Ростов-на-дону: население, промышленность и культура

Агентство инвестиционного развитияРостовской области

С момента основания Ростова-на-Дону главной отраслью экономики была торговля, а сам город называли купеческим. Однако к началу XX века в Ростове действовало уже более 100 предприятий, каждое третье из которых принадлежало иностранному капиталу.

До 1917 года Ростов был третьим городом в России по величине внешнеэкономического торгового товарооборота, позднее входил в десятку крупнейших городов Советского Союза.

Позиционирование в качестве столицы Юга России и локализация в городе промышленных предприятий и структур южно-российского масштаба обусловливает дополнительную концентрацию в Ростове-на-Дону рабочих мест, обеспечивает повышенный уровень экономической активности и инвестиционной привлекательности.

Ростовская агломерация формирует крупнейший на Юге России локальный потребительский рынок.

Отрасли экономики

В экономике Ростова-на-Дону сегодня представлены такие отрасли как производство транспортных средств, машин и оборудования, электронного и оптического оборудования, химическое производство, металлургия, текстильная, швейная, пищевая промышленность и другиеИндекс промышленного производства по итогам 2009 года по полному кругу предприятий составил 90,1% (в 2008 году – 113,5%), по предприятиям  обрабатывающих производств города – 89,4%  (в 2008 году – 113,7%). В 2009 году отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами по крупным и средним предприятиям более чем на 128, 4 млрд рублей.

Высокие темпы производства продукции по итогам 2009 года отмечены на таких предприятиях, как «Роствертол» (серийное производство вертолетов), «Ростовский завод гражданской авиации № 412», «Ростовский автобусный завод».

Комбайновый завод «Ростсельмаш» продолжает выпуск серийных комбайнов TORUM 740 с роторной системой обмолота, канадских тракторов «Версатайл». К 2015 году планируется довести локализацию производства тракторов до 50%.

На «Десятом подшипниковом заводе»  в 2010 году запланировано увеличение объемов производства на 10-15%.

Отмечена тенденция роста производства на предприятии «Продмаш» (изготовление оборудования для комбикормовой промышленности), стабильно работает «Ростовгазоаппарат».


Темп роста объемов производства на Комбинате крупнопанельного домостроения (ЗАО «ККПД») в 2009 году к 2008 году составил 150,0%. Ведется выпуск железобетонных панелей и железобетонных конструкций, в 2009 году смонтировано 3 дома, продолжается монтаж 2 домов в мкр. Левенцовский.

На предприятии «Эмпилс» темп производства водно-дисперсных красок  по итогам 2009 года составил 127 %.

Предприятием заключены договоры на поставку продукции в Украину, Белоруссию, Финляндию, Польшу, Чехию, Германию, Италию.
В сфере производства электрооборудования, электронного и оптического оборудования, навигационной техники по темпам роста (100,2%) лидирует «Алмаз» (электронно-измерительные приборы), стабильно работают ФГУП ВНИИ «Градиент». «НПП КП «Квант», «Горизонт».
В сфере текстильного и швейного производства в 2009 году крупные предприятия продолжают демонстрировать рост производства. Так, в ПКФ «Элегант» темп производства продукции за 2009 год к 2008 году составил 120,0%, в течение года разработано более 400 моделей одежды в разных ценовых сегментах от «эконом» до «премиум» класса.
У корпорации «Глория Джинс» темп производства продукции в 2009 году к 2008 году составил 104,2%.
Транснациональная компания «Глория Джинс», создатель брендов Gloria Jeans и Gee Jay выпускает около 10 коллекций в год, в каждой из которых более полутысячи изделий, отличающихся невысокой ценой при хорошем качестве. Продукция востребована не только по всей России, но и в Украине, Казахстане, Польше, Италии, США, Бразилии, Японии, Турции.
В 2009 году в Ростове-на-Дону введена в эксплуатацию 1 очередь первого пускового комплекса «Меринос ковры и ковровые изделия»,  планируемая годовая мощность  предприятия – 5,8 млн. кв. м2  ковров и ковровых изделий.
В строительство первой очереди инвестировано 1 млрд. 200 млн. рублей, ввод в действие второй очереди планируется в 2010 году (планируемый объем инвестиций – 500,0 млн. рублей).

Среди ведущих предприятий пищевой промышленности Ростова-на-Дону – «Донской табак», «Тавр», «Пивоварня Москва-Эфес», «Балтика-Ростов», Ростовский мукомольный комбинат «Ковш», «Ростовский комбинат хлебопродуктов», «Белый медведь», «Хлебозавод «Юг Руси», «Ростовский завод плавленых сыров», «Ростовский винно-водочный завод», водочный завод «Южная столица», «Ростовский комбинат шампанских вин»,  «Золотой колос».
Производство кондитерских изделий в 2009 году к 2008 году увеличилось в 13 раз.
Индекс производства резиновых и пластмассовых изделий на предприятиях Ростова-на-Дону в 2009 году составил 167,0%. «Завод Резинотехнических изделий» и «Гефест-Ростов» ведут производство  плитки для пола, изделий для нефтедобывающей промышленности, пленок полимерных.
С высокими темпами производства работают предприятия целлюлозно-бумажной промышленности, полиграфии («Донская гофротара», «Графобал-Дон» – производство гофрокартона и гофротары, этикетки, картонных упаковок).  

Объем  розничного товарооборота по городу Ростову-на-Дону в 2009 году составил 198 млрд. рублей, что в сравнении с аналогичным периодом прошлого года составляет 85,1% в сопоставимых ценах. Оборот  общественного питания  – 9,4 млрд. рублей (в сопоставимых ценах 96%).

Таким образом,  наблюдается  снижение индексов физического объема оборота розничной торговли и общественного питания. Это, безусловно, связано с влиянием мирового финансового кризиса, затронувшего экономику и такой ее сегмент как потребительский рынок.

Снижение объемов розничного товарооборота произошло в основном за счет снижения объемов продаж сложнобытовой техники и  автотранспорта.Оборот розничной торговли на душу населения составил 188,8 тыс. рублей.

Из федеральных торговых сетей, функционирующих в формате гипер-, супермаркетов и универсамов, на сегодняшний день  в городе представлены следующие наиболее крупные: «О’кей» (2 объекта), «Метро Кэш энд Керри» (2 объекта), «Перекресток» (7 объектов). В 2009 году введены в эксплуатацию гипермаркет «Реал» общей площадью около 20 тыс.кв.м., супермаркет «Карусель» в ТРЦ «Мега-Маг».

