И.с. тургенев “ася”: описание, герои, анализ повести

Анализ повести “Ася” Тургенева

Очень трогательную, лирическую и прекрасную с точки зрения литературного искусства повесть “Ася” написал в 1857 году Иван Тургенев.

Миллионы читателей были буквально покорены этим произведением – люди читали, перечитывали и зачитывались “Асей”, ее перевели на множество зарубежных языков, а критики не скрывали своего восторга.

Тургенев написал притягательную и незатейливую историю любви, но как же красиво и незабываемо это получилось! Сейчас мы сделаем короткий анализ повести “Ася” Ивана Тургенева, а кроме того вы можете прочитать краткое содержание на нашем сайте. В этой же статье будет представлен сюжет “Аси” очень коротко.

История написания и прототипы

Повесть напечатали, когда Тургеневу было почти сорок лет. Известно, что автор был не только хорошо образован, но и обладал редким талантом.

Как-то раз Иван Тургенев отправился с целью путешествия в Германию, и мимолетно увидел такую картину: из двухэтажного домика в окна выглянули две женщины – одна была пожилой и чинной дамой, и смотрела она с первого этажа, а вторая была молодой девушкой, и выглядывала она сверху.

Писатель задумался – кто эти женщины, почему они живут в одном доме, что их свело вместе? Размышления об этой увиденной мельком картине побудили Тургенева к написанию лирической повести “Ася”, анализ которой мы сейчас проводим.

Обсудим, кто мог стать прототипом главной героини. У Тургенева, как известно, была дочка Полина Брюэр, которая родилась незаконнорожденной. Она очень напоминает несмелую и чувственную главную героиню Асю.

В то же время, у писателя была родная сестра, поэтому вполне возможно, что и Варвару Житову Тургенева мог рассматривать в качестве прототипа Аси.

И та, и другая девушка не могли смириться со своим сомнительным положением в обществе, что беспокоило и саму Асю.

Сюжет повести “Ася” очень коротко

Лучше понять анализ повести “Ася” Тургенева поможет короткий пересказ сюжета. Повествование ведет от своего лица главный герой. Мы видим анонимного господина Н. Н.

, который путешествовал за границей и повстречал там своих соотечественников. Молодые люди завели знакомство и даже подружились. Итак, Н. Н. знакомится с Гагиными.

Это брат и его сводная сестра Ася, которые также отправились в поездку по Европе.

Гагин и Н. Н. нравятся друг другу, их многое сближает, поэтому они общаются, отдыхают вместе и развлекаются. В конце концов, Н. Н. влюбляется в Асю, а главная героиня испытывает ответные чувства.

Они объясняются в любви, но недопонимания в отношениях приводят к смешанным чувствам и неуклюжей беседе. Ася с Гагиным резко уезжают, оставив записку, в тот самый момент, когда Н. Н. решил просить ее руки. Он мечется в поисках Гагиных, ищет их всюду, но не находит.

А чувства, которые были у него к Асе, никогда в жизни больше не повторяются.

Обязательно прочитайте характеристику Гагина, и важно, что мы рассмотрели сюжет повести “Ася” очень коротко, потому что благодаря этому легче проводить анализ дальше.

Образ Аси

Ася представляется нам особенной и необычной девушкой. Она много читает, красиво рисует и близко к сердцу принимает происходящее. У нее обостренное чувство справедливости, но что касается характера – она переменчива и даже несколько сумасбродна. Порой ее тянет на безрассудные и отчаянные поступки, что видно из ее решения бросить отношения с Н. Н., в которого она сильно влюбилась.

Однако анализ повести “Ася” показывает, что душу девушки легко ранить, она очень впечатлительная, добрая и ласковая. Конечно, такая натура привлекла господина Н. Н., который стал много времени проводить со своими новыми друзьями. Он ищет причины ее поступков и порой недоумевает: осуждать ему Асю или любоваться ей.

Важные детали анализа повести “Ася”

Когда Ася начинает общаться с главным героем Н. Н., в ее душе пробуждаются невразумительные и неведомые ей ранее чувства. Девушка еще совсем юная и неопытная, и не знает, как ей справиться со своими эмоциями.

Она боиться этого состояния, этим объясняются ее странные и переменчивые поступки, которые трудно назвать обычными капризами. Она хочет вызвать симпатию у Н. Н.

, быт привлекательной и очаровательной в его глазах, а в конце концов открывается и ему, и Гагину.

Да, это детский и наивный поступок, но вот она – милая, добрая девушка Ася. К сожалению, ни Гагин, ни Н. Н. не оценивают откровенное и темпераментное поведение Аси.

Брату кажется она безрассудной, а главный герой размышляет о ее нраве, думая, что это безумство – жениться на девушке семнадцати лет с таким характером.

К тому же он узнал, что Ася незаконнорожденная, а ведь такая свадьба вызвала бы непонимание в светских кругах! Даже короткий анализ повести “Ася” показал, что это и погубило их отношения, а когда Н. Н. одумался, было уже поздно.

Конечно, нам есть о чем поразмышлять: мог ли Гагин вразумить сестру, которую он так любил, и чьи капризы всегда исполнял, и убедить ее не торопить события? А может быть, Гагину следовало более откровенно поговорить с Н. Н.

? Стоило ли Асе принимать такое скоропалительное решение и бросать отношения? Не было ли это жестоко по отношению к главному герою? А сам господин Н. Н.

– готов ли он был бороться за свою любовь, идти против светских правил, поставить чувства выше? Что ж, вопросов очень много, но может ли кто-то дать на них однозначные ответы? Вряд ли. Пусть каждый найдет для себя ответ сам…

Вы прочитали анализ повести “Ася” Тургенева, также в этой статье был представлен сюжет повести очень кратко, описание образа Ася и характеристика всех персонажей.

Источник: https://reedcafe.ru/blogs/analiz-povesti-asya-turgeneva

Анализ повести “Ася” Тургенева И.С

Повесть «Ася» была опубликована в 1858 году в журнале «Современник». Тургенев написал повесть осенью 1857 года, в то время, когда находился в Германии и жил в городе Зинциг. Этот факт нашёл отражение в тексте: «…

лет двадцать тому назад я проживал в немецком небольшом городке 3., на левом берегу Рейна». Таким образом, в основу описания мыслей и чувств героя, создания портретов, пейзажа, бытовых деталей легли свежие впечатления, современные характеры и обстановка.

И хотя повесть представляет собой воспоминания героя-рассказчика, события в ней показаны и как отдалённые во времени, и как современные, происходящие сейчас.

Такой литературный приём позволяет, с одной стороны, непосредственно передать историю встречи героя и героини и с другой — посмотреть на неё с позиций другого времени, осмыслить.

Особенное значение имеет то, что основой сюжета «Аси» послужил факт биографии писателя: Тургенев переживал из-за судьбы своей внебрачной дочери Полины. Она в значительной степени явилась прототипом главной героини повести.

Однако личная история получила у писателя обобщение, то есть Ася, с одной стороны, образ индивидуальный, представляет конкретную личность, а с другой — образ типичный, представляющий девушку определённой судьбы и психологии.

Герой повести — молодой русский дворянин, без особой цели путешествующий по Европе. Он умён, образован, красив, богат и беззаботен. Его встреча с братом и сестрой Гагиными происходит в ту пору жизни героя, когда он ещё только выбирает дело, которым будет заниматься.

