Природа в стихах с. а. есенина: анализ стихотворения “поет зима – аукает”

Анализ стихотворения «Поет зима – аукает» Есенина

Одним из наиболее ярких произведений раннего творчества Сергея Александровича Есенина по праву считается стихотворение «Поет зима – аукает», в котором он в трогательной манере передал образ зимы. Предлагаем краткий анализ «Поет зима – аукает» по плану, с помощью которого можно подготовиться к уроку по литературе во 2 классе.

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Поет зима – аукает.

История создания – Стих написан в 1910 году.

Тема стихотворения – Природа, красота и суровость зимней поры года.

Композиция – Построена на противопоставлении суровой зимы и долгожданной весны.

Жанр – Пейзажная лирика.

Стихотворный размер – Двусложный четырехстопный ямб с использованием парной кольцевой рифмы.

Метафоры – «мохнатый лес баюкает», «стозвон сосняка».

Эпитеты – «седые», «игривые», «бешеный».

Сравнения – «как детки сиротливые».

Олицетворения – «метелица ковром шелковым стелется», «вьюга злится все сильней».

Стихотворение о зиме было написано Есениным в 1910 году, когда ему едва исполнилось 15 лет. Уже тогда он был влюблен в поэзию, но не думал, что именно она станет призванием всей его жизни.

Сергей Александрович долгое время не решался на публикацию своего «зимнего» стихотворения, полагая, что оно излишне наивное, не зрелое, лишенное толкового сюжета. Однако в дальнейшем это произведение было признано одним из лучших в раннем творчестве поэта именно благодаря своей трогательности и простоте восприятия.

Юному Есенину удалось придать образу зимы некую изюминку, многогранность, благодаря чему стихотворение надолго запоминается. Уже в начале своего творческого пути поэт умел удивительно тонко и умело вдыхать жизнь в неодушевленные предметы.

Центральная тема стихотворения – суровая красота русской зимы. В своем произведении автор восторженно демонстрирует всю силу и прелесть зимней поры, которую невозможно победить или обуздать. Единственное, что остается птицам и деревьям, уставшим от бесконечных бурь и снегопадов – терпеливо ждать прихода весны.

Главный образ произведения – зима, которая в первых строках стиха представляется ласковой, заботливой матерью. Она с нежностью «мохнатый лес баюкает», укрывая его мягким снежным покрывалом.

Однако первое впечатление обманчиво, и автор показывает нам истинное лицо зимы – суровое, безжалостное, леденящее душу. Для всего живого на земле она может быть не только любящей матерью, но злобной мачехой, наказывающей нерадивых детей.

Лирический герой не описан детально в стихотворении, но можно смело предположить, что он, сидя в теплом уютном доме, любуется зимним пейзажем из окна. Чувства и эмоции его весьма разнообразны: расслабленное умиротворение от созерцания зимнего леса, жалость к замерзшим пичужкам, предвкушение скорого прихода весны.

В произведении Есенина природа живет, дышит, действует, чувствует. Она может быть радостной и грустной, нежной и грубой, доброй и злой. Но, несмотря на всю свою противоречивость, она вызывает искреннее восхищение и любовь.

Сюжет стихотворения ясен и прост. Композиция состоит из трех условных частей. В самом начале автор повествует о зиме и жителях леса – воробышках, которые жмутся друг к другу в надежде хоть немного согреться. Кульминацией произведения служит описание разбушевавшейся вьюги, от которой ни спрятаться, ни скрыться. Демонстрация могущества зимы уступает место сладким мечтам о скорой весне.

В своем произведении поэт прибегает к противостоянию, игре на контрастах. Зима предстает до заботливой матушкой, то суровой мачехой. Лютые морозы и снежные вихри олицетворяют собой безжалостность зимней поры, которой противопоставляется весна – солнечная, радостная предвестница счастливых перемен.

Стихотворение написано в жанре пейзажной лирики. Стихотворный размер – двусложный четырехстопный ямб с использованием парной кольцевой рифмы.

Отличительной чертой данного произведения является необычное построение строк. Каждая строфа выглядит как обычное четверостишие, но, по сути, является шестистишием, что приводит к особенному звучанию стиха, с перебивкой ритма.

При описании неповторимой красоты и самобытности русской природы поэт мастерски использует различные средства художественной выразительности. Это и метафоры («мохнатый лес баюкает», «стозвон сосняка»), и эпитеты («мохнатый», «седые», «игривые», «бешеный»), и олицетворения («метелица ковром шелковым стелется», «вьюга злится все сильней»).

Замерзших воробышек Есенин сравнивает с «детками сиротливыми», вызывая у читателя неподдельное чувство жалости к птичкам. Тем самым он подчеркивает, что все живое бессильно перед могуществом и величием природы, наделенной властью щедро одаривать и беспощадно отнимать свои дары.

Будь в числе первых на доске почета

Источник: https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/esenin/poet-zima-aukaet.html

Анализ стихотворения Есенина Поет зима аукает



Одно из самых первых произведений Сергея Есенина. известное широкой публике под названием «Поет зима – аукает…». было написано в 1910 году, когда автору едва исполнилось 15 лет.

Опубликовал его поэт гораздо позже, так как считал это стихотворение по-детски наивным и лишенным сюжета.

Тем не менее, образ зимы, который удалось воссоздать Есенину, получился настолько многогранным и запоминающимся, что сегодня это произведение является одним из ключевых в пейзажной лирике поэта.

Казалось бы, описание обычного снегопада – дело утомительное и лишенное всякого смысла. Однако поэт так мастерски сумел подобрать слова и представить метель в разных образах, что воображение сразу же рисует холодный зимний день, кружащийся снег и природу, уснувшую в ожидании весны.

Стихотворение начинается со строчки о том, что зима «поет» и «мохнатый лес баюкает». Поэтому создается ощущение некого умиротворения и спокойствия, которым веет от наряженных в снежные шапки деревьев и седых облаков, которые «плывут в страну далекую».

Но погода обманчива, и вот уже «по двору метелица ковром шелковым стелется». Это – первый признак надвигающееся снежной бури, которая готова уничтожить все живое вокруг, превратив мир в бескрайнюю снежную пустыню.

Предчувствуя ее, «воробышки игривые, как дети сиротливые, прижались у окна», рассчитывая таким образом пережить непогоду.

Но подобное сопротивление лишь злит суровую зиму, надменную и холодную, которая, чувствуя свою власть над природой, вмиг превращается из нежной и заботливой властительницы полей и лесов в коварную ведьму, которая «с ревом бешеным стучит по ставням свешенным и злится все сильней».

