Урок-конспект по картине в. м. васнецова “три богатыря”

Конспект урока по литературному чтению по теме: В.Васнецов картина «Три Богатыря»

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе  по теме:

 В.Васнецов «Богатырь».

Цель : развитие творческих способностей учащихся, умения читать картину, обогащение новым знаниям о живописи.

Оборудование: репродукции картин В Васнецова

I Организационный момент.

II Слова  учителя о Васнецове и его картине.

III План работы по картине

  1. Время и место действия.
  2. Характеристика Ильи Муромца и двух других богатырей (выражение лиц, позы, одежды, вооружение).
  3. Роль пейзажа в картине.
  4. Изобразительные средства живописи (рисунок, краски).
  5. Значение цветовой гармонии картины для раскрытия её идеального замысла.
  6. Идеальный смысл названия картины.

          IV Работа над картиной:

  1. время и место действия;
  2. описать богатырей, их лица, позы, одежду, оружие.

Ход занятия:

Вопрос : – Опишите богатырей, их лица, позы, одежду, оружие.

Ответ: Спокойное выражение лица, прямой и твёрдый взгляд, крепкая посадка в седле – всё говорит о его уверенности в своих силах, готовности встретить врага, они хорошо вооружён: палаца, щит, кольчуга, копье и т.д.

Вопрос: – Какие особенности характера подчеркнул художник в каждом из них?

Ответ: Жизнерадостность Алёши Поповича, суровость и сдержанная сила Ильи Муромца; благородство и доброта Добрыни Никитича.

Вопрос: – Где находятся богатыри? Что их окружает?

Ответ: – На фоне безбрежной степи, которой кажется нет ни конца, ни края, стоят на страже границ витязи-богатыри Художник строит картину так, чтобы была далеко видна эта земля: кажется, она уходит ввысь, до самого неба, рождается ощущение бесконечности простора земной шири. Фигуры богатырей, словно выросли из земли. Это свидетельствует о связи героев со своей родиной.

Вопрос: – Какие средства использует живописец для рассказа о трёх богатырях?

Ответ: – Рисунок, краски, художник передал объём, воссоздал формы изображаемых предметов: лиц, фигур богатырей, холмы, ковыль, коней, тучи.

Вопрос: – Далеко ли от нас расположение всадников?

Ответ: – На переднем плане. Это создаёт впечатление внушительности, монументальности.

Вопрос: – Что придаёт людям и предметам, изображённым на полотне, особую живопись и убедительность?

Ответ: –  Цвет – душа живописи, без цвета живопись не существует.

Вопрос: – Назовите основные краски, которые художник использует в картине?

Ответ: – Зеленая, коричнева, красная, белая, чёрная, белая, синяя.

Вопрос: – Что этими красками изобразил живописец на полотне?

Ответ : – Широкую степь, тёмные холмы, сочную зелень молодых ёлочек, пожелтевшую траву. Краски воссоздали мужественное лицо Ильи, его бороду, сверкающую серебром, седые пряди, выбивающиеся из-под шлема; тонкие черты лица Добрыни; хитрую и мужественную усмешку Алёши; яркий блеск оружия богатырей.

Вопрос: – Какое настроение оставляет вся картина? (радостное)

               – Почему вы так думаете? (краски светлые, нет мрачных тонов)

Ведущий: – Ребята, в заключение нашего урока мне хочется пожелать вам стать такими же доблестными, преданными Родине, настоящими Защитниками Отечества, о каких вы узнали сегодня на уроке. 

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по теме:

В.Васнецов «Богатырь».

Цель : развитие творческих способностей учащихся, умения читать картину, обогащение новым знаниям о живописи.

Оборудование: репродукции картин В Васнецова

I Организационный момент.

II Слова учителя о Васнецове и его картине.

III План работы по картине

  1. Время и место действия.

  2. Характеристика Ильи Муромца и двух других богатырей (выражение лиц, позы, одежды, вооружение).

  3. Роль пейзажа в картине.

  4. Изобразительные средства живописи (рисунок, краски).

  5. Значение цветовой гармонии картины для раскрытия её идеального замысла.

  6. Идеальный смысл названия картины.

IV Работа над картиной:

  1. время и место действия;

  2. описать богатырей, их лица, позы, одежду, оружие.

Ход занятия:

Вопрос : – Опишите богатырей, их лица, позы, одежду, оружие.

Ответ: Спокойное выражение лица, прямой и твёрдый взгляд, крепкая посадка в седле – всё говорит о его уверенности в своих силах, готовности встретить врага, они хорошо вооружён: палаца, щит, кольчуга, копье и т.д.

Вопрос: – Какие особенности характера подчеркнул художник в каждом из них?

Ответ: Жизнерадостность Алёши Поповича, суровость и сдержанная сила Ильи Муромца; благородство и доброта Добрыни Никитича.

Вопрос: – Где находятся богатыри? Что их окружает?

Ответ: – На фоне безбрежной степи, которой кажется нет ни конца , ни края, стоят на страже границ витязи-богатыри Художник строит картину так, чтобы была далеко видна эта земля: кажется, она уходит ввысь, до самого неба, рождается ощущение бесконечности простора земной шири. Фигуры богатырей, словно выросли из земли. Это свидетельствует о связи героев со своей родиной.

Вопрос: – Какие средства использует живописец для рассказа о трёх богатырях?

Ответ: – Рисунок, краски, художник передал объём, воссоздал формы изображаемых предметов: лиц, фигур богатырей, холмы, ковыль, коней, тучи.

Вопрос: – Далеко ли от нас расположение всадников?

Ответ: – На переднем плане. Это создаёт впечатление внушительности, монументальности.

Вопрос: – Что придаёт людям и предметам, изображённым на полотне, особую живопись и убедительность?

Ответ: – Цвет – душа живописи, без цвета живопись не существует.

Вопрос: – Назовите основные краски, которые художник использует в картине?

Ответ: – Зеленая, коричнева, красная, белая, чёрная, белая, синяя.

Вопрос: – Что этими красками изобразил живописец на полотне?

Ответ : – Широкую степь, тёмные холмы, сочную зелень молодых ёлочек, пожелтевшую траву. Краски воссоздали мужественное лицо Ильи, его бороду, сверкающую серебром, седые пряди, выбивающиеся из-под шлема; тонкие черты лица Добрыни; хитрую и мужественную усмешку Алёши; яркий блеск оружия богатырей.

