Природа в стихах а. с. пушкина: анализ стихотворения “зимнее утро”

Сочинения на Getsoch.ru

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро»

1) Дата написания и публикация.

        Стихотворение «Зимнее утро» было написано А.С. Пушкиным 3 ноября 1829 года во время ссылки в селе Михайловском. Тогда жизнь поэта была наполнена одиночеством, скукой и печалью. Однако именно в эти годы Александра Сергеевича настигло вдохновение. 

2) Художественный метод. 

       Это произведение принадлежит к литературному течению романтизм. 

3) Выбор жанра традиции. 

       Данное стихотворение можно отнести к жанру пейзажная лирика. 

4) Основная тема. 

       Ведущей темой является непосредственно тема зимнего утра, тема красоты русской природы зимой. 

5) Смысл названия. 

       Заглавие стихотворения звучит очень поэтично. Только вслушайтесь, «Зимнее утро»! Перед глазами сразу встает природа в белом зимнем убранстве. Таким образом, название выражает содержание произведения в целом. 

6) Лирический сюжет и его движение. 

       Сюжет лирического произведения ослабленный. В основе стихотворения лежит созерцание природы, ставшее импульсом к лирическому переживанию. 

7) Композиция. Наличие обрамления. Основные структурные части. 

       На протяжении всей сюжетной линии преобладает линейная композиция. Стихотворение состоит из пяти шестистиший (секстин). В первой строфе автор явно восхищается морозной русской зимой, предлагает спутнице прогуляться в столь прекрасный, солнечный день:

                      «Мороз и солнце; день чудесный! 

                      Еще ты дремлешь, друг прелестный — 

                      Пора, красавица, проснись: 

                     Открой сомкнуты негой взоры 

                     Навстречу северной Авроры,

                     Звездою севера явись!» 

       Настроение второй строфы противоположно предшествующему настроению. Это часть стихотворение построена при помощи приема антитезы, то есть противопоставления. А.С. Пушкин обращается к прошлому, вспоминает, что ещё вчера природа буйствовала и негодовала: 

                     «Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, 

                     На мутном небе мгла носилась; 

                     Луна, как бледное пятно, 

                     Сквозь тучи мрачные желтела, 

                     И ты печальная сидела…» 

       А сейчас? Всё совсем иначе. Это совершенно точно подтверждают следующие строки стихотворения: 

                     «Под голубыми небесами 

                     Великолепными коврами, 

                     Блестя на солнце, снег лежит…»; 

                     «Вся комната янтарным блеском 

                     Озарена…». 

       Несомненно, здесь присутствуют нотки контраста, которые придают произведению некую изысканность: 

                     «Приятно думать у лежанки. 

                     Но знаешь: не велеть ли в санки 

                     Кобылку бурую запречь?» 

8) Основные настроения. Тональность стихотворения. 

       Читая данное произведение, сердце и душа наполняются положительными эмоциями. Радость, веселье и бодрость наполняют стихотворение. Каждый из вас, наверное, ощущает свежесть, которой проникнуты эти строки. 

9) Ритм, размер. 

       Стихотворение написано четырехстопным ямбом.

10) Рифмовка, характер рифмы. 

       Рифмовка смешанная; характер рифмы: точная; первые две строки – женская, третья – мужская, четвертая и пятая – женская, шестая – мужская. 

11) Лексика. Языковые средства выразительности. 

       Положительно окрашенные эпитеты: «друг прелестный», «день чудесный», «великолепными коврами», «прозрачный лес», «веселым треском», «янтарным блеском», «милый друг», «милый берег». 

       Отрицательно окрашенные эпитеты: «мутном небе», «тучи мрачные», «ты печальная сидела», «поля пустые». 

       Таким образом, положительно окрашенные эпитеты призваны формировать в душе читателя радостное настроение. 

       Метафора: «луна желтела». 

       Олицетворение: «вьюга злилась», «мгла носилась». 

       Сравнение: «Луна, как бледное пятно». 

12) Поэтический синтаксис.

        Анафора: 

                      «И ель сквозь иней зеленеет, 

                      И речка подо льдом блестит». 

        Риторическое восклицание: «Мороз и солнце; день чудесный!» 

       Риторическое обращение: «друг милый», «друг прелестный», «красавица». 

13) Звукопись. Фонетическая окраска стиха. 

       Аллитерация: в первой строфе неоднократно повторяется согласный звук «с» (звуки зимнего утра); во второй строфе повторяется согласный звук «л» (это придает ощущение холода, мороза). 

14) Идея стихотворения, выявленная в процессе анализа.  

       Таким образом, А.С. Пушкин стремился в своем стихотворении «Зимнее утро» показать красоту русской зимы, её величие и силу, которые порождают радостное настроение в душе читателя.

Источник: http://getsoch.ru/biblioteka/analiz-stihov/70-analiz-stikhotvoreniya-a-s-pushkina-zimnee-utro.html

Анализ стихотворения Пушкина «Зимнее утро»

А.С. Пушкин – русский поэт, человек редкого дарования, благородных убеждений.

Какие чудные картины создавал он своей мощной кистью, сколько задушевности и теплоты разлито в его поэтических описаниях.

Но не только сам поэт умел наслаждаться прекрасным, не только выражал свой восторг, он умел при этом передавать своё восхищение другим. Стихи Пушкина отличает глубокое философское видение мира.

Лирическое произведение «Зимнее утро» удивляет своей оригинальностью, художественностью. Картина морозного утра ярка и эффектна. Какова же история создания стихотворения «Зимнее утро»? Оно было написано А.С.Пушкиным в 1829 году. Этот год складывался для поэта непросто. Шеф жандармов Александр Бенкендорф всё время беззастенчиво напоминал ему о поднадзорности.

Были переживания и по поводу понимания его творчества. Поэма Пушкина «Полтава», опубликованная в 1829 году, была принята не всеми читателями. Это не могло не сказаться на настроении Александра Сергеевича. Проблема заключалась в том, что Пушкин, выразитель национального и универсального духа, «перерос интересы и вкусы своих читателей».

