Природа в стихах а.с. пушкина: анализ стихотворения “птичка”

Открытый урок «Поэзия А.С.Пушкина «Птичка Божия не знает…»

Цель: Воспитание у  учащихся культуры чтения, умения видеть красоту родной природы, слушая и читая стихи А.С.Пушкина.

Задачи:

  1. Формировать у учащихся знания о средствах языка, умение анализировать стихотворение
  2. Развивать творческие способности, воображение, память
  3. Воспитывать любовь к природе

Ход урока:

Придумано кем – то просто и мудро

При встрече здороваться:

    – Всем доброе утро! 

– Какая сегодня погода? Какое утро?

Кто из поэтов как художник слова рассказал о красоте осенней природы?

Чтение стихотворения А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало»

 2.Сообщение темы урока

 Поэзия – словесное художественное творчество.

– Как вы думаете,  А.С.Пушкин любил осень? Почему?

Осень – любимое время года поэта. Обычно осень в поэзии связана  с грустным настроением, но А.С.Пушкин увядание природы изображает как могучее проявление жизни.

Чтение стихотворения А.С.Пушкина «Унылая пора! очей очарованье!»

-Какое слово подтверждает любовь поэта к осени? (Приятна)

3.Актуализация знаний

 Давайте попробуем совершить путешествие в далёкое прошлое,  в то время, когда жил А.С.Пушкин.

Дети рассказывают:

  1. Пушкин, гуляя по парку, вышел к берегу реки, поднялся на вершину холма.
  2. Перед ним открылась такая картина: голубая лента реки, а за нею одетые в золото леса.
  3. Леса как будто застыли в тишине. При малейшем движении ветра на землю слетали листья.
  4. У речных берегов – багровые кустарники. Пушкин с волнением смотрел на эту красоту. Он радовался и грустил.

Учитель:

 И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы лёгкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута – и стихи свободно потекут.

Может быть, тогда и родились у поэта такие строчки.

Чтение стихотворения А.С.Пушкина «Октябрь уж наступил, уж роща отряхает»

  1. Работа с текстами стихотворений
  1. Первый ряд: «Унылая пора! очей очарованье!» Задание – подчеркните радостные слова.
  2. Второй ряд:«Октябрь уж наступил, уж роща отряхает» – подчеркните грустные  слова.
  3. Третий ряд: «Уж небо осенью дышало» – найдите олицетворение.

Учитель:

-Какое настроение было у поэта? И радостное и грустное. Природа оживает в строчках А.С.Пушкина. Всё красиво и гармонично.А.С.Пушкин  – художник слова.

5. Физкультпауза Звучит флейта. Дети исполняют песню «Осень – невидимка»

День прохладный голубой,

Лес овеян лёгкой дымкой,

Ходит осень невидимкой

И шуршит листвой.

В тихий лес она пришла

Из волшебной светлой сказки,

И деревьям дарит краски

Полные тепла.

Дали чисты и ясны,

На полях покой глубокий.

Улетают в край далёкий

Птицы до весны.

6.Чтение стихотворенияА.С.Пушкина «Птичка Божия не знает..»А.С.Пушкин с волнением смотрит на красоту природы. И эти чувства вдохновляют его на новые строчки. 

Птичка Божия не знает

Ни заботы, ни труда;

Хлопотливо не свивает 

Долговечного гнезда;

В долгу ночь на ветке дремлет;

Солнце красное взойдёт:

 Птичка гласу Бога внемлет,

 Встрепенётся и поёт.

За весной, красой природы,

Лето знойное пройдёт –

И туман, и непогоды

Осень поздняя несёт;

Людям скучно, людям горе;

Птичка в дальние страны,

В тёплый край, за сине море

 Улетает до весны.

7. Анализ стихотворения

  • Какое было настроение у автора, когда он писал стихотворение?
  • Что могло послужить поводом для создания произведения?
  • Чтение вполголоса.
  • Чтение с учителем.
  • Работа с толковым словарём  С.И.Ожегова. Найти значение слов: «внемлет, долговечный, дремлет, глас, непогода»
  • Вторичное чтение. – Можно ли по тексту определить времена года? Подчеркните эти слова («Весна – краса, лето знойное, осень поздняя») Найдите в тексте олицетворение («Солнце взойдёт, лето пройдёт, осень несёт»)
  • Любит ли поэт птицу? Как он называет её? (Птичка) Какая она? Почему птичка Божия? («Бог – творец.Он сотворил птицу»)
  • Как живёт птичка? Найдите в тексте. («Птичка …не знает, …не свивает,,,..дремлет,…внемлет. Встрепенётся и поёт. Улетает») Как ярко, динамично в крошечном по объёму стихотворении рассказано о жизни  певчей птички. –Почему автор использует глаголы? (Они ярче помогают представить жизнь птички)
  • Поэт дважды повторяет «Птичка Божия», «Гласу Бога внемлет» Почему? (Бог любит птичку, он её творец. Птичка беззаботная. Проснувшись по утру, свой день послушно начинает по воле Божьей)
  • Чтение строчек из Библии:

«Взгляните на птиц небесных.

 Они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы.

Отец ваш небесный питает их.»

