Рассказы о растениях к. д. ушинского

Окружающий мир 2 класс малленький разказ о красоты раснеий

Невозможно представить нашу жизнь без растений. Ведь, выделяя кислород, они дают нам возможность дышать. Они защищают нас жарким летом от палящего солнца и являются пищей для людей и множества животных. Но это не единственное их достоинство.

Мы получаем огромное удовольствие, наблюдая за красотой растений. В мире насчитываются сотни тысяч видов этих чудес природы. Большие и маленькие, хвойные и лиственные, разноцветные или просто зелёные. Их существует великое множество, и каждое прекрасно по-своему.

Есть растения, которые привлекают огромным количеством зелёной листвы. Именно рядом с ними приятно находиться в жаркий день. А в наших широтах с наступлением осени вся эта зелёная красота начинает превращаться в настоящее золото.

Это явление покорило сердца многих художников и поэтов. Да и люди других профессий не прочь полюбоваться этими осенними красками. Есть растения, привлекающие своими шикарными цветами. Природа подарила нам большое разнообразие цветов.

Но людям оказалось этого мало, поэтому с каждым годом выводятся всё новые и новые сорта.

Удивительной красотой обладают растения семейства кактусовых. Внешне непримечательные растения в один прекрасный день выпускают цветы удивительной красоты. Есть растения-паразиты и растения-хищники, но способы существования не мешают им оставаться прекрасными.

Чтобы насладиться красотой, не нужно ехать в дальние страны. Достаточно просто присмотреться к тем растениям, которые есть в родном городе.

Прийти в любимый парк пораньше, сесть на коврик, оглянуться и увидеть то, чего не замечали раньше. Вот стоит берёзка, стройная, словно модель. Вот полянка горит сотнями солнышек-одуванчиков.

Вот ива шелестит своими длинными веточками, будто бы поёт приятную песню. Всё вокруг живёт и дышит, даже когда мы этого не замечаем.

Множество детских воспоминаний связано именно с красотой растений. То мы гадаем на нежной ромашке, то счастливые бегаем по парку и ловим листья, когда на улице царит листопад.

То срываем для мамы самые красивые и самые пахучие розы в саду. Растения делают Землю необыкновенной, наверное, единственной в своём роде.

И возможно именно благодаря им я бы не променяла нашу планету ни на какую другую в целой вселенной.

Сочинение » Красота » рассказ о красоте растений 2 класс окружающий мир

Рассказы о природе в форме коротких заметок, знакомят с окружающим миром растений и животных, жизнью леса и сезонными явлениями природы, наблюдаемые в разное время года.

Небольшие зарисовки каждого времени года передают настроение природы в небольших произведениях, написанных творцами русской прозы. Маленькие рассказы, зарисовки и заметки собраны на страницах нашего сайта в небольшой сборник коротких рассказов о природе для детей и школьников.

Природа в коротких рассказах М. М. Пришвина

Михаил Михайлович Пришвин непревзойденный мастер короткого жанра, в своих заметках настолько тонко описывающий природу всего в двух-трех предложениях. Небольшие рассказы М. М. Пришвина – это этюды о природе, наблюдения за растениями и животными, короткие очерки из жизни леса в разное время года. Из книги “Времена года” (избранные зарисовки):

Природа в коротких рассказах К. Д. Ушинского

Педагогический опыт, идеи, цитаты, ставшие основой в воспитании человека передал в своих работах Ушинский Константин Дмитриевич. Его сказки о природе передают безграничные возможности родного слова, наполнены патриотическими чувствами к родному краю, учат добру и бережному отношению к окружающему миру и природе.

Рассказы о растениях и животных

Рассказы о временах года

Природа в коротких рассказах К. Г. Паустовского

Невероятное описание природы в разных её проявлениях, используя все богатство словаря русского языка можно встретить в небольших рассказах Паустовского Константина Георгиевича. В удивительно легких и доступных строках проза автора, словно музыка композитора, оживает в рассказах на краткий миг перенося читателя в живой мир русской природы.

Природа в коротких рассказах А. Н. Тумбасова

Этюды Тумбасова Анатолия Николаевича о природе представляют собой небольшие эссе каждого времени года. Вместе с автором совершите свое маленькое путешествие в удивительный мир природы.

Времена года в рассказах русских писателей

Небольшие рассказы русских писателей, строки которых неотъемлемо объединяет чувство любви к родной природе.

Осень

Пересказ рассказа требует не только запоминания текста, но и вдумчивости в слова, в содержание рассказа.

12 марта, 2017 – 13:19

очень хорошие рассказы только

1 апреля, 2017 – 16:22

нормальные рассказы очень

22 мая, 2017 – 17:03

прившин написал отличный

Добавить комментарий

Мы в Фейсбуке

“Сезоны года” – это журнал о природе, культуре и окружающем мире.

Материалы можно использовать для ознакомления детей с природой, в помощь школьникам, в работе воспитателя и учителя.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Источник: http://miyakirb.ru/1565/

К.Д. Ушинский. Рассказы и сказки для детей. Список произведений

 
Бишка
Бодливая корова
Васька
Ворона и рак
Вместе тесно, а врозь скучно
Ветер и солнце
Ворон и сорока
В лесу летом
Волк и собака
Весна
Грядки гвоздики
Гадюка
Гусь и журавль
Дети в роще
Два плуга
Два козлика
Дятел
Дедушка
Жалобы зайки
Зима
История одной яблоньки
Играющие собаки
Курица и утята
Кукушечка
Как рубашка в поле выросла
Козел
Козлятки и волк
Коровка
Ласточка
Любопытство
Леший
Лето
Лес и ручей
Лошадка
Лиса и гуси

Краткая биография и творчество К.Д.Ушинского

  Константин Ушинский появился на свет в Туле 19 февраля в 1823 году в семье мелкого дворянина — отставного офицера, ветерана войны 1812 года.

Биография Ушинского Константина Дмитриевича указывает на то, что свое детство он провел в городке Новгороде-Северском, расположенном в Черниговской губернии, в небольшом родительском имении, куда отец был направлен работать судьей.

Его мать умерла очень рано, в то время ему исполнилось 12 лет.   После окончания местной гимназии Константин стал студентом юридического факультета Московского университета. Окончил его с отличием.

Через два года он стал исполняющим обязанности профессора камеральных наук в юридическом лицее Ярославля.   Однако его блестящая карьера очень быстро прервалась — в 1849 году. Ушинского уволили за «беспорядки» среди студенческой молодежи, этому поспособствовали его прогрессивные взгляды.  

