Природа в стихах и. а. бунина: анализ стихотворения “листопад”

Анализ стихотворения Бунина Листопад



О природе написано множество стихов. Поэты восхищаются её красотой, гордятся её богатствами, приэывают любить и беречь всё живое. «Листопад» Ивана Алексеевича Бунина — одно из самых замечательных стихотворений о природе. Бунин написал его в 1900 году. Это не просто стихотворение, а целая осенняя поэма.

Место действия — лес, а главная героиня — Осень. Сначала автор изображает светлую, тёплую, прекрасную пору, когда лес золотой, приветливый и чудесный. Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный…

Многочисленные яркие сравнения подчёркивают красоту леса. Лес ещё полон обитателей и звуков. Мотыльки, паучки, скворцы, дрозды наполняют его. Шуршат листья, поют и хлопают крыльями птицы. Но вот наступают холода. Природа увядает и засыпает.

Осенний лес Бунина похож на сказку, таинственную, фантастическую и чудесную. В каждой строчке стихотворения «Листопад» чувствуется любовь поэта к родной природе, понимание её красоты и восхищение её великолепием.

Анализ стихотворения Ивана Бунина «Листопад»

Бунин всегда отличался своими лиричными, яркими описаниями природы. В ней, в простой и, в тоже время, необъятной, он видел саму суть всей нашей жизни.

Если наблюдать за течением времени, за сменой времен года, за мягко падающим снегом или весенним дождем, то постепенно все жизненные неурядицы отходят на второй план, пасуя перед великолепием природы.

И именно через природу, через пейзажи, можно передать любые, даже самые глубокие мысли.

Стихотворение «Листопад» является ярким представителем пейзажного творчества. Бунин написал его в 1900 году, открыв им свой одноименный сборник, который впоследствии принес ему Пушкинскую премию.

«Листопад» был написан в едином творческом порыве, слова исходят от самого сердца автора. Под впечатлением от яркой осени, которую он наблюдал, строфы идут друг за другом в ладном, стройном осеннем ритме. По своей структуре, стихотворение напоминает фольклорные напевы, тягучие, не имеющие строгой последовательности, но столь красивые и запоминающиеся.

Поразительное количество красочных метафор показывает читателю настроение автора: здесь и сравнение леса с расписными хоромами, и багряные листья, и синяя вышина чистого неба.

Поэт поражен тем, насколько прекрасна осень, пора увядания, время, что предшествует зиме. Казалось бы — жизнь замирает и готовится к долгому сну.

И пусть на сердце легкая печаль и непонятная тревога, все же — как она прекрасна, осень. Бунин сравнивает ее с хозяйкой леса, с тихой, заботливой вдовой.

Да, круговорот жизни неотрывно связан со смертью, листья увядают и опадают, трава жухнет, птицы улетают на юг, а звери готовятся к трудным временам.

Однако, осень дает начало для новой жизни. Опавшая листва укутывает землю, словно одеяло, согревает ее и служит пристанищем для многих животных. Осень позаботится о том, чтобы весной жизнь заиграла новыми красками. А сейчас — время для красок печальных, но не менее прекрасных. Янтарные отблески, светлая, «пустая» поляна, лиловым теремом стоят деревья.

Жизнь готовится ко сну, замирает. Вокруг лишь мертвый сон и молчанье, и редкие отзвуки уже ушедшего лета.

Бунин постепенно расширяет охват своего очарования: если сперва мы видели одну лишь поляну, и видели один лишь день, то к концу стихотворения перед нами предстает весь сентябрь в своем холодном, сыром великолепии, а сценой ему служит весь лес. Уже почти спящий, оголенный. Автор прощается с ним, казалось бы, жалеет об ушедших дня. Но, на самом деле, мы еще вернемся сюда, и увидим великолепие зимы.

Анализ стихотворения “Листопад” Бунина И. А

November 19, 2015

Иван Алексеевич всегда отличался яркими лиричными описаниями родной природы. В ней, такой простой и одновременно необъятной, поэт видел суть всей человеческой жизни.

Наблюдая за течением времени, за тем, как сменяются времена года, как идет дождь или мягко падает снег, мы отдаем должное великолепию природы. Все наши жизненные неурядицы на время отходят на второй план.

Именно через природу можно передать самые глубокие мысли.

Датировка стихотворения

Прежде чем начать анализ стихотворения “Листопад” Бунина, необходимо сказать пару слов о том, когда оно было создано и опубликовано. Интересующее нас произведение Ивана Алексеевича Бунина принадлежит к раннему периоду его творчества. Оно было написано в августе 1900 года, когда поэту было 30 лет.

А в октябре того же года произведение было напечатано в петербургском журнале “Жизнь” с подзаголовком “Осенняя поэма” и посвящением Максиму Горькому. Этот стих Ивана Алексеевича дал название первому поэтическому сборнику этого автора, который появился в 1901 году. Сборник “Листопад” был удостоен Пушкинской премии (в 1903 году).

До конца жизни дорожил интересующим нас произведением Бунин.

“Листопад” – стихотворение, анализ которого позволяет выявить множество любопытных особенностей, скрытых в нем. Так же и сам автор находит в осени то, что открывается лишь внимательному взору.

Тема стихотворения

Начать анализ стихотворения “Листопад” Бунина следует с определения темы. Это произведение относится к пейзажной лирике. Тема его – описание осенней природы. Автор, наблюдая за тем, как она меняется, размышляет о течении жизни человека. Эти раздумья вносят философские мотивы в стихотворение.

Построение и рифмовка

Настоящим мастером композиции является Бунин. “Листопад” – стихотворение, которое отличает своеобразное, весьма необычное построение. По рифмовке произведение состоит из 7 четверостиший и 2 двустиший, которые написаны четырехстопным ямбом.

При этом 1, 3 и 5 строфы характеризуются перекрестной рифмовкой, в них чередуются женские и мужские рифмы. Несколько иные особенности имеют 6, 8 и 9 строфы. Они написаны кольцевой рифмовкой. Что касается 2, 4 и 7 строф, то для них характерны смежные рифмы.

Многие критики справедливо отмечают, что стихотворение близко к фольклору и обладает особой напевностью.

Пространство и время в произведении

Проводя анализ стихотворения “Листопад” Бунина, следует непременно сказать о пространстве и времени в нем. В произведении они играют особую роль. Бунин на протяжении повествования расширяет его пространственные и временные границы. Время в начале поэмы кратко – это “сегодня”, то есть один день. А действие произведения ограничено поляной.

Это позволяет читателям уловить последние моменты счастья: увидеть последнего мотылька, ощутить прощальное тепло солнца, услышать квохчущего дрозда. По ходу произведения время расширяется. Теперь оно охватывает уже целый месяц (“Сентябрь, кружась по чащам бора. “). Это же можно сказать и о пространстве – оно становится больше, вмещая в себя все небо и целый лес.

Время и пространство в конце поэмы приобретают поистине всепланетные масштабы.

Образ осени

В стихотворении осень является собирательным понятием. С одной стороны, это время года. Но с другой, осень предстает самостоятельным существом. Это хозяйка леса, “тихая вдова”. Через очеловеченный образ художник приоткрывает читателю внутреннюю жизнь природы. Ее мир наполнен радостью, болью и страданием.

Смена состояний природы

Поэт изображает смену состояний природы, используя различные художественные приемы и средства. В то же время, не отделяя естественную среду от человека, Иван Алексеевич удивительно тонко описывает смену настроения самого лирического героя.

Бунин в своем стихотворении проводит идею цикличности процессов мироздания, а также вечной жизни. Для этого он создает кольцо в поэме.

