Народы австралии и океании: культура и традиции

Культура коренных народов Австралии

Основная территория Австралии мало заселена. Большинство населения проживает в городах, расположенных на узкой полосе земли вдоль восточного и юго-восточного побережья; только  Канберра находится чуть дальше от берега. Население страны в основном городское (85%); коренное население, аборигены, составляют всего 1,5% от общего числа австралийцев.

На материке Австралии – очень сухой и жаркий континентальный климат.

Люди жили на территории Австралии уже за 40 тыс. до н.э. Инструменты, используемые человеком за 8 тыс. лет до н.э., на всех материках выглядят одинаково: скребки, сколки каменных пород, палки-копалки.

Из-за своего географического положения Австралия на протяжении сотен лет была фактически отрезана от окружающего мира, поэтому влияние других народов было минимальным.

Природные условия континента обеспечивали аборигенам  охоту и собирательство. Результатом этого стало пребывание австралийцев на примитивной стадии развития с точки зрения цивилизации.

На несколько более высокой стадии развития находились коренные жители Океании.

Коренное население Австралии при появлении европейцев насчитывало около 300 тысяч человек. Это были кочевые племена, не знавшие земледелия и скотоводства, ткачества и гончарства, не умевшие обрабатывать металл.

В семейных отношениях парный брак еще только зарождался. Европейцы, наблюдавшие за аборигенами, сначала полагали, что у них отсутствуют религиозные верования.

Но на самом деле именно религиозные воззрения, главную роль в которых играл тотемизм, являлись основой повседневной жизни, социальных отношений и культуры австралийцев.

У большинства австралийских племен господствовало представление о том, что в отдаленные времена (так называемое «время снов»), жили фантастические полулюди-полуживотные – мужчины-эму, мужчины-кенгуру, женщины-птицы, от которых произошло затем население Австралии.

Эти прародители охотились, воевали, женились, устраивали празднеики. Следы их ног и результаты поступков превратились в деревья, водопады, холмы, звезды и т.д.

Многие австралийские кланы считают себя прямыми потомками прародителей, а каждая тотемическая группа имеет свой священный участок, особые легенды и специальные обряды.

Культура народов Австралии мало отличается от их верований. Элементы первобытной культуры сохранились у народов, населяющих не только Австралию, но и Океанию, а также Южную и Тропическую Африку.

Общие черты этих культур: единство человека и природы, нерасчлененность этих понятий, которая обнаруживает себя в бережном отношении к воспроизводящим силам природы, в системе космогонических представлений и антропогенных мифов, в понятии времени и пространства.

Культура народов Австралии неразрывно связана с религиозными верованиями аборигенов. Их религиозные представления коренятся в понятии мифического стародавнего времени, которое именуют «временем сновидения».

В эту мифологическую эпоху, после сотворения мира, первоначальные небесные существа открыли людям таинства и установили нравственные и юридические нормы.

С миром усопших и с богами, свидетелями этого времени, можно общаться с помощью священных снов.

Австралийская мифология говорит о том, что предки оставляют в природе следы своего присутствия в виде деревьев, камней и источников. В каждом таком месте существа из «времени сновидений» оставляют «детские духи», которые оплодотворяют проходящих мимо женщин.

Человек сохраняет особую связь с тем священным местом, где, как считается, забеременела его мать, символически связан с каким-либо животным, растением или атмосферным явлением, которое является ему во сне и дает советы. После смерти человек возвращается к своему сну и к священному месту своего зачатия, чтобы, в свою очередь, оплодотворить женщину и обеспечить непрерывность жизни.

Ритуалы также должны обеспечить высокую рождаемость в племени и плодородие в окружающей природе, обеспечивая в нужном количестве дожди, источник жизни растений и животных.

Каждый род связан с одним из видов животных, который является его тотемом (эму, кенгуру и т.п.). Тотему, естественно, нельзя причинять вред, а он, в свою очередь, сообщает полезные сведения в сновидениях.

Обряды инициации совершаются в несколько этапов и растягиваются на многие годы. Они включают физические действия над телом инициируемого, иногда довольно болезненные (обрезание, нанесение шрамов, вырывание зубов, эпиляция), символическое умерщвление и воскрешение. Обряды инициации вырывают молодого человека из среды женщин и одновременно дают ему право совершать священнодействия.

В качестве тотемов выступают чаще всего животные и лишь изредка растения или какие-нибудь предметы. Особенностью тотемизма у австралийцев является половой, когда кроме общего родового тотема у мужчин и женщин существуют еще отдельные.

Индивидуальные тотемы имели колдуны, знахари и вожди. Жители Австралии не считают его чем-то высшим, поэтому неверно говорить о его обожествлении – существует вера только в сверхъестественное родство с ним.

Аборигены верят, что в людях живут те же духи, что и в их тотемных животных, растениях, скалах, а также в легендах и ритуальных церемониях. После смерти дух освобождается от тела и возвращается к духовному существованию.

Так аборигены связаны с окружающим миром, членами своего рода и другими группами людей по соседству, а также с прошлыми и будущими поколениями.

Тотемизм австралийских аборигенов предполагает взаимную магическую зависимость: с одной стороны, он влияет на человека, спасая от опасности; с другой же, люди тоже могут воздействовать на него. Это влияние выражается, в частности, в церемонии умножения (интичиум), распространенной в центральных районах Австралии.

Во время церемонии члены рода стараются сблизиться с тотемом и почерпнуть у него силы. Одним из способов такого сближения было поедание мяса тотемного животного после специальной церемонии, включающей в себя уборку тотемного участка, окропление собственной кровью из вены священных предметов, исполнение обрядовых песен и танцев.

Этот обряд призван заставить тотем размножаться.

С ним связаны и верования в сверхъестественную силу определенных предметов, имеющих значение тотемических эмблем. У ряда племен в качестве таких эмблем выступают овальные камни или пластинки из дерева с закругленными концами – чуринги. Их покрывают рисунками, не имеющими общего с тотемом, но символически его обозначающими.

