Удмуртский народ: культура, традиции и обычаи

Традиции удмуртского народа (2 класс, окружающий мир) | ДоклаДики

Формирование традиций и обычаев удмуртского народа заняло многие столетия.

В древние времена жизнь каждого удмурта от мала до велика неразрывно была связана с сельским хозяйством.

Именно сельское хозяйство послужило отправной точкой для развития обрядов и жертвоприношений, целью которых было увеличение урожайности и плодородия земель, а также улучшение благосостояния жителей селения.

На народных празднествах гуляли, веселились, исполняли песнопения и даже ставили незамысловатые развлекательные театральные постановки.

Ритуалы, проводимые удмуртами, испокон веков были языческими и только в конце 19 века, когда на территории проживания удмуртского народа стало активно распространяться христианская вера, язычество ушло на второй план.

Элементы древних верований, тем не менее, прослеживаются в жизни и быте современных жителей Удмуртии. В наши дни это отражается в самобытных свадебных обычаях удмуртов, традициях, связанных с рождением детей или уходом из жизни.

Дохристианские идолы и языческие капища до сих пор встречаются в традиционных поселениях Удмуртии.

Подробнее об удмуртских традиционных праздниках и обрядах

Вожодыр

Вожодыр – период времени, несколько дней после зимнего солнцестояния, когда согласно верованиям древних удмуртов, по земле ходит нечистая сила (вожо). Этим Вожодыр сильно напоминает православные Святки. Так же как и в христианской вере принято было рядиться в костюмы медведей, коней, стариков с бородой.

Ряженые проходили по поселению со страшными криками, воем, ударяли палками по стенам жилых построек. Считалось, что ряженые пугают нечистую силу, избавляют от хвори, приносят удачу в делах, способствуют повышению урожайности земель, увеличению поголовья домашнего скота. Каждому ряженому, вошедшему в дом, предлагали какое-либо угощение.

Вечерами молодеешь играла в святочные игры и гадала.

В этот период времени удмуртам запрещалось работать.

Вӧй

Вӧй – праздник напоминающий Масленицу. Празднование проводили через 7—8 недель после Нового года, в конце февраля — начале марта. В эти дни проводились народные гуляния: катались с горок. Водили хороводы, катались на санях и жгли солому и факелы. Лошадей украшали колокольчиками и разноцветными ленточками.

Шайтан уллян – ритуал “изгнания из деревни шайтана”

Избавление поселение от нечистой силы нашло свое выражение в особой ритуальной игре: молодежь перебрасывала друг другу горящую лучину, которая символизировала бесов. Обряд проводили намеренно шумно: стучали друг о друга металлическими предметами, хлопали дверями, громко смеялись. Завершали обряд избиением или сжиганием предмета, символически изображающего злого духа.

Шорт миськон

Этот праздник приурочен к завершению цикла заготовки пряжи, которое приходилось на начало весны. В честь этого события организовывали гуляния шорт миськон. Символом праздника были прялки, которые женщины носили с собой.

Удмуртский обряд «Быдӟым нунал»

Издавна считалось, что в этот день умершие предки навещают живых родственников. Злых духов отгоняли громкими звуками: трещотками. Стрельбой из ружья или битьем палки о стену. Перед началом празднования было принято сходить в баню. Согласно поверью, такое ритуальное омовение обеспечивало здоровьем на весь год.

На праздник делали разнообразную выпечку, окрашивали яйца и ходили на гуляния.

Лудэ лэзён

Этот праздник связан с культом домашнего скота. Все совершаемые на него ритуальные действия были направлены на сохранение поголовья от болезней и хищников, а также увеличение плодовитости животных.

Гербер, Гырон быдтон, Гершид

В эти дни удмурты совершали обряды, призванные обеспечить богатый урожай. Праздник проводили на цветущей поляне. Молодые удмурты играли и водили хороводы, соревновались в силе и скорости.

Выль жук

«Выль ӝук» переводится с удмуртского как «каша первого урожая». В этот день традиционно готовили пищу из овощей и злаков, выращенных в новом сезоне. Удмурты освящали принесенные с поля пучки колосьев и овощей и просили богов о ниспослании им богатого урожая.

Пукрол

Этот праздник связан с поминовением усопших. Ряженые ходили из дама в дом. К этому дню удмурты утепляли свое жилье в преддверии зимних холодов.

Сизьыл юон

Сuзьыл юон – осенний пир, приходившийся на конец осени. В этот день пекли хлеб совершали ритуалы для хорошего урожая зерновых на следующий год.

Источник: http://dokladiki.ru/doklad/tradicii-udmurtskogo-naroda-2-klass-okruzhayushchiy-mir

История и традиции удмуртов

?shok_darvina (shok_darvina) wrote,
2014-04-02 14:55:00shok_darvina
shok_darvina
2014-04-02 14:55:00Удмурты – древний финно-угорский народ исторически проживавший в Поволжье.

Относятся к уральской группе финно-угоров имеющих в своей внешности как европеодные, так и азиатские черты.Родовая куала (место проживания рода удмуртов).

Учитывая особенности проживания, главным строительным материалом удмуртов был лес.

Из дерева делалось всё от домов, до бижутерии.

Предки современных удмуртов.Археологи за работой.Великие гусли.Впервые удмурты столкнулись с русскими в 11 веке. Они пробовали оказать сопротивление, но в первом же бою были разбиты. Удмурты жили родовыми общинами, как такового подобия какого-то государства у них не было, поэтому особого противодействия пришельцам оказывать они, конечно, не могли. После этого времени северные удмурты попадают в сферу влияния Москвы. Надо отметить, что удмурты не оказывая значительного сопротивления русским, считались русскими союзниками, дружественным народом. Удмурты, в отличие от тех же чувашей, мордвы, марийцев не считались покорённым народом, опять же по причине быстрого вхождения в сферу московского влияния.В 15 веке северные удмурты полностью входят в состав русского государства. В 16 веке со взятием Казани, в сфере влияния Москвы оказываются и южные удмурты бывшие до этого в сфере влияния Казани. Удмурты вызывают у Москвы доверие, считаются “своими”. Удмуртов активно используют в производстве оружия, в том числе и для походов на Казань.Поход Ивана Грозного на Казань.

“У земли тоже есть божество – Музъем-мумы – Земля-мать. Живёт она в холмах возвышающихся на поверхности земли. Потому холмы раскапывать нельзя. В жертву Музъем-мумы приносят чёрного, как сама земля, быка. Но осенью жертву приносить нельзя. В это время земля уже спит.

А ещё говорят, что под землёй живёт большой чёрный бык – музъем утись ош – землю стерегущий бык. Этот бык стоит на спине огромной рыбы, которая живёт в подземном море. На своих рогах бык держит землю.

Когда бык встряхивает головой, рога его поворачиваются, и потому происходят землетрясения.”

Древний удмуртский эпос.Моление в честь совершеннолетия юношей.Сбор продуктов юношами для общественного моления в честь их совершеннолетия.Удмурты были лесными людьми. Жили в гармонии с природой используя всё то, что давал им лес. Самое почитаемое и культовое растение Удмуртии это можжевельник.Тангыра. Изготавливалась из еловых досок.

