домостроя других народов.

 Практичные мокша  искали в будущих жёнах прежде всего добрых помощниц, на которых можно было бы бесстрашно возложить все тягости домашнего хозяйства. Но главное — они должны были активно пополнять  дом  детишками  —  будущими работниками.

Признаком женской красоты для мордовского мужчины были толстые ноги, но сама прелестница при этом не должна была отличаться чрезмерной дородностью : «Жила-была одна девка Сыржа — толста, как дуб кряковистый, и ноги у неё, как поленья. Хороша была Сыржа, и много парней за ней ходило …»

Семья, в которой подрастали будущие невесты, задолго до замужества задумывалась над тем, как выгоднее всего сбыть их с рук.

Такой товар необходимо показывать лицом и при этом постараться как можно сильнее раззадорить «покупателя», поэтому девушек на выданье всячески баловали подарками, красивыми одеждами и кормили от души.

Потенциальная жена пользовалась в родной семье почетом и особым покровительством.

У мордовского народа не было определенного возраста вступления в брак. Ориентировались в основном на половое созревание юноши. В ходу была такая остроумная поговорка, основанная на жизненных наблюдениях : «Если держит на х.. ведро, может сдержать и бабу».

С крепостной мордвой дело обстояло иначе. По закону, на молодую девушку, вдовца и вдову нельзя было накладывать оброк.

Поэтому барин выдавал зрелых женщин за маленьких мальчиков, а девочек за стариков, в таком случае один из супругов выполнял двойную норму работы.

Из-за такой возрастной несправедливости в семьях происходило много бытовых убийств : жёны душили малолет-них мужей, и наоборот. По этому поводу в народе слагали песни:

Вчера взятая молодушка, Намедни выданная девушка Послала мужа на дело, Заставила его работать : Дала ему лопатку, Велела снег разгребать. Она вышла посмотрела на мужа — Руки его примерзли к лопате, Сопли примерзли к губам. За обе ноги она его схватила, Об амбарный угол ударила. Посмотрела — муж ее мёртвый,

Под амбар она его и всунула …

 Родителей, которые не отдавали своих детей в такую брачную кабалу, нещадно секли роз-гами, и они были вынуждены покориться помещику. «Моей матери было 23 года, когда её отдали замуж за 8-летнего мальчика, — рассказывала жи-тельница мордовского села Арчилова Саратовского уезда известному этнографу Шахматову. — Уснёт её муж вечером  до ужина на скамейке, а  мать переносит его к себе в постель.  Под себя она стелила

перину, а под него дерюгу — уж больно муж мочился по ночам. Матушка рассердится на своего супруга, побьёт его, а он идёт жаловаться свекрови. Та его уймёт, да и ладно. Так они и жили».

Несмотря на серьёзные намерения в выборе будущей супруги, иногда случалось, что жених отказывался от невесты после того, как ещё до свадьбы воспользовался её телом и любовью.

Мордва строго судила таких обманщиков, а уважаемые всеми старики возлагали на злоумышленника большой штраф. Впрочем, потеря девственности не смущала других претендентов на руку молодой женщины.

Мордовские женихи были не особо разборчивы на этот счёт.

«Не беда, если девушка не смогла уберечь себя до брака, так как венец покрывает все грехи. Любезна та жена, которая нарожает много сыновей и дочерей, а девушка, которая увлеклась и родила ребёнка до брака, только доказала, что не бездетна. Стыда в этом нет, виноват тот, «кто на телеге  проехал  и  следы оставил».

Читайте также:  Сочинение: женские образы в романе м.ю. лермонтова "герой нашего времени"

При этом считалось, что незаконный приплод — доброе подспорье в хозяйстве, и мордва-мокша на этот счет поговаривала : «Чей бы бычок не скакал, а те-лёночек наш !» И так как невинность девушки не была непременным условием вступления в брак, то и её отсутствие не влекло никаких последствий ни для невесты, ни для её родителей.