Федеральные сети малого и среднего формата представлены 10 магазинами «Пятерочка» компании Х5 Retail Group и 61 магазином сети «Магнит» ЗАО «Тандер».
Также на конец 2009 года функционировало более 150 магазинов 6 местных торговых сетей малого и среднего формата («Солнечный круг»,  «Империя продуктов», «Донские традиции» и других).Доля товаров, производимых в Ростове-на-Дону  и Ростовской области, в ассортиментных перечнях реализуемой продукции в гипермаркетах составляет  20-25% (с учетом общего ассортимента  до 25 тыс. наименований), в  супермаркетах и сетевых магазинах –  25-30%.

В   2009 году  в городе введено в эксплуатацию  жилых домов площадью 840,2 тыс.кв.м. (в 2008 году – 1 002,5 тыс.кв.м.), из них в многоэтажных жилых домах 242,2 тыс.кв.м. жилья (57% к показателю 2008 года), из общего объема построенного жилья 554,6 тыс.кв.м.  в кирпичном  исполнении; 233,5 тыс.кв.м. –  каркасно-монолитном.

Жилищное строительство ведется во всех районах города – наибольшее количество жилья введено  на территориях Советского (179,6 тыс. м2),  Пролетарского  (138,2 тыс. м2) и Первомайского  (118,4 тыс. м2) районов. В городе активно развивается индивидуальное жилищное строительство – за 2009 год введено 598,1 тыс. м2 индивидуального жилого фонда – 103 % по отношению к показателю 2008 года.   Ведется  застройка центральных территорий города – в  2009 году в центральной части введено  132,9 тыс. м2 жилья, в том числе 51,3 тыс. м2 высотного.

Под перспективную жилую застройку в Ростовской агломерации выделено пять площадок общей площадью около 1000 га:

на востоке (направление Аксай-Москва, вдоль федеральной трассы М-4, поймы реки Дон);
на западе (от ныне строящегося ростовского района «Левенцовский» до села Чалтырь Мясниковского района);
на севере («Щепкин», «Темерник»)
на северо-западе (по направлению от ростовского микрорайона «Военвед» до села Султан-Салы Мясниковского района)
на юге (по направлению Батайск – Сочи)   

Источник: https://www.ipa-don.ru/municipalitys/rnd/rnd3

Население Ростова-на-Дону 100 лет назад – дореволюционный Ростов

История Ростова-на-Дону

М. Б. Мартиросова,
по материалам “Статистического сборника по г. Ростову-на-Дону. 1914”

Численность населения

Наглядное представление о быстром увеличении населения Ростова-на-Дону дают следующие данные:

В 1762 г. было жителей 1.600 1809 г. – 3.000 1823 г. – 6.594 1833 г. – 8.138 1841 г. – 9.050 1850 г. – 10.960 1856 г. – 13.200 1860 г. – 17.674 1866 г. – 39.992 1873 г. – 47.033 1886 г. – 80.000 1892 г. – 92.150 1897 г. – 116.282 1898 г. – 118.

807 1899 г. – 120.350 1900 г. – 121.655 1901 г. – 123.283 1902 г. – 128.672 1903 г. – 127.552 1904 г. – 128.280 1905 г. – 132.578 1906 г. – 132.353 1907 г. – 145.261 1908 г. – 160.188 1909 г. – 168.525 1910 г. – 170.902 1911 г. – 183.874 1912 г. – 196.

657

1913 г. – 204.875

За столетие 1809–1913 годы народонаселение возросло с 3.000 до 200.

000, причём, более интенсивный рост наблюдался во второй половине, с 1860 года по настоящее время; в то время, как за первые 50 лет население увеличилось менее, чем в 6 раз, во второй период 1860–1912 годы, следовавший за освобождением крестьян и проведением к Ростову на Дону железных дорог, увеличение населения идет вдвое быстрее и возросло почти в 12 раз. Сведения о населении города за последние 20 лет сообщены Городским Полицейским Управлением, за исключением 1897 г., когда в Ростове была произведена перепись. При разработке данных переписи обнаружилось, что полицейские сведения грешат неточностью приблизительно на 10–12 % . В виду этого, к 1-му января 1914 года вероятное население Ростова-на-Дону должно выразиться цифрою в 225.362 ч. В общий подсчет не вошел гарнизон города.

Последние данные по численности населения не могут быть признаны безусловно точными. Действительное население можно выяснить только путем переписи.

Последняя общеимперская перепись была произведена в 1897 году и с тех пор полиция самостоятельно ведет учет, в основании которого лежат домовые книги.

При такой системе из общей массы населения ускользает механическое движение, весьма значительное в Ростове, как в большом торговом городе, и малолетнее население, которое обычно не заносится в домовые книги.

Нормальный прирост населения Ростова-на-Дону, вычисленный по сложным процентам за период 1891–1913 годов, равен 3,9. В этом отношении Ростов немногим уступает Москве, где прирост выражается в 4,3 % .

За последние пять лет население Москвы увеличилось на 20,2 % (1907–1912), население Петрограда на 13,4 % (1906–1911), а население Ростова-на-Дону на 21,8 %.

По данным фабричной инспекции на 1-е января 1914 года в городе значилось 153 фабрики и завода, подлежащих правительственному надзору, с 11.799 рабочими обоего пола.

В виду того, что в это число не вошли рабочие фабрично-промышленных и ремесленных заведений, не подлежащих надзору, общая численность рабочих, конечно, значительно выше.

По полицейским данным, фабрично-заводское, промышленное и ремесленное рабочее население города равно приблизительно одной пятой общего числа жителей.

Кроме того, начиная с марта месяца и до августа, в городе наблюдается значительное движение населения. По официальным сведениям, собранным канцелярией Войскового Наказного Атамана (1901), в Ростов ежегодно прибывало от 15.000 до 20.000 рабочих для найма. По данным Н.

Пономарева, приведенным в труде врача Телякова «Рынки найма сельско-хозяйственных рабочих на юге России», в марте месяце прибывает в Ростов до 40–50 тысяч человек, а в мае до 100.000.

Таким образом, Ростов, является транзитным пунктом для огромной армии «бродячей Руси», направляющейся в район Северного Кавказа на заработки.

Ростов отличает чрезмерная густота населения. По средней плотности населения (на квадратную десятину) Ростов занимает в России одно из первых мест. Средняя плотность Ростова равна 197 человек на одну десятину, средняя плотность Москвы – 167 человек. Из городов Западной Европы он уступает только Парижу и Берлину. По отдельным частям города плотность достигает 363 человека.

