Владимир маяковский “облако в штанах”: анализ поэмы

«Облако в штанах», анализ поэмы Владимира Маяковского

С раннего творчества Маяковскому была свойственна чрезмерная лирическая распахнутость миру, открытость и незащищенность. Неслучайно самой яркой метафорой его ранней поэзии можно считать «бабочку поэтиного сердца». В каждом герое ранней лирики чувствуется «сплошное сердце» Владимира Маяковского.

Первым крупным произведением, написанным молодым поэтом в 1915 году, стала поэма с несколько эпатирующим названием «Облако в штанах», анализ которой и будет здесь представлен.  Сам Маяковский в подзаголовке определил ее как «тетраптих», то есть «четыре крика четырех частей».

Пожалуй, в этом проявилась манера начинающего поэта, который хотел докричаться до современников. Когда-то футуристы хотели выкрикнуть всему миру свои новые требования в манифесте «Пощечина общественному вкусу», но это был сплошной эпатаж, кривлянье и позерство перед обывателями.

В поэме все намного масштабнее: противопоставление  обществу в прологе поэмы развивается до противопоставления всему мирозданию в конце. А противостоять всему и вся под силу только мощной личности. Поэтому образ лирического героя гиперболизирован и сливается в сознании каждого читателя с двухметровой фигурой самого Маяковского:

Так объясняется смысл этого необычного названия поэмы. Поэт использует самоиронию, но в сочетании с нежностью:

Но это «многое», оказывается очень простое и человеческое, свойственное простым смертным, например, «ночью хочется звон свой спрятать в мягкое, в женское».

Анализ первой части позволяет сразу оценить строфику поэмы.

Мучительность ожидания своей возлюбленной героем выражена вынесением каждого слова в отдельную строку, что передает медлительность течения времени.

  И как итог страданий – казнь: «Упал двенадцатый час, как с плахи голова казненного». Как всегда, у Маяковского метафоры воспринимаются в прямом смысле, создавая абсурдную картину:

В итоге все-таки пришедшая героиня лишает героя последней надежды на любовь: катастрофа, постигшая героя, сравнима только  с мировыми катастрофами.

Его внутреннее горе по силе может сравниться только с Везувием, который, извергнувшись, погубил Помпею. У героя «пожар сердца», но внешне он спокоен, «как пульс покойника».

Поэтому вполне объяснимо, почему герой считает: долой вашу любовь.

Трагедия любви, пережитая поэтом, порождает отрицание всего прежнего (как когда-то у И. С. Тургенева в романе «Отцы и дети»):

Так возникает основная проблема второй части поэмы: «отверженные» прежним искусством актуальные темы должны теперь найти свое место, однако старые средства выразительности не могут решить эту задачу, поэтому «улица корчится безъязыкая – ей нечем кричать и разговаривать».

Интересно, что в традиционном для поэзии противопоставлении жизни и искусства поэт предпочитает жизнь («гвоздь у меня в сапоге кошмарней, чем фантазия у Гете»), а образ героя поэмы сливается здесь с образом вождя всех «униженных и оскорбленных», а также с Заратустрой и Христом.

Третья часть поэмы насыщена библейскими образами.

  Более того, герой себя мнит чуть ли не самим Богом, ведь он готов на самопожертвование: «душу вытащу, растопчу, чтоб большая! – и окровавленную дам, как знамя».

Именно такая высокая цель достойна «громады» личности главного героя. Но кого вести за собой под этим знаменем? Ведь вокруг царит пошлость и бездарность, следовательно, такой мир нужно разрушить.

Только вот идеалу «Царствия Небесного» противопоставлен «рай земной», построенный самими людьми на обломках старого, несовершенного мира.

Таким образом, несовершенство мира для героя проявляется, прежде всего, в том, что существует несчастливая любовь. По его мнению, если Бог не смог создать совершенный мир, он должен уступить место кому-нибудь другому.

Может, Человеку, которого когда-то прославил Сатин в пьесе М. Горького «На дне»?

В заключение необходимо добавить, что типичный для дореволюционной лирики конфликт не ограничивается в данной поэме сферой любовной.

Разлука с любимой приводит героя к последовательному отвержению современной морали («долой вашу любовь»), эстетики («долой ваше искусство»), политики («долой ваш строй») и, наконец, религии («долой вашу религию»).

Но глобальное нигилистическое отрицание все-таки не является самоцелью, наоборот, оно пронизано пафосом утверждения ценностей другого миропорядка и мироустройства, что впоследствии проявится в полной мере в революционном творчестве Владимира Маяковского.

  • «Лиличка!», анализ стихотворения Маяковского
  • «Прозаседавшиеся», анализ стихотворения Маяковского
  • «Послушайте!», анализ стихотворения Маяковского
  • «А вы могли бы?», анализ стихотворения Маяковского
  • «Письмо Татьяне Яковлевой», анализ стихотворения Владимира Маяковского
  • «Ночь», анализ стихотворения Маяковского
  • «Нате!», анализ стихотворения Маяковского
  • «Вам!», анализ стихотворения Маяковского
  • «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», анализ
  • «О дряни», анализ стихотворения Маяковского
  • «Юбилейное», анализ стихотворения Маяковского
  • «Левый марш», анализ стихотворения Маяковского
  • «Хорошее отношение к лошадям», анализ стихотворения Маяковского
  • «Люблю», анализ поэмы Маяковского
  • «Что такое хорошо и что такое плохо», анализ стихотворения Маяковского

По произведению: «Облако в штанах»

По писателю: Маяковский Владимир Владимирович

Источник: https://goldlit.ru/mayakovsky/357-oblako-v-shtanah-analiz

Поэма «Облако в штанах»: анализ. «Облако в штанах», Маяковский :

В этой статье мы расскажем об одной поэме Маяковского, проведем ее анализ. “Облако в штанах” – произведение, замысел которого появился у Владимира Владимировича в 1914 году. Сначала оно называлось “Тринадцатый апостол”.

Молодой поэт влюбился в Денисову Марию Александровну. Однако любовь эта была несчастной. Горечь переживаний Маяковский воплотил в стихах. Поэма была полностью завершена в 1915 году, летом.

По частям, последовательно проведем ее анализ.

“Облако в штанах” (Маяковский). Композиция произведения

Из вступления и следующих за ним четырех частей состоит это произведение. Каждая из них реализует частную, конкретную идею.

Их сущность определена самим Владимиром Владимировичем в предисловии к вышедшему немного позже второму изданию произведения. Это “четыре крика”: “долой вашу любовь”, “долой вашу религию”, “долой ваш строй”, “долой ваше искусство”.

О каждом из них мы расскажем подробнее, проводя анализ. “Облако в штанах” – поэма, разбирать которую весьма интересно.

