Какого цвета снег и лёд?

Какого цвета снег?

В старой доброй советской колыбельной песне любознательное дитя спрашивает у матери:

— Мама, а бывают черные дожди?

На что мама голосом Майи Кристалинской нежно возражает: дождь бывает желтый, синий, серый, голубой…

Дождь — вода, и снег — вода. А какой бывает снег? Какого цвета? Выглянув в окно, вы удивленно вскинете брови и отметите, что, как ни странно, снег — белый. Недаром ведь существует прилагательное «белоснежный» и сказочная дева по имени Белоснежка.

В городах, где снег убирают для галочки или вообще не трогают, а это 99% населенных пунктов городского типа СНГ, часто встречается прессованный нерафинированный черный снег, который может лежать, никого не раздражая, гордыми горами вплоть до маёвки. Там, где замерзшая влага часто бывает черной, граждане предпочитают носить немаркое и откладывать деньги на черный день.

Эскимосов и алеутов, маленьких, мамы с рождения учат не только не думать о черном дожде, а и предостерегают:

— Дети, никогда не ешьте желтый снег!

За пол-Земли от эскимосов и алеутов, в Антарктиде случается снег красного оттенка, который полярники называют «арбузным» — не только из-за цвета, но и благодаря… вкусу. Этот снег кушать можно и он сладковатый. Виновники кулинарного чуда — микроскопические вольвоксовые водоросли хламидомоны (о, нет, не те хламидомонады, которых на Новый год «подхватывают» беспечные развратники).

Даже если антарктический снег с виду бел, стоит наступить на него ботинком, и он покраснеет от стыда:

Это потому, что червонный пигмент водорослей активно поглощает тепло с образованием свободной влаги, которая нужна микробам для поддержания жизненных сил.

Еще один присущий таким  водорослям окрас — хлорофилловый, то есть зеленый:

Мелкие черные твари на зеленом снегу — это криль, безобидные  промысловые рачки, которые едят хламидомон. В свою очередь, крилем питаются киты, полярные птички и… человек.

Помимо Антарктиды, красный и зеленый снега встречаются в горных районах планеты, на высоте 3 – 3,5 километра над уровнем моря. А в начале декабря 2010 года странный розовый снег внезапно украсил улицы Стокгольма.

Горожане испугались, но набат тревоги громыхал недолго — в мэрию позвонили из местного лыжного клуба и объяснили, что накануне ближайшей гонки посыпали лыжню безвредным розовым порошком, однако в ночи разгулялся ветер и снег веселенькой расцветки заново приземлился уже в центре шведской столицы.

2 февраля 2007 года в Сибири, а именно в Омской, Томской и Тюменской областях, выпал оранжевый снег. И покрыл собой просторы в 1500 квадратных километров. Необычный снег имел неприятный гнилостный запах, на ощупь был жирным. Аналитики установили, что содержание железа в нем четырежды превышает норму. Боялись, что снег радиоактивен, но обошлось.

На Диком Западе США иногда выпадает снег коричневого цвета, как на Марсе:

Обычно ему предшествуют пыльные бури, что стартуют в Неваде рядом с Лас-Вегасом. Ветра уносят бурую взвесь на Север, где зима превращает бурю в мирный, но зловещего вида, снегопадик.

Происхождение голубого и синего снега часто связывают с естественными оптическими явлениями, из-за которых безоблачное небо полнится лазурью. Но наяву речь идет о разных рецептах матери-природы. Небо синеет из-за преломления солнечных лучей на жидких и твердых частичках, что витают в атмосфере.

Голубой цвет рассеивается хорошо, и мы ему радуемся в погожие дни. Когда же свет Солнца проходит сквозь снег или лёд, лучи красного спектра поглощаются, но все остальные рассеиваются в равной степени. Поэтому обычно лед и снег белы.

Но если толща льда достаточно мощна, то наружу «выскакивают» только волны синего участка спектра:

Словом, для того, чтобы понять, какого цвета снег, нужно заморозить радугу.

Источник: http://neobychno.com/7571/kakogo-cveta-sneg/

Почему снег белый, а лед прозрачный

Почему снег белый, а  лед прозрачный.

И снег и лед это замерзшая вода. Но почему же тогда снег имеет цвет – он белый, а лед бесцветный, как и вода? Да, действительно – лед прозрачный. Это потому, что он пропускает сквозь себя все лучи света. Каждая снежинка сама по себе тоже прозрачна.

Но снежинки падают на землю и лежат в сугробе как придется. Вся эта рыхлая масса не пропускает свет, он не может через нее пробиться. Каждый лучик света, попадая на верхний слой снега, преломляется в огромном количестве ледяных кристалликов – снежинок. 

В результате все кристаллики-снежинки “передают свет” до тех пор, пока он весь не “выйдет” обратно, то есть снег полностью отражает свет. А когда весь свет отражается от предмета, мы видим этот предмет белым.

Если быть еще точнее, снег белый потому, что белым является свет солнца, который он отражает. Если бы лучи нашего солнца были желтыми и например красными, то и снег тоже был бы желтым или красным. На закате или восходе, когда лучи солнца видятся нам как розовые, снег мы тоже видим розовым.

Белый , Лед , Почему , Прозрачный , Снег

Узнавайка рууу / Разное Galadrielj

«И снег и лед это замерзшая вода. Но почему же тогда снег имеет цвет – он белый, а лед бесцветный, как и вода? Да, действительно – лед прозрачный. Это потому, что он пропускает сквозь себя все лучи света. Каждая снежинка сама по себе тоже прозрачна.»

Почему летом снег в горах не тает   Почему летом снег в горах не тает. Когда дети видят на горных вершинах снег, многих из них это очень удивляет. Дети думают что если горы высокие, то значит они ближе к солнцу и на самой их вершине нам…Любит ли белый медведь мед   Любит ли белый медведь мед.

  Медведи живущие в лесу обожают мед – это знают все. А вот любят ли этот продукт белые, полярные мишки? Поскольку белые медведи живут среди бескрайних ледовых просторов, о…Почему у змей нет ног   Почему у змей нет ног.   Змеи похожи на ящериц, только они намного длиннее и у них почему то нет ног…

Интересно, почему? То что сейчас у змей нет ног, вовсе не значит, что у них никогда не было конеч…Как и почему мы слышим   Как и почему мы слышим.    Большинство людей думают что мы слышим потому, что у нас есть уши. На самом же деле, ушами мы только воспринимаем звуки. А способность слышать мы имеем благодаря целой слухо…

Почему живот урчит   Почему живот урчит.   Почему иногда наш живот вдруг начинает недовольно урчать? Что этим хочет сказать наш организм? Желудок и кишечник переваривают съеденную нами пищу при помощи выделения специаль…Почему море соленое   Почему море соленое.