Оставить комментарий в ЖЖ

Национальный и вероисповедный состав населения Ростова-на-Дону

Как по национальности, так и по вероисповеданию население Ростова-на-Дону представляется чрезвычайно пестрым. По сословному составу главную массу населения составляют мещане и крестьяне. Несмотря на то, что Ростов является самым большим городом Области войска Донского, относительное число казаков не превышает 1,5 %.

По национальности:

79 % – русских 7,2 % – евреев 5,0 % – армян 2,1 % – поляков 1,3 % – немцев 1,0 % – татар

4,4 % – прочих

По вероисповеданию:

81,9 % – православных и старообрядцев 7,0 % – иудеев 5,0 % – армяно-григориан 2,8 % – католиков 1,0 % – магометан 0,7 % – лютеран

1,6 % – неизвестно

Естественное движение населения Ростова-на-Дону

В Ростове-на-Дону единственным материалом для изучения вопросов естественного движения населения являются ежемесячные церковные ведомости, заполняемые причтами церквей и представляющими из себя выборку из метрических книг.

Помимо общих неудобств церковной регистрации, не отличающейся особой точностью, к одним из главных недостатков этой системы необходимо отнести неполноту признаков. Так, в ведомостях об умерших не имеется указания на местожительство и возраст умершего и на причины их смертей.

В ведомостях о родившихся тоже нет сведений о возрасте и местожительстве родителей. Ежемесячная ведомость о браках в Статистическое Бюро не поступает. Таким образом, санитарную картину города при таких условиях невозможно представить сколько нибудь полно.

Об изменении этой системы в пользу индивидуальной регистрации отдельных случает естественного движения населения Статистическое Бюро возбуждало ходатайство, однако, без успеха.

Теории статистики давно известен закон, по которому смертность прямо пропорциональна плотности населения.

Слабое развитие водопровода и канализации является одним из факторов высокой смертности в городе.

Из общего числа всех домовладений Ростова в настоящее время приблизительно 22 % имеют канализацию, причём рост канализационных имений развивается чрезвычайно медленно.

В 1907 году канализационная сеть имела протяжение в 47 верст 496 сад., в 1913 году общее протяжение равнялось 62 верстам 314 саж.

Помимо канализации и неудовлетворительное устройство водопровода чрезвычайно энергично влияет на общий коэффициент смертности. По словам проф. Заболотного, водопровод послужил одной из причин быстрого распространения холерной эпидемии в 1910 г.

Водопроводная сеть имеет много тупиков, где скопляется масса ржавчины и осадков. Потребление воды питьевой и промышленной, подаваемой Ростовским на Дону водопроводом, выражается в 3,8 ведра на душу. В виду того, что значительная часть населения пользуется колодезной водой, суточный расход воды почти в два раза выше приведенной нормы.

В виду того, что почти половина улиц Ростова не мощена, сильные ветры поднимают массу пыли и разносят ее по городу. По наблюдению Петровской метеорологической станции при Ростовском на Дону реальном училище, за период 1893–1902 гг.

тихая погода отмечена всего в 260 случаях при 10294 ветрах. Кроме того, и улицы расположены по линии господствующих ветров.

Что же касается городского благоустройства, то необходимо отметить, что только одна сотая часть всей застроенной площади находится под садами и бульварами.

Таким образом, высокая смертность Ростова-на-Дону вызывается, главным образом, такими неблагоприятными условиями, устранение которых не представляет собою большой трудности. Вместе с дальнейшим развитием мер, направленных к оздоровлению города, коэффициент смертности будет понижаться.

Смертность и рождаемость. Расчет сделан pro mille. Из подробного обзора видно, что смертность в Ростове до 1902 года была чрезвычайно высокою, доходя в некоторые годы до 51.5.

С 1888 года по 1902 год включительно общая средняя смертность была равна 35,04, а с 1903 по 1913 год равна 29.7.

Постепенное понижение коэффициента смертности объясняется принятием Городским Общественным Управлением в последние годы ряда мер по оздоровлению города и развитием канализации и водопровода.

Ниже приведены коэффициенты смертности и рождаемости по годам:

1888 год: 29,4 — 46,3 1889 год: 36,7 — 48,2 1890 год: 32,1 — 51,1 1891 год: 42,2 — 48,2 1892 год: 51,1 — 46,1 1893 год: 29,8 — 47,5 1894 год: 29,6 — 48,8 1895 год: 40,5 — 50,4 1896 год: 33,5 — 49,6 1897 год: 32,8 — 47,2 1898 год: 33,5 — 48,0 1899 год: 35,3 — 47,6 1900 год: 30,6 — 48,6 1901 год: 34,5 — 48,8 1902 год: 35,3 — 50,4 1903 год: 31,0 — 45,8 1904 год: 35,2 — 48,0 1905 год: 34,6 — 45,2 1906 год: 31,9 — 42,9 1907 год: 31,1 — 40,1 1908 год: 32,8 — 37,5 1909 год: 28,6 — 33,0 1910 год: 35,4 — 34,3 1911 год: 23,7 — 32,9 1912 год: 19,8 — 29,6

1913 год: 22,5 — 28,4

В 1910 году общеимперская рождаемость для городов была равна 35.0, для уездов – 45.8, для Области войска Донского – 53.5. Таким образом, коэффициент рождаемости г. Ростова за 1913 год менее областного почти в два раза и менее городского для всей империи на 6,4.

Оставить комментарий в ЖЖ

Источник: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m1/23/art.aspx?art_id=1290

О ростове-на-дону

История города берет свое начало еще во времена Петра I. Именно тогда,во время первого крымского похода расположился в устье небольшой реки Темерник лагерь, где ремонтировали корабли Российской флотилии.

Вокруг лагеря стали расти слободки, где и селились отставные русские солдаты. К 1749 г. по указу императрицы Российской Империи Елизаветы Петровны, в самом устье реки Темерник создается Темерницкая таможня.

Тогда же начато строительство нового торгового порта в этом удобном месте.

Именно таможня послужила базой для основания крепости, которую по высочайшему указу императрицы Екатерины II именовали Ростовской крепостью. Такое имя было дано в честь Святого – Дмитрия Ростовского. Одним из тех, кто был первым комендантом этой крепости был полководец А. В. Суворов.

Уникальное и удобное географическое расположение Ростовской крепости, наличие нового порта, привлекли большое внимание и интерес иностранных купцов. Росла роль торговли. Стали устраиваться базары, которые были удивительно популярны для того времени.

Недалеко от Ростова вскоре было заложено поселение армян, вышедших с Крымского полуострова, которое назвали Нор-Нахичевань. В 1863 г. Ростов-на-Дону вводится в состав Области войска Донского.

В период Гражданской войны главные антисоветские ресурсы расположились именно В Ростове и городах юга России. Город был много раз и под красными и под белыми. Но в 1920 году прочно установилась власть Советов.