Проблематика и тематика

Многопроблемное и многотемное произведение – “Облако в штанах”. Тема поэта и толпы заявляется уже во вступлении. Противопоставляется безликой, инертной людской массе главный герой. “Красивый, двадцатидвухлетний” лирический герой контрастирует с миром низких образов и вещей. Это истрепанные, “как пословица” женщины; “залеженные”, как больница, мужчины.

Интересно, что если толпа остается неизменной, лирический герой меняется на глазах. Он то резкий и грубый, “нахальный и едкий”, то ранимый, расслабленный, “безукоризненно нежный” – “облако в штанах”, а не мужчина.

Так в произведении проясняется смысл столь необычного названия, весьма характерного, кстати, для творчества Владимира Владимировича Маяковского, любившего использовать оригинальные яркие образы и меткие выражения.

Первая часть поэмы

Согласно авторскому замыслу, первая часть содержит первый крик: “Долой вашу любовь”. Можно сказать, что тема любви является центральной во всем произведении. Ей посвящена, кроме первого раздела, еще и часть четвертого, как показывает проведенный нами анализ.

“Облако в штанах” открывается напряженным ожиданием: встречи с Марией ждет лирический герой.

Так мучительно оно, что ему кажется, будто “ржут” и “хохочут” канделябры в спину, двери “ляскают”, “режет” ножом полночь, гримасничают дождинки и т.д. Бесконечно долго, мучительно проходит время.

Развернутая метафора о двенадцатом часе передает глубину страдания ожидающего. Маяковский пишет, что двенадцатый час упал, как “голова казненного” с плахи.

Это не просто свежая метафора, использованная Владимиром Владимировичем, как показывает выполненный нами анализ. “Облако в штанах” Маяковский наполнил глубоким внутренним содержанием: до такой степени высок в душе героя накал страстей, что кажется ему безысходным обычное течение времени. Оно воспринимается как физическая смерть. “Корчится”, “стонет” герой, скоро “издерется рот” криком.

Трагическое известие

Наконец девушка появляется и сообщает ему, что выходит в скором времени замуж. Оглушительность и резкость этого известия сравнивает поэт с другим своим стихотворением под названием “Нате”. Кражу Марии он уподобляет похищению знаменитой “Джоконды” из Лувра, а себя самого – погибшей Помпее.

Поражает в то же время почти нечеловеческое спокойствие и хладнокровие, с которыми лирический герой внешне воспринимает это трагическое известие. Он говорит, что “спокоен”, однако сравнивает эту невозмутимость с “пульсом покойника”. Такое сравнение означает безвозвратно, окончательно умершую надежду на взаимность.

Развитие темы любви во второй части

Тема любви во второй части данной поэмы получает новое решение. Это следует непременно отметить, проводя анализ поэмы “Облако в штанах”. Маяковский во второй части говорит о любовной лирике, которая преобладала в поэзии, современной Владимиру Владимировичу.

Она озабочена лишь тем, чтобы в стихах воспевать и “цветочек под росами”, и “любовь”, и “барышню”. Пошлы и мелки эти темы, а поэты, “рифмами пиликая”, “выкипячивают” “варево” из соловьев и любви. При этом они совсем не озабочены людскими страданиями. Поэты боятся, как “проказы”, уличной толпы, бросаются сознательно от улицы.

Однако люди города, по мнению лирического героя, чище омытого солнцем и морями “венецианского лазорья”.

Нежизнеспособному искусству поэт противопоставляет подлинное, настоящее, а самого себя – пиликающим “поэтикам”.

Третья часть поэмы

Маяковский Владимир Владимирович утверждал в одной из статей, что поэзия современности – поэзия борьбы. Данная публицистическая формула получила художественное выражение в интересующем нас произведении.

Она продолжает развиваться и в следующей, третьей части такого произведения, как поэма “Облако в штанах”, анализ которой мы проводим. Не соответствующей требованиям современности лирикой считал Владимир Владимирович творчество Северянина. В поэму поэтому вводится неприятный портрет этого автора, его “пропитое лицо”.

По мысли лирического героя, любой автор должен быть озабочен не изяществом своих творений, а в первую очередь силой воздействия их на читателей.

Развитие темы любви в третьей части поэмы “Облако в штанах”

Краткий анализ третьей части поэмы следующий. Владимир Владимирович Маяковский в ней поднимается до отрицания жестокого и бесчеловечного строя, господствовавшего в то время, по его мнению, в нашей стране. Неприемлемой для него является жизнь “жирных”.

Тема любви здесь новой гранью поворачивается в поэме. Воспроизводится автором пародия на любовь – извращение, разврат, похоть. Женщиной предстает вся земля, которая рисуется как “любовница” Ротшильда – “обжиревшей”. Настоящая любовь противопоставляется похоти.

“Долой ваш строй!”

Существующий строй рождает “бойни”, расстрелы, убийства, войны. Такое устройство сопровождается “человечьим месивом”, опустошениями, предательствами, разбоями. Оно создает палаты сумасшедших домов и лепрозории-тюрьмы, в которых томятся заключенные. Грязно и продажно это общество.

Именно поэтому поэт призывает “долой ваш строй!”. Однако не просто бросает в толпу Владимир Владимирович Маяковский этот лозунг-крик. Он зовет к открытой борьбе людей города, призывает вздымать “окровавленные туши”.

Герой, становясь “тринадцатым апостолом”, противостоит хозяевам жизни, сильным мира сего.

Главная тема четвертой части

Анализ стихотворения “Облако в штанах” переходит к описанию четвертой части. Ведущей в ней становится тема Бога.

Она подготовлена уже предшествующими, в которых обозначена враждебность с Богом, наблюдающим равнодушно за страданиями людей. В открытую войну с ним вступает поэт, он отрицает его всемогущество, всесилие, всеведение.

Даже на оскорбление идет герой (“крохотный божик”) и достает сапожный ножик для того, чтобы раскроить его.

Основное обвинение, которое бросается Богу, заключается в том, что он не позаботился о счастье в любви, о том, чтобы можно было целовать “без мук”. Вновь, как в начале произведения, лирический герой обращается к Марии.

Опять и клятвы, и нежность, и властные требования, и стоны, и упреки, и мольбы. Однако напрасно надеется поэт на взаимность. Остается ему лишь кровоточащее сердце.

Его несет он, подобно тому, как собака – лапу, “перееханную поездом”.

Финал поэмы

Финал поэмы составляет картина космических масштабов и высот, бесконечных пространств. Враждебное небо высится, зловещие звезды сияют. Поэт ждет, что небо перед ним снимет шляпу в ответ на вызов. Однако спит Вселенная, положив на огромное ухо “лапу с клещами звезд”.

Таков анализ произведения “Облако в штанах”. Мы провели его последовательно, с опорой на текст поэмы. Надеемся, эта информация будет вам полезна. Анализ стиха “Облако в штанах” можно и дополнить, включив ваши собственные размышления и наблюдения. Маяковский – весьма своеобразный и любопытный поэт, который изучается обычно с большим интересом даже школьниками.

