Народ коми: культура, традиции и обычаи

Коми – народ Севера. Традиции, культура, обычаи

Новости и общество 14 июля 2014

Коми – народ, живущий в бескрайних лесах на северо-востоке европейской части России. Основными его этнографическими группами являются вымичи, верхневычегорцы, печорцы, ижемцы, удорцы, сысольцы. Предшественницей Республики Коми считается Пермь Вычегодская.

Традиционные ремесла

С давних времен наибольшее распространение у этого народа получили ремесла, связанные с обработкой дерева. В деревнях невозможно было найти крестьянина, не умевшего изготовить из этого материала любой бытовой предмет.

Ижемские коми – народ, у которого, помимо этого, очень хорошо было развито замшеделье. Выделкой кожи занимались в специально выстроенных для этой цели домах – «замшевых избах».

В Сысольской и Нижневычегодской областях когда-то большое распространение получило такое ремесло, как выделка валенок.

Еще одним древнейшим занятием коми было гончарство. Занимались изготовлением посуды для дома в основном женщины. Гончарный круг при этом практически не использовался. Появился он у коми еще в XV веке, однако большого распространения так и не получил. Посуду изготавливали древнейшим ленточно-жгутовым способом. Обжигали вылепленные заготовки в русской печи.

Традиционная пища

Традиции коми – народа, веками жившего рядом с русским, в отношении пищи схожи с нашими. Основной едой крестьян была каша. Что же касается первых блюд, то чаще всего хозяйки готовили супы и разного рода похлебки, в том числе и с мясом. Жидкую пищу ели в основном в летний период времени.

Очень разнообразным у коми было рыбное меню. Рыбу варили, жарили, солили, пекли с ней пироги. У северных народов на столе часто можно было видеть жаркое из дичи. Что касается овощей, то на огородах выращивали репу, редьку, лук, брюкву. Начиная с XIX в. большое распространение получил картофель.

Очень популярной у коми была выпечка, для которой использовалась в основном ячменная и ржаная мука. Круглый хлеб подавался на стол ежедневно. По праздникам хозяйки выпекали сочни, калачи, пирожки, оладьи и т. д. Очень популярными были также блины из ячменной муки.

Видео по теме

Земледелие

Земледельческие обычаи народов коми также очень тесно связаны с русскими. Однако наиболее распространенной зерновой культурой у них была не пшеница, а ячмень. До XI века землю обрабатывали вручную. В XII в.

пахать и боронить начали с использованием тягловой силы скота. Пахотой у коми занимались, в основном, мужчины. Боронить же заставляли, как и северорусские народы, чаще всего подростков. Жали ячмень в начале августа. Эта работа считалась женской.

Зачастую из-за ранних заморозков хлеб убирали еще зеленым.

Молотили урожай с использованием специального инструмента – цепа. Конструкция его была предельно простой: длинная деревянная ручка и соединенный с ней сыромятным ремнем короткий бил.

Животноводство

Коми – народ с древнейшими традициями в плане разведения скота. О том, что оседлое животноводство существовало в Прикамье уже во II–I тысячелетии до н. э., свидетельствуют открытые здесь археологические памятники.

В бассейне же реки Вычегда скот начали разводить, скорее всего, несколько позднее – в I тысячелетии нашей эры. Ученые обнаружили кости домашних животных в памятниках вымской культуры XI–XII вв. Разводили коми в древности, в основном, крупный рогатый скот.

Также в домашних хозяйствах держали овец и лошадей. Шерсть, молоко и мясо не продавали, а использовали лично для себя.

Культура и обряды

Самобытностью и неповторимостью отличается культура коми – народа, помимо всего прочего, необыкновенно интересного своей обрядностью. Последнюю можно разделить на три основных разновидности:

  1. Родильная. Обрядность этого вида была направлена в основном на благополучное появление ребенка на свет. Новорожденных называли необычным словом «чурка». Слово это происходит от «пращур». Это свидетельствует о том, что коми свято верили, что дети приходят в этот мир из мира предков. Символикой плодородия были насыщены многие обряды коми. Например, невесте и жениху на свадьбе стелили овчинную шубу для того, чтобы в последующем у них было много детей. Кроме того, перед венчанием невесте с той же целью сажали на колени ребенка. Очень большую заботу проявляли коми о здоровье будущих детей. Перед свадьбой родственники сторон тщательно проверяли, нет ли в той семье, с которой они собрались породниться, умственно отсталых или больных.
  2. Свадебная. У коми существовало всего три формы заключения браков: с калымом, с приданым и с похищением. Свадьбы у коми характеризовались большим количеством самых разных обязательных церемоний.
  3. Погребально-поминальная. Похоронные ритуалы отличались у этого народа особой сложностью. После смерти человека в доме завешивались все окна, картины, иконы, предметы с глянцевыми поверхностями. Покойника обмывали и укладывали в еловый или сосновый гроб. Очень распространенным был обряд преломления хлеба.

Коми – народ с богатейшей культурой, очень самобытный. Некоторые его обряды и традиции похожи на наши русские. Однако существует и множество отличий. Сегодня коми прилагают массу усилий для того, чтобы традиции их предков не были забыты, устраивая разного рода национальные фестивали и праздники.

Источник: fb.ruНовости и общество
Культура, обычаи и традиции татарского народа: кратко

У каждого народа есть свои обычаи и традиции. Многие из них – необычные и интересные. Чтобы жить в мире со своими соседями, людям надо знать о том, какие особенности они имеют, и уважать их. В этой статье мы рассмотри…

Новости и общество
Культура, обычаи и традиции бурятского народа

Буряты с незапамятных времен жили вблизи легендарного озера Байкал. Культура этого народа представляет собой яркое сплетение традиций Азии и Европы в сочетании с их уникальным самобытным воплощением. Какие традиции бу…

Новости и общество
Традиции и обычаи якутов. Культура и быт народов Якутии

Согласно археологическим данным, национальность якутов возникла в результате соединения местных племен, живших у среднего течения реки Лены, с южными тюркоязычными переселенцами. Со временем созданная новая народность…

Новости и общество
Народы Пермского края: традиции, культура и этнография

На протяжении всей истории Пермский край был полиэтничным. Сегодня в нем проживают представители 125 различных этносов. Какие народы населяют Пермский край? Кто из них является коренными жителями региона?Пермс…

Новости и общество
Традиции и обычаи народов мира

Хотя на протяжении многих лет политики и социологи говорят о неминуемой глобализации и единении культур и цивилизаций, государства земного шара по-прежнему сохраняют свою яркую индивидуальность, самобытность и историч…

Новости и общество
Традиции и обычаи Средней Азии, культура, народные праздники

Традиции и обычаи Средней Азии имеют очень обширные корни, уходящие в глубь веков. И перед тем как коснуться их содержания, нужно уделить некоторое внимание тому историческому наследию, которое передали современным по…

Новости и общество
Народы Севера и их культура

Ранее этнологи насчитали до 45 разных народов, обитающих в суровом климате, на Севере. Они живут небольшими группами, у каждого есть свой язык, традиции и религиозные верования.Кто такие северные народы?

