Природа в стихах а. с. пушкина: анализ стихотворения “зимняя дорога”

Анализ стихотворения Зимняя дорога Пушкина 6 класс

Стихотворение “Зимняя дорога” было написано в 1826 году. С самого начала читателю становится понятно, что жизнь автора в этот момент не была светлой. Пушкин описывает жизнь героя, как унылую, беспросветную, сравнивая ее с одинокими полянами. Чувство поэта, как и пейзаж описанный в произведении-мрачные.

В этом стихотворении прослеживаются обычные философские ноты, которые характеры для лирики Пушкина. Автор описывает нелегкий путь лирического героя, тем самым сравнивая его со своей жизнью. Природа вокруг заснула, нигде никого не слышно и не видно.

Но даже когда вокруг мрак и уныние, все же остается надежда на светлое будущее. Стремление идти дальше и жить герою дают мысли о любимой женщине, он мечтает, как окажется рядом с ней, и тогда все беды отступят.

Читатель привык к тому, что образ природы обычно свидетельствует о свободе, но не в “Зимней дороге”, тут же природа идет наперекор человеку, поэтому мы видим, как главный герой спешит домой.

Стихотворение Пушкина относят к жанру элегии, в нем раскрыты размышления автора и описание природы. Использование глаголов в стихотворении способствует детальному раскрытию душевных переживаний лирического героя.

6 класс

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Зимняя дорога»

Стихотворение «Зимняя дорога» было создано в 1826 году. В сентябре этого года к Пушкину прибыл человек, направленный псковским губернатором. Поэт должен был немедленно явиться в Москву. Там находился Николай I, который должен был освободить Пушкина от цензуры и пообещать личное покровительство. Вполне вероятно, что стихотворение было написано как раз после длительной поездки.

Лирический герой передает все чувства, которые испытывал сам автор. С самого начала стихотворения становится понятно, что герой пребывает в унынии и тоске.

Неоднократно встречаются такие слова, как «печаль», «грустно», «скучно». Как будто вся жизнь Пушкина протекает не в самых радужных красках. Герой едет по зимней дороге, а на встречу попадаются одни «версты полосаты».

Эти версты такие же полосатые, как и жизнь лирического героя.

Произведение написано хореем, к тому же постоянные и непостоянные пиррихии придают стихотворению более разговорный характер.

В качестве художественных приемов используются эпитеты («по дороге зимней, скучной», «сердечная тоска»), метафоры («пробирается луна», «лицо отуманено печалью»). Аллитерация представлена выражением «печальные поляны».

Есть и кольцевая композиция. Это прием выражен в сочетании «пробирается луна» ‒ «отуманен лунный лик».

Лирическому герою итак грустно, так еще и «колокольчик однозвучный» и «долгие песни ямщика» добавляют уныния. Во второй части появляется образ некой Нины, к которой должен приехать герой и с которой они никогда не расстанутся. Здесь настроение героя как будто улучшается, но в последних строках произведения наступает полное уныние: «ямщик умолк», «звучит однозвучный колокольчик».

Анализ стихотворения А.С. Пушкина “Зимняя дорога”

В стихотворении «Зимняя дорога», написанном в 1826 году, звучит традиционная для лирики Пушкина тема дороги. Однако, в отличие от стихотворений романтического периода, здесь она осмысливается иначе. Романтический герой — вечный скиталец, вся его жизнь — в пути, в доро­ге, и любая остановка означает для него потерю свободы.

В романтической поэзии тема свободы с темой дороги связана очень тесно. Здесь же тема дороги соединяется не со стремлением к свободе, а наоборот — герой стремится домой. Дорога здесь связывается с «волнистыми туманами», «пе­чальными полянами» и «однозвучным» колокольчиком, а сама дорога названа «скучной».

Этому долгому и утомительному пути противопоставлен домашний уют:

Скучно, грустно. Завтра, Нина,

Завтра к милой возвратясь,

Я забудусь у камина,

Загляжусь не наглядясь.

Таким образом, если в романтических стихотворениях мотив дороги связывался с постоянным движением, с кочевой жизнью и именно такая жизнь представляется как наиболее приближенная к идеалу — полной свободе человека, то в 1826 году Пушкин осмысляет эту тему по-другому.

Текст «Зимняя дорога» А.Пушкин

Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны

Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит, Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит.

Что-то слышится родное В долгих песнях ямщика: То разгулье удалое,

То сердечная тоска…

Ни огня, ни черной хаты… Глушь и снег… Навстречу мне Только версты полосаты

Попадаются одне.

Скучно, грустно… Завтра, Нина, Завтра, к милой возвратясь, Я забудусь у камина,

Загляжусь не наглядясь.

Звучно стрелка часовая Мерный круг свой совершит, И, докучных удаляя,

Полночь нас не разлучит.

Грустно, Нина: путь мой скучен, Дремля смолкнул мой ямщик, Колокольчик однозвучен,

Отуманен лунный лик.

Анализ стихотворения Пушкина «Зимняя дорога» №3

Александр Пушкин является одним из немногих русских поэтов, которому в своих произведениях удавалось мастерски передавать собственные чувства и мысли, проводя удивительно тонкую параллель с окружающей природой. Примером тому может служить стихотворение «Зимняя дорога», написанное в 1826 году и, как считают многие исследователи творчества поэта, посвященное его дальней родственнице – Софии Федоровне Пушкиной.

У этого стихотворения есть довольно печальная предыстория. Мало кому известно, что с Софьей Пушкиной поэта связывали не только родственные узы, но и весьма романтические отношения. Зимой 1826 года он сделал ей предложение, однако получил отказ.

Поэтому вполне вероятно, что в стихотворении «Зимняя дорога» таинственная незнакомка Нина, к которой обращается поэт, и является прообразом его возлюбленной.

Само же путешествие, описанное в данном произведении – не что иное, как визит Пушкина к его избраннице с целью решить вопрос о бракосочетании.

С первых строк стихотворения «Зимняя дорога» становится ясно, что поэт пребывает отнюдь не в радужном настроении. Жизнь представляется ему унылой и беспросветной, как «печальные поляны», через которые зимней ночью мчится карета, запряженная тройкой лошадей.

