К. д. бальмонт “снежинка”: анализ стихотворения

Анализ стихотворения Бальмонта Снежинка 4 класс

Стихотворение К. Д. Бальмонта “Снежинка” – это погружение автора в прекрасный мир переживаний от увиденной картины, относящейся к зимнему пейзажу. Ощущения, которые вызывает подобное переживание, сливаются в общее чувство восторга, гармонии.

Бальмонт эмоционально описывает частичку потока снега, спускающегося на землю с небес. Выбирает лишь одну из снежинок, наделяет ее признаками, свойственными живому существу. Так проявляется его необычная наблюдательность, любовь к родной природе.

С первых строк можно судить об отношении автора к снежинке. Он с нежностью, порой с жалостью, с особым трепетом изображает ее падение. Поэт наделяет ее легкостью, белоснежными оттенками. Пушистая поверхность создает ощущение мягкости, а структура похожа на строение звезды. Все это притягивает взгляд к ней.

Восхищение сопровождает автора до конца произведения: “Какая чистая!”. Из подобной характеристики становится понятным, что эта природная частица проделала огромный путь, преградой для которой стала неистовая сила зимнего времени года. Зародившись высоко в небе, она “дорогой бурной” опустилась на землю.

Ее беспорядочное, неорганизованное направление поддернуто сильным потоком ветра, непогодой. Но автор присваивает ей необыкновенную смелость, которая позволяет “крутиться бешено”.

 
Пройдя через конвейер препятствий, она занимает положение на земле в таком же виде, как и была в начале знакомства, когда покидала “лазурь небесную”.

Символичность образа прозрачна. Ее можно сопоставить с бесконечным количеством других образов, которые проходят через ряд препятствий. По окончании пути приходит умиротворение и покой, если цель достигнута. Существующий в природе круговорот напоминает кольцевая композиция стихотворения.

Преимуществом среди использованных художественных средств пользуются олицетворения, при помощи которых автор изобразил снежинку с характерными для человека качествами. Это выделило ее среди потока подобных (она дрожит, качается).

Также проводит параллель со звездой, имея в виду сходство и относительно строения, и в возможности падения, подчеркивая хрупкость. В стихотворении явное преобладание светлых тонов белого, лазурного цветов.

Она остается незапятнанной, несмотря на непогоду.

С помощью изображения снежинки К. Бальмонт передал свое отношение к природе, подчеркивая ее неповторимость. Изображая непогоду в стихотворении, поэт превращает это явление в радостное событие. Вьюга становится не унылым явлением, а предметом для восхищения.

3, 4 класс 5 класс кратко по плану

  • Анализ стихотворения Блока О весна без конца и без краюАлександр Александрович Блок – замечательный поэт, удивительный человек, с тонкой и чувствующей душой. Каждое его произведение пронизано эмоциями, чувствами, глубоким смыслом. Сегодня более подробно хочется поговорить о произведении
  • Анализ стихотворения Ахматовой Стихи о ПетербургеСанкт-Петербург и Царское село играют одну из главных ролей в стихотворениях поэтессы. Естественно, ведь её жизнь тесно связана с ними. Санкт-Петербург – очень красивый город, но годы революции, крови, злости, насилия, новой идеологии
  • Анализ стихотворения Пастернака ВеснаСтихотворение «Весна» было написано в 1918 году, а спустя пять лет опубликовано в сборнике «Тьмы и вариации». В творчестве Б. Пастернака, очень глубоко раскрыта тема весны. Весна для писателя это возрождение,
  • Анализ стихотворения Лермонтова Молитва я матерь божияСтихотворение было написано в 1839 году, автор написал его, когда ему исполнилось двадцать пять лет. В своей жизни он был веселым и общительным парнем. Творчество начал в позднем периоде и всегда хотел, чтоб его заметили люди.
  • Анализ стихотворения Есенина Письмо к женщинеЕсенин был любим женщинами, но сам любил немногих. Тёплые чувства были у него к Зинаиде Райх, она была его первой женой. У них родились двое детей, но они не смогли удержать Есенина в семье, и он ушёл к другой.

Источник: https://analiz-stihov.ru/balmont/snezhinka-4-klass

Анализ стихотворения Бальмонта Снежинка



Викторина по творчеству Бальмонта К.Д

Лист самооценивания Закрась нужный кружок

Я умею читать выразительно стихи.

Я стараюсь читать стихи так, как читает сосед или учитель.

Я самостоятельно выполнил задание «Подбери рифму».

Мне трудно читать стихи, так как я еще читаю по слогам.

В задании «Подбери рифму» я подбирал рифмы с помощью соседа или учителя.

Я смог ответить на все вопросы викторины.

Я не успел сделать задание со всеми, так как мне трудно подбирать рифмы.

