Петр гринев: характеристика и образ героя в романе а.с. пушкина “капитанская дочка”

Образ и характеристика Петра Гринева из повести Капитанская дочка Пушкина сочинение 8 класс

Одно из всемирно известных произведений в прозе Пушкина Александра Сергеевича «Капитанская дочка» рассказывает о жизни дворян при подавлении крестьянского бунта при Екатерине II.

Пётр Андреевич Гринёв — один из главных героев исторического романа. На момент событий ему семнадцать — восемнадцать лет. Герой не получил достойного образования и остался недорослем. С юных лет он привык проводить время в кругу дворовых мальчишек, играя в чехарду. Несмотря на отсутствие серьёзного образования, молодой человек воспитан.

Ни разу за всё повествование он не грубит страшим. Также герой уважает своих родителей и ни на минуту не забывает наказ отца. Пётр Андреевич Гринёв — положительный персонаж. Молодой человек добр и милостив.

Когда он встречает бедняка, которой соглашается показать путь до близлежащей деревеньки, главный герой, пожалев худо одетого проводника, отдаёт ему заячий тулуп.

Как выяснится позже, вожатый был бунтовщиком Емельяном Пугачёвым. И именно этот подарок в скором времени спасёт жизнь Гринёву. Мужчина не жалеет себя в бою, не прячется за спинами товарищей. Даже когда Петра Андреевича ведут на казнь, молодой человек не трусит и с гордостью готов принять смерть.

Несмотря на уговоры своего дядьки, Гринёв не просит пощады у главы бунтарского отряда — Пугачёва. Главный герой справедлив и честен, поэтому не льстит преступнику при встрече с ним и открыто говорит, что не хочет переходить на сторону врага. Главный герой всегда готов заступиться за себя и за возлюбленную. Поэтому он и вступает в схватку с Швабриным.

Честный главный герой противопоставлен Швабрину, который часто играет не по правилам.

Пётр Андреевич показан честным и ответственным человеком. Автор описывает его именно так, чтобы передать образ дворянина конца 17 века верного присяге.

8 класс

Образ и характеристика Петра Гринева

Первое, что нельзя не отметить, так это безусловно то, что яркий и запоминающийся образ Петра Гринева в знаменитом и известном произведении великого русского писателя Пушкина Александра Сергеевича завораживает и притягивает к себе внимание читателей с первой минуты знакомства с данным героем. Этот герой запоминается многим своей открытостью, разносторонностью и широтой. Создавая данный образ автор произведения воплотил в нем все то, что так близко и знакомо многим людям.

Если рассматривать данного героя более близко, то вполне легко можно понять насколько его образ разница с образом его отца. Сам по себе это молодой, можно сказать ещё совсем юный парень, который только начинает формироваться как личность, соответственно большую часть своего времени он находится в поиске самого себя, своих идеалов, создании своих принципов и так далее.

Читая самые первые страницы данного произведения можно легко понять, что данный герой является довольно таки легкомысленным и ещё всерьез не относится к жизни.

Все его детство протекало достаточно беспечно, именно поэтому начиная взрослеть он очень много не знает, и лишь постепенно начинает узнавать новое, открывая себя и свою душу.

Нужно отметить, что данному герою приходится довольно таки не просто, так как по своей сути он все детство был своеобразным бездельником и даже некой недорослью. Естественно у такого ребенка и отношение к жизни было соответственное, он считал что можно вот так всю жизнь прожить без особых проблем и трудностей.

Раскрывая негативные черты данного героя автор в это же самое время старается показать и его положительные стороны. Это очень хорошо заметно особенно на контрасте противопоставлений его поступков.

Вообще нужно сказать, что данный герой совместил в своем характере как черты своей матери, так и отца. Он по словам автора произведения является как бы “кувшином”, в который поровну взяли от одного и от второго родителя.

Если от матери он взял доброту, порядочность, и прекрасное восприятие окружающего мира, то от отца унаследовал честность, прямохарактерность, твердость в принятии решений и так далее.

Надо сказать, что все эти качества настолько отлично дополняли друг друга, что в итоге получился порядочный юноша, который покорял многих глубиной своей души и её широтой.

Читатели кстати сказать, именно за это и относились к данному герою особенно, запоминая его и пронося в памяти его образ до конца прочтения данного произведения.

И так день за днем взрослея Петр Гринев только усовершенствует в себе все унаследованные от родителей качества, более того в это же время он развивает в себе и познает свою личность. Личность, которая с каждым днем становится все лучше и лучше.

На протяжении всей своей жизни данный герой не разу не изменил своим представлениям и взглядам на этот мир, на его устои, на человеческие чувства и долг перед своей родиной.

Нужно отметить, что создавая каждый образ и каждого героя в данном произведении автор ни в коем случае не хотел кого-то идеализировать. Он просто хотел показать, что в каждом человеке, без исключения могут совмещаться сразу несколько казалось бы противоположных сторон, и это вполне естественно.

Что же касается образа Петра Гринева, то он был создан для того, чтобы ярко и контрастно показать, насколько может отличаться человек в разные периоды своей жизни.

Если в детстве человек живет одними взглядами на жизнь и окружающий мир, то взрослея он меняет свои взгляды, расставляя приоритеты в нужном для себя порядке.

Самое главное, не перепутать и понять, что действительно является важным, а что второстепенным.

8 класс

Характеристика и образ Петра Гринева сочинение

Пётр Андреевич Гринёв — центральный персонаж исторической повести Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». В начале произведения Гринёв представлен нам легкомысленным семнадцатилетним недорослем, который только играет с дворовыми ребятишками, гоняет голубей да учится фехтованию.

Он с малолетства записан в Семёновский полк, однако, по желанию отца, отправляется не в столичную гвардию, а в армейское подразделение глухого села Оренбургской губернии. Петруша разочарован: он грезил службой в престижном полку. По дороге юношу встречают невзгоды взрослой жизни: долги, буран, опасные связи.

Но Гринёв с честью переносит все трудности. Именно в поездке раскрывается милосердие Петруши. Оно выражается в отношении к крепостному и к бедному вожатому. Несмотря на причитания Савельича, щедрый Гринёв дарит вожатому не только деньги «на водку», но и новенький заячий тулуп.

Доброе отношение к бедняку чуть позже спасёт жизнь Савельичу и Петру Андреевичу.

Прибыв в крепость, в которой Петруша должен был служить, главный герой знакомиться со Швабриным. Раскрывается ещё одна черта Петруши — дружелюбие. Он с радостью проводит время в компании нового друга.

Но когда Швабрин начинает смеяться над чувствами Петруши, тот готов постоять за себя. Именно из-за этого главный герой соглашается на дуэль с подлецом, который не раз уже предавал других. Гринёв не раз предстаёт перед читателем как человек чести.

Он не желает сдаваться и признавать предателя Емельяна Пугачёва воскресшим правителем. Для него репутация важнее жизни.

Описывая Пётра Андреевича Гринёва, Александра Сергеевича Пушкина пытался создать образ идеального дворянина конца 18 — начала 19 веков, которому присущи милосердие, честность, доброта и другие положительные качества.

8 класс

Характеристика Петра Гринёва из повести Капитанская дочка

Очень часто, говоря о чести, нам ставят в пример Петра Гринёва. Почему именно его?
Чем так выделяется этот персонаж?

Петр Гринёв является главным героем повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». С первых глав мы узнаём историю его жизни. Он, будучи дворянином, должен был получит соответствующее образование, но он «жил недорослем, гоняя голубей», говорит Петр сам про себя.