Мрачность окружающего пейзажа созвучная тем чувствам, которые испытывает Александр Пушкин. Темная ночь, тишина, изредка нарушаемая звоном колокольчика и унылой песне ямщика, отсутствие селений и вечный спутник странствий – полосатые верстовые столбы – все это заставляет поэта впасть в некую меланхолию.

Вполне вероятно, что автор заранее предчувствует крах своих матримониальных надежд, однако не хочет себе в этом признаваться. Для него образ возлюбленной является счастливым избавлением от утомительного и скучного путешествия.

«Завтра к милой возвратясь, я забудусь у камина» — с надеждой мечтает поэт, рассчитывая на то, что конечная цель с лихвой оправдает длительное ночное путешествие и позволит в полной мере насладиться покоем, уютом и любовью.

В стихотворении «Зимняя дорога» есть и определенный скрытый смысл. Описывая свое путешествие, Александр Пушкин сравнивает его с собственной жизнью, такой же, по его мнению, скучной, унылой и безрадостной.

Лишь некоторые события вносят в нее разнообразие наподобие того, как ямщицкие песни, удалые и грустные, врываются в ночную тишину.

Однако это – лишь короткие мгновения, которые не способны изменить жизнь в целом, придать ей остроту и полноту ощущений.

Не стоит также забывать, что к 1826 году Пушкин был уже состоявшимся, зрелым поэтом, однако его литературные амбиции не были удовлетворены в полной мере. Он мечтал о громкой славе, а в итоге высшее общество фактически отвернулось от него не только из-за вольнодумства, но и благодаря безудержной любви к азартным играм.

Известно, что к этому времени поэт сумел промотать довольно скромное состояние, доставшееся ему в наследство от отца, и рассчитывал поправить свои финансовые дела благодаря браку.

Не исключено, что Софья Федоровна все же питала к своему дальнему родственнику теплые и нежные чувства, однако страх окончить свои дни в нищете вынудил девушку и ее семью отклонить предложение поэта.

Вероятно, предстоящее сватовство и ожидание отказа стали причиной столь мрачного расположения духа, в котором Александр Пушкин пребывал во время поездки и создал одно из самых романтичных и печальных стихотворений «Зимняя дорога», наполненных грустью и безысходностью. А также верой в то, что, возможно, ему удастся вырваться из порочного круга и изменить свою жизнь к лучшему.

“Зимняя дорога” Пушкина: анализ стихотворения

«Зимняя дорога» Пушкина, анализ которой является предметом настоящего обзора, стала одним из наиболее знаковых произведений в его творчестве.

Будучи лирическим и трогательным по содержанию, оно вместе с тем подводит итоги его жизни и творчества.

Сочинение интересно тем, что в нем переплетаются природные зарисовки, любовная тематика, а также глубокий философский смысл, которым проникнут внутренний монолог автора.

Наиболее примечательным образцом русской поэзии является стихотворение «Зимняя дорога» Пушкина. Анализ данного произведения следует начать с краткой характеристики условий его создания.

Александр Сергеевич написал его в 1826 году. Это было непростое время для поэта. Будучи влюбленным в свою дальнюю родственницу Софью Пушкину, он намеревался на ней жениться, однако получил отказ. И эта самая грусть по утраченной любви нашла свое отражение в стихотворении. Кроме того, в это же время он переживал не лучшие времена в своей творческой биографии.

Состоявшись как знаменитый писатель и поэт, он тем не менее мечтал о более громкой славе. Но в обществе у него была крайне неоднозначная репутация вольнодумца.

Также многие недоброжелательно относились к его образу жизни: поэт много играл и растратил свое небольшое наследство от отца.

Все эти обстоятельства, возможно, и стали причиной отказа Софьи, которая не решилась пойти против общественного мнения, хотя, как известно, испытывала к автору искреннюю симпатию.

Стихотворение «Зимняя дорога» Пушкина, анализ которого необходимо продолжить характеристикой зимнего пейзажа, в основном является зарисовкой поездки лирического героя к своей возлюбленной.

Открывается произведение описанием унылой, грустной картины бесконечной зимней дороги, которая тянется перед путником бесконечной полосой, наводя тоску и печальные мысли.

Перед читателем встают однообразные природные явления, характерные для этого времени года: туман, широкие поляны, пустынная даль, луна, которая освещает своим тусклым светом все вокруг. Все эти образы созвучны внутреннему настроению лирического героя, который погружен в глубокую меланхолию.

Любовная тема в стихотворении

Одним из наиболее пронзительных стихотворений является «Зимняя дорога» Пушкина. Анализ должен включать описание душевного состояния автора. Он грустит, но вместе с тем мечтает о своей возлюбленной. Воспоминание и мысли о ней поддерживают и утешают его в течение долгого и скучного пути.

Унылым зимним зарисовкам противопоставлены картины домашнего быта и уюта. В своих мечтах поэт представляет камин с жарким огнем, теплую комнату, в которой он хочет встретиться со своей невестой. Повторение ее имени звучит как бы рефреном в стихотворении, передавая надежду лирического героя на скорое счастье.

Вместе с тем он как бы предчувствует отказ, и именно поэтому его речь так грустна и вместе с тем проникновенна.

«Зимняя дорога» Пушкина – стихотворение, которое входит в школьную программу, так как в нем соединились основные мотивы его творчества: темы природы, любви и размышления о жизни.

Образ бесконечной дороги – это также и символический образ его судьбы, который представляется ему долгим и очень грустным. Единственное, что скрашивает тоску – это однообразные песни ямщика, но они приносят лишь временное утешение.

Так и в жизни поэта мало счастливых моментов, которые не приносят успокоения.

Читайте также:  Потребительское отношение к природе современного человека

Стихотворение Пушкина «Зимняя дорога», анализ краткий которого должен включать разбор основной идеи автора, с удивительной простотой и непосредственностью передает философские размышления поэта о жизни, и тем оно особенно интересно для понимания его творчества.

Данное произведение, как уже выше говорилось, соединило основные черты творчества поэта. Пожалуй, в нем не прозвучала только тема дружбы, которая занимает видное место в его произведениях.