Впрочем, внезапная вьюга совсем не пугает воробьев, которые, прижавшись друг к другу, не только спасаются от холода, но и сладко дремлют под завывания ветра. И даже видят сны, в которых на смену лютой зиме приходит «в улыбках солнца ясная красавица-весна».

Несмотря на то, что это стихотворение является одним из первых, написанных Сергеем Есениным. автор в нем осознанно применяет прием одушевления неживых предметов.

Так, зиму он наделяет чертами властной и жестокой женщины, весна у него ассоциируется с юной девушкой. Даже воробьи, которых автор именует «пташками божьими», напоминают людей.

Они спасаются от непогоды, ища защиты друг у друга и надеясь при этом на то, что смогут благополучно дожить до весны.

©”” .

«Поет зима – аукает», анализ стихотворения Есенина

Зима – суровое время года, особенно в умеренных широтах. Сильные морозы, метели, оттепели – каждый русский человек знаком со всеми «прелестями» этого времени года. Сколько пословиц связано с зимой, сколько наблюдений, примет. И все-таки в народе любили зиму за возможность отдохнуть от тяжелой работы на земле, за разгульное веселье на Рождество, Крещение, Масленицу.

Не оставалась в стороне и русская литература, особенно поэзия. В стихах зиму чествовали как почетную и долгожданную гостью, сравнивали то с русской красавицей, то со злобной старухой.

Русский поэт Сергей Александрович Есенин еще в начале своего творчества написал стихотворение «Поет зима – аукает». об анализе которого и пойдет речь далее.

Тогда юноше исполнилось лишь 15 лет, он не думал, что станет поэтом. Когда же появились первые публикации, долго не решался напечатать это стихотворение, считая его слишком наивным, ученическим.

Но именно за простоту восприятия и полюбилось читателям данное произведение впоследствии.

Действительно, образ зимы. появившийся в начале стихотворения, ассоциируется с ласковой матерью, которая баюкает свое дитя – в данном случае «мохнатый лес». Автор не случайно выбирает эпитет«мохнатый».

наверняка, каждый может себе представить ветки деревьев, покрытые инеем, напоминающие именно мохнатые лапы. Но за этой кажущейся ласковостью скрывается и другой образ – жестокой мачехи. которая наказывает нерадивых детей. Именно такими – несчастными, жалкими – выглядят «воробышки игривые».

Недаром поэт сравнивает их с «сиротливыми детками». которые прижались у окна, чтобы хоть как-то согреться.

Таким образом, зима у Есенина словно двуликий Янус: то одним лицом повернется, то другим. На этом противопоставлении и строится все стихотворение. Так метелица «ковром шелковым стелется». но «больно холодна». А вьюга, которая «с ревом бешеным» стучит по ставням и «злится все сильней». своей суровостью противостоит «ясной красавице весне». снящейся пташкам, голодным и усталым.

Конечно, в поэзии является уже неким штампом стремление сравнивать зиму со старухой, косматой, седой, (ведь именно с сединой чаще всего связано представление читателя о снегах и метелях), а весну – с девицей-красавицей. Но Есенину удается избежать слишком очевидного повтора с помощью мотива сна. который видят несчастные замерзшие воробышки.

Вообще, стихотворение наполнено различными звуками. Слышен и «стозвон сосняка» – безусловно, чисто есенинская метафора. Вьюга издает «бешеный рев» и стучит ставнями. Те, кто бывал зимой в деревне, очень хорошо представляют себе подобные звуки.

Эпитеты. в свойственной народным произведениям манере, являются постоянными: ковер – шелковый, облака – седые, рев – бешеный, а весна – ясная. Но использование такого средства выразительности все-таки не оставляет ощущения шаблонности описания. А достигается это, прежде всего, благодаря построению всего стихотворения.

Необычность звучанию придает особое построение строк.

Каждая строфа состоит из двустиший, объединенных парной рифмой, но конец второй строки заканчивается как будто продолжением, образующим свою рифму с продолжением второго двустишия.

Поэтому каждая строфа внешне производит впечатление обычного четверостишия, по сути, являясь шестистишием, и звучит стихотворение тоже по-особенному, с перебивкой ритма.

Естественно, описывая русскую природу, поэт не мог не использовать олицетворения: «зима аукает и баюкает». «метелица ковром шелковым стелется». а «вьюга злится все сильней».

Все это – отголосок народных представлений о природе, наделенной духами.

Однако автор явно рассчитывал на сочувствие читателя к бедным замерзшим птичкам и в то же время на осознание величественности и беспощадности природы, так как все живое беспомощно перед ее всемогуществом.

Таким образом, в стихотворении Сергея Есенина противопоставлены чувство нежной материнской любви и ощущение сиротливого одиночества, любования суровой красотой русской природы и тоски по светлому идеалу, безнадежности и надежды. Поэтому стихотворение не производит впечатления ученического – наоборот, уже здесь чувствуется самобытность автора, которая и будет отличать Есенина от множества других поэтов Серебряного века.

«Поет зима — аукает…» С.Есенин

«Поет зима – аукает» Сергей Есенин

Анализ стихотворения Есенина «Поет зима – аукает»

Одно из самых первых произведений Сергея Есенина, известное широкой публике под названием «Поет зима – аукает», было написано в 1910 году, когда автору едва исполнилось 15 лет.

Опубликовал его поэт гораздо позже, так как считал это стихотворение по-детски наивным и лишенным сюжета.

Тем не менее, образ зимы, который удалось воссоздать Есенину, получился настолько многогранным и запоминающимся, что сегодня это произведение является одним из ключевых в пейзажной лирике поэта.

Казалось бы, описание обычного снегопада – дело утомительное и лишенное всякого смысла. Однако поэт так мастерски сумел подобрать слова и представить метель в разных образах, что воображение сразу же рисует холодный зимний день, кружащийся снег и природу, уснувшую в ожидании весны.

Стихотворение начинается со строчки о том, что зима «поет» и «мохнатый лес баюкает». Поэтому создается ощущение некого умиротворения и спокойствия, которым веет от наряженных в снежные шапки деревьев и седых облаков, которые «плывут в страну далекую».

Но погода обманчива, и вот уже «по двору метелица ковром шелковым стелется». Это – первый признак надвигающееся снежной бури, которая готова уничтожить все живое вокруг, превратив мир в бескрайнюю снежную пустыню.

Предчувствуя ее, «воробышки игривые, как дети сиротливые, прижались у окна», рассчитывая таким образом пережить непогоду.

