Романтизм в литературе

Представители романтизма в литературе

Кто являлся представителем романтизма в литературе, Вы узнаете, прочтя эту статью.

Романтизм является идейным и художественным направлением, которое возникло в американской и европейской культуре конца XVIII века — начале XIX века, в качестве реакции на эстетику классицизма. Вначале романтизм сложился в 1790–тые годы в немецкой поэзии и философии, позже распространился во Франции, Англии и остальных странах.

Основные идеи романтизма – признание ценностей духовно-творческой жизни, права на свободу и независимость. В литературе герои обладают бунтарским сильным нравом, а сюжеты отличались накалом страстей.

Основные представители романтизма в литературе России XIX века

Русский романтизм сочетал в себе человеческую личность, заключенную в прекрасный и таинственный мир гармонии, высоких чувств и красоты. Представители данного романтизма в своих произведениях изображали не реальный мир и главного героя, наполненного переживаниями и мыслями.

Поэт В.А Жуковский является одним из основоположников романтизма в России. Он создал много поэм и баллад со сказочным, фантастическим содержанием: «Спящая царевна», «Ундина», «Сказка о царе Берендее». Произведения автора полны глубокого философского смысла, стремления к идеалу нравственности, размышлений и переживаний.

Два других ярких представителя – Гоголь («Ночь перед Рождеством») и Лермонтов. Гоголь изображал главных героев как людей, оторванных от действительного мира и потерявших интерес к жизни. Они вступали с обществом в противоречие и были наполнены переживаниями, высокими чувствами, которые приводят к неминуемой гибели их эстетических и нравственных идеалов.

Лермонтов («Новгороду», «Последний сын вольности», «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», «Кавказ», «Мцыри», «Измаил-бей») же в своих произведениях выражает сочувствие борцам за свободу, а также равенство выступающих против насилия и рабства над личностью людей. Кроме того, его герои отличатся лирическим пафосом и большой страстью, они несут ореол борцов и избранников.

Другие литераторы-романтики: Пушкин («Пиковая дама», «Евгений Онегин» ), Батюшков, Баратынский, Языков, Рылеев, Кюхельбекер и Бестужев-Марлинский.

Яркие представители романтизма в литературе  Европы и Америки

Особенности европейского романтизма — сказочность и фантастичность произведений, нереальный сюжет. Наибольшего развития он достиг в культуре Англии, Франции и Германии.

  • Представители романтизма Франции

Литературные произведения имели яркий политический окрас, настроенный против буржуазии. Самые известные произведения и представители: повести «Рене» и «Аттала» Шатобриана, трактат «Гений христианства», романы «Корина» и Дельфина» Жермены де Сталь,  роман Гюго «Собор Парижской богоматери», сборник Дюма о мушкетерах, сочинения Оноре Бальзака.

  • Представители романтизма Англии

Произведения отличаются мрачноватой готикой, религиозным содержанием, элементами культуры рабочего, национального фольклора и крестьянского класса.

Особенность английского романтизма в том, что авторы подробно описывают путешествия, странствия в далекие земли, а также их исследования.

Самые известные авторы и произведения: «Путешествие Чайльд-Гарольда»,  «Манфред» и «Восточные поэмы» Байрона, «Айвенго» В. Скотта.

  • Представители романтизма Германии

На развитие немецкого романтизма в литературе оказала влияние философия, которая пропагандировала свободу и индивидуализм личности. Произведения наполнены размышлениями о бытие человека, его душе. Они также отличаются мифологическими и сказочными мотивами. Самые известные авторы и произведения: сказки, новеллы и романы Гофмана, сказки Якоба и Вильгельма Гримма, произведения Гейне.

  • Представители романтизма Америки

В американской литературе романтизм развился намного позже, чем в Европе. Литературные произведения разделены на 2 вида — восточные (сторонники плантаторства) и аболиционистские (те, кто поддерживают права рабов, их освобождение). Они переполнены острыми чувствами борьбы за независимость, равенство и свободу.

Представители американского романтизма — Эдгар Аллан По («Падение дома Ашеров», («Лигейя»), Вашигтон Ирвинг («Жених-призрак», «Легенда о сонной лощине»), Натаниэль Готорн («Дом о семи фронтонах», «Алая Буква»), Фенимор Купер («Последний из могикан»), Гарриет Бичер-Стоу («Хижина дяди Тома), Генри Уодсворт Лонгфелло («Легенда о Гайавате»), Герман Мелвилл («Тайпи», «Моби Дик») и Уолт Уитмен (поэтический сборник «Листья травы»).

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, все об самых ярких представителях течения романтизма в литературе. 

Источник: https://kratkoe.com/predstaviteli-romantizma-v-literature/

Романтизм — это… | Литерагуру

Романтизм (1790-1830) – это направление в мировой культуре, которое появилось в результате кризиса века Просвещения и его философской концепции «Tabula rasa», что в переводе означает «чистый лист».

Согласно этому учению, человек рождается нейтральным, чистым и пустым, как белый лист бумаги. Значит, если заняться его образованием, можно воспитать идеального члена общества.

Но хлипкая логическая конструкция рухнула, соприкоснувшись с реалиями жизни: кровопролитные Наполеоновские войны, французская революция 1789 года и другие социальные потрясения разрушили веру людей в целительные свойства Просвещения.

Во время войны образованность и культурность не играли роли: пули и сабли все равно никого не щадили.

Сильные мира сего усердно учились и имели доступ ко всем известным произведениям искусства, но это не помешало им посылать своих подданных на смерть, не помешало плутовать и хитрить, не помешало предаваться тем сладостным порокам, которые испокон веков развращают человечество, независимо от того, кто и как образован. Никто не остановил кровопролития, никому не помогли проповедники, преподаватели и Робинзон Крузо со своим благословенным трудом и «Божьей помощью».

Люди разочаровались, устали от социальной нестабильности. Следующее поколение «родилось старым».

«Молодые люди нашли применение своим праздным силам в отчаянье» — как писал Альфред де Мюссе, автор, который написал ярчайший романтический роман «Исповедь сына века».

