М. горький “мещане”: описание, герои, анализ пьесы

Пьеса «Мещане» (Спор двух начал, двух идеологий)

/ Сочинения / Горький М. / Разное / Пьеса «Мещане» (Спор двух начал, двух идеологий)

  Скачать сочинение

    Мужчина должен знать,      что ему нужно делать в жизни…     — А… Нил — знает?     Он знает!     М. Горький     Пьеса Алексея Максимовича Горького “Мещане” — не просто дебют писателя в драматургии,— ею открывается новая общественно-политическая линия”,— писал видный режиссер К. С. Станиславский.     Пьеса начинается многозначительным диалогом Татьяны и Поли о герое.

Поля, слушая чтение Татьяны, замечает: “А я бы такого не полюбила …нет! Скучный он… И все жалуется…     Неуверенный потому что… Мужчина должен знать, что ему нужно делать в жизни…” Татьяна (негромко). А… Нил — знает? Поля (уверенно).

Он знает!”     “Он знает!” — вот что услышал русский читатель и зритель после грустно-лирических монологов чеховских героев о безысходности настоящего и о далеком прекрасном будущем, к которому они не ведали путей. Нил предстал как живое олицетворение будущего, приблизив его, заставив поверить в его реальность.

Драматург создал героический образ человека, уверенного в “своей силе и в своем праве перестраивать жизнь и все ее порядки”. Рабочий Нил и Поля, способная “на всякое геройство”,— “главные фигуры” пьесы, так сказано в авторских пояснениях к спектаклю.

    Истинные герои — Нил и Поля, но почему же пьеса называется “Мещане”? В этом-то и скрыт глубокий исторический смысл, точно так же, как и в том, что грандиозная горьковская эпопея о почти полувековой истории России названа “Жизнь Клима Самгина”, то есть именем духовного брата Петра Бессеменова — действующего лица пьесы.

Горький отмечал, что главный враг жизни не капитал, а холопы его, почтенные мещане, желающие доказать в интересах своего личного счастья… невозможность иного порядка жизни. Свое время Горький называл “временем суда” над мещанством, над его “строем души”, его идеологией, моралью, этикой.     В доме Бессеменова поклоняются деньгам, здесь царит культ вещей и скопидомства.

Здесь идет борьба двух начал: индивидуалистов, лелеющих свое трусливое “я”, и человека, вместившего в душе своей всю боль и радость жизни. Прекрасное и трагическое одинаково чужды мещанскому сознанию. Мещанин лишен идеалов, он ни во что не верит, не может, не в силах верить. “Я родилась без веры в сердце”,— беспомощно сетует Татьяна Бессеменова, ища сочувствия.

Ее подруга Цветаева угадывает причину мнимой “психологической” сложности молодого поколения Бессеменовых. “А может быть,— ты боишься верить… ведь вера — обязывает…” Да, и Татьяна, и Петр Бессеменовы боятся ответственности, перемен, стремятся к покою “внутри и вне себя”. “Мое желание вмешаться в самую гущу жизни… месить ее и так и эдак”,— вдохновенно, с упоением говорит Нил.

“Ничего не могу изменить, ничего не в состоянии внести”,— лепечет Петр, растерянно и вяло.     Петр и Нил — их поединок представляет интерес, он перспективен, ибо продолжится в будущем, когда противники встанут по разные стороны баррикады. Петр — олицетворение иллюзорных надежд мещанства. “Ты — опора нам”,—заклинает старик Бессеменов, обращаясь к сыну. Но Петр мечется между “хочу” и “должен”.

Младший Бессеменов, “бывший гражданином полчаса”,—злобствующий индивидуалист: “Общество? Вот что я ненавижу!” Невольными судьями столкновения Петра и Нила выступают все действующие лица пьесы. Старик Бессеменов, не ведая сам, дает точную оценку и сыну, и Нилу: “Научился презрению ко всему живущему, а размера в действиях не приобрел”. А Нил—“он дерзок…

он — разбойник, но — человек с лицом!”     От первого до последнего действия пьесы идет нравственный суд Человека над мещанином. “У вас — с тоски помрешь… ничего вы не делаете… никаких склонностей не имеете”,— говорит Бессеменовым Перчихин. “Вы ржавчина какая-то, а не люди!” — говорит Елена, жиличка Бессеменовых. Моральные, этические диалоги-поединки “Мещан” вырастают в политический спор “образцового мещанина” Бессеменова и Нила о хозяевах жизни— “хозяин тот, кто трудится”,— о несправедливости строя, при котором “честными людьми командуют свиньи, дураки, воры…”.

    В пьесе ясно звучит мысль о грядущей революции, и солистом в этом исторической действе будет Нил.

4196 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Горький М. / Разное / Пьеса «Мещане» (Спор двух начал, двух идеологий)

Смотрите также по разным произведениям Горького:

Заказать сочинение      

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00077601184864037201/

Своеобразие драматургии М. Горького. Идейно-художественный анализ 1-2-х пьес

К драматургии М. Горький обращался на протяжении всего творчества. Особенно интенсивными в этом отношении были периоды 1901-1906 годы («Мещане», «На дне», «Дачники», «Дети солнца», «Варвары», «Враги»), затем 1908-1915 годы («Последние», «Чудаки», «Васса Железнова» (1-я редакция), «Зыковы» и др.).