В русской и мировой педагогике имя К.Д.Ушинского занимает особое и значительное место.

Помимо громадного вклада в развитие отечественной педаго­гической мысли — он справедливо считается создателем русской народной школы — чрезвычайно важно и сегодня его учение о духовной стороне человеческой жизни, о связи общественного прогресса с состоянием образования.

Большую часть своей жизни Ушинский посвятил практиче­ской педагогике. Основное его внимание было сосредоточено на создании русской народной школы, а также на вопросах женско­го образования (несколько лет он служил инспектором Смольно­го института для благородных девиц).

В области народного образо­вания Ушинский ориентировался на традиционные ценности жизни народа. В наступлении эпохи капитализма и индустриали­зации он усматривал «грязь» и «разврат». И утверждал, что лишь церковь и школа могут вывести «наш простой народ… в более об­ширную и свободную сферу».

 

Свою педагогическую практику Ушинский теоретически осмыс­лил в большом двухтомном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (1868— 1869). Многие выводы этого труда не устарели и сегодня. Также не устарели и отдельные положения его статьи «Родное слово» (1861).

Ушинский признавал краеугольным камнем формирования лич­ности нравственное воспитание, развитие «нравственных чувств».

Следует воспитывать, считал он, не навязывая ребенку своих убеж­дений, а пробуждая в нем «жажду этих убеждений и мужество к обороне их как от собственно низких стремлений, так и от других».

 

В предисловии к книге «Детский мир и хрестоматия» (1861) Ушинский писал, что появление этого труда вызвано «современной потребностью». Принципом приобщения детей к основам наук он провозгласил связь между наукой и жизнью.

Цель его книги — дать ученикам младших классов по возможности полное представ­ление о мире, которое поможет развитию их мыслительных спо­собностей. Материал располагался по разделам: «Из природы», «Из географии», «Из русской истории», «Первые уроки логики».

В приложении-хрестоматии ученик знакомился с «образцами сло­га лучших писателей» — как с классическими произведениями Крылова, Жуковского, Пушкина, Лермонтова, так и с произве­дениями современных авторов — Некрасова, Тургенева, Гонча­рова, Никитина, Майкова и др.

В хрестоматию были включены и произведения иностранных авторов.

 

Второй учебной книгой, созданной Константином Ушинским, было «Родное слово» для детей младшего возраста. Она, как и первая, имела большой успех.

Так же как «Детский мир…», «Родное слово» слово сложено на основе фольклора, которому Константин Дмитриевич отводил исключительно важную воспитательную роль, и на луч­ших литературных образцах.

Ушинский стремится и здесь дать де­тям систему реальных знаний, сохранить энциклопедическую широту.

 

Произведения для детей. Ушинский не только обладал педагогическим талантом, но и проявил себя как замечательный детский писатель. Его произведения, помещенные в учебных кни­гах, заключают в себе наглядный моральный урок и несут читате­лям конкретные знания.

Например, «Детский мир…» открывается занимательным рассказом «Дети в роще», где говорится о пагуб­ности лени и безответственности. Брат и сестра отправились в шко­лу, но, привлеченные прохладой рощи, устремились в нее, а не в школу.

Однако ни муравей, ни белка, ни ручей, ни птичка, к которым обращаются дети, не желают веселиться с ними — все они трудятся. «А вы что сделали, маленькие ленивцы? — говорит им уставшая малиновка.

— В школу не пошли, ничего не выучи­ли, бегаете по роще да еше мешаете другим дело делать… Помни­те, что только тому приятно отдохнуть и поиграть, кто поработал и сделал все, что обязан был сделать».

 

Рассказы «Зима», «Весна», «Лето» и «Осень» дают представле­ние о смене времен года. Простые понятия, ясный язык, спокой­ная интонация — все располагает маленького читателя к воспри­ятию информации, заключенной в этих рассказах.

  На полях появляются сначала проталины; но скоро земля, мокрая, про­питанная водою, повсюду показывается из-под снега. Пройдет еще неделя-другая — и снег останется разве где-нибудь в глубоком овраге, куда не заглядывает солнце. Небо становится все синее, а воздух все теплее.  

Ушинский никогда не упускает возможности от конкретных описаний обратиться к более высоким материям, к выводам, на­правленным на духовное развитие. Рассказ «О человеке» начина­ется словами: «Я человек, хотя еще и маленький, потому что у меня есть такая же душа и такое же тело, как и у других людей».

Далее идет подробное описание человеческого тела, а в конце — напоминание: «Человек одарен прекрасно устроенным телом, одарен жизнью, одарен душой — свободной, разумной и бессмерт­ной, желающей добра и верящей в Творца Вселенной».

В хресто­матии дан короткий рассказ об органах человеческого тела, о том, как они перессорились между собой, увидели, что это плохо, и помирились, «стали по-прежнему друг на друга работать — и все тело поправилось и сделалось здоровым и сильным».

 

В «Детском мире…» в разделе «Из русской истории» напечата­ны рассказы Ушинского о важных исторических событиях. Свои рассказы из истории Ушинский создавал, опираясь на Карамзина и на переложение его «Истории Государства Россий­ского», сделанное Ишимовой.

 

Особая ценность его рассказов о природе, о животных («Жало­бы зайки», «Пчелки на разведке» и др.) состоит в том, что приро­да в них показана как цельный и прекрасный мир, полный тайн.

  Настала весна, солнце согнало снег с полей; в пожелтевшей прошло­годней травке проглядывали свежие, ярко-зеленые стебельки; почки на деревьях распускались и выпускали молоденькие листочки. Вот просну­лась и пчелка от своего зимнего сна, прочистила глазки мохнатыми лап­ками, разбудила подруг, и выглянули они в окошечко: ушел ли снег, и лед, и холодный северный ветер?  

Такие рассказы Ушинского, как «Играющие собаки», «Два козлика», «Лошадь и осел», по существу, представляют собой басни. Согласно басенной традиции автор завершает их моральными сен­тенциями. Недаром они вошли в единый раздел «Басни и расска­зы в прозе».

 

Произведения Ушинского о детях (например, «Четыре жела­ния», «Вместе тесно, а врозь скучно», «Трусливый Ваня») отли­чаются тонкой психологичностью и на простых примерах препо­дают детям уроки жизни.

Автор тактично подсказывает, от чего в себе надо избавляться, какие недостатки в характере могут ме­шать в дальнейшем. Вот Ваня, оставшись дома один, испугался теста в квашне: оно пыхтит на печи и наводит на мысли о домо­вом.