  Из крана течет пресная вода, в реках и озерах она тоже не соленая, хотя и содержит незначительное количество соли. А вот почему в морях и океанах вода такая соленая, прямо как р…Почему танцуют пчелы   Почему танцуют пчелы. Оказывается пчелы не только неутомимые труженицы, но еще они умеют… танцевать. Не верите? А вот послушайте…

Пчелы, это насекомые живущие семьями. Они обитают в ульях ( дере…Почему мы говорим завтрак   Почему мы говорим завтрак.   Завтрак, обед, ужин…Эти слова обозначают названия основных приемов пищи. Вроде бы обычные, всем знакомые слова… Но одно из них все таки всегда вызывает вопросы, особен…

Почему исчезли динозавры   Почему исчезли динозавры. Многим детям интересно все, что связано с такими доисторическими животными, как динозавры – какими они были, как появились и конечно же почему вдруг исчезли с нашей планеты. …Что такое эхо и почему мы его слышим   Что такое эхо и почему мы его слышим.

  Друзья, вы когда нибудь замечали, как сказанное вами в пустой комнате как будто кто-то за вами повторял? Это явление называется эхо. Оно прячется в лесу между д…Добавление комментариев доступно только зарегистрированным пользователям

Источник: https://yznavaika.ru/raznoe/pochemu-sneg-belyj-a–led-prozrachnyj

Какой снег зимой

В наших широтах снег и лед гостят только зимою. Зима нахлобучивает на дома, деревья и садовые изгороди высокие мягкие снежные шапки. Реки, озера, пруды покрываются прозрачным слоем льда. Зима радует людей, ведь зимний спорт вступает в свои права.

Такое превращение природы кажется нам естественным. Никакого чуда в снежной метели мы не видим. Но с первыми снежинками у нас возникают вопросы:

  • «Почему?»
  • «Откуда?»
  • «Снег — это замерзший лед?»
  • «А бывает снег не белый, а какого-нибудь другого цвета?»
  • «Какую форму имеют снежинки? Они четырехугольные или круглые?»

Над вопросам какой снег зимой, задумывались многие ученые.

Некоторые из них, например астроном Иоганн Кеплер, писали об этом книги. Давайте рассуждать. Можно подумать, что если летом идет дождь, а зимой — снег, — значит, снег — это замерзший дождь. Не случайно ученые дали и снегу, и дождю, и граду, и изморози название — «осадки».

Образование снега

Если замерзают капли дождя, образуется не снег, а град. Снег получается, если в кристаллики льда превращается водяной пар, находящийся в воздухе. Потому снег и выглядит таким белым.

Цвет снега

Чтобы подчеркнуть белизну предмета, часто называем его «белоснежным». А Иоганн Вольфганг Гёте называл снег «потерянной чистотой». Кто же прав? Если мы спросим физика, какой же цвет снега, он тоже не назовет снег белым в полном смысле этого слова. Между отдельными кристалликами снега прячется воздух. Поэтому снег не может полностью отражать белый свет.

В снег попадают и другие вещества: пыль, сажа, песок, соль, микроорганизмы. В этом он похож на дождь: все, что содержит воздух, снег вбирает в себя. Поэтому, как это ни странно звучит, но снег зимой бывает красный, желтый и даже черный.

В «кровавом снеге», о котором часто сообщают старые летописцы, в прежние времена люди видели мрачное предзнаменование. Чтобы быть беспристрастным, возьмем микроскоп.

Оказывается, снег казался красным оттого, что содержал крошечные красные водоросли. Желтый цвет снегу придавала не сера, а песок из Сахары. Вулканическая зола окрашивала снег в черный цвет.

Однажды причиной черной окраски снега была личинка жука, покрытая темными волосиками. Как и всегда, знание одержало победу над суеверием.

Формы снежинок

Еще великолепнее, чем игра света в снеге, разнообразие его формы. Едва ли можно найти две соверщенно одинаковые по форме снежинки. Каждая из них — тончайшее произведение искусства в природе. Невооруженным глазом можно определить только величину снежинок. Чем выше температура воздуха, тем они крупнее.

В Саксонии однажды выпали снежинки диаметром в двенадцать сантиметров. Казалось, что с неба падают блюдечки! Каждая гигантская снежинка состояла из сотен крошечных снежных кристалликов.

Самое слово «кристалл» — это уже ответ на вопрос о форме снега. Кристалл ведь никогда не бывает круглым. Он всегда многогранный. Вот и кристаллы снега многогранны. Из водяного пара образуются кристаллы шестигранной формы.

Только полярный снег не подчиняется этому правилу: его кристаллики похожи на палочки.

Кеплер сравнивал кристаллы снега с пчелиными сотами, с цветами растений, семенами яблок, раковинами улиток и кристаллами минералов. Мы рассказали вам, какой снег зимой.

(Пока оценок нет)
Загрузка…

Источник: https://LibTime.ru/priroda/kakoy-sneg-zimoy.html

Кто идет и красит белым все, что видит на пути? О снеге и цвете

Белым снегом, белым снегом

Все тропинки замело.

И, куда бы глаз ни глянул,

Все белым-белым бело.

А почему снег белый? С его кристальной, безупречной чистотой сравнивают весь белый цвет, окружающий нас. Белый, словно снег… Снежная белизна… Чистый, как снег… Подобных сравнений – не счесть! Благодаря чему снежное покрывало имеет девственный цвет?

Какого цвета снежинки?

Снег – это много-много снежинок. Очень разных, абсолютно непохожих друг на друга. Идеальных и уникальных по своей форме. Изучать снежинки никогда не наскучит.

Всегда удивляешься: как природе удалось создать такое совершенство?! А когда ребенок пристает с расспросами, приходится искать объяснения природным чудесам.

Почему ива плачет, а осина дрожит? Как мороз рисует свои узоры на стекле? Почему снежинка именно такая?

В атмосфере есть вода. Представлена она в форме пара, в газообразном виде. Под влиянием низких температур пар конденсируется, замерзает и превращается в кристаллики.

Снежинка – это маленькая капелька воды в виде шестигранного кристаллика. Каждая водяная молекула состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода. Отсюда – три или шесть граней. По сути, снежная мушка – это льдинка. Но ведь лед – прозрачный. Откуда тогда берутся белые хлопья снега?

Светло-пушистая снежинка белая.

Какая чистая! Какая смелая!

…………………………………….

В лучах блистающих скользит умелая.

Средь хлопьев тающих сохранно-белая.

…………………………………………..

Лежит пушистая, снежинка смелая.

Какая чистая! Какая смелая!

Водяные кристаллики снежинки формируются вокруг капельки воды или частички пыли. Эта льдинка, на самом деле, прозрачная, бесцветная. Так как лед полностью пропускает сквозь себя солнечный свет.

Снежинки, летящие с неба, хаотично кружатся, падают друг на друга, слепляются. Наши глаза видят уже не одну снежинку, а несколько, соединенных вместе. Большое количество ледяных кристалликов отражает свет солнца от своих граней. А солнечные лучи – белые. Вот и получается такой чистый цвет.