Состояние молодого человека своего времени он описал так: «Отрицание всего небесного и всего земного, если угодно, безнадежность». Общество прониклось мировой скорбью, а следствием этого настроения являются основные постулаты романтизма.

Слово «романтизм» произошло от испанского музыкального термина «романс» (музыкальное произведение).

Основные признаки романтизма

Романтизм обычно характеризуют, перечисляя его основные характеристики:

Романтическое двоемирие – это резкое противопоставление идеала и реальности. Реальный мир жесток и скучен, а идеал – убежище от тягот и мерзостей жизни. Хрестоматийный пример романтизма в живописи: картина Фридриха «Двое, созерцающие луну». Глаза героев устремлены к идеалу, но черные крючковатые корни жизни как будто не отпускают их.

Идеализм – это предъявление максимальных духовных требований к себе и к реальности. Пример: поэзия Шелли, где гротескный пафос молодости – главный посыл.

Инфантилизм – это неумение нести ответственность, легкомыслие. Пример: образ Печорина: герой не умеет рассчитывать последствия своих поступков, он легко ранит себя и других.

Фатализм (злой рок) – это трагический характер отношений человека и злой судьбы. Пример: «Медный всадник» Пушкина, где героя преследует злой рок, отняв у него возлюбленную, а вместе с ней и все надежды на будущее.

Много заимствований у эпохи Барокко:  иррациональность (сказки братьев Гримм, рассказы Гофмана), фатализм, мрачная эстетика (мистические повести Эдгара Аллана По), богоборчество (Лермонтов, поэма «Мцыри»).

Культ индивидуализма – столкновение личности и общества – основной конфликт в романтических произведениях (Байрон, «Чайльд-Гарольд»: герой противопоставляет свою индивидуальность косному и скучному обществу, отправляясь в путешествие без конца).

Характеристики романтического героя

  • Разочарованность (Пушкин «Онегин»)
  • Нонконформизм (отвергали существующие системы ценностей, не принимали иерархии и каноны, протестовали против правил) – Горький «Старуха Изергиль» (легенда о Ларре)
  • Эпатажность поведения (Лермонтов «Мцыри»)
  • Интуиция (Горький «Старуха Изергиль» (легенда о Данко))
  • Отрицание свободной воли (все зависит от судьбы) – Вальтер Скотт «Айвенго»

Темы, идеи, философия романтизма

Главная тема в романтизме – исключительный герой в исключительных обстоятельствах. Например, Мцыри в поэме Лермонтова – плененный с детства горец, чудом спасенный и оказавшийся в монастыре. Обычно детей берут в плен не для того, чтобы развозить их по монастырям и пополнять штат монахов, случай Мцыри – единственный в своем роде прецедент.

Философская основа романтизма и идейно-тематическое ядро  – субъективный идеализм, согласно которому мир представляет собой продукт личных ощущений субъекта. Примеры субъективных идеалистов – Фихте, Кант.

Хороший пример субъективного идеализма в литературе – «Исповедь сына века» Альфреда де Мюссе. На протяжении всего повествования герой погружает читателя в субъективную реальность, как будто читает личный дневник.

Описывая свои любовные коллизии и сложные чувства, он показывает не окружающую действительность, а внутренний мир, который как бы подменяет внешний.

Романтизм развеял скуку и меланхолию – типичные чувства в обществе того периода. Светская игра в разочарованность блестяще обыграна Пушкиным в поэме «Евгений Онегин».

Главный герой играет на публику, когда мнит себя недосягаемым для понимания простых смертных. Среди молодых людей возникла мода подражать гордому одиночке Чайльд-Гарольду, знаменитому романтическому герою из поэмы Байрона.

Над этой тенденцией посмеивается Пушкин, изображая Онегина – жертву очередного культа.

Кстати, Байрон стал кумиром и иконой романтизма. Отличаясь эксцентричным поведением, поэт привлек к себе внимание общества, а показными чудачествами и бесспорным талантом завоевал признание. Он даже погиб в духе романтизма: в междоусобной войне в Греции. Исключительный герой в исключительных обстоятельствах…

Активный романтизм и пассивный романтизм: в чем разница?

Романтизм по своей природе неоднороден. Активный романтизм – это протест, мятеж против того обывательского, мерзкого мира, который так пагубно влияет на личность. Представители активного романтизма: поэты Байрон и Шелли. Пример активного романтизма: поэма Байрона «Путешествие Чайльд-Гарольда».

Пассивный романтизм – это примирение с действительностью: приукрашивание реальности, уход в себя и т.д. Представители пассивного романтизма: писатели Гофман, Гоголь, Скотт и т.д. Пример пассивного романтизма – «Золотой горшок» Гофмана.

Особенности романтизма

Идеал – это мистическое, иррациональное, недопустимое выражение мирового духа, нечто совершенное, к чему надо стремиться. Меланхолию романтизма можно назвать «томлением по идеалу».

Люди жаждут его, но получить не могут, иначе полученное перестанет быть идеалом, так как из абстрактного представления о прекрасном он превратится в реальную вещь или реальное явление с погрешностями и недостатками.

Особенности романтизма – это…

  • созидание на первом месте
  • психологизм: главное не события, а чувства людей.
  • ирония: возвышение над реальностью, подтрунивание над ней.
  • самоирония: такое восприятие мира снижает напряжение

Эскапизм – бегство от реальности. Виды эскапизма в литературе:

  • фантастика (уход в вымышленные миры) – Эдгар Аллан По («Красная маска смерти»)
  • экзотика (уход в необычную местность, в культуру малоизвестных этносов) – Михаил Лермонтов (Кавказский цикл)
  • история (идеализация прошлого) – Вальтер Скотт («Айвенго»)
  • фольклор (народная фантастика) – Николай Гоголь («Вечера на хуторе близ Диканьки»)

Рациональный романтизм зародился в Англии, что, наверное, объясняется своеобразием ментальности англичан. Мистический романтизм появился именно в Германии (братья Гримм, Гофман и т.д.), где фантастический элемент тоже обусловлен спецификой менталитета немцев.

Историзм — это принцип рассмотрения мира, социальных и культурных явлений в закономерном историческом развитии.

