Н. а. заболоцкий “журавли”: анализ стихотворения

«Журавли» Н. Заболоцкий

В творчестве Николая Заблоцкого довольно много произведений, которые посвящены родной природе, но при этом имеют глубокий философский и житейский смысл.

К ним, в частности, относится стихотворение «Журавли», которое поэт написал в 1948 году, став очевидцем одного трагического события.

Сюжет этого произведения вполне обычен и для наших реалий, однако в трактовке Заблоцкого обретает совершенно другую психологическую и эмоциональную окраску. Речь идет о стае журавлей, которые возвращаются на родину из далекой Африки.

Стройный журавлиный клин «вел вожак в долину изобилья». Однако когда под крылом блеснуло знакомое озеро, «черное зияющее дуло из кустов навстречу поднялось». Прозвучавший выстрел лишил стаю гордого вожака, « и частица дивного величья с высоты обрушилась на нас».

Описывая падение подстреленной птицы в холодную апрельскую воду, автор использует метафору «два больших горя», с помощью которой характеризует журавлиные крылья. При этом оставшиеся журавли рванули в небо, «рыданью горестному вторя».

Таким образом поэт наделяет обычных птиц настоящими человеческими чувствами, считая, что они так же, как и люди, могут ощущать горесть утраты, душевную боль, обиду и, возможно, ненависть к тем, кто разбил их безмятежную жизнь, прервав полет вожака.

Николай Заболоцкий убежден, что только природа может вернуть этим гордым птицам вернуть то, что отнял у них человек – «гордый дух, высокое стремленье, волю непреклонную к борьбе». Ведь после гибели вожака журавлиные стаи нередко распадаются и многие птицы погибают.

Однако, передавая те чувства, которые испытывают осиротевшие журавли, автор проводит параллель с людьми, утверждая, что все самые лучшие качества, которые есть в человеке, он получает в дар от прошлых поколений.

Поэтому они не исчезают бесследно, но могут быть запрятаны глубоко в душе тех, кто перенес личную трагедию и потерял веру в справедливость, счастье и достойную жизнь.

Поверженный птичий вожак – еще один яркий пример аллегории, к которой прибегает поэт. Ведь человеческий мир устроен почти так же, как и животный.

Поэтому если тот, кто способен объединить людей и повести их за собой, внезапно погибает, воцаряются хаос и смута. Правда, в отличие от птиц, люди помнят и чтят своих героев, слагая о них легенды и возводя памятники.

А для журавлиного вожака последней данью уважения и памяти является «золотого зарева пятно» — солнечный заказ, напоминающий о том, что жизнь быстротечна.

Источник: http://pishi-stihi.ru/zhuravli-zabolockij.html

Анализ стихотворения Журавли Заболоцкого 8 класс

Заболоцкий написал произведение под названием «Журавли» в 1948 году на этапе своей жизни.

Стихотворение само по себе очень печальное, и даже трагичное, так как сам сюжет произведения – очень необычайно. Не каждый поэт или писатель раскрывал такие эмоции и такие сюжеты.

Но поэт смог открыть те прикрытые чувства и эмоции, которые скрыты в тех образах, которые он написал и описал в произведении «Журавли».

Стихотворение большого размера, оно, если быть точнее, состоит из восьми строф, которые полностью вмещают смысл и сильные эмоции от прочитанного.

В произведении Заболоцкого «Журавли» описывается такая картина – журавли летят мирно по небу, их полет виден всем с высоты. Они – красивая стая, которую впереди всех ведет вожак, который очень горд и красив, а также – величественен.

Вся стая – это свобода, свобода полета, красота и величие птиц, которые имеют нежные большие крылья.

Журавли летят в свой родной край, где хотят снова поселиться, там – на озере, где они и жили раньше. Птицы радостно курлычут, уже предвкушая радость от того, что они снова увидят свой родной край, и даже дом. Их озеро – большое, красивое и немного романтичное. Там живется прекрасно свободным птицам.

И вдруг это спокойствие и красоту, не только природы, но и птиц – нарушает выстрел ружья. Выстрел попадает в одну птицу, которая является вожаком стаи. Красивый и гордый журавль падает медленно в озеро, с высоты полета. Птицы остальные сначала даже не понимают и не верят, что случилось. Но потом резко поворачивают, и летят оттуда.

Они печально и горестно курлычут, они плачут и кричат от гнева, от такой несправедливости. Но уже ничего нельзя поделать.