Чем теплее на улице, тем больше снежинок слепляется вместе. Вот с неба летят уже огромные хлопья. А почему снежный покров белый? Или это оптический обман?

Читайте также:  Сочинение: описание картины в. г. цыплакова "мороз и солнце"

Какой оттенок у снега?

Снег на крышах – с золотом.

За домами – с синевой.

На рассвете – бледно-сизый.

В ярком солнце – с алым чуть.

Ночь же все покрыла ризой,

Чуть сиреневой такой.

Действительно, снежок кажется идеально белым только в ярких лучах солнца. Даже тогда Вы будете видеть в разных местах голубоватые и сизоватые оттенки. А при отсутствии солнца вообще начнет отливать синим. Тени, отбрасываемые на снежное покрывало, никогда не будут насыщенно-серыми или идеально черными. Их цвет можно назвать прозрачно-голубым, скорее.

Оставьте след на свежем покрывале и присмотритесь к нему. Края – чуть желтоватые, бока приобрели зеленоватый оттенок. Куда делся нейтральный цвет? Почему так происходит?

Если предмет поглощает луч солнца полностью, он воспринимается человеческим глазом как черный. Снежная мушка же не имеет такой плотности. Кристаллики льда отражают солнечные лучи. Поэтому девственный покров имеет белый цвет. А при ярком солнце отраженный свет настолько ярок, что мы вынуждены щурить глаза.

Снежок – это вода, молекулы которой поглощают кванты красного спектра. Теряются также желтые и оранжевые составляющие света. Через мушки-кристаллы проходят только фиолетовые и синевато-зеленые лучи. То есть, все холодные оттенки спектра.

Притоптанный снежочек становится плотнее. Соответственно, он уже может часть лучей поглотить, а часть – пропустить через себя. Поэтому человеческий глаз видит различные оттенки.

Чем глубже будет яма в снегу, тем ближе будет снег к жидкому состоянию, тем темнее будут холодные цвета.

В различных источниках описаны случаи выпадения цветного снега. Такое, действительно, может быть. Допустим, перед снегопадом в воздухе находилось много цветной пыли. Кристаллики льда, падая с небес, будут цепляться за эти красочные частички, слепляться вокруг них. Девственные мушки приобретут оттенок этой пыли.

И, напоследок, предлагаем Вам самим создать цветной снегопад. Красить его кисточкой не нужно. Насыпьте в стакан или ведерко (объем емкости может быть любым) пищевой краситель. Не жалейте. Налейте кипящей воды и сразу выплесните на улицу. Жидкость моментально кристаллизуется, превращаясь в цветной снежок. Правда, столбик термометра должен находиться ниже отметки в минус двадцать.

Источник: https://propochemu.ru/interesnoe/kto-idet-i-krasit-belym-vse-chto-vidit-na-puti-o-snege-i-cvete

Почему снег белый? – Сайт для Всезнаек и Почемучек

Все мы хорошо знаем, что снежинка – это крохотный кристаллик льда. Если постараться, то снежинку даже можно рассмотреть без специального микроскопа — даже под увеличительным стеклом хорошо видны ее резные фигурные края и льдистая структура.

Так же хорошо нам известно, что лед – прозрачный. Почему же выпавший снег мы видим белым?

Природа цвета

Для того чтобы увидеть цвет предмета, нам необходим свет. Луч света представляет собой спектр различных оттенков, и цвет предмета зависит от того, какую часть спектра этот предмет отражает, а какую – поглощает или пропускает через себя.

Те предметы и материалы, которые луч света проходит насквозь, мы видим прозрачными. Именно так происходит со снежинками: каждая крохотная снежинка – это кристаллик абсолютно прозрачного льда, пропускающего свет сквозь себя.

Аналогичным образом свет проходит, например, сквозь чистую воду, и человеческий глаз воспринимает ее как прозрачную.

Но если снежинки – прозрачные, то почему снег кажется нам белым? Это происходит потому, что большое количество снежинок падает на землю и образует сугроб.

В этом сугробе снежинки расположены в хаотичном порядке.

Получается довольно рыхлая и объемная масса, через которую свет пробиться не может. Каждый луч света в отдельности, попадая на выпавший снег, начинает преломляться в бессчетном количестве шестиугольных кристалликов-снежинок.

И все эти миллионы снежинок начинают «передавать» свет, пока весь он не выходит обратно. Иными словами, слой снега полностью отражает падающий на него свет, и именно поэтому снег кажется нам белым.

Кстати, понятие «цвет снега» весьма субъективно, ведь оттенок сугроба зависит не только от того, как много света отражает снег, но и от общего освещения.

Например, утром в лучах восходящего солнца снег будет казаться розовым, а вечером, в сумерках – голубым. Это происходит потому, что сами лучи восходящего или заходящего солнца мы видим как розовые или голубые.

И даже при обычном дневном освещении снег может иметь разные оттенки – например, стать серым от осевших на него частиц уличной пыли. А еще ученые и путешественники заметили, что в высоких широтах, ближе к полюсам Земли, снег бывает красным.

Это явление можно наблюдать в Арктике. Интересно, что при покраснении снега меняется и его вкус: она становится похожим на арбуз. Такие визуальные и вкусовые качества придают снегу водоросли хламидомонады.

Несмотря на пониженную температуру, эти мельчайшие водоросли живут и размножаются в сугробах.

В Краснодаре в 2010-м году выпал желтый снег.

Это случилось из-за долетевшего до этих широт теплого ветра из Африки.

Потоки ветра принесли с собой взвешенную в воздухе песчаную пыль, и именно песок придал снегу разные оттенки, от светло-бежевого до ярко-желтого и насыщенно-коричневого.

Источник: http://www.vseznaika.org/priroda/pochemu-sneg-belyj/

Снег и лед

Конкурс «Детский исследовательский проект – 2012»

Номинация «Первые опыты»

Каждый год я с нетерпением жду прихода зимы. Радуюсь первым снежинкам, первому льду.

Снег и лёд привычны для нас. Но привычное – не значит хорошо изученное. Часто ли мы задумываемся: что такое снег и лёд? Чем они похожи и чем отличаются?

Наблюдения на основе жизненного опыта.

Я начал сравнение снега и льда с наблюдения за цветом. Выяснил, что снег белый, а лёд – бесцветный, снег непрозрачный, а лёд – прозрачный.

Если снег взять в руки, то увидим: он рыхлый и сыпучий, а лёд – жесткий и плотный, снег мягкий, а лёд – твердый.  В руках снег и лёд начинают таять и превращаются в воду.

 Каждой весной мы наблюдаем, как снег и лёд  плывут по реке, видно, что снег и лёд находятся на поверхности воды, значит, они легче воды.

Я решил узнать из источников, что такое снег и лед. Оказывается: снег – это твердые атмосферные осадки, состоящие из ледяных кристаллов разной формы – снежинок, выпадает из облаков при температуре воздуха ниже 0 °С. Лёд – это вода в твердом состоянии.