Однако герой ещё не знает себя: он должен совершить поступок, сделать важный выбор, чтобы проявилась его воля, характер. Поэтому встреча с Асей явилась испытанием жизненной силы героя, его душевной зрелости.

В этом отразилась общественная проблематика повести, поскольку герой повести — это герой времени, и его способность к решительному поступку особенно важна в эпоху перемен в России.

Повесть была с восторгом встречена читателями, критиками и писателями. Так, Н.А. Некрасов писал, что «Ася» — «чистое золото поэзии», критики отзывались о ней как о самом совершенном произведении Тургенева. Писатель и критик Н.Г.

Чернышевский посвятил повести статью «Русский человек на rendez-vous», в которой, отмечая художественные достоинства произведения, основное внимание уделил социальной характеристике личности героя.

Но, несмотря на разные трактовки, повесть «Ася» — прекрасная история об удивительной девушке и о любви.

Сюжет, любовный конфликт, авторская идея

Повесть «Ася» можно назвать историей любви, поскольку в ней последовательно отражены все этапы возникновения этого чувства. Эту историю рассказывает сам герой, постаревший на двадцать лет, но всё ещё глубоко переживающий свою встречу с самой романтичной и необыкновенной девушкой.

Для полного и тонкого описания любви Тургенев прибегает к художественному опыту Шекспира, Гёте, Пушкина. Например, в начале повести до встречи с Асей герой влюблён в молодую женщину и грустит из-за её непостоянства.

Вспомните, что в трагедии «Ромео и Джульетта» Ромео до встречи с Джульеттой тоже был влюблён, но, увидев её, мгновенно забывает о прежнем чувстве. Так и герой-рассказчик в «Асе» перестаёт думать о своей даме сердца, как только встречает Асю: «…

вдруг мне пришло, что в течение вечера я ни разу не вспомнил о моей жестокой красавице…» Тургенев, следуя за Шекспиром, показывает, как настоящее чувство вытесняет неглубокую влюблённость.

Развитие отношений между героями можно проследить по фразам, отмечающим этапы этих отношений. Так, в конце первого дня знакомства с Асей герой замечает: «Я чувствовал себя счастливым… Но отчего я был счастлив? Я ничего не желал, я ни о чём не думал… Я был счастлив».

Уже на второй день мысли о девушке не дают ему заснуть: «…я снова думал об этой капризной девочке с натянутым смехом…» На третий вечер он сердится на Асю и начинает её ревновать, подозревая, что она не сестра Гагину: «Что за хамелеон эта девушка! — и, подумав немного, прибавил: — А всё-таки она ему не сестра».

Далее в повести описаны и обида на брата и сестру Гагиных, и уход от них на три дня, и возвращение, после которого всё разъяснилось и герой испытал прилив чувств и надежды: «…во мне зажглась жажда счастья». Это была кульминация отношений Аси и господина Н.

, за ней последовали сомнения, нерешительность героя, ошибка и, наконец, печальная развязка — расставание.

Повесть имеет кольцевую композицию: историю несостоявшейся любви обрамляет бесцельная, вялая жизнь героя-рассказчика. Он так говорит о себе до встречи с Асей: «…я жил без оглядки, делал, что хотел, процветал, одним словом. Мне тогда и в голову не приходило, что человек не растение…

» После потери Аси герой, казалось бы, поначалу недолго грустит, но затем признаётся: «…чувство, возбуждённое во мне Асей, то жгучее, нежное, глубокое чувство, уже не повторилось. Осуждённый на одиночество бессемейного бобыля, доживаю я скучные годы».

Основное содержание повести — краткий миг жизни героя, яркое чувство, обещающее полную, насыщенную жизнь, промелькнувшая и безвольно утраченная героем возможность.

Таким образом, автор хочет донести до читателя мысль, что самое важное для человека — быть искренним и смелым. Человек черпает жизненную силу в любви к природе, к другому человеку.

Герой слишком поздно понял, что любовь — это жизнь и она существует сейчас и всегда: «Завтра я буду счастлив! У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее — и то не день, а мгновенье».

Образы главных героев

Главная героиня повести, чьим именем она и названа, — внебрачная дочь столбового дворянина-помещика и горничной-крестьянки.

Происхождение Аси — главная социальная характеристика её образа — повлияло на характер девушки, её поведение, внутренний мир, мечты, мысли, опасения, то есть на всё, что составляет личность. Однако нельзя сказать, что происхождение определило характер Аси.

Качества, лежащие в основе этого характера,— честность, доверчивость, способность любить, порывистость — лишь ярче проявляются на этом фоне. Именно поэтому Ася изображена сначала загадочной девушкой, а затем из рассказа Гагина мы узнаём её историю.

В первых главах повести герой, познакомившись с братом и сестрой Гагиными, недоумевает, видя, как изменчива Ася: то она марширует с длинной веткой на плече по дороге, то чинно шьёт, то шаловлива и весела, то задумчива и грустна.

Девушка словно бы не знает, кто и какова она, как будто хочет понять себя. Ей нужно своё место в мире, и она стремится полюбить и довериться человеку, которого выбрала.

Необычность натуры и судьбы Аси подчёркивается сравнением с героинями Гёте — Гретхен и Доротеей, с Татьяной из романа Пушкина «Евгений Онегин», с легендарной Лорелеей.

Выразителен портрет Аси: лёгкая, худенькая, но гибкая и ловкая, с загадочными светло-чёрными глазами, с чёрными кудрями, остриженная, как мальчик,— она полностью соответствует образу подвижной и беспокойной девушки, созданному автором.

Замечательны также слова Аси, выражающие суть её характера: «Лесть и трусость — самые дурные пороки». Эти слова отражают личный конфликт Аси, в основе которого ощущение неполноценности своей личности в окружающем её дворянском мире.

Такое положение приобретает особую остроту в меняющемся русском обществе 1850-х годов.

Старший брат Аси — добрый, умный, благородный человек. Это тип праздного русского барина, живущего без особой цели, без страсти.

Гагин — художник-любитель, он хорошо и тонко чувствует природу, красоту, но ему не хватает терпения, он не может трудиться, полностью отдаться живописи, и поэтому, как заметил рассказчик, ни одна из его картин не была окончена, а «рисунок показался небрежен и неверен».

Эта деталь характеризует Гагина и как человека, который всё начинает делать увлечённо, но затем быстро устаёт, и воля его ослабевает. Возможно, поэтому он и не может помочь страстной, обуреваемой сомнениями Асе.

Господин Н., герой-рассказчик повести,— человек, обладающий многими положительными качествами: он деликатен, доброжелателен, чуток. У него поэтичная натура, он очень наблюдателен, много рассуждает и даёт меткие оценки окружающим.

Ася полюбила его неслучайно, приняв за человека, который сможет понять и защитить её в жизни. Но в герое есть какая-то неопределённость, неуверенность, робость. Вот как Тургенев описывает непонятный испуг, овладевший героем в момент самого высокого подъема чувств — начала любви: «…

я вдруг почувствовал тайное беспокойство на сердце… поднял глаза к небу — но и в небе не было покоя… и тревога росла во мне самом». И конечно, неуместны и необъяснимы его упреки Асе в момент их первого и последнего любовного свидания.

