Образ и характеристика Агафьи Пшеницыной в рассказе Обломов Гончарова
Второстепенный персонаж Агафьи Матвеевны Пшеницыной является одним из характерных женских образов произведения и представляет собой полную противоположность главной героине романа Ольге Ильинской.
Автор изображает героиню настоящей русской женщиной пышных форм, глубоко религиозной. Агафья описывается в виде прекрасной хозяйки дома, любящей чистоту и домашний уют, доброй, скромной, покорной женой главного героя Обломова.
Женщина совсем не образована и во многих жизненных вопросах не осведомлена, обладает весьма узким кругозором, но при этом умеет умело это скрывать, предпочитая либо молчать, либо мило улыбаться. Интересы Агафьи ограничены ведением домашнего хозяйства, занятиями на кухне, общением с прислугой или с торговцами.
Писатель акцентирует внимание на положительных качествах героини, окружившей мужа любовью и постоянной заботой, оберегающей его от любых проблем и переживаний. Это именно та тихая спокойная гавань, долгожданное умиротворенное счастье, о котором всю жизнь мечтал Обломов.
Любовь Агафьи к Обломову значительно отличается от чувства, которое испытывала к нему Ольга. Пшеницына любит мужа не за что-то, а за возможность находиться рядом с ним и ощущать его искреннюю благодарность за ее самопожертвование ради него.
Главный герой, измученный отношениями с Ольгой Ильинской, обретает с преданной ему Агафьей спокойное благополучие, погружаясь в рутину своего иллюзорного мечтательного мира. С другой стороны, образ Пшеницыной иллюстрирует и раскрывает драматизм жизненных идеалов Обломова, застрявшего в пучине бездействия и лени.
Именно умиротворяющая атмосфера семейного быта, созданная Агафьей для любимого мужа, и приводит в финале романа к скоропостижной смерти Обломова, отказывающего исполнять рекомендации докторов.
У супругов рождается сын, которого Агафья обожает, но решает отдать на воспитание друзьям Обломова Штольцам, поскольку считает, что только они смогут дать ребенку неординарного человека необходимое воспитание и образование.
Повествуя о жизни Обломова с Агафьей, писатель невольно сравнивает Пшеницыну с Ильинской и выявляет парадоксальную истину о том, что обычная верующая женщина, охваченная всеобъемлющим чувством любви, во всем превосходит успешную, образованную, умную карьеристку, и может быть совершенно счастлива в своей бескорыстной любви.
Сочинение Характеристика и образ Агафьи Пшеницыной
В романе Ивана Александровича Гончарова «Обломов» Агафья Матвеевна Пшеницына является второстепенным женским персонажем.
Агафья Матвеевна простая русская женщина, она необразованная и очень часто общается со слугами и торговцами продуктов. Пшеницына очень добрая и всецело отдается своим любимым людям.
До того пока она стала женой Обломова она посвящает всю себя своему брату и даже может показаться, что Агафья Матвеевна не имеет собственного мнения и проживает чужую жизнь.
Гончаров решил сделать контраст между героинями Ольгой и Агафьей, если Ольга больше ценит материальные блага, то Пшеницына больше человек душевной организации. Если Агафья Матвеевна не знала ответ на какой-то вопрос, она просто молчала или мило улыбалась собеседнику.
Писатель описал Агафью Матвеевну Пшеницу как ангела и спасителя для своих мужчин брата и Обломова. Она очень хозяйственная и мудрая женщина, которая всегда пыталась оберегать своего мужчину и создавать комфорт и уют для него. Ей нравилось, что рядом с ней Обломов чувствовал себя комфортно, ведь именно для этого она и старалась.
Обломов был очень ленивым человеком, который любил поесть, Агафья Матвеевна готовила для Обломова всякие вкусности и пыталась ему угодить в этом. Возможно, именно эта жертвенность и отдача всецело себя Обломову сделало Пшеницыну по-настоящему счастливой.
Агафья Матвеевна была счастлива рядом с таким необычным человеком как Обломов, она посвятила ему всю себя и ее это умиляло. Она ограждает его от любых огорчений и невзгод и берет на себя всю работу, которую только может. Агафья Матвеевна верующая женщина и эта вера помогла ей быть счастливой.
Иван Александрович сделал акцент на том, что, несмотря на необразованность героини, она стала счастливой, чего нельзя сказать о других персонажах романа. Однозначно можно сказать, что Агафья Матвеевна Пшеницына положительный персонаж.
Пшеницына подает пример бесконечной любви к человеку и всему, что ее окружает. В отличие остальных героев романа она не гналась за деньгами и обрела свое счастье.
Иван Александрович ставит в пример обычную русскую женщину, которая обладает бесконечной душой и готова пожертвовать собой ради любви.
- Сочинение Может ли человек оставаться цивилизованным вне обществаВопрос о цивилизованности человека вне общества, пожалуй, является очень спорным, начиная с того что даже далеко не все люди в обществе являются цивилизованными. Цивилизованным, можно назвать человека
- Сочинение на тему Мечта и реальностьВсе люди на этой планете о чем-нибудь да мечтают. Одни мечты удается воплотить в жизнь, другие теряя актуальность, отпадают за ненадобностью и забываются, ну а большинство так и остаются навсегда мечтами.
- История создания рассказа Изумруд КупринаЛюбить животных может человек высокоморальный, который обладает такими чертами характера, как доброта, забота о других, искренность и гармония. Именно такие свойства были присущи Александру Куприну
- Сочинение на тему 1 мая День весны и трудаСреди множества праздников, отмечаемых в нашей стране, один стоит несколько особняком: его смысл и значение не всегда понимают представители молодёжи, а для старшего поколения он особо важен и памятен. Это праздник весны и труда – 1 мая!
- Характеристика и образ Митрофана в комедии Недоросль Фонвизина сочинениеМитрофан Простаков – герой пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль», юноша, единственный сын дворян Простаковых. Недорослями в XIX веке называли юношей из дворянских семей
Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/goncharov/obraz-i-harakteristika-agafi-pshenicynoj-v-rasskaze-oblomov
Образ и характеристика Агафьи Пшеницыной в романе И. Гончарова «Обломов»
Меню статьи:
Образ Агафьи Матвеевны Пшеницыной в романе Ивана Гончарова «Обломов» принято считать второстепенным, однако, если вдуматься глубже, начинаешь понимать, насколько важную роль она играет в произведении.
Эта женщина входит в жизнь Ильи Ильича тихо и незаметно и становится для него добрым ангелом. Благодаря ей герой почувствовал себя счастливым, и пусть это счастье было в какой-то степени иллюзией, последние годы жизни с Агафьей Илья Ильич прожил хорошо и ладно. Чтобы понять намерения и стремления этой простой, но доброй женщины, нужно ознакомиться с ее характеристикой.
Агафья Пшеницына – вдова с двумя детьми
Со страниц романа мы узнаем, что Агафья Пшеницына осталась вдовой с двумя детьми – восьмилетним Ваней и шестилетней Машей. Ее прежним мужем был коллежский секретарь Пшеницын, к которому женщина не испытывала особенных чувств.
Агафья не отличается умом
Приземленная и туповатая Агафья Пшеницына – это полная противоположность стремящейся к саморазвитию Ольги Ильинской. Все интересы женщины сводятся к тому, чтобы вкусно накормить Обломова и остальных домочадцев, чисто убрать дом и двор.
