Симфония “зимние грезы” п. и. чайковского – величественный гимн русской природе

П.И. Чайковский Симфония №1 «Зимние грёзы»: история, видео, содержание, интересные факты

П.И. Чайковский Симфония №1 «Зимние грёзы»

Спокойная русская природа вдохновляла многих музыкантов на создание потрясающих по красоте и живописности произведений. Не исключением является и Петр Ильич Чайковский.

Симфония «Зимние грезы» – это не только первое симфоническое сочинение в творчестве композитора, но и первая в истории отечественной музыки лирико-психологическая композиция.

Узнать интересные факты, прочитать об истории создания, а также послушать произведение можно на данной странице.

История создания и премьеры

Композитор начал сочинять произведение весной 1866 года. Вдохновение Чайковский черпал из воспоминаний о зиме в родном городе Воткинске. Ведь именно там самые веселые праздничные гуляния, самые красивые пейзажи и добрые люди.

Композитор недавно закончил консерваторию в Санкт-Петербурге и сразу был принят на работу в качестве преподавателя по приглашению Николая Григорьевича Рубинштейна. Работы в учебном заведении было много, а график занятий был расписан практически поминутно.

Уставший от повседневной рутины, без возможности заниматься любимым делом в дневное время, композитор был практически на грани нервного срыва. Тем не менее, на качестве музыки состояние музыканта никак не отразилось. Наоборот, погружение в воспоминания настраивало его на творческий лад, композитор мог отдыхать от бесконечных лекций.

Уже в сентябре сочинитель представил законченный вариант симфонии. К большому огорчению Чайковского сочинение было жестоко раскритиковано, и ему не дали права на исполнение.

Далее последовали дни переработки произведения, которые тянулись до ноября. И во второй раз композитор услышал, что симфония не доработана и требует внесения коррекции.

Тем не менее, Николай Рубинштейн отметил, что вторая и третья части стали намного лучше и даже включил их в концерты Русского Музыкального общества, проходившие в Санкт-Петербурге и Москве.

Премьера прошла незаметно и не принесла успеха молодому музыканту, лишь один неизвестный критик отметил необычайную мелодичность и превосходную оркестровку. Профессиональные критики же проявили холодность и не оставили рецензий.

Полностью симфония была исполнена вначале февраля в 1868 году на восьмом по счету симфоническом собрании Русского Музыкального общества. За дирижерским пультом был Николай Григорьевич Рубинштейн. К слову, данной редакции сочинения было суждено быть исполненной всего лишь один раз. Так как критики не пожелали написать о молодом таланте, и композиция была быстро забыта слушателями.

Прошло время, но Чайковского не отпускала мысль о том, почему «Зимние грезы» были так холодно приняты слушателями. Переехав в Италию, в 1874 году, он вновь берется за доработку.

После пересмотра партитуры он подправил неточности в оркестровке, добавил новые уточнения, касающиеся исполнения.

Работа была сделана достаточно быстро, но ранимый Чайковский боялся, что музыка опять останется без должного внимания и отложил исполнение на девять лет.

Премьера состоялась в Москве в 1883 году. Дирижер М. Эрмансдерфер отлично справился с собственной задачей, и музыка зазвучала совершенно по-новому. Критики были в восторге от услышанного. Через три года произведение было исполнено в Санкт-Петербурге, требовательная публика положительно приняла симфонию «Зимние грезы».

Интересные факты

  • Существует несколько авторских редакций произведения. Премьера постоянно откладывалась в дальний ящик, потому что профессора не могли оценить по достоинству всю красоту, скрытую в произведении.
  • В скерцо композитор использовал материал из фортепианной сонаты, сочиненной в 1865 году.
  • Любимым временем года композитора была зима.
  • Главная тема из второй части была использована позже в музыке к весенней сказке Островского «Снегурочка».
  • Наиболее важными людьми в творчестве Чайковский считал своих учителей Рубинштейна и Зарембу. Они всегда строго относились к молодому композитору и давали весомые советы для совершенствования.
  • Вторая часть является музыкальным впечатлением от поездки на остров Валаам, находящийся на ладожском озере, поэтому музыка выражает в себе образ бескрайних русских равнин, демонстрирующих строгую красоту северных пейзажей.
  • Брат композитора сказал, что ни одна из композиций не давалась так сложно и не требовала столько усилий, как Первая симфония.
  • Последняя редакция была создана в Италии. Взглянув на произведение с критической точки зрения, музыкант смог найти явные погрешности в оркестровке. После совершенствования, композиция вновь была исполнена на большой сцене. Теперь она получила должное признание критиков.
  • В основе четвертой части заложена русская народная песня «Я посею ли, млада». Примечательно, что эта песня имеет также второе название, более распространенное в городском быту, а именно «Цвели цветики».
  • В общей сложности на сочинение произведения ушло практически 8 лет.