Из чего образуются снег и лёд. Как и дождь, снег падает из туч. Однако образуется он иначе. Раньше думали, что снег – это замерзшие капельки воды, идущие из тех туч, что и дождь. Но, не так давно, была разгадана тайна рождения снежинок, и тогда узнали, что снег никогда не родится из капелек воды.

Снег образуется из охлажденных водяных паров, а из воды получается лед. Со льдом все просто. Налил в формочку воды, поставил на мороз – получился лед. А как получить охлажденные водяные пары, которые превращаются в снег, не знал. Но, однажды гуляя, я увидел как пар, выходящий из подвала, превращался в снег и образовал на крыше подъезда причудливую снежную шапку.

Этот процесс в литературе называется десублимация.

Но существует и обратный процесс, когда вещество из твердого состояния переходит  в газообразное, минуя жидкое. Выпавший снег испаряется под воздействием солнца и ветра. Мокрая рубашка, вывешенная на мороз, заледенеет. Лёд испарится и превратится в пар – рубашка высохла.  Это называется – сублимация.

Каждый из нас делал снежки, давил на снег, получал маленькие комочки. А можно ли сдавить лёд и что с ним произойдет? Я заморозил две ледышки,  в одной из них были заморожены иголки – вертикально, острием вверх.

Поставил ледышки друг на друга и сверху придавил грузом. Эту конструкцию выставил на мороз. Через некоторое время обнаружил, верхняя ледышка опустилась до нижней. Иглы прошли сквозь лед.

Таким образом, лёд и снег можно расплавить, растопить без нагревания, на морозе давя на него. 

Чего я только не придумывал, сравнивая снег и лед. Вспомнил, что у меня есть электронный конструктор «Знаток». Собрал электрическую цепь и проверил, что произойдет, если вместо проводника использовать в электрической цепи снег и лед. Снег не проводит электричество, а лёд проводит, так как лампочка в собранной цепи загорелась.

Из литературы я узнал, что вода замерзает при температуре 0 °С и превращается в лёд. При этом замерзшая вода увеличивается в объеме.

Вот, почему в холода, лёд, об­разовавшийся в водопроводных трубах, буквально разрывает их. Проверил: налил воду в стеклянную и пластиковую бутылки.

На морозе стеклянная бутылка лопнула, пластиковая – нет, у неё только выгнулось дно. Вывод: в процессе перехода воды в лёд, её объем увеличивается.

Таким образом, сравнивая свойства снега и льда, я узнал:

Снег и лёд различаются: цветом, прозрачностью, свойствами, образованием, электропроводностью.

Похожи: влиянием температуры. Снег и лёд легче воды

Значит моя гипотеза что, если снег – это лед, и они имеют одинаковые свойства, подтвердилась только частично. В моей работе представлены не все опыты со снегом и льдом, которые я проделал.

Потому, что пытаясь объяснить их, в литературе я находил множество формул, определений, которые мне ещё не понятны. Думаю, что к этой теме можно вернуться в старших классах, когда я буду изучать физику и химию.

IV. Библиография

  1. Толковый словарь русского языка. С. И. Ожегов; ООО «Издательство «Оникс», 2011. – 736 с.
  2. С. Паркер, Ф. Стил, Д. Уоркер. «Детская Энциклопедия от А до Я». – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2009. – 256 с.
  3. А. Вайнхольд. «Наша погода». – ООО «Издательство «Аркаим», 2005. – 18 с.
  4. «Отчего и почему?». А. Генри и др.; перевод с англ. Т. Покидаевой. – М.: Махаон, 1999. – 160 с.
  5. М. Пеллоте. «Мега энциклопедия для детей», перевод с франц. М. Виноградовой. – М.: Махаон, 1994. – 160 с.
  6. «Энциклопедия для детей. Обо всем на свете от А до Я». Э. Чиварди, Р.Томсон, перевод с англ. М. Красновой – М.: Махаон, 1999. – 160 с.
  7. С. Паркер, К. Оливер. «100 вопросов и ответов. Человек и природа», перевод с англ. М. М. Жуковой, С. А. Пылаевой – М.: РОСМЭН, 2006. – 94 с.
  8. Ресурсы интернет

Приложение 1: Презентация

Источник: https://www.o-detstve.ru/forchildren/research-project/9651.html

Какого цвета снег?

Утром Чуфело проснулся затемно и сел за стол ждать рассвета.

Я вошел в комнату, когда мой друг уже усердно мазал красками по бумаге.

—  Чуфело! Что ты делаешь?!

—  Работаю! Стараюсь! Пишу!

Руки, рожица, бумага — все, было перемазано краской. На столе стояли лужицы воды.

—  Да разве так работают! Это мазня какая-то! И потом, если ты не ручаешься за свою аккуратность, то лучше надень бабушкин фартук, а то весь перемажешься!

Чуфело с недовольным видом вытер стол, вымыл руки и надел фартук.

—  Вот так-то лучше!

—  У меня с палитры все течет,— пожаловался он,— не знаю почему…

—  Значит, берешь много воды и, наверное, про тряпочку забыл.

—  Подумаешь, тряпочка…— пробурчал Чуфело.

—  Я же тебя предупреждал, что в нашем деле нет мелочей! Все важно! И даже тряпочка… Ну, а теперь давай посмотрим, что у тебя получилось.

—  Это вот я море нарисовал, а это цветы в вазе. Здорово, а?

—  Да… здорово… Так здорово, что я даже сразу и не догадался, где море, а где цветы. А знаешь почему?

—  Не-е-т,— недоуменно протянул Чуфело-Марзуфело.

—  Да потому, что перед тем, как начать рисовать, ты не подумал как следует, что хочешь изобразить, мысленно не представил себе будущую картину.

—  Я сначала помню, что хочу нарисовать, а потом быстро забываю…

—  Ну, чтобы не забыть, можно легко наметить карандашом то, что хочешь нарисовать. Только карандаш не должен быть мягким. Когда рисунок сделан, начинай работать красками.

Чуфело закрыл глаза — старался представить себе будущую картину. Рука потянулась к карандашу. Чуфело открыл глаза — воображаемая картина исчезла. Так он несколько раз то закрывал, то открывал глаза. И вот на листе бумаги появились дерево, домик и наконец цветочек. Счастливый, он схватил кисть и стал энергично раскрашивать рисунок. Краски стали растекаться по влажной бумаге.

—  Вот видишь, опять не получается!— Чуфело развел руками…

— Ничего, не огорчайся, если краска немного затечет и вольется в другой цвет. Акварель — краска прозрачная, поэтому, когда твой рисунок подсохнет, ты можешь продолжить работу над ним. Рисовать акварелью не так-то просто. Многие ребята предпочитают гуашь — считают, что работать ею легче и картина наряднее получается.

Читайте также:  Ася: характеристика и образ героини одноименной повести и.с. тургенева

Человечек облегченно вздохнул и вновь принялся за работу. Дома на его рисунках вырастали со сказочной быстротой, распускались яркие цветы, шумели леса.