Во времена Новой Экономической Политики южный торговый город развивался , наверное, самыми большими темпами. Годы пятилеток ознаменовались строительством крупнейших промышленных заводов и предприятий. К 1927 году был сдан в эксплуатацию гигант производства сельскохозяйственного оборудования Ростсельмаш. Так же строятся химзавод, сейчас – Эмпилс, металлообрабатывающие производства.

К 1928 году армянская часть Нор-Нахичевань присоединяется к Ростову-на-Дону. Она становится районом города.

В период Великой Отечественной все предприятия переоборудуются для изготовления боеприпасов и огнестрельного оружия, они снабжают войска вещами и продовольствием.Оккупанты дважды входили в город и дважды же он был освобожден, последний раз – в феврале 1943 г.

После войны в Ростове-на-Дону были построены десятки промышленных предприятий, поликлиники, школы, театры, дороги, мосты. Площадь города сегодня составляет более 350 км2, что само по себе подразумевает огромную инфраструктуру, о которой мы поговорим ниже.

Климат 

В городе Ростове-на-Дону климат считается южным. Но он все же сильно отличается от климата недалеко расположенного другого большого города Краснодара. И хотя в некоторых источниках указано, что зима в Ростове малоснежная и мягкая, назвать ее мягкой можно с натяжкой.

О чем говорит только температура окружающего воздуха зимой она легко опускается до отметки в -30 градусов, в то время как летом этот показатель так же легко может продержаться на уровне 36-40 градусов выше нуля более недели.

При сопутствующем сильном ветре степняке комфортность проживания оставляет желать лучшего.

Умеренно-континентальный климат не подразумевает, конечно же, полупустыню (хотя такие районы расположены совсем рядом Калмыкия), это все же степи. Но он накладывает свой отпечаток. Осадков выпадает менее 650 мм за год, что очень немного, средняя температура воздуха +9,9 градусов по Цельсию.

Сильный восточный ветер степняк выдувает большое количество влаги из почвы, поднимает пыльные бури. Порой весной, на еврейские кучки, видимость из-за них может не превышать 30-50 м.

Такой климат сказывается на растительности. Многолетние деревья и кустарники требуют тщательного ухода и высаживаются искусственно. Естественная растительность, за исключением степных трав, сосредоточена в основном вдоль р. Дон или других водоемов. Количество же таких водоемов невелико.

Именно поэтому с каждым годом власти уделяют все больше внимания устройству фонтанов в парках и на улицах города.

Популярностью у южан пользуются многочисленные родники, которые расположены на склонах к реке Дон и подножиях холмов местности. Самые известные среди населения Гремучка, Богатяновский источник, родник в Ботаническом саду, родник Сурб-Хач, родник на Парамоновских складах. Вода в них всегда чистая и ужасно холодная.

Экология 

Основными загрязнителями воздуха в городе являются автотранспорт (более 94% от общего объема загрязнений) и предприятия промышленности.

Город обеспечен канализацией лишь на 85-90%, что, конечно же, негативным образом влияет на качество принимаемых водными артериями вод. Купаться в них не всегда безопасно.

А если учесть, что в реку Дон сбрасываются отходы с предприятий соседней Украины, которые еще в Советские времена не отличались обязательностью и современностью методов очистки промышленных стоков, то станет понятно, почему на городском пляже напротив набережной так не многолюдно даже жарким летом.

Источник: https://mestoprozhivaniya.ru/o-rostove-na-donu/

Экономическое развитие Ростова и области

Экономическое развитие Ростова и области

Расположение

     Ростовская область находится в южной части Восточно-европейской равнины и частично в Северо-Кавказском регионе, занимая обширную территорию в речном бассейне Нижнего Дона.

     Область занимает площадь 100,9 тыс. кв. км, что составляет 0,6% территории России, имеет протяженность 470 км  с севера на юг, 455 км с запада на восток. Занимаемая территория равна по площади Дании, Бельгии и Нидерландам вместе взятым.

     Область имеет благоприятный умеренно-континентальный климат. Весьма разнообразна природа Ростовской области. Степные просторы, лесные оазисы, пойма реки Дон, побережье Азовского моря являются пристанищем для сотен видов животных и ценных промысловых пород рыб.

Население

     Население области составляет 4,4 млн. человек и представлено более чем 100 национальностями. На протяжении многих веков они живут в мире и согласии. Покой, порядок, взаимное уважение народов, традиционно крепкие хозяйственные и культурные связи – главные ценности, которые берегут на Дону.

     Плотность населения составляет 43, 7 человека на кв. км. Область состоит из 23 городов и 39 районов. Административный центр области – г. Ростов-на-Дону с населением более 1,1 млн. человек – самый  крупный город на Юге России.

Ростовская области – крупнейший центр образования. По количеству ВУЗов мы занимаем третье место в России. В десятках наших учебных заведений учатся не только жители Ростовской, но и представители других краев и республик Северо-Кавказского региона.

Донская публичная библиотек – одна из лучших не только в России, но и в Европе.

Транспортная инфраструктура

     Являясь «воротами» России в страны Черноморского и Прикаспийского бассейнов, область обладает развитой транспортной инфраструктурой,  представленной железнодорожными и автомобильными магистралями федерального значения, морскими и речными портами, международным аэропортом в г. Ростове-на-Дону.

Железнодорожный

     Транспортная инфраструктура области составляет часть одного из ведущих международных транспортных коридоров, проходящего по маршруту Санкт-Петербург – Москва – Ростов – Новороссийск.

Ростовскую область пересекают автомагистраль  «Дон», параллельный ей железнодорожный путь Москва – Ростов – Кавказ, судоходный путь по реке из центра России в Черное и Средиземное моря, а также воздушный коридор Санкт – Петербург – Москва – Кавказский регион.

     По территории области проходят магистральные железные дороги, связывающие центральные и западные  районы страны, Сибирь с южным регионом. Протяженность железнодорожных путей составляет около 3,3 тыс. км.

Водный

     В систему водного транспорта входит 5 портов: Ростовский, Азовский морской, Таганрогский морской, Волгодонский и Усть-Донецкий, связывающие регион с пятью морями, более 20 предприятий – судовладельцев, судоремонтные предприятия и транспортно-экспедиционные компании.

Базовыми портами региона, имеющими статус международных, являются: Таганрогский торговый морской порт, Азовский морской порт и Ростовский речной порт. Таганрогский и Азовский порты работают в режиме круглогодичной навигации. Морские и речные порты Ростовской области позволяют обслуживать суда типа «река-море» грузоподъемностью до 5 тыс.

