И. а. бунин “густой зеленый ельник у дороги”: анализ стихотворения

«Густой зелёный ельник у дороги», анализ стихотворения Бунина

Стихотворение «Густой зелёный ельник у дороги» было написано в 1905 г. и напечатано в сборнике «Стихотворения 1903 – 1906». Первоначально оно называлось «Олень». Позже Бунин снял название, исходя из художественного замысла: олень – эпический герой стихотворения, но идея сосредоточена не на образе оленя, хотя этот образ помогает её осознать.

Литературное направление и жанр

Стихотворение – прекрасный образец пейзажной лирики. Бунин традиционно считается писателем-реалистом, хотя этот вопрос оспаривается некоторыми литературоведами. Лирический герой вглядывается в окружающий мир, как следопыт, прочитывает историю своего оленя, которую видит в природе, как в зеркале.

По способу создания художественного образа стихотворение реалистическое. Но черты модернизма проскальзывают в самом выборе предмета описания: олень показан в миг смертельной опасности, Бунин изображает жизнь как краткий миг, подчёркивая её хрупкость. Такое мировосприятие характерно для модернизма.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 4 катренов. В первой строфе автор описывает идиллическую картину зимнего леса, на фоне которой появляется главный герой стихотворения – могучий олень.

Во второй строфе читатель вдруг понимает, что лирический герой оленя не видел. Он судит о внешности и поведении оленя только по его следам. Таким образом, со второй строфы лирический герой сам появляется в стихотворении, будто ведёт читателя, указывая ему на важные детали.

В третьей строфе появляется конфликт и есть даже подобие кульминации эпического произведения. Прыжок оленя связан с нападением стаи собак. Кажется, будто лирический герой вышел на опушку и на лугу видит собачий гон (или слышит лай этого гона).

А может быть, он только предполагает, узнаёт по следам, что олень побежал в долину, а за ним – стая собак.

Остаётся загадочной последняя строфа: лирический герой видит уносящегося вдаль оленя или только представляет себе этого оленя, предполагает, как он мог себя вести?

Эпический сюжет стихотворения может длиться буквально несколько мгновений, если лирический герой наблюдает следы на дороге и оленя, убегающего вдали. Или герой может несколько часов идти по зимнему лесу, рассматривая следы оленя и воображая его гордый вид и произошедшие с ним события.

Независимо от того, какой вариант предполагал Бунин и какой увидел читатель, у лирического героя в результате рождается философское рассуждение о красоте и смерти, о квинтэссенции жизни. Эпическая развязка в стихотворении отсутствует: олень уносил красоту от смерти, но унёс ли? Эта борьба красоты как воплощения жизни и смерти длится вечно, как и кульминация стихотворения.

Тема стихотворения – красота природы, которая заставляет остановиться и присмотреться. Олень как воплощение этой красоты. Основная мысль словесно выражена в последней строфе: красота – это сила, побеждающая смерть.

Тропы и образы

Первая строфа – описание зимнего леса и оленя с помощью эпитетов: густой зелёный ельник, глубокие пушистые снега, могучий тонконогий олень, тяжкие рога. Инверсия при описании оленя становится причиной обособления эпитетов, выделяет благородного оленя из остальной природы.

Во второй строфе описаны следы жизнедеятельности оленя. Взгляд лирического героя максимально приближен к предметам. Виден след оленя, и даже по отпечаткам зубов лирический герой угадывает их белизну, а значит, крепость (эпитет белый зуб).

Ёлка в этой строфе приобретает человеческие черты: у неё есть макушка (олицетворение), с которой, подобно волосам, осыпаются хвоинки и остинки.

В третьей строфе неторопливость повествования, которая похожа на размеренный и редкий след оленя (эпитеты), нарушается. Им противопоставляется прыжок. Внезапность Бунин подчёркивает словом «вдруг».

Отсутствие глаголов-сказуемых в первом, втором и второй части последнего предложения рождает скорость, динамику. Единственное сказуемое в этой строфе – теряется (о собачьем гоне). В отличие от второй строфы, взгляд лирического героя максимально удалён от объекта, собачий гон и олень перед ним теряется вдали.

Незаконченное последнее предложение – это и незаконченная конкретная мысль, и напряжённое ожидание развязки.

Последняя строфа, в которой содержится вывод и надежда лирического героя, но не развязка эпического сюжета, полна эпитетами и наречными эпитетами: легко, бешено, свежие силы, радостно-звериная стремительность.

Всё это – качества прекрасного оленя, позволяющие ему победить и выжить. В сущности, это составляющие истинной природной красоты, будь она в человеке или звере. В этой строфе два предложения, и оба восклицательные.

Междометие передаёт эмоции лирического героя.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано традиционным пятистопным ямбом. Рифмовка перекрёстная. Женская рифма чередуется с мужской.

  • Анализ рассказа «Легкое дыхание»
  • «Солнечный удар», анализ рассказа Бунина
  • «Кукушка», краткое содержание произведения Бунина
  • «Вечер», анализ стихотворения Бунина
  • «Сверчок», анализ рассказа Бунина
  • «Книга», анализ рассказа Бунина
  • «Осыпаются астры в садах», анализ стихотворения Бунина
  • «Перед закатом набежало», анализ стихотворения Бунина
  • «Темные аллеи», анализ рассказа Бунина
  • Краткое содержание произведения Бунина «Кавказ»
  • «Чистый Понедельник», краткое содержание рассказа Бунина
  • «Лапти», краткое содержание рассказа Бунина
  • «Цифры», краткое содержание рассказа Бунина
  • «Антоновские яблоки», анализ рассказа Бунина
  • «Грамматика любви», анализ рассказа Бунина

По произведению: «Густой зелёный ельник у дороги»

По писателю: Бунин Иван

Источник: https://goldlit.ru/bunin/1061-gustoi-zelenyi-elnik-analiz

Анализ стихотворения «Густой зеленый ельник у дороги» Ивана Бунина

Природа занимает особенное место в творчестве Бунина, причем как в прозе, так и в поэзии. Функции пейзажа разнятся. Он может выступать в роли эмоционального фона произведения, выражать чувства героя, служить контрастом к социальным аспектам.