Автор в этой сцене показывает, как слабость и нерешительность разрушают доверие и любовь, обрекая человека на тоскливое существование.

Источник: Москвин Г.В. Литература: 8 класс: в 2 ч. Ч. 1 / Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. – М.: Вентана-Граф, 2016

Читайте также:  Русская народная сказка "по щучьему веленью"

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/turgenev_i_s/analiz_povesti_asja_turgeneva_i_s/41-1-0-2114

«Ася» Тургенев — краткое содержание по главам

Повесть «Ася» И.С. Тургенева не такая длинная, но краткое содержание все равно требуется школьникам по ряду причин.

Трогательная повесть в сокращении поведает о любви, а так же поможет школьникам в создании читательского дневника по данному классическому произведению.

Краткий пересказ каждой главы поможет выстроить правильную структуру всего текста у читателя и даст полное представление о повести.

О повести «ася»

Сюжет повести может показаться немного наивным, немного простым, но бесконечно лиричным. История совсем юной девушки берет читателя за душу своей чистотой и невинностью девичьих мечтаний.

Автор повествует от первого лица, как бы рассказывая историю кому-то, но не называя своего имени.

Главные герои повести «Ася»

Господин Н.Н. – автор, он же главный герой повести. Это молодой человек знатного происхождения. Веселый и горячий.

https://www.youtube.com/watch?v=W7RggGB6qfc

Неограниченный в средствах, он путешествует по Европе в духе того времени. После несложившегося романа с одной миленькой вдовой, главный герой решать уединиться в маленьком городке З. на берегу Рейна в Германии, чтобы полностью отдаться своей меланхолии.

Ася – юная девушка семнадцати лет, совсем ребенок. Невысокого роста, стройная, с темными волосами и смуглой кожей. Она ловкая, иногда с повадками озорного мальчишки. Хоть ее отец и был знатным дворянином, но дочь родилась вне брака, от горничной умершей жены отца Татьяны.

Девочка попала на воспитание к отцу в знатный дом только после смерти своей матери. Достойного воспитания и образования получить не успела. Отец тоже вскоре скончался и совсем молодая девушка осталась на попечение сводного брата Гагина. Он же вскоре увез сестру в Петербург и поместил в благородный пансион, где она пробыла 4 года.

Гагин, имени его автор не упоминает – красивый молодой человек с мягкими чертами лица и приятный в общении. Мать его умерла рано, и он воспитывался отцом до 12 лет в деревне, после чего уехал учиться и служить в Петербург к дяде. Отец их на смертном одре поведал сыну, что Ася его сводная сестра и завещал 20-тилетнему сыну заботиться о ней.

Сестре тогда было 13 лет. Гагин был в полном замешательстве, как ему жить дальше с внезапно появившейся сестрой на руках. Когда молодая девушка больше не могла оставаться в пансионе, Гагин решил уйти со службы и уехать за границу на год или два вместе с сестрой.

Другие персонажи повести И.С. Тургенева «Ася»

Главные герои живут почти в полном уединении, поэтому второстепенных персонажей в повести немного.

Фрау Луизе – старая жена покойного бургомистра, проживающая в городе Л., где разворачивается основное действие повести. Главная героиня навещала ее и даже была с ней в доверительных отношениях. Что связывало юную девушку со старой немкой, автор не поясняет.

Лодочник, мальчик с записками от Аси, горничная в доме Гагиных, девушка Ганхен из пивной – совсем эпизодичные персонажи, характеры которых автор не раскрывает.

«Ася» — краткое содержание по главам

Глава 1

Автор начинает повесть с рассказа о себе, как он оказался в маленьком немецком городке З. Путешествуя без цели и наслаждаясь «пряниками» молодости, автор больше всего любит наблюдать за людьми.

Так он оказывается в городе З., где ищет уединения с разбитым вдовой сердцем. Автор признается, что любовные страдания его были скорее надуманные, а временное уединение лишь часть путешествия.

Так, однажды сидя на берегу Рейна, Н. слышит звуки музыки – играют вальс. Он узнает у прохожего, что студенты приехали в город Л. на коммерш – встреча студентов одного братства. Н. решает отправиться в город Л. посмотреть на этот коммерш.

Глава 2

Студенты в традиционных костюмах собираются и пируют до утра. Так в городе Л. они собрались в городском саду и заказали оркестр. Жители города столпились поглазеть на заезжую молодежь. Н. было интересно быть в толпе и наблюдать за новыми лицами.

Вдруг он услышал русскую речь прямо рядом с собой. Так он познакомился с Гагиным и Асей – они так же пришли на коммерш. Н. они сразу понравились, хоть он и не поверил, что они брат и сестра – уж очень непохожи.

Гагин сразу пригласил автора в гости, жили они с Асей в доме на холме. Поужинали вместе. Девушка дичилась Н. и рано пошла спать, но Н. видел, что она стояла у окна своей комнаты.

Когда Гагин пошел провожать Н. к реке, сестра вдруг обогнала их и договорилась с перевозчиком о переправе. Они условились встретиться на другой день и автор уехал домой счастливый.

Глава 3

На следующее утро Гагин явился к Н. рано. За кофе Н. поведал ему историю своей несчастной любви к вдове, а Гагин рассказал, что увлекается живописью и предложил посмотреть его этюды.

Н. Согласился, и они отправились через реку. Сестры молодого человека не было дома. Горничная сказала, что она ушла на развалины. Гагин показал свои рисунки – живые и размашистые, но все незаконченные. Он сам признался Н., что лень мешает ему. Они решили пойти найти Асю.

Глава 4

Гагин и Н. сразу нашли девушку на развалинах старой крепости. Она, словно желая удивить их, прыгала по каменистым склонам над пропастью.

Н. любовался ее ловкостью, но при этом ему было досадно за такое ребячество.

Гагин случайно оговорился о даме сердца Н., и Ася задумалась. Вернувшись домой, она искусно разыграла за обедом новую роль – приличной и благовоспитанной барышни. После обеда озорница отпросилась у брата к фрау Луизе.

Н. понял, что привязался к Гагину, и в этот день они сошлись окончательно. Гагин пошел провожать Н. и они зашли к фрау Луизе за Асей. Та кинула им из окна дома ветку гераниума, пошутив что она дама сердца Н.

Вернувшись домой, Н. долго думал с досадой об этой баловнице, весь в сомнениях, сестра ли она Гагину.

Глава 5

На следующий день с утра Н. снова отправился к Гагиным, в тайне желая посмотреть, будет ли чудить Ася и на этот раз. Но та, скромно одетая, сидела за шитьем. Гагин собирался идти рисовать этюды с натуры и Н. пошел с ним.

https://www.youtube.com/watch?v=YBraFnmSqQo

Проведя весь день на природе в увлеченной беседе, Гагин и Н. вернулись домой. Ася была в таком же расположении и рано ушла к себе. Н. в этот раз не заметил ни тени кокетства в ней.

Н. поехал домой и заснул, думая о девушке и ее переменчивом нраве. Н. никак не мог поверить, что Ася – сестра Гагина.

Глава 6

В течение следующих двух недель Н. бывал у Гагиных каждый день. Ася больше не позволяла себе шалостей и была прилежной. Н. отмечал разницу в воспитании брата и сестры. Н. заметил, что Гагин обращался с девушкой не по-братски, слишком ласково.