Источник: https://www.syl.ru/article/176763/new_poema-oblako-v-shtanah-analiz-oblako-v-shtanah-mayakovskiy

“Облако в штанах”: анализ поэмы

Во время турне по России группа футуристов посетила Одессу. В. Маяковский познакомился с Машей Денисовой, влюбился, но любовь осталась безответной. Поэт тяжело переживал свою безответную любовь. В поезде, уезжая из Одессы, Маяковский читал друзьям фрагменты поэмы «Облако в штанах».

Читайте также:  Времена года в японии (季節): японская кухня

Поэма была завершена с посвящением Лиле Брик «Тебе, Лиля». Первоначальное название поэмы — «Тринадцатый апостол» цензурой было воспринято как кощунство над христианством, кроме этого указывалось, что в поэме Маяковский соединил «лирику и большую грубость».

В ответ поэт пообещал быть «безукоризненно нежным, не мужчиной, а — облаком в штанах». Эта фраза послужила основой нового названия. В издании 1915 года был подзаголовок — тетраптих (произведение в 4 частях).

Каждая часть выражала отрицание: “Долой вашу любовь!”, “Долой ваше искусство!”, “Долой ваш строй!”, “Долой вашу религию!”.

Поэму “Облако в штанах” исследователи называют вершиной дореволюционного творчества В. В. Маяковского, в котором тема любви сочетается с темами значения поэта и поэзии в обществе, отношения к искусству, религии.

В поэме отмечаются лирические и сатирические ноты, что придает произведению драматическое звучание. В целом же это поэма о любви. Во вступлении подчеркиваются мотивы лирики и причины трагедии В. В.

Маяковского (противопоставленность лирического героя толпе, «жирным»).

Первая часть поэмы — крик недовольства: “Долой вашу любовь!” Что кроется за этим отрицанием? Лирический герой ждет встречи с Марией, но ее нет и нет.

Сердце лирического героя в тоске и тревоге, выражается это через видение им окружающего мира: вечер “уходит”, сменяясь мраком ночи; канделябры “хохочут и ржут” в спину уходящего вечера и т.д.

Все это представляется в увеличенных размерах, а лирический герой — «жилистая громада», “глыба”. Мария приходит и говорит: «Знаете, я выхожу замуж». Кражу любимой поэт сравнивает с похищением из Лувра «Джоконды».

Во второй части поэмы Маяковский переходит к теме искусства, которое не хочет видеть страдания людей. Нищие и калеки (герои ранней лирики) требуют внимания к себе. Поэты сторонятся их, а Маяковский считает, что они «чище венецианского лазорья».

Тема поэта и поэзии звучит все сильнее. В. Маяковский противопоставляет себя “поэтикам” — “…я — где боль, везде”; обращаясь к «пиликающим поэтикам», он заявляет: «Долой ваше искусство!».

В третьей части автор отрицает господствующий строй, который порождает искаженную любовь и псевдоискусство. Бесчеловечное устройство мира порождает жестокость среди людей, как результат этого возникают тюрьмы, виселицы, сумасшедшие дома. Навстречу сильным выходит лирический герой с лозунгом “Долой ваш строй!”.

В четвертой части – «Долой вашу религию!»-  поэт явно богохульствует, вводит богоборческие мотивы. И снова, как в начале поэмы, он обращается к Марии. Это и мольбы, и упреки, поэт остается с кровоточащим сердцем.

Использованы материалы книги: Литература: уч. для студ. сред. проф. учеб. заведений / под ред. Г.А. Обернихиной. М.: “Академия”, 2010

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/majakovskij_v_v/oblako_v_shtanakh_analiz_poehmy/93-1-0-554

Анализ стихотворения Маяковского Облако в штанах

Стихотворение Маяковского «Облако в штанах» длинное и изумительно красивое. Четыре его части воплощают в себе четыре разных посыла: «Долой вашу любовь», «Долой ваше искусство», «Долой ваш строй», «Долой вашу религию». Об этом пишет сам Маяковский в предисловии к одному из изданий.

Впервые «Облако в штанах» появилось в печати в 1915 году с сильными цензурными сокращениями. Был вычеркнут даже первоначальный заголовок «Тринадцатый апостол». Иначе поэту светила бы каторга.

Нельзя приписывать каждое «Долой» только одной главе.

«Облако в штанах» – целостное высказывание, причиной которого стала неразделённая любовь Маяковского к Марии, девушке не только красивой, но и интеллектуально одарённой.

Это была первая любовь Маяковского, она охватила его сердце, и поэт не находил себе места. Он пишет о любви откровенно, вызывающе, грубо, эпатирующе. Грубость поэта можно понять – его отвергли.

Маяковский отрицает искусство прошлого и ставит над ним «nihil», то есть уничтожает его хотя бы в своём сердце. И это тоже было сделано по-своему верно: рафинированный язык искусства прошлого не подходил будущему великому поэту, не подходил для выражения его истинных чувств.

Маяковский свергает со своих позиций не только поэзию, но и кумиров этого века: Бисмарка, Ротшильда, – а Наполеона хочет повести на цепочке, как мопса. Революцию он приветствует, видя в ней выход, очищение от старого и косного. Будущий мир поэт видит освободившимся от безлюбой любви, отжившего своё строя, отпевшего своё искусства.

В четвёртой и последней главе возвращается боль Маяковского по Марии. Поэт зовёт её, молит её – нет ответа, холодно. Выход Маяковский находит в бунте против Бога, унижении его, потому что земные чувства несовершенны. И верит Маяковский в будущее, где любви много, она огромна и чиста во всём своём миллионном количестве.

Поэт не видит будущего в религии, он попирает и презирает её. В светлом мире, который ему видится, прошло нравственное очищение. Одних читателей отталкивало такое презрение к религии, других же оно притягивало.

Финал стихотворение немного комичный. Вселенная спит и не слышит страданий поэта. Тринадцатый апостол ей не нужен.