Заболоцкий недаром затронут в своем произведении такую нежную тему. Он хочет показать, что не только люди способны по-настоящему чувствовать, как горе, так и любовь.

8 класс

Анализ стихотворения Журавли по плану

  • Анализ стихотворения Блока Осенний деньПечальное стихотворение, где есть место и философским вопросам, и любви, и родному краю… Александр Блок, действительно, описывает в осенний день свою прогулку с женой. Они иду по уже сжатому полю, вокруг тихо
  • Анализ стихотворения На смерть князя Мещерского ДержавинаПроизведение На смерть князя Мещерского написано в 1801 в связи с понятными событиями. Как таковой жанр некролога и эпитафии имеет довольно глубокие корни, но Державин, как представитель классицизма
  • Анализ стихотворения Песнь о хлебе ЕсенинаПроизведение в форме ярких образов отражает мысли и чувства крестьянского поэта, явно видящего наступление нового времени, с господством промышленности и городов.
  • Анализ стихотворения Седое небо надо мной БунинаНаверное, человек начинает задумываться о смысле жизни лишь в том случае, когда ему остается жить совсем немного. А вот когда у него впереди еще очень много времени он просто живет для себя и ни о чем не задумывается.
  • Анализ стихотворения Летний вечер Блока 6 классАлександр Александрович Блок, как поэт, был одни из крупнейших представителей русского символизма, всегда отличался особой чувственной лирикой. В то же время он не считал нужным вкладывать некую значимость и уникальность

Источник: http://sochinite.ru/analiz-stihotvoreniya/zabolockij/zhuravli-8-klass

Анализ стихотворения Заболоцкого Журавли

Одной из излюбленных тем в творчестве Заболоцкого была тема природы, особенно часто он обращался к образу птицы в своих произведениях. В данном стихотворении мы переживаем трагедию, случившуюся с вожаком журавлиной стаи. Написанное в 1948 году  данное стихотворение имеет глубочайший философский смысл.  Заключающийся в том, что в природе существует нерушимое правило преемственности.

Структурно стихотворение состоит из восьми строф. В первой и второй строфе нам представлено описание  журавлиного клина отправившегося  с берегов далекой, чужой жаркой страны,  к родным и любимым берегам.

  Особую поэтичность происходящих событий в данном случае создает метафора – летели утопая в небе и эпитет – серебряные крылья.  Серебро, считается одним из благородных металлом, так же, как и эти величественные птицы.

  Особенным кажется это полет, учитывая использованный эпитеты «широкий небосвод и немногочисленный народ»,  в значении антитезы, то есть автор нам показывает насколько мало их количество на воне бескрайних небес.

 И вот добравшись до родимых мест, птицы попадают в ловушку, которая оборачивается для одной из них гибелью.

  Казалось бы,  разве может таить угрозу родная земля, место, исключающее опасность, место, спокойнее  которого найти не возможно…  Смерть птицы, описанная в пятой, шестой  и восьмой строфе похожа на падение великолепного ангела, несущегося стремительно с небес к земле.  Как молниеносно погибает птица, что подчеркивают глаголы «вспыхнул и погас».

Крылья её постепенно превращаются в руки, и, не смотря на то, что эта родная земля стала для бедного журавля последним пристанищем, он словно в последний раз старается обнять холодную волну, знакомого озерца. А его собратья, словно  люди, пережившие утрату близкого друга,  с рыданьями устремляются в высь.

Именно там, где их не может достать ни одна живая душа, высоко высоко, природа в знак  того, чтобы они простили её  возвращает : гордость, устремления,  способность бороться.  Переживая потерю одного из своих сыновей природа предстает нам в момент заката, олицетворяющего и кровоточащую рану на груди журавля и  переход к ночи, как  к моменту забвения.  

Но почему возникает образ молодого поколения и прошлого. У птиц, как правило, вожаком становится возрастная особь, хорошо знающая перелетные пути, сильная духом, способная держать стаю.  И потеряв этого вожака, все, чем он обладал, перейдет к новому, тому, кто будет так же нести свою службу. Так  же бывает и у людей, именно в этом скрыта особая философия данного поэтического текста.