Петрушу очень любили и баловали дома, он рос, окруженный добротой и честолюбием. Молодой человек жаждал служить в полку и с удовольствием отправляется на службу. В сцене прощания его с родителями, отец даёт сыну очень важный совет, который в будущем повлияет на жизнь Гринёва.

«Береги платье снову, а честь смолоду» – таков завет и путь отца.

Гринёв действительно последовал совету отца. При первой встрече с Емельяном Пугачёвым он повёл себя очень достойно, отдав ему свой тулуп и спася от голода и холода, но не стал присягать ему.

Пётр достойно ведёт себя и на службе. С рождения он был записан в Семёновский полк, но по желанию отца он едет служить не в Петербург, а в Оренбург в Белогорскую крепость.

Петра там приняли хорошо, он сразу поладил с семьей Мироновых и остальными обитателями. Ему было приятно общение со Швабриным, но когда Петр понял, что перед ним жадный, завистливый, лишенный своего мнения человек, он разочаровался в нём.

Зато в Маше Мироновой он увидел доброго, честного человека и не ошибся.

Жизнь в Белогорорской крепости стала проверкой характера и убеждений Гринёва. Там он столкнулся с обманом, предательством, страхом и лицемерием. Оставаясь верным себе, он смог это преодолеть. Даже такой негодяй как Пугачёв оценил честность и откровенность Петра, за что был помилован и отпущен.

Гринёв не пытается понравится людям, подстроиться под ним, он всегда остаётся верным своим убеждениям и поэтому нравится людям и так легко находит с ними общий язык.

Петр не может перебежать на другую сторону в сражении, даже когда это угрожает его жизни, он даже не задумывается о возможности такого решения.

В нужные моменты Петр может принимать взрослые взвешенные решения, размышлять, как надо поступить и что сказать. Вчерашний недоросль становится ответственным и самостоятельным. Он не боится поступать правильно в отличие от Швабрина.

Читателю интересно наблюдать за развитием Гринёва, ведь изначально нельзя было сказать, что он будет поступать таким образом. Его характер закаляется по мере того, как он преодолевает жизненные трудности на своём пути.

Например, в кульминационном моменте его ареста он проявляет высшее благородство. Петр не оправдывается, не ищет защиты в лице кого-нибудь вышестоящего, не придумывает, как получше рассказать о своих обстоятельствах.

В итоге правда оказывается на его стороне.

Несмотря на героизм Гринёва Пушкин описывает его, как простого человека, храброго солдата, хорошего сына, верного друга и порядочного дворянина. Он не восхваляет его, не ставит каждому в пример.

Гринёв изображен со своими минусами и слабостями, ведь ему присущи легкомыслие, мечтательность и небольшая лень. Это наталкивает читателя на мысль, что такие люди должны быть в мире, что они не идеализированы и что, возможно, таких даже много.

Если задуматься, то поведение Гринёва вполне обычно, такая храбрость и честность должны быть нормой. И хоть не каждый человек ведёт себя, как Пётр, надо верить, что такие люди есть и самим быть такими.

Пушкин хотел видеть такими всех представителей дворянства, но и в наше время нужны такие люди, как Пётр Гринёв. И хорошо бы, если у каждого такого Пётра была своя верная и любящая Маша Миронова.

8 класс

Образ и характеристика Петра Гринева из повести Капитанская дочка Пушкина

  • Нравственные искания Андрея Болконского сочинениеПисатель Лев Николаевич Толстой подарил миру великое произведение. Он показал дворян, их семьи, людей и их поведение, их развитие.Один из героев романа “Война и мир” – Андрей Болконский. Он дворянин строгого воспитания, благодаря отцу. Князь Болконский
  • Характеристика и образ Ани и Пети Трофимова в Вишневом саде сочинениеВ знаменитой пьесе Чехова Антона Павловича «Вишневый сад» такие персонажи, как Аня и Петя не являются главными героями. Стоит отметить, что всех главных героев Антон Павлович так или иначе связывает с вишневым садом,
  • Образ и характеристика Софьи Фамусовской в комедии Горе от ума 9 класс сочинениеИнтересным персонажем в комедии «Горе от ума» является Софья Фамусова. Она не разделяет позиций Чацкого, но и не относится к фамусовскому обществу, занимая промежуточное положение. Раньше Софья была влюблена в Чацкого, но к его приезду всё изменилось.
  • Семья Ростовых в романе Война и мир сочинениеЕсть произведения в отечественной литературе, которые образуют её золотой фонд. Прочитав их, можно судить о жизни русского народа в полной мере. По меткому выражению В.Г.Белинского
  • Повесть Белые ночи Достоевский сочинениеПрекрасная повесть, которая расскажет читателю о неразделенной любви, которая произошла между одним молодым мечтателем и прекрасной девушкой, которую зовут Настя. Они встретились совершенно случайно, но полюбили друг друга с первого взгляда,
  • Русская природа в лирике Фета сочинениеВ литературе у каждого поэта была своя любимая и цепляющая за душу творческая тема. Всем известный писатель Афанасий Фет природа и любовь стали его главными темами в творчестве. Образы природы в его стихотворениях представлены

Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/obraz-i-harakteristika-petra-grineva-iz-povesti-kapitanskaya-dochka-pushkina-8-klass

ActionTeaser.ru – тизерная реклама

Образ Петра Гринёва в романе А.С. Пушкина “Капитанская дочка”«Капитанская дочка» – повесть, которая не только воссоздаёт историческую действительность, но и является произведением с глубоким нравственным смыслом.

Главный герой – Пётр Гринёв, молодой офицер, которого направили служить в Белогорскую крепость. Оказавшись в крепости, он становится свидетелем событий, которые изменили не только его жизнь, но и его представления о многих идеалах.

    Во время пребывания Гринева в крепости, в губернии начинается крестьянское восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Белогорская крепость взята мятежниками, и в этот момент перед героями повести встаёт трудноразрешимая проблема: изменить присяге и присоединиться к бунтарям или добровольно идти на смерть.

Гринёв предпочёл умереть, но случай всё же спас его от верной гибели. Пугачёв оказался тем самым мужиком, которому герой когда-то подарил свой заячий тулупчик.    Гринёв не стал присягать на верность Пугачёву: «Я природный дворянин, я присягал государыне императрице: тебе служить не могу».

Пугачёв отпустил Петра, но с условием, что тот не будет служить против него. Гринев прекрасно понимал, что находился в полной власти этого человека, однако природная честность, ответственность за собственные поступки заставили молодого человека сказать правду: «Сам знаешь, не моя воля: велят идти против тебя – пойду, делать нечего.

Ты теперь сам начальник; сам требуешь повиновения от своих. На что будет похоже, если я от службы откажусь, когда служба моя понадобится? Голова моя в твоей власти: отпустишь меня – спасибо; казнишь – Бог тебе судья; а я сказал тебе правду».    Искренность и прямота Гринёва поразила бунтовщика.

Читайте также:  Остров чеджу - уникальная природа и источник вдохновения

И ему ничего не оставалось, как отпустить юношу.    Удивительно, как в такой сложной ситуации Гриневу удаётся сохранить в себе человеческое начало, в отличие от Швабрина и ему подобных. Я думаю, восстание в данном случае стало тем явлением действительности, которое в большей мере помогло разглядеть истинное лицо каждого из героев.

Нравственные ценности, внутренние убеждения самого Гринёва помогли ему стать настоящим человеком. Тогда как Швабрин запятнал честь офицера и стал прислужником бунтовщиков.    Неслучайно эпиграфом к «Капитанской дочке» Пушкин выбрал пословицу: «Береги честь смолоду». Мысли и поступки главного героя полностью ей соответствовали.

