Казань: население, промышленность и культура

Промышленные гиганты Казани: история легендарных заводов

Фото: http://www.archive.gov.tatarstan.ru

Автор материала: Елена Кривопатре

Фабрика Алафузова, «Заря», «Тасма» – эти названия вызывают ностальгию у жителей Казани. На них работало старшее поколение горожан, которое сегодня вспоминает их с гордостью. Это были предприятия с мощной производительностью, обеспечивающие своей продукцией не только республику, но и всю страну, а некоторые прославились и за рубежом.

Казанские историки Наталия Федорова и Аскар Гатин рассказали, как развивалась наша промышленность и как ушли в историю легендарные заводы. 

Развитие промышленности в Казани имеет многовековую историю, но промышленный бум, который начался в России в начале XIX века, дал мощный толчок для строительства еще большего числа фабрик и мануфактур в Татарстане.

Одни историки связывают этот толчок с либеральными реформами Александра II, другие считают, что помимо реформ и освобождения от крепостного права важную роль сыграло развитие техники, появление новых технологий и вообще изменение всей системы государственного правления. 

Таким образом, на рубеже XIX–XX веков в Татарстане появляется несколько крупных промышленных комплексов, часть из которых находились в Казани. 

– Обычно историки выделяют предприятие братьев Крестовниковых, фабрику Алафузова, предприятие Ушкова, то есть те предприятия, которые внесли существенный вклад в развитие экономики тех лет, – подчеркивает Аскар. 

Следующий виток в развитии промышленности Казани был связан с эпохой НЭПа и началом индустриализации. Тогда многие предприятия остались без хозяев в связи с национализацией предприятий. Были предприняты попытки восстановить их и наладить производство.

В результате к 1926 году многие из них уже работали на полную мощность, и Казань стала одним из крупных промышленных центров России. Промышленность продолжала развиваться, в связи с этим было уделено внимание развитию энергетического комплекса.

Для производства любой продукции нужна была электроэнергия, поэтому было принято решение построить ТЭЦ-1. Как рассказал Аскар Гатин, электроэнергия до революции была локальной.

Предприятия Крестовниковых, Алафузова, например, имели свои автономные паровые машины, которые вырабатывали электричество.

В предчувствии войны в Европе Сталин ставит задачу вооружиться. В годы второй пятилетки в Казани закладывается основа для авиастроительной отрасли. Наряду с авиастроительным заводом в Казани возникает авиационный институт.

В годы войны на территорию Татарстана была эвакуировано несколько десятков крупных предприятий. На этой базе у нас возникли «Точмаш», радиоприборный, авиастроительный и вертолетный заводы в Казани работали уже до этого.

Они все были созданы на базе маленьких предприятий. Например, на основе бондарного завода, на его площадях и оборудовании был создан вертолетный завод. Готовые станки и цеха перевезли из Москвы – и развернулось производство.

– А когда пошла реэвакуация на основные площадки, на наши заводы стали завозить более современное оборудование, – рассказала кандидат исторических наук Наталия Федорова. 

«Спартак»

Фабрика «Спартак» получила развитие, производя армейскую обувь в военные годы. При этом предприятие имеет местные корни.

В начале XX века хозяин обувной фабрики построил в городе особняк в псевдомавританском стиле. Тем, кто хорошо знает Казань, он наверняка знаком – большое серое здание Республиканской офтальмологической клиники на Бутлерова. Мужчина, судя по всему, был очень расчетливый, потому что когда пришла Октябрьская революция, он предпринял хитрый шаг. 

Меховой комбинат 

Еще одно легендарное предприятие  – Казанский меховой комбинат. За ним стоит колоссальная история. Комбинат сделал огромный вклад в развитие экономики, благодаря ему Казань считалась меховой столицей России. Открыто было предприятие в 1928 году.

Поначалу комбинату не хватало профессиональных кадров – приходилось выписывать специалистов из-за рубежа. Но в скором времени там появились свои профессионалы, которые выработали собственные методы обработки шкур и окраски мехов. Так производство начало набирать обороты и прославилось своей продукцией на всю Европу.

В основном завод в те годы работал на экспорт обработанных шкур.

В военные годы меховой комбинат стал производить обмундирование для армии и, успешно справившись с этой задачей, был награжден орденом Ленина.

В послевоенные годы предприятие продолжало процветать  и расширять свой ассортимент. Комбинат несколько раз менял свое название.