К драматургии Горький обратился, чтобы «вмешиваться в самую гущу жизни». Сохраняя вначале бытовую и психологическую форму выражения сценического действия, пьесы Горького обретали со временем иные драматургические формы, иную поэтику, отличную от классической драмы.

В центре пьес стоит то или иное жизненное явление, раскрываемое не через одного, двух центральных героев, а в некоем человеческом множестве, представляющем и варьирующем это явление.

Отсюда поэтика названий пьес, которая чаще всего держится не на имени героя, а на метафорическом обозначении этой множественности – «мещане», «дачники», «варвары», «дети солнца», «последние, «чудаки».

Такого рода наименования пьес должны были, по замыслу автора, подчеркнуть «общезначимость», даже массовость запечатлённого явления.

https://www.youtube.com/watch?v=dreplTsQev0

В пьесе «На дне», которая по праву относится у социально-философской драме, по существу тоже нет центрального героя, но действует некий ансамбль персонажей, в названии пьесы образно зафиксировано их положение. Бубнов говорит о себе и своих сожителях: «…

все слиняло, один голый человек остался». Из-за «облинялости», утраты прежнего положения герои драмы действительно обходят частности и тяготеют к каким-то общечеловеческим понятиям. В таком варианте зримо проступает внутреннее состояние личности.

«Темное царство» позволило выделить незаметный при нормальных условиях горький смысл сущего.

Атмосфера духовного разобщения людей. Роль полилога. Автор передал устойчивость и предельность взаимоотчуждения постояльцев Костылева в оригинальной форме «полилога». В I акте говорят все персонажи, но каждый, почти не слушая других, – о своем. Автором подчеркнута непрерывность подобного «общения».

Обстановка меняется с появлением Луки. Именно с его помощью оживают в тайниках души ночлежников иллюзорные мечты и надежды. II и III акты драмы позволяют увидеть в «голом человеке» влечение к иной жизни. Но, основанное на ложных представлениях, оно венчается лишь несчастиями.

Роль Луки в таком исходе очень значительна. Умный, знающий старик равнодушно смотрит на свое реальное окружение, считает, что «для лучшего люди живут… По сто лет, а может быть, и больше – для лучшего человека живут». Поэтому заблуждения Пепла, Наташи, Насти, Актера его не трогают.

Тем не менее Горький вовсе не ограничил происходящее влиянием Луки.

Атмосфера II и III актов иная по сравнению с I. Возникает сквозной мотив ухода обитателей ночлежки в какой-то неведомый мир, настроение волнующего ожидания, нетерпения. Лука советует Пеплу: «…

отсюда – шагом марш! – уходи! Прочь уходи…» Актер говорит Наташе: «Я – уезжаю, ухожу… Ты – тоже уходи…» Клещ с болью признается: «Нет пристанища… ничего нет». и т.д.

В этих репликах обитателей ночлежки ощущается обманчивое освобождение от обстоятельств.

Круг существования будто замкнулся: от равнодушия – к недостижимой мечте, от нее – к реальным потрясениям или гибели. Между тем именно в этом состоянии героев драматург находит источник их душевного перелома.

В IV акте – прежняя обстановка. И все-таки происходит нечто совершенно новое – начинается брожение ранее сонной мысли босяков.

Философский подтекст пьесы.

Пьеса Горького социально-философского жанра и при своей жизненной конкретности была устремлена, несомненно, к общечеловеческим понятиям: отчуждения и возможных контактов людей, мнимого и реального преодоления унизительного положения, иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения души. Персонажи «На дне» лишь интуитивно прикоснулись к истине, не изжив ощущения безысходности. Такая психологическая коллизия укрупнила философское звучание драмы, раскрывшей общезначимость (даже для отверженных) и труднодостижимость подлинных духовных ценностей. Сочетание вечного и мгновенного, устойчивости и одновременно шаткости привычных представлений, малого сценического пространства (грязная ночлежка) и раздумий о большом мире человечества позволило писателю в бытовой ситуации воплотить сложные жизненные проблемы.

Драматургический конфликт в пьесах Горького, при всём их разнообразии, развёртывается преимущественно как столкновение идей, истин, жизненных принципов – социальных, психологических, нравственных, философских – и оценивается автором с точки зрения поиска в людях действенного, творческого отношения к жизни, залогом изменения человеческого бытия к лучшему.

Собранные воедино пьесы Горького – правдивая драматическая биография времени; её содержанием явилась история «разрушения личности» мещанина, индивидуалиста и рождение нового сознания, нового психологического типа – «человека миропонимания», – как называл его Горький. С мещанским «строем души» Горький связывал философию пассивности и самодовольства, индивидуального и социального.