Они являются важнейшим достоянием группы и хранятся в особых местах, куда запрещен доступ непосвященным. Обычно таким местом был тотемический центр, отмеченный каким-нибудь природным знаком – скала, пещера или водоем. Здесь хранились реликвии племени и совершались магические обряды. Как правило, сюда запрещался доступ женщинам.

В то же время во многих группах проводились тайные женские церемонии, на которых не могли присутствовать мужчины.

Однако тотемизм является не единственной формой религиозного сознания аборигенов Австралии. По свидетельству исследователей, почти все они панически боятся порчи со стороны врага.

Любая смерть, болезнь или еще какое-нибудь несчастье тут же связывается с колдовством. В таких случаях принято проводить гадания, чтобы выяснить, где находится враг, наславший порчу. Но на деле к обряду вредоносной магии прибегали крайне редко, т.к.

это означало навлечь на себя неизбежную месть родственников жертвы.

Очень развита у австралийцев лечебная и любовная магия. У всех племен существуют знахари, практикующие как лечение целебными травами, так и использование различных форм заговора и гипноза. Если больной излечивался, это приписывалось влиянию магических сил.

Применялись магические приемы и для достижения успеха в любовных делах: чтобы привлечь внимание женщины и вызывать у нее ответное чувство, использовали незатейливые украшения, над которыми заранее произносились заклинания.

В этом случае обычным формам ухаживания приписывалось магическое влияние.

У многих австралийских племен существует развитая мифология. В языках некоторых народов одно и то же слово обозначает уже упоминавшийся термин «время снов» и легенды, имеющие отношение к событиям той далекой эпохи. Но эти легенды отнюдь не считаются священными.

Как правило, в них повествуется о различных небесных светилах или животных. Многие мифы посвящены подвигам разных героев, обычно выступающих в образах полулюдей-полуживотных. Рассказы об их деяниях прошли через много поколений в виде песенных циклов.

Исполнялись эти песни во время племенных церемоний, называемых некоторыми народами корробори.

Поскольку у аборигенов Австралии не было жрецов, принять в них участие могли почти все взрослые члены племени, сами же песни, служившие в качестве аккомпанемента к ритуальным танцам, обычно исполняли старики.

У большинства австралийских племен религиозно-мифологические воззрения во многом сходны. Так, например, хотя ни у одного народа не существовало веры в единого верховного бога, все же можно назвать несколько особо почитаемых в разных частях материка сверхъестественных существ.

Это Ванджина, чье изображение встречается в пещерных рисунках северо-запада Австралии, Байяме, почитавшийся у народов юго-востока, или Атнату, упоминаемый в легендах племен Центральной Австралии.

Характерной особенностью является связь с обрядами инициации: именно им приписывается создание людей, установление обычаев и норм морали.

Обряд инициации был важнейшим моментом в жизни юношей, посвящавшихся во взрослые члены племени, и девушек, получавших право вступать в брак. С этим обрядом связаны некоторые церемонии.

Обычно трудные испытания ожидали мальчиков – в течение нескольких лет они должны были совершенствовать свои физические качества, развивать охотничьи навыки, придерживаться ограничений в пище. Во многих районах Австралии практиковались обрезания и различные физические увечья.

Прошедших испытания учили традициям племени, знакомили со священными местами и ритуальными танцами, обрядами и легендами.

Проходившая в XVIII–XIX вв. британская колонизация привела к гибели большей части коренных жителей Австралии. Оставшиеся в живых во многом утратили свою культуру и прежние верования.

Английские миссионеры насаждали среди аборигенов христианство, стараясь приспособить его к местным верованиям.

Лишь небольшая часть коренного населения сохранила и продолжает сохранять старые обычаи.

Большая группа религиозных обрядов у коренного населения Австралии связана с погребальным культом. Обычаи захоронения у них очень разнообразны: захоронения в разном положении, кремация, воздушное погребение и даже ношение трупа с собой, а также поедание умерших соплеменников.

Однако представления о загробной жизни у австралийцев крайне неопределенные. (Вернее наверное будет сказать, что представления цивилизованных о представлениях аборигенов неопределённые.

🙂 ) У некоторых племен существуют верования в то, что души умерших отправляются в отдаленные края или на небеса, у других распространены поверья о скорой смерти души после гибели тела.

Элькин А. Коренное население Австралии.

Источник: http://www.hnh.ru/culture/Australian_Indigenous_Culture

Культура народов Океании

Страница 1 из 3

Острова Австралии и Океании, лежащие в Тихом океане, разделяют на три большие группы: Меланезию, Микронезию и Полинезию. Общества, сформировавшиеся в этом регионе, отличаются крайним разнообразием культур и языков.

Только в XIX в. христианские миссионеры начали собирать сведения об обществах уроженцев этих островов.

За ними последовали этнографы, которые, начав исследование культур Океании, ввели в свои дисциплины новые понятия «манна» и «табу».

Культура народов Океании тесно связана с их верованиями. Сущность верований состоит в культе мертвых и почитании предков. Мир живущих непрерывно связан с миром мертвых, второй активно участвует в жизни первого.

После смерти человека должен быть выполнен сложный ритуал (высушивание тела, погребение внутренностей за исключением черепа). Вот почему дух покойного не может отойти в мир мертвых и преследует живых.

Читайте также:  М.е. салтыков-щедрин "история одного города": описание, герои, анализ произведения

Следовательно, он должен являться живым, и эти появления даже благоприятны для его близких.

Обожествленные предки составляют только часть богов, существуют также изначальные божества, например, у полинезийцев – Танэ, бог-защитник людей и лесов, который разделяет своих родителей, землю и небо; Уми, бог диких растений; Ронго, бог культурных растений; Тангароа, бог-покровитель моря и морских обитателей; Таириматеа. Бог ветров; Ту, бог войны и кровной мести.

В Меланезии и Австралии не сформировался пантеон богов; у полинезийцев он был достаточно обширным. Существовали общеполинезийские боги, с незначительной разницей в именах почитавшиеся на большинстве островов. Главный бог всей Полинезии – Тангароа, который большей частью представляется как бог неба или моря.