Поэт становился более зрелым, чувства менялись, произведения, песни его уже не те. А читатели требовали знакомого и привычного. Отдохнуть от тревожных мыслей, вдохновенно работать, забыть на время столичную суету получалось у поэта в обществе старых друзей. 3 ноября 1829 года, находясь в селе Павловском Старицкого уезда Тверской губернии (владения Петра Ивановича Вульфа), А.С.

Пушкин пишет ставшее впоследствии знаменитым произведение «Зимнее утро».

Основная тема стихотворения «Зимнее утро» – человек и природа, взаимосвязь человеческой души с миром природы. Достоверные и красочные образы солнечного зимнего утра соединены в поэтической работе с любовными мотивами.

Характерной особенностью стихотворения «Зимнее утро» является то, что за простотой, доступностью слога скрывается глубокий философский и общечеловеческий смысл.

Природа мыслится как самостоятельная эстетическая ценность, её состояние оказывает влияние на эмоциональный настрой лирического героя.

Поэту удалось достичь своей цели: показать типичный характер русской природы, с которой разумный человек живет в мире и согласии. Поэт ценит человека и природу в гармоническом единстве.

Композиционно стихотворение «Зимнее утро» состоит из пяти строф. В каждой строфе шесть строк.

В первом шестистишии налицо яркая панорама зимнего пейзажа, типичные красоты среднерусской полосы. Лирический герой обращается к красавице, которая ещё не знает о прелести зимнего утра. Он очарован картиной утренней зари и спешит поделиться с красавицей своими впечатлениями.

Далее развитие сюжета потребовало раздвижения временных границ, лирический герой напоминает прелестной особе о вчерашних проказах погоды. Всё было не радужно, печально и уныло: «вьюга злилась», «на мутном небе мгла носилась». Эта напряженность в природе сказалась на настроении красавицы: «И ты печальная сидела…». Человеческое сердце бьется в унисон природе.

Преобладающее настроение третьей строфы – радостное, почти праздничное. Детали пейзажа выразительны, оригинальны. Сколько радостного упоения и прославления природы, жизни в строках поэта. Красочные описания природы в стихотворении – это не фон; пейзаж играет важную роль в раскрытии внутреннего мира лирического героя.

Но вот картины природы на время уступают место картине деревенского быта. Комната, трещит печь своим весёлым треском — привычная и в то же время чудная деревенская зарисовка.

В черновике поэта последний стих четвертой строфы выглядел так: «Коня черкасского запречь».

Но окончательное стихотворное решение стало иным — «Кобылку бурую запречь», — что указывает на стремление Пушкина к реалистическому стилю.

Пятая строфа — самая динамичная. В ней появляются мотивы дороги, бега. Лирический герой приглашает свою красавицу навестить места знакомые, милые. В последней строфе появляется новый персонаж – «нетерпеливый конь». Конь – символ движения, стремления вперёд. В энергичном движении слиться с природой, насладится и восхититься ею – это ли не чудные реалии жизни?

Одним из средств речевой выразительности стихотворения «Зимнее утро» является антитеза. Антитеза – сопоставление контрастных или противоположных образов. Начальная строка стихотворения — «Мороз и солнце…» — первая наблюдаемая антитеза.

«Мороз» (холод, беспристрастие, обездвиженность) и «солнце» (пробуждение, тепло, развитие). Образы героев стихотворения «Зимнее утро» также контрастны. Лирический герой активен, полон сил и жизни, а красавица дремлет, она находится во власти сна, забытья, апатии.

Во второй и третьей строфах автор вновь прибегает к антитезе, показывает на контрасте картину ушедшего ненастного вечера и нового чудесного утра.

«Мутное небо» и «голубые небеса», «вечор» и «день чудесный», великолепные ковры снега и чернеющий лес – всё это антитезы, умело расставленные автором.

Проводя анализ стихотворения «Зимнее утро», можно заметить, что в произведении сочетаются такие восхитительные выражения как «сомкнуты негой взоры», «северная Аврора» с определенно прозаическими — «трещит затопленная печь», «кобылку бурую запречь». При этом не страдает единство художественного впечатления от стихов, напротив, благодаря этому рождается особая прелесть и выразительность стихотворения.

Средства художественной выразительности стихотворения «Зимнее утро» следующие:

— эпитеты (образные определения) — «друг прелестный», «день чудесный», «мутном небе», «прозрачный лес», «поля пустые», «янтарным блеском», «нетерпеливого коня», «милый друг»,

— метафоры — «вьюга злилась», «мгла носилась», «великолепными коврами снег лежит», «веселый треск»

— сравнения — «луна, как бледное пятно».

Стихотворный размер – четырехстопный ямб.

В шестистрочных строфах стихотворения автор применил особую схему рифмовки: первая строка рифмуется со второй, третья с шестой, а четвертая с пятой. Схема рифмовки выглядит следующим образом: аабввб. В этом стихотворении преобладающей является женская рифма. Это строки первая, вторая, четвертая, пятая. Третья и шестая строки – мужская рифма.

Стихотворение «Зимнее утро» мне понравилось звучностью и гармоничностью слога, богатством впечатлений, умением схватывать характерные детали. Лирический герой искренен, полон жизненных сил, он с радостью приветствует рождение нового дня и призывает к тому же свою любимую.

В этом стихотворении ощущаются движение, динамика, изменения, причём касаются они и природы, и человека. Стихотворение «Зимнее утро» побудительного плана.

Так и хочется, следуя призывам лирического героя, запрячь в санки бурую кобылку, и, предавшись бегу нетерпеливого коня, навестить пустые поля, ещё недавно густые леса и берег. Пушкин зорко вглядывался во внешний мир и показывал его таким, каким он предстаёт в данный момент.

Стихотворение «Зимнее утро» написано «живыми» красками — чувствуешь и видишь этот «мороз и солнце; день чудесный», этот снег, блестящий на солнце, чернеющий лес, речку, блестящую подо льдом.

Источник: http://DetskiyChas.ru/school/pushkin/analiz_zimnee_utro_pushkin/

А.С. Пушкин «Зимнее утро». Выражение любви к родной природе в стихотворении. Роль антитезы в композиции произведения

Урок № Дата:

Тема урока: А.С. Пушкин «Зимнее утро». Выражение любви к родной природе в стихотворении. Роль антитезы в композиции произведения.