тонн, район плаванья которых простирается до Гибралтара.

     Таганрогский морской порт оснащен оборудованием доля перевалки сыпучих, генеральных, контейнерных грузов. Азовский морской порт специализируется на переработке минерально-строительных, тарно-штучных грузов, лесоматериалов, металла. Через пролив Босфор обеспечен доступ к странам  Средиземноморья и Западной Европы, а по рекам Дунай и Рейн – к Придунайским странам.

Автомобильные дороги

     Протяженности автомобильных дорог общего пользования составляет более 11,5 тыс.км.

Аэропорт, расположенный в г. Ростове-на-Дону, осуществляет рейсы как по внутренним маршрутам, так и по международным авиалиниям, в том числе в такие страны, как Финляндия, Германия, Турция, Объединенные Арабские Эмираты, Чехия, Словакия, Югославия, Болгария и другие.

Виды связи

     В области кроме таких традиционных видов связи, как телефон, телеграф, развиваются новые виды связи – пейджинговая, сотовая, компьютерные сети. Их активно внедряют такие фирмы, как ПО «Электросвязь», фирмы «Би-Лайн», «Донтелеком», «Глобал Один», «Интресвязь».

Ведущие отрасли

     Выгодное территориальное положение на Юге России между европейской частью СНГ и Кавказом способствовало динамичному развитию области. По уровню развития экономики и разнообразию отраслей промышленности область относится к ведущим в Российской Федерации.

Ведущее место в отраслевой структуре промышленности занимают топливно-энергетическая, машиностроительная и пищевая отрасли.

Кроме того, в области развита черная и цветная металлургия, химическая и нефтехимическая, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, легкая промышленность и стройиндустрия.

Машиностроение

     Машиностроение и металлообработка имеют ряд направлений, по уровню развития которых область занимает ведущее место не  только среди регионов России, но и среди стран СНГ.

На предприятиях области выпускается 100% производимых в стране магистральных электровозов и паровых котлов, три четверти зерноуборочных комбайнов, ведущее место в России принадлежит тяжелому вертолетостроению и производству навигационных систем для судов.

В области производятся культиваторы, стальные трубы, черные металлы, развивается такая новая для области отрасль  машиностроения, как автомобилестроение.

     Акционерные общества «Ростсельмаш», «Таганрогский Комбайновый завод» и другие  предприятия сельхозмашиностроения способны выпускать самую различную технику для села.

     Энергетическое машиностроение и станкостроение представлены акционерными обществами «Атоммаш» и «Красный котельщик», поставляющие котельное оборудование и изделия для теплоэнергетики в 23 страны мира, а также «Донпрессмаш», «Таганрогский завод «Прессмаш», «Азовский завод КПА», «Десятый подшипниковый завод».

     На выпуске тяжелых вертолетов МИ-26 и МИ-26Т специализируется РВПК ОАО «Роствертол».

Металлургия

     ОАО «Белокалитвенское металлургическое производственное объединение» – Крупнейшее предприятие цветной металлургии, одна треть выпускаемой им продукции поставляется на экспорт.

     Ведущим предприятием черной металлургии области является ОАО»Таганрогский металлургческий завод», который выпускает бесшовные бурильные и водопроводные трубы, соответствующие стандартам Американского института нефти, водо-газопроводные – имеющие сертификаты качества Германии.

Угольная промышленность

     Ростовская область богата углем. Разведанные его запасы составляют 6,6 млрд.тонн. Область располагает  запасами антрацита – лучшего в мире угля. Его доля в общих запасах угля превышает 90%. По многим качественным характеристикам эти антрациты уникальны.

Они отнесены к суперантрацитам по важнейшему показателю – степени метаморфизма. Главное достоинство донских угольных месторождений – близость к потребителю, что делает добычу черного     золота на Юге России еще более экономически выгодной.

Крупнейшими угледобывающими предприятиями области являются акционерные общества «Ростовуголь» и «Гуковуголь». В настоящее время осуществляется реструктуризация угольной промышленности.

Ее цель – сохранение шахт, способных работать рентабельно, строительство новый высокотехнологичных  и рентабельных шахт, создание предприятий по глубокой переработке угля, увеличение добычи высококачественных антрацитов.

Программой реструктуризации предусматривается создание серии производств по  глубокой переработке угля с получением таких продуктов, пользующихся высоким спросом на мировом рынке, как карбид кремния, высококачественные фильтры, карбид кальция, производство стали, графита, термоантрацитов, фильтров очистки воды, сульфоугля, сорбентов, ферросплавов, топлива.

Нефть и газ

     Высоко оцениваются перспективы нефтегазоносности Ростовской области. Утвержденные запасы газа оцениваются в 54 млрд.куб.м. открыто и разведано 18 газовых месторождений, из которых 9 находятся в эксплуатации. Разрабатываются месторождения нерудного сырья для металлургии.

Энергосистема

     Ростовская энергосистема занимает одно из ведущих мест в регионе Северного Кавказа по уровню электропотребления, максимуму нагрузок и мощности  генерирующих источников. Основным поставщиком электроэнергии является АО «Ростовэнерго».

Пищевая промышленность

     Пищевая промышленность имеет в своем составе широкую сеть предприятий по производству и переработке мясомолочной, рыбной, ликероводочной и безалкогольной продукции, хлебобулочных, кондитерских, макаронных, табачных и других изделий.

Донской  край богат естественными строительными материалами: известняком, мелом, песчаником, качественными глинами, кварцевым песком, что позволило создать собственную промышленность строительных материалов.

Жилищное строительство

     Динамично  развивается такая отрасль экономики, как  жилищное строительство.

Сельское хозяйство

     Важнейшей отраслью экономики области является сельское хозяйство. Главное богатство Донского края – его почвенные ресурсы. В общей структуре земли черноземы составляют почти 65% при толщине плодородного  слоя до  1,5 метров.

     Первостепенное значение в структуре сельского хозяйства области имеет зерновое хозяйство, под которым занято около половины посевных площадей. Главная зерновая культура –озимая пшеница.

Широко распространены посевы кукурузы, риса, проса, гречихи и других крупяных культур, а также сои. Ведущей технической культурой является подсолнечник.

Область занимает первое место в России по его производству.

     На Дону широко развито садоводство, виноградарство, овощеводство, животноводство – мясное и молочное скотоводство, овцеводство, коневодство и птицеводство. Область     занимает одно из первых мет в России по рыболовству и прудовому рыбоводству.

     Производимая продукция реализуется потребителям как внутри области, так и за ее  пределами.