В 1972 году ему присвоили имя Хусаина Ямашева, в 1991 году произошла реструктуризация предприятие и он был преобразован в АО «Мелита». 

«Тасма» 

История завода начинается в 1933 году, тогда это была Фабрика кинопленки № 8. Название «Тасма» появляется в 1947 году и расшифровывается как «татарские светочувствительные материалы».

На заводе помимо кинопленки делали еще рентгеновскую и фотопленку. Кстати, появление «Тасмы» тоже было связано с военными нуждами, в частности необходимостью материалов для съемки с самолетов. Для этого требуется пленка очень высокого качества, потому что приходилось многократно увеличивать изображение. Производство было заложено еще до войны, но после оно стало полувоенным.

В 2006 году на базе «Тасмы» создается технополис «Химград». 

«Полимерфото» 

Одновременно с «Тасмой» начинает свою историю Казанский фотожелатиновый завод № 9 – «Полимерфото». Строительство предприятия началось в 1935 году на территории поселка Левченко. В 1941 году было запущено первое производство. В то время на заводе выпускали 750 тонн желатина в год.

Завод обеспечивал кинопромышленность страны желатином – важным компонентом для производства кинопленки и фотобумаги.

В послевоенные годы на заводе была проведена модернизация, в процессе которой заводчане сами изобрели и собственноручно изготовили новые технологические линии, позволившие увеличить производительность до 3225 тонн продукции в год.

Из отходов стали производить прецепитат, боропрецепитат, костную муку, шлаковую муку и технический жир. На заводе производили кассеты для магнитофонов МК-60 и МК-90. К 1985 году  производственная мощность завода достигала 15,5 миллиона кассет в год.

Усилиями руководства завода был внесен вклад в социальную и культурную жизнь города. Были построены Дом культуры, спорткомплекс, бассейн, детский сад, пионерлагеря, а так же жилые дома и общежития.

В результате перестроечных процессов животноводство стало приходить в упадок, значительно снизилось и количество сырья, поставляемого на «Полимерфото». Не смотря на многочисленные попытки вывести завод из кризисной ситуации, в 1996 году завод был объявлен банкротом. 

Табачная фабрика

Как известно, после революции в стенах церквей и мечетей открывались различные учебные, производственные и прочие заведения.

По словам Аскара Гатина, когда Богородский монастырь распустили, то на его территории в 30-е годы также планировали создать «Восток-фильм». Были планы построить в Казани свой татарстанский Голливуд.

Незадолго до войны планы поменялись, хотя у нас и снимались некоторые фильмы на местную национальную тематику.

Читайте также:  Природа, растения и животные южной америки

Таким образом, в 1941 году в стенах Богородского женского монастыря была размещена табачная фабрика. Производство развернулось в монашеских корпусах и в храме Николы Тульского. Как и для некоторых других предприятий Казани, оборудование для производства было эвакуировано из Ленинграда.          

Табачное производство в те годы имело свою, очень интересную специфику. Дело в том, что производство сигарет в СССР имело двойное назначение. Особенности производства позволяют очень быстро переориентировать фабрику на выпуск боеприпасов. Считалось, что табачная фабрика могла быстро перенаправить свое производство на военные рельсы.

Историк пересказывает воспоминания людей, которые работали на фабрике. Всем известно, что храм Казанской иконы Божией Матери, входящий в состав Богородского монастыря, был построен на месте, где нашли одноименную икону.

А когда в нем была основана табачная фабрика, это место обозначили особым образом. Работники и руководство фабрики с осторожностью относились к нему и даже специально огородили.

И это несмотря на то, что царило время атеизма и борьбы с религией. 

После перестройки фабрика несколько раз меняла название: «Идель-табак», «Спектрум», «Ильбар-табак». Закрылось производство в 2005 году, а здание было возвращено епархии.

Пивоваренный завод Петцольда 

Здание пивоваренного завода Петцольда считается уникальным туристическим объектом, расположенным в Старо-Татарской слободе, историческим наследием города и местной достопримечательностью. Построено в 1905 году казанским купцом Оскаром Эдуардовичем Петцольдом, известным в городе общественным деятелем и членом Казанского губернского попечительства детских приютов.

Завод проработал лишь до 1914 года. Тогда указом Николая II вступил в силу сухой закон, после чего здание завода опустело. Вторую жизнь ему подарил концерн «Красный Восток», который переоборудовал здание в середине XX века под производство соков и воды.

