Урок-конспект по литературе: “м. ю. лермонтов. парус” (6 класс)

Конспект урока русской литературы в 6 классе по стихотворению М.Ю.Лермонтова «Парус»

Квасовка Ирина Леонидовна, учитель русского языка и литературы средней школы г.Гродно (Беларусь)

Аллегорический смысл стихотворения

ТЕМА УРОК

/запись на доске/

ЦЕЛИ УРОКА:

  • через исследование проблемы свободы и смысла жизни в творчестве М.Ю. Лермонтова на примере фактов его биографии и текста стихотворения «Парус» стимулировать осознание понятия «свобода личности»;
  • развивать умения и навыки формулировать и обосновывать свою точку зрения, делать выводы, сопоставлять разные мнения;
  • формировать умения общаться, слушать друг друга;
  • развивать речь учащихся.

: изучение нового материала.

/записан на доске/

  1. Это сладкое слово «СВОБОДА» (актуализация темы, мотивация).

  2. Я думаю, что свобода личности – это …. (мини – диспут на тему).

  3. «А он, мятежный, просит бури…. (сообщения о М.Ю. Лермонтове как о личности незаурядной по воспоминаниям современников).

  4. «Белеет парус одинокий….» (работа над текстом стихотворения «Парус», основной вопрос – свобода и смысл жизни в понимании поэта).

  5. Я – личность, я – свободен…. (Вывод: свободная личность в понимании шестиклассников).

Запись на доске

эпиграфы:

Слова:

План сообщений о М.Ю. Лермонтове

М.Ю. Лермонтов

  1. Детство М.Ю. Лермонтова. Зловещие тайны семьи;

  2. Гениальность ребенка. Детство в Тарханах;

  3. Московский университетский пансион;

  4. Пб.. Школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров;

  5. Кавказ;

  6. Гибель поэта на дуэли;

  7. Современники о поэте.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:

Доска, мел; учебник «Литература 6 кл.»; портрет М.Ю. Лермонтова; изображение имения Тарханы; репродукции: а) автограф стихотворения «Парус». Акварель М.Ю. Лермонтова. 1828 – 1832; б) И.К. Айвазовский. Черное море (на Черном море начинает разыгрываться буря). 1881; лист бумаги, цветные карандаши, толковый словарь русского языка.

    (Цель: организовать внимание учащихся)

    (Цель: развитие потребности учащихся в изучении темы)

    УЧИТЕЛЬ: Прочитайте эпиграфы (на доске) и скажите, какой теме они посвящены, какое слово ключевое, опорное в них?

    УЧЕНИК: (предполагаемый ответ): тема свободы, ее значение для человека; слово «свобода» – ключевое.

    УЧИТЕЛЬ: Действительно, понятие «свобода» было для поэта начала ХIХ века, А.С. Пушкина, и философа рубежа ХIХ – ХХ в.в., Н. Бердяева, не просто словом, а, пожалуй, смыслом жизни.

    • Скажите, значима ли эта тема сегодня, на рубеже ХХ и ХХI веков?
    • У всех ли людей одинаково понимание свободы? Нужно ли, стоит ли говорить о ней?

    УЧЕНИК: (предполагаемый ответ): тема свободы актуальна и каждый понимает по-разному.

    УЧИТЕЛЬ объявляет тему урока и записывает на доске.

    /Если ученики сомневаются или не понимают важности осознания темы, то стоит обратить их внимание на ситуацию выбора свободы и, например, благополучия, чести и богатства, на вопрос о смысле жизни. Это можно сделать на лит. материале (например, биография А.С.

    Пушкина или история Владимира Дубровского из повести «Дубровский» или на примере ситуации из жизни, историческом факте (например, история национальной борьбы за независимость (свободу) белорусского народа).

    Хотя на это уйдет больше времени, но ученики должны осознать важность темы и необходимости высказаться на эту тему/.

    УЧИТЕЛЬ: каждый человек по-своему стремится к свободе, каждый хочет быть свободным лично и видеть свободными своих близких, как минимум. И это становится смыслом жизни для некоторых людей.

    (Цели: стимулировать понимание слов «Свобода», «личность»; развивать умения и навыки формировать и обосновывать свою точку зрения, обобщать,

    развивать способности вести диспут /мини – диспут/, сопоставлять свою точку зрения с другой).

    1. Прежде чем приступить к работе, учитель обращает внимание учащихся (напоминает) направляя проведения диспута (нот) и предупреждает, что сегодня у нас мини – диспут, и ограничивает время (3 – 5 минут).

    2. Называем тему мини – диспута «Свобода личности – это….» И предлагаем обсудить это в парах и высказать (написать) кратко свои мысли на бумаге, передавая лист по ряду (3 ряда – 3 листа) с последней парты на первую. Примерно через 3 минуты ученик с 1-ой парты вывешивает листок на доску с помощью кнопки.

    3. Затем 1 из учеников ряда (скорее всего с 1-ой парты) или учитель (с разрешения учеников) читает и комментирует написанное. Первое предложение предлагается начать так: «МЫ считаем, что свобода личности – это….» Или «Мы считаем, что свобода личности проявляется в ….».

    4. Общее в 3-х листках и наиболее интересное подчеркивается прямо на листке. Предлагается 1-ому из учеников с помощью класса и учителя сформулировать общую формулировку слова «свобода личности».

    5. В это время задание 2-м ученикам в классе найти в толковом словаре русского языка толкование слов а) «свобода», б) «личность». Затем они зачитывают классу и учащимся свою формулировку со словарной статьей.

    (ЦЕЛИ: не столько дать сведения о биографии поэта сколько познакомить (увлечь) с личностью поэта, подчеркнуть необычность судьбы

    М.Ю. Лермонтова с детства, его рано проявившуюся гениальность, постоянную устремленность к чему – то неизведанному; развивать умение слушать, оценивать ответ).

    УЧИТЕЛЬ: Так устроены люди, что их интересует чужая жизнь, тем более, что мы изучаем произведения различных писателей, узнаем их точку зрения о различных вопросах жизни.

    И сегодня я предлагаю Вам поговорить, узнать, обсудить одно из замечательнейших произведений о свободе, о смысле жизни. Это стихотворение М.Ю. Лермонтова «Парус». Но, я думаю, вам будет интересно узнать о самом поэте, написавшем замечательные строки.

