Н.а. некрасов “в дороге”: анализ стихотворения

Анализ стихотворения Н.А.Некрасова «В дороге»

О судьбе крепостных, о доле русских женщин талантливо и проникновенно писал русский поэт Н.А.Некрасов. Величие Некрасова в том, что его стихи выражали передовые, прогрессивные идеи своего времени, в том, что он сквозь трагическую действительность угнетенной России предвидел лучшую долю для своего народа и воспел его в волнующих стихах.

Не сразу достиг поэт вершин творчества. В начале 1840-х годов Некрасов присоединился к числу сотрудников журнала «Отечественные записки». На его рецензии, публикуемые в журнале, обратил внимание В.Г.Белинский, который впоследствии лично познакомился с Некрасовым.

В тот период времени литературная деятельность Некрасова подвергалась критике, и Белинский полагал, что Некрасов навсегда останется не более, как полезным журнальным сотрудником. Но когда в 1845 году Некрасов принес Белинскому свое стихотворение «В дороге», тот восторженно принял это произведение и назвал Некрасова истинным поэтом.

Успех стихотворения «В дороге» способствовал творческому расцвету Некрасова и становлению его, как народного поэта.

Стихотворение построено в форме диалога ямщика и его богатого седока. Ведущая тема стихотворения «В дороге» — подневольная судьба крепостной женщины, жизнь которой, в силу изменившихся обстоятельств, превратилась в сплошное мучение.

Композиционно стихотворение делится на три неравные части. В первой части произведения богатый пассажир просит ямщика развеять скуку – спеть веселую песню или рассказать занятную историю.

Вторая часть содержит повествование ямщика, откликнувшегося на просьбу богатого седока.

Заканчивается стихотворение репликой седока, прерывающего рассказ ямщика и заявляющего, что тот достаточно его развлек.

Основная часть литературного произведения — рассказ ямщика о своей жене по имени Груша, которая, будучи крепостной, с детства воспитывалась в барском доме, вместе с дочерью хозяина. Груша получила хорошее образование, умела читать и играть на музыкальных инструментах. Одевалась она, как настоящая барышня.

Но однажды ее жизнь круто изменилась, и не в лучшую сторону. Дочь помещика вышла замуж и уехала в Петербург. Владелец усадьбы вскоре умер, и его зять вступил во владение усадьбой. Новый хозяин не сошелся характером с Грушей, по-прежнему жившей в господском доме.

Пользуясь тем, что девушка по своему положению была крепостной, он отправил ее в село, к крестьянам. Вскоре Грушу выдали замуж за ямщика.

С появлением в жизни простого мужика жены-белоручки забот у него существенно прибавилось. Жена, хоть и не была ленивой, крестьянскую работу совсем не знала. Ей было очень тяжело осваиваться в новой реальности. Ямщик ее жалел и пытался утешить, покупая немудреные обновки. Но Груше его участие помогало мало, она часто плакала.

Ямщик искренне беспокоился и за судьбу сына, которого Груша растила как барчонка – мыла его, стригла и причесывала, учила мальчика грамоте. Всего этого, по мнению ее мужа, делать вовсе не стоило.

Жалуясь седоку, на то, что жена очень мало ест, ямщик высказывал опасения, что при таком образе жизни она недолго задержится на белом свете.

Рассказа ямщика создает настроение беспросветного уныния, безнадежности существования, но для его седока это повествование – средство развлечения. Его нисколько не тронули беды и горести простых людей, крепостных крестьян.

Главная мысль стихотворения «В дороге» состоит в том, что крепостное право, как форма порабощения людей, унижает достоинство человека и порождает неисчислимое множество личных трагедий.

Так это произошло и в случае с Грушей. Воспитанная в атмосфере свободы, она внезапно оказалась рабой, чужой собственностью.

Эта перемена в ее жизни нанесла Груше тяжелую душевную травму, от которой она так и не смогла оправиться.

Характерной особенностью стихотворения «В дороге» является отсутствие композиционно-стилистического приема, называемого в литературе «ремаркой». Этот прием состоит в отступлении автора от непосредственного сюжетного повествования.

Ремарок в стихотворении «В дороге» нет.

Еще одной характерной особенностью стихотворения является то, что существенная часть текста – монолог ямщика, обращенный к барину, по сути своей является скрытым диалогом: «Слышь, ты,…», «Понимаешь-ста…».

При написании этого стихотворения Некрасов в качестве стихотворного размера применил трехстопный анапест. Выбор данного стихотворного размера делает стихотворение похожим на песню, повышает мелодичность произведения. При этом автор использует в произведении несколько схем рифмовки – перекрестную, смежную и кольцевую.

На основании анализа произведения «В дороге» можно сделать вывод о том, что в тексте стиха видна песенная основа, которая чувствуется в следующем: в отголосках напевов ямщицких песен, в фольклорных эпитетах «белоручка», «белоличка», в диалогичности народной песни, в применении характерного размера.

Некрасов активно использовал различные средства художественной выразительности при создании стихотворения «В дороге». Он применил такие эпитеты, как «безустанная работа», «удалой ямщик», «лихая бабенка», а также метафоры «злодейка жена», «пьяная рука», «неотвязная скука».

При описании облика жены ямщика автор дает такие сравнения как «бледна и худа, как щепка», «ревет, как шальная». В стихотворении также присутствует большое количество простонародных выражений, с помощью которых автор передает прямую речи ямщика: «понимаешь-ста…», «врезамшись…», «баит», «сам-ат», «слышь», «али», «тоись» и другие.

Эти диалекты придают рассказу ямщика достоверность, повышают реализм произведения.