В 1975 году здание завода реконструировали, и многие исторические детали архитектуры были утрачены. Завод переоборудовали под молочное производство.

С 2012 года  ведется реконструкция здания компанией «Эдельвейс Групп», которая планирует сделать его новым центром притяжения горожан и туристов. Здесь планируется разместить небольшое кафе, конференц-зал и офисы, а оставшиеся помещения использовать как выставочные пространства. 

Кондитерская фабрика «Заря» 

Кондитерская фабрика «Заря» открылась в 1924 году в Суконной слободе, в центре города между Щербаковским и Школьным переулками. В начале своей истории фабрика представляла собой несколько деревянных строений, но со временем производство выросло до 2,4 гектара.

Фабрика «Заря» производила более 30 тысяч тонн готовой продукции в год и входила в десятки крупнейших предприятий России. Здесь выпускалось более 200 наименований кондитерских изделий. Одно из них стало настоящей легендой — это торт «Татарстан».

За ним выстраивались огромные очереди, большинство гостей республики привозили его домой в качестве сувенира.

В 2008 году «Заря» продала свое оборудование и переступила права на все торговые марки Чистопольскому хлебозаводу. Совладелец фабрики Зураб Хубулава планировал возродить производство, но, к сожалению, его планы так и не воплотились в жизнь. 

Завод ЭВМ 

Завод математических машин начинает свою историю в 1951 году. Тогда постановлением Совета Министров СССР было принято решение о его строительстве. В 1960 году завод выпускает ЭВМ М-20 — в то время самое мощное электронное вычислительное оборудование в Советском Союзе.

Продукция предприятия пользовалась популярностью на научных и государственных предприятиях, в оборонной промышленности страны.

Завод ЭВМ наладил производство цифровой печатной техники, акустических систем и катушечных магнитофонов.

В 1994 году предприятие было введено в состав нового предприятия «Терминал», а в 1991 году к нему подключилась британская компания ICL. Так была создана новая организация – ОАО «ICL-КПО ВС». В музее предприятия хранятся свидетельства истории легендарного завода, с которого все начиналось.

Фабрика Алафузова

Известный общественный деятель Иван Алафузов внес вклад в развитие не только промышленности Казани, но и культуры и социальной сферы. Мануфактурщик скупил несколько кожевенных предприятий, сколотив на этом свое состояние.

Кожаная и льняная мануфактуры в XIX веке стали стартом для предприятия, прославившегося не только в России, но и за рубежом.

Иван Иванович отличался особой заботой о своих работниках, благодаря ему в городе были построены Дом культуры, больница, школа и церковь.

Фабрика профункционировала до 2007 года, успев пережить революцию, советскую власть и перестройку. В годы коммунизма была переименована в льнокомбинат имени Ленина и поменяла специализацию на переработку шерсти.

Предприятие разделили потом несколько собственников. Одна часть была передана москвичам, а другая с 2013 года была взята под опеку бизнесменом Андреем Питуловым, превратившись из старой фабрики в лофт-пространство. Сейчас в здании проходят выставки, театральные постановки, собираются байкеры, творческая молодежь и туристы.

Казанский мясокомбинат

Казанский мясокомбинат был открыт в 1937 году решением Наркомпищепрома СССР. Предприятие было одним из самых крупных в мясной отрасли республики. Именно на Казанском мясокомбинате начали производить первую халяль-продукцию в России, когда в 1991 году поступил заказ от делегатов первого заседания Всемирного конгресса татар. В дальнейшем халяль-продукция вошла в постоянный ассортимент завода.

Производство находилось под контролем мусульманского духовенства. В 2006 году был образован комитет по стандарту «Халяль» при Духовном управлении мусульман Республики Татарстан.

В ноябре 2014 года мясокомбинат был объявлен банкротом.

Источник: https://sntat.ru/stolitsa/promyshlennye-giganty-kazani-istoriya-legendarnykh-zavodov/

О городе казани

О городе казани, год основания города, достопримечательности, гостиницы, развлечения, отзывы гостей города.

На этой странице речь пойдёт об одном из самых древних российских городов – Казани, отметившей в 2005 году тысячелетний юбилей. Город Казань является столицей одного из субъектов Российской Федерации – республики Татарстан. Казань – многонациональный город с достаточно большим населением – здесь живут более миллиона человек ста одной национальности.