    Сейчас вы послушаете два сообщения об этом человеке а затем ответьте на вопрос: ЧТО вы увидели необычайного в судьбе и облике М.Ю. Лермонтова?

    /Сообщения ученики готовили дома самостоятельно, но учитель предварительно оговаривал с учеником литературу и вопросы, которые должны были быть освещены/.

    Чтобы легче воспринималась информация, я предлагаю Вам план (на доске).

    1-ое сообщение (старшеклассника или родителя) о жизни поэта (2-3 минуты)

    2-ое сообщение шестиклассника «Лермонтов в воспоминаниях современников». (2 – 3 минуты).

    Выслушав сообщения, учащиеся ставят и обосновывают (памятка НОТ) отметку (даже родителям). А затем отвечают на вопрос?

    УЧИТЕЛЬ: Какой же внутренней сосредоточенностью и силой должен был обладать М.Ю. Лермонтов, чтобы противостоять чуждой ему среде и даже творить в этой обстановке. Может быть, именно поэтому для поэта вопрос свободы и смысла жизни слился воедино.

    Так какой же смысл М.Ю. Лермонтов в 30-е годы Х1Х века вкладывал в понятие «свобода личности»? Рассмотрим стихотворение «Парус», написанное в период его переезда в Петербург.

    (ЦЕЛИ: развивать умения анализировать поэтический текст; делать выводы; сопоставлять словесный образ и образ изобразительный).

    1. Выразительное чтение стихотворения «Парус» учителем (или грамзапись).

    До чтения учитель дает задание классу: вслушаться в текст, а затем на листке бумаги цветными карандашами нарисовать свои ассоциации.

    После прочтения стихотворения, примерно через 1 – 2 минуты, ученики афишируют свои работы (по желанию 3 – 4 урока) и комментируют (обратить внимание на цветовую гамму).

    /Цель этого задания: выявив 1-ое впечатление, обратить внимание на образы в стихотворении/.

    1. Работа по анализу текста.

    УЧИТЕЛЬ: Прочитайте стихотворение медленно, про себя или вполголоса, проследите, как меняется в нем интонация.

    • Как меняется в стихотворении интонация?

    УЧЕНИК (примерный ответ): грусть (1 строфа), сменяется радостью и гордым отрицанием (2 строфа), а затем упоение борьбой (3 строфа)

    УЧИТЕЛЬ: Каждая строфа делится на два двустишья. В первом дается пейзажное описание, а во втором – лирическое переживание.

    Прочитайте первые двустишья 3-х строф и скажите, имена каких картин происходят в вашем воображении?

    УЧЕНИК: (читает и дает ответ):

    1. спокойное море и 1 парус

    2. буря и парус

    3. море спокойное, солнце, парус.

    УЧИТЕЛЬ: Прочитайте вторые двустишья и скажите о человеке или о неодушевленном предмете (парус как о судне) идет здесь речь?

    УЧЕНИК: (читает и дает ответ)

    Об одушевленном, живом человеке.

    УЧИТЕЛЬ: Какими языковыми средствами (словами) автор говорит об этом?

    УЧЕНИКИ: (предполагаемый ответ): 1) личные местоимения и глаголы: ищет, кинул, бежит, просит; 2) неправильный (обратный) порядок слов: «что ищет он…. Он счастия не ищет…» ; 3) определения (эпитеты) «он, мятежный, ….».

    УЧИТЕЛЬ: Вспомним, как называются эти изобразительно-выразительные средства?

    УЧЕНИКИ: (ответ) : 1) метафора,

    2) инверсия;

    УЧИТЕЛЬ: Определите, какова роль инверсии в стихотворении? Для этого мысленно перестройте строку, например, «Что ищет он в стране далекой…», определите, как меняется эмоциональный оттенок звучания строки.

    УЧЕНИК (ответ): Что он ищет в далекой стране. Исчезла музыкальность, опорное слово (ищет) «затерялось» в строке.

    Инверсия помогает выделить опорные, значимые по смыслу, слова.

    УЧИТЕЛЬ: Укажите в каждой строфе опорные слова; на ваш взгляд, те слова, без которых разрушается поэтический образ.

    УЧЕНИКИ (ответ): 1) парус одинокий, ищет, кинул;

    2) счастия не ищет, бежит;

    3) мятежный, как будто, покой.

    УЧИТЕЛЬ: Раскройте смысл слов:

    А он, мятежный, просит бури,

    Как будто в бурях есть покой!

    Для этого найдите толкование слова «мятежный» в словаре и определите роль восклицательного знака в конце предложения.

    УЧЕНИК: (ответ)

    Мятежный – 1) причастный к мятежу, поднимающий мятеж.

    (мятеж – стихийное восстание, вооруженное выступление против власти); 2) тревожный, неспокойный, бурный.

    Лирического героя не устраивает покой в жизни, он ищет в жизни новые и новые преграды, для него смысл жизни – это борьба, мятеж, не успокоенность.

    1. Выразительное чтение стихотворения «Парус» учениками.

    УЧИТЕЛЬ: Прочитайте стихотворение, передавая состояние лирического героя, выраженное в стихотворении. Затем учащиеся оценивают прочтение стихотворения.

    1. Вывод анализа стихотворения:

    УЧИТЕЛЬ: Каково понимание смысла жизни М.Ю. Лермонтовым? Ваше мнение.

    Уч-ся должны связать понимание автором стихотворения смысла жизни в свободе действия, в движении.

    1. Литература и живопись. Наблюдения учащихся.

    Учащимся дается задание рассмотреть акварельный рисунок

    М.Ю. Лермонтова и сопоставить по его стихотворению «Парус», определив что общего и различного в них. А затем обращаем внимание на репродукцию картины И.К. Айвазовского «Черное море» и просим сказать, к каким строкам стихотворения можно отнести это изображение.

    VI. Вывод (итог) урока.

    ЦЕЛЬ: развивать умения и навыки, делать выводы и корректировать свои мысли, свои формулировки).

    УЧИТЕЛЬ: Давайте вернемся к теме урока: «Каждый человек рожден свободным, а между тем…». Скажите, на ваш взгляд, свобода может быть смыслом всей жизни человека?

    УЧЕНИК (ответ): Конечно.

    УЧИТЕЛЬ: Изменилось ли ваше мнение о свободной личности, с чем вы не согласны, чтобы хотелось добавить?