Бунин тонко чувствовал природу, бесконечно любил ее, поэтому его описания отличаются точностью, полнотой, обилием верно подмеченных деталей. В пейзажах писателя удивительным образом радость бытия соединяется с тоской по истине, добру, настоящей красоте.

По тому, чего слишком мало порой оказывается в людях.

Произведение «Густой зеленый ельник у дороги…» датировано 1905 годом. Впервые оно было опубликовано под названием «Олень» в сборнике Бунина «Стихотворения 1903—1906″, выпущенном книгоиздательским товариществом «Знание».

«Густой зеленый ельник у дороги…» — это не просто описание природы, но и призыв к защите ее от бездумного уничтожения. В первом четверостишии практически нет глаголов, сведено к минимуму движение.

Для поэта важнее обозначить место действия (зимний лес, укрытый пушистым снегом) и назвать главного героя (молодой тонконогий олень с тяжелыми рогами). Далее картина конкретизируется, обрастает подробностями.

Перед читателями возникает образ гордого красивого животного, которое когда-то неспешно прогуливалось по ельнику, протаптывая тропинки, разыскивая пропитание. Ситуация кардинально меняется в третьем четверостишии, играющем роль кульминационного. Олень почувствовал опасность.

Все произошло быстро, неожиданно. Внезапность подчеркивается поэтом при помощи слова «вдруг» и тире: «И вдруг — прыжок!». В четвертой и последней части произведения дается благополучный финал. Животное сумело уйти от охотников, спасти свою красоту от смерти. Бунин восхищается зверем — его стремительностью, силой, легкостью.

Издревле олень считается универсальным благоприятным символом. Он ассоциируется с чистотой, восходом, обновлением, светом, духовностью и созиданием. Наиболее характерные качества животного: грациозность, стремительность, красота.

Образ оленя неслучайно появляется в стихотворении Бунина. Посредством него поэту удается продемонстрировать читателям величественность и великолепие северной природы.

Из всех лесных зверей именно олень в наибольшей степени подходит в качестве олицетворения красоты и благородства.

Анализы других стихотворений

* * *

Густой зеленый ельник у дороги, Глубокие пушистые снега. В них шел олень, могучий, тонконогий, К спине откинув тяжкие рога. Вот след его.

Здесь натоптал тропинок, Здесь елку гнул и белым зубом скреб – И много хвойных крестиков, остинок Осыпалось с макушки на сугроб.

Вот снова след, размеренный и редкий, И вдруг — прыжок! И далеко в лугу Теряется собачий гон — и ветки, Обитые рогами на бегу… О, как легко он уходил долиной! Как бешено, в избытке свежих сил, В стремительности радостно-звериной.

Он красоту от смерти уносил!

Источник: https://45parallel.net/analysis/ivan_bunin/gustoy_zelenyy_elnik_u_dorogi.html

Урок по стихотворению И. А. Бунина «Густой зеленый ельник у дороги»

Тема: «И. А. Бунин «Густой зеленый ельник у дороги».

Цель:

1. Выявление художественной идеи стихотворения.

2. Формирование навыков лексической работы и работы с учебником, выразительного чтения, самостоятельной исследовательской работы, работы с иллюстрациями.

3. Воспитание нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления лексического значения лексического значения слов: красота, смерть

  1. Проверка домашнего задания. Рассказ-презентация об И. А. Бунине.

(На фоне портрета Бунина)

Седое небо надо мною

И лес, раскрытый, обнаженный.

Внизу, вдоль просеки лесной,

Чернеет грязь в листве лимонной.

Вверху идет холодный шум,

Внизу молчанье увяданья…

Вся молодость моя- скитанья

Да радость одиноких дум!

Это стихотворение написал замечательный поэт, с творчеством которого мы продолжаем знакомиться. О чем оно? О каком времени года говорится в нем? (об осени). Обратите внимание на эпитеты небо седое, листва лимонная. На прошлом уроке мы читали высказывание К. И. Чуковского, где он отметил важную особенность поэтического взгляда на мир Бунина ? Кто вспомнит?

-Хотелось бы вам продолжить знакомство с личностью, творчеством поэта еще ближе, узнать, какие еще приемы использует поэт, чтобы донести до читателя всю красоту природы, вселенной. Тогда продолжаем работать, но все вместе.

– Открыли рабочие тетради на стр. 3. Ознакомьтесь с заданиями, с которыми мы будем работать.

– Заполнение таблицы по ходу сообщений учителя и учащихся.

– Запишите имя автора портрета И. А. Бунина.

– Какие события оказали влияние на формирование будущего писателя?

2. Анализ стихотворения И. А. Бунина «Густой зеленый ельник у дороги».

Природа у Бунина не просто пейзаж, а скорее главное действующее лицо. Такое ощущение природы свойственно Бунину с детства. Еще в детстве при любовании природой к чувству радости и упоенности писателя примешивалось неизменно томящее чувство тоски.

Выразительное чтение стихотворения. (прослушивание аудиозаписи). Чтение с учащимися вслух. Какие слова показались незнакомыми? Остинок. Ость- длинный жесткий волос в шерсти животного.

Мы уже неоднократно употребляли слово «тема». Тема – это то, о чем произведение. Какова тема стихотворения? Олень в лесу. Причем олень молодой, царственно красивый, сильный. Природа дана поэтом так, чтобы подчеркнуть эту изысканность и величие. Бунин очень скуп на употребление глаголов. Большинство из них относятся к движениям оленя.

– В первой строфе шел, натоптал, гнул,

– Во второй строфе скреб

– В четвертой уходил, уносил

– Что из этого следует? Первая строфа задает тему: природа (лес) и его замечательный обитатель – олень. Тема раскрывается не в движении, напряжении, а в покое. Воспроизводится состояние природы, поэтому главное внимание уделяется частям речи, которые передают признаки предметов. (прилагательные). Определите, какие из этих слов прилагательные, а какие эпитеты.