Многонациональность и вытекающая из неё разница культур, являющиеся исторической характеристикой Казани, создают неповторимое многообразие. В городе действуют более ста пятидесяти религиозных организаций различных конфессий. В городе работают четыре религиозных вуза – один православный и три исламских.

Самой известной православной святыней города является Казанская икона Божьей Матери, возвращённая в Казань из Ватикана.

Казань расположена на берегу Волги, через неё, разделяя город на две части, протекает речка Казанка. Благодаря своей многовековой истории, Казань – город, богатый достопримечательностями, он входит в большое количество разнообразных туристических маршрутов.

Читайте также:  Спутники марса: фобос и деймос

Интересно, что Казань совмещает православную и мусульманскую культуру – в ней находится большое количество как мечетей, так и православных храмов. Впрочем, удивительного ничего тут нет – этот город всегда находился на границе между Европой и Азией, восточной культурой и западной цивилизацией.

Город Казань имеет множество наград, входит в престижные списки как России, так и мира. Например, Казань награждена несколькими дипломами ЮНЕСКО, медалью ЮНЕСКО, включена в список городов всемирного наследия, признана лучшим городом России (2004 год).

Казань – город с хорошо развитой промышленностью, здесь, в частности, расположены сразу два крупных авиационных завода: Казанское авиационное промышленное объединение и Казанский вертолётный завод. В Казани выпускаются такие известные самолёты и вертолёты, как ТУ-214, МИ-8 и МИ-17.

Также в городе развита химическая промышленность, находятся одни из самых крупных в России заводов, производящих полиэтилены, фенольные соединения, ацетон, реагенты для нефтяной и газовой промышленности. Достаточно широко известно предприятие «Нэфис-косметикс», выпускающее средства гигиены, косметику и бытовую химию.

Также в Казани выпускается и медицинское оборудование.

Более пятнадцати процентов продукции, произведённой казанскими предприятиями, поставляется на экспорт, из них почти две трети – машиностроительная и металлургическая продукция, чуть больше тридцати процентов – химическая продукция.В Казани большой выбор гостиниц от эконом-класса до пятизвездочных отелей.

Казань является крупной транспортной развязкой, в ней расположен один из волжских портов, аэропорт, из города выходят две ж/д ветки. Внутренняя транспортная сеть, по сути, не отличалась от транспортной системы любого другого города, но лишь до 27 августа 2005 года. Именно в этот день была пущена в эксплуатацию первая линия казанского метрополитена.

Администрация города при активном участии общественных городских организаций развивает отношения международного характера. В частности, только в рамках тысячелетнего юбилея Казани было проведено девять конференций и семинаров высокого международного уровня.

Сейчас на территории Казани зарегистрировано более сотни предприятий, владельцами, совладельцами или инвесторами которых являются иностранные граждане и фирмы, кроме того, работают полторы сотни филиалов и представительств зарубежных компаний.

Среди основных иностранных инвесторов казанской экономики – фирмы и граждане Швейцарии, Кипра, Словении, Германии, США.Также в Казани много различных развлекательных заведений, поэтому Вы найдете себе отдых по вкусу.

Источник: https://www.101hotels.ru/recreation/russia/kazan/about

Краткая история и современность города Казани. Как добраться до Казани

Город Казань – один из самых удивительных городов России, имеющий богатую событиями историю и не менее яркое настоящее. Казань – город двух религий, двух культур, центр, где встречается Запад и Восток.

О Казани сложено немало легенд и преданий, память о которых можно встретить на улицах города, в городских фонтанах, памятниках и парках. Здесь любят и ценят прошлое, развивают настоящее и с уверенностью смотрят в будущее.

Настала пора и нам немного поговорить о Казани. Сегодня мы узнаем краткую историю Казани, чем живет город сегодня, а также о том, как добраться до Казани из других городов России.

Краткая история Казани

История Казани уходит своими корнями в далекое прошлое. Согласно одной из версий,  город был основан 1000 с лишним лет тому назад, как северный форпост мощного в то время государства – Волжская Булгария. О правдивости данной теории говорят археологические находки на территории Казанского Кремля, датированные X в.

Как гласит татарская легенда: «Быть городу там, где вода в котле закипит без огня…»

Волжская Булгария была процветающим торговым государством. Удобное расположение на Великом Волжском пути, позволяло вести бойкую торговлю со странами Скандинавии и южными соседями. Город Булгар в те времена был самым крупным городом Европы.