Мы видим, как красоту золотой осени сменяет красота страдания и увядания природы, а затем появляется новая красота – холодная, зимняя и прекрасная.

Образ осеннего леса

Иван Алексеевич в первой части своего произведения создает живописный образ осеннего леса.

Для этого он использует различные контрасты и краски (“серебро паутины”, “лиловый терем”, “светлая, солнечная поляна”, “янтарный отблеск листвы”).

Поэт, рисуя сказку осени, прибегает к соответствующей сказочной лексике. Он сравнивает лес с резным теремом, поляну – с широким двором, а просветы в листве для него – словно оконца.

Анализ стиха Бунина “Листопад” позволяет заметить, что светлое, бодрое восприятие осеннего леса постепенно сменяется в стихотворении минорным настроением. Оно связано с тем, что в произведении появляется образ “тихой вдовы”, а также мотив смерти. Иван Алексеевич рисует картину теперь уже безмолвного оцепенения леса, который готовится к скорому умиранию.

Жизнь и смерть

В третьей части умирание передается с помощью соответствующих звуков. Мы видим, что уже канул в небытие карнавал ярких красок, а осень отправляется все дальше на юг. Но в заключительной части стихотворения наступает радостное событие. Зимние ветры приносят новую жизнь, которая опять сменяет смерть. Так наполняется жизнеутверждающим смыслом стихотворение, которое создал Иван Бунин.

“Листопад”: анализ средств выразительности

В произведении передача движения организована использованием выразительных средств, таких как инверсия в первой строфе (“льет дождь”, “кружатся листья”), а также антитеза, которая противопоставляет направленное (“гуси держат перелет”) и беспорядочное движение (“кружатся листья”).

Обилием тропов характеризуется поэма “Листопад” (Бунин). Анализ ее позволяет также заметить, что автор использует анафору. Кроме того, Бунин применяет ассонанс “о” и “е”, который придает стихотворению мелодичность. А звуковые образы шуршания листвы и тишины создает аллитерация звуков “с” и “ш”.

Поэма Бунина насыщена сравнениями. Мотылька, например, он сравнивает с белым лепестком. А ткани блестят, будто “сеть из серебра”. Кроме того, в произведении встречаются метафоры (“пестрый терем”, “среди широкого двора”), олицетворения (осень входит в “терем свой”), эпитеты (“морозное серебро”, “мертвое молчание”, “тихая вдова”).

Мастерство Бунина

Завершая анализ стихотворения “Листопад” Бунина, отметим, что автор его – настоящий художник. В произведении ему удалось облечь в слова и передать многообразие окружающего нас мира, величие и красоту природы.

Мнение многих литературоведов сходится в том, что “Листопад” является эталоном пейзажной лирики. В этом стихотворении мастерски подобраны слова, которые точно и просто до гениальности раскрывают происходящие в природе процессы.

Складывается впечатление, что по лесу бродит не просто какое-то абстрактное существо, а реальная женщина-ведунья, которая скорбит о том, что жизнь заканчивается, прощается с владениями.

Более того, читатель как будто вовлекается во все происходящее, становится его действующим лицом. Подобно осени, он может укрыться от одиночества и дождя в расписном тереме.

Предлагаем вам дополнить краткий анализ стиха “Листопад” Бунина. Наверняка и вы сможете найти интересные особенности произведения. Вероятно, и вас оно натолкнет на собственные размышления. Ведь стихотворение Бунина никого не оставляет равнодушным.

«Листопад» И.Бунин

Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, елочки темнеют, А между кленами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца. Лес пахнет дубом и сосной, За лето высох он от солнца, И Осень тихою вдовой Вступает в пестрый терем свой.

Сегодня на пустой поляне, Среди широкого двора, Воздушной паутины ткани Блестят, как сеть из серебра.

Сегодня целый день играет В дворе последний мотылек И, точно белый лепесток, На паутине замирает, Пригретый солнечным теплом; Сегодня так светло кругом, Такое мертвое молчанье В лесу и в синей вышине, Что можно в этой тишине Расслышать листика шуршанье.

Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Стоит над солнечной поляной, Завороженный тишиной; Заквохчет дрозд, перелетая Среди подседа, где густая Листва янтарный отблеск льет; Играя, в небе промелькнет Скворцов рассыпанная стая — И снова все кругом замрет.

Последние мгновенья счастья! Уж знает Осень, что такой Глубокий и немой покой — Предвестник долгого ненастья. Глубоко, странно лес молчал И на заре, когда с заката Пурпурный блеск огня и злата Пожаром терем освещал. Потом угрюмо в нем стемнело. Луна восходит, а в лесу Ложатся тени на росу… Вот стало холодно и бело Среди полян, среди сквозной Осенней чащи помертвелой, И жутко Осени одной

В пустынной тишине ночной.

Теперь уж тишина другая: Прислушайся — она растет, А с нею, бледностью пугая, И месяц медленно встает. Все тени сделал он короче, Прозрачный дым навел на лес И вот уж смотрит прямо в очи С туманной высоты небес.

0, мертвый сон осенней ночи! 0, жуткий час ночных чудес! В сребристом и сыром тумане Светло и пусто на поляне; Лес, белым светом залитой, Своей застывшей красотой Как будто смерть себе пророчит; Сова и та молчит: сидит Да тупо из ветвей глядит, Порою дико захохочет, Сорвется с шумом с высоты, Взмахнувши мягкими крылами, И снова сядет на кусты И смотрит круглыми глазами, Водя ушастой головой По сторонам, как в изумленье; А лес стоит в оцепененье, Наполнен бледной, легкой мглой И листьев сыростью гнилой… Не жди: наутро не проглянет На небе солнце. Дождь и мгла Холодным дымом лес туманят,— Недаром эта ночь прошла! Но Осень затаит глубоко Все, что она пережила В немую ночь, и одиноко Запрется в тереме своем: Пусть бор бушует под дождем, Пусть мрачны и ненастны ночи И на поляне волчьи очи Зеленым светятся огнем! Лес, точно терем без призора, Весь потемнел и полинял, Сентябрь, кружась по чащам бора, С него местами крышу снял И вход сырой листвой усыпал; А там зазимок ночью выпал

И таять стал, все умертвив…

Источник: https://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/bunina/listopad

Анализ стихотворения “Листопад” Бунина И. А. :

Анализ стихотворения “Листопад” Бунина помогает лучше узнать и понять этого автора, одного из отечественных классиков. Бунин больше известен, как прозаик, автор лирических рассказов и романов, например, “Жизнь Арсеньева”, за который он был удостоен Нобелевской премии. Но это был еще и замечательный поэт, создавший десятки превосходных поэтических текстов.

Об авторе

Прежде чем начать анализ стихотворения “Листопад” Бунина, расскажем о самом авторе.

Иван Алексеевич Бунин родился в Воронеже. Он происходил из семьи обедневших дворян. Рано пошел работать, начал карьеру в журналистике. Будущий поэт признается, что вырос на Пушкине, стихи которого постоянно звучали в доме.

В детстве у мальчика был гувернер – студент Московского университета Николай Ромашков. Именно он пристрастил его к чтению. Бунин получил полноценное домашнее образование, которое включало в себя, помимо основных предметов, латынь и рисование.

Сам Бунин признавался, что среди первых книг, которые он прочитал самостоятельно, были сборники британской поэзии и “Одиссея” Гомера.