Образ Петра Гринёва в романе А.С. Пушкина “Капитанская дочка” (2 вариант)

Повесть А.С. Пушкина “Капитанская дочка” уникальна и интересна тем, что в ней переплелись судьбы героев с разными характерами. Фактически, это историческая повесть, описывающая бунт того времени. Но с другой стороны, в повести прослеживаются нотки чистой, искренней, легкой и светлой любви.

Это чуство вспыхивает ярким огнем и продолжает гореть на протяжении всего повествования, согревая душу читателя.     Нам знаком Петр Гринев? Знаком. Это главный герой повести. Пожалуй, Пушкин вложил в создание образа все самое честное, благородное, доброе и правильное. “Построил” характер и личность Гринева его отец, Гринев Андрей Петрович.

Андрей Петрович бывший военный. По характеру напоминает сына. Такой же честный, добрый, открытый и искренний. Военная служба отца Петра закончилась быстро, потому что он не хотел быть от кого-либо зависимым и “выпрашивать” чины, как это делали многие. В сыне он воспитал самые благородные качества, присущие человеку.     Вскоре Пете исполнилось семнадцать лет.

Отец забеспокоился о будущей жизни сына и стал выбирать ему достойное место для службы. Сам Петр бредил о Петербурге, представлял там службу яркой и интересный. Но вопреки мечтаниям Пети, Андрей Петрович выбрал ему службу под Оренбургом, где Петр и встретил свою будущую любовь. Собрав вещи, Петр уехал, запомнив слова отца: “Береги платье снову, а честь смолоду”.

Так и понес он смысл этого наставления через всю жизнь.     В Оренбурге во внимание читателя добавляются новые герои. Это комендант, смелый и правильный мужчина, верный императрице Екатерине II. Его жена, Василиса Егоровна, роковая и мудрая женщина. Дочь коменданта, Маша Миронова, скромная и застенчивая девушка.

Злой Швабрин, ровесник Петра, личность темная, подлая и циничная.     Благородство дворянина и характер отца проявляются в Гриневе все больше и больше. Особенно меня впечатлила сыгрнанная дуэль между Швабриным и Петром. Швабрин публично оскорблял и наговаривал на Машу, но Гринев, как истинный дворянин, отстоял честь девушки.

Итог дуэли – Петр ранен, а Швабрин победитель, но какой! Несчастный трус, нанесший удар со спины. Этот факт указывает на трусость, подлось и бесчувственность этого человека.     Мне очень понравилась эта повесть. Особенно ярко здесь выражена личность Петра Гринева. Он не обладает богатырской силой и изворотливым умом. Но он искренен, открыт, наивен.

Именно поэтому он вызывает у читателя симпатию. Он не умеет притворятся, лицемерить, даже желая сохранить себе жизнь. В этом и проявляется истинное благородство, крепость характера.

Петр Гринёв – благородный дворянин

В основу повести «Капитанская дочка» легли реальные события: крестьянская война 1773-1775 гг. под предводительством Емельяна Пугачёва. Но это произведение нельзя в полном смысле назвать историческим. Факты здесь художественно переработаны автором.    Несмотря на это, Пушкин объективно описывает причины и размах пугачёвского восстания.

Он видит сопутствующий ему взрыв жестокости как со стороны восставших (казнь офицеров, убийство Василисы Егоровны), так и со стороны царских войск (пытка башкирца, виселицы на плотах).    Самое же ценное в повести – нравственные проблемы.

Герои попадают в сложные ситуации, где необходимо сделать выбор в свою пользу или ради блага других людей, проявить жестокость или милосердие.    Главный герой повести – Пётр Гринёв – дворянин, офицер. От его лица ведётся повествование. В начале произведения Пётр Гринев кратко рассказывает о своём происхождении и воспитании.

Образ жизни Петруши мало чем отличался от жизни других детей дворянского происхождения в 18 веке. В те времена традиционным было определять мальчика на военную службу ещё до рождения. Гринёв был записан в Семёновский полк сержантом.    Сначала он воспитывался стремянным Савельичем.

Затем к мальчику был приставлен француз месье Бопре, который должен был обучать Петрушу языкам и разным наукам. Сам Гринёв с иронией отзывается о своём отрочестве: «Жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками».

    На семнадцатом году Пётр должен был отправиться на военную службу: «Мысль о службе сливалась с мыслью о свободе, об удовольствиях петербургской жизни». Возможно, юноша и познал бы всю прелесть столичной жизни, стал балагуром, кутилой и дамским угодником, как офицер Зурин.

Но служба в Белогорской крепости свела Гринёва с разными людьми: честными и подлыми, сильными духом и трусливыми, открытыми и малодушными. Здесь он возмужал, нашёл истинную любовь, друзей, но и врагов.    В разных ситуациях Пётр поступает с неизменным достоинством, всегда защищает свою честь. Он добр, великодушен, несколько вспыльчив, горяч, так как ещё очень молод.

Например, по дороге в крепость кибитка Гринёва попала в буран. Ямщик потерял дорогу. К счастью, случайно встреченный мужичок согласился проводить заблудившихся путников на постоялый двор. Пётр из благодарности к проводнику подарил ему со своего плеча заячий тулуп и полтину на водку. Гринёву совсем неважно, какого звания перед ним человек. За добро нужно платить добром.

    В Белогорской крепости Гринёва, казалось бы, ждала скучная, тихая служба: голая степь вокруг, совсем нет молодых офицеров, кроме Швабрина, одни старики и инвалиды. Но первое впечатление оказалось обманчивым. Пётр сразу был радушно принят в семье коменданта Миронова.

Здесь он встретил Марью Ивановну, дочь Ивана Игнатьича и Василисы Егоровны, к которой с первого взгляда стал питать тёплые чувства.    Некоторое время Гринёв был в приятельских отношениях со Швабриным. Но тот оказался завистливым, самолюбивым, подлым и хитрым. Гринёв сразу разгадал его низменную натуру.

    Зато Пётр сразу же сумел оценить чистоту души и нравственную цельность Маши Мироновой. С Машей Гринёв повёл себя благородно. Он искренне полюбил девушку, тут же предложил ей руку и сердце, несмотря на то, что она была бесприданницей.

    По ходу романа Гринёв и Пугачёв оказываются во враждебных лагерях, но доброта Гринёва, подарившего своему вожатому заячий тулупчик, не проходит бесследно, вызывая ответное чувство у Пугачёва. Мы видим не двух врагов, а двух людей, искренне желающих помочь друг другу.

Неслучайно за мгновение до казни Пугачёв видит во враждебной толпе вокруг эшафота Гринёва, взгляд которого по-человечески согревает последние минуты жизни вождя крестьянской войны.    Добро и милосердие оказываются выше ненависти, и для Пушкина это единственный путь решения возникших в обществе проблем.

Гринёву удалось сохранить человечность, честь и верность себе в условиях бунта. Герой одинаково не принимает стихию «русского бунта, бессмысленного и беспощадного», и голый формализм казённо-демократического мира, особенно отчётливо проявившегося в сцене военного суда.    Оказавшись в критической ситуации, Гринёв стремительно меняется, вырастает духовно и нравственно.

Вчерашний дворянский недоросль, он предпочитает смерть малейшему отступлению от велений долга и чести, отказывается от принесения присяги Пугачёву. С другой стороны, во время суда, рискуя жизнью, он не называет имя Маши, чтобы та не была подвергнута унизительному допросу.    Отстаивая своё право на счастье, Гринёв совершает безоглядный, смелый, отчаянный поступок. Поездка в «мятежную слободу» была опасна вдвойне: он не только рисковал быть схваченным пугачёвцами, но и ставил на карту свою карьеру, благополучие, честь.