В стихотворении мне понравилось, что героиня рассказа ямщика, его жена Груша, не сдается в тяжелой жизненной ситуации.

Да, ей очень трудно, но она продолжает читать книги и воспитывает сына так, как считает правильным – она приучает ребенка к чистоте, аккуратности и учит мальчика грамоте.

Этот маленький эпизод в рассказе ямщика показывает, что русскую женщину не сломят никакие жизненные трагедии. Она сумеет выполнить свой материнский долг до конца.

Источник: http://DetskiyChas.ru/school/nekrasov/analiz_v_doroge/

Анализ стихотворения Некрасова В дороге 6, 10 класс

Некрасов глубоко сочувствовал крестьянам всю свою жизнь. Их пресыщенное тяжелым физическим трудом существование, вызывало в нем чувство горечи и обиды. В одном из своих творений «В дороге» поэт, в привычной для него манере диалога, грустит об одной из крестьянских судеб.

С детства молодую девушку воспитывали вместе с барыней в господском доме, прививали хорошие манеры, учили грамоте. Но, дочь хозяина вышла замуж и уехала, а сам барин умер.

Крестьянку, как ненужную игрушку, выбросили из дому. Её отдали замуж за сельского ямщика, но не приученная с детства к тяжелому физическому труду девушка постепенно чахнет.

Непривычный быт крестьян ей, как образованному человеку, дается очень тяжело.

Даже своего ребенка она учит грамоте и барским манерам. Нелегко приходится и ее мужу, ведь он старается сделать ее счастливой, как умеет, но люди с разным воспитанием не могут понять друг друга. Мужа гнетет ее непонятная для него тоска о книгах и несостоявшемся в молодости браке с учителем.

Становится очевидным, что господская прихоть иметь живую игрушку, не задумываясь о ее дальнейшей судьбе и чувствах, делает несчастными сразу двоих, ни в чем не повинных, людей. Живость народной речи и трехстопный анапест, применяемые в произведении, только усиливают трагизм повествования.

Анализ стихотворения Н.А. Некрасова “В дороге”

Николай Алексеевич Некрасов (1821-1877) обогатил лирическое чувство новыми для русской литературы компонентами. Он привнес в поэзию чувство социальности и социально-аналитичес­кое начало.

Чувство социальности включает в себя боль за бытие униженных и оскорбленных, их судьбу, стремление помочь им, ощущение личной ответственности за положение дел, страстное желание перемен и трезвое понимание того, что эти желанные перемены наступят нескоро.

Чувство социальности выражается еще и в том, что характеры, судьбы и психология его героев оцениваются, осмысляются с точки зрения не случайного, а социально закономерного. Так, прото­типом Груши, героини стихотворения «В дороге» (1845), принесшим Н. А.

Некрасову признание в литературе, вероятно, была крепостная девушка Наталья Андреева из имения Некрасовых Грешнево. Но стихотворение рассказывает не только о судьбе одной женщины. «В дороге» — первое из стихотворений Н. А.

Некрасова, посвященных женской крестьянской доле, и вместе с тем его первое резкое выступление против крепостного права.

Композиционно стихотворение «В дороге» представляет собой разговор путника с ямщиком («Скучно! скучно. Ямщик удалой, / Разгони чем-нибудь мою скуку! / Песню, что ли, приятель, запой / Про рекрутский набор и разлуку; / Небылицей какой посмеши / Пли, что ты видал, расскаяси — / Буду, братец, за все благодарен») и рассказ ямщика о своей жизни.

Такая композицион­ная схема восходит к русским народным ямщицким песням, но в некрасовском стихотворении она наполнена иным содержанием: здесь речь идет не «про рекрутский набор и разлуку», а о тяжелой доле русской крестьянки.

Крестьянская девочка Груша по воле барина была воспитана как барыш­ня: «В барском доме была учена / Вместе с барышней разным наукам, / Понимаешь-ста, шить и вя­зать, / На варгане играть и читать — / Всем дворянским манерам и штукам. / Одевалась не то, что у нас / На селе сарафанницы наши, / А, примерно представить, в атлас; / Ела вдоволь и меду и каши.

/ Вид вальяжный имела такой, / Хоть бы барыне, слышь ты, природной, / И не то что наш брат крепостной, / Тоись, сватался к ней благородный». Когда же барин умер, то новый господин выдал Грушу замуж за крестьянина: «Знай-де место свое, ты, мужичка!» После жизни в барском доме Груша оказалась не приспособленной для крестьянской жизни: «Ни косить, ни ходить за коро­вой.

/ Грех сказать, чтоб ленива была, / Да, вишь, дело в руках не спорилось!» Муж, жалея Грушу и предчувствуя ее скорую смерть, говорит так: «Погубили ее господа, / А была бы бабенка лихая!»

Анализ стихотворения Некрасова «В дороге» 6 класс

Николай Некрасов в свое время был настоящим певцом народной доли. И необходимо отметить, что, пожалуй, невозможно не найти драматической ситуации в жизни народа, на которую не откликнулся бы этот великий поэт.

Так, к примеру, уже в своей ранней лирике, в частности в своем произведении под названием «В дороге» очерчиваются основанные черты его поэзии. Особе внимание Некрасов обращает на нужды простолюдинов. Да и лиризм, и порой горький юмор также свойственны раннему творчеству поэта.

https://www.youtube.com/watch?v=mi7Np0baJJc

Начинается вышеупомянутое произведение интересным монологом ямщика и барина, в котором несколько раз можно услышать слово скука. Барину скучно, ведь от него так далеки жизненные невзгоды простого народа. Например, с равнодушным видом он прости ямщика спеть песню о рекрутском наборе и долгой разлуке. Его равнодушие и является основным показателем отношения барина к жизни простолюдинов.