  • Анализ стихотворения Маяковского Разговор с фининспектором о поэзииТворческие люди русской литературы часто задавались вопросами о том, какую роль играют поэты для современного общества. Владимир Маяковский так же часто обращался к этой, волнующих всех теме. Изучая многие работы своих предшественников,
  • Анализ стихотворения Пастернака Белая ночьБорис Пастернак – это известный русский поэт, писатель, а также переводчик. Его известное произведение “Доктор Живаго”. Благодаря чему был награждён Нобелевской премией. Также Борис Пастернак написал очень хорошее стихотворение,
  • Анализ стихотворения Бунина В горахСтихотворение, датированное 1916 годом и написанное в форме сонета, относится к той группе стихотворений, в которых автор задумывается о природе и сущности поэзии как искусства, передавая свои мысли и переживания через
  • Анализ стихотворения Есенина Руки милой пара лебедейКак известно, Сергей Есенин, известный русский поэт, сильно увлекался поэзией Востока. Одержимый этим, он мечтал побывать не только в Тегеране, но и в Стамбуле. Но, к сожалению, сделать этого он так и не смог. Во время,
  • Анализ стихотворения Тютчева ПредопределениеСтихотворение Тютчева «Предопределение» входит в «денисьевский цикл». Произведение было написано в 1851 году и посвящено возлюбленной поэта Елене Александровне Денисьевой. Тютчев состоял в браке, когда познакомился с ней,

Источник: https://analiz-stihov.ru/mayakovskij/oblako-v-shtanax

Сочинение Анализ поэмы Облако в штанах Маяковского (стихотворение)

Владимир Владимирович Маяковский потратил на данную поэму около года и наделил своего героя всеми своими чертами характера. Герой его поэмы лирический, он умеет любить и хочет, чтобы любили его.

В самом начале произведения герой ожидает свою любимую девушку, и время так долго тянется, что ему кажется, будто всё над ним издевается.

Даже капельки дождя словно танцуют перед ним и корчат рожицы, у него не хватает терпения, так он хочет увидеть любимую.

Когда же долгожданная встреча состоялась, герой этому был не рад. В его груди образовывается дыра, которую он называет пульсом покойника.

Его любимая Мария, придя к нему, рассказала ему о том, что вскоре она выходит замуж, тем самым разбивает сердце молодому человеку.

Молодой парень говорит о том, что он настолько боится забыть имя девушки, так же как и поэт боится забыть о написании своих произведений. Разочаровавшись в любви окончательно, юноша подается в политику.

И тут закружился вихрь описанных людей высмеивание власти, исторические личности и бездумную толпу, которая следует непонятно за кем и куда.

Молодой человек говорит о том, что все эти жалкие и мелкие людишки не способные на любовь и даже представления не имеют что это. Каждый из них путает любовь с похотью и мешает это понятие с грязью.

В итоге молодой человек разочаровывается в Боге и перестает верить. Он говорит о том, что Творец не увидел его сердечной раны и не понял разочарования и не смог ему помочь.

Молодой человек не перестает думать о Марии, он словно бьется в агонии и кричит во всеуслышание, что ему так больно и неприятно осознавать, что его бросили. Юноша понимает, что это бесполезно и что все рухнуло, поэтому он хочет, чтобы революция коснулась всего.

Вначале поэма называлась «Тринадцатый апостол», но название пришлось изменить, потому что Маяковский не хотел попасть на каторгу и назвал поэму «Облако в штанах». Где штаны для писателя выступают грубой тканью, так он выражал внешнее спокойствие героя своей поэмы.

Когда Мария объявила об их расставании, молодой человек внешне остался невозмутимым. Облако же в названии олицетворяет внутренний мир юноши. Оставаясь невозмутимым внешне, внутри молодой человек сходил с ума, ему было очень горько и плохо.

Таким образом, облако это легкое и невесомое что находится внутри человека.

Маяковский хотел написать о том, что внешне сильный и уверенный в себе мужчина, познав такое чувство как любовь, становится легким и невесомым словно облако. На протяжении всей поэмы молодой человек борется сам с собой, то теряя веру в Бога, то нежелание забывать Марию. Маяковский описал человека, который, несмотря на все его внешнее спокойствие, внутри очень сильно переживал.

Анализ стихотворения Облако в штанах Маяковского с цитатами

Изначально поэма имела другое название, «Тринадцать апостолов».  Тринадцатым апостолом Маяковский видел себя. Но её не пропустила цензура. И название пришлось поменять. Поэт умудряется совместить несовместимое. Лёгкость, романтизм и бытовые аспекты повседневной жизни.

Он так и пишет, что «будет не мужчина, а облако в штанах». Именно ведь штаны в то время отождествлялись с сильной половиной человечества. Женщины брюки не носили. В поэме тесно переплетаются любовные мучения главного героя вместе с политикой. Под ним поэт подразумевает себя.

А что остаётся делать, если любимая девушка отказала? Надо с головой окунуться в работу или политику. Любовь – это золотая лестница без перил и оттуда можно слететь в любой момент. А падать всегда так больно.

 Поэт с жаром обличает государственную машину, людей, стоящий у власти. Он наивно думает, что это даст ему забвение. Но не тут-то было. В отчаянии он обращается к богу. Но и он не может ему помощь. Поэт в сердцах называет его «недоучкой». Любовь не так-то просто вырвать из сердца и ума. Вместе с чувствами рухнул и тот старый мир. Теперь Маяковский готов принять революцию.

Поэма состоит из четырёх частей, которые объединены единым сюжетом и смыслом. Каждая часть – это отдельная тема. Ещё вначале поэт заявляет о том, что он противник любви, искусства, строя и религии. Одна часть – одно отрицание.

Часть первая – «Долой любовь».  Любимая девушка его отвергла. Вторая часть – о том, что литература и творческая мысль погибнут в буржуазном обществе. Но лишь революция может их спасти. Третья и четвёртая части – протест строю и религии.

Главного героя, несмотря на отрицание всего и бунтарские замашки, всё-же можно считать нежным, лирическим. Поэт не побоялся во всеуслышание заявить: «Долой ваш строй!» И как его за такие строки не отправили в лагеря или на Колыму? Он считает, что революционный народ, одетый в одинаковые серые шинели, плодит войны и насилие. Смелое заявление!

Главную женскую героиню зовут Мария. Поэт не случайно дал ей это библейское имя. Он намекает на то, что она его отвергла, предала, как Иуда, который предал Христа. Она променяла нищего поэта на богатого мужчину за французское платье. Поэт мог одеть её только в табачный дым. Но разве за это можно осудить женщину? Сейчас многие девушки так и делают. «С милым рай в шалаше, если милый …атташе».

В делах сердечных, как и в делах мирских, увы, но Бог не помощник. Надо верить только в свои силы – основная мысль поэмы. Протест поэта – это реакция на окружающую обстановку. А любовные переживания, возможно, вообще придуманы для запутывания цензоров.

Вариант с цитатами

Свой тетраптих «Облако в штанах» Владимир Владимирович Маяковский написал в начале Первой мировой войны или Великой войны, как именуют ее в Западной Европе. Но что кубофутуристы, лидером которых считал себя Маяковский, что эгофутуристы (Игорь Северянин), что другие представители стихотворной богемы, интересовались ею мало.

Их волновали совершенно другие проблемы. Яркая, очень необычная, носящая явно выраженный революционный характер, поэма вышла не под первоначальным названием «Тринадцатый апостол». За это названием Маяковского могли опять посадить в тюрьму, и поэт выбрал ничего никому не говорящее название. Но сама поэма – это крик души поэта, вернее четыре крика.