Читайте также:  Стихи о лете: а.с. пушкин из поэмы "полтава"

Первые неудачи

В молодости начинающий поэт сильно переживал из-за того, что критики и читатели обращали на него немного внимания. Сложности были связаны с тем, что у него не было литературных агентов, которые могли бы организовать рецензии в прессе. Он самостоятельно отправлял произведения всем своим знакомым с просьбой писать отзывы.

Дебютный сборник его стихов, который вышел в Орле, остался практически никем не замеченным. В 1897 году была напечатана его вторая книга под названием “На край света и другие рассказы”.

На нее поступило около 20 отзывов от критиков. Все они были снисходительно-благодушными, но не более.

К тому же в то время такое небольшое количество отзывов выглядело мизерным по сравнению с оценкой работ Горького или Леонида, которыми восторгались критики.

Сборник “Листопад”

Составляя анализ стихотворения Бунина “Листопад”, нужно обязательно учитывать, что оно входило в состав сборника, который стал первым успехом писателя.

Сборник “Листопад” был издан в издательстве “Скорпион” в 1901 году. Ходасевич отмечал, что именно ей Бунин обязан своей популярности. Тогда же поэт обратился к Чехову с просьбой выдвинуть “Листопад” и вышедший несколькими годами ранее перевод “Песни о Гайавате” на Пушкинскую премию.

Чехов согласился, но для начала проконсультировался с известным юристом Анатолием Кони. Чехов признавался, что сам уже неоднократно получал премии, но сам своих книг никогда не посылал. Поэтому просто не знал, как действовать, кому писать, куда отправлять произведения.

Кони он просил помочь советом, подсказать, как действовать в такой ситуации.

В феврале 1903 году стало известно, что рецензентом Бунина по присуждению Пушкинской премии назначен известный отечественный поэт, прозаик и публицист Арсений Голенищев-Кутузов, потомок легендарного полководца.

Вскоре отзыв на сборник появился и в “Литературных вечерах “Нового мира”.

В нем Платон Краснов отмечал, что стихи весьма однообразны, сравнив с Фетом и Тютчевым, отметил, что Бунину не удается писать о природе настолько увлекательно.

Отзыв Голенищева-Кутузова, наоборот, оказался восторженным. Он отметил, что Бунину свойственен уникальный, ни на что не похожий свой язык.

Источник: https://www.syl.ru/article/347884/analiz-stihotvoreniya-listopad-bunina-i-a

«Листопад», анализ стихотворения Бунина

Стихотворение «Листопад» относится к раннему периоду творчества И. Бунина. 30-летний поэт написал его в августе 1900 года, а в октябре стихотворение с посвящением М.

Горькому и подзаголовком «Осенняя поэма» было опубликовано в петербургском журнале «Жизнь». Произведение дало название поэтическому сборнику 1901 года, удостоенному в 1903 году Пушкинской премии.

Сам поэт дорожил стихотворением до конца жизни.

«Листопад» – произведение пейзажной лирики, посвященное описанию осенней природы. Наблюдая за изменяющейся картиной природы, автор размышляет о течении человеческой жизни, внося в стихотворение философские мотивы.

«Листопад» отличает необычное, своеобразное построение: по рифмовке стихотворение состоит из семи четверостиший и двух двустиший, написанных четырехстопным ямбом.

Первая, третья и пятая строфы произведения имеют перекрестную рифмовку с чередованием женской и мужской рифм. Шестая, восьмая и девятая строфы написаны кольцевой рифмой, а вторая, четвертая и седьмая строфы – смежными рифмами.

Особенность стихотворения – его напевность и близость к фольклору.

На протяжении всего повествования Бунин расширяет его временные и пространственные границы.

В начале поэмы время кратко – один день, «сегодня», а действие ограничено поляной, что позволяет уловить последние мгновения счастья – заметить последнего мотылька, почувствовать прощальное солнечное тепло, услышать квохчущего дрозда.

Постепенно время расширяется до месяца («Сентябрь, кружась по чащам бора…»), а пространство охватывает целый лес и все небо. В конце поэмы время и пространство приобретают всепланетные масштабы.

Осень в стихотворении выступает как собирательное понятие: это и время года, и Осень – самостоятельное существо, «тихая вдова», хозяйка леса. Художник через очеловеченный образ Осени приоткрывает мир внутренней жизни природы, наполненный радостью, страданием и болью.

Смену состояний природы поэт изображает при помощи различных художественных средств и приемов, одновременно, не отделяя природу от человека, удивительно тонко передавая смену настроения лирического героя.

Проводя идею вечной жизни и цикличности всех процессов мироздания, Бунин создает в поэме кольцо, идя от красоты золотой осени через красоту увядания и страдания природы к новой красоте – зимней, холодной и прекрасной.

В первой части стихотворения Бунин создает великолепный образ осеннего леса, используя разнообразные краски и контрасты (лиловый терем, серебро паутины, янтарный отблеск листвы, светлая, солнечная поляна). Рисуя осеннюю сказку, поэт прибегает к сказочной лексике, сравнивая поляну с широким двором, лес с резным теремом, а просветы в листве – с оконцами.

Бодрое, светлое восприятие картины осеннего леса сменяется минорным настроением, связанным с появлением в поэме образа «тихой вдовы» Осени и мотива смерти. Поэт рисует картину безмолвного оцепенения леса в преддверии скорого умирания.

В третьей части картина умирания природы передается с помощью звуков, карнавал ярких красок канул в небытие, а осень уходит все дальше на юг. Однако в заключительной части жизнь, принесенная зимними ветрами, снова сменяет смерть, а природа вновь обретает радость («Как будут рады соболя, и горностаи, и куницы»).

Передача движения в произведении организована при помощи разнообразных выразительных средств: инверсии в первой строфе (кружатся листья, льет дождь), антитезы, противопоставляющей беспорядочное (кружатся листья) и направленное движение (гуси держат перелет).

«Листопад» отличает обилие тропов. Бунин использует анафору, ассонанс «о» и «е», придающий мелодичность стихотворению, аллитерацию звуков «ш» и «с», создающую звуковые образы тишины и шуршания листвы.

Поэма насыщена сравнениями («мотылек … точно белый лепесток», «…ткани блестят, точно сеть из серебра»), метафорами (среди широкого двора, пестрый терем), олицетворениями («Осень…вступает в терем свой»), метафорами-олицетворениями («дымы встают столбами»), эпитетами (тихая вдова, мертвое молчание, морозное серебро).

Настоящий художник, Бунин в «Листопаде» сумел облечь в словесную форму и передать все многообразие окружающего мира, всю красоту и величие природы.

  • Анализ рассказа «Легкое дыхание»
  • «Темные аллеи», анализ рассказа Бунина
  • Краткое содержание произведения Бунина «Кавказ»
  • «Солнечный удар», анализ рассказа Бунина
  • «Кукушка», краткое содержание произведения Бунина
  • «Вечер», анализ стихотворения Бунина
  • «Чистый Понедельник», краткое содержание рассказа Бунина
  • «Лапти», краткое содержание рассказа Бунина
  • «Цифры», краткое содержание рассказа Бунина
  • «Антоновские яблоки», анализ рассказа Бунина
  • «Грамматика любви», анализ рассказа Бунина
  • «Деревня», анализ повести Бунина
  • «Красавица», анализ рассказа Бунина, сочинение
  • «Сверчок», анализ рассказа Бунина
  • «Господин из Сан-Франциско», краткое содержание рассказа Бунина

По писателю: Бунин Иван

Источник: https://goldlit.ru/bunin/380-listopad-analiz

Методическая разработка по литературе по теме: Анализ стихотворения И.А.Бунина “Листопад”

Анализ стихотворения И.А.Бунина «Листопад»

Стихотворение И.А.Бунина «Листопад» – яркий образец пейзажной лирики. Описание природы у Бунина – это всегда повод для глубоких размышлений о смысле жизни, о её быстротечности.