Но подобное сопротивление лишь злит суровую зиму, надменную и холодную, которая, чувствуя свою власть над природой, вмиг превращается из нежной и заботливой властительницы полей и лесов в коварную ведьму, которая «с ревом бешеным стучит по ставням свешенным и злится все сильней».

Впрочем, внезапная вьюга совсем не пугает воробьев, которые, прижавшись друг к другу, не только спасаются от холода, но и сладко дремлют под завывания ветра. И даже видят сны, в которых на смену лютой зиме приходит «в улыбках солнца ясная красавица-весна».

Читайте также:  Урок-схема рисования карандашом - тюльпан

Несмотря на то, что это стихотворение является одним из первых, написанных Сергеем Есениным, автор в нем осознанно применяет прием одушевления неживых предметов.

Так, зиму он наделяет чертами властной и жестокой женщины, весна у него ассоциируется с юной девушкой. Даже воробьи, которых автор именует «пташками божьими», напоминают людей.

Они спасаются от непогоды, ища защиты друг у друга и надеясь при этом на то, что смогут благополучно дожить до весны.

Помогите написать анализ стихотворения Есенина «поёт зима аукает»,я был бы благодарен, не понимаю литературу: заранее сп

Главная > Литература > Помогите написать анализ стихотворения Есенина «поёт зима аукает»,я был бы благодарен, не понимаю литературу: заранее сп

Помогите написать анализ стихотворения Есенина «поёт зима аукает» ,я был бы благодарен, не понимаю литературу: заранее сп

  • Ритм — двухсложный четырехстопный ямб. Рифма парная и опоясывающая. Читаем первую строчку и понимаем, что речь пойдет о зиме: «Поет зима – аукает». Какие образы создает поэт? Это образы зимы, метелицы, вьюги, воробышков и весны. Автор одушевляет их, используя прием олицетворение — неодушевленные предметы, явления изображаются как живые, наделенные человеческими чувствами, мыслями, действиями. В частности, он пишет: поет зима, аукает, баюкает. И мы слышим звуки зимы. Что значит поёт? Она воет, ревет, стонет, гудит, стучит. «Мохнатый лес баюкает стозвоном сосняка». Баюкает — поет колыбельную. Но это не тихая и ласковая песня, а звон сотни колоколов — стозвон. Поэт прибегает к контрасту, противопоставлению. На этом приеме держится смысл всего стихотворения. «А по двору метелица ковром шелковым стелется,…» — пишет Есенин. Теперь мы уже видим зиму, она предстает в образе метелицы. Автор сравнивает метелицу с ковром. Ковер – это что-то мягкое, пушистое, теплое, но он шелковый, а значит, холодный. Потому и пишет автор: «но больно холодна». Метелица сверкает множеством снежинок, искрится, сияет, переливается, светится серебром, горит тысячами алмазов. Как красиво! Но нет тепла, «но больно холодна». то есть холодна до боли. И снова контраст: беспомощные воробышки противопоставляются бешеной вьюге. «Воробышки игривые, как детки сиротливые, прижались у окна». Автор сравнивает воробышков с сиротливыми детками, которым не у кого просить помощи и защиты. Он сочувствует птичкам: «Озябли пташки малые, голодные, усталые, и жмутся поплотней. А вьюга с рёвом бешеным стучит по ставням свешенным и злится всё сильней». На фоне бешеного рева вьюги, снежных вихрей беспомощность птиц вызывает чувства боли, жалости, страха за их судьбу и стремление защитить. «Суровость зимы становится еще заметнее, ведь от неё страдают ни в чем неповинные воробьи. И вновь контраст: «И дремлют пташки нежные под эти вихри снежные у мерзлого окна. Окно холодное, мерзлое, но несет свет, а значит, надежду на перемены. Цветовая палитра небогата. Оттенки серого, черного, белого характерны для зимнего пейзажа. Но и здесь чувствуется контраст. Седые облака, злая вьюга, снежные вихри несут мрачные, холодные оттенки и грустное, тоскливое настроение. Вызывают страх перед обезумевшей природой. Образ весны напротив пронизан теплом. Автор в трех строчках собрал столько светлых, солнечных слов: прекрасная, в улыбках солнца, ясная, красавица весна. И в каждом слове звук «с» — символ света. Эпитеты «прекрасная». «ясная» помогают нам представить весну во всей красе, почувствовать её еле уловимый аромат. Яркое солнце освещает всю землю: поля, леса, луга, реки. Каждая веточка, каждый кустик, каждый листик напоен солнечным теплом. Весна идёт и ослепительной улыбкой согревает весь мир. Именно о такой красавице-весне мечтают воробышки. Именно о такой весне, мечтает и лирический герой. Для которого жизнь- это борьба света и тьмы, холода и тепла, добра и зла. Контраст цвета, образов помогает передать настроение стихотворения: от грустного, мрачного, полного страха и беспомощности к радостному и восторженному. Образы суровой зимы: вьюги, метели, снежные вихри, лютые морозы — это образы зла. Их больше, они сильнее. Но образы добра: маленькие воробышки, красавица весна тянутся друг к другу, согревают друг друга, а значит, обязательно победят. На смену холодной, злой зиме, снежным вихрям, ревущей вьюге спешит весна и знаменует победу добрых, светлых сил: «И снится им прекрасная, в улыбках солнца ясная, красавица весна».Раскрывая тайны литературного произведения «Поет зима — аукает». мы подтвердили первоначальную гипотезу, согласно которой художественный прием контраст или антитеза помогает нам ярче представить образы, созданные поэтом, понять чувства и переживания лирического героя и выразить их при чтении.

Переделай этот текст на чистый анализ — это кусок из конспекта урока. А вообще, таких анализов в сети полно.

Главная > Литература > Помогите написать анализ стихотворения Есенина «поёт зима аукает»,я был бы благодарен, не понимаю литературу: заранее сп

Природа в стихах С. А. Есенина: анализ стихотворения “Поет зима – аукает”

Анализ стихотворения “Поет зима – аукает”

Мастерски владея словом, гениальный поэт Сергей Есенин передает в скупых, но красочных мазках всю прелесть и в то же время ужас суровой русской зимы. Ведь людям, жившим в России в то время, неоднократно приходилось слышать, как путники, заблудившись в метели, садились и засыпали, чтобы уже никогда не проснуться.

Эту смертельную песню, которую вьюга, насвистывает зима, лирик передает мелодикой колыбельной, используя ритмику двухсложного четырехстопного ямба: «Поет зима – аукает, мохнатый лес баюкает…». Опасные объятия снегового покрывала передают звуки веток сосняка, которые карильоном звенят под порывами ледяного ветра.