Цели урока: – познакомить учащихся со стихотворением А.С.Пушкина «Зимнее утро»;

– отработать первоначальные навыки анализа с целью выявления языковых и выразительных средств, помогающих автору передать радостное восприятие жизни, мотивы единства красоты человека и красоты природы; дать понятие антитеза, аллитерация;

Читайте также:  Урок-схема оригами кораблик из бумаги

– работать над выразительным чтением стихотворения;

– воспитывать любовь к родной природе.

Оборудование:

– портрет А.С.Пушкина;

– учебник;

– иллюстрации стихотворения;

– индивидуальные карточки-наблюдения;

– пьеса Чайковского «Январь» из альбома «Времена года»

Ход урока:

Ι. Организационный момент.

ΙΙ. Подготовка к восприятию нового материала.

«Фантастическая добавка»

-Представьте, что мы с вами находимся не в классе, а в небольшом деревянном домике в лесу. Закройте глаза и окунитесь в атмосферу зимнего леса вечером, утром.

(звучит пьеса Чайковского «Январь» из альбома «Времена года»).

– Что вы представили?

Высказывания  детей
Печь в домике, тепло. Окна все «изресованы» морозными узорами. Слышен ветер, шум качающихся деревьев…

Приближается красавица-зима.

– Что вам кажется радостным, а что печальным в зимней природе?

– Какие краски преобладают в зимнем пейзаже? ( Пейзаж – изображение природы.)

( яркость и чистота зимних красок)

– Чем красива зима?

– Давайте вспомним стихотворения гениального поэта А.С.Пушкина о зимней природе.

(«Зимняя дорога», «Зимний вечер», «Зима! Крестьянин торжествуя, на дровнях обновляет путь» )

Самые обыкновенные картины природы превращались под пером поэта в прекрасные образы.

Поэт, рисуя картины природы, одновременно выражает и свои чувства, и свои мысли, настроение, вызванное этой картиной.

Например, в стихотворении «Зимняя дорога» выражена печаль, грусть путника, вызванная утомительной и однообразной зимней дорогой.

В стихотворении «Зима! Крестьянин, торжествуя…» отражено радостное чувство русского человека- крестьянина и настроение самого поэта.

ΙΙΙ. Объявление темы и цели урока.

Запись темы в тетрадь.

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся еще с одним стихотворением А.С.Пушкина «Зимнее утро» и научимся выразительно его рассказывать.

ΙV. Работа над темой урока.

Анализ стихотворения.

1. История создания стихотворения.

Это стихотворение одно из самых ярких и выразительных произведений о зиме. Оно представляет собой блестящую зарисовку чувств и мыслей поэта, вызванных красотой и прелестью зимнего утра в деревне.

Мы ощущаем доброе, жизнерадостное настроение человека, которому по- настоящему хорошо. Стихотворение было написано Пушкиным очень быстро, в течение одного дня ( 3 ноября 1829 года ) в селе Павловском Старицкого уезда Тверской губернии, в имении П.И.Вульфа.

В Тверскую губернию к своим знакомым, семейству Вульфов, Пушкин заехал на обратном пути с Кавказа.

Стихотворение предстает глубоко личным и автобиографическим. И в Тригорском и в имениях, расположенных в Старицком уезде, в обществе Осиповой и Вульфов поэт был на подъеме творческих сил и помногу писал.

А теперь представьте себе, что вы проснулись зимним утром и увидели, что вся комната залита ослепительным солнечным светом. Вы подбегаете к окну… Попробуйте рассказать, что вы там видите. Как выглядят снег, соседние дома, что видно вдали? Расскажите и о том, какое настроение вызвала у вас эта картина.

А вот как передал свое чувство А.С.Пушкин.

Фонохрестоматия .Актерское чтение. Пушкин «Зимнее утро».

(сопровождается презентацией)

Беседа с учащимися.

– Каким настроением проникнуто стихотворение?

( бодрым, радостным, веселым )

– Что именно радует поэта?

– Какие картины нарисовал Пушкин в этом стихотворении?

( яркое зимнее утро; вьюжный ветер или злая вьюга )

Откройте учебник на стр. 55.

Чтение литературной статьи.

Ребята, дома вы учили это стихотворение. Сейчас расскажите его своему соседу по парте, а затем поднимите руку те, кто рекомендует прочтение стихотворения вашим соседом перед всем классом.

Но прежде давайте напомнить, на что надо обращать внимание при выразительном чтении стихотворений.

(Правильность, точность, эмоциональность, не спешить, называть автора и название стихотворения….)

– Какие слова в стихотворении вам непонятны?

Словарная работа

При чтении этого стихотворения нам встретились незнакомые слова и выражения:

– «открой сомкнуты негой взоры» – открой глаза

Сомкнуты – форма краткого причастия, вышедшая из употребления в современном литературном языке.

Взор – взгляд, но в тексте – глаза ( устар. )

Нега – наслаждение ( устар. )

Вечор – вчера вечером ( устар. )

Аврора – богиня утренней зари в древнеримской мифологии ( « предрассветный ветерок» в переводе с латинского )

Нынче – сейчас ( устар. )

Озарена – освещена ( устар. )

Велеть – приказать ( устар. )

Запречь – запрячь, запрягать ( диал. )

Предадимся – отдадимся ( устар. )

Звезда севера – самая яркая звезда

Янтарный блеск – блеск, напоминающий цвет янтаря, прозрачно-желтый

Стихотворение чем-то похоже на музыкальное произведение ? Чем?

(Имеет определённый ритм, рифму)

Послушайте романс на стихотворение Пушкина «Зимнее утро»

Какое впечатление произвел на вас романс?

Рома́нс—небольшое музыкальное сочинение для голоса в сопровождении инструмента, написанное на стихи лирического содержания.

Слово учителя.

Прежде чем начать подробный разговор об этом стихотворении, скажите мне, как вы поняли, где находится герой стихотворения?

( В сельском доме зимой, рядом с ним его подруга.)

Анализировать стихотворение мы будем по строфам.

Запись в тетрадь.

Строфа – сочетание стихов, образующее единство.