    В «Капитанской дочке» великолепно изображены различные стороны жизни 18 века (помещичий быт, жизнь далёкой крепости, образы старика Гринёва, Савельича, капитана Миронова, Пугачёва и его «енералов»), воссоздан и исторический колорит эпохи. Многопланово изображены характеры героев, особенно Петра Гринёва. На дорогу жизни этот дворянский недоросль выходит ещё неопытным юнцом, но жизненные испытания делают его личностью, закрепляя то, что он вынес из родительского дома: верность долгу, честь, доброту и благородство.

ActionTeaser.ru – тизерная рекламаActionTeaser.ru – тизерная реклама

Источник: https://tvory.info/sochineniya-po-russkomu/index.php/russkaya-literatura/10-000-samykh-luchshikh-sochinenij/sochineniya-po-a-s-pushkinu/6357-obraz-petra-grinjova-v-romane-pushkina-kapitanskaya-dochka

Образ Петра Гринева в повести Пушкина “Капитанская дочка”

Повествование в повести «Капитанская дочка» ведется от имени Петра Андреевича Гринева. Это – молодой человек, 17-18 лет. Он сын дворянина, живущего в Симбирской губернии, отставного премьер-майора.

У его отца – Андрея Петровича Гринева глубоко развито чувство дворянской чести и долга перед государством. Своего сына отставной майор записал в Семеновский полк, еще не зная, кто родится у него.

Он воспитывал в сыне качества, которыми должен обладать настоящий дворянин – честь, бесстрашие, великодушие.

https://www.youtube.com/watch?v=aK7LP2ipWQY

Петр Андреевич получил домашнее воспитание. Сначала его «образованием» занимался стремяный, крепостной Гриневых, Савельич. Наверняка, он научил Петра разбираться не только в собаках. Русской грамоте обучил Петра Савельич.

Проводя с ребенком много времени, он наверняка рассказывал ему военные истории, сказки, оставившие свой след в душе мальчика. Когда мальчику исполнилось 12 лет, ему выписали из Москвы гувернера, не очень утруждавшего себя занятиями с дворянским отроком.

Однако восприимчивый ум мальчика получил необходимые знания в области французского, что позволило ему заниматься переводами.

Однажды отец вошел в комнату и увидел, как его чадо «изучает» географию. Превращение географической карты в летающего змея при спящем учителе разгневало старого майора, и гувернер был вытолкан взашей из имения.

Когда Петру Андреевичу исполнилось 17 лет, отец позвал к себе сына и объявил, что отправляет его на службу отечеству. Но вопреки ожиданиям Петруши, его отправили не в столицу, а в дальний Оренбург, граничащий с киргизскими степями. Такая перспектива не очень обрадовала молодого человека.

«– Петруша в Петербург не поедет. Чему научится он, служа в Петербурге? мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон.»

В этих словах Андрея Петровича выражается характер офицера старой закалки – человека решительного, волевого и ответственного, но более того – выражается отношение отца к сыну. Ведь ни для кого не секрет, что все родители стремятся пристроить любимых чад туда, где комфортно, и нужно меньше трудиться. А Андрей Петрович хотел воспитать из сына настоящего мужчину и офицера.

Образ Петра Гринева, созданный Пушкиным в «Капитанской дочке» — это не просто положительный персонаж. В повести показывается его взросление, закалка нравственных качеств и умение преодолевать трудности.

Во время пути Петр Андреевич познакомился с Иваном Ивановичем Зуриным, который воспользовался неопытностью Гринева, впервые выпорхнувшего из отчего дома. Он подпоил молодого человека и обыграл его.

Нельзя сказать, что Петр Андреевич был ветреным и бесшабашным. Просто он еще был молод. И на мир смотрел по-детски невинными глазами. Этот вечер и знакомство с Зуриным послужили для Гринева хорошим уроком. Он больше никогда не увлекался играми и спиртным.

В эпизоде с заячьим тулупом Гринев проявил душевную доброту и великодушие, впоследствии, спасшие ему жизнь.

В Белогорской крепости, куда оренбургский генерал направил его служить, Гринев быстро поладил с обитателями крепости.  В отличие от Швабрина, которого здесь многие не уважали, Гринев стал своим человеком в семействе Мироновых.  Служба его не утомляла, и он в свободное от занятий время увлекся литературным творчеством.

В истории с дуэлью он проявил если не храбрость (в данном случае это слово просто неуместно), то решимость, стремление постоять за честь девушки, которая ему нравилась.

Свою храбрость он покажет позднее, когда под страхом смерти откажется присягать самозванцу, целовать ему руку. Пугачев оказался  тем самым спутником, который помог Гриневу добраться до постоялого двора, и   которому Гринев подарил свой заячий тулуп.

Чувство чести и долга перед государством и императрицей, которой принес присягу, честность до конца перед Пугачевым, и не только перед ним, возвышают молодого человека в глазах читателя.

Гринев проявит мужество и тогда, когда поедет в Белогорскую вызволять Машу из рук Швабрина.

В его пользу говорит и тот факт, что Гринев готов идти на каторгу, чтобы только не вовлекать в разбирательство Машу – дочь капитана Миронова, которую он успел полюбить.

За год, что прослужит Гринев в Оренбургской губернии, год, насыщенный событиями, которые не раз ставили его перед нравственным выбором. А за то время, что он проведет в заключении, он получит нравственную закалку. Этот год сделал из мальчика мужчину.

Источник: https://PoetPushkin.ru/proza/kapitanskaya-dochka/obraz-petra-grineva.html

Характеристика Петра Гринёва и анализ Капитанской дочки

В данной статье мы рассмотрим характеристику Петра Гринёва, а также в общем сделаем небольшой анализ Капитанской дочки.

В романе Пушкина Капитанская дочка повествование ведётся от лица молодого дворянина Гринёва. Судьба благоволит главному персонажу, тем самым автор показывает нам, что жизненная позиция Петра Гринёва является правильной.

Характеристика Петра Гринёва

Уже в названии и эпиграфе Капитанской дочки мы видим главную идею романа: несмотря на социальное разделение, всегда можно найти общее между представителями групп.

И если человек будет жить по заповедям, смотреть на всех, как на братьев, то люди смогут решить между собой все проблемы. Так Пётр Гринёв и нашел общий язык с Емельяном Пугачёвым, который на добро главного героя ответил добром.

В этом отношении характеристика Петра Гринева очевидна.

В завязке Гринёв-старший отправляет сына служить в Оренбург – “понюхать пороха”, “потянуть лямку”, и уже в развитие действия мы видим внутреннее противоречие героя, который ведет себя как барин, но ему за это стыдно.

Данное противоречие разрешается во время бурана, когда заблудившихся героев спасает казак. За помощь Пётр Гринёв отдаёт казаку заячий тулуп, предлагает чай, называет братом.

И за то, что дворянин поставил его рядом с собой, сделал добро, казак, который оказался Пугачёвым, ответил в троекратном размере.

Говоря о характеристике Петра Гринёва, стоит упомянуть о следующих событиях. Пётр Гринёв влюбляется в дочь капитана Миронова Машу. Также мы видим Швабрина, который попал в крепость за дуэль. Он высмеивает Машу, потому что она ему отказала, но данная характеристика героини рушится, когда Гринёв видит её.

Пётр Гринёв живет по законам чести и смотрит на всех людей, как на братьев. В этом плане очевидно, что характеристика Петра Гринёва весьма благоприятна и поучительна.