В остальном же читатель видит в очень сжатом виде все то, что можно встретить на страницах его более крупных произведений: точный выразительный стиль, описание природы, размышления о судьбе, о потерянной любви.

Стихотворение Пушкина «Зимняя дорога» полностью отличается от работ других поэтов мелодичностью и богатством языка.

«Зимняя дорога», анализ стихотворения Пушкина №5

Александру Сергеевичу Пушкину всегда хорошо удавалось выражать свое настроение через картины природы. Ярким примером тому служит стихотворение «Зимняя дорога». написанное в декабре 1826 года.

Прошел всего лишь год после восстания декабристов, среди которых было много друзей поэта. Одни уже казнены, другие сосланы в Сибирь.

Сам Пушкин отбывал ссылку в Михайловском, поэтому его настроение оставалось подавленным.

Уже с первых строк произведения читателю становится ясно, что автор переживает не лучшие минуты в своей судьбе.

Жизнь представляется герою унылой и беспросветной, как и одинокие поляны в холодном свете луны, через которые едет карета, запряженная тройкой лошадей.

Путь страннику кажется долгим и скучным, а монотонный звук колокольчика – утомительным. Мрачный пейзаж гармонирует с чувствами поэта.

В «Зимней дороге» звучат традиционные философские нотки, характерные для пушкинской лирики. Настроение героя легко сопоставимо с настроением самого Александра Сергеевича. Поэтический образ «верст полосатых» – символ переменчивой судьбы человека, а путь героя произведения, как и путь самого поэта, совсем не легок.

Природа спит непробудным сном, везде царит зловещая тишина. За много верст вокруг нет ни домов, ни огней. Но, несмотря на меланхоличный тон стихотворения, в нем все-таки прослеживается надежда на лучшее. Герой мечтает о том, как вскоре будет сидеть у камина с любимой женщиной.

Это придает ему силы и желание продолжать свое унылое путешествие.

Характерную для романтизма тему пути Пушкин трактует здесь совершенно в другом ключе. Обычно дорога символизирует свободу. герой вырывается на природу из тесного и душного помещения. В «Зимней дороге» все происходит наоборот. Природа враждебна герою, поэтому он спешит домой.

Произведение написано четырехстопным хореем. Оно представляет собой описание природы с элементами авторских размышлений и относится к жанру элегии. Композиция стихотворения – кольцевая. В первом четверостишии читатель погружается в зимний пейзаж, а последняя строфа вновь возвращает его в царство зимы.

Свое грустное и унылое настроение автор раскрывает с помощью эпитетов: «печальные». «однозвучный». «скучный». Усиливает впечатление инверсия: «по дороге скучной». «колокольчик однозвучный». «тройка борзая».

«стрелка часовая». Повторяющиеся несколько раз однокоренные слова характеризуют настроение автора и бесконечно длинную зимнюю дорогу, подчеркивая ее однообразие: «печальные». «печально». «скучной». «скучно».

«скучен» .

В третьем четверостишии присутствуют эпитеты, выражающие отношение Александра Пушкина к русской песне. В двух соседних строках читатель встречает противоположные понятия тоски и удалого веселья, которые помогают автору намекнуть на противоречивость характера русского человека: «то разгулье удалое, то сердечная тоска» .

В четвертой строфе мы словно слышим топот конских копыт. Такое впечатление создается за счет повторения согласных «п» и «т».

В пятом четверостишии Пушкин использует аллитерацию со звуком «з», который встречается в пяти словах из одиннадцати. В этой части стихотворения в двух строках подряд повторяется слово «завтра».

усиливая чувство ожидания встречи с любимой. В шестой строфе часто повторяются звуки «ч», «с», характерные для тиканья часов.

Завершающая седьмая строфа повторяет мотив пятой, но уже в иной интерпретации. Слово «путь» употреблено здесь в переносном смысле. Звуки «н», «л» в сочетании с ударным «у» вновь создают ощущение грусти, тоски и бесконечно длинной дороги.

Большинство глаголов в «Зимней дороге» раскрывают душевные переживания лирического героя. Особую мистичность и таинственность пейзажу придают олицетворения: луна «пробирается» сквозь туман, печально льет свет, лунный лик «отуманен» .

Стихотворение «Зимняя дорога» впервые было опубликовано в 1828 году в журнале «Московский вестник». Его музыкальность и стилистическая красота и по сей день привлекают внимание композиторов. Более пятидесяти авторов написали музыку к «Зимней дороге». Песни о ямщике и борзой тройке снискали огромную популярность, многие из них уже давно стали народными.

6 класс

Послушать стихотворение Пушкина Зимняя дорога

Темы соседних сочинений

← Зимний вечер↑ ПушкинИз пиндемонти →

Источник: https://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/pushkina/zimnyaya-doroga

Анализ стихотворения Пушкина Зимняя дорога 5 класс

Произведения А. С. Пушкина по праву являются классикой мирового уровня. В стихотворении «Зимняя дорога» гармонично переплетаются мысли и чувства с описаниями природы.

Стихотворение создано в 1826 году. Для поэта это было нелегкое время, что нашло свое отображение в этом произведении.

В самом начале произведения перед читателем вырисовываются унылые природные явления, монотонная зимняя дорога, наводящая печаль и тоску.

Пустынная даль, туман, луна, освещающая своим тусклым светом – грустная картина, созвучная меланхоличному настроению героя. Скучная зимняя дорога навевает на поэта тоску. Поначалу звон колокольчика развеивает печаль, но вскоре начинает утомлять.

Напевы ямщика утешают в долгой дороге, но и его песни навевают тоску. Все вокруг покрыто грустью и печалью.

Поэт испытывает чувства печали, усталости, одиночества. Но даже когда вокруг мрак и уныние, все равно остается надежда на лучшее будущее. Герой погружается в мечты. В своих грезах он переносится к возлюбленной, по которой скучает и ждет скорой встречи. Воспоминания и мысли о ней утешают и поддерживают его во время утомительного пути.

В этом произведении сочетаются основные темы, которые обычно затрагивает А. С. Пушкин: природа, любовь, размышления о жизни и судьбе. В бесконечной дороге он представляет себе свою судьбу – долгую и печальную.