Их на конском волосе подвешивали между двух сосен и от разного размера брусков они издавали разные звуки. Благодаря им разные родовые общины переговаривались в лесу. Было множество сигналов: одними завали в гости на праздник, другими просили о помощи, третьи говорили, что всё нормально и т.д.Письменность удмуртам принесли русские.

Но до прихода русских удмурты активно использовали такую руническую запись.Обед в семейном куале.Сбор на удмуртском кладбище.Семья основателя центральной удмуртской школы Андреева.Посиделки. Шитьё полога.Удмуртские невесты.Такими приспособлениями ловили рыбу. Как я уже писал, удмурты жили в гармонии с природой.

Нельзя было просто так поймать рыбу – надо было “выкупить” её у водяного.

Поэтому, садясь в пыж (лодку) рыбак обязательно читал такое заклинание:

Матушка Чепца, не гневайся! Я пришёл ловить рыбу!Вот, водяной: я кидаю тебе горбушку хлеба,большую – пребольшую рыбу дай!Издалека поближе приведи, к берегу приведи!Когда мы один-два раза сделаем тоню,подайте нам водяной, Чепца – матушка,чтобы наполнились наши уёмистые и обширные пестери!

Наши сети, намоты, морды, бредни не трогай, водяной!

Ловушка на волка.Ловушка на дичь.Удмуртская охотничья песня:

Чип-чип-чип засвистал,Запорхал по кустамСерый рябчик-проказник.Дразнит всех бедокур:-Чип-чип-чип, люр-люр-люр!-Мне, охотнику, праздник!Тонкий посвист в лесуУловлю, понесу,Для собачки примечу,А не то на манокОтзовётся рябок,Он ко мне – я на встречу.

Есть у птицы свой дом,Все они чередомКрасят песнею гнёзда.Чуткий к их голосам,Лес встряхнулся и сам – Зазвенел многоверстно.Люр-люр-люр всё смелей,Чип-чип-чип всё бойчейВеселится гнездовье,И охотник не прост -Понаделал он гнёзд:Все силки наготове.

Крестьянская усадьба.

Не посмотрев чашку – не ешь. Не увидев матери – дочь замуж не бери.Жениться – не лыко драть.

Без жены мужчина с пути сбивается.

Одевание невесты перед свадьбой.Монеты это не только украшение, но и приданое – чем богаче невеста, тем на ней больше монет. Если будет нужда в деньгах, женщина срывала с себя столько монет, сколько нужно было для оплаты чего-либо.Скачки на лошадях в честь праздника первой борозды “акашка”.Общественное моление на яровом поле.

Добыча мёда так же было давней традицией удмуртов.Пчёл тоже нужно было заклинать, чтобы они дали хороший мёд.

Заклинание для пчёл:

Если скобелем-долотом выдолбленную колоду приготовлю-прямо в неё прилетите!Если рано роиться начнёте – прямо сюда прилетите!В заморских краях полетав, мёду набрав – прямо сюда прилетите!На закамских берегах полетав, мёду набрав -прямо сюда прилетите!Там, где токует глухарь полетав, мёду набрав -прямо сюда прилетите!Там, где белки по низинам бегут, полетав, мёду набрав -прямо сюда прилетите!По липовым рощам полетав, мёду набрав -прямо сюда прилетите!С тяжёлыми от воска лапками – прямо сюда прилетите!К вязу моему с отцовской тамгой – прямо сюда прилетите!Пустые мои туеса до верхов наполнить удастся ли?

Стол о четырёх стояках мёдом мне уставить удастся ли?

Источник: https://shok-darvina.livejournal.com/1030164.html

Удмуртская свадьба – традиции, обряды и обычаи народа Удмуртии

Нет ничего прекраснее рождения новой ячейки общества. И каждый народ имеет свои традиции и правила на проведение этого торжественного и радостного события.

Народ Удмуртии один из немногих, кто на протяжении веков смог сохранить свою самобытность, и не раствориться в многотысячной национальной каше из огромного количества народов, народностей и племен нашей необъятной страны.

Удмуртская свадьба и ее колоритность стоит описать отдельной главой.

Сроки проведения

Категорически неприемлемы для удмуртов торжества в летний период. Лето посвящено полностью сельскохозяйственным работам и направлено только на полевые работы. Также невозможно удмурту жениться в нечетные дни недели (среду, пятницу и воскресенье).

Брачным сезоном удмуртов считается поздняя осень и зима. Когда все полевые и заготовительные работы закончены, и есть время на спокойную подготовку и проведение торжества.

Удмуртская свадьба по старинному обряду проводится в четыре этапа, которые занимают довольно длительный промежуток времени.

Ныл Куран. Обряд сватовства

Подбор новобрачной для сына начинался очень рано и определялся старшими родственниками. Родители жениха хотели как можно раньше заполучить в семью еще одну работницу, тогда как родственники девушек эту работницу отдавать из родительского дома не очень то и хотели. Наверное, на основании этих традиций в семьях удмуртов, как правило, мужья намного моложе жен.

Поиском подходящей девушки занимался специальный человек (дэмчи). Чаще это, конечно, была женщина. Она занималась присмотром суженной, оценивала ее как хозяйку и работницу. Присматривалась к достатку, к отношениям в родном доме будущей новобрачной между членами семьи.

Выясняла всю подноготную об этом семействе и в отдельности о самой девушке. Основными качествами будущей невесты должны были стать ее трудоспособность, здоровье, легкий, не бранчливый нрав.

Если родителей жениха описания дэмчи устраивали, начиналась в семействе подготовка к сватовству.

Сценарий

Само сватовство происходило по следующему сценарию. В оговоренное с дэмчи время, отец жениха (или в крайнем случае, мать), дэмчи и кто-либо из уважаемых родственников жениха отправлялись в дом к семье планируемой невесты. С собой отец жениха нес курительный табак. Если отец девушки принимал этот дар и хвалил, значит сватовство продолжалось своим чередом.

Первой разговаривать начинала дэмчи, стихами или велеречивыми иносказаниями. Неприличным было с первого захода давать согласие на брак, поэтому на наигранный отказ оставлялись рукавицы, чтобы через время прийти за ними повторно. И повторить иносказательную просьбу в согласии на брак.

Когда согласие со второго раза получали, будущая невеста накрывала стол с самоваром.

За чаепитием уже обговаривались все нюансы свадебного торжества, выкупа за невесту(калым) и приданного, которое семья девушки даст за ней в семью жениха. Девушке право голоса не давали никогда.

И только с недавних времен, и то только урбанизированные слои народа Республики, стали прислушиваться к мнению новобрачной. До сих пор мало кто идет против воли родителей.

После сватовства проводился сговор, на котором уже конкретно оговаривались размеры калыма, приданного и расходов на торжественные мероприятия. По окончанию этого ритуала будущая теща выносила каравай с маслом будущему свекру.

Он обязан был положить в масло серебряные монеты. Это означало, что сватовство и сговор состоялись, и суженная отправлялась в дом к будущему мужу.

Или же оставалась до бракосочетания в родительском доме, этот вопрос также оговаривался отдельно.

Подготовка к женитьбе

Основным подготовительным процессом было подготовка калыма и приданного с каждой стороны. Также отцы молодоженов лично обходили всех приглашенных и звали их на свадебное торжество. Быть званым на удмуртскую свадьбу очень почетно, это говорило об уважении приглашенного. Поэтому удмуртские свадьбы очень многочисленны, оскорбить соседа или дальнего родственника не рискнет ни один удмурт.