Читайте также:  Лара гишар: характеристика и образ героини в романе б.л. пастернака "доктор живаго"

Вскоре на крепость нападет Пугачёв. Он казнит офицеров, но милует Петра Гринёва, вспомнив его. Главный персонаж обращается к Пугачёву как к человеку, уважительно к нему относится, и поэтому вместо врага получает друга. Гринёв уезжает, но, получив письмо от Маши, которую Швабрин насильно хочет сделать своей женой, возвращается.

И Пугачёв снова помогает Гринёву, освобождая Машу. Попытки Швабрина препятствовать этому ни к чему не приводят, потому что Гринёв ставит себя с Пугачёвым на равных, вовлекает в разговор, предлагая разрешить ситуацию вместе. И атаман идёт на уступки, ведь видит братское отношение к себе.

Они расстаются и последний раз видятся только на казни Пугачёва.

Таким образом, судьба благоволит Петру Гринёву, а не расчетливому Швабрину, ведь главный герой относится ко всем по-братски, в каждом видит человека. И этим Александр Сергеевич Пушкин подчёркивает правильную позицию Гринёва, который не унижался ради спасения своей жизни, а смотрел на всех как на равных, жил по законам чести.

Итак, характеристика Петра Гринёва в романе Пушкина Капитанская дочка весьма благоприятна, и читатель может сделать немало полезных выводов.

Читайте также по теме:

Источник: https://reedcafe.ru/blogs/harakteristika-petra-grinyova-i-analiz-kapitanskoy-dochki

Характеристика Петра Гринева из Капитанской дочки

События пугачевских восстаний Пушкин описал исходя из собственного видения исторического прошлого России. Герои, представленные автором, должны помочь читателю воссоздать в воображении картины тех дней. Образ и характеристика Петра Гринева в «Капитанской дочке» четко показывает, что даже в сложной жизненной ситуации нельзя сдаваться.

Детство и юность Петра Андреевича Гринева

«Андрей Петрович (отец Пети) в молодости служил при графе, а в отставку вышел премьер-майором». Мать юноши происходила из бедного дворянского рода. Петр был единственным ребенком в семье. Девять детей, родившихся до него, умерли.

Рос Петруша озорным пареньком, отлынивал от учебы. Радовался, когда учитель-француз пребывал в пьяном угаре и не требовал от него выполнять задания.

«Я жил недорослем, гонял голубей, играл в чехарду с дворовыми мальчишками».Отец пытался воспитывать Петрушу по военным правилам. Мальчик мечтал, что уедет на службу в Петербург, где начнет веселую самостоятельную жизнь. Родитель отправляет его в деревню, находящуюся недалеко от Оренбурга.

Совесть не дремлет

Может показаться, что Гринев достаточно взбалмошен. По пути он проигрывает в бильярд сто рублей, требует Савельича вернуть долг. На предупреждение ямщика, что вскоре начнется метель, парень не реагирует, а приказывает ехать дальше.

После подобных поступков понимает, что допустил ошибку. Готов идти на примирение и просить прощения первым. Так бывало и с Савельичем.

«Ну! Полно, давай помиримся, виноват, сам вижу, что провинился».
После дуэли со Швабриным Петр быстро отходит от обиды.«Я забыл ему и нашу ссору, и рану, полученную от него на дуэли».

Открытость, умение сходиться с людьми, проявлять к ним уважение

В Белогорской крепости Гринев сразу же подружится с поручиком Швабриным, еще не понимая, какой тот человек на самом деле. Часто заходит в гости к семье коменданта. Они рады ему. Между ними ведутся беседы на всевозможные темы. Парень уважает Мироновых. Никогда не пользуется своим знатным происхождением, не делит людей на социальные классы.

Любовь и преданность

Влюблен в Машу Миронову. Искренние чувства окрыляют его. Пишет стихи в ее честь. Когда Швабрин говорит о ней непристойные речи, тот час же вызывает его на дуэль, чтобы защитить честь возлюбленной.

После того, как получает отказ отца на благословение брака, не находит себе места, не представляет жизни без любимой. Готов пойти против воли родителей.

Постоянно думает о Маше, переживает о ней.

Когда Швабрин удерживал ее в крепости силой, Гринев порывался ехать спасать ее в одиночку.

«Любовь очень советовала мне оставаться при Марье Ивановне и быть ей защитником и покровителем».

Храбрость и отвага настоящего воина

Когда Пугачев напал на крепость, и жестоко расправился с теми, кто был против его власти, Гринев не сдавался. Он не стал предателем, как Швабрин, не кланялся самозванцу, не целовал ему рук. Раскольник пощадил его, потому как когда-то, тот подарил ему теплый тулуп в благодарность за спасение от сильной метели. Петр говорит мятежнику правду.

Когда лжецарь потребует перейти на его сторону, дать обещание не воевать против банды злодеев, юноша ответит искренне, что не сможет так поступить. Он не боится гнева Емельяна, этим и подкупает его уважение.Швабрин выдвигает против Петра лживые обвинения. Его арестуют и приговорят к пожизненной ссылке.

Мария спасет его, попросив помилования у самой Императрицы.

Другие материалы по роману «Капитанская дочка»:

Краткое содержание

Источник: https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1124-harakteristika-petra-grineva-iz-kapitanskoy-dochki.html

Сочинения на Getsoch.ru

Образ Гринева в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

       Гринев – герой исторического романа Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка», молодой офицер, отправленный отцом на службу в Белогорскую крепость. Это честный, добрый и благородный человек.

       Детство герой провел в родительском доме под присмотром стремянного Савельича. Также в учителя ему приставили француза Бопре, который очень быстро спился. Обличили «учителя», когда тот валялся без сознания, а Петруша в это время из дорогой географической карты делал воздушного змея.

С самого рождения отец, отставной офицер при графе Минихе, Андрей Петрович Гринев, определил Петрушу на службу в Петербург. Но к семнадцатилетию сына изменил свое решение и отправил его за Оренбург, в Белогорскую крепость.

Там Петруша нашел свою истинную любовь – дочь коменданта Машеньку Миронову – скромную, застенчивую молодую девушку.

       Честность и ответственность Гринева за свои слова мы видим уже в эпизоде, произошедшем по дороге в крепость. Проиграв Зурину сто рублей, Петр все же заставил Савельича вернуть долг, хотя мог спокойно уехать. Также уже в крепости, когда Швабрин оскорбил Машу, Гринев не задумываясь вызвал его на дуэль.

       Во время службы Гринева под Оренбургом в губернии началось восстание под предводительством Емельяна Пугачева.

Мятежники взяли крепость, и перед героями встала серьезная проблема: добровольно встать на сторону бунтовщиков или умереть. Гринев выбрал сторону чести, лишь чистая случайность уберегла его от смерти.

По дороге в крепость Петруша по доброте душевной подарил незнакомцу заячий тулуп. Этим незнакомцем оказался Пугачев.

       Даже после этого Гринев не присягнул на верность Пугачеву. Пугачев снова проявил милость и отпустил Петра при условии, что тот не пойдет против него. Но Гринев не стал ничего обещать, сказав: “Сам знаешь, не моя воля: велят идти против тебя – пойду, делать нечего.

Ты теперь сам начальник; сам требуешь повиновения от своих. На что будет похоже, если я от службы откажусь, когда служба моя понадобится? Голова моя в твоей власти: отпустишь меня – спасибо; казнишь – Бог тебе судья; а я сказал тебе правду”. Эти слова могли переубедить Пугачева, но он все же отпустил Петрушу.