Источник: https://LiteraGuru.ru/romantizm-eto/

Романтизм в России — характерные черты стиля и периода

Русский романтизм — общая характеристика

Романтизм был порождением бурных событий начала XIX века (эпоха Наполеона и последующей реакции). Неудовлетворенность настоящим, неясность в будущем. Романтизм как течение охватил

  • философскую мысль (Шеллинг, Фихте),
  • политические устремления (декабристы),
  • поэзию (Байрон и Гюго),
  • живопись (Делакруа, Брюллов).
Читайте также:  Промышленность и сельское хозяйство австралии

И хотя в 30-40-е годы этот стиль был сменен реализмом как основным направлением,  романтические произведения искусства создавались и потом (в конце XIX века, скандинавская литература), создаются и сейчас (в литературе, кино, живописи).

Характерные черты романтизма

К ним относят:

Романтический герой противопоставлен миру, мир не принимает его, а он не принимает этот мир. Любовь связана с изменой, дружба – с предательством. Он одинок и разочарован, проклят одиночеством. Он не может найти родную душу, человека, любящего и понимающего его.

Все его попытки найти свое место в жизни тщетны. Счастье же – удел людей обыкновенных, мещан, которые только и могут получать удовольствие от этой жизни. Только гений может постичь трагизм жизни, ее несправедливость.

Поэтому жизнь романтика трагична, его удел – страдание.

Если жизнь трагична по своей сути и устройству, то единственный выход для человека – бунт. Бунт – это нормальное отношение романтического героя к миру.

Бунт может быть активный, когда герой вступает в конфликт с этим миром и стремиться переделать его, или пассивный – уход в мечтания, в грезы. Положительным героем романтизма часто выступает Демон, противопоставленный Богу.

Демон, низвергнутый и отринутый Богом. Бог – это порядок, утверждающий повседневное рабство. Демон – вечный бунтарь, борец за свободу.

  • Противоречивое отношение к народу

Романтический герой мыслит себя борцом против мирового зла во имя блага народа. Но народ, с точки зрения романтизма, — это пассивная масса. Герой может жертвовать своей жизнью ради других, но одновременно презирает толпу и чернь. Жертвуя, он в то же время одинок и презираем теми, ради кого жертвует.

  • Чувство выше разума, поэтому искусство выше науки

В искусстве важна выразительность, обнажение своих чувств перед читателем.

цену имеет оригинальность, неповторимость, индивидуальный стиль.

Внешность героя отражает его внутренний мир, духовность. Красота здесь не так важна, как в классицизме.

  • Интерес к национальному творчеству, сказкам, преданиям, средневековым легендам

Особый интерес к Востоку и его необычности (для России это Кавказ), а также к северным преданиям (Шотландия).

  • Интерес к мистике и фантастике (Жуковский, Бестужев-Марлинский)
  • Смешение жанров как условие авторской индивидуальности

Наибольшее распространение в романтизме как литературном направлении получили такие жанры, как романтическая поэзия, баллада, романтическая поэма.

Смотрите нашу презентацию по этой теме:

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость – поделитесь

Запись опубликована в рубрике История культуры. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Источник: http://velikayakultura.ru/istoria-kultury/romantizm-v-rossii-stil-i-vek-harakternyie-chertyi

Что такое романтизм в литературе: определение. Романтизм 19 века в литературе: черты, представители

Искусство и развлечения 10 ноября 2014

Являясь самым доступным и распространенным видом творчества, письменная литература всегда была чудеснейшей формой проявления человеческой души. Былая популярность прозы и стихотворений была связана с тем, что власти в прошлом сдерживали свободу слова.

В результате накопленное недовольство требовало своего проявления, потому и проливалось на пустые листы бумаги. Появились различные стили и формы литературы. Такие приемы, как эпитеты и метафоры, скрывали основной смысл произведений под своим покрывалом. Растерзанные от недовольства души художников объединялись в целые литературные направления и новые стили.

Сейчас, возможно, не каждый вспомнит, что такое романтизм в литературе. Определение кратко обосновывается в названии этого движения.

Истоки романической мысли

Главным в произведении писателя является смысл и актуальность. Это подтверждает предположение того, что возникновение новых стилей напрямую связано с политическими и географическими изменениями в странах мира.

Один из самых красочных следов оставил романтизм 19 века в литературе.

Это движение подтвердило то, что каждый новый политический строй, каждое важное для народа событие всегда оставляет в истории свой специфический след в виде современных авторов.

Пытаясь абстрагироваться от развенчанных надежд, которые население возлагало на французскую революцию, представители романтизма в литературе одновременно пытались осмыслить её последствия на более высоком уровне.

Почувствовав несоответствие между обещанными изменениями и реальным положением дел, авторы нового литературного течения объявили духовный «протест» сложившемуся буржуазному строю “обманщиков”.

Что такое романтизм? В литературе определение этого течения не имеет четко выраженной формулировки.

Особенности нового литературного движения

Хотя каждая культура имела свою визитную карточку и отличительные черты романтизма в литературе, его обособление в отдельное течение стало реальным благодаря концентрации авторов на отражении внутреннего мира человека.

Так у немцев романтизм выражался в мистической литературной форме, английская литература использовала личностные качества героев произведений, а французы использовали разные незаурядные истории.

Как бы то ни было, «романтики» пытались преобразовать окружающую действительность, приводя её в соответствие со своими эталонами, либо замыкались в своих фантазиях, обращая внимание читателей на переживание и борьбу желаемого с действительным.

Романтизм 19 века в литературе примечателен тем, что в нем больше внимания уделялось отображению внутреннего мира человека и его переживаниям.

Видео по теме

Внепартийность

Несмотря на политические истоки романтизма, данное течение не имеет отношения к какому-либо политическому строю. Этот стиль использовался как сторонниками монархии и диктатуры, феодализма и капитализма, так и противниками всех существующих форм правления и власти.

Романтизм 19 века в литературе стал инструментом выражения мыслей и чувств, а не инструментом управления и агитации.

Так, наряду с приверженцами старых устоев и режима монархии были и сторонники демократической мысли, которые протестовали в своих произведениях против феодального гнета.