  • Выразительное чтение стихотворения

8.Подведение итогов урока

  1. Чтение стихотворения «Птичка Божия не знает..» и показ иллюстраций.
  2. А.С.Пушкин  – «жемчужина» русской поэзии. Поэт пишет о том, что ему нравится, что он по- настоящему любит.
  3. «Он приходит к нам с детства, а мы приходим к нему только с годами»

Литература

  1. Коровин В.И.  А.С.Пушкин в жизни и творчестве: Учебное пособие для школ, гимназий, лицеев и колледжей. – М.: ТИД «Русское слово-РС», 2001. – 88 с.
  2. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений. В 3 т./ред., вступ.статья и комментарии: В. Брюсов. – М.: Государственное изд – во, 1919. – Т.1. – 428с.
  3. Пушкин А.С. Стихи и сказки. – М.: Дет.лит., 1978. – 159 с.

Источник: http://ya-uchitel.ru/load/nachalnye_klassy/russkij_jazyk_i_literatura/otkrytyj_urok_poehzija_a_s_pushkina_ptichka_bozhija_ne_znaet/83-1-0-17637

Анализ стихотворения А. С. Пушкин «Зимнее утро»

——————————————————————

Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный — Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела —

А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки. Но знаешь: не велеть ли в санки

Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые, Леса, недавно столь густые,

И берег, милый для меня.

(1829)

——————————————————————

Анализ стихотворения А. С. Пушкина “Зимнее утро”

Зима – чудесное время года. После ноябрьских дождей, слякоти, грязи, серости, вдруг выпадает снег чистый, белый, пушистый. Все вокруг сразу преображается. Деревья облачаются в новые белые одежды, природа приобретает праздничный облик. У людей улучшается настроение. Даже птицы, не улетевшие в теплые страны, рады приходу зимы.

Об этом удивительном времени года написано много стихов, сказок, рассказов, картин. Все творческие люди стремились изобразить красоту зимней природы в своих работах. Особенно хорошо удалось А. С. Пушкину.

Александр Сергеевич – поет удивительного таланта. Он умел с помощью лирики создавать пейзажи. Слушаешь стихи, закрываешь глаза и видишь все, что так тонко передал автор.

Пушкин любил жизнь, природу родной страны, умел передать эмоции окружающим.

Стихотворение «Зимнее утро» – самые яркие, выразительные пушкинские строки о зиме. Праздничная атмосфера, волшебство снежного времени года, человеческая радость от восхода солнца слиты воедино. Ведь утро – не просто начало нового дня, а еще один шанс начать жизнь заново, чистый листик, где нет еще проблем, ошибок, переживаний.

Данная пейзажная зарисовка родилась у великого поэта 3 ноября 1829 года. По пути в Петербург он заехал в имение своего друга – П.И. Вульфа, расположенное в Павловском. Природа Тверской губернии поразила лирика девственной красотой. Особенно местный лес огромный, густой. А «подо льдом блестит» река Тьма, на берегу которой расположилось поместье.

В стихотворении, помимо самой природы, выделяются два персонажа. Один из них – сам автор, взявший на себя роль лирического героя. И красавица, к которой герой обращается. Большинство критиков считают, что это образ любимой супруги поэта: Натальи Гончаровой. Скорее всего она сопровождала писателя в поездке.

Произведение принадлежит жанру пейзажной лирики. Внутреннее состояние лирического героя определяется настроением, царящим в природе. Прием позднее заимствует М. Ю. Лермонтов.

Написаны стихи, традиционным для Пушкина, четырехстопным ямбом. Рифмовка смешанная. Прием и размер придают произведению легкость, мелодичность. Уже в первой строке звучит восхищение, выраженное восклицанием.

Начальную высокую ноту дополняет нежное обращение к возлюбленной. Прелестница еще «дремлет». Читатель чувствует, вместе с персонажами, негу, сладкую дремоту ясного морозного утра. Передается радость нового дня.

Первое шестистишие восторженное, эмоциональное, торжественное. В структуре текста всего пять строф. Во второй строфе автор прибегает к антитезе, как литературному приему. Он вспоминает вчерашнюю злую вьюгу, холод, уныние возлюбленной. Сегодняшнее утро отзывается контрастом. Негодование стихии, буйство ненастья сменяется красотой, умиротворением, солнечным, морозным днем.

Лирического сюжета здесь, как такового, нет. Все сводится к созерцанию природы, эмоциям от происходящего за окном. Передать эти чувства поэту помогают эпитеты: «мутное небо», «друг прелестный», «прозрачный лес», «мрачные тучи».

Стихотворению придают выразительности метафоры: небеса лежат голубыми коврами. Вьюга плачет, злится, как живое существо. Чернеет одинокий лес, вчера «мгла носилась». Восприятию способствуют яркие сравнения: «луна, как бледное пятно».

Проявляется контраст и далее по тексту. Морозное торжество утра противопоставляется уютной, теплой атмосфере комнаты. «Веселый треск» жаркой печи, а помещение озарено «янтарным блеском».

Автору приятна нега, томление в комнате, но все же зовет свою красавицу совершить небольшое путешествие на санях. Антитеза звучит также в последнем шестистишие.

Предполагается, что герои предадутся бегу «нетерпеливого коня», легко скользя по утреннему снегу.

Чувственная картина природы, уют деревенского быта дарят счастье поэту. Только здесь заметна близость к богине Авроре, ее творениям. Любимый, но серый, Петербург не выдерживает сравнения с вольными русскими полями, лесами, реками, окружающей невинностью. А утро – чистый лист собственной жизни, озаряемый надеждой на лучшее.