Именно долгая зимняя дорога наводит человека на грустные мысли, заставляет его размышлять о жизни.

Стихотворение Пушкина «Зимняя дорога» отличается мелодичностью, пронзительностью и богатством языка.

5 класс

Анализ стихотворения Зимняя дорога Пушкина

Только начиная читать стихотворение «Зимняя дорога» Пушкина А.С., становится понятно, что поэт находится в меланхолическом настроении.

Действительность рисуется ему скучной и унылой, как “волнистые туманы” и “печальные поляны”, по которым несётся карета.

Темная зимняя ночь, тишина, перебиваемая только “однозвучным” звоном колокольчика и долгой песней ямщика, и вечный спутник дорог – верстовые столбцы – всё это побуждает к тоске и унынию.

Но тема стихотворения кроется намного глубже, чем просто изображение скучных видов зимней дороги. Образ дороги – это весь жизненный путь человека, а “вёрсты полосаты” символически показывают такую же полосатую человеческую жизнь.

Ведь жизненный путь, как и дорожные верстовые столбцы, разделяется на чёрные и белые полоски. Читая строки стихотворения, мы сами переносимся в зимнюю ночь, слышится звук колокольчика, скрип кареты по снегу, печальная песня ямщика. Путнику невесело и уныло, и читателю тоже становится тоскливо.

В песне ямщика выражаются основные состояния русской души: “разгулье удалое”, “сердечная тоска”.

Описывая свое странствие, поэт приравнивает его к собственной жизни, такой же, на его взгляд, сейчас невеселой. Зимняя природа сопоставляется с внутренними чувствами человека. Во всем угадывается холод и одиночество и даже радушный огонёк в окне избушки, который всегда освещает дорогу заблудившемуся путнику, не горит.

Хаты без огня кажутся чёрными, но “чёрный” характеризует не только цвет, но и тяжелые жизненные периоды. Только немногие события могут внести в неё многообразие, как бравые и печальные песни ямщика, которые вторгаются в ночное затишье.

Впрочем, это всего лишь кратковременные моменты, которые не могут поменять жизнь целиком, добавить ей яркости и остроты ощущений.

Анализ стихотворения Зимняя дорога по плану

Источник: http://sochinite.ru/analiz-stihotvoreniya/pushkin/zimnyaya-doroga-5-klass

Анализ стихотворения А.С. Пушкина “Зимняя дорога”

Предположительно,  стихотворение «Зимняя дорога» было написано под впечатлением поездки  из Пскова в Москву, когда Государь милостиво разрешил Александру Сергеевичу Пушкину посещать столицу, чтобы  пользоваться услугами столичных врачей.  Эта поездка состоялась  в ноябре 1926 года, тогда же примерно было написано стихотворение.

В первой части  стихотворения есть экспозиция – ночной зимний пейзаж, лирический герой – он же судя по всему, автор, герой второго плана — ямщик, управляющий лошадьми и поющий грустную, заунывную песню.

«Зимняя дорога»  – удивительное по красоте лирико-эпическое  произведение, в котором присутствует описание ночной зимней дороги, неба с редкими облаками, сквозь которые Луна льет печальный свет.  В поэзии Пушкина природа оживает и превращается  из экспозиции, то есть описания места действия, в действующего  героя.

Вторая часть  стихотворения – это послание к таинственной Нине, которая для читателя осталась загадкой.  Из обращения к Нине, читатель понимает, что дорога предстоит долгая. Вот уже и ямщик устал петь, задремал, а лошади  бегут самостоятельно,  больше по привычке, чем управляемые  ямщиком.

Душу поэта утешает  мысль о встрече, которая состоится завтра,  возможность согреться у камина, и романтическая ночь, которую он проведет с милой.

Стихотворение состоит из 7 четырехстрочных строф.  Рифма перекрестная, ударные окончания сочетаются с безударными. Ритмика строфы – плавный  4-стопный хорей.

Очарование ночной дороги выражено метафорами:  волнистые,  печальные, зимней, скучной.  Эпитет в стихотворении всего один,  и тот употреблен в строчках,  написанных в устаревшем стиле

Версты полосаты – это верстовые столбики, выкрашенные в черно-белый цвет, и помогающие не сбиться с пути.  В зимнем ночном пейзаже все настраивает на грусть: и долгая песнь ямщика, и пустынные  печальные поляны, и  скучная, безлюдная, зимняя дорога.

Поэт решился опубликовать  это произведение лишь два года спустя в 1828 году. Очевидно, потому, что для него это произведение было глубоко личным.

Некоторые литературные критики  под зимней дорогой пытаются разглядеть   жизненный путь поэта.  Но в самом стихотворении нет ни намека на подобное представление.

   Поэт мог заночевать на любой почтовой станции и выехать с утра, но он рад, что ему разрешили въезд в столицу, торопится  встретиться с дорогими его сердцу людьми, и в первую очередь – с Ниной.

  А в стихотворении он делится своими впечатлениями о времени проведенном в пути.

В 1826-м году еще не было ни поездов, ни  самолетов, ни автомобилей. Все это начнет  появляться через 50 -100 лет. Зато были лошади, открытые сани, ветер, дувший в лицо, и романтическое мировосприятие, пусть даже печальное.     Не было даже электричества, освещающего дорогу.    Только луна, льющая печальный свет.

Источник: https://PoetPushkin.ru/stihi/pejzazhnaya-lirika/zimnyaya-doroga-analiz-stiha.html

Методическая разработка по литературе (9 класс) на тему: Анализ стихотворения А.С. Пушкина “Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога»

Анализ стихотворения Есенина «Пороша»

Читайте также:  М. ю. лермонтов "три пальмы": анализ стихотворения

Сергей Есенин – известный и многими любимый российский поэт, воспевший красоту родного края, ее природу и бескрайние просторы. Строки его произведений легко запоминаются и вызывают самые яркие чувства. В стихотворении «Пороша», автор очень искусно описывает зимнее время года: деревья, покрытые белым одеянием, зимнюю дорогу, устланную, как шалью сухим и свежим, легким снегом.

