«Не жалею, не зову, не плачу…» С. Есенин
Поэт Сергей Есенин нечасто обращался к философской теме в своих лирических произведениях, считая, что рассуждения о жизни и смерти не являются важным аспектом литературного творчества.
Тем не менее, в 1921 году он написал удивительно тонкое и возвышенное стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…», в котором анализирует свой творческий и жизненный путь, признаваясь, что он близок к завершению.
Это произведение, которое многие литературоведы считают достойным эпиграфом к творчеству поэта, было написано Сергеем Есениным в 26 лет. Казалось бы, нет повода задумываться над жизнью в возрасте, когда большинство людей лишь начинает ощущать ее вкус и прелесть.
Однако следует учитывать, что Есенин никогда не принадлежал к большинству, и его духовное развитие намного опережало прожитые годы. Фактически параллельно он прожил несколько жизней – поэта, гражданина, пьяницы и дебошира.
Поэтому к моменту написания стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу…» в духовном плане мог претендовать не на ролью молодого человека, который только начинает пожинать первые плоды успеха, а на убеленного сединами старца, которому пришло время подводить жизненные итоги.
Стихотворение начинается со строчки, в которой поэт заявляет, что ни о чем не жалеет.
Однако сам же себя и опровергает, так как это произведение пронизано грустью и осознанием того, что у автора нет возможности исправить собственные ошибки и хоть что-нибудь изменить.
Он не винит в этом себя либо других, а лишь констатирует факт, что «увяданья золотом охваченный, я не буду больше молодым». Трактовать это фразу можно по-разному. Однако, вероятнее всего, поэт имел ввиду то, что время менять что-то в своей жизни уже прошло.
Несмотря на очевидную молодость, к этому моменту Сергей Есенин является уже достаточно известным, состоявшимся поэтому. Он познал вкус славы и боль разочарования. И, пройдя через непростые жизненные испытания, по собственному признанию, «скупее стал в желаньях».
В своем восприятии жизни поэт весьма приблизился к лермонтовскому герою Печорину, в душе которого безразличие и цинизм переплетаются с бессмысленным благородством.
«Ты теперь не так уж будешь биться, сердце, тронутое холодком», — эта фраза Сергея Есенина красноречиво свидетельствует о том, что поэт разочаровался во многих аспектах жизни, включая творчество, способность восторженно воспринимать окружающий мир и преклоняться перед женщинами.
Автор отмечает, что даже дух бродяги, присущий ему с рождения, все реже и реже заставляет своего обладателя совершать поступки, достойные истинного поэта. Оглядываясь на свою недолгую жизнь, Есенин пребывает в некотором недоумении и замешательстве, считая, что она больше напоминает сон либо мираж, сквозь который он «проскакал на розовом коне».
И именно это полузабытое ощущение, вернуть которое поэт уже не в силах, заставляет его по-новому смотреть на собственную жизнь, утверждая, что молодость закончилась, а вместе с нею ушло то удивительное ощущение счастья и беззаботности, когда Есенин принадлежал самому себе и был волен поступать так, как считает нужным.
Нет, поэта не гнетут обязательства и условности общества. Более того, он прекрасно осознает, что «все мы в этом мире тленны». И понимание этой простой истины заставляет автора благодарить Создателя за то, что ему даровано было «процвесть и умереть».
Последняя фраза стихотворения не только свидетельствует о том, что Есенин благодарен судьбе за все, и, если бы была такая возможность, то свою жизнь он прожил бы точно так же. В финальной строчке стихотворения звучит предчувствие скорой гибели, которое оказалось пророческим.
Спустя 4 года он будет найден повешенным в номере ленинградской гостиницы «Англетер», и его смерть до сих пор овеяна тайной.
Источник: http://pishi-stihi.ru/ne-zhaleyu-ne-zovu-ne-plachu-esenin.html
Анализ стихотворения Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…»
Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…». Восприятие, толкование, оценка
Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу..» было написано С.А. Есениным в 1921 году. Жанр его — элегия, стихотворение относится к философской лирике.
Композиционно оно построено на основе антитезы. Юность лирического героя противопоставлена зрелому возрасту, возрасту «осени». Эта тема быстротечности жизни развертывается в стихотворении постепенно, набирая обороты в каждой строфе. Вначале лирический герой отмечает, как быстротечно время, он словно бы фиксирует свой возраст:
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
Затем он обращается к «сердцу», к «духу бродяжьему», отмечая охлаждение чувств, скупость желаний. В голосе лирического героя звучит душевная усталость, тоскливые ноты.