Новости и общество
Традиции Грузии: обычаи, особенности национального характера, культура

В каждой стране есть свои традиции. Люди их почитают и помнят. Именно хорошее знание и соблюдение традиций отличает местных жителей от иностранцев. Человек может жить в стране много лет, но так до конца и не проникнут…

Новости и общество
Италия: традиции и обычаи, культура страны

В стране, где сиеста (послеобеденный сон) почти утверждена на законодательном уровне, любят больше отдыхать, чем работать. Какие традиции и обычаи Италии сохранились до наших дней? Какие изжили себя и забыты? Чем прим…

Дом и семья
Хэллоуин: традиции и обычаи, костюмы, маски. История праздника

В этой статье мы расскажем вам про популярный праздник Хэллоуин, традиции которого уходят корнями в далекое прошлое.

Источник: http://monateka.com/article/171985/

Лесные люди

Большую часть территории традиционного проживания коми занимают леса. Этот географический факт оказал существенное влияние на промыслы, поспособствовав как развитию деревянного зодчества и технологий обработки этого материала, так и совершенствованию разнообразных ремесел: немногие купцы доезжали до северных земель, а значит, обеспечивать собственный быт приходилось самостоятельно.

Народ коми включает в себя различные субэтносы: ижемцев, кольских ижемцев, зюздинцев, язьвинцев, зырян и др. Все они принадлежат к одной культуре, а их быт и традиции отличаются друг от друга лишь некоторыми мелочами. Основные занятия коми – охота, рыболовство, оленеводство.

Ткачество и национальный костюм коми

Из-за северных холодов, к которым пришлось учиться приспосабливаться, коми искусны в валянии валенков, выделке кожи и замши.

Гончарное ремесло, которым коми владели испокон веков, считалось женской нишей. Интересная деталь: коми не пользовались гончарным кругом, как было принято у других народов, им был ближе более старый ленточно-жгутовый метод. После лепки посуду обжигали в русской печи.

Кстати, в наше время способ этот активно возрождают энтузиасты: в окрестностях Сыктывкара проходят мастер-классы и курсы по старинному гончарному искусству. И по-прежнему большая часть желающих учиться – представительницы прекрасного пола.

Готовая одежда и ткани стали доступны коми только во второй половине XIX века, до этого приходилось “выкручиваться” самим, поэтому были распространены ткачество и прядение.

И по сей день коми сохранили собственные определения для описания техники производства и самобытные способы прядения и ткачества.

Практически все женщины коми владели узорным ткачеством: изготавливали удивительно красивые скатерти, рубахи и полотенца, которые в будущем становились частью приданного невест.

Будничный наряд типичного крестьянина коми состоял из рубахи и штанов, надетых поверх нательного белья. Всё это шилось из самых простых и дешёвых тканей.

Для торжественных случаев надевали рубаху из шёлка или сатина, штаны и кафтан из сукна. Обязательным элементом наряда были кожаные сапоги.

Женская одежда была куда более радующей глаз и разнообразной: формой головных уборов и расцветкой платья различались костюмы юных девушек, замужних дам, вдов и старух.

Обработка дерева: от изб и посуды, то музыкальных инструментов

Учитывая климат и условия проживания коми, исторически их основным способом заработка стал деревообрабатывающий промысел.

Также дерево активно использовалось в быту: из него делалась почти вся утварь, начиная с посуды и заканчивая декоративными мелочами. Все дома в деревнях и сёлах были деревянными.

Использовались практически любые породы дерева и все части ствола. Деревянную посуду или вырезали из цельных бревен, или “собирали на клепку”.

Коми – прекрасные музыканты.

Набор традиционных музыкальных инструментов коми крайне богат и включает в себя такие самобытные творения народной мысли, как чипсан (духовой коми инструмент, разновидность флейты Пана) и полян (дудка из зонтичного тростника).

Они примечательны необычной манерой игры, особенной терминологией и отличным от других инструментов строем. Считается, что музыкальное творчество коми внесло значительную лепту в подъем инструментальной культуры народов России.

Обрядовая культура коми: свадьба

Коми – православный народ, поэтому основной элемент брачного торжества у них – венчание.

Тем не менее, в комплексе свадебных церемоний, ориентированном на получение социального и религиозного разрешения на заключения союза, были и элементы, отличные от русской традиции и характерные только для коми народа.

Привязки к конкретному сезону не было, не венчались только во время поста, но всё же в брак предпочитали вступать зимой: это время было свободным от полевых работ, а значит, способствовало продолжительному веселью.

Перед бракосочетанием жениху и невесте стоило изучить свою родословную: в условиях тесной общины они вполне могли оказаться родственниками, а кровосмесительные браки были табуированы при родстве до шестого колена. Несмотря на то, что браки по расчёту в прошлые времена считались повсеместной практикой, союзы по большой любви также не были редкостью.

Единого образца коми свадьбы не было: каждая отдельная община привносила в обряд что-то своё. Однако основные элементы соблюдались обязательно: подготовка к свадьбе, собственно, само торжество и следующие за ним обряды.

В ходе подготовки родители жениха приходили свататься к родственникам невесты, затем совершалось рукобитье, после которого девушка прощалась с родителями перед уходом из родного дома.

В ночь накануне свадьбы невеста ходила в баню и напоследок устраивали последний семейный ужин с игрищами.

При сватовстве не принято было прямо говорить о своей цели: заходили издалека, а изъяснялись через метафоры.

Чем красноречивее и иносказательнее сваты, тем лучше: традиционным “у вас товар, у нас купец” не ограничивались, могли, например, провести параллель между хорошей девушкой и молочной коровой. И обидным подобные сравнения не считались.

В случае, если сватовство проходило удачно, в день сговора семьи “били по рукам”, после чего нарушить данную клятву уже было нельзя.

Невеста непременно должна была оплакать своё девичество, даже если выходила замуж по любви, ведь иначе могла излишним весельем накликать на себя беду, потом обходила или объезжала всех своих родственников.

В день перед венчанием проходила основная составляющая свадебного цикла. Называли обряд по-разному: “обручение”, “вечер с блинами” и т.д.

Свадьбу отмечали с размахом: в среднем празднования продолжались три дня, хоть основная часть церемонии и приходилась на первый день.

Основные элементы непосредственно свадьбы –  приезд жениха в дом невесты, передача девушки жениху, совместная трапеза новоиспеченной пары и гостей, венчание, пир в доме жениха, реже – невесты, укладывание молодых спать, а затем обряды после первой брачной ночи, обряды второго и третьего дня свадьбы. По прошествии необходимых ритуалов молодожены вместе с близкой родней ходили к родителям жены “на блины”.

Плохая новость для поклонников минимализма, мечтающим при этом о традиционной свадьбе. “Сэкономить” на угощении не получалось даже у самых скупых: без застолья пара не считалась молодожёнами “официально”.

Читайте также:  Поездки на панорамном поезде швейцарии в разные времена года

Семейные традиции коми: родИны

С древности рождение было связано для коми с иным миром, откуда все приходят и куда все однажды возвращаются. К обрядам, связанным с появлением ребенка, отношение было очень серьёзным: очень важно было “присоединить” дитя к остальному миру, не дать ему потеряться.

Во время беременности все советы и указания будущая мать получала от “знающих”: немолодых, опытных женщин и повивальных бабок. Они объясняли ей, что стоит, а что не стоит делать, чтобы не навредить будущему ребёнку: не рекомендовалось поднимать тяжелое, работать на лошади, долго находиться у печи, по возможности нужно было избегать простуды.