 Ранние произведения Есенина, к которым относится стихотворение «Пороша», написанное в 1914 году, словно бы дышат чистотой и свежестью. Поэт не упускает возможности запечатлеть в рифмованных фразах то, что дорого ему с самого детства.

Именно в этот период своего творчества автор все чаще и чаще обращается к воспоминаниям, которые представляют собой резкий контраст с неприглядной действительностью.

Шумная и суетливая Москва настолько утомляет Есенина, что, оставшись наедине со своими мыслями, он старается вспомнить запах зимнего леса и почувствовать привкус снега на своих губах, чтобы впоследствии передать это в своих стихах.

«Пороша» является не только одним из самых известных произведений пейзажной лирики Есенина, но и раскрывает романтическую натуру поэта.

Одинокую сосну он сравнивает с сельской старушкой, которая повязалась белой косынкой снега, а сам лес, заколдованный невидимкой, представляется автору волшебным дремлющим царством, покой которого нарушает лишь звон колокольчика его упряжки. «Скачет конь, простору много.

Валит снег и стелет шаль», — в этих фразах заключена необыкновенная умиротворенность и красота. Вместе с тем, Есенин мастерски передает динамику конной езды, которая доставляет ему видимое удовольствие. А бегущая вдаль дорога настраивает на философский лад, заставляя забыть все житейские трудности и неурядицы.

Есенин искренне, как ребенок, милуется зимним пейзажем в лесу. Он очень нежно и трепетно передает в своем стихотворении картину зимнего леса. Зиму он называет невидимкой, которая очень хорошо постаралась и приодела все вокруг в белый наряд. Она повязала на сосну косынку, от чего та согнулась и стала похожа на старушку, опершуюся

на клюку. А дорогу превратила в белую ленту, звенящую под копытами. Все вокруг окутано белым снегом и мило уснуло прелестным сном, очутившись в прекрасной сказке.

Для придания зимнему пейзажу необычности и загадочности, автор использует необычные звуки, которые нарушают первоначальную тишину.

Прислушавшись к тишине, поэт подмечает, что треск снега под копытами лошадей настолько громкий, что его слышно очень далеко, кажется «словно серые вороны раскричались на лугу».

А дятел, усевшись под «самою макушкой» елки, словно старушки, очень громко стучит, выискивая что-то важное.

Как приятно надеть теплую шубу, валенки, шапку, закутать руки в теплые рукавицы и отправиться в дорогу по лесу, полям и лугам. Сесть в сани, запряженные тройкой лошадей с бубенцами и проехать по укатанной дороге под песни ямщика. Как прекрасны просторы родной земли зимой, как все торжественно и красиво.

Вот и лирический герой Есенина милуется зимой в лесу.

Он называет зиму невидимкой, которая постаралась и принарядила все в лесу – повязала на сосну косынку, отчего та стала похожа на старушку, превратила дорогу в белую ленту, звенящую под копытами.

Зимой в лесу все превратилось в сказку, точнее в сказочный сон. Заложник этого сна весь лес. И валит снег, он застилает все белой шалью, окутывает всю землю. Как радостно и весело на душе в такую пору.

Дополняют картинку и необычные звуки – сначала, кажется будто тихо,- это первое, что пишет нам поэт о лесе. Однако прислушавшись, автор замечает, что лес шумит от звуков. Там вдали слышен звон копыт и бубенцов, где-то долбит дятел и на верхушке сосны расшумелись вороны.

Все мы ездим по дорогам, однако не все так замечают окружающие нас вещи. Лирического героя Есенина не утомляет одиночество в пути, он не погружается в себя и раздумья. Поэт открыт природе, наверное, поэтому и она показывает ему в дороге свои самые красивые пейзажи.

Мы привыкли любить лето, за тепло и яркое солнце. Однако автор предлагает нам полюбить и зиму. И то, как он описывает зимний пейзаж, вызывает непреодолимое желание влюбиться в нее самому. От его строк будто предстает перед глазами и тихий лес, деревья белые от снега, так и хочется прокатиться на санях или поиграть в снежки, слепить снежную бабу.

Сергей Есенин сохранил то единение с природой, которое присуще человеку только в детстве, от того его строки так милы, просты, а сравнения так точны.

Есенин сумел увидеть в обычной картине зимней дороги, настолько интересные и загадочные вещи и очень непринужденно и легко передать это в стихах. Чтобы так чувственно и красочно описать обычную зимнюю природу, нужно действительно пропустить эту красоту через себя, проникнуться ее прелестью и излить всю глубину очарования в стихах, подобрав к каждому элементу пейзажа замечательные слова.

Работу выполнила учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 1400 Светкина Ольга Анатольевна.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/12/29/analiz-stikhotvoreniya-as-pushkina-zimnyaya-doroga-analiz

Разработка урока по литературе на тему «Образы природы в стихотворениях А.С.Пушкина «Зимняя дорога», «Зимнее утро». 5 класс | Разработка урока | Педагогическое мастерство / конкурсы для педагогов и воспитателей

Автор: Валуйских Надежда Викторовна

Организация: МБОУ СОШ №11

Населенный пункт: Краснодарский край, Каневской район, ст.Стародеревянковская

Форма проведения: урок – практикум.

Методы: наблюдение, обобщение, частично – поисковый, самостоятельная работа, работа с текстом, индивидуальная и групповая работа.

Цель урока: знакомство  со стихотворениями А. С. Пушкина «Зимняя дорога» и «Зимнее утро».

Задачи урока:

Обучающие: учить детей видеть в тексте изобразительно-выразительные средства, воссоздавать по ним образ, понимать его мысль, почувствовать настроение; учить выразительному чтению стихотворения;

Развивающие:  обогащать и развивать читательский опыт учащихся, расширять их словарный запас; формировать способность содержательно, точно, ярко, образно выражать собственные мысли и чувства в устной и письменной речи.

Воспитывающие: воспитывать любовь к природе.

Оборудование: рабочие листы для учащихся (Приложение 1), портрет А.С.Пушкина,  иллюстрации по теме урока, учебник «Литература. 5 класс. /Автор – составитель Г.С.Меркин.- М.:ООО «Русское слово – учебник», 2014.

Ход урока

  1. Проверка домашнего задания.

Ответы на вопросы 1-2 (учебник литературы, стр. 138).