Чувства его подчеркнуты многократными отрицаниями (тройным отрицанием в первой строфе и двумя отрицаниями далее).
Обращение к своей «утраченной свежести» и к жизни является в стихотворении кульминационным в развертывании темы быстротечности времени:
О, моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств!
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя? иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне.
Этот образ розового коня символизирует у поэта юность, ее мечты и идеалы, нежность души. Одновременно лирический герой здесь осознает приметы иллюзорности жизни в целом.
Последняя строфа завершает развитие мотива и является своеобразной развязкой, окрашивая все произведение совершенно иной интонацией:
Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь…
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
Здесь уже нет отрицания, но присутствует утверждение, утверждение разумности жизни, времени и природы.
Таким образом, антитетичность присутствует в каждой строфе стихотворения. Кроме того, два природных образа («белых яблонь дым» и кленовых «листьев медь») создают у Есенина кольцевую композицию.
Стихотворение написано пятистопным хореем, катренами, рифмовка — перекрестная.
Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («с белых яблонь дым», «гулкой ранью», «на розовом коне»), метафоры («сердце, тронутое холодком», «расшевеливаешь пламень уст»), сравнение («Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне»), инверсию («с белых яблонь дым»), риторический вопрос («Жизнь моя, иль ты приснилась мне?»), аллитерацию («Дух бродяжий!» ты все реже, реже Расшевеливаешь пламень уст»), ассонанс («Проскакал на розовом коне»).
Здесь искали:
- анализ стихотворения есенина не жалею не зову не плачу
- не жалею не зову не плачу анализ
- анализ стихотворения не жалею не зову не плачу
Источник: http://sochineniye.ru/analiz-stihotvoreniya-esenina-ne-zhaleyu-ne-zovu-ne-plachu/
Анализ стихотворения Сергея Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…»
/ Сочинения / Есенин С.А. / Стихотворения / Анализ стихотворения Сергея Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…»
Скачать сочинение |
Тип: Эссе |
Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…» было написано в 1921 году. Несмотря на то что Есенину в тот момент было всего 26 лет, в его творчестве уже появились грустные философские ноты и скоротечности жизни. Центральная тема стихотворения – размышление лирического героя о прошедшей жизни, о ее смысле и восприятии. Чувства лирического героя противоречивы.
С одной стороны, все в прошлом. Герой признается, что ему не жаль прошедшей юности, он «не будет больше молодым». Лирический герой говорит о том, что «сердце, тронутое холодком,» остыло; «дух бродяжий» все реже просыпается в его душе, навсегда утрачена «свежесть» молодости. С другой стороны, герой охвачен грустью и тоской по своей юности.
Он, как во сне, просматривает самые запоминающиеся, красочные кадры из жизни («Жизнь моя? Иль ты приснилась мне?») Здесь же появляется метафоричный образ «розового коня», который символизирует молодость самого поэта. Основная идея стихотворения — необходимость смирения перед неизбежностью. Тема неизбежности конца также появляется как в первой строфе («Все пройдет…»), так и в последней («.
..все мы в этом мире тленны»). Как и во всей есенинской лирике, в этом стихотворении человек тесно связан с природой. Поэт сопоставляет жизнь с деревом. Здесь листья, как символ жизни человека, охвачены «увяданьем золота». Золотой цвет у Есенина – это цвет осени, который обозначает краткость и величие жизни, неизбежную смену старого на новое.
Лирический герой предстает в этом произведении зрелым человеком, который размышляет о скоротечности жизни. Как проходят года человеческой жизни, так с кленов «тихо льется листьев медь». Это стихотворение необычайно экспрессивно, наполнено различными образами, создающими особый эмоциональный настрой. Это образ «духа бродяжьего», «утраченной свежести», «розового коня».
Стихотворение очень музыкально, что достигается особой системой рифм, своеобразной строфикой и размером, приемами звукописи – ассонанс (перепевание звуков — э, и для передачи монотонности, мягкости, текучести) и аллитерация (повторяются звуки л, м, н).