Сторона невесты (сюан)

Первую свадебную церемонию проводили в доме родителей девушки. Парня нарядного с дарами торжественно провожали к дому суженной. Где всю компанию во главе с дэмчи встречали у ворот с угощениями и выпивкой.

Читайте также:  Полезные ископаемые: известняк

Гостей из свадебного поезда именовали поезжанами, и возглавляли этот поезд семейная пара долгое время прожившая в браке, как символ и пожелания долгой семейной жизни молодым. Обязательными яствами были яичные лепешки. Гостя, который не отведал хоть кусочка лепешки, в дом не запускали.

После того как все поезжане отведали угощений у ворот, начинался пир в доме невесты, где пели песни, общались, знакомились между собой родственники жениха и невесты. По окончании банкета все участники торжества обменивались дарами.

Сторона жениха (ярашон)

Следующей традицией удмуртской свадьбы считается ярашон. Его назначали заранее и проводили после свадьбы невесты. Только теперь гостями были родственники девушки во главе с дэмчи. Без дэмчи не обходится ни один из обрядов удмуртской свадьбы.

Также поезжане со строны невесты проходят все стадии ритуального бракосочетания удмуртов. Единственным существенным отличием ярашона от сюана являются свадебные песни, что исполняют гости. И еще одной особенностью удмуртской свадьбы будет почти абсолютная «немота» парня и его суженной.

Они почти ничего не говорят, кроме благодарственных слов и совершенно не поют. Им это категорически запрещено.

После пира в доме жениха идут по гостям к родственникам юноши, чтобы представить девушке всех сородичей в непринужденной домашней обстановке. Где суженная обращала внимание на порядки и уклад в жизни не только отдельной семьи, но и всего рода жениха в целом.

Еще одной веселой традицией удмуртской свадьбы считается переодевания, которые веселят гостей. Разыгрываются сценки и шарады. От хозяев торжества выносят бочонок с медом или своеобразным национальным яством, которое продают после того как молодые попробуют первую ложку. Купить обязан был этот бочонок кто-либо из родственников невесты.

Обязательным заключительным действом является плач будущей супруги. Чем больше слез она прольет провожая гостей и прощаясь с родителями, оставаясь в новом доме, тем счастливей и радостней будет ее новая жизнь в новой семье. Потому старались, как могли разжалобить суженную.

На этой печальной ноте все традиции удмуртской свадьбы соблюдены. Но есть еще множество после свадебных обрядов, без которых брачные узы не считаются законными браками.

Пост свадебные традиции

Новобрачная отправляется в дом юноши с приданным, но чтобы отец девушки выпустил обоз с дарами и дочерью за ворота, сначала юноша должен отдать калым. Обязательно во дворе жениха девушку три раза обводили вокруг лошади.

 Мать юноши лично расплетала невесте косу и переплетала их в две косы, покрывая голову чалмой. Наутро после свадебной ночи всей родне демонстрировалось приданое молодой жены.
Молодуха угощала гостей, пришедших посмотреть ее приданое.

 Шла на реку или колодец за водой, роняла туда серебряную денежку и набирала воду, которой потом поила всех присутствующих. Через неделю в доме молодых встречали родителей молодой жены, раньше в гости приходить им нельзя.

 Молодая жена ходит в гости к своим родным только в сопровождении мужа или его матери. Родственники мужа поочередно приглашают молодую семью в гости. Обещанную скотину забирают только на следующую осень после свадебных торжеств.

Вот так долго и весело проходят свадебные торжества у удмуртского народа. Соблюдение всех традиций и обычаев на удмуртской свадьбе превращает это грандиозное событие в жизни молодой семьи поистине в самое яркое воспоминание. Празднование самой женитьбы красочно и нарядно, наполнено национальным колоритом и красивыми обрядами.

Источник: https://xwedding.ru/svadebnye-traditsii/udmurtskaya-svadba.html

Рождественские традиции и обычаи удмуртского народа

Пожалуй, только новогодние праздники способны вернуть любого, даже самого серьезного взрослого человека в детство, подарить массу приятных впечатлений и светлых переживаний. Все мы на рубеже старого года и нового года вопреки всему верим в сказку и ждем новогодних чудес.

А ведь сказка в это время всегда рядом, да и чудеса частенько сбываются на фоне звездного неба и тихо падающих снежинок. К сожалению, в удмуртских семьях этот светлый праздник проходит в русских традициях.

Многое из того, что знали и умели наши предки мы стали забывать, а это ведет к отмиранию нации народа.

Ряженые

Зимний цикл календарной обрядности в дни зимнего солнцестояния и назывался Вожодыр.

Под влиянием христианства в быту удмуртов утвердились элементы рождественско-новогоднего празднества, объединенного традиционным названием Вожодыр, которым стали именовать период от рождества до крещения.

Характерными элементами этого периода были ряженье и гадание. Начинался он праздником, назывался раньше Толсур, позже – ымусьтон, рошво (рождество). На него приглашали гостей, назначали свадьбы. Звали гостей и на крещение.

Что представляет собой новогоднее ряжение? Надевают вывернутые наизнанку тулупы, лица мажут сажей или надевают маски и ходят так из дома в дом, а хозяева должны их ублажать. Интересен процесс узнавания.

Ряженые пляшут, импровизируют и при этом не произносят ни звука – просто создают много шума. А хозяева в этот момент должны узнать их. Это ведь все знакомые – соседи, родственники, живущие на соседней улице.

Хозяева пытаются сорвать маску или ущипнуть ряженого так, чтобы он заорал и выдал себя. Считается, что если узнаешь ряженого, то в этот год все будет хорошо в твоей семье.

Наступление нового года – это время перехода, время транзита. Из старого года в новый, из зимы в лето. Время зимнего солнцестояния, солнцеворот в конце декабря. А переходное состояние само по себе таит опасность. В удмуртской традиции есть даже особое божество этого перехода – Вожо.

Это скорее злой божок, поэтому все связано еще и со страхом. Отсюда – предостережения, запреты. Во время обрядов-переходов нельзя было греметь, издавать громкие звуки железом, железными предметами. Персонажи ряженых – это все представители мира предков, представители иного, потустороннего.

Они не говорят или пытаются говорить на каком-либо странном языке.

Гадание

У удмуртов в святочную неделю было распространено много гаданий. Например, девушки кидали валенок за плетень, во двор и потом смотрели, в какую сторону указывает его носок. В какую указывает – значит, в ту сторону девушка и выйдет замуж.

Еще наливали в большую ложку воды и клали эту ложку на подоконник, туда, где холодно – чтобы вода замерзла. Утром смотрели: если на замерзшей поверхности появляются бугорки – это недобрый знак. Значит, у девушки будет внебрачный ребенок.

Если ровная поверхность, то никаких подобных ситуаций не будет. Другой пример. Девушки шли по направлению к забору с раскрытыми руками (насколько хватало размаха рук) и пытались «захватить» как можно больше досок забора.

Затем доски пересчитывали слева – направо, при этом приговаривая: «Мешок – короб, мешок – короб » Если «мешок» – выйдет замуж за бедного, если «короб» – за богатого.