  1. Работа с текстами стихотворений «Зимняя дорога», «Зимнее утро».

Выразительное чтение заранее подготовленными учащимися.

О чем эти стихотворения?

Какова их тема?

(возможный ответ: зима, описание дороги, красоты зимнего утра).

Основная мысль?

Что объединяет данные стихотворения?

(возможный ответ: стихотворения о зиме, но настроение, которым они проникнуты, разное…)

Какой предстает природа в этих произведениях?

Что вам кажется печальным и что радостным в зимней природе?

Однообразен ли зимний пейзаж? Какие краски для него характерны? Чем красива зима?

  1.  Стихотворение «Зимняя дорога».

Составьте ассоциативный ряд к словосочетанию «зимняя дорога».

Зимняя дорога –глубокий снег- тоска – грусть…

Индивидуальное сообщение. (Приложение 2).

Как вы считаете, почему стихотворение называется «Зимняя дорога»?

  1. Стихотворение «Зимнее утро».

Какие явления природы противопоставляет А.С.Пушкин в этом стихотворении?

Что радует поэта зимним утром, чем он так восхищен?

Лексическая работа.

Ребята, запишите стилистически нейтральные синонимы к указанным словам:

нега — наслаждение (устар.);

взор — взгляд, но в тексте — глаза (устар.);

вечор — вчера (диал.);

нынче — сейчас (устар.);

озарена — освещена (устар.);

велеть — приказать (устар.);

запречь — запрячь, запрягать (диал.);

предадимся — отдадимся (устар.).

Как вы считаете, в чем состоит смысл названия стихотворения?            

  1. Работа по актуализации знаний по теме «Изобразительно –выразительные средства языка».

Эпитет – это…

(Слово или словосочетание, служащее образной характеристикой какого-либо лица, явления или предмета (чаще всего метафорическое прилагательное); «красочное» определение).

Сравнение – это…

(Сопоставление двух понятий, предметов, явлений с целью пояснения одного из них при помощи другого).

Олицетворение – это..

(Перенесение свойств человека (лица) на неодушевленные предметы, явления природы или животных).

Метафора – это…

(Слово в переносном значении; перенос основан на уподоблении одного предмета другому по сходству или контрасту; скрытое сравнение).

Антитеза – это..

(Контраст, противопоставление явлений, понятий, образов, состояний и т.п. Часто выражается с помощью антонимов).

1 вариант – выписать изобразительно – выразительные средства из стихотворения «Зимняя дорога».

2 вариант – выписать изобразительно – выразительные средства из стихотворения «Зимнее утро».

  1. Мини –сочинение «Что объединяет стихотворения А.С.Пушкина «Зимняя дорога» и «Зимнее утро»? А что различно?
  1. Подведение итогов. Комментирование оценок.

Итак, сегодня мы с вами познакомились со стихотворениями А.С. Пушкина «Зимняя дорога» и «Зимнее утро». Вспомнили изобразительно –выразительные средства языка.

Выучите одно из стихотворений А.С.Пушкина, прочитанных на уроке, наизусть (по выбору), нарисуйте рисунок.

Приложения:

  1. prilozhenie-1.doc.. 40,5 КБ
  2. prilozhenie-2.doc.. 56,5 КБ

Источник: http://www.pedm.ru/categories/1/articles/1126

Анализ стихотворения Александра Пушкина «Зимняя дорога»

Стихотворение « Зимняя дорога» написано в 1826 году. В то самое время, когда декабрь был ознаменован восстаниями. Сосланный в ссылку поэт остро переживал за происходящее.

Тот период творчества Пушкина преисполнен тревожными мотивами и переживаниями за своих товарищей. Биографы полагают, что это стихотворение было написано во время путешествия поэта на допрос к псковскому губернатору.

Это произведение, несомненно, глубже, чем кажется на первый взгляд. Оно преисполнено философии и метафоричности.

Образ зимней дороги можно рассматривать в прямом его смысле, а можно сравнить дорогу с человеческой жизнью, с жизнью лирического героя.

Зимняя дорога пустая, однообразная, скучная, отмеченная лишь полосатыми верстами. Но в этом и весь символизм. Жизнь лирического героя, который, несомненно, близок автору, кажется ему самому такой же пустой, и скучной.

Полосатые версты – символ переменчивости жизни, наличие черных и белых полос.

Ведущим чувством стихотворения является печаль и тоска. Отсюда и поэтический образ печальных полян, усиленный повторениями «печальный свет луны». Пейзаж как отражение настроения героя выглядит унывным и скучным.

Скука проглядывает в однообразии пейзажа, в звуке колокольчика, в размеренном течении времени, в полосатых верстах, мелькающих за окном. Скуку передает также использование автором многоточий.

Некое подобие надежды можно разглядеть в образе ямщика, в его песне, в которой улавливается «разгулье удалое». Она напоминает герою о прежних временах.

Пережить скуку во время пути помогает образ любимой. Именно к ней обращается лирический герой, обещая, что скоро они будут вместе. Тем самым успокаивая и себя. Мысли о лирической героине, по имени Нина, придают сил, не позволяют сойти с ума.

Точная перекрестная рифма вычерчивает четкий рисунок произведения, позволяя раскрыть образы и донести чувства. Четырехстопный хорей является основным размером этого стихотворения.

«Зимняя дорога» состоит из семи строф, связанных друг с другом по смыслу. Первая и последняя строфа связаны одной общей темой грусти и скуки. И в первой строфе есть упоминание луны (пробирается луна) и в последней (отуманен лунный лик), поэтому они создают кольцевую композицию.

Образ зимней дороги метафоричен и представляет собой жизненный путь лирического героя. Он непростой, полон испытаний, надежд, уныния, печали, но в нем есть надежда, которая, в конечном счете, приведет к гармонии.

Читайте также:  Сочинение: описание картины м. н. ромадина "село хмелевка"

(No Ratings Yet)

Источник: http://school-essay.ru/analiz-stixotvoreniya-aleksandra-pushkina-zimnyaya-doroga.html

Изображение действительности и внутреннего мира человека в стихотворении А.С.Пушкина «Зимняя дорога». | Открытый класс

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.