Но зато непременным условием порядочности молодого мужа являлось молчание по поводу чужой «телеги», которая «наехала» на его жену.

В сексуальном плане мордва-мокша была более раскрепощена, чем русские, и не боялась доставить себе «райское наслаждение». Чувственность и гусарские похождения «налево» не считались смертным грехом. Даже в браке далеко не всегда соблюдалась супружескую верность. «Грешат и мужики, которые уходят на промыслы, грешат и бабы, остающиеся на долгое время одни.

И никто из них особенно не обижается, когда узнаёт об изменах, как говорится, «на то и поле, чтобы его пахали». Обычно жена пожурит завертевшегося мужа, и всё снова войдёт в обычную колею. А мужик на такой ничтожный факт, как загул благоверной, вообще не обращает никакого внимания, если она не приносит в дом ребёнка со стороны.

При этом оба они не подвергались общественному презрению, если дело, конечно, не шло о 

бесстыдном разврате.  Но такие случаи никогда

не выходили за стены дома, так как мордва трепетно относилась к своей личной жизни. О своей сексуальной свободе мордовский народ пел на посиделках :
 

«Я пошел по мокшанской дороге, Нашел мокшанскую девушку : Рубашка её разорвана, Сиськи наружу. За сиськи я её поймал,

Под берег я её повел …»

Когда любовное дело заканчивалось свадьбой, родители жениха доставали из своих денежных запасов, отложенных на чёрный день, от 80 до 100 золотых рублей и закатывали пир горой.

В зависимости от платежеспособности семьи торжества длились от недели до месяца, и селение еще долго не успокаивалось после справленной в нем свадьбы.

Зачастую такие мероприятия служили причиной демографического взрыва в населённом пункте.

Главными действующими лицами на свадьбе кроме брачующихся и родителей были сваха и дружок жениха, на которых лежала обязанность соблюсти все необходимые традиции, часть из которых относилась ещё к языческим временам (обряд мордовской свадьбы XIX века).

Понятно, что без песен свадебное торжество обойтись не может. И тут сваха тоже становилась одним из главных действующих лиц :

Пролезайте между наших ног, У нас нет Бога, Молитесь на наши п…ды. Сука — сваха, У ней выходит задняя кишка, Её привезла сотня лошадей,

Она уе..

.ла сотню гостей.

Но долгое время у практичной мордвы было принято воровать невест. Такое явление в народе называлось «самокруткой». Этот обычай практиковался охотно, потому что в таком случае можно было обойтись без всякого пира.

Зачастую красавица с толстыми ногами и не подозревала, что нравится будущему мужу, который без согласия родителей решил сделать её своей женой. Как правило, добрый молодец с товарищами караулил возлюбленную поздно вечером, когда та возвращалась домой, и, захватив в «плен», увозил её к себе.

Злые языки прибавляли, что девушки не особо рьяно защищали свою честь, лишь слегка царапались и кусались, что ещё больше возбуждало пыл нежданного супруга.

«Свадьба сковала, никто расковать не может !

—  в этой  пословице  мордва ясно выражала свой

взгляд на полную невозможность расторжения брака. Терпеть нужно было до последнего.

Но если невозможно устроить даже худой мир, то лучше разойтись от греха подальше, иначе жди убийства. При разводе муж обязан был давать жене на пропитание.

Дети брались по взаимному соглашению, либо этот вопрос безапелляционно решали старики.

Несовершеннолетних детей, как правило, присуждали тому из родителей, который мог предоставить гарантии, что у него есть возможность безбедно содержать их. Но отец не обеспечивал детей, отданных матери, и наоборот.

«Женщина в мордовской семье имела больше прав, чем в русской. Она пользовалась большим влиянием на мужа, и обычно тот всегда советовался с ней по важным вопросам. Русских присловий, типа «курица не птица, баба не человек», мордва не признавала. Напротив в её быту ходили пословицы «Муж говорит, жена думает» или «Не верь мужу, спроси у жены».