  • Анализ стихотворения Некрасова Великое чувство! У каждых дверей…Самый родной человек – мама, та, что всегда с нами душой, близкая и понимающая. Человеку дается мать для того, чтобы он смог увидеть настоящую любовь, безусловную, прощающую, сопереживающую, самоотверженную
  • Анализ стихотворения Некрасова В деревнеСреди огромного количества произведений Николая Алексеевича Некрасова стихотворение В деревне представляет собой очередное изображение поэтом непростой судьбы крестьянской семьи, страдающей, нуждающейся в помощи.
  • Анализ стихотворения Есенина ХулиганВ 1920 году, Есенин написал еще одно стихотворение. В эти года автор писал более грустные темы, на его листах было много боли, страха и страдания. Стихотворение вступало в количество более часто читавшихся Есениным с эстрады.
  • Анализ стихотворения Бунина Листопад 4 классИоанн Алексеевич постоянно выделялся красочными лиричными отображениями свой натуры. Стихотворение было написано в тридцать лет, поэт тогда только начинал свою жизненную деятельность. В том же году оно было напечатано.
  • Анализ стихотворения Есенина ЦветыСтихотворение Сергея Есенина напрямую связано с одним из периодов его жизни, а именно, когда поэт не за долго до того как ушёл из жизни, предсказывал свою близкую смерть. В стихотворении автор выразил все свои сокровенные чувства и мысли.
Читайте также:  Природа дальневосточного округа россии

Источник: https://analiz-stihov.ru/zabolockij/zhuravli

Анализ стихотворений Н. Заболоцкого «Журавли», «Лебедь в зоопарке»

    Тема природы в творчестве Н. Заболоцкого занимает важное место. Часто, обращаясь к этой, традиционной для русской классической поэзии, теме, автор решает моральные, философские вопросы.

    Обратимся к его стихотворению «Журавли». Оно сюжетно. Это печальная, но красивая история о гибели вожака журавлиной стаи. Красоту сюжету придают поэтические тропы, благодаря которым образы становятся зримыми, мы близко переживаем происходящее.

    В первых строфах описывается полёт журавлей к «берегам отеческой земли»:

    Длинным треугольником летели,

    Утопая в небе, журавли.

    Эта метафора говорит о глубине небесного простора, о свободе полёта. Птицы тоже прекрасны, это подчёркивается эпитетом «серебряные крылья». Сначала мы представляем картину в светлых красках: голубых, белых, серебристых. Но врывается чёрный цвет, он предвещает беду: «Чёрное зияющее дуло // Из кустов навстречу поднялось». Кто-то убил прекрасную, гордую птицу:

    Луч огня ударил в сердце птичье,

    Быстрый пламень вспыхнул и погас,
    И частица дивного величья
    С высоты обрушилась на нас.

    Сколько силы, торжественности в этих словах! Автор, называя журавля «частицей дивного величья», хочет подчеркнуть красоту, гордость и недоступность природы.

    Далее следуют гиперболические образы. Крылья птицы похожи на «два огромных горя». Так горюет природа о потере своего «сына». Следом автор отождествляет журавлей с человеком: «И, рыданью горестному вторя, // Журавли рванулись в вышину». То есть горе животных ничуть не меньше, чем горе человеческое.

    Природа старается защитить, уберечь своих детей от смерти, поэтому наделяет их силой, которой не имеет человек: она даёт им возможность укрыться там, «где движутся светила», т.е. подняться ввысь. Журавли, а значит, и сама природа сохраняют, что бы ни делал человек, «гордый дух», «высокое стремленье», «волю».

    Жизнь продолжается – таков смысл следующей строфы. В последнем четверостишии автор снова возвращается к главному герою стихотворения – журавлю:

    А вожак в рубашке из металла

    Погружался медленно на дно,
    И заря над ним образовала
    Золотого зарева пятно.

    Ничто не вернёт ушедшую жизнь, она самоценна. Природа может лишь восполнить её новыми жизнями. Возникающий образ зари – нерукотворный памятник, плач по погибшему живому существу.

    Это стихотворение философское. Здесь гибель вожака перелетающей стаи – символ неизбежности смерти и закономерности восполнения жизни. Эти символические образы у Заболоцкого точны, зримы. В стихотворении раскрывается мысль о вечной деятельности природы, о преемственности поколений.

    Стихотворение «Лебедь в зоопарке» также посвящено природе. Уже в самом названии раскрывается его тема, сюжет. Стихотворение построено на антитезе и имеет кольцевую композицию. В первой части автор любуется красотой белого лебедя. Своё восхищение он передаёт с помощью различных тропов.

Здесь есть и олицетворение: «Красавица дева, дикарка», и эпитеты: «белоснежное диво», «головка её шелковиста», «белым изгибом спины» и т.д. Автор использует сравнения и метафоры: «мантия снега белей», «дивные два аметиста мерцают в глазницах у ней», «вся она, как изваянье».

