Филька: характеристика и образ героя произведения-сказки к.г. паустовского “теплый хлеб”

К.Г. Паустовский. Герои и их поступки в сказке “Теплый хлеб”

Тема урока: К. Г. Паустовский. Герои и их поступки в сказке «Теплый хлеб». Урок литературы в 5 классе.

Цели урока: а) обучающая – раскрытие системы образов сказки К. Г. Паустовского «Теплый хлеб» в процессе ее анализа (характеристика героев, анализ эпизодов через авторское отношение к героям)

б) развивающая – умение давать личностную интерпретацию произведению, развитие творческих способностей и воображения учащихся

в) воспитывающая – прививать любовь к чтению произведений.

Оборудование урока: учебник В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И. Коровина, иллюстрации, таблица.

Методика проведения: комментирование иллюстраций, заполнение таблицы, проблемные вопросы, работа с текстом.

Ход урока

(Ребята знакомятся с листами оценки своей деятельности)

– Ребята, сейчас мы вспомним сюжет прочитанного произведения К. Г. Паустовского «Теплый хлеб». Перед вами лежат листочки, на них записаны слова. Ваша задача-распределить эти карточки так, чтобы восстановить содержание произведения.

  1. Кавалеристы, раненый конь, мельник Панкрат, хлеб

  2. Страшная метель

  3. Слезы, сорока на дереве

  4. Деревня, мальчики

  5. Буханка свежего хлеба

– Вы познакомились с содержанием произведения. Как вы думаете, что мы будем делать на уроке? Что будем обсуждать?

– Итак, тема сегодняшнего урока…

– Определите, к какому жанру относится это произведение? Найдите особенности этого жанра в тексте.

– Вы любите сказки? Чем они интересны? Привлекают ли современных детей сказки?

3.Объснение нового материала

Анализ текста. Проблемные вопросы.

-Как конь очутился в деревне Бережки?

-Кто вылечил коня? Найдите в тексте описание этого человека. Что толкнуло его на такой поступок?

-Почему Панкрат разрешил коню ходить по деревне?

-Как Филька отнесся к появлению коня возле дома?

– Что сделал Филька? Правильно ли он поступил?

-Ребята, можно ли так обращаться с хлебом. Приведите примеры пословиц о хлебе.

  • Примеры пословиц:
  • Хлеб батюшка, водица матушка.
  • Хлеб в пути не тягость.
  • Хлеб — дар божий, отец, кормилец.
  • Лучше хлеб с водою, чем пирог с бедою.
  • Хлеб на стол, так и стол престол; а хлеба ни куска — и стол доска.
  • Сей хлеб, не спи, будешь жать, не станешь дремать.
  • Не жди урожая, сей жито, хлеб будет.
  • Не земля хлеб родит, а небо.
  • И пес перед хлебом смиряется.
  • Пересев хуже недосева.
  • Когда рожь цветёт, нельзя холстов белить.
  • Без хлеба смерть, без соли смех.
  • Калач приестся, а хлеб никогда.

– Какое впечатление вызывает у вас поступок мальчика?

-Как отнесся Филька к рассказу бабки?

Когда Филька понял , что поступил очень плохо?

Найдите в тексте место, где происходит примирение Фильки с конем.

-Что в сказке реальное и что фантастическое? (Pабота по тексту, высказывание в устной форме)

-Найдите общее между сказкой К.Г.Паустовского и русскими народными сказками.

-Назовите реалистичных героев.

Составление таблицы

Филька в начале сказки Филька в конце сказки

-Изменился ли герой? Что побудило его измениться?

– Так чему же научился Филька в сказке Паустовского?

(Филька научился отвечать за свои поступки; прошёл через страх, угрызение совести; получил за свою решимость признать ошибку бескорыстную помощь детей и взрослых; приобрёл опыт очищения души, когда от сделанного доброго дела становится светло на душе и тепло на сердце.)

-Почему произведение названо «Теплый хлеб»?( Работа по словарю, нахождение значения слова «теплый»)

(«Теплый»-данный рукой, от души.)

Самостоятельная работа по группам. Составление синквейнов по алгoритму

.1 Душа

2 Холодная

3.Согревает, сочувствует

4. Осознал, понял ошибки

5 Филька

6.Вкусный, душистый

-Какая задача была перед вами в начале урока?

-Удалось ли ее решить?

-Что вам понравилось больше всего на уроке ?

  1. Оценивание работы. Работа с листками оценивания.

1.Творческое задание. Нарисовать понравившегося героя сказки «теплый хлеб»

2. Написать сочинение «Чему меня научила сказка К. Паустовского «Теплый хлеб».

Источник: https://multiurok.ru/files/k-g-paustovskii-gieroi-i-ikh-postupki-v-skazkie-ti.html

Филька из рассказа «Тёплый хлеб»: краткая характеристика, сочинение о герое

Фильку, по нашим меркам и тем эпитетам, которые как правило применяют, отображая характер того или ного персонажа, можно уверенно назвать трудным подростком. В то же время, литературные критики, характеризовали этого паренька, как героя, ну с очень ершистым характером.

Такую характеристику парня, подтверждает то, что едром его характера, являются такие качества, как недоверие и нелюдимость. При этом эти качества, которые уже можно отнести к антисоциальным, еще к тому же подкреплялись злобой и черствостью.

Однако в последствии у парня происходит переоценка ценностей и он выходит из образа социопата и при этом трансформируется, в положительного героя и паренька.

Какая характеристика Фильки из рассказа Тёплый хлеб?

В начале произведения Филька был мальчиком грубым, поэтому его и называли Ну тебя! Он мог нагрубить кому угодно, и старому, и молодому, со всеми говорил пренебрежительно. Он ударил коня, потянувшегося за хлебом в руке мальчика. После этого стужа обрушилась на деревню. В конце Филька переменился, осознал, что был неправ, научился сострадательности, превратился в положительного героя.

Главный герой рассказа мальчик с именем Филька. Но он был не особо добрым ребенком, к нему нельзя было обратиться с просьбой, он был груб или насмешлив. Он считался нелюдимым ребенком и очень злым. Он поступил жестоко по отношении с коню, который стал увечным и ходил выпрашивая корм от дома к дому в селе.

Но он вовремя все исправил и понял, что только доброта может спасти все в этом мире.

Фильма сильно раскаивался и просил прощение у коня, на это тоже нужна сила воля.

Поэтому Филька во время рассказа о нем меняет свои характеристики, из злого ребенка он превращается в сострадавшего другим. И показывает жителям села свои другие положительные характеристики.

Он показал трудолюбие и свои способности организатора, поняв что можно быть другим и положительным героем.

Что можно сказать о характере Фильки, судя по его поступкам? Почему его звали «Ну Тебя»?

Филька из рассказа Паустовского «Тёплый хлеб» по характеру был очень резким мальчиком. Он мог запросто проявить свою грубость к другому человеку, с которым он общался. Так же он поступил и с конём, который после того как стал калекой остался одиноким и жил в их деревне, бродя от дома к дому.

Его жалели и подкармливали жители деревни. <\p>

А Филька поступил с ним грубо и ударил его по морде, когда голодный конь потянулся за краюшкой хлеба, которая была в руках Фильки.

После чего в деревне стали твориться страшные несчастья: небывалой силы метель накрыла деревню и жители могли все погибнуть, ведь даже воды они не могли достать из колодца, которые до дна промёрзли.