Представители романтизма

Французские писатели – самые ярые представители романтизма в литературе. Использование этого литературного течения наиболее плотно связано с идеологической борьбой, которая велась в Франции после буржуазной революции. Особый след в литературе этого направления оставили такие француские писатели, как Шотабриан и Жермена де Сталь, Ламартин и Виньи, Гюго и Жорж Санд.

Первый дуэт отличался ярой ненавистью к революции, воспевая в своих произведениях былое величие французской нации. Виктор Гюго, окрыленный идеями и духом французской демократии, напротив, выступал в поддержку наступивших изменений. Такой контраст затрудняет понимание того, что такое романтизм в литературе. Определение четких рамок стиля заведет в тупик любого дилетанта.

Пик романтического движения

Наивысшего пика развития романтическое движение достигло с появлением нового жанра – исторический роман, что произошло ближе к третьему десятилетию 19 века. Образцом подражания для французских авторов того времени был Вальтер Скотт, величие которого так и осталось для них недосягаемым.

https://www.youtube.com/watch?v=QPKricKaBFI

Что касается образа идеального героя – романтика, то его обычно предоставляют в виде одиночки, который своими силами пробивается сквозь все преграды на жизненном пути. Обычно герои переживают два жизненных отрезка, которые разделяет встреча с отрезвляющей реальностью.

Подобным образом авторы демонстрируют период морального «старения» своего героя – переход от наивной переоценки своих возможностей к реальному осознанию непреодалимости препятствий. Первичные порывы к подвигам и изменению мира переходят в пессимистические взгляды на внешнюю реальность, сопровождающиеся новым стремлением к опасности.

Своеобразным эталоном классического героя стал главный литературный персонаж Байрона из произведения «Чайльд-Гарольд».

Чувственные и эксцентричные герои воплотили в себе неугасаемое желание сопротивления.

Романтизм в литературе. Определение особенностей и черт

Эксперты отмечают некоторые основные черты романтизма в литературе, которые в обязательном порядке должны присутствовать в каждом их произведении. В первую очередь автор произведения должен стереть все границы между собой и своим героем и максимально сузить дистанцию.

Писатель должен «надеть на себя маску» героя, прочувствовать каждую его эмоцию, ощутить влияние каждого внешнего фактора, который «раздражает» его создание. Следующая отличительная черта заключается в том, что автор никогда не должен осуждать своего героя и его поступки.

Все плохое, что связано с героем в конечном счёте, становится результатом вины сторонних факторов.

Последней, но не менее важной чертой является то, что сюжетная линия произведения должна быть связана с романтикой. Также романтизм 19 века в литературе примечателен обильным использованием метафор и воодушевлением неодушевленного. Для более четкого описания душевного состояния персонажа зачастую используются аналогии с природными явлениями и катаклизмами.

Неограниченные возможности

Большую популярность новое течение приобрело ещё и из-за того, что своим появлением оно смело все имеющиеся при классицизме рамки и творческие устои, которые сковывали авторов. Практикуя неограниченное выплескивание эмоций на бумагу, романисты смешивали разные стили.

Романтизм индивидуализировал литературу, упростил её и предоставил к нему доступ большему кругу авторов. Также в результате появления нового стиля стёрлись границы между высоким творчеством и простым народом. Поэтому актуальным является понимание того, что такое романтизм в литературе.

Это определение внутренней неопределенности в душе писателя, олицетворение его волнений и тревог посредством внутреннего мира своего героя.

Влияние романтизма на творчество

Понимание того, что такое романтизм в литературе, определение высоких ценностей, которые внедрялись его последователями, даёт современникам возможность проследить влияние этого движения на последующие поколения. Получив начало в качестве нового литературного жанра, романтизм впоследствии оказал огромное влияние на музыку и живопись.

Воодушевленные новизной и протестом, который предлагали писатели этого жанра, музыканты и художники принялись за внедрение революционной мысли в своём творчестве.

В итоге, как показывает история, в выигрыше остались не только авторы, но и представители просто люда, получившие возможность наслаждаться их произведениями, погружаюсь в иную реальность.

Источник: fb.ruИскусство и развлечения
Что такое трагедия в литературе: определение

Жизнь человека окрашена в различные цвета со множеством подчас неуловимых оттенков. Всем знакомы такие выражения как «горечь любви», «сладострастная смерть» или «вкус победы». Каждо…

Образование
Что такое былина в литературе: определение

Снегурочка, Баба-Яга, Иван-Царевич – истории с участием этих персонажей большинство людей слышит еще в раннем детстве. Однако мир фольклора гораздо богаче, содержит не только сказки, но и песни, баллады, былины….

Образование
Что такое пейзаж в литературе? Определение пейзажа

Пейзаж в литературе выполняет важную функцию. С помощью него автор воплощает свое видение мира. Описание природы – выразительный элемент художественного текста, который позволяет читателю погрузиться в атмосферу…

Искусство и развлечения
Что такое сказ в фольклоре и художественной литературе

Есть литературные произведения, при чтении которых создается впечатление, что слушаешь неторопливую устную речь. Как будто у костра ночью кто-то ведет интересное прочим слушающим, неспешное повествование. к таким лите…

Искусство и развлечения
Что такое антитеза в литературе? Антитеза как средство выразительности

Антитеза — это резкое риторическое противопоставление образов, состояний или понятий, связанных между собой внутренним смыслом или общим устройством. Что такое антитеза в литературе? Многочисленные примеры, где …

Искусство и развлечения
Что такое монолог в литературе: примеры

Что такое монолог в литературе? Это достаточно важный писательский прием, с помощью которого можно четко расставить акценты, выразить свою позицию, продемонстрировать убеждения. Многие писатели используют монолог в св…

Читайте также:  А.п. чехов "дом с мезонином": описание, герои, анализ рассказа

Искусство и развлечения
Стансы – это… Что такое стансы в литературе? Стансы Пушкина, Лермонтова, Есенина и других поэтов

Стансы представляют собой жанр средневековой поэзии, который оставался популярным и в поэзии более поздних эпох. Разные писатели создавали стансы, часто обращались к этой стихотворной форме и русские поэты.Как…

Искусство и развлечения
Что такое Ренессанс? Сущность и определение в историческом контексте

Эстетика Возрождения оказала огромное влияние на развитие общемировых литературы и искусства. Что такое Ренессанс как эпоха? Само слово означает «заново рожденный» и имеет итальянские и французские корни. …

Искусство и развлечения
Что такое идиллия в отношениях и литературе

Что такое идиллия? Ответ на этот вопрос не может быть однозначным. Безмятежность, счастливое существование (или сосуществование), безоблачность отношений, полное отсутствие тревожных ощущений – вот что такое идиллия в…

Искусство и развлечения
Что такое жанры в литературе, стили и направления в творчестве русских писателей и поэтов?