Агафья не посещает театр, не интересуется искусством, ум героини ограничен, у нее не получается воспринимать то, что выходит за рамки привычного понимания: “…Она тупо слушала, ровно мигая глазами…” На любой вопрос, касающийся далекой для нее сферы, женщина отвечала улыбкой или молчанием, за которыми старалась спрятать свою необразованность и неосведомленность.
Однако, если эта женщина заговаривала о знакомом предмете, пропадала даже тупость.
Отличительная черта Агафьи – хозяйственность
И на кухне, где она чувствует себя как рыба в воде, и на огороде, и в доме эта женщина трудится непокладая рук. Ни одного незаштопанного носка, всегда выглаженная и зашитая одежда, умело помолотый и сваренный кофе, превосходная выпечка, вкусная еда, чисто убранные комнаты – все это характеризует Агафью Матвеевну как отличную, даже гениальную хозяйку.
Складывается впечатление, что эта женщина никогда не отдыхает. К тому же она – большая аккуратистка. «Агафья Матвеевна — сама опрятность!» – с восторгом отзывается о ней Обломов при разговоре с Андреем Штольцем.
Дом Агафьи Пшеницыной
В Петербурге на Выборгской стороне находится старый домик с большим огородом, который принадлежит Агафье Пшеницыной.
Здесь, несмотря на маленькие комнаты с низким потолком и старыми окнами, всегда царит идеальный порядок.
«По стенам жались простые, под орех, стулья; под зеркалом стоял ломберный стол; на окнах теснились горшки с еранью и бархатцами и висели четыре клетки с чижами и канарейками…”
Обстановка на кухне Агафьи Пшеницыной говорит о том, что она – настоящая хозяйка. Здесь «есть все, что только может понадобиться в хозяйстве.
На кухне была большая и небольшая посуда, круглые и овальные блюда, соусники, чашки, груды тарелок, чугунные, медные и глиняные горшки. Кладовка Агафьи была полна разных продуктов.
Чего здесь только ни было – и сыр, и масло, и мясо, и сахар, и грибы, и орехи, и сметана, и яйца, а также многие другие продукты.
Четыре из всех комнат занимает заселившийся в дом Обломов, в двух непарадных живет Агафья с детьми и наверху дома обитает брат хозяйки – чиновник Мухояров.
Агафья и Обломов
Когда Илья Ильич Обломов появился в жизни Агафьи Матвеевны, она потекла по другому руслу. Совместное хозяйство сблизило этих героев. У Пшеницыной появился тот, ради кого можно жить, отдавая свои способности и умения и наслаждаясь ответной благодарностью.
«Все в доме Пшеницыной дышало таким обилием и полнотой хозяйства, какой не бывало и прежде, когда Агафья Матвеевна жила одним домом с братцем». «Прежде она видела в этом обязанность, теперь это стало ее наслаждением.
Она стала жить по-своему полно и разнообразно» – характеризует автор героиню с этой стороны.
Но только Обломов начал выздоравливать, «она опять пополнела, опять хозяйство ее пошло живо, бодро, весело, с маленьким оригинальным оттенком».
Простодушная женщина, Агафья даже не знала, что полюбила Обломова, она не отдавала отчет своим чувствам, просто жила для этого дорогого сердцу человека. И была счастлива. Отношения Агафьи и Ильи Ильича, развиваясь, постепенно переросли в брак.
Обломов женился на Пшеницыной, и у супругов родился совместный сын, Андрюша. Жизнь текла мирно и тихо, по-обломовски, но вдруг в их уютный дом постучалась беда.
Агафья после смерти Обломова
К большому сожалению, счастье Агафьи и Ильи продлилось недолго. Обломов умер, и жизнь Пшеницыной будто остановилась. Безутешная вдова постоянно плакала и молилась в церкви.
Автор описывает этот период времени так: «…Вон она, в темном платье, в черном шерстяном платке на шее, ходит из комнаты в кухню, как тень, по прежнему отворяет и затворяет шкафы, шьет, гладит кружева, но тихо, без энергии, говорит будто нехотя, тихим голосом…” Единственной радостью для женщины стал сын Андрюша, но и его отдала она на попечение Штольца, ведь такова была воля покойного мужа.
Героиня романа была уверена, что поступила правильно, ведь считала, что младшему сыну не место среди черни, ведь он – «барчонок». «Вот он какой беленький, словно наливной» – восхищалась Агафья.
А что же со взрослыми детьми? Может, они стали для несчастной матери утешением? Но нет.
Сын и дочь пошли по жизни каждый своим путем: Ваня окончил «курс науки» и поступил на службу, а Маша вышла замуж за смотрителя казенного дома.
После смерти Обломова полгода несчастная Агафья прожила в одном доме с Анисьей и Захаром, убиваясь горем. Она поняла, что «засветилось в ней солнце и померкло опять».
И только когда, приезжая к Штольцам, видела сына, заливалась горькими слезами, и Ольга, проникаясь болью бедной женщины, плакала с ней. Несчастная Агафья, которая испытала, что такое любовь, но потеряла дорогого человека навсегда.
Увы, так случается, порой судьба преподносит горькие уроки. Но все-таки надо жить, вопреки всему.
Отзывы о героине романа
Агафья Пшеницына, на мой взгляд, противоречивый персонаж романа.
С одной стороны, она простая, даже недалекая женщина, не обладающая высоким интеллектом, не проявляющая интереса ни к культуре, ни к искусству, но с другой – сколько доброты и заботы проявляет она к любимому человеку, как ухаживает за ним во время болезни, как самоотверженно любит и отдает себя ему.
Это настоящая русская женщина, с добрым сердцем и замечательными намерениями. Жаль, в ее жизнь внезапно ворвалось горе и разрушило то хрупкое счастье, которому Агафья радовалась и которое, как могла, старалась беречь. Мне искренне жаль героиню романа «Обломов» – Агафью Пшеницыну.
«Сердце обливается слезами, когда я читаю, как тяжело перенесла Агафья смерть своего второго мужа – самого дорогого и любимого человека. И почему счастье так кратковременно? Но таковым был замысел автора, ведь в этом сюжете скрыт глубокий смысл. Только жаль, что похожие ситуации происходят и в реальной жизни».
Источник: https://r-book.club/russian-classics/ivan-goncharov/oblomov-agafya-pshenicyna.html
Образ и характеристика Агафьи Пшеницыной в романе Обломов Гончаров сочинение
Образ Агафьи Пшеницыной вызывает много двойственных мыслей, как в наше время, так и во времена Гончарова. Главная черта характера героини – любовь с большой самоотдачей к близким ей людям, которая переплетается с поклонением и смирением.
Для нее смысл ее жизни в заботе о семье, доме и глубокая вера в Бога. Героиня полностью отдает себя обустройству уюта дома. Ей не нужны прогулки и светские развлечения.
Дополнительные краски в образ Агафьи Пшеницыной вносит описание ее внешности. В ее образе нет аристократизма. Руки Агафьи привыкли к работе, фигура полновата. Одежда отличается простотой. Манера поведения и разговора подчеркивает чрезмерную скромность и смирение.
Любовь, которая проснулась в героине к Обломову, была любовь-восторг, любовь-обожание. Любовь к Обломову и Ольги, и Агафьи были толчком к расцвету их образов.
Разница в том, что Ольга придумывает себе образ «настоящего мужчины» и пытается переделать Обломова. Для Агафьи любовь стала «простудой» и «неизлечимой лихорадкой». Это любовь-пробуждение, обожание и смысл жизни.
Не знающая границ вера в идеалы Агафьи пробудили в душе Обломова любовь. Их связывали общие черты характера, взгляды на мир.