Как-то Н., придя к свои новым друзьям, случайно подслушал их разговор в саду, где Ася с жаром убеждала Гагина, что она никого больше не хочет любить, только его. Н. бегом пустился домой, не желая себя выдать.

Его догадки подтвердились, но Н. не понимал, зачем они морочили его историей про брата и сестру.

Глава 7

На следующее утро Н. отправился в поход в горы. Он не желал видеться с Гагиными. Так Н. бродил по окрестностям три дня, наслаждаясь спокойствием. Н. даже попытался воскресить в душе образ вдовы, но ничего не получилось – чувства прошли окончательно.

Больше он о ней не вспоминал. По возвращении домой, Н. нашел записку от Гагина, тот удивлялся, почему Н. ушел и не взял его с собой и просил сразу прийти к ним.

Глава 8

На следующее утро Н. отправился в город Л. Гагин был рад его видеть, но Н. был напряжен и разговор не клеился. Ася была дома и вела себя неестественно – то смеялась без повода, то убегала. Н. это напрягло еще больше и он, сославшись на дела, объявил, что ему надо домой.

Гагин поехал через Рейн с Н. провожать его. Тут Гагин рассказал историю Аси – о ее происхождении, об их отце, о том, почему сестра не получила достойного воспитания, о жизни девочки в пансионе после смерти отца и о своем решении отправиться с ней вместе в путешествие по Европе.

Гагин просил не судить сестру строго и поведал, что она очень дорожит мнением Н., хоть и не показывает этого. Н. поинтересовался, были ли у Аси увлечения мужчинами, но Гагин заверил, что ей никто раньше не нравился. Н. стало легко на душе и они вместе опять вернулись в Л., в дом Гагиных.

Глава 9

Главная героиня встретила их молчаливо. Н. посмотрел на нее другими глазами.

Пока Гагин разбирал этюды, Н. предложил Асе прогуляться в саду. И она радостно согласилась.

Они болтали о походе Н. в горы, о том, почему Н. был расстроен в прошлый визит, и почему девушка смеется без повода.

Ася спросила о даме сердца Н., но он сказал, что никакой дамы нет и никто ему не нравился.

Молодая девушка перестала дичиться и предложила идти танцевать вальс, а Гагин чтобы им играл. Они вальсировали и Н. заметил, как женское начало проступает в ней через девичью строгость.

Глава 10

Весь день прошел просто и весело. Н. ушел поздно и захотел прокатиться на лодке вниз по Рейну. Рассматривая звездное небо и черную глубину реки, в Н. зародилось новое чувство – жажда счастья, счастья до пресыщения.

Глава 11

На следующий день Н. шел к Гагиным счастливый. Радовался сближению с Асей. Но придя к ним, Н. застал девушку нарядной, но печальной. А Гагин был в творческом расположении духа и размашисто писал картину.

Н. не стал мешать ему и завел беседу с Асей. Ее беспокоило свое образование, он жаловалась, что плохо спала и все думала, что недостаточно хороша. Девушка спросила у Н., не будет ли ему скучно с ней такой. Н. ответил, что не будет, и Ася горячо стиснула его руку. Потом вышла из комнаты.

Глава 12

Вернувшись к Н. и брату через час, Ася призналась Н., что ее мучают мысли, что она скоро умрет. Весь день она была озабоченной и печальной, а на прощанье пообещала Н. говорить ему всегда только правду.

Гагин предложил сыграть им вальс, как вчера, но Ася наотрез отказалась. Н. отправился домой с мыслями, что Ася влюбилась в него.

Глава 13

На следующий день Н. проснулся с вопросом «неужели она меня любит?». Образ «девушки с натянутым смехом» въелся ему в душу. Н. отправился в Л., но Асю за весь день видел только мельком. Ей не здоровилось и она лежала у себя. Домой Н. вернулся поздно.

На другой день Н. бродил по городу, когда к нему подошел мальчишка и передал записку от Аси. Она звала его прийти к каменной часовне в четыре часа. Н. передал посыльному, что будет.

Глава 14

Взволнованный Н. вернулся домой и тут к нему пришел Гагин. Он был взволнован и рассказал Н., что Ася влюблена в него. Гагин сообщил, что у Аси был жар ночью и в лихорадке она призналась, что любит Н. и просила увезти ее как можно скорее, если он хочет, чтобы она осталась в живых.

Гагин рассказал о страхах девушки, что Н. презирает ее и боится, что Н. знает ее историю неблагородного происхождения. Ася спрашивала у брата, не рассказал ли он всё о ней Н. Гагин не признался и пообещал увезти ее завтра же, и только тогда она заснула. Но сначала решил прийти к Н. и узнать, нравится ли ему Ася. Н. сказал что нравится, но о женитьбе говорить еще невозможно.

Н. признался, что получил от девушки записку и показал ее. Они договорились, что Н. пойдет на свидание, а Гагин будет сидеть дома, как будто ничего не знает, а вечером встретится. Н. просил дать ему срок до вечера, чтобы принять решение женится он на его сестре или нет.

Глава 15

В назначенное время Н. прибыл в Л. и там его опять встретил мальчишка с запиской. Ася назначила встречу через полтора часа у фрау Луизе. Н. пошел выпить пива и думал о свидании. Он думал, что совсем недавно мечтал о счастье, а сейчас готов оттолкнуть его.

Н. решил, что не может жениться на Асе и не будет говорить, что тоже любит ее. С такими мыслями Н. отправился к фрау Луизе. Старуха встретила его внизу и провела на третий этаж, где уже ждала его Ася.

Глава 16

Ася сидела в полумраке и боялась даже взглянуть на Н. Говорить она не могла. Н. взял ее холодную руку и увидел ее глаза – «взгляд женщины, которая полюбила».

Н. не сдержался и приник губами к ее рукам, а когда поднял голову, увидел, что лицо Аси изменилось.

Страх исчез, она преобразилась. Он привлек ее к себе, ее шаль упала на пол и Ася прошептала одно слово «Ваша».

Вдруг Н. вспомнил Гагина и рассказал девушке, что ее брат все знает, что он приходил к Н. и видел записку.

Ася сказала, что позвала его, чтобы проститься перед отъездом. Н. в лихорадке говорил, что чувство только зародилось, а она уезжает, и они должны расстаться.

Н. обвинял Асю в поспешности и неосторожности. Та зарыдала, а потом исчезла из комнаты.

Н. не успел сказать самого главного и стоял пораженный. Потом тоже вышел из комнаты.

Читайте также:  Кислород в природе (49,4% в земной коре)

Глава 17

Н. шел как в бреду по полю и думал, что натворил, как обидел Асю своими упреками. Слова «Ваша» жгли его и он называл себя безумцем. Н. направился к дому Гагиных.

Глава 18

Гагин встретил Н. на пороге и сказал, что Ася не появлялась. Н. сказал, что он объяснился с ней, как было условлено, и она ушла. Молодые люди отправились искать Асю, решив разделиться. Уже стемнело.

Глава 19

Н. бегал по городу в поисках Аси. Побежал к Рейну, искал ее на берегу и почувствовал любовь к Асе. Он кричал и громко звал ее. Кричал, что любит ее и они никогда не расстанутся. Н. страшно было думать, что Ася могла сделать с собой, но решил идти к дому узнать, не нашел ли ее Гагин.

