Урок-конспект по теме: “осень в стихах русских поэтов”

Мокроусовская центральная библиотека Музыкально поэтический вечер «Наедине с осенью» – PDF

Поэтический мир слова Голубева Е.Е. учитель русского языка и литературы ГБОУ ЦО 1498 г. Москвы Поэтический мир слова одна из важней категорий лингвистической поэтики. Слово во всех его связях и словесный

Подробнее

Краснодарский край Динской район МОУ СОШ 35 ст. Новотитаровской «Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса» А.С.Пушкин Тема: «Золотая осень» Конкурс чтецов Сценарий открытого урока

Подробнее

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК: ЛИТЕРАТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 5 класс ТЕМА: «Весна, весна! Как воздух чист!» (изображение весны в стихотворения х русских поэтов XIX века и в пейзажной живописи И. Левитана).

Подробнее

УДК 373.167.1:82 ББК 84я71 Г80 Г80 Грехнёва, Г. М. Литературное чтение. 4 кл. В 2 ч. Ч. 1 : рабочая тетрадь / Г. М. Грехнёва, К. Е. Корепова. 4-е изд., стереотип. М. : Дрофа, 2018. 94, [2] с. : ил. ISBN

Подробнее

Муниципальное образовательное учреждение «Детский сад 6» г. Торжок Открытое занятие по художественному творчеству (рисование) на тему: «Осеннее дерево» средняя группа Паршина О.А. Октябрь 2013 г. Программные

Подробнее

Конспект цикла занятий по изобразительной деятельности «Осень» – рисование шерстью Травкина Елена Ильинична, педагог дополнительного образования, дошкольное отделение 4, ГБОУ Школа 1265, г. Москва Цель:

Подробнее

Конспект по познавательной деятельности деятельности. Группа 5 Воспитатель Пахомова Анна Геннадьевна 13.10.2015 г. Цели: Обобщить и систематизировать знания детей об осени, характерных для этого времени

Подробнее

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Родничок» с. Быков НОД по художественно эстетическому развитию для детей подготовительной к школе группе Тема: «Осенние краски»

Подробнее

Разноцветье осенних красок (интегрированный досуг для детей подготовительной группы) Под музыку А.Вивальди «Осень» дети входят в зал Ведущая. За окошком настоящая осень. Она может быть разной пышной, яркой

Подробнее

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида городского округа Самара детский сад 309 План конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Колокольчик»

Подробнее

Разработка урока русского языка по теме: «Определение». ( 5 класс ) Учитель: Денисова С.И. Цели: познакомить с определением как второстепенным членом предложения и способами его выражения, его ролью в

Подробнее

Воспринимая поэтические образы, дети получают эстетическое наслаждение. В. Г. Белинский, обращаясь к педагогам, писал: «Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится

Подробнее

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе Тема: «Здравствуй, осень золотая» Цель: Уточнить и закрепить знания детей о сезонных изменениях в осенней природе, уточнить приметы осени, название

Подробнее

Педагогический проект на тему: «Здравствуй осень золотая». во второй младшей группе. Тип проекта: познавательно-исследовательский. Возраст детей: 2-ая младшая группа. Продолжительность проекта: 1 месяц

Подробнее

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» Красногвардейского района Белгородской области Конспект мастер-класса по изобразительному искусству Тема: «Пейзаж

Подробнее

Солдаткина Людмила Николаевна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида 38 г.апатиты, Мурманская область КОНСПЕКТ НОД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ

Подробнее

ГКОУ “Специальная (коррекционная)общеобразовательная школа-интернат 25 УРОК по развитию речи Художница – Осень 6 “г”класс Учитель русского языка и литературы Никонова А.И. с Красногвардейское 2016 ТЕМА

Подробнее

ФАМИЛИЯ КЛАСС – ИМЯ Отметьте верный вариант ответа. Время выполнения работы – 90 минут. 1. Узнайте произведение А.С. Пушкина по иллюстрации. 1 стихотворение «Ветер 2 «Сказка о царе 3 поэма «Руслан и по

Подробнее

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 14 «Красная шапочка» г. Котовска Тамбовской области Конспект занятия художественно-эстетического цикла “Эта разная осень” Муз. руководитель:

Подробнее

ГБОУ школа интернат 3 г. Армавира Краснодарского края Коррекционное занятие по развитию представлений об окружающем мире и развитию речи в 1 классе на тему: «Времена года. Осень» Подготовила: Учитель дефектолог

Подробнее

Сценарий к конкурсу чтецов «Золотая осень» Ведущий 1. Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная Весь день стоит, как бы хрустальный, И лучезарны вечера. Ведущий 2. Пустее воздух, птиц не слышно боле.