Драматический настрой подчеркивают тяжелые тучи, которые «с тоской глубокою» плывут в дальние края.

Но поэт показывает и иную, прекрасную, сторону буйства этой опасной для жизни стихии. Он сравнивает метель с шелковистым ковром, и всякий, кто хоть раз в жизни видел стелющуюся по земле порошу, может представить себе это подвижное, прям как змея, снежное покрывало.

Чтобы еще больше «перенести» читателя в реалии произведения, Есенин добавляет: «Но больно холодна». Да, вьюгой лучше всего любоваться из окна теплого жилья. А вот и оно – жилье. Следующий образ Есенина – это именно окно.

Наверняка из него льется ровный, теплый свет, за ним тепло и уютно.

Контраст холода природы и тепла человеческой жизни чувствуют воробышки, которые пытаются спрятаться от несущих гибель поцелуев зимы под защитой человеческого жилья.

Нежность к пичужкам малым поэт передает, очеловечивая воробьев, сравнивая их и сиротками. Они устали, замерзли и голодны, в них едва теплится жизнь.

То, что они «жмутся поплотней», только усиливает стремление к солидарности с этими живыми существами перед лицом злой вьюги.

Есенин, усиливая напряженность, придает стихиям человеческий образ. Вьюга не просто разгулялась – она пытается убить все живое, злится «с ревом бешеным». В своем стремлении добраться и до обитателей избы, она стучит по ставням, чуть ли не срывает крышу.

Что могут противопоставить этой «Снежной королеве» люди и воробьи? Лишь надежду на скорый приход весны.

Стихотворение заканчивается на оптимистической ноте: даже если пташки нежные и замерзнут насмерть под колыбельную песню вьюги, последнее, что им приснится, будет «прекрасная, в улыбках солнца ясная красавица весна».

Мелодика этого произведения как будто просится, чтобы его положили на музыку. Наверное, именно по этой причине вдохновленный колыбельной, которую напевает вьюга, композитор Георгий Свиридов создал кантату «Поёт зима – аукает».

Слушать стихотворение Есенина Поет зима аукает

Темы соседних сочинений

← Под венком лесной ромашки↑ ЕсенинПороша →

Источник: https://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/esenina/poet-zima-aukaet

«Поет зима – аукает», анализ стихотворения Есенина

Зима – суровое время года, особенно в умеренных широтах. Сильные морозы, метели, оттепели – каждый русский человек знаком со всеми «прелестями» этого времени года. Сколько пословиц связано с зимой, сколько наблюдений, примет. И все-таки в народе любили зиму за возможность отдохнуть от тяжелой работы на земле, за разгульное веселье на Рождество, Крещение, Масленицу.

Не оставалась в стороне и русская литература, особенно поэзия. В стихах зиму чествовали как почетную и долгожданную гостью, сравнивали то с русской красавицей, то со злобной старухой.

Русский поэт Сергей Александрович Есенин еще в начале своего творчества написал стихотворение «Поет зима – аукает», об анализе которого и пойдет речь далее.

  Тогда юноше исполнилось лишь 15 лет, он не думал, что станет поэтом. Когда же появились первые публикации, долго не решался напечатать это стихотворение, считая его слишком наивным, ученическим.

Но именно за простоту восприятия и полюбилось читателям данное произведение впоследствии.

Действительно, образ зимы, появившийся в начале стихотворения, ассоциируется с ласковой матерью, которая баюкает свое дитя – в данном случае «мохнатый лес».

Автор не случайно выбирает эпитет «мохнатый»: наверняка, каждый может себе представить ветки деревьев, покрытые инеем, напоминающие именно мохнатые лапы. Но за этой кажущейся ласковостью скрывается и другой образ – жестокой мачехи, которая наказывает нерадивых детей.

Именно такими – несчастными, жалкими – выглядят «воробышки игривые». Недаром поэт сравнивает их с «сиротливыми детками», которые прижались у окна, чтобы хоть как-то согреться.

Таким образом, зима у Есенина словно двуликий Янус: то одним лицом повернется, то другим. На этом противопоставлении и строится все стихотворение. Так метелица «ковром шелковым стелется», но «больно холодна». А вьюга, которая «с ревом бешеным» стучит по ставням и «злится все сильней», своей суровостью противостоит «ясной красавице весне», снящейся пташкам, голодным и усталым.

Конечно, в поэзии является уже неким штампом стремление сравнивать зиму со старухой, косматой, седой, (ведь именно с сединой чаще всего связано представление читателя о снегах и метелях), а весну – с девицей-красавицей. Но Есенину удается избежать слишком очевидного повтора с помощью мотива сна, который видят несчастные замерзшие воробышки.

Вообще, стихотворение наполнено различными звуками. Слышен и «стозвон сосняка» – безусловно, чисто есенинская метафора.  Вьюга издает «бешеный рев» и стучит ставнями. Те, кто бывал зимой в деревне, очень хорошо представляют себе подобные звуки.

Читайте также:  Постмодернизм в литературе

Эпитеты, в свойственной народным произведениям манере, являются постоянными:  ковер – шелковый, облака – седые, рев – бешеный, а весна – ясная. Но использование такого средства выразительности все-таки не оставляет ощущения шаблонности описания. А достигается это, прежде всего, благодаря построению всего стихотворения.

Необычность звучанию придает особое построение строк.

Каждая строфа состоит  из двустиший, объединенных парной рифмой, но конец второй строки заканчивается как будто продолжением, образующим свою рифму с продолжением второго двустишия.

Поэтому каждая строфа внешне производит впечатление обычного четверостишия, по сути, являясь шестистишием, и звучит стихотворение тоже по-особенному, с перебивкой ритма.

Естественно, описывая русскую природу, поэт не мог не использовать олицетворения: «зима аукает и баюкает», «метелица ковром шелковым стелется», а «вьюга злится все сильней».

Все это – отголосок народных представлений о природе, наделенной духами.

Однако автор явно рассчитывал на сочувствие читателя к бедным замерзшим птичкам и в то же время на осознание величественности и беспощадности природы, так как все живое беспомощно перед ее всемогуществом.

Таким образом, в стихотворении Сергея Есенина противопоставлены чувство нежной материнской любви и ощущение сиротливого одиночества, любования суровой красотой русской природы и тоски по светлому идеалу, безнадежности и надежды. Поэтому стихотворение не производит впечатления ученического – наоборот, уже здесь чувствуется самобытность автора, которая и будет отличать Есенина от множества других поэтов Серебряного века.