Читайте также:  Если ты увидишь север…: живопись суровых широт

Четыре крика «Долой».

В предисловии он прямо указывает концепцию поэмы. «Долой вашу любовь, искусство, строй, религию!». Именно об этом кричит героя Маяковского. Поэма начинается в лиричных тонах, хотя первый крик героя: «Долой вашу любовь».

Мы узнаем о его неразделенных чувствах к Марии, мучениях и поисках ответов на неразрешимые вопросы. Тема любви – ведущая в поэме. Она в той или иной форме присутствует в каждой ее части. «Долой ваше искусство» – вот лозунг второй части поэмы.

Автор считает, что искусство душат специально и только революция даст ему новый смысл и беспредельно расширит горизонты (как же он ошибался).

Ожиданием революции в то время жило все мыслящее российское общество. Не выделялся в этом ряду и Маяковский. «Долой ваш строй» – обязательное противопоставление поэтом себя всему «прогнившему» буржуазному обществу. Не обошел поэт и кризис религии, имевший серьезные последствия в начале прошлого века.

Богоискательством занимались очень многие, в том числе и Лев Николаевич Толстой. Отрицали бога и божий промысел и революционеры, среди которых много времени провел Маяковский. Поэтому без крика героя: «Долой вашу религию» обойтись было нельзя. Тем более, что любимая девушка не только предает героя, но и фактически «продает» его.

Совсем как Иуда Искариот.

В общем, эта поэма произведение уже настоящего Владимира Маяковского. Его напор, голос, ни схожий ни с кем слог. За показным нигилизмом открываются нежные, без всякой корысти чувства. Герой поэмы, как и ее автор делал все по-настоящему, в том числе любил и ненавидел. «Громада-любовь» и «Громада-ненависть» – это от него и про него.

Анализ стихотворения Облако в штанах по плану

Источник: http://sochinite.ru/analiz-stihotvoreniya/mayakovskij/oblako-v-shtanah

“Облако в штанах” анализ поэмы

Анализ поэмы “Облако в штанах” Маяковского поможет понять тему этого произведения и глубже проникнуться идеей автора.

Написал эту поэму Владимир Маяковский в 1915 году, она подняла много шума, потому что стала протестом против основополагающих устоев жизни того времени, таких как: искусство, политический строй, идеология и мораль.

Маяковский укоряет общество, которое так чуждо для него, в том, что люди не могут любить по-настоящему, не способны на такие чувства. Приведем несколько распространенных фраз из поэмы, и сделаем короткий анализ каждой из частей. Не забудьте, что вы также можете прочесть краткое содержание “Облако в штанах”.

“Долой вашу любовь”

Особое место Маяковский в поэме “Облако в штанах”, анализ которой мы проводим, уделил теме предательства, которая начинается с Марии, и тянется по другим областям: ему жизнь видится совсем другой, она улыбается своим гнилым оскалом, и ему вовсе не хочется оставаться там, где каждого интересует лишь антураж.

Бросается в глаза, что стихи Маяковского полны разнообразия и он щедро использует выражения и слова, которые становятся новыми для читателя, хотя произведены из обычных высказываний, которые знает каждый.

Колорит создается благодаря ярким образам и двойному смыслу, которые оживают под мыслью читателей.

Если рассмотреть триптих, используемый в поэме, можно найти слово “изъиздеваюсь”, которым выражена агрессия по отношению к тому, кто читает, а это не кто иной, как представитель буржуазии.

“Долой ваше искусство”

Продолжим анализ поэмы “Облако в штанах”, а именно второй части. Сначала автор желает низвергнуть тех, кто стал идолами в искусстве и кого превозносили в ту пору, пока Маяковский писал поэму. Чтобы ниспровергнуть этих пустых идолов, поэт объясняет, что только боль может породить настоящее искусство, и что каждому по плечу начать творить и увидеть себя, как главного творца.

Маяковский тут оперирует интересными сложными прилагательными, можно встретить и “крикогубого” и “златоустейшего”. Или взять к примеру “новородит”: здесь автор составил его из двух других, приблизив по значению к обновлению и призвав к действию.

“Долой ваш строй”

Не секрет, что Маяковский с негативом отзывался о политическом строе, который как раз принял становление в расцвет автора, как поэта.

Весьма уместно, что такими словами, как: “изругиваться”, “вылюбить”, “вещина” поэт подчеркивает ту или иную сторону слабости и глупости режима.

Например, можно поразмышлять о принадлежности к вещам или о глаголе “проломать”, которым Маяковский акцентирует решительное действие, упорство и быстроту.

“Долой вашу религию”

Четвертая часть практически свободна от таких непростых новообразованных слов, потому что поэт здесь просто доносит конкретику: как бы он не призывал любить Марию, она отвергает его, и тогда поэт гневается на бога. Он считает, что нельзя полагаться на религию, учитывая ее продажность, лень, лживость и другие пороки.

Хотя Маяковский, и это четко видно в анализе поэмы “Облако в штанах”, превносит революционную идею, видно, что мысли о боли, страсти и переживаниях конкретны и динамичны. Им тоже уделено много внимания. Безусловно, поэма, проанализированная нами, стала достоянием русской литературы; она великолепно и доходчивыми речевымии оборотами выразила революционные настроения эпохи Маяковского.

Источник: https://reedcafe.ru/blogs/oblako-v-shtanah-analiz-poemy

Поэма В.В. Маяковского “Облако в штанах”

Замыселпоэмы «Облако в штанах» (первоначальное название «Тринадцатый апостол») возник у Маяковского в 1914 году. Поэт влюбился в Марию Александровну Денисову. Однако любовь оказалась несчастной. Маяковский воплотил горечь своих переживаний в стихах. Полностью по­эма была закончена летом 1915 года.

Жанр — поэма.

Поэма «Облако в штанах» состоит из вступления и четырех частей. Каждая из них реализу­ет конкретную, так сказать, частную идею. Сущность этих идей определена самим Маяковским в предисловии ко второму изданию поэмы: «Долой вашу любовь», «долой ваше искусство», «до­лой ваш строй», «долой вашу религию» — «четыре крика четырех частей».

 

«Облако в штанах» — многотемное и многопроблемное произведение. Уже во вступлении заявляется тема поэта и толпы.

Главный герой поэт противопоставлен толпе: идеальный образ лирического героя («красивый, двадцатидвухлетний») резко контрастирует с миром низменных вещей и образов («мужчины, залеженные, как больница, / и женщины, истрепанные, как по­словица»). Но если толпа неизменна, то лирический герой на глазах меняется.

Он то грубый и резкий, «от мяса бешеный», «нахальный и едкий», то «безукоризненно нежный», расслаблен­ный, ранимый: «не мужчина, а облако в штанах». Так проясняется смысл необычного названия поэмы.