Он – творец мира; лишь у туземцев островов Рапа и Пасхи он не был известен вообще. Другое великое божество полинезийцев – Ронго, или Лоно. У маори его считали богом земледелия, на других островах он был богом дождя. Еще одним значительным божеством был Танэ, покровитель плодородия, лесов и растительности.

В мифах Новой Зеландии его считали создателем первой женщины, на которой он позднее женился; от их детей произошли люди. Уми считался богом диких растений; Таириматеа – бог ветров; Ту – бог войны и кровной мести. Существует также великое множество местных божеств, считающихся учителями ремесла.

В Полинезии и Микронезии почитают и героев, например, Мауи-тикитики, который установил продолжительность дня и ночи и поймал рыб, ставших островами Полинезии. Этот герой погиб при попытке дать людям вечную жизнь.

Каждое божество является объектом особого культа и рассматривается как покровитель той или иной социальной группы.

Места отправления культа могут располагаться в рощах вблизи поселений (о-ва Луайоте, Вануату, Соломоновы о-ва), или в священных лесах (Новая Зеландия), или в местах, известных одним только жрецам (Новая Каледония).

В Полинезии религиозные обряды организуются вокруг маре, огражденных святилищ, считающихся жилищами божества и предков, вокруг которых собираются как невидимые силы, так и живые люди.

Там есть также зримые знаки присутствия божества (скульптурные изображения), столы для принесения в жертву животных и овощей и погребальные хижины. Эти места в большей или меньшей степени табуированы, так же как и личность жреца, подвергающегося многообразным ограничениям во время проведения церемоний.

Последняя >>

Источник: http://religiocivilis.ru/rihc/history-of-culture/kultura-narodov-okeanii.html

Культура Австралии

Австралия — страна англоговорящего мира, тем не менее, она очень выделяется своей культурой из ряда других англоязычных стран.

Она уникальна и своим положением на самом маленьком материке планеты, и особенностями флоры и фауны, характерными для этой части суши, и исключительно необычным представлением о картине мира, свойственной аборигенам, и даже образом типичного австралийца, абсолютно непохожим на образ англичанина.

Культура: типичный или необычный образ

Преобладающее представление об австралийцах не имеет ничего общего с британской чопорностью и сдержанностью джентльмена! Напротив, в образе австралийца перед нами предстает, как правило, человек легкий в общении, не придерживающийся строгих формальностей, тем не менее, вежливый и внимательный к окружающим, уважающий личную собственность и дружелюбный в общественных местах.

И это не удивительно, эгалитаризм в австралийском обществе — одна из основополагающих ценностей, где в равной степени уважаются права и мужчин, и женщин, и детей.

Наиболее распространенное приветствие «добрый день» (“g'day”) можно услышать в самых разных ситуациях.

И если в разговоре вы замечаете, что собеседник отводит глаза в сторону, то это абсолютно не означает его лукавства, а свидетельствует об уважительном к вам отношении. Эта особенность, впрочем, свойственна больше коренным жителям Австралии.

Особенности австралийской культуры

Австралийская культура особенно интенсивно формировалась в XIX веке, когда во второй половине столетия начался очень сильный приток иммигрантов из самых разных стран (Германии, Греции, Нидерландов, США, Канады, Италии и др.). Их переселение во многом было связано с найденными месторождениями золота на юго-востоке Австралии и с возникшей «золотой лихорадкой».

В период XIX века сложился австралийский вариант английского языка, на котором говорили переселенцы. В XX веке волна иммиграции в Австралию, включая выходцев из Азии, происходила после Второй мировой войны. Таким образом, в настоящее время сохраняется мультикультурность Австралии.

Исторически складывалось так, что британские этнические корни имеют порядка 80% (а по некоторым данным эта цифра еще выше) австралийского населения. Австралия была колонией Британии со времени входа в бухту Ботани-Бей Джеймса Кука, т.е. с 1770 года.

В Австралийский союз британские колонии — 6 колоний — объединились в 1901 году.

Соседство нескольких культур было возможным только благодаря добрым отношениям между соседями. Возможно, это и послужило причиной одного из главных принципов в австралийской культуре — равенства. В отношении к аборигенному населению он выражается в политике уравнивания в правах австралийских аборигенов и остальных жителей страны.

Долгое время аборигены притеснялись, в основном территориально, со стороны иммигрировавшего населения, которое забирало земли под овцеводство и фермы, что не могло не сказаться негативно на культуре местного населения.

Только в 1993 году, благодаря деятельности Эдварда Мабо, были юридически признаны права австралийских аборигенов на земли, которыми они владели до прибытия европейцев.

Культура аборигенов Австралии

Да, Британию в первую очередь привлекали в Австралии месторождения золота. Австралия и сегодня занимает 3-е место по добыче этого минерала.

И все же настоящей драгоценностью Австралии является не дорогой металл, опалы или алмазы, а местная культура, культура австралийских племен, сохранившаяся почти без изменений до наших дней.

1,5% населения страны, такое малое количество на сегодняшний день, приходится на коренных жителей.

Австралийские аборигены — одни из самых древних жителей Земли, поэтому уклад их жизни близок к тому, который был на заре мировой культуры, и этим очень ценен для познаний о человеке, наряду с другими древними культурами.

Танец и представление об «эпохе сновидений» — две стороны одной традиции, передаваемой из поколения в поколение. «Эпоха сновидений» — это время, когда была создана Земля и все живое, мифическое время в представлении австралийцев. Танец — это способ рассказать историю своего племени, изобразить, что делали предки.

Символом музыкальной культуры Австралии стал диджериду, духовой инструмент, использующий в церемониях. Как и в других культурах близких природе, для австралийцев свойственно видеть священность окружающего их мира.

Таким священным местом является, например, гигантская красная гора-монолит (самая большая в мире) Айерс-Рок (Улуру). В разное время суток гора окрашивается солнечными лучами в оранжево-малиновые тона.