    Ответ может быть и не озвучен на уроке, главное, чтобы ученики осмыслили это.

    УЧИТЕЛЬ: Сейчас стало популярным слово «анархия». Как вы понимаете это слово? Найдите толкование его в словаре.

    УЧЕНИК: (ответ по словарю) анархия (греч.) –

    1) безвластие (отрицание всякого гос-ва)

    2) распущенность; беспорядок, хаос (непризнание авторитета, порядка, дисциплины, своеволие).

    УЧИТЕЛЬ: Можно ли поставить знак равно между свободой личности и анархией? Почему?

    Учеников нужно подвести к мысли об ответственности личности за его окружение (родных, природу, планету и т.д.)

    Этот вопрос можно дать для обдумывания домой и начать с ответа следующий урок.

    Читайте также:  Огонь - роль огня в жизни человека

    VII. Итоги урока. Отметки учащихся и оценка работы класса. Домашнее задание.

    УЧИТЕЛЬ: На следующем уроке мы продолжим тему свободы и смысла жизни и обратимся к следующим стихотворениям М.Ю. Лермонтова «Тучи» и «Утес».

    Учитель подводит итоги работы класса и спрашивает у детей, что понравилось или не понравилось на уроке (рефлексия), что они бы изменили, сделали не так.

    Д/з ( по выбору учащихся)

    1) выразительное чтение стихотворения «Парус»

    2) мини-сочинение на темы а) «Я думаю, свобода и анархия….»

    Б) «С чем я не согласен» (по впечатлениям урока).

    Примечание:

    Анализ текста в хорошо подготовленном классе можно провести по группам, распределив вопросы (так экономится время урока).

    Примечания

    Правила проведения диспута:

    1. Прежде чем принять участие в диспуте, подумай, о чем ты будешь говорить. Главное – аргументы, логика, убедительность.

    2. Спорь честно, не искажай мыслей и слов товарища.

    3. Помни, что лучшим доказательством служат точные и бесспорные факты, текст произведения.

    4. Отстаивая свое мнение, говори ясно, просто, четко.

    5. Уважай мнение товарища. Если доказана ошибочность твоего мнения, имей мужество признать, что ты не прав.

    6. Помни, что наш диспут – литературный.

    1. Полностью ли освещена тема сообщения?

    Есть ли отступления от темы? О чем следовало бы сказать больше полнее?

    1. Подкрепляются ли высказывания примерами? Насколько убедительны эти примеры?

    2. Встретились ли в ответе речевые погрешности?

    3. Ваши замечания.

    1. Последовательность изложения.

    2. Полнота ответа.

    3. Точность фактов.

    4. Речевые ошибки.

    5. Индивидуальные особенности ответа (что понравилось, а что нет).

    6. Эмоциональность речи.

    Источник: https://infourok.ru/material.html?mid=352

    Скачать материал

    Урок 15 М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. «ПАРУС». ЖАЖДА БОРЬБЫ И СВОБОДЫ – ОСНОВНОЙ МОТИВ СТИХОТВОРЕНИЯ

    01.02.2012 19118 1463

    Урок 15 М. Ю. Лермонтов. «Парус». Жажда борьбы и свободы – основной мотив стихотворения

    Цели: рассказать о биографической основе стихотворения «Парус»; работать над выразительным чтением стихотворения, умением анализировать, делать выводы.

    Ход урока

    I. Изучение нового материала.

    1. Вступительное слово учителя.

    Учитель рассказывает о необычности судьбы Лермонтова, о его постоянной устремленности к чему-то неизведанному.

    2. Чтение статьи учебника (с. 159–162).

    3. Чтение подготовленным учеником отрывков из воспоминаний о Лермонтове.

    Аким Петрович Шан-Гирей, троюродный брат М. Ю. Лермонтова, на 4 года моложе его. 7-летнего Акима бабушка поэта, Е. А. Арсеньева, взяла к себе в Тарханы, и с тех пор он постоянно жил вместе с Лермонтовым. Это был один из самых близких друзей поэта.

    «…Мы вместе приехали осенью 1825 года из Пятигорска в Тарханы, и с этого времени мне живо помнится смуглый, с черными блестящими глазами Мишель, в зеленой курточке и с клоком белокурых волос надо лбом, резко отличающимся от прочих, черных как смоль…

    Дом был всегда битком набит. У бабушки было 3 сада, большой пруд перед домом, а за прудом роща; летом простору вдоволь.

    Зимой немного теснее,  зато  на  пруду  разбивались  мы  на  2  стана  и  перекидывались снежными комьями; на плотине с сердечным замиранием смотрели, как православный люд, стена на стену… сходился на кулачки, и я помню, как раз расплакался Мишель, когда Василий, садовник, выбрался из свалки с губой,  рассеченной  до  крови.

      Великим  постом  Мишель  был  мастер делать из талого снегу человеческие фигуры в колоссальном виде; вообще он был счастливо одарен способностями к искусствам: уже тогда рисовал акварелью  довольно  порядочно  и  лепил  из  крашеного  воску  целые картины…

    Когда собирались соседки, устраивались танцы, и раза два был домашний спектакль; бабушка сама была очень печальна, ходила всегда в черном платье и белом старинном чепчике без лент, но была ласкова, добра и любила, чтобы дети играли и веселились, и нам было у нее очень весело.

    Так прожили мы 2 года. В 1827 году она поехала с Мишелем в Москву, для его воспитания, а через год и меня привезли к ним. В Мишеле я нашел большую перемену, он был уже не дитя. Ему минуло 14 лет, он учился прилежно. Месье Жандро, гувернер, почтенный и добрый старик, был, однако, строг и взыскателен и держал нас в руках; к нам ходили разные другие учителя…

    Тут я в первый раз увидел русские стихи у Мишеля: Ломоносова, Державина, Дмитриева, Озерова, Батюшкова, Жуковского, Козлова и Пушкина, тогда же Мишель прочел мне своего сочинения Стансы К***; меня тогда ужасно заинтриговало, что значит слово «стансы» и зачем три звездочки? Однако ж промолчал, как будто понимаю. Вскоре была написана первая  поэма  «Индианка»  и  начал  издаваться  рукописный журнал «Утренняя заря»…

    В соседстве с нами жило семейство Лопухиных. Старик-отец, три дочери-девицы и сын; они были с нами как родные и очень дружны с Мишелем, который редкий день там не бывал…

    Будучи студентом, он был страстно влюблен… в молоденькую, милую, умную, как день, и в полном смысле восхитительную В. А. Лопухину; это была  натура  пылкая,  восторженная,  поэтическая  и  в  высшей  степени симпатичная.