Подробнее

Муниципальное дошкольное учреждение детский сад общеразвивающего вида 17 Комплексное занятие «Осенняя песня» для детей подготовительной группы Подготовили и провели: Постникова Ирина Евгеньевна музыкальный

Подробнее

Муниципальное бюджетное учреждение культуры Шебекинская центральная районная библиотека Методический отдел Библиотечная копилка Выпуск 6 Сборник методических материалов Шебекино 2016 ББК 78 Б 59 Составитель:

Подробнее

Интегрированное занятие в старшей группе МБДОУ «Радуга» «Осень – дивная пора» Составили : Чеснокова Н.В. музыкальный руководитель Гусева О.В. воспитатель Пено 2015 Цель: обогащение мировосприятия детей

Подробнее

Тридцать первое января Классная работа. Природа в лирике поэтов: Тютчева и А.Фета 1. Проверка домашнего задания. Вы все прочитали рассказ А.Чехова «Хирургия». Понравился ли вам рассказ? Что вызвало смех?

Подробнее

В этом мире я только прохожий, Ты махни мне веселой рукой. У осеннего месяца тоже Свет ласкающий, тихий такой. С. Есенин Имя Сергея Есенина знакомо нам с раннего детства. Для меня оно всегда было паролем,

Подробнее

Консультация для родителей Тема ОСЕНЬ 1.Поговорите с ребенком о том, какое время года наступило. Можно задать ему вопросы и предложите дать на них полные ответы. Объясните, как нужно отвечать на ваши вопросы.

Подробнее

«Осенние посиделки» Учитель начальных классов: Селимова С.Р. МБОУ «СОШ с. Лорино» 2014г. Сценарий праздника. ( Зал оформлен на осеннюю тематику листьями, деревьями, шарами. На стенах рисунки детей, прикреплена

Подробнее

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 31» Конспект непосредственно образовательной деятельности «Прощай осенняя пора» (старшая группа) Музыкальный руководитель: Щетилина

Подробнее

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад 29 Красносельского района города Санкт- Петербурга Конспект мероприятия с родителямиконкурс юных чтецов

Подробнее

Соотнесите схемы предложений из правого столбца со строфами из стихотворений Ф.И. Тютчева. ПОВЕРЬ В СЕБЯ! Познакомьтесь с образцом заполнения таблицы: No примера No схемы Результат КОНКУРС «ВЫБЕРИ МЕНЯ»

Подробнее

1 Творческая работа 1 Живописная техника раздельного мазка на белом листе (на материале акварель и гуашь) Цель: освоить технику раздельного мазка на белом листе и закрепить умение рисовать по памяти или

Подробнее

Конспект художественно-литературной композиции “Очей очарованье” для 7-9 классов “Очей очарованье!..” Цель: приобщение учащихся к художественной культуре через литературные, живописные и музыкальные произведения.

Подробнее

Калабина Ирина Васильевна Урок семинар по литературе в 9 классе «Тема природы в лирике А.С.Пушкина» Цель урока: создание условий для формирования у обучающихся предметных и надпредметных компетентностей;

Подробнее

День литературных юбилеев Мероприятие, посвященное году литературы «ИХ ИМЕНА В ИСТОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ» Вед: Здравствуйте, наши гости. Сегодня мы собрались чтобы поговорить о литературе. 12 июня 2014 года Владимир

Подробнее

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 1 г. Алексеевка Белгородской области» конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «В гостях

Подробнее

Подготовила и провела Петрищева Ирина Ивановна Цели: – познакомить учащихся с жизнью и творчеством Ф.И. Тютчева; -показать глубину, ѐмкость, певучесть поэзии Ф.И. Тютчева; – показать, как при помощи художественных

Подробнее

Сценарий праздника в разновозрастной группе “Осень золотая” Ведущий: Дорогие ребята, наши гости! Мы собрались сегодня на праздникпраздник Осени. Долго трудились разноцветные краски, Природа вышла красивой