Читайте также:  Климат россии. климатические пояса россии

Источник: https://natworld.info/o-prirode-dlja-shkoly/stihotvorenija-o-prirode/a-s-pushkin-zimnee-utro-chitat-onlajn-analiz-stihotvorenija

Анализ стихотворения Пушкина “Птичка”

Стихотворение А.С. Пушкина «Птичка» очень короткое, и состоит всего из двух маленьких четверостиший. Но в нем заложен глубокий смысл — потребность в христианском милосердии. Даже если это милосердие выражается в отношении к Божьим тварям.

«Птичка» была написана Пушкиным во время его пребывания в южной ссылке в 1823 году, и отправлена вместе с письмом Н. И. Гнедичу в Петербург.

Поэт говорит о том, что даже находясь на чужбине, он придерживается обычая, который принят на Родине – выпускать на волю птиц.

Изначально, эта традиция исходит от прощеного Воскресения. Когда-то было принято, накануне этого праздника прощать должникам их долги. Христианин мог в этот день оплатить долги одного из должников, находившихся в долговой яме, с тем, чтобы должника выпустили на волю.

У бедных людей, как правило, не было средств, чтобы выкупить должника, и этот обычай трансформировался в традицию выпускать на волю птиц.

В этом стихотворении звучит напоминание царю и его приближенным об обычае – прощать. «Я стал доступен утешенью». Его утешает мысль о том, что если он, скромный молодой поэт может подарить свободу маленькой птичке, то те, кто над ним, те, кто выше его, могут простить подарить свободу ему, Александру Пушкину.

Когда-то Пушкин назвал себя певцом свободы. Это стихотворение – еще один гимн свободе.

Если человек не вправе держать в неволе птиц, то разве он может запирать в четырех стенах, отрывать от семьи себе подобных? Разве имеет право дворянин неволить таких, же, как он, людей – крестьян? Так что в этом, небольшом по объему и простом по форме, произведении, скрыт глубокий политический и философский смысл.

Это стихотворение написано четырехстопным ямбом, рифма в нем перекрестная, мужские рифмы чередуются с женскими. В нем нет архаизмов, характерных для торжественных од и элегий. Стихотворение написано современным языком и выглядит как легкая зарисовка.

В этом стихотворении нет метафор и метонимий. Стихотворение изложено просто и незатейливо. При этом чувствуется вера в Бога, в стихотворении встречаются слова и выражения, характерные для христианской литературы: утешенью, роптать, творению, Бога. Под светлым праздником весны подразумевается Пасха.

В те годы были созданы еще 2 стихотворения на похожую тему – А. Дельвигом и Ф. Тумановским. Эти произведения выглядели на литературном Олимпе, как своеобразное состязание трех поэтов. Правда, лучшим читатели признали произведение Тумановского.

Источник: https://PoetPushkin.ru/stihi/filosofskaya-lirika/ptichka-analiz.html

Проект “ПРИРОДА В ТВОРЧЕСТВЕ А.С.ПУШКИНА”

акие же это были цветы, о которых вспоминал Пушкин? В какой-то мере на этот вопрос удалось получить ответ. Еще в конце 40-х, стало известно, что в словацком местечке Бродзяны после второй мировой войны были обнаружены архивные материалы, принадлежавшие свояченице Пушкина, сестре его жены, Александре Николаевне (Александрине). Она долго жила в семье поэта, оставаясь незамужней.

Ей было уже за 40, когда она стала женой овдовевшего австрийского дипломата, барона Густава фон Фризенгофа, который увез ее в Австрию, в свое имение Бродзяны. Там она родила дочь и прожила до конца своих дней.ля каждого из растений указаны дата сбора и собиратель. Определение растений: I – вереск (Calluna vulgaris), II – плаун (Lycopodium clavatum).

Над веткой вереска слева надпись: “Jardin de Mikhailofski” (сад Михайловского).ак определил ботаник, профессор А.К.Скворцов, на этих листах кроме широко распространенных и в наши дни диких растений – вереска, полевого хвоща, тысячелистника, пижмы, плауна и купыря – имеются листья и цветы культурных сложноцветных – космоса, кореопсиса, гайлярдии, а также петунии.

Теперь мы получили хотя и не исчерпывающие, но зато вполне достоверные представления о том, какие цветы росли в Михайловском, Тригорском и других усадьбах Псковской губернии во времена Пушкина. Такие же могли быть и при жизни поэта в его любимом “темном саду”.

оэт умеет найти поэтические черты в увядании осенней природы: желтеющая листва деревьев окрашивается у него в багрец и золото.

Это любовное восприятие её человеком, который действительно любит и умеет подметить поэтические черты осени. Недаром французский писатель Проспер Мериме отметил, что «поэзия расцветает у Пушкина из самой трезвой прозы».

[5] ж небо осенью дышало,Уж реже солнышко блистало,Короче становился день,Лесов таинственная сеньС печальным шумом обнажалась,Ложился на поля туман,Гусей крикливых караванТянулся к югу: приближаласьДовольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

ействительно, осенью А.С.Пушкин испытывал необычайный прилив сил. Необыкновенным подъёмом и размахом творческого гения поэта ознаменовалась Болдинская осень 1830 года. В истории всей мировой литературы невозможно привести другой пример, когда за три месяца писатель создал бы такое количество прекрасных произведений.