Филька понял свою вину и раскаялся. Он нашёл в себе силы осознать свою неправоту и попросить прощение у коня. Они подружились.

Источник: http://faston24.ru/filka-iz-rasskaza-tyoplyj-hleb-kratkaya-harakteristika-sochinenie-o-geroe/

Чему учит сказка К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»

Недавно мне удалось прочитать рассказ Паустовского Теплый хлеб. Как оказалось – это прекрасное произведение советского писателя-гуманиста, который предпочитал писать о простых людях.

Его произведения перекладывались на многие языки.

Все его герои похожи на таких же мальчишек и девчонок как и мы, поэтому его рассказы, такие как сказка Паустовского Теплый хлеб для читательского дневника, очень близки и понятны всем.

Рассказ переносит читателя в военное время в простую деревушку, где проходил солдат с раненым конем. Животное тот оставил, и о нем заботился Панкрат – местный мельник. А после и все жители старались накормить коня, что захаживал в каждый двор и являлся общественным.

Однажды лошадь пришла и во двор, где жил агрессивный Филька Ну тебя. В тот момент мальчик ел хлеб и тем самым привлек к себе голодного коня. Однако не поделился он с лошадью, и вместо этого, выбросил хлеб, а лошадь ударил.

Своим бездушием Филька чуть было не совершил катастрофу, ведь на деревню опустилась суровая зима с лютыми морозами. Вся вода замерзла, а мельница стала. Бабушка рассказала внуку, что такое уже было много лет назад, когда обидели старого раненого солдата.

Видимо и сейчас в деревне завелся злой человек, ведь такое происходит от людской злобы.

Понял свою ошибку Филька, пошел к мельнику и приложил все свои усилия, чтобы все исправить, в том числе и помирился с конем, угостив его свежим теплым хлебом.

Главные герои

Центральным персонажем сказки Паустовского оказался мальчик из деревни, что проживал с бабушкой. Это был злобный, черствый и недоверчивый мальчишка, постоянно отказывающий в помощи своим знакомым и друзьям. В его сердце не было тепла и любви к живым существам, поэтому он с легкостью обидел коня, не понимая, насколько жестоко поступает с лошадью.

Только после разговора с бабушкой, Филька понимает свою ошибку и все быстро исправляет. И здесь мы видим другие черты, что раскрылись к концу сказки Паустовского Теплый хлеб. Мы увидели Фильку трудолюбивым, сообразительным, обладающего организаторскими способностями.

Увидели героя, который сумел увидеть и признать ошибку, сумел заслужить доверие и прощение у лошади.

Еще один из героев, которого хочется выделить, это Панкрат. Он был мельником и приютил раненое животное. Это рассудительный герой, с жизненным опытом за плечами, мудрый и отзывчивый. Он не отказывает мальчику в возможности все исправить и дает возможность показать, что даже в таких хулиганах имеется что-то человеческое и хорошее.

Главная мысль

В произведении Теплый хлеб главной мыслью автора является желание показать читателям, насколько важно быть отзывчивым, щедрым и добрым.

Ведь доброта – это ценнейшее человеческое качество, а все хорошие поступки отзовутся добротой других людей. А вот черствость и равнодушие приводит к беде.

При этом писатель говорит о том, что каждый из нас может быть злобным Филькой, но главное вовремя осознать ошибку и раскаяться, став милосерднее, отзывчивее и добрее.

Слушать сказку Паустовского Теплый хлеб

  • в дневник теплый хлеб
  • К Г Паустовский краткий анализ сказки
  • мне понравилась книга теплый хлеб
  • славная мысль сказки теплый хлеб паустовский
  • теплый хлеб читательский дневник

Источник: http://sochinyshka.ru/chemu-uchit-skazka-k-g-paustovskogo-tyoplyj-xleb.html

«Теплый хлеб» главные герои

Сказка Паустовского «Теплый хлеб» учит милосердию и состраданию, суть этого сказочного рассказа в том, чтобы человек задумывался о своих поступках, предвидел последствия.

Главная мысль произведения, не быть равнодушным, помнить о том, что всегда можно исправить свои поступки, главное, осознать и понять, раскаяться, и попросить прощения.

В «Теплом хлебе» герои не только люди, но и животные, и природа, и порой бывает так, что и у них бывает не зазорно попросить прощения. Только достойным поведением можно заслужить уважение к себе, что прекрасно понял герой этой сказки-были.

Главный герой «Теплого хлеба» – мальчик Филька, из-за которого и случилось в деревне несчастье. Характеристика героя Фильки не отличается положительными чертами, герой этот не очень хороший мальчик. Злой, жадный, угрюмый, относится ко всем настороженно и недоверчиво. Грубит не только своим сверстникам, но и бабушке, которая растит неласкового внука. Один раз Филька обидел коня, которого подкармливала вся деревня. Сначала он пожалел ему кусок хлеба, а после, бросил хлеб в снег. Началась метель, бабушка объяснила, что это злоба людская, и надо исправлять положение. Филька все понял, и попросил у лошади прощения.
Старая фронтовая лошадь в сказке Паустовского является мерилом человеческих качеств, выявляет пороки и достоинства людей. Лошадь была ранена, ее оставили мельнику бойцы, проходившие через деревню. Был голод, и каждый из жителей старался покормить лошадь. Когда конь постучался в дом, где жили Филька с бабкой, ее не было дома, и Филька обидел коня. Конь махнул своим хвостом, и в ответ на Филькину злобу, поднялась сильная буря, речка промерзла до дна, мельница стала. Виной этому была Филькина злость и жадность. Конь, в конце концов, простил Фильку.
Старый мельник, приютивший раненого коня. Это умный и мудрый человек, который все знает. Он любит и уважает свою лошадь, получившую ранение на войне. Когда к нему за советом прибежал Филька, мудрый мельник не сказал ему, как надо поступить, а дал время, чтобы мальчик сам понял свою вину, осознал ее, и чтобы сам решил, как исправить положение. Мальчик все правильно понял, и нашел верное решение, предложил собрать мальчишек, и раздолбить лед. Старый мельник поддержал это решение, и со своей стороны сказал, что позовет стариков.
Бабушке не нравится, какой грубый растет Филька, и она ругает его за это. Когда началась буря, бабушка рассказала внуку, что это происходит от того, что появляется злой и жестокий человек, равнодушный к чужому горю. Накопивший злобу такой человек совершает какой-то плохой поступок, и тогда начинается сильная метель, и ударяет сильный мороз, убивая все живое. Она дала понять Фильке, что человек должен исправить свое злое дело, тогда снова все будет хорошо. Это очень мудрая и добрая бабушка, которая своими делами и словами учит внука, как надо поступать.
Фактически, является сказочным персонажем, олицетворяющим человеческие недостатки. Показывает, каким не надо быть, если хочешь, чтобы к тебе относились с уважением и доверием.
Жители деревни, которые решили простить Фильку, и помочь ему. Показали, что дружба способна на многое, главное, не быть равнодушным. Всей деревней жители вышли на лед, жгли костры и работали ломами, и погода начала исправляться, стало тепло, вода хлынула на мельницу, и мельница заработала. Мельник намолол муку, и во всех домах начали печь хлеб. Филька принес свежего хлеба коню, и все ребята попросили, чтобы он простил Филькину глупость.
Читайте также:  Живописные ленские столбы

Будь в числе первых на доске почета

Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/teplyy-hleb/glavnye-geroi-harakteristika.html

Герой произведения тёплый хлеб

  «Теплый хлеб» – реалистичная сказка русского писателя Константина Георгиевича Паустовского.