Бросился Ваня бежать, да наступил на кочергу — она его в лоб ударила; а тут еше упал он, запутавшись в оборке от лаптя!.. Едва привели в чувство взрослые трусливого мальчика. «Четыре желания» — рассказ о другой черте характера — нерешительности.

Читайте также:  Русская народная сказка "мороз-иванович" (в пересказе в. ф. одоевского)

Герой никак не может согласовать свои чувства с разумом: все времена года кажутся ему одинаково прекрасными, и он не спосо­бен решить, какое же из них самое любимое, самое желанное.

 

Ушинский обрабатывал для детей народные сказки. Он отда­вал им предпочтение даже перед хорошо написанным литератур­ным произведением. Он высоко ценил поэтический мир народно­го творчества, считал сказку лучшим средством для «понимания народной жизни».

 

В сказке «Мужик и медведь», обработанной Ушинским, хит­рый мужик уговорил медведя, что ему лучше брать вершки от репы, а от пшеницы — корешки; «с тех пор у медведя с мужиком и дружба врозь».

В другой сказке — «Лиса и Козел» — Лиса, упав в колодец, уверяет Козла, что она здесь просто отдыхает: «Там, наверху, жарко, так я сюда забралась. Уж как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой — сколько хочешь».

Козел просто­душно прыгает в колодец, а Лиса «вскочила Козлу на спину, со спины — на рога, да и вон из колодца».

  Книги К.Д. Ушинского «Детский мир и хрестоматия» и «Род­ное слово» оказали очень большое влияние как на позднейшие учебные пособия, так и вообще на литературу для детей. Педаго­гические принципы Ушинского использовал Лев Толстой при составлении знаменитых «Азбук».   Однако жизнь этого талантливого человека не была долгой, болезнь забрала у него все силы, он торопился работать и сделать для других как можно больше. В 1867 году он вернулся на Родину из Европы и через несколько лет, в 1871 году (по новому стилю), умер, ему было всего 47 лет. ——————————————————

Рассказы и сказки Ушинского для
детей. Читаем бесплатно онлайн

 

Читать все рассказы и сказки Ушинского
Читать рассказы других авторов

Источник: https://skazkibasni.com/konstantin-ushinskij

Читать Рассказы и сказки(сборник)

Константин Дмитриевич Ушинский

Рассказы и сказки

Сборник

1824–1870

К. Д. Ушинский

Нет в нашей стране человека, который не знал бы сказок про курочку рябу, про колобка, про братца Иванушку с сестрицей Аленушкой, не читал бы рассказа «Четыре желания», не повторял бы лукавую прибаутку про лентяя Тита: «Тит, иди молотить». – «Брюхо болит». – «Тит, иди кисель есть». – «А где моя большая ложка?»

Все эти и многие другие, так же хорошо известные всем сказки, рассказы и прибаутки одни сочинил, другие пересказал Константин Дмитриевич Ушинский.

Константин Дмитриевич Ушинский родился сто восемьдесят лет назад, в 1824 году.

Детство он провел на Украине, в маленьком городке Новгород-Северске и учился в тамошней гимназии.

Гимназия, вспоминал Ушинский, помещалась в старом, ветхом здании, похожем больше на сарай, чем на школу.

«Окна в старых рамах дрожали, подгнившие полы, залитые чернилами и стоптанные гвоздями каблуков, скрипели и прыгали; расколовшиеся двери притворялись плохо, длинные старые скамьи, совершенно утратившие свою первоначальную окраску, были изрезаны и исписаны многими поколениями гимназистов.

Чего-чего только не было на этих скамьях! И ящички самой замысловатой работы, и прехитрые, многосложные каналы для спуска чернил, и угловатые человеческие фигурки – солдатики, генералы на лошадях, портреты учителей; и бесчисленные изречения, бесчисленные обрывки уроков, записанных учеником, не понадеявшимся на свою память, клеточки для игры в скубки, состоящей в том, что гимназист, успевший поставить три креста сряду, драл немилосердно своего партнера за чуб… В низших классах бывало до того душно, что какой-нибудь новенький учитель, еще не привыкший к нашей гимназической атмосфере, долго морщился и отплевывался, прежде чем начинал свой урок».

Но директор гимназии И. Ф. Тимковский – писатель и историк, добрый и образованный человек, сумел воспитать в гимназистах уважение к знанию, к науке, и те гимназисты, которые хорошо учились, пользовались среди товарищей большим уважением.

После гимназии Ушинский учился в Московском университете. А окончив университет, сам стал учителем.

Сначала он работал в Ярославле, потом его назначили преподавать русскую словесность – так тогда в школах назывались уроки русского языка и литературы – в Гатчинский сиротский институт, в котором жили и учились дети-сироты.

Когда Ушинский начал преподавать в Гатчинском институте, он обнаружил, что его ученики и ученицы очень плохо знают все предметы.

То же самое он увидел и в Смольном институте благородных девиц, куда его перевели потом и где воспитывались дочери дворян. Девочки были уверены, что булки растут на деревьях, а когда однажды им задали написать сочинение «Восход солнца», они даже не смогли объяснить, почему солнце восходит и заходит.

Но хуже всего было то, что они считали ученье мукой мученической и наказанием.

И так во всех школах.

Ушинский очень любил детей и очень им сочувствовал: учиться им действительно было трудно. Учебники, по которым они учились, были скучные и непонятные, и ребятам, чтобы не получить плохой отметки, приходилось затверживать их наизусть.

И вот Константин Дмитриевич Ушинский решил написать такой учебник, по которому детям учиться было бы легко и интересно. А когда ученье не мученье, тогда ученик и занимается, и учится успешнее.

И Ушинский составил два таких учебника для начальной школы. Они назывались «Родное слово» и «Детский мир».

«Родное слово» и «Детский мир» были совсем не похожи на прежние скучные учебники. В них было все понятно и очень интересно. Уж их-то начнешь читать и не оторвешься: хочется скорее узнать, про что написано на следующей странице.

В свои книги Ушинский поместил сказки – некоторые из них он слышал в детстве и теперь пересказал, а некоторые придумал сам.

Он сочинил рассказы о том, что близко детям, что окружает их в повседневной жизни, – о животных и птицах, о явлениях природы, о самих детях, об их занятиях и играх.

Он рассказал ребятам про то, что хлеб, который они едят, одежда, которую они носят, дом, в котором живут, – все это дело рук людей, и поэтому самый нужный, самый уважаемый человек в обществе – труженик: крестьянин, ремесленник, рабочий.

Вместе со своим другом – молодым учителем Модзалевским Константин Дмитриевич сложил стихотворения-песенки, которые так легко запоминались. Они тоже вошли в его книги.