Я отвечал на вопросы викторины с помощью соседа.

Я выбрал другое задание.

Аудиозапись для физкультминутки, Чайковский «Времена года. Декабрь»

Шаблон для презентации

Константин Бальмонт (1867-1942) К.Д.Бальмонт (рис. В.Серова.1905) – презентация

9 2.Дорогой бурною Легко проносится Не в высь лазурную – На землю просится. 3.Лазурь чудесную Она покинула, Себя в безвестную Страну низринула.

10 2.Дорогой бурною Легко проносится Не в высь лазурную – На землю просится. 3.Лазурь чудесную Она покинула, Себя в безвестную Страну низринула.

11 Лазурь – светло-синий цвет, синева (устар. и высок.) Низринуть – то же, что низвергнуть (сбросить сверху)

13 5.Под ветром веющим Дрожит, взметается, На нем, лелеющем, Светло качается. 6. Его качелями Она утешена, С его метелями Кружится бешено.

14 5.Под ветром веющим Дрожит, взметается, На нем, лелеющем, Светло качается. 6. Его качелями Она утешена, С его метелями Кружится бешено.

16 5.Под ветром веющим Дрожит, взметается, На нем, лелеющем, Светло качается. 6. Его качелями Она утешена, С его метелями Кружится бешено.

24 Главная идея стихотворения Передать восхищение красотой природы… Удивление, умиление, радость, любовь, любование, душевный трепет, изумление

27 Творческое задание Синквейн «Снежинка» 1.Существительное 2.2 эпитета 3.3 глагола 4.Крылатое выражение 5. Предложение Напишите стихотворение, используя рифмы: ……………..зима ………..кутерьма …………пушинка ………..снежинка

28 Творческое задание Синквейн «Снежинка» 1.Существительное 2.2 эпитета 3.3 глагола 4.Крылатое выражение 5. Предложение Напишите стихотворение, используя рифмы: ……………..зима ………..кутерьма …………пушинка ………..снежинка

29 Домашнее задание (на выбор) 1) Напишите сочинение на одну из предложенных тем «Первый снег», «Волшебница-Зима», «Какой бывает снег?» 1) Напишите сочинение на одну из предложенных тем «Первый снег», «Волшебница-Зима», «Какой бывает снег?» 2)Напишите сказку «Путешествие снежинки» 2)Напишите сказку «Путешествие снежинки» 3) Сделайте письменный анализ стихотворения К.Бальмонта «Снежинка» 3) Сделайте письменный анализ стихотворения К.Бальмонта «Снежинка»

30 Рефлексия Закончите одно из предложениий: 1.Сегодня на уроке мне понравилось… 2. Мне не понравилось… 3. Мне бы хотелось… 3. Мне бы хотелось…

31 Продолжи составление кластера на предложенной основе. Зима Запахи Зимы Цвет Зимы Вкус Зимы Картины Зимы Звуки Зимы

Похожие презентации

Царственное слово Роль эпитета в поэзии. Секреты эпитета Эпитет – это самое меткое, самое свежее, самое нужное слово, которое выбирает писатель каждый.

Описание Основная цель описания – дать информацию о ком-либо или о чем- либо Основной вопрос – каков предмет? Предмет описания – это то, о чем говорится.

Источник: https://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/balmonta/snezhinka

К.Д. Бальмонт

Слово учителя о К.Д. Бальмонте

Сто лет назад в России с восторгом читали стихи Константина Дмитриевича Бальмонта, он был едва ли не самым знаменитым русским поэтом того времени.

Бальмонт родился в семье небогатого дворянина и детство провел в имении отца в деревне. Отец поэта, тихий добрый человек, научил сына видеть красоту русской природы, а благодаря матери мальчик узнал красоту музыки и слова.

Поэтому не удивительно, что в десять лет Бальмонт начал писать стихи, а когда вырос, стал знаменитым поэтом и воспел в стихах красоту русской природы.

Он не забыл ее и на чужбине, где пришлось ему оказаться. Долгие годы прожил Бальмонт за границей, но всегда ощущал себя русским человеком и русским поэтом. Вот что писал он из Франции: «Я рад, что я родился русским, и никем иным быть бы не хотел. Люблю Россию. Ничего для меня нет прекраснее и священнее. Сердце здесь сжимается».

Слово учителя перед чтением стихотворения К.Д. Бальмонта «Осень»

Есть такая пора в сентябре, когда лето уже кончилось, а осень еще не пришла. Стоят прекрасные дни, и понимаешь, что это неожиданный подарок природы, потому что по календарю уже осень. Такие дни называют у нас бабьим летом.