Вплоть до 30-х годов прошлого века австралийцы-аборигены селились у подножия этой горы — в пещерах и хижинах.

В современном мире коренному населению приходится ассимилироваться с остальной частью австралийцев. Многие зарабатывают на жизнь за счет туризма или работают на животноводческих фермах и рудниках. Но, как и их предки, австралийские аборигены, живущие в пустынях и полупустынях материка, остаются охотниками и живут в единстве с природой.

Современная австралийская культура

Современная культура Австралии является урбанистической — 85% населения живет в городах. Культурной столицей (не следует путать ее с федеральной столицей — Канберрой) считается Мельбурн.

Культурная жизнь города окрашена фестивалями искусства, театра и кино и представлена спортивными событиями.

Важные спортивные мероприятия, которые проходят в Мельбурне, — это гонки по «Формуле-1», скачки на Кубок Мельбурна, открытый теннисный турнир (турнир Большого Шлема).

Кроме того, Мельбурн носит звание «самого удобного для жизни города на Земле». Своей архитектурой он похож на английские города. Здесь расположено здание первого австралийского парламента и весь город дышит историей.

Его необычной достопримечательностью являются старые трамваи, такие же, как 100 лет назад, с деревянными скамьями. В одном из парков можно увидеть дом Джеймса Кука.

Это родной дом первооткрывателя, который был перевезен в Мельбурн ко дню 100-летия города.

На южном побережье Австралии проходят фестивали искусства — в Аделаиде, городе, названном в честь жены английского короля. Рядом с ним находится главнейший винодельческий регион страны.

И Мельбурн, и Канберра, и Аделаида, как и многие другие австралийские города, расположены на побережье материка. Таким образом, вблизи побережья живет большинство австралийского населения, и это прямо сказывается на привычном образе их жизни.

Наиболее распространенные виды отдыха и спорта — серфинг и дайвинг, для которых Австралия является лучшим местом на Земле. На пляжах собирается много людей.

Особенно в праздничные дни пляжи многолюдны, например, в дни Рождества, которое празднуется по католическому календарю, летом, что связано с положением материка в Южной полусфере.

Христианская религия занимает важное место в австралийской культуре, как и в европейской.

Городом же идущим в ногу со временем австралийцы считают Сидней. И если Мельбурн, город золотоискателей, бережно хранит знаки истории, то Сидней уникален современной архитектурой и устремлен в будущее.

Символом города является Сиднейская опера, напоминающая по своей конструкции огромные раковины, которые море вынесло на берег. В качестве городского транспорта используются не только трамваи, но и катамараны и паромы.

В январе в Сиднее проходит фестиваль с тематическими постановками — в фокусе внимания история первых австралийских поселенцев.

Понятие австралийской культуры, с одной стороны, тесно связано с понятием австралийского образа жизни, с другой, являет собой замечательный пример мультикультурности, сочетания различных этнических традиций.

Источник: http://avstralii.ru/kultura-avstralii/

Культура и традиции Австралии

Культура Австралии

Население страны дружественное и приветливое, любят шутить и отрицают любые авторитеты, легко обучаются. В основном жители страны это иммигранты из Ирландии и Англии.  

Австралийцы малоразговорчивы, главное их качество – краткость. Если, это деловой разговор, надо говорить сжато и просто, в детали посвящать не нужно. При описывании товара, необходимо, честно и четко указать его минусы и плюсы.

Стоимость предложения  называть реальную, без преувеличения. Традиционная одежда австралийцев произвольная и свободная.

Но, конечно же, для посещения ресторанов и концертных залов, деловых переговоров у них есть соответствующая одежда.

Особенный разговорный английский язык у австралийцев. Они разговаривают, как бы сквозь зубы и с полузакрытыми губами, что  затрудняет первое время вести диалог. Если вы на личном опыте хотите проверить это, то вам будет полезно узнать цены на туры в Австралию.

Чаевые

В Новой Зеландии и Австралии чаевые не приняты. В Австралии только носильщикам в гостиницах дают по одному австралийскому доллару, а горничные и швейцар могут рассчитывать на чаевые только в случае выполнения специальных поручений. Оставлять в ресторане чаевые необязательно, но, если у вас есть желание отблагодарить, тогда не больше, чем 10%. 

Чаевые (10%) в Новой Зеландии уместны только в международных отелях и высококлассных ресторанах. На практике ни носильщикам, ни горничным чаевых не дают. К дополнительному заработку в этих странах относятся очень просто – можно взять, но не нужно усердствовать. Если чаевые не забрали — предлагать больше не надо. 

Читайте также:  Сочинение на тему: "творчество и труд"

Национальные особенности Австралии

Население на территории Австралии многонациональное, четверть из них переселилось из других государств. Местные австралийцы именуют себя «оззи». Неофициальным гимном страны является Waltzing Matilda.

В гимне идет речь не о женщине Матильде, а о мешке австралийского бездомного, который бьет его по спине при каждом движении. У австралийцев очень острый язычок и они очень любят насмехаться над жителями других штатов, выдумывая им оскорбительные прозвища.

Как и в Англии, машины имеют управление правого руля, а движение – левостороннее. Измерительные единицы в стране – литры и метры.

Не пошел на выборы или не принял участие в переписи – заплати штраф. Смена временных поясов происходит в первое воскресенье апреля и октября. Для всех приезжающих иностранцев и даже из жителей других регионов страны на въезде строго соблюдается карантин.

Туристам запрещено ввозить продукты растительного или животного происхождения. Чаевые не приняты, но никто не откажется от них. Городок Брокен Хилл живет по своим законам.

Ядовитых животных и насекомых в стране больше, чем жителей: муравьи, змеи, тарантулы, скорпионы, акулы, медузы, крокодилы и есть даже ядовитый утконос.

Традиции Австралии

Государственный праздник выпал на выходные дни, значит, понедельник и вторник, следующий за ним, так же выходные. В праздничные дни не работают туристические объекты и магазины.

Выпускники австралийских школ празднуют окончание школы с конца октября до начала ноября (3 недели). Мельбурнский кубок – выходной во всем штате Виктория.