Вроде бы элементарные вещи, понятные любой современной роженице. Однако, в крестьянских реалиях осуществить эти советы на практике было практически невозможно, так что женщины, на свой страх и риск, продолжали до самых родов работать в том же режиме, что и всегда.

Зачастую крестьянкам приходилось рожать в поле и в лесу, прямо во время исполнения своих повседневных обязанностей.

Ближе к родам к женщине звали повитуху. “Правильными” местами для рождения считались хлев и баня. Причем предполагалось, что для того, чтобы роды прошли хорошо, беременная должна самостоятельно затопить баню, натаскав туда дров и воды.

Повитуха выполняла роль акушерки, перевязывала новорожденному пуповину и обмывала его. Затем окуривала мать и дитя можжевеловым дымом и парила в бане.

Она же “правила” ребенка, слегка придавливая ему головку со всех сторон и тем самым придавая ей “правильную” форму.

Думаете, что гипер- и гиппотонус и назначаемые в этих случаях гимнастика и массаж для новорожденных – изобретение последнего столетия? Повитухи коми уже несколько веков назад следили за тем, чтобы младенец был достаточно гибким, и его руки и ноги дотягивались до спины, а в случае, если это не получалось, ежедневно всю следующую неделю делали ему массаж и растяжку.

До того, как у новорожденного отпадала пуповина, бывшая символом его связи с другим миром, мать и ребенка считали “нечистыми”, поэтому они жили в бане. Младенца старались не оставлять в одиночестве, боясь, что его может подменить нечистая сила.

А заодно возникала и та самая связь с матерью, которую современные педиатры и психологи советуют взращивать, не оставляя первые дни малыша без мамы.

Источник: http://nazaccent.ru/content/25160-lesnye-lyudi.html

Традиции Коми Презентация Полиной Е.М. – воспитатель детского дома 3 г.Сыктывкара. – презентация

1 Традиции Коми Презентация Полиной Е.М. – воспитатель детского дома 3 г.Сыктывкара<\p>

2 Государственный герб Республики Коми представляет собой изображение золотой хищной птицы на красном геральдическом щите: на груди птицы – лик женщины в обрамлении шести лосиных голов. В композиции, выполненной в стиле культового литья, нашли отражение мифоэпические воззрения коми. В традиционном толковании хищная птица с приоткрытыми крыльями является образом солнца, власти, верхнего мира. Лик женщины на груди птицы соответствует образу “Золотой Бабы”, жизнедарующей солнечной богини, матери мира. Образ лося связан с идеей силы, благородства, красоты.<\p>

3 Сочетание золотого и красного, положенное в основу цветового решения герба, символизирует в коми фольклоре утреннее, весеннее, теплое солнце, материнство и рождение. Наряду с этим, в современной общественно- политической трактовке красное поле (фон) означает деятельность, активность народа и власти, а в сочетании с формой щита может ассоциироваться с исторической судьбой коми народа, входящего в состав многонационального Российского государства. При этом сама фигура птицы с полураскрытыми крыльями приобретает форму креста, что может трактоваться как символ духовной и государственной власти.<\p>

4 Государственный флаг Республики Коми представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из расположенных горизонтально трех полос в последовательности сверху вниз: синего, зеленого и белого цветов шириной в одну треть ширины флага каждая. Отношение ширины флага к его длине 1:2. Цветовое решение флага отражает специфические географические особенности и богатства природы Республики Коми. Синий цвет символизирует небесное начало, величие и бескрайность северных просторов. Зеленая полоса – символ надежды и изобилия – является условным обозначением необъятных таежных массивов Республики Коми. Белая полоса флага, воплотившая белизну и чистоту снега, девственность, простоту и суровую красоту северной природы, означает принадлежность территории Республики Коми к Северу, ее северное положение. В другой трактовке белый цвет – символ равенства проживающих в республике народов и единства их культур.<\p>

5 ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КОМИ Любая национальная культура, имеющая многовековую историю, проявляет и несет в себе уникальные, присущие именно данному этносу компоненты, начиная с обустройства жизни и быта, строительства жилища и кончая традициями народно- прикладного и устно- поэтического творчества.<\p>

6 Декоративно-прикладное искусство народа коми было многокрасочным и разнообразным. Коми знали обработку металла, ювелирное дело, обработку кожи, тиснение и украшение ее металлическими накладками, разнообразные виды плетения из кожи, бересты, корня, соломы, резьбу по дереву, инкрустацию по дереву металлом и соломой. Творческие силы коми народа воплотились в разнообразных жанрах устного поэтического и песенного творчества, музыки, изобразительного искусства.<\p>

7 НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ Самобытность коми национальной культуры нашла выражение и в народной одежде. До того, как во второй половине XIX века начали распространяться доступные привозные ткани и готовая одежда, широко были развиты прядение и ткачество. У коми сохранились собственные термины для обозначения техники и орудий производства, а также некоторые своеобразные приемы прядения и тканья. Впоследствии повседневная одежда среднего крестьянина состояла из нательного белья, верхней рубахи и штанов, сшитых из простых и дешевых тканей.<\p>

8 Праздничный костюм составляли шелковая или сатиновая рубаха, суконные штаны и покупной суконный кафтан и обязательно кожаные сапоги. Значительно более разнообразной была женская одежда: имелось различие между одеждой девушек, замужних женщин, вдов и старух. Различие это проявлялось в форме головных уборов, расцветке верхнего платья и даже в материале.<\p>

9 ОБРЯДЫ И ТРАДИЦИИ Традиционно у коми одежда воспринималась как “покров, оболочка” и одновременно “след, тень” человека. Вся одежда, которую носит в течение жизни человек, считались неразрывно связанными с ним и его судьбой. Выражением “человек без одежды” называют не только раздетого, но и обессиленного, больного человека.<\p>

10 Не случайно в прошлом носивший изодранную одежду не только нарушал нормы традиционного этикета, но и подвергал себя серьезной опасности. Повреждение или потеря одежды может предвещать несчастье или болезнь для ее владельца. Можно легко подвергнуть порче человека через определенное воздействие на его одежду. У прилузских коми говорят, что можно обезопасить себя от колдуна или снять порчу, насланную им, если тайно сжечь фрагмент его одежды.<\p>

11 С помощью собственной одежды можно и избавиться от недуга. У ижемских коми считается, что больному либо его родственникам следует отнести “одежду с болезнью или порчей” в лес и оставить на стволе осины или любого засыхающего дерева до полного истлевания. До настоящего времени у ижемских и угорских коми сохраняется традиция оставлять по завету одежду больного человека(либо ее фрагмент) в качестве приклада на обетном кресте. Традиционное восприятие одежды как тени-оберега человека во многом определило строгое соблюдение запретов, связанных с порядком каждодневного ее надевания, ношения и хранения. До настоящего времени соблюдается определенная последовательность в надевании различных элементов одежды. Нарушение этого порядка чревато различными неприятностями для человека в течение всего дня.<\p>

12 Повсеместно бытует представление, что избавиться от болезни можно, “передав” ее другому человеку вместе со своей одеждой. В прошлом у коми категорически запрещалось отдавать посторонним свою одежду даже во временное пользование. По этой причине обветшавшую одежду никогда не выбрасывали, а вывешивали на чердаке или в сарае дома до полного истлевания. До сегодняшнего дня музейные работники сталкиваются с этой проблемой при сборе экспонатов.<\p>