Горький расширил содержание драматического произведения до масштаба эпоса. Пьесы Горького проникнуты радостной верой в неиссякаемую талантливость человека, в силу его бесстрашной мысли. Драматург создал не только новый репертуар русского театра, но и «новую философию».

Источник: https://cyberpedia.su/3x764a.html

Краткое содержание Горький Мещане

Главный герой пьесы Бессеменов Василий Васильевич 58 – летний малярный мастер, он хочет стать депутатом, живет в большом доме с супругой Акулиной и сыном Петром.

Читайте также:  Прозрачные реки бониту (bonito), бразилия

Сына отчислили из института за участие в запрещенных волнениях.

Так же в доме проживают дочь Татьяна 28 лет, работающая преподавателем, Нил – работает машинистом, опекаемый Василием Васильевичем, студент Шишкин и певчий в церкви Тетерев.

https://www.youtube.com/watch?v=RE5o1Y0XGJo

Кривцова Елена Николаевна проживает в съемных комнатах в доме и является вдовой тюремного смотрителя. Она любит жизнь, но никак не может найти в ней свое место. Кухарка Степанида и ее помощница Поля делают всю домашнюю работу. Дом часто посещает подруга Татьяны, учительница Цветаева.

У Василия Ивановича постоянно происходят ссоры с детьми. Ему не нравится жизненная неустроенность его детей, а так же неуважение к нему, как к отцу.

По его мнению, Петр обязан найти обеспеченную жену и работать вместе с отцом, а дочь перспективно выйти замуж. Но дети потеряли интерес и жизненные стремления, им ничего не нужно и не хотят.

Учеба не пошла им на пользу, а только запутала Татьяну и Петра. Они далеко отошли от мещанских корней.

По мнению Тетерева у Петра есть перспектива встать на ноги. Ему лишь необходимо разойтись с Кривцовой, которую он любит наперекор отцу. А вот у Татьяны, влюбленной в Нила, перспектива незавидная. Нил взаимно влюблен в Полю. И Татьяна может остаться несчастной.

Нил и остальная молодежь пьесы одержимы новыми веяниями времени. Он показывает близкую автору тему труда и борьбы. Нилу нравится ковка, потому что ему интересно подавлять сопротивление металла. Бессеменов предполагает, что у Нила есть задатки будущего революционера. Молодой человек жестоко относится к воспитавшему его Василию Ивановичу и к любви Татьяны.

Тетерев тоже влюблен в Полю. Он видит в этом спасение от жизненной скуки и алкоголя. Тетерев физически и духовно большой человек и ему не подходит убогая жизнь, в которой хозяйничают люди похожие на Бессеменова. Но и жизнь с людьми как Нил тоже ему не подойдет.  Он вечный изгнанник.

В конце пьесы происходит трагедия. Татьяна делает попытку покончить с собой. Это ей не удается, и она принимает, как данность быть ненужной среди людей. Показывая свое отчаяние, девушка падает на клавиши рояля, и слышен резкий звук…

Пьеса учит тому, что нужно бороться за свое счастье и преодолевать жизненные преграды.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

  • ТургеневРасцвет творчества Ивана Сергеевича Тургенева пришелся на 1847 год. В журнале «Современник» печатается произведение «Хорь и Калиныч». Читатели одобрили историю охотников и автор продолжил описание других историй об охоте.
  • Краткое содержание Носов Витя Малеев в школе и домаВ 1951 году советский детский писатель Николай Носов написал повесть «Витя Малеев в школе и дома». За данное литературное произведение Носов был награжден Сталинской премией. Повесть посвящена подросткам младшего школьного возраста
  • Краткое содержание Носов КляксаФедя — главный герой произведения «Клякса», написанного советским писателем Николаем Николаевичем Носовым. Мальчик очень любил смешить одноклассников. На одной из перемен Федя стал отбирать флакончик с тушью
  • Краткое содержание Богданович ДушенькаВ начале повествования автор высказывает намерение не прославлять подвиги древних воинов, а создает произведение для умиротворения души. Подражая Апулею и Лафонтену, автор воспевает душевную красоту главной героини.
  • Краткое содержание Лермонтов ВалерикСтихотворение это стилизованное письмо рассказчика к своей возлюбленной. Начинается оно с намёка на письмо Онегина той самой Татьяне. Здесь герой пишет, что, возможно, после такой долгой разлуки

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/gorkij/meshchane-pereskaz

Новый тип героя в пьесе Горького “Мещане”

Годом раньше, в 1901 году, Горький написал свою первую пьесу – “Мещане”, в которой впервые в мировой литературе показан во весь рост передовой рабочий. Нил – представитель жизнеутверждающего класса. “…Жизнь – мне нравится, – говорит он. – Большое это удовольствие – жить на земле!” Любовь Нила к жизни – деятельная.

Он много и с удовольствием работает, уверенно смотрит в будущее. Ему не нравится, что в жизни “честными людями командуют свиньи, дураки, воры”, но он знает, что “жизнь – не вся за ними! Они пройдут, исчезнут, как исчезают нарывы на здоровом теле. Нет такого расписания движения, которое бы не изменялось!..