-Предлагаю поразмышлять над прочитанным.

Объединитесь в группы и выберите себе любой конверт с заданиями. (приём «Четыре конверта»).

Повторное прослушивание отдельных строф, беседа и комментарий учителя.

1) Чтение 1-ой строфы учащимися.

– Какая картина предстает перед нами?

(яркое зимнее утро)

– С помощью каких выразительных средств поэт добивается этого настроения?

(эпитеты – «чудесный, прелестный»;

обращение – «красавица»;

повелительная интонация – «проснись», «открой», «звездою севера явись»)

– К кому обращается поэт?

(к возлюбленной)

– Как называет любимую?

(друг прелестный, красавица)

– С чем сравнивает свою возлюбленную?

(с «звездою севера», самой яркой звездой)

– Какой прием использует поэт в первой строфе произведения?

( Подскажу, что стихотворение начинается антитезой: мороз-холод, солнце-тепло.)

Запись в тетрадь.

Антитеза – противопоставление слов, образов, эпизодов, картин для передачи мысли и чувства, усиления выразительности речи.

Вывод. Яркое зимнее утро. В морозный солнечный день, по-видимому, выглянув в окно, лирический герой увидел, как прекрасен мир, и им овладели радость и бодрость. Ему захотелось поделиться своими чувствами с близким человеком.

Поэтому в обращении к другу столько нежности: «друг прелестный», «красавица».

2) Чтение 2-ой строфы учащимися.

– Что описывает поэт?

( воспоминание о вчерашней непогоде )

– Какое настроение присутствует в этой строфе?

( подавленное душевное настроение, тревога )

– «Вчерашнюю непогоду» Пушкин изображает в образе злой вьюги. Почему Пушкин говорит «вьюга злилась» ?

( ветер сильный, снег в лицо бьет, ветер воет как живой, мгла носилась )

– Как, по-вашему, темно или светло было на улице?

( темно, небо было мутным, луна не сияла, не освещала землю, а «желтела», «как бледное пятно» )

– Лексика 1-ой строфы противопоставляется лексике 2-ой строфы. Снова Пушкин использует антитезу.

С какой целью использует контрастное состояние природы?

( великолепие зимнего утра ощущается еще сильнее по контрасту со вчерашней бурей )

– Случайно ли противопоставление вечера утру?

– Какие языковые средства использует поэт?

( эпитеты – мрачные тучи, мутное небо;

сравнение – луна, как бледное пятно;

олицетворение – вьюга злилась, мгла носилась )

– Как состояние природы влияет на настроение героев?

( Они связаны. Природа пасмурна и «печальная сидела» )

Вывод. Вторая строфа читается иначе, чем первая: исчезают бодрые, жизнерадостные ноты, закрадывается тревога.

Вся вторая строфа как бы лирическое отступление, которое введено для того, чтобы читатель глубже почувствовал всю прелесть и очарование зимнего утра.

3) Чтение 3-ей строфы учащимися.

Описание зимнего пейзажа.

– Что описывает автор?

( небо, снег, лес…)

– Какую картину видит поэт?

( картину солнечного утра )

– Какое настроение у лирического героя?

( ощущение радости и спокойствия )

– Какие краски использует поэт, чтобы описать утро?

( «под голубыми небесами», «блестя на солнце», «прозрачный лес один чернеет», «ель сквозь иней зеленеет», «речка подо льдом блестит»;

Чистые, прозрачные краски: голубой, зеленый, серебристый. )

– С чем сравнивает снег? Почему?

( Поэт сравнивает снег с великолепными коврами, потому что хочет сказать, что снег покрывает землю, как будто ровное полотно, и сверкает под солнцем искрами, как сказочный ковер. В этом сравнении выражено чувство восхищения красотой природы. )

– Найдите в строфе повтор.

( И ель… И речка…)

Такой изобразительный прием, заключающийся в повторении одних и тех же звуков, слов в начале нескольких стихотворных строк, называется анафорой. ( Запись в тетрадь )

– Найдите в 3-й, 4-й строфах однокоренные слова.

( блестя, блестит, блеском )

С какой целью автор их использует?

( передать ощущение нарядности, праздности природы )

Вывод. И снова с помощью антитезы поэт воспоминаниями о вчерашней вьюге подчеркивает радость и торжество солнечного утра. «Вот такое прекрасное было утро!» – говорит нам поэт. Ведь главное не в том, что выпал снег, а в том, что мир прекрасен, преобразился, блестящ и великолепен.

  1. Чтение 4-ой строфы учащимися.

– Итак, автор от любования красотой природы переходит к описанию интерьера ( внутреннего пространства здания, помещения ), к передаче ощущения мира и покоя домашнего очага.

– Что передают звуки второй и третьей строчек строфы? Какие согласные звуки, повторяясь, помогают передать треск дров в печи?

( «веселым треском трещит затопленная печь»: это достигается повторением звуков тр, т, ч. )

Такой прием звукописи называют аллитерацией.

Запись в тетрадь.

Аллитерация – прием звукописи, заключающийся в повторении одинаковых или близких по звучанию согласных звуков.

– Было ли у вас такое чувство: на улице мороз, а дома тепло, хорошо; с одной стороны, не хочется двигаться с места, и в то же время солнце манит на улицу.

– Что происходит с героем в этой строфе?

( Великолепные картины природы передают свое настроение герою, он хочет отправиться на прогулку в санях.

Чувство радости поэта растет и требует движения, хочется навестить милые сердцу места)

– Кого приглашает в путь лирический герой?

( Он приглашает в путь своего «милого друга». Идет обыкновенный бытовой разговор, и в речь входит простая разговорная лексика: «санки», «кобылка», «запречь». Эти простые фразы переносят нас в русскую деревню, занесенную снегом. )

  1. Чтение 5-ой строфы учащимися.

– Какое настроение этой строфы?

( Раздумье, легкая грусть. )

– С чем это связано?

( По-видимому, какие-то воспоминания связаны у героя с этими местами, которые предстоит навестить. )

– Найдите глаголы в последней строфе. Передают ли они ощущение движения?

( Скользя, предадимся, навестим. )

– Если бы надо было передать последнюю строфу прозой, как бы вы «перевели» глаголы?