Все эти изобразительно-выразительные средства, обилие светлых красок создают образ неземной, воздушной, даже божественной красоты. И это чудо находится в центре города, среди шума, суеты.

    Вторая часть стихотворения рисует нам картину, контрастную первой. В следующих трёх строфах мелькают образы городского пейзажа:

    Скрежещут над парком трамваи,

    Скрипит под машинами мост,
    Истошно кричат попугаи,
    Поджав перламутровый хвост.

    Только эта строфа насыщена, переполнена грубыми, тяжёлыми звуками. О других обитателях зоопарка лишь упоминается: «звери сидят в отделенье», «смотрят фигуры оленьи».

Эти образы контрастны с образом лебедя, который кажется неземным, сказочным существом. Далее автор рисует масштабную, обобщённую картину города, «мировой столицы», центром которой является парк.

Этот образ вырастает до космических масштабов.

    Заключает стихотворение образ сказочной птицы:

    Крылатое диво на лире

    Поёт нам о счастье весны.

    Автор хочет сказать в своих стихотворениях, что только природа вечна, она прекрасна в своём величии. Природа равнодушна к чему-то наносному, она отторгает всё человеческое, равнодушна к людскому горю и счастью. Природа сильна, потому что только её красота вечна.

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/zabolotskij-n-a/3937-analiz-stikhotvorenij-n-zabolotskogo-zhuravli-lebed-v-zooparke

«Журавли», анализ стихотворения Заболоцкого

Стихотворение «Журавли» написано в 1948 году. Оно относится к позднему творчеству Заболоцкого. Произведение создавалось через несколько лет после окончания ссылки поэта.

В 1938 году Заболоцкого арестовали по обвинению в принадлежности к троцкистско-бухаринской группе среди ленинградских писателей и приговорили к пяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Сначала он отбывал срок в Востлаге, затем его перевели в Алтайлаг.

В августе 1944 года поэта освободили. Несмотря на это, Заболоцкого оставили в системе лагеря, лишив права выбирать работу и свободно передвигаться по стране. 31 декабря 1945 года его вызвали в Москву. В скором времени он получил разрешение жить в Ленинграде, а потом и в столице.

Пребывание в лагерях оказало сильнейшее влияние на творчество Заболоцкого, в частности, это касается и «Журавлей».

Начальные строки стихотворения звучат размеренно и торжественно. В них – радость от возвращения птиц в родные земли из далекой Африки. Кроме того, автор явно восхищается журавлями. Не зря он уподобляет их людям: вожак ведет за собой не стаю, а «свой немногочисленный народ». Далее настроение меняется.

Союз «но» – первый знак того, что скоро произойдет трагедия. С его помощью третья и четвертая строфы противопоставлены первой и второй. «Черное зияющее дуло», которое поднялось из кустов, выступает в качестве антитезы «серебряным крыльям» прекрасных журавлей. Тот, кто стрелял из ружья, не виден, обезличен.

В конце четвертой строфы говорится:

Так как в стихотворении нет лирического героя, то «на нас» – на всех людей. Будто каждый человек на планете несет ответственность за случившуюся трагедию. Пятая строфа – реквием по погибшему вожаку стаи. В шестом и седьмом четверостишиях природа возвращает птицам то, что унесла с собой смерть.

Речь идет о непреклонной воле к борьбе, высоком стремленье, гордом духе. Да, смерть неизбежна, но столь же неизбежно восполняется жизнь.

В финале стихотворения говорится, что над вожаком, пошедшим ко дну, заря образовала «золотого зарева пятно», которое становится своеобразным памятником погибшей птице.

Читайте также:  Планеты на которых может быть жизнь!

По сюжету стихотворения, журавли вылетают из Африки в апреле и отправляются в родные земли. Родина встречает птиц выстрелом, который убивает вожака стаи.

Эта аллегория звучит особенно зловеще, если помнить о том, что произведение создавалось в послевоенное время.

Кроме того, в данном случае важна трагическая судьба самого Заболоцкого, который оказался в лагерях по ложному обвинению. Кстати, реабилитировали его только после смерти – в апреле 1963 года.

«Журавли» – стихотворение о сильных людях, умеющих противостоять жизненным невзгодам; о зле, которое нередко бывает неожиданным и подлым (в вожака фактически выстрелили из засады); о памяти и преемственности поколений; о жизни, которая продолжается, несмотря ни на что.