” Нил не ждет, когда жизнь изменится сама собой, он готовится! с решительной борьбе за ее переустройство. “Я этого порядка – не хочу!..

– говорит он – И я на все средства души моей удовлетворю мое желание вмешаться в самую гущу жизни… месить ее и так и эдак… тому – помешать, тому – помочь…” “…Дурным людям… злым и жадным плохо будет от него!” говорит о Ниле его невеста Поля.

Нил не только говорит, что существующая жизнь не годится, но и знает, как ее переделать. Впервые на сцене и вообще в художественной литературе уверенно прозвучало утверждение” что власть должна принадлежать трудящимся классам. “…Хозяин тот, кто трудится… Запомните-ка это!” – говорит Нил от имени пролетариата всем эксплуататорам.

Образ Нила вызвал раздражение в буржуазной критике. Горького обвиняли в том, что его герой груб и черств. Но это была пристрастная критика. Нил с нежностью и чутким” вниманием относится к Поле, уважает людей прямых и честных.

Он не скрывает своего отвращения к злым и жадным мещанам; вот за это его и невзлюбила критика, защищающая капиталистический строй. Не сочувствует Нил и тем, кто только жалуется и стонет, но ничего не делает для улучшения своей жизни. “Скучно тебе жить, – займись чем-нибудь,-говорит он Татьяне. – Кто работает, тот не скучает”.

Мещанам, застывшим в косном мире борьбы за копейку, чуждо его бодрое, оптимистическое отношение к жизни.

Нил, бедный студент Шишкин, учительница Цветаева, несмотря на занятость, находят время для участия в любительских спектаклях, интересуются искусством, мечтают о будущем общественном серое и, судя, по отдельным намекам, деятельно стараются его – приблизить. А молодые Бессеменовы стонут от скуки, но к искусству они глухи, общественная деятельность им чужда.

За участие в студенческих беспорядках Петр был исключен из университета, но обвиняет он в этом не. деспотическую власть, а своих товарищей. “Черт дернул меня принять участие в этих дурацких волнениях! – говорит он.

– Я пришел в университет учиться и учился… Никакого режима, мешавшего мне изучать римское право, я не чувствовал… нет! По совести… нет, не чувствовал! Я чувствовал режим товарищества… и уступил ему. Вот два года моей жизни вычеркнуто… да! Это насилие!” Петр Бессеменов не опасен царскому правительству.

Изучив римское право, он стал бы верным защитником существующего порядка, беспощадно карая. тех, кто пытался… бы изменить жизнь. Этот мещанин, по ошибке “бывший гражданином полчаса”, с пеной у рта защищает свое нежелание интересоваться общественными делами.

“Общество? Вот что я ненавижу!..- кричит он.- Я… не хочу… не обязан подчиняться требованиям общества! Я – личность!”

Как и все мещане, Петр и Татьяна любят только себя. Татьяна – учительница, но работа для нее – скучная, утомительная обязанность. В противоположность им Шишкин и Цветаева находят радость и том, чтобы помочь другим людям.

Цветаева с увлечением относится к своей работе, мечтает о том, кем станут ее ученики, воспитывает их добрыми, смелыми и сильными людьми.

Так, в пьесе “Мещане” противопоставлены друг другу не только пролетариат и мещанство, но и передовая демократическая интеллигенция – мещанской.

Уже в “Мещанах” – первой из горьковских пьес – проявились характерные особенности драматургии Горького, положившие начало созданию нового, революционного театра.

Это – острая борьба мировоззрений, размежевание действующих лиц на непримиримо враждебные группы, наполненность пьесы глубокими размышлениями, постановкой серьезных философских вопросов. Пьеса “Мещане” сыграла большую роль в истории русской и мировой драматургии. По выражению К. С.

Станиславского, с нее началась новая, “общественно-политическая линия” Художественного театра. Первое представление “Мещан” состоялось 26 марта 1902 года, во время гастролей Художественного театра в Петербурге.

Избранная петербургская публика, присутствовавшая на премьере, не смогла по достоинству оценить пьесу, но последующие постановки вызывали бурную реакцию шла. Как сообщала ленинская “Искра”, постановка “Мещан” в Белостоке в начале 1903 года привела к антиправительственной демонстрации, при подавлении которой полиция применила огнестрельное оружие.

Пьесы “Мещане” и “На дне” еще более укрепили славу Горького как писателя – “буревестника революции”. полиции различное отношение правительства и общественности к А. М. Горькому. В это время в обстановке революционного подъема происходил процесс размежевания политических сил. Рост революционных настроений среди народа пугал либеральную буржуазию.

Читайте также:  Самсон вырин: характеристика и образ героя в повести а.с. пушкина "станционный смотритель"

Она постепенно сбрасывала с себя маску оппозиционности царскому режиму и все более откровенно становилась на его сторону против народа. В среде интеллигенции шла острая борьба между сторонниками либерально-буржуазных и демократических взглядов.

В пьесе “Дачники” (1904) даны образы омещанившихся интеллигентов – адвокатов Басова и Замыслова, инженера Суслова, писателя Шалимова.