25 апреля – День Анзака – посвящен ветеранам всех войн, в которых участвовали австралийцы.

Источник: http://www.rthvictoria.com/otchety/kultura-i-traditsii-avstralii.html

Культура народов Океании

Микронезия. 15 народов. Австронезийская языковая семья. Народы: чаморро, белау, тунгары.

Западная и восточная Микронезия отличается в языковом и культурном отношении, по расовому облику. Земледелие и рыболовство ко времени первых контактов с европейцами. Наибольшее распространение земледелия в Западной Микронезии, чаморро – единственный народ Океании, возделывающий рис, белау знакомо искусственное орошение. Ямс, бананы, кокосовая пальма.

В Восточный части земледелие уступало рыболовству. Большее значение плодовых деревьев, чем корнеплодов. Слабо развита охота. Различия по характеру ремесла. На Востоке отсутствовало гончарство, но знали горизонтальный ткацкий станок. Дома на каменных столбах и сваях. Крыши из пальмовых листьев. Минимум одежды. Первобытнообщинный строй на стадии разложения.

Непреодолимые барьеры между сословиями. Парный брак. Большая семья как основная хозяйственная ячейка. Род – самая большая социальная единица. Оживленный обмен между островами. Раковины и бусы – своеобразные деньги. Анимизм, культ предков, культ мертвых, элементы шаманизма. Сказания о мифических героях, злых духах.

Своеобразная пиктографическая письменность на острове Палау.

https://www.youtube.com/watch?v=183gxIAqdtw

В отличие от Австралии Океания имеет археологические памятники и даже памятники письменности, но первые еще мало исследованы, а вторые только расшифровываются. Поэтому изучение ее истории опирается главным образом на данные антропологии, этнографии, лингвистики и фольклора.

Техника и хозяйство жителей Океании

По уровню техники жители всех островов Океании имели много общего. Они не знали металлов, пользовались каменными полированными топорами, костяными ножами, кинжалами и шильями, деревянными мотыгами в виде заостренной палки, палицами и копьями, скребками из раковин. У жителей Меланезии, кроме того, существовали лук и стрелы.

Жители всех областей Океании занимались земледелием, возделывали корнеплоды — ямс, таро, батат. Не менее важное место в питании занимали плоды кокосовой и саговой пальмы, хлебного дерева, банана. Разводились домашние животные и птицы — собаки, свиньи, куры; все они шли на мясо.

Хорошо развито было рыболовство с помощью сетей и удочек; крупную рыбу били также острогами и стрелами. Океанийцы были превосходными мореплавателями, достигшими значительных успехов в судостроении. Это относится особенно к полинезийцам: их сдвоенные лодки и лодки с поплавками, ходившие под парусами из циновок, способны были выдержать длительные плаванья.

Для одежды океанийцы употребляли материю из битого луба, так называемую тапу. Повсеместно было развито плетение из растительного волокна, изготовление циновок, сетей, сумок, поясов и украшений. У меланезийцев развилось гончарство.

Благодаря этим общим чертам материальной культуры европейские путешественники долгое время рассматривали жителей разных частей Океании как одну сплошную массу «дикарей». Однако по происхождению и по уровню общественного развития и культуры отдельные группы океанийцев сильно различались.

Меланезийцы

Меланезия. 200 этносов. Австронезийские, папуасские языки. Преобладание первых, относящихся к океанической ветви. Самый крупный народ – толаи (90 тыс.). Маланезийский антропологический тип коренного населения (темная кожа, толстые губы, широкий нос, умеренно курчавые волосы). Ручное земледелие как основное занятие. Хлебное дерево, кокосовая пальма, банан.

Рыболовство – вторая по значению отрасль. На небольших островах как единственное средство существования. Сети, острога, яд, крючки. Рыболовство – исключительно мужское занятие. Главный объект охоты – птицы. Ремесло – плетение из растительных волокон корзин, циновок, сумок. Слабое развитие гончарства.

Жилище – прямоугольное в плане, стены из плетня, циновок травы, крыша из листьев пальмы. Лодка как главное средство передвижения. И весла и парус. Минимум одежды – набедренные повязки из травы. Традиционные украшения носят преимущественно мужчины. Мясо употребляется редко. Более низкий уровень общественного развития по сравнению с полинезийцами. Спорный вопрос о существовании племен.

Возможно, лишь этнотерриториальные общности. Сельская община как характерный тип организации. Состоит из семей из разных родов. Матрилинейность, экзогамия. Раковины как всеобщий эквивалент обмена. Появление отцовского рода. Мужские союзы как внеродовые объединения. Вера в безличную силу «манна», которая присуща разным предметам, явлениям природы, могущественным людям.

Анимизм, культ предков, магия. Мифологический эпос о культурных героях. Самобытное музыкальное искусство (барабаны, гонги, роги).

Жители Меланезии — темнокожие, курчавоволосые негроиды, что и послужило для европейцев основанием дать этой области такое название (от греческого «мелас» — черный и «несос» — остров). Меланезийцы составляют океанийскую ветвь австрало-негроидной или экваториальной большой расы, которая образовалась на стыке между Юго-Восточной Азией и Океанией.

Областью ее формирования были, вероятно, восточные острова Индонезии и Новая Гвинея. Отсюда океанийские негроиды расселились по другим островам Меланезии и благодаря восточноавстралийскому течению добрались до Тасмании и Южного острова Новой Зеландии.

Остатки языков древнейших обитателей Меланезии сохранились в диалектах папуасов — жителей южного побережья Новой Гвинеи и прилежащих архипелагов. Дальнейшее проникновение в Меланезию индонезийцев (малайцев) привело к образованию меланезийских языков, близких к малайскому настолько, что их включают в одну лингвистическую семью — малайско-полинезийскую, или австронезийскую.

К началу европейской колонизации у меланезийцев господствовал первобытно-общинный строй; однако начался уже распад родоплеменных отношений.