Стихотворение состоит из восьми катренов. Оно написано пятистопным хореем. Использована перекрестная рифмовка. В произведении встречается множество средств художественной изобразительности. В их числе – метафоры («утопая в небе», «луч огня»), звукопись (последние две строки стихотворения), эпитеты («серебряные крылья»), сравнение («два крыла, как два огромных горя»).

Со стихотворением «Журавли» косвенно связана одна история из жизни Заболоцкого. Ее рассказывал Никита, сын поэта. Согласно его воспоминаниям, Николай Алексеевич Заболоцкий не любил ходить в театр и кино.

Изредка он смотрел в кино какой-нибудь фильм и обычно после этого утверждал, что ничего не понял. Зато иногда его внимания удостаивались ленты, шедшие по телевизору.

По словам Никиты Заболоцкого, вечером накануне смерти Николай Алексеевич смотрел знаменитую военную драму Михаила Калатозова «Летят журавли».

По произведению: «Журавли»

По писателю: Заболоцкий Николай Алексеевич

Источник: https://goldlit.ru/zabolotsky/1291-zhuravli-analiz

Анализ стихотворения николая заболоцкого “журавли”

ALLPOETRY

2018-03-17 21:20:11

В творчестве Николая Заблоцкого довольно много произведений, которые посвящены родной природе, но при этом имеют глубокий философский и житейский смысл. К ним, в частности, относится стихотворение “Журавли”, которое поэт написал в 1948 году, став очевидцем одного трагического события.

Сюжет этого произведения вполне обычен и для наших реалий, однако в трактовке Заблоцкого обретает совершенно другую психологическую и эмоциональную окраску. Речь идет о стае журавлей, которые возвращаются на родину из далекой Африки. Стройный журавлиный клин “вел вожак в долину изобилья”. Однако когда под крылом блеснуло знакомое озеро, “черное зияющее дуло из кустов навстречу поднялось”.

Прозвучавший выстрел лишил стаю гордого вожака, ” и частица дивного величья с высоты обрушилась на нас”.

Описывая падение подстреленной птицы в холодную апрельскую воду, автор использует метафору “два больших горя”, с помощью которой характеризует журавлиные крылья. При этом оставшиеся журавли рванули в небо, “рыданью горестному вторя”.

Таким образом поэт наделяет обычных птиц настоящими человеческими чувствами, считая, что они так же, как и люди, могут ощущать горесть утраты, душевную боль, обиду и, возможно, ненависть к тем, кто разбил их безмятежную жизнь, прервав полет вожака.

Николай Заболоцкий убежден, что только природа может вернуть этим гордым птицам вернуть то, что отнял у них человек – “гордый дух, высокое стремленье, волю непреклонную к борьбе”. Ведь после гибели вожака журавлиные стаи нередко распадаются и многие птицы погибают.

Однако, передавая те чувства, которые испытывают осиротевшие журавли, автор проводит параллель с людьми, утверждая, что все самые лучшие качества, которые есть в человеке, он получает в дар от прошлых поколений.

Поэтому они не исчезают бесследно, но могут быть запрятаны глубоко в душе тех, кто перенес личную трагедию и потерял веру в справедливость, счастье и достойную жизнь.

Поверженный птичий вожак – еще один яркий пример аллегории, к которой прибегает поэт. Ведь человеческий мир устроен почти так же, как и животный.

Поэтому если тот, кто способен объединить людей и повести их за собой, внезапно погибает, воцаряются хаос и смута. Правда, в отличие от птиц, люди помнят и чтят своих героев, слагая о них легенды и возводя памятники.

А для журавлиного вожака последней данью уважения и памяти является “золотого зарева пятно” — солнечный заказ, напоминающий о том, что жизнь быстротечна.

Источник: https://allpoetry.ru/analiz/1759/zabolockii-n-a

«Анализ стихотворений Н. Заболоцкого «Журавли», «Лебедь в зоопарке»»

Тема природы в творчестве Н. Заболоцкого занимает важное место. Часто, обращаясь к этой, традиционной для русской классической поэзии, теме, автор решает моральные, философские вопросы. Обратимся к его стихотворению «Журавли». Оно сюжетно. Это печальная, но красивая история о гибели вожака журавлиной стаи.

Красоту сюжету придают поэтические тропы, благодаря которым образы становятся зримыми, мы близко переживаем происходящее. В первых строфах описывается полёт журавлей к «берегам отеческой земли»: Длинным треугольником летели, Утопая в небе, журавли. Эта метафора говорит о глубине небесного простора, о свободе полёта.