В пьесе “Дачники” есть представители и другой интеллигенции, которая не забыла своего кровного родства с трудовым народом. Ее влечет к народу не только сострадание и стремление помочь ему, но и внутренняя потребность найти себе достойное место в жизни.

“…Мне вот хочется уйти куда-с, где живут простые, здоровые люди, где говорят другим языком и делают какое-то серьезное, большое, всем нужное дело”,-говори! Варвара Михайловна. Демократическая интеллигенция противостоит в пьесе не только мещанской пошлости, но и декадентской утонченности, стремлению спрятаться от жизни.

Пародируя стихотворение декадентки Калерии про снежинки, подобные маленьким мертвым цветам, Влас, брат Варвары Михайловны, читает свой экспромт:

Маленькие краденые мысли… Модные, красивые словечки… Ползают тихонько с краю жизни Тусклые, как тени, человечки.

Трагедию отрыва интеллигенции от народа Горький раскрыл в пьесе “Дети солнца” (1905), а в пьесе “Варвары” (1905) показал хищнический смысл буржуазной цивилизации.

(No Ratings Yet)
Loading…
Новый тип героя в пьесе Горького “Мещане”

Другие сочинения по теме:

  1. Новый тип героя в пьесе Булгакова “Белая гвардия” Превращение прозы в драму описано в “Театральном романе” таким образом, что его сегодня не обходит ни один ученый, занимающийся проблемой…
  2. Краткое содержание пьесы Горького “Мещане” В зажиточном доме проживают Бессеменов Василий Васильевич, 58 лет, старшина малярного цеха, метящий депутатом в городскую думу от цехового сословия;…
  3. СПОР О ПРАВДЕ В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО “НА ДНЕ” Честь безумцу, который навеет человечеству сон золотой. Беранже Пожалуй, и в наши дни на проходе через томительно жгучую неизвестность, горькое…
  4. Люди “дна”: характеры и судьбы. По пьесе М. Горького “На дне” В основе пьесы Максима Горького “На дне” (1902) – спор о Человеке и его возможностях. Действие произведения происходит в ночлежке…
  5. Новый тип романтического героя в трагедии “Ченчи” Итак, трагедия “Ченчи”. Время действия – XVI век, понтификат Климента VIII. Место действия – территория нынешней Италии. В этой трагедии…
  6. Мещане, в сокращении Список произведений в сокращении этого автора Мещане На дне Мать “Страсти-мордасти” Голубая жизнь Васса Железнова Жизнь Клима Самгина В зажиточном…
  7. Тема матери в пьесе Горького пьес писателя “Васса Железнова” Не случайно одной из лучших пьес писателя “Васса Железнова” (1910) предпослан подзаголовок “Мать”. Тема матери, наставляющей и оберегающей детей своих,…
  8. Проблема положительного героя в рассказе М. Горького “Челкаш” В рассказе Максима Горького “Челкаш” выступают два главных героя – Гришка Челкаш – старый травленный морской волк, заядлый пьяница и…
  9. Единичная, индивидуальная судьба героя в “Поэме без героя” Ахматовой Впервые с большой резкостью эта особенность психологического склада Ахматовой проявилась, как мы это уже видели, в “Белой стае”, но впоследствии…
  10. Краткое содержание рассказа Горького “Голубая жизнь” Мещанин Константин Миронов живет в глухом провинциальном городе. Когда он был ребенком, его родители пили и часто скандалили. В то…
  11. Проблематика пьесы Горького “На дне”; В девятисотые Проблематика пьесы Горького “На дне” В девятисотые годы в России разразился жестокий экономический кризис. После каждого неурожая массы разорившихся, обнищавших…
  12. Драматургические приемы в пьесе “Вишневый сад” В пьесах Чехова, как уже указывалось выше, важны не только переживания героев, а весь ансамбль сценических средств, совокупность всего, что…
  13. Новый класс в России в образе Чичикова В момент назревшего слома устоев в жизни общества и государства перед лицом грядущих реформ создает поэму “Мертвые души” Н. В….
  14. Что происходит в пьесе “Вишневый сад”? Театральное искусство в начальной своей форме существовало еще в каменном веке. Жизнь древнего человека так или иначе была связана с…
  15. Миф о Пигмалионе и Галатее. Новый Пересказ мифа Миф о Пигмалионе и Галатее интерпретируется в произведениях Овидия, Руссо, Баратынского. Будет интересным знакомство с пьесой Б. Шоу “Пигмалион” и…
  16. Не главные персонажи в пьесе Островского “Гроза” А. Н. Островский по праву считается певцом купеческой среды, отцом русской бытовой драмы, русского национального театра. Его перу принадлежит около…
  17. Царство “Желтого Дьявола” в цикле Горького “В Америке” За время пребывания в Америке, наряду с романом “Мать” и пьесой “Враги”, Горький написал серию памфлетов, очерков и публицистических статей,…
  18. “Новый реализм” Параллельно с подобными устремлениями в прозе Вальтер Хеллерер, один из идеологов “литературной революции” в 50-х годах, предложил под лозунгом “перемен”…
  19. Образ Болингброка в пьесе “Ричарде II” Шекспира Особое место и пьесе занимает образ Болингброка. Это единственный образ, который не раскрывается полностью на протяжении хроники; цельное представление о…
  20. Причины популярности пьесы Горького “На дне” Пьеса “На дне”, законченная Горьким в 1902 году. Она как бы подводила итог всему предшествовавшему периоду творчества писателя. В ней…