Первая часть, согласно замыслу поэта, содержит в себе первый крик недовольства: «Долой вашу любовь». Тему любви можно назвать центральной, ей посвящен весь первый и часть четвер­того раздела.

Поэма открывается напряженным ожиданием: лирический герой ждет встречи с Марией.

Ожи­дание так мучительно и напряженно, что герою кажется, будто канделябры «хохочут и ржут» в спину, «ляскают» двери, полночь «режет» ножом, гримасничают дождинки, «как будто воют химеры собора Парижской Богоматери», и т. д.

Мучительное ожидание длится бесконечно долго. Глубину страдания лирического героя передает развернутая метафора о скончавшемся двенадца­том часе:

Полночь, с ножом мечась,

догнала,

зарезала,—

вон его!

Упал двенадцатый час,

как с плахи голова казненного.

Время, уподобленное упавшей с плахи голове, не просто свежий троп. Он наполнен большим внутренним содержанием: накал страстей в душе героя до такой степени высок, что обычное, но безысходное течение времени воспринимается как его физическая гибель. Герой «стонет, корчит­ся», «скоро криком издерется рот».

И вот, наконец, Мария приходит и сообщает, что выходит замуж. Резкость и оглушительность известия поэт сравнивает с собственным стихотворением «На­те». Кражу любимой — с похищением из Лувра «Джоконды» Леонардо да Винчи. А самого себя — с погибшей Помпеей.

Но в то же время поражает почти нечеловеческое хладнокровие и спокой­ствие, с которыми герой встречает сообщение Марии:

Что ж, выходите.

Ничего.

Покреплюсь.

Видите — спокоен как!

Как пульс

покойника!

«Пульс покойника» — это окончательно, безвозвратно умершая надежда на взаимное чувство.

Во второй части поэмы тема любви получает новое решение: речь идет о любовной лирике, преобладающей в современной Маяковскому поэзии. Поэзия эта озабочена тем, чтобы воспевать «и барышню, и любовь, и цветочек под росами».

Эти темы мелки и пошлы, а поэты «выкипячивают, рифмами пиликая, из любви и соловьев какое-то варево». Они не озабочены страданиями людей. Бо­лее того, поэты сознательно бросаются от улицы, боятся уличной толпы, ее «проказы».

А между тем люди города, по мнению героя, «чище венецианского лазорья, морями и солнцем омытого сразу!» :

Я знаю —

солнце померкло б, увидев,

наших душ золотые россыпи.

Поэт противопоставляет нежизнеспособному искусству подлинное, пиликающим «поэти­кам» — самого себя: «Я — где боль, везде».

В одной из своих статей Маяковский утверждал: «Сегодняшняя поэзия — поэзия борьбы». И эта публицистическая формула нашла в поэме свое поэтическое воплощение:

Выньте, гулящие, руки из брюк —

берите камень, нож или бомбу,

а если у которого нету рук —

пришел чтоб и бился лбом бы!

развивается и в третьей части. Поэзией, не соответствующей требованиям времени, Маяковский считал творчество Северянина, потому в поэме выводится нелицеприятный портрет поэта:

А из сигарного дыма

ликерною рюмкой

вытягивалось пропитое лицо Северянина.

Как вы смеете называться поэтом

и, серенький, чирикать, как перепел!

Поэт, по мысли лирического героя, должен быть обеспокоен не изяществом своих стихотворе­ний, а силой их воздействия на читателей:

Сегодня

надо

кастетом

кроиться миру в черепе!

В третьей части поэмы Маяковский поднимается до отрицания всего господствующего строя, бесчеловечного и жестокого. Вся жизнь «жирных» неприемлема для лирического героя. Здесь те­ма любви поворачивается новой гранью.

Маяковский воспроизводит пародию на любовь, похоть, разврат, извращение. Вся земля предстает женщиной, которая рисуется «обжиревшей, как лю­бовница, которую вылюбил Ротшильд».

Похоти «хозяев жизни» противопоставляется настоящая любовь.

Господствующий строй рождает войны, убийства, расстрелы, «бойни». Такое устройство мира сопровождается разбоями, предательствами, опустошениями, «человечьим месивом». Оно созда­ет лепрозории-тюрьмы и палаты сумасшедших домов, где томятся заключенные. Это общество продажно и грязно.

Поэтому «долой ваш строй!». Но поэт не только бросает этот лозунг-крик, но и зовет людей города к открытой борьбе, «кастетом кроиться миру в черепе», вздымая «окро­вавленные туши лабазников». Герой противостоит сильным мира сего, «хозяевам жизни, стано­вясь «тринадцатым апостолом».

В четвертой части ведущей становится тема Бога. Эта тема уже подготовлена предшествую­щими частями, где обозначены враждебные отношения с Богом, равнодушно наблюдающим за человеческими страданиями.

Поэт вступает в открытую войну с Богом, он отрицает его всесилие и всемогущество, его всеведение.

Герой идет даже на оскорбление («крохотный божик») и хвата­ется за сапожный ножик, чтобы раскроить «пропахшего ладаном».

Главное обвинение, брошенное Богу, состоит в том, что он не позаботился о счастливой любви, «чтоб было без мук целовать, целовать, целовать». И снова, как в начале поэмы, лирический герой обращается к своей Марии.

Здесь и мольбы, и упреки, и стоны, и властные требования, и нежность, и клятвы. Но поэт напрасно надеется на взаимность. Ему остается только кровоточащее сердце, которое несет он, «как собака…

несет перееханную поездом лапу».

Финал поэмы — картина бесконечных пространств, космических высот и масштабов. Сияют зловещие звезды, высится враждебное небо. Поэт ждет, что небо снимет перед ним шляпу в ответ на его вызов! Но вселенная спит, положив на лапу с клещами звезд огромное ухо.

Источник: http://5litra.ru/proizvedeniya/russian_classik/841-poema-vv-mayakovskogo-oblako-v-shtanah.html

Анализ первой главы поэмы В.В. Маяковского «Облако в штанах»

/ Сочинения / Маяковский В.В. / Облако в штанах / Анализ первой главы поэмы В.В. Маяковского «Облако в штанах».

  Скачать сочинение
Тип: Анализ эпизода

    Поэма В.В. Маяковского «Облако в штанах» – поэма о любви. Но о любви несчастной, трагической. Можно сказать, что это поэма о любви, «ограбленной современной жизнью».     В «Облаке в штанах» лирический герой разоблачает буржуазное общество, в котором он, как и миллионы других людей, вынужден жить.

Это общество «жирных, «желудков в панаме», которое не имеет ничего святого, не имеет души и сердца.     Поэма состоит из четырех частей, каждая из которых представляет собой крик лирического героя: «Долой вашу любовь!, «Долой ваше искусство!», «Долой ваш строй!», «Долой вашу религию!»     Первая часть поэмы – глубоко личная. Она во многом автобиографична.