Петр Гринев не побоялся пойти на риск лишиться головы и когда спасал Машу.

       Пушкин за свое небольшое по объему произведение успел показать преображение Гринева из легкомысленного мальчишки в настоящего мужчину, сильного, смелого, доброго, честного и, самое главное, ответственного за свои слова и действия. Во всех сложных и опасных ситуациях Петр Гринев остался верным своим принципам и сохранил все качества, привитые ему с детства. Неслучайно эпиграфом повести является пословица “Береги честь смолоду”.

Источник: http://getsoch.ru/po-literature/literatura-xix-veka/434-obraz-grineva-v-romane-a-s-pushkina-kapitanskaya-dochka.html

Характеристика главных героев «Капитанской дочки»

«Капитанская дочка» — исторический роман, написанный в форме мемуаров. В этом романе автор нарисовал картину стихийного крестьянского бунта. Пушкин сумел донести до нас много интересных фактов из истории восстания Пугачева.

Описание главных героев «Капитанской дочки» поможет понять их характер, причины поступков.

Образ Петра Гринёва «Капитанская дочка»

Петр Андреевич Гринев – главный герой повести «Капитанская дочка». Сын отставного военного, простого, но честного человека, ставящего честь превыше всего. Воспитывает героя крепостной Савельич, учит — мосье Бопре. До 16 лет Петр жил недорослем, гоняя голубей Его отец не может реализовать себя.

Я думаю, так Пушкин наводит читателя к мысли, что и Петр Андреевич мог бы прожить жизнь самую обыденную, если бы не отцовская воля. В течении всей повести Петр меняется, из безумного мальчишки превращается сначала в утверждающего независимость юношу, а затем мужественный и стойкий взрослый человек.

В 16 лет он отправляет его с Савеличем в Белогорскую крепость, скорее больше похожую на деревушку, что бы тот «понюхал пороху». В крепости Петруша влюбляется в Машу Миронову, что сыграло немаловажное значение в формировании его характера. Гринёв не просто влюбился, а был готов взять всю ответственность за любимую.

Когда он попадает в осаду правительственных войск, он отправляет Машу к своим родителям. Когда его возлюбленная осталась сиротой, Петр рискнул своей жизнью и честью, которая для него важнее.

Доказал он это при взятии Белогорской крепости, когда, отказался от присяги Пугачёву и любых компромиссов с ним, предпочитая смерть малейшему отступлению от велений долга и чести. Оказавшись в этой критической ситуации, Гринёв стремительно изменяется, вырастает духовно и нравственно.

После встречи с Емельяном в Белогорской крепости Гринев становится более решительным и смелым.

Петр все же молод, поэтому по легкомыслию не задумывается, как его поведение оценивается со стороны, когда они принимает помощь Пугачева в освобождении Марьи Петровны.

Ради своей любви он просит генерала дать ему пятьдесят солдат и разрешение освободить захваченную крепость. Получив отказ, молодой человек не впадает в отчаяние, а решительно отправляется в пугачевское логово.

Образ Алексея Швабрина «Капитанская дочка»

Швабрин Алексей Иванович – дворянин, антипод Гринева в повести. Швабрин смугл, нехорош собою, оживлен. Он служит в Белогорской крепости пятый год. Сюда переведен за «смертоубийство» (на дуэли заколол поручика). Отличается насмешливостью и даже презрительностью (во время первой встречи с Гриневым он очень насмешливо описывает всех обитателей крепости).

Герой очень умен. Несомненно, он образованнее Гринева. Швабрин ухаживал за Машей Мироновой, но получил отказ. Не простив ей этого, он, мстя девушке, распускает о ней грязные слухи (рекомендует Гриневу подарить ей не стихотворение, а серьги: «знаю по опыту ее нрав и обычай», отзывается о Маше, как о последней дурочке и т. д.) Все это говорит о духовном бесчестии героя.

Во время дуэли с Гриневым, который защищал честь любимой им Маши, Швабрин. наносит удар в спину (когда противник оглядывается на зов слуги). Затем читатель подозревает Алесей в тайном доносе родителям Гринева о дуэли. Из-за этого отец запрещает Гриневу брак с Машей. Полная утрата представлений о чести приводит Швабрина к измене.

Он переходит на сторону Пугачева и там становится одним из командиров. Пользуясь своей властью, Швабрин пытается склонить к союзу Машу, держа ее у себя в плену. Но, когда Пугачев, узнав об этом, хочет наказать Алексея, тот валяется у него в ногах. Подлость героя оборачивается его позором. В конце повести, попав в плен к правительственным войскам, Швабрин доносит на Гринева.

Он утверждает, тот тоже перешел на сторону Пугачева. То есть в своей подлости этот герой доходит до конца.

Образ Маши Мироновой «Капитанская дочка»

Маша Миронова – молодая девушка, дочь коменданта Белогорской крепости. Именно ее имел в виду автор, давая название своей повести.
Этот образ олицетворяет собой высокую нравственность и душевную чистоту. Интересна такая деталь: в повести приводится очень мало разговоров, вообще слов Маши.

Это неслучайно, так как сила этой героини не в словах, а в том, что слова ее и поступки всегда безошибочны. Все это свидетельствует о необычайной цельности Маши Мироновой. С простотой Маша соединяет высокое нравственное чувство. Она сразу верно оценила человеческие качества Швабрина и Гринева.

И в дни испытаний, которых немало выпало на ее долю (захват крепости Пугачевым, смерть обоих родителей, плен у Швабрина), Маша сохраняет непоколебимую стойкость и присутствие духа, верность своим принципам. Наконец, в финале повести, спасая любимого Гринева, Маша как равная с равной беседует с неузнанной ею императрицей и даже противоречит ей.

В итоге героиня одерживает победу, вызволяя Гринева из тюрьмы. Т.о., капитанская дочка Маша Миронова является носительницей лучших черт русского национального характера.

Образ Пугачева «Капитанская дочка»

Пугачев Емельян – вождь антидворянского восстания, называющий себя «великим государем» Петром III. Этот образ в повести многогранен: П. и злобен, и великодушен, и хвастлив, и мудр, и отвратителен, и всевластен, и зависим от мнений окружения. Образ П. дан в повести глазами Гринева – незаинтересованного лица. По мысли автора, это должно обеспечить объективность подачи героя.

При первой встрече Гринева с П. внешность бунтаря ничем не примечательна: это 40-летний мужик среднего роста, худощавый, широкоплечий, с проседью в черной бороде, с бегающими глазами, приятным, но плутоватым выражением лица. Вторая встреча с П., в осажденной крепости, дает иной образ. Самозванец восседает в креслах, затем гарцует на лошадях в окружении казаков.

Здесь он жестоко и беспощадно расправляется с защитниками крепости, не присягнувшими ему на верность. Создается ощущение, что П. играет, изображая «настоящего государя». Он, с царской руки, «казнит так казнит, милует так милует». И только во время третьей встречи с Гриневым П. раскрывается полностью. На казачьем пиру исчезает свирепость вождя. П.

поет свою любимую песню («Не шуми, мати зеленая дубровушка») и рассказывает сказку об орле и вороне, которые отражают философию самозванца. П. понимает, какую опасную игру он затеял, и какова цена в случае проигрыша. Он не доверяет никому, даже своим ближайшим сподвижникам. Но все-таки надеется на лучшее: «А разве нет удачи удалому?» Но надежды П. не оправдываются.

Его арестовывают и казнят: «и кивнул ему головою, которая через минуту, мертвая и окровавленная, показана была народу».