Источник: https://ege-russian.ru/novyj-tip-geroya-v-pese-gorkogo-meshhane/

Мещане

В зажиточном доме проживают Бессеменов Василий Васильевич, 58 лет, старшина малярного цеха, метящий депутатом в городскую думу от цехового сословия; Акулина Ивановна, его жена; сын Петр, бывший студент, выгнанный за участие в недозволенных студенческих собраниях; дочь Татьяна, школьная учительница, засидевшаяся в невестах; воспитанник Бессеменова Нил, машинист в железнодорожном депо; церковный певчий Тетерев и студент Шишкин — нахлебники;

Елена Николаевна Кривцова — молодая вдова смотрителя тюрьмы, снимающая в доме комнаты, и Степанида — кухарка, выполняющая в доме всю чёрную работу с помощью девушки Поли, швеи, дочери дальнего родственника Бессеменова Перчихина, торговца певчими птицами и пьяницы. Кроме них, в доме часто бывает Цветаева, молодая учительница, подруга Татьяны.

Действие пьесы проходит в атмосфере постоянно разгорающихся и затихающих скандалов между Бессеменовым и его детьми. Отец недоволен непочтительностью к нему детей, а также тем, что оба до сих пор не нашли в жизни своего места. По его мнению, оба они стали слишком «образованными» и потому гордыми. Это мешает им жить.

Татьяна просто должна выйти замуж, а Петр — выгодно жениться и работать на приумножение богатства отца. По мере развития действия становится понятно, что дети не столько не хотят жить «по-отцовски», сколько просто не могут из-за своей ослабленной воли, потери интереса к жизни и т. д.

Образование действительно не пошло им на пользу; оно лишь запутало их, лишило воли к жизни и прочных мещанских корней.

Продолжение после рекламы:

В этом главная трагедия семьи Бессеменовых.

В случае с Петром, по мнению Тетерева, выполняющего в пьесе своеобразную роль резонёра, эта трагедия должна решиться в пользу отца: Петр оставит Кривцову, в которую пока влюблён против воли родителей, неизбежно пойдёт по пути отца и тоже станет примерным мещанином.

В случае с Татьяной, которая безнадёжно влюблена в Нила, уже связанного обоюдной любовью с Полей, — вопрос открыт: скорее всего, Татьяна так и останется несчастной жертвой противоречия между своими мещанскими корнями и новыми веяниями времени.

Эти веяния отчётливей всех выражает Нил, наиболее «прогрессивный» герой и, очевидно, будущий социалист-революционер, на что намекает Бессеменов. Нил отражает близкую Горькому эстетику борьбы и труда, неразрывно между собой связанных.

Например, он любит ковать, но не потому, что любит труд вообще, а потому, что любит как бы сражаться с металлом, подавляя его сопротивление.

В то же время воля и целеустремлённость Нила имеют обратную сторону: он безжалостен к влюблённой в него Татьяне и к воспитавшему его Бессеменову.

Попутно в пьесе разворачиваются окраинные сюжеты: любовь Тетерева к Поле, в которой он видит своё последнее спасение от пьянства и скуки жизни; судьба Перчихина, человека не от мира сего, живущего только любовью к птицам и лесу; трагедия Кривцовой, влюблённой в жизнь, но потерявшей в ней своё место.

Наиболее интересный из второстепенных персонажей — Тетерев. Этот человек слишком огромен (и физически, и духовно) для той убогой жизни, хозяевами которой пока являются Бессеменов и ему подобные. Но ему вряд ли найдётся место и в той жизни, хозяевами которой будут люди вроде Нила.

Его образ — образ вечного изгнанника жизни.

Пьеса заканчивается на трагической ноте. После неудавшейся попытки покончить с собой Татьяна понимает свою обречённость и ненужность среди людей. В последней сцене она падает на клавиши рояля, и раздаётся нестройный громкий звук…

Источник: https://briefly.ru/gorkii/meshane/

Драматургическое мастерство М. Горького

В пьесе «На дне» с особой яркостью проявились существенные особенности драматургии Горького. Горький был продолжателем лучших традиций классической драматургии, и в особенности драматургии Чехова. Но в борьбе за сценический реализм он обогатил русскую драматургию.

Горький утвердил в драматургии новый тип общественно-политической драмы. Его новаторство проявилось и в выборе драматического конфликта, и в методе изображения действительности.

Главный конфликт, положенный в основу Пьесы «На дне», — это противоречие между людьми «дна» и порядками, которые низводят человека до трагической участи бездомного бродяги.

В центре пьесы некий собирательный образ человеческой массы, которая, однако, всегда индивидуализирована.