Гончаров рисует нам портрет героини с двух сторон. С одной стороны перед нами предстает женщина безвольная, казалось бы, без проявления интересов. С другой стороны – женщина, которая ради любимого все сделает. В ней просыпается женственность. Возможность быть рядом с любимым человеком окрыляет ее.
Образ Агафьи просматривается по-разному на фоне Обломова. Обломов-лентяй выставляет ее в образе женщины, которая не хотела замечать его недостатки. Обломов-обыватель сам не стремился к душевному росту. Агафья рядом с ним растворялась в этом маленьком болоте.
В романе просматривается сравнение женщины, любящей и требующей, и женщины все прощающей и обожающей.
Сочинение про Агафью Пшеницыну
Гончаров в своём романе противопоставил два совсем не похожих между собой образа – Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной. Ольга очень активна, стремится к знаниям, веселая и умная.
Агафья похвалы критиков и современников не удосужились. Можно с уверенностью сказать, что Агафья обладает не меньшей внутренней красотой и глубиной, добротой, чем та же Ольга.
Илья Ильич именно с Агафьей приобрел свое счастье, хоть, можно сказать, оно и было иллюзией.
Агафья, безусловно, очень важный персонаж. Скорее всего, это прототип матери автора – Авдотьи Матвеевны. Агафья, как и мать Гончарова, обладает добрым сердцем, огромной верой, но самое главное то, что забота о семье стоит на первом месте. Пшеницыну можно называть воистину русской женщиной, душой русского народа.
Автор рисует в голове читателя ее, как женщину с полными локтями, пышные формы, которые в своё время служили настоящим вдохновением для великих мастеров. Глаза не несли в себе особой загадки, простые. Яркий румянец на щеках делал образ более детальным и красочным. Образ Агафьи Пшеницыной – это прототип русской женщины-крестьянки.
Такой женщиной нужно восхищаться!
Ее характеристика в романе довольно-таки неопределенная и неоднозначная. Кажется, что автор просто изобразил обычную женщину – крестьянку, которая не блещет умом и, если так можно выразиться, недалекая. Главные заботы – кухня и хозяйство, хлопоты по дому.
У нее нет собственного мнения, она во всем потакает брату, а позже и самому Обломову. Самое трагичное то, что Агафья даже и не пытается быть хоть кем-то, ей не нужно свое мнение, ведь мнение Обломова заменяет мнение Пшеницыной, она живёт только им.
Когда ей задавали вопросы, она смущалась, ведь за улыбкой или Молчанием тщательно скрывала то, что она глубоко необразованная.
Но есть и другая картина всего этого. Гончаров изображает женщину, словно ангела-хранителя Обломова. Самое главное счастье для Агафьи – счастье Обломова, ведь именно для него она и живёт. Она мечтает лишь о его благополучии. Она просто принесла себя в жертву. Но эта жертва, как ни странно, является настоящим счастьем нашей героини. Возможно, именно в этом и есть ее смысл жизни.
Также читают:
← Любовь Ильи Обломова и Ольги Ильинской ← Образ и характеристика Ольги Ильинской в романе Обломов↑ ГончаровОбраз и характеристика Захара в романе Обломов → Характеристика и образ Обломова →
- Образ и характеристика Любви Гордеевны в пьесе Бедность не порок Островского сочинениеДочь главного персонажа произведения Гордея Карпыча Торцова Любовь Гордеевна является одним из женских образов пьесы.
- Образ и характеристика Аси в повести Тургенева Ася сочинениеПылкий нрав, сердце с перчинкой, непреодолимая робость и страх, едва уловимая нежность – все это объединяется в семнадцатилетней героини одноименной повести Тургенева Ася
- Критика о творчестве Гоголя и отзывы современниковРаботы писателя, непростые для понимания как для его современников, так и для нынешних литературоведов, вызывают до настоящего времени неоднозначную реакцию и разнообразное отношение исследователей.
- Сочинение Анализ рассказа Лисичкин хлеб ПришвинаПришвин является известным мастером в описании природы и животных, он отлично чувствует красоту природы и может подбирать великолепные эпитеты для того чтобы передать всю красоту существующей природы.
- Сочинение Дед Гришака в романе Тихий Дон Шолохов образ и характеристика (Григорий Коршунов)Роман «Тихий дон» Шолохова – это повествование о жизни простых казаков, их трагических судьбах, живущих в постоянной борьбе и, конечно же, о любви. Каждый герой занимает важное место в произведении.
Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/goncharov/obraz-i-harakteristika-agafi-pshenicynoj-v-romane-oblomov
Агафья Пшеницына
Роман «Обломов», принадлежащий перу Ивана Александровича Гончарова, представляет читателю разносторонних действующих лиц. Женские образы в произведении – полные противоположности.
Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына – антиподы. Литературоведы отмечают жизненную позицию Ольги, стремление к самосовершенствованию и постоянному развитию.
Внутренняя красота героини в произведении противопоставлена мещанской любви к дому и семье Агафьи Пшеницыной.
Иван Гончаров
Агафья снискала отрицательные отзывы современников писателя и публики, которая впоследствии знакомилась с романом.
Пшеницына близка главному герою по духу, но симпатии аудитории всегда оказывались на стороне Ильинской. При этом образ второго персонажа не менее глубок и многогранен.
Иллюзорное счастье и любовь, которые стремился обрести Илья Обломов, настигли его в браке с Агафьей.
Биография и сюжет
Агафья Матвеевна Пшеницына – вдова чиновника и незаконная супруга главного героя. Характеристика персонажа начинается с внешнего описания. С виду ей было не более 30 лет. Фигура отличалась полнотой и белизной кожи.
Лицо не выделялось ничем примечательным: брови невзрачны, глаза малопривлекательны, выражение не отображало эмоций. Только руки женщины выдавали ее склонность к труду. До момента появления Обломова ее жизнь была однообразна и лишена ярких событий.
Домохозяйка не обладала образованием, талантами или интересами. Главной ценностью являлся дом, который она содержала безукоризненно.
Илья Обломов и Агафья Пшеницына
Агафья фанатично вела хозяйственные дела, понимая, что работа всегда найдется. Ее активность не давала скучать и тратить время попусту. Характер героини и самоотверженная преданность идеалам пробудили в Обломове любовь. Став квартирантом, Илья Ильич продемонстрировал, как может влиять на женскую натуру.
Леность не стала препятствием для того, чтобы зародилась новая история любви. Пшеницына преобразилась. Она не просто стала вдумчивой, но и старалась всячески угодить возлюбленному. Одежда Обломова всегда была чиста, стол накрыт в соответствии с его пожеланиями, а в моменты болезни Ильи Агафья Матвеевна не отходила от постели больного.
Агафья Пшеницына у кровати умирающего Обломова
Автор писал, что с появлением любви в жизни Пшеницыной все хозяйство, как организм, обрело новый смысл жизни.
Специфика образа Агафьи Пшеницыной заключается в том, что она оказывается единственным решительным и бескорыстным человеком среди знакомых Обломова.
Героиня готова на жертвы, чтобы выручить мужа: закладывает драгоценности, берет в долг у семьи покойного супруга, разрывает связи с братом, который пытается вовлечь Обломова в интриги.
В союзе Пшеницыной и Обломова рождается сын. Мальчик не похож на других детей Агафьи Матвеевны. Ему не место в семье и, понимая это, после смерти Обломова ребенка передают на воспитание Штольцу.
Андрей Штольц
Любовь женщины не нуждалась в материальных подкреплениях и не требовала изменений личности Ильи Ильича. Он был лучшим мужчиной для нее. Связь между героями строилась не на вымышленных привязанностях, а на осознанной схожести характеров и мировоззрения.