Для восприятия данного стихотворения нелишне дать общую характеристику поэзии Бунина. В лирике поэта главенствует напряженное тяготение к вечной красоте и гармонии. Прикосновение к богатствам природы питает душу лирического героя, оно становится истоком его мужания и мудрости.

Но почти неизменным мотивом лирики Бунина является мотив смерти. Чаще всего в осенней лирике печальное душевное настроение лирического героя придаёт образам природы ощущение неуютности, опустошённости.

В стихотворении «Листопад» осенняя грусть увядания, оскудения завуалирована пёстрыми красками золотой осени.

Автор создаёт яркий образ осеннего леса-терема, используя сравнения и эпитеты: «лес, точно терем расписной… весёлой, пёстрою стеной стоит», «стоит…, заворожённый тишиной». Для завершения этого образа автор сравнивает просветы в листве с оконцами, елочки – с вышками у терема, а пустую поляну – с широким двором.

Кажется, лес в пору золотой осени должен вызывать лишь восхищение буйством красок. Но к этому чувству всегда добавляется и ожидание того, что на смену этой красоте скоро придёт слякоть, ненастье, другими словами, «чёрная осень».

И хотя в стихотворении нет прямых упоминаний о предстоящих изменениях, они ощущаются в незначительных деталях, в многоточии…

При поверхностном прочтении произведение воспринимается как один цельный осенний пейзаж, однако можно проследить, как меняется настроение лирического героя от первых до последних строк.

Первичное восприятие картины осеннего леса – бодрое, светлое. В стихотворении множество красок: лес «лиловый, золотой, багряный», берёзы «жёлтою резьбой блестят в лазури голубой», «синеют… просветы в небо», синяя вышина.

Ощущается запах дуба и сосны… Лирический герой словно становится свидетелем некоего таинства – осенней сказки, создаваемой сказочной лексикой: «терем расписной», «оконца», а также оживлением Осени – тихой вдовы, леса-терема, заворожённого тишиной…

Но с образом Осени, представшей «тихою вдовой», в стихотворении появляется мотив смерти, который усиливается словами «последний» (мотылёк), «замирает», «мёртвое молчание», «тишина». Даже «светлая поляна» с приходом Осени становится «пустой поляной». Единственный одушевлённый персонаж произведения – играющий мотылёк, однако и он – последний, замирает на паутине.

Повтором первых двух строчек последняя строфа вновь возвращает читателя к поэтическому образу леса-терема, но акцент делается не на яркой красоте леса, а на объявшей всю природу тишине, которая (это уже домыслит лирический герой и романтик-читатель, так как автор использует умолчание) предзнаменует увядание многоцветия осенней природы. Быстротечность осенних тёплых дней, недолговечность осенней красы подчёркивается автором и с помощью анафоры «сегодня».

В создании звуковых образов тишины и шуршащего листка на фонетическом уровне помогает аллитерация – повторение шипящих звуков [ш] и [с] в последних двух строфах. Повторение же звуков [о] и [е] (ассонанс) создаёт благозвучие всего стихотворения.

В стихотворении множество тропов: сравнений – «воздушной паутины ткани блестят, как сеть из серебра», «мотылёк…, точно белый лепесток», эпитетов – «мёртвое молчание», «тихая вдова», «лес.. заворожённый», метафора «среди широкого двора», «пёстрый терем», олицетворение «Осень… вступает в терем свой».

Стихотворение написано 4-хстопным ямбом. Рифмы – мужские и женские.

Построение стихотворения своеобразное. По рифмовке оно делится на 7 четверостиший и 2 двустишия. В 1, 3 и 5 строфах – перекрёстные рифмы с чередованием мужских и женских рифм. 2, 4 и 7 строфы написаны смежными рифмами, из них 4 и 7 строфы – двустишия с мужскими рифмами. В 6, 8 и 9 строфах – кольцевые рифмы.

«Листопад» И.А.Бунина – стихотворение, наполненное светлой грустью.

Хотя стихотворение и называется «Листопад», это, скорее, описание не данного явления природы, а того краткого состояния затишья перед его началом.

Наблюдая за изменениями в природе, автор невольно размышляет о течении жизни, о предстоящем конце – тишине, увядании. Но эта печаль – светлая, ещё яркая, красивая, как золотая осень, как сказка…  

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2012/01/15/analiz-stikhotvoreniya-iabunina-listopad

Анализ стихотворения «Листопад» Ивана Бунина

Самостоятельная жизнь Ивана Бунина начинается с трудоустройства в газету «орловский вестник», в которой впоследствии у него будет связано много теплых воспоминаний. Одно из них касается частых загородных прогулок, во время которых поэт не только наблюдал за окружающим миром, но и создавал удивительные по красоте стихи.

Точность, изящество, образность и умение передавать настроение – именно эти черты свойственны пейзажной лирики Ивана Бунина. Стихотворение «Листопад», написанное в 1900 году, не является в этом отношении исключением.

В нем поэт сравнивает лес с расписным теремом, которые, играя разными цветами, «веселой, пестрою стеной стоит над светлою поляной». У каждого дерева есть свой оттенок.

Березы отливают золотом, листья кленов подернуты благородным багрянцем, а ели по-прежнему остаются зелеными, напоминая о том, что еще совсем недавно здесь царило Его Величество Лето.

Однако в просветах уже виднеется голубое небо, а земля устилается разноцветным ковром из листьев, которые шуршат под ногами при каждом шаге.

Бунин любит осень с ее запахом грибов и удивительным спокойствием, которое она дарит каждому, кто умеет тонко чувствовать и передавать настроения природы. «Воздушной паутины ткани блестят, как сети серебра», — отмечает автор, что изысканное убранство осени совершенно во всем, и каждая мелочь в одеянии природы продумана и гармонична.

Саму осень поэт сравнивает с «тихою вдовой», которая неслышно приходит в этот мир и вызывает у каждого встречного смешанное чувство радости и грусти.

Она все еще красива и импозантна, однако несет на своем челе печать увядания и близкой смерти.

Но Бунин старается насладиться каждым мгновением теплого осеннего дня, так как знает – очень скоро природа возродится и подарит ему новые впечатления, когда лес зашумит молодой листвой, нежной и сочной.

«Застывшая красота» осени недолговечна, потому что вместе с теплом уходят и краски жизни.

Облетевшие листья деревьев, улетающие на юг стаи птиц, белесый и враждебный туман по утрам – все эти характерные черты приближающейся зимы умеет подметить Бунин и переносит их в свои произведения.

Он мысленно прощается с лесом, в котором уже «морозный светится пожар», и просит у него прощения за то, что невозможно повернуть время вспять и вернуть те теплые, солнечные деньки, которые будут согревать поэта холодной зимой в его воспоминаниях.

Анализы других стихотворений

Листопад

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

Сегодня на пустой поляне,

Среди широкого двора,

Воздушной паутины ткани

Блестят, как сеть из серебра.

Сегодня целый день играет

В дворе последний мотылек

И, точно белый лепесток,

На паутине замирает,

Пригретый солнечным теплом;

Сегодня так светло кругом,

Такое мертвое молчанье

В лесу и в синей вышине,

Что можно в этой тишине

Расслышать листика шуршанье.