Содержание

Удивительная сердечность и искренность музыки открывают для слушателя возможность прочувствовать всю красоту момента. Образное содержание тесно связано с впечатлениями от русских зимних пейзажей. Симфония имеет косвенную программность, так как не имеет в основе литературного произведения, и лишь две части из четырех имеют название.

Строение цикла имеет традиционную классическую форму, состоящую из четырех частей. Стоит отметить, что драматургическая линия практически не прослеживается, что говорит о лирическом характере симфонического сочинения.

Первая часть называется «Грезы зимней дороги», что сразу дает настрой на легкую меланхолию. Но название обманчиво, ведь музыка наполнена невероятной живой энергетикой. Подчеркивает эту особенность стремительный темп Allegro.

Тональность соль минор отлично передает лиричность главной темы.

Главная партия состоит из двух элементов: первый спокойный, имеющий дух протяжной народной песни, и второй, вносящий ощущение тревоги, которое достигается при помощи использования большого количества хроматических интонаций.

Чудесная оркестровка позволяет передать всю красочность зимнего пейзажа. Легкий фон струнных полностью отражает колыхание морозного зимнего воздуха и ненавязчивый перезвон рождественских колокольчиков. Холодные тембры духовых инструментов идеально подчеркивают красоту и изящность главной темы.

Побочная партия, как и положено, написана в тональности доминанты. После достаточно напряженной связующей партии, возвращается спокойствие и благодать.

Заключительная партия имеет ярко-выраженный народно-плясовой характер. Большим контрастом является разработка, в которой главенствуют хроматические интервалы.

Сокращенная реприза включает в себя большое количество полифонических приемов, помогающих привести к кульминации. Кода возвращает слушателя к истокам. Первая часть открывает многогранный мир природы для слушателя.

Настроение музыки меняется также быстро, как направление ветра.

Вторая часть медленная, написана в темпе Адажио. Название «Угрюмый край, туманный край» соответствует образности, вложенной в музыку. Форма трехчастная с явно-выраженными чертами рондо. Музыка загадочна, плавна. В ней живет дух русской песни. С первых тактов слушатель становится вовлечен в туманный мир, в котором все таинственно.

Третья часть скерцо, в основе которого лежит вальсовая трехдольность. Тональность до минор. Форма сложная трехчастная.

Легкость и прихотливость темы отлично передают солирующие инструменты: флейты и кларнеты. Средняя часть полностью оказывается во власти вальса, которое становится все более напряженным.

Минорное звучание вальса является кульминацией всего цикла. На столь мрачной ноте заканчивается скерцо.

Финал – это торжественная картина народного гуляния. Основой является хороводная песня. Ликование и радость пронизывают каждый такт, даря ощущение массового сплочения. Сцена быта народа открывает для слушателя новые грани реальности. Полифонические приемы помогают в должной степени отразить многоуровневость и разнообразность народного творчества.

Первая симфония является одним из лучших сочинений Петра Ильича Чайковского раннего периода. Именно в этом произведении впервые проявляются и формируются образы, характерные для дальнейшего творчества.

Композитор применяет новые для себя приемы композиции, которые уже начинают выявлять особенности его музыкального мышления. Симфония, безусловно, является знаковым сочинением для отечественной музыки.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Видео: слушать «Зимние грёзы»

Источник: http://soundtimes.ru/simfonicheskaya-muzyka/udivitelnye-simfonicheskie-proizvedeniya/p-i-chajkovskij-simfoniya-1-zimnie-grjozy

Чайковский. Симфония «Зимние грёзы»

Пётр Ильич Чайковский. Биография и краткий обзор творчества

Творчество Чайковского – вершина мировой музыкальной культуры XIX века – вечно живой и драгоценный родник, из которого не перестают черпать мудрость и вдохновение композиторы XX – XXl веков.

Имя П. И. Чайковского дорого любителям музыки всего мира. Несколько лет тому назад ЮНЕСКО проводило статистические исследования, и они показали, что Чайковский самый исполняемый в мире композитор. Его музыка близка и понятна людям разных стран, национальностей, вероисповеданий.

Очень точно о значении творчества П.И. Чайковского сказал известный американский дирижёр Леопольд Стоковский: «Чайковский и музыка – это два нераздельных понятия. До тех пор, пока на нашей планете будут звучать гениальные аккорды, люди будут преклоняться перед его гением. Боюсь, что у меня не хватит слов, чтобы по достоинству оценить его влияние. Он для меня все». 

Пётр Ильич Чайковский родился 25 апреля 1840 года в городе Воткинске на Урале.