    Как теперь помню ее ласковый взгляд и светлую улыбку; ей было  лет  15–16;  мы  же  были  дети  и  сильно  дразнили  ее: у ней на лбу чернелось маленькое родимое пятнышко, и мы всегда приставали к ней, повторяя: «У Вареньки родинка, Варенька уродинка», но она, добрейшее создание, никогда не сердилась.

    Чувство к ней Лермонтова было безотчетно, но истинно и сильно, и едва ли не сохранил он его до самой смерти своей…

    В домашней жизни своей Лермонтов был почти всегда весел, ровного характера, занимался часто музыкой, а больше рисованием, преимущественно в батальном жанре1, также играли мы часто в шахматы и в военную игру…»

    Дмитрий Алексеевич Милютин; учился в Московском университетском благородном пансионе одновременно с Лермонтовым.

    «Пансион назывался университетским только потому, что в двух старших его классах, V и VI, преподавали большей частью университетские профессора… Пансион вполне удовлетворял требованиям общества и стоял наравне с Царскосельским лицеем…

    Преобладающею стороною наших учебных занятий была русская словесность… Мы зачитывались переводами исторических романов Вальтера Скотта, новыми романами Загоскина… Знали наизусть многие из лучших произведений наших поэтов.

    Например, я знал твердо целые поэмы Пушкина, Жуковского, Козлова, Рылеева («Войнаховский»).

    В известные сроки происходили по вечерам литературные собрания, на которых читались сочинения воспитанников в присутствии начальства и преподавателей».

    Екатерина Александровна Сушкова, писательница, автор «Записок», где она вспоминает о знакомстве с Лермонтовым в 1830 году. Е. А. Сушковой было тогда 18 лет, а Лермонтову – 16.

    «У  Сашеньки2  встречала  я  в  это  время  ее  двоюродного  брата,  неуклюжего косолапого мальчика лет 16–17, с красными, но умными, выразительными глазами, со вздернутым носом и язвительно-насмешливой улыбкой.

    Он учился в Университетском пансионе, но ученые его занятия не мешали ему быть почти каждый вечер нашим кавалером на гулянье и на вечерах… Я прозвала его своим чиновником по особым поручениям и отдавала ему на сбережение мою шляпу, мой зонтик, мои перчатки, но перчатки он часто затеривал, и я грозила отрешить его от вверенной ему должности…

    Мы обращались с Лермонтовым как с мальчиком, хотя и отдавали полную справедливость его уму. Такое обращение бесило его до крайности, он домогался попасть в юноши в наших глазах, декламировал нам Пушкина, Ламартина (фр. поэт начала XIX в.) и был неразлучен с огромным Байроном (англ. поэт начала XIX в.).

    Бродит, бывало, по тенистым аллеям и притворяется углубленным в размышления, хотя ни малейшее наше движение не ускользало от его зоркого взгляда.

    Как любил он под вечерок пускаться с нами в самые сентиментальные3 суждения, а мы, чтоб подразнить его, в ответ подарим ему волан или веревочку, уверяя, что по его летам ему свойственнее прыгать и скакать, чем прикидываться непонятным и неоцененным списком с первейших поэтов…

    Мы… отправлялись пешком на богомолье4… На четвертый день мы пришли в Лавру изнуренные и голодные. В трактире мы переменили запыленные платья, умылись и поспешили в монастырь отслужить молебен. На паперти встретили слепого нищего.

    Он дряхлою дрожащею рукою поднес нам свою деревянную чашечку, все мы надавали ему мелких денег; услышав звук монет, бедняк перекрестился, стал нас благодарить, приговаривал: «Пошли вам Бог счастья, добрые господа; а вот намедни приходили сюда тоже господа, тоже молодые, да шалуны, насмеялись надо мною: наложили полную чашечку камушков. Бог с ними!».

    Помолясь святым угодникам, мы поспешно возвратились домой, чтоб пообедать и отдохнуть.

    Все мы суетились около стола, в нетерпеливом ожидании обеда, один Лермонтов не принимал участия в наших хлопотах, он стоял на коленях перед стулом, карандаш его быстро бегал по клочку серой бумаги, и он как будто не замечал нас… Окончив писать, он вскочил, тряхнул головой, сел на оставшийся стул против меня и передал мне нововышедшие из-под его карандаша стихи:

    У врат обители святой

    Стоял просящий подаянье,

    Бессильный, бледный и худой

    От глада, жажды и страданья.

    Куска лишь хлеба он просил,

    И взор являл живую муку.

    И кто-то камень положил

    В его протянутую руку.

    Так я молил твоей любви

    С слезами горькими, с тоскою,

    Так чувства лучшие мои

    Навек обмануты тобою!..

    Сашенька и я, мы первые преклонились перед его талантом и пророчили ему, что он станет выше всех его современников; с этих пор я стала много думать о нем и о его грядущей славе».

    4. Вопросы:

    – Какие черты Лермонтова вам показались наиболее значительными?

    – Что вы увидели необычного в облике Лермонтова?

    5. Рассматривание автопортрета М. Ю. Лермонтова.

    6. Работа над стихотворением «Парус».

    Учитель. Вскоре спокойная жизнь Лермонтова ломается. Ему пришлось уйти из университета, переехать в Петербург и поступить в военную школу. Поэт тоскует по друзьям, по Москве. Неизвестно, что ждет его впереди. Ясно одно: спокойной и безмятежной его жизнь не будет. В эти дни и создано им стихотворение «Парус».

    Чтение стихотворения учителем или подготовленным учеником.

    Учитель. Обычно в этом стихотворении видят революционные настроения, но это лишь одна из его возможных интерпретаций. Не менее значимы в нем и поиски смысла жизни, и выражение свободы человеческого духа, его вечной неудовлетворенности, стремления к гармонии.

    Стихотворение не столько рисует картины, сколько вызывает в воображении определенные образы, настроения.