Среди этих песенок была и вот эта:

Дети, в школу собирайтесь!

Петушок пропел давно!

Попроворней одевайтесь!

Смотрит солнышко в окно.

Книги Ушинского открывали детям большие и маленькие тайны огромного мира, в котором они только начинали жить и в котором так много было незнакомого, непонятного и таинственного.

А главное – они открывали самую большую тайну: в чем радость и счастье человека. Из рассказов и сказок Ушинского всем было ясно, что счастливым бывает только добрый, честный и трудолюбивый человек.

В первый раз книги Ушинского «Родное слово» и «Детский мир» были напечатаны около двухсот лет тому назад. По ним учились многие поколения: не только наши бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки, но и прапрабабушки и прапрадедушки.

И нынешние школьники читают и любят сказки Константина Дмитриевича Ушинского.

Можно с уверенностью сказать, что эти рассказы и сказки будут читать и любить еще много-много новых поколений, потому что всегда у людей будут в почете труд, знание, честность и доброта.

Вл. Муравьев

Дети в роще

Дети в роще

Двое детей, брат и сестра, отправились в школу. Они должны были проходить мимо прекрасной, тенистой рощи. На дороге было жарко и пыльно, а в роще прохладно и весело.

– Знаешь ли что? – сказал брат сестре. – В школу мы еще успеем. В школе теперь душно и скучно, а в роще должно быть очень весело. Послушай, как кричат там птички; а белок-то, белок сколько прыгает по веткам! Не пойти ли нам туда, сестра?

Сестре понравилось предложение брата. Дети бросили азбуки в траву, взялись за руки и скрылись между зелеными кустами, под кудрявыми березами. В роще точно было весело и шумно. Птички перепархивали беспрестанно, пели и кричали; белки прыгали по веткам; насекомые суетились в траве.

Прежде всего дети увидели золотого жучка.

– Поиграй-ка с нами, – сказали дети жучку.

– С удовольствием бы, – отвечал жук, – но у меня нет времени: я должен добыть себе обед.

– Поиграй с нами, – сказали дети желтой, мохнатой пчеле.

– Некогда мне играть с вами, – отвечала пчелка, – мне нужно собирать мед.

– А ты не поиграешь ли с нами? – спросили дети у муравья.

Но муравью некогда было их слушать: он тащил соломинку втрое больше себя и спешил строить свое хитрое жилье.

Дети обратились было к белке, предлагая ей также поиграть с ними, но белка махнула пушистым хвостом и отвечала, что она должна запастись орехами на зиму.

Голубь сказал: «Строю гнездо для своих маленьких деток». Серенький зайчик бежал к ручью умыть свою мордочку.

Белому цветку земляники также некогда было заниматься детьми: он пользовался прекрасной погодой и спешил приготовить к сроку свою сочную, вкусную ягоду.

Источник: http://online-knigi.com/page/219794

Творчество К.Д. Ушинского

2. Творчество К.Д. Ушинского

В своих учебные книгах “Детский мир”(1861) и “Родное слово”(1864)

Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1871)так формулирует зада-

чу литературы для детей: побудить развивающееся сознание к самостоя-

тельным заключениям о том или ином предмете на основе сообщения раз-

носторонних сведений и создания художественных образов. Ушинский об-

ращался к ребенку, используя средства выражения собственно детской

литературы.

“Детский мир”(1861) состоит из двух частей, каждая из которых в свою очередь включает две книги: “Детский мир” и хрестоматию к нему.

“Детский мир” тематически разнообразен: ребенок из него узнавал о том, что его окружает (это небольшие статьи научного характера, в кото-

рых Ушинский выступает как популяризатор научных знаний), об истории

(и здесь Ушинский для иллюстрации исторических событий использует произведения русских писателей-классиков).

Материал “Детского мира” состоял из четырех разделов, каждый из ко-

торых раскрывал какую-тообласть знаний о мире и человеке: “Из приро-

ды”, “Из географии”, “Из русской истории”, “Первые уроки логики”. При-

мечательно в этом отношении само название издания – “Детский мир”. В

нем заключен особый взгляд на окружающее, которое воспринимается в единстве и нераздельности всех его сторон. Детское сознание словно объе-

диняет разные составляющие этого мира, предстающего как нечто цельное и универсальное. И эти особенности детского восприятия повторяет Ушинский, определяя состав своего издания.

Первую часть хрестоматии, которая была своеобразным дополнением

“Детского мира”, составляли произведения самого Ушинского, а во вторую были включены стихи и проза русских и зарубежных авторов.

Наиболее примечательны небольшие рассказы и прозаические басни, в

которых Ушинский обрабатывает мотивы разных жанров русского фольк-

лора. Они занимательны, кратки, предельно ясны. Мораль в них очевидна,

однако она не навязывается читателю, а проявляется в художественном строе произведения в целом.

Очень важно было автору акцентировать внимание маленьких читате-

лей на положительных человеческих моральных качествах, таких, как тру-

долюбие (“Два плуга”), сочувствие и верность (“Лошадь и осел”, “Верная собака”), доброта (“Играющие собаки”, “Ветер и солнце”) – и высмеять от-

рицательные: упрямство, ложь, неискренность (“Два козлика”, “Раская-

ние”, “Любопытство”, “Паук”).

Многие произведения “Детского мира” относятся к жанрам детской зообеллетристики. Это, в частности, рассказ “Гадюка”. Первоначально он назывался “Собаки” и состоял из двух частей: в первой давалось описание различных пород собак; во второй повествовалось о том, как собака по кличке Мальчик загрызла гадюку и таким образом спасла ребенка. В окон-

чательной же редакции главным событием оказывается смертельная борь-

ба, настоящий поединок змеи и собаки по кличке Бровко. На правах равно-

го животное включается в человеческий мир, ибо обладает почти челове-

ческими качествами – этот основной мотив будущей зообеллетристики Л.

Толстого и многих детских писателей XX века у Ушинского становится главным и определяет художественную целостность рассказа.

В 1864 году появился в печати учебник Ушинского “Родное слово”. Он состоял из трех книг и был предназначен для учебного и семейного чтения. “Родное слово” строилось по принципу возрастающей трудности. Первая часть читалась детьми в школе и дома. Художественные тексты (рассказы,

Читайте также:  Стихотворение м. ю. лермонтова "тучи"

народные песни, басни, стихи русских поэтов, сказки, загадки, скороговор-

ки, пословицы, поговорки колыбельные и игровые песенки, пестушки, пе-

ревертыши, стишки и песенки о птицах и животных и т. п.) были невелики по объему и были нужны, чтобы закрепить знания детей.