  Главные герои:

  • старый мельник Панкрат;
  • мальчик Филька.

  Также немаловажная, и даже основная роль, отводится в сказке раненному коню.

Характеристика героев и краткое описание событий

История и характеристика Панкрата

  Во время войны проходила мимо деревни Бережки немецкая кавалерия. Один из их коней подорвался на мине, поранил ногу, и его раненного бросили  в этой деревне.

Старый мельник Панкрат, всю свою жизнь молотивший муку и содержавший мельницу, взял коня на попечение, выходил его и оставил у себя. Благодарный конь стал помогать мельнику во всем.

Коня в деревне любили, почитали, подкармливали, кто чем мог, так как Панкрату было очень тяжело прокормить животинку в одиночку.

  Панкрат в сказке описан как человек работный, неленивый, ответственный. Местные мальчишки побаивались старика, даже называли его колдуном. Работа у Панкрата в деревне была самая ответственная – перемалывать муку для хозяек, чтобы хлеб пекли, чтобы в зиму во время войны с голоду не умереть. Вся надежда была на мельницу и старика.

История и характеристика Фильки

  В сказке Филька описывается как мальчик нелюдимый и недобрый, к людям относился с недоверием, ему даже дали прозвище «Ну тебя».

  В день, когда произошли загадочные и несчастливые события Панкрат как раз собирался молотить новую порцию зерна. Раненный конь ходил по деревне и стучался мордой в дома людей, ожидая угощений.

Постучал он и в дом, где жил мальчик Филька со своей бабушкой. Калитку мальчик отворил, но угощения коню не дал, ударил его по морде, а хлеб выкинул в снег.

Сильно плохо мальчик с раненным конем поступил.

  Страшный холод и мороз тут же наступил в деревне, река замерзла, и больше не было возможности крутить колесо мельницы. Люди остались без муки и хлеба. Виной всему был Филька.

Желая искупить свою вину, мальчик придумал способ спасти деревню от голода – собрал всех в деревне раздолбить лед в реке, да разжечь костры. Затея удалась. В тот же вечер мельница намолола муки, и в каждом доме был хлеб.

Повинился мальчик и перед конем, принес хлеб и расплакался перед ним на всю деревню. Конь дар принял, а мальчика простил. С тех пор все стало хорошо в деревне, а вскоре и война закончилась.

  Своей сказкой Паустовский хотел научить людей многому, в том числе:

  • быть ответственными за свои действия,
  • избегать злобы и равнодушия,
  • помогать друг другу в сложных ситуациях,
  • быть добрыми и не причинять обид всему живому.

Источник: http://VashUrok.ru/questions/geroy-proizvedeniya-tyopliy-hleb

Тема: К Г Паустовский «Теплый хлеб» Герои сказки Экспозиция Завязка

Пантус Светлана Николаевна, учитель русского языка и литературы школы № 247 Красносельского района Санкт-Петербурга

Урок 1 Тема: К. Г. Паустовский «Теплый хлеб». Герои сказки. Экспозиция. Завязка

Цели: Убедить пятиклассников в необходимости внимательного чтения. Начать знакомство со сказкой К. Г. Паустовского «Теплый хлеб». Учить выделять детали, необходимые для характеристики героя.

Актуализация знаний. Сегодня мы начинаем знакомство со сказкой К. Г.Паустовского «Теплый хлеб». А какие произведения этого автора вам уже знакомы? О чем они? («Степан и Фунтик», «Барсучий хвост», «Первый снег», «Кот-ворюга).

Вступительное слово учителя. Константин Георгиевич Паустовский (1892 – 1968) – человек, который любил природу, знал ее; писатель, который очень серьезно относился к творчеству. Познакомимся со словами Паустовского о чтении (учебник с.

88):

Размышления над цитатой Паустовского. – Что значит уметь читать? (Понимать прочитанное, вникать в замысел.) – Кого можно назвать умным, добрым и верным другом? (Того, кто поможет, подскажет, не оставит в беде.

) – Для каждого ли книга может стать другом? (Только для того, кто внимательно читает, задумывается над прочитанным). Обобщение учителя. Чтобы книга стала хорошим другом, необходим труд и писателя, и читателя.

Мы с вами как читатели должны быть чуткими и внимательными к слову писателя, только тогда книга сможет подсказать и дать добрый совет.

Знакомясь со сказкой К. Г.Паустовского «Теплый хлеб», будем читать внимательно, задумываясь над каждым словом, чтобы понять советы автора. Сказка была написана в 1954 году и впервые напечатана в детском журнале «Мурзилка».

О чем вам говорит дата 1954 год? (Прошло 9 лет после победы в Великой Отечественной войне) Читая сказку, мы должны будем ответить на вопрос: « Что хотел сказать Паустовский детям в трудное послевоенное время?»

Комментированное чтение сказки. Чтение вслух первого абзаца. – Когда происходят события? (В годы Гражданской войны).

– Где происходят события? (В обычной русской деревне). Чтение вслух до слов «да ну тебя надоела» Первое знакомство с героями.

– Назовите героев сказки. (Конь, Панкрат, Филька). – Что автор говорит о каждом герое? Конь был ранен во время войны, труженик, терпеливо выполнял тяжелую работу, помогал мельнику Панкрату, все жители деревни считали своим долгом заботиться о нем.

Панкрат – мельник, живет в стороне от людей (мельница обычно находилась на краю деревни или в стороне от нее), умный и проницательный («быстрые глаза»), из-за этого, наверно, его и считали колдуном. Мало разговаривает, много работает. Видит человека насквозь.

Филька – молчаливый, недоверчивый мальчик, был неласковым, ни с кем не дружил, ему дали прозвище «Ну Тебя».

– Как это прозвище характеризует героя? (Фильке наплевать на сверстников, на старших, он думает прежде всего о себе). Чтение вслух до слов « или ничего такого не было».

– Дальше мы с вами узнаем, какие удивительные дела случились в Бережках. А сейчас поразмышляем над тем событием, из-за которого все произошло. Вспомните, как называется событие, которое начинает действие. (Завязка).

– Какое событие будет завязкой этой сказки? (Филька обижает коня).

– Как называется та часть сказки, которая была до завязки? (Экспозиция). – О чем была экспозиция сказки «Теплый хлеб»? (Узнали когда и где происходят события, познакомились с героями). Анализ завязки.

– Как Филька обидел Коня?  Во-первых, наотмашь ударил Коня по губам, то есть сильно размахнувшись. Во-вторых, обозвал дьяволом и христарадником. (На Руси христарадниками называли людей, которые просили милостыню: «Подайте Христа ради».

Оскорбительным это слово не считалось, подавали кто сколько мог, проявляя жалость и доброту)

– Почему Филька так поступил? (Просто потому, что Конь помешал ему есть хлеб, а Филька не привык думать ни о ком кроме себя) Домашнее задание: Дочитать сказку Задания по выбору учащихся или по вариантам.

а) Используя различные толковые словари, объяснить значения слов: треух, ходули, картуз, удила, хомут, полынья. Для объяснения слов: треух, ходули, картуз – нарисовать иллюстрации и подобрать подписи из текста.

б) Проиллюстрировать одну (или несколько) пейзажную зарисовку. в) Подготовить пересказ, близкий к тексту «Рассказ старой бабки о древней истории».