    Что такое, например, «в тумане моря голубом»? И море, и небо, и простор, и отсутствие других предметов, кроме паруса, и дымка тумана, и ощущение красоты, и щемящее чувство одиночества, недостижимости чего-то прекрасного, и еще многое.

    Во всем контексте лермонтовской поэзии буря – это стихия, хаос, разрушение, освобождение стихийных сил природы и человека, яростная борьба, грозящая гибелью, но и пробуждающая восторг, дающая возможность попытать свои силы («Мцыри»).

    Она может дать лишь на миг «упоение в бою», но не удовлетворение высоким стремлениям человека. Но и «покой» как реальное чувство успокоения – спокойное море, отсутствие препятствий, бездействие – тоже не идеал; напротив, это состояние вызывает всегда неприятие лермонтовского героя («Три пальмы»).

    Читайте также:  Народ калмыкии: культура, традиции и обычаи

    К чему же он стремится? К невозможному! Буря не дает ему чувства счастья. Но и спокойное море заставляет парус просить бури. А хочет он такого состояния, в котором соединилось бы то ценное, что несет в себе буря, с тем прекрасным, что может проявиться в покое.

    Он хочет гармонии, устремлен к абсолюту, а потому не может удовлетвориться ничем достигнутым. Это мысль о вечной тревоге и стремлениях человеческого духа.

    Но, как ни странно, стихотворение вместе с тем создает у читателя ощущение реальности этого абсолюта, возможности такой гармонии.

    Оно возникает из необычайной мелодичности стиха, из симметрии и красоты композиции, из привычных для романтической поэзии образов, несущих ассоциации с высшими духовными ценностями.

    И устремленность к невозможному, и ощущение реальности прекрасного одинаково сильно выражены в стихотворении.

    – Объясните понятие «инверсия». Подумайте, какое настроение помогает выразить инверсия в стихотворении «Парус».

    II. Подведение итогов урока.

    Домашнее задание: биография Лермонтова (по учебнику); ответить на вопросы 1–3 (с. 163).

    Источник: http://tak-to-ENT.net/load/219-1-0-3099

    Методическая разработка урока литературы. М.Ю. Лермонтов. Парус, 6-й класс

    27.04.2017

    • Захарова Екатерина Евгеньевна, учитель русского языка

    Цели:

    1. Знакомство с выдающимся шедевром русской
      лирики.
    2. Расширение представления о композиции произведения; развитие воображения, умения видеть картины, нарисованные автором; расширение

      словарного запаса; развитие интереса к поэзии.

    3. Показать связь литературы с другими видами
      искусства: музыкой, живописью.
    4. Воспитание эстетическое, нравственное.

    Оборудование:

    • доска,
    • текст стихотворения, альбомные листы длярисования, кисти, краски;
    • записи музыкальных произведений: “А.Варламов. Романс на стихи Лермонтова “Парус”, В Шебалин.“Парус”, на стихи Лермонтова”.

    Ход урока

    1. Вступительное слово учителя.

    Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с замечательным стихотворением Лермонтова “Парус”. стихотворением всенародно известным, всенародно любимым, необыкновенно красивым и глубоким, скрывающим до сих пор неразгаданную

    тайну.

    2. Чтение текста.

    3. История создания стихотворения
    (сообщение ученика).

    Стихотворение было включено в текст письма к М.А. Лопухиной от 2 сентября 1832 года (из Петербурга в Москву).

    Лермонтов переживал непростое время: летом этого года он вышел из Московского университета, не закончив его, и поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров Лейб-гвардейского гусарского полка в Петербурге.

    Поэта волновало новое поприще, новые надежды. “ …если будет война, клянусь вам богом, буду всегда впереди”, — писал он в октябре 1832 года

    М.А.Лопухиной.

    Душевное состояние поэта и выразилось в
    стихотворении “Парус”.

    4. Беседа по тексту стихотворения.

    1. Сколько строф в стихотворении?

    А. Нарисуйте устно картину в первой строфе. Что вы представляете, читая её? Где находится

    читатель, откуда он видит парусник? – Издалека.

    Б. Вторая строфа.

    Картина бури. Где читатель (наблюдатель)? – На паруснике. Прямо над головой свищет ветер, гнётся

    мачта, вот-вот смоет волна.

    В. Третья строфа.

    Буря утихла. Мы вместе с поэтом смотрим вниз, наклонившись через борт, любуемся морской волной; поднимаем глаза вверх и видим золотой луч

    солнца.

    2. Как переданы цвета? И какие? Что мы видим? Что слышим? – Цвета переданы при помощи разных частей речи: глаголом, именем прилагательным, именем существительным (белый – “белеет”, голубой – “в тумане моря голубом”, “лазурь”, золотой – “луч … золотой”). — Какая строфа

    лишена цвета? – Вторая. –Почему?

    3. Как построена каждая строфа? Прочитайте про
    себя:

    • первые две строчки каждой строфы – картинаморя;
    • вторые две – важный вопрос, размышление о жизни(вопрос – ответ).

    4. Что же это за парус? И о чём на самом деле говорит и думает поэт? Чей это путь – от бури к

    буре?

    — О человеке. О неустанном поиске его души, о недостижимости покоя. Это общее свойство человека – достигнутая мечта гаснет; постоянные поиски чего-то дальнего, небывалого, неизведанного. Подумайте о себе. Бывало ли с вами так, что вы сильно желали чего-либо, затем желание исполнялось и меркло. ( Выслушиваем несколько

    ответов учащихся).

    5. Лермонтовский парус живёт не только в
    поэзии, но и в музыке и живописи.

    А. Стихотворение иллюстрировал такой
    знаменитый художник, как Айвазовский.

    Б. Свыше 50 композиторов написали музыку к этому стихотворению (Римский-Корсаков, Свиридов, Рубинштейн). Но самое известное произведение, ставшее народной песней – это романс А.

    Варламова.

    В. Прослушивание записи. Определение характера
    музыки.

    На доске слова для справок:

    Какое слово стихотворения стало главным для
    композитора при создании музыки? – Мятежный.

    А что подчеркнул певец, исполняя романс?

    А для вас что стало самым главным? (Учащиеся
    отвечают).

    6. Итог. Как много может вместить небольшое стихотворение! Мы видели чудные картины природы, перемещались в пространстве,

    размышляли над важными вопросами жизни.

    7. Рисование под музыку. В. Шебалин.
    “Парус”.Хор.