  • «Я покинул родимый дом…», анализ стихотворения Есенина
  • «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», анализ стихотворения Есенина, сочинение
  • «Белая береза», анализ стихотворения Есенина
  • «Письмо к женщине», анализ стихотворения Есенина
  • «Я помню, любимая, помню…», анализ стихотворения Есенина
  • «Не жалею, не зову, не плачу…», анализ стихотворения Есенина
  • «Песнь о собаке», анализ стихотворения Есенина
  • «Чёрный человек», анализ поэмы Есенина
  • «Спит ковыль. Равнина дорогая…», анализ стихотворения Есенина
  • «Собаке Качалова», анализ стихотворения Есенина
  • «Пугачёв», анализ поэмы Сергея Есенина
  • «Письмо матери», анализ стихотворения Сергея Есенина
  • «Пороша», анализ стихотворения Есенина
  • «Русь советская», анализ стихотворения Есенина
  • «Край ты мой заброшенный», анализ стихотворения Есенина

По произведению: «Поет зима – аукает»

По писателю: Есенин Сергей

Источник: https://goldlit.ru/esenin/498-poet-zima-analiz

«Поет зима – аукает», анализ стихотворения Есенина

Категория: Анализ стихотворения

ActionTeaser.ru – тизерная реклама

Сергей Есенин

    Поет зима — аукает,

    Мохнатый лес баюкает
    Стозвоном сосняка.
    Кругом с тоской глубокою
    Плывут в страну далекую
    Седые облака.

    А по двору метелица

    Ковром шелковым стелется,
    Но больно холодна.
    Воробышки игривые,
    Как детки сиротливые,
    Прижались у окна.

    Озябли пташки малые,

    Голодные, усталые,
    И жмутся поплотней.
    А вьюга с ревом бешеным
    Стучит по ставням свешенным
    И злится все сильней.

    И дремлют пташки нежные

    Под эти вихри снежные
    У мерзлого окна.
    И снится им прекрасная,
    В улыбках солнца ясная
    Красавица весна.

1910

«Поет зима – аукает», анализ стихотворения Есенина

Зима – суровое время года, особенно в умеренных широтах. Сильные морозы, метели, оттепели – каждый русский человек знаком со всеми «прелестями» этого времени года. Сколько пословиц связано с зимой, сколько наблюдений, примет. И все-таки в народе любили зиму за возможность отдохнуть от тяжелой работы на земле, за разгульное веселье на Рождество, Крещение, Масленицу.

Не оставалась в стороне и русская литература, особенно поэзия. В стихах зиму чествовали как почетную и долгожданную гостью, сравнивали то с русской красавицей, то со злобной старухой.Русский поэт Сергей Александрович Есенин еще в начале своего творчества написал стихотворение «Поет зима – аукает», об анализе которого и пойдет речь далее.

  Тогда юноше исполнилось лишь 15 лет, он не думал, что станет поэтом. Когда же появились первые публикации, долго не решался напечатать это стихотворение, считая его слишком наивным, ученическим. Но именно за простоту восприятия и полюбилось читателям данное произведение впоследствии.

Действительно, образ зимы, появившийся в начале стихотворения, ассоциируется с ласковой матерью, которая баюкает свое дитя – в данном случае «мохнатый лес». Автор не случайно выбирает эпитет «мохнатый»: наверняка, каждый может себе представить ветки деревьев, покрытые инеем, напоминающие именно мохнатые лапы.

Но за этой кажущейся ласковостью скрывается и другой образ – жестокой мачехи, которая наказывает нерадивых детей. Именно такими – несчастными, жалкими – выглядят «воробышки игривые». Недаром поэт сравнивает их с «сиротливыми детками», которые прижались у окна, чтобы хоть как-то согреться.Таким образом, зима у Есенина словно двуликий Янус: то одним лицом повернется, то другим.

На этом противопоставлении и строится все стихотворение. Так метелица «ковром шелковым стелется», но «больно холодна». А вьюга, которая «с ревом бешеным» стучит по ставням и «злится все сильней», своей суровостью противостоит «ясной красавице весне», снящейся пташкам, голодным и усталым.

Конечно, в поэзии является уже неким штампом стремление сравнивать зиму со старухой, косматой, седой, (ведь именно с сединой чаще всего связано представление читателя о снегах и метелях), а весну – с девицей-красавицей. Но Есенину удается избежать слишком очевидного повтора с помощью мотива сна, который видят несчастные замерзшие воробышки.

Вообще, стихотворение наполнено различными звуками. Слышен и «стозвон сосняка» – безусловно, чисто есенинская метафора.  Вьюга издает «бешеный рев» и стучит ставнями. Те, кто бывал зимой в деревне, очень хорошо представляют себе подобные звуки.

Эпитеты, в свойственной народным произведениям манере, являются постоянными:  ковер – шелковый, облака – седые, рев – бешеный, а весна – ясная. Но использование такого средства выразительности все-таки не оставляет ощущения шаблонности описания. А достигается это, прежде всего, благодаря построению всего стихотворения.Необычность звучанию придает особое построение строк.

Каждая строфа состоит  из двустиший, объединенных парной рифмой, но конец второй строки заканчивается как будто продолжением, образующим свою рифму с продолжением второго двустишия. Поэтому каждая строфа внешне производит впечатление обычного четверостишия, по сути, являясь шестистишием, и звучит стихотворение тоже по-особенному, с перебивкой ритма.

Естественно, описывая русскую природу, поэт не мог не использовать олицетворения: «зима аукает и баюкает», «метелица ковром шелковым стелется», а «вьюга злится все сильней». Все это – отголосок народных представлений о природе, наделенной духами.

Однако автор явно рассчитывал на сочувствие читателя к бедным замерзшим птичкам и в то же время на осознание величественности и беспощадности природы, так как все живое беспомощно перед ее всемогуществом.

Таким образом, в стихотворении Сергея Есенина противопоставлены чувство нежной материнской любви и ощущение сиротливого одиночества, любования суровой красотой русской природы и тоски по светлому идеалу, безнадежности и надежды. Поэтому стихотворение не производит впечатления ученического – наоборот, уже здесь чувствуется самобытность автора, которая и будет отличать Есенина от множества других поэтов Серебряного века. Сейчас смотрят:{module Анализ стихотворения:}

ActionTeaser.ru – тизерная рекламаActionTeaser.ru – тизерная реклама

Источник: http://referat567.info/analiz-stikhotvoreniya/5870-poet-zima-aukaet-analiz-stikhotvoreniya-esenina.html

“Поёт зима – аукает…”

lesnoyskitalets   Многие слова и выражения русского языка родились из природы. Образы в поэзии:  всегда удивляешься, как поэт мог простыми словами выразить самую суть состояния природы! Видимо, тут важно всё: сочетание звуков, последовательность образов.