Глава 20

Подходя к дому, Н. увидел свет в комнате девушки. Её брат выглянул из дома и сказал, что она вернулась и все в порядке. Н. Хотел с ним переговорить, рассказать о своих чувствах и просить руки его сестры.

Но Гагин сказал, что лучше встретиться завтра, и они простились. Н. вернулся домой окрыленный. Он предвкушал счастье.

Глава 21

На следующее утро Н., подходя к дому Гагиных, заметил неладное – все окна и двери были открыты. Служанка сказала, что они уехали рано утром, и передала Н. письмо от Гагина.

Он писал, что уважает его предрассудки и понимает, что Н. не может жениться на его сестре. Брат девушки просил не искать их.

Н. был в бешенстве и решил немедленно разыскать их. Н. узнал, что они поплыли по Рейну в Кёльн. По дороге домой за вещами, Н. проходил мимо дома фрау Луизе. Та окликнула его и передала записку от Аси. В ней девушка прощалась навсегда с Н. и говорила, что при вчерашней встрече хотела услышать от него одно только слово, но не услышала.

Н. корил себя, за то, что не сказал ей это слово, но потом расточал его на ветер, когда искал ее на берегу. Н. понял, что Ася не могла вынести такого удара и поэтому уехала, в этом не было кокетства.

В тот же день Н. отплыл в Кёльн.

Глава 22

В Кёльне Н. узнал, что Гагины отправились в Лондон. Отправился за ними, но в Лондоне их след пропал.

Н. недолго грустил по Асе и утешал себя мыслью, что не был бы счастлив с такой женой. Н. думал, что придет любовь еще сильнее, но ошибся.

Чувство, возбужденное девушкой, было самым нежным и больше не повторилось. Н. так и не обзавелся семьей и все, что у него осталось от Аси – это засохший цветок гераниума и записочка.

Заключение

Повесть Тургенева показывает хрупкий мир девичьих мечтаний, который создает неповторимый образ — образ «Тургеневской барышни». И по сей день этот образ рисует нам кротость, невинность и чистоту юности.

Источник: https://1001student.ru/literatura/asya-povest-turgenev.html

Характеристика Аси из повести Тургенева

Повесть «Ася» Тургенев написал в 1857 году. Эта повесть нам рассказывает о несчастной любви молодой несовершеннолетней девушки, которая полюбила двадцатипятилетнего мужчину. Повесть построена на воспоминании некоего Н.Н, который является одним из главных героев повести Тургенева «Ася». Кроме Н.Н, в повести имеется и главная героиня Ася, чью характеристику нам и нужно описать.

Образ Аси в повести Тургенева хорошо прорисовывается в произведении. И это миловидная девушка, с кругловатым лицом. У нее небольшой носик, круглые щеки. Темные волосы, светлые глаза с длинными ресницами.

Ася грациозная, «стройный облик ее отчетливо и красиво рисовался на ясном небе». Девушка свободно говорила на двух языках.

Именно такой портрет девушки вырисовывается, когда читаешь краткое содержание повести Тургенева «Ася».

Ася – незаконнорожденная дочь помещика и крестьянки. Девушка знала об этом и очень стыдилась, «она хотела целый мир заставить забыть ее происхождение». После смерти матери она жила в доме отца, а после его смерти была на попечении брата. И хоть Ася и училась в лучшем пансионе, так и не смогла стать настоящей барышней. Она «привыкла болтать все, что в голову входит».

Ася была от природы робкой, но в то же время вела себя развязно. Это девушка, о которой можно сказать «порох» и «огонь», «девушка-хамелеон». Она своенравная, добрая, искренняя, чуткая. Ася может быть как ребенок, а может быть капризной, может быть шаловливой и дерзкой. Ее образ навсегда остается в памяти читателя.
Однажды она встретила свою любовь в образе господина Н.Н.

И полностью отдалась этому чувству, которое испытала впервые. Для нее Н.Н. был настоящим героем. Она влюбилась настолько, что готова на все, однако девушка ошиблась в выборе. Н.Н был нерешительным и несмотря на то, что его чувства были взаимны, несмотря на то, что девушка сказала ему «ваша» и призналась в любви, он ее отверг и Ася уходит навсегда. Н.Н.

потом много раз пожалел о своем решении, но было поздно.

Первая любовь девушки оказалась разбитой и несчастной.

В сочинении по повести Тургенева «Ася», хотелось бы выделить основную идею повести Тургенева «Ася». Автор нам показывает, насколько важно делать все вовремя и не боятся своих чувств. Нужно бороться за свою мечту, чтобы потом не сожалеть. И как раз Ася не боялась, Ася действовала, и, хоть нам неизвестна дальнейшая жизнь девушки, очень бы хотелось, чтобы будущее у нее было счастливым.

  • характеристика аси
  • характеристика аси из повести тургенева

Источник: http://sochinyshka.ru/xarakteristika-asi-iz-povesti-turgeneva.html

Тургенев анализ произведения «Ася»

В повести Ася рассказчик, от своего лица сообщающий читателям историю любви, остается анонимным в продолжение всего повествования. Озаглавлено произведение женским именем Ася, которое позже стало символом появления ранее неизвестного типа литературной героини – тургеневской девушки.

Главными персонажами небольшой повести, рассказывающей о не получившейся любви, становятся два персонажа – повествователь и неожиданно ворвавшаяся в его судьбу девушка.

Писатель, совместив героя с рассказчиком, словно прячется в тени, отказываясь разъяснять действия персонажей, давая возможность читателям самим постигать содержание внутреннего мира и эмоции действующих лиц.

Описываемые в произведении события происходят в период юности Н. Н., а рассказывает он о ней многие годы спустя.

Так в повествовании появляется два временных пласта: минувшее – лучшее время с историей любви, и безотрадная реальность настоящего из-за упущенного. Героя мучает чувство сожаления об утраченных надеждах быть счастливым.

Автор умышленно не дает ответ на вопрос, виновен ли герой, а предоставляет ему самому возможность уяснить свою ошибку и последовавшее за ней наказание.

Знакомясь со своими земляками за границей, Н. Н. даже не думал, что скоро он не сможет забыть эту своенравную девочку с деланным смехом. Она с первой встречи удивила героя своей неугомонностью и непостоянством настроения. Его тревожит подозрение о том, что Ася не сестра Гагина.

Тот вынужден поведать настоящую историю девушки, ставшей его сводной сестрой. Ложная ее ситуация зародила в ней недоверие и самоуважение. Она стеснялась своих родителей и старалась быть незаметной. Спасли ее книги, из которых она почерпнула много такого, чего ей знать не следовало.

Ася сторонилась Гагина, назначенного ее опекуном до тех пор, пока не поверила, что он по-настоящему считает ее сестрой.

Рассказчик, пообщавшись с Асей на протяжение нескольких дней, чувствовал себя счастливым, еще не осознавая, что это первая ласточка любви. Гагин наперед мог предсказать результат: он сказал, что Н. Н. не женится на его сестре. Героя обрадовало известие о любви Аси, но и смутило.

Понимание своего чувства пришло слишком поздно. Тургенев считает, что у счастья не может быть завтра. Поведение Н. Н. на свидании заставило Асю разочароваться в нем и уехать. Утешившись позже, он так и не смог испытать такое еще раз. Он был осужден на скучную одинокую жизнь.