Гончаров, описывая героиню, представляет двойственный образ. Это недалекая женщина без амбиций и интересов, круг общения которой – слуги и торговцы. Безвольный персонаж, готовый прожить чужую жизнь в отсутствие собственных идеалов и амбиций.
С другой стороны, Пшеницына предстает спасителем в ситуации, в которой оказался главный герой. Это тихая хозяйственная особа, старающаяся скрыть безграмотность, верующая домашняя женщина, оберегающая покой Обломова.
Способная на жертвы, она отдает себя всю, проявляя природную женственность и обретая счастье от возможности быть рядом с любимым человеком.
Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына
Отношения с Агафьей Матвеевной становятся для Обломова лечебным бальзамом после перипетий связи с Ильинской. Он получает долгожданные умиротворение и гармонию. Его боготворят и любят вопреки натуре и привычкам.
Персонаж Пшеницыной, в зависимости от восприятия главного героя произведения читателем, вызывает разные чувства. Обломов-лентяй провоцирует появление отрицательного образа Агафьи, потворствующей его недостаткам. Обломов-обыватель, не ищущий движения и развития, счастлив с Агафьей.
Для простого мещанского бытия Пшеницына оказывается подходящей пассией.
Сравнение Пшеницыной и Ильинской показывает, что первая – персонаж, демонстрирующий христианскую любовь. Задаваясь вопросом, почему оказалась для Обломова ближе не смелая Ольга, а тихая Агафья, легко получить ответ:
Истязаемая потребностями сущность Обломова чувствовала себя в неге и обожании комфортно. Герой, не способный на борьбу, оказался расположен к простому пути существования.
Актрисы
Роль Агафьи Матвеевны в кинокартинах исполняли разноплановые артистки. В одноименной ленте 1965 года роль последней любви Обломова исполнила Тамара Алешина.
Главной ролью в карьере актрисы стал персонаж фильма «Небесный тихоход» – Маша Светлова. Внешность исполнительницы располагала к назначению на роль.
Режиссер Александр Белинский сделал ставку на драматическое дарование артистки театральной сцены, благодаря чему образ получился глубоким и достоверным.
Тамара Алешина в роли Пшеницыной
В 1966 году итальянский кинорежиссер Клаудио Фино выпустил проект под названием «OBLOMOV». Роль Агафьи Пшеницыной досталась Пине Чеи. Артистка известна исполнением заглавных женских ролей в проектах по классической литературе.
Актриса Пина Чеи
В 1972 году советские постановщики Оскар Ремез и Галина Холопова взялись за экранизацию романа. Образ Агафьи Пшеницыной воплотила Марина Кузнецова.
Марина Кузнецова в роли Пшеницыной
Актрисы, исполнявшие роль названной супруги Обломова, отличались приятными, но типичными чертами лица. Это соответствовало описанию героини в романе.
Тонкий нюанс режиссерского замысла подчеркивал идею Гончарова о том, что для Обломова Пшеницына не была простой домохозяйкой.
Она была скорее ангелом-хранителем, взявшим на себя ответственность за чужую жизнь и благополучие.
Интересные факты
- Агафья Пшеницына – не случайный персонаж в романе. Его прототипом выступает образ, придуманный автором для изображения матери Обломова. Авдотья Матвеевна, как и Агафья, имеет старорусское имя и аналогичное отчество. Верующая и добрая женщина олицетворяла заботу о своем сыне и доме.
- Несмотря на желание трактовать персонаж Пшеницыной как отрицательный, примечательно, что он описан в традициях русской красоты. Полная женщина, хранящая семейный очаг, – символ плодородия русской земли и всего, что привлекает Обломова в родной стране.
- Система образов в романе любопытна: два противопоставленных друг другу мужчины и две женщины обретают счастье, основанное на схожести характеров. Образованные интеллигенты находят друг друга, руководствуясь амбициями и стремлениями. Их счастье кажется наигранным и неполноценным. В то же время простые обыватели обретают спокойствие и гармонию в семье, где царит уважение друг к другу.
Фото
Источник: https://24smi.org/person/1308-agafia-pshenitsyna.html
Образ Агафьи Пшеницыной в романе Обломов сочинение
Женщина, нарушившая счастье Обломова, или праведница, вернувшая героя в правильное русло? Образ Агафьи Пшеницыной, несмотря на свой второстепенный характер, является достаточно противоречивым и вызывает много споров.
В романе Гончарова она появляется неожиданно, как бы из неоткуда, и проводит с Обломовым последние мгновения его жизни. Прелестная, хозяйственная, сильная женщина, далекая от светской жизни, подарила главному герою тот уют и комфорт, которые так были идеализированы героем.
Но именно ли Агафья Пшеницына нужна была Илье Обломову?
Бедная дворянка, вдова, привыкшая к труду. Агафья Матвеевна умела делать практически любую работу. Она могла окружить заботой любого и подарить свое тепло: “…Какие же вы добрые! – говорил Обломов, подходя к ней…”.
Эта женщина буквально очаровала блуждающего в поисках счастья Обломова.
Все вокруг твердили герою, что нужно действовать, куда-то идти, бороться за что-то, но фактически он сам не желал этого, ведь был “лишним” человеком, просто рожденным не в то время.
Илья Ильич с детства хранил в памяти тот нетленный образ своей Обломовки, которая была обычной деревушкой, где существование было безлико, но именно этот уклад и стал для героя желанным.
Пшеницына лишь стала воплощением той мечты, ведь полностью обустраивала спокойствие Обломову.
Хрупкая Агафья Матвеевна дала возможность герою бездействовать, когда сама продолжала работать, сохраняя на себе все обязанности по хозяйству, но только уже не в статусе вдовы, а замужней женщины.
Изначально достаточно миловидное лицо героини и ее простой характер привлекали окружающих, большинство людей оценивало ее как “славную бабу”- невысоким слогом, но по-доброму.
При всех своих положительных качествах, Агафья Матвеевна не была наделена живым умом, часто простые вещи ее заставляли “тупо задумываться”. Вообще, по складу ума и манере поведения Пшеницына была ближе к простым людям, нежели к дворянам. Ей были далеки философские вопросы и светская жизнь.
Трудная работа, бедность и неблагоприятные условия научили прекрасно выполнять статичные дела, но полностью отбили тягу к высокому.
При всей мощности характера Агафья Матвеевна была застенчивой и робкой женщиной, возможно, эти качества привились именно из-за непонимания некоторых вещей. У нее узкий кругозор, но ей известна настоящая преданность мужу и своему делу.
Иначе, имей Агафья Матвеевна другие качества, Обломов бы не женился на ней. Несмотря на любовь к Ольге, он чувствовал мучительное смятение, которое требовало перемен от самого героя.
Обломов же не желал их, ведь его судьба была прописана – герой должен был застрять в болоте быта и бездействия.
Образ Агафьи Матвеевны Пшеницыной можно назвать даже идейно-центральным, ведь именно с помощью него раскрывается губительность идеала Обломова. Эта женщина смогла обеспечить уют Илье Ильичу и спокойствие для того, чтобы он наконец смог покинуть то место, где быть ему не суждено.