В русских традициях и удмуртских традициях гадания имеют много общего.

Катание с горы.

Зимний цикл праздников и обрядов у куединских удмуртов был не развит. К нему можно отнести проводимое в начале зимы моление Тол вось и праздник Масленицы Вой. Ритуалами были наполнены первый и последний дни праздника Масленицы.

В первый день молодежь обходила дома деревни, спящих вытаскивали на улицу и бросали в снег. В течение масляной недели устраивали катания на лошадях, катание с гор. На Масленицу приезжали гости из других деревень. Но самым любимым развлечением молодежи было катание с гор на санях, санках, ледянках, лотках, лошадках, жердях

Украшение елки

Ель как символ жизни

С глубокой древности у европейских народов (германских, финно-угорских, славян) вечнозеленые деревья (ель, сосна, можжевельник, кедр, пихта, лиственница) символизировали вечную жизнь, бессмертие, были вместилищем сакральным жизненной силы, имели культовое значение.

Новогодняя традиция украшать елку восходит к древним представлениям кельтов, эстов, литовцев, славян, финно-угорских народов о том, что особая жизненная сила и энергия этих деревьев может приближать весну, помогает плодородию и обещает благополучие, а духов, обитавших в зеленых ветвях, надо ублажать подношениями, подарками, которые развешивали на елке.

А откуда пришел обычай наряжать елку? При Петре елки в домах не ставили, а украшали веточками, хвойными лапами. А что было до этого? По существующему благородному и красивому обычаю, ко дню новогоднего праздника выращивали в кадках цветущие вишни и свечи мира горели рядом с цветами на маленьком деревце.

Так с незапамятных времен во многих домах на Новый год покрытая бело-розовыми и нежными лепестками благоухала, подобно нарядной невесте, славянская новогодняя вишня, а не колючая ель. Но справедливости ради, следует отметить, что обычай наряжать елку то же очень давний: ему около двух тысяч лет.

Почему же люди стали украшать деревья? Уж очень велика была в древности магия дерева. В известном Гороскопе друидов ( древних кельтских жрецов, поклонявшихся лесу, деревьям) характер и судьба человека связанна с его деревом ( у каждого человека, в зависимости от даты рождения).

Наши древние предки верили, что в деревьях обитают еще и духи растительности и плодородия, от которых якобы зависит урожай хлебов, фруктов и овощей. Но могущественные духи были не только добрыми, но и злыми, и нужно было их умилостивить подарками.

УДМУРТСКИЕ НОВОГОДНИЕ ПЕРСОНАЖИ

ЛЕГЕНДА О ТОЛ БАБАЕ (ДЕД МОРОЗ)

В древние времена, когда не было еще на свете людей, в окрестностях Кар-горы (сейчас это центральная часть природного парка «Шаркан») жили алангасары. Эти великаны не отличались большим умом. Потом появились люди. Алангасары, опасаясь их разума, спрятались в яме на самой вершине Кар-горы.

И только самый маленький из них, перед тем как прыгнуть в нее, оглянулся, чтобы в последний раз окинуть взглядом родные места. В это мгновение яма исчезла. Так маленький алангасар остался один. Пока он бродил по свету, набрался разума, выучил язык птиц и зверей, узнал целебные свойства растений. Однажды зимой алангасар повстречал детей.

Они не испугались его, напротив, стали с ним играть. В знак благодарности алангасар решил сделать детям небольшие подарки. С помощью своих друзей белок набрал шишек с высоких деревьев. Ударил посохом о землю, и на поляне растаял снег, появились цветы. Ребятишки обрадовались и прозвали алангасара Тол Бабаем.

С тех пор их дружба продолжается, а Тол Бабай каждую зиму старается порадовать детей подарками.

ЛЫМЫНЫЛ (СНЕГУРОЧКА)

Поселился Тол Бабай в Шарканском районе и что-то грустно ему стало. Тогда обратился он к метели. Она соткала ему из снежинок ледяную девочку. Так с 2007 года у Тол Бабая появилась помощница – Лымыныл (Ледяная девочка).

С тех пор Лымыныл всегда рядом с Тол Бабаем, она помогает ему во всех делах. Внучке, как и деду, сшили костюм. За основу взяли костюм древних удмурток, живших в 3-7 веке нашей эры.

На голове у Лымыныл шапочка (такья), она скрывает волосы снежной красавицы. Грудь закрывает оберег.

Изучив все особенности нарядов новогодних персонажей мне захотелось нарисовать открытку к новому году. Вот что у меня получилось.

Источник: http://www.hintfox.com/article/rozhdestvenskie-traditsii-i-obichai-ydmyrtskogo-naroda.html

Доклад Традиции удмуртского народа 2 класс

Удмурты это еще один народ населяющий территорию России, у которого имеется богатая история и культура. Удмуртский народ смог образоваться после того, как распалась прапермская этническая общность. Для своего поселения удмурты выбрали замечательные края.

Теперь удмурты это настоящие коренные жители территории Прикамья и Предуралья. В давние времена поселения удмуртов представляли собой небольшие деревни, расположенные около берегов рек. Эти образованные деревья никогда не имели улиц. Дома как грибы были рассеяны вдоль рек.

До самого XIXвека такие деревни смогли просуществовать. Уже некоторое время спустя люди начали строить деревянные постройки с двускатными крышами.

В каждом удмуртском поселении жил жрец, в его дворе обязательно должна была быть ритуальная постройка, которая играла священную роль в жизни каждого жителя села.

На протяжении долгого времени складывались удмуртские обычаи и традиции. Это были земледельцы и скотоводы, поэтому не удивительно, что их жизнь полностью связывалась с сельскохозяйственными работами. Именно с возникновения сельского хозяйства у удмуртов появились обряды, которые чаще всего сопровождались жертвоприношениями, естественно животными.

В селах устраивались общие гуляния и празднования, люди веселились, танцевали и даже показывали представительные театральные постановки. Почти каждый местный праздник сопровождался молитвами и разнообразными обрядами. Когда в государстве отказались от язычества и приняли христианство, жизнь удмуртов стала зависеть только от церковного календаря.

Хотя многие ритуалы язычества до сих пор передаются в семьях каждому поколению.

Древние удмурты очень поклонялись различным языческим богам, они всячески их задабривали, приносили дары и угощения. Жрецы молились, чтобы был хороший урожай, чтобы непогода не уничтожила весь посев и много чего другого. У местного населения была своя специальная священная роща, со священным деревом в центре.

Под него люди приносили дары, для богов. В этой роще нельзя было гулять, выпасать скот, рубить деревья и даже собирать ягоды. У удмуртов были свои обряды, связанные с каждым временем года. Весной они молились, чтобы созрел хороший урожай, а вот осень благодарили богов за это собранный урожай.

Многие древние праздники удмуртов смогли сохраниться и сегодня. Это празднование Масленицы и Пасхи. Когда наступал период любого праздника, удмурты оставляли свои дела на потом, ведь в праздник нельзя работать.

Читайте также:  Стародум: характеристика и образ героя в комедии д. и. фонвизина "недоросль"

Местные жители этого края до сих пор отмечают праздник заготовки пряжи, праздник культа домашнего скота, совершают разнообразные обряды для хорошего урожая.