Читайте также:  Сочинение: описание картины п. кончаловского "сирень в корзине"

Почему? Потому что бывает такое время в жизни женщины, когда лет ей уже немало, а выглядит она молодой и красивой. Вот и сравнивают эти сентябрьские дни с таким временем жизни женщины. Видимо, такую пору изобразил Константин Бальмонт в стихотворении «Осень».

Вопросы для детей по стихотворению К.Д. Бальмонта «Осень»

•  Какие приметы осени заметил поэт?

•  Почему поэту кажется, что осень пока спит?

• Какие строки стихотворения говорят о красоте природы? («Все деревья блистают в разноцветном уборе», «солнце смеется», «поспевает брусника».)

•  Когда кричат птицы осенью?

• Почему от их крика поэту грустно? (Ему жаль расставаться с летом, не хочется ему осени.)

• О чем хотел сказать поэт, написав, что Осень заплачет спросонья?

• Почему автор название времени года «Осень» написал с заглавной буквы, ведь мы так не пишем? (Автор наделяет Осень человеческими качествами: она может спать и плакать.)

• Как называется прием, когда поэт изображает неживое как живое? (Олицетворение.)

• Давайте прочитаем последнюю строфу и послушаем, что приговаривает плачущая осень, как она плачет.

Мне кажется, что она плачет так: «О-о-о-о, а-а-а-а». Почему мне так показалось?

СОлнце реже смеЕтся,

Нет в цветах бл[А]г[А]вОнья.

СкОр[А] Осень пр[А]снЕтся,

И заплачет спр[А]сОнья.

А теперь плавно и легко Прочитаем рифмующиеся слова: холодНЕЕ — грустНЕЕ, улетаЮТ — блистаЮТ.

Вот почему стихи Бальмонта называют певучими, музыкальными. Прочитайте их так, чтобы подчеркнуть певучесть.

Слово учителя перед чтением стихотворения К.Д. Бальмонта «Снежинка»

Ребята, вам нравится рассматривать снежинки? Какие они? (Красивые, хрупкие, все разные, белоснежные.)

Любил рассматривать снежинки и русский поэт Константин Дмитриевич Бальмонт. Он замечал красивое во всем, что его окружает. Но, в отличие от нас, он нашел для описания снежинки гораздо больше слов.

И каждый, кто прочтет стихотворение о снежинке, как будто вместе с поэтом впервые увидит ее красоту и, возможно, его охватят те же чувства, что и поэта.

И когда он сам будет разглядывать снежинку, душа его откликнется и человек восхитится первозданной прелестью снежинки.

Анализ стихотворения К.Д. Бальмонта  «Снежинка»

Свой идеал красоты поэт увидел в чудесном творении природы — снежинке. Для него она — символ чистоты и невинности.

В одном мгновении полета снежинки поэт увидел целую жизнь: от рождения до скорой смерти.

В первом четверостишии происходит знакомство со снежинкой. Какая же она? Светло-пушистая, белая, чистая и даже смелая. Поэт использует, в основном, прилагательные, чтобы создать образ снежинки.

Неожиданным кажется определение смелая.

Почему поэт считает снежинку смелой? Он представляет, сколько препятствий и опасностей встречается на ее пути, пока она долетит до земли! Сколько ее сестер сломано!

Во втором и третьем четверостишиях представлена бурная жизнь снежинки. Она дорогой бурною легко проносится, стремясь к грешной земле, а не в высь лазурную. Но даже здесь снежинка сохраняет свою красоту и чистоту. Она лежит среди хлопьев тающих сохранно-белая.

Эпитет сохранно-белая подчеркивает ее невинность и чистоту. Но звезда кристальная завершила свой длинный путь, ее жизнь скоро кончится, потому что она достигла земли, к которой так стремилась.

Снежинка смелая, какая чистая, какая белая лежит на земле, покрытой блистающим снегом.

Последнее четверостишие напоминает первое, и каждое из них является зеркальным отражением другого. Таким обрамлением стихотворения поэт как бы подчеркивает цикличную форму жизни снежинки — круг. Возникшая из земной влаги на небесах, она возвращается в ином обличии на землю, чтобы поразить нас своей красотой.

О полете снежинки Бальмонт рассказал легкими, мелодичными стихами. Окончания прилагательных пушистая, белая, чистая, смелая, умелая легки, как вздох. Повтор ударных гласных внутри стиха (ассонанс) создает впечатление тихой, приятной мелодичности: пушИстая — чИстая, бЕлая» — смЕлая, дАльняя — кристАльная.

В сочетании таких шумных согласных, как Ш, Ж, Ч в словах пуШистая, снеЖинка, Чистая, слышится легкое шуршание.

Представляешь, как тихо идет снег и миллионы снежинок покрывают землю пушистым ковром. Как коротка их чистая жизнь! И как много увидел поэт в одном мгновении!