Данное стихотворение не имеет каких-либо более или менее развернутых характеристик. Подобная ситуация в творчестве Некрасова довольно распространенная явление. Таким образом, автор не описывает, а только лишь намечает основу конфликта. И как показывают последние строки произведения, помещику нет никакого дела к чувствам простых крестьян, к их переживаниям и тревогам.

Читайте также:  Сказки и рассказы про осень для детей

Необходимо заметить, что в словах ездока заключена глубокая по своему смыслу ирония, которую можно рассматривать в качестве авторской позиции, поданной иносказательно.

Вне всякого сомнения, Николай Некрасов находится полностью на стороне своих обездоленных героев из простонародья.

И пусть сейчас автор является всего лишь слушателем, который стремится узнать о бедах, а также чаяниях родного многострадального народа. Это пока.

Вскоре он сможет увидеть единственный путь к счастью. И пусть он будет очень долгим, тернистым, а иногда даже опасным, однако данный путь является единственно верным.

А пока в последней строке произведения Некрасова модно услышать только лишь горькую бессильную усмешку, которая еле скрывает поэтические слезы сострадания.

«В дороге» Н.Некрасов

Стих «В дороге» Николай Некрасов

— Скучно? скучно. Ямщик удалой, Разгони чем-нибудь мою скуку! Песню, что ли, приятель, запой Про рекрутский набор и разлуку; Небылицей какой посмеши Или, что ты видал, расскажи,-

Буду, братец, за все благодарен.

«Самому мне невесело, барин: Сокрушила злодейка жена. Слышь ты, смолоду, сударь, она В барском доме была учена Вместе с барышней разным наукам, Понимаешь-ста, шить и вязать, На варгане играть1 и читать — Всем дворянским манерам и штукам. Одевалась не то, что у нас На селе сарафанницы наши, А, примерно представить, в атлас; Ела вдоволь и меду и каши.

Вид вальяжный2 имела такой, Хоть бы барыне, слышь ты, природной, И не то что наш брат крепостной, Тоись, сватался к ней благородный (Слышь, учитель-ста врезамшись был, Баит кучер, Иваныч Торопка),- Да, знать, счастья ей бог не судил: Не нужна-ста в дворянстве холопка! Вышла замуж господская дочь, Да и в Питер… А справивши свадьбу, Сам-ат, слышь ты, вернулся в усадьбу, Захворал и на Троицу в ночь Отдал богу господскую душу, Сиротинкой оставивши Грушу… Через месяц приехал зятек — Перебрал по ревизии души3 И с запашки ссадил на оброк, А потом добрался и до Груши. Знать, она согрубила ему В чем-нибудь али напросто тесно Вместе жить показалось в дому, Понимаешь-ста, нам неизвестно,- Воротил он ее на село — Знай-де место свое ты, мужичка! Взвыла девка — крутенько пришло:

Белоручка, вишь ты, белоличка!

Как на грех, девятнадцатый год Мне в ту пору случись… посадили На тягло4 — да на ней и женили… Тоись, сколько я нажил хлопот! Вид такой, понимаешь, суровый… Ни косить, ни ходить за коровой.

Грех сказать, чтоб ленива была, Да, вишь, дело в руках не спорилось! Как дрова или воду несла, Как на барщину шла — становилось Инда5 жалко подчас… да куды!- Не утешишь ее и обновкой: То натерли ей ногу коты6, То, слышь, ей в сарафане неловко.

При чужих и туда и сюда, А украдкой ревет, как шальная… Погубили ее господа,

А была бы бабенка лихая!

На какой-то патрет все глядит Да читает какую-то книжку… Инда страх меня, слышь ты, щемит, Что погубит она и сынишку: Учит грамоте, моет, стрижет, Словно барченка, каждый день чешет, Бить не бьет — бить и мне не дает… Да недолго пострела потешит! Слышь, как щепка худа и бледна, Ходит, тоись, совсем через силу, В день двух ложек не съест толокна — Чай, свалим через месяц в могилу… А с чего. Видит бог, не томил Я ее безустанной работой… Одевал и кормил, без пути не бранил, Уважал, тоись, вот как, с охотой… А, слышь, бить — так почти не бивал,

Разве только под пьяную руку…»

— Ну, довольно, ямщик! Разогнал
Ты мою неотвязную скуку.

Анализ стихотворения Некрасова «В дороге»

Николай Некрасов по праву считается знатоком крестьянской души, поэтому многие его произведения посвящены представителям низших сословий, которые во времена крепостного права приравнивались к домашнему скоту.

В те далекие времена крепостных считали по душам, и чем больше их было в имении, тем богаче слыл его владелец. Однако даже на Руси бывали исключения, когда крестьянская девушка становилась любимицей в барском доме и даже выходила замуж за дворянина.

Впрочем, Николай Некрасов никогда не питал иллюзий по поводу подобных мезальянсов, считая, что они обречены.

И в этом отношении его гораздо больше волновала судьба крестьян, которые по прихоти господ сначала становились им равными, а впоследствии возвращались к нелегкой крепостной жизни. Именно такому случаю посвящено стихотворение «В дороге», написанное поэтом в 1845 году.

Николай Некрасов нередко прибегал в своих поэтических произведениях к форме диалога, считая, что стихи от этого только выигрывают. становясь живее и понятнее читателю. «В дороге» не является исключением.

Это произведение начинается с того, что барин, с которым отождествляет себя поэт, просит ямщика развеселить его во время очередного дальнего путешествия песней либо интересным рассказом. На что ямщик отвечает: «Самому мне невесело, барин».