Основные жанры литературы – это группы произведений, идентичных формально и по стилю изложения. Еще во времена Аристотеля произошло разделение литературы на жанры, свидетельство этому – “Поэтика” греческого философа, …

Источник: http://monateka.com/article/129833/

Романтизм в литературе XIX века

Презентация по предмету «История», 10 класс, выполнена в PowerPoint

Романтизм как художественное течение получил распространение в конце XVIII – первой трети XIX в.

Его определяющие положения состояли в возвышении чувства над разумом, мира высоких страстей — над обыденной повседневностью.

Нельзя не заметить здесь прямого отрицания идей просвещения, приоритета разума, гражданственности, общественного долга. Историки видят в этом, помимо прочего, реакцию на революционные потрясения конца XVIII века.

Ранее других заговорил о преобладании чувства над разумом французский просветитель Жан-Жак Руссо («Исповедь» и другие сочинения).

Он же ввел в кругозор европейского общества культ природы как то последнее прибежище, где усталое человечество обретет наконец желанное счастье и покой («Савойский священник», «Новая Элоиза»).

Рядом с Руссо вырастают мощные фигуры поэтов немецкого движения «Sturm und Drang» («Буря и натиск»), в сочинениях которых родились образы героев-бунтарей, непонятых и отвергнутых («Разбойники» Шиллера), и знаменитая вертеровская меланхолия («Страдания молодого Вертера» Гете).

Джордж Гордон Байрон, обычно именуемый просто лорд Байрон  — английский поэт-романтик, покоривший воображение всей Европы своим «мрачным эгоизмом». Наряду с П. Б. Шелли и Дж. Китсом представляет младшее поколение английских романтиков.

Его альтер-эго Чайльд-Гарольд стал прототипом бесчисленных байронических героев в разных литературах Европы. Мода на байронизм продолжалась и после смерти Байрона, даже несмотря на то, что к концу жизни в стихотворном романе «Дон Жуан» и шуточной поэме «Беппо» сам Байрон перешёл к сатирическому реализму.

Поэмы Байрона более автобиографичны, чем сочинения других английских романтиков. Он острее многих чувствовал безнадёжное несоответствие романтических идеалов и действительности.

Осознание этого несоответствия далеко не всегда повергало его в меланхолию и уныние; в последних его произведениях совлечение масок с людей и явлений не вызывает ничего, кроме иронической усмешки.

Существенный характер поэзии Гофмана состоит в постоянной внутренней связи и взаимном проникновении фантастического и реального элементов, причем фантастические образы, несмотря на всю свою причудливость, являются не как привидения из иного, чуждого мира, а как другая сторона той же самой действительности, того же самого реального мира, в котором действуют и страдают живые лица, выводимые поэтом. В фантастических рассказах Гофмана все лица живут двойною жизнью, попеременно выступая то в фантастическом, то в реальном мире. Вследствие этого они или, лучше сказать, поэт — через них — чувствует себя свободным, не привязанным исключительно ни к той, ни к другой области. Герой Гофмана старается вырваться из оков окружающего его мира посредством иронии, но, понимая бессилие романтического противостояния реальной жизни, писатель сам посмеивается над своим героем. Романтическая ирония у Гофмана меняет свое направление, она, в отличие от йенцев, никогда не создает иллюзии абсолютной свободы. Гофман сосредоточивает пристальное внимание на личности художника, считая, что он более всех свободен от корыстных побуждений и мелочных забот.

Гейне считается последним поэтом «романтической эпохи» и одновременно её главой. Он сделал разговорный язык способным к лирике, поднял фельетон и путевые заметки до художественной формы и придал ранее не знакомую элегантную лёгкость немецкому языку. На его стихи писали песни композиторы Франц Шуберт, Роберт Шуман, Рихард Вагнер, Иоганн Брамс, П. И. Чайковский и многие другие.

Своей пламенной верой в полновластный и всеразрешающий разум, своим полным пренебрежением к унаследованным от прошлого человеческим воззрениям, верованиям и привычкам Шелли принадлежит ещё к последователям идей века Просвещения.

«Политическая справедливость» Годвина, проникнутая целиком революционным анархизмом девяностых годов XVIII в., стала очень рано его евангелием; но идеи Годвина претворились у Шелли в красивые поэтические видения, смело задуманные и своеобразные.

Эти образы, воздушные и туманные, убаюкивают сознание своей дивной художественностью. Как поэт, Шелли принадлежит уже целиком к началу XIX столетия, к тому блестящему возрождению поэзии, которое мы называем романтизмом. Поэтическое дарование Шелли, таким образом, не вполне соответствует его миросозерцанию.

Двойственность Шелли, как рационалиста и романтика, мыслителя и художника, проповедника и поэта, составляет самую характерную черту его гения.

Франсуа Рене де Шатобриан — французский писатель и дипломат, один из первых представителей романтизма во французской литературе.
Центральным романом в творчестве Шатобриана является «Апология христианства». «Атала» и «Рене», по замыслу автора, являлись иллюстрациями к «Апологии». «Атала» — это роман о «любви двух влюблённых, шествующих по пустынным местам и беседующих друг с другом».

В романе используются новые способы выразительности — чувства героев автор передаёт через описания природы — то равнодушно величавой, то грозной и смертоносной.

Параллельно в этом романе автор полемизирует с теорией «естественного человека» Руссо: герои Шатобриана, дикари Северной Америки, «в природе» свирепы и жестоки и превращаются в мирных поселян, только столкнувшись с христианской цивилизацией.