Источник: http://www.testsoch.info/tema-k-g-paustovskij-teplyj-xleb-geroi-skazki-ekspoziciya-zavyazka/

Презентация – Нравственные уроки сказки К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб»

Слайд 1

Нравственные уроки сказки К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб». Реальные и фантастические события и персонажи сказкиКашпур Наталья Ивановна ГБОУ Гимназия № 261 Санкт-Петербурга 2015

Слайд 2

Цели:развивать навыки анализа текста, характеристики героев; расширять словарный запас; выявить элементы сказки в произведении; обсудить нравственные проблемы.

Планируемые результаты: знание основных сведений о жизни и творчестве К.Г.

Паустовского, содержания и героев сказки; владение элементами анализа текста; умение объяснять значение диалектных и устаревших слов; описывать иллюстрации и соотносить их с текстом.

Слайд 3

К.Г. Паустовский родился 18 мая 1892 г. в Москве, в семье железнодорожного служащего. Детство прошло на Украине, в деревне, потом в Киеве.

Гимназия, затем Киевский университет, переход в Московский, но закончить его не удалось. Началась первая мировая война в 1914 г. Затем Гражданская война, в которой К.Г.

Паустовский участвовал в боях с петлюровскими бандами, потом был матросом, трудился подручным в рабочей артели, потом стал журналистом.

Слайд 4

Ряд своих произведений Паустовский написал специально для детей. Среди них есть и несколько сказок: «Теплый хлеб», «Похождения жука-носорога», «Стальное колечко» и другие. Писатель серьезно относился к сказкам. «Сказка нужна не только детям, но и взрослым,—говорил он.

— Она вызывает волнение — источник высоких и человеческих страстей. Она не дает нам успокоиться и показывает всегда новые, сверкающие дали, иную жизнь, она тревожит и заставляет страстно желать этой жизни». Сказки Паустовского всегда добрые и умные.

Они помогают пристально вглядеться в красоту родной земли, учат любить ее, беречь все, что украшает нашу жизнь.

Слайд 5

Красоте родной земли, душевному богатству наших людей посвящена сказка Паустовского «Теплый хлеб». Написана она была в 1945 году, в конце войны. Действие сказки происходит в трудные годы. В деревнях остались лишь старики, женщины и дети, да и у тех не хватало зерна, не было ни сеялок, ни тракторов, пустовали старые разрушенные мельницы…

Слайд 6

Словарная работаКартуз – мужской головной убор с козырьком. Христорадники – нищие, те, кто побирается, просит. «Христа ради». Дюже – сильно. Треух – зимняя шапка.

Слайд 7

Составьте кластер «Персонажи сказки» Панкрат Бабка КоньСорокаСтарикиРебята Ветер

Слайд 8

В какое время года в деревне Бережки началась мирная жизнь? Ответ обоснуйте информацией текста.Конец лета – начало осени, так как в тексте сказано, что «ветер качал спелую рожь».

Слайд 9

Завязка Филька нехотя встал, вышел за калитку.

Слайд 10

Анализ завязки- Как Филька обидел Коня? Во-первых, наотмашь ударил Коня по губам, то есть сильно размахнувшись. Во-вторых, обозвал дьяволом и христорадником.

(На Руси христарадниками называли людей, которые просили милостыню: «Подайте Христа ради».

Оскорбительным это слово не считалось, подавали кто сколько мог, проявляя жалость и доброту) – Почему Филька так поступил? Просто потому, что Конь помешал ему есть хлеб, а Филька не привык думать ни о ком, кроме себя.

Слайд 11

Последовательность действий Фильки

Слайд 12

Заполните таблицу «Качества характера Фильки» Качества характера Обоснование данного утверждения текстом Филька нехотя встал, вышел за калитку. Наотмашь (то есть сильно размахнувшись) ударил коня по губам. Закинул хлеб далеко в рыхлый снег. На вас не напасёшься, на христорадников! Вон твой хлеб! Иди копай его мордой из-под снега! Иди копай!

Слайд 13

Роль детали в тексте Большая роль в тексте отводится детали, которая по-особому характеризует героя. – Какая деталь привлекла наше внимание? (Слеза, что вытекла из глаз коня). Значит, животные тоже плачут, у них тоже есть душа. И Филька ранил его душу. – Какой приём использовал автор? (Раненая душа – метафора. Это боль, обида, страдание..)

Слайд 14

Найдите ключевые слова и выражения, помогающие понять, как реагирует природа на зло, совершённое Филькой. Как называется такой приём?

Слайд 15

Звукопись (аллитерация): повторяются звуки р, з, с, имитирующие свист ветра, рёв бури.Ветер завыл, засвистал, вздул снег; неслись столбы снежной пыли; звёзды примёрзли к небесному своду; ревела, обезумев, метель; замёрзли колодцы.

Слайд 16

Определите значение слова «злорадный» (окрик). Напишите толкование этого слова. Злорадный – качество предмета, обозначающее злобную радость при несчастье, неудаче другого. Злорадность – чувство удовлетворения, злобной радости, испытываемое при неудаче, несчастье другого.

Слайд 17

Классифицируйте средства языковой и художественной выразительности при описании метели, которая поднялась после злорадных слов Фильки. Средства языковой и художественной Пример из текста выразительности Завыл, засвистел снег. Пронзительный ветер. Глаголы при описании метели. Взвивались столбы снежной пыли, неслись + однородные деепричастия.

Слайд 18

Вывод:К. Г. Паустовский показывает нам Единство мира людей, природы, животных. Как оно проявляется? Поступки человека влияют на мир природы и животных.   Что отличает людей? Умение видеть последствия – главное отличие человека.

Слайд 20

Найдите в тексте слова (слово), указывающие (-ее) на чувства Фильки после рассказа бабушки о морозе столетней давности. Какие чувства испытывает Филька? «Хрипло (спросил) – Филька волнуется, боится.

Слайд 21

Общие черты характера мужика и ФилькиСолдат попросил хлеб Конь потянулся к хлебу Злой: «не добр был к Злой: «не добр был к коню» солдату Крикливый: «злой, Крикливый: «Да ну тебя! крикливый» Дьявол!» Жадный: «не дал в руки, Жадный: «на вас не напасёшься, кинул» на христорадников» Грубый: «швырнул хлеб» Грубый: «закинул хлеб далеко» Высокомерный: «Раз Высокомерный: «Вон твой хлеб! голодный – поднимешь» Иди копай!»

Слайд 22

Но ведь мужик обидел человека, а Филька –раненое животное. Это существенная разница? Разницы нет никакой, так как ни человека, ни животное обижать нельзя.  

Слайд 23

Перечислите причины, по которым, по мнению бабушки, всех ждёт «неминучая смерть».Замёрзли колодцы. (Воды нет). Мука у всех вышла. Мельница работать теперь не сможет, потому что река застыла до самого дна.

Слайд 24

Перечислите причины, которые по мнению бабушки, привели к тому, что «стрясся тот мороз».Злоба людская. Охлаждение сердца. Дурной человек, обидчик. Злое дело (злодейство).

Слайд 26

Филька совершил плохой поступок. Известно ли вам, что такое деяние называют еще проступком? А в духовной литературе, в Библии, принято называть плохое дело грехом. Знаете ли вы, что означает слово грех? Давайте обратимся к толковому словарю.

В словаре Владимира Даля мы читаем: «Грех – это поступок, противный Закону Божию, вина перед Господом». Каково происхождение слова? На этот вопрос нам дает ответ Этимологический словарь под редакцией Н.М. Шанского.