Во второй строфе стихотворения глаголов уже больше: три из них относятся к оленю и один – к деревьям ( осыпались крестики и остинки с макушек елей).

Читайте также:  Водопад кайетур на реке потаро, гайана

Почему так? Тема развивается, и Бунин определяет не только место события (лес) и образ природы (олень), но и передает их в динамике, движении.

Мы словно видим это спокойное и уверенное движение оленя по лесу:: он спокоен («натоптал тропинок»), ему ничего не мешает: он гнул ветку (питался), видны следы его молодых зубов («белым зубом скреб»). Олень – дома, в естественной и неопасной обстановке.

Совершенно особое место занимает третья строфа. Привычное, уверенно-спокойное состояние оленя еще сохраняется в первом стихе, как вдруг все решительно меняется.

Вспомните определение кульминации. Олень почувствовал опасность. Удивительным образом передает поэт это состояние. Появляется слово ВДРУГ. Оно само по себе уже говорит о новом повороте событий, о неожиданности. Эта неожиданность подчеркивается и знаком препинания. Каким? (Тире).

Стремительность обозначена очень точно: вдруг – прыжок! Обратите внимание на восклицательный знак. Он ведь не случаен, он подчеркивает эмоциональное напряжение. И сразу – результат: олень ушел от беды.

Только сейчас мы понимаем, что беда была рядом, близко: «И далеко в лугу/ Теряется собачий гон…»

Третье четверостишие заканчивается многоточием.

Многоточие имеет две главные функции – выражение неопределенности и обозначение длящегося времени, не заполненного действием. Многоточия служат средством создания сиюминутного образа автора и приглашают читателя к сотрудничеству – к совместному определению смысла текста.

С помощью многоточия автор управляет темпом повествования, превращает мир из текучего, сплошного событийного потока в пунктирную линию, разрывы которой предоставляется заполнить читателю, подчеркивает искренность изложения, предваряет неожиданную или особенно важную информацию – словом, сигнализирует читателю:

– задержись на предыдущем слове;

– обрати особое внимание на следующее слово;

– написанное здесь значит больше, чем просто слова;

– я очень взволнован;

– я не могу подобрать нужного слова;

Имей в виду: это не объективная информация – это просто ощущение, впечатление.

– Какова роль многоточия в данном случае?

Деталь «ветки», обитые рогами на бегу» является напоминанием о смерти, которая так близко. Лирический герой взволнован картиной, представившейся вдруг его мысленному взору. Автор подчеркивает искренность изложения, предваряет неожиданную или особенно важную информацию – словом, сигнализирует читателю: «Я очень взволнован».

– Почему лирический герой так глубоко переживает событие, которого он видел, а лишь почувствовал, угадал?

Образ оленя для поэта – нечто большее, чем образ животного. Олень – это красота.

Сообщение «литературоведа» о символическом значении образа оленя в мифах.

Сообщение «искусствоведа» о картине Клода Лоррана «Пейзаж с Асканием, стреляющим в оленя».

Исследовательская работа с текстом.

– Запишите лексическое значение слов.

Красота – все красивое, прекрасное, все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение.

Смерть – прекращение жизнедеятельности организма.

– Выпишите из текста слова, соотнесенные с понятием «красота». Что особенно красиво в нарисованной поэтом картине?

Красота: густой зеленый ельник, глубокие пушистые снега, олень, могучий, тонконогий, тяжкие рога, уходил легко, бешено, в избытке свежих сил, в стремительности радостно-звериной.

Красив густой ельник, пушистый снег, олень; прекрасны его движения, его порыв к жизни.

– Выпишите из текста слова, соотнесенные с понятием «смерть». Что в стихотворении приносит смерть?

Смерть: Далеко в лугу теряется собачий гон. Ветки, обитые рогами на бегу.

Смерть несут разъяренные собаки, гонящие оленя. Детали помогают воссоздать картину охоты на оленя. Мы слышим выстрелы, лай собак.

– Почему лирический герой так глубоко переживает событие, которого он не видел, а лишь почувствовал, угадал?

Образ оленя – нечто большее, чем образ животного. Олень- это красота.

Прочитаем последнюю строфу. Первая фраза – торжество: олень ушел; он вне опасности. Молодость и сила победили… Что победили? (найдите эти слова) Красота, смерть.

Вот оказывается, о чем стихотворение, вот его скрытая тема: победа красоты над смертью. А не только о природе.

– В каком значении употреблено слово КРАСОТА в стихотворении?

Красота – все прекрасное, все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение.

– Составьте ряд слов, обозначающих то, что приносит человеку эстетическое и нравственное наслаждение.

Свет, чистота, обновление, возрождение, созидание, стремительность, грация, духовность, добро, изящество, любовь, искренность, верность, творчество…

Выразительное чтение учащимся стихотворения В. Набокова «Олень».

Лексическая работа.

– Объясните значение слов: глухой лес, ловитва, Диана.

– К чему стремится душа поэта?

Вопреки всем «словам – мучительным трубам», приносящим поэту боль и разочарование, душа его стремится к «огненным берегам» – творению красоты.

Рефлексия

– Напишите, о чем заставило задуматься стихотворение И. А. Бунина «Густой зеленый ельник у дороги»?

– Какие средства художественной выразительности использует автор, чтобы выразить свои чувства, мысли?

Домашнее задание: чтение рассказа Андреева «Петька на даче»

Источник: https://infourok.ru/urok-po-stihotvoreniyu-i-a-bunina-gustoy-zeleniy-elnik-u-dorogi-814803.html

Изучение лирического произведения на уроках литературного чтения (на примере стихотворения И.А. Бунина «Густой зеленый ельник у дороги»)

Новикова Елена Анатольевна, преподаватель русского языка и литературы
ГАОУ СПО МО «Губернский профессиональный колледж»

Цели: актуализировать теоретические знания по методике преподавания русского языка и детской литературы; осмыслить изучаемые произведения с точки зрения художественной формы и содержания; воспроизвести этапы подготовки учителя к чтению и анализу произведения; продумать последовательность вопросов и заданий к каждой теме; представить возможные методические решения, выбрать оптимальный вариант
Тип урока: интегрированное практическое занятие
Используемые технологии
групповая,

  • игровая (деловая игра),
  • информационно-коммуникационная.