( «предадимся бегу» – давай поедем )

Вывод. Поэт использует дружеское пожелание. И он и она должны испытать чудесную силу воздействия красоты, почувствовать себя частью природы. И не случайно здесь берег «милый».

Поэт открывает нам, что простыми словами можно передать и радость, и восхищение одновременно.

  1. Лексические, синтаксические особенности стихотворения.

– От чьего лица ведется повествование? ( От первого, обращение к собеседнику )

– С какой целью поэт выбирает форму диалога?

( Передача интонаций непринужденного разговора )

– Каким предстает перед нами автор стихотворения?

( Добрый, простой, близкий народу – диалектные слова, короткие предложения, обращение, общий тон. )

– Каким стихотворным размером написано стихотворение?

( ямбом )

Чтение статьи учебника. ( стр. 58 )

Запись в тетрадь.

Ямб – стихотворный размерр с сильными местами на четных слогах стиха. То есть: первый слог в строке безударный, второй ударный, третий безударный, четвертый ударный, и так далее.

– Почему именно этот размер использует поэт?

( Быстрый, выразительный, живописный.)

VΙ. Подведение итогов урока.

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

– Какой для вас была встреча с зимой? С каким настроением уходите с урока? Что запомнилось больше всего?

Читайте также:  Эссе на тему: "искусство в жизни человека"

Произнесите потихоньку слово «зима», вслушайтесь в него и закончите фразу: «Зима – это…».

1. Слово учителя.

•Что изображает А.С. Пушкин в стихотворении «Зимнее утро»?

(Картину природы, пейзаж, а через него — свое настроение, свои чувства, переживания.)

А.С. Пушкин наполнил содержание пейзажной лирики размышлениями об очень сложных вопросах человеческой жизни, человеческого бытия: о том, в каких отношениях находятся человек и природа, как соотносятся явления природы и движения души человека, есть ли в природе разумное, божественное начало или она стихийна и бессмысленна.

Таково и стихотворение «Зимнее утро». В нем поэт показал связь внутреннего состояния человека с меняющейся природой.

Зима не усыпляет человека, а призывает к действию, бодрит. Разбушевавшаяся стихия (вьюга злилась, мгла носилась) стремится к гармонии и восстанавливает ее (третья строфа).

Пушкин подчёркивает таинственное единство человека и природы: движение, красота природы пробудили лирического героя к жизни, к творчеству, к радости воспоминаний.

При чтении возникает чувство радости, потому что поэт сумел передать красоту родной природы, свое желание не просто созерцать эту картину, а в движении слиться с природой. Пушкин пишет о движении. Он словно призывает не только возлюбленную, но и самого читателя к действию: « пора», « проснись»,

« открой глаза», « предадимся бегу», « навестим» поля, леса и берег. Поэт открывает нам, что простыми словами можно передать и радость, и красоту природы, и движение, и восхищение одновременно.

VΙΙ. Домашнее задание:

читать и пересказывать стр. 146-149

Словарик терминов

Эпитет – художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему.

Сравнение – изображение одного предмета путем сравнения его с другим.

Олицетворение – изображение неживых предметов в виде живых существ.

Строфа – сочетание стихов, образующее единство.

Анафора – изобразительный прием, заключающийся в повторении одних и тех же звуков, слов в начале нескольких стихотворных строк.

Аллитерация – прием звукописи, заключающийся в повторении одинаковых или близких по звучанию согласных звуков.

Антитеза – противопоставление слов, образов, эпизодов, картин для передачи мысли и чувства, усиления выразительности речи.

Рифма — созвучие окончаний стихотворных строк.

Ритм — повторение каких-либо однозначных явлений через равные промежутки времени.

Источник: https://compedu.ru/publication/a-s-pushkin-zimnee-utro-vyrazhenie-liubvi-k-rodnoi-prirode-v-stikhotvorenii-rol.html

Анализ стихотворения А.С. Пушкина “Зимнее утро” (“Мороз и солнце, день чудесный”)

3 ноября 1829 года из-под пера мастера вышло стихотворение, которые позже получит название «Зимнее утро». Оно стало своеобразной визитной карточкой пейзажной лирики поэта и получило немало положительных откликов от читателей и литературных критиков.

История создания касается периода, когда Александр Сергеевич Пушкин находился в Михайловском по причине ссылки за свою творчество и гражданскую деятельность. Несмотря на то, что год написания выдался для автора тревожным и депрессивным, он смог отыскать долю вдохновения, что подтолкнуло на создание многих всемирно известных поэтических строк.

Краткий анализ стихотворения поможет ближе познакомиться с творчеством великого русского поэта, отыскав основные особенности идейной наполненности и стихосложения представленного текста.

Произведение написано в стиле классического русского романтизма, что было характерным для творчества Александра Сергеевича. Размер для стиха автор тоже выбрал привычный – четырехстопный ямб.

Это позволяет сделать текст мелодичным и легким для чтения. Усиливается такой эффект с помощью смешанной рифмовки. Женская рифма (первая и вторая, четвертая и пятая строки) разбавляется мужской (третья и шестая строчки).

Одно предложение плавно перетекает в другое, создавая гибкую текстовую канву.

Ведущая тема раскрывается Пушкиным сразу в первом же предложении: «Мороз и солнце; день чудесный!».

Красота природы выносится на передний план, а зимнее утро становится символическим лейтмотивом, который пронизывает все пять строф стихотворения.

Таким образом раскрывается взаимосвязь между человеком и окружающим его миром. Идея душевной близости с природой была актуальна для писателя на протяжении всего творческого пути.

Анализируя поэтику произведения важно обратить внимание на выразительные средства.

Прослеживается огромное количество эпитетов как положительной («друг прелестный», «великолепными коврами», «прозрачный лес»), так и отрицательной («тучи мрачные», «поля пустые») окраски.

Положительные тропы в тексте встречаются чаще, что позволяет наполнить произведение дополнительным оптимизмом и радостными эмоциями.