Вторая и третья книги более сложны по содержанию и разнообразны в жанровом отношении. В них представлены научно-познавательныестатьи,

написанные самим Ушинским и названные им деловыми или логическими.

Будучи связаны друг с другом, они дают цельное представление об окру-

жающем мире. Между научно-познавательнымистатьями помещены сти-

хи, рассказы, сказки и песни, тематически близкие к статьям.

Нужно отметить тематическое разнообразие статей, которые знакомили ребенка с разными областями жизни – взрослой и детской. Это и школа

(“Классная доска”, “Грифельная доска”, “Наш класс”), и окружающий мир

(“Какие бывают растения”, “Как человек ездит по земле”), и труд человека

(“Сапожник”), и уклад жизни (“Село и деревня”, “Город”, “Ярмарка”), и

устройство дома (“Каков наш дом”, “Как строят дома”), и сельское хозяй-

ство (“Огород”, “Сад”).

Кроме научно-популярныхстатей в “Родном слове” есть своеобразные миниатюры -научно-художественныезарисовки, в которых Ушинский ла-

конично и ярко рассказывает о домашних и диких животных, о птицах и насекомых. Как правило, в таких миниатюрах изображается какая-тоодна ситуация, в которой наиболее ярко раскрываются повадки животного,

предстает его “характер”.

Близки к миниатюрам и рассказы о животных. В них Ушинский про-

должает традиции “Детского мира”. Эти произведения можно обозначить термином, которым В. Бианки называл свои произведения о природе,— “сказки-несказки”.В таких рассказах очень мало сказочного: все события и явления описаны так, как происходят в жизни, а животные не совершают того, что они не могли бы сделать в действительности. Через воображае-

мые разговоры они сообщают о себе. Для писателя это лишь способ изло-

жения научных сведений.

Любимым приемом является персонификация – наделение животных и даже предметов человеческой речью и человеческими свойствами характе-

ра. Например, в рассказе “Дети в роще” с героями беседуют жук, пчела,

муравей, голубь, малиновка и даже ручей. В рассказах “Лошадь и осел” и “Два плуга” между собой разговаривают не только животные, но и предме-

ты. Эти рассказы по своей поэтике и жанровым признакам очень близки к

народным сказкам, особенности которых использованы Ушинским. В “Родном слове” такими являются “Умей обождать”, “Петух да собака”, “Петушок с семьей”, “Тише едешь, дальше будешь”. В них, опираясь на фольклор, Ушинский сочиняет собственные произведения, обладающие чертами и других литературных жанров.

В сказке “Петух да собака” автор использует поэтику русских бытовых-

новеллистических сказок (зачин, концовка, традиционная характеристика персонажей) и сказок о животных: петух и собака, не выдержав полуго-

лодного существования в доме старика и старухи, уходят в лес, чтобы про-

кормиться, и там собака защищает петуха от лисы.

Еще дальше от фольклорной сказка “Умей обождать”. Сохраняя тради-

ционно сказочный зачин (“Жили-былисебе брат да сестра, петушок да ку-

рочка”), Ушинский вводит в текст реалии, которые не свойственны сказ-

кам, а отражают современную писателю действительность: в произведении упоминаются доктор, лекарство, коньки. Кроме того, финал сказки траги-

ческий (а в народной сказке, как известно, побеждает добро) – здесь же пе-

тушок погибает.

Особое место среди собственных сказок Ушинского занимает “Охотник до сказок”. Это как бы сказка в сказке. В ней рассказывается о старике – “большом охотнике до сказок и всяких россказней”.

Ему однажды, после рассказа солдата, приснилось, что он превратился в медведя – участника страшной сказки.

Испугавшись во сне, упал старик с полатей вниз головой наяву, больно ушибся, и “перестал он с тех пор до полуночи сказки слу-

шать”. При сохранении сказочного зачина (“Жил себе старик со стару-

хою…”), превращений людей в животных (волка и медведя), сказочной концовки, здесь очень тонко сделан переход от реальности ко сну, что свойственно не сказке, а скорее романтической новелле и повести.

Ушинский использует мотивы и сюжеты не только русского фольклора.

Так, в хрестоматии “Детского мира” и в “Родном слове” помещена переве-

денная с немецкого языка и литературно обработанная сказка братьев

Гримм “Дедушка и внучек”. В ней заменено заглавие (в оригинале она на-

зывается “Старый дед и внучек”), опущены немецкие названия денег и т.п.

Так же обработаны сказки “Спор животных” и “Лиса и козел” (последняя восходит к басне Эзопа “Лисица и козел”).

Включена в книги “Родного слова” и поэзия. С лирическими произведе-

ниями Ушинский обращался довольно свободно. Он сокращал произведе-

ния, брал из них отрывки, давая им новые заглавия. Так, во вторую книгу вошел фрагмент из “Песен западных славян” А.С. Пушкина, он помещен после статьи “Лошадка” и назван “Печальный конь”.

Широко представлены басни И.А. Крылова, которые тоже вводятся в

сокращении, без моральных концовок и вступлений.

“Родное слово” пользовалось большой популярностью и много раз пе-

реиздавалось, ведь в нем Ушинский не только опирался на традиции фольклора, предшествовавшей литературы, но и прокладывал новые пути для детской литературы будущего.

Поделитесь с Вашими друзьями:

Источник: http://zodorov.ru/v-i-dale-vojna-gribov-s-yagodami.html?page=4

Сказки Ушинского Константина Дмитриевича – Ушинский К.Д. скачать бесплатно или читать онлайн | Хранители сказок

Ушинский Константин Дмитриевич — великий русский педагог, основоположник русской педагогической науки, до него в России не существовавшей. Ушинский создал теорию и совершил переворот, фактически революцию в русской педагогической практике.

Ушинский Константин Дмитриевич родился 19 февраля (2 марта) 1824 года в городе Туле в семье Ушинского Дмитрия Григорьевича — отставного офицера, участника Отечественной войны 1812 года, мелкопоместного дворянина. Мать Константина Дмитриевича — Любовь Степановна умерла, когда сыну было только 12 лет.

После назначения отца Константина Дмитриевича судьей в небольшой, но старинный уездный город Новгород-Северский Черниговской губернии, вся семья Ушинских переехала туда.

Все детство и отрочество Ушинского прошло в приобретенном отцом небольшом имении, расположенном в четырех верстах от Новгород-Северского на берегу реки Десны.

Константин Ушинский в 11 лет поступил в третий класс Новгород-Северской гимназии, которую окончил в 1840 году.