Бить хозяйку дома тоже было не принято. Мало того, такие мужья презирались за то, что не смогли ужиться с супругой. «Обходись с соседом рублём, а с женой лаской», — поучали своих сыновей мокша. Даже в случае измены благоверной кулачная расправа допускалась лишь на месте преступления : «Поздно тёлку бить, если дал быку залезть».

То, что описано выше, относится в основном к мордве XIX–начала XX века. Ранее, в дохристианский и раннехристианский период жизни мордовского народа, обычаи были несколько иными. Так, в дохристианский период у мордвина могло быть несколько жён.

Свидетельства об обычае полигамии сохранились в фольклоре. Так, в одной из эрзянских песен говорится об очень богатом мурзе (мурзами были только мордва-мокша), имевшем «семь взятых жен» и «семеро детей мальчиков».

Но нескольку жен имели обычно люди состоятельные, представители господствующего класса — князья, мурзы.

Мурза, мурза, сюпав мурза ! Колмо саень поланзо,

Колоньгемень каканзо …

Мурза, мурза, богатый мурза ! Три взятых жены у него,

Тридцать детей у него …

В другой песне повествуется о знатном мордвине Букментее, семеро сыновей которого имеют по две жены :

Атясь паро Букментей, Алясь вадря Букментей, Сисем цера тяканзо, Кемнилее урьванзо,

Комсьнилее нуцьканзо …

Хороший старик Букментий, Замечательный старик Букментий У него семеро сыновей, У него четырнадцать снох,

У него двадцать четыре внучонка …

«Когда они были язычниками — писал этнограф И. Лепехин, — то хотя дозволялося им брать столько жен, сколько кто содержать в состоянии, однако смотря по крестьянским достаткам, никто более трёх жен не имел».

Мордовские крестьяне в XVII–XVIII веках, как правило, вступали в моногамный брак, хотя иногда и позволяли бигамию (двоеженство). Случаи двоеженства зафиксированы ландратскими переписными книгами первой четверти XVIII века.

Например, в «Книге переписной Алатырского уезда ясашных иноверцев мордвы» (1717 года) встречаются такие записи : «Дмитрий Кавдаев — 50 лет, у него жены Сернява Осипова — 40 лет, Вежава Иняшева — 35 лет», «Васька Кчаев — 40 лет, у него жены Агашка Боженова — 30 лет, Алёна Фёдорова 29 лет», «Обрамка Исламов  —  60 лет  у него жены Аштайка  Левкина — 70 лет, Агашка Аркаева — 50 лет» и т. д.

Однако подобных браков у мордвы было, по крайней мере в начале XVIII века, мало, двоеженство к этому времени сходило на нет. Так, по всему Алатырскому уезду составитель вышеуказанной переписной книги записал 31 такую семью.

У мордвы долгое время существовал обычай при заключении брака давать молодой жене новое, “жизненное”, имя — в определенном порядке в соответствии с возрастом их мужей.

В такой роли они отчасти бытуют до сих пор у мордвы-мокши без прибавления слова ава (маза 'жена старшего брата', тязя 'жена второго брата', вяжа 'жена третьего брата', пава' четвертого', тятя 'пятого'). В русских переписных книгах в виде личного имени Урьва фигурирует и само слово урьва (от уре 'раб, рабыня, служанка' и ава 'женщина') — термин, которым мордва обозначает сноху.

«Жизненных» имён для номинации снох первоначально, вероятно, было больше. Ведь снох в больших, неразделенных, семьях, нередко насчитывавших по не-скольку десятков человек, было также много. Позднее, с распадом таких семей на малые, круг терминов свойства сузился, часть их трансформировалась в обычные женские имена.

Идентично образованными титулами, также ставшими затем просто именами, мордва называла не только снох, но и женщин, имевших в свое время в мордовском обществе иной социальный статус.

Например, титулами кирдява, инява, скорее всего, назывались жены мордовских правителей — кирди, инязоров, кана-зоров (от ине ‘великий', азор 'хозяин, владыка'; кан 'хан', азор 'хозяин, владыка'); термином покшава (от покш 'большой, большая', ава 'женщина') титуловались жены покштяев — глав родов.