В этом произведение, как и во всей лирике Есенина, есть множество художественно-изобразительных средств: метафор («увяданья золотом», «сердце, тронутое холодком», «страна березового ситца», «пламень уст», «листьев медь»), сравнений («как с белых яблонь дым», «словно я весенней гулкой ранью проскакал на розовом коне»), эпитетов («белых яблонь», «березовый ситец», «утраченная свежесть»).
Для передачи эмоциональности в стихотворении автором используются восклицания, вопросы, частые обращения («Дух бродяжий!», «Жизнь моя?»). Необыкновенно ярка передача цвета в произведении —дым «белых яблонь», золото «увяданья», медь листьев, «пламень уст» и «березовый ситец».
В целом, для стихотворения характерны умиротворение, монотонность, неспешность. Лирический герой размышляет об утраченной молодости, однако его восприятие уходящей жизни естественно, он смиряется с неизбежностью, со скоротечностью человеческого бытия.
Добавил: Marlowmeow
12677 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. |
Смотрите также по произведению “Стихотворения”:
Заказать сочинение |
Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
100% гарантии от повторения!
Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00517091429886968452
Сочинения на Getsoch.ru
Анализ стихотворения Есенина «Не жалею, не зову, не плачу» (2 вариант)
Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу» написано Есениным в довольно молодом возрасте. Однако в нем поэт рассуждает о быстротечности жизни, закате молодости и приближении неизбежного конца.
Есенин нечасто обращается к философии в своих стихах, но данное произведение ясно показывает ту пронзительно-лиричную часть его души, которая словно кричит: «Я не буду больше молодым».
И сожаление об этом можно увидеть в каждой строчке, хотя начинается стихотворение со слов «Не жалею».
В своих размышлениях поэт делится самыми глубокими переживаниями и мыслями.
Доверительно-грустная интонация стихотворения создают иллюзию диалога с кем-то близким — так поэт выделяет своего читателя. Но не ту грусть, что душит и не дает покоя, мы видим в его словах; здесь, скорее, нотки светлой печали и благодарности за прожитые годы.
В стихотворении очень много литературных приемов (метафор, эпитетов, сравнений), связанных с образами природы. Это добавляет простоты и искренности данным строчкам. В самом начале мы видим осенние мотивы и образы («увяданья золотом охваченный, я не буду больше молодым»).
Свое «увядание» автор противопоставляет беспечности и молодости лета («и страна березового ситца не заманит шляться босиком»).
В последних строках поэт вновь возвращается к теме осени — он тихо грустит о прошлых прогулках босиком, о молодости, об утраченных годах («Тихо льется с кленов листьев медь»).
Вопрос, заданный самому себе: «Жизнь моя! Иль ты приснилась мне?» – показывает нежелание поэта осмыслить ушедшую молодость. Он словно не верит, но сам себя характеризует словами «Я теперь скупее стал в желаньях» – это слова зрелого, прошедшего через многие лишения человека.
Быстротечность юности ярко обрисована метафорой «Словно я весенней гулкой ранью проскакал на розовом коне». Розовый цвет — символ юношеской чистоты, свежести, невинности и поры мечтаний. Поэтому «розовый конь» – это собирательный образ всех стремлений и желаний поэта, одновременно демонстрирующий их стремительность.
Последние строки — лирическое заключение, смирение с закатом: «Все мы в этом мире тленны». Автор даже благодарит свою судьбу, оставив тревогу и беспокойство. Белые яблони и розовый конь остались для него в прошлом, уступив место золоту увядания и опадающим кленам. Искренность и светлая грусть этих слов трогают своей пронзительностью и удивительной мудростью.
Источник: http://getsoch.ru/biblioteka/analiz-stihov/402-analiz-stikhotvoreniya-esenina-ne-zhaleyu-ne-zovu-ne-plachu-2-variant.html
Анализ стихотворения С. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…». Есенин С. А
Анализ стихотворения С. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…».
Это стихотворение написано С. Есениным в 1921 году. В ту пору ему исполнилось всего двадцать шесть лет, а в его творчестве уже появились грустные философские размышления о скоротечности жизни.
Немного несвоевременно, не так ли? Ведь по-настоящему у поэта не наступил еще полдень жизни, а он уже грустит о ее закате.
Но сам Есенин так объясняет мотивы печали и грустных размышлений: “Поэту необходимо чаще думать о смерти, и что только памятуя о ней, поэт может особенно остро чувствовать жизнь”.