13 Не менее строго соблюдался и порядок снятия одежды перед сном. Так, например, сарафан предписывалось снимать с себя обязательно наизнанку и через голову (снимать через ноги – грех, “так только с покойника снимают”). Хранить сарафан, вывернутый наизнанку, можно только в сундуке – “если оставишь такой сарафан на ночь не укрытым, его потом черти будут носить”. По этой причине повседневно носимую одежду, снятую на ночь, всегда оставляли не вывернутой наизнанку. Любое переодевание в течение суток порицалось, поскольку воспринималось окружающими как колдовство, ворожба.<\p>

14 У коми существует ряд поверий и запретов, связанных с одеждой: рубашку, принадлежащую живому человеку, нельзя вешать на веревку, развернув грудью вверх – “как у покойного”. Для снятия с младенца порчи достаточно совершить магические процедуры над свертком из его пеленок и одежды. У человека можно вызвать болезнь того или иного органа, если на его нестираной одежде вырезать круглое отверстие, соответствующее местоположению определенного органа. Личную повседневную одежду, снимая на ночь, всегда вешали строго определенным образом, чтобы случайно не спровоцировать у себя болезнь и недомогание. Для длительного хранения наряды складывали особенно аккуратно (“лист да пласт”), вывернув предварительно наизнанку, и прятали в недоступное для посторонних взглядов место.<\p>

15 В ритуалах одежда человека рассматривается одновременно и как “граница” от воздействия иного мира, и как средство установления контакта с потусторонним миром. В семейной обрядности и любовной магии коми целостность личной одежды супругов выступает метафорой их близости и символом семейного благополучия.<\p>

16 ЖИЛИЩЕ. РЕМЕСЛА Обработка дерева На протяжении всей истории формирования территории Республики Коми, лесное изобилие предопределяло и характер застройки домов, использование дерева как основного строительного материала. Деревня, село были деревянными. Это ярко отражалось и в разнообразии крестьянской утвари.истории формирования территории Республики Коми,<\p>

17 Древесина обрабатывалась с удивительными изобретательностью и мастерством. Применение находили все породы дерева, все части древесного ствола. Мастерски изготовлялась разнообразная деревянная посуда. Ее выдалбливали из цельного деревянного обрубка, собирали на клепку.<\p>

18 Ткачество. Вязание Станочное узорное ткачество у коми было представлено несколькими видами браной техники двухсуточного бранного ткачества на большом количестве дощечек, односуточного бранного ткачества, многоремизного ткачества. Продукцией станочной техники являлись полотенца, скатерти и женские рубахи. По своим художественным особенностям это традиционное и высокоразвитое искусство народа коми являлось составной частью бранного ткачества Восточной Европы.<\p>

19 Одно из заметных мест среди других видов традиционного искусства коми занимает узорное вязание на 5 спицах. Вязаный орнамент коми – сложное явление, он формировался в процессе постепенного усвоения и обработки отдельными группами населения тех или иных узоров. В результате всего этого в каждом районе выработалась своя художественная разновидность. В совокупности эти разновидности создают неповторимый облик вязания народа коми.<\p>

20 Музыкальные инструменты Традиционный музыкальный инструментарий народа коми представлен всеми типами народных музыкальных инструментов. Многие из них, такие, как чипсаны, поляны и другие – оригинальны, отличаются своеобразной манерой игры, наличием своей терминологии и своеобразным строем. Кроме того, имеются убедительные свидетельства значительного вклада мастеров Коми края в развитие музыкальной инструментальной культуры народов России и мира (музыкальный мастер Налимов и др.).<\p>

21 Обработка меха, кожи Кожевенное, сапожное ремесло приобрело значительное развитие в позапрошлом веке. Некоторые виды и приемы обработки кож и мехов, в частности, замшевое, превратились с течением времени в доходные промыслы, а затем и в экономически эффективное производство.<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/1131493

Обычаи и обряды Коми-зырян,Верования, Свадебные обряды коми, Народное творчество, культура народов севера

Свадебные обряды коми во многом близки к русским. Много обрядов было связано с рождением ребенка. Их цель – облегчить роды, уберечь ребенка и мать от болезней и сглаза. Большое значение придавали молитвам и заговорам, которые знала обычно опытная повитуха, помогающая при родах.

В случае трудных родов развязывали узлы на одежде роженицы, расплетали ей косу, расстегивали ворот рубахи, зажигали венчальные свечи. Иногда роженицу трижды обводили вокруг стола, творя при этом заговор.

В случае тяжелого заболевания ребенка прибегали к его мнимой продаже: родители, выйдя на улицу, «продавали» его первому встречному за мелкую монету. А тот возвращал им ребенка как нового, чужого.

Для похоронных и поминальных обрядов характерны обычаи выносить покойника через заднее крыльцо, выкупать могилу, опускать в нее бытовые предметы, вешать в красном углу полотенце, в котором по поверью находится душа умершего в течение сорока дней после смерти, и др.

После выноса покойника помещение обязательно мыли. Умерших и зимой и летом отвозили на кладбище на санях, которые оставляли на могиле. На 9, 20, 40-й день, через полгода и год после смерти совершали поминки по умершему.

Общие поминки по умершим предкам устраивали в субботу перед Троицей, в Петров день, накануне Покрова и осенней Казанской богоматери.

Обычаи коми-зырян, морально-этические проблемы вызывали интерес у путешественников, этнографов еще в 19 веке. Поступки, образ жизни жителей печорского края, описываемые писателями 150 лет назад, порой удивляют современников, кажутся безнравственными.

В своих очерках и впечатлениях «Лесные люди» Александр Круглов в 1883 году описывает праздник братчина, который происходил в зырянской деревне в период «лесованья». Лесованьем называлось уход практически всех мужчин из селаения на охоту. Мужчины запасались продуктами и уходили охотиться порой на несколько недель, а в деревне оставались одни женщины, старики и молодые парни.

Верования

Народные верования были связаны с поклонением силам природы, священным деревьям, зверям и птицам. Ольха почиталась как дерево жизни: верили, что в нее переселялись души умерших. Под священными деревьями совершали религиозные обряды, вешали на них кусочки меха и другие приношения.

Медвежьи клыки и когти носили как обереги, хранили около божницы. Из птиц наиболее почитаемой была утка. Ее грудную кость тоже хранили около божницы, а резное изображение прикрепляли как оберег на крышу дома. Челюсть щуки клали на косяк входной двери. Считали, что она оберегает женщину во время родов. Был распространен культ предков.

Древние верования сочетались с христианскими.

Народное творчество

Устное народное творчество представлено сказками, легендами, эпическими сказаниями, песнями, частушками, загадками, пословицами и поговорками.

Герои волшебных сказок – колдуны, знахари, лешие, водяной, домовой – обитающий в подполье маленький старик с длинной бородой, медведь, который берет в жены девушку.

Богато песенное творчество: семейно-бытовые, свадебные, лирические, трудовые, солдатские, рекрутские песни, русские хороводные и игровые песни, городские романсы, частушки. Наиболее распространенные народные инструменты – баян и гармонь.

В прошлом в селениях по Вычегде и Выми бытовал смычковый инструмент, напоминающий скрипку (си-гудок).