Ход урока

БеседаПрежде чем мы приступим к чтению и анализу лирического произведения, давайте вспомним некоторые теоретические аспекты этой работы.

Что является предметом изображения в лирическом стихотворении? В чем своеобразие лирики?- внутреннее состояние, переживание человека- внутренний мир в особом ракурсе:это сфера переживаний, эмоций- эпос и драма изображают, а лирика выражаетЧто составляет художественное содержание стихотворения?Всякое стихотворение – это художественное единство.

Художественно значимыми в стихотворении являются и лирический сюжет, и образ, и композиция, язык (особенности лексики и синтаксиса), стихотворный размер, интонация. Таким образом, предметом анализа может быть любой элемент художественной структуры, которая дает возможность заглянуть во внутренний мир произведения.

Как добиться, чтобы «алгебра» анализа не разрушила, не убила гармонию целого, непосредственность восприятия? Что следует помнить?Задача анализа состоит не в том, чтобы сказать о произведении все, а в том, чтобы дать относительно законченное, целостное представление на том уровне, который доступен учащимся. Каждый раз следует искать тот ключ, который поможет войти в образный мир произведения.

Выделение компонентов условно, акцентируя внимание на том или ином элементе, мы рассматриваем его как часть целого. Произведения, предназначенные для текстуального анализа, нуждаются в освещении с разных сторон.Давайте определим общие цели изучения лирического произведения.

– раскрыть мир лирического произведения- через частные наблюдения привести к пониманию обобщенной мысли- углубить непосредственные эмоциональные впечатления-развивать способность сопереживать, эмоциональную восприимчивость- учить передавать в чтении основное настроениеЧто должен знать учитель об особенностях восприятия младшими школьниками лирического произведения?- Поэзия притягательна и трудна для маленького читателя. Препятствием может стать отсутствие дара сопереживания, эмоционального опыта, невнимание к чужому внутреннему миру.Как обеспечить полноценное восприятие данного вида произведений?- следует учитывать наличие у учащихся жизненных представлений, адекватных авторским,- развивать внимание к переживаниям, настроению героев. Для этого вести работу по обогащению лексики детей словами, обозначающими оттенки чувств,- формировать воссоздающее воображение.Итак, осмыслив задачи урока, учитывая художественную природу стихотворения, уровень развития учеников, можно найти наиболее уместные формы и приемы разбора.А теперь давайте обратимся к стихотворению И.А. Бунина «Густой зеленый ельник у дороги», чтобы воспроизвести последовательность работы над текстом.Анализ лирического текстаЧтение стихотворения или прослушивание в аудиозаписи.Прочитайте стихотворение еще раз, про себя. Захватило ли вас стихотворение? Чем?Давайте попытаемся разобраться в своих впечатлениях. Какие слова в стихотворении определяют его настроение, являются ключевыми?Прочитайте стихотворение, проследите, как меняется интонация от начала к концу стихотворения. Когда происходят изменения в настроении поэта?Стихотворение как бы распадается на две части, различные по настроению, звучанию. Две картины разворачиваются перед нами. Какие?- Картина зимнего леса и охоты на оленя. Сюжет разворачивается неторопливо. Перед нами открывается спокойная жизнь леса, прекрасная в своей обыденности.Как это подчеркнуто? («густой зеленый ельник» «глубокие пушистые снега»)Что нарушает обыденность, неподвижность? («в них шел олень» – начинается действие)Какие слова придают особую выразительность описанию?- определения «могучий, тонконогий»- эпитет «тяжкие рога»Прочитайте вторую строфу. Почему, как вы думаете, почти всю строфу занимает одно сложное предложение? (идет как бы замедленный показ жизни леса)Какими словами далее подчеркивается эта неторопливость? («след, размеренный и редкий»)Прочитайте вторую часть стихотворения. Что меняется в содержании и настроении?- изменяется темп, появляется скорость, движение- меняется интонация- лексика (вместо описательной – оценочная: «легко», «бешено», «в стремительности радостно-звериной».- заключительные строки – как афоризм – звучат торжественно, ликующе (торжественный аккорд)Вот мы и подошли к финалу стихотворения. Но за пределами рассмотрения остается один из главных моментов. Какой? (герой –рассказчик)-Назван ли он? В чем ощущается его присутствие?Оказывается, красавец олень увиден воображением героя. Картинку происходящего он представляет по следам.Что можно сказать о нем? (любит, знает, тонко чувствует природу)А что можете сказать об авторе? Каким открылся он вам?Красоту и радость видит в природе. Мастер словесной живописи, яркость и четкость рисунка.ОбсуждениеА теперь давайте поговорим о том, что увидели и услышали.- анализ можно начать с обмена впечатлениями- в композиции выделяются две части, рассмотрение текста проводится по частям- в центре внимания один художественный образ- интонация стихотворения меняется- обозначено присутствие рассказчикаСамостоятельная работа в группахПредлагаю вам воспроизвести этапы подготовки учителя к изучению лирического стихотворения И.А. Бунина «Густой зеленый ельник у дороги»

Рассмотрите таблицу:

Формируемые УУД Структурные компоненты урока Содержание урока

Алгоритм работы может быть таким:1. Определить цели урока, формируемые УУД2. Выделить структурные компоненты урока, продумать возможные формы работы3. Определить последовательность разбора4. Продумать систему вопросов и заданий, адаптированных к восприятию младших школьников.

Каждая группа должна разработать фрагмент урока в соответствии с заданием и заполнить таблицу:1 группа: этап подготовки к восприятию стихотворения2 группа: этапы первичного синтеза, чтения и анализа3 группа: этап вторичного синтезаРезультат коллективной работы по моделированию урокаТема И.А.