MsoNormalTable {mso-style-name:”Обычная таблица”; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:””; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.

0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:”Times New Roman”; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

 Тема.             Изображение действительности и внутреннего мира человека в стихотворении А.С.Пушкина «Зимняя дорога».

Цель.   1. Дать понятие : Аллитерация, кольцевая композиция;

              2. формировать умения и навыки работы с поэтическим текстом.

             3. показать  своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство в создании

                  картин зимнего пейзажа;

             4. развивать навыки выразительного чтения; воспитывать любовь к поэзии  

                 А.С.Пушкина,  русскому    искусству.

Оборудование: 1.  Учебник-хрестоматия для 5 класса

                           2. стихотворение “Зимняя дорога”   (запись)

                          3. запись «Вальс метели. Свиридов»

                          4. слайды, ИКТ

На доске:       1.            Эпиграф :  Поэзия Пушкина удивительно верна русской действительности, изображает ли она русскую природу или русский характер…
                                                                                                    В.Г.Белинский

2. число, тема, понятия: лирический герой, эпитет, олицетворение

Ход урока. 1. Оргмомент.

    Здравствуйте, ребята! Урок сегодня необычный, к нам пришли уважаемые гости, садитесь .

 На предыдущих занятиях  мы  говорили о сказках А.С.Пушкина.

Мы  почувствовали, что каждая строчка сказок Пушкина хранит частицу его души. Слова в них скупы, а чувства щедры.

Сегодня мы продолжим путешествие в мир пушкинского слова, в мир лирики. И работаем по стихотворению «Зимняя дорога».

Ребята, давайте вспомним, что такое лирика? (это стих-я, в которых отражаются чувства человека, его переживания.)

2. Ознакомление с темой и целью урока.

 Слайд №1.

Ребята, посмотрите в окно. Что вы видите? Какое небо? (ветер раскачивает деревья,  по небу плывут тяжелые свинцовые тучи)

Какое настроение вас наполняет ,когда вы смотрите в окно? ( грустное, безрадостное настроение)

СЛАЙД № 2

А теперь посмотрите  на иллюстрации картин  Шишкина, Поленова, Кустодиева.

– Какое настроение передают художники? ( у Шишкина и Кустодиева это морозное, чудесное , а у Поленова- грустное, серое)

К этим картинам мы еще вернемся на уроке русского языка.

Грустные настроение, холодные тона. Художники передали свое настроение, мысли, чувства в живописи

– А можно изобразить пейзаж в лирике?

 – Встречались ли вы раньше со  стихами Пушкина, в которые есть описание природы? / да, в начальной школе (мороз и солнце , день чудесный..)

Прочитайте внимательно тему урока и подумайте , о чем мы будем говорить? 

         ( о стихотворении «Зимняя дорога», о том, как в нем Пушкин сумел

                       отобразить природу и внутренний мир человека)

Какие пушкинские строки вы вспоминаете , когда на дворе стоит  Золотая осень?

                            Осенняя пора, очей очарованье,

                           Приятна мне твоя прощальная пора…

А зимой:

        Вьется вьюга,

        Снег валится на поля,

        Вся белешенька земля.

Сегодня цель нашего урока- показать своеобразие пейзажной лирики поэта, его мастерство в создании картин зимнего пейзажа, как мог нарисовать Пушкин пейзаж словами.

Стихотворения, о которых мы будем сегодня говорить на уроке, относятся к Михайловскому периоду в жизни поэта. Подробно об этом периоде поэта мы будем говорить в старших классах.

3.   Слайд №3.  

Село Михайловское – псковское имение семьи Пушкиных. Именно сюда ссылает царь Пушкина . Это была его новая ссылка. Царское правительство, определив ее местом Михайловское, надеялось, что там, в глухой северной деревне, свободолюбивый поэт будет сломлен морально, а его вольнолюбивая муза наконец умолкнет.

Оторванный от друзей, от общества, отданный под унизительный надзор местных полицейских и духовных властей, Пушкин чувствовал себя вначале как в тюрьме. Свою жизнь в Михайловском он называет «нелепым существованием».

Даже красота здешней природы, которую он любил и которой восторгался в первые приезды сюда, теперь в какой-то мере померкла для него.

 –  Послушайте стихотворение  «Зимняя дорога», которое было написано здесь , в Михайловском.

– Слушайте это стих-ие и подумайте, какого цвета это стихотворение? (белое)

Звучит запись стихотворения «/Зимняя дорога» . ( 1мин 29 сек)

Сменяются слайды №4,5 ( пейзаж зимней дороги)

– Итак, каким настроением проникнуто стихотворение?  (грустным , печальным, тоскливым)

 Слайд №6.( текст стихотворения)

– Найдите строки , подтверждающие это настроение  (печальные поляны,печальный свет ,По дороге зимней, скучной,Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит,сердечная тоска,Грустно, Нина: путь мой скучен)

   А у кого такое грустное  настроение? Чей образ поэт создает  на основе собственного жизненного опыта,  чувств, ощущений, ожиданий и т.д., и закрепляет  в произведении в  преображенной форме?   (лирический герой)

– какая зимняя дорога, по которой едет путник? При описании дороги используйте эпитеты.  (  указать на доску)  :Вспомните , что такое эпитет?

(образное определение, подчеркивающее свойство предмета или явления, обладающее особой художественной выразительностью ) 

( грустная, скучная, утомительная, тоскливая)

– правильно , а какие чувства разбудила в душе лирического героя песня ямщика? Найдите строки в стихотворении. (Что-то слышится родное В долгих песнях ямщика: То разгулье удалое, То сердечная тоска…/)

 – Молодцы. А подберите синоним к слову « родное».

Ученики называют синонимы

  Слайд № 7

 (на слайде появляются слова родина, народ, природа, родник, родня)

Сл. Учителя :  Действительно, лирика Пушкина роднит человека с природой. Когда мы слышим его лирические строки, мы понимаем, что человек- частичка природы)

 – А что для героя родное? ( для героя родное- это Родина, природа, душа. )

Вывод-обобщение:    Да, безусловно, в песне ямщика воплощается основное состояние русской души: разгулье удалое, тоска сердечная. Мы с вами подошли, пожалуй, к самому важному в понимании стихов Пушкина- к изображению внутреннего мира человека, его переживаний.