Заметим, что такие же собирательные образы двух враждебных лагерей — капиталистов и рабочих — мы видим в Пьесе «Враги».

Знаменательны уже сами названия горьковских пьес: «Мещане», «Дачники», «Варвары», «Последние». Тем самым Горький стремится подчеркнуть социально-обобщенный характер своих персонажей.

Читайте также:  Атмосфера. строение и состав атмосферы земли

Конфликт в Пьесах Горького всегда выражен не внешне, не в сложной интриге, не в эффектных столкновениях, а во внутреннем движении пьесы. Действие развивается в них неторопливо, без внешне эффектных переходов.

Острота драматического конфликта у Горького носит отчетливо выраженный социальный характер. Центр тяжести его пьес — в столкновении идей, в борьбе мировоззрений, социальных принципов, политических взглядов.

Сила горьковской драматургия заключается и в том, что писатель рисует героя во всей его сложности. «Нужно в каждой изображаемой единице найти, кроме общеклассового, тот индивидуальный стержень, который наиболее характерен для нее и в конечном счете определяет ее социальное поведение», — писал Горький.

Социальные качества человека предстают в его пьесах не в отвлеченном, прямолинейно выраженном виде, человек изображен у него со всеми личными особенностями и свойствами. Но за индивидуальными качествами героя мы видим в резком и ясном свете его общественно-политическое лицо.

«Человека для пьесы надобно делать так, чтобы смысл каждой его фразы, каждого действия был совершенно ясен, чтоб его можно было презирать, ненавидеть и любить, как живого»,— учил великий художник.

Развертывая в своих пьесах острую борьбу мировоззрений, идей, Горький ясно определяет свое отношение к происходящим событиям.

Но отчетливая идейная оценка персонажей выражается в пьесах Горького не в непосредственных авторских суждениях и комментариях.

В статье «О пьесах» Горький напоминал, что сила художественного образа в драматургии состоит в его способности без прямого авторского вмешательства раскрывать себя.

«…Пьеса требует, чтобы каждая действующая в ней единица характеризовалась и словом и делом самосильно, без подсказывания со стороны автора».

С этим связано высокое Мастерство речевой характеристики в Драматургии Горького. Знаменательно, что в Пьесе «На дне» писатель совершенно отказался от «босяцкого» жаргона. Но как прекрасно речь действующих лиц пьесы передает разнообразие их характеров, настроений, чувств и мыслей!

Горький не часто пользуется формой развернутого монолога. Преобладает в его пьесах диалог, реплика, иногда сказанная невзначай, но всегда до предела насыщенная внутренний смыслом.

В своих речевых характеристиках Горький стремился к тому, чтобы личность характеризовалась всесторонне: я с точки зрения классовой, и с точки зрения индивидуальных особенностей.

Он добивался того, чтобы каждая реплика, каждое слово героя с максимальной выразительностью раскрывали его характер.

Ясно проступает в особенностях речи сущность Луки и Актера.

Характер Луки, его ум, лукавство, многозначительная уклончивость, ласковая вкрадчивость, склонность к жизненный обобщениям, утешительство выражаются в тех афоризмах, прибаутках н пословицах, которыми он пересыпает свою речь.

«Всяко живет человек… как сердце налажено, так и живет.,, сегодня— добрый, завтра — злой». «По-моему, ни одна блоха — не плоха: все черненькие, все прыгают».

В речи Актера слышится трагедия человека, знавшего некогда иную жизнь, а теперь потерявшего даже свое имя. По своим интонациям она носит декламационный оттенок, в лексике сохранились отголоски былой театральной профессии.

«…По сцене мое имя — Сверчков-Заволжский… — говорит он, — никто этого не знает, никто!» Когда обитатели ночлежки высмеивают Актера и убеждают его, что не вырваться ему из ночлежки, Актер восклицает: «Невежды, дикари… Люди без сердца! Вы увидите— он уйдет!», «Обжирайтесь, мрачные умы», «…Стихотворение… Б-беранжера!» и т. д. В этих отрывочных, бессвязных фразах выражено бессилие погибшего человека.

Так же сложна и выразительна речевая характеристика Барона. В прошлом аристократ, а теперь искалеченный жизнью бездомный босяк, он соединяет в своей речи барскую спесь и подавленность выбитого из жизненной колеи бродяги. Отсюда повелительный тон в его репликах, отсюда же и бессвязные фразы растерянного, не понимающего жизни человека.

Язык горьковских пьес богат афоризмами, которые в предельно сжатом и сгущенном виде обычно выражают серьезную мысль. В пьесе «На дне» афористична речь и Луки, и Сатина, и Бубнова.

Но как различны внутренний смысл и тональность этих афоризмов! У Луки они носят отвлеченный, двусмысленный характер, у Сатина — определенный и патетический: «Человек— это звучит гордо!», «Ложь — религия рабов и хозяев» и т. д.