Отец будущего композитора был горным инженером, управляющим Воткинскими заводами. Мать была дочерью обрусевшего француза. Второй сын в семье, Пётр Ильич имел ещё двух сестёр и четырёх братьев.

Мальчик рос в атмосфере родительской любви. Его воспитание было поручено француженке – гувернантке Фанни Дюрбах.

Читайте также:  Сферы земли. внешняя оболочка земли

Что из детских впечатлений следует особо отметить? Конечно, близость природы, пробуждение интереса к музыке, фольклору, поэзии, обучение игре на фортепиано, начавшееся около пяти лет.

Представьте, если музыка звучит во всём: в шелесте листьев, перезвоне часов в гостиной, в стихах Пушкина и Шекспира, если можно сидеть за инструментом и играть по памяти иногда лишь раз услышанные мелодии, если голова полна новыми мелодиями, если вся жизнь в музыке, – можно ли её оставить, заставить себя делить с музыкой другие занятия! И мальчик попробовал.

Из Воткинска в десять лет мама отвезла его в Петербургское Училище правоведения, которое готовило чиновников для департамента юстиции.

Будущие правоведы получали хорошее образование, в том числе и музыкальное. Музыка все больше заполняла его жизнь.

Он стал петь в хоре училища правоведения – сначала дискантом, а затем альтом; брал уроки музыки у итальянца Пиччиоли; слушал оперы и концерты с друзьями-правоведами.

Огромное впечатление произвела на Чайковского опера Моцарта «Дон Жуан» в исполнении итальянской труппы в Петербурге. Во время пребывания в училище в 1855-1858 годах Чайковский занимался у пианиста Рудольфа Кюндингера.

Учитель сразу заметил выдающиеся способности воспитанника. А затем брал уроки музыки у брата Кюндингера – Августа.

Самое сокровенное он поверяет сестре: «В прошлом году, как тебе известно, я очень много занимался теорией музыки и теперь решительно убедился, что рано или поздно я променяю службу на музыку».

Осенью 1859 года Пётр Ильич поступает в открывшиеся музыкальные классы при Русском музыкальном обществе. В 1862 году эти классы были преобразованы в первую в России консерваторию, и Чайковский стал ее студентом.

Его любимым учителем был Антон Григорьевич Рубинштейн. И чем больше ему учитель давал заданий, тем тщательней исполнял Чайковский всё заданное.

Среди его ученических работ выделяется симфоническая увертюра на сюжет драмы Островского «Гроза».

К выпускному экзамену он написал Кантату на текст оды Шиллера «К радости». Она с успехом была исполнена под управлением его учителя А. Рубинштейна.

В сентябре 1866 года в Москве была открыта консерватория. Её создатель Николай Рубинштейн пригласил Чайковского на должность одного из первых её профессоров.

Так началась его самостоятельная жизнь на новом поприще музыканта. Несмотря на большую занятость в консерватории, Чайковский много пишет.

Лучшими его произведениями в этот период надо назвать увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта» и оперу «Воевода».

С оперой «Воевода» связано одно из интересных событий его жизни – содружество с драматургом Александром Николаевичем Островским. Они познакомились в Артистическом кружке. В кружок входила лучшая московская интеллигенция. Это сблизило Чайковского со многими выдающимися деятелями русской культуры. Жизнь композитора в Москве была насыщенной.

А летом он уезжал на юг – на Украину, в имение Каменка, на Черкащине, где жила его сестра, вышедшая замуж за сына декабриста Давыдова. Каменка обладала для него особой притягательной силой. Ведь это имение было местом, где за сорок лет до этого собирались декабристы, члены «Южного общества». Хозяйка имения Давыдова часто рассказывала о нём.

В Каменке на лоне прекрасной природы, в окружении милых сердцу людей, Пётр Ильич всегда чувствовал прилив творческих сил. Поэтому так много произведений он создал именно здесь: фортепианный цикл «Времена года», «Детский альбом», Ната-вальс, отдельные части Первой, Второй и Третьей Симфоний, части опер «Воевода», «Опричник».

В конце 60-х годов Чайковский уже был известным композитором, чьи произведения с успехом исполнялись в России, а в середине 70-х годов творчество композитора достигает небывалого расцвета. Поражает частота появления крупных произведений. Это было возможно благодаря совершенно особому его отношению к композиторскому труду.

Об этом он говорил так: «Моя система работы чисто ремесленная, то есть абсолютно регулярная, всегда в одни и те же часы, без всякого к самому себе послабления.

Музыкальные мысли зарождаются во мне, как только, отвлёкшись от чуждых моему труду соображений и забот, я принимаюсь за работу».

Так, на протяжении всего двух лет созданы такие шедевры: опера «Евгений Онегин», Четвёртая симфония, балет «Лебединое озеро», Первый концерт для фортепиано с оркестром, Концерт для скрипки с оркестром.