Читайте также:  Промышленность и сельское хозяйство чехии

Подробнее

1 Рига, Латвия, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», учитель начальных классов Лазарева Лидия Андреевна КОНСПЕКТ УРОКА ПО АНАЛИЗУ СТИХОТВОРЕНИЯ И. А. БУНИНА «ЛИСТОПАД» 4 класс 2 Тема урока Осенние картины

Подробнее

Альманах Выпуск 1 ( ноябрь, 2016 г. ) «Золото осени» Осень, осень… Сколько образов, ассоциаций связано с этим временем года! Наши дети по-своему выражают отношение к осени. Для одних это золотая разноцветные

Подробнее

Тема: «Осень в неживой природе» Цель: сформировать представление об осенних изменениях, которые происходят неживой природе Задачи: -показать зависимость осенних изменений в неживой природе от наклона оси

Подробнее

РУССКИЙ ЯЗЫК Урок развития речи в 5 классе Провела Иванова Л.В., учитель русского языка и литературы Тема: «Красота родного края. Осень» Эпиграф: «С детства рос я в этом сказочном пейзаже» 1.Организационный

Подробнее

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему: «Составление описательного рассказа по репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень» Образовательная

Подробнее

Общий государственный экзамен (ОГЭ) по литературе Анализ жанровой специфики письменных работ КИМ ОГЭ-2015 по литературе в свете подготовки девятиклассников к экзамену Структура КИМ ОГЭ по литературе Часть

Подробнее

Патриотическая лирика Лермонтова. Стихи Лермонтова – это почти всегда внутренний, напряженный монолог, искренняя исповедь, себе же задаваемые вопросы и ответы на них. Поэт чувствует свое одиночество, тоску,

Подробнее

«Дары осени» (утренник средне старшей группы) Воспитатель: Судакова Е.А. Цель: Систематизировать знания детей об осени, создать праздничное осеннее настроение. Задачи: 1. Учить детей выразительно исполнять

Подробнее

Д.Кирова, студентка 3 курса Института педагогики ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», г. Магнитогорск, Российская Федерация Проект по литературному чтению

Подробнее

Открытый урок по музыке в 1-в классе «Музыка осени» Учитель начальных классов, классный руководитель 1в класса Егорова Алла Юрьевна Цель урока связать жизненные впечатления школьников об осени с художественными

Подробнее

Тема: «Осень» Дети должны знать. Предметы: осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, месяц, время года, листопад, дожди, туман, сырость, ненастье, тучи, отлѐт, урожай, сад, деревья, кусты, заморозки, листья, лес,

Подробнее

Ути-ути-уточки – Беленькие грудочки, Пёрышки кручёные, Лапочки точёные. Утки плавают в пруду, Я с гостинцем к ним иду – Хлебцем мягким белым. Подплывайте смело! Мы гулять ходили вместе В Ботаническом

Подробнее

ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА Зиновьева Ольга Николаевна воспитатель МАДОУ «ЦРР Д/С 33 «Радуга» г. Губкин, Белгородская область КОНСПЕКТ НОД В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ «РАЗНОЦВЕТНЫХ

Подробнее

ГБОУ Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения «И снова осень к нам пришла Рисование осеннего дерева» План-конспект открытого занятия в студии «Ботега» 2-й год обучения Составила Хлебникова

Подробнее

Сочинение на тему : «Красота в поэзии и в жизни» учащегося 12 класса ФКОУ «Вечерняя (сменная ) общеобразовательная школа» УФСИН России по Тюменской области, п.винзили Чебыкина Виталия. Сочинение на тему:

Подробнее

Источник: https://docplayer.ru/26646137-Mokrousovskaya-centralnaya-biblioteka-muzykalno-poeticheskiy-vecher-naedine-s-osenyu.html

Урок-проект по литературному чтению 3 класс “Начальная школа 21 века” “Осень в стихах русских поэтов” | Открытый класс

1 этап.      Организационный момент (1-2 минуты)

Цель: включение в учебную деятельность на личностно

значимом уровне

2этап.  Актуализация знаний (4-5 минут)

  Цель: готовность мышления и осознание потребности к

построению нового способа действий

______________________________

3этап.   Постановка учебной задачи (4-5 минут)

Цель:Выявление места и причины затруднения,

постановка цели урока

____________________________

4 этап.  «   Построение проекта выхода из затруднения) (7-8 минут)

Цель: построение детьми нового способа действий и

формирование способности к выполнению

5 этап.Включение в систему знаний и повторений .