Примитивнее всего был общественный строй жителей Новой Гвинеи и северо-запада Меланезии; наиболее развитыми были общественные отношения на островах Новой Каледонии и Фиджи, где уже складывались союзы племен и зарождалось деление на классы. Основной общественной единицей была повсюду родовая община, чаще всего совпадавшая с деревней.

В северо-западной Меланезии преобладал род с материнским правом; на южных островах начался переход к отцовскому роду. Общинная собственность являлась господствующей, но наряду с ней существовала и личная собственность.

Земля принадлежала общине; в общинной собственности находились и большие лодки, служившие для коллективной рыбной ловли, но плодовые деревья считались личной собственностью посадивших их. В личной собственности находилось и все движимое имущество; его наследовали по материнской линии (от дяди к племяннику — сыну сестры); в южной Меланезии — от отца к сыну.

ежду общинами существовали постоянные меновые связи: жители деревень глубинной части острова приносили на побережье овощи и плоды, получая взамен рыбу и раковины.

Существовало также и некоторое общественное разделение труда: в местностях с залежами хорошей глины изготовляли преимущественно горшки, в других местах — украшения, материю «тапу»: даже внутри одной деревни выделялись более искусные гончары и мастера по шлифовке каменных топоров. Начавшееся общественное разделение труда вело к обмену — межобщинному и внутриобщинному.

Развивались и торгово-обменные связи между архипелагами Меланезии, а также последних с островами Индонезии. На западном побережье Новой Гвинеи (Ириана) существовали поселения индонезийцев. В течение нескольких веков Западный Ириан входил в индонезийское государство Маджапахит. В основном обмен был натуральным.

Однако уже появились некоторые предметы, служившие всеобщим эквивалентом: низки раковин, циновки, ожерелья из собачьих клыков и т. п. Родовые вожди накапливали эти предметы как своеобразные деньги, их власть опиралась на это богатство. Укреплению власти выделявшейся родовой верхушки служили так называемые мужские союзы, державшие в своих руках всю деревню.

Совершая устрашающие обряды и жестоко расправляясь с противостоящими им, союзы «дук дук» и «ингиет» на архипелаге Бисмарка, «сукве» и «тамате» на Новых Гебридах были первыми зародышами организаций господства и подчинения.

На о-вах Новой Зеландии и Фиджи зародились уже классовые отношения; родовая знать захватила в свою собственность землю и держала в зависимости рядовых членов рода. Пленных здесь обращали в рабов. В религии меланезийцев отразилось расслоение общины. Представление о сверхъестественной силе — «мана» связывалось с влиянием в обществе; мана приписывалась вождям и старейшинам и особенно их предкам. На могилах старейшин ставились деревянные резные изображения, иногда с черепами покойников, им приносились жертвы. Члены мужских союзов надевали маски, представляя умерших вождей, устрашая соплеменников. Меланезийцы создали богатое орнаментальное искусство. Резьба по дереву и кости, украшающая орудия и утварь, маски и надгробные изображения поражают красотой и разнообразием. Обычно орнамент представляет собой стилизованное изображение птиц, рыб, человеческой фигуры и лица. Пляски, подражающие боевым схваткам или трудовым движениям, были главным содержанием народных празднеств, которые сопровождались выразительной музыкой на барабанах, флейтах и раковинах.

Полинезийцы

Философы Просвещения во Франции XVIII в., противопоставляя европейскому обществу своего времени мир «добрых дикарей», имели в виду главным образом полинезийцев. Дидро изобразил в своем «Добавлении к путешествию господина Бугенвиля» таитян как «детей природы». Ранние наблюдатели быта полинезийцев описывали их технику и хозяйство как примитивные. В действительности это было не так.

Хотя в Полинезии не было ни лука и стрел, ни глиняных горшков, но зато там уже существовало общественное разделение труда, выделились группы ремесленников, воинов и жречества; появилась частная собственность. Возникли касты и рабовладение, на некоторых архипелагах классовая дифференциация привела к образованию зачаточных форм государства.

Сложную религиозную систему полинезийцев можно поставить в ряд с древнеегипетской или древнеиндийской, а их знания окружающей природы, морских течений и ветров, звездного неба стояли на грани научных. Наконец, в одной из частей Полинезии, на острове Пасхи, были найдены дощечки, покрытые знаками письменности. Европейские путешественники XVI—XVII вв.

описывали Полинезию как страну, где пользовались дарами природы без затраты труда. Между тем, ее мелкие острова были от природы почти лишены съедобных растений, их фауна ограничивалась немногочисленными видами птиц, рептилиями и насекомыми. Полезные растения, птица и домашние животные (собака, свинья, куры) были завезены сюда за несколько веков до появления европейских путешественников.

По физическому облику полинезийцы резко отличаются от меланезийцев. Они высокорослы, имеют смуглую кожу с желтоватым оттенком, волнистые волосы; их выделяют в полинезийскую малую расу, промежуточную между австрало-негроидной и монголоидной.

Читайте также:  Карское море в россии

По языку полинезийцы составляют одну группу.

Несмотря на отдаленные расстояния, разделяющие архипелаги, диалекты их населения различаются лишь небольшими фонетическими особенностями. Вся полинезийская группа языков родственна языкам народов Индонезии.



Источник: http://biofile.ru/his/13147.html

Презентация по МХК на тему “Традиционная культура Австралии и Океании”

Инфоурок › ИЗО, МХК › Презентации › Презентация по МХК на тему “Традиционная культура Австралии и Океании”

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Традиционная культура Австралии и Океании

2 слайд Описание слайда:

Карта Австралии и Океании Австралия – самая изолированная часть света. Океания – россыпь больших и малых вулканических и коралловых островов в центральной и юго-западной частях Тихого океана.

Полинезия включает несколько групп островов в центральной части Тихого океана: Гавайские, Туамоту, Самоа, Маркизские, острова Общества (в том числе Таити). Меланезия находится в юго-западной части Тихого океана (Новая Гвинея, архипелаг Бисмарка, Соломоновы острова, Новые гибриды, Новая Каледония, Фиджи).