Здесь, в небольшом имении, на берегу Десны, купленным отцом, в четырех верстах от уездного города, прошло детство и отрочество Ушинского. Каждый день, по дороге в гимназию уездного города Новгород-Северского, он проезжал или проходил по этим красивым и волшебным местам, полным древней истории  и преданиями глубокой старины.

Завершив курс обучения в гимназии, Ушинский в 1840 году уезжает из родного имения в Москву и становится в ряды славного московского студенчества. Он поступает в Московский университет на юридический факультет.

После блестящего окончания университетского курса с отличием в 1844 году Ушинский был оставлен в Московском университете для подготовки к сдаче магистерского экзамена.

В круг интересов молодого Ушинского не ограничивался философией и юриспруденцией.

Он так же увлекался литературой, театром, а также все те вопросы, которые интересовали представителей прогрессивных кругов русского общества того времени.

В июне 1844 года ученый совет Московского университета присудил Константину Ушинскому степень кандидата юриспруденции. В 1846 году Ушинский был назначен исполняющим обязанности профессора камеральных наук на кафедру энциклопедии законоведения, государственного права и науки финансов в Ярославском Демидовском лицее.

В 1850 году Ушинский подает прошение об отставке и покидает лицей.

Оставшись без работы, Ушинский Константин Дмитриевич перебивается мелкой литературной —рецензиями, переводами и обзорами в журналах.

Все попытки  вновь устроится на работу в любое другое уездное училище у всех администраторов сразу вызывала подозрение, так как необъяснимо было, чтобы молодой профессор из Демидовского лицея менял свою высокооплачиваемую и престижную должность на незавидное нищенское место в уездном захолустье.

Прожив полтора года в провинции, Ушинский переезжает в Петербург в расчете на то, что в столице больше школ, гимназий и училищ и, следовательно, больше шансов найти работу и единомышленников. Но там без знакомств и связей ему с большим трудом удается устроиться лишь на должность столоначальника департамента иноземных вероисповеданий.

В 1854 году Ушинский Константин Дмитриевич увольняется из департамента иноземных вероисповеданий, так как его пригласили на должность преподавателя русской словесности в Гатчинский сиротский институт.

В 1859 году Ушинского пригласили на должность инспектора классов Смольного института благородных девиц, где ему удалось провести значительные прогрессивные изменения.

Одновременно с работой в институте Ушинский принял на себя редактирование «Журнала Министерства Народного Просвещения» и превратил его из сухого сборника официальных распоряжений и научных статей в педагогический журнал, весьма отзывчиво относившийся к новым течениям в области народного образования.

Несмотря на то, что Ушинский находил сочувствие у весьма влиятельных лиц, он вынужден был оставить институт и принять командировку за границу. Фактически это было изгнание, длившееся пять лет.

Ушинский посетил Швейцарию, Германию, Францию, Бельгию и Италию. Везде он посещал и изучал учебные заведения — женские школы, детские сады, приюты и школы, особенно в Германии и Швецарии, которые гремели тогда своими новациями в педагогике.

За границей в 1864 году он написал и издал учебную книгу «Родное слово», а также книгу «Детский Мир». Фактически это были первые массовые и общедоступные российские учебники для начального обучения детей.

Ушинский написал и издал особое руководство для родителей и учителей к своему «Родному Слову» — «Руководство к преподаванию по «Родному слову» для учителей и родителей». Это руководство оказало огромное, широчайшее влияние на русскую народную школу. Свою актуальность, как пособие по методике преподавания родного языка, оно не потеряло и по сей день.

Это были первые в России учебники для начального обучения детей, и это были первые массовые и общедоступные книги. Они расходились тиражами в десятки миллионов экземпляров.

В середине 60-х годов Ушинский Константин Дмитриевич с семьей вернулся в Россию.

Свой последний главный научный труд, названный Ушинским «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии», он начал печатать в 1867 году.

Первый том «Человек как предмет воспитания» вышел в 1868 году, а через некоторое время вышел второй том. К сожалению, этот его научный труд (третий том) остался незавершенным.

В последние годы жизни Ушинский Константин Дмитриевич выступал как видный общественный деятель. Он писал статьи о воскресных школах, о школах для детей ремесленников, а также принял участие в учительском съезде в Крыму.

Умер Ушинский Константин Дмитриевич в Одессе 22 декабря 1870 года, похоронен в Киеве на территории Выдубецкого монастыря.

Источник: http://hobbitaniya.ru/ushinskiy/ushinskiy.php

Читать

© ООО «Издательство ACT», 2017

Заспорили деревья между собой, кто из них лучше.

Вот дуб и говорит:

– Я всем деревьям царь: корень мой глубоко в землю ушёл, ствол у меня в три обхвата. Вершина в небо смотрится. Листья у меня вырезные, а сучья, как железные.

Услыхала яблоня и сказала:

– Не хвастай много, дуб, что ты высок и толст, зато растут на тебе одни жёлуди! А вот моё-то румяное яблочко и на праздничном столе бывает.

Слушает их сосна и говорит:

– Вот придёт зима и будете вы голые стоять, а на мне круглый год зелёные иглы. Я людям печки топлю и избы строю.

Почему у дуба такие листья?

Оказывается, каким быть листу, в большей степени решает климат и почва. Размер зависит от места обитания. Листья растений из засушливых районов обычно мелкие, а из влажных мест – крупные. Дуб растёт в умеренных широтах, и можно быть уверенным в том, что форма его листьев максимально обеспечивает процессы его жизнедеятельности.

Пробегая по влажной лесной темноте, посреди болот и мхов, ручей жалобно роптал, что лес закрывает от него и ясное небо, и далёкую окрестность, не пропускает к нему ни ясных лучей солнца, ни шаловливого ветерка.

– Дитя моё! – кротко отвечал ему лес. – Ты ещё мал и не понимаешь, что моя тень хранит тебя от иссушающего действия солнца и ветра, что без моей защиты высохли бы быстро твои ещё слабые струи.

Погоди, наберись прежде силы под моей тенью, и тогда ты выбежишь на открытую равнину, но уже не слабым ручейком, а могучей рекой.

Тогда, без вреда для себя, будешь отражать ты в своих струях блестящее солнце и ясное небо, будешь безопасно играть с могучим ветром.

Трое детей выпросили у матери каждый по небольшой грядке гвоздики и дожидались с нетерпением, когда цветы распустятся, потому что на гвоздике уже показались почки.

Читайте также:  Природа в стихах ф. и. тютчева: анализ стихотворения "еще земли печален вид..."