2 класс

Популярные доклады

  • Доклад-сообщение Выбор профессии 8, 9 классОдна из основных составляющих счастливой жизни – это работа. Что немаловажно, работа должна быть любимой и приносить удовольствие. Ведь когда вы просыпаетесь утром и понимаете, что полны сил для достижения новых целей в карьере,
  • Доклад-сообщение Полевая мышь 2, 3 классПолевая мышь (мышь-полёвка) – это небольшой зверёк с длинным хвостом, серо-коричневой окраской шерсти и заострённой мордочкой. Обитает практически везде, где есть поля, луга, степи, кустарники и городские парки. Отличительной особенностью
  • Доклад-сообщение Профессия полицейский для 1, 2 класса для детейКаждый день в мире происходят тысячи преступлений, о которых мы даже не догадываемся. Именно поэтому, чтобы их было как можно меньше, в обществе должны быть такие люди, которые занимаются их предотвращением и расследованием, тем самым,

Источник: https://more-dokladov.ru/doklad-soobshchenie/raznoe/tradiczii-udmurtskogo-naroda-2-klass

Презентация “Удмуртские народные праздники”

Удмуртские народные праздники

Новый год

Празднуется так же, как и повсеместно, в ночь на 1 января.

Толсур

Первый зимний праздник в честь всего собранного урожая, установления последующего благополучия – Толсур. Со временем его приурочили к Рождеству, отмечаемому 7 января.

Вожодыр (Святки)

Обрядовые обычаи праздника – это ряженье для отпугивания злых духов, а также вечера загадок и поговорок, где играли в жмурки, пели и плясали.

Вой дыр (масленница)

Вой дыр – последний праздник в зимнем сезоне календарного года. Он проводился в конце февраля – начале марта в течение недели. По народному обычаю на Масленую неделю пекли блины, приглашали родню в гости и сами ходили, устраивали гулянья из дома в дом, справляли свадьбы. Молодежь и дети в Масленицу развлекались играми.

Йо Кеян (Проводы льда)

Проводится во время весеннего половодья, ледохода (дата подвижная, связанная с конкретным событием – вскрытием реки). Молодёжь на мосту веселилась, пела, плясала под гармошку. С берега толкали лёд баграми, рубили его топором, жгли на нём солому – провожали лёд.

Шайтан уллян

Шайтан уллян – ритуал “изгнания из деревни шайтана”

Избавление поселение от нечистой силы нашло свое выражение в особой ритуальной игре: молодежь перебрасывала друг другу горящую лучину, которая символизировала бесов. Обряд проводили намеренно шумно: стучали друг о друга металлическими предметами, хлопали дверями, громко смеялись. Завершали обряд избиением или сжиганием предмета, символически изображающего злого духа.

Шорт миськон

Этот праздник приурочен к завершению цикла заготовки пряжи, которое приходилось на начало весны. В честь этого события организовывали гуляния шорт миськон. Символом праздника были прялки, которые женщины носили с собой.

12 апреля-Акаяшка

Это весенний праздник в честь начала сева яровых. Накануне Акаяшки устраивали омовение (баню), надевали белые рубахи; готовили кушанье.

Каждая семья выезжала на свой участок земли и начинала сохой пахать землю. Вспахав часть земли и сделав небольшое углубление, они зарывали «в честь предков» принесенную провизию (лепешку, яйцо и др.).

Праздник продолжался три дня и сливался с Пасхой – Акашка уй .

Тулыс Геры

Обряд начала весенних полевых работ.

Лудэ лэзён

Этот праздник связан с культом домашнего скота. Все совершаемые на него ритуальные действия были направлены на сохранение поголовья от болезней и хищников, а также увеличение плодовитости животных.

Гырон быдтон

Г ырон быдтон проводится на лугу в самое красивое время – в период цветения. По поверьям удмуртов, их Бог Вось 1 июня из молитвенного храма Купалы улетает на луга и возвращается обратно в Петров день (12 июля). Поэтому в этот период они молятся не в храме, а на природе. И, чтобы Бога ненароком не обидеть, случайно не задеть, с 1 июня по 12 июля запрещено рвать цветы и луговые травы.

Куарсур (Праздник травы)

В сельской местности с этого дня дружно начинался нырысете турнан (первый покос). Считалось, что лучшее сено то, которое скошено перед самым цветением коренных луговых трав. По народной примете, в Петров день наступает лето красное, певчие птицы перестают петь. В этот день в церковных приходах совершаются богослужения во имя апостолов Петра и Павла.

Гербер

В эти дни удмурты совершали обряды, призванные обеспечить богатый

урожай. Праздник проводили на цветущей поляне. Молодые удмурты играли и водили хороводы, соревновались в силе и скорости.

Выль ӝук

«Выль ӝук» переводится с удмуртского как «каша первого урожая».

В этот день традиционно готовили пищу из овощей и злаков, выращенных в

новом сезоне. Удмурты освящали принесенные с поля пучки колосьев и овощей

и просили богов о ниспослании им богатого урожая.

Пукрол (Покров день)

Этот праздник удмурты отмечают каждый год 14 октября. К Покрову дню люди утепляли свое жилье, собирали с полей весь урожай зерновых. В Покров день также проводилась обрядовая игра – ряженье с участием девушек и ряженых путем перемещения из одного дома в другой. После Покрова дня играли свадьбы. Этот праздник знаменует конец хороводов, начало посиделок.

Сизьыл юон – праздник осени

Завершал годовой цикл календарных обрядов осенний праздник сuзьыл юон, отмечавшийся в конце ноября – начале декабря, в Екатеринин или Николин день. С утра пекли хлеб.

Кусочки хлеба бросали в огонь, плескали также в огонь немного пива и вина, чтобы хлеб уродился. Пока взрослые молились в куале, дети ждали их за столом.

Принесённый из куалы освященный хлеб, разрезали и давали каждому по ломтю.

Спасибо за внимание

Источник: https://multiurok.ru/files/priezientatsiia-udmurtskiie-narodnyie-prazdniki.html

Удивительные традиции Гербера в Удмуртии: как девушки доказывали готовность стать невестой и почему молодых женщин кидали в реку

Диана Чайникова

Национальный удмуртский праздник Гербер когда-то отмечался в каждом уголке Удмуртии. С 1992 года он приобрел статус общереспубликанского, на который съезжаются не только жители региона, но и гости из соседних областей, и со всей страны.

Праздник происходит из разных узколокальных традиций удмуртов, рассказала ИА «Удмуртия» заместитель директора по учебной работе института удмуртской филологии, финно-угроведения и журналистики УдГУ Галина Глухова. Если у северных удмуртов это Гербер, то у южных — это Гершид.

У южных удмуртов он длился несколько дней — почти неделю, и каждый день посвящался молению какому-то божеству, а у северных он объединен с сенокосом, и празднование проходило в течение одного дня. Красиво и нарядно одетые удмурты выходили на луга с косой. Выбирали человека, «легкого на руку», у которого все спорилось, и он начинал покос.

Косили совсем чуть-чуть, и потом начиналась общая трапеза.

udmdunne.ru

Как зародился Гербер и когда его праздновали

По словам доктора исторических наук, профессора Алексея Загребина испокон веков жители Удмуртии были охотниками, и переход к земледелию проходил через заимствование действий и лексики у соседей.