Музыкальная культура представлена архаическими вокальными жанрами (заклички животных), песнями – заклинаниями, сопровождающими обряды изгнания «Репейника-татарина» с хлебного поля или «Клопа Хлопотовича» из избы, бытовыми (по самым разным поводам) причитаниями, земледельческими и охотничье-оленеводческими трудовыми импровизациями, масленичными, весенними обрядовыми (при встречах и проводах весны), жатвенными песнями, музыкальными формами эпоса (лироэпические импровизации, богатырский эпос, песни и баллады былинного типа), а также свадебными причитаниями и песнями, похоронными и поминальными причитаниями, рекрутскими песнями, рождественскими (святочными) и троицкими игровыми, круговыми и плясовыми песнями, качельными песнями, исполняемыми на Пасху.



Источник: http://vorkutainfo.com/obichai.php

Традиции, обычаи и религиозные верования коми-пермяков

Коми-пермяков отличает своя система традиций, обычаев и религиозные верований, в которая сформировалась в результате смешения язычества и христианства. Наши предки жили в гармонии с природой и, в первую очередь, почитали материальное: растения, животных, стихии воды и огня, умерших предков. Позже появляется вера в мифических существ, богов и верховного бога Ена.

У древних пермяков не было понятия о злых духах, которые бы враждебно относились к человеку или подталкивали бы его к совершению плохих поступков. Даже Куль, появившийся в качестве антипода положительному Ену, не считался злодеем, а был почитаем как хозяин своих стихий.

Первоначальные верования народа были тотемные — это поклонение растениям и животным, которые давали людям пищу, одежду, обувь, орудия труда и охоты, средства для лечения — словом, самое необходимое для выживания в условиях суровой природы.

В особом почете были деревья, в первую очередь берёза и ель, а из животных — медведь. Им поклонялись все.

Кроме того, у каждого рода (семьи) были ещё и свои тотемные животные (заяц, лиса, кошка, бобр, соболь, лебедь, дятел, глухарь, ворона, трясогузка, лещ, щука, пчела) или растения (сосна, хмель, хвощ, сныть).

По одним преданиям, от них происходит род, а по другим — род имеет начало от человека с таким именем. В сохранившихся фамилиях и родовых прозвищах прослеживаются остатки тотемизма: Дозморов, Мошегов, Мошев, Ошев, Пыстогов, Сизёв, Сырчиков, Ябуров; Ош Коля, Рака Миш.

Тотемический характер носят костюмы, головные уборы, украшения. Звериные и птичьи мотивы используются в мозаике украшения костюма, в узорах вышивания и вязания. Нередки воспроизведения голов животных и птиц на предметах домашней утвари, наличниках, ткацких станках, охлупенях домов.

С целью обозначения родовой, семейной или личной собственности, семейного положения коми-пермяки пользовались «пасами» — особыми знаками, метками, тамгами. Главный смысл паса — охранительный.

Его изображение на доме означало оберег счастья; на лодке или на ружье — защита удачи; на одежде, обуви, головных уборах, кушаке — защита здоровья; на домашних животных — оберег от болезней.

Некоторые пасы-знаки почитались наравне с духами: пас на межевом столбе считался духом земли, на ловушках — духом зверей.

Вера в предков

У коми-пермяков очень сильна вера в умерших предков. В сказании о Кудым-Оше говорится о том, что следует посещать «заветные места», то есть захоронения предков, поминать «старых» обрядовой пищей и питьём, а после веселиться, играть и петь. Обряды культа поминовения всегда сопровождаются угощениями душ предков и чтением молитв.

По сей день наблюдаются остатки этой обрядности, когда люди идут на могилы «древних» с полными корзинами поминальной пищи, разными подарками (платки, пояса, деньги). Такие поминки совершают в особых местах, издревле считавшихся священными: Еныб (поле Ена), Вежагорт (святой дом), Вежа ты (священное озеро), Вежашор (священный ручей), Шойнаыб (поле могил).

До сих пор существуют священные сосны (Шапка-пожум) и ели (Сырчик коз).

Коми-пермяки поминают умерших родственников и «старых» в Семик — в четверг на седьмой неделе после Пасхи. В этом ещё раз проявляется переплетение и даже слияние языческих и православных традиций.

Вера в предков поддерживается ещё и мифами о лове (душе) и орте (призраке-двойнике). Лов считается живой энергетической частью, которая после смерти человека уходит к Ену в небо, а орт — это лишь призрак живого, его двойник.

Он после смерти человека уходит вместе с ним в мир подземный. И не лов приходит к людям во сне или воочию, а орт — именно он помнит и печётся о живых родственниках.

По поверьям, орт может и навредить людям, при жизни ему навредившим.

Сила огня и воды

Стихии огня и воды являются особыми объектами верований. Огонь, очаг — это могучая сила в доме и в роду. Это и тепло, и свет, и пища. Его обязаны уважать: нельзя плевать в огонь, нельзя говорить про него плохое. К печи обращаются со словами с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «гориньöй» — «печенька». При битье печи совершается жертвоприношение духу огня.

Огонь — это ещё и защита от болезней. Дзурт-би (скрипучий огонь) — огонь, который добыт древним способом, — очищал от заразы жилища, помещения для содержания скота.

Таким огнём или дымом от него кадили могилы предков, а в наши дни огнём и дымом от свечей кадят поминальную пищу на столе или на могиле. В надежде на благополучие огонь или угли из очага старого дома переносят в очаг нового.

А небесный огонь — молния — очищает землю, поэтому и отношение к ней было не как к разрушительной силе.

Вода у пермяков считалась и считается некой сущностью, которая имеет высшие чудодейственные силы. Вода очищает тело и душу, она является оберегом, лечит физические болезни и избавляет от порчи, сглаза, бессилия.

Воду, так же, как и огонь, не ругают, в неё не плюют, не бросают мусор, ночью её не тревожат. Весной, после вхождения рек в своё русло, береговые родники очищались и одарялись крошками еды, цветными нитками.

Молодожёны приносили реке в третий свадебный день свои дары: жених — монеты, невеста — монеты и цветные нитки или венки.

Рыбак перед своим промыслом приносит воде жертву, чаще — хлеб. После утоления жажды из родника или реки, умывания или купания на реке, после полоскания белья пермяки воду благодарят — бросают нитку, цветок, травинку, редко — мелочь, прося прощения или проговаривая слова с просьбой не сердиться.

Долго плачущего ребёнка, желая избавить от возможного сглаза, и сегодня опрыскивают водой или умывают ему лицо, при наличии, святой водой, либо делают «шома ва» — воду, настоянную на углях или на золе (шом — печной уголь, ва — вода).

Вода, которой мыли иконы или кресты, считается святой, её не выливают на улицу. Такой водой опрыскивают дом, животных, моют больные места, умываются.

Есть на Урале коми-пермяцкие гидронимы с частью «вежа» — «священный»: Вежаю (священная река), Вежашор (священный ручей), Вежайка (от Вежаю), Ве-жаты (священное озеро). Корень «вежа» очень древний, он является общим для пермских языков.

Очевидно, почитание воды сохранилось в народе издревле. Чудодейственной силой, по поверьям, обладают родник Таркэв и речка Вежаю в Кочёвском районе, родники Мироник и Проня-ключ в Кудымкарском районе, ещё несколько водных источников в других районах округа. Массовое посещение родников наблюдается в крещение и в праздник Святой Троицы.