В начале XIII в. в Волжской Булгарии появились войска монгол под командованием Чингисхана. Первое вторжение в 1223 г. булгары отбили, но второе в 1236 г.

под предводительством хана Батыя, нанесло значительный урон процветающему торговому государству, многие города и села были сожжены дотла, часть населения угнано в рабство, часть – бежало на север.

На занятых территориях монголы стали формировать новое государство Улус Джучи или Золотую Орду.

Разрушенные города постепенно стали отстраивать вновь. Но постоянные войны с Золотой Ордой вынудили население Булгарии оставить столичные города и переместиться на север, к Казани.

XIII-XIV вв. отмечены бурным ростом города. Налаживается производство глиняной посуды, изделий из кожи, оружия, в городе чеканится собственная монета, благодаря удобному расположению на пересечении торговых путей развиваются торговые связи с Западом и Востоком, Севером и Югом. А к моменту распада Золотой Орды, Казань становится столицей Казанского ханства.

Однако расцвет был недолгим. Отношения Казани с Русью стремительно испортились. И уже в 1547 г. амбициозный русский царь Иван Грозный попытался штурмом взять Казань.

Три года подряд попытки взять неприступный Кремль оканчивались неудачей. Тогда царь пошел на хитрость. Буквально за месяц он возвел целый город-крепость на берегах реки Свияги, в 30 км от Казани.

Это позволило перевести многотысячную русскую армию в непосредственную близость от защищенного города.

Иван Грозный повелел построить в покоренной Казани Благовещенский собор и другие храмы и монастыри

Шел октябрь 1552 года. 7 недель продолжался штурм Казанского Кремля. В результате которого гордая Казань вынуждена была сдаться. С тех пор город стал частью России. Иван Грозный повелел прислать для строительства нового Кремля псковских мастеров. Старые мечети разрушили, на их месте строились православные соборы. У Кремля возводились новые стены и белокаменные башни.

В 1708 г. по указу Петра I Казань стала столичным городом Казанской губернии. Губерния была просто огромной: от Уфы до Астрахани. В это время в городе открываются различные мануфактуры, судоверфь, начинает работать Адмиралтейство, открываются первые школы.

На память о пребывании в городе, императрица Екатерина II подарила казанцам свою карету

Читайте также:  А. с. пушкин "к чаадаеву": анализ стихотворения

Важной вехой в истории Казани стал и 1767 г., когда город пожелала посетить императрица Екатерина II. Она была настолько поражена радушием и гостеприимством местных жителей, что указом повелела разрешить строительство на территории города мусульманских мечетей. Вскоре появилась первая городская мечеть Аль-Марджани, а к 1780-м в городе открылось три больших медресе.

Аль-Марджани — самая ранняя казанская мечеть, дошедшая до наших дней

Не обошло Казань стороной и Пугачевское восстание. 20000 повстанцев летом 1774 г. штурмовали город. Практически весь он, кроме Кремля, был взят. Но вскоре в Казани начался пожар, и войска повстанцев вынуждены были уйти. В том пожаре Казань потеряла более 2000 домов и административных зданий.

В 1782 г. императрица Екатерина II утвердила генеральный план застройки казанских улиц, который определил дальнейшее направление развития города на полтора века вперед.

XIX век стал этапом бурного роста города. Открыт первый театр и Университет, на улицах появилось газовое и электрическое освещение, конка, один из первых русских электрических трамваев, городская газета, телеграф, телефон, водопровод…

Прорывом в науке стало в 1844 г. открытие профессором Казанского университета химического элемента рутения. Это был единственный химический элемент, открытый во времена царской России и СССР.

Казанский университет — один из старейших непрерывно действующих ВУЗов России

К концу XIX в. Казань с Москвой соединила железная дорога. В новый век город входил в пятерке крупнейших городов Российской Империи с населением чуть более 130 тыс. человек.

В ХХ в. Казань повторила судьбу всей России. Революция, установление власти Советов, образование Татарской Советской Социалистической республики, разрушение и разграбление храмов, монастырей, мечетей…

Великая Отечественная обошла Казань стороной. Город не был захвачен или разрушен, но его вклад в достижение Победы неоценим. Свыше 700 тыс. человек отправил Татарстан на фронт. Жители Татарстана снабжали армию хлебом и картофелем, мясом, молоком, теплой одеждой, боеприпасами, танками и бомбардировщиками.