Читайте также:  Растения смешанных и широколиственных лесов

«Грех – это общеславянское слово, образовано от слова грети и суффикса -хъ, то есть это «то, что жжет, мучает, вызывает сомнение».

Слайд 27

 Обратим внимание на рассказ о лисице, которая заметила тень сороки:«Сорока была опытная, старая и нарочно летела у самой земли, потому что от деревень и лесов все-таки тянуло теплом и сорока не боялась замерзнуть.

Никто ее не видел, только лисица в осиновом яру высунула морду из норы, повела носом, заметила, как темной тенью пронеслась по небу сорока, шарахнулась обратно в нору и долго сидела, почесываясь и соображая: куда ж это в такую страшную ночь подалась сорока?»

Слайд 28

За советом к Панкрату Паустовский назвал своего героя Панкрат. Почему Панкрат? Обратимся к словарю имён. Панкрат в переводе с греческого обозначает всевластный, всесильный, всемогущий. Имя способно наделить человека твёрдостью, прямолинейностью, решительностью и довольно острой реакцией на какое-либо негативное воздействие.

Слайд 29

Соответствует ли имя характеристике героя, его поступкам? Полностью соответствует. Ведь Панкрат починил мельницу, от которой зависит жизнь деревни. Мальчишки считали его колдуном, то есть всемогущим. Даже бабка, повидавшая на своём веку немало, и то называла его хитрым, учёным, подчёркивая его мудрость опыт, а значит, силу.

Слайд 30

Что делать человеку, допустившему ошибку? Как её исправить? Движение по дороге жизни превращается в подъём по лестнице.

Слайд 31

Путь Фильки к добру. Этапы покаянияОсознание греха, стыд за неправедное делоПризнание своей виныПреодоление страха наказания и стыдаЧистосердечное раскаяние и покаяниеИскупление грехаБлагодарность за урок

Слайд 33

Простой мирный труд — починка мельницы, разбивание льда, приготовление хлеба — превращается у Паустовского в волшебный и радостный праздник. Мастерство писателя в том, чтобы открывать чудеса вокруг нас, в простых делах каждого дня.

Слайд 34

Почему сказка называется «Тёплый хлеб»? Чтобы объяснить название, мы обратимся к каждому слову. а) Сначала вспомним, как на Руси относились к хлебу. Нам помогут в этом пословицы. (Реализация индивидуального домашнего задания). Хлеб – всему голова. Хлеб да вода – крестьянская еда.

Хлеб сердце человеку укрепит. Хлеба нет – и друзей не бывало. Хлеба нет – и корочки в честь. Хлеба ни куска – и в горнице тоска. Хлеба край – и под елью рай, хлеба ни куска – в полатях возьмет тоска. Мы видим, как уважительно, с почтением относились к хлебу.

  б) Какие значения имеет слово «тёплый»? Тёплый 1) не успевший остыть, 2) свежий, 3) добрый, побеждающий зло в) Почему сказка называется «Тёплый хлеб»? (Тёплый хлеб помог помириться Фильке с конем.

Хлеб был тёплым не только потому, что его недавно испекли, но потому, что был согрет теплом души, общей радостью).

Слайд 35

Смысл заглавия сказки Уже в названии сказки Паустовский мастерски сочетает конкретный и философский смысл, прямое и переносное значение слова «тёплый». Происшедшие в деревне Бережки удивительные события помогли Фильке стать другим, «потеплеть» и к людям, и к животным, и ко всему окружающему миру. Тёплый хлеб – это самое дорогое, отданное от сердца, с душой, с заботой о ближнем.

Слайд 36

Докажите, что перед нами литературная сказка. Сказка «Тёплый хлеб» литературная, поскольку, во-первых, у неё есть автор, во-вторых, в ней с самых первых слов создается впечатление, что это не сказочная, а правдивая история.

Это достигается благодаря тому, что в самом начале сказки называется место, где происходят события, — деревня Бережки — и указывается время действия: «Когда кавалеристы проходили через деревню Бережки, немецкий снаряд разорвался на околице…

» Кавалеристы и немецкий снаряд — это детали, которые указывают, что такое могло происходить во время Гражданской войны.

Слайд 37

С какой целью автор вводит в произведение о реальных событиях и реальных героях сказочные мотивы? Сказочные герои Реальные герои Сорока Филька Силы природы Конь Мельник Панкрат Бабка Фильки Жители деревни

Слайд 38

Сказочные события Реальные события Топнул конь ногой – засвистел Война, раненый конь, ветер, упал на землю лютый равнодушный мальчик, мороз. жители деревни. Легенда о происшествии Инвалид, просящий подаяние столетней давности. Мальчик, обидевший коня.

Говорящая сорока приводит Совместная работа, тёплый ветер. возвращение к жизни мельницы. Радость прощения и примирения с конём. Природа является мерилом человеческих поступков.

Сказочные сцены природы помогают Фильке осознать свой поступок и искупить вину перед раненым конём.

Слайд 39

Вывод: надо делать добро, а если ошибёшься, то не надо бояться покаяться и исправить ошибку. Надо уметь прощать ошибки, ведь ошибиться может каждый. Сказка учит нас ответственности за свои поступки, доброте, милосердию не только к человеку, но и к животным.

Слайд 40

Передайте содержание текста несколькими предложениями. Запишите получившийся текст.Кратко, в обобщённой форме осветить описанные в тексте факты, явления или события. Вычленить наиболее важный материал.

Самостоятельно подобрать слова и синтаксические конструкции при обобщении языкового материала.

В тексте говорится о том, как один мальчик поссорился с конём, обидел его, и из-за этого разбушевалась природа; целая деревня, в которой они жили, могла погибнуть; однако бабушка мальчика, рассказав ему о событиях столетней давности, открыла Фильке причину несчастья.

Слайд 41

Источник: http://topslide.ru/literatura/nravstviennyie-uroki-skazki-kg-paustovskogho-tioplyi-khlieb

Методическая разработка по литературе (7 класс) по теме: Читаем сказку К.Г. Паустовского “Теплый хлеб”

Читаем сказку К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб»

Цель урока: расширить круг чтения учащихся, продолжить работу по анализу прозаического произведения.

Задачи урока:

обучающие: развивать умения наблюдать над художественным словом, делать самостоятельные выводы, показать роль речевых характеристик в раскрытии характеров героев, роль детали, средств выразительности;

развивающие: формировать умения анализировать прозаическое произведение, вести диалог, формировать основную мысль произведения, развивать умение рассуждать, развивать исследовательские способности (умение сравнивать);

воспитательные: привлечь внимание учащихся к вопросам, связанным с проявлением сочувствия, уважения к другим людям и всему живому.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя.

— Если бы понадобилось пересказать эту сказку одним предложением, как бы вы это сделали?

В сказке говорится о том, как один мальчик поссорился с конём, и из-за этого целая деревня, в которой они жили, могла погибнуть, однако добрые люди подсказали мальчику, как исправить положение. 

— Понравилась ли сказка? Как вы относитесь к её героям?

 К выбору названия для своих произведений писатели подходят серьёзно: ведь оно должно отражать основную мысль книги. Мы попытаемся понять, почему К.Г. Паустовский назвал сказку «Тёплый хлеб». Для этого побеседуем о ней подробнее.

3. Беседа по содержанию сказки.

–  Кого бы вы назвали главными героями сказки?