Цель: включение «открытия» в систему знаний,

повторение и закрепление ранее изученного.

_____________________________

а) Викторина

___________________________

б) Работа с учебником

Выразительное чтение понравившегося стихотворения

______________________________

В) Работа творческих групп

Цель:

6.Физминутка

Цель: снять умственное напряжение; дать возможность обучающимся проявить двигательную активность.

______________________________

Г)Работа в группах

______________________________

7.Минута релаксации

Цель: снять умственное и зрительное напряжение;

Д)3 группы «Фотографы»

_____________________________

8 этап.Самостоятельная работа

  1. Практическая деятельность

(Поэтическая страничка)

Цель:

– организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

___________________________

9 этап.   Рефлексия      деятельности.      

 Цель:

организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

_____________________________

10 этап Подведение итогов.

Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация полученных знаний

____________________________

11этап. Оценивание

12. Домашнее задание 

Игра – приветствие «Здравствуйте!»

-Ребята, давайте поприветствуем, друг друга и пожелаем всем удачи на уроке.

Учащиеся поочерёдно касаются одноимённых пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят:

  1. желаю (соприкасаются большими пальцами);
  1. успеха (указательными);
  2. большого (средними);
  3. во всём (безымянными);
  4. и везде (мизинцами);
  5. Здравствуйте (Прикосновение всей ладонью руки).

2. Психологический настрой. (музыка)

Сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на парты и повторяйте вполголоса за мной:

Я в школе на уроке, сейчас начну учиться. Я радуюсь этому. Внимание моё растёт. Память моя крепка, голова мыслит ясно. Я хочу учиться, я готов к работе, я работаю.

_ Ребята, сразу включаемся в работу. Я загадаю вам 

загадку и вы узнаете чему будет посвящен наш урок.

Хожу я по равнинам Тихой светлой сказкой,

Расписываю рощи

Солнечною краской.

Несу я урожаи, поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен и ёлочек, я … (Осень)(Слайд2)

_ По каким  признакам вы узнаете это время года?

Ребята, а вы любите осень?(Ответы детей)

-Подойдите к окну, понаблюдайте.

Что вы там видите? Когда я хлопну три раза. Вернитесь на своё место.

-Что вы увидели. Что почувствовали, услышали?)

Оцените свою деятельность

______________________________________________________

_  Многие поэты и писатели создавали и посвящали свои произведения осени.

– Как вы думаете почему?

_ Какие цели поставим перед собой?

Оцените свою деятельность

___________________________________________________

_Наш урок мы посвятим исследованию этому великолепному времени года и  докажем, что осень  это прекрасное время года, которая  интересовала не только поэтов, композиторов и художников, но и нас с вами.

Давайте построим план нашего исследования.

 А итогом нашей работы будет книжка- раскладушка , название которой мы с вами сейчас выберем.

_ Ребята, выберите название нашей книжке.(Осень моими глазами, Моя осень, Волшебница- осень ) (Приклеить название 1 стр)

_  Что же обозначает слово осень?

Давайте посмотрим какое определение осени дается  в словаре Ожегова (Слайд)

Осень –это время года, следующее за летом и предшествующее зиме. Осенью интенсивность солнечных лучей средняя.

_ У вас на карточках записано предложение. Давайте попробуем дать осени свое определение, более красочное и яркое. Подберите прилагательные и измените предложение так, чтобы оно из научного определения  превратилось в художественное.

Моя осень – это _________________________________время года.

_Поместим наши определения в книгу  

2страничка

__________________________________________________

-Давайте сейчас вспомним  прекрасные стихотворения великих поэтов.

Посмотрите на экран  и по двум строчкам стихотворения  угадайте его автора, а если можете продолжите их. (Слайды)

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее…        

Ласточки пропали,

А вчера зарёй…                   

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса…   

Славная осень! Здоровый, ядрёный

Воздух усталые силы бодрит…      

Читайте также:  Сочинение-рассуждение на тему: "моя будущая профессия"

-Чему были посвящены произведения этих авторов?

____________________________________________________

_ Почему вы выбрали это стихотворение?