  И образы эти реальны! Но прочувствовать их вполне можно, лишь очутившись хотя бы приблизительно в той обстановке, которая и навеяла эти стихи поэту     Вот и недавно, в январе, прогуливаясь зимним лесом, я вполне ощутил силу образов одного стихотворения 

                                                                                                 Сергей Есенин 

                                                                                                        * * *

                                                                                             Поёт зима – аукает,

                                                                                             Мохнатый лес баюкает
                                                                                                                 Стозвоном сосняка.
                                                                                             Кругом с тоской глубокою
                                                                                             Плывут в страну далёкую
                                                                                                                 Седые облака.

                                                                                             А по двору метелица

                                                                                             Ковром шелковым стелется,
                                                                                                                 Но больно холодна.
                                                                                             Воробышки игривые,
                                                                                             Как детки сиротливые,
                                                                                                                 Прижались у окна.

                                                                                             Озябли пташки малые,

                                                                                             Голодные, усталые,
                                                                                                                  И жмутся поплотней.
                                                                                              А вьюга с рёвом бешеным
                                                                                              Стучит по ставням свешенным
                                                                                                                   И злится всё сильней.

                                                                                              И дремлют пташки нежные

                                                                                              Под эти вихри снежные
                                                                                                                   У мёрзлого окна.
                                                                                              И снится им прекрасная,
                                                                                              В улыбках солнца ясная
                                                                                                                    Красавица весна

                                                                                                1910

Разберём последовательно эти образы:   Есенин вырос в деревне, среди природы, знал и чувствовал её не понаслышке. Есть в его биографии интересный факт, когда в январе 1910 года он сбежал из Спас-Клепиковской школы, где учился, домой, в Константиново.

И шёл он пешком зимними лесами, а это около 80 километров.

Обратите внимание, что стихотворение датируется именно этим годомСтихотворение построено на контрастах, противопоставлениях, и идёт как бы волнами:

                                                                                             Поёт зима – аукает,
                                                                                             Мохнатый лес баюкает
                                                                                                                   Стозвоном сосняка.Есенин часто придумывал новые, необычные слова. Есть такое слово и здесь: стозвон. Возникает вопрос: как можно баюкать стозвоном? Представляете “колыбельную”, когда звенят вокруг сто колоколов! Но здесь другое: стозвон сосняка – это звенящая морозная тишина, когда любой малый звук: скрип снега под ногой или потрескивание деревьев от мороза раздаётся в абсолютной тишине стозвонным эхом 

Мохнатый лес

Сосновый лес, покрытый изморозью, действительно мохнатый, но какой-то необычной, серебристой “мохнатостью”

Стозвон сосняка

Смотришь на эти сосны и явственно слышишь, как в абсолютной тишине они звенят

                                                                                             Кругом с тоской глубокою
                                                                                              Плывут в страну далёкую
                                                                                                                   Седые облака.Взгляните на первый снимок! Зимой облака чаще всего такие и бывают: белёсые, седые, размытые

А дальше в стихотворении идёт резкий контраст: от звенящей тишины величественного соснового бора к обычному сельскому двору, по которому метёт метелица и жмутся к окну и друг к другу маленькие озябшие воробышки

                                                                                             А по двору метелица
                                                                                             Ковром шелковым стелется,
                                                                                                                   Но больно холодна.
                                                                                             Воробышки игривые,
                                                                                             Как детки сиротливые,
                                                                                                                    Прижались у окна.

                                                                                             Озябли пташки малые,

                                                                                             Голодные, усталые,
                                                                                                                    И жмутся поплотней.

Воробышки игривыеА далее снова идёт взлёт, контраст усиливается:

      А вьюга с рёвом бешеным                   Стучит по ставням свешенным

                                                  И злится всё сильней.

И снова дремота:

            И дремлют пташки нежные      Под эти вихри снежные  

                                        У мёрзлого окна.

А завершается стихотворение светло, с надеждой:

       И снится им прекрасная,    В улыбках солнца ясная

                                          Красавица весна

Обратите здесь внимание на часто повторяющуюся солнечную букву С

 

Источник: https://lesnoyskitalets.livejournal.com/15712.html

Единство человека и природы в стихотворении С.А.Есенина “Поет зима, аукает…”

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

гимназия №44

Муниципального образования город Краснодар

Краснодарский край

Номинация: Методические материалы,

методика преподавания и разработка уроков гуманитарного цикла

Урок литературы

«Единство человека и природы в стихотворении

С.А.Есенина «ПОЕТ ЗИМА, АУКАЕТ…»

   Кушнарева Наталья  Владимировна,

учитель русского языка и литературы,

первая квалификационная категория

г.Краснодар, ул.Селезнева, д.4/14, кв.47

рабочий: 8(861)231-05-81

личный: 8-918-324-86-54

адрес электронной почты:

Alina2606@yandex.ru

  Пояснительная записка

Направление: гуманитарное;

Тема урока: «Единство человека и природы в стихотворении С.А.Есенина «Поет зима, аукает…»;

Тип урока:  урок комплексного применения УУД при выполнении  компетентностно-ориентированных заданий с элементами групповой и проектно-исследовательской деятельности.

УМК: под редакцией Г.С.Меркина « Литература. 5 класс».

Цели урока:               

Образовательная

  1. Познакомить учащихся с творчеством С.А.Есенина;
  2. Развивать умения анализировать художественный текст;
  3. Развивать навыки выразительного чтения поэтических текстов.

Развивающая

1. Развивать информационную компетенцию: навыки работы с различными источниками информации (публицистический текст, словарная статья, монологическая речь учителя, учащихся, окружающий мир).

2.Развивать предметную компетенцию: навыки выразительного чтения, устной и письменной монологической речи.

Читайте также:  Сказки и рассказы про осень для детей

3.Развивать коммуникативную компетенцию: навыки группового взаимодействия.

4.Развивать учебно – познавательные компетенции: исследовательские навыки познания, умение действовать самостоятельно, добывание знаний непосредственно из реальности

6. Развивать творческие способности учащихся.

Воспитательная

1.Формировать социокультурную компетентность: бережное отношение к родному русскому языку, воспитание чувства патриотизма на основе изучения лирических произведений.