Причина его печали кроется в красавице-жене, которой выпала нелегкая доля. С детства она росла в панском доме вместе с дочкой хозяина, обучаясь различным наукам и хорошим манерам, «ела вдоволь и меду и каши», а также знала толк в рукоделии и изысканных нарядах.

Однако барская дочь вскоре выросла и вышла замуж, уехав в Петербург, а ее отец неожиданно скончался.

Когда в права имением вступил зять хозяина, то он первым делом «перебрал по ревизии души», то есть, пересчитал всех крепостных, определив им новый оброк.

Кроме этого, молодой владелец усадьбы не поладил с Грушей, которая вела себя как светская барышня, но при этом по-прежнему оставалась крепостной крестьянкой. Ей приказано было возвращаться в деревню, о которой девушка имела весьма смутное представление.

Ведь до этого она никогда не работала в поле и не ходила за домашними животными, не умела готовить и считала, что убирать в доме должна специально нанятая прислуга.

На этом беды Груши не закончились, так как новый барин вскоре решил выдать ее замуж за крепостного мужика, которым и оказался ямщик.

По его словам, жить с женой, которая с самого детства была приучена к роскоши, оказалось очень сложно, так как хозяйка из нее получилась, по крестьянским меркам, никудышная.

Хотя герой стихотворения и отмечает, что «грех сказать, чтоб ленива была», но при этом у молодой хозяйки совсем «дело в руках не спорится».

Однако гораздо сильнее ямщика беспокоит не это, а весьма странное поведение супруги, которая «украдкой ревет как шальная», читает книжки и учит грамоте маленького сына, а также воспитывает его «словно барченка», заставляя мыться, ходить в чистой одежде и расчесываться. При этом ямщик понимает, что его жена тоскует по прошлой, сытой и счастливой жизни, поэтому стала «как щепка худа и бледна», и вот-вот ляжет в могилу.

Финальная часть стихотворения состоит из одной короткой фразы, в которую автор вложил всю свою агрессию вперемешку с сарказмом. отметив, что ямщик «разогнал неотвязную скуку».

Однако ей на смену пришло осознание той безысходности, в которой вынуждены жить крепостные крестьяне, и чувство горечи за неизвестную ему Грушу, которой испытание роскошью оказалось не под силу.

Она стала очередной игрушкой в чьих-то руках, которую выбросили за ненадобностью, даже не подумав о том, что происходит в этот момент в ее душе.

«В дороге», анализ стихотворения Некрасова 10 класс

История создания

Стихотворение «В дороге» написано Некрасовым в 1845 году, поэту только 24 года. Это жанровая сценка, созданная в виде диалога между барином и ямщиком (перевозчиком на длинные дистанции). Ямщики часто пели песни и рассказывали истории заскучавшим седокам, так что Некрасов описывает типичную жизненную ситуацию. Песня-жалоба ямщика как жанр существовала в фольклоре.

Литературное направление, жанр

Стихотворения Некрасова реалистичны. Они описывают типичного героя в типичных обстоятельствах. Во времена крепостного права крестьяне нередко становились игрушкой в руках господ. Иногда это происходило как будто случайно, как описано в стихотворении «В дороге»: крепостную девочку взяли в господский дом в подруги и компаньонки дочери хозяина.

Когда барышня выросла и вышла замуж, а старый хозяин умер, его зять отправил девушку, привыкшую жить как барышня, в деревню и выдал замуж. Помещики не думали о судьбе своих крепостных. Изменение жизни сделало барышню-крестьянку несчастной и грозит ей гибелью.

Справедливости ради надо сказать, что случались и неравные браки между помещиками и крепостными, но они редко были счастливыми.

Стихотворение относится к гражданской лирике и обличает общественное устройство крепостнической России.

Тема, основная мысль и композиция

Сюжет стихотворения – жалобы ямщика на свою жену, выросшую в господском доме. Груша была научена наукам, шить, вязать, читать, играть на фортепиано. Она по-господски одевалась, ела господскую пищу (кашу с мёдом). К ней даже сватался учитель, «да, знать, счастья ей Бог не судил».

После того как в дом приехал новый хозяин, Груша почему-то была отправлена в деревню и выдана замуж, и жизнь её, а также её мужа, стала невыносимой. Муж не считает её ленивой, но делать она ничего не умеет, «ни косить, ни ходить за коровой». Женщине тяжело выполнять любую физическую работу.

Муж-ямщик жалеет её и утешает, как это принято у крестьян, но даже обновки её не радуют, непривычная одежда и обувь неудобны. Груша плачет, мало ест и, очевидно, недолго проживёт на свете.

Она читает какую-то книжку (может быть, единственную, которая у неё есть), смотрит на какой-то портрет (не на портрет ли учителя?) Ямщик совершенно не понимает своей жены, не видит собственной вины, ведь он обращался с ней по-крестьянски хорошо, даже почти не бил. Его беспокоит ещё и судьба сынишки, которого мать воспитывает как барчонка.

https://www.youtube.com/watch?v=JX-ncEqxtGQ

Основная мысль рассказчика заключена в двух строчках: «Погубили её господа, А была бы бабёнка лихая». Ямщик подразумевает, что крестьянку сгубило барское воспитание. Барин, который просил развлечь его рассказом, останавливает крестьянина на словах о том, что жену он бил только под пьяную руку. Барин-то понимает, насколько девушку должна угнетать такая жизнь.