Образ Агафьи Пшеницыной в романе Обломов
- Суть и смысл комедии Недоросль Фонвизина сочинениеКомедия Д.И Фонвизина была написана в 1782 году и совершила настоящий переворот в драматургии того времени. Впервые в русской литературе и на сцене были показаны такие важные и актуальные социальные проблемы, как крестьянский вопрос и произвол помещиков,
- Сочинение по картине Грабаря Зимнее утро 5 классСочинение по картине И. Э. Грабаря “Зимнее утро”Передо мной картина очень талантливого художника И. Э. Грабаря “Зимнее утро”. Автор полотна, как мне известно, любил изображать зимние пейзажи. Каждая работа, созданная художником,
- Герасим – главный герой рассказа муму сочинение 5 классБлагодаря произведениям классической литературы мы можем познакомиться с другой эпохой и совершенно отличными от нас людьми, жившими в той эпохе. Так произведение «Муму» знакомит нас со временем жестоким и не вполне справедливым.
- Сочинение на тему Семейное счастьеЧто такое семейное счастье? Многие молодожёны и бывалые семьянины задаются этим вопросом. Кто-то думает что семейное счастье заключается в материальном благополучии, а кто-то считает что самое главное это взаимопонимание и гармония между членами семьи.
- Сочинение по картине Пименова Спор 8 классНазвание работы советского художника Юрия Пименова точно характеризует саму идею картины – спор между молодыми людьми. Примечательно, что спорящие – это юноша и девушка, вероятно, учащиеся вместе.
- Проблема счастья в пьесе Чехова Вишневый сад сочинениеВ пьесе «Вишневый сад» проблема счастья поставлена автором А. П. Чеховым на важнейшее место. Все: молодые и старые, герои и героини, говорят и мечтают о нем. Но каждый видит его по- своему. Теме счастья и его поискам, в своем творчестве,
Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/obraz-agafi-pshenicynoj-v-romane-oblomov
Образ Агафьи Пшеницыной в романе “Обломов”
Введение Особенности образа Агафьи в “Обломове” Разрушительна ли любовь Пшеницыной? Заключение
Введение
В романе ” Обломов ” Гончаров изобразил два противопоставляемых и совершенно разных женских образа – Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной.
И если Ольга с самого выхода произведения в свет привлекала критиков своей активной позицией, непрерывным саморазвитием и внутренней красотой, то Агафья получала неоправданное осуждение как современников, так и потомков писателя.
Однако образ Пшеницыной в “Обломове” обладает не меньшей глубиной, чем образ Ильинской, ведь именно с по сюжету романа ней Илья Ильич обрел свое долгожданное, хотя и иллюзорное счастье.
На важность Агафьи в системе персонажей романа также указывает и то, что прототипом героини была родная мать Гончарова – Авдотья Матвеевна, такая же добрая, верующая и всем своим естеством своим направленная на заботу о семье.
Пшеницына привлекает своей истинно русской красотой: полными локтями, пышными формами, которые могли бы послужить живописцу или скульптору натурой для шедевра, серовато-простодушными глазами и ярким румянцем на полных щеках.
Она – словно идеал русской женщины-крестьянки, сошедший с картин художников.
Особенности образа Агафьи в “Обломове”
Характеристика Пшеницыной в романе “Обломов”, как, впрочем,
и остальных персонажей, неоднозначна. С одной стороны автор изображает перед читателями простую необразованную женщину, интересы которой ограничиваются хозяйством, кухней и общением со слугами и продавцами продовольствия.
У нее словно нет собственного мнения, внутреннего стержня и сильной воли – для Агафьи мнение брата, а затем и Обломова, заменяет ее собственное и она начинает жить другим человеком, всецело отдавая себя ему.
На любой вопрос, который касался далекой для нее сферы жизни, женщина отвечала усмешкой либо молчанием – они были для нее принятой формой, за которыми Пшеницына прикрывала свою неосведомленность и необразованность.
С другой же стороны, Агафья изображается Гончаровым как некое подобие светлого ангела, оберегающего своего возлюбленного каких-либо невзгод, огорчений и печалей. Пшеницына – прекрасная хозяйка, добрая, скромная, тихая и глубоко верующая женщина, однако не скорее не в христианском, а истинно православном понимании.
Для Агафьи основным счастьем в жизни становится благополучие Обломова, ради которого она и продолжает жить, по сути, принеся себя в жертву другому человеку, его идеалам и представлениям о счастье. Но именно эта жертвенность и посвящение себя другому являются для героини истинным счастьем, позволяя ее женской природе раскрыться и найти смысл своей жизни.
Примечательно, что из всех персонажей только Пшеницына обретает истинное, не иллюзорное счастье, тогда как ни Штольц с его расчетом, ни Ольга с ее высокими требованиями к возлюбленным, ни мечтательный Обломов не обретают его либо не живут им в полной мере.
Гончаров словно подводит читателя к парадоксу: умные, образованные, успешные в обществе и карьере люди уступают перед простой верующей женщиной, живущей всеохватывающим чувством любви.
Разрушительна ли любовь Пшеницыной?
Отношения Обломова и Пшеницыной становятся для героя после разрыва с Ольгой тихой гаванью, обретением спокойствия, умиротворения и того “обломовского” счастья, о котором он мечтал многие годы. Агафья окружила его заботой и любовью, беспрекословно выполняя все его пожелания и готовая на все ради мужа.
Ее любовь была основана не на дружбе или уважении к Обломову, а на полном его обожании, чуть ли не обоготворении.
Женщина любила его не за что-то (как это было в отношениях с Ольгой, которая любила в Обломове только определенные черты, не принимая другие), а просто за то, что может быть рядом с мужем и чувствовать его благодарность за ее заботу.
По мнению литературных критиков, характер любви Пшеницыной может иметь разное оттеночное определение в зависимости от того, как читатель относится к Обломову и в чем видит смысл его жизни.
Если рассматривать Илью Ильича как прообраз истинного русского человека, того мифического “Емели”, который сидит на печи и ждет прорыва, способного перевернуть его жизнь, то, конечно, любовь Агафьи – отрицательное явление в жизни героя.
Умиротворяющая, псевдосчастливая атмосфера “обломовщины” и бездействия, царящая в доме Пшеницыной, и становится причиной быстрой кончины героя, который отказывается даже выполнять рекомендации врача, все сильнее погружаясь в иллюзорный, прекрасный мир мечтаний и полудремы.
Однако Обломов может рассматриваться и как типичный человек, обыватель, которому на самом деле чужды стремления и необходимость постоянно развиваться, присущие Штольцу и Ольге, а близки привычные семейные ценности, рутинные спокойствие и благополучие. В таком случае Агафья является той самой женщиной, о которой Обломов всегда мечтал, а ее любовь становится целебным бальзамом для измученного после отношений с Ольгой героя.
Заключение
Агафья Матвеевна Пшеницына в романе “Обломов” – самый добрый и по-христиански любящий персонаж. Несмотря на ее простоту и необразованность, женщина является носителем бесконечно нежного, всеохватывающего и не требующего ничего взамен чувства, ставшего основным смыслом ее жизни.
В конце произведения автор не делает окончательных выводов по поводу образа Агафьи, но очевидно, что для Гончарова она является привлекательным и бесспорно положительным персонажем, введенным в роман для контраста с постоянно что-то ищущими внутри себя или в окружающем мире Обломовым, Штольцем и Ольгой.
(Пока оценок нет)
Источник: http://ege-essay.ru/obraz-agafi-pshenicynoj-v-romane-oblomov/
Обломов характеристика образа Пшеницыной Агафьи Матвеевны
ОБЛОМОВ
(Роман. 1859)
Пшеницына Агафья Матвеевна — вдова чиновника, оставшаяся с двумя детьми, сестра Ивана Матвеевича Мухоярова, кума Тарантьева. Именно Тарантьев поселяет Обломова, вынужденного искать новую квартиру, в домике П. на Выборгской стороне. «Ей было лет тридцать.
Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щеки. Бровей у нее почти совсем не было, а были на их местах две немного будто припухлые, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами.
Глаза серовато-простодушные, как и все выражение лица; руки белые, но жесткие, с выступившими наружу крупными узлами синих жил».
П. неразговорчива и привыкла жить, не задумываясь ни над чем: «Лицо ее принимало дельное и заботливое выражение, даже тупость пропадала, когда она заговаривала о знакомом ей предмете.
На всякий же вопрос, не касавшийся какой-нибудь положительной известной ей цели, она отвечала усмешкой и молчанием».
А ее усмешка была не более чем форма, прикрывавшая незнание предмета: не ведая, что она должна сделать, привыкшая, что все решает «братец», только в умелом ведении дома достигла П. совершенства. Все остальное годами и десятилетиями проходило мимо неразвитого ума.
Почти сразу после переезда Обломова на Выборгскую сторону П. начинает вызывать у Ильи Ильича некий интерес, который можно расценить как чисто эротический (постоянно привлекающие внимание Обломова круглые белые локти хозяйки).
Но разгадка ждет в конце романа, когда незадолго до смерти Илье Ильичу снится сон, где мать, указывая ему на П., шепчет: «Милитриса Кирбитьевна». Она называет имя его мечты, навеянной Илье Ильичу в раннем детстве няниными сказками.
Образ П. никогда не вызывал у критиков романа особенного интереса: натура грубая, примитивная, на которую привыкли смотреть лишь глазами Штольца, как на ужасную женщину, символизирующую глубину падения Ильи Ильича.
Но не случайно Гончаров дает этой простой женщине имя, близкое имени его горячо любимой матери — Авдотьи Матвеевны Гончаровой, купеческой вдовы, на протяжении многих лет прожившей в одном доме с крестным Гончарова, дворянином Н. Н.
Трегубо-вым, который воспитал ее сыновей и дал им образование.
П. находится в постоянном движении, в отличие от Обломо-ва осознавая, что «работа всегда есть» и именно она является подлинным содержанием жизни, а вовсе не наказанием, как считали в Обломовке. Ее беспрестанно мелькающие локти привлекают внимание Обломова не только красотой, но и не до конца осознаваемой им активностью героини. Внешне П.
воспринимается неким перпетуум-мобиле, без мысли, без проблеска чувства, «братец» называет ее не иначе как «корова» или «лошадь», видя в сестре только даровую рабочую силу. «Ее хоть ударь, хоть обними — все ухмыляется, как лошадь на овес», — говорит он о ней куму Тарантьеву, готовясь по совету последнего выследить отношения П.
с Обломовым и стребовать с Ильи Ильича деньги «за бесчестие».
Постепенно, по мере того как Обломов понимает, что стремиться ему больше некуда, что именно здесь, в домике на Выборгской стороне, обрел он вожделенный строй жизни родной Обломовки, в судьбе самой П. происходит серьезнейшая внутренняя перемена.
В постоянных трудах по устроению и обиха-живанью дома, в хлопотах по хозяйству находит она смысл своего существования. В П. начало пробуждаться нечто неведомое ей прежде: тревоги, проблески размышлений. Иными словами — любовь, все более и более глубокая, чистая, искренняя, не умеющая выразить себя словами, но проявляющаяся в том, что П.
хорошо знает и умеет: в заботе о столе и одежде Обломова, в молитвах о его здравии, в сидении по ночам у постели больного Ильи Ильича. «Все ее хозяйство… получило новый, живой смысл: покой и удобство Ильи Ильича. Прежде она видела в этом обязанность, теперь это стало ее наслаждением. Она стала жить по-своему полно и разнообразно…
Она как будто вдруг перешла в другую веру и стала исповедовать ее, не рассуждая, что это за вера, какие догматы в ней, а слепо повинуясь ее законам».
Обломов для П. человек из другого мира: прежде она никогда таких людей не видела. Зная о том, что где-то живут барыни и барины, она воспринимала их жизнь примерно так же, как Обломов слушал в детстве сказку о Милитрисе Кирбитьевне.
Встреча с Обломовым послужила импульсом к перерождению, но сам виновник этого процесса «не понимал, как глубоко пустило корни это значение и какую неожиданную победу он сделал над сердцем хозяйки… И чувство П.
, такое нормальное, естественное, бескорыстное, оставалось тайною для Обломова, для окружавших ее и для нее самой».
Обломов «сближался с Агафьей Матвеевной — как будто подвигался к огню, от которого становится все теплее и теплее, но которого любить нельзя». П. является единственным абсолютно бескорыстным и решительным человеком в окружении Обломова.
Не вникая ни в какие сложности, она делает то, что необходимо в данный момент: закладывает собственные жемчуг и серебро, готова занять деньги у родни покойного мужа, только чтобы Обломов не чувствовал ни в чем недостатка. Когда интриги Мухоярова и Тарантьева достигают пика, П.
решительно отрекается и от «братца», и от «кума».
Посвятив себя заботам об Обломове, П. живет так полно и многообразно, как никогда прежде не жила, а ее избранник начинает чувствовать себя словно в родной Обломовке: «…он тихо и постепенно укладывался в простой и широкий гроб остального своего существования, сделанный собственными руками, как старцы пустынные, которые, отворотясь от жизни, копают себе могилу».
У П. и Обломова рождается сын. Понимая разницу между этим ребенком и детьми от первого мужа, П. после смерти Ильи Ильича безропотно отдает его на воспитание Штольцам. Смерть Обломова вносит в существование П. новую краску — она вдова помещика, барина, чем постоянно попрекают ее «братец» и его жена. И хотя образ жизни П.
ни в чем не изменился (она по-прежнему прислуживает семье Мухоярова), в ней портоянно пульсирует мысль о том, что «проиграла и просияла ее жизнь, что Бог вложил в ее жизнь душу и вынул опять… теперь уж она знала, зачем она жила и что жила не напрасно…
На всю жизнь ее разлились лучи, тихий свет от пролетевших, как одно мгновение, семи лет, и нечего ей было желать больше, некуда идти».
Бескорыстие П. дано понять в финале романа и Штольцу: ей не нужны его отчеты в управлении имением, как не нужны и доходы от Обломовки, приведенной Штольцем в порядок. Свет жизни П. угас вместе с Ильей Ильичом.
Источник: http://lit-helper.com/p_oblomov_harakteristika_obraza_pshenicinoi_agaf-i_matveevni
Женские образы в романе И. А. Гончарова «Обломов»
Роман И. А. Гончарова «Обломов» согрет двумя историями любви: Ольги Ильинской и Агафьи Матвеевны Пшеницыной.
Знакомство Ильи Ильича с Ольгой перевернуло всю его жизнь. Эта девушка — деятельная, страстная натура — много сделала для спасения Обломова от его лени и апатии. Образом этой героини И. А. Гончаров решал проблему равенства женщины. Эта целеустремленная, волевая девушка стоит в ряду лучших героинь русской литературы.
Автор подчеркивает простоту и естественность своей героини: «… В редкой девице встретишь такую простоту и естественную свободу взгляда, слова, поступка. У ней никогда не прочтешь в глазах: «Теперь я подожму немного губу и задумаюсь – я так недурна». Взгляну туда и испугаюсь, слегка вскрикну, сейчас подбегут ко мне.
Сяду у фортепьяно и выставлю чуть-чуть кончик ноги»… Ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла!».
Внешность ее тоже не была примечательной: «Ольга в строгом смысле не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня; ни кораллов на губах, ни жемчугу во рту не было, ни миньятюрных рук… Но если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии.