Но солнце непременно было желтое, небо голубое, а трава зеленая. Я не выдержал и сказал.

—  Чуфело, по-моему, ты не пользуешься палитрой.

—  Не всегда… уклончиво ответил человечек,— она быстро пачкается…

—  Ничего страшного. Если для палитры ты взял белый лист бумаги и весь записал его — возьми новый.

https://www.youtube.com/watch?v=khyL9nq0iZQ

ндфл 3 услуги оказывают тут

Страницы: 1 2 3

Источник: http://sotnikov-art.ru/kakogo-cveta-sneg/

Откуда берутся снег и лёд?

Урок по окружающему миру в 1 классе

Тема урока: Откуда берутся снег и лёд?

Цель урока: познакомить учащихся со свойствами снега и льда; развивать творческие способности учащихся.

Оборудование:

  1. Конверт с загадками

  2. Снеговик-рисунок

  3. Карточки со словами

  • снег
  • лёд
  • белый
  • бесцветный
  • вода
  • рыхлый
  • хрупкий
  • непрозрачный
  • тает
  • прозрачный
  1. Форма для льда

  2. Стаканы со снегом и льдом

  3. Молоток

  4. Листы цветной бумаги

Ход урока.

  1. Организационный момент

  2. Вступительная беседа

– Какое время года наступило?

– По каким признакам вы это определяете?

– Вы любите зиму?

– Почему?

– К нам на урок пришел гость, а кто он – вы узнаете отгадав загадку:

Меня не растили,

Из снега слепили.

Вместо носа ловко

Вставили морковку.

Глаза-угольки,

Ручки-сучки.

Холодный, большой-

Кто я такой?

Снеговик

– Посмотрите на нашего Снеговика, какой он необычный.

– А что в нем необычного?

– Давайте откроем конверт и прочитаем, что в нем?

Загадки про лёд и снег.

На доске карточки.

– Кто попробует назвать тему сегодняшнего урока?

Откуда берутся снег и лёд?

Предварительно проводится инструктаж по технике безопасности

Во время проведения практической работы

– Давайте повторим правила работы в группах и начнём работать.

– У вас на столах стоят стаканы со снегом и льдом. Посмотрите на них.

– Сравним снег и лёд по цвету.

– Какого цвета снег?

– А лёд?

Снег

белый

Лёд

бесцветный

– Посмотрите, я приложу ко льду полоску цветной бумаги. Вы видите ее сквозь лёд?

– О каком свойстве льда мы еще можем сказать?

– А через снег мы увидим цвет полоски?

– Значит снег какой?

Снег Лёд
белый бесцветный
непрозрачный прозрачный

– Возьмите в руки снег и попробуйте скатать комочек.

– Каким свойством обладает снег?

– А изо льда можно слепить комок?

– Ребята, а если я ударю по льду молоточком, что произойдет?

– О каком свойстве льда это говорит?

– Значит лёд хрупкий, а снег рыхлый?

Снег Лёд
белый бесцветный
непрозрачный прозрачный
рыхлый хрупкий

– А теперь перечислите все свойства снега.

– Льда.

  1. Работа с книгой стр.48 (1, 2, 3)

– Ребята, откройте учебник на стр. 48

– Проговорите свойства снега и льда.

Сильный ученик читает начало – класс добавляет.

  1. Беседа о том, откуда берутся снег и лёд.

– А как вы думаете, откуда берется снег и лёд?

– Снег и лёд имеют различные свойства, а что общего у снега и льда?

– Верно, снег и лёд при таянии образуют воду. А если вода замерзнет, что образуется?

– Где вы видели лёд?

– Можно ли дома увидеть лёд?

– Как в домашних условиях можно получить лёд?

показать форму для льда.

– Дома, можно наполнить такую форму водой и поставить в морозильную камеру.

– А когда из воды образуется снег?

говорят дети

Снежинки образуются высоко над землей в облаках. Когда их скапливается очень много, они не могут удерживаться высоко в небе и падают на землю.

  1. Чтение вывода на стр. 49.

– Прочитайте вывод, с которым нас хочет познакомить Мудрая Черепаха.

Вывод: снег – это замерзшая вода.

Солнце землю греет слабо

руки вверх, вниз

По ночам трещит мороз

руки на пояс, наклоны в стороны

Во дворе у Снежной Бабы

руки на пояс, поворот вокруг себя

Побелел морковный нос

дети показывают на нос

В речке стала вдруг вода непрозрачна и тверда

прыжки на месте

Вьюга злится, снег кружится

кружатся

Заметает все кругом белоснежным серебром.

движения руками

  1. Работа в рабочей тетради стр. 20 № 2

– Какие красивые снежинки Вам подарил Снеговик. Рассмотрите их. Сколько лучей имеет каждая снежинка? (6)

– Снеговик не успел дорисовать снежинки в ваших тетрадях. Поможете ему?

I в – I снежинка

II в – II снежинка

III в – кто быстрее III снежинки

  1. Работа с иллюстрацией учебника

– Откройте учебник на стр. 49

– Художник тоже нарисовал снежинку

– Рассмотрите рисунок в центре.

– Как представил художник снежинку?

(девушка – красивая, веселая)

– Кто придумает загадку о снежинке?

– Нарисовать свою девушку-снежинку.

рисуют на картоне

(воски + порошок + гуашь синяя)

– Молодцы! Вы очень хорошо поработали сегодня на уроке и Снеговик приготовил Вам еще один сюрприз. Скоро Новый год и что ждут дети от Деда Мороза?

– Подарки Вы получите от Деда Мороза, а Снеговик угощает вас конфетами.

– Назовите основные свойства снега …

– Льда …

– Что такое снег и лёд?

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/otkuda-bierutsia-sniegh-i-liod.html

Как по внешним признакам определить прочность льда?

04 Января 07:55

Выход на замерший водоем всегда сопровождается риском провалиться под лед. Поэтому, передвигаясь зимой по озеру или реке, необходимо соблюдать меры безопасности, быть бдительным и осторожным.

Считается, что для безопасного выхода одного человека на лед его толщина должна быть не менее 10 см, для группы из 4-5 человек – не менее 15 см, при массовом выходе на лед – не менее 25 см.

Прежде всего, любой человек, совершающий даже короткий переход по замерзшему водоему, должен иметь при себе палку. Ни в коем случае не проверяйте плотность льда ударом ноги. Постучите по льду палкой: если под ней образовалась лужица воды, значит, лед недостаточно крепок. При появлении влаги сразу же покиньте место, на котором стоите, скользя, не отрывая ступни ног от поверхности.

Существует несколько внешних признаков, по которым можно определить прочность льда.

 Чистый и прозрачный лед, имеющий голубоватый или зеленоватый оттенок, образуется в морозную, безветренную и без осадков погоду. Такой лед похрустывает под ногами.