«Если заглянуть в земледельческую лексику, то она очень сложная по своему составу. Там есть и иранские компоненты (все, что связано с конем – прим.ред.

), славянские, потому что многие земледельческие технологии были заимствованы от славян, тюркские компоненты, связанные с рядом сельскохозяйственных орудий, таких, как сабан (плуг – прим.ред.). Отсюда и Сабантуй у татар.

Это говорит о том, что мы все время были открыты друг другу и перенимали разные особенности культуры, но в то же время у каждого оставалось что-то индивидуальное. И удмуртский Гербер стал именно национальным праздником с момента формирования этнического самосознания», — пояснил Алексей Загребин.

По его словам, Гербер зародился в XIX веке, как праздник завершения посевных работ. Галина Глухова также отмечает, что Гербер — это возможность обратиться к богу, поблагодарив за удачно проведенные земледельческие работы, и попросить хорошего урожая.

Почему до Гербера не рвали цветы

«Раньше Гербер исчисляли не по календарю, а на местах, ориентируясь на погоду, звезды, состояние травы и т. д. Сегодня его отмечают 12 июля, а раньше он мог пройти и в другой день, временные рамки были очень зыбкими», — рассказывает Галина Глухова.

По ее словам, его праздновали примерно после второй недели Инвожо — летнего солнцестояния.

До Гербера удмурты не ломали ветки в лесу, не рвали листьев, ягод со времени, когда набухают почки и до самого Гербера. Они заранее заготавливали дрова, чтобы хватило с мая по конец июня.

«Потому что в это время спускалась с небес Инвожо-мумы (повелительница небесной влаги в традиционной системе мировидения удмуртов — прим. ред.

) и поселялась именно в траве, чтобы она наполнялась соком, и как раз до Гербера и до выхода на сенокос к ней нельзя было притрагиваться», — пояснила заместитель директора по учебной работе института удмуртской филологии, финно-угроведения и журналистики УдГУ.

Зачем в первую борозду «бросали яйца»

Источник: https://udmurt.media/articles/kultura-i-turizm/21283/

Удмуртская свадьба: обычаи и традиции во время торжества, фото и видео

Каждый народ имеет свои национальные традиции, обычаи. Они касаются различных сфер жизни, особенно отличаются правила проведения церемонии бракосочетания. Удмуртская свадьба характеризуется уникальными обрядовыми действами, соблюдение которых является обязательными.

Многие традиции проведения торжества у удмуртов остались в прошлом, немного видоизменились, но основные правила придерживаются и по сегодняшний день.

Кроме того, свадьба – это не только набор ритуалов, она имеет особое историческое значение для молодоженов, семей и родственников новобрачных.

Богатый культурный мир удмуртов отразился на свадебных традициях и обычаях. Особое внимание всегда уделялось срокам проведения торжества.

Как правило, браки заключаются в зимний период начиная от праздника Крещения Господнего до Масленицы или осенью от Покрова и до начала Филиппова поста.

Это время выбрано не просто так, ведь в эти периоды закончены полевые работы, есть свободное время для организации и проведения свадьбы.

Бракосочетание удмуртов, которое происходило осенью, считалось счастливым завершением хозяйственного года, обещало счастливую, богатую семейную жизнь новобрачным. Категорически запрещено удмуртам организовывать свадьбу в определенные дни недели – по средам, пятницам, воскресеньям, а также летом, когда все должны быть заняты крестьянскими работами.

Яркой особенностью бракосочетания у удмуртов считается большой промежуток времени, который проходит между этапами бракосочетания. Порой этот период может длиться от пары недель до нескольких месяцев.

Это обусловлено сложностью подготовки к разным этапам свадьбы, которых у этого народа много.

Основными стадиями считаются следующие – сватовство (ныл куран), праздник в доме жениха (ярашон), пир у невесты (сюан), переезд невесты к супругу.

Долгое время вопрос о замужестве удмуртской дочери и женитьбе сына решался старшими членами семьи. Сейчас будущей невесте предоставлен выбор – самостоятельно решать, давать ли согласие на вступление в брак или нет.

Присматривать невесту для сына или младшего брата начинали с момента, когда ему исполнялось 17 лет, родственники стремились как можно раньше женить его, чтобы в доме появилась еще одна хозяйка.

Родители девушек желали подольше подержать дочку дома, чтобы она помогала им по хозяйству, поэтому нередко невесты были старше женихов на несколько лет.

Родственники у удмуртов принимали активное участие в поиске подходящей невесты, достойной стать супругой, хозяйкой. Человек, который давал рекомендации, назывался дэмчи и, как правило, это была женщина.

Присмотрев в округе девушку, отвечающую всем требованиям, сваха узнавала все о ее семье: характер родителей, их достаток. Главные критерии при выборе удмуртской невесты – это ее трудолюбие, покладистый характер, крепкое здоровье, любовь к порядку.

Если родственники жениха считали такой вариант достойным для своего сына, то готовились к сватанью и планировали свадьбу.

Для обряда сватовства у удмуртов в дом невесты отправлялся отец (если его не было, то мать), дэмчи, кто-то из родственников. Стоит отметить, отец и мать не могли совместно отправляться на сватанье.

По традиции, с собой нужно было иметь нюхательный табак, и если он понравится отцу невесты, то тот даст согласие на брак.

По приезде первой разговор начинала дэмчи, как правило, в стихах или используя иносказательную речь.

Редко когда сватам удавалось получить положительный ответ с первого раза, поэтому услышав «нет», они «забывали» в доме невесты варежки, а через время возвращались вновь с тем же предложением.

Если же родители дают согласие, невеста ставит самовар на стол и обе стороны решают вопросы о калыме, времени проведения свадьбы, приданом.

Раньше удмуртская девушка не имела права перечить родителям, оспаривая их решения, сейчас, невеста может высказать свое мнение и отказаться от брака, но мало кто идет против воли родных.

После сватанья у удмуртов, обязательным этапом считался сговор, на котором присутствовали жених, невеста, их родители, родственники.

Обсудив все важные моменты по поводу проведения пиров, размеры калыма, приданого, мама девушки выносила каравай и масло, а отец жениха клал несколько серебряных монет в масло – невеста считалась посватанной.

После сговора удмуртская невеста могла остаться с родителями или ее забирали в дом будущего мужа.

Приготовление к свадьбе

Когда основные организационные вопросы свадьбы решены, семьи начинают готовиться к свадьбе. Прежде всего, родители, а в основном отцы будущих новобрачных ходили к родственникам, приглашая их посетить торжество.

Быть приглашенным на бракосочетание считалось хорошим знаком – значит, гостя уважают.

Во время подготовки, родственники жениха и невесты готовили угощения, калым, приданое, состав и размер которого предварительно обсудили на сговоре.

Пир в доме невесты (сюан)

Если после сговора девушка оставалась дома, то «свадебный поезд» отправлялся от жениха к невесте. Проводить парня приходили родственники, которые не ехали на бракосочетание, они желали удачи и давали наставления. Гости со стороны жениха называются поезжанами, из которых отец выбирал мужчину и женщину, назначавшимися старшими. Обязательно на пир приглашали с собой дэмчи.