У младшего из братьев, однако же, недостало терпения дожидаться, пока почки развернутся сами, и он, прибежав рано утром к своей грядке, расковырял сначала одну почку: хорошенькие пёстрые лепестки показались из-за зелёной оболочки. Мальчику это понравилось, и он проворно раскрывал одну почку за другою; наконец вся его грядка зацвела.

– Посмотрите, посмотрите! – кричал он братьям, прыгая от радости вокруг своей грядки и хлопая в ладоши. – Посмотрите, моя гвоздика уже цветёт, а на ваших грядках только листья да зелёные почки.

Но радость мальчика была непродолжительна. Солнце поднялось повыше, и пёстрые цветочки, раскрытые насильственно и прежде времени, печально наклонились к земле, а к полудню потемнели и совершенно завяли.

Преждевременная радость мальчика превратилась в печаль, и он горько плакал, стоя у своих увядших цветов.

Почему бутон так устроен? Зачем лепестки цветка прячутся за зелёной оболочкой?

Цветок – заметная, часто красивая, важная часть цветковых растений. Цветки могут быть крупные и мелкие, ярко окрашенные и зелёные, благоухающие и без запаха, одиночные или собранные вместе из многих мелких цветков в одно общее соцветие.

Органы, составляющие зрелый цветок, располагаются кругами: снаружи круг из чашелистиков, затем из лепестков, тычинок и в центре – пестики. Когда цветок в бутоне, чашелистики примыкают очень плотно и защищают более нежную внутреннюю часть цветка – пестики и тычинки.

Обычно чашелистики имеют зелёный цвет.

Почему цветы завяли?

Цветы гвоздики завяли, потому что были не защищены чашелистиками, предохраняющими нераспустившийся бутон, внутри которого находятся главные части цветка – тычинки и пестик, от перегрева днём, а также от переохлаждения и повреждения холодной росой ночью. Чашелистики имеют зелёную окраску и похожи на листочки.

Росла в лесу дикая яблоня; осенью упало с неё кислое яблоко. Птицы склевали яблоко, поклевали и зёрнышки.

Одно только зёрнышко спряталось в землю и осталось.

Зиму пролежало зёрнышко под снегом, а весной, когда солнышко пригрело мокрую землю, зерно стало прорастать: пустило вниз корешок, а кверху выгнало два первых листика.

Из промеж листочков выбежал стебелёк с почкой, а из почки, наверху, вышли зелёные листики.

Почка за почкой, листик за листиком, веточка за веточкой – и лет через пять хорошенькая яблонька стояла на том месте, где упало зёрнышко.

Пришёл в лес садовник с заступом, увидал яблоньку и говорит: «Вот хорошее деревцо, оно мне пригодится».

Задрожала яблонька, когда садовник стал её выкапывать, и думает: «Пропала я совсем!» Но садовник выкопал яблоньку осторожно, корешков не повредил, перенёс её в сад и посадил в хорошую землю.

Загордилась яблонька в саду: «Должно быть, я редкое дерево, – думает она, – когда меня из лесу в сад перенесли», – и свысока посматривает вокруг на некрасивые пеньки, завязанные тряпочками; не знала она, что попала в школу.

На другой год пришёл садовник с кривым ножом и стал яблоньку резать.

Задрожала яблонька и думает: «Ну, теперь-то я совсем пропала».

Срезал садовник всю зелёную верхушку деревца, оставил один пенёк, да и тот ещё расщепил сверху; в трещину воткнул садовник молодой побег от хорошей яблони; закрыл рану замазкой, обвязал тряпочкой, обставил новую прищепку колышками и ушёл.

Прихворнула яблонька; но была она молода и сильна, скоро поправилась и срослась с чужой веточкой.

Пьёт веточка соки сильной яблоньки и растёт быстро: выкидывает почку за почкой, лист за листком, выгоняет побег за побегом, веточку за веточкой, и года через три зацвело деревцо бело-розовыми душистыми цветами.

Опали бело-розовые лепестки, и на их месте появилась зелёная завязь, а к осени из завязи сделались яблоки; да уж не дикие кислицы, а большие, румяные, сладкие, рассыпчатые!

И такая-то хорошенькая удалась яблонька, что из других садов приходили брать от неё побеги для прищеп.

Неужели яблони растут в лесу?

Да, яблони можно встретить в лесу. Это может быть дикая яблоня, её иначе называют лесной. Она растёт на всей территории России: в лесах, на берегах рек и озёр. Не только плоды, но и её листья используются в лечебных целях. Большинство фруктов и ягод, произрастающих в природных условиях, в том числе и яблоки, обладают кислым вкусом. А вот сладкие плоды люди получили путём длительного отбора.

Что сделал садовник? Зачем? Это делают только с яблонями? Почему только через три года яблоня зацвела?

Садовник сделал прививку. Такую процедуру делают не только с яблонями, а с любыми плодоносными деревьями и кустарниками, если хотят улучшить их (оздоровить заболевшее дерево, увеличить урожай яблок, сделать яблоню более стойкой к морозам).

Суть процедуры заключается в том, что к одному растению прививается стебель молодого растения, который через определённый промежуток времени прирастает к основе. Подвой, то есть дерево, к которому прививается новый побег, как правило, состоит из корневой системы и стебля. В качестве подвоя выступает стебель другого растения, на котором также расположены цветки или зрелые плоды.

Цвести привитые деревья начинают только через 2–3 года, когда растение окрепнет. Ведь для образования бутонов требуется много питательных веществ.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=581440&p=1

Короткие рассказы для детей. Ушинский К. Д

Константин Дмитриевич Ушинский – великий русский педагог – тоже  писал для детей. Его книжка “Детский мир. Хрестоматия” с пользой применяется в настоящее время.

Его произведения предназначались для чтения ученикам начальной школы. Ведь обучение начиналось с 9 лет. На этот возраст они и рассчитаны. Для самостоятельного чтения детям 6-7 лет подойдут короткие рассказы.

Их содержание понятно. Единственное проблема – авторская пунктуация и длинные предложения. Поэтому мы адаптировали маленькие рассказы К. Д. Ушинского: длинные предложения делили на более короткие не изменяя содержания.

Короткие рассказы для детей

Не ладно скроен, да крепко сшит

Беленький, гладенький зайчик сказал ежу:

– Какое у тебя, братец, некрасивое, колючее платье!

– Правда, – ответил ёж, – но мои колючки спасают меня от зубов собаки и волка: служит ли тебе так же твоя хорошенькая шкурка?

Зайчик вместо ответа только вздохнул.