Птицы тоже прекрасны, это подчёркивается эпитетом «серебряные крылья». Сначала мы представляем картину в светлых красках: голубых, белых, серебристых. Но врывается чёрный цвет, он предвещает беду: «Чёрное зияющее дуло // Из кустов навстречу поднялось».

Кто-то убил прекрасную, гордую птицу: Луч огня ударил в сердце птичье, Быстрый пламень вспыхнул и погас, И частица дивного величья С высоты обрушилась на нас. Сколько силы, торжественности в этих словах! Автор, называя журавля «частицей дивного величья», хочет подчеркнуть красоту, гордость и недоступность природы. Далее следуют гиперболические образы.

Крылья птицы похожи на «два огромных горя». Так горюет природа о потере своего «сына». Следом автор отождествляет журавлей с человеком: «И, рыданью горестному вторя, // Журавли рванулись в вышину». То есть горе животных ничуть не меньше, чем горе человеческое.

Природа старается защитить, уберечь своих детей от смерти, поэтому наделяет их силой, которой не имеет человек: она даёт им возможность укрыться там, «где движутся светила», т. е. подняться ввысь. Журавли, а значит, и сама природа сохраняют, что бы ни делал человек, «гордый дух», «высокое стремленье», «волю».

Жизнь продолжается — таков смысл следующей строфы. В последнем четверостишии автор снова возвращается к главному герою стихотворения — журавлю: А вожак в рубашке из металла Погружался медленно на дно, И заря над ним образовала Золотого зарева пятно. Ничто не вернёт ушедшую жизнь, она самоценна. Природа может лишь восполнить её новыми жизнями.

Возникающий образ зари — нерукотворный памятник, плач по погибшему живому существу. Это стихотворение философское. Здесь гибель вожака перелетающей стаи — символ неизбежности смерти и закономерности восполнения жизни. Эти символические образы у Заболоцкого точны, зримы. В стихотворении раскрывается мысль о вечной деятельности природы, о преемственности поколений.

Стихотворение «Лебедь в зоопарке» также посвящено природе. Уже в самом названии раскрывается его тема, сюжет. Стихотворение построено на антитезе и имеет кольцевую композицию. В первой части автор любуется красотой белого лебедя. Своё восхищение он передаёт с помощью различных тропов.

Здесь есть и олицетворение: «Красавица дева, дикарка», и эпитеты: «белоснежное диво», «головка её шелковиста», «белым изгибом спины» и т. д. Автор использует сравнения и метафоры: «мантия снега белей», «дивные два аметиста мерцают в глазницах у ней», «вся она, как изваянье».

Все эти изобразительно-выразительные средства, обилие светлых красок создают образ неземной, воздушной, даже божественной красоты. И это чудо находится в центре города, среди шума, суеты.

Вторая часть стихотворения рисует нам картину, контрастную первой. В следующих трёх строфах мелькают образы городского пейзажа: Скрежещут над парком трамваи, Скрипит под машинами мост, Истошно кричат попугаи, Поджав перламутровый хвост. Только эта строфа насыщена, переполнена грубыми, тяжёлыми звуками.

О других обитателях зоопарка лишь упоминается: «звери сидят в отделенье», «смотрят фигуры оленьи». Эти образы контрастны с образом лебедя, который кажется неземным, сказочным существом. Далее автор рисует масштабную, обобщённую картину города, «мировой столицы», центром которой является парк.

Этот образ вырастает до космических масштабов. Заключает стихотворение образ сказочной птицы: Крылатое диво на лире Поёт нам о счастье весны.

Автор хочет сказать в своих стихотворениях, что только природа вечна, она прекрасна в своём величии.

Природа равнодушна к чему-то наносному, она отторгает всё человеческое, равнодушна к людскому горю и счастью. Природа сильна, потому что только её красота вечна.

Источник: http://sochin.net/sochineniya/3059

О стихотворении николая заболоцкого «журавли»

Ученик 1. Это стихотворение создано поэтом в 1957 году. Какой прекрасной и величественной предстаёт летящая журавлиная стая благодаря эмоционально окрашенным эпитетам: Утопая в небе, длинным треугольником, Серебряные крылья, Широкий небосвод.

Читайте также:  Л.н. толстой "кавказский пленник": описание, герои, анализ произведения

Возникает чувство свободы, простора, красоты. И вместе с тем это красота хрупкая: об этом говорит эпитет Немногочисленный.