Формируемые УУД
Личностные Коммуникативные Познавательные Регулятивные
Познавательный интерес к литературе и творчеству поэтов XX века
  • Определять актуальность произведений для читателей  разных поколений;
  • Вступать в диалог с другими читателями.
  • Основы изучающего и поискового чтения
  • Самостоятельно формулировать тему, проблему урока, его цели;
  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы
Планируемые результаты
Предметные Метапредметные Личностные
  • Понимать художественный текст;
  • Давать его смысловой анализ на основе наводящих вопросов;
  • Интерпретировать прочитанное;
  • Выявлять авторскую позицию, определяя свое отношение к этой позиции.
Овладение умением подбирать аргументы при обсуждении произведения. Формирование собственного круга чтения.

Оборудование:  

– учебник; 

– мультимедийная презентация;

– аудиозапись стихотворения;

– диск-приложение к УМК;

– карточки

Характеристика класса: в 5в классе обучается 28 учащихся, из них 13 девочек и 15 мальчиков. Дети из разных социальных групп и разных национальностей. Но это не мешает им быть сплоченным коллективом.

Класс дружный, любознательный, желающий и умеющий учиться. Дети активно включаются в урок, принимая участие в работе в любых формах (групповая, индивидуальная).  Класс с сильным творческим и учебным потенциалом. Ребята заинтересованы в получении знаний.

Уровень развития разный, но желание учиться общее и большое.

На уроке ребята приняли активное участие в анализе стихотворения, нахождении средств художественной выразительности, частично-исследовательской деятельности и составлении буриме. В результате урок прошел на волне творчества, сотрудничества; были закреплены ранее полученные сведения из теории литературы; у ребят проявился интерес к стихосложению.

Урок литературы построен в соответствии с ФГОС по программе Г.С.Меркина  «Литература 5-9 классы». Учебник Г.С.Меркина «Литература. 5 класс». Авторская программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю), рабочая программа учителя – на 102 часов (3 часа в неделю) в соответствии с учебным планом школы. Урок относится к разделу  «Русская литература XX века»

Перечень литературы для учители и обучающихся:

УМК под редакцией Г.С.Меркина:

  • Учебник  «Литература 5 класс» ;
  • Рабочие тетради
  • Поурочное планирование «Уроки литературы в 5 классе»

– 

Этап урока Форма работы Содержание Деятельность учителя Деятельность ученика УУД
I. Самоопределение к деятельности, целеполагание. Совместное определение цели и  задач урока, этапов и форм работы. Беседа Знакомство с тематикой стихотворения «Поет зима, аукает…» Продолжает знакомить учащихся с миром поэзии С.Есенина Настраиваются на плодотворную работу с поэтическим текстом. Регулятивные, познавательные.
II. Этап актуализации знаний и фиксации затруднений в деятельности  Аудиозапись стихотворения, иллюстрации картин русских художников. Знакомство со стихотворением  «Поет зима, аукает…» Беседа:- Вы прослушали стихотворение. Выскажите свое мнение. Выражают свое мнение о поэтическом тексте. Коммуникативные
III. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала Компетентностно-  ориентированное задание.  Работа с текстом Стр.74 -75 (учебник) Консультирует учащихся по правила анализа поэтического текста. Выразительное чтение стихотворения Познавательные (понимание текстов, извлечение необходимойинформации;– подведение под понятие)Коммуникативные
Работа по теме урока Словарная работа Вопросы № 1,2,6 стр.25-27 Организует работу и  консультирует учащихся Работа по рабочей тетради Познавательные
IV.  Физминутка Физические упражнения Зарядка для кистей рук (встряхивать руками и сжимать и разжимать пальцы)Мы писали, мы писали,Наши пальчики устали,Мы немножко отдохнемИ опять писать начнем. Проговаривает считалку Выполняют физминутку РегулятивныеПознавательные
Закрепление знаний Использование электронного приложения к УМК Проведение теста по художественным средствам и биографии поэта Организует работу и  консультирует учащихся Выполняют тест Познавательные
Проектное задание Составление «Буриме» ( в группах по 2-4 человека) Заполнение карточек с рифмованными окончаниями строк. Раздает карточки  и контролирует мини-проект. Обсуждают в группе, предлагают свои варианты фраз.Защищают проект. КоммуникативныеПознавательныеЛичностныеРегулятивные
V. Подведение итогов, рефлексия Беседа  Продолжите предложение:Сегодня я повторил(а), (что?)Сегодня я научился(лась)….Я не совсем понял(а)…    Как я оцениваю свою работу на уроке? Задает вопросы Отвечают на вопросы и делают вывод о роли поэзии С.Есенина в литературе и жизни русского человека. Регулятивные Личностные
VI. Домашнее задание Разноуровневое домашнее задание
  1. Выучить стихотворение наизусть;
  2. Стр.77, задание 8,9,10;
  3. Сочинить стихотворение о зиме.
Озвучивает задание Записывают в дневник ПознавательныеЛичностные

Источник: http://centrideia.ru/metodicheskaya-kopilka/edinstvo-cheloveka-i-prirody-v-stihotvorenii-saesenina-poet-zima-aukaet

Скачать материал

так то ЕНТ / Разработки уроков / Уроки по Русской литературе

Конспект к уроку русской литературы “С.А. Есенин “Поёт зима аукает”

08.05.2015 2105 326 Скрыльникова Ольга Александровна

Цели: 1) познакомить с произведением С.Есенина «Поёт  зима  – аукает», формировать умение анализировать  стихотворение, понимать настроение лирического героя  и поэта, навыки  выразительного  чтения стихотворения.

2) развивать навыки чтения, умение анализировать образные средства языка,  внимание к авторскому слову, к точному употреблению слов в поэтической речи , умение выражать  свои чувства по отношению к прочитанному, творческое воображение

3) воспитывать  чувство  сострадания, заботливое отношение ко всему живому.

Оборудование: портрет писателя С.А.Есенина,  репродукции А. Пластова  «Первый снег»,   И.Грабаря «Зимний пейзаж».

Ход урока.

-Здравствуйте дети. Сегодня у нас необычная встреча. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем гостей. Улыбнитесь им, теперь друг другу. Пожалуйста, повернитесь ко мне и подарите вашу улыбку мне. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Только это настроение нам понадобится сегодня для работы.

-Поможет нам настроиться на рабочий лад это стихотворение:

Подарите каждому

По кусочку солнышка,

Пусть добром наполнятся

Души их до донышка.

И тогда увидите

Вы картины светлые,

Облака небесные,

Легкие, несмелые.

2. Проверка домашнего задания.