Жанр пейзажной лирики характеризуется тем, что в стихах природные явления оживают и уподобляются человеку. Для этого А.С.Пушкин использует олицетворения («вьюга злилась», «на мутном небе мгла носилась») и метафорические обороты («луна желтела», «лес чернеет», «комната блеском озарена»). Сравнения («луна, как бледное пятно») помогают полноценно понять и ощутить описанное.

Стихотворение написано в виде обращения. Об этом свидетельствует наличие риторических обращений: «Еще ты дремлешь, друг прелестный…», «Пора, красавица, проснись…».

Анализ стиха «Зимнее утро» не обойдется без упоминания фонетической окраски текста. Первая строфа насыщена звуками «с» и «з».

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Они являются символом зимнего утра. В то время как вторая строфа наполняет восприятие морозными, ледяными образами с помощью звуков «л» и «м».

Пушкинское творение базируется на постоянных контрастах – один образ резко заменяется другим, еще более символичным. Плавное и спокойное повествование переходит в бурные восклицания. Использованный прием создает дополнительную эмоциональную окраску поэзии.

Таким образом, мастерство автора возводит перед читателем литературного героя тонкой натуры – эстета, умеющего чувствовать и понимать природу.

Источник: https://PoetPushkin.ru/stihi/pejzazhnaya-lirika/stihotvorenie-zimnee-utro-analiz.html

«Зимнее утро» Пушкин анализ

Стихотворение «Зимнее утро» было написано А.С. Пушкиным 3 ноября 1829 года во время ссылки в селе Михайловском.

Жанр: пейзажная лирика.

Основная тема: Ведущей темой является непосредственно тема зимнего утра, тема красоты русской природы зимой.

Идея: А.С. Пушкин стремился в своем стихотворении «Зимнее утро» показать красоту русской зимы, её величие и силу, которые порождают радостное настроение в душе читателя.

Лирический сюжет стиха «Зимнее утро»

Сюжет лирического произведения ослабленный. В основе стихотворения лежит созерцание природы, ставшее импульсом к лирическому переживанию.

Композиция стиха «Зимнее утро»

На протяжении всей сюжетной линии преобладает линейная композиция. Стихотворение состоит из пяти шестистиший (секстин). В первой строфе автор явно восхищается морозной русской зимой, предлагает спутнице прогуляться в столь прекрасный, солнечный день:

«Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный —

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!»

Настроение второй строфы противоположно предшествующему настроению. Это часть стихотворение построена при помощи приема антитезы, то есть противопоставления. А.С. Пушкин обращается к прошлому, вспоминает, что ещё вчера природа буйствовала и негодовала:

«Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела…»

А сейчас? Всё совсем иначе. Это совершенно точно подтверждают следующие строки стихотворения:

«Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит…»;

«Вся комната янтарным блеском

Озарена…».

Несомненно, здесь присутствуют нотки контраста, которые придают произведению некую изысканность:

«Приятно думать у лежанки.

Но знаешь: не велеть ли в санки

Кобылку бурую запречь?»

Размер стиха «Зимнее утро»:  четырехстопный ямб.

Рифмовка стиха «Зимнее утро»:  Рифмовка смешанная; характер рифмы: точная; первые две строки – женская, третья – мужская, четвертая и пятая – женская, шестая – мужская.

Средства выразительности стиха «Зимнее утро»

Положительно окрашенные эпитеты: «друг прелестный», «день чудесный», «великолепными коврами», «прозрачный лес», «веселым треском», «янтарным блеском», «милый друг», «милый берег».

Отрицательно окрашенные эпитеты: «мутном небе», «тучи мрачные», «ты печальная сидела», «поля пустые».

Таким образом, положительно окрашенные эпитеты призваны формировать в душе читателя радостное настроение.

Метафора: «луна желтела».

Олицетворение: «вьюга злилась», «мгла носилась».

Сравнение: «Луна, как бледное пятно».

Анафора:

«И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит».

Риторическое восклицание: «Мороз и солнце; день чудесный!»

Риторическое обращение: «друг милый», «друг прелестный», «красавица».

Аллитерация: в первой строфе неоднократно повторяется согласный звук «с» (звуки зимнего утра); во второй строфе повторяется согласный звук «л» (это придает ощущение холода, мороза).

Стихотворение «Зимнее утро» является одним из самых известных из всех произведений писателя. Начинается это стихотворение с очень восторженного и эмоционального восклицания: «Мороз и солнце; день чудесный!».

После этого герой сразу обращается к своей возлюбленной, называя её теплыми и нежными словами «красавица», «друг прелестный», показывая этим своё уважение и трепетное уважение к ней. После этого, с определенной последовательностью, идет описание двух пейзажей.

Сначала «вьюга злилась», «мгла носилась», а затем « снег лежит», «речка подо льдом блестит».

С помощью контраста А.С.Пушкин еще более ярко подчеркивает необычайную красоту зимнего утра. Это также передает настроение героя, поэтому это стихотворение можно назвать лирическим. Яркие и восторженные образы утра, о котором пишет автор, очень тесно перекликаются с темой любви. Картину «морозного зимнего утра» можно сравнить с чувствами влюбленного героя.

Это стихотворение интересно и тем, что его можно представить. Это возможно потому, что в стихотворении присутствует много прилагательных, которые очень подробно описывают прелести природы.

Пожалуй, это делает стихотворение «Зимнее утро» еще более контрастным. Такой вывод можно сделать также на основе интересного слога стихотворения. А.С.

Пушкин также использует немало изобразительных средств языка (метафору, эпитеты, гиперболу, сравнение).

Таким образом, я могу с уверенностью сказать, что от стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро» веет какой-то свежестью, прохладой и бодростью. Стихотворение читается на одном дыхании, поскольку все слова здесь достаточно просты и понятны. Правда, последняя, четвертая строфа читается не так легко. Это связано с тем, что А.С.Пушкин завершил данное стихотворение при помощи сложного эпитета.

Источник: http://ktoikak.com/zimnee-utro-pushkin-analiz/

Зимние пейзажи в поэтическом творчестве А. С. Пушкина (На примере стихотворения «Зимнее утро»)

1. Поэтическое созерцание природы.2. Цветовая гамма пейзажа.

3. Философская основа природных картин.