Журавлям приданы человеческие черты — стая названа Народом, у них есть Отеческая земля — это олицетворение, подтверждающее единство всего живого на земле.

В третьей строфе, построенной на антитезе, появляется чувство тревоги: “…блеснуло // Озеро, прозрачное насквозь, // Чёрное зияющее дуло…” В словах возникает более общее значение: это столкновение света и тьмы, добра и зла, жизни и смерти.

Луч огня, быстрый пламень — эти слова-образы позволяют наглядно представить себе происшедшее и передать внезапность трагедии. А журавль изображён посредством перифраза: Частица дивного величья.

Благодаря этому тропу, созданному из высоких, поэтических, открыто эмоциональных слов, мы понимаем, что погибла не просто птица, каких много, а уникальная частица дивной и великой природы — и это заставляет почувствовать горечь и невосполнимость утраты.

Сравните, как звучат первые строки: “Вылетев из Африки в апреле…” Здесь всего три ударения, и речь течёт плавно, замедленно. А вот другая строка: “Луч огня ударил в сердце птичье…

” — здесь все нечётные слоги ударные, их оказывается пять, и поэтому стих звучит жёстко, резко.

Изменение ритма при сохранении размера помогает подчеркнуть антитезу и таким образом передаёт мысль: гибель журавля — катастрофа для всего мира, ведь погибла красота!

Ученик 2. По-разному построены предложения в этих строфах. В первой строфе предложение начинается с второстепенных членов, главные члены появятся только в его конце, отчего мысль развёртывается постепенно.

В третьей строфе предложение начинается сразу с главных членов, и это придаёт речи жёсткость.

Изменение ритма и структуры предложений только помогают передать мысль, заставляют читателя обратить внимание на главное — на противопоставление значений слов, которые определённым образом организованы синтаксисом и стихом для усиления контраста.

Дальше — опять антитеза: смерть вожака — жизнь журавлиной стаи. Главное слово здесь — Горе, звуки его повторяются в других словах: ОГроМных, гОреСтному, втОрАя, и этот повтор усиливает значение открыто эмоционального слова.

Однако, несмотря на горе, жизнь продолжается, об этом говорит энергичное и эмоциональное слово Рванулись, противопоставленное словам с отрицательной эмоцией. Поэт утверждает: жизнь сильнее смерти, есть вечные ценности, неподвластные смерти.

Уходящие передают новым поколениям бессмертные чувства: “Гордый дух, высокое стремленье, // Волю непреклонную к борьбе”.

Ученик 3. Не только тропы, но и слова в прямом значении приобретают предельную значимость. Журавли — это не просто птицы, это образ красоты и величья.

Глагол Обрушить не утратил своего прямого значения, но стал ещё обозначать внезапную гибель чего-то очень значительного и неповторимого. Прилагательное Холодную (волну) обозначает холод апрельской воды, но ещё говорит о холоде смерти.

Так слова изображают картину и вместе с тем переносят нас к мыслям о жизни и смерти, о бессмертии гордого духа.

Поэт утверждает, что такое бессмертие есть. Рассмотрим последнюю строфу. Нельзя не заметить, как внезапно после описания гибели, окрашенной трагической эмоцией в двух первых строках, вдруг возникает светлое чувство. Смена настроения передаётся прежде всего лексикой, но не менее важны и фонетические средства, звучание слов, аллитерация.

Ученик 4. Очень выразительна метафора В рубашке из металла, будто на вожака надели металлическую рубашку, так сковала его смерть. Слова Погружался медленно тоже открыто эмоциональны.

Здесь очевидна роль аллитерации: ВоЖак — в рубАшкЕ — погруЖаЛся; МеТаЛлА — МедЛеНнО — На дно — эти повторы делают речь затруднённой, замедленной.

А в двух последних строках эмоциональная окраска слов светлеет, и это подчёркнуто их звучанием, непохожим на звуки предыдущих строк: Зря обРазОВаЛа ЗолОтоГо (здесь Г звучит как В) Зарева, к тому же большинство ударных гласных — А.

Это не означает, что сами по себе звуки несут в себе светлую или тёмную эмоцию, всё дело в контрасте звучания двух первых и двух последних строк. Именно контраст звучания усиливает противопоставление слов. Антитеза подчёркивает возникшее в словах новое значение — утверждение бессмертия тех высоких духовных ценностей, о которых говорилось в предыдущей строфе.