Вопрос: – Какое настроение оставляет вся картина? (радостное)

– Почему вы так думаете? (краски светлые, нет мрачных тонов)

Ведущий: – Ребята, в заключение нашего урока мне хочется пожелать вам стать такими же доблестными, преданными Родине, настоящими Защитниками Отечества, о каких вы узнали сегодня на уроке.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-po-tiemie-v-vasnietsov-kartina-tri-boghatyria

Портал педагога | Конспект занятия по развитию речи “Три богатыря”

Автор: Головня Анастасия Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа с углублённым изучением иностранного (английского) языка №1245 языка
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: конспект
Тема: Конспект занятия по развитию речи “Три богатыря”.
Дата публикации: 18.06.2016
Раздел: дошкольное образование

Назад

Конспект занятия по развитию речи
«Три богатыря». Воспитатель: Головня А.И. Москва 2016 г.

Конспект занятия по развитию речи «Три богатыря».

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

Образовательные задачи. Знакомство детей с картиной В. М. Васнецова «Три богатыря. Обогащение словарного запаса (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Русь, богатыри, былины, доспехи, кольчуга, щит, шлем, копье, меч, лук со стрелами, булава).

Учить подбирать слова близкие по значению. Учить узнавать значение новых слов. Развивающие задачи. Развитие связной речи, мышления, речевого слуха. Развитие общей моторики (координация речи с движениями) Воспитательные задачи.

Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности. Воспитание патриотических чувств, уважения к защитникам отечества, интереса к изобразительному творчеству Оборудование. Репродукция картины художника В.

Васнецова «Богатыри»; карта России, книги о богатырях, раскраски.

Задачи:

•развивать умение высказываться связно и образно на тему произведения живописи; •учить детей составлять рассказ по картине, объяснять выбранный художественный колорит, настроение автора и переданные чувства, соотнося при этом картину с литературным произведением; •обучать соединению предложений разными способами связи; •развивать умения раскрывать тему и основную мысль высказывания, озаглавить рассказ; •учить построению высказываний разных типов – описаний, повествований, рассуждений; •обогащать словарь; •закреплять изобразительные навыки детей.

Предварительная работа

. Рассматривание иллюстраций на тему. Просмотр мультфильмов. Чтение книги «Былины» в обработке А. Н. Нечаева. Рассматривание иллюстраций сказок. Разучивание стихотворения «Богатыри».

ХОД ЗАНЯТИЯ.

I. Организационный момент.

/Мотивация детей на получение новых знаний. Подбор слов близких по значению / Воспитатель: Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Родина – значит родная. Как мама и папа. Подойдите к карте. Посмотрите, пожалуйста, какая она – наша Родина. Дети: Большая, огромная, красивая, богатая. Воспитатель: Не всегда наша Родина была такой. Много лет назад наше государство было меньше и называлось оно

Русь

. И даже тогда на Русь нападали враги. Но кто же защищал землю русскую в те далекие времена? Дети:

Богатыри

. Воспитатель: Правильно. О богатырях мы с вами сегодня и поговорим.

II. Основная часть.

1.

Рассматривание картины.

Беседа по ней. /Развитие диалогической речи. Уточнение и расширение словаря по теме «Богатыри»/ Воспитатель демонстрирует репродукцию картины В. М. Васнецова «Три богатыря» Воспитатель: Перед вами картина, которую написал замечательный русский художник

Виктор Михайлович Васнецов

. Он никогда не видел богатырей, но слушал, что поёт и рассказывает про них народ. Теперь для нас богатыри именно такие, как на картине В. М. Васнецова. Посмотрите внимательно на картину. Над этим поистине исконно русским живописным шедевром он трудился около двадцати лет. Три богатыря гордо стоят на холмистой равнине под хмурым пасмурным небом отчизны, в любой момент наши богатыри готовы отразить врага и защищать свою любимую родину матушку Русь. Дети самостоятельно рассматривают картину, обмениваются впечатлениями. Воспитатель: Кто из вас знает, как их зовут? Если дети затрудняются ответить, воспитатель им помогает. Дети: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович Воспитатель: Все вы, ребята, верно сказали. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович – самые любимые и известные русские богатыри. Стоят они у заставы (границы) богатырской, мимо которой ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит. В центре на вороном коне сидит Илья Муромец – крестьянский сын. Он сильный и могучий. Славный богатырь. Богатырь хорошо вооружен: с правой руки свисает

палица

, за ней виден

колчан

со стрелами, в левой руке щит и длинное копье. Одет он в железную кольчугу, на голове шлем.

Зорко

всматривается Илья в степную даль. Он готов к бою. Любит богатырь Родину и честно служит ей. По правую руку от Ильи Муромца – Добрыня Никитич, известный и любимый народом воин. Добрыня искусен в боях, плавании, в стрельбе из лука. Одет он богато и нарядно.

Щит у Добрыни каменьями украшен, меч у него булатный, а взгляд-то у него пристальный. Под ним белый длинногривый конь стоит, ноздри раздувает, видно, врага чует. Третий богатырь Алеша Попович – сын попа.

Он тоже храбрый и смелый воин, не такой сильный, как Илья или Добрыня, но ловкий, быстрый и находчивый. Он и воин, и

гусляр

. Песни петь умеет и воевать умеет. Вооружен он скромнее. В левой руке у него

лук

, а по правую руку

гусли

. Рыжий конь Алеши: низко опустил голову, чтобы пощипать травы, но уши навострил. Хитер Алеша! Не смотрит в сторону врага, а лишь глаза косит да тугой лук держит наготове. У богатырей одна цель – не пропустить врага, крепко стоять на страже Родины.

2. Игровое упражнение «Кто больше слов скажет? »

/ Учить подбирать слова близкие по значению. Учить узнавать значение новых слов. / Воспитатель: Кто такие богатыри? Дети: Воины, борцы, защитники. Воспитатель: А какие они были? Дети. Сильные, смелые, отважные, храбрые, умные, ловкие. Воспитатель: А что они делали? Дети: Защищали, охраняли Русь Воспитатель: А откуда вы знаете о богатырях? Дети. Из былин, русских народных сказок, поэм. Воспитатель: А что такое былина? От какого слова оно происходит? Дети: Было Воспитатель: Правильно.

Былина

– это то, что когда – то было. В былинах рассказывается о подвигах богатырей, которые жили – были в давние времена. Они были храбрыми, сильными. Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев о героях- богатырях, об их подвигах. Он рассказывал о том, как было:о делах и победах богатырей, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту. Вот так слагалась былина. В русском народе много столетий

Читайте также:  Сочинение-рассуждение на тему: "что такое красота"

из уст в уста

, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях. В былинах отражалась жизнь русского народа, которая была очень нелёгкой на Руси. 3.