Ожидание счастья сменилось одиночеством.

(No Ratings Yet)

Источник: http://school-essay.ru/turgenev-analiz-proizvedeniya-asya.html

«Ася» И.С. Тургенева. Систематический анализ повести и разбор ее некоторых связей с немецкой литературой (стр. 1 из 5)

.

Криницын А.Б.

«Ася» И.С. Тургенева. Систематический анализ повести и разбор ее некоторых связей с немецкой литературой.

Тургенев на протяжении всего своего творчества разрабатывал данный жанр, но наиболее известными стали его любовные повести: «Ася», «Первая любовь», «Фауст», «Затишье», «Переписка», «Вешние воды».

Их также часто называют «элегическими» – не только за поэзию чувства и красоту пейзажных зарисовок, но и за характерные мотивы, из лирических становящиеся сюжетными.

Вспомним, что содержание элегии составляют любовные переживания и меланхолические раздумья о жизни: сожаление о прошедшей молодости, воспоминания об обманувшем счастье, печаль о будущем, как, например, в пушкинской «Элегии» 1830 г. («Безумных лет угасшее веселье…»).

Эта аналогия тем более уместна, что Пушкин был для Тургенева важнейшим ориентиром в русской литературе, и пушкинские мотивы пронизывают всю его прозу. Не менее важной была для Тургенева немецкая литературная и философская традиция, прежде всего в лице И.В. Гете; не случайно действие «Аси» происходит в Германии, а следующая тургеневская повесть называется «Фауст».

Реалистический метод (детально точное изображение действительности, психологическая выверенность характеров и ситуаций) органично сочетается в элегических повестях с проблематикой романтизма. За историей одной любви прочитывается масштабное философское обобщение, поэтому и многие детали (реалистические сами по себе) начинают отсвечивать символическим смыслом.

Цветение и средоточие жизни, любовь понимается Тургеневым как стихийная, природная сила, которой движется мироздание. Поэтому ее осмысление неотделимо от натурфилософии (философии природы).

Пейзажи в «Асе» и других повестях 50-х годов не занимают большого пространства в тексте, но это далеко не просто изящная заставка к сюжету или декорация заднего плана. Бесконечная, загадочая красота природы служит для Тургенева неоспоримым доказательством ее божественности.

«Человек с природой связан «тысячью неразрывных нитей: он сын ее»[i]. . Любое человеческое чувство имеет в природе свой исток; в то время как герои любуются ею, она незаметно направляет их судьбу.

Следуя пантеистическому пониманию природы, Тургенев рассматривает ее как единый организм, в котором «все жизни сливаются в одну мировую жизнь», из чего «выходит общая, бесконечная гармония», «одна из тех «открытых» тайн, которые мы все и видим и не видим».

Хотя в ней, «кажется, всё живет только для себя», в то же время все «существует для другого, в другом только достигает своего примирения или разрешения»[ii]- это и есть формула любви как сущности и внутреннего закона природы. «Ее венец — любовь.

Только через любовь можно к ней приблизиться…» цитирует Тургенев «Фрагмент о природе» Гете.

Как и все живое, человек наивно почитает себя «средоточием вселенной», тем более что он единственный из всех природных существ обладает разумом и самосознанием.

Он очарован красотой мира и игрой природных сил, но трепещет, осознавая свою обреченность смерти. Чтобы быть счастливым, романтическому сознанию нужно вобрать в себя весь мир, насладиться всей полнотой природной жизни.

Так Фауст из драмы Гете в знаменитом монологе мечтает о крыльях, глядя с холма на заходящее солнце:

О, дайте крылья мне, чтоб улететь с земли

И мчаться вслед за ним, в пути не уставая!

И я увидел бы в сиянии лучей

У ног моих весь мир: и спящие долины,

И блеском золотым горящие вершины,

И реку в золоте, и в серебре ручей.<\p>

Увы, лишь дух парит, от тела отрешась, Нельзя нам воспарить телесными крылами!

Но подавить нельзя подчас

В душе врожденное стремленье –

Стремленье ввысь… (пер. Н. Холодковского)

Ася и Н.Н., любуясь с холма долиной Рейна, так же жаждут воспарить от земли. С чисто романтическим идеализмом герои Тургенева требуют от жизни всего или ничего, томятся “всеобъемлющими желаниями” («- Если бы мы с вами были птицы, – как бы мы взвились, как бы полетели …

Так бы и утонули в этой синеве … Но мы не птицы. – А крылья могут у нас вырасти, – возразил я. – Как- – Поживите – узнаете. Есть чувства, которые поднимают нас от земли»)[iii]. В дальнейшем мотив крыльев, многократно повторяясь в повести, становится метафорой любви.

Однако романтизм самой своей логикой предполагает недостижимость идеала, поскольку противоречие между мечтой и реальностью неразрешимо.

Для Тургенева это противоречие пронизывает саму натуру человека, который есть одновременно и природное существо, жаждущее земных радостей, “счастья до пресыщения”, и духовная личность, устремленная к вечности и глубине познания, как это формулирует Фауст в той же сцене:

… две души живут во мне

И обе не в ладах друг с другом.

Одна, как страсть любви, пылка

И жадно льнет к земле всецело,

Другая вся за облака

Так и рванулась бы из тела. (пер. Б. Пастернака)

Отсюда проистекает губительная внутренняя раздвоенность. Земные страсти подавляют духовную природу человека, а воспарив на крыльях духа, человек быстро осознает свою слабость. « Помните, вы вчера говорили о крыльях?.. Крылья у меня выросли да лететь некуда», – скажет Ася герою.

Поздние немецкие романтики представляли страсти как внешние, часто обманчивые и враждебные человеку силы, игрушкой которых он становится. Тогда любовь уподоблялась року и сама становилась воплощением трагического разлада между мечтой и действительностью. По Тургеневу, мыслящая, духовно развитая личность обречена на поражение и страдание (что он показывает и в романе «Отцы и дети»).

«Асю» Тургенев начал летом 1857 в Зинциге на Рейне, где и происходит действие повести, а закончил в ноябре в Риме. Интересно отметить, что «Записки охотника», прославившиеся изображением русской природы и типами национального характера, Тургенев писал в Буживале, в имении Полины Виардо под Парижем. «Отцы и дети» сочинялись им в Лондоне.

Если пролеживать далее этот «европейский вояж» русской литературы, то окажется, что в Риме же появились на свет «Мертвые души», «Обломов» писался в Мариенбаде; роман Достоевского «Идиот» – в Женеве и в Милане, «Бесы» – в Дрездене.

Именно эти произведения считаются наиболее глубоким словом о России в литературе XIX века, и по ним европейцы традиционно судят о «загадочной русской душе». Игра ли это случая или закономерность?

Во всех названных творениях так или иначе ставится вопрос о месте России в европейском мире. Но редко в русской литературе встретишь повесть о современности, где само действие происходит в Европе, как в «Асе» или в «Вешних водах». Как это сказывается на их проблематике?

Читайте также:  Путешествие по прямой

Германия изображена в «Асе» как мирная, любовно принимающая человека среда. Приветливые, трудолюбивые люди, ласковая, живописные ландшафты как будто сознательно противопоставлены «неприютным» картинам «Мертвых душ».