Это стихотворение — монолог поэта, который делится своими самыми сокровенными думами и чувствами, заведомо предполагая в собеседнике друга, на понимание которого он вполне может рассчитывать. Не знаю, как у других, но у меня такая иллюзия все же возникает.
Основная интонация стихотворения исповедальная, доверительная, грустная, прощальная и в то же время благодарная за счастье жить на этой земле. Высказанные мысли и выплеснувшиеся, прорвавшиеся наружу чувства захватывают, пленяют и покоряют своей простотой и искренностью. Может быть, потому, что Есенин здесь представляется частью природы.
Если пользоваться словами М. Пришвина, это “видение души человека через образы природы”.
Как талантливый художник, Есенин умело пользуется всей палитрой красок, создавая свои неповторимые оттенки: “страна березового ситца”, “пламень уст”, “гулкая рань”, “розовый конь”. Цветовая гамма способствует передаче тончайших настроений, придает живописную одухотворенность.
Казалось бы, розовый цвет какой-то неопределенный, маловыразительный* промежуточный, несколько разбавленный. И тем более интересно умение Есенина пользоваться этой краской, придавая не свойственную ей выразительность.
Ведь именно одно слово “розовый” создает и усиливает ощущение прошедшей юности, красоты, свежести:
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.
Песенность этого стихотворения несомненна. Музыка звучит в каждой строфе. Эпитеты, сравнения, метафоры существуют не сами по себе, ради красоты формы, а для того, чтобы полнее и глубже выразить себя.
Прошлое (“страна березового ситца не заманит шляться босиком”), настоящее (“дух бродяжий! Ты все реже, реже расшевеливаешь пламень уст”), грустные думы о будущем (“увяданья золотом охваченный, я не буду больше молодым”) — все сливается в единую картину человеческой осени.
Есенин задает себе вопрос: “Жизнь моя, иль ты приснилась мне?”, прислушиваясь к себе с тревогой, смятением, неуверенностью и беспокойством. Ох, как не хочется ему в ото верить, и он делает попытку если не преодолеть это мучительное состояние, то хотя бы попытаться осмыслить новое для него настроение.
Кстати, эта его знаменитая строка-вопрос не сразу, но все же приводит к поговорке: “Только во сне сдало-ся, что на свете жилося”. Это еще раз напоминает о народных корнях поэта.
И, чувствуя себя неотделимым от природы, от этого великого вечного движения, связанным с рождением, расцветом и увяданием, с вечным обновлением, поэт обретал мудрое, философское отношение к жизни.
Я не могу причислить себя к поклонникам творчества С. Есенина, быть может, от того, что стихи его написаны очень простым языком, без подтекста, без возможности прочтения их как-то по-другому. Но все же одно меня привлекает именно в этом стихотворении — искренность и еще раз искренность. Читаешь и безоглядно веришь человеку, написавшему: “Не жалею, не зову, не плачу…”.
Источник: http://ruslit.biz/analiz-stixotvoreniya-s-esenina-ne-zhaleyu-ne-zovu-ne-plachu-esenin-s-a/
Анализ стихотворения Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…»
Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…» стало народной песней, которую исполняют самые разные люди — и профессиональные певцы, и просто любители пения. В чём причина такой популярности этой песни? В первую очередь, конечно, в тексте, автор которого был подлинно русским человеком и прекрасно понимал русскую душу.
Стихотворение рассказывает о том, что молодость прошла, что каждый из нас в определённый момент подходит к порогу, где надо расстаться с прежней жизнью и по-новому отнестись к себе и миру.
Стихотворение Есенина — это песня прощания с богатой на чувства и события бурной молодостью, которую поэт сравнивает с цветением яблонь.
Но это не слёзы расставания, это воспевание того прекрасного, что было в жизни: трепетного биения сердца, душевной свежести, «буйства глаз и половодья чувств», вольного общения с природой — «страной берёзового ситца», ощущения свободы («Дух бродяжий!…»).
Стихотворение начинается тройным отрицанием. Если сейчас, когда молодость прошла, человек не жалеет (мыслится вопрос — о чём?), не зовёт (кого?), не плачет (вновь — о чём?), то значит, что когда-то, может быть, совсем недавно он жалел, звал и плакал! «Сердце, тронутое холодком» — тронутое холодной логикой разума, который заставляет переоценивать события прошедшего отрезка жизни.