Несколько высокому росту строго отвечала величина головы, величине головы – овал и размеры лица; все это в свою очередь гармонировало с плечами, плечи – со станом… Но образовал чуть заметно выпуклую, грациозную линию; губы тонкие и большею частью сжатые: признак непрерывно устремленной но что-нибудь мысли.
То же присутствие говорящей мысли светилось в зорком, всегда бодром ничего не пропускающем взгляде темных, серо-голубых глаз. Брови придавали особенную красоту глазам: они не были дугообразны, не округляли глаз двумя тоненькими, нащипанными пальцем ниточками – нет, это были две русые, пушистые, почти прямые полоски, которые редко лежали симметрично: одна на линию была выше другой, от этого над бровью лежала маленькая складка, в которой как будто что-то говорило, будто там покоилась мысль.
Ходила Ольга с наклоненной немного вперед головой, так стройна, благородно покоившейся на тонкой гордой шее; двигалась всем телом ровно, шагая легко, почти неуловимо…”
Несмотря на такую непосредственность героини отношение к ней в обществе было неоднозначным: «…глядя на нее, самые любезные из молодых людей были неразговорчивы, не зная, что и как сказать ей
Одни считали ее простой, недальней, неглубокой потому что не сыпались с языка ее ни мудрые сентенции о жизни, о любви, ни быстрые, неожиданные и смелые реплики, ни вычитанные или подслушанные суждения о музыке и литературе: говорила она мало и то свое, неважное – и ее обходили умные и бойкие «кавалеры»; небойкие, напротив, считали ее слишком мудреной и немного боялись»'.
Зато Ольгу ценил Штольц, и именно ей он доверил своего друга Обломова. Ольга, стремясь к активной деятельности, желая принести пользу людям, свободная от личных стремлений, с энтузиазмом взялась «пробуждать» Обломова от его вечной спячки.
Ей нравилось устремлять на него любопытный взгляд, «добродушно уязвлять его насмешками над лежанием над ленью, над неловкостью… У ней, в умненькой головке, развился уже подробный план… она мечтала как «прикажет» ему прочесть книги…
потом читать каждый день газеты и рассказывать ей новости, писать письма в деревню, дописывать план устройства имении, приготовиться ехать заграницу…»
Девушке нравилось сознавать себя властной над Обломовым: «И все это чудо сделает она, такая робкая, молчаливая, которой до сих пор никто не слушался, которая еще не начала жить! Она — виновница такого превращения!.. Она даже вздрагивала от гордого, радостного трепета; считала это уроком, назначенным свыше».
И ей удается пробудить Обломова к жизни Если раньше мы видели его в засаленном халате, постоянно лежащим на диване, обрюзгшим не по летам, то после знакомства с Ольгой его образ жизни резко изменился: «Встает он в семь часов, читает, носит куда-то книги. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки.
На нем появились даже краски, в глазах блеск, что-то вроде отваги или по крайней мере самоуверенности Халата не видать на нем… Обломов сидит с книгой или пишет в домашнем пальто; на шее надета легкая косынка-воротнички рубашки выпущены на галстук и блестят, как снег.
Выходит он в сюртуке, прекрасно сшитом, в щегольской шляпе… Он весел, напевает…»
Но изменился не только Обломов. Изменилась и Ольга: постоянно общаясь с Ильей Ильичом, она влюбляется.
«Она любит меня, в ней играет чувство ко мне. Возможно ли? Она обо мне мечтает; для меня пела она так страстно…» – такие мысли пробудили в Обломове гордость за себя. Но одновременно рождается мысль о том, что такого не может быть: «Любить меня, смешного, с сонным взглядом, с дряблыми щеками…»
Но Обломов, как в прежней своей службе и увлечениях, и в любви также не настойчив и не уверен в себе Стоило ему предположить, что Ольга равнодушна к нему, как он снова готов погрузиться в прежнюю спячку: «Нет, это тяжело, скучно! — заключил он. — Переду на Выборгскую сторону, буду читать, буду заниматься, читать, уеду в Обломовку… один! — прибавил потом с глубоким унынием. — Без нее! Прощай, мои рай, мой светлый, тихий идеал жизни!»
Он не пошел ни на четвертый, ни на пятый день; не читал, не писал, отправился было погулять, вышел на пыльную дорогу, дальше надо в гору идти.
«Вот охота тащиться в жар!» — сказал он сам себе, зевнул и воротился, лег на диван и заснул тяжелым сном, как, бывало, сыпал в Гороховой улице, в запыленной комнате, с опущенными шторами».
Постепенно их взаимоотношения определились: «любовь делалась строже, взыскательнее, стала превращаться в какую-то обязанность, явились взаимные права». Но вместе с тем оставалось и прежнее противостояние: «… она перешла к деспотическому проявлению воли, отважно напоминала ему цель жизни и обязанностей и строго требовала движения, беспрестанно вызывала наружу его ум…
И он бился, ломал голову, изворачивался, чтоб не упасть тяжело в глазах ее…
Иногда только соберется он зевнуть, откроет рот — его поражает ее изумленный взгляд: он мгновенно сомкнет рот, так что зубы стукнут. Она преследовала малейшую тень сонливости даже у него на лице…
Еще сильнее, нежели от упреков, просыпалась в нем бодрость, когда он замечал, что от его усталости уставала и она, делалась небрежною, холодною. Тогда в нем появлялась лихорадка жизни, сил, деятельности…»
Наконец Обломов приходит к мысли, что любовь Ольги к нему — ошибка, «… это только приготовление к любви, опыт, а он — субъект, который подвернулся первый, немного сносный, для опыта, по случаю…» Илья Ильич честно доносит свою мысль до Ольги в письме, заодно прощаясь с ней.
Но и это испытание Ольга выдержала, сумев разобраться и в своих чувствах, и в чувствах Обломова.
После объяснения в аллее наступило время безоблачного счастья, но Ольга иногда «впадала в тягостную задумчивость: что-то холодное, как змея, вползало в сердце, отрезвляло ее от мечты, и теплый, сказочный мир любви превращался в какой-то осенний день…
Она искала, отчего происходит эта неполнота, неудовлетворенность счастья? Чего недостает ей? Что еще нужно?..
Что ж за дело, что не на всякий взгляд ее он отвечает понятным взглядом, что не звучит иногда в его голосе, что ей как будто уже звучало однажды, не то во сне, не то наяву…»
А что же Обломов? А он «… не учился любви, он засыпал в своей сладостной дремоте… По временам он начинал веровать в постоянную безоблачность жизни, и ему опять снилась Обломовка…
» А если мы вспомним разговор Ильи Ильича со Штольцем, то увидим тот идеальный образ спутницы жизни, который рисуется в его воображении: «… Кругом его самого резвятся его малютки, лезут к нему на колени, вешаются на шею; за самоваром сидит…
царица всего окружающего, его божество… женщина! жена!.. Потом, обняв жену за талию, углубиться с ней в бесконечную, темную аллею; идти с ней тихо, задумчиво, молча или думать вслух, мечтать, считать минуты счастья как биение пульса; слушать, как сердце бьется и замирает…
» Мы видим, что идеал будущей жизни Обломова — созерцательный. Это та же Обломовка, но с нотами, книгами, роялем и изящной мебелью.
Как заметил Р. Рубинштейн, в идеале женщины, жены Обломова «два начала, причем одно из них встретиться в Ольге, другое — в Пшеницыной. Сразу же после гуляния жена ждет Обломова на балконе, в блузе и чепце, и дарит ему роскошный поцелуй. Но тут же: «Чай готов!»… нет здесь яркой страсти, которой Обломов боялся, — лишь спокойная любовь».