Микронезия – многочисленные острова в западной части Тихого океана (Марианские, Каролинские, Маршалловы, Гилберта и другие).

3 слайд Описание слайда:

Словарь Анимизм – вера в одушевленность неживой природы. Инициации – посвятительные обряды в первобытном обществе, связанные с переходом юношей и девушек во взрослое состояние. Камлание – шаманский обряд общения со своими духами-предками.

Пиктография – вид письма, при котором предметы, события и действия изображаются с помощью условных знаков-рисунков. Политеизм – многобожие, вера во многих богов одновременно. Татуировка – нанесение на кожу рисунков накалыванием и втиранием под кожу красящих веществ.

Тотем – обожествляемое животное (иногда явление природы, растение, предмет), считающееся предком рода. Табу – запрет.

4 слайд Описание слайда:

Люди Коренное население Австралии появилось на континенте более 40 тысяч лет назад. Как считают ученые, люди пришли сюда из юго-восточной Азии по суше, которая затем скрылась под водами мирового океана. Первых поселенцев называют аборигены, т.е. «древнейшие жители».

Ко времени начала европейской колонизации в Австралии по приблизительным подсчетам проживало около 500 племен. Многие из них уже не существуют, так как были истреблены колонизаторами. Другие сильно сократились в численности.

До прихода европейцев аборигены Австралии не знали земледелия и скотоводства, не знали оседлости, лука и стрел, глиняной посуды, не умели выделывать ткани, не были знакомы с технологией обработки металла. Они жили охотой и собирательством.

Орудия производства и утварь они делали из камня, кости, дерева. Их уровень развития был соотносим с уровнем развития населения Европы эпохи неолита.

5 слайд 6 слайд Описание слайда:

Вождь маори. Новая Зеландия. Полинезия. Океания

7 слайд Описание слайда:

Представитель племени острова Новая Гвинея. Папуа-Новая Гвинея. Меланезия. Океания

8 слайд Описание слайда:

Представитель племени дани. Люди Папуа-Новая Гвинея. Меланезия. Океания

9 слайд Описание слайда:

Папуас. Папуа-Новая Гвинея. Меланезия. Океания

10 слайд Описание слайда:

Эвати из деревни Вамби. Новая Гвинея. Меланезия. Океания

11 слайд Описание слайда:

Пигмеи Новой Гвинеи. Папуа-Новая Гвинея. Меланезия. Океания

12 слайд Описание слайда:

Племя яли. Папуа-Новая Гвинея. Меланезия. Океания

13 слайд Описание слайда:

Мужчина племени короваи. Папуа-Новая Гвинея. Меланезия. Океания

14 слайд Описание слайда:

Папуас. Папуа-Новая Гвинея. Меланезия. Океания

15 слайд Описание слайда:

Стрелок дани. Папуа-Новая Гвинея. Меланезия. Океания

16 слайд Описание слайда:

Представитель меланезийских народов. Папуа-Новая Гвинея. Меланезия. Океания

17 слайд Описание слайда:

Здания и жилища

18 слайд Описание слайда:

Строительство дома группой мужчин. Папуа-Новая Гвинея. Меланезия, Океания

19 слайд Описание слайда:

“Фалув” – дом мужчин. Яп. Микронезия. Океания

20 слайд Описание слайда:

Мужской дом деревни Гувенмас. Меланезия. Океания

21 слайд Описание слайда:

Мужской дом. Папуа-Новая Гвинея. Меланезия. Океания

22 слайд Описание слайда:

Дом народа короваи. Папуа-Новая Гвинея. Меланезия. Океания

23 слайд Описание слайда:

Дом маори. Кларендон Парк. Сюррей. Полинезия. Океания

24 слайд Описание слайда:

Дом собраний. Микронезия. Океания

25 слайд Описание слайда:

Обряды и ритуалы

26 слайд Описание слайда:

Интерьер корамбо (ритуального помещения). Музей культуры. Базель. Ритуалы Папуа-Новая Гвинея. Меланезия. Океания

27 слайд Описание слайда:

Обрядовое помещение.1970 Новая Каледония. Меланезия. Океания

28 слайд Описание слайда:

Шаман. Вануату. Меланезия. Океания

29 слайд Описание слайда:

Женщина, одетая для обряда выкупа невесты (?).1980. Папуа-Новая Гвинея. Меланезия. Океания

30 слайд Описание слайда:

Праздник сбора урожая ямса. Ритуалы. Меланезия. Океания

31 слайд Описание слайда:

Дьяволы-табу из Урама. Ритуалы. Меланезия. Океания

32 слайд Описание слайда:

Исполнение обрядового танца на празднике Некойар. Остров Танно (Вануату). Меланезия. Океания

33 слайд Описание слайда:

Ритуальный танец жителей острова Малаита. Соломоновы острова. Меланезия. Океания

34 слайд Описание слайда:

Танец май. Папуа-Новая Гвинея. Меланезия. Океания

35 слайд Описание слайда:

Танцоры. Папуа-Новая Гвинея. Меланезия. Океания

36 слайд Описание слайда:

Танцоры в масках. Меланезия. Океания

37 слайд Описание слайда:

Повседневная жизнь. Бытовые изделия

38 слайд Описание слайда:

Приготовление пищи на раскаленных углях группой дани. Папуа-Новая Гвинея. Меланезия. Океания

39 слайд Описание слайда:

Бумеранги. 19 век. Дерево. Длина до 74 см. Национальный музей Австралии. Канберра

40 слайд Описание слайда:

Корзины и резные фигурки. Бытовые изделия. Австралия

41 слайд Описание слайда:

Корзина. Около 1900. Растительные волокна, пигменты. Высота 26 см. Музей Питта Риверса. Оксфорд Корзина. До 1893. Тростник. Высота 24 см. Музей Питта Риверса. Оксфорд

42 слайд Описание слайда:

Щит. До 1897. Дерево, охра. Высота 91 см. Австралийский музей. Сидней Щит. До 1890. Дерево, натуральные пигменты. Высота 81 см. Музей Питта Риверса. Оксфорд