Об этом говорят детали из реальной жизни поэта Маяковского. Так, он передает своеобразный привет своим сестрам: «Скажите сестрам, Люде и Оле, – ему уже некуда деться». Кроме того, называет «место действия» первой части – Одессу. Поэт сам убеждает читателя, что это было на самом деле. Ему важно, чтобы поверили в реальность всего описанного в «Облаке в штанах».

Чтобы поверили и ужаснулись, поверили и возмутились…     В первой части произведения передана небольшая, но очень эмоционально насыщенная ситуация. Герой в комнате (у нее или у себя?) ждет свою возлюбленную, которая вот-вот должна прийти. Но проходит час, другой, третий, а ее все нет.     Маяковский с большим мастерством и талантом психолога описывает эмоциональное состояние своего героя.

Он чувствует себя глубоко несчастным. Герой превратился в корчующуюся дряблую громадину. Он одинок, ему так не хватает женского тепла, ласки, любви.

Читайте также:  Народный календарь: зима, январь-просинец

    Герой мечется по комнате, в его голове мешаются страшные мысли и сомнения:     Будет любовь или нет?     Какая –     большая или крошечная?     Состояние лирического героя Маяковский передает с помощью оригинальных метафор: «плавлю лбом стекло окошечное», «уткнувшись дождю лицом в его лицо рябое, жду…»     И вот наступает полночь.

Уже 12 часов, а героиня обещала прийти в четыре! Этот магический час, время разгула злых сил, полностью подкосил героя. Он почувствовал себя убитым:     Упал двенадцатый час,     как с плахи голова казненного.     Напряжение героя настолько велико, что ему начинают видеться всякие чудовища, нервы его на пределе и вот-вот взорвутся от напряжения.

Поэт буквально изображает выражение «нервы расходились, расшатались», чтобы передать пик напряжения лирического героя:     Слышу:     тихо,     как больной с кровати,     спрыгнул нерв.     И вот,-     сначала прошелся     едва-едва,     потом забегал,     взволнованный,     четкий.     Теперь и он и новые два     мечутся отчаянной чечеткой.

    Вся обстановка гостиницы включена в картину ожидания-переживания. Она оживает, превращается в монстров, «химер», чудовищ.     Но вот, наконец-то, появляется и героиня. На несколько мгновений все замирает. Она спокойно и с вызовом сообщает герою, что выходит замуж. Видно, что между влюбленными уже был разговор на эту тему, героиня что-то решала, герой ее в чем-то убеждал.

И вот Мария приняла решение. Она выходит замуж и оставляет лирического героя.     Оказывается, лирический герой был убежден, что его Марию «украдут», как Джоконду. Эту картину невозможно купить, она бесценна. Так и героиня бесценна для лирического героя. Но на самом деле ее купили. Мария продала свою любовь за деньги, роскошь, положение в обществе.     В разговоре с девушкой герой спокоен, спокоен, «как пульс покойника». Душа его умерла. Ее растоптала современная любовь, продающаяся за деньги и опирающаяся только на расчет:     а самое страшное     видели –     лицо мое,     когда     я     абсолютно спокоен?

    Внешне лирический герой абсолютно спокоен, но внутри он горит. Этот пожар ничем не потушить. Душа и сердце героя погибают, превращаются в пепел, и ничто не может спасти его, никто не может ему помочь в этом мире лжи и обмана. В мире «жирных» нет места настоящей любви, настоящему человеку…

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Маяковский В.В. / Облако в штанах / Анализ первой главы поэмы В.В. Маяковского «Облако в штанах»

Смотрите также по произведению “Облако в штанах”:

  • Краткое содержание

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00887201214394498282

Анализ второй главы поэмы В.В.Маяковского «Облако в штанах»

    Владимир Маяковский открыл целую эпоху в истории русской и мировой поэзии. В его творчестве запечатлелось становление нового мира, рожденного в жесточайших классовых битвах.

Поэт выступил как художник-новатор, реформировавший русский стих, обновивший средства поэтического языка.

Поэтические завоевания Маяковского определили главное направление в развитии советской поэзии и оказали огромное влияние на многих зарубежных поэтов 20-го века.

    Поэма «Облако в штанах», написанная в 1914-1915 годах, по содержанию является произведением, в «эзоповой» манере пропагандирующим революционную борьбу с основами буржуазного общества, – его моралью, искусством, строем и идеологией. Этому посвящены четыре части тетраптиха. 

    Вторая часть выступает под лозунгом «Долой ваше искусство». В ней уничижающей критике подвергается буржуазное искусство, сглаживающее остроту и силу страданий человека, которые с неимоверной силой были описаны в первой части.

Вторая часть направлена против тех поэтов, которые «выкипячивают, рифмами пиликая, из любвей и соловьев какое-то варево».

И хотя строки эти имеют в виду конкретный адресат – Игоря Северянина, однако, в целом они содержат куда более обобщенный смысл и направлены против того искусства, которое лакирует жизнь, сглаживая ее вопиющие противоречия. Над всем этим поэт ставит «nihile», потому что в его представлении книги делаются так:

    пришел поэт,

    легко разжал уста,
    и сразу запел вдохновенный простак…

    Но на самом деле он видит лишь, как у поэтов и писателей «тихо барахтается в тине сердца глупая вобла воображения». Поэт, протестующий против буржуазной морали, протестует против искусства, которое проповедует эту мораль. 

    Вторая часть поэмы очень важна для понимания эстетических позиций молодого Маяковского. Эстетическое кредо поэт излагает в острой полемике с буржуазным искусством. Он провозглашает борьбу за демократизацию поэзии.

«Пиликающим рифмам» он противопоставляет образ «улицы», которая «корчится безъязыкая – ей нечем кричать и разговаривать». Свою задачу Маяковский видит в том, чтобы дать «безъязыкой улице» поэтическое слово, выразить ее страдания и думы.

И пусть словарь этой поэзии не будет «изысканным», пусть он включает в себя нарочитую грубость и вульгаризмы: 

    … во рту

    умерших слов разлагаются трупики,
    только два живут, жирея –
    «сволочь»
    и еще какое-то.
    Кажется – «борщ».
    А улица присела и заорала:
    «Идемте жрать!»

    Все это и есть словарь поэзии «уличных тыщ», которых поэт призывает не сметь «просить подачки» у поэтов, «размокших в плаче и всхлипе». Он также приказывает «улице» «не слушать, а рвать их – присосавшихся бесплатным приложением к каждой двуспальной кровати!», потому что эти люди – «сами творцы в горящем гимне – шуме фабрик и лабораторий».

    «Златоустнейший» поэт, «чье каждое слово душу новородит», утверждает как самую высокую ценность мира «мельчайшую пылинку живого». Поэтому он проповедует не фантазию, не уход от жизни, а жизнь, ее земные ценности.