По материалам Н. Мокшина,
В. Майнова «Очерк юридического быта мордвы», С-Петербург

Источник: http://erzan.ru/node/1019/trackindex.php

Исследование традиций и культуры мордовского народа – pdf

Мероприятие разработала: Воспитатель II взвода ГКОУ ПК “Детский дом 3” г.перми Верещагина Н.А. Дата проведения :2012 Цели: С Днем рожденья, Пермский край! познакомить с особенностями культуры народов,

Подробнее

План мероприятий Некоммерческой ассоциации «Поволжский центр культур финно-угорских на 2016 год Утверждаю: Исполнительный директор НА «Поволжский центр культур финно-угорских Р.И. Акашкина 2015 г. п/п

Подробнее

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРЕДСТАВЛЯЕТ: ВСЕРОССИЙСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ И ВЫСТАВКА НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ 2 4 ноября 2014 г. Город Сочи Со 2-го по 4-е ноября 2014 года в городе Сочи состоится первый

Подробнее

Выступление первого заместителя министра культуры Республики Татарстан И.Х. Аюповой Хәерле көн, исәнмесез! Уважаемый Рустам Нургалиевич! Уважаемые члены Совета! Формирование социальной сплоченности на

Подробнее

Описание педагогического опыта Гришиной Светланы Николаевны преподавателя живописного и начального отделений МБУДО «Детская художественная школа 1 им. П.Ф. Рябова» Тема педагогического опыта. Приобщение

Подробнее

Республика Мордовия В Республике Мордовия по состоянию на 2010 г. на долю трех основных национальностей (мордва, русские и татары) приходится 98,3 % всего населения республики. Численность населения коренной

Подробнее

УДК 371 В.А.Абрамова, В.И.Иванова, учителя начальных классов МБОУ «Андреевская ООШ» Нурлатского муниципального района Республики Татарстан Е-mail: [email protected] Этнокультурное воспитание в условиях

Подробнее

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МЕЖПОСЕЛЕНЧЕСКАЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА КОЖЕВНИКОВСКОГО РАЙОНА» «Вот она какая, старина родная!» Авторский проект Фурсова Тамара Фёдоровна, Библиотекарь Зайцевского

Подробнее

Статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования «единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие

Подробнее

Международный Интернет-проект «Мосты дружбы» http://bridges.edu.yar.ru/2013/ Конкурс исследовательских работ «Перекрестки культур» Возрастная категория 12-14 лет Казыев Рустам г.альметьевск Республика

Подробнее

Народная культура как средство социально-личностного развития детей дошкольного возраста Процесс воспитания в духе патриотизма необходимо начинать с дошкольного возраста. Существует ряд методических разработок,

Подробнее

ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА 2012 Культурология и искусствоведение 4(8) МАТЕРИАЛЫ III ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ «КУЛЬТУРА КАК ПРЕДМЕТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ

Подробнее

Номинация: Культпросвет Проект: «От сердца к сердцу – песня без границ» Заявитель проекта: Полищук П.Н. Пушкинский муниципальный район Песня – это самый верный парламентарий и дипломат. Ее понимают сердцем,

Подробнее

Карта лучшей практики по реализации государственной национальной политики 1. Наименование муниципального образования, в котором был применен данный опыт МОГО «Усинск». 2. Отраслевая разбивка лучшей практики

Подробнее

Городская научно практическая конференция «Дружба народов глазами ребенка» в рамках городского сетевого проекта «Тольятти город мира» Номинация «Представление педагогического опыта по формированию толерантного

Подробнее

В СПбПУ отметили День независимости Нигерии Все, что связано с африканской культурой, всегда вызывает большой интерес. История жителей Африки это многовековые традиции и обычаи, колоритные национальные

Подробнее

Источник: https://docplayer.ru/44525372-Issledovanie-tradiciy-i-kultury-mordovskogo-naroda.html

Ссылка на основную публикацию