Вопросы и задания для детей по стихотворению К.Д. Бальмонта «Снежинка»

•    Какие чувства выразил поэт в этом стихотворении? (Восхищение, удивление, сожаление о том, что у снежинки короткая жизнь.)

•     Что нравится поэту в снежинке? (Красота и смелость.)

•    Какие слова говорят о красоте снежинки? (Светло-пушистая, сохранно-белая, чистая, звезда кристальная.)

•    Почему поэт считает снежинку смелой? (Она хрупкая, может легко сломаться и все-таки летит туда, куда ей хочется.)

•     Почему поэт посвятил стихотворение какой-то одной снежинке? (Другие растаяли, превратились в снежные хлопья, а она «средь хлопьев тающих сохранно-белая».)

•    Какая часть речи преобладает в стихотворении, чего больше — прилагательных, глаголов? (Прилагательных.)

•     Почему поэт использовал так много прилагательных? (Они обозначают признаки предмета, а поэт хотел назвать признаки красоты снежинки.)

•    Почему поэт называет снежинку звездой кристальной? (Снежинка напоминает звезду.)

•    Поэт не говорит «снежинка, как звезда». Он просто называет ее звездой. Как называется такое скрытое сравнение? (Метафора.)

Значит, когда мы говорим, что падают снежные звездочки, мы тоже употребляем в своей речи метафору.

•    Похожи ли первое и последнее четверостишия?

•    Почему в первой строфе интонация восклицательная, а в последней повествовательная? (В первой строфе поэт удивляется красоте снежинки, а в последней — немного грустит о ее скором конце.)

Прочитайте первую и последнюю строфы стихотворения, выражая разные чувства.

Прочитайте рифмующиеся слова. Какие слоги повторяются в них? (АЯ – ЯЯ.)

•    Прочитайте эти слоги отдельно несколько раз: ая, ая, ая, яя, яя. Тяжело или легко они звучат? (Легко.)

•    Пушкин назвал свои рифмы легкими («И мысли в голове волнуются в отваге, и рифмы легкие навстречу им бегут»*).

* Пушкин А.С., стихотворение «Осень», 1833.

Можно ли назвать легкими рифмы Бальмонта в этом стихотворении? (Конечно, они легки, как вздох: АЯ — ЯЯ. Они не так звучат, как звучали бы такие рифмы: стук — сундук, ура — пора.)

•    Почему в этом стихотворении нужны легкие рифмы? (Потому что снежинки легкие и порхают.)

•    Иногда снежок при падении немного шуршит. В каких словах есть шуршащие звуки? (ПуШистая, снеЖинка, Чистая.)

Тихо скажем все вместе эти слова так, чтобы было похоже на шуршание.

Анализ стихотворения К.Д. Бальмонта «Золотое слово»

В основе стихотворения Константина Дмитриевича Бальмонта «Золотое слово» — олицетворение, как и в основе стихов многих поэтов. Не ново для русской поэзии и изображение спора Зимы и Весны. В стихотворении Бальмонта в споре принимает участие и Осень, которая вместе с Весною противостоит Зиме.

Властная Зима высокомерно заявляет: «Как я захочу», — но оказывается бессильной перед озорной Весной, которая как бы подзадоривает Зиму: «Ну-ка, ну, Зима». И ничего не вышло у Зимы. Все вокруг изменилось. Весна все вокруг согрела теплом золотого сияния, и освободилась от холодных зимних льдов речка.

Она радуется вновь обретенной свободе — ведь она родилась на воле — и теперь шалит, заливает берега.

Всюду кутерьма, все пришло в движение. Это мы ощущаем благодаря обилию глаголов: обещала, озолочу, сказала, захочу, настала, золотится, серебрится, шалит, родилась, залила, затопила, стерла, достала.

Именно они и создают ощущение кутерьмы. Это стихотворение, как и многие другие у Бальмонта, удивительно благозвучно. Двенадцать раз повторяется в нем слог ЛА: обещаЛА, сказаЛА, сказаЛА, настаЛА, родиЛАсь, залиЛА, затопиЛА, стерЛА, не достаЛА, обещаЛА, помогЛА, пропаЛА. И еще четыре раза повторяется ОЛО, а есть еще и ЛИ, ЛЮ, ЕЛ, ИЛЬ. Все приятно весной — и стихотворение звучит приятно.

В описании Весны нет ничего необычного, если бы не цвет, в котором поэт видит Весну. Мы привыкли называть золотой осень, а у Бальмонта и Весна золотая.

Осень обещает помочь Весне, хочет поделиться с ней своим богатством: «Я озолочу». Но у Весны и своего золота довольно. Всюду радостный яркий свет.

Речка серебрится, а все остальное отливает золотом: само солнце, луга, цветы. На солнце ярко горят золотой лютик и желтый одуванчик.