 На дом был задан подробный пересказ рассказа С.Аксакова «Буран». После того как был заслушан пересказ одного ученика, ему и всем детям был задан вопрос:

Учитель: Как вы понимаете значение слова буран?  Каким он может быть?

Учитель: Прочитайте слова, написанные на доске. 

 Учитель: Что общего в значение этих слов?

   Учитель: Каким словом называют слабый ветер, который как бы стелется по земле, увлекая за собой снег?

  Учитель: А если ветер  становиться сильнее, какие слова мы употребляем?

Учитель: С помощью, каких слов автору удалось передать всю силу разбушевавшейся стихии?                

3.Подготовка к восприятию.

 Учитель:  Хорошо,  ребята. Сегодня мы с вами продолжим разговор о зиме. Посмотрите на репродукции картин двух известных русских художников: «Первый снег»  А. Пластова  и «Зимний пейзаж» И. Грабаря.

 Учитель:  Какое настроение у вас возникает, когда вы смотрите на картину А. Пластова?                                                           Учитель:   А когда вы смотрите на картину И. Грабаря?

     Учитель:  Что изобразил художник на своей картине?

   Учитель:  Какие деревья в этом лесу?

  Учитель:      Каким словом называют лес, в котором  растет много сосен?

  Учитель :    Сосны покрыты иголками, хвоей, и если мы прислушаемся в таком лесу, то, что услышим?

  Учитель:  А какие еще деревья нарисовал  художник?

Учитель:   Они покрыты инеем. Подберите слова, с помощью которых можно описать эти деревья.  Ученик:    Мохнатые пушистые, сказочные.

Учитель:  Да,   ребята,   зима  –  удивительное время года,  она бывает разной:  радостной, веселой, торжественной,  величавой,  холодной,   неуютной.

  Учитель:  Что вам нравиться зимой? А что вы зимой не очень любите? Какие стихи о зиме вы помните? Кто авторы этих  стихов?

 Учитель:   Сегодня мы познакомимся со стихотворением С.Есенина «Поет зима – аукает…» и будем учиться читать его выразительно.

Сергей Есенин – прекрасный русский поэт. Он родился и вырос в селе Константиново, под Рязанью, на берегу  реки Оки. Сергей Есенин очень любил родную природу и воспел ее в своих стихах.

После такой подготовительной работы учитель читает стихотворение С.Есенина вслух.

4.Первичное чтение стихотворения.

Учитель: Какое чувство возникло у вас, когда вы  слушали стихотворение?

После повторного чтения стихотворения про себя приступаем к его анализу.

5.Вторичное чтение  и анализ стихотворения.

 Учитель:    А теперь, ребята, давайте внимательно почитаем текст и подумаем, поразмышляем над его содержанием. Прочитайте про себя первую часть стихотворения.

(Дети читают).

Учитель: Чем отличается первоначальный вариант первых строк стихотворения:

Пришла зима холодная,

Подула вьюга грозная,

Застынула река.

от окончательного варианта?

Учитель:  Как автор описывает зиму?

Учитель: Как вы  думаете, эти слова взяты из жизни природы или людей?

Учитель:   Что она «делает»?

Учитель: Найдите слова и звуки, рисующие образ зимы в первых строчках стихотворения?

Учитель:    Какое настроение у вас возникает при чтении следующих строк?

 Учитель:    С помощью, каких слов Есенину удается создать такое настроение?

Учитель:    Прочитайте следующую часть стихотворения. (Дети читают)

 Учитель:   О чем пишет автор в этой части? 

Учитель:    Он называет ее ласково метелица. Но как он к ней относится?

  Учитель:   Найдите и прочитайте, как автор описывает метель в следующей части.

  Учитель:     Как он теперь ее называет?

Учитель:    Какая она?

Учитель:    Какие слова помогают нам это понять?

Учитель: Какова роль союза,  но  в образе метелицы?  Что и чему автор противопоставляет?

Учитель:     О ком еще Есенин пишет в стихотворении?

Учитель:     Как вы думаете, почему он пишет именно о них?

Учитель:     Какие слова он употребляет, чтобы передать свое  отношение к воробьишкам?

Учитель: Как вы думаете, почему он так к ним относится?

Учитель: Какое чувство к воробышкам он хочет вызвать у читателя?

Учитель: Какую роль играет союз, а в третьем шестистишии?

Учитель:     Ребята, а о чем мечтают  воробышки?

  Учитель:     Прочитайте, о какой весне они мечтают.  

Учитель: Ребята, как вы думаете, что хотел нам показать  поэт, сочинив такое замечательное  стихотворение?

Учитель: Что вы можете сказать об отношении автора к природе? Объясните свой ответ.

Учитель:  Вначале С.А.Есенин назвал стихотворение  «Воробышки». Как вы  думаете, сохранился ли образ   этих героев стихотворения? Остался ли он главным, центральным, самым важным для автора или  нет?

Словесное рисование.

Учитель:    А теперь, ребята, давайте рассмотрим иллюстрации к этому стихотворению. Что изобразил художник? Как он нарисовал птичек? Какие краски он выбрал для своей картины?

Учитель:     Представьте себе, что вы художники. Какую иллюстрацию вы сами нарисуете? Что вы нарисуете по-другому, иначе, чем в учебнике?

Работа над выразительностью, конкурс чтецов.

Учитель:    Давайте подумаем теперь, как мы будем читать это стихотворение. С каким чувством будем читать? Все ли одинаково?

 Учитель:      В каком темпе будем читать это стихотворение: быстро или неторопливо?             Учитель:      А где будем делать небольшие остановки при чтении?

Учитель:    Какие слова мы будем выделять голосом при чтении стихотворения?

(Дети читают по строчке, выделяя голосом слова, обсуждают, пробуют, спорят)

  Учитель:    А теперь, когда мы подготовились к выразительному чтению, давайте почитаем его по частям.

 (Дети читают по частям и коллективно оценивают чтение каждого ученика, делают замечания, стараются повторно прочитать еще лучше)

 Учитель:    Приготовьтесь прочитать стихотворение целиком. Кто лучше прочитает?

 (Чтение каждого ученика обсуждается, оценивается)

6. Итог урока.

 Учитель:  С каким произведением познакомились на уроке?

Учитель: Что  интересного узнали на уроке?

7. Домашнее задание.

На дом ученики получают задание подготовить выразительное чтение стихотворения наизусть. Это задание не вызывает у них как часто бывает, внутреннего протеста, потому что текст им знаком, близок, они успели его полюбить и хорошо знают, как его нужно читать.

Источник: http://tak-to-ENT.net/load/243-1-0-15918

Ссылка на основную публикацию