43 слайд Описание слайда:

Раковины и наконечник копья. Около 1940 – 1950-х годов. Частное собрание. Одежда и украшения. Австралия

44 слайд Описание слайда:

Браслеты-тиви и подвеска. Раскрашенные семена, воск, человеческие волосы, дерево. Национальный музей Австралии. Канберра

45 слайд Описание слайда:

Изображения и росписи

46 слайд Описание слайда:

Белый ибис. Около 1913. Кора, натуральные пигменты. 122 х 48 см. Музей Виктории. Мельбурн. Австралия

47 слайд Описание слайда:

Змей-Радуга: наскальное изображение. 6000 – 3000 до н.э. Национальный парк. Арнхем. Австралия

48 слайд Описание слайда:

Наскальная роспись. Около 6000 до н.э. Австралия

49 слайд Описание слайда:

Наскальные рисунки аборигенов. Горы Кимберли, штат Западная Австралия

50 слайд Описание слайда:

Наскальные росписи в Квинсленде. Австралия

51 слайд Описание слайда:

Настенная роспись в пещере национального парка Какаду. Наскальные изображения. Австралия

52 слайд Описание слайда:

Настенная роспись в пещере. Ванджина. Наскальные изображения. Австралия

53 слайд 54 слайд Описание слайда:

Роспись на скале Убирр, Какаду. Национальный парк Арнхем. Наскальные изображения. Австралия

55 слайд Описание слайда:

Наскальные росписи у реки Манн. Австралия

56 слайд 57 слайд Описание слайда:

Сакральное искусство

58 слайд Описание слайда:

Бог-предок Попуа. 19 – 20 век. Дерево. 275 см. Этнографический музей. Лейпциг. Сакральное искусство. Австралия

59 слайд Описание слайда:

Мими – дух-трикстер: наскальное изображение 3000 – 1000 до н.э. Национальный парк Арнхем. Сакральное искусство. Австралия

60 слайд Описание слайда:

Обрядовая маска. Около 1890. Черепаховый панцирь, человеческие волосы. Высота 28 см. Музей кэмбриджского университета. Сакральное искусство. Австралия

61 слайд Описание слайда:

Обрядовые копья тиви. Сакральное искусство. Австралия

62 слайд Описание слайда:

Сааарра, герой-чайка. 1962. Дерево, охра, гвозди, кожа. 132 х 46 см. Национальный музей Австралии. Канберра. Сакральное искусство. Австралия

63 слайд Описание слайда:

Тоа (знаки направления) из района озеро Эри. Около 1904. Дерево, натуральные пигменты. Высота от 19 до 57 см. Музей Южной Австралии. Аделаида

64 слайд Описание слайда:

Мегалитическая арка. 13 век. Мауи-Трилитхон. Остров Тонгатапу. Океания. Тонга. Полинезия

65 слайд Описание слайда:

Скульптуры времени снов из района Утопии. Сакральное искусство. Австралия

66 слайд Описание слайда:

Остров Пасхи (XI – XVI века) Остров Пасхи находится за тысячи миль от ближайшей человеческой цивилизации. Этот остров имеет вулканическое происхождение и форму треугольника со сторонами 16, 18 и 24 км. Остров назван так голландским мореплавателем Я. Роггевеном, который открыл его в 1722 г. в день Пасхи (местное название острова – Рапа-Нуи).

67 слайд 68 слайд Описание слайда:

Моаи. Остров Пасхи. Океания. Полинезия

69 слайд Описание слайда:

http://www.brucebalan.com/migrations/rapanui/images/RapaNui%20199.jpg

70 слайд Описание слайда:

Моаи. Остров Пасхи. Океания. Полинезия Самым увлекательным и таинственным открытием на острове Пасхи были гигантские каменные статуи, которые местные жители называли моаи.

Многие из этих статуй достигали в высоту от 4 до 19 метров и весили до 20 тонн. Отдельные статуи имели еще большие размеры, их вес превышал 90 тонн.

У этих статуй очень большие головы с тяжелым выступающим подбородком, длинные уши и совсем нет ног.

71 слайд Описание слайда:

Моаи. Остров Пасхи. Океания. Полинезия

72 слайд Описание слайда:

Моаи. Океания, остров Пасхи. Полинезия

73 слайд Описание слайда:

Моаи. Океания, остров Пасхи. Полинезия

74 слайд Описание слайда:

Моаи. Остров Пасхи. Океания. Полинезия

75 слайд Описание слайда:

Моаи. Остров Пасхи. Океания. Полинезия

76 слайд Описание слайда:

Моаи. Остров Пасхи. Океания. Полинезия

77 слайд Описание слайда:

Моаи. Остров Пасхи. Океания. Полинезия

78 слайд Описание слайда:

Моаи. Остров Пасхи. Океания. Полинезия

79 слайд Описание слайда:

Моаи. Остров Пасхи. Океания. Полинезия

80 слайд Описание слайда:

Моаи. Остров Пасхи. Океания. Полинезия

81 слайд 82 слайд Описание слайда:

Задания для трудолюбивых, пытливых и любознательных Подготовьте материал об одном из памятников традиционного искусства. Оформите этот материал в электронном виде (текстовый документ, презентация, слайд-фильм, рисунки, видео и т.п.). Не забудьте указать источники информации (книги, журналы, ссылки на сайты сети Интернет, CD, DVD и т.п.).

83 слайд 84 слайд Описание слайда:

Использованы материалы DVD «Австралия и Океания: искусство, люди, природа» (ООО Direct MEDIA) и интернет-ресурсы

85 слайд Описание слайда:

Автор-составитель: Наталия Всеволодовна Дудкина, методист по МХК Красногвардейского района Санкт-Петербурга, преподаватель гимназии № 405, победитель конкурса лучших учителей РФ в Приоритетном национальном проекте «Образование» – 2008 [email protected] Санкт-Петербург, 2009

Общая информация

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-po-mhk-na-temu-tradicionnaya-kultura-avstralii-i-okeanii-1141749.html

Ссылка на основную публикацию