Читайте также:  Сочинение: описание картины в. г. цыплакова "мороз и солнце"

Ключевое слово в этом стихотворении — золотой. Поэт четыре раза употребляет в стихотворении слова с корнем «золот». Оно есть в каждой строфе. Это слово есть и в названии стихотворения.

Золотыми называют слова правдивые, умные, истинные. В стихотворении К.Д. Бальмонта такие слова говорят Осень и Весна. Все стало золотым, как они захотели. Не справилась с ними властная Зима.

Стихотворение «Золотое слово» прекрасно и может быть названо золотым словом поэта.

Вопросы и задания для детей по стихотворению К.Д. Бальмонта «Золотое слово»

•    Какие вы помните стихи, в которых изображается спор Зимы и Весны? (Стихотворения Тютчева «Зима недаром злится…», Майкова «Весна».)

•    Кто принимает участие в споре в стихотворении «Золотое слово»? (Весна, Осень и Зима.)

Прочитайте первое четверостишие и назовите времена года.

•    Кто из них властный и высокомерный?

•    Кого можно назвать щедрой?

•    Кто показался вам задорной и насмешливой?

Выразительно прочитайте первую строфу так, чтобы подчеркнуть особенности речи каждого, кто спорит.

•    Мы часто говорим «золотые руки», «золотое сердце». Говорим и «золотые слова». Какие слова можно назвать золотыми? (Умные, верные, те, в которых нет лжи, неправды.)

•    Чьи слова оказались истинными, кто победил в споре? (Победила Весна. Значит ее слова и оказались золотыми.)

•    Осень была готова поделиться своим золотом. Пришлось ли весне брать у нее золото взаймы или у нее и своего довольно?

•    Поэт говорит, что с наступлением весны началась кутерьма. Как вы это понимаете? (Все пришло в движение, стало изменяться, началась суматоха.)

•    Какую часть речи следует употреблять, если хочешь передать движение, суматоху, кутерьму? (Глагол.)

Начиная с первой строчки, прочитаем только глаголы, чтобы увидеть, много ли их в стихотворении, удалось ли поэту передать кутерьму. (В стихотворении семнадцать глаголов на три четверостишия. Они-то и помогли поэту изобразить кутерьму.)

Мы уже говорили, что Константин Бальмонт придавал большое значение звучанию своих стихов, любил играть звуками. Весна приятна ему, и он хотел, чтобы стихотворение не грохотало, не скрежетало, а звучало приятно. Какие слова звучат приятнее — «грохот», «скрежет» или «ласточка», «соловей», «льется»? Значит, сочетания Л А, ЛО, ЛЬЕ звучат приятнее, мягче, чем ГР, СКР.

•    А теперь сосчитайте, сколько раз встречается в стихотворении слог ЛА? (Двенадцать раз.)

•    Есть ли еще какие-то приятные, благозвучные сочетания звуков? (ОЛО, ЛИ, ЛЮ, ЕЛ, ИЛЬ.)

•    Вот и звучит стихотворение мягко, нежно, тепло, ласково.

Постарайтесь передать это в своем чтении.



Источник: https://scribble.su/school-literature/study-poetic-work-primary-school/16.html

Анализ стихотворения К Бальмонта СНЕЖИНКА

Анализ стихотворения К. Бальмонта «СНЕЖИНКА»

5 класс

Сегодня трудно представить уроки литературы без поэзии К.Бальмонта, хотя долгое время его творчество обходили стороной.

Есть в русской природе усталая нежность, Безмолвная боль затаенной печали, Безвыходность горя, безгласность, безбрежность Холодная высь, уходящие дали.

Поразительные стихи! В минуты какого разочарования или вдохновения написаны они! Как близкимоему состоянию! Как они могут взволновать всех тчего «сердцу так грустно, и сердце не радо?» Что имел ввиду поэт? Откуда такая незащищенность , хрупкость? Природа в образе скорбящей матери или что-то иное?

Цели и задачи урока: Развивать умение исследования текста; закрепить знания учащихся о тропах, их роли в речи, сформировать представление о метафоре как изобразительном средстве; развивать творческое воображение, помочь увидеть и почувствовать не только явление природы, но и красоты слова.

На уроке используем портрет Бальмонта, репродукции картин о зимеа доске слова для словарной работы: лазурь, низринула, лелеять; эпиграф: «Я каждый миг исполнен откровенья,/ Всегда пою

Звучит веселая песня о зимушке-зиме. Ученица, которая начинает урок вместе с учителем , включает проигрыватель. Настроение приподнятое. Не случайно поэты , композиторы, художники так часто обращаются к этой теме в своих произведениях.