Вспомните тему урокаСлайд № 8. (Изображение действительности и внутреннего мира человека) К какой ее части мы приблизились?– Изображение внутреннего мира человека

А наше настроение, т.е. внутреннее наше  состояние , зависит от природы?

 ( конечно, когда светит солнце, улыбается природа и наше настроение становится бодрым, восторженным, игривым, радужным)

-А если небо хмурится, дует холодный ветер ? ( наше настроение становится безрадостным ,  вялым, меланхолическим, мрачным, тоскливым, унылым, хмурым, холодным.)

Так как же Пушкин изображает внутренний мир человека?

 Слайд № 9

почему песня ямщика грустная, тоскливая? ( потому что жизнь была такая тяжелая. Посмотрите на дату написания стихотворения- 1826год- в России еще существует крепостное право, т.е. крестьяне находились в рабской зависимости и Пушкин хотел свободы своему народу , отсюда и переживания лирического героя.

 Русский публицист Белинский говорил об А.С. : Поэзия Пушкина удивительно верна русской действительности, изображает ли она русскую природу или русский характер… )

– Ребята, найдите слова, которые подтверждают единство состояния человека и природы. (  скучно, грустно)

– Давайте прочитаем 1-ю строку стихотворения ( один ученик читает ) :       

            Сквозь волнистые туманы

А теперь последнюю строку проитаем (один ученик читает)

                 Отуманен лунный лик.

– что общего вы  в них услышали? ( дорога затуманена, она  лишена прозрачности)

-какими словами Пушкин рисует пейзаж? ( волнистые туманы, пробирается луна, печальные поляны)

а как называются эти изобразительно-выразительные средства, мы о них уже вспоминали сегодня ( эпитеты)

–  обратите внимание , как поэт описывает луну: На печальные поляны

                                                                                    Льёт печальный свет она

, т.е. неживая природа изображается как живая. Как называется такое изобразительно-выразительное средство? ( олицетворение)

почему о луне сказано, что она «пробирается»? ( луна сравнивается с  путником, у которого нет нет свободы в пути)

ребята, прочитаем 1-е четверостишие. Какие однокоренные слова встречаются в ней? ( печальные, печально) а почему Пушкин дважды их употребляет? ( они помогают понять душевное состояние путешественника) <\p>

обратите внимание, какие звуки повторяются в сочетании «печальные поляны» ( п, л,н- глухие согласные)-

    Слайд №10.

такой прием называется ( на доске) :

Аллитерация- повторение  согласных звуков в стихе, фразе, строфе. , усиливает выразительность стиха.

 4. Слайд №11.

Ребята,обратите внимание, какими словами начинаются 1-е четыре строки  стихотворения? (СКВОЗЬ ВОЛНИСТЫЕ ТУМАНЫ ПРОБИРАЕТСЯ ЛУНА, НА ПЕЧАЛЬНЫЕ ПОЛЯНЫ ЛЬЁТ ПЕЧАЛЬНО СВЕТ ОНА. )

 А теперь найдите заключительные строки стихотворения ,  какими  оно заканчивается? (Грустно, Нина: путь мой скучен, Дремля смолкнул мой ямщик, Колокольчик однозвучен, Отуманен лунный лик.)

Что в них общего? Чем объединены эти строки? ( общей темой, т.е. стихотворение строится как по кольцу)

 Слайд №12.

Вот , когда произведение заканчивается теми же картинами, событиями, образами, какими и начинается, оно имеет кольцевую композицию.

Вывод-обобщение:

Итак, стихотворение называется «Зимняя дорога». А какая она? ( долгая)

– как вы понимаете значение «долгая»? ( долгая песня ямщика- значит длинная, долгозвучная)

– а почему стихотворение названо «зимняя дорога»? Ведь большая его часть посвящена изображению не столько картин природы, сколько раздумьям человека, его внутреннему состоянию. ( в стихотворении изображена зимняя дорога, занесенная снегом, названа так потому, что именно долгая зимняя дорога наводит человека на грустные мысли и заставляет его размышлять о жизни)

-вспомните, в какое время для самого Пушкина было написано это стихотворение? ( во время ссылки в Михайловское, одним словом, когда поэт испытывал жизненные невзгоды. В этом стихотворении в образе дороги показана дорога человека.)

 –  Но дорога не потеряна, а обозначена она именно верстами:

                 Ни огня, ни чёрной хаты…

                  Глушь и снег…Навстречу мне

                 Только вёрсты полосаты

                  Попадаются одне.

– какова идея стихотворения «Зимняя дорога»?  Продолжите предложение:

   « Рисуя природу, А. С. Пушкин изображает …   (внутренний мир лирического героя. Природа переживает, грустит, потому что переживает и грустит человек).

5. Вывод. Слово учителя.

 Путь лирического героя, как и путь самого поэта, непрост, но, несмотря на грустные настроения, произведение полно надежды на лучшее. Жизнь делится на чёрные и белые полосы, как и верстовые столбы в стихотворении Пушкина. Поэтический образ “полосатых вёрст” – это поэтический символ, олицетворяющий собою “полосатую” жизнь человека

6. Выразительное чтение.

Ребята ,как читается это стихотоврение? Вспомните, как читал его мастер слова? С каким настроением?  (Грустно, потому что слова подталкивают нас к этому.)

Прочитайте про себя и приготовьтесь к выразительному чтению( 15-30 сек)

Кто желает прочитать это стих-е? ( один человек выходит к доске)

Ребята, а вы внимательно слушайте.

  У доски читает один ученик.

– ребята, передала (л) ли …. То настроение, которым проникнуто все стих-е?

6. Заключение.

– Что особенно запомнилось на уроке?

– Чему научился?

– О чем мне хочется продолжить разговор?

7. Итоги урока.

 Ребята, вы сегодня молодцы, хорошо работали.

За урок получают оценки: ……

Д/З  Выучить наизусть «Зимняя дорога».

Всем спасибо за урок, до свидания.

Источник: http://www.openclass.ru/node/123086

Ссылка на основную публикацию