Поклонение божествам и богам

Со временем у предков коми-пермяков стало появляться поклонение мифическим, сверхъестественным существам — богам, божествам. У них было осознание, что у каждой материальной стихии есть некий «хозяин», который управляет ими: у леса — «вдрись», у воды — «ваись».

И у каждого объекта (поля, родника, луга, дома, овина, конюшни) были свои «хозяева».

Этим «пантеоном» управляет верховное божество Ен — (бог, творец) обозначавший саму природу или весь мир, о чём говорят сохранившиеся до сих пор слова и устойчивые сочетания: енвевт (небо), еныс югдö (светает), еныс зэрö (идёт дождь).

Любая мифология творцу противопоставляла иную силу, коей у коми-пермяков оказался Куль. Как правило, тому, что создаёт Ен, Куль создаёт противное.

И ныне в ходу слова, обозначающие нечистую силу и содержащие в себе компонент «куль»: вакуль (ва — вода), вöркуль (вор — лес), кульпиян (пиян — детёныш).

Куля и его помощников принято было задабривать среди рыбаков, охотников, собирателей природных даров.

Одним из мифологических образов является суседку — домовой, по-иному — бо-боль. Хотя он и причисляется к нечистой силе, его задача — охранять дом и домочадцев от самых разных бед. Поэтому к нему отношение уважительное. При переходе в новое жилище его зовут с собой.

Живо поверье, что перед каким-либо важным событием — чаще плохим — суседку производит на спящего человека сдавливающее, удушающее действие, предупреждая его о будущей беде.

И если при этом человек сможет у него спросить, что совершится вскоре с ним, то иногда суседку отвечает.

Многие слова со значением нечистой силы содержат в себе компонент «чуд»: вöчуд (чуд леса), банячуд (чуд бани), кар-тачуд (чуд скотного двора), ыбчуд (чуд поля), öшмöсчуд (чуд колодца, родника). По преданиям, чуды — это мифические существа, злые силы, нечисть, нечто бесовское. Они могли напутать человека или навредить ему чем-либо, например — подменить ребёнка.

В середине XV века в Парму проникает христианство, но коми-пермяки, приняв новую веру, не отказались от своей старой веры до конца и удивительным образом сочетают их в своей повседневной жизни.

Они верят, что старые боги и мифические существа не могли пропасть, а всё материальное на земле коми-пермяками одухотворяется.

И слово «ен» не пропало, им стали называть ещё и православного бога, и все иконы с изображением святых.

Источник: http://xn--c1ajfbilcr1a.xn--p1ai/bt/traditsii-obtchai-i-religiozne-verovaniya-komi-permyakov.html

Проект “Традиции и культура коми народа”

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3

с углубленным изучением отдельных предметов» г. Сосногорска

«Рекомендовано» «Утверждаю»

Председатель МС:______________ Директор СОШ№3______________

И.А. Савельева Т.М.Ручкина

«______» ____________2013г.

Проект

«Традиции и культура коми народа»

Автор: Евсеева Л.В.,

учитель коми языка

Сосногорск, 2013

Пояснительная записка.

Данный проект направлен на воспитание уважительного отношения к культуре и традициям коми народа, сохранение коми культуры и языка, воспитание бережного отношения к культурным ценностям Республики и города.

Занятия по проекту планируется провести во время внеурочной деятельности. Реализация тем данного проекта предполагает и обязательное планирование различного рода занятий с использованием инновационных технологий. В ней также учитываются основные идеи концепции этнокультурного и духовно-нравственного воспитания и программы формирования универсальных учебных действий.

Цель проекта: ознакомить обучающихся с традицией и культурой коми народа.

Задачи:

  • прививать интерес к изучению коми языка;
  • развивать коммуникативные компетенции;
  • воспитывать уважительное отношение к традициям и культуре коми народа, к их языку;
  • повысить уровень знаний учащихся о родном крае.

Актуальность проекта:

Практически в каждой школе Республики Коми преподаётся коми язык, но в городах возникает много проблем, так как нет языкового погружения. Данный проект создан для популяризации коми языка, для повышения мотивации к его изучению.

Проект способствует развитию творческих способностей, навыков говорения и аудирования.

В проекте синтезирован материал по следующим предметам: коми язык, краеведение, природоведение, музыка.

Конечный продукт проекта – это праздник «Коми посиделки», на котором учащиеся смогут показать, чему они научились во время занятий. В празднике планируется привлечь учителей коми языка, физической культуры и музыки, а также пригласить сотрудников Центра Коми культуры и главного редактора газеты «Йöлöга».

Реализация проекта рассчитана на 5 месяцев. Всего: 20 часов занятий. В проекте участвуют обучающиеся 3-6 классов.

План реализации проекта:

Дата Занятие Цель Количество человек
Сентябрь(4 часа занятий)
  1. «Коми народные игры» (2ч.)
  1. «Комиöн ми сьылам-йöктам…» (2 ч.)
Ознакомить обучающихся с коми народными играми, такими как «Шегъясьöм», «Ошкö бабö» и т.д.Ознакомить обучающихся с коми песнями, частушками и умением вести хороводы. 2424
Октябрь(4 часа занятия)
  1. «Коми национальная кухня» (2 ч.)
Ознакомить обучающихся с особенностями и рецептами коми кухни.Повторить лексику на тему «Богатства леса», ознакомить с новыми словами. 24
Ноябрь(3 часа занятия)
  1. «Коми народные гадания» (1 ч.)
  1. «Коми народный костюм» (2ч.)
Ознакомить с особенностями коми костюма. 24
Декабрь(4 часа занятий) (3 ч.)(1 ч.)
  1. Ознакомить с летними и зимними календарно-обрядовыми праздниками народа коми.
  2. Ознакомить с традициями народа коми во время Рождества.
24
Январь(5 часов занятий)
  1. Подготовка к празднику «Рытпук» («Коми посиделки»)

(3 ч.)(2 ч.)

  1. Разучивание песен, частушек, слов к празднику.
  2. Провести праздник «Рытпук»
24

Сценарий проведения праздника «Коми посиделки».

Цель праздника: повысить мотивацию обучающихся к изучению коми языка.

Задачи:

*приобщение детей к творчеству коми народа;

* привитие уважения к народным традициям;

* расширение представлений о культуре коми;

*популяризация коми молодёжной газеты «Йöлöга»

Посиделки проводятся на коми и русском языках, так как дети не в полной мере владеют коми языком.

Праздник проходит в кабинете коми языка, который оформлен как коми изба.

С правой стороны от входа в кабинет стоят столы, с левой стороны находятся зрители, впереди у стены стоят стулья и скамейки для детей-участников посиделок. Ведущий и дети стоят у двери.

В руках у каждого ученика какое-то коми блюдо, которое они приготовили накануне с родителями, по ранее изученным рецептам. Ведущий рассказывает о празднике «Василей лун».

Ведущий: По старому календарю 1 января считался Днём святого Василия, поэтому у коми первый день Нового года назывался «Василей лун». По новому стилю этот день соответствует 14 января.

Праздничные увеселения накануне Васильева дня проходили на посиделках, которые по коми назывались «Рытпук» либо «Войпук». На посиделки ходили и молодые, и пожилые люди, но обязательно с какими-то гостинцами.