Удивительной строкой начинается четвёртая строфа: «Я теперь скупее стал в желаньях…» Обычно противоположные понятия скупости-щерости мы используем по отношению к деньгам, реже говорим о скупости или щедрости души.
Есенин говорит, что молодости свойственна особая щедрость — щедрость желаний, когда человек хочет очень многого, подразумевая, соответственно, что и способен на многое. Эта щедрость желаний — не потребительское хочу, а богатство духовных устремлений и вера в собственные силы.
Рассудок молодости не ограничивает представление о возможностях, и человек щедро тратит свои силы, стремясь познать различные грани мира.
Но когда грани увидены, пределы нащупаны и осознаны, возникает скупость — в желаниях, скупость, которая идёт не от недостатка жизненной энергии, а от понимания возможностей.
Переоценка заставляет спрашивать: «…Жизнь моя, иль ты приснилась мне?» В этот момент весь прожитый путь — от детства до зрелости — воспринимается как одно прекрасное целое: «Словно я весенней гулкой ранью / Проскакал на розовом коне».
В последней строфе — мудрое примирение, принятие законов мира. Вторая половина жизни представляется не менее прекрасной, как и первая, но прекрасной по-иному.
Поэт выстраивает кольцевую композицию: в первой строфе стихотворения возникает «золото увяданья» — осенние листья, в конце мы видим метафору «листьев медь». Образ листьев отсылает нас к законам природы, рождает мысль о гармонии мира.
Стоя на границе двух возрастов, двух важных этапов человеческой судьбы, поэт посылает благословение всему живущему: «Будь же ты вовек благословенно, / Что пришло процвесть и умереть».
Стихотворение звучит настолько гармонично, что, кажется, само просится на музыку. Этому способствует размер, выбранные поэтом, — пятистопный хорей (хорей — излюбленный размер русских народных песен), богатые звукопись и рифмы, свойственное перекрёстной рифмовке чередование женских и мужских рифм.
Как всем лучшим есенинским стихам, этом стихотворению свойственна метафоричность, которая ценна прежде всего как отражение синтетического, целостного мироощущения («увяданья золото», «страна берёзового ситца», «пламень уст», «буйство глаз», «половодье чувств», «листьев медь»).
Приблизиться к поэтическому восприятию нам помогают и сравнения («как с белых яблонь дым» — сочетание сравнения с метафорой), «словно я… проскакал на розовом коне»). Яркие эпитеты органично входят в состав метафор, сравнений («с белых яблонь», «весенней гулкой ранью»).
Богатство эмоций отразилось в употреблении слов разной стилистической окраски: мы встречаем низкое слово «шляться», немыслимый в высоком штиле «дух бродяжий», просторечное «рань» — и высокие «увяданье», «тленны», «вовек благословенно», церковнославянскую форму инфинитива «процвести» — «процвесть».
Народность монолога лирического героя воплощена в обращениях, традиционных для фольклора: герой обращается к своему сердцу, «духу бродяжьему», к своей жизни, восклицает «О, моя утраченная свежесть…», словно призывая свою юность и незамутнённость чувств в свидетели.
Но главным образом глубинное единение с народом отразилось в принятии закона рождения и смерти. Благословляя вcё, «что пришло процвесть и умереть», поэт благословляет и нас с вами — людей, которые спустя десятилетия читают его стихи.
На этой странице искали :
- анализ стихотворения не жалею не зову не плачу
- анализ не жалею не зову не плачу
- есенин не жалею не зову не плачу анализ
- анализ стиха Не жалею не зову не плачу
- анализ стиха есенина не жалею не зову не плачу
Сохрани к себе на стену!
Источник: http://vsesochineniya.ru/analiz-stixotvoreniya-esenina-ne-zhaleyu-ne-zovu-ne-plachu.html
Анализ стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу…» Есенина С.А
Анализ стихотворения
«Не жалею, не зову, не плачу…» Есенина С.А
Философские мотивы чаще всего появляются в творчестве поэтов уже в зрелом возрасте. Исключение составляют те, кто рано ушел из жизни. К числу таких можно отнести и Сергея Александровича Есенина, который простился с жизнью в самом расцвете – в неполных 30 лет.