Источник: http://www.sochuroki.com/o-stixotvorenii-nikolaya-zabolockogo-zhuravli/

Cтихотворение Н.Заболоцкого «Журавли»

Цель урока. Обучение анализу лирического стихотворения, развитие навыков выразительного чтения, воспитание вдумчивого читателя, ориентация учащихся на непреходящие духовные ценности.

1. На прошлом уроке мы познакомились со стихотворением «Одинокий дуб».

  • Какие строчки из него могли бы стать эпиграфом к изучаемой теме? (“Кто говорит, что в поле он не воин? Он в поле воин, даже и один”.)
  • Какую трагедию пришлось пережить поэту вместе с сотнями тысяч других людей?

2. Н.Заболоцкий говорил: “Стихотворение подобно человеку. У него есть лицо, ум и сердце… Умный читатель под покровом внешнего спокойствия отлично видит все движения ума и сердца. Я рассчитываю на умного читателя”.

3. Сегодня мы познакомимся ещё с одним стихотворением поэта. Оно называется «Журавли».

ПЛАН-ПАРТИТУРА

Картинный план

Движение чувств

Художественные средства

1. “Вёл вожак свой… народ”

Радость возвращения, восхищение красотой птиц.

Эпитет “отеческой”, метафора “утопая в небе”, эпитет “серебряные”, крылья — светлые, как серебро, прочные, как металл.

2. “Чёрное зияющее дуло…”

Тревога, страх, напряжение.

Антитеза: озеро, прозрачное насквозь — чёрное зияющее дуло; роль эпитета. Зиять — быть раскрытым, обнаруживая глубину, провал. Предложить угадать слово из примера толкового словаря: зияющая… (бездна).

3. “Луч огня ударил…”

Гнев, боль, отчаяние. 

Метафора “луч огня”. Почему не использовано слово “выстрел”? “Обрушилось”. В чём особенность этого глагола?

4. “Журавли рванулись…”

Испуг, горе.

Метафора и сравнение, звукопись: Два крыла, как два огромных горя… обняли холодную волну (о-о-о-у).

5. “Им природа снова возвратила…” (это уже не картина).

Стойкость, мужество, гордость.

Метафора (“природа возвратила”, “смерть унесла”).

6. “Вожак… погружался…”

Печаль, гордость.

Звукопись:
А заря над ним образовала
З

олотогрево заа пятно.

Какие открытия вам удалось сделать?

  • Это стихотворение не только о журавлях. Оно о сильных людях, которых не останавливает даже смерть вожака.
  • Это стихотворение о добре и зле. Зло жестоко, оно бывает неожиданным, но в стихотворении утверждается мысль о том, что жизнь продолжается.

  • Это стихотворение о преемственности поколений, о памяти.
  • В этом стихотворении последние строчки напоминают о зареве пламени, похожем на пламя Вечного огня.

  • Это стихотворение учит принимать жизнь стойко и мужественно, какие бы испытания ни выпали на долю человека.

4. Обобщающее слово учителя. Обобщив все наши наблюдения и открытия, можно сказать, что в начале стихотворения автор рисует величественную картину — возвращение каравана журавлей “к берегам отеческой земли”. Начало стихотворения звучит торжественно. Рисуя птиц, автор использует эпитеты: крылья “серебряные”, небосвод “широкий”.

Третья строфа, начинаясь с союза но, вызывает чувство тревоги, страха. Это чувство передают эпитеты “чёрное зияющее” (дуло). Антитеза: озеро, прозрачное насквозь (символ красоты природы), и чёрное зияющее дуло (символ смерти) помогают передать ужас, несправедливость происходящего.

Поэт рисует трагедию, употребляя метафору: “луч огня ударил”. Звучит боль, горечь, потому что “частица дивного величья” “обрушилась”. Удивительно точно найден глагол. В нём и неожиданность, и непоправимость того, что произошло, и тяжесть горя.

Сравнение “два крыла, как два огромных горя”, передаёт боль, которая усиливается с помощью эпитетов: рыданье “горестное”, горе “огромное”.

5. Задание на дом. Сравнить картину А.А. Рылова «В голубом просторе» и стихотворение Н.Заболоцкого (краски, звуки, настроение). Чем близки эти произведения и чем различаются?

Источник: http://xn--d1ababeji4aplhbqk6k.xn--p1ai/load/ctikhotvorenie_n_zabolockogo_zhuravli/41-1-0-10994

Ссылка на основную публикацию