В эту знаменитую «болдинскую осень» Пушкин закончил VIII и IX главы романа «Евгений Онегин», написал «Повести Белкина», четыре «маленьких трагедии» («Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы»), «Историю села Горюхино», «Сказку о попе и работнике его Балде» около 30 стихотворений (в том числе такие, как «Бесы», «Элегия», «Шалость», «Моя родословная»), несколько критических статей и заметок. Произведения одной «болдинской осени» могли бы увековечить имя поэта.
Пушкин прожил в Болдине в эту осень около трёх месяцев. Здесь он провёл итоги дум и замыслов предшествующих лет и наметил, особенно в прозе, новые темы.

тояла долго на дворе,оэт не перестает восхищаться красотой русской зимы, яркой, красочной и полной таинственного волшебства. Однако одним из наиболее удачных, светлых и радостных произведений поэта по правду считается стихотворение «Зимнее утро», созданное в 1829 году.

уря мглою небо кроет,Вихри снежные крутя;То, как зверь, она завоет,То заплачет, как дитя,То по кровле обветшалойВдруг соломой зашумит,То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

Источник: https://infourok.ru/proekt-priroda-v-tvorchestve-aspushkina-870771.html

Анализ стихотворения Пушкина Птичка

Будучи на чужбине в ссылке Пушкин пишет очень интересное и чувственное произведение “Птичка”. На тот момент писатель работает в канцелярии одного генерала в Кишиневе. Эта работа, конечно же, ему не по душе, Пушкин словно заточен здесь, он хочет домой, в свою страну.

Пушкин вкладывает в свое стихотворение не только политический, но еще и философский смысл. Все это он хорошо скрывает за незамысловатым и достаточно простым сюжетом. Данное произведение можно отнести к гражданской и философской лирике, ведь главный герой продолжает рассуждать.

Он думает не только о себе, но еще и других созданиях, оказавших в трудной ситуации.

Рассказ начинается с того, что мы узнаем о главном герои, оказавшегося в чужих краях. Он, как и сам автор, он далеко от дома и так жаждет вернуться. Герой, находясь в неволе, не забывает помнить и чтить обычаи своей родины.

Непосредственно в стихотворении описывается праздник Воскресения Христова. В народе просто Пасху. Так как герой сам не может получить свободу, он решается сделать доброе дело для кого-то еще.

Лирический герой совершает в этот праздничный великий день, доброе дело, освобождает на волю маленькую птичку. 

Все произведение, словно философское рассуждение. Здесь в полной мере раскрываются мотивы поступка, который сделал герой. Он знает, что подарив другому существу долгожданную свободу, он и сам освободится от оков чужбины.

Сделать благородный поступок ему словно говорит Бог, ведь это должно возвратить ему смысл жизни, облегчив при этом душу. Пушкин пытается показать нам основную, и можно сказать, главную мысль произведения – делая другим добро, утешаешься сам.

Ведь свобода для человека, не всегда физическое состояние, иногда это просто настоящее состояние человеческой души. Если герой способен без всяких требований освободить другое существо, он будет истинно свободным. Название стихотворения, конечно же, символическое. Птичку автор олицетворяет с человеческой чистой душой.

Пушкин показывает, когда человек без раздумий освобождает птичку, выпуская ее на волю, так сам Бог отпускает ему грехи. Именно добрые и милосердные дела могут принести человеку утешение, ведь ему и так тяжело в неволе.

Все же, хоть герой и сделал правильный милосердный поступок, он еще верит. В его душе томится надежда, все рано или поздно изменится к лучшему. Он верит, что словно освобожденная птица полетит на родину, в родные края. Все это происходит в Пасху, что для главного героя будет очень символично.

Он ждет, что освобожденная им птичка полетит домой и будет каждый день радовать других своими песнями. Пушкин хорошо подводит итог стихотворения. Становится понятно, что путь к воле будет тяжелым, но все обязательно закончится хорошо, как для героя, так и для него самого.

Пушкин даже в ссылке не перестает быть добрым и не забывать делать что-то для других людей. Хотя бы придумывая новые замечательные произведения.

По плану кратко

  • Анализ стихотворения Фета ГрезыСмерть страшит. После неё – неизвестность, и сколько бы различные люди с различной репутацией не писали про загробную жизнь, всё равно страшен этот переход. Но не для Фета. Стихотворение «Грёзы» – о смерти, но не страшной,
  • Анализ стихотворения Бунина ЧужаяПервый брак великого русского поэта Ивана Алексеевича Бунина, к сожалению, оказался не удачным. Нужно заметить, что поэт очень сильно переживал по этому поводу, и когда он понял, что в его душе просто уже не хватает места,
  • Анализ стихотворения Барто СнегирьВ этом прекрасном и очень глубоком по своему смыслу произведению, автор показывает, как может манятся психология ребенка, который увидел прекрасное, неземное существо, которое делает его более добрым и понимающим.
  • Анализ стихотворения Есенина Зеленая прическаСтих С. Есенина «Зеленная прическа» был написан в 1918г и посвящено Лидии Кашининой, которая проживала в родном селе поэта. Сергей очень любил свою Родину. Любил всю широту и красоту родного края. На мой взгляд, Кашинина очень
  • Анализ стихотворения Блока В ресторанеСтихотворение Александра Блока «В ресторане» входит в цикл «Страшный мир», где лирический герой – одинокий и отчаявшийся, наблюдает за пугающим и пошлым миром. Оно написано в 1910 году и посвящено Ольге Судейкиной –
Читайте также:  Природа, растения и животные ростовской области

Источник: https://analiz-stihov.ru/pushkin/ptichka

«Птичка», анализ стихотворения Александра Пушкина

Стихотворение написано во время южной ссылки, «в чужбине», в 1823 году. В тот момент Пушкин служил в канцелярии генерала Инзова в Кишинёве. Служба была ненавистна поэту.