Читайте также:  Природа зимой. февраль

П. неотделим от народной стихии, он ведет ее за собою, но в то же время зависит от нее. Неслучайно первый раз в повести он появляется во время снежного бурана, среди которого он легко находит дорогу. Но, в то же время, он уже не может свернуть с этого пути. Усмирение бунта равнозначно смерти П., что и происходит в финале повести.

 Показав различные мировоззрения главных героев «Капитанской дочки», принадлежащих к разным поколениям, имеющих различное положение в обществе, автор указал на то, что честь и долг в жизни могут пониматься no-разному, в соответствии с эпохой, определенной исторической обстановкой, но при этом главным является моральное, нравственное начало в самом человеке.

Источник: http://ktoikak.com/harakteristika-glavnyih-geroev-kapitanskoy-dochki/

Капитанская дочка характеристика образа Гринев Петр Андреевич (Петруша)

КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА

(Повесть, 19 окт. 1836)

Гринев Петр Андреевич (Петруша) — главный герой последнего крупного произведения Пушкина, провинциальный русский дворянин, от чьего имени (в форме «записок для памяти потомства», составленных в эпоху Александра I об эпохе пугачевского бунта) ведется повествование.

В исторической повести «Капитанская дочка» сошлись все темы пушкинского творчества 1830-х гг.

Место «обычного» человека в великих исторических событиях, свобода выбора в жестоких социальных обстоятельствах, закон и милосердие, «мысль семейная» — все это в повести присутствует и связано с образом главного героя-рассказчика.

Первоначально Пушкин, как то было в незавершенной повести «Дубровский», собирался поставить в центр повествования дворянина-ренегата, перешедшего из одного лагеря в другой (тут прототипом ему служил реальный офицер Екатерининской эпохи Шванвич); или пленного офицера, который бежит от Пугачева.

Здесь также имелся прототип — некто Башарин, именно такую фамилию должен был носить герой, позже переименованный в Буланина, Валуева — и, наконец, в Г. (Это имя в другой огласовке — Гранев — встречается в планах незавершенного «Романа на Кавказских водах», 1.831.

) Имя это тоже взято из действительной истории пугачевщины; его носил дворянин, арестованный по подозрению в измене и позже оправданный.

Так окончательно определился замысел рассказа о человеке, волей Провидения оказавшемся между двумя враждующими лагерями; о дворянине, который незыблемо хранит верность присяге, не отделяет себя от сословия в целом и от сословных представлений о чести в частности, — но который при этом смотрит на мир непредвзято.

Замкнув сюжетную цепь именно на Г. (и «перепоручив» роль дворянина-ренегата Швабрину), Пушкин воспроизвел принцип исторической прозы Вальтера Скотта, в чьих романах (особенно из «шотландского» цикла — «Уэверлей», «Роб Рой», «Пуритане») такой тип героя встречается постоянно — равно как сама ситуация: два лагеря, две правды, одна судьба.

Таков и непосредственный «литературный предшественник» Г., Юрий Милославский из одноименного «вальтер-скоттовского» романа М. Н. Загоскина (с той огромной разницей, что Милославский — князь, а не «обычный» человек). Вослед Гриневу и другие персонажи «Капитанской дочки» приобретают вальтер-скоттовские черты. Образ верного слуги Г.

Савельича (чье имя со-впадает с именем «патриотического» ямщика, свидетеля пугачевского бунта в «вальтер-скоттовском» романе М. Н.

Загоскина “Рославлев») восходит к Калебу из романа «Ламмермурская неместа»; эпизод, в котором невеста Гринева Марья Ивановна Миронова добивается у Екатерины II оправдания возлюбленного, повторяет эпизод с Дженни Джине из «Эдинбургской темницы» и др.

Жанр «записок для потомства» давал возможность изобразить историю «домашним образом» — и предполагал, что жизнь героя будет разворачиваться перед читателем с самого детства, а смерть героя останется за пределами непосредственного повеет -вования (иначе некому было бы составлять записки).

«Предыстория» Г. проста: он сын премьер-майора Андрея Петровича Гринева, живущего после отставки в небольшом (300 душ) имении в Симбирской губернии Воспитывает Петрушу крепостной «дядька», Савельич, учит — мосье Бопре, бывший парикмахер и охотник до русской наливки. Пушкин прозрачно намекает на то, что ранняя отставка отца была связана с дворцо-вым переворотом времен Анны Иоанновны.

Причем первоначально предполагалось (и с сюжетной точки зрения это было бы куда более «красиво») объяснить отставку событиями 1762 г., екатерининским переворотом, — но тогда хронология нарушилась бы окончательно.

Как бы то ни было, отец героя словно «исключен» из истории; он не может реализовать себя (и потому всякий раз гневается, прочитывая придворный адрес-календарь, где сообщается о наградах и о продвижении по службе его бывших товарищей).

Так Пушкин подготавливает читателя к мысли, что и Петр Андреевич мог бы прожить жизнь самую обыденную, не раскрыть заложенные в нем качества, если бы не общероссийская катастрофа 1770-х гг. и если бы не отцовская воля. На семнадцатом году недоросль, еще до рождения записанный в гвардию сержантом, Г.

прямо из детской отправляется служить — причем не в элитный Семеновский полк, а в провинцию. (Еще один «отвергнутый» вариант судьбы — попади Г. в Петербург, он к моменту очередного дворцового переворота 1801 г. был бы офицером полка, сыгравшего ключевую роль в антипавловском заговоре. То есть зеркально повторил бы судьбу отца.) Сначала он попадает в Оренбург, затем в Белогорскую крепость.

То есть туда и тогда, где и когда осенью 1773 г. разгуляются пугачевцы — вспыхнет «русский бунт, бессмысленный и беспощадный» (слова Г.). (Нечто подобное должно было происходить с героем незавершенной пушкинской повести из другой эпохи — юным прапорщиком из «Записок молодого человека», который в мае 1825 г. держит путь в Черниговский полк, где в январе 1826 г. вспыхнет восстание декабристов «Васильковской управы».)

С этой минуты жизнь провинциального дворянина смыкает-ся с потоком общероссийской истории и превращается в великолепный набор случайностей и зеркально повторяющихся эпизодов, которые заставляют вспомнить как о поэтике Вальтера Скотта, так и о законах построения русской волшебной сказки.

В открытом поле гриневскую кибитку случайно застигает снежный буран; случайно на нее натыкается чернобородый казак, который и выводит заблудившихся путников к жилью (эта сцена связана с эпизодом с Юрием, его слугой Алексеем и казаком Киршей в романе М. Н. Загоскина «Юрий Милославский»).

Случайно проводник оказывается будущим Пугачевым.

Столь же случайно сцепление всех последующих встреч Г. и поворотов его судьбы.

Попав в Белогорскую крепость, в 40 верстах от Оренбурга, он влюбляется в дочь капитана Ивана Кузьмича Миронова, восемнадцатилетнюю Машу (в которой повторены некоторые черты героини повести А. П.

Крюкова «Рассказ моей бабушки», 1831, капитанской дочери Насти Шпагиной) и дерется из-за нее на дуэли с поручиком Швабриным; ранен; в письме к родителям просит благословения на брак с бесприданницей; получив строгий отказ, пребывает в отчаянии. (Естественно, Маша в конце концов поселится у родителей Г., а Швабрин, перейдя на сторону Пугачева, сыграет в судьбе героя роль злого гения.

) Пугачев, захватив крепость, случайно узнает Савельича, вспоминает заячий тулупчик и полтину на водку, после бурана пожертвованные ему Петрушей от чистого сердца, — и милует барчука за миг до казни. (Зеркальное повторение эпизода с тулупчиком.) Мало того, отпускает его на все четыре стороны.