В 1877 году Чайковский пережил тяжёлый кризис. Дело в том, что во время его работы над оперой «Евгений Онегин» композитор стал получать письма от одной из выпускниц консерватории. Она казалась искренней в своём чувстве к нему. Чем-то напоминала ему пушкинскую Татьяну.

Не раздумывая, Пётр Ильич пошёл навстречу этому чувству. Вскоре состоялась свадьба. Но прошло немного времени, и Чайковский понял свою ошибку. Это повергло его в отчаяние. Тяжело пережив это потрясение, осенью 1877 года с сильным нервным расстройством уехал за границу.

Благо, что нашёлся друг, который взял на себя все материальные расходы, дал композитору возможность сменить обстановку и возродиться для творчества. Этим другом оказалась Надежда Филаретовна фон Мекк. Она была вдовой крупнейшего железнодорожного магната, наследницей миллионного состояния.

Страстно любя музыку, она немалые суммы тратила на помощь музыкантам. Познакомившись с музыкой Чайковского, она стала не только его поклонницей, она была его «добрым гением», материальной и психологической поддержкой. Их дружба продолжалась до 1890 года. Но самое интересное то, что они никогда не видели друг друга.

Зато самые сокровенные мысли они поверяли переписке, продолжающейся четырнадцать лет. Свою Четвёртую симфонию, написанную в сложном 1877 году, Пётр Ильич посвятил Надежде Филаретовне фон Мекк «Моему лучшему другу»,- написал он на титульном листе.

В письме к Надежде Филаретовне он сформулировал основную идею этого произведения: «Если ты в самом себе не находишь мотивов для радости, смотри на других людей. Ступай в народ».

Следующие семь лет жизни композитора часто называют «годами странствий», это поездки за границу и возвращение в Москву. А между ними – новые сочинения: оперы «Орлеанская дева» и «Мазепа», три оркестровые сюиты, пьесы для фортепиано, второй фортепианный концерт, увертюра «1812 год», кантата «Москва».

Потрясённый смертью Николая Рубинштейна, которого он любил и ценил, Чайковский посвятил ему трио «Памяти великого художника».

1885 год начинает последний период творчества композитора. В этом году его избирают Директором Московского отделения Русского музыкального общества. Много сил и энергии он тратит на пропаганду музыки русских композиторов. Чайковский гастролирует в городах России и за рубежом в качестве дирижёра. Концерты маэстро проходят с триумфальным успехом.

С огромным энтузиазмом чествовали Чайковского на музыкальных вечерах в Париже, в Праге. В 1893 году в Англии Кембриджский университет присвоил ему звание доктора права, как гениальнейшему композитору мира.

В 1891 году Пётр Ильич был приглашён в Америку. В Нью-Йорке ему выпала честь выступать в день открытия нового концертного зала «Карнеги-холла». Успех выступления превзошёл все ожидания. Уже после его отъезда одна из газет писала: «…Какой бы огромный стимул был сообщён музыкальному искусству в нашей стране, если бы могли испытывать благотворное влияние Чайковского».

Такую напряжённую исполнительскую деятельность Чайковский сочетал с композиторской. В последние годы им созданы истинные шедевры. Герои его последних произведений – это люди, тонко и глубоко думающие, чувствующие, но не находящие в жизни понимания.

И потому рвущиеся к неведомому идеалу, но терпящие в этом стремлении поражение. Эта идея лежит в основе двух последних симфоний композитора, в опере «Пиковая дама», во многих последних романсах.

В это время он создаёт светлую романтическую оперу «Иоланта» на сюжет из средневековой легенды и такие же светлые балеты «Спящая красавица», «Щелкунчик».

Завершающей страницей творчества и жизни Чайковского стала его Шестая «Патетическая симфония». Роковым образом в ней и с ней оказались сплетены гибель героя и смерть самого композитора.

Эта симфония безгранично богатым языком говорила о жизни и смерти, о судьбе, о борьбе, из которой человек выходит победителем. Ведь добро, красота и творчество бессмертны.

Эта симфония прозвучала как реквием, как прощание композитора с жизнью потому, что премьера симфонии состоялась 16 октября 1893 года. Через несколько дней Чайковский заболел. Болезнь оказалась смертельной.

В ночь с 25 на 26 октября композитора не стало. Он умер в самом расцвете сил, полный надежд и творческих замыслов.

Читайте также:  Критика н.а. добролюбова: статья "луч света в темном царстве" (а. н. островский "гроза")

«Похороны были так грандиозны и величественны, как только в России хоронили царей»,- вспоминал один из современников. Многотысячная толпа сопровождала гроб композитора на кладбище Александро-Невской лавры.