Читайте также:  М. ю. лермонтов "ангел": анализ стихотворения

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Стоит над солнечной поляной,

Завороженный тишиной;

Заквохчет дрозд, перелетая

Среди подседа, где густая

Листва янтарный отблеск льет;

Играя, в небе промелькнет

Скворцов рассыпанная стая –

И снова все кругом замрет.

Последние мгновенья счастья!

Уж знает Осень, что такой

Глубокий и немой покой –

Предвестник долгого ненастья.

Глубоко, странно лес молчал

И на заре, когда с заката

Пурпурный блеск огня и злата

Пожаром терем освещал.

Потом угрюмо в нем стемнело.

Луна восходит, а в лесу

Ложатся тени на росу…

Вот стало холодно и бело

Среди полян, среди сквозной

Осенней чащи помертвелой,

И жутко Осени одной

В пустынной тишине ночной.

Теперь уж тишина другая:

Прислушайся – она растет,

А с нею, бледностью пугая,

И месяц медленно встает.

Все тени сделал он короче,

Прозрачный дым навел на лес

И вот уж смотрит прямо в очи

С туманной высоты небес.

0, мертвый сон осенней ночи!

0, жуткий час ночных чудес!

В сребристом и сыром тумане

Светло и пусто на поляне;

Лес, белым светом залитой,

Своей застывшей красотой

Как будто смерть себе пророчит;

Сова и та молчит: сидит

Да тупо из ветвей глядит,

Порою дико захохочет,

Сорвется с шумом с высоты,

Взмахнувши мягкими крылами,

И снова сядет на кусты

И смотрит круглыми глазами,

Водя ушастой головой

По сторонам, как в изумленье;

А лес стоит в оцепененье,

Наполнен бледной, легкой мглой

И листьев сыростью гнилой…

Не жди: наутро не проглянет

На небе солнце. Дождь и мгла

Холодным дымом лес туманят,-

Недаром эта ночь прошла!

Но Осень затаит глубоко

Все, что она пережила

В немую ночь, и одиноко

Запрется в тереме своем:

Пусть бор бушует под дождем,

Пусть мрачны и ненастны ночи

И на поляне волчьи очи

Зеленым светятся огнем!

Лес, точно терем без призора,

Весь потемнел и полинял,

Сентябрь, кружась по чащам бора,

С него местами крышу снял

И вход сырой листвой усыпал;

А там зазимок ночью выпал

И таять стал, все умертвив…

Трубят рога в полях далеких,

Звенит их медный перелив,

Как грустный вопль, среди широких

Ненастных и туманных нив.

Сквозь шум деревьев, за долиной,

Теряясь в глубине лесов,

Угрюмо воет рог туриный,

Скликая на добычу псов,

Источник: https://45parallel.net/analysis/ivan_bunin/listopad.html

Анализ стихотворения Листопад Бунина

Это достаточно длинное описательное стихотворение. Однако его очень интересно читать, так как происходит изменение того, что представляет в стихотворении Бунин. Собственно, лето постепенно меняется на зиму. В произведении много красок, звуков, здесь и птицы, и животные, а также очеловеченная фигура осени, чей терем – лес.

Вначале этот терем радостный и тёплый, птицы поют, светит солнце. Много сравнений, например, что просветы солнечные между листвой – это окошки. Осень здесь – тихая вдова, она грустит по лесу, который за лето высох.

И вот уже последний мотылёк летит, паутина засеребрилась. И эти две художественные детали соединяются в сцене, когда мотылёк замирает на паутине. Эта часть стихотворение наполняется тревожным ожиданием, которое усиливается контрастом с первой частью. Теперь вокруг только мертвое молчанье. Лишь иногда птица пролетит – снова тишина.

Лес снова сравнивается с теремом, но в таком печальном окружении выглядит уже по-другому. Авторский голос восклицает: «Последние счастливые мгновения». И та вдова-осень знает, что такая тишина перед долгой непогодой. Лес странно молчит, закат как страшный пожар. Самой Осени страшно этой холодной ночью.

Лексика торжественная, например, «злато», «багряный»… Чаща помертвела, месяц бледен.      

В следующей строфе тишина уже «другая» – растущая, как молодая луна. Тут даже сова молчит, лишь иногда, как безумная, захохочет. Жутко! Лес в оцепененье, ему автор говорит: «Не жди!» Ничего, ни солнца, ни песен… Осень прячется в тереме, но время разрушает его. Холодным утром Осень отправляется вслед за улетевшим птицами.

Но в последней строфе показано, что всё не так страшно. Да, лес практически умирает (автор просит у него прощения), но всё покроет снег, и будет весело зверям бегать по мягкому снегу, резвиться. Выйдет солнце – засверкают поля. Ветра-шаманы разрушат тот самый терем. И над ним будут сиять серебром чертоги льда. И в самой последней строчке северное сияние расцветает.

Стихотворение создаёт всеми традиционными поэтическими средствами атмосферу, пик негатива приходится на середину, когда лес умирает, но к концу радость торжествует.

Анализ 2

Основной темой произведения является пейзажная лирика, представленная в стихотворении в описании осеннего природного пейзажа в сочетании с авторскими философскими размышлениями о жизненном человеческом смысле.

Композиционная структура стихотворения, написанного в форме четырехстопного ямба, выстраивается в виде семи четверостиший и двух двустиший с использованием в изложении перекрестной рифмовки женских и мужских рифм, а также кольцевой рифмовки с вкраплением смежных рифм. Содержание произведения напоминает фольклорную форму изложения, отличаясь определенной напевностью, сказочной лексикой, изображающих живописный осенний лес.

Отличительной особенностью стихотворения являются использование поэтом в повествовании пространственных и временных границ, которые к окончанию стихов становятся всеобъемлющими.

Время года в образе осени представляется автором в виде собирательного понятия, которого заключается не только в определенном периоде изменения природы, но и в изображении очеловеченной осени, передающей внутреннюю природную жизнь, наполненную радостным и грустными нотами в сочетании с болезненным страданием.

Особую роль в стихотворении занимают художественные средства выразительности, применяемые поэтом в форме инверсий, антитез, сравнений, обилия тропов, анафоры, ассонанса и аллитерации звуковых фраз, метафор, олицетворений, эпитетов.

При помощи многообразной цветовой гаммы, выражающих золотые, багряные, светящиеся оттенки отжившей природы, поэт передает увядающую красоту и близкую смерть засыпающего осеннего пейзажа, застывшего в своей недолговечной притягательности, при этом не забывая акцентировать внимание и на неповторимых звуках разноцветного ковра из опавших листьев, шуршащих под ногами.

По мнению критиков, стихотворение относится с эталону произведений, написанных в жанре лирического пейзажа, поскольку поэту удается посредством гениально подобранных слов передать многогранное величие и красоту окружающей человека природы, при этом отображая настоящие человеческие ощущения в виде светлой грусти, печали, радостной тишины.

Единый творческий порыв повествования раскрывается в авторском настроении очарования осенним лесом, в описании которого прослеживаются таинственность, фантастичность и чудеса существующих природных процессов.

4 класс

Анализ стихотворения Листопад по плану

Источник: http://sochinite.ru/analiz-stihotvoreniya/bunin/listopad

Анализ стихотворения Бунина Листопад 4 класс

Иоанн Алексеевич постоянно выделялся красочными лиричными отображениями свой натуры. Стихотворение было написано в тридцать лет, поэт тогда только начинал свою жизненную деятельность. В том же году оно было напечатано. Этот стих предоставил наименование основному лирическому сборнику данного создателя, который возник в 1901 году.