На празднике не только пели и плясали, но и играли, и даже работали. И мы сегодня с вами, ребята пойдём на посиделки к тётушке Ольге.

(Дети с блюдами входят в избу)

Дети: Видза оланныд, Ольга тьöт! Ми воим тэ дорö рытпукавны.

Ольга тьöт: Видза оланныд, дона гöстьяс! Пырöй, пырöй! Кутшöм ме рад, мый тi локтiнныд ме дiнö Василей гаж дырйи.

Ведущий: Ми эгö куш киöн локтöй, а гöснечöн. (Дети показывают свои блюда гостям и говорят на коми языке, например: Ме вайи чöскыдчеринянь.

Ме вайи картупеля шаньгаяс. Ме вайи рыська шаньгаяс.)

Все блюда хозяйка кладёт на праздничный стол.

Ольга тьöт: Пуксьöй, гöсьтъяс, лабичьяс вылö, шойччыштöй.

Миян дорö талун локтiс зэв ыджыд гöсьт Сыктывкарысь. Тайö Галина Валерьяновна. Сiйö главнöй редактор Коми Республикаса том йöзлы «Йöлöга» газетын. Ставöн тöданныд «Йöлöга» газетсö? (Дети отвечают, что знают эту газету, потому что они иногда работают по нему на уроках)

Выходит Галина Валерьяновна, рассказывает о себе, о газете «Йöлöга», в игровой форме знакомится с детьми.

Ведущий: Миянö локтiс Медведева Ангелина Александровна. Сiйö уджалö Коми культура шöринын. Ангелина Алексанровна тшöтш кутас миянкöд гажöдчыны. (Ангелина Александровна приветствует детей, рассказывает о ЦКК)

Ольга тьöт: Рытпукъяс дырйи медводз уджалыштiсны, вайö и ми уджалыштамöй.

Ведущий: Медым тiян уджавны эз вöв гажтöм, тöдмалыштöй нöдкывъяс.

Ольга тьöт: Ставсö тай тi тöданныд. Челядь, мый нö тi печкинныд-кыинныд?

Дети: (по очереди отвечают) Например: Ме печка вурун. А ме кыа платтьö. Ме дасьта сетьяс тулыс кежлö, медым чери кыйны.

После этих слов Галина Валерьяновна Макарова проводит коми народные игры.

Ведущий: Аттьö Галина Валерьяновналы тiянöс ворсöдöмысь, а öнi вайö тунасьыштамöй-гадайтчыштамöйöй. А тiян, посни челядь,водзжык на гадайтчынысö, та вöсна ворсыштöй шегйöн.

(Ученики 3-4 класса за столом играют в игру «Шегъясьöм», а дети 5-6-го класса гадают)

Ольга тьöт: (Обращается сначала к детям 3-4 класса, а потом к остальным.) Кажитчис ворснытö шегнад? А тi уна бурторсо кöнкö вöрöжитiнныд? А öнi, челядь, сувтамöй кытшö да сьылыштамöй-йöктыштамöй.

Ангелина Александровна, раздаёт детям коми музыкальные инструменты и показывает.ю как ими пользоваться. Потом все поют заранее изученные песни и танцуют.

Ольга тьöт: А ме радейта частушкаяс! А тi, челядь, тöданныд? Вайö ордйысямöй! Кодi унджык тöдас частушка?

Дети и все желающие поют частушки по очереди, побеждает тот, кто знает больше всех.

После частушек дети 4 класса поют песню «Зиль-зёль», девочки 5-го класса – «Марьямоль».

Стук в дверь.

Ольга тьöт: Да, да, пырöй, кодi кö на кольöма гортас али мый?

Ведущий: (входит ученик 6 класса в охотничьей одежде) Но-о! Иван с охоты пришёл! Мый нö Ваньö кыйин?

Иван: Мый ме кыйи, тöдмалöй ребусъясысь. (на слайде появляются ребусы, дети отгадывают)

Ольга тьöт: Зэв тай бур тэнад, Ваньö, промыселыд вöлöма. Тэ, навернö, сёйны кöсъян? И тi гöсьтяс да челядь кöсъянныд кöнкö чай юыштны? Локтöй, пуксьöй ставöн пызан сайö!

Все гости и ребята угощаются. Директор школы говорит благодарность приглашённым гостям, а детям вручает грамоты за участие в «Коми посиделках».

В конце все гости и дети встают в большой круг и поют песню «Волöй гöсьтъяс миянö…» .

Праздник «Рытпук» очень насыщенный по своему содержанию, ведь дети всегда чем-то заняты, причём деятельность учеников на каждом этапе разная.

Во время проведения праздника дети показывают знания по разным лексическим темам (знакомство, лесные животные и дичь, еда и т.д.).

Показывают знания и умения, которые обрели на занятиях по проекту «Традиции и культура коми народа» (поют песни, частушки, танцуют, играют в шег и т.д.)

Источник: https://multiurok.ru/files/proiekt-moi-krai-rodnoi.html

Культура Коми (стр. 1 из 2)

Введение

Изучением истории культуры и общества занимается множество наук- история, археология, социология, философия и т.д. но есть специальная историческая дисциплина, главная задача которой- изучение характерных черт народов мира.

В отечественной науке эта дисциплина известна как этнография, что в буквальном переводе с древнегреческого означает «описание народов».

Этнография занимается изучением этнической истории народов и народных традиций, реконструкцией древнейших форм общественной жизни и культуры.

В наше время народы коми имеют два литературных языка: коми (зырянский) и коми-пермятский.

Земледелие и животноводство.

Традиционное земледелие у коми связано, по археологическим данным, с культурой перми вычегодской- непосредсвенных предков народа коми. Первоночально, в Х- XI веках, земледелие было подсечно-огневым с ручной обработкой земли.

С XII века начинается переход к пашенному земледелию с использованием тягловой силы скота. Деревянная соха в это время оснащается железными сошниками. С XV века постепенно у коми внедрилось трехпольное земледелие.

Наиболее распространенной зерновой культурой у коми был ячмень. В трудовых песнях северных коми, у которых ячмень был основой земледелия, говорится: «На пригорке мы сидим на поле. Южного склона вы да,дорогие мои плодородные земли!» второе место по значению в хозяйстве занимала рожь .

овес и пшеницу сеяли преимущественно в южных районах и в незначительных размерах. В небольших количествах для личных нужд высевали лен и коноплю. Огородничество было развито слабо; сожали репу, редьку, иногда капусту и лук.

В конце второй половины XIX века стали сажать картофель, а к началу XX века он распространился повсеместно. Картофель, как и овощи, сажали на приусадебных участках .

собственной продукции земледелия в большинстве регионов Коми края хватало лишь на часть года. Недостающее получали в обмен на товарную продукцию охоты и рыболовства. Особенно много ввозилось в край зерна, поскольку хлеб и другие зерновые продукты являлись у коми неотъемлемыми компонентами традиционного питания.

Пахота у коми считалась мужской работой. Под ячмень землю вспахивали один раз, рожь сеяли после трех-четырех разовой вспашки. Основным пахотным орудием у коми была соха с двумя железными сошниками и деревянным отвалом.