Вот перед нами замечательные репродукции картин, а сколько песен о зиме! Так, наверное у Пастернака родились строки:

Снег идет, снег идет. К белым звездочкам в буране Тянутся цветы герани За оконный переплет.

Снег идет, и всё в смятенье, Всё пускается в полет,- Черной лестницы ступени, Перекрестка поворот.

Снег идет, снег идет, Словно падают не хлопья, А в заплатанном салопе Сходит наземь небосвод.

Словно с видом чудака, С верхней лестничной площадки, Крадучись, играя в прятки, Сходит небо с чердака…

Снег идет, снег идет, Снег идет, и всё в смятенье: Убеленный пешеход, Удивленные растенья, Перекрестка поворот.

Вот так просто, но очень красиво выразил талантливый поэт свое чувство в слове. Посмотрите действительно «тянутся цветы герани за оконный переплет». И нам тоже хочется протянуть руку и поймать ту ладонь ту снежинку, о которой написал другой поэт:

Светло- пушистая Снежинка белая, Какая чистая, Какая смелая!

Наизусть стихотворение Бальмонта «Снежинка»

-Какой образ вы ярко видели, слушая стихотворение? Какие слова помогли вам зрительно увидеть снежинку?

Вы правильно поняли, что снежинка белая, пушистая, красивая, блестящая. Эти слова называются эпитеты (Эпитеты-художественные определения.)

-Что значит художественное определение?(Яркое, меткое слово, помогающее лучше увидеть созданный поэтом образ.)

Повторяем, что эпитет- это троп, то есть слово, употребленное в переносном значение.

Углубляем понимание различных значений на основе примеров, написанных на доске (чудесный день,- субботний день, золотое сердце-золотое кольцо).

Возникает небольшая проблемная ситуация: для одних в словосочетание « снежинка белая» слово белая употреблено в прямом значение, так как это просто цвет, для других это больше чем цветовой эпитет.

-Ну, что ж поставим пока вопрос и внимательно вчитаемся в текст. Ведь бывают слова, которые в контексте произведений имеют совершенно новое значение.

Комплексный анализ стихотворения проводим по строфам.

Сначала думаем над тем, какое название дал поэт своему стихотворению и почему.

Сообщаю, что автор этого произведения –Константин Дмитриевич Бальмонт. Поэт объездил много стран. И все же когда испытывал тоску по родине: «Боже, до чего я соскучился по России.

Все- таки нет ничего лучше мест тех, где вырос, думал, страдал, жил»,- писал он матери. Именно в России ему казалось все необычным, удивительным, сказочным.

Многие стихи Бальмонта и написаны, как сказки.

Читаем первую строфу, называем эпитеты обозначающие цвет.

-Вас ничего не удивляет? ( Светло пушистая такого цвета не бывает, это признак не только цвета, но и качества).

-А что еще кажется интересным в этой строфе?( Снежинка смелая-так говорят о человеке.)

-Как называется такой прием в литературе?(Олицетворение.)

-Что значит слово «чистая»? А здесь только ли речь о том, что снежинка не грязная? (Нет . Чистая- значит светящаяся, сверкающая, светлая.) Вот сколько новых значений получило слово Бальмонта!

Чтения второй и третий строф:

Дорогой бурною Легко проносится, Не в высь лазурную- На землю проситься.

-К какой части речи относятся слова «проносится», «просится», «покинула», «низринула»? Что обозначают глаголы? Значит, чем отличается первая строфа от второй и третьей? Да, именно глаголы/действия помогаю понять, что начинается полет, движение. Кто может выполнять подобный действия?( Человек).

Какое изобразительное средство, при котором не одушевленные предметы не делятся свойствами живых существ, использует автор?(Перед нами олицетворение.)

Не менее интересны следующие строфы:

Под ветром веющим. Дрожит, взметается На нем, лелеющем, Светло качается

Его качелями Она утешена, С его метелями Кружится бешено.

-Какие мысли кажутся вам странными?

-Как понимаете выражение «Светло качается»?

Читая седьмую строфу обращаемся к метафоре:

Но вот кончается Дорога дальняя. Земли касается Звезда хрустальная.

-О чем говорится в ней?

Читаем последнюю строфу отмечаем, что она похожа на первую: Лежит пушистая Снежинка смелая, Какая чистая! Какая белая!

-А теперь объясните значение слова «белая». Только ли цвет оно обозначает? Мы еще раз убедились, что в толковом словаре слова имеют одни значения, а поэтическом тексте они дополняются другими оттенками.

Читайте также:  Агафья пшеницына: характеристика и образ героини в романе и.а.гончарова "обломов"

Обобщающая беседа:

-Какова главная мысль стихотворения? Только ли чувство восхищения испытывает автор?-Удалось ли поэту передать полет снежинки от «лазури чудесной» к земле?