Физкультминутка «Богатыри»

/Развитие общей моторики. Координация речи с движениями/ Воспитатель: А вы хотите быть такими же сильными как богатыри? Богатырь – вот он каков: Показывают силача Он силён, он здоров, Он из лука стрелял, Имитируют движения Метко палицу бросал, На границе стоял, Зорко – зорко наблюдал, Подрастём, мы и, смотри, Поднимаем руки высоко вверх Станем, как богатыри! 4.

Игровое упражнение «Я загадаю, а ты отгадай! »

/Развитие мышления, речевого слуха. Обогащение словаря по теме. / Воспитатель: Сейчас я загадаю вам загадки про оружие и доспехи. Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. Дети: Кольчуга. Воспитатель: Правильно. А как вы догадались? Дети: Кольчуга сделана из колечек. Железная шапка с острым концом, А спереди клюв навис над лицом. (Шлем) Оружие это не просто поднять, Не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч) Чтоб грудь защитить от ударов врага, Уж вы это знаете наверняка, На левой руке у героя висит Тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит) 5.

Настроение картины.

Обратить внимание детей на цветовую гамму в картине, дать детям представление о выразительном средстве художника, красках. – При помощи цвета можно увидеть настроение (Радость, грусть, веселье, тревога, нежность и т. д.). 6.

Составление небольшого рассказа по картине.

/Развитие связной речи/ Воспитатель: Посмотрите внимательно на богатыря в центре картины. Расскажите о нём: Кто это? Дети: Это богатырь Илья Муромец. Воспитатель: Какой он? Дети: Он сильный, храбрый, смелый. Воспитатель: Какие у него доспехи? Дети: У Ильи Муромца есть кольчуга, щит и шлем. Воспитатель: Какой у него конь? Дети: У него черный большой конь. Воспитатель: Как он вооружён? Дети: В руках у него копье палица. Воспитатель: Чем он отличается от других богатырей? Дети: Он старше всех богатырей. Воспитатель: А теперь попробуем рассказать о Добрыне Никитиче. Что мы можем сказать о нём? Ответы детей. Воспитатель: Третий богатырь – Алёша Попович. Попробуем составить рассказ и о нём. Кто хочет рассказать? В ходе рассказов воспитатель помогает, подсказывает нужные слова, фразы, даёт указания, про что ещё можно рассказать, поощряет, оценивает.

7. Грамота. Составление предложения по схеме.

Воспитатель: Вспомните, как называется картина? Кто её написал? Кто из богатырей вам больше нравится?

III. Заключительная часть.

Самостоятельная деятельность. «В мастерской у художника». Раздать заготовки (раскраски с изображением 3-х богатырей). Предложить детям придумать своё настроение картины, дать своё название. Устроить выставку работ, обсудить рисунки.

Словарь:

-Русь, богатырь, кольчуга, былина, палица, гусляр, гусли, лук, колчан. «Из уст в уста».

В раздел образования

Источник: https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=9777

Скачать материал

Урок 7 СОЧИНЕНИЕ ПО РЕПРОДУКЦИИ С КАРТИНЫ В. ВАСНЕЦОВА «ТРИ БОГАТЫРЯ»

02.02.2012 33915 1769

Урок 7 СОЧИНЕНИЕ ПО РЕПРОДУКЦИИ С КАРТИНЫ В. ВАСНЕЦОВА «ТРИ БОГАТЫРЯ»

Цели: подчеркнуть  интерес  поэтов,  композиторов,  художников к историческому прошлому; учить «читать» увиденное; развивать воображение, речь.

Методические приемы: аналитическая беседа.

Оборудование: репродукция картины.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Работа по новой теме.

1. Сообщение темы и целей урока.

2. Слово учителя с элементами беседы.

– Назовите ближайших соратников Ильи Муромца. (Добрыня Никитич отличался «вежеством» – вежливостью, воспитанностью, умом, умел держать себя с достоинством, был талантливым: пел, играл на гуслях. В бою страха не знал. Алеша Попович – остроумный, хитрый, побеждает врага смекалкой, сильный, ловкий, находчивый. («Алеша Попович и Тугарин», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч».)

– В. М. Васнецов гостил на подмосковной даче у друга, любителя искусств (Мамонтова). Невдалеке он увидел три раскидистых дуба-великана. Два дуба стояли рядом, а третий – чуть позади.

Глубоко ушли дубы корнями в родную землю, и ничто: ни бури, ни годы – не могло их сломить. Бродил художник по парку, и невольно приходила на ум мысль: «Это ведь наша матушка – Русь.

Ее, как и дубы, голыми руками не возьмешь».

3. Работа по картине.

1) Беседа по вопросам.

– Какой  эпизод  из  жизни  богатырей  изображен  на  картине? (Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович на «богатырском выезде», на дозоре.)

– Все ли спокойно в бескрайней степи? (Недобрый выдался день. По небу бегут грозные тучи. Ветер развевает гривы лошадей и треплет высокие травы, пригибая их к земле. Все вокруг: и холмы, и кустарники, трава и земля – окутано таинственностью и тревогой.

Тревога невольно передается богатырям. Поэтому Илья Муромец из-под руки всматривается в сумрачную даль. Взгляд его внимательный, настороженный.

Добрыня Никитич, надвинув щит на грудь, уже вздев ногу в стремя, вытащил из ножен меч. Его поза – порыв и движение. Состояние тревоги невольно передалось и его коню. Он рывком поднял голову, навострил уши, готов стремглав броситься вперед по велению своего седока.

Конь Алеши Поповича пока спокоен, занят будничным делом: пытается щипать траву. Внешне спокоен и его хозяин, на лице его лукавая улыбка. Алеша Попович молодой, он кажется менее осторожным, но и он исподлобья всматривается в то, что привлекло внимание других витязей.

Молодость Алеши Поповича подчеркивает и внешность: стройная фигура, перехваченная широким поясом, шлем с золотыми наушниками, богатая и красивая пластинчатая кольчуга, в руке тугой лук с каленой стрелой и шелковой тетивой.

Богато и нарядно одет и Добрыня Никитич. Поверх кольчуги драгоценные княжеские доспехи, узорчатый высокий шлем. Щит сделан из красного металла. Лицо у витязя узкое, с длинной, густой бородой.