Бунин «Густой зеленый ельник у дороги»

Цели

  • помочь учащимся проникнуться авторским чувством
  • раскрыть образный мир произведения на доступном детям уровне
  • формировать навык выразительного чтения
Формируемые УУД Структурные компоненты урока Содержание урока
Организационный моментПодготовка к восприятию Слово о поэтеБеседа о красоте и хрупкости всего живого в мире (с использованием видеоматериалов). Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?Словарная работа («в избытке…сил», «собачий гон»)
Л. осознавать и выражать свои эмоции Первичный синтез Чтение текста учителемЧтение текста учащимися про себя, затем вслух
П. анализировать и обрабатывать информацию,К. адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, слушать собеседника Чтение и анализ стихотворения Примерные вопросы анализаЧто вы представили, слушая стихотворение? Что увидели «внутренним» зрением?Какие две части можно выделить в этом стихотворении?Какие слова помогают представить красавца оленя? Что чувствует автор, описывая его?С каких слов начинается вторая часть?О чем говорят знаки препинания?Чем завершается стихотворение?Какой герой незримо присутствует? Что вы можете о нем сказать?
П. делать выводы в результате совместной работы учителя и класса,Л. бережно относиться ко всему живому Вторичный синтез Какие чувства мы переживаем вместе с автором (восхищение, удивление, сожаление, досада, торжество)?Подготовка к выразительному чтениюКакие особенности звучания будут для вас важными при чтении? Какие слова и мысли вы выделите как особо важные, значимые? Где будете делать паузы? О чем говорят тире, многоточие? Что будет главным, когда станете читать заключительную часть?
Рефлексия
Итог урока
Читайте также:  Стихи о весне: ф. и. тютчев. "весенние воды"

Источник: http://www.profesiniciative.ru/index.php/onv1/467-novikova1604

И.А. Бунин – Изучение поэтического произведения в начальных классах: Поурочные разработки – Произведения школьной программы

Анализ стихотворения И.А. Бунина «Детство»

А.Т. Твардовский называл Ивана Алексеевича Бунина последним по времени классиком русской литературы и посвятил ему большую литературоведческую статью.

В ней есть наблюдение, которое может служить своеобразным ключом к пониманию многих бунинских поэтических произведений: «Бунин — не просто мастер необычайных и тонких запечатлений природы.

Он великий знаток «механизма» человеческой памяти, в любую пору года и в любом нашем возрасте властно вызывающего в нашей душе канувшие в небытие часы и мгновения, сообщающего им новое и новое повторное бытие…»

К стихотворению «Детство» сказанное Твардовским относится в полной мере. Мы не только видим гигантский, величавый ствол сосны, но и сами, как тот десятилетний мальчишка, герой стихотворения, ощущаем зной и сухость жаркого летнего дня, буквально на ощупь чувствуем грубую морщинистую, но такую теплую сосновую кору.

Стихотворение очень характерно для лирики поэта: весомые, точные слова, почти полное отсутствие метафоричности (лишь бор сравнивается с солнечными палатами да «песок, как шелк»).

Стихи инструментованы звуком С, он в каждой строфе, а в последней строке он поддержан еще и звуком 3 — получается как бы звучащий свет: «пахнет не СоСна, а Зной и СухоСть Солнечного Света»…

Последние строки — как заключительный аккорд, утверждающий единство и гармонию всего сущего в мире. Здесь мы подошли к важному для понимания бунинской поэтики моменту: надо запечатлевать мир таким, каков он есть, в богатстве и точности его деталей, потому что мир самоценен. Поэт прямо сказал об этом в стихотворении «Вечер», написанном несколькими годами позднее «Детства»:

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.

А счастье всюду. Может быть, оно —

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно.

Вопросы и задания для детей     по стихотворению И.А. Бунина «Детство»

•  Какое настроение вызвало в вас это стихотворение?

•  Какие слова помогли поэту передать это настроение?

•  Какое слово можно считать ключевым? («Весело».)

• От чьего имени написано стихотворение? Кто является его героем?

•  Как можно догадаться, что мальчику нравится в сосновом бору?

•  Что радовало глаз рассказчика?

•  Что герою нравилось больше: смотреть или вдыхать запахи леса?

• Что делал мальчик еще, чтобы усилить наслаждение от пребывания в лесу?

•  Почему именно в сосновом бору мальчик чувствует себя маленьким?

•  Почему сосновый бор назван солнечными палатами?

•  Может ли пахнуть свет? Имеет ли он запах? Может ли быть свет сухим?

• Если бы вы иллюстрировали это стихотворение, какие цвета использовали бы?

Нарисуйте сосновый лес в жаркий летний день.

Анализ стихотворения И.А. Бунина «Густой зеленый ельник у дороги»

В этом стихотворении, как обычно у Бунина, реалистически точное письмо, великолепно схваченные детали, рисующие целостную картину зимнего леса и охоты на оленя.

Сюжет стихотворения развивается неторопливо, перед нами разворачивается спокойная жизнь леса, прекрасная в своей обыденности.

Эта неторопливость подчеркивается тем, что стихотворение начинается своеобразной экспозицией — двумя номинативными предложениями, однотипно построенными, то есть существительным предшествуют два прилагательных:

Густой зеленый ельник у дороги,

Глубокие пушистые снега.

Но вот на фоне этого неподвижного пейзажа начинается действие, и вперед выходит глагол, сказуемое обгоняет подлежащее: «В них шел олень…» Прилагательных, употребляемых для описания этого оленя, — тоже два. Этим, казалось бы, должен поддерживаться ритм, заданный первыми двумя строками.

Но это сходство лишь подчеркивает различие: определения в первых строчках обыденные, стертые и, будучи поставлены перед подлежащим, звучат не столь выразительно, как индивидуальные (могучий, тонконогий). В четвертой строке остается один эпитет, но зато какой: рога — тяжкие.