Что заставило молодого человека обратиться к переосмыслению прожитой жизни? Возможно, ощущение собственной ненужности в новом, «железном», мире, ведь в произведениях поэта были только живые герои. Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…», впрочем, как и многие стихи Есенина стало песней, ведь его поэзия песенна уже по своему складу.
Но при всей своей напевности «Не жалею, не зову, не плачу…», об анализе которого пойдет речь, не песня, а именно стихотворение. Только лирическое произведение помогает почувствовать связь творчества Есенина с традициями русской литературы.
В строке «Не жалею, не зову, не плачу…» автор применяет градацию – троекратный повтор отрицания, усиливающий взволнованность поэтической речи.
Именно эта строка задает основную тему стихотворения – смиренное принятие своей судьбы. В русской христианской традиции – принимать все, как есть, без сожаления и упреков.
Поэтому стихотворение афористично: почти каждая строка содержит размышление, выражающее вековую мудрость всего народа. Например: «Все пройдет, как с белых яблонь дым».
Вообще, стихотворение представляет широкую цветовую гамму – от «белого дыма» яблонь до золота увядания и меди листьев, от «страны березового ситца» до розового коня. Цветопись – один из характерных признаков поэзии Сергея Есенина. Но на этом восприятие не заканчивается – читатель может услышать «гулкую рань», в которой проскакал розовый конь.
Конечно, герой не может не испытывать сожаление об уходящей молодости, что выражено в риторических обращениях:
О, моя утраченная свежесть, буйство глаз и половодье чувств!
Эта строка необычна еще и тем, что здесь автору удается видоизменить привычный приемпараллелизма. Использование этого приема предполагает создание образов природы для лучшего восприятия состояния героя. Здесь же, наоборот, человеческие чувства представлены образами природы –буйство глаз и половодье чувств.
Чтобы придать стихотворению впечатляющую взволнованность и доверительность как бы беседы с читателем, кроме риторических обращений, автор использует и риторические вопросы:
Жизнь моя? Иль ты приснилась мне?
В четвёртой строфе появляется самый значительный образ стихотворения: «словно я весенней гулкой ранью проскакал на розовом коне». Очевидно, эпитет «розовый» несет символический смысл, ведь смотреть на мир сквозь розовые очки означает быть чересчур романтичным, не видеть очевидного. Возможно, автор хотел подчеркнуть, что прозрел, стал видеть только суровую реальность?
Вообще, как и многие другие философские произведения, это стихотворение носит исповедальный характер. Во много это достигается неспешным, размеренным звучанием пятистопного хорея и довольно точными рифмами, в которых не нужно искать какого-то скрытого подтекста. И хотя герой прощается с уходящей молодостью, создается ощущение его ухода навсегда:
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
В этих строках вновь происходит своеобразное взаимопроникновение образов природы и человека. И непонятно, то ли герой «увядает» в расцвете лет, то ли листья на деревьях не могут вернуть себе прежнего состояния молодости и свежести. А обращение к сердцу, «тронутому холодком», свидетельствует о разочарованиях героя, какие, очевидно, он уже испытал в своей недолгой жизни.
Последняя строфа просто потрясает своим откровением – она звучит как смиренное признание непреложных законов жизни:
Все мы, все мы в этом мире тленны, Тихо льется с кленов листьев медь… Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
Только умудренный жизненным опытом человек может с таким спокойствием принимать свой уход из этого мира.
Откуда в молодом человеке, едва перешагнувшем порог своего 25-летия, такое христианское смирение, можно только догадываться.
Сам Есенин утверждал, что «поэту необходимо чаще думать о смерти», чтобы «особенно остро чувствовать жизнь». Поэт, действительно, очень остро чувствовал жизнь, раз так спокойно рассуждал о смерти.
Источник: http://libaid.ru/katalog/e/esenin-sergej/3441-analiz-stikhotvoreniya-ne-zhaleyu-ne-zovu-ne-plachu-esenina-s-a
Анализ стихотворения С.А. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу»
Стихотворение было написано поэтом в 1921 году. Оно содержит в себе все, что характерно для творчества Есенина: искренность и откровенность, отчаяние и легкую грусть, щемящую тоску и сердечную теплоту.