Источник: http://aplik.ru/ref/1213/

Урок-мастерская «Анализ стихотворения К. Бальмонта «Снежинка» 6 класс Учитель Ефремова Ю. В. Цели урока

Урок-мастерская«Анализ стихотворения К.Бальмонта «Снежинка»6 классУчитель Ефремова Ю.В.

Цели урока:

1. Обучающая: формирование умений и навыков работы с поэтическим текстом для сбора материала к созданию собственного произведения, обогащение словарного запаса учащихся; закрепление знаний учащихся о тропах, их роли в тексте.

2. Развивающая: развивать творческое воображение и творческие способности, создавая на уроке благоприятную атмосферу; усиление коммуникативных свойств речи (экспрессивности, эмоциональности); развитие речи.

3. Воспитывающая: помочь увидеть и почувствовать не только явление природы, но и красоту слова; формирование эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости.

^ заполнение структурной карты, монолог, диалог, анализ текста, определение тропов, выразительное чтение, письмо, демонстрация электронной презентации.
Методы: словесный, наглядный, репродуктивный, проблемно-поисковый, методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (создание ситуации успеха, поощрение).
^ 1.Слово учителя.Ребята, помните у Пушкина:И вот сама идет волшебница-зима…Пришла, рассыпалась; клокамиПовисла на суках дубов;Легла волнистыми коврамиСреди полей, вокруг холмов.Брега с недвижною рекоюСравняла пухлой пеленою;Блеснул мороз. И рады мыПроказам матушки-зимы…- Слово учителя: Ребята, Пушкин благосклонно относился к зиме, очень любил осень. А какое время года любите вы? Зиме, этому волшебному времени года, поэты, композиторы, художники посвящали свои произведения. Сегодняшнего урока не было бы, если бы не встретилось мне одно замечательное стихотворение о зиме. Так какие же у вас возникают ассоциации, когда вы слышите слово «зима». ( ответы учащихся).

– Я очень люблю Зиму. Может быть, от того, что родилась зимой. Для меня Зима – это прежде всего самый волшебный праздник – Новый год.

( 2 слайда с анимациями) Я думаю, эти картинки помогут вам окунуться в удивительную атмосферу волшебства, чтобы ярче представить и образы анализируемого произведении, и прочувствовать красоту слова, изумиться, вместе с художниками и поэтами, и создать своё произведение.

– А сейчас мы совершим виртуальное путешествие в музей искусств. Перед вами репродукции замечательных картин о Зиме. Всмотритесь внимательно в краски и образы Зимы и составьте мнение об этом времени года, выразив свои мысли по предложенным заданиям (выполнение задания, проверка).- Для меня зима – это царство белых снежинок.Засыпав тропки и тропинки,Стирая свежие следы,На землю тихие снежинки,Ложатся блестками слюды.Они хрупки и музыкальны,Когда на них не наступи, Скрипят то нежно, то печально, Как коростель в ночной степи.Г. Граубин.

Удавалось ли вам когда-нибудь рассмотреть снежинку? ( слайды «Снежинки под микроскопом»).

Даже невооруженным взглядом рассматривая снежинки, можно заметить, что ни одна из них не повторяет другую. Предполагается, что в одном кубическом метре снега находится 350 миллионов снежинок, каждая из которых уникальна.

Не бывает пятиугольных или семиугольных снежинок, все они имеют строго шестиугольную форму Полные идеальной гармонии конструкции снежных кристаллов уже на протяжении многих лет вызывают интерес людей. То, что одна снежинка практически невесома, любой из нас прекрасно знает: достаточно подставить ладошку под падающий снежок.

Обычная снежинка весит около миллиграмма (очень редко 2-3 миллиграмма, хотя бывают и исключения – самые крупные снежинки выпали 30 апреля 1944 года в Москве. Пойманные на ладонь, они закрывали её почти всю целиком и напоминали страусиные перья.

А мне так хочется протянуть руку и поймать на ладонь ту снежинку, о которой написал другой поэт:- Читаю одну строфу (держу в руках снежинку).

Светло-пушистаяСнежинка белая,Какая чистая,Какая смелая!- Что вы можете сказать об авторе этого произведения? Какими качествами должен обладать поэт, чтобы так описать снежинку?- Прочитаем из карты урока об авторе этого произведения (слайды – портреты К.Бальмонта).Так что же повлияло на то, чтобы поэт был, как вы говорили ранее внимательным, наблюдательным, любящим природу.- Выразительное чтение стихотворения. Учащиеся записывают первые впечатления о стихотворении в таблицу:

Я вижу Я слышу Я чувствую.

– Какой образ вы ярко увидели, слушая стихотворение? Какие слова помогли вам зрительно увидеть снежинку? (белая, пушистая…) Как называются такие слова? Эпитеты.