Самое прекрасное в природе — отсутствие человека.Б. Карман

Природа в творчестве А. С. Пушкина имеет особенные оттенки. Ведь это не только картина, запечатлевающая мгновения мира, но и картина душевной жизни самого поэта. Ведь на своем полотне он рисует то, что стало ему наиболее родным и близким.

Поэт видит те оттенки, которые отражают на данный момент его душевное состояние. Всем известны его строки: «Я помню чудное мгновенье…».

Поэту удается с помощью слов и интонаций представить свои душевные переживания, которые овладели им в этот период, и позволил нам через века восхищаться тем чудным мгновением, которое когда-то пережил сам А. С. Пушкин.

Но душевные волнения можно изображать посредством не только слов и картин, но пейзажей. Описание природы становится весьма точным способом передачи окружающей действительности.

В то же время оно способно передать и запечатлеть оттенки душевных переживаний, то есть уловить и воплотить на бумаге неуловимое. Недаром В. Г. Белинский писал о поэтическом отношении А. С.

Пушкина к жизни: «Он созерцал природу и действительность под особенным углом зрения, и этот угол был исключительно поэтический».

Известно, что самое любимое время года поэта — осень. Однако это не влияет на описание других времен года. Для каждого из них он находит свои слова и краски. И кажется, что поэт заворожен великолепием и могуществом открывающихся перед ним картин природы.

В этом сочинении я остановлюсь на зимних пейзажах. И сразу перед нами белые снега и покрытые мягкими и пушистыми шапками равнины и горы. Снег блестит на солнце и радует глаз, переливаясь всеми цветами радугами.

Но одно, что непременно бросается в глаза, — это ослепительная чистота и белизна снежного покрова.

Читайте также:  Промышленность и сельское хозяйство франции

Кажется, что зима предстает перед нами чистым листом бумаги, на котором можно писать, и с которого можно начинать новый отсчет времени.

Известно, что раньше новый год начинался весной, сейчас новый этап в жизни открывается зимними месяцами. Такому изменению предшествуют различные исторические события, но иногда кажется, что в этом есть непременно и какой-то символический смысл — белый чистый и искрящийся снег, станет проводником в новую жизнь, далекую от тревог, черных полос и невзгод.

Подобное впечатление складывается и при обращении к стихотворению А. С. Пушкина «Зимнее утро». Здесь зимнее утро — это не только белый лист для нового старта, но и само утро, говорящее о начале нового, полного тревог и приятных впечатлений дня.

Не стоит забывать о том, что зимний день очень короток. Иногда, кажется, что он пролетает, как миг.

Но когда погружаешься в стихотворение поэта, понимаешь, что ему удалось передать нам все то великолепие, которое может в реальной жизни длиться всего пару минут.

Первая строка этого стихотворения начинается с восклицательной интонации. Лирический герой призывает и нас порадоваться тому, что день начинается с солнца и морозца. А ведь все помнят, как хорошо скрепит под ногами в морозную погоду снежок.

Лирического героя переполняет радость при созерцании такой сказки, поэтому он хочет поделиться со своим другом, который еще спит и может пропустить столь прекрасный момент. И он ласково обращается к нему: «Еще ты дремлешь, друг прелестный — / Пора, красавица, проснись…».

Но в стихотворении А. С. Пушкина не важно конкретное обращение. Здесь оно перерастает в обобщение, позволяющее расширить круг тех, к кому обращается лирический герой.

При этом используются устаревшие слова, такие как «нега», «взоры» и различные мифологические термины, например «Аврора», что означает северная звезда.

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!То есть лирический герой обращается не к какому-то конкретному человеку, а, возможно, и ко всему миру, чтобы оно смогло увидеть и насладиться тем великолепием, от которого никак не может отвести глаз он сам. Тем более что вчера природа была во власти непогоды.
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачная желтела…

В этом эпизоде А. С. Пушкин умело использует и цветовые оттенки, которые передают его настроение и эмоции в день ненастья. При этом обстановка как бы нагнетается. Луна в нашем представлении желтая. Но лирический герой делает акцент на том, что она желтела.

То есть желтый, ассоциирующийся с тоской цвет проскальзывает в двух строках два раза. Также и небо в тот момент было неясным, мутным, то есть в какой-то степени желтым. В этих строчках небо становится полотном, на котором и рисуется картина.

Ведь на нем была видна беспокойная мгла, а также тучи и луна. Все это создает определенную тревогу, которая подтверждается и внешними условиями, то есть рамкой, обрамляющей нашу картину, — злящейся вьюгой. Все эти краски сковали не только саму природу, но и человека.

И даже если у него и было хорошее настроение, то он может попасть под влияние такой мрачной картины: «И ты печальная сидела».

Но вот природа скинула все оковы и стала свободной: «А нынче… погляди в окно». Так и человеку можно оставить в стороне свои цепи и препятствия и взглянуть на жизнь с новой стороны. Так, в природные пейзажи А. С. Пушкина вторгаются философские мотивы. Ведь природа способна запечатлевать в себе следы времени.

Как кольца на стволе деревьев свидетельствуют о прожитом растением возрасте, так и любое проявление природы говорит о том, каково течение самой жизни, и как они взаимно влияют друг на друга. Использование понятных образов позволяет А. С. Пушкину приблизить к себе читателя и показать ему с помощью слов и терминов то, что он смог увидеть.

Поэт чутко подбирает фразы, которые и ему самому в какой-то мере приоткрывают богатый и неисчерпаемый мир природы, ее тайн и заповедей.Поэтому утром хорошая погода приглашает и человека порадоваться своей красоте и словно бы извиняется за те мрачные чувства и настроения, которые внушила ему накануне.

То есть небо прояснилось, оно смогло сбросить свои оковы и показать человеку, что утро вечера мудренее. И каждый из нас может поступить также и попробовать начать новый день с чистого листа, тем более если

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит…

В нашем представлении солнце тоже желтое. Но оно не такое мутное и тоскливое, как вечернее светило — Луна. Солнце несет в себе не только тепло, хотя зимой его весьма Мело, но и золотистый блеск, который передается ослепительному по своему великолепию снегу.

Заметим, что в этом эпизоде лирический герой использует другой материал в качестве полотна — снег. Он белый и чистый и, что самое важное, отражает краски без искажения.