Читайте также:  Госпожа хлестова: характеристика и образ персонажа в комедии а.с. грибоедова "горе от ума"

Не потому, что она должна выполнять грязную крестьянскую работу, а потому, что она унижена. Тема стихотворения – несчастная судьба человека с чувством собственного достоинства. Барин осознаёт всю безнадёжность и безотрадность судьбы несчастных супругов и вообще всех людей в классовом обществе, которым была крепостная Россия. Идея стихотворения антикрепостническая.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано трёхстопным анапестом, напоминающим тонические русские песни-жалобы. Этот ритм ложится на стук копыт. Живость речи передаёт чередование женской и мужской рифмы, а также разнообразная рифмовка, которая чередуется неупорядоченно: перекрёстная, парная и кольцевая.

Тропы и образы, речь

Реалистичной речь ямщика делают просторечные выражения: слышь ты, понимаешь-ста, тоись, врезамшись, баит, сам-ат, патрет. Некрасов точно сумел передать состояние крестьянина, не знающего, чем помочь своей жене и в чём его собственная вина.

Барин в начале диалога спокоен и равнодушен: ему безразлично, какую историю послушать. Но он не бессердечен. Речь барина иронична.

В последней фразе «Разогнал Ты мою неотвязную скуку» чувствуется сарказм: было грустно, а стало ещё грустнее и безнадёжней.

В речи ямщика нет тропов, да и откуда бы им взяться у крестьянина. Есть два простонародных сравнения ревёт, как шальная, как щепка худа и бледна и один эпитет – высшая крестьянская похвала бабёнка лихая. Эпитет барина неотвязная скука подчёркивает его горечь от услышанного.

Слушать стихотворение Некрасова В дороге

Темы соседних сочинений

← В деревне↑ НекрасовВ зимние сумерки →

Источник: https://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/nekrasova/v-doroge

Анализ стихотворения Н. Некрасова «В дороге»

/ Сочинения / Некрасов Н.А. / Разное / Анализ стихотворения Н. Некрасова «В дороге»

  Скачать сочинение

    Николай Алексеевич Некрасов — певец народной доли. Не было такой жизненной ситуации, драматического поворота в судьбе народа, на которые бы не откликнулся поэт, не запечатлел в своей лирике.

Уже в раннем стихотворении 1845 года “В дороге” проявились основные черты поэзии Некрасова: пристальное внимание к нуждам простолюдина, лиризм и горький юмор, временами переходящий в сатиру и даже в сарказм.     Стихотворение “В дороге” открывается нехитрым диалогом седока с ямщиком.

Слово “скука” несколько раз повторяется: седоку, явно барину, скучно потому, что не знает он настоящих трагедий, равнодушно просит спеть про “рекрутский набор и разлуку”, то есть не затрагивают его страдания крестьян. И только в итоговых строках мы ощущаем, что даже на такого человека подействовала история ямщика.

    А история проста: жену его смолоду воспитывали в барском доме наравне с барышней. Очевидно, что господа девушку любили, но просто не подумали, что, дав ей дворянское воспитание, они не дадут ей дворянского положения, крепостной она и останется, ее лишь на время “выдернули” из привычной среды.

    Стихотворение не отличается развернутыми характеристиками, подобная ситуация была нередка, поэтому автор лишь намечает основу конфликта, остальное читатели прекрасно знали по происходящему вокруг. Барышня вышла замуж и уехала, барин захворал и умер, “сиротинкой оставивши Грушу”. Через месяц приехал зятек…

В самом лексическом подборе слов чувствуется авторское отношение к повествованию: “сиротинкой”, “Грушу”, “зятек”. Нового помещика не интересуют чувства подвластных крестьян, он руководствуется сиюминутными настроениями и решениями. Девушку он отослал на село и выдал замуж.     Воротил он ее на село –     Знай-де место свое ты, мужичка!..

    Как на грех, девятнадцатый год     Мне в ту пору случись… посадили     На тягло — да на ней и женили…     Здесь поэт еще не отошел от натуралистических приемов — много просторечных слов и оборотов, позже он будет избегать этого.

Грустна повесть ямщика, не понимающего, за что наказан он, да и его жена в общем-то ни в чем не виновата, разве что только рождением да горькой долей крепостной.     Погубили ее господа,     А была бы бабенка лихая!     Настоящая драматическая повесть открывается перед барином и читателем. Ямщику невдомек, а нам понятно, почему гибнет его жена. Причина не в тяжелой и непривычной крестьянской работе, а в попрании человеческого достоинства, которое пытались в ней растоптать.

    И горькой иронией звучат слова седока, иносказательно объясняющие авторскую позицию. Он полностью на стороне своих обездоленных героев.

Пока он только слушает их, чтобы узнать беды и чаяния родного народа, но вскоре увидит и путь к народному счастью, пусть очень длинный и тернистый, но единственно верный.

А сейчас только горькая усмешка, едва скрывающая слезы сострадания, звучит в последней строке стихотворения.

48204 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Некрасов Н.А. / Разное / Анализ стихотворения Н. Некрасова «В дороге»

Смотрите также по разным произведениям Некрасова:

Заказать сочинение      

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00075601184864140297

Анализ стихотворения «В дороге» Н.А. Некрасова

Стихотворение «В дороге» было написано  24-летним Некрасовым в 1845 году. В это время Николай Некрасов  тесно и продуктивно  сотрудничал с «Неистовым Виссарионом» Белинским.

Также в это время Некрасов,  взяв в аренду на паях с Панаевым основанный Пушкиным «Современник» стал заниматься издательской деятельностью. Это было вовсе  не первое его поэтическое произведение.

В 1840 — м году он издал книжечку своих стихов «Мечты и звуки», проигнорированную читающей публикой.

Расстройство Некрасова равнодушием к своему творчеству подвигло его скупать и уничтожать издание своего сборника, почти как Гоголя с его «Ганцем Кюхельгартеном». Лишь Виссарион Белинский сухо и сдержанно похвалил «Мечты и звуки» как «вышедшие из души».