Учебник стр. 122 Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной»(Марина)

                 Стр.125 А. Майков «Осень»

Хрестоматия: стр. 145 И. Бунин( «Листопад» (Саша)         

-Ребята, давайте на примере стихотворения «Листопад», вспомним какие приемы описания природы использовал автор . _Найдите и прочитайте эпитеты.

.

– С кем сравнивает осень?

– Как называется этот прием?

– Как вы считаете, любил ли поэт осень?

– Почему?

Оцените свою деятельность

____________________________________________________

Дадим слово группе «Поэты»

М.Ю. Лермонтов «Осень»

Е.Трутнева «Осень»

С. Д. Дрожжин «Желтый лист за листом»

_Почему вы выбрали эти стихотворения?

_ Спасибо за работу.

Отдохнем выполняя упражнения

__________________________________________________

-Как еще творческие люди могут выразить свою любовь к осени?

_ Сейчас мы послушаем ребят из группы «Художники»

1ученик: (Слайд)

Многие русские художники писали картины об осени. Это : Левитан, И.С. Остроухов, Серов и другие.

Я хочу  рассказать о картине И.И. Левитана «Золотая осень»

Осень – самое любимое время года Левитана, и больше всего картин художник посвятил именно осени. Одно из самых известных полотен – «Золотая осень»

На картине “Золотая осень” мы видим березовую рощу в медно-золотом осеннем убранстве. В глубине луга теряется река, на левом берегу которой стоят стройные бело-¬желтые березки и две осинки с уже почти опавшими листьями.

Земля укрыта желтеющей увядшей травой .Осенний день, изображенный художником, полон света. В картине преобладают жизнерадостные светлые тона.

Глядя на картину “Золотая осень”, мы невольно проникается глубоким чувством любви к родной природе. Она дарит нам минуты наслаждения прекрасным.

2  ученик:(Слайд)

Мне бы вас хотелось познакомить с картиной И.С. Остроухова

На мой взгляд, на картине Остроухов изобразил сентябрь – это пора золотой осени. Красивые деревья, стоящие в осеннем лесу, радуют душу. Художник изобразил именно солнечный день, чтобы у нас было только хорошее настроение с приходом осени..

А какой замечательный ковёр из листьев постелила осень! Низкое солнце уже не греет, но блестит ярче летнего; небольшой осенний лес весь сверкает, словно ему весело и легко стоять. Даже старое корявое дерево, изображенное слева на картине, преобразилось, сменив зеленое платье на золотое. Только трава еще не совсем поменяла наряд, да на некоторых листочках проглядывают зеленые пятна.

Но на фоне этой неброской зелени еще изумительнее смотрится осеннее убранство кленов, молодых берез и осин.  Мне очень хочется побродить в таком лесу.

– Что объединяет эти картины?

– Есть ли сходство в описании осенней природы поэтами и художниками?

– В каком стихотворении есть строчки точно описывающие содержание картин?

– Вы тоже на уроках изобразительного искусства попробовали выразить свое восхищение осенней природой и нарисовали осенние пейзажи.

Выставка рисунков.

– Эксперты группы художники посовещались и выбрали несколько рисунков для нашей книги. (3 страничка)

__________________________________________________

– Осень любима не только поэтами,  художниками, но и композиторами.

– Представьте , что вы композиторы, какую  музыку напишите к картине И. И. Левитана?

-А теперь послушайте , как композитор Антонио Вивальди передал звуками  тоже, что И.И Левитан красками- тишь, благодать, царящая в это время в природе.

Пока будет звучать музыка, мы отдохнем.

Звучит музыка (Слайды осенней природы)

– Расскажите, какие чувства вы испытываете когда слышите эту музыку?

-Что вы услышали?

Дадим слово 3 группе «Фотографы»

1 ученик: Гуляя по улицам нашего села я обратил внимание на березы, стоявших в золотом наряде Ивы опустили свои поседевшие ветви. И мне захотелось запечатлеть  эти удивительно красивые деревья.

2 ученик:Рядом с моим домом растет много деревьев и мне захотелось показать и красоту поздней осени. Хотя деревья и сбросили свои наряды, но выглядят они как сказочные герои: они раскинули свои длинные ветви- руки, на которых держат домики своих пернатых друзей.

_Эти фотографии поместим в нашу книгу.(4 страница)

Оцените свою деятельность

____________________________________________________

– Ребята, а сейчас я вам предлагаю попробовать себя в роли поэтов.