Пушкин послал стихи поэту Н.И.Гнедичу с припиской: «Знаете ли вы трогательный обычай русского мужика в светлое воскресенье выпускать на волю птичку? Вот вам стихи на это».

Стихотворение было издано в «Литературных листках» в 1823 году.

Издатель снабдил текст припиской о том, что стихотворение написано о тех благодетелях человечества, которые за собственные деньги выкупают из тюрьмы невинных, должников…

Литературное направление, жанр

Птичка – стихотворение, написанное 24-летним Пушкиным в новой для него камерной форме. Глубокий философский и политический смысл скрывается за простым сюжетом и незамысловатыми словами.

«Птичка» относится к жанру философской лирики.

Можно отнести стихи и к гражданской лирике, так как лирический герой рассуждает о свободе для каждого божьего творенья и затрагивает таким образом проблему крепостного права.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение «Птичка» сюжетное. Первая строфа – рассказ о поступке лирического героя, который близок личности самого Пушкина.

На чужбине (то есть в ссылке, в неволе) лирический герой соблюдает обычай своей родины. В Светлое Христово Воскресенье, то есть на Пасху, лирический герой выпускает на волю птичку.

Это доброе дело – символ милосердных поступков по отношению к людям, находящимся в Пасхальное воскресенье в неволе.

Вторая строфа – это философские рассуждения, объясняющие мотивы поступка лирического героя. Только подарив свободу другому существу, человек утешается в своей беде, хотя тяжёлые жизненные обстоятельства никуда не деваются, лирический герой остаётся на чужбине. Благородный поступок примиряет человека с Богом, облегчает его душу и возвращает смысл жизни.

Тема стихотворения «Птичка» – стремление к свободе всего живого.

Основная мысль: только делая добро другим, утешается человек. Свобода – это не физическое состояние, а состояние души. Истинно свободен тот, кто может великодушно освободить другое творенье.

В христианстве только истина, то есть Бог, делает человека свободным. Душа освобождается от греха и становится милосердной.

В стихотворении можно уловить антикрепостническую идею: крепостной подобен птичке в клетке и ждёт освобождения. Для помещика такая малость – сделать добро и даровать свободу своим крестьянам, хотя бы одному на Пасху. Во времена Пушкина так поступали многие помещики.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом. В первой строфе и в трёх строках последней строфы есть пиррихий в третьем слоге. Таким образом Пушкин выделяет интонационно одну строфу: «Когда хоть одному творенью». Ударение на слове «одному» раскрывает идею стихотворения.

Рифмовка в стихотворении перекрёстная, чередуются женская и мужская рифмы.

Тропы и образы

В стихотворении «Птичка» почти нет тропов. У Пушкина есть немало подобных стихотворений. Лирика – это не тропы и рифмы, это образы, которые могут быть яркими и без эпитетов или метафор.

Даже прилагательное родной (обычай) – это не эпитет. Это словосочетание означает не близкий обычай, а обычай родины, здесь родной – относительное прилагательное. Светлый праздник весны можно посчитать перифразом, означающим Пасху. В дохристианские времена птиц выпускали при встрече весны.

Название стихотворения символично. Птичка – это символ человеческой души. Как человек отпускает на волю птичку из милосердия, так Бог освобождает человека от грехов по Своей милости. Милосердие и доброта – качества, которые приносят утешение и делают человека свободным, даже если он в неволе.

  • «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
  • «Я помню чудное мгновенье…», анализ стихотворения Пушкина
  • «Погасло дневное светило», анализ стихотворения Пушкина
  • «Евгений Онегин», краткое содержание по главам романа Пушкина
  • «Медный всадник», анализ поэмы Пушкина
  • «Няне», анализ стихотворения Александра Пушкина
  • «19 октября», анализ стихотворения Александра Пушкина
  • «Пророк», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
  • «Зимнее утро», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
  • «Безумных лет угасшее веселье…», анализ стихотворения Пушкина
  • «Анчар», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
  • «К морю», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
  • «Свободы сеятель пустынный», анализ стихотворения Пушкина
  • «Мадонна», анализ стихотворения Пушкина
  • «Моцарт и Сальери», анализ трагедии Пушкина

По произведению: «Птичка»

По писателю: Пушкин Александр Сергеевич

Источник: https://goldlit.ru/pushkin/848-ptichka-analiz

Пейзажная лирика А. С. Пушкина

Пейзажная лирика Пушкина богата и разнообразна. Она занимает важное место в творчестве поэта. Пушкин видел природу душой, наслаждался ее вечной красотой и мудростью, черпал в ней вдохновение и силы.

Он был одним из первых русских поэтов, кто открыл читателям красоту природы и научил ею любоваться. В слиянии с природной мудростью Пушкин видел гармонию мира.