Ему Некрасов и показал написанное после нескольких лет перерыва стихотворение «В дороге». Критик был в восторге. Когда Некрасов прочёл стихотворение, Белинский крепко обнял его и вскричал: «Вы – поэт, и поэт истинный!»

Герцену также очень нравилось  это стихотворение что он, нарушив традицию не печатать на страницах «Колокола» стихов, напечатал его, назвав его в анонсе «превосходным».
Жанрово стихотворение «В дороге» представляет собой причудливую и терпкую смесь рассказа и ямщицкой песни.

Выстроенное в виде диалога пассажира, русского барина, с ямщиком. Стержнем стихотворения является повествование о драме и трагедии простолюдинки, в душу которой заронили иллюзии.
Зачин стихотворения — это реплика барина.

Заранее предчувствуя унылое однообразие долгой дороги, он просит ямщика:

«Скучно! скучно!.. Ямщик удалой,

Разгони чем — нибудь мою скуку!

Песню, что ли, приятель, запой

Про рекрутский набор и разлуку;

Небылицей какой посмеши

Или, что ты видал, расскажи —

Буду, братец, за все благодарен».

И ямщик охотно (видать, томило душу!) рассказывает перипетии своей далеко невесёлой жизни. Сначала он жалуется барину на то, что его «сокрушила злодейка жена».

— «Самому мне невесело, барин:

Сокрушила злодейка жена!..

Но чем дальше уходит рассказ ямщика, тем драматичнее становится история: перед мысленным взором читателя проясняется картина трагедии Аграфены- Груши.

Выросшая в поместье наперсницей своей сверстницы — барышни, она не просто обучилась грамоте — получила приличное образование. Она к тому же музицирует (» играть на варгане»(органе)).

 Но смерть главы дома обрушивает во прах счастье деревенской девушки. Юная барышня уезжает в Петербург, а Аграфена — Груша возвращается в деревню, в избу:

«Знай де место свое ты, мужичка!»

Затем, без всякого стеснения её, словно овцу к барану, заталкивают под венец. Но сил Груши не хватает, чтобы смириться и надев лямку тащить до смерти, безропотно, тысячепудовую гирю крестьянской судьбы.

Грех сказать, чтоб ленива была,
Да, вишь, дело в руках не спорилось! Как дрова или воду несла, Как на барщину шла – становилось Инда жалко подчас… да куды! — Не утешишь ее и обновкой: То натерли ей ногу коты, То, слышь, ей в сарафане неловко. При чужих и туда и сюда, А украдкой ревет, как шальная… Погубили ее господа, А была бы бабенка лихая!

Страдания Груши не от условий скотской жизни, не от непосильной крестьянской работы, хотя это разрушает её физически, но смертную тоску порождает осознание безысходности своей судьбы и пожизненности своего рабства. Прожив в поместье ранние годы своей жизни, она привыкла мыслить как человек, а не как невежественная холопка. И крутой, подлый поворот в её жизни сломал её и приближает к трагической развязке:

Слышь, как щепка худа и бледна,

Ходит, тоись, совсем через силу,

В день двух ложек не съест толокна —

Чай, свалИм через месяц в могилу…

А ямщик не в силах , ведь он, по понятиям русской деревни был вполне себе либеральным мужем:

Видит бог, не томил Я ее безустанной работой… Одевал и кормил, без пути не бранил,

Уважал, то

ись, вот как, с охотой… А, слышь, бить – так почти не бивал,

Разве только под пьяную руку…

Эти последние слова недоумевающего мужика невыносимы для пассажира который с горчайшей иронией обрывает его исповедь:

Ну, довольно, ямщик! Разогнал Ты мою неотвязную скуку!

   «В дороге»явственно проступает композиция из трёх частей. К первой части можно отнести начинающую стихотворение просьбу пассажира. Вторая, основная часть –чуть заунывное повествование ямщика. Третья часть – завершающая реплика барина.

В начале и финале стихотворения возникает тема скуки, тоски, неизменно присутствующей в русской жизни. В этом плане мы можем говорить о кольцевой композиции.

Стихотворение «В дороге» — это трёхстопный анапест, рифмовка разнообразная – перекрестная, парная и кольцевая.

Некрасов щедро, со знанием предмета рассыпает перлы художественной выразительности: эпитеты («ямщик удалой», «бабенка лихая»), метафору («сокрушила злодейка жена»), анафору («То натерли ей ногу коты, То, слышь, ей в сарафане неловко»), сравнение («ревет, как шальная…»).

Богат язык стихотворения «В дороге» на диалектные выражения: «понимаешь-ста», «тоись», «слышь», «куды».
Стихотворение «В дороге» обозначило собой прорыв в творчестве Некрасова. Оно было написано после, как уже было сказано выше, неудачи со сборником стихов 1840 года «Мечты и звуки».

Некрасов осознал, что нужно писать иначе. Что поэзия должна подпитываться страстями и жизнью людей. «Передо мною никогда не изображенными стояли миллионы живых существ! Они просили любящего взгляда! И что ни человек, то мученик, что ни жизнь, то трагедия!» – вспоминал впоследствии поэт».

Так родилось «В дороге», открывшее в творчестве Некрасова тему русской крестьянской жизни и где он стал первым среди равных, снискав себе заслуженную славу большого поэта.

Читайте также:  С. а. есенин "разбуди меня завтра рано...": анализ стихотворения

«Скучно! скучно!.. Ямщик удалой,

Разгони чем — нибудь мою скуку!

Песню, что ли, приятель, запой

Про рекрутский набор и разлуку;

Небылицей какой посмеши

Или, что ты видал, расскажи —

Буду, братец, за все благодарен».