Первая зрелая работа Виктора Гюго в жанре художественной литературы «Последний день приговорённого к смерти» была написана в 1829 году и отразила острое социальное сознание писателя, что продолжилось в его последующих работах. Но первым полноценным романом Гюго станет невероятно успешный «Notre-Dame de Paris» («Собор Парижской Богоматери»), который был опубликован в 1831 году и быстро переведён на многие языки по всей Европе.

Альфред Виктор де Виньи — крупнейший представитель французского аристократического, консервативного романтизма. Вошёл в литературу в дни зарождения первого кружка романтиков.

В журнале кружка «La Muse Française» (1823—1824) опубликовал поэму «Dolorida», стихи «Sur la mort de Byron» (Ha смерть Байрона) и статью о Брюгере де Сорсюме, переводчике Шекспира на французский язык.
Начиная с 1826, он переходит к роману и драме.

Он пишет исторический роман «Сен-Мар, или заговор времён Людовика XIII».

Источник: http://oko7.ru/romantizm-v-literature-xix-veka

Возникновение романтизма в искусстве и литературе

Во-первых, в основе французского переворота лежали идеи Просвещения, был выдвинут лозунг Свобода, равенство и братство!. Человек стал цениться как личность, а не только как член общества и слуга государства, люди поверили, что они сами могут управлять своей судьбой.

Во-вторых, многие люди, бывшие апологетами классицизма, поняли, что реальный ход истории иногда бывает неподвластен разуму – главной ценности классицизма, слишком много там возникало непредвиденных поворотов.

Также, в соответствии с новым лозунгом, люди стали понимать, что привычное для них устройство мира на самом деле может быть враждебным для конкретного человека, может мешать его личной свободе.

Особенности и черты романтизма

Таким образом, в литературе возникает потребность в новом, актуальном направлении. Им стал романтизм, главный конфликт которого – конфликт личности и общества.

Романтический герой – сильный, яркий, независимый и непокорный, обычно оказывается одиноким, поскольку окружающее общество не способно его понять и принять. Он – один против всех, он всегда находится в состоянии борьбы.

Но этот герой, несмотря на свое несоответствие окружающему миру, не является отрицательным.

Писатели-романтики не ставят своей задачей вывести в произведении какую-то мораль, определить, где хорошо, а где плохо. Он описывают действительность очень субъективно, в центре их внимания – богатый внутренний мир героя, который объясняет его поступки.

Черты романтизма можно выделить следующие:

  • 1) Автобиографизм писателя в главном герое,
  • 2) Внимание внутреннему миру героя,
  • 3) Личность главного героя содержит множество загадок и тайн,
  • 4) Герой очень яркий, но в то же время, никому не удается его понять полностью

Проявления романтизма в литературе

Самые яркие проявления романтизма в литературе были в двух европейских странах, в Англии и в Германии. Немецкий романтизм принято называть мистическим, он описывает поведение побежденного обществом героя, главным писателем здесь был Шиллер. Английский же романтизм активнее всего использовал Байрон; это свободолюбивый романтизм, проповедующий идею борьбы непонятого героя.

Для России таким толчком к появлению романтизма стала Отечественная война 1812 года, когда русские солдаты вышли в Европу и увидели своими глазами жизнь иностранцев (для многих это стало шоком), а также восстание декабристов в 1825 году, которое взбудоражило все русские умы. Однако этот фактор был скорее завершающим, поскольку и до 1825 года многие писатели следовали традициям романтизма – например, Пушкин в своих Южных поэмах (это 1820-24 годы создания).

Апологетами же романтизма в России стали В. Жуковский и К. Батюшков, еще в 1801 – 1815 годах. Это время зари романтизма в России и в мире. Вам также может быть интересно ознакомление с темами творческие судьбы Жуковского и Батюшкова и место Жуковского и Батюшкова в русской поэзии начала XIX века.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: «История государства Российского»: фрагмент и «уважение к минувшему»
Следующая тема:   Жанры романтической литературы и романтический герой: конфликт героя

Источник: http://www.nado5.ru/e-book/vozniknovenie-romantizma-osobennosti-romantizma

Романтизм в литературе

Художественный метод, сложившийся в начале XIX в. и получивший широкое распространение как направление (течение) в искусстве и литературе большинства стран Европы, в том числе и России, а также в литературе США. К более поздним эпохам термин «романтизм» применяется в значительной мере на основе художественного опыта первой половины XIX в.

Творчество романтиков в каждой стране имеет свою специфику, объясняемую особенностями национального исторического развития, и вместе с тем обладает и некоторыми устойчивыми общими чертами.

В этой обобщающей характеристике романтизма можно выделить: историческую почву, на которой он возникает, особенности метода и характер героя.

Общей исторической почвой, на которой возник европейский романтизм, явилась переломная эпоха, связанная с Великой французской революцией.

Романтики восприняли от своего времени идею свободы личности, выдвинутую революцией, но одновременно в странах Запада они осознали беззащитность человека в обществе, где побеждали денежные интересы.

Поэтому для мироощущения многих романтиков характерны смятение и растерянность перед окружающим миром, трагизм судьбы личности.

Читайте также:  Виталий бианки "плавунчик"

Главным событием русской истории начала XIX в. явились Отечественная война 1812 г. и восстание декабристов 1825 г., оказавшие огромное влияние на весь ход художественного развития России и определившие круг тем и вопросов, волновавших русских романтиков (см. Русская литература XIX в.).

Но при всей самобытности и оригинальности русского романтизма развитие его неотделимо от общего движения европейской романтической литературы, как неотделимы вехи национальной истории от хода европейских событий: политические и социальные идеи декабристов преемственно связаны с основными принципами, выдвинутыми французской революцией.

При общей тенденции отрицания окружающего мира романтизм не составлял единства социально-политических взглядов. Наоборот, взгляды романтиков на общество, их позиции в обществе, борьбе своего времени было резко несхожими — от революционных (точнее, бунтарских) до консервативных и реакционных.