Даже на тонких участках он не проламывается сразу, а как бы предупреждает об опасности расходящимися под ногами радиальными трещинами.

Лёд, имеющий оттенки серого, матово-белого или желтого цвета почти вдвое слабее прозрачного. Такой лед образуется во время морозной погоды со снегопадами и представляет собой смерзшиеся снежинки. Он особенно коварен, так как рушится без предостерегающего потрескивания.

Абсолютно непрочен ноздреватый лед, который, представляет собой замерзший во время метели снег. Участки такого льда надо непременно обходить.

Толщина льда даже на одном водоёме не везде одинакова.

Тонкий лёд находится у берегов, в районе стремнин и перекатов, в местах слияния рек, на изгибах и излучинах, около вмерзших предметов, деревьев и камыша, в районе подземных источников, в местах слива в водоемы теплых вод и канализационных стоков. Опасность представляют собой полыньи, проруби, лунки, трещины, которые покрыты тонким слоем льда. Старайтесь обходить такие места как можно дальше во избежание неприятностей.

Ненадёжным является лёд под снегом и сугробами. Снег, покрывая лед, действует, как одеяло. Поэтому под ним лед нарастает значительно медленнее.

Основные правила безопасного поведения на льду: 

– нельзя отпускать детей на лед без сопровождения взрослых;

– нельзя выходить на лед в темное время суток и при плохой видимости;

 – безопаснее всего придерживаться проторенных троп или идти по уже проложенной лыжне;

– оказавшись на тонком, потрескивающем льду, следует осторожно повернуть обратно и скользящими шагами возвращаться по пройденному пути к берегу;

– при переходе водоема группой необходимо соблюдать расстояние друг от друга (5–6 м).

 ЗАПРЕЩАЕТСЯ: выходить на лед в состоянии алкогольного опьянения, прыгать и бегать по льду, собираться большим количеством людей в одной точке.

Если вы провалились под лед – сохраняйте спокойствие и хладнокровие. Даже плохо плавающий человек некоторое время может удерживаться на поверхности за счет воздушной подушки, образовавшейся под одеждой.

И лишь по мере намокания одежды человек теряет дополнительную плавучесть. Этого времени обычно хватает, чтобы выбраться из полыньи.

При этом следует помнить, что наиболее продуктивны первые минуты пребывания в холодной воде, пока еще не намокла одежда, не замерзли руки, не развились характерные для переохлаждения слабость и безразличие.

Постарайтесь дышать медленно и глубоко. Широко раскиньте руки в стороны и постараться зацепиться за кромку льда, чтобы не погрузиться с головой. Повернитесь в ту сторону, откуда пришли. Лёд был достаточно прочным в этом направлении до аварийного участка.

Значит, он должен выдержать вас и на обратном пути. У вас нет времени на проверку других маршрутов. Попытайтесь осторожно, не обламывая кромку, без резких движений, наползая грудью, лечь на край льда, забросить на него одну, а затем и другую ногу.

Если лед выдержал, медленно, откатитесь от кромки и ползите (или перекатывайтесь) к берегу.

Пресс-служба Главного управления МЧС России по Республике Марий Эл.

Источник: http://12.mchs.gov.ru/pressroom/news/item/6280827

Какого цвета крепкий лед?

С наступлением зимы для жителей Иркутской области, на территории которой расположено огромное количество водоемов, наступает особый период — ледостав. Он таит в себе немало опасностей.

Вода в это время покрывается тонким слоем еще не окрепшего льда. Люди начинают кататься на коньках, санках или просто пытаются сократить путь и перейти на другой берег.

В итоге, хрупкий лед не выдерживает и человек оказывается в ледяной воде.

Безопасный переход по льду возможен, только если его толщина составляет не менее 7 сантиметров. При этом люди должны идти на расстоянии 5—7 метров друг от друга. Проверять толщину льда ударом ноги категорически запрещается, для этого нужно взять палку. Если после двух-трех ударов в одно и то же место вода не покажется, значит, лед достаточно крепкий.

 В местах, где вмерзли камыши, кусты, трава, другие посторонние предметы, опасность провалиться возрастает. Не поленитесь обойти эти места, куда стекает теплая вода и промышленные отходы, а также не подходите близко, если вы увидели площадку для выколки льда.

Безопасным считается прозрачный лед, имеющий зеленоватый или синеватый оттенок. При выезде на подледную рыбалку не следует находить уже готовую лунку и прорубать ее пошире. Это может привести к достаточно большому обвалу. И еще: ни по первому, ни по последнему льду выходить на рыбалку в одиночку нельзя. Также необходимо брать с собой спасательные средства и всегда держать их под рукой.

 Есть одно, очень важное правило, знать которое обязан каждый: * Когда вам кажется, что рядом нет никаких существенных средств для спасения, приглядитесь внимательнее: всегда есть что-то, чем, проявив смекалку и находчивость, можно воспользоваться в случае опасности. Такие предметы одежды, как шарф, поясной ремень, могут стать средством спасения.

В ход может пойти все, что обладает плавучестью и обычно валяется где-нибудь неподалеку: дощечки, куски, фанеры, еловые ветки и другие предметы. Если рядом все же не нашлось подручных средств, то самое оптимальное, что окружающие могут сделать для спасения провалившегося под лед, это лечь на лед и, придерживая друг друга за ноги, цепочкой доползти к тонущему для оказания помощи.

До того как потерпевший будет доставлен в медицинское учреждение, ему немедленно нужно оказать доврачебную помощь. Прежде всего ободрить и успокоить.

При тяжелом переохлаждении пострадавший, как правило, находится без сознания.

Необходим комплекс реанимационных действий: поместить пострадавшего в теплое помещение; сменить одежду на сухую; положить пострадавшего на твердую ровную поверхность лицом вверх; сделать искусственное дыхание.

По сложившейся народной традиции часто делают то, что нельзя делать, а именно:

* давать пострадавшему спиртное, что вызывает кровоотток от кожного покрова * массировать и растирать его * помещать в горячую воду руки и ноги пострадавшего. Самое главное — нужно как можно быстрее доставить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение, где ему будет оказана квалифицированная помощь.

Источник: http://baikal-info.ru/kopeika/2007/48/015005.html

Снег и лед

Слайд 0

Программа «Гармония» 3 класс Окружающий мир Учитель Гришанова Тамара Алексеевна МОУ «СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №8» г.Саранска Снег и лед

Слайд 1

-Сравнить физические свойства льда и снега. -Познакомить учащихся с простыми природоохранными мероприятиями в этот суровый для живой природы период. -Учить обобщать и делать выводы по результатам эксперимента. -Учить работать с таблицами. -Продолжить воспитание интереса к проведению исследовательской работы. -Воспитывать аккуратность при работе с лабораторным оборудованием . ЦЕЛИ УРОКА

Слайд 2

Солнце землю греет слабо. По ночам трещит мороз. На дворе у снежной бабы Побелел морковный нос. Все деревья в серебре. Так бывает – ДОБАВЬ СЛОВЕЧКО в декабре в январе в феврале.