Сочините стихи  по опорным словам

            1 гр.Осень  – восемь

                   Дождь – гость

2 гр.  

            1. Пришла-принесла.

                Солнце-оконце.

3 гр.

Ветер- третий

Лужи-стужи

Дети читают стихотворения. (5 страничка)

Оцените свою деятельность

– Ребята, а вы знаете пословицы и поговорки об осени?

(Пословицы разрезаны )

В сентябре огонь и в поле, и в избе.

Сентябрь кафтан срывает, тулуп надевает.

В октябре и лист на дереве не держится.

Поместим их в нашу книгу (6 страница)

– Как вы понимаете пословицу :

« В сентябре огонь и в поле, и в избе.»

Оцените свою деятельность

____________________________________________________

У вас на партах осенние листочки:

Если вам урок понравился и у вас отличное настроение- возьмите желтый листок

Если вам что-то было непонятно –оражевый

Если вам урок не понравился и настроение плохое – зеленый

–  Напишите на листочке свое отношение к осени

Поместим в книгу 7 страница

___________________________________________________

Составление синквейна

– Какое главное слово- сущ.было сегодня у нас на уроке?

_Назовите 2 прилагательных , описывающих осень.

– Подберите 3 глагола, что делает осень

– С чем можно сравнить волшебницу осень?

Осень.

Великолепная, волшебная.

Наряжает, изумляет, радует.

Поражает своей дивной красотой.

Сказка.

Ребята, открыли вы для себя что-то новое сегодня на уроке?

Источник: http://www.openclass.ru/node/491286

Презентация “Осень глазами поэта”

Осень – очень загадочное время года. Многие поэты в своих стихах раскрывают всю красоту этого удивительного времени года.

Несмотря на то, что природа увядает, засыпает, готовится к зиме, авторы своих произведений могли увидеть все тонкие моменты, например Иван Бунин, в соем стихотворении “Листопад” осенний лес сравнивает с расписным теремом, Бальмонт пишет, что “все деревья блистают в разноцветном уборе”.

Чувствуется, что многие авторы любят это время года. С глубокой нежностью описывают его. Все эти добрые слова об осени, подчеркивают красоту нашей русской природы.

Осень в стихах русских поэтов самая утонченная, нежная и в тоже время,

полная мудрости пора…

Иван Бунин “Листопад”

Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, елочки темнеют, А между кленами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной, За лето высох он от солнца, И Осень тихою вдовой Вступает в пестрый терем свой…

Афанасий Фет “Осенью”

Когда сквозная паутина Разносит нити ясных дней И под окном у селянина Далекий благовест слышней, Мы не грустим, пугаясь снова Дыханья близкого зимы, А голос лета прожитого Яснее понимаем мы.

К.Д.Бальмонт «Осень»

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,

Нет в цветах благовонья.

Скоро Осень проснется

И заплачет спросонья.

Ласточки пропали,

А                                                                                        

А.С.Пушкин

Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы.

  • Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы.
  • Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы.
  • Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы.
  • Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы.
Читайте также:  Водопады: характеристика и виды

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало.

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

Наивные и полные душой, трогательные и добрые слова, в стихах об осени, подчеркивают всю красоту русской природы и чувственную глубину русской поэзии…

Источник: https://kopilkaurokov.ru/vsemUchitelam/presentacii/priezientatsiiaosienghlazamipoeta

Осень в стихах русских поэтов

Принято считать, что осень — унылая пора. С деревьев облетает листва, с неба льёт дождь, на улице становится холодно — одним словом, лето безвозвратно уходит, а зима приближается неумолимо.

Всё так, но разве это повод не любить осень — ведь и в ней особенная прелесть.

Недаром же русские поэты, от Пушкина до Пастернака, так часто писали именно об осени, воспевая и красоту золотой листвы, и романтику дождливой, туманной погоды, и бодрящую силу прохладного воздуха…

Александр Пушкин

Унылая пора! очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдалённые седой зимы угрозы.

И с каждой осенью я расцветаю вновь; Здоровью моему полезен русской холод; К привычкам бытия вновь чувствую любовь: Чредой слетает сон, чредой находит голод; Легко и радостно играет в сердце кровь, Желания кипят — я снова счастлив, молод,

Я снова жизни полн — таков мой организм

(Извольте мне простить ненужный прозаизм).

Государственный музей-заповедник А. С. Пушкина «Михайловское».