— В какое время в деревне появился конь? (Писатель показывает трудное военное время. Жить было тяжело, есть было нечего, давно не работала мельница. И вот в это-то время и появился в деревне конь.

Был он ранен немецким снарядом, командир решил оставить его в деревне. Мельник Панкрат приютил раненого, да и жители помогали коню, чем могли, называя его общественным.

Конь был благородным животным: после того как его вылечил мельник, он не бездельничал, а стал помогать делать плотину)

— Почему Фильку прозвали “Ну тебя”?

— Как же Филька встретил коня? (К коню Филька отнёсся так же, как и ко всему: холодно и равнодушно. Мальчик обозвал коня, ударил его по губам, а хлеб, к которому тот потянулся, забросил далеко в снег. Филька не подумал, что коню нужна помощь, поддержка, что без людей он не проживёт.

Виноват Филька и в том, что он надругался над хлебом. В хлеб вложено много человеческого труда, и, бросив его под ноги, Филька обесценил этот важный продукт).

— Автор использует эпитет “злорадный”. Мы видим, сколько зла в мальчике и как это зло распространяется на других. Изменилось ли что-нибудь в деревне после проступка Фильки? Давайте прочтём и сравним два эпизода. Что в них любопытного?

4. Сравнительный анализ эпизодов

1. Описание природы до встречи Фильки с конём (со слов “Зима в этот год стояла тёплая…”).

2. Описание метели (от слов “Слеза скатилась у коня из глаз…”).

Первый эпизод описывает тёплую погоду, вода не замёрзла, отремонтированная мельница вотвот начала бы работать и дала бы людям жизнь — хлеб. А во втором эпизоде показано, как “ревела, обезумев, метель”. Автор использует приём олицетворения.

Метель ведёт себя как рассерженный человек. Очень много глаголов в этом эпизоде. Они показывают, насколько динамично всё происходило, ничто не могло остановить природу.

А Филька всё никак не мог найти крыльца (потерян он и в жизни, холод в душе его, холод и вокруг).

— Как вы объясните фразу: “…сквозь её [метели] рёв Филька слышал тонкий и короткий свист, — так свистит конский хвост, когда рассерженный конь бьёт им себя по бокам”?

Метель началась именно в тот момент, когда Филька обидел коня. В этом поступке проявилось неуважение к природе, а конь — часть природы. Конь — друг человека, многое делает ради людей. Филька не просто прогнал его, он спугнул счастье.

И конь “заржал жалобно и протяжно, взмахнул хвостом”. В природе всё взаимосвязано. Обидев коня, Филька оскорбил окружающий мир. Природа решила заступиться за коня. Злой человек принёс зло живому существу, зло стало править в мире.

И недаром слышалось ржание коня…

А так как конь был общественным, то Филька принёс горе и всей деревне.

Всё сковало льдом, “воды нет, мука у всех вышла, а мельница теперь работать не сможет…” Слёзы бабки олицетворяли слёзы всей деревни, и даже Филька “тоже заплакал от страха”.

(Чтение по ролям диалога бабки с Филькой.)

— Зачем бабка рассказала Фильке историю столетней давности? Почему истории так похожи? (То, что произошло сто лет назад в деревне, очень похоже на ситуацию с Филькой. И конь, и старый солдат были ранены в ногу, защищая родину. Оба пришли к людям за помощью.

Но люди оказались злые, ленивые. Хлеб давали со злыми словами. И тогда свистнул мужик (как и конь). И наступила пурга, буря, а мужик умер. Закономерность: принёс зло другому — приобрёл зло себе.

Бабка рассказала Фильке историю, чтобы он задумался над тем, что он совершил).

— Почему Филька, равнодушный, ленивый, боязливый, побежал ночью к мельнице?

Филька понял, что только тот, кто сделал зло, способен его исправить. Испугался он и того, что зло может вернуться к нему.

(Выразительное чтение описания ночи со слов “Снег пел под ногами…” до слов “Бежать он уже не мог, а тяжело шёл, загребая снег валенками”.)

— Как вы понимаете сравнение “снег пел под ногами, будто артель весёлых пильщиков пилила под корень берёзовую рощу за рекой”?

Несоответствие: пильщики губили рощу, которая могла бы принести ещё много добра, приятных минут, и их веселье не соответствовало ситуации, возможно, оно было напускное. Так же и снег пел, грозя всей деревне гибелью.

— Легко ли было идти Фильке к мельнику? Почему?

— Послушаем разговор мельника и Фильки.

— Смог ли рассказать Филька о своём проступке? Как это его характеризует?

Филька повёл себя мужественно. Он сумел признаться в том, что поступил некрасиво, значит, сможет и всё исправить. Это же ему посоветовал и Панкрат, потому что он, мудрый, знающий людей, понял, что Филька начинает меняться в лучшую сторону.

— Что означает выражение “меняться в лучшую сторону”? Как назвал Панкрат Фильку?

Сначала Панкрат называет Фильку бессмысленным человеком, то есть живущим без смысла, без цели в жизни, не знающим, что и для чего делать. Такой человек может совершать как злые, так и добрые поступки, ни перед кем за них не отвечая.

Панкрат надеется, что в будущем Филька будет “чистым человеком”, весёлым. Весёлым — значит без зла. Таким, как ребята из деревни. Ведь очень уверен в них Филька: хорошие они, трудолюбивые, честные, добрые, дружные. И Филька обязательно станет таким.

Он почувствовал ответственность за других людей, это помогло ему измениться.

— Получилось ли задуманное у Фильки? Как это объяснили Панкрат, Сорока?

Панкрат считал, что это тёплый ветер помог ребятам и старикам отколоть лёд. Сорока рассказывала всем, что это именно она, жалея людей, попросила летний ветер прогнать лютый мороз.

— Кто же прав?

(Выразительное чтение эпизода со слов “В морозные дни солнце восходит багровое, в тяжёлом дыму…” до слов “В воздухе запахло весной…”)

И старики, и молодые ребята — все с раннего утра начали работать на реке (“Слышался частый стук ломов”). Дружно, весело скалывался лёд у мельницы. Молодое поколение училось у старого.

Из Филькиного сердца со слезами, со страхом, в совместной работе ушла злоба. Вновь автор говорит о берёзовой роще, только теперь она “весело, гулко зашумела над рекой”. Природа оттаяла, как оттаивает сердце матери при виде раскаявшегося ребёнка.

Шумят берёзы весело: с надеждой на жизнь, а не на смерть.

— Что было наградой жителям деревни за дружную работу?

Заработала мельница. После холода и стужи можно было опустить “свои озябшие руки” в горячую муку.

— Почему женщины при этом смеялись?

Смех — это счастье, радость, светлые надежды. Очень хорошо, когда люди смеются, — к ним возвращается жизнь. Избы светились от огня, всё живое “вертелось около хозяек”, ожило, а не замёрзло в слезах и печали. В домах опять поселилось добро.

— Что ещё символизировало жизнь в этой деревне?

Хозяйки ночью испекли хлеб. Это “тёплый”, “чудесный” хлеб. Он дарит хорошее настроение, покой. Есть замечательная пословица “Хлеб — всему голова”. В рассказе говорится о душевном тепле, о тёплых человеческих руках, вдохнувших в хлеб жизнь. Хлеб — символ уюта, дружбы.

— Почувствовал ли Филька себя искупившим вину? Почему вы так считаете?