Малое предпринимательство

     Малое предпринимательство играет все более важную роль в экономическом развитии Ростовской области. В настоящее время это самый молодой и динамично развивающийся сектор экономики, который способен мобилизовать средства,     производить нужные товары и услуги, обеспечивать занятость и развивать торговлю.

В области функционирует Ростовский региональный государственный фонд поддержки малого предпринимательства. Для оказания консалтинговых услуг создан Региональный центр предпринимательства. Ростовская область стала модельной базой программы EMRETEK – ПРООН (Программа развития Организации Объединенных Наций) в России по развитию малого и среднего предпринимательства.

В Ростовской области открыт координационный центр поддержки проектов ПРООН.

Внешнеэкономические отношения

     Ростовская область осуществляет внешнеторговые операции с 95 государствами, а продукция, производимая ее предприятиями, экспортируется более чем в 70 стран мира.

     На территории области зарегистрировано более 770 совместных предприятий с иностранными инвестициями из 45 стран мира, включая США, Великобританию, Италию, Германию, Турцию, Болгарию, Польшу, Венгрию.

     С целью создания благоприятного инвестиционного  климата, развития инвестиционного сотрудничества, осуществления и продвижения инвестиционных проектов, привлечения инвестиций Администрацией Ростовской области были подписаны договоры и соглашения с такими институтами, консалтинговыми структурами, как:

–         –         Институт промышленного развития при Министерстве экономики РФ;

–         –         Внешнеэкономическое объединение «Лицензионторг»;

–         –         Внешнеэкономическое объединение «Техмашимпорт»;

–         –         Комитет муниципальных      займов и развития фондового рынка Правительства Москвы;

–         –         Учреждение «Москомзайм-Регионпроект»

–         –         Экспертный центр» Ростовской Торгово-Промышленной палаты («Экспертный центр» является победителем конкурса фонда «Евразия, осуществляет доработку бизнес-планов предприятий, в реализации которых заинтересована Администрация Ростовской области);

–         –         ЗАО» Российско-Британский консалтинговый центр» (Центр работает на  территории  Ростовской области в соответствии  с проектом «НОУ-ХАУ ФОНДА», Великобритания, и осуществляет деятельность, направленную на экспертизу и доработку инвестиционных проектов предприятий области, обеспечивает продвижение инвестиционных проектов, в первую очередь в шахтерских регионах);

–         –         Автономная некоммерческая организация «Центр поддержки предприятий, Ростов» (Центр был создан в соответствии с проектом ТАСИС и осуществляет свою деятельность по экспертизе и доработке инвестиционных проектов, реструктуризации предприятий, оказывает консалтинговые услуги по проведению проектов реструктуризации  предприятий, совершенствованию организационной структуры, выработке маркетинговой стратегии);

–         –         ЗАО «Инвестиционная компания Тройка-Диалог» (Компания привлекается для осуществления функций финансового советника Министерством Экономики, Международных и Внешнеэкономических Связей Ростовской области).

     Ростовская область открыта к взаимовыгодному сотрудничеству и приветствует конструктивные деловые предложения отечественных и иностранных партнеров.

По данным Министерства Экономики, Международных и Внешнеэкономических Связей Ростовской области.

Источник: http://aaavesta.narod.ru/rostoveconomic.htm

История, достопримечательности, экскурсии, транспорт Ростова-на-Дону

Федеральный округ: Южный
Регион: Ростовская область
Телефонный код: +7 863
Разница с Москвой: нет
Координаты: 47° 13’ 52″ (47° 13’ 88) северной широты; 39° 43’ 23″ (39° 43’ 39) восточной долготы
Численность населения: 1 091 000
Год основания: 1749

Как не существует двух одинаковых людей, точно так же не существует и двух одинаковых городов – каждый их них не похож на любой другой, каждый индивидуален… Только градус этой самобытности у кого-то может быть и незаметным на первый взгляд, а у кого-то, наоборот, зашкаливает.

Так вот, Ростов-на-Дону как раз относится к этой второй категории «русских селений», а потому при одном упоминании этого города даже у тех, кто там никогда не был, возникает определенный ряд ассоциаций.

Так, например, все мы знаем его довольно расхожее прозвище «Ростов-папа», каждому из нас хоть немного, но известно о донских казаках, некоторые читали книгу, а многие смотрели фильм «Тихий Дон», и наверняка для кого-то есть что-то знакомое в строчках попсовой песни: «Левый, левый, левый берег Дона»…

Но, согласитесь, представления эти все равно довольно расплывчатые, а, значит, пришло время обратить их в реальные яркие эмоции, которые вы гарантированно получите, посетив Ростов, стоящий на Дону.

Русская история земель Приазовья – места, где появился и по сей день находится Ростов-на-Дону – началась, как и многое в нашей стране, со времен Петра Великого. Именно он первым из русских правителей привел сюда свои войска, для того чтобы поспорить за выход к южным морям с господствующей там Турцией.

Этот поход царя-реформатора увенчался успехом – Азов был взят, но, тем не менее, на этом противостояние России и Турции не закончилось. Приазовские территории еще полвека переходили из рук в руки, пока, наконец, в 40-е годы XVII столетия Российская империя окончательно не закрепила право на них за собой.

Охрана новоиспеченных южных границ страны легла на плечи живших в этих местах казаков. И эта ноша стала довольно выгодной, а потому приятной для них.

Дело в том, что после присоединения Приазовья к России здесь вновь оживился Донской торговый путь, который казаки и стали контролировать – они защищали торговые экспедиции от набегов кочевников, но при этом взимали с каждой из них денежную пошлину, естественно, в свою пользу.

Однако, ожившая экономика этих краев должна была способствовать не только процветанию казачества, но и стать еще одним источником пополнения российской казны. Именно поэтому находившаяся в то время на престоле императрица Елизавета Петровна повелела основать здесь таможенный пункт для взимания пошлин уже в пользу государства.

Так, в устье Дона возникло небольшое поселение Темерницкая таможня, которое всего через несколько лет стало одновременно и международным торговым центром, соединившим коммерческие интересы России и стран Азовского, Черного и Средиземного морей, и стратегически важным военным форпостом, крепостью Святого Дмитрия Ростовского

Такой многофункциональной жизнью город прожил чуть меньше 20 лет – в 1776 году здесь была упразднена таможня, которая передала свой контроль над внешней торговлей Таганрогу, а еще через несколько лет это место утратило и свое военное значение – границы Российской империи расширились, и пограничная крепость Дмитрия Ростовского стала уездным городом Ростовом.

Так в России стало два Ростова… Но чтобы не вышло путаницы, Ростов близ Ярославля стал Великим, а его южный тезка получил приставку «на-Дону».