«Я хотел бы, чтобы музыка моя распространялась. Чтобы с каждым днём увеличивалось число людей, любящих её, находящих в ней утешение и подпору» – много лет назад сказал Пётр Ильич Чайковский.

И мы сегодня, в начале XXI века, можем с уверенностью сказать, что мечта композитора сбылась. Его музыка любима, она живёт полнокровной жизнью во всех странах мира. Каждый из нас находит в этой музыке что-то близкое и понятное только ему. Она приносит истинное эстетическое наслаждение.

Вопросы для закрепления материала:

  1. Где Пётр Ильич получил образование?
  2. Кто был его другом в годы учёбы?
  3. В каком году Чайковский начал учиться в консерватории? Какие произведения были им написаны в это время?
  4. Где композитор работал после окончания консерватории?
  5. Назовите произведения, написанные в Каменке.
  6. Кто такая Н. Ф. фон Мекк? Как она связана с Чайковским? Какое произведение посвятил ей композитор?
  7. Перечислите сочинения середины 70-х годов.
  8. Расскажите о последнем периоде жизни композитора.
  9. Какие произведения написаны в это время?

Симфония № 1 соль минор «Зимние грёзы»

Первая симфония создавалась Чайковским весной и летом 1866 года. В музыке этого сочинения воплощены впечатления композитора от русской природы, которую он очень любил, воспоминания детских лет о зимней дороге из далёкого Воткинска в Петербург, куда родители везли его учиться, картины весёлых народных гуляний.

Работа над симфонией давалась трудно. Пётр Ильич уже начал работу профессора, и занятия с учениками отнимали почти все дневное время. Поэтому на музыку оставалась только ночь.

И все же к сентябрю композитор закончил симфонию и отдал её на суд своих учителей – профессоров Петербургской консерватории А. Рубинштейна и Н. Зарембы. Симфония была сурово раскритикована.

Включить её в программы концертов Русского музыкального общества отказались.

Вторая редакция симфонии тоже не получила одобрения. Чайковскому удалось только добиться исполнения двух средних частей, но оно прошло почти незамеченным.

В полном виде симфония была исполнена только в феврале 1868 года в Москве. Но это исполнение оказалось единственным. После поездки в Италию в 1874 году Пётр Ильич вновь вернулся к этому произведению и сделал ещё одну его редакцию. И только в 1883 году её по достоинству оценили.

Один из рецензентов писал: «Вот это настоящая русская симфония. В каждом такте её чувствуется, что её мог написать только русский человек. В выработанную на чужбине форму композитор влагает чисто русское содержание».

Действительно, это была фактически первая русская симфония, которая одновременно была первым образцом лирического симфонизма.

П. И. Чайковский дал симфонии и первым двум её частям названия.

Первая часть носит название «Грёзы зимнею дорогой». Она начинается еле слышно – будто зашелестел сухой снег от ветра, зазвенел морозный воздух. Мгновение… и появилась печальная мелодия. Она создаёт впечатление широко раскинувшегося простора, пустыни, одиночества. Ей вторят острые короткие звуки: как снежинки, бьющие в лицо.

Что-то слышится в музыке беспокойное, тревожное. Нарастает звучность. Вступают все новые инструменты. Дробится мелодия. Будто подхваченные ветром, вьются, летят друг за другом ее обрывки.

И вот уже во весь голос зазвучала мощная тема, выросшая из темы колючек-снежинок. Первая грустная тема влилась в неё и тоже стала мощной, будто почерпнула силы из чудесного родника. Но вот все смолкло.

Несколько сухих аккордов, и вот запел кларнет. Песня его – побочная партия – задумчива и спокойна.

Эту песню подхватили другие инструменты, повели дальше, распели шире. И вновь молчание. Заключительный раздел экспозиции, праздничный, торжественный, вливается в разработку.

Её развитие полно драматизма и приводит к кульминации. И снова – генеральная пауза. После неё осторожно, робко, как будто раскачиваясь, начинают вступать разные инструменты.

И вот, наконец, полилась печальная мелодия – главная тема первой части. Это началась реприза. В конце части возвращается начальный образ. И только как отзвук, напоминание появляется колючий мотив. Постепенно он истаивает. Так заканчивается первая часть.

Вторая часть называется «Угрюмый край, туманный край». В ней воплотились впечатления композитора от поездки по Ладожскому озеру на остров Валаам и поездки на водопад Иматра летом 1860 года. Музыка этой части удивительно напевна, широка и близка русской народной песенности. Гобой поёт раздольную мелодию, похожую на протяжную крестьянскую песню.