Читайте также:  В.п. астафьев "васюткино озеро": описание, герои, анализ рассказа

Нет, пока Филька не пообщался с конём, он не смог признать, что вина его исчерпана. Мальчику нужно было увидеть того, кого он обидел, лично попросить у него прощения.

(Чтение по ролям от слов “На следующее утро Филька пришёл вместе с ребятами к мельнице…” до слов “А когда съел весь хлеб, положил голову Фильке на плечо, вздохнул и закрыл глаза от сытости и удовольствия…”)

— Почему конь не принял хлеб, который нёс ему Филька?

В душе коня осталось недоверие к этому человеку. Очень важная мысль: если раз обманешь, то навсегда потеряешь уважение. И Филька этого испугался. Он понял, что плохой поступок совершается быстро и легко, а вернуть хорошее мнение о себе трудно.

— Кто помог Фильке помириться с конём?

Панкрат поверил в Фильку, попросил поверить в него и коня. Очень вовремя это сделал мельник, иначе Филька снова мог бы озлобиться. В этой сказке показано значение взрослого друга в жизни детей. Много мудрости и у бабки, и у мельника. Поданный вовремя совет сможет предотвратить любую беду.

— Прочитайте сцену примирения Фильки с конём. Какие чувства стали испытывать главные герои? Как вы думаете, сохранится ли у Фильки прозвище “Ну тебя!”?

Конь простил Фильку, он поверил, что мальчик не сможет больше обидеть ни его, ни какое-либо другое существо. Главный герой изменился, перестал быть равнодушным ко всему. Это трогательный момент сказки: прощение врага, обретение друга. И никто никогда не назовёт Фильку “Ну тебя!”.

— Как вы объясните название сказки Паустовского «Тёплый хлеб»?

В названии используется и прямое, и переносное значение слов. Главное, что случившееся помогло Фильке разобраться в себе, в людях, стать другим, понять, что любой поступок (добрый или злой) связан со всей последующей жизнью человека.

Домашнее задание. Составить план устного рассказа на тему «Преображение Фильки».

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2017/01/28/chitaem-skazku-k-g-paustovskogo-teplyy-hleb

К.Г. Паустовский “Теплый хлеб”

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ (5 класс)

Учитель: Филипенко Анджела Викторовна

Тема урока: Нравственные уроки рассказа К.Г. Паустовского «Теплый хлеб».

Цели урока: на примере сказки «Тёплый хлеб» К.Г. Паустовского показать учащимся, что счастье человека в доброте, добрых поступках, взаимной выручке.

Тип урока: Изучение нового материала.

Оборудование урока: компьютер, видеопроектор, экран.

Материалы к уроку, подготовленные учителем:

Презентация к разным этапам урока

Викторина

Тесты

Методические приемы:  беседа с учащимися по вопросам, выразительное чтение, анализ отрывков из сказки, контроль знаний учащихся, активизация самостоятельной работы.

1.Организационный момент.

Деление на группы (по карточкам)

2Создание коллобаративной обстановки.

Здравствуйте, ребята! Повернитесь друг к другу, к нашим гостям и улыбнитесь, подарите друг другу частичку добра. Пусть она сегодня светит нам на протяжении всего урока.

1-2 СЛАЙД

– Ребята, сегодня мы будем изучать сказку К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб».

Откройте тетради, запишите тему урока.

Нравственные уроки рассказа К.Г. Паустовского «Теплый хлеб».

и эпиграф к нему. “Всё хорошее на земле отдоброты людской, от щедрости сердечной…»К.Г.Паустовский

2. Повторение изученного материала.

Константин Георгиевич Паустовский … С этим именем вы встречались еще в начальной школе, когда читали его произведения с удовольствием, с улыбкой; вслед за автором пробирались по глухим лесам и болотам, вместе с ним ждали когда на удочке затрепещет речная рыба, слушали, как звенит и как шумит лес.

На прошлом уроке мы с вами познакомились с биографией Константина Георгиевича Паустовского и что узнали, мы сейчас выясним.

Каждой группе предстоит ответить на несколько вопросов по материалу домашней работы, заполняя кроссворд.

3 СЛАЙД. Кроссворд (лернинг) (у каждого на парте)

3. А теперь подробнее поговорим о сказке «Теплый хлеб».

Все вспомнили содержание и героев сказки? Назовите их.

4 СЛАЙД.

Собери пазл «Узнай литературного героя» (лернинг)

Задание: соотнеси цитату с героем (пазлы)

Обратимся к эпиграфу нашего урока

. “Всё хорошее на земле отдоброты людской, от щедрости сердечной…»К.Г.Паустовский

– О каких качествах говорит К. Г. Паустовский? 5 СЛАЙД

Доброта,

милосердие,

сострадание,

совесть,

отзывчивость,

честность,

справедливость.

-Каким понятием можно объединить эти качества?

6 СЛАЙД (Нравственность)

-Прочитаем хором определение слова «Нравственность».

Это нормы и ценности каждого человека

-Ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

(на этом уроке попробуем разобраться в поступке Фильки, попробуем оценить его с точки зрения нравственности, этичности и сделаем выводы. Это будет основной задачей нашего урока.

– Ну а теперь предлагаю нам с вами пройти по пути к добру, по пути преодоления зла отдельным человеком, героем сказки-притчи «Теплый хлеб», Фильки.

– Знаете ли вы, каково полное имя Фильки? Ведь такая форма употребляется только в простонародной речи. (Филипп)

– Известно ли вам, что Филипп произошло от греческого «любящий лошадей»?

– Предположите, с какой целью Паустовский в своей сказке именно этим именем называет героя? (Он заранее предполагал хороший финал)

СЛАЙД 7

4. Работа по группам

1 группа.

Выявить уровень знаний через организацию игры «Рассыпанные открытки».

Игра «Рассыпанные открытки». Ребята отвечают, прикрепляют открытку к доске.

Соберите открытки в нужной последовательности.

Кроме этого, подберите к каждой открытке цитату из текста. В результате вашей работы у вас должен получиться композиционный план к сказке.

  1. Мельник Панкрат выхаживает раненого коня, а жалостливые деревенские жители подкармливают животное.

  2. Мальчик Филька сильно обидел коня – на его просьбу угостится хлебом, бросил хлеб в снег.

  3. Деревня страдает от наказания сильными морозами, вплоть до риска голоду.умереть с

Бабушка Фильки вспоминает подобный случай, когда жители уже страдали от мороза из-за злого похожего поступка мужика.

  1. Фильке стыдно, он признается в содеянном мельнику Панкрату.

  2. Вместе с ребятами и взрослыми Филька решает продолбить лед у мельницы, чтобы освободить из ледяного заточения мельничное колесо.

  3. Мельница заработала, а погода порадовала жителей деревни оттепелью.

  4. Филька мирится с конем и угощает его хлебом.

Вопросы всем группам.

-Какие типы сказок вы знаете?

(Волшебная сказка, сказка о животных, социально-бытовая сказка.)

– К какому типу относится сказка «Теплый хлеб»?

(Социально-бытовая сказка)

Хорошо. Типы сказок вспомнили. Раз это сказка социально-бытовая, то главные герои такой сказки люди и животные.

– Назовите главных героев (Филька и конь)

-Почему они главные?

-Расскажите историю коня. Каково отношение к нему жителей?

(Когда кавалеристы проходили через деревню Бережки, немецкий снаряд разорвался на околице и ранил в ногу вороного коня. Командир оставил раненого коня в деревне, а отряд ушёл дальше, пыля и позванивая удилами, — ушёл, закатился за рощи, за холмы, где ветер качал спелую рожь…..