Афоризмы Бубнова проникнуты духом предельного отчаяния; Насте он говорит: «Ты везде лишняя… да и все люди на земле — лишние…»

Таким образом, Пьесы Горького обогатили русскую и мировую драматургию новым содержанием, вывели на сцену новых героев, сделали шаг вперед в художественном развитии Драматургии, выявив новые возможности изображения человека в драме.

Скачать критическую статью »Драматургическое мастерство Горького»

Горький

Источник: http://www.slavkrug.org/dramaturgicheskoe-masterstvo-m-gorkogo/

Сочинения по литературе и русскому языку. Горький М.. Пьеса Мещане

ПЬЕСА “МЕЩАНЕ” (Спор двух начал, двух идеологий)

– Мужчина должен знать,

что ему нужно делать в жизни…

– А… Нил – знает?

– Он знает!

М. Горький

Пьеса Алексея Максимовича Горького “Мещане” – не просто дебют писателя в драматургии,- ею открывается новая общественно-политическая линия”,- писал видный режиссер К. С. Станиславский.

Пьеса начинается многозначительным диалогом Татьяны и Поли о герое. Поля, слушая чтение Татьяны, замечает: “А я бы такого не полюбила …нет! Скучный он… И все жалуется…

Неуверенный потому что… Мужчина должен знать, что ему нужно делать в жизни…” Татьяна (негромко). А… Нил – знает? Поля (уверенно). Он знает!”

“Он знает!” – вот что услышал русский читатель и зритель после грустно-лирических монологов чеховских героев о безысходности настоящего и о далеком прекрасном будущем, к которому они не ведали путей.

Нил предстал как живое олицетворение будущего, приблизив его, заставив поверить в его реальность. Драматург создал героический образ человека, уверенного в “своей силе и в своем праве перестраивать жизнь и все ее порядки”.

Рабочий Нил и Поля, способная “на всякое геройство”,- “главные фигуры” пьесы, так сказано в авторских пояснениях к спектаклю.

Истинные герои – Нил и Поля, но почему же пьеса называется “Мещане”? В этом-то и скрыт глубокий исторический смысл, точно так же, как и в том, что грандиозная горьковская эпопея о почти полувековой истории России названа “Жизнь Клима Самгина”, то есть именем духовного брата Петра Бессеменова – действующего лица пьесы. Горький отмечал, что главный враг жизни не капитал, а холопы его, почтенные мещане, желающие доказать в интересах своего личного счастья… невозможность иного порядка жизни. Свое время Горький называл “временем суда” над мещанством, над его “строем души”, его идеологией, моралью, этикой.

В доме Бессеменова поклоняются деньгам, здесь царит культ вещей и скопидомства. Здесь идет борьба двух начал: индивидуалистов, лелеющих свое трусливое “я”, и человека, вместившего в душе своей всю боль и радость жизни. Прекрасное и трагическое одинаково чужды мещанскому сознанию.

Мещанин лишен идеалов, он ни во что не верит, не может, не в силах верить. “Я родилась без веры в сердце”,- беспомощно сетует Татьяна Бессеменова, ища сочувствия. Ее подруга Цветаева угадывает причину мнимой “психологической” сложности молодого поколения Бессеменовых. “А может быть,- ты боишься верить…

ведь вера – обязывает…” Да, и Татьяна, и Петр Бессеменовы боятся ответственности, перемен, стремятся к покою “внутри и вне себя”. “Мое желание вмешаться в самую гущу жизни… месить ее и так и эдак”,- вдохновенно, с упоением говорит Нил.

“Ничего не могу изменить, ничегр не в состоянии внести”,- лепечет Петр, растерянно и вяло.

Петр и Нил – их поединок представляет интерес, он перспективен, ибо продолжится в будущем, когда противники встанут по разные стороны баррикады. Петр – олицетворение иллюзорных надежд мещанства. “Ты – опора нам”,-заклинает старик Бессеменов, обращаясь к сыну. Но Петр мечется между “хочу” и “должен”.

Младший Бессеменов, “бывший гражданином полчаса”,-злобствующий индивидуалист: “Общество? Вот что я ненавижу!” Невольными судьями столкновения Петра и Нила выступают все действующие лица пьесы. Старик Бессеменов, не ведая сам, дает точную оценку и сыну, и Нилу: “Научился презрению ко всему живущему, а размера в действиях не приобрел”.

А Нил-“он дерзок… он – разбойник, но – человек с лицом!”

От первого до последнего действия пьесы идет нравственный суд Человека над мещанином. “У вас – с тоски помрешь… ничего вы не делаете… никаких склонностей не имеете”,- говорит Бессеменовым Перчихин.

“Вы ржавчина какая-то, а не люди!” – говорит Елена, жиличка Бессеменовых.

Моральные, этические диалоги-поединки “Мещан” вырастают в политический спор “образцового мещанина” Бессеменова и Нила о хозяевах жизни- “хозяин тот, кто трудится”,- о несправедливости строя, при котором “честными людьми командуют свиньи, дураки, воры…”.

В пьесе ясно звучит мысль о грядущей революции, и солистом в этом исторической действе будет Нил.

Источник: https://referat.xyz/essay/gorkij_m/15966/1

Ссылка на основную публикацию