Ее, как лёгкое дуновение ветерка, пробежавшую по озёрным волнам рябь, сопровождают флейты. Потом со своей мелодией вступает фагот. И вот уже два голоса – высокий мальчишеский и мужской – поют каждый свою песню, согласно сливаясь. Прихотливо переплетаются голоса. Их мощный хор подхватывает песню, ведёт ее дальше. И вот взмывает ввысь могучая народная песня. Закончен рассказ.

Третья часть симфонии не имеет подзаголовка. Но содержание скерцо понятно и без этого. Слушая эту музыку, сразу же вспоминаешь Пушкина:

Мчатся тучи, вьются тучи;Невидимкою лунаОсвещает снег летучий;Мутно небо, ночь мутна.Еду, еду в чистом поле;Колокольчик динь-динь-динь…Страшно, страшно поневоле

Средь невидимых равнин.

Но мелькнул огонёк вдали. И усталый путник на своей заснеженной кибитке въезжает в гостеприимную усадьбу. Ярко освещены окна. Звучит нежный вальс. Это – средний раздел скерцо. Но сквозь мелодию этого вальса начинает пробиваться завывание метели. Все громче оно. И вот уже не слышно изящного вальса, только ветер метёт и бьёт в лицо колючим снегом.

Что же это было? Видение? Грёза? Впереди бесконечный зимний путь…

Финал – яркая картина народного массового праздника. Большую роль в нем играет мелодия народной песни «Цвели цветики». Интонация ее положена в основу вступления. Это – пролог, раздумья. В полном виде эта народная песня появится в характере плясовой в побочной партии финала.

Главная партия имеет активный характер. Она звучит задорно, в ритме быстрого марша, с резкими восклицаниями. Это – образ ликующего веселящегося народа. Ярко, колокольно-празднично заканчивается эта симфония. Финал её стал прообразом целого ряда подобных финалов симфоний Чайковского.

Вопросы:

  1. Сколько симфоний написал Чайковский? Какие ещё симфонические произведения композитора вы знаете?
  2. Какую роль играет программность в произведениях Чайковского? Как композитор её понимал?
  3. Каково содержание симфонических сочинений композитора?
  4. В каком году написана Первая симфония? Какова её судьба?
  5. Перечислите названия и содержание частей симфонии.
  6. Объясните, почему симфония получила название «Зимние грёзы».

Презентация

В комплекте:1. Презентация – 22 слайда, ppsx;2. Звуки музыки:    Чайковский. Симфония № 1:        I часть, Аллегро «Грёзы зимней дорогой», mp3;        II часть, Адажио «Угрюмый край, туманный край», mp3;        III часть, Скерцо, mp3;        IV часть, Финал, mp3;

3. Сопровождающая статья, docx.

Источник: http://music-fantasy.ru/materials/chaykovskiy-simfoniya-zimnie-gryozy

Чайковский. Симфония No. 1 («Зимние грёзы») (Symphony No. 1 (g-moll), Op. 13, «Winter Daydreams»)

Состав оркестра: 2 флейты, флейта-пикколо, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 4 валторны, 2 трубы, 3 тромбона, туба, литавры, ударная группа, струнные.

История создания

Первая симфония создавалась Чайковским весной и летом 1866 года. В музыке этого сочинения отразились впечатления композитора от русской природы, которую он очень любил; воспоминания детских лет о зимней дороге из далекого уральского городка Воткинска в Петербург, куда родители везли его учиться; картины веселых масленичных гуляний.

Сочинение симфонии шло с трудом. Окончив весной Петербургскую консерваторию, Чайковский был тут же приглашен Николаем Рубинштейном, основателем Московской консерватории, в число ее профессоров.

Занятий с учениками было много, они отнимали почти все дневное время, так что для сочинения оставалась лишь ночь. Композитор не любил работать по ночам, да и хрупкое здоровье ему этого не позволяло. Острое переутомление вскоре привело к нервному расстройству.

Однако в сентябре Чайковский все же закончил симфонию и отдал ее на суд своих бывших учителей — профессоров Петербургской консерватории А. Рубинштейна и Н. Зарембы.

Они сурово раскритиковали первый симфонический опус своего выпускника и отказались включить его в программы концертов Русского музыкального общества, на что Чайковский рассчитывал.

Вернувшись из Петербурга, композитор принялся за переработку симфонии. Вторая редакция была завершена в ноябре, но тоже одобрения не получила. Премьера откладывалась на неопределенное время. Чайковский сумел только организовать исполнение двух средних частей в Москве и Петербурге, но оно прошло почти незамеченным.

Лишь один оставшийся неизвестным критик (он подписался инициалами А. Д., которые исследователям расшифровать не удалось — по-видимому это был не музыкант, а просвещенный любитель) написал: «Мы не знаем, чему приписать эту холодность (с которой были приняты исполненные отрывки. — Л. М.), потому что симфония имеет несомненные достоинства.