«Привет тебе, скромный уголок германской земли, с твоим незатейливым довольством, с повсеместными следами прилежных рук, терпеливой, хотя неспешной работы… Привет тебе и мир!» – восклицает герой, и мы угадываем за его прямой, декларативной интонацией авторскую позицию. С другой стороны, Германия является важным культурным контекстом повести.

В атмосфере старинного городка «слово “Гретхен” – не то восклицание, не то вопрос – так и просилось на уста» (имеется в виду Маргарита из «Фауста» Гете). По ходу повести Н.Н. читает Гагину и Асе также «Германа и Доротею» Гете. Без этой «бессмертной идиллии Гете» о жизни в немецкой провинции невозможно «воссоздать Германию» и понять ее «тайный идеал» – писал А.А.

Фет (сам наполовину немец) в своих очерках «Из-за границы». Так повесть выстраивается на сопоставлениях как с русской, так и с немецкой литературными традициями.

Герой повести обозначен просто как господин N.N., и нам ничего неизвестно о его жизни до и после рассказанной истории. Этим Тургенев намеренно лишает его ярких индивидуальных черт, чтобы повествование звучало как можно объективнее и чтобы сам автор мог бы незаметно стоять за спиной героя, иногда высказываясь от его лица. Н.Н.

– один из русских образованных дворян, и произошедшее с ним каждый тургеневский читатель легко мог применить к себе, а шире – к судьбе каждого из людей. Почти всегда он симпатичен читателям. Герой рассказывает о событиях двадцатилетней давности, оценивая их с позиции новоприобретенного опыта.

То умиляясь, то иронизируя, то сокрушаясь, он делает над собой и над другими тонкие психологические наблюдения, за которыми угадывается проницательный и всезнающий автор.

Для героя путешествие по Германии – начало жизненного пути. Раз он хотел присоединиться к студенческому коммершу, то значит, он и сам недавно закончил один из немецких университетов, и для Тургенева это автобиографическая деталь. То, что Н.Н.

в немецкой провинции встречает соотечественников, кажется сколь странным, столь и судьбоносным, ведь обыкновенно он избегал их за границей и в большом городе наверняка уклонился бы от знакомства. Так мотив судьбы впервые намечается в повести.

Н.Н. и его новый знакомый Гагин удивительно похожи. Это мягкие, благородные, европейски образованные люди, тонкие ценители искусства. К ним можно искренне привязаться, но поскольку жизнь поворачивалась к ним только солнечной своей стороной, их «полуизнеженность» грозит обернуться безволием. Развитый интеллект порождает усиленную рефлексию и как следствие нерешительность.

Я скоро его понял. Это была прямо русская душа, правдивая, честная, простая, но, к сожалению, немного вялая, без цепкости и внутреннего жара. Молодость не кипела в нем ключом; она светилась тихим светом.

Он был очень мил и умен, но я не мог себе представить, что с ним станется, как только он возмужает[iv]. Быть художником… Без горького, постоянного труда не бывает художников…

а трудиться, думал я, глядя на его мягкие черты, слушая его неспешную речь – нет! трудиться ты не будешь, сдаться ты не сумеешь.

Источник: http://MirZnanii.com/a/356770/asya-is-turgeneva-sistematicheskiy-analiz-povesti-i-razbor-ee-nekotorykh-svyazey-s-nemetskoy-literaturoy

Герой повести Тургенева «Ася». Как изменилось его отношение к жизни | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

  • Автор: И. С. Тургенев
  • Произведение: Ася
  • Это сочинение списано 27 205 раз

Повесть И. С. Тургенева «Ася» рассказывает о том, как знакомство главного героя господина Н. Н. с Гагиными перерастает в историю любви, которая оказалась для героя источником как сладостных романтических томлений, так и горьких терзаний, потом, с годами, утративших свою остроту, но обрекших героя на судьбу бобыля.

Интересным является тот факт, что автор отказал герою в имени, нет и его портрета. Объяснения этому можно дать разные, но одно несомненно: акцент с внешнего И. С. Тургенев переносит на внутреннее, погружая нас в душевные переживания героя.

С самого начала повествования писатель вызывает симпатию у читателей доверию к герою‑рассказчику. Мы узнаем, что это веселый, здоровый, богатый молодой человек, который любит путешествовать, наблюдать жизнь, людей.

Недавно он пережил любовную неудачу, но с помощью тонкой иронии мы понимаем, что любовь это была не настоящая любовь, а лишь развлечение.

И вот встреча с Гагиным, в котором он почувствовал родственную душу, близость интересов к музыке, живописи, литературе. Общение с ним и его сестрой Асей сразу настроило героя на возвышенный романтический лад.

На второй день знакомства он внимательно наблюдает за Асей, которая и влечет к себе, и вызывает у него чувство досады и даже неприязнь необъяснимыми, вольными поступками. Герой не отдает себе отчета в том, что с ним происходит. Он ощущает то какое‑то смутное беспокойство, которое вырастает в непонятную ему тревогу; то ревнивое подозрение, что Гагины не родственники.

Прошли две недели ежедневных встреч. Н. Н. все более огорчен ревнивыми подозрениями, и хотя в полной мере не догадывался о своей любви к Асе, но она постепенно овладевала его сердцем. Он обуреваем в этот период настойчивым любопытством, некоторой досадой на загадочное, необъяснимое поведение девушки, стремлением понять е внутренний мир.

Но подслушанный в беседке разговор Аси и Ганина заставляет Н. Н. наконец понять, что его уже захватило глубокое и тревожное чувство любви. Именно от него он уходит в горы, а когда возвращается, то отправляется к Ганиным, прочитав записку брата Аси.

Узнав правду об этих людях, он мгновенно обретает утраченное равновесие и так определяет свое эмоциональное состояние: «Я почувствовал какую‑то сладость – именно сладость на сердце: точно мне втихомолку меду туда налили…» Пейзажная зарисовка в 10 главе помогает понять психологическое состояние героя в этот знаменательный день, становясь «пейзажем» души.

Именно в этот момент слияния с природой во внутреннем мире героя совершается новый поворот: то, что было смутным, тревожным, вдруг оборачивается несомненной и страстной жаждой счастья, которая связывается с личностью Аси. Но герой предпочитает бездумно отдаваться набегающим впечатлениям: «Я не только о будущем, я о завтрашнем дне не думал, мне было очень хорошо».

Это свидетельствует о том, что в тот момент Н. Н. был готов только наслаждаться романтическим созерцанием, он не чувствовал в себе того, что снимает благоразумие и осторожность, в то время как у Аси уже «выросли крылья», к ней пришло чувство глубокое и непреодолимое. Поэтому в сцене свидания Н. Н.

словно стремится за упреками и громкими восклицаниями скрыть свою неготовность к ответному чувству, неспособность отдаться любви, которая столь медленно вызревает в его созерцательной натуре.

Расставшись с Асей после неудачного объяснения, Н. Н. еще не знает, что его ждет в будущем «одиночество бессемейного бобыля», он надеется на «завтрашнее счастье», не ведая о том, что «у счастья нет завтрашнего дня… у него есть настоящее – и то не день, а мгновенье».