Получив новый статус и новое имя, в XIX веке город начинает стремительно расти – растет территория, население, экономика. Основу последней во многом составляет торговля, но, тем не менее, чисто купеческий город потихоньку начинает приобретать и индустриальные черты – в Ростове появляются первые предприятия.

На рубеже веков в городе начинает развиваться инфраструктура – здесь появляется водопровод, электричество, телефон. В стороне не остается и сфера образования – в Ростов из Варшавы эвакуируют один из русских ВУЗов. Благополучие социальной жизни двигает вперед культуру, искусство и спорт…

Таким образом, в начале XX века Ростов-на-Дону – один из самых прогрессивных городов дореволюционной России.

Однако ростовский прогресс коснулся не всего, так, например, по своим политическим предпочтениям город остается довольно консервативным – здесь категорически не принимают советскую власть, и все силы мобилизуются на поддержку белого движения. Однако, несмотря на это в 1920 году в капиталистическом Ростове начинают строить социализм.

Такая нежеланная городом советская власть, тем не менее, не приносит ему ничего плохого – в 20-е, 30-е годы XX столетия в Ростове идет очередной виток роста благополучия, который закончится с началом Великой Отечественной войны.

Осенью 1941 года немцы начали свое наступление на город, но потерпели поражение, за которое позже, уже летом 1942, отомстили сполна.

Около семи месяцев Ростов-на-Дону находился в оккупации. За это время фашисты расстреляли почти 30 тысяч человек мирного населения, еще 50 тысяч они угнали на принудительные работы.

Облик города изменился до неузнаваемости – весь его центр лежал в руинах, больницы, школы, детские сады – все это было взорвано или сожжено, эта же участь не миновала и 90% предприятий, из 270 объектов производства в городе уцелело всего 6.

Беда отступила только в феврале 1943, вместе с армией вермахта, потерпевшей сокрушительное поражение под Сталинградом.

В 1945 году началось восстановление Ростова-на-Дону, а в 80-е годы XX века был принят генеральный план его очередного этапа развития.

Развитие, начавшее в Ростове в последние годы существования Советского Союза, не прекратилось даже с распадом империи. В начале девяностых, когда оглушенная переменами страна замерла, будто обдумывая, что же ей делать дальше, Ростов предпочитал не думать, а делать.

Здесь не остановилось производство, не прекратилось строительство, более того, у города были силы и возможности заниматься теми сторонами жизни, которые в период великих потрясений обычно оказываются заброшенными на самый дальний план.

Именно тогда, в Ростове появляются новые объекты культуры и искусства. Растет объем реставрационных работ, довольно активно ведется реконструкция главных улиц и домов, памятников архитектуры.

Согласитесь, довольно не плохо, особенно на масштабном фоне упадка всей остальной страны. Но у нас, как говорится, ни одно, так другое, а потому были у Ростова и свои беды.

Издавна Ростов считался одним из самых криминальных городов России, причем если в этом смысле Одесса была мамой, то Ростов имел солидный статус отца преступного семейства. Так вот, представьте, что происходило в Ростове-папе в период так называемого «беспредела» и повсеместных преступных разборок.

Но, как бы-то ни было, из смутного десятилетия, город вышел с гордо поднятой головой – Ростов-на-Дону стал столицей Южного Федерального округа, крупным мегаполисом, деловым центром, а также центром инвестиционной привлекательности.

Кроме всего прочего, сегодня город также является связующим звеном среди важных транспортных магистралей, а самобытная история и культура Ростова придают ему еще и туристическую значимость.

Большая часть Ростова-на-Дону находится на правом берегу Дона, левый же берег, или как его здесь называют, Левбердон, отдан под многочисленные увеселительные заведения, рестораны, кафе, клубы, там же находятся пляжи, базы отдыха, а на окраинах расположены промышленные предприятия.

Что касается погоды, то здесь, одним словом, юг – зима короткая и теплая, снега выпадает мало и лежит он всего 10-20 дней, а лето жаркое, солнечное, часто засушливое.

Большую часть года по утрам в Ростове можно наблюдать, так называемые, «молочные туманы» – красивое явление, которое, безусловно, придает городу некую очаровательную таинственность.

Ростов-папа по праву считается центром и крупнейшим городом юга России. Во все времена здесь активно развивалась торговля, наука, искусство.

Увидеть красоты города, прогуляться по набережной Дона, развлечься на левом берегу Дона хотя бы раз должен каждый. А выбор, где остановиться во время поездки в Ростов-на-Дону, можете доверить нашему сайту, где есть полная информация, контакты и отзывы о гостиницах Ростова-на-Дону.

Лучшие отели города обладают категорией 4*. Они прекрасно подойдут для бизнесменов и путешественников, предпочитающих особый комфорт во время поездки: несколько ресторанов, бассейн и спа-салон. Расположены они в центре города неподалеку от основных достопримечательностей и развлечений.

Большей популярностью пользуются гостиницы Ростова-на-Дону с категорией 3* благодаря их более доступной ценовой политике и внушительному набору предоставляемых услуг. Расположены они по дороге из аэропорта, железнодорожного вокзала и в центре города.

Более практичные путешественники могут рассмотреть варианты размещения в апартаментах или хостелах Ростова-на-Дону. Апартаменты имеют большую вместимость, а также удобнее для длительного пребывания. Хостелы же отличаются более низкими ценами. И тех, и других насчитывается немало в каждом районе города, поэтому вы без труда подберете наиболее приемлемый для себя вариант.

По своему внешнему виду Ростов-на-Дону представляет собой эклектичное, но органичное сочетание различных архитектурных традиций, которые привнесли в его облик известнейшие мастера России и Европы.

Поэтому первая достопримечательность Ростова, впрочем, как и многих других городов, это, конечно, его архитектура.

И наиболее интересен с этой точки зрения исторический центр города, знакомство с которым стоит начать с его главной улицы, Большой Садовой.

Прогулявшись по ней, вы убедитесь в том, что это самая древняя, самая красивая и самая протяженная ростовская улица, которая, однако, не воспринимается отдельно от других визитных карточек города – набережной легендарной реки Дон и центральной площади Ростова, Театральной.

И Большую Садовую, и набережную, и другие центральные улицы и площади Ростова-на-Дону украшают уникальные здания, памятники великим деятелям культуры и искусства и многочисленные городские скульптуры, такие как памятник ростовскому водопроводу, памятник купцу-коробейнику, памятник виноделу, памятник ростовчанке…

В самом сердце исторического центра города находится Ростовский кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы, главный храм Ростовской епархии и памятник архитектуры XIX века, который является уменьшенной копией храма Христа Спасителя в Москве. Рядом с собором находится четырехъярусная колокольня, напротив которой совсем недавно был установлен памятник покровителю города святому Дмитрию Ростовскому.