Читайте также:  Владимир арсеньев "сладкоежка"

Слайд 3

ДЕКАБРЬ,ЯНВАРЬ,ФЕВРАЛЬ – это время снега и льда. И Какой любимый цвет у зимы? Почему?

Слайд 4

БЮРО ПОГОДЫ -19 О С 0 0 С + 4 0 С

Слайд 5

КАКОЕ ВЕЩЕСТВО МОЖЕТ ПРИНИМАТЬ ТРИ СОСТОЯНИЯ? твёрдое жидкое газообразное При каких условиях происходят превращения? ВОДА ПАР ЛЁД замерзание таяние конденсация кипение

Слайд 6

СНЕГ- кристаллы замерзшей атмосферной воды. Сравни снежинки между собой. ЧТО ТАКОЕ СНЕГ?

Слайд 7

ЧТО ТАКОЕ ЛЁД?

Слайд 8

ЛЕД-твердое тело, образующееся из воды при понижении её температуры до нуля и ниже.

Слайд 9

1. Сравни снег и лёд по цвету. Какого цвета снег ? Есть ли цвет у льда? 2. Положи текст под пластинку льда и комочек снега. Что заметили ? Как можно назвать это свойство льда? А что скажите про снег ? ОПЫТЫ

Слайд 10

3. Положи льдинку на стол и ударь по ней карандашом или линейкой. Что произошло со льдом? Как назовете это свойство льда? Можно ли так поступить со снегом? 4. Опустите кусочек льда комочек снега в воду. Что наблюдаете? Как можно назвать это свойство? опыты

Слайд 11

5. Посмотрите теперь на снег и лёд, которые положили в стаканы в начале работы. Что произошло со снегом и льдом? Почему? 6. Из чего состоят снег и лёд? ОПЫТЫ

Слайд 12

Снег: Лёд: белый бесцветный непрозрачный прозрачный хрупкий рыхлый твёрдый плавает в воде плавает в воде тает в тепле тает в тепле свойство снега и льда

Слайд 13

Клуб любознательных Каков был размер самых больших в мире снежинок, выпавших в 1892 году в Саксонии? Г-12 см СНЕ_ К-7 см ЖЕМЧУ_ САПО_

Слайд 14

О – осадки в виде крупных хлопьев снега. А – осадки в виде замёрзших дождевых капель. завтр-к т-релка п-льто Что такое град?

Слайд 15

Ы – слой льда, покрывающий Значительную часть суши. И – огромная плавающая глыба льда. ц_рк ц_фра ц_ркуль ЧТО ТАКОЕ АЙСБЕРГ?

Слайд 16

1. Во время снегопада поймай несколько снежинок на рукав и зарисуй их. 2. Сочини сказку о приключениях Снежинки. 3. Проделай ещё раз опыты со снегом и льдом. 4. Стр. учебника 8 – 11. ЗАДАНИЕ НА ДОМ

Слайд 17

СПАСИБО ЗА УРОК

Источник: https://KeepSlide.com/no_category/139040

Что такое снег, как образуются снежинки? Почему снег скрипит под ногами

Снег – признак настоящей зимы. Он образуется при замерзании маленьких дождевых капель. Пушистый белый снег – настоящее чудо. Дети лепят из него снежных баб, играют им в снежки, а на северные народы строят из снега свои жилища. Толстый слой снега согревает землю. Он не подпускает к ней морозный воздух, и сохраняет в глубине почвы положительную температуру.

Что такое снег и как он образуется

Если говорить научным языком, то снег – это вид атмосферных осадков. Это означает, что снег падает с неба в виде замёрзшего дождя. Снег – холодный, белый и пушистый. Он состоит из отдельных снежинок, похожих на шестиконечные звёздочки. Интересно, а как образуется снег?

Первое условие для появления снега – это холод. Температура, при которой вода превращается в лёд – это 0ºC. Когда на улице становится холодно, вода в лужах и озёрах покрывается льдом (замерзает). В небе в это время замерзают дождевые тучи. Капли дождя в них превращаются в снег.

Второй способ образование снега по-научному называется испарение. Послушайте, как оно происходит. Если постирать бельё и повесить его на улицу зимой, мокрая простынь сначала замёрзнет и станет твёрдой. Через несколько дней простынь превратиться в мягкую сухую ткань.

Что произошло? Сначала вода в простыне превратилась в лёд. Это произошло довольно быстро. Потом лёд стал испаряться: маленькие микроскопические льдинки отрывались от простыни и поднимались в небо.

Эти льдинки были настолько маленькими, что глядя на сохнущую простынь, мы не заметили их полёта.

Почему идёт снег?

Много маленьких льдинок встречаются в небесной вышине. Там они собираются в снежную тучу. В туче снежинок настолько много, что они соединяются вместе по несколько штук. Из нескольких маленьких ледяных звёздочек получается большая снежинка, которая становится слишком тяжёлой и падает вниз. Так начинается снегопад.

Для того чтобы образовалась большая снежная туча, не достаточно одной мокрой простыни. Много малюсеньких льдинок поднимаются в небо от замёрзшего озера, лужи или реки. Там они собираются в большие снеговые тучи.

Ветер может перенести такую тучу далеко. Например, туда, где нет мороза. Благодаря ветру снег может пойти даже в тех местах, где озёра и реки ещё не замёрзли.

Как образуются снежинки?

Вы видели когда-нибудь снежинку под микроскопом? Она похожа на шестиконечную звезду. Каждый конец звёздочки состоит из белой ветки, на которой растут маленькие белые веточки.

Эти ветки по-научному называют кристаллами. Они пересекаются в середине снежной звёзды. Каждая снежинка начинает расти из центра – с того места, где снежные веточки пересекаются.

Рост снежинки похож на рост дерева: из центра вырастает шесть стволов, на каждом из которых начинают расти ветви.

Звёздочки могут иметь разные веточки (длинные или короткие, толстые или тонкие), но всегда в снежной звёздочке растёт только 6 больших веток.

Когда замерзает вода в реке или луже, получается лёд. Звёздочки во льду расположены плотно друг к другу. Когда замерзает туман или туча, звёздочки располагаются на некотором расстоянии друг от друга.

Если звёздочек становится слишком много, они соединяются по несколько штук и падают вниз. Так снег высыпается из тучи и накрывает дороги, дома и поля. Падение снежинок взрослые называют снегопадом.

Почему снег скрипит под ногами?

Если на улице небольшой мороз (-2 или -3 ºС), то в выпавшем снеге есть много воды. Про такой снег говорят, что он «мокрый». Из мокрого снега легко лепить снежки и снежную бабу, строить «крепости».

Когда мороз становится сильнее (температура воздуха опускается до -5 или -10 ºC), снег замерзает сильнее и становится сухим. Из сухого снега не получается слепить снеговика, но зато он громко скрипит под ногами. Почему сухой снег скрипит?