Ведь если на синий цвет (ночной цвет неба) нанести желтый оттенок, то мы получим зеленую краску.

Но если белый мы смешаем с золотистым солнечным блеском, то он и останется золотым. То есть и в жизни все будет отражаться так, как оно есть на самом деле. При дневном свете не искажаются ни картины, ни действительность.

Поэтому можно верить и радоваться, что на свете всегда есть, пусть и небольшой, островок надежды, который сможет так окрылить человека, что из-под его пера выйдут такие чудесные природные и философские пейзажи. Но не все в жизни так безоблачно и прекрасно, и лирический герой, восхищаясь великолепием пейзажа, все равно не отрывается от действительности.

Именно поэтому среди голубого небосвода и блестящего снега появляется черный лес. Но он остается один в таком царстве красоты, так как не захотел или не смог прикоснуться к чуду, открывающемуся вниманию читателей. Однако лирический герой переключается на другой объект — зеленую ель. Ведь известно, что зеленый цвет признак жизни.

Значит, не стоит умирать в этом «теплом» царстве снега, можно просто прикрыть свои ветки инеем, то есть тем, что предлагает зимняя природа. И в следующей же строчке этому примеры следует речка, которая примеряет на себя зимний, пусть и холодный наряд.

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.Так зима, пришедшая с морозом и чистыми голубыми небесами, «покрывает» всех, кто попал в ее владения. Она щедро раздает подарки елям, речке, показывая тем самым человеку, что своими дарами, даже самыми небольшими желательно делиться. И тогда сторонний наблюдатель сможет зарядиться неиссякаемой энергией и окунуться в богатый и насыщенный красками окружающий мир.

Далее лирический герой переходит к описанию внутреннего мира человека. Комнату заполняет блеск природы и манит насладиться своим великолепием.

Тогда человек решает запрячь сани, чтобы соприкоснуться с тем миром, в котором царит такая красота, то есть стать его частью. В этот момент к нему снова возвращаются приятные воспоминания, позволяющие найти источник для новой жизни.

Но не стоит забывать о том, что такой виток развитию дали именно зимнее утро, мороз и солнце, открывая человеку новые горизонты в осмыслении бытия.

Источник: http://lit-helper.com/p_zimnie_peizaji_v_poeticheskom_tvorchestve_a__s__pushkina_na_primere_stihotvoreniya_zimnee_utro

Анализ стихотворения “Зимнее утро”

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Лирика / Анализ стихотворения “Зимнее утро”.

  Скачать сочинение
Тип: Анализ стихотворения

    Сочинение.      «Анализ стихотворения «Зимнее утро»»     Поэзия Пушкина удивительно верна русской     действительности, изображает ли она русскую     природу или русский характер…      В.Г.Белинский.      Среди стихотворений Пушкина важную роль играют те, в которых поэт с любовью рисует картины родной природы. Несравненный живописец воспринимал её сердцем горячего патриота.

С детских лет любовь к родной природе прочно вошла в его душу. Она крепла, и нашла своё отражение в стихотворениях, поэмах и романе «Евгений Онегин».     В лирике Пушкина видное место принадлежит стихотворению «Зимнее утро», написанному третьего декабря тысяча восемьсот двадцать девятого года в селе Павловском.

Оно проникнуто солнечным настроением, точно передает чувства, которые одолевали автора.      В произведении два героя: так называемый лирический герой, и та красавица, которой посвящено само стихотворение, являющееся монологом лирического героя. Именно эту красавицу автор называет «друг прелестный» и «друг милый».

     Стихотворение начинается с восклицания «Мороз и солнце; день чудесный!», и сразу и вызывает у читателя чувство радости. «Открой сомкнуты негой взоры» – так в первой строфе автор обращается к красавице, используя метафору.      Для усиления художественной выразительности автор прибегает к антитезе. Контрастное описание «нынче» и «вечор» занимает в стихотворении основное место.

Великолепие зимнего утра ощущается ещё острее по сравнению со вчерашней бурей, которая описана так же точно.      Самый поэтичный пейзаж – во второй строфе, он насыщен сравнениями и олицетворениями, хотя и вызывает печаль героини.

Описывает он только небо:      «…вьюга злилась,      На мутном небе мгла носилась;      Луна, как бледное пятно,      Сквозь тучи мрачные желтела,      И ты печальная сидела-      А нынче погляди в окно!»     Последней строкой этой строфы автор возвращает читателя в настоящее время, в атмосферу счастья. Было бы сложно оценить всю прелесть утра, если бы не было мрачного вечера.

     Третья строфа – зимний пейзаж. Картина, созданная поэтом, насыщена цветом: это и голубой («под голубыми небесами»), и чёрный («прозрачный лес один чернеет»), и зелёный («ель сквозь иней зеленеет»). Всё сверкает, сияет; в строфе дважды повторяются однокоренные слова “блестя” и “блестит”.      Словом “блеск” связаны третья и четвёртая строфы: «Вся комната янтарным блеском озарена».

Только блеск уже не зимний, а тёплый, янтарный. Автор плавно переходит от любования красотой природы к описанию обстановки комнаты, в которой находится. Он использует аллитерацию, поэтому тавтология “треском трещит” оправдана, и благодаря ей мы слышим треск затопленной печи.      Чувство радости поэта растёт и требует движения, ему хочется навестить «поля пустые».

Самая сильная привязанность, в которой автор признается в этом стихотворении это «берег, милый для меня». Этот эпитет, скорее всего, надо понимать как родные, дорогие сердцу места. По-моему, в последней строке лежит главный магнит произведения. Ведь всё стихотворение это монолог человека, уговаривающего «друга милого» проснуться, чтобы сразу отправиться к берегу, дорогому для поэта.

     В жизни есть гармония, и поэтому она прекрасна. Это сразу понимаешь, читая стихотворение «Зимнее утро». День чудесен благодаря гармоничному существованию мороза и солнечного тепла. Невозможно в полной мере насладиться радостным солнечным утром, если в твоей жизни никогда не было мрачного вечера.

Добавил: MariaMari

94324 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Заказать сочинение      

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00954321265131387818

Ссылка на основную публикацию