Читайте также:  Конспект занятия в старшей группе «кто где живет»

Она в высшей степени мелодична и превосходно инструментована: особенно нам понравилось адажио: оно все составлено из одной темы, чисто русского характера, в которой так и слышится мотив русской песни, захватывающей душу. Несмотря на это, тема совершенно оригинальна».

Отзыв удивительно чуткий, несмотря на допущенную неточность — в адажио две, хотя и близко родственные по характеру темы — остался единственным. Профессионалов показанная музыка не привлекла.

Премьера симфонии в полном виде состоялась только 3 (15) февраля 1868 года в Москве, в восьмом симфоническом собрании РМО под управлением Н. Г. Рубинштейна. Но это исполнение оказалось единственным. На него критика также не сочла нужным отреагировать. Симфония больше не исполнялась, казалось, о ней было забыто.

Через несколько лет, после поездки в Италию в 1874 году, композитор еще раз пересмотрел симфонию: сократил некоторые длинноты, изменил оркестровку. В этой окончательной редакции симфония была издана и исполнена еще через девять лет — в 1883 году в Москве под управлением М. Эрмансдерфера, немецкого дирижера, работавшего в 80-х годах в Москве. Только тогда ее наконец оценили.

«Вот это настоящая русская симфония, — писал рецензент. — В каждом такте ее чувствуется, что ее мог написать только русский человек. В выработанную на чужбине форму композитор влагает чисто русское содержание». Но прошло еще три года, когда первый симфонический опыт давно уже прославленного композитора прозвучал и в Петербурге.

С тех пор она прочно закрепилась в концертном репертуаре.

Оказавшаяся, по существу, первой русской симфонией (написанная несколько ранее симфония Римского-Корсакова успеха не имела и практически была забыта), она, вместе с тем, явилась и первым образцом лирического симфонизма. Симфония программна. Чайковский дал ей название и подзаголовки первых двух частей. В скерцо, такой «подсказки» не имеющем, использован материал написанной в 1865 году фортепианной сонаты.

Музыка

Первая часть

Источник: http://www.belcanto.ru/s_tchaikovsky_1.html

Презентация к уроку музыки в 3 классе по программе Т. Баклановой на тему “Концерт симфонической музыки: П.И. Чайковский. Симфония №1 “Зимние грезы””

Инфоурок › Музыка › Презентации › Презентация к уроку музыки в 3 классе по программе Т. Баклановой на тему “Концерт симфонической музыки: П.И. Чайковский. Симфония №1 “Зимние грезы””

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Симфония 'Зимние грезы' Чайковского.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

СИМФОНИЯ П. Чайковский. Симфония №1 «Зимние грёзы» IraIda Mokshanova

2 слайд Описание слайда:

Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льёт печально свет она. По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит, Колокольчик однозвучный Утомительно гремит. Что-то слышится родное В долгих песнях ямщика: То разгулье удалое, То сердечная тоска… Ни огня, ни черной хаты… Глушь и снег… Навстречу мне Только вёрсты полосаты Попадаются одне. IraIda Mokshanova

3 слайд Описание слайда:

Симфония №1 П .Чайковского «Зимние грёзы» 1 часть – «Грёзы зимней дорогой» 2 часть – «Угрюмый край, пустынный край» 3 часть 4 часть – финал IraIda Mokshanova

4 слайд Описание слайда:

1 часть – таинственные образы зимней природы ♫ Подбери слова и цвета, отражающие характер звучания музыкального фрагмента. ♫ Какие грёзы отразились в зеркале этой музыке? Нарисуй ответ в музыкальном альбоме. IraIda Mokshanova ЗАВОРОЖЁННО ВЕСЕЛО ТАИНСТВЕННО ТОРЖЕСТВЕННО БЕЗМЯТЕЖНО ЛИХО СВЕТЛО

5 слайд Описание слайда:

4 ЧАСТЬ – «ЗИМНЕЕ» НАСТРОЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА Музыка основана на интонациях русской народной песни «Цвели цветики». Композитор выразил свои глубокие душевные переживания, надежды и мечты о прекрасном, возвышенном. IraIda Mokshanova

6 слайд Описание слайда:

♫ Какие звуки природы «спрятаны» в иллюстрации художника? ♫ Сыграй их на разных музыкальных инструментах. IraIda Mokshanova

7 слайд Описание слайда:

мУзыкальный Образ зимы ♫ Выучи романс М. Яковлева «Зимний вечер». Спой выразительно, создавая музыкальный образ зимнего вечера. ♫ Сравни с симфонической музыкой П. Чайковского. Что общего? В чём различие? ♫ Прочитай выразительно, нараспев, стихотворение А. Пушкина «Зимняя дорога». Сравни настроение этого поэтического произведения и музыки 1-й части симфонии «Зимние грёзы». IraIda Mokshanova