Каждая снежинка похожа на маленькую звёздочку. Если мы наступаем на снег, веточки в ледяных снежинках ломаются. Так при разламывании многих снежинок образуется хруст и скрип.

Снег скрипит при любом надавливании:

  • если на него наступили;
  • проехали на лыжах;
  • прокатились на санках.

Снег перестаёт скрипеть только тогда, когда становиться почти тепло (температура воздуха приближается к 0ºC). Или тогда, когда его сильно укатали (так происходит на горках, где снег укатывается и превращается в лёд).

Когда снег скрипит очень громко?

Снег может скрипеть громче или тише. Когда скрип снега становиться очень громким?

Это происходит при сильном морозе. Например, на крайнем севере при -50ºC хруст снега становится таким громким, что его слышно на соседней улице.

При потеплении, когда температура воздуха приближается к 0ºC, хруст исчезает совсем. Снежинки становятся мягкими, на их ледяных веточках появляются капли воды, которая не даёт ледяным звёздочкам скрипеть.

Источник: http://ya-uznayu.ru/priroda/261-chto-takoe-sneg-pochemy-sneg-skripit-pod-nogami.html

Почему лед на Полюсе голубого цвета?

Интересно было смотреть вперед, из бара или с ходовой рубки — безразлично: и там, и там картинка была почти одинаковой. Перед атомоходом простирались ледовые поля с промоинами, иногда многометровыми широкими проливами среди заснеженных льдов. Так вот, как только впереди появлялась чистая вода, корабль, ловко лавируя, устремлялся в ее сторону.

Меня, да и, наверное, не только меня, очень заинтересовали два вопроса. Первый — ну почему же многолетний лед имеет такой красивый голубой цвет, а второй — как получается, что при замерзании соленой воды получается пресный лед?

Просмотрев кое-какую специальную литературу, я получил ответы на оба этих вопроса.

Итак, лед, образующийся при замерзании морской воды, всегда белый за счет множества воздушных пузырьков, захваченных водой при ее быстрой заморозке. Именно эти пузырьки рассеивают проходящий свет и образуют белый цвет молодого льда.

Естественно такой лед весьма не прочен не только за счет воздушных пузырьков, но и за счет того, что при замерзании соленой воды в ледовой массе скапливается насыщенный соляной раствор.

Этот раствор за счет своего веса постепенно перемещается вниз, по пути образуя пустоты, также снижающие прочность льда.

Летом лед подтаивает, зимой на него намерзает новый, который выдавливает оставшиеся пузырьки воздуха, и при уменьшении их количества свет имеет возможность проникать на большую толщину.

При этом красная составляющая светового потока поглощается по пути проникновения вглубь льда, а назад возвращается только голубая составляющая спектра.

Именно поэтому ледники в горах, лед айсбергов, а также многолетние морские льды имеют голубой цвет, при этом в них практически отсутствуют пузырьки воздуха и они имеют повышенную прочность. Толщина многолетних льдов в Северном Ледовитом океане в некоторых районах может достигать 4 метров, к счастью, нам такие льды не встретились.

Ну и теперь ответ на второй вопрос: почему лед в соленом море — пресный.

Законы физики и химии никто не отменял, и лед должен быть всегда пресным, а соль остаться в не замерзшей воде.

И это было бы справедливым при постепенном образовании льда, но вот при очень сильных морозах лед нарастает с такой скоростью, что сконцентрировавшийся раствор соли не успевает просочиться между кристалликами образующегося льда, и капли этого раствора остаются пленниками во льду. При этом чем быстрее происходит замерзание, тем более соленым получается морской лед. В течение зимы капли насыщенного раствора постепенно перемещаются вниз и, в конце концов, покидают лед, поэтому, если в однолетних льдах содержание соли достигает 5 грамм на один литр воды, полученной из растопленного льда, то в многолетних — менее 0,5 г/л. Такой лед уже может быть использован в качестве источника питьевой воды.

Посмотрим, за счет чего происходит этот процесс. Зимой температура поверхности льда значительно ниже (-30°С), чем его глубинных слоев (-1,5°С).

Естественно, что плотность льда сильно зависит от его температуры: чем она ниже, тем лед плотнее, поэтому тяжелый насыщенный раствор соли постепенно и стекает вниз.

Но основное опреснение происходит весной и летом, когда начинается подтаивание льдов, в это время лед становится более рыхлым и соленый раствор быстрее перемещается вниз. По имеющимся сведениям, в этот период соленость льда уменьшается почти в 60 раз.

Если кому-то представляется, что в районе Северного полюса расположено ровное поле многолетнего льда, возвышающегося над уровнем воды, тот сильно заблуждается. Лед действительно есть, он довольно-таки толстый — до 3-х и более метров. Но при этом он почти полностью находится под водой и только его верхняя кромка расположена вровень с водной поверхностью.

Мало того, постоянно встречаются сквозные трещины, промоины, полыньи и просто огромные пространства, свободные ото льда. Частично лед покрыт слоем снега, как правило, это там, где имеются какие-нибудь неровности ледяной поверхности, за которые снег может зацепиться.

Там же, где лед гладкий — снег отсутствует, и эти места выделяются как яркие пятна от небесно-голубого до темно-синего или грязно-синего цветов.

Поскольку лед находится под водой, ледокол наезжает на него. Иногда лед лопается сразу и тогда трещины начинают бежать перед судном, вероятнее всего в этом месте лед был ослаблен, но такие участки встречаются изредка. Намного чаще лед долго сопротивляется.

Будучи по природе весьма пластичным материалом, он растягивается, погружаясь все глубже и глубже, и лишь затем с громким, зачастую оглушительным треском лопается.

При этом из трещины ввысь на десятки метров летят фонтаны воды вместе с бурыми водорослями, спокойно живущими под толщей льда.

Откуда там водоросли, может возникнуть вопрос. Оказывается, существуют такие мельчайшие растения, называемые диатомии, для которых ледяная вода, отсутствие света по полгода и то вмерзание в лед, то оттаивание — самое то, что надо.

Их бывает настолько много, что в некоторых местах в летнее время редко удается встретить чистую поверхность ледяных полей. Этими водорослями питаются разнообразные живые существа, проживающие в океане, всякие там микрорачки, которые, в свою очередь, являются любимым рыбьим кормом.

Этих водорослей может быть столько, что, по литературным данным, с одной льдины размером около 15 кв. м сняли до 15 кг сырой биомассы.

Именно эти водоросли становятся невольной причиной образования промоин в многометровых льдах. Дело в том, что при их попадании на поверхность льда они погибают, образовывая бурые пленки.

Как и все темные предметы, они поглощают больше тепловых лучей, чем окружающая их белая поверхность, и лед под ними тает быстрее.

Появляются глубокие ямки с толстым слоем диатомий на дне, а в конечном итоге ямки протаивают, превращаясь в каналы, насквозь пронизывающие лед.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/world/articles/66914/

Ссылка на основную публикацию