Старшим по годам и по ответственности, возложенной на него, является Илья Муромец. Лицо у него красивое, спокойное, глаза зоркие, нос прямой, окладистая борода с проседью.

На правой руке богатыря палица «в сорок пуд», за ней виден колчан со стрелами, в левой руке щит и копье. На голове витязя шлем, а на руках узорчатые рукавицы. «Ретив и смирен верный конь.

» Он «то смирно стоит, то по повелению богатыря мчится по бранному полю», «и холод, и сеча ему ничего…».

Художник разместил воинов симметрично, в один ряд, что оттеняет, подчеркивает мощь и величие богатырей, единство их устремлений, добровольно возложивших на свои плечи защиту необъятных просторов русской земли.

Современные витязи имеют другое, более мощное вооружение, но задачи перед ними стоят прежние: защита священных рубежей Родины от любого рода захватчиков.)

2) Составление и запись в черновиках плана сочинения.

ПЛАН

1. Какой эпизод из жизни богатырей изображен на картине?

2. Гармонирует ли природа с содержанием картины?

3. Какова внешность витязей?

4. Продуманность композиции картины.

5. Защита рубежей Родины – священный долг.

III. Написание сочинения в черновиках.

Домашнее  задание:  подготовить характеристику  одного  из  богатырей  –  сочинение.

Источник: http://tak-to-ENT.net/load/220-1-0-3154

Подготовка к написанию сочинения по картине Виктора Васнецова «Три богатыря»

Cлайд 1

ПОДГОТОВКА К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ ПО КАРТИНЕ ВИКТОРА ВАСНЕЦОВА «ТРИ БОГАТЫРЯ» Головина Светлана Евгеньевна Учитель начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14» города Вологды

Cлайд 2

Cлайд 3

Cлайд 4

Cлайд 5

Виктор Васнецов 1848-1926

Cлайд 6

Cлайд 7

1). Знакомство с историей создания картины. 2). Собор материала для сочинения. 3). Языковая и орфографическая подготовка. 4).Составление плана сочинения.

Cлайд 8

Cлайд 9

Старший из богатырей Строгое и мудрое лицо Зорко всматривается вдаль Очень силён Прост и могуч Спокойная уверенная сила

Cлайд 10

Полон решимости Из богатого рода Силён и мудр Пристальный взгляд Представителен и величав Порывист и быстр

Cлайд 11

Самый молодой из богатырей Уступает в силе Берёт храбростью и смекалкой Взгляд лукав и хитёр Воин и гусляр Смел и отважен

Cлайд 12

Браслет Шлем Кольчуга Рукавицы

Cлайд 13

Cлайд 14

Палица, булава. Оружие ближнего боя Копьё Щит

Cлайд 15

Щит Меч

Cлайд 16

Лук. Колчан со стрелами Гусли Меч

Cлайд 17

Cлайд 18

У Ильи Муромца У Добрыни Никитича У Алёши Поповича Конь под ним богатырский Чёрный (вороной) Сильный и мощный Белый конь Ждёт приказа Грива развевается Врага чует Богатая упряжь Гнедой (рыжий) конь Стоит спокойно

Cлайд 19

Cлайд 20

Художник прославляет защитников Родины. Художник призывает нас гордиться своими защитниками. Художник хотел своей картиной вызвать у нас желание всегда вставать на защиту своей Родины.

Cлайд 21

План подготовки к сочинению 1). Выяснение истории создания картины. 2). Собор материала для сочинения. 3). Языковая и орфографическая подготовка. 4).Составление плана сочинения.

Cлайд 22

Cлайд 23

1. История создания картины. 2. Описание картины. а) Илья Муромец и его конь. б) Добрыня Никитич и его конь. в) Алёша Попович и его конь. г) Пейзаж. 3. Идейный смысл картины.

Cлайд 24

1. Лирическое вступление о Руси и её защитниках. 2. Описание картины. а) Богатыри и их качества. б) Внешний вид богатырей. в) Снаряжение богатырское. г) Богатырские кони. д) Описание пейзажа. 3. Три богатыря – собирательный образ русского воина.

Cлайд 25

31.10.2016 скрыт31.10.2016 скрыт31.10.2016 скрыт31.10.2016 скрыт31.10.2016 скрыт31.10.2016 скрыт31.10.2016 скрыт31.10.2016 скрыт31.10.2016 скрыт31.10.2016 скрыт31.10.2016 скрыт31.10.2016 скрыт

476964772647757477594776947821478274783147834478384785247864

Скачать эту презентацию

Источник: http://bigslide.ru/russkiy-yazik/23863-podgotovka-k-napisaniyu-sochineniya-po-kartine-vik.html

Урок русского языка на тему : картина Васнецова “Три богатыря”

Автор составитель урока: Шульгина Р.Ф.

Предмет: русский язык (урок развития речи)

Класс: 4

Сочинение

по картине В. М. Васнецова «Богатыри»

Демонстрационный материал: репродукция картины В.Васнецова «Богатыри», запись «Богатырской симфонии» А.П. Бородина.

Задачи:

— познакомить с творчеством В. М. Васнецова;

— способствовать воспитанию у младших школь­ников патриотизма, формированию интереса к герои­ческому прошлому русского народа;

— формировать умение составлять художественное описание;

— формировать умение составлять текст с элемен­тами оценки действительности.

Подготовка к уроку: чтение былин на уроке внеклассного чтения, подготовка сообщений о биографии и творчестве В.Васнецова.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

В.М.Васнецов родился в1848 году в далеком вятском селе.

Детство будущего художника прошло в деревне Рябово в семье священника, среди простых крестьян, в глуши уральских лесов Первые впечатления из детства – былины, которые напевала ему старуха стряпуха.

Из того ли-то из города Мурома,

Из того села да с Карачарова

Выезжал удаленький дородный добрый молодец…

Бесхитростные напевы зародили первые образы, пока еще смутные и полные волшебного очарования. Очень любил будущий художник былины. Образы русских богатырей крепко запали в душу. А рисовать он начал очень рано.

Его бабушка в молодости увлекалась живописью, она то и познакомила внука с красками, да и отец помогал превращать первые неумелые рисунки сына в сказочные сюжеты. Став художником, Васнецов часто обращался к сказочным темам.

Вспомните, какие вы знаете его картины.

И кто же не знает этой знаменитой картины В. Васнецова?