В доме невесты тщательно готовились к приезду гостей на свадьбу: кровать застилали красивыми самоткаными одеялами, над зеркалом, окнами развешивали декоративные полотенца, готовили угощения, заблаговременно накрывая стол холодными закусками, печеными хлебобулочными изделиями. Родственники со стороны невесты приезжали в дом до прибытия свадебного поезда и помогали угощать гостей, а не выступали в роли поезжан.

Читайте также:  Христиан иоганн генрих гейне "русалка"

Гостей со стороны жениха встречали у ворот, угощая яичными лепешками, выпивкой. Тех родственников, кто не отведал лепешку – в дом не пускали.

Когда все гости зашли, представляли старшего распорядителя свадьбы, после чего хозяева дома угощали гостей. Отведав яства, начиналось пение свадебных песен, которое продолжалось до конца пира.

В песнях происходило знакомство родственников жениха с невестой. Заканчивался сюан прощальными песнями, сборами невесты, вручением подарков участникам сюана.

Пир в доме жениха (ярашон)

В выбранный день «свадебный поезд» отправлялся от дома невесты к жениху. Обряд ярашон немного отличается от сюан песнями, правилами проведения, ритуалами.

Поезжане отправлялись к дому парня, где их ожидало застолье, после чего они держали путь в гости к распорядителю, родственникам супруга. В каждом доме гостей угощали и учили петь песни.

Жених и невеста посещали дома совместно с гостями, но вот петь им запрещалось.

Необычная традиция на свадьбе, актуальная на ярашоне – требовать у хозяев дома бочонок, наполненный медом или кумышкой.

Содержимое предлагалось попробовать ложкой, после чего кадку продавали кому-то из поезжан.

В заключительный день ярашона гости устраивали представление, надевали разные наряды, одежды, создавая самые замысловатые образы. Женщины нередко перевоплощались в мужчин и веселили всех присутствующих.

Перед отъездом поезжане прощаются с родственниками жениха и невестой, сочувствуя ей, что остается в чужом доме. Гости стараются довести молодую девушку до слез, ведь считается, чем больше воды она прольет сейчас, тем меньше горестей ожидает ее на дальнейшем пути в семейной жизни. На этом пир, празднование свадьбы заканчивается, но существуют еще особые послесвадебные ритуалы.

Переезд в дом жениха

После окончания сюана невеста с приданым отправляется к жениху, но чтобы отец открыл ворота и выпустил новобрачных, жених должен был заплатить выкуп (калым) за невесту. Родственники встречали молодую девушку во дворе и трижды обводили ее вокруг коня.

Свекровь провожала молодую невестку в дом и садила на мягкую подушку на женской половине, расплетала косу и заплетала две, которые укладывала вокруг головы в виде прически. Надевала на голову особый платок – чалму, что свидетельствовало об окончании девичества.

После этого действия молодожены отправлялись спать.

На следующий день принято рассматривать приданое невесты – на веревку во дворе развешивалось все, что она привезла с собой в сундуке.

После чего молодая жена сама угощала гостей, демонстрируя свои кулинарные способности, гостеприимство, хозяйственность.

Далее все отправлялись к речке, девушка бросала в нее серебряную монету, набирала полные ведра воды и несла их к дому, после чего угощала ею родственников.

Послесвадебные обряды

Особое внимание у удмуртов уделяется обрядам и традициям после свадьбы:

  • Спустя неделю после ярашона родители невесты и несколько родственников могут приехать навестить молодоженов и посмотреть, как они живут.
  • Молодая жена первый раз после свадьбы может навестить отца и маму в родительском доме только вместе с мужем и свекровью.
  • Родственники жениха приглашают молодую семью по очереди в гости, чтобы невеста смогла познакомиться со всеми.
  • В первую осень после свадьбы родственники мужа вместе с женихом и невестой отправлялись забрать обещанную в приданое скотину. Это заключительный этап, после которого завершался цикл свадебных обрядов.

Видео: бракосочетание по-удмуртски

Рождение новой семьи – это всегда особенный праздник, который окружен разнообразными ритуалами, красивыми традициями. Свадьба у удмуртов проходит по старинным обычаям, за счет чего это выглядит, как красивое действо.

Для людей, интересующихся удмуртской культурой или нравами этого народа, посещение свадьбы станет настоящим открытием и непременно оставит море эмоций и впечатлений.

Если посетить церемонию нет возможности, то посмотрите видео, так вы сможете увидеть всю красоту свадьбы, ощутить себя гостем, проникнуться чувствами родственников и новобрачных:

Фото удмуртской свадьбы

Сложно передать всю красоту свадьбы удмуртов словами, невозможно описать прелесть их народных песен, очарование традиционных нарядов, которые разительно отличаются от привычных нам белых платьев и черных костюмов. Многие старинные традиции ушли в небытие, но обычаи, которых они придерживаются, делают церемонию бракосочетания волшебным действом, проникающим до глубины души.

Источник: https://svadbavo.ru/journal/podgotovka-k-svadbe/traditsii/udmurtskaya-svadba

Удмуртская свадьба

Каждая национальность интересна своими исторически сложившимися традициями и оригинальными обычаями. Удмуртия — малочисленный народ с весьма своеобразным образом жизни.

Сегодня это вполне современная страна, но некоторые обряды предков соблюдаются и почитаются населением и по сей день.

А больше всего возрожденное наследие можно наблюдать при обряде воссоединения новобрачных, торжественном знаковым мероприятием для удмуртов.

Религия удмуртов — православие, поэтому даты свадеб выбираются согласно христианским канонам. Благоприятным временем зимой для росписи является конец поста от Крещения и до поста, предшествующего Масленице. Осенью — это период от Покрова Богородицы до рождественского поста.

Летом бракосочетание не проводят, так как все люди занимаются сельскохозяйственными работами. А после сбора урожая, полевых и огородных работ уже можно погулять на веселом празднике. Также у удмуртов существуют ограничения по дням недели.

Разрешенные дни для торжества — только вторник, суббота и четверг.

Процесс бракосочетания по традициям удмуртской свадьбы продолжается очень долго, до нескольких месяцев подряд. Длительность действия объясняется соблюдением строгой этапности всех событий: ныл курана — сватовства девушки, ярашона — торжества в доме жениха, сюана — застолья у невесты и перехода молодой жены в новый дом.

Сватовство

Издревле удмурты принимали решение о замужестве или женитьбе детей без их участия. Этот народ очень хозяйственный и трудолюбивый, поэтому они стремятся получить лишние руки для домашней и полевой работы.

Из подобных соображений молодых людей женят очень рано, с 17 лет, так как они с женой поселяются в доме его родителей. А девушка, наоборот, покидает отчий дом, поэтому вполне естественно, что мать с отцом не торопятся пустить дочь на чужую сторону.

Современные удмурты при выборе своей половинки больше руководствуются чувствами, а старинные обычаи почти утрачены.

В традициях удмуртской свадьбы принято пользоваться услугами свахи — дэмчи. В обязанности пожилой женщины входит сбор сведений о подходящей кандидатуре, доходах семьи и нраве девушке. Хорошая невеста должна быть здоровой, активной, хозяйственной, иметь спокойный покладистый характер. Выбрав барышню, дэмчи описывает ее достоинства семье жениха, и те начинают готовиться к процессу сватовства.