Не случайно пейзажная лирика поэта проникнута философскими настроениями и размышлениями, можно проследить ее эволюцию на протяжении творческой деятельности Пушкина.

В лицейский период поэт создал элегии «Осеннее утро», «Певец» и другие, написанные в духе сентиментализма. В ранней лирике Пушкин использовал пейзажные зарисовки в качестве фона, на котором четче проступают разнообразные чувства лирического героя. По сравнению с поэтами предшествующих эпох, пейзажи Пушкина выглядят новыми, свежими, полными жизни.

В элегии «Деревня» пейзаж сельской местности дан, как идиллия, в первой и второй частях стихотворения «везде следы довольства и труда». Вокруг царят мир, покой, тишина. Здесь картины природы создают резкий контраст с содержанием третьей части, где автор обличает несправедливость правящих классов.

Стихотворения «К морю», «Погасло дневное светило…», «Редеет облаков могучая гряда», «Узник», «Птичка», «Кто, волны, вас остановил?..» относятся к романтизму.

В стихотворении «Птичка» описан народный обычай выпускать на волю птиц из клеток на праздник Благовещения. У Пушкина этот обряд связывается с мотивом свободы, освобождением из плена.

Картина вечернего моря показана поэтом в стихотворении «Погасло дневное светило». Наступающая тьма превращает море в «угрюмый океан». Мрачный пейзаж вызывает тоску в душе лирического героя, который полон грусти и думает только о сердечных ранах. Герой внутренне стремится к «берегам печальной туманной родины».

Символом свободы в романтическом стихотворении «Узник» служит образ молодого орла. Поэт противопоставляет «темнице сырой», в которой находится узник, его воспоминания и мечты о море, горах, куда стремится его душа.

Находясь в южной ссылке, Пушкин во многих своих стихотворениях рисует пышную природу Крыма и Кавказа, описывает реальные пейзажи. Часто образы природы даются как символы, отражающие внутреннее состояние героя.

Романтические образы моря, ветра, бури, волн, стихии широко используются в пейзажной лирике Пушкина.

Так, в стихотворении «К морю» поэт воспевает «торжественную красу» моря, в которой он черпает вдохновение:

Как я любил твои отзывы,

Глухие звуки, бездны глас,

И тишину в вечерний час,

И своенравные порывы!

В реалистических пейзажах отражена тема родины. В стихотворении «Зимнее утро» мы видим изумительную по красоте картину русской зимы:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит,

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Поэт указывает, что состояние природы влияет на настроение человека. Вечером, когда «вьюга злилась», подруга поэта «печальная сидела», но изменилась погода, выглянуло солнце, и мир преобразился.

К шедеврам пушкинской лирики относится стихотворение «Осень». Поэт пишет о своем любимом времени года. Для кого-то это «унылая пора», а для Пушкина – «очей очарованье!». Он любит «пышное природы увяданье, / В багрец и в золото одетые леса…». Именно осенью поэт чувствовал прилив душевных сил, стихи сами просились на бумагу.

Природа подталкивала Пушкина и к философским раздумьям и выводам. Вечно живую природу он противопоставлял краткой, полной горестей человеческой жизни. Но преодоление смерти поэт связывал только с природой, дающей мудрость и красоту.



Источник: https://infopedia.su/13×1986.html

Анализ стихотворения Пушкина “Птичка”

Миниатюра “Птичка” написана Пушкиным в 1823 году. В то время он пребывал в южной ссылке. Туда поэта отправили за ряд стихотворений, по мнению властей, не соответствовавших статусу чиновника на государственной службе.

Изначально Александру Сергеевичу грозили наказания куда хуже: заточение в Соловецкий монастырь или высылка в Сибирь. Помогли Пушкину хлопоты друзей. Особенно важную роль сыграло заступничество Карамзина.

В итоге вольнолюбивого поэта определили на службу в кишиневскую канцелярию, которой заведовал генерал от инфантерии Иван Никитич Инзов, человек строгий, но честный и справедливый.

Беловой автограф произведения найден в письме к Гнедичу от тринадцатого мая 1823 года. В нем Пушкин сначала рассказывает о традиции, бытующей среди простого народа. Согласно ей, в Светлое Воскресенье необходимо выпускать на волю птиц. Вдохновленный этим обычаем, Александр Сергеевич создал “Птичку”.

Лирический герой стихотворения, находясь на чужбине, совершает благой поступок в “светлый праздник старины”, то есть на Пасху. Выпустив птичку на свободу, он не просто демонстрирует христианское милосердие, но словно становится ближе к родным краям. Доброе дело дарует ему утешение.

Герой понимает, что не имеет право роптать на Господа, пока у него есть возможность подарить волю хотя бы одному существу на земле. Здесь стоит вспомнить еще об

Читайте также:  Озёра и лиманы украины

одном христианском обычае, относящемся к Пасхе. Речь идет о том, что у православных было принято выкупать из тюрьмы невинных должников.

На сюжетном уровне пушкинская “Птичка” связана сразу с двумя лирическими произведениями девятнадцатого столетия. Первое – “К птичке, выпущенной на волю” Антона Антоновича Дельвига. Второе – “Птичка” Федора Антоновича Туманского.

Согласно свидетельству Льва Сергеевича Пушкина, трио стихотворений создавалось в рамках своеобразного поэтического состязания. Все авторы использовали один сюжет – лирический герой отпускает на свободу птицу.