Почти всю вторую строку занимает одно сложное предложение — идет как бы замедленный показ жизни леса: Здесь елку гнул и белым зубом скреб. Он продолжается и в начале третьей строфы, и эта неторопливость подчеркивается лексически:

Вот снова след, РАЗМЕРЕННЫЙ и РЕДКИЙ,

И вдруг — прыжок!

Все изменилось: на оленя нападают охотничьи собаки, начинается гон. Меняется темп повествования, как и скорость движения: бешено, в стремительности радостно-звериной олень уходит от своих преследователей. Казалось бы, мы пришли к финалу стихотворения. Но следует напомнить о лирическом герое стихотворения, герое-рассказчике. Он не назван, но постоянно присутствует. Ведь если внимательно

перечитать текст, то окажется, что тонконогий красавец с тяжкими рогами, этот могучий белозубый олень, существует лишь в воображении лирического героя, ибо всю картину происходящего он представляет себе по следам: вот след оленя, здесь тропинки, здесь хвойные крестики у поврежденной елки, вот снова размеренный след, вот ветки, обитые рогами во время погони. Но если поначалу образ героя- рассказчика нам приходилось как бы домысливать, то в последней строке он обозначает себя вполне явно. Ведь это именно рассказчик не может скрыть восторга:

О, как легко он уходил долиной!

Как бешено, в избытке свежих сил,

В стремительности радостно-звериной,

Он красоту от смерти уносил!

Меняется не только интонация, меняется лексика. Вместо точной и строго описательной (густой, зеленым, глубокий, пушистые, могучий, тонконогий, тяжкие, белый, хвойный, размеренный, редкий, собачий) возникает оценочная (легко, бешено, в стремительности радостно-звериной), а в конце полный ликования афоризм: «Он красоту от смерти уносил!»

Стихотворение написано в 1905 году, но сегодня, почти век спустя, стремление спасти красоту от гибели по-прежнему актуально, и потому прекрасное стихотворение Бунина звучит очень современно.

Вопросы и задания для детей по стихотворению И.А. Бунина «Густой зеленый ельник у дороги»

• Какое настроение вызывает это стихотворение? Что вызывает в вас эту радость?

•  Какие слова помогли поэту передать это настроение?

• Как вы думаете, действительно ли герой-рассказчик этого стихотворения наблюдал события, которые он описывает?

•  Как он понял то, что произошло в лесу? (По следам.)

• Что можно сказать о рассказчике, который по следам смог восстановить происшедшие события? (Он наблюдательный человек.)

•  Любит ли он природу?

• Всякий ли человек, любящий природу, способен по следам понять то, что произошло, или одной любви к природе недостаточно? Что еще необходимо? (Нужны еще знания, надо знать природу.)

• Какие слова, строки подтверждают, что человек, рассказывающий нам об олене, любит и знает природу?

•  Каким изображен олень в стихотворении? В чем его красота?

•  Чему радуется рассказчик?

• Как поэт выразил свое отношение к спасению оленя? (Интонацией и оценкой события. В спасении оленя он видит больше, чем сохранение жизни животного, — спасение красоты.)

•  Все ли стихотворение мы будем читать в одном темпе?

•  Какие строки читаются медленнее, а какие — быстрее?

•  Какие слова подсказывают нам темп чтения?

• Где мы будем делать паузы при чтении? О чем говорят тире, многоточия?

•  С какой интонацией читать последнюю строфу ? Почему?

Анализ отрывка из стихотворения И.А. Бунина «Листопад»

Торжественно и восхищенно начинается стихотворение:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Дух захватывает от такой красоты. Представить ее помогают многочисленные определения и сравнение леса с теремом. Представляешь высокий деревянный царский терем с резными наличниками. Их напоминают поэту березы, которые желтою резьбой блестят в лазури голубой. Лес похож на деревянный русский терем и своим запахом. И в новом деревянном тереме, и в лесу пахнет дубом и сосной.

Бунин, как художник, пишет картину леса словами- мазками. Его палитра богата цветами: лиловый, золотой, багряный, желтый, голубой, лазурь, белый, синий. Все пестро, ярко, радостно.

Стихотворение начинается и заканчивается сравнением: «Лес, словно терем расписной, лиловый, золотой, багряный…» Это сравнение, как рама, обрамляет прекрасный пейзаж осеннего леса.

Другие сравнения — как вышки, елочки темнеют, просветы в небо, что оконца, паутины ткани блестят, как сеть из серебра, мотылек, точно белый лепесток, на паутине замирает — помогают лучше представить тесное многоцветье, яркий праздник природы.

Хозяйка, царица этого прекрасного резного терема, — Осень, и поэт пишет это слово с заглавной буквы. В его стихотворении Осень — тихая вдова:

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

Почему такое олицетворение? Почему осень — вдова? Вдовы грустны, они пережили утрату. Бунинская Осень как будто помнит о своих прежних утратах и слезах. И хотя в стихотворении она не плачет, она знает, что красота ее недолговечна.

Это СЕГОДНЯ воздушной паутины ткани блестят, СЕГОДНЯ играет ПОСЛЕДНИЙ мотылек, СЕГОДНЯ так светло кругом. Трижды повторяет поэт слово сегодня, чтобы напомнить о том, что завтра может все измениться. Этот солнечный денек может быть и последним. В лесу уже мертвое молчанье. Природа готовится к зимнему сну.

Тихо потому, что улетели птицы. Пусто на широком дворе лесного терема — поляне. Безлюдно в царском тереме Осени, лишь играет в дворе последний мотылек, но и он замирает на паутине, точно белый лепесток. Недолго осталось ему порхать, хотя сегодня он и радуется солнечному теплу, и целый день играет.

Вокруг мертвое молчанье, нарушаемое только шуршанием падающих листьев. Это шуршанье передают шипящие Ш— Ч— Ж в строках:

Такое мертвое молЧанье

Читайте также:  Иван васильевич: характеристика и образ героя в рассказе л.н. толстого "после бала"

В лесу и синей выШине,

Что моЖно в этой тиШине

РасслыШать листика ШурШанье.

Такая же аллитерация в последней строке:

Завороженный тиШиной.