    8. Домашнее задание: “Парус” наизусть. История создания стихотворения “Тучи”. Есть ли

    общие мотивы в этих двух стихотворениях?

    На следующем уроке обсуждаются рисунки учащихся, сравниваются акварель Лермонтова

    “Парус” и иллюстрация Айвазовского.

    Литература:

    1. Лермонтовская энциклопедия. М., “Советская
      энциклопедия”, 1981.
    2. Маранцман В. Литература. 9й класс. Учебник. М.,
      “Просвещение”, 2000.
    3. Полухина В. Литература, 6й класс. Учебник –
      хрестоматия. М., “Просвещение”,2003.

    Методическая разработка урока литературы. М.Ю. Лермонтов. Парус, 6-й класс Ссылка на основную публикацию

    Источник: http://8.orange3.ru/3930/

    Урок по литературе на тему «Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Парус»

    Сохрани ссылку в одной из сетей:

    Урок по литературе

    на тему «Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Парус».

    Работа с литературоведческими понятиями»

    6 класс

    Цели урока:

    1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ вспомнить сведения о жизни М.Ю.Лермонтова и дополнить их; представить картины, изображенные в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Парус» (устное словесное рисование), помочь почувствовать точность и емкость каждого слова; обучение навыкам аналитического чтения, подготовка к заучиванию текста наизусть;

    1. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ помочь учащимся почувствовать красоту художественного слова;

    2. РАЗВИВАЮЩАЯ расширить знания по освоению теоретико-литературных понятий – жанра лирического стихотворения, размера стиха, определения рифмы; узнать такие понятия, как антитеза, инверсия; развить умение обобщать и делать вывод; обогатить словарный запас учащихся.

    Методы:

    1. Слово учителя.

    2. Работа с карточками по теории (инверсия, антитеза, жанры лирики).

    3. Создание схемы (символ в художественном произведении).

    4. Объяснение непонятных слов и выражений, взятых из текста.

    5. Выразительное чтение стихотворения наизусть (первоначально читает произведение учитель).

    6. Анализ лирического текста (стр. 151-152).

    7. Беседа.

    8. Устное словесное рисование, рассматривание иллюстраций к стихотворению (стр. 53).

    9. Обобщение.

    План урока.

    1. Эпиграф к уроку (стр. 148). Слово учителя о Лермонтове. Произведения, созданные писателем (запись на доске). Статья учебника.

    1. Работа с теорией литературы. Жанры лирики. Карточки.

    2. Выразительное чтение стихотворения.

    3. Объяснение непонятных слов и выражений.

    4. Словесное рисование картины, представленной после прочтения текста.

    5. Анализ лирического произведения.

    6. Беседа о прочитанном.

    7. Работа с иллюстрациями (стр. 53).

    8. Работа с новыми литературоведческими понятиями – инверсия (стр. 152), антитеза (стр. 70). Доска. Запись в тетрадях. Статья учебника (стр. 152).

    9. Выводы.

    10. Домашнее задание (выучить стихотворение наизусть).

    Цель урока.

    Сегодня на уроке мы вспомним, что уже знаем о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова. Подробно мы проанализируем стихотворение «Парус», вы узнаете о таких новых литературных приемах, как инверсия и антитеза.

    Слово учителя о жизни М.Ю. Лермонтова.

    По ходу слова учителя обращается внимание на доску, где записаны годы жизни писателя и произведения, им созданные.

    Парус.Белеет парус одинокий… Пятое декабря.Классная работа.Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Парус».Мой дом везде, где есть небесный свод,Где только слышны звуки песен,Все, в чем есть искра жизни, в нем живет,Но для поэта он не тесен.М.Ю.ЛермонтовМ.Ю.Лермонтов (1814-1841 гг)«Бородино», «Парус», «Три пальмы», «Дума», «Смерть поэта», драма «Маскарад», роман «Герой нашего времени» и др. произведения одинокийголубомдалекойродномсвищетскрипитищетбежитлазуризолотойбурипокой

    Работа с текстом.

    1. Чтение стихотворения учителем наизусть.

    2. Словарь. Лазурь – устар., светло-синий цвет, синева.

    Мятежный – тревожный, неспокойный, бурный, мятущийся. Синоним – беспокойный.

    (Словарь «Лексические трудности русского языка».)

    1. Мы прочитали стихотворение. К какому роду литературы относится этот жанр? (Карточки.)

    Роды литературы: эпос (эпические произведения),лирика (лирические произведения),драма (драматические произведения).Жанры эпоса: рассказ, повесть, роман.Жанры лирики: стихотворения.Жанры драмы: пьесы, сценки.
    1. Каким настроением проникнуто стихотворение? (Тревога, грусть, сожаление, неопределенность и надежда.)

    2. Найдите в стихотворении эпитеты? (Одинокий, светлей лазури, золотой, мятежный.

      ) Объясните, зачем автор использует этот художественный прием? (Настроение определяется в 1 строке эпитетом «одинокий», это слово главное, поскольку одна из тем стихотворения (как и всего творчества поэта) – одиночество.

      ) Что говорит о состоянии лирического героя эпитет «мятежный»? (Мятежный – неспокойный, он не принимает обычной жизни, бежит от нее. Парус сравнивается с человеком – гордым, одиноким, мятежным.)

    3. Почитайте вопросительные предложения текста? Требуют ли они ответа? Такие вопросы называются риторическими. Какова их роль в тексте? (Он – парус? Или автор? Или лирический герой? 2 вопрос: направление движения – от родного берега.)

    4. Какой еще художественный прием вы усматриваете в последнем четверостишии стихотворения? (Сравнение с союзом как будто.)

    5. Определим размер и вид рифмы стихотворения (4-х-стопный ямб с перекрестной рифмой).

    Введение новых понятий.

    1. Обратите внимание на первые две строчки стихотворения. Как, по-вашему, в правильном ли порядке стоят слова с точки зрения синтаксиса?

    Белеет парус одинокий

    В тумане моря голубом…

    Надо: Одинокий парус белеет в голубом тумане моря.

    Скажите, чего добился автор, поменяв слова местами?

    Такой прием называется инверсия. (Карточки.)

    Под ним струя светлей лазури,

    Над ним луч солнца золотой…

    Противопоставление внешнее и внутреннее наблюдаем мы в этой строке. Вспомните, как по-другому называется этот прием? Антитеза.