— «Самому мне невесело, барин:

Сокрушила злодейка жена!..

Слышь ты, смолоду, сударь, она

В барском доме была учена

Вместе с барышней разным наукам,

Понимаешь-ста, шить и вязать,

На варгане играть и читать —

Всем дворянским манерам и штукам.

Одевалась не то, что у нас

На селе сарафанницы наши,

А, примерно представить, в атлас;

Ела вдоволь и меду и каши.

Вид вальяжный имела такой,

Хоть бы барыне, слышь ты, природной,

И не то что наш брат крепостной,

Тоись, сватался к ней благородный

(Слышь, учитель-ста врезамшись был,

Баит кучер, Иваныч Торопка), —

Да, знать, счастья ей бог не судил:

Не нужна — ста в дворянстве холопка!

 Вышла замуж господская дочь,

Да и в Питер… А справивши свадьбу,

Сам — ат, слышь ты, вернулся в усадьбу,

Захворал и на Троицу в ночь

Отдал богу господскую душу,

Сиротинкой оставивши Грушу…

Через месяц приехал зятек —

Перебрал по ревизии души

И с запашки ссадил на оброк,

А потом добралсЯ  и до Груши.

Знать, она согрубила ему

В чем-нибудь, али нАпросто тесно

Вместе жить показалось в дому,

Понимаешь-ста, нам неизвестно.

Воротил он ее на село —

Знай-де место свое ты, мужичка!

Взвыла девка — крутенько пришло:

Белоручка, вишь ты, белоличка!

 Как на грех, девятнадцатый год

Мне в ту пору случись… посадили

На тягло — да на ней и женили…

Тоись, сколько я нажил хлопот!

Вид такой, понимаешь, суровый…

Ни косить, ни ходить за коровой!..

Грех сказать, чтоб ленива была,

Да, вишь, дело в руках не спорилось!

Как дрова или воду несла,

Как на барщину шла — становилось

Инда жалко подчас… да куды! —

Не утешишь ее и обновкой:

То натерли ей ногу коты,

То, слышь, ей в сарафане неловко.

При чужих и туда и сюда,

А украдкой ревет как шальная…

Погубили ее господа,

А была бы бабенка лихая!

 На какой-то патрет все глядит

Да читает какую-то книжку…

Инда страх меня, слышь ты, щемит,

Что погубит она и сынишку:

Учит грамоте, моет, стрижет,

Словно барченка, каждый день чешет,

Бить не бьет — бить и мне не дает…

Да недолго пострела потешит!

Слышь, как щепка худа и бледна,

Ходит, тоись, совсем через силу,

В день двух ложек не съест толокна —

Чай, свалИм через месяц в могилу…

А с чего?.. Видит бог, не томил

Я ее безустанной работой…

Одевал и кормил, без пути не бранил,

Уважал, тоись, вот как, с охотой…

А, слышь, бить — так почти не бивал,

Разве только под пьяную руку…»

— «Ну, довольно, ямщик! Разогнал

Ты мою неотвязную скуку!..»

Источник: http://kid-mama.ru/analiz-proizvedenij-po-literature/analiz-stixotvoreniya-v-doroge-n-a-nekrasova/

ActionTeaser.ru – тизерная реклама

История созданияСтихотворение «В дороге» написано Некрасовым в 1845 году, поэту только 24 года.

Это жанровая сценка, созданная в виде диалога между барином и ямщиком (перевозчиком на длинные дистанции).

Ямщики часто пели песни и рассказывали истории заскучавшим седокам, так что Некрасов описывает типичную жизненную ситуацию. Песня-жалоба ямщика как жанр существовала в фольклоре.

Литературное направление, жанр

Стихотворения Некрасова реалистичны. Они описывают типичного героя в типичных обстоятельствах. Во времена крепостного права крестьяне нередко становились игрушкой в руках господ.

Иногда это происходило как будто случайно, как описано в стихотворении «В дороге»: крепостную девочку взяли в господский дом в подруги и компаньонки дочери хозяина.

Когда барышня выросла и вышла замуж, а старый хозяин умер, его зять отправил девушку, привыкшую жить как барышня, в деревню и выдал замуж. Помещики не думали о судьбе своих крепостных. Изменение жизни сделало барышню-крестьянку несчастной и грозит ей гибелью.

Справедливости ради надо сказать, что случались и неравные браки между помещиками и крепостными, но они редко были счастливыми.Стихотворение относится к гражданской лирике и обличает общественное устройство крепостнической России.

Тема, основная мысль и композиция

Сюжет стихотворения – жалобы ямщика на свою жену, выросшую в господском доме. Груша была научена наукам, шить, вязать, читать, играть на фортепиано. Она по-господски одевалась, ела господскую пищу (кашу с мёдом). К ней даже сватался учитель, «да, знать, счастья ей Бог не судил».

После того как в дом приехал новый хозяин, Груша почему-то была отправлена в деревню и выдана замуж, и жизнь её, а также её мужа, стала невыносимой. Муж не считает её ленивой, но делать она ничего не умеет, «ни косить, ни ходить за коровой». Женщине тяжело выполнять любую физическую работу.

Муж-ямщик жалеет её и утешает, как это принято у крестьян, но даже обновки её не радуют, непривычная одежда и обувь неудобны. Груша плачет, мало ест и, очевидно, недолго проживёт на свете.