Есть и другие общие черты – произведения состоят из двух четверостиший и написаны четырехстопным ямбом. Нельзя точно сказать, в каком порядке создавались стихотворения. Главная тому причина – неясная датировка “Птички” Тумановского.

Как правило, встречаются три варианта – 1822, 1826 и 1827. Интересно, что в девятнадцатом веке восьмистишие Федора Антоновича многие читатели считали лучше вариантов Пушкина и Дельвига.

(Пока оценок нет)
Loading…
Суффиксальные глаголы примеры.

Анализ стихотворения Пушкина “Птичка”

Categories: Анализы стихов

Источник: http://ege-essay.ru/analiz-stixotvoreniya-pushkina-ptichka/

Анализ стихотворения Пушкина «Птичка» Помощь по литературе

содержимое:

Миниатюра «Птичка» написана Пушкиным в 1823 году. В то время он пребывал в южной ссылке. Туда поэта отправили за ряд стихотворений, по мнению властей, не соответствовавших статусу чиновника на государственной службе.

Изначально Александру Сергеевичу грозили наказания куда хуже: заточение в Соловецкий монастырь или высылка в Сибирь. Помогли Пушкину хлопоты друзей. Особенно важную роль сыграло заступничество Карамзина.

В итоге вольнолюбивого поэта определили на службу в кишиневскую канцелярию, которой заведовал генерал от инфантерии Иван Никитич Инзов, человек строгий, но честный и справедливый.

Беловой автограф произведения найден в письме к Гнедичу от тринадцатого мая 1823 года. В нем Пушкин сначала рассказывает о традиции, бытующей среди простого народа. Согласно ей, в Светлое Воскресенье необходимо выпускать на волю птиц.

Вдохновленный этим обычаем, Александр Сергеевич создал «Птичку». Лирический герой стихотворения, находясь на чужбине, совершает благой поступок в «светлый праздник старины», то есть на Пасху. Выпустив птичку на свободу, он не просто демонстрирует христианское милосердие, но словно становится ближе к родным краям.

Доброе дело дарует ему…утешение. Герой понимает, что не имеет право роптать на Господа, пока у него есть возможность подарить волю хотя бы одному существу на земле. Здесь стоит вспомнить еще об одном христианском обычае, относящемся к Пасхе.

Речь идет о том, что у православных было принято выкупать из тюрьмы невинных должников.

На сюжетном уровне пушкинская «Птичка» связана сразу с двумя лирическими произведениями девятнадцатого столетия. Первое — «К птичке, выпущенной на волю» Антона Антоновича Дельвига. Второе — «Птичка» Федора Антоновича Туманского.

Согласно свидетельству Льва Сергеевича Пушкина, трио стихотворений создавалось в рамках своеобразного поэтического состязания. Все авторы использовали один сюжет — лирический герой отпускает на свободу птицу.

Есть и другие общие черты — произведения состоят из двух четверостиший и написаны четырехстопным ямбом. Нельзя точно сказать, в каком порядке создавались стихотворения.

Главная тому причина — неясная датировка «Птички» Тумановского. Как правило, встречаются три варианта — 1822, 1826 и 1827. Интересно, что в девятнадцатом веке восьмистишие Федора Антоновича многие читатели считали лучше вариантов Пушкина и Дельвига.

Прислал: Гусева Кира . 2017-10-14 19:59:57

Источник: http://pomosh-po-literatyre.imysite.ru/496_analiz_stihotvoreniya_pushkina_ptichka.htm

Урок по внеклассному чтению «Поэзия А. С. Пушкина «Птичка Божия не знает…»

Сохрани ссылку в одной из сетей:

МОУ СОШ№4

Шафигуллина С.С.

Учитель начальных классов

«Пушкинская осень»

Открытый урок по внеклассному чтению

«Поэзия А.С.Пушкина «Птичка Божия не знает…»

Цели:

  1. Обобщение знаний о творчестве А.С.Пушкина;

  2. Развитие творческих способностей, воображения, памяти;

  3. Формирование знаний о средствах языка, умений анализировать стихотворение.

  4. Воспитание любви к природе.

Оборудование: иллюстрации «Птицы перелетные», запись – пение птиц, флейта, гитара, тексты стихотворений.

Ход урока:

I Приветствие. Беседа.

«Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

Всем доброе утро!»

-Какая сегодня погода? Утро?

-Осеннее или зимнее?

-Кто из поэтов как художник слова описал красоту осенней природы?

Чтение стихотворения «Уж небо осенью дышало» (А.С.Пушкин)

II. Сообщение темы урока.

Поэзия – словесное художественное творчество, стихотворное.

-Как вы думаете, А.С.Пушкин любил осень? Почему?

Осень – любимое время года поэта. Обычно осень в поэзии связана с настроением грусти. А.С.Пушкин увядание природы изображает как могучее проявление жизни.

Чтение стихотворения «Унылая пора! очей очарованье!» (А.С.Пушкин)

– Какое слово подтверждает любовь к осени? «приятна»

III. Давайте попробуем совершить путешествие в далекое прошлое, в то время, когда жил А.С.Пушкин.

Дети

Пушкин, гуляя по парку, вышел к берегу реки, поднялся на вершину холма.

Перед ним открылась такая картина: голубая лента реки, а за нею одетые в золото леса.

Леса как – будто застыли в тишине. При малейшем движении ветра на землю слетали листья.