Продолжая тему религиозных сооружений Ростова-на-Дону, стоит отметить, что город всегда был многонациональным и, соответственно, многоконфессиональным, а потому кроме традиционных православных храмов здесь вы сможете увидеть синагогу, мечеть, католические костелы и армянские церкви. Последние появились здесь во время правления Екатерины II, которая разрешила крымским армянам переселиться в Приазовье.

https://www.youtube.com/watch?v=d5Adq0529eE

Так вот, среди культовых построек ростовских армян наиболее примечательными являются древняя церковь армянского монастыря Сурб-Хач, которая сейчас является историко-мемориальным комплексом, а также церковь Святого Карапета, рядом с которой находится армянское кладбище.

Рекомендуем посетить места, которые являются излюбленными местами отдыха не только гостей города, но и самих ростовчан – это Ботанический сад Ростовского государственного университета и Ростовский зоопарк.

Главной особенностью первого является то, что, кроме образцов растений практически со всех уголков Земного шара, на его территории находится целинный степной участок естественной растительности, характерной для ростовских земель, и минеральный источник, который является православной святыней и носит имя Преподобного Серафима Саровского. А уникальность ростовского зоопарка заключена в его коллекции человекообразных обезьян, аналогов которой в нашей стране больше нет.

Среди музеев города стоит выделить Ростовский областной музей краеведения, где представлены археологические ценности, предметы быта местных жителей, образцы народного творчества, а также несколько коллекций личных вещей, документов и архивов известных деятелей культуры, работавших в Ростове-на-Дону.

В музее изобразительных искусств вы сможете увидеть коллекцию древнерусской живописи и более позднее творчество художников России, Европы и стран Востока. Кроме того, у музея есть филиал – Детская картинная галерея, где представлены работы совсем юных художников.

Своеобразной, но, тем не менее, достопримечательностью Ростова является Левый берег Дона, или Левбердон, с его многочисленными барами, ресторанами и клубами, где жизнь кипит и ночью, и днем. Но не стоит думать, что тут будет интересно только стихийным тусовщикам и любителям светских мероприятий – есть здесь места и для спокойного пляжного отдыха, и для неформальных пикников.

Если вам интересен казачий быт, уклад жизни и история Донского казачьего войска, то вам стоит отправиться за пределы Ростова, в тихие станицы, где будто бы оживают картины из шолоховского «Тихого Дона».

Большая Садовая улица – Театральная площадь – Театральный проезд – Пушкинская улица – проспект Чехова – набережная Дона

Свою прогулку по городу мы начнем у Парка Горького, от которого пойдем по Большой Садовой улице в сторону Театральной площади.

Прямо около парка нам встретится одна из многочисленных городских скульптур – девушка, ожидающая свидания. Оставив ее ждать своего непунктуального кавалера, мы идем дальше, и первая наша остановка будет около ослепительно белого здания Городской Думы.

Осмотрев это будто вытканное из тончайшего кружева здание, мы отправимся дальше и выйдем на Театральную площадь, прямо к театру драмы им. Горького.

Здание драмтеатра построено в форме огромного трактора и относится к шедеврам эпохи конструктивизма. Однако, одна из городских легенд гласит о том, что макет театра хранится в разделе «курьезы» Лондонского музея мировой архитектуры.

Дальше по Театральному проезду мы выходим на самую пешеходный бульвар Ростова-на-Дону – улицу Пушкинскую.

Эта улица является концертной площадкой под открытым небом – очень часто здесь устраивают различные театрализованные представления, перфомансы и концерты, которые каждый раз оказываются приятным сюрпризом не только для ничего не подозревающих гостей города, но и для, казалось бы, привыкших к этому ростовчан.

Если уличные артисты не затянут нас в свое действо, то мы пойдем дальше и по проспекту Чехова спустимся к набережной. По пути нам встретится старое здание Парамоновых складов, в одном из помещений которого бьет подземный источник, образовавший здесь целый бассейн, где летом с удовольствием купаются местные мальчишки.

Выходим на набережную. Здесь буквально через каждый метр нам будут встречаться памятники – начиная от еще одной скульптуры абстрактной ждущей женщины, которая в этом случае застыла в ожидании моряка из плавания, и заканчивая памятником вполне реальному, жившему на донской земле, писателю Шолохову.

Отсюда, с набережной вы сможете отправиться на Левбердон и попробовать в местных ресторанчиках настоящую казачью еду, либо же сесть здесь на речной трамвайчик и совершить не менее увлекательную прогулку по Дону.

Кроме того, можно вернуться обратно на Большую Садовую и осмотреть там Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Но наиболее справедливо будет объединить все эти варианты вместе и узнать Ростов-на-Дону по максимуму.

 

Изначально Ростов-на-Дону не был казачьим городом, жить в нем самом казаки стали сравнительно недавно, когда расширяющаяся ростовская территория включила в свой состав несколько близлежащих станиц.

Но, как бы то ни было исторически, на практике в сознании людей прочно укрепился ассоциативный ряд: Ростов-на-Дону – Дон – донские казаки, а потому главным местным сувениром здесь считается казачья атрибутика – нагайки, шашки, папахи и казачья форма.

По соотношению цена-качество вас приятно удивит ростовская керамика и фарфоровые изделия – хорошим подарком из Ростова станут как небольшие сувенирные статуэтки, так и целые сервизы в фольклорном стиле.

В самом конце своей поездки обязательно зайдите на Центральный рынок и купите там вяленую рыбу – отличный съедобный сувенир, который, однако, в большинстве своем “дарители” не довозят до дома, решив “только попробовать” его по дороге.

Как мы уже говорили чуть выше, сегодня Ростов-на-Дону является крупным транспортным узлом юга России.

А потому отсюда без особого труда можно добраться в любую точку страны, или даже мира, в чем поможет железная дорога, международный аэропорт, автовокзал и речной порт, который открывает путь в Азовское, Черное и Средиземное моря.

Передвигаться в пределах самого города можно на автобусах, троллейбусах, трамваях и маршрутках. Последние являются наиболее удобным, а потому популярным видом общественного транспорта. Во-первых, маршрутки в Ростове ходят достаточно часто – с интервалом 5-10 минут. Во-вторых, везде, кроме центра города, сесть в них, также как и выйти, можно в любом удобном для вас месте.

Видео о Ростове-на-Дону

Источник: https://www.tour52.ru/russia/rostov_na_donu.html

Ссылка на основную публикацию