^ «Снежинка белая» – белая – употреблено в прямом значении? Это просто цвет или нечто большее?

– Казалось бы, что можно написать об одной снежинке. Конечно, она удивительно красива. Но мастер слова поведал нам целую историю. Снежинка превратилась в сказочную героиню, у которой тоже своя необычная жизнь!

Комплексный анализ стихотворения по строфам.( используются слайды презентации)

І строфа. Читаем, подчеркиваем прилагательные и эпитеты, обозначающие цвет. Запишите их в первый столбик таблицы.

Вас ничего не удивляет? «Светло-пушистая»- такого цвета не бывает – это качество;

Смелая – так говорят о человеке. – Олицетворение.

Что значит слово «чистая»? Речь только о том, что снежинка негрязная? (Нет. Чистая – значит светящаяся, сверкающая, светлая).

Вот сколько новых значений получило слово у Бальмонта!)ІІ и ІІІ строфы(читаем) Дорогой бурноюЛегко проносится,Не в высь лазурную – На землю просится.Лазурь чудеснуюОна покинула,Себя в безвестнуюСтрану низринула.

К какой части речи относятся слова «проносится», «просится», «покинула», «низринула»? Что обозначают глаголы? Значит, чем отличается первая строфа от второй и третьей? Да, именно глаголы, действия помогают понять, что начинается полет, движение.

Кто может выполнять подобные действия? (Человек). Какое изобразительное средство, при котором неодушевленные предметы наделяются свойствами живых существ, использует автор? Перед нами еще одно олицетворение.

Находим в тексте непонятные слова (здесь устаревшие «лазурь», «низринула). Объясняем. Это слова высокого стиля.

-? Зачем они? (они придают торжественность, стихи звучат восторженно). Сравните: «Снежинка покинула небо и полетела вниз»

4 строфа (обсуждаем неожиданный эпитет сохранно-белая)В лучах блистающихСкользит, умелая,Средь хлопьев тающихСохранно-белая.Не менее интересны и следующие две строфы:Под ветром веющимДрожит, взметается,На нем, лелеющем,Светло качается.Его качелямиОна утешена,С его метелямиКружится бешено.Какие мысли кажутся вам странными, необычными? ЛЕЛЕЯТЬ.(слайд)?А почему снежинку надо утешить?? как понимаете выражение «светло качается»?VII строфа. Но вот кончаетсяДорога дальняя.Земли касаетсяЗвезда хрустальная.? О чем говорится в этой строфе? ( Полет закончен. Снежинка коснулась земли, проделав свой путь.)

Оказывается, это не снежинка, а «звезда хрустальная»! Откуда она взялась? Метафора. (звезда хрустальная).

Читаем VIII строфу. Отмечаем, что она похожа на первую.

^ .

Прокомментируйте значение слова «белая». Только ли цвет оно обозначает.Мы еще раз убедились, что в толковом словаре слова имеют одно значение, а в поэтическом тексте они дополняются новыми оттенками. Благодаря изобразительным средствам перед нами такой трепетный образ главной героини этой поэтической сказки.

Физкульт-минутка.

Давайте попробуем вместе с вами представить себя Снежинкой и понять, что она чувствовала, совершая путешествие. Прошу всех встать…

^ Описание – повествование – описание : кольцевая. Для чего? (чтобы читатель тоже восхитился красотой искрящегося снега).

^

– Какова главная идея стихотворения? (передать восхищение красотой природы. Что ещё, кроме восхищения?).- Удалось ли поэту передать полёт снежинки от «лазури чудесной» к земле? Слышите ли вы музыку полёта? Можно ли назвать Бальмонта музыкальным? А что такое музыкальность? (красивое звучание, мелодичность).

– Проведем эксперимент: попробуем передать эту ритмичность простукиванием:

Лежит пушистаяСнежинка смелая.

– Ещё один эксперимент – инверсия (слайд). Перестроим предложение, расставив слова в правильном (прямом) порядке.

Музыка стихов Бальмонта была столь очевидна композиторам, что на его стихи написано более 150 романсов. Почему, как вы думаете?

^

– Выразительное чтение стихотворения (ещё раз!)

Резерв: кластер, зачитать.

Домашнее задание (на выбор):

1. Напиши сочинение на одну из предложенных тем: «Первый снег», «Волшебница-Зима», «Какой бывает снег?».2. Напиши сказку «Путешествие снежинки».3. Сделай письменный анализ стихотворения К.Бальмонта «Снежинка».

Рефлексия

Закончите одно из предложениий:

1.Сегодня на уроке мне понравилось…

2. Мне не понравилось…

3. Мне бы хотелось…

Источник: http://referatdb.ru/astromoiya/44643/index.html

Ссылка на основную публикацию