Это часто дает основание делить романтизм на реакционный, созерцательный, либеральный, прогрессивный и т. п. Правильнее, однако, говорить о прогрессивности или реакционности не самого метода романтизма, а социальных, философских или политических взглядов писателя, учитывая, что художественное творчество такого, например, романтического поэта, как В. А.

 Жуковский, гораздо шире и богаче его политических и религиозных убеждений.

Особый интерес к личности, характер её отношения к окружающей действительности, с одной стороны, и противопоставление реальному миру идеального (внебуржуазного, антибуржуазного) — с другой.

Художник-романтик не ставит перед собой задачи точно воспроизвести реальную действительность.

Для него важнее высказать свое отношение к ней, более того, создать свой, вымышленный образ мира, часто по принципу контраста с окружающей жизнью, чтобы через этот вымысел, через контраст донести до читателя и свой идеал, и свое неприятие отрицаемого им мира.

Это активное личностное начало в романтизме накладывает отпечаток на всю структуру художественного произведения, определяет его субъективный характер. События, происходящие в романтических поэмах, драмах и других произведениях, важны лишь для раскрытия особенностей личности, которая интересует автора.

Так, например, история Тамары в поэме «Демон» М. Ю. Лермонтова подчинена главной задаче — воссоздать «дух беспокойный» — дух Демона, передать в космических образах трагедию современного человека и, наконец, отношение самого поэта к реальной действительности,

Где не умеют без боязни
Ни ненавидеть, ни любить.

Литература романтизма выдвинула своего героя, чаще всего выражающего авторское отношение к действительности.

Это человек с особенно сильными чувствами, с неповторимо острой реакцией на мир, отвергающий законы, которым подчиняются другие.

Поэтому он всегда поставлен выше окружающих («…я не создан для людей: я для них слишком горд, они для меня — слишком подлы», — говорит Арбенин в драме М. Лермонтова «Странный человек»).

Герой этот одинок, и тема одиночества варьируется в произведениях самых разных жанров, особенно часто в лирике («На севере диком стоит одиноко… » Г. Гейне, «Дубовый листок оторвался от ветки родимой…» М. Ю.

 Лермонтов). Одиноки герои Лермонтова, герои восточных поэм Дж. Байрона. Одиноки даже герои-бунтари: Каин у Байрона, Конрад Валленрод у А. Мицкевича. Это исключительные характеры в исключительных обстоятельствах.

Герои романтизма беспокойны, страстны, неукротимы. «Я рожден / С душой кипучею, как лава», — восклицает Арбенин в «Маскараде» Лермонтова. «Ненавистно томление покоя» герою Байрона; «…это личность человеческая, возмутившаяся против общего и, в гордом восстании своем, опершаяся на самом себе», — писал о байроновском герое В. Г. Белинский.

Романтическая личность, несущая в себе бунтарство и отрицание, ярко воссоздана поэтами-декабристами — представителями первого этапа русского романтизма (К. Ф. Рылеев, А. А. Бестужев-Марлинский, В. К. Кюхельбекер).

Повышенный интерес к личности и душевному миру человека способствовал расцвету лирических и лиро-эпических жанров — в ряде стран именно эпоха романтизма выдвинула великих национальных поэтов (во Франции — Гюго, в Польше — Мицкевич, в Англии — Байрон, в Германии — Гейне). Одновременно углубление романтиков в человеческое «я» во многом подготовило психологический реализм XIX в.

Крупным открытием романтизма явился историзм. Если вся жизнь предстала перед романтиками в движении, в борьбе противоположностей, то это отразилось и на изображении прошлого. Родился исторический роман (В. Скотт, В. Гюго, А. Дюма), историческая драма. Романтики стремились красочно передать колорит эпохи, как национальный, так и географический.

Они много сделали для популяризации устного народного творчества, а также произведений средневековой литературы. Пропагандируя самобытное искусство своего народа, романтики привлекали внимание к художественным сокровищам других народов, подчеркивая неповторимые черты каждой культуры.

Обращаясь к фольклору, романтики часто воплощали легенды в жанре баллады — сюжетной песни драматического содержания (немецкие романтики, поэты «озерной школы» в Англии, В. А. Жуковский в России). Эпоха романтизма отмечена расцветом художественного перевода (в России блестящим пропагандистом не только западноевропейской, но и восточной поэзии явился В. А. Жуковский).

Отвергая строгие нормы, предписывавшиеся эстетикой классицизма, романтики провозгласили право каждого поэта на многообразие художественных форм, созданных всеми народами.

Романтизм не исчезает со сцены сразу же с утверждением критического реализма.

Например, во Франции такие знаменитые романтические романы Гюго, как «Отверженные» и «93‑й год», созданы спустя много лет после завершения творческого пути реалистов Стендаля и О. де Бальзака.

В России романтические поэмы М. Ю. Лермонтова, лирика Ф. И. Тютчева создавались тогда, когда литература уже заявила о себе значительными успехами реализма.

Но судьба романтизма на этом не завершилась. Спустя многие десятилетия, в других исторических условиях, писатели нередко вновь обращались к романтическим средствам художественного изображения. Так, молодой М.

 Горький, создавая одновременно и реалистические и романтические рассказы, именно в романтических произведениях полнее всего выразил пафос борьбы, стихийный порыв к революционному переустройству общества (образ Данко в «Старухе Изергиль», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике»).

Однако в XX в. романтизм уже не составляет цельного художественного направления. Речь идет только о чертах романтизма в творчестве отдельных писателей.

В советской литературе черты романтического метода отчетливо проявлялись в творчестве многих писателей-прозаиков (А. С. Грин, А. П. Гайдар, И. Э. Бабель) и поэтов (Э. Г. Багрицкий, М. А. Светлов, К. М. Симонов, Б. А. Ручьев).

Источник: http://de-ussr.ru/spravochnik/yunlit/romantizm-v-literature.html

Романтизм в русской литературе в начале XIX века

Проблема романтизма принадлежит к числу сложнейших в науке о литературе. Трудности решения этой проблемы предопределены до некоторой степени недостаточной четкостью терминологии.

Романтизмом называют и художественный метод, и литературное направление, и особый тип сознания и поведения.