. «Богатыри» — картина, которая стала воплоще­нием всех творческих замыслов художника, его раз­мышлений, частью его жизни. Два десятилетия посвя­тил он этой картине. Чтобы создать образы богатырей, художник изучал былины, историю Древней Руси, в музеях знакомился с образцами древнего оружия, одежды наших предков.

Художник сказал о своей картине «Богатыри»: «Они были моим творческим долгом, обязательством перед родным народом. Я обязан был выполнить свои обязанности перед ним так, как их по­нимал и чувствовал».

Читайте также:  Стихи о лете: в.а. жуковский "летний вечер"

Основная часть урока

2. Рассматривание картины.

Под музыку «Богатырской симфонии» А. П. Боро­дина ребята рассматривают картину, обращают внима­ние на одежду и вооружение воинов, на богатырских коней.

Стоит в поле застава богатырская, грозная, мимо нее даже зверь не прошмыгнет, птица не пролетит незамеченной.

Видимо, что-то там, чуть-чуть направо, привлекло их зоркое внимание. Насторожились богатыри.

Могучий воин, тот, что в самом центре, на исполинском черном коне, приложил десницу к челу и всматривается из-под рукавицы, загородившись от неярких, последних лучей солнца.

Богатырь, что справа на белом, словно вымытом струями потока коне, уже готов порывисто вырвать из ножен тяжелый меч. Его чуткий конь тоже посматривает вправо.

Третий всадник кажется спокойным, и лишь положил руку на свой лук. Его буланый конь пощипывает траву.

Это Илья Муромец, Добрыня Никитич. Алёша Попович- любимые богатыри русские.

3. Беседа по содержанию картины.

— Каково ваше впечатление от картины? Какие чувства она у вас рождает?

— Кто из богатырей привлекает ваше внимание? Как вы считаете, кто из троих — Илья Муромец? Поче­му вы так решили?

Опишите внешний вид богаты­рей, выражение их лиц, вооружение, одежду, коней.

— Что можно сказать про Илью Муромца, выраже­ние его лица? (Он старший из богатырей, находится в центре. У него спокойное, мужественное лицо. Он зор­ко всматривается вдаль. Враг не уйдет от его присталь­ного взгляда.)

Учащиеся находят в былине отрывок, дающий опи­сание Ильи Муромца.

На заставе был богатырь Илья,

Илья Муромец, сын Иванович

Из-под славного города из-под Мурома,

Из того ли села Карачарова,

И конь под Ильей словно лютый зверь,

Он сам на коне как ясен сокол…

Сообщение ученика:

Илья Муромец кряжист и могуч, как вековой лес, близ которого он вырастал. С удивительной легкостью держит он в руке «палицу булатную сорока пудов», называемую иначе шестопером, и даже рука его, поднятая для защиты от солнца, не согнется от этой тяжести. Илья простой и прямой человек.

О его прямоте и честности свидетельствуют крупные, добрые и мягкие черты лица, прямой, открытый, пристальный взгляд черных глаз. О недюжинном уме Ильи, о несгибаемой силе воли говорит широкий, упрямый лоб, плотно сомкнутый под большими усами рот.

Большая благородная голова величаво покоится на удивительно широких плечах.

«Старый от казак да Илья Муромец», как называют его былины, уже поседел, густая седая прядь выбилась из-под шлема, серебряные нити сверкают и в черной бороде.

-Послушайте описание бога­тыря из былины «Добрыня Никитич».

«Растет Добрыня в плечах широк, тонок в поясе, брови черные вразлет, соболиные, глаза зоркие, соко­линые, кудри русые вьются кольцами, рассыпаются, с лица бел да румян, ровно маков цвет, а силой да ухват­кой ему равных нет, и сам он ласковый, обходитель­ный».

— Что вы можете сказать про Добрыню Никитича? (Он порывист, быстр, скор, благороден. Он нетерпелив, готов нестись в бой в любую минуту. И конь ему под стать, смотрит вдаль, вот-вот сорвется с места. Одет Добрыня побогаче, чем другие богатыри, видно, что он из богатого рода.)

— Что общего в былинном описании богатыря и об­разе Добрыни на картине? (Кудри русые вьются коль­цами, рассыпаются, глаза зоркие, соколиные, силен, ловок, ухватко

Учащиеся находят отрывок из былины, дающий описание Добрыни Никитича.

А и был на заставе Добрыня Никитич-млад,

Что Добрынюшка Никитич-млад,

Сын богатого гостя рязанского

И жены его Амелфы Тимофеевны.

Сообщение ученика:Добрыня Никитич был происхождения знатного. Он дружинник киевского князя Владимира. Васнецов показал его городскую стать, изысканную украшенность и изящество снаряжения. Такого, как у него красавца коня былина с нежностью называет «белеюшко».

Прочная, ладная, незамысловатая сбруя вороного коня Ильи лишь слегка отсвечивает на необъятной груди серым металлом, а сбруя Добрыниного коня радует глаз позолотой тонких украшений. И щит Добрыни, чуть прикрытый гривой коня,- явно заморской работы.

Он так и горит-переливается вкрапленными в него жемчугами-самоцветами.

Суров и строг взор Добрыни, геройски победившего Змея Горыныча и Батыгу (хана Батыя). Справедливость и благородство отличают витязя. Но он уступает все же крестьянскому сыну в мощи и особенно в величавой простоте духа.

— Что вы можете сказать о третьем богатыре, Але­ше Поповиче? (Он молод и красив, смел и отважен, ве­сел и лукав, способен развлечь всех песнею, но может и стрелы свои ловко и быстро пустить. Он с усмешкою, без боязни всматривается в ту сторону, где могут быть враги земли Русской.)

Учащиеся находят отрывок из былины, дающий описание Алеши Поповича.

А и был там Алеша Попович-млад,

Он Добрыне Никитичу крестовый брат,

Что из присна города, из Ростова,

Сын соборного попа ростовского.

Сообщение ученика:

Психологически сложнее, замысловатее всех Алеша Попович.

Он врага побеждает не богатырской силой – у него не так

много ее – сколько сметливостью да ухваткой. Недаром Илья сказал про него: «Олешенька хоть силой-то не силен, дак напуском смел» Он «наровчат»-эта народная, прекрасная по своему лаконизму характеристика его в былине означает ловкого, находчивого человека.

Алеша и Тугарина Змеевича одолел хитростью. Он не так могуч, как Илья и Добрыня. И вооружен легковато: «тугой лук разрывчатый» да «стрелочка каленая»-вот и все оружие. Щита вовсе нет. В правой руке – «гусельки яровчаты».