    В каком стихотворении А.С.Пушкина использовался этот прием? («Зимнее утро» – Мороз и солнце, день чудесный…)

    Инверсия – художественный прием, необычный порядок слов в предложении.Антитеза – художественный прием, противопоставление слов, образов, эпизодов, картин для передачи мысли и чувства, усиления выразительности речи.

    Иллюстрации.

    Страница 153.

    • Что изображено на иллюстрациях?
    • Кто их автор?
    • Сравните парус, изображенный в стихотворении, с парусом на рисунке: в чем вы увидели главное различие?

    Выводы.

    Составление схемы – итога «Парус – образ символ».

    М.Ю.Лермонтов «Парус»

    Символ – образ с множеством значений, определяющихся в зависимости от мнения читателя.

    Домашнее задание.

    1. Выучить теоретический материал на карточках.

    2. Выучить стихотворение М.Ю.Лермонтова «Парус» наизусть (текст на стр. 151-152).

    Библиография.

    1. Литература: Учеб.-хрестоматия для 6 кл. общеобразоват. учреждений. В 2 ч./Авт.-сост. В.П.Полухина – М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2002.

    2. Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе. 6 класс. – М.: Вако, 2004.

    1. Урок

      Это стихотворение было написано 29 января (6 февраля) 1837г., когда в России прогремел злодейский выстрел в А.С. Пушкина на Черной реке. Автором стихотворения был 23-х летний М.

    2. Урок

      – Посмотрим на автопортрет Лермонтова. Каким изобразил себя поэт? (Он в военной форме, на плечо наброшена лохматая бурка; фоном виднеются горы Кавказа.

    3. Конспект

      Структура урока: лирика М.Ю.Лермонтова изучается в ходе двух уроков, предполагающих самостоятельную подготовку учеников к урокам. В классе парты расставлены так, чтобы могли сидеть четыре группы.

    4. Программа

      При приеме граждан, имеющих среднее (полное) общее образование, среднее профессиональное образование, высшее профессиональное образование, обязательными для всех категорий поступающих являются два вступительных испытания – русский язык и литература.

    5. Урок

      Плановых классных сочинений 4, домашних сочинений 2, практических работ 5, уроков внеклассного чтения 17, уроков проверки техники чтения 3, уроков развития речи 8, произведений для заучивания наизусть 9 + 1*.

    Читайте также:  Сочинение-рассуждение на тему: "человек и природа"

    Источник: https://refdb.ru/look/2325163.html

    Технологическая карта урока литературного чтения. М.Ю. Лермонтов “Парус” 4 класс

    Технологическая карта урока литературного чтения. 4 класс. М.Ю.Лермонтов «Парус»

    Составила: учитель начальных классов МБОУ «ООШ с.Оркино» Саратовской области Петровского района Наталькина Елена Михайловна

    Тема : «Белеет парус одинокий…» Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Парус»

    Цель урока:

    1.Продолжить знакомство детей с биографией М.Ю. Лермонтова.

    2. На основе стихотворения «Парус» показать сложное чувство одиночества, душевного покоя, творческого порыва.

    3. Показать взаимосвязь различных видов искусства.

    4. Воспитание эстетических взглядов.

    Планируемые образовательные результаты:

    • Предметные: научатся выразительно читать; отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении; получат возможность научиться делать иллюстрации к изученному произведению, самостоятельно находить информацию в учебнике и словарях.

    • Метапредметные: активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог; овладеть навыками смыслового чтения.

    • Личностные: владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и обучающимися класса при работе в парах.

    Тип урока: открытие новых знаний, урок – проект

    Дидактические средства:

    • для учителя – Литературное чтение. Учебник. 4 класс. В 2ч. Ч.1 (сост. Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова, ) «Вентана граф», 2016, компьютерная презентация, толковый словарь русского языка для школьников

    • для обучающихся – Литературное чтение. Учебник. 4 класс. В 2ч. Ч.1 (сост. Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова, ) «Вентана граф», 2016, словарь «Книгочей» для младших школьников

    Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, парная.

    Название этапа

    Содержание этапа урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Формируемые УУД

    1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

    Цель этапа: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

    Беседа. Определение темы.

    Послушайте звуки природы.

    -Что вы слышите?

    – Как вы думаете, чем поражает человека море?

    – Ребята, а каким вы представляете море? Подберите эпитеты к слову море?

    – Посмотрите, каким видел море художник Айвазовский.(репродукции)

    – Что общего во всех этих картинах?

    – Какие они?

    Перед вами первый акварельный рисунок Лермонтова «Парус». Неопытной рукой, юный художник, нарисовал одинокий парус. Он создал картину, ещё не видя море. Так сильна была его мечта о нём – одиноком парусе среди безбрежных просторов. Вначале эту картину нарисовал Лермонтов-художник. Несколько лет спустя создал её Лермонтов – поэт.

    – Предположите тему нашего урока?

    – Назовите цели урока?

     Ответы детей.

    -Море, чайки.

     -Волнующее, тёплое, бурное, спокойное.

    -Корабли.

    -Парусные.

    -Стихотворение М.Ю.Лермонтова

    «Парус».

    – Познакомится, проанализировать

    и понять стихотворение «Парус».

    Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с целью; выполнять учебное задание по плану.

    Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

    2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

    Цель этапа:

    пробное учебное действие; фиксация затруднения.

    Знакомство со стихотворением.

    В 1832 году в 17 лет Лермонтов создаёт замечательное лирическое произведение «Парус». Это стихотворение самое популярное лермонтовское произведение.

    – Что значит популярное?

    – Об этом же стихотворении говорят , что оно и самое таинственное.

    -Что это значит?

    – Об одном и том же явлении говорят как о понятном и непонятном. Почему?

    – Попробуем разрешить эту проблему?

    -Общедоступное, вполне понятное по простоте, пользующееся широкой известностью.

    – Заключающее в себе тайну, что- то неразгаданное, загадочное.

    Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия; осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

    Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учет разных мнений.

    3. Первичное восприятие текста

    Цель этапа: выявление и фиксация места и причины затруднения.

    Беседа о прочитанном стихотворении.

    Чтение стихотворения учителем.

    – Сейчас я прочту это стихотворение, а вы подумайте о чём оно?