Она читает какую-то книжку (может быть, единственную, которая у неё есть), смотрит на какой-то портрет (не на портрет ли учителя?) Ямщик совершенно не понимает своей жены, не видит собственной вины, ведь он обращался с ней по-крестьянски хорошо, даже почти не бил. Его беспокоит ещё и судьба сынишки, которого мать воспитывает как барчонка.

https://www.youtube.com/watch?v=JX-ncEqxtGQ

Основная мысль рассказчика заключена в двух строчках: «Погубили её господа, А была бы бабёнка лихая». Ямщик подразумевает, что крестьянку сгубило барское воспитание. Барин, который просил развлечь его рассказом, останавливает крестьянина на словах о том, что жену он бил только под пьяную руку. Барин-то понимает, насколько девушку должна угнетать такая жизнь.

Не потому, что она должна выполнять грязную крестьянскую работу, а потому, что она унижена. Тема стихотворения – несчастная судьба человека с чувством собственного достоинства. Барин осознаёт всю безнадёжность и безотрадность судьбы несчастных супругов и вообще всех людей в классовом обществе, которым была крепостная Россия. Идея стихотворения антикрепостническая.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано трёхстопным анапестом, напоминающим тонические русские песни-жалобы. Этот ритм ложится на стук копыт. Живость речи передаёт чередование женской и мужской рифмы, а также разнообразная рифмовка, которая чередуется неупорядоченно: перекрёстная, парная и кольцевая.

Тропы и образы, речьРеалистичной речь ямщика делают просторечные выражения: слышь ты, понимаешь-ста, тоись, врезамшись, баит, сам-ат, патрет.

Некрасов точно сумел передать состояние крестьянина, не знающего, чем помочь своей жене и в чём его собственная вина. Барин в начале диалога спокоен и равнодушен: ему безразлично, какую историю послушать. Но он не бессердечен. Речь барина иронична.

В последней фразе «Разогнал Ты мою неотвязную скуку» чувствуется сарказм: было грустно, а стало ещё грустнее и безнадёжней.В речи ямщика нет тропов, да и откуда бы им взяться у крестьянина.

Есть два простонародных сравнения ревёт, как шальная, как щепка худа и бледна и один эпитет – высшая крестьянская похвала бабёнка лихая. Эпитет барина неотвязная скука подчёркивает его горечь от услышанного.

Стихотворение «В дороге»

“Скучно! скучно!.. Ямщик удалой,

Разгони чем – нибудь мою скуку!
Песню, что ли, приятель, запой
Про рекрутский набор и разлуку;
Небылицей какой посмеши
Или, что ты видал, расскажи –
Буду, братец, за все благодарен”.

– “Самому мне невесело, барин:

Сокрушила злодейка жена!..
Слышь ты, смолоду, сударь, она
В барском доме была учена
Вместе с барышней разным наукам,
Понимаешь-ста, шить и вязать,
На варгане играть и читать –
Всем дворянским манерам и штукам.
Одевалась не то, что у нас
На селе сарафанницы наши,
А, примерно представить, в атлас;
Ела вдоволь и меду и каши.
Вид вальяжный имела такой,
Хоть бы барыне, слышь ты, природной,
И не то что наш брат крепостной,
Тоись, сватался к ней благородный
(Слышь, учитель-ста врезамшись был,
Байт кучер, Иваныч Торопка), –
Да, знать, счастья ей бог не судил:
Не нужна – ста в дворянстве холопка!

Вышла замуж господская дочь,

Да и в Питер… А справивши свадьбу,
Сам – ат, слышь ты, вернулся в усадьбу,
Захворал и на Троицу в ночь
Отдал богу господскую душу,
Сиротинкой оставивши Грушу…
Через месяц приехал зятек –
Перебрал по ревизии души
И с запашки ссадил на оброк,
А потом добрался и до Груши.
Знать, она согрубила ему
В чем-нибудь, али напросто тесно
Вместе жить показалось в дому,
Понимаешь-ста, нам неизвестно.
Воротил он ее на село –
Знай-де место свое ты, мужичка!
Взвыла девка – крутенько пришло:
Белоручка, вишь ты, белоличка!

Как на грех, девятнадцатый год

Мне в ту пору случись… посадили
На тягло – да на ней и женили…
Тоись, сколько я нажил хлопот!
Вид такой, понимаешь, суровый…
Ни косить, ни ходить за коровой!..
Грех сказать, чтоб ленива была,
Да, вишь, дело в руках не спорилось!
Как дрова или воду несла,
Как на барщину шла – становилось
Инда жалко подчас… да куды! –
Не утешишь ее и обновкой:
То натерли ей ногу коты,
То, слышь, ей в сарафане неловко.
При чужих и туда и сюда,
А украдкой ревет как шальная…
Погубили ее господа,
А была бы бабенка лихая!

На какой-то патрет все глядит

Да читает какую-то книжку…
Инда страх меня, слышь ты, щемит,
Что погубит она и сынишку:
Учит грамоте, моет, стрижет,
Словно барчонка, каждый день чешет,
Бить не бьет – бить и мне не дает…
Да недолго пострела потешит!
Слышь, как щепка худа и бледна,
Ходит, тоись, совсем через силу,
В день двух ложек не съест толокна –
Чай, свалим через месяц в могилу…
А с чего?.. Видит бог, не томил
Я ее безустанной работой…
Одевал и кормил, без пути не бранил,
Уважал, тоись, вот как, с охотой…
А, слышь, бить – так почти не бивал,
Разве только под пьяную руку…”

– “Ну, довольно, ямщик! Разогнал

Ты мою неотвязную скуку!..”ActionTeaser.ru – тизерная рекламаActionTeaser.ru – тизерная реклама

Источник: https://tvory.info/sochineniya-po-russkomu/index.php/analiz-proizvedeniya/analiz-stikhotvorenij-n-nekrasova/5816-v-doroge-analiz-stikhotvoreniya-n-n

Ссылка на основную публикацию