В начале XX века у коми, на ряду с сохой, получили распространение более совершенные пахотные орудия: типа вятской косули с ножом и деревянным отвалом, сабан- однолемешное пахотное орудие без резца и другие сохи- односоронки. Все они являются переходными орудиями от сохи к плугу.

При обработки земли на подсеках использовались ручные орудия «куштан», «кокан», «копушай»- нечто среднее между топором и секирой.

Боронили у коми, как и у северорусского населения обычные подростки, от 2 до 4 раз – в зависимости от почвы. Для разрыхления верхнего слоя почвы и заделывания семян на подсеки у коми традиционно использовалась борона-суковатка.

Борона-суковатка самого простого вида представляла собой верхушку ели с отрубленными на необходимую длину сучьями. В пахотном земледелии у коми применялась борона другого типа- рамная с деревянными довольно короткими зубьями.

В конце XIX – начале XX веков в Коми крае появились и получили распространение рамные бороны с железными зубьями и цельнометаллические бороны, которые использовались на тяжелых почвах. В хорошей обработке земли перед посевом коми крестьяне видели залог будущего урожая.

Убирали хлеб в конце июля – начале августа, на Печере- не редко в сентябре месяце. Жали серпами, работа эта традиционно считалась женской. Нередко из-за ранних заморозков хлеб приходилось убирать зеленым.

Для подсушивания снопов хлеба перед молотьбой использовали овины. У коми были известные овины двух типов – ямный и верховой. Ямный овин состоял из двух помещений: подземного ямника и наземного помещение в виде довольно высокого сруба.

Основным орудием молотьбы хлеба у коми был цеп , состоящий из длинной деревянной ручки и более короткого била , соединенного с ней сыромятным ремнем .

У северных коми (на средней Печере , Ижме , Удоре) для молотьбы использовалось другое орудие – кичига, которая изготавливалась из дерева в виде палки с лопастью в форме человеческой ноги. Молотили зерно на специальном сушильном тогу, устроенном на гумне.

Веяли зерно при специальной заточенной лопаты, а молотили его преимущественно на ручных жерновах, в южных районах – водяных мельницах. Для приготовления круп в каждом хозяйстве имелась своя ступа. Для хранения зерна у коми существовали специальные хозяйственные постройки.

Только тогда, когда зерно было помещено в новые амбары, аграрные сельскохозяйственные работы считались в основном законченными. В коми пословице говорится: «В копнах сено, в скирдах хлеб».

Удобной для сельскохозяйственного освоения земли в крае было мало. В начале ХХ века почти повсеместно жаловались на отсутствие в их наделе мест, пригодных для расчистки и распашки.

Урожайность яровых была невысокой. В конце Х!Х- начале ХХ веков участки для подсек отводились за установленную плату. Были годы, в которых разработка подсек запрещалась вообще.

Даже в самые урожайные годы край нуждался в привозном хлебе.

Животноводство в традиционном хозяйстве коми обладает древнейшими традициями, зачатки оседлого животноводства в Прикамье отмечены археологическими памятниками 11 -1 -го тысячелетий до нашей эры. На давние традиции животноводства у коми указывают языковые данные. Основная терминология животноводства в коми языке относится к древним заимствованиям, в частности, из ирландского.

В бассейне Вычегда животноводство зарождается в 1 тысячелетии нашей эры, в ванвиздинской археологической культуре. В археологических памятниках вымской культуры с Х1 – Х11 веков костные остатки коров, лощадей, овец и свиней становятся массовым материалом.

Археологические данные свидетельствуют об использовании лошадей как тягловой силы и в осуществлении не только мясного, но и шерстяного овцеводства.

В дореволюционном хозяйстве коми удельный вес животноводства был особенно высок в северных районах; в южных районах ( на Сысоле и Вычегде) животноводство было почти отраслью хозяйства. Разводили в основном крупно рогатый скот, овей, лошадей. Продукцию животноводства население использовало большей частью для личного потребления.

Лошадь была основной тягловой силой при сельскохозяйственных работах, использовалась она и как транспортное средство, особенно зимой. На лошадях пахали. Бороновали. С их помощью вывозился урожай зерна и сена с участков.

Традиционные ремесла и промыслы

Вплоть до начала ХХ в. Традиционный ремесла коми в значительной мере продолжали оставаться в рамках домашней промышленности.

Тем не менее проникновение капиталистических отношений в сельском хозяйстве коми края вызывало все большую ориентацию на мелкое домашнее производство товарной продукции. В течении второй пол.

Х1Х у коми происходило формирование слоя кустарей – ремесленников, разделение отдельных ремесел (столярное ремесло частично отделилось от плотницкого, обувное от кожевенного и т.д.). Зажиточные ремесленники организовывали мелкие товарные предприятия, на которых работали члены их семей.

Появились и предприятия и мануфактурного типа с использованием наемного труда. Продукция коми ремесленников по мере насыщения местного рынка стала поступать и в другие регионы. Массовым явлением среди коми ремесленников в это время становится отходничество.

Наиболее массовое распространение у коми издавна имели деревообрабатывающие ремесла. Даже простое перечисление жилых и хозяйственных построек, орудий труда или их деталей, средств передвижения и домашней утвари, изготовляемых из древесины различных пород, произрастающих в крае, займет немало времени.

Деревообработка у коми считалась мужским делом, Практически каждый взрослый крестьянин владел технологией и навыками работы по дереву и был способен изготовить из него любой предмет, необходимый в личном хозяйствен.

Вплоть до середины Х1Х века в деревообработке у коми преобладали простейший технологические операции: рубка, обтесывание, долбление, сверление.

В конце Х1Х – начале ХХ вв. Близ Усть-Сысрльска в Богоявленской волости возник центр производства смолы на продажу. Эта смола продавалась на базаре или сдавалась на базаре или сдавалась оптом городским купцам. Некоторые смолокуры развозили свою продукцию на лодках в селения по р. Вычегде и р. Сысоле.

У ижемских коми существенное экономическое значение имело замшеделие, Обработкой оленьих шкур и выделкой из них замши занимались в специально построенных для этой цели помещениях – «Замшевых избах».первые упоминание относятся к 70-м годам ХУ111 в. В середине Х1Х в.

Ижемцы, использую опыт галичских замшеделов, существенно улучшили технологию замшевого производства, стали привлекать наемных рабочих, ввели разделение труда по операциям. Их продукция вышла на всероссийский рынок. Преобладающей формой организации труда а замшеделов были артели. В начале ХХ в. В Печорском уезде Архангельской губернии было 62 замшевых «завода».

На которых трудились 230 рабочих. Сумма произведенной ими продукции достигала 168 тыс. рублей в год.

В нижневычегодской и сысольских волостях Коми края существенное распространение имело занятие заготовления валяной обуви. Катанием обуви занимались исключительно по заказу и из материала заказчика.

Из-за недостатка сырья для катания этот промысел был преимущественно отхожим. Уходили в Вятскую, Пермскую, Оренбургскую, Тобольскую губернии или же в другие волости, преимущественно северные, в своих уездах.

Кузнечно-слесарный промысел в крае был развит слабо, везде работали по заказу. Выльгордские кузнецы в небольших количествах изготовляли для продажи на усть-сысольских базарах топоры, косы, ухваты, кочерги, замки, петли и т.п.

Источник: http://MirZnanii.com/a/134361/kultura-komi

Ссылка на основную публикацию