Анализ стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу» позволяет выделить главную тему – это прощание героя с молодостью. Он размышляет о скоротечности жизни, ее необратимости.
Перед автором встает проблема, с которой рано или поздно сталкивается каждый из нас: в этом мире нет ничего постоянного, все когда-то заканчивается, в том числе и молодость, и все что мы можем – это смириться с неизбежностью. Стихотворение пронизано грустью.
Да, молодость нельзя вернуть, время течет неумолимо, но грусть эта легкая, светлая, ведь жизнь на этом не заканчивается, и за молодостью – порой чистоты и свежести, идет зрелость – пора спокойствия и умиротворения.
При написании стихотворения поэт использовал такой прием как антитеза – противопоставление. Молодость он противопоставляет старости, настоящее – прошлому.
В первой и второй частях стихотворения звучит тема расставания с молодостью, поэт раскрывает свои чувства посредством множественного отрицания («Не жалею, не зову, не плачу»).
Кульминация центральной темы достигается в третьей части, когда поэт с надрывом восклицает:
«О, моя, утраченная свежесть.
Буйство глаз и половодье чувств!»
Особое значение в стихотворении имеет образ коня. Для Есенина розовый конь – это символ юношеской свежести и романтики, грез и мечтаний. В сравнении «Словно я…проскакал на розовом коне» переданы нам вся тоска и сожаления от утраченных возможностей, упущенного времени.
Развязка темы наблюдается в заключительной части стихотворения. Герой примеряется с неизбежностью, после сомнений и метаний он принимает переход от юности к зрелости как данность.
Это стихотворение Есенина отличается удивительной мелодичностью и напевностью, что, впрочем, характерно для большинства его произведений, не зря ведь слова многих из них были положены на музыку.
Анализ стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу» дает возможность выделить различные приемы, которые использовал поэт для придания выразительности, такие как эпитеты («гулкой ранью», «на розовом коне»), метафора («кленовых листьев медь»).
На мой взгляд, Сергей Есенин – один из самых искренних поэтов 19 века, а его творчество – глубокое и одухотворенное, занимает особое место в нашей литературе.
.
Источник: https://cwetochki.ru/post-Analiz-stihotvoreniya-SA-Esenina-Ne-jaleyu-ne-zovu-ne-plachu-23853.html
Анализ стихотворения С.Есенина
Анализ стихотворения
«Не жалею, не зову, не плачу…»
Время, время, время. Его так мало отпущено каждому из нас, будь он вспыхнувшей соломинкой, будь он долгожителем!
По истечению молодости, ближе к зрелым годам каждый сознательный человек невольно оглядывается назад, оценивает достигнутое им, жалеет о потраченном, невосполнимом – о времени.
Я не читала творения великих психологов, но мне кажется, что именно эти причины рождают кризис среднего возраста.
Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу» касается самых сокровенных тайн души поэта и многих из читателей. Громаднейшая, ничем не истребимая болезнь-тоска, болезнь-грусть овладела, еще достаточно молодым физически, но мудрым и зрелым психически, поэтом.
Как во сне поэт просматривает самые запоминающиеся, красочные кадры из жизни («Жизнь моя? Иль ты приснилась мне?») и не узнает себя «настоящего» в себе «прошлом». Прошли те дни, когда он, окрыленный чувствами, парящий над жизненными черно-белыми картинами, упивался своей «утраченной свежестью», был охвачен «духом бродяжим».
Сейчас поэт оценивает свои поступки свысока, холодно, считая их наивными, прошедшими.
Свою человеческую сущность Есенин «перебрасывает» на природу, создавая образ увядающего дерева. Осенние, «увядания золотом охваченные» листья главного героя-клена облетят ближе к зиме со ствола человечества.
Листья, как символ жизни человека, является лишь частью огромного дерева, представляющего собой всех живущих на Земле людей.
Так, лист благословенен: он – часть этого живого мира, но настолько мал и, может даже, незначителен, что, отцветая и умирая, не оставляет больших изменений в многомиллионном потоке человеческих судеб.
Наверно, об этом так переживает поэт: он сознает себя подчиненным законам жизни, как и все; она заставляет его еще острее чувствовать быстротечность и бренность существования в силу того, что Сергей Александрович – выдающийся талант. К сожалению, жизнь такова, что сжимает сердца талантов намного сильнее, чем обывателей.