Глаза Алеши как бы ненароком скошены вправо, где что-то предвещает опасность. Он уже замышляет нечто коварное, смертельно-губительное для врага.

Его конь все еще беззаботно щиплет травку. Но пробьет час, и он полетит, как ветер. И хоть посуше будет он богатырских коней, зато и несравненно легче на бегу, изворотливее в битве.

Так в сочетании храбрости и гордости, сметки и ловкости, несгибаемого величия духа и необоримой силы перед нами воплощена в картине Васнецова богатырская застава древней Руси. Художник твердо верил в реальное существование подобных богатырей. Эта вера водила его кистью, и потому полотно так сильно своим проникновенным реализмом.

— Как изображены богатыри? (Крупным планом, все вместе, одной группой, плечом к плечу, в полной боевой готовности, они едины в своих помыслах.)

— Что вы почувствовали в их взглядах и позах? (Большую силу, готовность в любую минуту сразиться с врагом. Картина вызывает чувство уверенности, что богатыри непобедимы.)

— Художник так изобразил своих богатырей, что зрителю кажется, будто они возвышаются над землей. Почему Васнецов использовал такой прием? (Чтобы показать, как необъятна русская земля. За богатырс­кой заставой просторы родной земли бескрайни. Ка­жется, степь так широка, что конца и края ей нет.)

— Какие краски использовал художник, чтобы по­казать степи, холмы? (Художник использовал темно-фиолетовые, синие, темно-зеленые, темно-коричневые цвета, которые вызывают чувство тревоги, беспокой­ства, настороженности: не затаился ли поблизости враг?)

Учитель подводит итог беседе.

— Яркими и нарядными предстают перед нами бо­гатыри. Темно и страшно за ними. Этот прием контра­ста как бы усиливает мощь героев картины. Под их пристальным, чутким взором ни врагу, ни зверю, ни птице не пробраться, не проскользнуть.

4. Работа над раскрытием замысла художника. Учитель предлагает прочитать строчки из стихотво­рения И. С. Никитина, записанные на доске:

Широка ты, Русь,

По лицу земли

В красе царственной

Развернулась!

У тебя ли нет

Богатырских сил,

Старины святой,

Громких подвигов!

— Какие слова Никитина можно отнести к карти­не? (У Руси всегда было много громких подвигов, кото­рые совершили ее богатыри, они приносили ей славу во все времена.)

А Васнецов утверждает своей картиной, что богаты­ри земли Русской всегда готовы:

Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову.

На картине изображены былинные богатыри, но мы воспринимаем их как живых людей, тем более что все эти былинные герои имели в жизни свои прототипы.

— Как вы считаете, какие думы и чаяния хотел вы­разить в картине художник? (Художник прославляет защитников Родины. Васнецов хочет, чтобы мы все гордились своими героическими предками, помнили о них, любили землю, где родились.)

Такую картину мог создать человек, который очень любил свой народ, свою историю. Картина заставляет людей волноваться, переживать самое хорошее чув­ство — чувство гордости за Родину. Л. Н.

Толстой так оценил картину в письме к художнику: «Я особенно никогда не задумывался, какие в жизни были наши бо­гатыри, но, увидев Ваши картины, подумал, что имен­но такими были защитники и поборники родной земли и никакими другими в представлении народа быть не могли».

5. Работа по составлению плана.

Учитель на доске записывает план описания кар­тины:

а) Художник, создавший картину.

б) Описание богатырей: выражения лиц, одежда, позы.

в) Природа на картине.

г) Мысли и чувства, которые вызывает картина.

д) Что хотел сказать художник своей картиной?

6. Устное описание картины.

По составленному плану несколько человек расска­зывают содержание картины, остальн…

Источник: https://www.InfoUroki.net/urok-russkogo-yazyka-na-temu-kartina-vasnecova-tri-bogatyrya.html

Сочинение по картине Васнецова Богатыри (Три богатыря) описание 2, 4, 7 класс

Богатыри (Три богатыря)

Перед нами картина В.М.Васнецова «Три богатыря». На ней изображены исполинские фигуры могучих богатырей, которые известны всем нам: Добрыни Никитича, Илья Муромца и Алеши Поповича. Они предстают перед нами на переднем плане вместе со своими верными конями на небольшом возвышении.

Посередине мы видим Илью Муромца. Приложив руку ко лбу, он смотрит вдаль и старается что-то разглядеть, прищуривая глаза.

Одной рукой он держит копье и щит, другой булатную палицу, холодное оружие ударно – раздробительного действия. Богатырь сидит на своем могучем черном коне, длинная грива которого развивается на ветру.

Вместо упряжки на этом коне, мы видим огромную металлическую цепь, что свидетельствует о его силе.

Слева от Ильи Муромца находится Добрыня Никитич. Он возвышается на своем светло-сером коне, вынимая меч из ножен. В другой руке он держит щит, а шлем надвинут на самые брови, глаза слегка хмурятся. Длинная борода спускается на мощную грудь. И так же как и другие богатыри Добрыня вглядывается вдаль поля. 

На правой части картины мы видим Алешу Поповича, самого молодого из всех богатырей. В руках он держит лук со стрелами, на одном боку у него колчан, на другом у него гусли. За спиной виднеется щит.

Во взгляде Алеши мы видим неподдельный интерес, ожидание боя и смелость, готовность показать свою силу. Лицо Алеши нетронуто морщинами и щетиной.

  А его русый конь меньше других коней, как и его всадник меньше других богатырей.

Пейзаж картины многое говорит нам.  Богатыри стоят на равнине, которая плавно переход в невысокие холмы. На переднем плане картины виднеются маленькие елочки и мелкая трава. Небо пасмурное и мрачное, тучи стремительно наплывают. Такая погода создает тревожное состояние и предупреждает богатырей об опасности и близости боя.

Сочинение по картине Богатыри Три богатыря Васнецова 7 класс

Виктор Михайлович Васнецов русский художник-живописец, мастер исторической и фольклорной живописи. Наиболее узнаваемым и известными произведением художника является картинка «Богатыри», над которой он работал около двадцати лет.

На картине мы можем наблюдать трех богатырей героев сказок и былин Добрыню, Илью и Алешу, находящихся в дозоре верхом на своих конях и охраняющих Русь от «нежелательных гостей».

Небо над головами богатырей хмурое, с редкими проблесками света. Трава местами пожелтевшая. Возможно, приближается осень.

Земля под копытами лошадей, на которых восседают богатыри, вытоптана, а развивающаяся на ветру грива и хвосты их незаменимых скакунов говорит о том, что сейчас ветрено. Даже трава местами склоняется ближе к земле.