Не думаю, что Ольгу устроил бы тот образ жизни, который виделся Обломову. Да он до женитьбы дело так и не довел. Даже те «странные» взгляды на него (как на жениха) со стороны гостей Ильинских наводят на него ужас.
Обломов беспокоится о репутации Ольги, боится скомпрометировать ее, понимая при этом, что он должен сделать предложение.
Ругая Захара за то, что тот распространяет слухи о предстоящей женитьбе, Обломов описывает ему все те сложности, которые связаны с этим шагом и… сам ужасается!
Безденежье, неустроенность имения, долги — все это представляется неразрешимым Илье Ильичу и порождает уже другие мысли: «Господи! Зачем она любит меня? Зачем я люблю ее? Зачем мы встретились?.. И что это за жизнь, все волнения да тревоги! Когда же будет мирное счастье, покой?» Он «все доискивался… такого существования, которое было бы исполнено содержания, и текло бы тихо, день за днем.
, капля по капле, в немом созерцании природы и тихих, едва ползущих явлениях семейной, мирно-хлопотливой жизни. Ему не хотелось воображать ее широкой, шумно несущейся рекой, с кипучими волнами, как воображал ее Штольц».
Поэтому Обломов избегает встреч с Ольгой, незаметно возвращаясь к своему прежнему образу жизни, но теперь уже на Выборгской стороне, в доме Агафьи Матвеевны Пшеницыной; Ольга понимает, что ошиблась в Обломове, что ни сейчас, ни через год он не устроит свои дела, и расстается с ним: «… Я думала, что я оживлю тебя, что ты можешь еще жить для меня, — а ты уж давно умер…
Камень бы ожил от того, что я сделала… Я узнала недавно только, что я любила в тебе, что я хотела, чтоб было в тебе, что указал мне Штольц, что мы выдумали с ним. Я любила будущего Обломова!»
Агафья Матвеевна Пшеницына — полная противоположность Ольге. «Ей было лет тридцать. Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щеки. Бровей у ней почти совсем не было, а были на их местах две немного будто припухлые, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами.
Глаза серовато-простодушные, как и все выражение лица; руки белые, но жесткие, с выступившими наружу крупными узлами синих жил». Недалекая, она находит счастье в хлопотах по дому, заботе о детях и… Обломове. Она — воплощение той «обломовской» жены-хозяйки, одно из начал мечты Ильи Ильича: « Она все за работой, все что-нибудь гладит, толчет, трет…
» Получив в свои руки еще и хозяйство Обломова, «Агафья Матвеевна выросла… и жизнь закипела и потекла рекой».
«Постепенная осадка дна морского, осыпанье гор, наносный ил, с прибавкой легких вулканических взрывов — все это совершилось всего более в судьбе Агафьи Матвеевны, и никто, всего менее она сама, не замечал это» — так пишет автор о зародившемся любовном чувстве к Обломову этой героини.
Хлопоты ее — это уже не просто заботы хозяйки о жильце.
Она бурно переживает неудавшееся блюдо, не спит, если Илья Ильич задержался в театре или засиделся у Ивана Герасимовича, просиживает ночи напролет у его постели, когда Обломов сделался болен; похудела и сделалась «точно каменная», когда Обломов всю зиму «был мрачен, едва говорил с ней, не заглядывал к ней».
Причину любви Агафьи Матвеевны автор видит в том, что Илья Ильич не был похож на тех людей, которых эта женщина видела прежде. «Илья Ильич ходит не так, как ходил ее покойный муж,., глядит он на всех и на все так смело и свободно, как будто требует покорности себе. Лицо у него не грубое, не красноватое, а белое, нежное; руки не похожи на руки братца…
Белье носит тонкое, меняет его каждый день, моется душистым мылом, ногти чистит — весь он так хорош, так чист, может ничего не делать и не делает… Он барин, он сияет, блещет! Притом он так добр: как мягко он ходит, делает движения… И глядит он и говорит так же мягко, с такой добротой… ». Теперь «все ее хозяйство, толченье, глаженье, просеванье и т. п.
— все это получило новый, живой смысл: покой и удобство Ильи Ильича».
А Обломов с присущим ему «барским» эгоизмом как должное воспринимал заботы о нем хозяйки и «не понимал,.. какую неожиданную победу он сделал над сердцем хозяйки». «Его отношения к ней были гораздо проще: для него в Агафье Матвеевне, в ее вечно движущихся локтях,.
, во всезнании всех домашних и хозяйственных удобств воплощался идеал того необозримого как океан и ненарушимого покоя жизни, картина которого неизгладимо легла на его душу в детстве, под отеческой кровлей».
Ему нравилось шутить с этой женщиной, смотреть на нее, но не было скучно, если он не видал ее. «Тоски, бессонных ночей, сладких и горьких слез — ничего не испытал он». Живя у Пшеницыной, «…
у него не рождается никаких самолюбивых желаний, позывов, стремлений на подвиги, мучительных терзаний о том, что уходит время, что гибнут его силы, что ничего не сделал он, ни зла, ни добра, что празден он и не живет, а прозябает».
Именно к такой жизни всегда стремился наш герой и, наверное, именно такая женщина нужна ему была после «воспитания» его требовательной Ольгой. Обломову не нужно было переживать о том, что подумает о нем Агафья Матвеевна, «… что сказать ей, как отвечать на ее вопросы, как она взглянет…»
Весь смысл жизни для Агафьи Матвеевны настолько стал заключаться в Обломове, что в трудный период (когда все доходы уходили за долги братцу) она переживает не из-за своих детей, а о том, «… как вдруг барин…
станет кушать вместо спаржи репу с маслом, вместо рябчиков баранину, вместо гатчинских форелей, янтарной осетрины — соленого судака, может быть, студень из лавочки…» Автор с неприкрытой иронией повествует о том, как Агафья Матвеевна решается поехать к мужниной родне, чтобы взять у них денег.
Она твердо уверена, что «они сейчас дадут, как узнают, что это для Ильи Ильича. Если б это было ей на кофе, на чай, детям на платье, на башмаки или на другие подобные прихоти,… а то на крайнюю нужду, дозарезу: спаржи Илье Ильичу купить, рябчиков на жаркое, он любит французский горошек…
» Получив отказ, она решается заложить жемчуг, полученный в приданое, потом серебро, салоп… В лице Агафьи Матвеевны Обломов обрел свое счастье: «Вглядываясь, вдумываясь в свой быт..
, он, наконец, решил, что ему некуда больше идти, нечего искать, что идеал его жизни осуществился, хотя без поэзии, без тех лучей, которыми некогда воображение рисовало ему барское, широкое и беспечное течение жизни…» После смерти Обломова жизнь Агафьи Матвеевны потеряла всякий смысл: «Она поняла, что проиграла и просияла ее жизнь, что бог вложил в ее жизнь душу и вынул опять; что засветилось в ней солнце и померкло навсегда…»
И Ольга Ильинская, и Агафья Матвеевна очень много сделали для Обломова. Но нельзя думать (при всей кажущейся бездеятельности Ильи Ильича), что он только брал. Он духовно обогатил Ольгу, помог ей повзрослеть, подготовил к будущим отношениям с Андреем; своим существованием Обломов составил тихое счастье Агафьи Матвеевны.
Источник: http://5litra.ru/soch/187-zhenskie-obrazy-v-romane-i-a-goncharova-oblomov.html