Осенняя красота недолговечна. Но поэт хочет, чтобы мы не упустили солнечного осеннего денька (ведь он может оказаться последним), вошли в расписной терем Осени и полюбовались им.

Слово учителя перед чтением отрывка из стихотворения И.А. Бунина «Листопад»

Все вы, конечно, не раз видели осенний лес, когда деревья стоят в своем прощальном уборе. Какие краски должен взять художник, чтобы написать на полотне картину и назвать ее «Осенний лес»?

Вспомните стихотворение Пушкина «Осень», в котором он пишет: «Люблю я пышное природы увяданье, в багрец и золото одетые леса».

Подберите синонимы к слову «багрец». (Багрянец, багряный, багровый.) Этими словами называют густой, темный оттенок красного.

• А вы видели багряные листья?

• Почему же никто из вас не назвал такого цвета?

Художники и поэты не только более наблюдательны, чем мы с вами, они умеют изображать окружающий мир в своих произведениях, делятся с читателями своими наблюдениями и чувствами, учат нас видеть красоту природы.

Сегодня нам предстоит знакомство со стихотворением Ивана Алексеевича Бунина «Листопад». Прочитаем стихотворение и обратим внимание на то, какие краски использует поэт.

Вопросы и задания для детей при работе над отрывком из стихотворения И.А. Бунина «Листопад»

• Какие цвета, краски называет поэт, чтобы передать свое восхищение красотой осеннего леса? (Лиловый, золотой, багряный, желтый, голубая лазурь, просветы неба синеют, серебро, белый, синий.)

• Какие цвета незнакомы вам и вы не можете их представить?

• Какой цвет в описании оказался для вас неожиданным? (Глубо- кий багровый цвет переходит в фиолетовый или издали может казаться таким.)

• Что напомнил осенний лес поэту? С чем сравнивает он его?

• Видели ли вы хотя бы на картинке терем? Может быть, иллюстрируя сказку Пушкина «О рыбаке и рыбке», художник изобразил его?

• Терема строили в Древней Руси. Кто жил в теремах? (Князья, бояре, цари.)

Сохранились каменные терема, но наши предки чаще строили деревянные. В селе Коломенском для царя был построен деревянный теремной дворец. Он был богато украшен резьбой. Вот осенний лес и напомнил поэту такие терема.

• Листья какого дерева, по мнению поэта, похожи на резьбу, украшавшую терема? (Листья березы.)

• Какие деревья напомнили ему вышки? (Елочки.)

• Что напоминает поэту небольшие оконца русских теремов? (Просветы в небо между кленами.)

• Поэту кажется, что в лесу пахнет так же, как в деревянном тереме. Чем же там пахнет и почему? Найдите ответ в стихотворении. (Лес пахнет дубом и сосной. За лето высох он от солнца.)

Лес напоминает поэту терем своей красотой, высотой и запахом. И чтобы читатели могли лучше представить осенний лес, Бунин использует сравнения. Найдите их в стихотворении. («Лес, точно терем расписной», «Как вышки, елочки темнеют», «Просветы в небо, что оконца», «Воздушной паутины ткани блестят, как сеть из серебра», «Мотылек, точно белый лепесток».)

• Почему слово Осень поэт пишет с заглавной буквы? (Здесь это слово подобно имени хозяйки лесного терема.)

• Какой поэтический прием использует Бунин, рассказывая об Осени? (Олицетворение).

• Какова Осень в представлении поэта — веселая или грустная?

• Как вы догадались? (Поэт называет ее вдовой.)

• Кого называют вдовой? (Женщину, муж которой умер.)

• Грустят вдовы, грустит и Осень. Как вам кажется, о чем она грустит? (О том, что скоро исчезнет красота.)

• Как можно догадаться, читая стихотворение, что осенняя красота леса — последняя, недолговечная? (Играет последний мотылек, молчание леса — мертвое.)

• Почему стало так тихо в лесу осенью? (Птицы улетели.)

• Бунин восхищается красотой осеннего леса. Почему же он не выразил это восклицательной интонацией? (Он будто бы хочет сохранить тишину осеннего леса.)

• Какие слова помогают представить лесную тишину? (Осень вступает в лес тихою вдовой, мотылек замирает, в лесу мертвое молчанье.)

• Что нарушает тишину? (Листика шуршанье.)

• Прочитаем строки так, чтобы зашуршали листики. Какие звуки будем выделять? А читать как будем — громко или тихо?

Такое мертвое молЧанье

В лесу и синей выШине,

Что моЖно в этой тиШине

РасслыШатъ листика ШурШанье.

А теперь прочитаем последнюю строку так, чтобы обозначить аллитерацию:

ЗавороЖенный тиШиной…

Как видите, и в этой строке поэт использует звукопись.

Обратите внимание на то, что поэт трижды употребил слово сегодня. Прочитайте все предложения, в которых есть это слово.

• Как вам кажется, почему поэт подчеркнул это слово? (Потому что осень непредсказуема, завтра солнечный денек может смениться ненастьем. Поэт хочет, чтобы мы ценили осенний солнечный денек и любовались красотой осеннего леса, освещенного солнцем.)

• Как мы будем читать это стихотворение — быстро или медленно? (Не торопясь.)

• Почему не следует торопливо читать это стихотворение? (Чтобы передать любование неподвижным лесом.)

• Какую половину стихотворения будем читать громче, а какую — тише?

• Почему вторую половину следует читать тише? (Потому что именно там поэт говорит о мертвом молчании.)

Будем читать вторую половину стихотворения так, как будто мы боимся спугнуть замершего мотылька, как будто и нас заворожила тишина осеннего леса.