Я думаю, что художник, таким образом, пытался показать то время, когда Русь нуждалась в настоящих, храбрых и мужественных защитниках, кем и стали трое этих богатырей.

Читайте также:  Водные экосистемы. виды водных экосистем, их характеристики

Посередине между двумя богатырями Илья Муромец, с надетой кольчугой и защищающим шлемом голову, оглядывающий поле, закрываясь от солнца своей могучей рукой. Из оружия он имеет острое копье и металлический щит. Конь у Ильи такой же, как и сам богатырь.

Выглядит его вороной скакун мощно, с металлической цепью вместо упряжи. Слева от Ильи Алеша, самый юный богатырь. В руках он сжимает лук со стрелами. Но не только войн Алеша на боку у него можно заметить гусли.

Может быть, во время короткого отдыха он развлекает других богатырей веселой музыкой.

Ну, а справа от Ильи, Добрыня Никитич любимец русского народа. На картине он изображен ток же, как его описывают в былинах. Тонкие благородные черты. Он вынимает меч, готовый в любой момент броситься на защиту своей родины.

Васнецову удалось в каждом из трех образов показать тех самых защитников, в которых так сильно нуждалась Русь, показать величие нашего русского народа.

Например, Илья Муромец, несомненно, самый старший из всех трех, а значит, что это опыт и опора, мудрость и неторопливость.

В Добрыне Никитиче можно проследить такие черты, как храбрость, мужество, боевой дух и любовь к своей родине, своим землям.

Ну, а в образе Алеши Поповича можно найти все самое светлое и чистое начало души русского человека, внимательность и чувствительность. Каждый из них наделен своей индивидуальностью, но все вместе они единое, непоколебимое целое. Эта картина всегда будет напоминать о том, что на Руси всегда было достаточно героев.

Описание 3

Васнецов работал над своей картиной Богатыри около 30 лет, начинал в 60-х годах 19 века и завершил в 1898 году, то есть фактически на стыке веков и эпох.

В тот период России требовался моральный ориентир, поэтому романтизм в духе обращения к легендам предыдущего времени, какому-то Золотому веку былинной Руси был более чем кстати.

На самом деле все эти увлечения сказочной Русью мы можем наблюдать у огромного количества творческих людей второй половины 19 – начала 20 века.

Эта картина является практически эталонным образцом для описываемой тенденции. Перед нами три богатыря, которых мы можем сравнить с современными героями комиксов или компьютерной игры, либо чего-то подобного. Конечно, подобные сравнения не имеют собственной целью как-то принизить значение былинных богатырей, но они довольно точны.

Богатыри на самом деле представляют собой не столько подлинных героев, хотя мы знаем из летописей про существование таких богатырей, но архетипы. Так Илья Муромец представляет собой силу. Он самый массивный из всех, располагается по центру, держит такое копье, которое не каждый и подымет.

С боку располагается Добрыня Никитич у него подлиннее борода по сравнению с Муромцем и этот факт указывает на его мудрость. Действительно Добрыня представляет собой такого воина, который умудрен жизненным опытом, он держит меч.

Третьим богатырем является самый молодой Алеша Попович (то есть сын попа, по сути, представитель духовного сословия, который стал воином) который держит лук, но также имеет и гусли, он олицетворяет собой молодость, творчество и в какой-то степени является учеником более зрелых богатырей.

Если взять подлинные былины, которые имеются об этих богатырях, то мы узнаем как образы на самом деле приукрашали в популярной культуре. Древнерусские легенды о богатырях изобилуют довольно суровыми и жестокими подробностями поведения этих воинов, в том числе и к довольно безобидным людям. Эти источники доброй сказкой не назовешь.

Картина Васнецова представляет собой своеобразную выжимку и некий идеал, который отличается от преданий и легенд об этих героях. Художник стремился запечатлеть универсальный тип защитников Руси.

2, 3, 4, 7 класс

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-kartinam/sochineniya-po-kartinam-xudozhnika-vasneczova-v.m/sochinenie-opisanie-kartinyi-vasneczova-bogatyiri-(tri-bogatyirya)

Сочинение-описание по картине В.М. Васнецова «Богатыри»

Егорова Татьяна Леонидовна

Цель урока:  учимся воспринимать содержание картины , её композицию, детали, выражать своё отношение  к изображённому на картине ; точно употреблять слова и словосочетания в тексте; развивать умение писать сочинение по картине , воспитывать любовь к своему Отечеству , гордость и уважение к её защитникам.  

 Ход урока:

1 Организационный момент. Сообщение темы урока.

2 «Вступительное слово  учителя.

Творчество  художника  В. М. Васнецова стало вершиной русского искусства 19 века. В Третьяковской галерее  в Васнецовском  зале висит картина «Богатыри».

Она стала воплощением  всех творческих замыслов художника, его размышлений, частью его жизни. Два десятилетия посвятил он этой картине.

Изучил былины, историю Древней Руси, В музеях знакомился с образцами древнего оружия, одежды наших предков.

« Они были моим творческим долгом, обязательством перед родным народом. Я обязан был выполнить  свои обязанности  перед ними так, как их понимал и чувствовал.»

«Возьму гусли звонкие, яровчатые, да настрою гусли на старинный лад, заведу  старину стародавнюю, бывальщину о деяниях славнорусского богатыря».

_  Какие произведения устного творчества начинаются подобным образом?

– Назовите героев былин.

(  Русские богатыри Садко, Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич.)

Своим поэтическим языком, поэтичностью русские былины вдохновили замечательного художника В. М. Васнецова  на создание прекрасной картины « Богатыри». Чтобы работа получилась интересной, важно внимательно рассмотреть репродукцию, увидеть все детали, которые художник изобразил на картине.

3 Рассматривание репродукции:

-Ваше впечатление от картины.

-Какие чувства она у вас вызывает?

-Кто из богатырей привлекает ваше внимание?

-Кто из троих Илья Муромец? Почему так решили?

-Внешний вид: доспехи, возраст, осанка, взгляд и т. д.

( Спокойное, мужественное лицо, на  вороном  коне, крестьянский сын, самый старший и самый крепкий, могучий, воплощение силы народной, зорко всматривается вдаль. Враг не уйдёт от его пристального взгляда.)

ОПИСАНИЕ ЕГО В БЫЛИНЕ- ПРОЧИТАТЬ.