Первый визит потенциальной родне по обычаям предков наносит глава семейства — отец или старший родственник. Если девушка воспитывается без отца, тогда к сватовству допускается мать. Но в любом случае одновременно оба родителя не приходят, только по отдельности. Сопровождает их при этом дэмчи.

Начинают беседу сваты в шутливом ключе, используя замысловатые обороты речи. Однако родители невесты прекрасно понимают, что они имеют в виду, поэтому отвечают гостям в том же духе. Ответ сватам выдается также в символическом виде.

Принесенный нюхательный табак мужчинами со стороны жениха категорически отвергается хозяевами, и это означает отказ от бракосочетания.

При этом отрицательный ответ удмурты воспринимают совершенно спокойно, так как сразу соглашаться у этого народа не принято.

Родственники жениха уходят восвояси, но внезапно возвращаются по бытовой причине, якобы оставили в доме какую-нибудь вещь. Если родня невесты морально готова дать положительный ответ, то вернувшихся гостей уже ждет пылающий самовар, означающий согласие.

Быть или не быть удмуртской свадьбе, раньше решали непреклонные родители, независимо от желания девушки. В настоящее время красавицы сами выбирают свою судьбу, но все равно прислушиваются к советам старших.

Далее следует сговор родителей, который представляет собой обсуждение размера калыма, объема приданого девушки и подсчет всех затрат на проведение торжества. После продолжительных и трудных переговоров окончание вечера знаменует вынос каравая с пиалой масла.

Глава семейства жениха опускает в пиалу серебряные монеты, и с этого торжественного момента девушка считается официальной невестой. Интересной традицией удмуртской свадьбы является тот факт, что новая родня может забрать девушку к себе в дом до бракосочетания.

Приготовление к свадьбе

К торжеству родственники готовятся по отдельности. Родители приобретают продукты для застолья, забивают скот, перебирают приданое, собирают установленный калым.

В обычае удмуртов принято посещать и звать на праздник родственников, друзей и некоторых уважаемых людей поселения. Пригласить гостя лично считается особым знаком почтения к человеку.

Это приятное дело в основном поручается отцам, свободным от праздничной суеты.

Пир в доме невесты (сюан)

Как уже говорилось ранее, новоиспеченную невесту могут забрать сразу, и желательно сделать это торжественным образом. Для этого снаряжается праздничный кортеж.

В делегацию входит сваха, а также по одному представителю мужского и женского рода и сам жених. Именуется свадебный кортеж поездом, а участники — поезжанами.

Остальные родственники провожают поезд с благословениями и дружественными советами.

Тем временем, у невесты в отчем доме полным ходом идет подготовка к торжеству.

Родственницы-женщины накрывают богатый стол с национальными кушаньями: это и пельмени, и перепечи с начинкой из мяса, рыбные и мясные пироги, такие как кулебяки, курники, каши, фаршированный гусь.

По всему дому развешиваются предметы с национальной символикой: узорчатые полотенца, салфетки ручной работы. Постель застилают цветным красивым покрывалом, сшитым специально для такого случая.

Жениха встречают обрядовым свадебным блюдом: яичными лепешками табань, а также чаркой горячительного напитка. Интересно, что во время процесса выпечки невесте всячески мешают друзья, превращая кулинарное занятие в веселую предсвадебную забаву.

Затем вперед выступает организатор торжества со стороны невесты, он распоряжается мероприятием. Застолье начинается обрядовыми песнями удмуртов и ознакомительными беседами с новыми родственниками.

Чтобы показать душевное расположение друг к другу, семьи двух сторон обмениваются полезными подарками, в основном посудой и рукодельными предметами.

Пир в доме жениха (ярашон)

После продолжительного празднования у невесты поезд снова в пути, но теперь едет к дому жениха. Ярашон имеет существенные отличия от сюана, здесь кортежу надлежит посетить всех родичей жениха. В гостях у родни поезжане обязательно распевают веселые народные песни.

Примечательно, что новобрачные ведут себя чинно и степенно, петь им на удмуртской свадьбе запрещается. Хозяева, которым наносят визиты поезжане, заранее готовят особый бочонок с медом или молочной водкой. Это знаковый предмет, с помощью которого собирают деньги молодым.

Гости пробуют мед и оставляют монеты на подносе.

Ярашон — праздник бесшабашный, яркий, а удмурты на нем — большие затейники, любят устраивать представления с переодеванием, женщины мастерски изображают мужчин на потеху гостям.

По традиции удмуртской свадьбы невеста должна как следует погоревать об утраченном девичестве перед началом семейной жизни.

Поэтому ее родственники перед отъездом плачут и грустно причитают, чтобы растрогать и разжалобить девушку. Считается, что чем больше страданий и слез, тем счастливее будет семейная жизнь молодой.

Гости разъезжаются, дом пустеет, но и после всех торжеств удмурты продолжают проводить интересные обряды.

Переезд в дом жениха

Как только сюан окончен, девушка должна ехать в новое жилье. Перед воротами дома невесты молодоженов ждут следующие испытания. Отец девушки требует калым за дочь, обычно некоторую сумму денег.

В это время во дворе жилища новобрачных собираются родственники для ритуальной встречи молодой жены. Юную невесту полагается медленно обвести вокруг коня с разукрашенной лентами и бубенчиками гривой.

Далее под свое покровительство девушку берет свекровь, ведя ее в отведенные женские покои. Там невестке меняют девичью прическу на женский убор. Для этого расплетаются волосы, заплетаются две косы и укладываются вокруг головы венцом.

Голова жены должна быть покрыта, полагается завязывать платок наподобие тюрбана или чалмы. Приготовив девушку таким образом, ее с мужем провожают на брачное ложе.

Приданое невесты принято тщательно изучать и демонстрировать. После первой семейной ночи, вещи вывешиваются на веревку перед домом. Молодая женщина, чтобы показать свою хозяйственность и трудолюбие, готовит родственникам завтрак, носит воду из колодца.

Послесвадебные обряды

После бракосочетания визиты молодоженов к родственникам возможны только по строгому укладу, характерному для удмуртского народа:

  • Жена навещает родителей только в присутствии мужа и свекрови.
  • Родичи молодой наведываются к ней через несколько дней после ярошона, чтобы удостовериться, что девушка живет благополучно.
  • Обязательно проводятся визиты вежливости к родне жениха для более близкого знакомства.
  • Осенью молодым надлежит забрать у родителей жены часть приданого — обещанный рогатый скот, птицу. На этом все традиции удмуртской свадьбы завершаются, и молодые спокойно начинают строить свою жизнь.

Фото удмуртской свадьбы

Бракосочетание — таинственное и прекрасное событие, символ зарождения новой жизни. Удмуртская свадьба — уникальное красивое зрелище, которое обязательно следует сохранить в памяти, воспользовавшись услугами профессионального фотографа.

Романтичные ритуалы, самобытные обряды, магические приметы, национальные символы никого не оставят равнодушными в этот прекрасный праздник любви и радости.

А если вы вдохновились идеей такого национального торжества, тогда можете почерпнуть несколько ярких задумок из нашей фотоподборки.

Источник: http://fotkay-msk.ru/udmurtskaya_svadba

Ссылка на основную публикацию