Любовь Н. Н. к Асе, подчиняясь прихотливой игре случая или роковой предопределенности судьбы, вспыхнет позднее, когда уже ничего нельзя будет поправить. Герой будет наказан за то, что не узнал любовь, что сомневался в ней.

«А счастье так было близко, так возможно…»

Источник: http://resoch.ru/geroj-povesti-turgeneva-asya-kak-izmenilos-ego-otnoshenie-k-zhizni/

Психологический анализ автора в его произведении “Ася”

Сочинения › Тургенев И.С. › Ася

Готовые Домашние Задания

И.С. Тургенев вошёл в русскую литературу, прежде всего, тонким исследователем внутренних переживаний человека, воплотившим их в необыкновенно лирической форме.

Мастером психологической анализа он проявил себя и в повести «Ася» (1858). Уже современников поражало в этом произведении глубина, точность, динамизм в изображении зарождающейся любви, непосредственность повествования.

Неслучайно Некрасов отмечал, что от этой повести «веет поэзией», светом, радостью.

Внешне произведение рассказывает о глубоком чувстве, раскрывшемся в сердце юной Аси и молодого русского путешественника, не ответившего на это чувство взаимностью, вспоминающего те далёкие дни молодости уже в одиночестве.

Внутренне эта история любви открывает духовный, психологический облик каждого персонажа, сущность которого проверяется любовью. Отсюда та тонкость в передаче душевных переживаний персонажей.

На глазах читателя они преображаются любовью, но эта любовь так и не приносит им счастья.

Искренность, правдоподобность описываемых событий передаётся через форму повествования от первого лица. Перед читателем возникает образ уже немолодого дворянина, вспоминающего себя двадцать лет назад во время своего путешествия по Рейну.

Отсюда гармоничное сочетание в повести эмоциональности, горячности восприятия молодого человека и мудрые мысли человека, прожившего жизнь.

Рассказчик одновременно описывает свои непосредственные переживания здесь, сейчас и смотрит на себя со стороны.

Этот приём позволяет настроить читателя на доверительный диалог, вместе поразмышлять над причинами несложившегося чувства, бесцельно прожитой жизни.

В молодости господин N – это наблюдательный, тонко чувствующий природу и стремящийся к общению с людьми юноша.

Он восхищается красотой природы: городок кажется ему устремленным ввысь, он наслаждается радостной игрой света, «сияющей прозрачностью воздуха».

Казалось бы, психологически он открыт большому чувству. Но автор даёт тонко понять, что в его персонаже незаметно пробуждались и эгоистические мысли: он привык жить без цели, без оглядки, воспринимал молодость как должное, хотел просто наслаждаться жизнью. Таковы были зачатки его слабоволия, трусости, явного непонимания того, что Ася любит его всей душой, открыто, свободно, всецело.

Психологически в повести возникает печальная коллизия отношений Аси и господина N. Тонкая психологическая игра начинается из-за того, что этот господин не замечает очевидного, не имеет мужества открыть своё сердце истинному чувству, взять на себя ответственность.

По силе психологических переживаний, глубине духовного мира он не сравнится с девушкой, оказавшейся в своём искреннем стремлении к любви мудрее и прозорливее его.

Тайный психологизм повести раскрывается не только через внутренние монологи-рассуждения главного героя, психологически точно описано поведение Аси, встретившей свою настоящую любовь.

Изначально эта удивительная девушка представляет собой тайну для главного героя. Он не может и не хочет уловить её внутренних переживаний, заветных мыслей, хотя они были столь прозрачными и естественными.

Внешне Ася каждый раз представала перед ним новой, неизвестной: то он казалась ему слишком подвижной, рискованной, то предельно искренней и душевной.

Она могла предстать и благовоспитанной барышней, напоминающей домовитую Доротею, истинно русской девушкой, напевающей «Матушку, голубушку» и дичком.

Столь стремительное изменение в поведении объяснялось душевными порывами Аси к любви, пониманию главного героя. Она была предельно открыта своему чувству и в то же время не знала, как выразить его, как вести себя с любимым человеком. В повести Ася проходит свою эволюцию от грациозной, мечтательной девочки до отвергнутой, обманувшейся в своих надеждах девушки.

Вместе с тем усложняется, наполняется новым содержанием её чувство. Вначале Ася предстаёт перед читателем открытой миру, не боящейся стоять над пропастью на старой башне, образно воспринимающей мир. Она могла довериться природе, людям, была внутренне свободной. Это состояние было недоступно главному герою, замыкавшего себя вокруг собственного Эго. Поэтому его брала досада, глядя на Асю.

Вместе с тем у неё проявлялась дерзкая усмешка, объясняемая ущемлённым самолюбием, двойственным положением Аси в обществе. По происхождению она – незаконнорожденная дочь богатого помещика, отца Гагаева.

По воспитанию и взглядам на жизнь – благородная дворянка, которая была способна на трудный подвиг, жертву. Двойственное положение развило в героине недоверчивость, самолюбие. Она стыдилась мучительных переживаний по поводу своего происхождения. Всё существо Аси стремилось к правде.

Она привыкла предъявлять высокие духовные требования к себе и людям, которые её окружают. Неслучайно в повести говорится, что Ася напоминает рафаэлевскую Галатею. Это не девушка-«хамелеон», как думал о ней господин N. Это сильная личность, требующая во всём правды, откровенности.

Это внешне хрупкая, грациозная девушка, обладающая огромным духовным потенциалом.

Силу переживаний Аси трудно сравнить с малодушием главного героя, переступающего через своё чувство ради нелепых предрассудков. В людях Ася больше всего презирает лесть и трусость.

Именно поэтому во время окончательного объяснения с главным героем, видя его нерешительность и слабоволие, она незамедлительно уходит от него, уходит навсегда. Тургенев показывает, какой силы, духовного взлёта достигало чувство Аси, когда она признаётся, что готова взлететь, как свободные птицы.

Ася настолько открылась своей любви, что готова была доверить свою судьбу господину N.

Сколько душевности, признательности заложено всего в одном слове, которое она произнесла во время их последней встречи – «ваша»! Ася мучится, переживает, не хочет, чтобы её считали легкомысленной, даже заболевает из-за неопределённости в отношении к ней главного героя. А тот в свою очередь стал упрекать её за чрезмерную открытость, искренность.

Только спустя много лет, после приобретённого опыта рассказчик понимает цену того, чего он лишил себя. Он не увидел, не почувствовал своего счастья, которое само открывалось ему. Всему виной Эго, вызывающее малодушие, страх, предрассудки.

Мастерство тайного психологизма И.С.

Тургенева в этой повести находит своё выражение в раскрытии внутреннего мира двух столь далёких друг другу персонажей, один из которых своей любовью мог обнять весь мир, взлететь на небеса, другой же так и остался на земле, печально смотрящим на небо.

Сочинения по теме:

  • Свидания героев и их разные намерения в одной из глав повести “Ася” сочинение
  • Кульминационный момент всей повести, или чего ожидали от встречи сами герои. Повесть Тургенева “Ася” сочинение
  • Новая, неизвестная, подвижная и энергичная Ася в повести Тургенева сочинение
  • Свидания героев и их разные намерения в одной из глав повести “Ася” сочинение

Источник: http://1soch.ru/turgenev-is/asya/psihologicheskiy-analiz-avtora-v-ego-proizvedenii-asya

Ссылка на основную публикацию