Источник: https://scribble.su/school-literature/study-poetic-work-primary-school/14.html

и с тургенев воробей русский язык. Урок литературы в 5 классе Тема урока И. А. Бунин густой зеленый ельник у дороги Цели урока

С этим файлом связано 13 файл(ов). Среди них: turgenev.doc, sp_kl.rar, sound.ppt, shuv.ppt, prepinania.doc, predlog.doc, orfograf.doc, leksika.doc, issled.doc, derevna.doc и ещё 3 файл(а).
Показать все связанные файлы
Урок литературы в 5 классе

Тема урока: И.А. БУНИН «ГУСТОЙ ЗЕЛЕНЫЙ ЕЛЬНИК У ДОРОГИ…»

Цели урока:

2.Выявление художественной идеи стихотворения.Формирование навыков лексической работы и работы с учебником, вы­разительного чтения, самостоятельной исследовательской работы, работы с иллюстрациями.

3.Воспитание нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления лексического значения слов: красота, смерть.

ХОД УРОКА

  1. Сообщение учителя и учащихся о жизни И.А.Бунина по плану с опорой на презентацию:
  1. Слово учителя о И.А.Бунине (Отрывок из «Автобиографических заметках»)
  2. Сообщение учащихся :

Описание герба БуниныхО семье БуниныхЯркие впечатления детстваКнига в жизни Бунина Учеба в гимназии в ЕльцеУсадьба «Озерки»Первые произведения Бунина

Слово учителя

В философическом этюде «Книга моей жизни» И.А. Бунин писал: «Рождение никак не есть мое начало.

Мое начало и в той непостижимой для меня тьме, в которой я был от зачатия до рождения, и в моем отце, в матери, в дедах, прадедах, пращурах, ибо ведь они тоже я, только в не­сколько иной форме, где, однако, многое повторилось почти до тожде­ственности».

«Не раз чувствовал я себя не только прежним собою, — ре­бенком, отроком, юношей, — но и своим отцом, дедом, прадедом, пращуром; в свой срок кто-то должен и будет чувствовать себя — мною».

Этот мотив собственной неразрывной связи с предками, с прошлым, мотив памяти очень важен для понимания произведений И.А. Бунина.

• Что формировало будущего писателя?

II. Анализ стихотворения И.А. Бунина «Густой зеленый ельник у до­роги…».

Природа у Бунина не просто пейзаж, а скорее главное действующее лицо. Такое ощущение природы свойственно Бунину с детства. Еще в детстве любовании природой к чувству радости и упоенности писателя примешивалось неизменно томящее чувство тоски.

  • Выразительное чтение стихотворения учителем.
  • Анализ стихотворения:

– Что такое тема? Как определить тему стихотворения? Самый правильный способ-по имени существительному (Тема – олень в лесу).Первая строфа задает тему. Как же она раскрывается? Найдите слова, которые передают признаки и предметы. Выпишите их.

  • Вспомните определение кульминации. Определите кульминацию в стихотворении. (Олень почувствовал опасность). Удивительным образом передает это состояние поэт. Меняется ритм, конструкция фразы, пунктуация..О чем говорит слово вдруг?(О неожиданности). Передана динамика. При помощи чего?
  • Молодость и сила победили. Что победили?

  • Определите основную мысль стихотворения (О победе красоты над смертью)

Найдите в стихотворении понятия, противопоставленные друг другу.

III Исследовательская работа с текстом

  • Повторное чтение стихотворения.
  • Выпишите из текста слова, соотнесенные с понятием «красота». Что особенно красиво в нарисованной поэтом картине?

Красота: густой зеленый ельник, глубокие пушистые снега; олень, могучий, тонконогий; тяжкие рога; уходил легко, бешено, в избытке свежих сил, стремительности радостно-звериной.Красив густой ельник, пушистый снег, олень; прекрасны его движения, порыв к жизни.

  • Выпишите из текста слова, соотнесенные с понятием «смерть». Что в стихотворении приносит смерть?

Смерть: Далеко в лугу теряется собачий гон. Ветки, обитые рогами наСмерть несут разъяренные собаки, гонящие оленя. Детали помогают создать картину охоты на оленя. Мы слышим выстрелы, лай собак.

Слово учителя

Третье четверостишие заканчивается многоточием. Многоточие имеет две главные функции — выражение неопределенно-, недосказанности и обозначение длящегося времени, не заполненного действием.

Многоточия служат средством создания сиюминутного образа автора и приглашают читателя к сотрудничеству — к совместному определению смысла текста.

С помощью многоточия автор управляет темпом повествования, превращает мир из текучего, сплошного событийного потока в пунктирную линию, разрывы которой предоставляется заполнить читателю, подчеркивает искренность изложения, предваряет неожиданную или особенно важную информацию — словом, сигнализирует читателю:

— задержись на предыдущем слове;

— обрати особое внимание на следующее слово;

— написанное здесь значит больше, чем просто слова;— я очень взволнован;— я не могу подобрать нужного слова;— имей в виду: это не объективная информация – это просто ощущение, впечатление.

• Какова роль многоточия в данном случае?

Деталь «ветки, обитые рогами на бегу» является напоминай смерти, которая была близко. Лирический герой взволнован картиной, представившейся вдруг его мысленному взору. Автор подчеркивает искренность изложения, предваряет неожиданную или особо важную информацию — словом, сигнализирует читателю: «Я очень взволнован».

• Почему лирический герой так глубоко переживает событие, которого он не видел, а лишь почувствовал, угадал?

Образ оленя для поэта — нечто большее, чем образ животного. Олень это красота.

• В каком значении употреблено слово красота в стихотворении? Красота — все прекрасное, все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение.

• Составьте ряд слов, обозначающих то, что приносит человеку эстетическое и нравственное наслаждение.

Сеет, чистота, обновление, возрождение, созидание, стремительно грация, красота, духовность, добро, изящество, любовь, взаимопонимание, искренность, верность, творчество…

• Обращение к учебнику. Чтение статьи «Поразмышляем о прочитанном».

3. Итоги урока.

• Напишите 2—3 предложения-ответа на вопрос: «О чем меня заставил задуматься стихотворение И.А. Бунина

Домашнее задание. Выразительное чтение текста

перейти в каталог файлов

Источник: http://urok.zodorov.ru/urok-literaturi-v-5-klasse-tema-uroka-i-a-bunin-gustoj-zelenij/index.html

Ссылка на основную публикацию