8 слайд Описание слайда:

«цвели цветики» (рус. Народная песня) ♫ В какой части симфонии П. Чайковского звучит мелодия этой песни? ♫ Выучи русскую народную песню «Цвели цветики». IraIda Mokshanova

9 слайд Описание слайда:

Симфония «Зимние грёзы» – зеркало русской природы и русской души IraIda Mokshanova

10 слайд 11 слайд

Общая информация

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-muziki-v-klasse-po-programme-t-baklanovoy-na-temu-koncert-simfonicheskoy-muziki-pi-chaykovskiy-simfoniya-zi-1732287.html

Чайковский

В Первой симфонии Петр Ильич отразил не только впечатления от увиденных красот во время путешествия к берегам Ладожского озера и на остров Валаам (где первые части даже именуют названия: «Грезы зимней дорогой» и «Угрюмый край, туманный край»).

Он воплотил в музыке также поэтические образы зимней природы и зимнего пути, созданные русской литературой и живописью, раскрыл через преломление образа этих прекрасных пейзажей в сознании художника-музыканта его страстную любовь, неразрывную и глубинную связь с родной землей, народом и его творчеством. Поэтому основой музыкальной тематики «Зимних грез» Чайковский избрал песенность, интонационно связанную с русским фольклором, а в последней части симфонии использовал подлинную русскую народную песню, популярную в городском быту того времени со словами «Я посею ли, млада».

Песенны музыкально-тематические образы первых трех лирических частей симфонии. Но каждый из них ярко индивидуален. В первой части симфонии основная тема — певучая, привольная песня.

Однако она не безвольно-пассивная, текучая, а активно-стремительная, вся — движение, устремленность вдаль.

В процессе развития композитор придает ей черты драматизма и вместе с тем героизма, эпичности и в итоге ее эволюции сообщает ей еще большую тревожность звучания, драматизм, вместе с тем сохраняя полетность движения.

Чайковский разрабатывает основную тему первой части шире, чем обычно бывает в подобном жанре. Он углубляет раздел между первой и второй темами, подготавливая вступление новой темы. В процессе разработки этих тем. значительно изменяется их характер, лирическим темам придаются черты героизма и даже эпичности.

Основная тема второй части — бесконечно грустная, пленительная и щемящая протяжная песня. Постепенно звучание ее растет, и она становится раздольной, как бескрайние русские поля.

В середине третьей части, обрамленной музыкой, создающей образ какой-то неуловимой мечты, неясного, смутного беспокойства,— снова песня, напевная, лирическая мелодия, с характерной мятущейся интонацией. Постепенно эта песня ширится, словно дает выход разливу чувств.

Средства и приемы развития ярко самобытного песенного тематизма обусловлены национальной их принадлежностью. Поэтому вариационный принцип разработки, характерный для русской музыки, Чайковский органично сочетает с принципом сонатной разработки.

С увлечением и крайним напряжением всех нервных сил работал Петр Ильич над «Зимними грезами»: пытался сочинять каждую свободную минуту, но днем отвлекали занятия в консерватории и писать приходилось ночью. «Ненормальный труд убивал сон, а бессонные ночи парализовали энергию и творческие силы.

В конце июля все это разразилось припадками страшного нервного расстройства, такого, какое уже больше не повторялось ни разу в жизни… Насколько испытанные Петром Ильичом страдания от этой болезни были велики, можно заключить из того, что боязнь повторения ее на всю жизнь отучила его от ночной работы.

После этой симфонии ни одна нота из всех его сочинений,— свидетельствовал Модест Ильич,— не была написана ночью».

Премьера Первой симфонии, которую впоследствии композитор дважды перерабатывал, состоялась в 1868 году (дирижировал Н. Г. Рубинштейн, которому она посвящена). Исполнение прошло успешно. Особенно понравилась публике медленная вторая часть. Горячий прием нового сочинения превзошел все ожидания композитора и даже его друзей.

В окончательной редакции симфония была исполнена в Москве в 1883 году. Рецензия, напечатанная в «Русских ведомостях» о «Зимних грезах», была не менее знаменательной, чем отзыв Лароша в письме к Чайковскому в том 1866 году, когда он сочинил симфонию: «Вот это настоящая русская симфония.

В каждом такте ее чувствуется, что ее мог написать только русский человек. В выработанную на чужбине форму композитор влагает чисто русское содержание». Симфония прочно вошла в репертуар оркестров России.

Сам Петр Ильич любил это сочинение и считал, что хотя оно во многих отношениях очень незрело, «но, в сущности, содержательнее и лучше других, более зрелых».

← в начало | дальше →

Источник: http://www.tchaikov.ru/bio008.html

Ссылка на основную публикацию