Васька

Котичек-коток – серенький лобок. Ласков Вася, да хитёр, лапки бархатные, ноготок остёр.

У Васютки ушки чутки, усы длинны, шубка шёлковая.

Ласкается кот, выгибается, хвостиком виляет, глазки закрывает, песенку поёт, а попалась мышка – не прогневайся! Глазки-то большие, лапки стальные, зубки-то кривые, когти выпускные.

Мышки

Собрались мышки у своей норки, старые и малые. Глазки у них черненькие, лапки у них маленькие, остренькие зубки, серенькие шубки, ушки сверху торчат, хвостища по земле волочатся.

Собрались мышки, подпольные воровки, думушку думают, совет держат: “Как бы нам, мышкам, сухарь в норку протащить?” Ох, берегитесь, мышки! Ваш приятель, Вася, недалеко. Он вас очень любит, лапкой приголубит, хвостики вам помнёт, шубочки вам порвёт.

Коровка

Некрасива коровка, да молочко даёт. Лоб у ней широк, уши в сторону, во рту зубов недочёт, зато рожища большие, хребет – остриём, хвост помелом, бока оттопырились, копыта двойные.

Она травушку рвёт, жвачку жуёт, пойло пьёт, мычит и ревёт, хозяйку зовёт:
– Выходи, хозяюшка, выноси подойничек, чистый утиральничек! Я деточкам молочка принесла, густых сливочек.

Мороз не страшен

Обидно зиме, что даже маленькие ребятишки, и те не боятся её сильных морозов! Катаются на коньках да на санках, в снежки играют, снежных баб лепят, горы строят, водой их поливают, да ещё просят мороза: “Приди-ка, помоги!”

Ущипнула зима одного мальчугана за ухо, другого за нос, третьего за щёку. Щека даже побелела. А мальчик схватил снегу, давай тереть. И лицо стало красное, как огонь.

Ворона и рак

Летела ворона над озером; смотрит – рак ползёт: цап его. Села на вербу и думает закусить. Видит рак, что приходится пропадать, и говорит:

– Ай, ворона! Ворона! Знал я твоего отца и мать, что за славные птицы были!

– Угу! – говорит ворона, не раскрывая рта.

– И сестёр, и братьев твоих знал – отличные были птицы!

– Угу! – опять говорит ворона.

– Да хоть хорошие были птицы, а всё же далеко до тебя.

– Ага! – крикнула ворона во весь рот и уронила Рака в воду.

Дятел

Тук-тук-тук! В глухом лесу на сосне чёрный дятел плотничает. Лапками цепляется, хвостиком упирается, носом постукивает, мурашей да козявок из-за коры выпугивает.

Кругом ствола обежит, никого не проглядит.

Испугалися мураши:

– Эти-де порядки не хороши! Со страху корячутся, за корою прячутся – не хотят они вон идти.

Тук-тук-тук! Чёрный дятел стучит носом, кору долбит, длинный язык в дыры запускает, мурашей, словно рыбку таскает.

Лиса и гуси

Пришла однажды лиса на лужок. А на лугу были гуси. Хорошие гуси, жирные. Обрадовалась лиса и говорит:

– Вот я сейчас всех вас съем!

А гуси говорят:

– Ты, лиса, добрая! Ты, лиса, хорошая, не ешь, пожалей нас!

– Нет! – говорит лиса, – не буду жалеть, всех съем!

Что тут делать? Тогда один гусь говорит:

– Позволь, лиса, нам песню спеть, а потом ешь нас!

– Ну ладно, – говорит лиса, – пойте!

Стали гуси все в ряд и запели:

Га!

Га-га!

Га-га-га!

Га-га-га-га!

Га-га-га-га-га!

Они и теперь поют, а лиса ждёт, когда они кончат.

Орёл

Орёл сизокрылый всем птицам царь. Вьёт он гнёзда на скалах да на старых дубах; летает высоко, видит далёко, на солнце немигаючи смотрит. Нос у орла серпом, когти крючком; крылья длинные; грудь навыкат – молодецкая.

Раскраска рассказу”Орёл”

Худо тому, кто добра не делает никому

“Гришенька! Одолжи мне на минутку карандаш.”

А Гришенька в ответ: “Носи свой, мой мне самому нужен”.

“Гриша! помоги мне уложить книги в сумку”.

А Гриша в ответ: “Книги твои, сам их и укладывай”.

Любили ли Гришу товарищи?

Курица и утята

Захотелось хозяйке развести уток. Купила она утиных яиц, положила под курицу и ждёт, когда у ней утятки выведутся. Сидит курица на яйцах, терпеливо сидит, сойдёт ненадолго корма поклевать да опять на гнездо.

Высидела курица утят, рада, квохчет, по двору их водит, землю разрывает — корма им ищет.

Вышла как-то курица со своим выводком за ограду, добралась до пруда. Увидали утята воду, все к ней побежали, один за другим вплавь пустились. Курица, бедная, по берегу бегает, кричит, утят к себе зовёт, — боится, что они утонут.

А утята рады воде, плавают, ныряют и вовсе не думают на берег выходить. Еле-еле хозяйка курицу от воды отогнала.

Ласточка

Мальчик осенью хотел разорить прилепленное под крышей гнездо ласточки, в котором хозяев уже не было: почуяв приближение холодов, они улетели.

– Не разоряй гнезда, – сказал ему отец. – Весной ласточка опять прилетит, и ей будет приятно найти свой прежний домик.

Мальчик послушался отца.

Прошла зима, и в конце апреля пара острокрылых, красивеньких птичек, весёлых, щебечущих, прилетела и стала носиться вокруг старого гнёздышка. Работа закипела. Ласточки таскали в носиках глину и ил из ближнего ручья, и скоро гнёздышко, немного подпортившееся за зиму, было отделано заново. Потом ласточки стали таскать в гнездо то пух, то пёрышко, то стебелёк моха.

Прошло ещё несколько дней, и мальчик заметил, что уже только одна ласточка вылетает из гнезда, а другая остаётся в нём постоянно.

“Видно наносила яичек и сидит теперь на них”, – подумал мальчик. На самом деле, недели через три из гнезда стали выглядывать крошечные головки. Как рад был теперь мальчик, что не разорил гнёздышка!

Сидя на крылечке, он по целым часам смотрел, как заботливые птички носились по воздуху и ловили мух, комаров, мошек. Как быстро они сновали взад и вперёд, как неутомимо добывали пищу своим деткам!.. 

Источник: https://mama-pomogi.ru/obuchenie/chtenie/korotkie-rasskazy-ushinskij-k-d

Ссылка на основную публикацию