В стихотворении бабье лето считается собирательным представлением. С одной стороны, это момент года. Однако с другой стороны, бабье лето представляется независимым созданием. Через олицетворенный стиль, живописец приоткрывает читателю внутреннюю жизнедеятельность природы.

Её общество заполнено отрадой, боль и мучение всюду следует за ней. Природа всегда меняется, выделяются незначительные характерные черты, которые тонко на это намекают. Иван в основной части формирует красочный стиль осеннего бора. Для него лес это защищенность, кроны деревьев напоминают дом.

Это всегда означает уют и тепло.

https://www.youtube.com/watch?v=eXR1G7sLCHA

Лес может умереть, поэт описывает его в загробной тишине. Здесь создается грань, между жизнью и смертью. Природа угасает и теряет свои краски. На улице постепенно начинает холодать, и лес окутывает легкий прохладный туман.

Автор смог передать именно ту картину, которая каждый год порождает матушка природа. Суждение многочисленных литературоведов имеет схожесть в том, что “Листопад” считается образцом пейзажной лирики. В данном стихотворении профессионально выбраны фразы, которые четко и легко показывают совершающиеся в природе движения.

Анализ стихотворения Листопад Бунина

О природе набросано большое количество стихов. Стихотворцы восторгаются ее красотой, гордятся ее изобилием, призывают уважать и оберегать всё активное. «Листопад» Ивана Алексеевича Бунина — один с наиболее великолепных стихотворений о натуре. Он был написан в 1990 году, поэту тогда было тридцать лет. Его стихотворение было написано о матушке природе и ее богатстве.

Какая красивая природа бывает в осеннее время, никто из писателей не передавал столь тонкой трагедии. На лице Бунина написана боль и радость. Боль состоит в том, что осень прекрасная пора, когда все вокруг превращается в миллионы красок. Мир надевает на себя маску, под которой его находит зима.

Здесь в этом момента проявляется боль, грань между двумя периодами создает смерть и возрождение чего-то нового. Лес описывается как дом, который полон теплоты и заботы. Листья и кроны деревьев могут означать окна и двери. В этот момент по лесу начинает ходить мороз, он окутывает весь мир в белое полотно.

Осенний бор Бунина подобен на небылицу, загадочную, необыкновенную и удивительную.

В любой строчке стихотворения «Листопад» ощущается страсть стихотворца к родимой натуре, представление ее прелести и восторг ее величием. Бунин постоянно выделялся собственными лиричными, красочными отображениями естества.

  Если следить за ходом периода, за сменой времен года, то понемногу все житейские неурядицы отступают на следующий план, пасуя пред величием природы. «Листопад» был сочинен в монолитном креативном порыве, фразы отталкиваются от самого сердца создателя.

Он любил гулять в тишине и наблюдать, как меняется жизнь.

Конечно, это его не единственное сочинение, которое произвело большое впечатление на многих людей. Если заглянуть в его все творчество, можно найти много интересного

4, 6 класс кратко по плану

  • Анализ стихотворения Тютчева Тени сизые смесились…Данное стихотворение написано Тютчевым в связи с болезнью любимой супруги Элеоноры, которая весьма обострилась после путешествия в Турин, где вся семья в 1835году попала в кораблекрушение. Жена, которой никак не становилось лучше,
  • Анализ стихотворения Полонского Посмотри какая мглаМногие писатели и поэты в своих стихотворениях воспевали красоту природы. Каждый писатель видит природу по-своему и описывает ее своими строками. Каждое стихотворение вызывает в читателях особую ассоциацию с природой.
  • Анализ стихотворения Тютчева Я помню время золотоеУже не является скрытой тайной, что многие поэты, писали свои крылатые стихи, на основе своих жизненных переживаний и обстоятельств своей судьбы. И практически каждый писатель не является исключением, только их проявление различалось
  • Анализ стихотворения Некрасова РусьВ произведении Никрасова “Русь” собрана большая коллекция всего мировоззрение на жизнь поэта. Здесь можно увидеть описание прекрасной природы и величие Русской земли. С давних времён Русские земли считались богатыми
  • Анализ стихотворения Есенина Письмо к женщинеЕсенин был любим женщинами, но сам любил немногих. Тёплые чувства были у него к Зинаиде Райх, она была его первой женой. У них родились двое детей, но они не смогли удержать Есенина в семье, и он ушёл к другой.

Источник: https://analiz-stihov.ru/bunin/listopad-4-klass

Презентация по литературе. Анализ стихотворения И. А. Бунина “Листопад”

Инфоурок › Русский язык › Презентации › Презентация по литературе. Анализ стихотворения И. А. Бунина “Листопад”

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Иван Алексеевич Бунин Стихотворение «Листопад». (Урок внеклассного чтения)

2 слайд Описание слайда:

Илья Семёнович Остроухов «Золотая осень»

3 слайд Описание слайда:

Описание картины Золото повсюду: на деревьях и на земле. Золотой наряд окружающих деревьев оттеняет бледно-голубое небо на заднем плане картины, чтобы не отвлекать внимания от их пышного наряда. Небо лишь кое-где просвечивает сквозь золотую листву, являясь своеобразным фоном для нового убранства этих красавцев.

Даже старое корявое дерево, изображенное слева на картине, преобразилось, сменив зеленое платье на золотое. Только трава еще не совсем поменяла наряд, да на некоторых листочках проглядывают зеленые пятна. Но на фоне этой неброской зелени еще изумительнее смотрится осеннее убранство кленов, молодых берез и осин.

4 слайд Описание слайда:

Описание картины «Золотая осень» Великолепная картина! По мнению многих критиков, «Золотая осень» является одним из лучших произведений знаменитого художника, создавшего много прекрасных полотен, которые стали украшением не одного музея. На лесной тропинке Остроухов изобразил двух сорок. Складывается впечатление, что они спешили по своим делам, но остановились, привлеченные окружающим золотом, и теперь бурно обсуждают, чей наряд краше и пышнее.

5 слайд Описание слайда:

И.А.Бунин «Листопад» Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Весёлой, пёстрою стеной Стоит над светлою поляной. Берёзы жёлтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, ёлочки темнеют, А между клёнами синеют То там, то здесь в листве сквозной, Просветы в небо, что оконца.

6 слайд Описание слайда:

Сегодня на пустой поляне, Среди широкого двора, Воздушной паутины ткани Блестят, как сеть, из серебра. Сегодня целый день играет В дворе последний мотылёк И , точно белый лепесток, На паутине замирает, Пригретый солнечным теплом. Сегодня так светло кругом Такое мёртвое молчанье В лесу и в синей вышине, Что можно в этой тишине Расслышать листика шуршанье.

7 слайд Описание слайда:

Словарная работа Лиловый – цвета сирени или фиалки, фиолетовый. Багряный – багровый: красный густого, тёмного оттенка. Лазурь- 1. светло- синий цвет, синева. 2 краска светло-синего цвета. Расписной – разрисованный красками, украшенный живописью. Терем – в Древней Руси: жилое помещение в верхней части дома или дом в виде башни.

8 слайд Описание слайда:

Словарная работа Пёстрый – состоящий из разноцветных пятен, полос, разноцветный. Резьба – рисунок, вырезанный на дереве, кости. Просвет- 1. Светлая полоса или слабый луч света в неосвещённом пространстве. 2. Ширина окна или двери. Паутина – сеть из тонких нитей, получающихся от выделения пауком клейкого сока. Мотылёк – небольшая бабочка.