Николай Некрасов

Славная осень! Здоровый, ядрёный Воздух усталые силы бодрит; Лёд неокрепший на речке студёной Словно как тающий сахар лежит; Около леса, как в мягкой постели, Выспаться можно — покой и простор! Листья поблекнуть ещё не успели, Жёлты и свежи лежат, как ковёр. Славная осень! Морозные ночи, Ясные, тихие дни… Нет безобразья в природе! И кочи, И моховые болота, и пни — Всё хорошо под сиянием лунным, Всюду родимую Русь узнаю… Быстро лечу я по рельсам чугунным,

Думаю думу свою…

Константин Бальмонт

И снова осень с чарой листьев ржавых, Румяных, алых, жёлтых, золотых, Немая синь озёр, их вод густых, Проворный свист и взлёт синиц в дубравах.

Верблюжьи груды облак величавых, Увядшая лазурь небес литых, Весь кругоём, размерность черт крутых, Взнесённый свод, ночами в звёздных славах. Кто грёзой изумрудно-голубой Упился в летний час, тоскует ночью.

Всё прошлое встаёт пред ним воочью. В потоке Млечном тихий бьёт прибой. И стыну я, припавши к средоточью,

Чрез мглу разлук, любимая, с тобой.

Фёдор Тютчев

Есть в светлости осенних вечеров Умильная, таинственная прелесть: Зловещий блеск и пестрота дерев, Багряных листьев томный, легкий шелест, Туманная и тихая лазурь Над грустно-сиротеющей землёю, И, как предчувствие сходящих бурь, Порывистый, холодный ветр порою, Ущерб, изнеможенье — и на всём Та кроткая улыбка увяданья, Что в существе разумном мы зовём

Божественной стыдливостью страданья.

Афанасий Фет

Когда сквозная паутина Разносит нити ясных дней И под окном у селянина Далекий благовест слышней, Мы не грустим, пугаясь снова Дыханья близкого зимы, А голос лета прожитого

Яснее понимаем мы.

Сергей Есенин

Тихо в чаще можжевеля по обрыву. Осень, рыжая кобыла, чешет гривы. Над речным покровом берегов Слышен синий лязг её подков. Схимник-ветер шагом осторожным Мнёт листву по выступам дорожным И целует на рябиновом кусту

Язвы красные незримому Христу.

Картина «Золотая осень». Илья Остроухов, 1886–1887 г.

Иван Бунин

Ветер осенний в лесах подымается, Шумно по чащам идёт, Мёртвые листья срывает и весело В бешеной пляске несёт. Только замрёт, припадёт и послушает, Снова взмахнёт, а за ним Лес загудит, затрепещет — и сыплются Листья дождём золотым. Веет зимою, морозными вьюгами, Тучи плывут в небесах…

Пусть же погибнет всё мёртвое, слабое И возвратится во прах! Зимние вьюги — предтечи весенние, Зимние вьюги должны Похоронить под снегами холодными Мёртвых к приходу весны. В тёмную осень земля укрывается Жёлтой листвой, а под ней Дремлет побегов и трав прозябание, Сок животворных корней. Жизнь зарождается в мраке таинственном.

Радость и гибель ея Служат нетленному и неизменному —

Вечной красе Бытия!

Картина «На веранде. Осень». Станислав Жуковский. 1911 г.

Борис Пастернак

Осень. Сказочный чертог, Всем открытый для обзора. Просеки лесных дорог, Заглядевшихся в озера. Как на выставке картин: Залы, залы, залы, залы Вязов, ясеней, осин В позолоте небывалой. Липы обруч золотой — Как венец на новобрачной. Лик берёзы — под фатой Подвенечной и прозрачной. Погребённая земля Под листвой в канавах, ямах.

В жёлтых кленах флигеля, Словно в золочёных рамах. Где деревья в сентябре На заре стоят попарно, И закат на их коре Оставляет след янтарный. Где нельзя ступить в овраг, Чтоб не стало всем известно: Так бушует, что ни шаг, Под ногами лист древесный. Где звучит в конце аллей Эхо у крутого спуска И зари вишнёвый клей Застывает в виде сгустка. Осень.

Древний уголок Старых книг, одежд, оружья, Где сокровищ каталог

Перелистывает стужа.

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

Источник: https://knigi.mirtesen.ru/blog/43962228357

Ссылка на основную публикацию