На время войны, в укрытую в глубине России Казань были эвакуированы крупнейшие заводы и оборонные предприятия, в том числе и лаборатория «Уран» под руководством Курчатова, центральная кладовая Госбанка СССР, Академия наук СССР, всесоюзные НИИ и несколько комитетов по безопасности. Казань по решению Правительства стала городом первой степени секретности. Чтобы защитить Казань от врага был возведен «Казанский противотанковый обвод». В суровых условиях над его строительством трудились 107 тыс. человек.

А уже после войны в Казани был организован один из первых в Советском Союзе региональных научных центров. Население города стремительно росло и к 1979-му перевалило за 1 млн. человек.

Казань сегодня

В 2005 г. Казань отметила 1000-летний юбилей. Некогда богатая столица Казанского ханства в XXI веке она вернула себе гордое название столицы – третьей столицы России. А Казанский Кремль в 2000 г. был включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Казанский Кремль включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО

Сегодня Казань — один из крупнейших религиозных, экономических, политических, научных, образовательных, культурных и спортивных центров России с населением чуть более 1.200.000 человек.

В последнее время столица Татарстана очень активно развивается. Строятся новые городские кварталы и целые районы, прокладываются новые дороги и линии метро. Кроме того, большой прогресс наблюдается и в сфере туризма.

Современную Казань посещают более миллиона человек в год.

Как добраться до Казани?

Добраться до Казани можно из разных городов Центральной, Северной и Южной России, Поволжья, Сибири и Дальнего Востока. Рассмотрим все возможности добраться до Казани из Москвы и Санкт-Петербурга.

На самолете

Самолет – самый удобный и быстрый транспорт. Международный аэропорт Казани принимает воздушные суда из многих городов России, в том числе из Петербурга и Москвы. Время в пути из Москвы займет всего 1 ч. 30 мин.

, а из Петербурга 2 ч. 20 мин. По данному направлению рейсы совершают множество авиакомпаний, в том числе «Аэрофлот», S7, «Татарстан», «Россия», «Nord Wind» и др.

Найти подходящий рейс и забронировать билеты можно в форме ниже.

Из аэропорта до города курсирует электричка и автобус №97. Чуть дороже, но с комфортом можно добраться на такси.

На поезде

Те, кто боится летать на самолете, могут воспользоваться поездом. Ежедневно в сторону Казани из Москвы уходят несколько рейсов.

Есть как прямые рейсы Москва – Казань, так и проходящие до Нерюнги, Улан-Удэ, Красноярска, Екатеринбурга, Барнаула и др. городов. Отходят все поезда с Казанского вокзала российской столицы.

В пути предстоит провести порядка 12 часов. Особо удобны ночные поезда.

Есть прямые поезда до Казани и из Санкт-Петербурга. Правда, ходят они нерегулярно. Следует заранее уточнить расписание. Продолжительность такой поездки порядка суток.

Забронировать билеты на поезд можно в форме ниже.

В Казани имеется собственный аэропорт и 2 жд вокзала

На автобусе

Добраться до Казани из Москвы и Санкт-Петербурга можно и на автобусе. Это относительно недорого и в какой-то степени комфортно. Правда, стоит учитывать, что путь из Москвы займет не менее 12 часов, а из Петербурга более суток и ехать в данном случае придется с пересадкой.

Казанский автовокзал находится в самом центре, в пешей доступности от Казанского Кремля.

На автомобиле

Тем, кому повезло обзавестись собственным автомобилем, не составит труда добраться до Казани на авто. В город из Москвы ведет федеральная автомагистраль М7 «Волга». Расстояние в 812 км можно преодолеть всего за 12-16 часов.

Из Петербурга лучше всего ехать через Москву. Путь займет не менее 22 часов, так как расстояние между городами составляет порядка 1500 км.

***

Как видите, добраться до Казани не сложно, а посетить этот удивительный город на Волге с богатейшей историей и культурным наследием, безусловно, стоит. Казань настолько разная, что каждый здесь найдет развлечение по душе.

В ближайших постах я расскажу, что самого интересного можно увидеть в Казани, где погулять, где жить и что попробовать. Следите за обновлениями! А пока все. Ярких путешествий!

Источник: https://life-routes.ru/russia/tatarstan/1000-letnyaya-istoriya-i-sovremennost-goroda-kazani-kak-dobratsya-do-kazani.html

Ссылка на основную публикацию