У речных берегов- багровые кустарники. Пушкин с волнением смотрел на эту красоту. Он радовался и грустил.

Учитель

«И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы легкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута – и стихи свободно потекут».

Может быть, тогда и родились у поэта такие строчки.

Чтение стихотворения «Октябрь уж наступил – уж роща отряхает» (А.С.Пушкин)

IV. Работа с текстами стихотворений:

1 ряд – «Унылая пора! очей очарованье!»

– Подчеркните радостные слова.

2 ряд – «Октябрь уж наступил…»

– подчеркните грустные слова.

3 ряд – «Уж небо осенью дышало…»

– Найдите олицетворение.

– Какое настроение было у поэта?

И радостное и грустное. Природа оживает в строчках А.С.Пушкина. Все красиво и гармонично. А.С.Пушкин – художник слова.

V. Физкультпауза. Звучит флейта. Дети исполняют песню «Осень – невидимка»

День прохладный голубой,

Лес овеян легкой дымкой,

Ходит осень невидимкой

И шуршит листвой.

В тихий лес она пришла

Из волшебной светлой сказки,

И деревьям дарит краски

Полные тепла.

Дали чисты и ясны.

На полях покой глубокий,

Улетают в край далекий

Птицы до весны.

VI. А.С.Пушкин с волнением смотрит на красоту природы. И эти чувства вдохновляют его на новые строчки.

Чтение стихотворения А.С.Пушкина «Птичка Божия не знает»

Птичка Божия не знает

Ни заботы, ни труда;

Хлопотливо не свивает

Долговечного гнезда;

В долгу ночь на ветке дремлет;

Солнце красное взойдет:

Птичка гласу Бога внемлет,

Встрепенется и поет.

За весной, красой природы,

Лето знойное пройдет –

И туман и непогоды

Осень поздняя несет;

Людям скучно, людям горе;

Птичка в дальние страны,

В теплый край, за сине море

Улетает до весны.

(чтение сопровождается звуками – пение птиц)

VII. Анализ стихотворения

1- Какое было настроение у автора, когда он писал стихотворение?

– Что могло послужить поводом для создания произведения?

2 Чтение вполголоса.

3 Чтение с учителем.

4 Работа со словами по толковому словарю С.Ожегова

-внемлет

-долговечный

-дремлет

-глас

-непогода

5 Вторичное чтение

– Можно ли по тексту определить времена года? Подчеркните.

Весна-краса

Лето знойное

Осень поздняя

6 – Найдите в тексте олицетворение:

Солнце взойдет

Лето пройдет

Осень несет

7 – Любит ли поэт птицу?

– Как он называет ее?(Птичка)

– Какая она?

– Почему птичка Божия?

Бог – творец. Он сотворил птицу

8 – Как живет птичка? Найдите в тексте

Птичка …не знает

…не свивает

…дремлет

…внемлет

Встрепенется и поет

Улетает

Как ярко, динамично в крошечном по объему стихотворении описана жизнь певчей птички.

– Почему автор использует глаголы?

Они ярче помогают представить жизнь птички.

9 – Поэт дважды повторяет «Птичка Божия»

«Гласу Бога внемлет» Почему?

Бог любит птичку, он ее творец

Птичка беззаботная.

Проснувшись по утру свой день послушно начинает по воле Божьей.

«Взгляните на птиц небесных.

Они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы.

Отец ваш небесный питает их» (Библия)

10 Выразительное чтение стихотворения

VIII. Физкультпауза

Березы косы расплели

Руками клены хлопали

Ветра холодные пришли

И тополи затопали.

Поникли ивы у пруда

Осины задрожали

Дубы, огромные всегда,

Как – будто меньше стали.

Все присмирело, съежилось,

Поникло, пожелтело.

Лишь елочка пригожая

К зиме похорошела.

IX. Подведение итогов урока

А) Чтение стихотворения «Птичка Божия не знает» и показ иллюстраций

Б) А.С.Пушкин – «жемчужина» русской поэзии. Поэт пишет о том, что ему нравится, что он по – настоящему любит

«Он приходит к нам с детства, а мы приходим к нему только с годами»

В) Чтение стихотворения «О Пушкине»

Г) Исполнение музыкального произведения на гитаре «Романс» (Гомес).

«Все в нем Россия обрела – свой древний гений человечий,

Живую прелесть русской речи, что с детских лет нам так мила,-

Все в нем Россия обрела,

Мороз и солнце … Строчка – ода.

Как ярко белый свет горит!

Доныне русская природа его стихами говорит.» (Н. Доризо)

  1. Рабочая программа

    Рабочая программа по литературному чтению создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, примерной программы министерства образования по математике 2006 года, базисного учебного

  2. Документ

    СТУПЕНИ ВЗРОСЛЕНИЯ Сегодня, когда творчество В.

  3. Основная образовательная программа

    Основой образовательной программы начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» г.

  4. Образовательная программа

    Актуальность программы определяют высокие темпы обновления научных знаний и технологий. Сегодня необходимо учить личность, начиная со ступени начального общего образования, постоянно обновлять знания и умения, которые обеспечивают

  5. Пояснительная записка

    Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального Общеобразовательного Автономного Учреждения «Средняя Общеобразовательная Школа №8 г.

Источник: https://refdb.ru/look/1627895.html

Ссылка на основную публикацию