9 слайд Описание слайда:

Звуки, передающие шуршание листика: «молчанье» «вышине» «можно» «тишине» «расслышать» «шуршанье»

10 слайд Описание слайда:

Звуки, передающие шуршание листика: «молчанье» – ч; «вышине» – ш ; «можно» – ж; «тишине» -ш; «расслышать» – ш; «шуршанье» – ш.

Читайте также:  Сочинения по темам: школа, дом и родной край

11 слайд Описание слайда:

Цветовая гамма: « лиловый» «золотой»; «багряный» ; «жёлтый»- «жёлтою резьбой»; «синий» – « в синей вышине»; «серебристый» – «как есть из серебра»; «белый» – « белый лепесток».

12 слайд Описание слайда:

Заглавие «Осень» «Осенние картины» «Осенний день» «Осенний пейзаж» «Звуки осени» «Осенние краски» «Осенние настроения» и другие

Общая информация

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-po-literature-analiz-stihotvoreniya-i-a-bunina-listopad-1669486.html

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся Старт в науке

Такмакова Д.В. 1

1МБОУ СОШ с УИОП № 8

Пономарёва Л.Е. 1

1МБОУ СОШ с УИОП № 8

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF

1. Введение

На уроке литературы мы изучали творчество И.А. Бунина, меня, прежде всего, заинтересовала фотография дома, в котором родился поэт. Оказалось, этот дом я хорошо знаю, он находится в нашем городе на проспекте Революции.

Естественно, заинтересовала меня личность этого человека, ведь он наш земляк.

А когда я познакомилась с его произведениями, мне показались они просты и понятны, но за этой простотой скрывался такой глубокий смысл…Мне стало интересно детальнее узнать некоторые моменты биографии первого Нобелевского лауреата, познакомиться с его творчеством поближе.

На первый взгляд может показаться удивительным: многие из моих одноклассников знают Бунина понаслышке.

Так родилась цель нашей работы: изучить особенности бунинской поэтики на примере одного произведения, включенного в курс школьной программы, а именно, стихотворения «Листопад».

Исходя из цели, были сформулированы следующие задачи:

-углубить знания о фактах биографии И.А. Бунина, связанных с Воронежским краем.

-проанализировать стихотворение И.А. Бунина «Листопад»

-выявить, какие образно-выразительные средства позволяют поэту создать неповторимый образы природы

-определить, какие образы нашли отражение в этом стихотворении

-выяснить, почему И.А. Бунин, называл это произведение «поэмой».

2. Основная часть

2.1 И.А. Бунин и Черноземный край

Черноземный край,- земли воронежские, орловские, липецкие,- отчий край Ивана Алексеевича Бунина, великого отечественного писателя, первого русского нобелевского лауреата в области литературы.

В Воронеже он постигал первые слова и краски, в Бутырках и Озерках Елецкого уезда текли его детские и раннеюношеские годы, в Ельце, в гимназии он учился, в Каменку-Бунино, Огневку, Воргол он наезжал к родственникам; в Орле – городе его начальной литературной деятельности – издал первый поэтический сборник; в Г лотове-Васильевском написал «Суходол», «Деревню»; здесь же создавались «Господин из Сан-Франциско», «Соотечественник». А сколько прекрасных страниц навеяно увиденным, пережитым в нашем крае, памятью о нем!

Иван Алексеевич родился 23 октября 1870 года в Воронеже. Он прожил в нашем городе всего три первых года жизни, тем не менее, мы, воронежцы, с гордостью называем его своим земляком.

Сейчас двухэтажный приземистый дом на проспекте Революции, 3 выбивается из общего ряда новостроек и только по мемориальной табличке можно узнать, что это особо охраняемое здание и памятник истории. Во дворе есть сад. И, возможно, старые сосны и груши, которые там растут, помнят те времена, когда в доме жил Бунин.

Вот что вспоминает сам поэт о том времени в автобиографических заметках: «В Воронеже-то и родился я. Там прошли первые три года моей жизни. (Очень слабо, но все-таки помню кое-что из того времени). Но расти в городе мне не пришлось.

Страсть к клубу, к вину и картам заставила отца через три с половиной года возвратиться в Елецкий уезд, где он поселился на своем хуторе Бутырки. Тут, в глубочайшей полевой тишине, летом среди хлебов, подступавших к самым нашим порогам, а зимой среди сугробов, и прошло все мое детство, полное поэзии печальной и своеобразной» [2].

Обратимся к воспоминаниям А. Прасолова, воронежского поэта: «Мы решили посмотреть дом на проспекте, там родился Бунин в 1870г. Мы смотрели дом с улицы. Опишу его подробно.

Первый этаж – кирпичный, с полуарочными проемами, второй деревянный, видимо, восстановленный после оккупации. Зашли во двор. Глухо, бело от нетоптаного снега. Вот тут и увидели особенность дома.

Четырехугольные, из кирпича колонны, обвисший балкончик, романтичная в своей ветхости лестница, лепящаяся зигзагами по стене, мертвые плети дикого хмеля, узкие, вроде бойниц, окошки…

И здесь раздался крик младенца, которому суждено было в зрелости… скитальчески проплыть океаном, чтобы навсегда уйти из России и унести ее в памяти такой, какой она только в этой неизмеримо глубокой памяти и могла тогда сохраниться…» [3]

Рос мальчик (он был третьим сыном после старших братьев Юлия и Евгения) в усадьбе среди среднерусской природы в Елецком уезде Орловской губернии. Потом учился в гимназии, в городе, живя у чужих людей. Мальчик любил много гулять по городским улицам, наблюдать – у него был дар интересно рассказывать и изображать в лицах увиденное.

Стоит отметить, что любовь к родному краю Бунин пронес через всю свою жизнь. Судьба распорядилась так, что он вынужден был покинуть Россию и эмигрировать в Париж. Однако до самой смерти Бунин с нежностью и волнением вспоминал величественные русские леса с деревьями-исполинами, которые ассоциировались с родиной, домом и самым счастливым периодом жизни.

Мы выяснили, что Октябрьскую революцию Бунин не принял и в мае 1918 года уехал из Москвы в Одессу. 26 января 1920 года Бунин вместе с женой отбыл из Одессы в Константинополь. Начались долгие 33 года эмиграции. Вдали от родных мест. Но притягательная сила родины была такова, что и десятилетия спустя он неизбывно все помнил.

«Тысячи верст отделяют великий город, где мне суждено писать эти строки, от тех русских полей, где я родился, рос…Но стоит мне хоть немного напрячь мысль, как время и пространство начинают таять, сокращаться… Нет слов передать всю боль и радость этих минут, всю печаль и нежность их!» – напишет И.

Бунин в «Книге моей жизни» [9]

2.2 История создания, особенности жанра произведения И.А. Бунина «Листопад»

Поэзия Бунина полна внутреннего достоинства и уважения к собеседнику. Редкая сжатость и простота, а порой и монументальность. Монументален и его «Листопад».

Бунин написал его летом 1900 года (ему было 30 лет). Гостил он в ту пору в доме брата — в деревне Огневке Тульской губернии.

В августе «Листопад» был завершён, а в октябре напечатан в петербургском журнале «Жизнь» – с подзаголовком «Осенняя поэма» и посвящением М. Горькому. Свою книгу стихов 1901 года Бунин открыл этим произведением и назвал «Листопад».

Получилась она глубокой, свежей. Вместе с переводом «Песни о Гайавате» сборник «Листопад» был удостоен Пушкинской премии 1903 года.

Первый вопрос, с которым мы начали разбираться, это жанр произведения.