Панкрат вылечил коня. Конь остался при мельнице и терпеливо возил глину, навоз и жерди — помогал Панкрату чинить плотину.

Панкрату трудно было прокормить коня, и конь начал ходить по дворам побираться. Постоит, пофыркает, постучит мордой в калитку, и, глядишь, ему вынесут свекольной ботвы, или чёрствого хлеба, или, случалось даже, сладкую морковку. По деревне говорили, что конь ничей, а вернее, общественный, и каждый считал своей обязанностью его покормить. К тому же конь — раненый, пострадал от врага.)

8 СЛАЙД

2 группа.

Беседа по вопросам.

-Давайте вспомним, кто такой Филька и что с ним происходит.

– Какой Филька в начале произведения? Каким вы себе его представляете?

Для начала давайте найдите в тексте легенду, которую рассказала Фильке Бабка

Анализ образа главного героя.

Перед вами лежат заготовленные кластеры таблицы, которую нам нужно будет сейчас заполнить. Давайте проследим по тексту, каково же было отношение к окружающим до и после разговора, отношение к лошади и посмотрим на речевую характеристику героя, как она изменилась. Какой вывод можно сделать, заполнив таблицу?

Филька до разговора с бабушкой

Отношение к окружающим:

живет с бабушкой

Все делает нехотя

Отношение к лошади:

наотмашь ударил коня по губам.

Речевая характеристика:

любимое выражение «Да ну тебя!»,

Вывод:

озлобленный, молчаливый,

недоверчивый

бабка. (стр.69) (учащиеся зачитывают легенду) аудио 9.00

Вывод: Нельзя быть все время недовольным, навязывать окружающим свое негативное настроение. Удача и счастье любят улыбчивых и доброжелательных людей. Посмотри на себя в зеркало, улыбнись своему отражению и наполни мысли и дела свои добром и сердечностью.

– Почему именно бабка Фильки рассказывает эту старую историю?

(Потому что она век прожила, и у неё есть мудрость и жизненный опыт))

9 СЛАЙД

3 группа

Филька после разговора с бабушкой

Филька после разговора с бабушкой

Отношение к окружающим:

Деятельный, трудолюбивый,

отзывчивый, находчивый,

Отношение к лошади:

делает первый шаг к примирению с конем,

заплакал перед конем.

Речевая характеристика:

«Я умолю наших ребят помочь мне, они хорошие!»,

Вывод:

сам осознал свой поступок, сам принял решение исправить его

Вывод: Научиться  по-настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте нелегкий, долгий путь, на котором  человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы.

Поэтому человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.  У каждого человека, большого и маленького,  свой путь к Доброте. Филька прошел свой путь к Доброте. Сам осознал свой поступок, сам его и исправил.

Мы видим, как изменился Филька. И пришел он к таким поступкам сам, осознав всё содеянное им.

3. Релаксация (включается музыка) музыка

Учитель: Ребята, вы устали? Хотите отдохнуть? Тогда сядьте удобнее, расслабьтесь, закройте глаза и представьте себе добро. У всех оно разное. Нарисуйте его мысленно, используйте только яркие краски. Оно как солнышко нам светит.

  А теперь поднимите руки вверх и потянитесь к добру. Но что это? На вашем пути вдруг выросли густые заросли, колючие кустарники. Вам необходимо преодолеть все препятствия и прикоснуться к добру. Вот оно. Такое нежное, ласковое, теплое, как руки самых родных и любимых.

Все дотянулись? Возьмите его в руки. Приятно держать добро в руках? А теперь медленно опустите руки, прижмите их к сердцу и откройте глаза. Пусть добро навсегда поселится в вашем сердце и никогда не охладится. Побеждайте зло добром.

У каждого человека, большого и маленького, свой путь к Доброте. Филька прошел свой путь к Доброте.

10 СЛАЙД

Анализ описания природы.

 Не только люди помогли Фильке осознать свою вину, но и природа со своими законами показала, какой поступок совершил мальчик. Природа все время меняется. А как она меняется? Какими средствами это достигается? Автор дает звуковое и цветовое восприятие пейзажа в рассказе. Давайте найдем это в тексте.

Звуки

(каркали, завыл, засвистел, ломали скворечники, хлопали ставни, неслись, шурша, ревела метель, зашумела роща, со звоном разбились сосульки и т.д.).

Цвет

черная вода, небо зазеленело, небесный свод, черные ивы, поседели от стужи, солнце всходит багряное, по седым ивам

Движение

таял и выпадал снег, вороны толкались, кружились льдинки, вздул снег, запорошил горло, летела мерзлая солома, мороз прошел

(Отрывки: 1) «Слеза скатилась… они трещали,   лопались»

                     2) «В морозные дни… с темной водой».

Вывод: природа – это тоже образ. К. Г. Паустовский показывает нам Единство мира людей, природы, животных. Как оно проявляется? (Поступки человека влияют на мир природы и животных).

За злые поступки она «мстит» по-своему, сердится на людей и радуется вместе с ними. Она живет своей жизнью, помогает понять человеку красоту, гармонию на Земле. Природа как волшебник. И в сказке Паустовского тоже много волшебного.

11 СЛАЙД

5 группа

Давайте подумаем, почему Константин Георгиевич назвал сказку «Теплый хлеб». Работа над лексическим значением слова «теплый». На доске записано несколько лексических значений данного слова.

Нагретый, дающий или содержащий тепло.

Не знающий морозов, южный.
Хорошо защищающий тело от холода.
Имеющий отопление.
Отличающийся внутренней теплотой, согревающий душу, ласковый, приветливый

– В каком лексическом значении употреблено словотеплый в словосочетании теплый хлеб? 

– Какой литературный прием использует автор в названии сказки «Теплый хлеб»? (Метафора – это употребление слова, выражения в переносном значении на основе сходства явлений, предметов. Эпитет)

-Почему автор назвал хлеб, испеченный людьми, еще и чудесным?

 (Хлеб чудесный, тёплый. Это чудо сотворили молодые и пожилые люди своим трудом)

– Итак, в чем смысл названия сказки?

Эту сказку Паустовский называет «Теплый хлеб» не случайно. Теплый – значит добрый, сделанный с любовью. Именно это хочет подчеркнуть Паустовский в названии своей сказки. Хлеб, согретый теплотой растаявшего сердца Фильки, – это своего рода искупление вины мальчика.

 Филька научился отвечать за свои поступки; прошёл через страх, угрызение совести; получил за свою решимость признать ошибку бескорыстную помощь детей и взрослых Добро побеждает зло, люди должны уметь исправлять свои ошибки, понимать причину злых поступков и находить в себе силы для добрых дел, чтобы не дать сердцу «замёрзнуть» от жестокости и зла.)

Итак, ребята, какие нравственные уроки мы вынесли из этой сказки?

   Нужно быть добрыми, отзывчивыми.

   Не причинять другим вреда, обиды.

   Отвечать за свои поступки, слова.

   Не бояться просить прощения, прощать.

Домашнее задание:

Игра «Разговор с писателем».

Представьте, что у вас появилась возможность обратиться к автору сказки и высказать свое мнение о содержании произведения. Обратитесь к нему:

«Уважаемый Константин Георгиевич, я понял, что вы хотели сказать…»

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/k-g-paustovskii-tieplyi-khlieb.html

Ссылка на основную публикацию