Но, случайно узнав в Оренбурге, что Маша, спрятанная белогорской попадьей, теперь в руках у предателя Швабрина, Г. пробует уговорить генерала выделить ему полсотни солдат и отдать приказ об освобождении крепости. Получив отказ, самостоятельно отправляется в пугачевское логово.

Попадает в засаду — и случайно остается цел; случайно оказывается в руках Пугачева, именно в тот момент, когда он в хорошем расположении духа, так что кровожадному капралу Белобородову не удается «попытать» дворянина. Пугач тронут рассказом о девушке, насильно удерживаемой Швабриным; отправляется вместе с героем в Белогорскую — и, даже узнав, что Маша — дворянка, невеста Г.

, не меняет своего милостивого решения. Больше того, полушутливо предлагает их поженить — и готов принять на себя обязанности посаженого отца. (Так случайно сбывается сон, который привиделся Г. сразу после бурана: отец при смерти; но это не отец, а чернобородый мужик, у которого почему-то нужно просить благословения и который хочет быть посаженым отцом; топор; мертвые тела; кровавые лужи.)

Отпущенные Пугачевым, Г., Маша, Савельич попадают в засаду правительственных войск (зеркальное повторение эпизода с пугачевцами); случайно командиром отряда оказывается За-урин, которому Г. еще по пути к месту службы, до бурана, проиграл 100 рублей на бильярде. Отправив Машу в отцовское имение, Г.

остается в отряде; после взятия Татищевой крепости и подавления бунта он арестован по доносу Швабрина — и не может отвести от себя обвинения в измене, поскольку не желает вмешивать в судебное разбирательство Машу.

Но та отправляется в Петербург, случайно сталкивается с царицей на прогулке в Царском Селе; случайно не узнает ее — и простодушно рассказывает обо всем (зеркальное повторение эпизода «ходатайства» Г. за Машу перед Пугачевым).

Екатерина случайно помнит о геройской гибели капитана Миронова (и, может быть, Машиной матери, Василисы Егоровны). Если бы не это, как знать, смогла бы государыня столь непредвзято подойти к делу и оправдать Г.? Случайно офицер Г., отпущенный в 1774 г.

и присутствовавший при казни Пугачева, который его узнал в толпе и кивнул (еще одно зеркальное повторение эпизода с виселицами в Бело-горской), не гибнет в многочисленных войнах конца XVIII — начала XIX в. и составляет записки для юношества; случайно эти записки попадают в руки «издателя», под маской которого скрывается сам Пушкин.

Но в том и дело, что все «случайности» сюжета подчинены высшей закономерности — закономерности свободного выбора личности в обстоятельствах, предложенных ей историей.

Эти обстоятельства могут складываться так или иначе, благополучно или неудачно; главное не в этом, а в том, насколько свободен человек от их власти.

Пугачев, в чьих руках громадная власть вершить человеческие судьбы, не свободен от той стихии, что привел в движение; оренбургский генерал, отказывающийся послать Г.

на бой за Белогорскую крепость, не свободен от своей осторожности; Швабрин не свободен от своего собственного страха и своей душевной подлости; Г. свободен до конца и во всем. Ибо действует он по велению сердца, а сердце его свободно подчинено законам дворянской чести, кодексу русского рыцарства, чувству долга.

Законы эти неизменны — и тогда, когда нужно оплатить огромный бильярдный долг не слишком честно игравшему Заури-ну; и когда нужно отблагодарить случайного проводника тулупчиком и полтиной.

И когда следует вызвать на дуэль Швабрина, выслушавшего гриневские «стишки» в честь Маши и презрительно отозвавшегося как о них, так и о ней. И когда пугачевцы ведут героя на казнь. И когда помиловавший героя Пугачев протягивает руку для поцелуя (Г., естественно, не целует «ручку злодею»).

И когда самозванец прямо спрашивает пленника, признает ли тот его государем, согласен ли послужить, обещает ли хотя бы не воевать против него, — а пленник трижды, прямо или косвенно, отвечает «нет». И когда Г.

, однажды уже спасенный судьбою, в одиночку возвращается в расположение пугачевцев — чтобы выручить возлюбленную или погибнуть вместе с нею. И когда, арестованный собственным правительством, не называет имени Марьи Ивановны.

Именно эта постоянная готовность, не рискуя понапрасну, тем не менее заплатить жизнью за свою честь и любовь, — делает дворянина Г. до конца свободным. Точно так же, как его крепостного слугу Савельича до конца (хотя и в иных формах) свободным делает личная преданность Г.

То есть следование неписаному кодексу крестьянской чести, тому общечеловеческому началу, которое может быть присуще любому сословию и которое, по существу, религиозно, — хотя Савельич не слишком «церковен» (и лишь восклицает поминутно «Господи Влады-ко»), а Г. в казанской тюрьме впервые вкушает «сладость молитвы, излиянной из чистого, но растерзанного сердца».

(Тут пушкинский современник должен был не только вспомнить о «вечном источнике» тюремной темы в европейской культуре — эпизод тюремного заключения небесного покровителя Г., апостола Петра — Деян., 12, 3—11, — но и опознать парафраз записок итальянского религиозного писателя и общественного деятеля 1820-х гг. Сильвио Пеллико, который в книге «Мои темницы» — рус.

перевод, восторженно отрецензированный Пушкиным, 1836 г., — рассказал о том, как в австрийской тюрьме впервые обратился с молитвой к Богу.)

Такое поведение превращает самого простодушного из героев «Капитанской дочки» в самого серьезного из ее персонажей. Эта серьезность Гриневского образа оттенена легкой усмешкой, с какой автор описывает «жизненное пространство» других героев.

Пугачев царствует в избе, оклеенной золотой бумагой; генерал планирует оборону от пугачевцев в яблоневом саду, утепленном соломкой; Екатерина встречает Машу как бы «внутри» пасторали: лебеди, парки, белая собачка, «срисованная» Пушкиным со знаменитой гравюры художника Уткина, изображавшей Екатерину «домашним образом»… И только Г. и Савельич окружены открытым пространством судьбы; они постоянно устремлены за ограду — дворянского ли Оренбурга, пугачевской ли крепости; туда, где они не защищены от обстоятельств, но внутренне свободны от них. (В этом смысле и тюрьма для Г. — тоже открытое пространство.)

Именно Г. и Савельича вместе — двух этих персонажей, крепостного и дворянина, нельзя отделить друг от друга, как Санчо Пансу нельзя отделить от Дон Кихота. А значит, смысл повести состоит не в том, чтобы «перейти» на одну из сторон исторического конфликта.

И не в том, чтобы отказаться от верности любой «власти» (ср. образ Швабрина). И даже не в том, чтобы «покинуть» узкие пределы сословной этики, поднявшись до общечеловеческих начал.

А в том, чтобы внутри своего «лагеря», своей среды, своего сословия, своей традиции обнаружить общечеловеческое — и ему служить не за страх, а за совесть. В этом залог утопической надежды Г.

(и суфлирующего ему Пушкина, который переосмысляет тезис Карамзина) на то, что «лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от одного улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений».

Образ Г. (и сама «вальтер-скоттовская» поэтика случайности и зеркально повторяющихся эпизодов) оказался необычайно важным для русской литературной традиции, вплоть до Юрия Андреевича Живаго из романа Б. Л. Пастернака.

Источник: http://lit-helper.com/p_Kapitanskaya_dochka_harakteristika_obraza_Grinev_Petr_Andreevich_Petrusha

Ссылка на основную публикацию