На заставе был богатырь Илья,

Илья Муромец , сын Иванович

 Из – под славного города из- под Мурома,

Из того ли села Карачарова,

И конь под Ильёй словно лютый зверь,

Он сам на коне как ясен сокол….

-Добрыня Никитич. Описание.

( Средний богатырь на белоснежном коне, порывистый и благородный, нетерпелив и конь ему подстать, смотрит вдаль, вот- вот сорвётся с места. Одет Добрыня побогаче, видно он из знатного рода.

ОПИСАНИЕ ЕГО В БЫЛИНЕ. ПРОЧИТАТЬ.)

И был на заставе Добрыня Никитич – млад,

Что Добрынюшка  Никитич – млад

Сын богатого гостя рязанского

И жены его Амелфы Тимофеевны.

Что можно рассказать об Алёше Поповиче?

( Молод, красив, смел и отважен, весел и лукав, способен развлечь всех песнью, но может и стрелы свои ловко и быстро пустить. Он смышлён, с  усмешкою смотрит  в ту сторону, где могут быть враги земли Русской.)

И был там Алёша Попович- млад,

Он Добрыне Никитичу крестовый  брат,

Что из присна города, из Ростова,

Сын богатого попа ростовского.

– Как изображены богатыри?

( Крупным планом, все вместе, плечом к плечу, в полной боевой готовности, едины в своих помыслах.)

– Что почувствовали в их взглядах и позах?

( Большая сила, готовность  в любую минуту сразиться с врагом. Картина выражает чувство уверенности, что богатыри непобедимы.)

– Они как бы возвышаются над землёй. Почему?

( Чтобы показать, как необъятна русская земля. За богатырской заставой просторы родной земли бескрайни. Степь так широка, что конца и края ей нет.)

_ Что же хотел показать художник, изображая этих богатырей, разных, непохожих друг на друга?

( Защитнику Отечества нужны не только сила, отвага, храбрость, но и хитрость, умение обмануть врага.)

– Как автор относится к своим героям? Из чего это видно?

( Гордится ими , любуется силой, красотой. Изобразил их с любовью, восхищением.)

– Как объясните смысл названия картины «Богатыри?

(  Это защита русской земли от врагов, её сила, опора.)

– Какие краски использовал художник показать степь, холмы?

( Фиолетовые, синие, тёмнозелёные, тёмнокоричневые. Чувство тревоги, беспокойство, настороженности: не затаился ли где -то поблизости враг)

ВЫВОД: яркими и нарядными представлены богатыри, темно и страшно за ними. Контраст усиливает мощь героев картины. Под их пристальным, чутким взором ни врагу, ни зверю не пробраться, не проскользнуть.

Замысел художника.

Стихотворение  Никитина:

Широка ты, Русь,

По лицу земли

В красе царственной

Развернулась!

У тебя ли нет

Богатырских сил,

Старины святой,

Громких подвигов!

–  Какие слова Никитина можно отнести к картине?

( У Руси всегда было много громких подвигов, которые совершали её богатыри. Они приносили ей славу во все времена. Васнецов своей картиной утверждает, что богатыри земли русской всегда готовы

«  Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову.»

(На картине- былинные герои, но мы воспринимаем их, как живых людей, все эти герои былины имели в жизни свои прототипы.

– Какие чаяния, думы хотел выразить художник в картине?

( Прославляет защитников,  хочет, чтобы мы гордились своими героическими предками, помнили о них, любили землю, где родились.

– Такую картину мог создать какой человек?

( Который любил свой  народ, свою историю. Картина  заставляет волноваться. Переживать самое хорошее чувство- гордости за Родину.)

« Я особенно никогда не задумывался, какие в жизни бывают богатыри, но, увидев вашу картину, подумал, что именно такими были защитники и поборники родной земли.»           ( Л. Толстой.)

4 Составление плана.

1.Вступление: ( об авторе, название картины, что видим на картине.)

2. Основная часть:

А) Описание богатырей, выражение лица, одежда, позы.

Б) Природа на картине.

В ) Мысли и чувства, которые вызывает картина.

Г ) Что хотел сказать художник своей картиной.

3. Заключение. Отношение художника к своим героям.

       5. Лексико- орфографическая подготовка:

А) Значение слов:  палица, кольчуга, щит, копьё, сбруя, шлем, колчан.

Б ) Опорные слова: Среди бескрайних просторов, богатырская фигура, тяжёлую палицу,на вороном коне, щит горит и переливается драгоценными камнями, нарядная сбруя,сражается находчивостью и смекалкой.

       6.Писмо сочинения.

7 Итог урока

– Что мы сегодня делали на уроке?

– Понравилась ли вам картина Васнецова?

8 Домашнее задание

9 рефлексия

Работа ученика.

           Одна из самых известных картин В. М. Васнецова – « Богатыри». Два десятилетия посвятил он ей. Она стала любимым полотном художника. На картине изображены три богатыря – воплощающий силу и мужество Илья Муромец, отважный и честный Добрыня Никитич, сметливый Алёша Попович.

             В центре на чёрном коне сидит Илья Муромец. Сила, мудрость и выдержка чувствуются во всём его облике. С правой руки Ильи Муромца свисает булатная палица, а в левой руке  – щит и громадное копьё. Он одет в железную кольчугу, на голове – шлем. Богатырь зорко всматривается вдаль из – под поднесённой ко лбу руки: нет ли где врагов – кочевников.

Слева от Ильи Муромца – Добрыня Никитич. Одет он богато и нарядно. Поверх кольчуги – драгоценные княжеские доспехи. Правая рука богатыря уже вынимает меч из ножен, и конь его вот- вот понесёт в бой.

        Справа от Ильи Муромца – Алёша Попович, самый младший богатырь. Он не так силён, как два других героя. Но уверенно снимает лук богатырская рука, и стрела у него всегда наготове.

          За спинами богатырей – Русская земля. Степь, поросшая желтеющей травой, дремучие леса, низкое небо- это величавый образ Руси.

           Герои полны решимости не пропустить врага. Глядя на картину, мы чувствуем сплочённость богатырей, объединённых общим стремлением.

           Картина «Богатыри» – это памятник воинской славы русского народа. Смотришь на неё и веришь, что нет такой силы, которая могла бы одолеть удаль русскую, силушку богатырскую.

Источник: http://aneks.spb.ru/metodicheskie-razrabotki-i-posobiia-po-russkomu-iazyku/sochinenie-opisanie-po-kartine-v-m-vasnetcova-bogatyri.html

Ссылка на основную публикацию