Восхитительны метафоры, которые удалось подобрать Есенину («страна березового ситца», «проскакал на розовом коне», «льется с кленов листьев медь», «дух бродяжий расшевеливает», «жизнь приснилась»). Такие короткие сочетания привносят в произведение чистоту, наивность, святость, создают впечатление сказочности.
Повторы частиц «не» – отрицание прошедшего, минувшего, рефрены («ты все реже, реже», «все мы, все мы») создают певучесть произведению, чувство смирения перед такой силой, как время.
Обращения («сердце, тронутое холодком», «дух бродяжий», «О моя утраченная свежесть//Буйство глаз и половодье чувств», «Жизнь моя? Иль ты приснилась мне?») пронизывают стихотворение, образуя некую сюжетную линии.
Сначала автор обращается к себе всему, затем отдельно к сердцу, смелости и «жадности» юности, к пройденной жизни, в конце – ко всему человечеству и процессу смены поколений.
Такое романтической и грустное, «Не жалею, не зову, не плачу» напомнило мне о том вечном вопросе, который задавали, задают и будут задавать философы, писатели и поэты, люди вообще,– «Смысл бытия и наша роль в мире. Кто мы? Как жить, чтобы после не жалеть пролетевших годов?»
11 «А» Гребенюк А.
Источник: http://sochinenya.ru/raznye-sochineniya/105–q-q
«Не жалею, не зову, не плачу…»: анализ, размышления на тему стихотворения С. А. Есенина, разное
Уже по первым строкам: «Не жалею, не зову, не плачу» становится понятно, что речь пойдет о жизни, ее смысле и скоротечности. Тема стихотворения – значимость человека, его взгляд назад и полное осмысление прожитого. Перед поэтом остро становится проблема ухода юности из его жизни, и осознание того, что он к таким изменениям не готов.
Основа стихотворения — это антитеза, которую Есенин использует для передачи смысла.
Он неоднократно противопоставляет весенние яблоки с осенним золота увяданием, имея в виду детство и более зрелую жизнь.
Кроме того, он напрочь отрицает возможность вернуться обратно в детство, более того, он вовсе не желает помнить о нём, дабы уменьшить боль души, особенно ярко об этом нам говорит первая строка.
Настолько много сожалений и противоречий в данном произведении, что становится приторно, поэт перечит своим чувствам, ощущениям, и прожитым годам, однако ничего у него не получается, поскольку себя не обманешь.
Данное стихотворение многие литературоведы считают эпиграфом творчества поэта. Сложно поверить, что такое тяжелое и жизнью осмысленное произведение автор написал, когда ему было всего 26 лет. Возраст, который, казалось бы, не предполагает поводов для подобных размышлений о жизни, когда большая масса людей только начинает ощущать весь вкус и прелести жизни.
Однако не стоит забывать, что Сергей Есенин всегда выделялся из большинства, его духовное развитие существенно опережало прожитые им годы.
Можно сказать, что параллельно он проживал несколько жизней одновременно – гражданина, поэта, пьяницы и дебошира.
Следовательно, к моменту написания данного произведения духовный возраст поэта мог соответствовать возрасту убеленного сединой старца, которому настало время подводить итоги прожитого.
С самого начала произведения, буквально с первой строки автор заявляет, что он ни о чем не жалеет, но тут же сам себя опровергает. Все стихотворение насквозь пронизано грустью и пониманием того, что возможности вернуться и исправить собственные ошибки, у автора нет.
Нет, какого то чувства вины или раскаяния тоже нет, он просто констатирует факты: «увядания золотом охваченный, я не буду больше молодым». Конечно, трактовать данную фразу можно по-разному.
Но, вероятнее всего, Есенин имел в виду, что время упущено, и менять что-либо в своей жизни уже поздно.
Общий настрой произведения достаточно умиротворенный и неспешный. Размеренное повествование предполагает дальнейшее размышление для читателя, позволяет самостоятельно додумывать, опираясь на собственный опыт, мировоззрение и жизненные ценности.
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Сочинение » Есенин » Анализ стихотворения С. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…». Разное Есенин С.А.
Источник: http://sochinenienatemu.com/sochinenie-esenin/analiz-stihotvoreniya-s-esenina-ne-zhaleyu-ne-zovu-ne-plachu-raznoe-esenin-s-a/