Сам автор называет его «поэмой», но все исследователи в своих работах обозначают его как стихотворение. Что же такое поэма? Вот что мы прочитали в «Словаре литературоведческих терминов» С.П. Белокурова:

«Поэма – (от греч. poiema – творение) – лиро-эпический жанр: крупное или среднее по объему стихотворное произведение (стихотворная повесть, роман в стихах), основными чертами которого являются наличие сюжета (как в эпосе) и образа лирического героя (как в лирике)» [8]

Мы отметили, что не случайно автор определил жанр, как поэму. «Листопад» отличается масштабностью изображения, в ней есть сюжет, и идея поэмы раскрывается через призму ощущений и переживаний лирического героя.

В поэме есть главное действующее лицо – это Осень. Этот образ является собирательным понятием. С одной стороны, это время года. Но с другой, осень предстает самостоятельным существом.

Это хозяйка леса, «тихая вдова». Хозяйка леса немолода, печальна, умеет владеть собой и скрывать свои чувства. Через очеловеченный образ художник приоткрывает читателю внутреннюю жизнь природы.

Ее мир наполнен радостью, болью и страданием.

При поверхностном прочтении произведение воспринимается как один цельный осенний пейзаж, однако можно проследить, как меняется настроение лирического героя от первых до последних строк.

Но в современных изданиях у этого произведения нет подзаголовка «Осенняя поэма», на всех ссылках в Интернете тоже нет авторского указания на жанр, поэтому-то мы привыкли относиться к этому произведению, включенному сейчас в учебники по литературе и обязательному заучиванию отрывка наизусть, как к стихотворению.

По жанру современные исследователи относят его к дескриптивным (discripto – лат. «описание»), или описательным произведениям. Автор «Поэтического словаря»(1966г) назвал его «чисто дескриптивным» стихотворением [7]. Но это стало предметом спора литературоведов. По определению А.

Квятковского, discripto – это стилистический прием, который, задерживая развитие сюжета, является боковым приемом развития повествования в целом. Но листопад, течение русской осени Бунина не боковой приём развития повествования, а само повествование. Никакого иного сюжета в поэме нет.

Нам кажется, что уместнее всего в своей работе пользоваться термином, который оставил сам автор, определяя жанр «Листопада», а именно – поэма.

Анализ поэмы «Листопад»

Строчкой про лес, уподобленный сказочному терему, начинается «Листопад» – одно из удивительных чудес русской лирики. Но при внимательном прочтении этого произведения мы понимаем, что поэт не описывает именно листопад как явление природы, нет ни одного описания падающих листьев, здесь он показывает нам скоротечное состояние затишья именно перед началом листопада.

Первые строки сразу же переносят нас в красивую сказку. Бунин уподоблял лес терему: любовь к природе перемешивалась в этом образе с интересом к национальным истокам, с любовью к родине. Он не любил всякой подделки под старинный лад – поэт делал это со вкусом и сдержанностью.

В первом четверостишье автор создаёт яркий образ осеннего леса-терема, используя сравнения и эпитеты: «лес, точно терем расписной… весёлой, пёстрою стеной стоит», «стоит…, заворожённый тишиной».

Кажется, лес в пору золотой осени должен вызывать лишь восхищение буйством красок, а их немало. Здесь присутствует лиловый т.е. светлый оттенок фиолетового, образованный благодаря сочетанию страстного красного и благородного синего. Золотой, т.е.

желтый, изумительно сочетается с багряным (насыщенно красным). Из 14 слов в этом четверостишье половина – эпитеты.

Следующие 10 строк продолжают ослепительную картину сказочного леса. Для завершения этого образа автор сравнивает просветы в листве с оконцами, елочки – с вышками у терема, а пустую поляну – с широким двором.

Лирический герой словно становится свидетелем некоего таинства – осенней сказки, создаваемой сказочной лексикой: «терем расписной», «оконца», «терем», «вышки». Добавляются цвета: берёзы «жёлтою резьбой блестят в лазури голубой», «синеют… просветы в небо», синяя вышина.

Ощущается запах дуба и сосны… Всё такое же восприятие картины осеннего леса – бодрое и светлое.

Появляется главная героиня, хозяйка – Осень – «тихая вдова». Но эта печаль – светлая, ещё яркая, красивая, как золотая осень, как сказка…

С образом Осени в стихотворении возникает мотив смерти, который усиливается словами «последний мотылёк», «замирает», «мёртвое молчание», «тишина». Даже «светлая поляна» с приходом Осени становится «пустой поляной». Единственный одушевлённый персонаж произведения – играющий мотылёк, однако и он – последний, погибает в паутине.

В создании звуковых образов тишины и шуршащего листка на фонетическом уровне помогает аллитерация – повторение шипящих звуков [ш] и [с] в последних двух строфах («Что можно в этой тишине/ расслышать листика шуршанье»)

Повтором первых двух строчек следующая строфа вновь возвращает нас к поэтическому образу леса-терема, но акцент делается не на яркой красоте леса, а на объявшей всю природу тишине.

И вот нам кажется, что уже скоро листва облетит, польют дожди, все в природе изменится. В этой строфе в плане лексики внимание останавливается на слове «подсед».

Так в биологии называют нижний слой растений на лугах.

Следующие 16 строчек начинаются с восклицательного предложения («Последние мгновенья счастья!»), но сразу же мы видим антитезу – «счастье – ненастье».

Ночь сменила день, и все чаще прослеживаются мотивы смерти: «помертвелая чаща», «все холодно и бело».

Этот мотив продолжается в следующей строфе: «…бледностью пугая, и месяц медленно встает», «Лес…будто смерть себе пророчит», «Листьев сырость гнилая»). Ночь сравнивает поэт с мертвым сном.

«Многие стихи Бунина развивают тему неизбежности смерти. Поэт принадлежит к людям, которые, по его словам, «с младенчества имеют обостренное чувство смерти («чаще всего в силу столь же обострённого чувства жизни»).

Уже в детстве ему представлялось, что смерть « порой находит на мир истинно как туча на солнце, вдруг обесценивая все наши «дела и вещи»… всё покрывая печалью и скукой».

Точно так тень этой печали находит на лирику Бунина» [11]

Человечность бунинских решений «вечной» темы смерти в том, что никогда не покидает поэта чувство меры и такта, а горесть не превращается в беду…

Иван Алексеевич Бунин рисует картину безмолвного оцепенения ночного леса, который готовится к скорому умиранию.

В «Листопаде» пронзителен мотив одиночества, вдовства и связанного с одиночеством отъезда, странствия. «Мотив одиночества в лирике Бунина уходит корнями в ощущение детства, проведенного в глуши, в степи. (Одна из его метафор: «жизнь, как степь, пуста и велика»).

В молодые годы поэт испытывал крайнюю стесненность в средствах, бедность, бездомность; он стал свидетелем полного упадка своего дворянского гнезда». Гимназию не окончил – нечем было платить за учение. В одном из ранних стихотворений изобразил поэта бедняком, задавленным нуждой.

Сообщал в письме брату: «Дома? Бедность. Грязь, холод, страшное одиночество…» [11]

Одушевленной Осени, хозяйки леса, становится жутко «в пустынной тишине ночной». Может, и пожила бы наша хозяйка-Осень и подольше в лесу, но «не жди: наутро не проглянет на небе солнце».

Даже в охоте под звуки туриного рога нет утешения, хотя и хороша охота.

Сквозь шум деревьев, за долиной,

Теряясь в глубине лесов,

Угрюмо воет рог туриный,

Скликая на добычу псов,

Источник: https://school-science.ru/5/10/35261

Ссылка на основную публикацию