    Выяснение первичного восприятия стихотворения. Аналитическая беседа.

    Какова композиция стихотворения?

    – Определите рифму. Докажите.

    – Какие картины возникли у вас при чтении, что вы мысленно рисовали?

    – Легко ли перенести лермонтовские строки на рисунок?

    – А вы прониклись сочувствием к одинокому парусу? Казалось бы простые слова! Но в этом то и чудо поэзии.

    – Прочитайте стихотворение и подумайте, какие средства художественной выразительности использует автор.

    – В нём 3 строфы.

    – Перекрёстная.

    4. Анализ произведения

    Цель этапа: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.

    Работа в парах.

    Беседа о прочитанном.

    Рассказ о жизни поэта.

    – Поработайте в парах. Первая пара найдёт олицетворения. Вторая пара – эпитеты.

    – Прочитайте первые две строки каждой строфы. Что рисуют они?

    – О чём говорят две последние строки каждой строфы?

    – Итак, по вашему мнению, это стихотворение о парусе и о море.

    – Сравните две картины. Первая – о море. А вторая? Лермонтов ни разу не называет своего героя. Было ли у вас мнение, что парус это живой человек? Что же это за парус? И о чём на самом деле говорит и думает поэт. Как вы понимаете слово мятежный?

    – В этом стихотворение одинокий парус это метафора, это символ, образ свободы, борьбы.

    – Что такое метафора? А где это можно узнать?

    – Какие ещё символы можно увидеть в стихотворении?

    – Видите какая тайна у стихотворения, какая глубина! Поэтому оно и таинственное.

    – А почему «Парус» – самое популярное стихотворение Лермонтова?

    – Можно ли сказать что оно о смысле жизни?

    Михаил Юрьевич написал его, будучи старше вас всего на несколько лет. Почему юноша так рано начал думать о том, как жить? Почему его герой так одинок? Может ответить на эти вопросы нам помогут детали его биографии?

    Рассказ учащихся о жизни Лермонтова.

    – В возрасте двух лет, маленький Миша остался без матери и его воспитанием занялась бабушка. Она переехала вместе с внуком в имение «Тарханы» Пензенской области, где и протекало детство поэта. Окружённый любовью и заботами он всё равно чувствует себя одиноким и погружается в собственный мир.

    Ему хотелось, чтобы кто-нибудь его приласкал, приголубил, поцеловал. Никто этого не понимал по -настоящему. Здесь, сказывалось, быть может и влияние перенесённой им тяжёлой болезни, которая надолго приковала его к постели и приучила к одиночеству. Возникала обида.

    Она вела к скрытности, развивала чувство одиночества.

    – Итак, что стремился показать автор в стихотворении «Парус».

    – Теперь, когда мы поняли основную мысль стихотворения, предлагаю ещё раз его прочитать.

    ( вслух по куплету)

    – Эпитеты. Парус одинокий, мятежный. Золотой луч, край родной.

    – Олицетворения. Парус ищет, кинул, просит бури, играют волны, ветер свищет.

    – Картины моря.

    – О парусе.

    – Тревожный, беспокойный.

    – Море-жизнь, разная погода- полосы в жизни человека.

    – Каждый открывает здесь что то своё.

    – Человек в жизни, как парус в море.

    – Тема свободы и одиночества.

    Релаксация.

    5 . Реализация построенного проекта.

    Цель этапа: построение и фиксация нового знания.

     Вывешивают, защищают свои творческие работы.

    – Лермонтовский парус живёт не только в поэзии, но и в музыке.

    – Послушайте романс А.Варламова «Парус», написанный на стихи Лермонтова.

    – Понравилась ли вам мелодия и чем?

    – Какое настроение автора лучше всего понято и передано композитором?

    – По настроению он менее глубок, но грусть, тревожность интонации сохранены композитором.

    Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

    Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

    6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

    Цель этапа: применение нового знания.

     Подведение итогов урока, определение темы и задач. Формулировка выводов.

    – Докажите, что вам понятна

    главная мысль этого

    стихотворения.

    Жизнь поэта подобна стихии

    моря: сложна, контрастна,

    противоречива. Поэтому близки

    поэту гордые, отважные люди,

    которые находятся в постоянном

    поиске высоких жизненных

    идеалов. Именно таких людей

    ценил Лермонтов, именно таким

    был он сам.

    – А вам близка тема одиночества?

    – Я хочу предложить вам выразить свои мысли и чувства с помощью творческого задания.

    – Замечательная получилась работа. По вашей работе видно, что у каждого из вас есть друзья, близкие люди, одноклассники. Вы можете придти к ним за помощью в трудную минуту. Ребята, а можно мне свой кораблик присоединить к вашим? Ведь мы с вами тоже одна семья!

    Коллективная работа по созданию рисунка.

    ( аппликация )

    Ребята на заранее подготовленном панно (море, небо) наклеивают свои кораблики как можно ближе, показывая своё единение, окрасив их в соответствующий цвет.

    – Главная мысль тема свободы и одиночества, борьба за свои идеалы.

    Нет. Ведь у нас есть друзья, родные, одноклассники.

    7. Итог урока, рефлексия учебной деятельности на уроке.

    Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке

    Формулировка выводов. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

    – Если вы довольны своей работой, то окрасьте свой парусник в алый цвет. Если сомневаетесь в чём-то, есть что-то непонятное, раскрасьте в зелёный цвет. А если ничего не поняли и цели не достигли, оставьте его белым. Он вам подскажет, что надо ещё поработать над содержанием стихотворения. А какую бы оценку вы себе поставили?

    8. Домашнее задание.

    Задание на дом по выбору:

    – выучить стихотворение наизусть,

    – прочитать выразительно,

    – попробовать сочинить стихотворение близкое вашему внутреннему миру.

    Приложение

    Библиографический список

    1. Бойкина М. В. Уроки чтения. 4 класс : пособие для учителей общеобразовательных учреждений / М.В. Бойкина; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во “Просвещение”. — М.: Просвещение, 2009.

    2. Технологические карты для работы по комплекту для начальной школы “Начальная школа 21 века»” ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 4 класс I полугодие – http://www.prosv.ru/umk/perspektiva

    Источник: https://videouroki.net/razrabotki/tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-litieraturnogho-chtieniia-m-iu-liermontov-paru.html

    Ссылка на основную публикацию