Истинный поэт, по мнению Маяковского, не тот, кто сотворит легенду о «Фаусте, феерией ракет скользящего с Мефистофелем в небесном паркете», а тот, кто в «каторжнях города- лепрозория» (низшая степень падения человека!) увидит чистому «венецианского лазорья, морями и солнцами омытого сразу», увидит «душ золотые россыпи».

Так, поэзия, уходящая своими корнями в земную, грубую жизнь, в противовес искусству «Гомеров и Овидиев», является, с точки зрения Маяковского, демократической по самой своей сути. 

    Именно в «Облаке в штанах» тема искусства впервые связывается с темой революции, и миссия поэта, в трактовке Маяковского, оказывается миссией пророка.

Миссия эта драматична, так как лирический герой, предсказавший, что «в терновом венце революций грядет шестнадцатый год» (Маяковский, правда, ошибся в своем предсказании на один год), все же осмеян у «сегодняшнего времени».

Но предвкушение радости завтрашнего дня, ключи от которого в руках этих «людей… от копоти в оспе», заставляет поэта снова «взводить» себя «на Голгофы аудиторий». И даже приход революции, венчающий проповедь лирического героя, не снимет этой драматической печати с лица поэта: 

    И когда

    приход его
    мятежом оглашая,
    выйдете к спасителю –
    вам я
    душу вытащу,
    растопчу,
    чтоб большая! –
    и окровавленную дам, как знамя…

    Таково насыщенное идейное содержание второй части, переданное в неповторимом, предельно выразительном стиле Маяковского, созданном из акцентного стиха, умения чувствовать слово, к какому бы стилю речи оно не относилось, и смело с ним экспериментировать.

Поэт пересыпает речь сниженной лексикой, но в его поэзии это звучит актуально, а не шокирующе, потому что он – поэт народных масс. Маяковский достигает предельной выразительности стиха, одушевляя все сущее в окружающей его действительности: улицу, которая «муку молча перла», слова, которые «живут, жирея».

Именно поэтому его искусство, по моему мнению, никогда не осядет мертвым грузом на дно человеческой памяти.

    Поэзия Маяковского – «драгоценные слова», добытые трудом, волей, волнением, талантом.

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/mayakovskij-v-v/oblako-v-shtanakh/4922-analiz-vtoroj-glavy-poemy-v-v-mayakovskogo-oblako-v-shtanakh

«Облако в штанах» (анализ) | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

Владимира Маяковского часто называют «поэтом-трибуном». Однако неверно сводить поэзию Маяковского только к агитационно-ораторским стихам, так как в ней присутствуют и интимные любовные признания, трагизм, чувство грусти и философские раздумья о любви. За внешней грубостью лирического героя Маяковского скрывается ранимое и нежное сердце.

С самых первых стихотворений («От усталости», цикл «Я» и другие) у Маяковского звучит мотив трагического одиночества человека в мире:

Уже в ранних произведениях Маяковский приходит к выводу: человек с большой, открытой душой, с любовью к миру и людям оказывается ненужным обществу. Его благие порывы будут считаться смешными и неуместными.

Поэтому в стихах поэта – крик боли, отчаяния, проклятия из-за лжи и подлости, в которых приходится жить.

Поэт постоянно ищет людей с живой, ранимой душой, своих единомышленников: «Опять, тоскою к людям ведомый, иду…» Но вместо человека перед ним какое-то странное существо:

Поэт не раз заявлял о своей ненависти «к жирным» существам, которые составляют основную массу окружающих. Главная цель для них – еда и обогащение. Маяковский обращается к людям, но не находит понимания. Обостренное чувство одиночества мучит поэта. Часто в ранней лирике возникает мотив тюрьмы, «загона», «закованной земли», в которых находятся все люди без исключения.

В стихотворениях появляется бог, пойманный арканом в небе; городовые, распятые перекрестком. Маяковский, поэт грандиозного дарования, со своими масштабами, чувствами и требованиями к жизни был слишком велик для общества «лилипутов», в котором невольно оказался. Это порождало большую тоску и очень большое одиночество.

В стихотворении «Ко всему» поэт доводит тему несвободы до глобальных размеров:

Или:

Даже образ солнца у раннего Маяковского часто предстает в мрачном свете. Солнце, проглядывающее в щель, «как маленькая гноящаяся ранка», быстро тускнеет и прячется от надвигающегося мрака. Солнце у поэта заслонено решеткой, а огромный океан зажат в тиски и тоже несвободен. В поэме «Флейта-позвоночник» поэт, уставший бороться, с отчаянием заявляет: «Все равно я знаю, я скоро сдохну».

Поводом для создания поэмы «Облако в штанах» стали трагические переживания личного характера. Смысл и основную мысль своего произведения Маяковский определил в предисловии к первому изданию книги (1918 год). Поэт в свойственной ему манере выражает суть содержания четырех частей поэмы следующим образом: «Долой вашу любовь!», «Долой ваше искусство!», «Долой ваш строй!», «Долой вашу религию!».

В первой части поэмы нашли воплощение многие темы лирики раннего Маяковского.

Это и противопоставление поэта психологии «жирных», и лирический герой – жертва города, и некоторые музыкальные образы, и человек с «одними сплошными губами». В этой части поэмы текст наполнен язвительной иронией по отношению к обывателям и их миру:

Себя и свой светлый мир поэт противопоставляет существующему уродству:

Далее во всем тексте поэмы присутствуют противоборствующие тональности. Поэт ждет свою возлюбленную Марию, обещавшую прийти в четыре часа, но ее все нет и нет. Наверное, во всей русской литературе никто не описал ожидание влюбленного с таким трагизмом, как Маяковский. Героя терзают мучительные сомнения:

Лирический герой и все вокруг описано гиперболически: поэт «громадный», «жилистая громадина». Он «стонет и корчится» в отчаянии, нервы у него начинают реагировать самостоятельно:

Сердце поэта пылает, оно хочет «выскочить из сердца»:

Герой потрясен сообщением пришедшей Марии о том, что она выходит замуж, но внешне не реагирует:

Возлюбленную у него отнял враждебный мир, который не знает настоящей любви, мир, где все продается и покупается. Поэт утверждает, что искусство нежизнеспособно, так как замкнулось в своей пошлости. Он готов, как Данко, положить свое сердце на алтарь нового искусства.

В третьей части поэмы автор отрицает господствующий строй в стране, мир «жирных», жестокий и безобразный. В четвертой части звучат богоборческие мотивы, поскольку религия освящает буржуазный прогнивший строй. Поэма завершается космической картиной Вселенной, где сияют зловещие звезды. Поэт гордо идет навстречу будущему, он не сломлен, не отказывается от борьбы.

Источник: http://resoch.ru/oblako-v-shtanax-analiz/

Ссылка на основную публикацию