Однако, несмотря на дискуссионность ряда положений теоретического и историко-литературного характера, большинство ученых согласны с тем, что романтизм был необходимым звеном в художественном развитии человечества, что без него были бы невозможны достижения реализма.

Русский романтизм при своем возникновении был связан, разумеется, с общеевропейским литературным движением.

Вместё с тем он был внутренне обусловлен объективным процессом развития русской культуры, в нем нашли развитие те тенденции, которые были заложены в русской литературе предшествующего периода.

Русский романтизм был порожден надвигающимся социально-историческим переломом в развитии России, он отражал переходность, неустойчивость существовавшего общественно-политического уклада.

Разрыв между идеалом и действительностью вызвал отрицательное отношение передовых людей в России (и прежде всего декабристов) к жестокой, несправедливой и безнравственной жизни господствующих классов. Еще недавно с идеями Просвещения связывались самые смелые надежды на возможность создания общественных отношений, основанных на началах разума и справедливости.

Скоро выяснилось, что надежды эти не оправдались. Глубокое разочарование в просветительских идеалах, решительное неприятие буржуазной действительности, а вместе с тем непонимание сути антагонистических противоречий, существующих в жизни, приводили к ощущениям безысходности, пессимизма, неверия в разум.

Романтики утверждали, что высшей ценностью является человеческая личность, в душе которой заключен прекрасный и, таинственный мир; только здесь можно найти неисчерпаемые источники подлинной красоты и высоких чувств.

За всем этим просматривается (пусть не всегда явственно) новое понятие о личности, которая не может и не должна более подчинять себя власти сословно-феодальной морали.

В своем художественном творчестве романтики стремились в большинстве случаев не к отражению реальной действительности (которая представлялась им низкой, антиэстетической), не к уяснению объективной логики развития жизни (они вовсе не были уверены, что такая логика существует). В основе их художественной системы оказывался не объект, а субъект: личностное, субъективное начало приобретает у романтиков решающее значение.

Романтизм строится на утверждении неизбежного конфликта, полной несовместимости всего подлинно духовного, человеческого с существующим укладом жизни (будь это феодальный или буржуазный уклад). Если жизнь основывается только на материальном расчете, то, естественно, ей чуждо все высокое, моральное, гуманное.

Следовательно, идеал находится где-то за пределами этой жизни, за пределами феодальных или буржуазных отношений. Действительность как бы распадалась на два мира: пошлое, обыденное здесь и чудесное, романтическое там.

Отсюда обращение к необычным, исключительным, условным, порою даже фантастическим образам и картинам, стремление ко всему экзотическому — всему тому, что противостоит повседневной, будничной действительности, житейской прозе.

На этом же принципе строится романтическая концепция человеческого характера. Герой противопоставлен среде, возвышается над нею. Русский романтизм не был однородным. Обычно отмечается наличие в нем двух основных течений.

Принятые в современной пауке термины психологический и гражданский романтизм выделают идейно-художественную специфику каждого течения.

15 одном случае романтики, ощущая растущую неустойчивость общественной жизни, которая не удовлетворяла их идеальным представлениям, уходили в мир мечты, в мир чувств, переживании, психологии.

Признание самоценности человеческой личности, пристальный интерес к внутренней жизни человека, стремление раскрыть богатство его душевных переживаний — это были сильные стороны психологического романтизма, наиболее видным представителем которого был В.

А. Жуковский. Он и его сторонники выдвигали идею внутренней свободы личности, ее независимости от общественной среды, от мира вообще, где человек не может быть счастлив. Не добившись свободы в общественно-политическом плане, тем более упорно настаивали романтики на утверждении духовной свободы человека.

С этим течением генетически связано появление в 30-е годы XIX в. особого этапа в истории русского романтизма, который чаще всего называется философским.

Вместо высоких жанров, культивировавшихся в классицизме (ода), возникают иные жанровые формы. В области лирической поэзии у романтиков ведущим жанром становится элегия, передающая настроения грусти, скорби, разочарования, меланхолии. Пушкин, сделав Ленского («Евгений Онегин») поэтом-романтиком, в тонкой пародии перечислил основные мотивы элегической лирики:

  • Он пел разлуку и печаль,
  • И нечто, и туманную даль,
  • И романтические розы;
  • Он пел те дальние страны,

Представители другого течения в русском романтизме призывали к прямой борьбе с современным обществом, прославляя гражданскую доблесть борцов.

Создавая стихи высокого общественного и патриотического звучания, они (а это были прежде всего поэты-декабристы) использовали и определенные традиции классицизма, в особенности те жанровые и стилистические формы, которые придавали их стихам характер приподнятой ораторской речи.

Они видели в литературе прежде всего средство пропаганды и борьбы.

В каких бы формах ни протекала полемика между двумя главными течениями русского романтизма, все же существовали и общие черты романтического искусства, которые их объединяли: противопоставление высокого идеального героя миру зла и бездуховности, протест против сковывающих человека устоев самодержавно-крепостнической действительности.

Особо необходимо отметить настойчивое стремление романтиков к созданию самобытной национальной культуры. В прямой связи с этим находится их интерес к отечественной истории, устному народнопоэтическому творчеству, использованию многих фольклорных жанров и т.

д. Русских романтиков объединяло также представление о необходимости прямой связи жизни автора и его поэзии. В самой жизни поэт должен вести себя поэтически, в соответствии с теми высокими идеалами, которые провозглашаются в его стихах. К. Н.

Батюшков так выразил это требование: «Живи, как пишешь, и пиши, как живешь» («Нечто о поэте и поэзии», 1815).

Тем самым утверждалась прямая связь литературного творчества с жизнью поэта, самой его личностью, что сообщало стихам особую силу эмоционального и эстетического воздействия.

В дальнейшем Пушкину удалось уже на более высоком уровне объединить лучшие традиции и художественные завоевания как психологического, так и гражданского романтизма. Именно поэтому творчество Пушкина является вершиной русского роман тизма 20-х годов XIX в. Пушкин, а затем Лермонтов и Гоголь не могли пройти мимо достижений романтизма, его опыта и открытий.

Источник: http://www.nitpa.org/romantizm-v-russkoj-literature-v-nachale-xix-veka/

Ссылка на основную публикацию