Весенние грозы в русской литературе

Люблю грозу в начале мая

Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые, Вот дождик брызнул, пыль летит, Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный, В лесу не молкнет птичий гам, И гам лесной и шум нагорный —

Все вторит весело громам.

Ты скажешь: ветреная Геба, Кормя Зевесова орла, Громокипящий кубок с неба,

Смеясь, на землю пролила.

Анализ стихотворения «Весенняя гроза» Тютчева

Тютчев по праву считается одним из лучших русских поэтов, воспевавших в своих произведениях природу. Его лирическим стихотворениям свойственна удивительная мелодичность. Романтическое преклонение перед красотой природы, умение заметить самые незначительные детали – вот главные качества пейзажной лирики Тютчева.

Произведение было создано в 1828 г. за границей, но в середине 50-х гг. подверглось значительной авторской переработке.

Стихотворение «Весенняя гроза» — восторженный монолог лирического героя. Это образец художественного описания природного явления. Для многих поэтов весна – самое счастливое время года. С ней связывают возрождение новых надежд, пробуждение творческих сил.

В общем смысле гроза – опасное явление, связанное со страхом удара молнии. Но многие люди ждут первой весенней грозы, с которой связывают окончательную победу над зимой. Тютчев смог великолепно описать это долгожданное событие.

Грозная природная стихия предстает перед читателем веселым и радостным явлением, несущим в себе обновление природы.

Весенний дождь смывает не только грязь, оставшуюся после суровой зимы. Он очищает людские души от всех негативных эмоций. Наверно, каждый в детстве стремился попасть под первый дождик.

Первую грозу сопровождает «весенний… гром», отдающийся в сознании лирического героя прекрасной музыкой. В звучащую природную симфонию добавляются журчание ручьев и пение птиц. Вся растительность и животный мир торжествуют при этих звуках. Человек также не может остаться равнодушным. Его душа сливается с природой в единой мировой гармонии.

Размер стиха – четырехстопный ямб с перекрестной рифмой. Тютчев использует разнообразные выразительные средства. Эпитеты выражают светлые и радостные чувства («первый», «голубом», «проворный»).

Глаголы и деепричастия усиливают динамику происходящего и часто являются олицетворениями («резвяся и играя», «бежит поток»).

Для стихотворения в целом характерно большое количество глаголов движения или действия.

В финале поэт обращается к древнегреческой мифологии. Это подчеркивает романтическую направленность творчества Тютчева. Использование эпитета «высокого» стиля («громокипящий») становится заключительным торжественным аккордом в природном музыкальном произведении.

Стихотворение «Весенняя гроза» стало классическим, а его первая строка «Люблю грозу вначале мая» часто употребляется в качестве крылатого выражения.

Популярные тематики стихов

Читать стих поэта Федор Тютчев — Весенняя гроза (Люблю грозу в начале мая) на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Источник: https://rustih.ru/fedor-tyutchev-vesennyaya-groza-lyublyu-grozu-v-nachale-maya/

Гроза, молния и гром в художественной литературе и

Гроза, молния и гром в художественной литературе и физике. Ученица 9 класса Туманненской СОШ: Свириденко Наталья Учитель: Брызгалова Е. С.

Немного истории… • М. В. Ломоносов (1711 -1765) и Бенджамин Франклин (1706 -1790) приложили немало сил для доказательства того, что молния – это искра. • Георг Рихман (1711 -1753) поплатился своей жизнью при попытке отвести молнию в Землю через проводящий ток бечевку – хвост воздушного змея, запущенного в небо во время грозы.

Задачи моего исследования: 1. Познакомиться с описанием грозы, грома и молнии в художественной литературе. 2. Выяснить что такое гроза, гром и молния. 3. Что возникает раньше гром или молния? 4. Всегда ли гроза сопровождается громом и молнией? 5. Узнать какие виды молний существуют.

Весенняя гроза Ф. И. Тютчев Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. Гремят раскаты молодые, Вот дождик брызнул, пыль летит, Повисли перлы дождевые, И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный, В лесу не молкнет птичий гам, И гам лесной и шум нагорный. Все вторит весело громам. Ты скажешь: ветреная Геба, Кормя Зевесова орла, Громокипящий кубок с неба, Смеясь, на землю пролила.

Начало 1850 -х годов

К. К. Случевский *** Упала молния в ручей. Вода не стала горячей. А что ручей до дна пронзен, Сквозь шелест струй не слышит он. Зато и молния струя, Упав, лишилась бытия. Другого не было пути… И я прощу, и ты прости.

Под дождем А. Н. Майков Помнишь: мы не ждали ни дождя, ни грома, Вдруг застал нас ливень далеко от дома; Мы спешили скрыться под мохнатой елью…

Руслан и Людмила А. С. Пушкин …Вдруг Грянул гром, свет блеснул в тумане…

Мастер и Маргарита М. И. Булгаков Другие трепетные мерцания вызывали из бездны, противостоящей храму на западном холме, дворец Ирода Великого, и страшные безглазые золотые статуи взлетали к черному небу, простирая к нему руки. Но опять прятался небесный огонь, и тяжелые удары грома загоняли золотых идолов во тьму.

Грозаатмосферное явление, при котором в кучево-дождевых облаках или между облаком и земной поверхностью возникают молнии.

Молниягигантский электрический искровой разряд между облаками или между облаками и земной поверхностью длиной несколько км, диаметром десятки см и длительностью десятые доли секунд. Виды разрядов

Гром звуковое явление в атмосфере, сопровождающее молнию. Вызывается колебаниями воздуха в результате быстрого нагревания и расширения (а, следовательно, повышения давления) воздуха на пути молнии.

Молния – это свет, т. е. электромагнитная волна. Её скорость – 30000 м/с Гром – это звуковая волна. Её скорость – 330 м/с. ЗНАЧИТ: молния появляется раньше.

Гроза всегда сопровождается молнией, а, следовательно, и громом. Без них это просто ДОЖДЬ.

Виды молний • • Линейная Шаровая

Виды разрядов • Дуговой • Тлеющий • Коронный

Интересные цифры о молнии • Напряжение между облаками и землей 10 8 -10 9 В • Сила тока колеблется от десятков до сотен ампер • Диаметр светящегося канала 10 -20 см

Литература: 1. Китайгородский А. И. Физика для всех: Электроны. М. : Наука. Главная редакция физикоматематической литературы, 1982. 2. Три века русской поэзии. Антология: В 2 т. Т. 1: 1819 в. в. – М. : Литература, Мир книги, 2003. 3. «Советская энциклопедия» . Издание четвертое. М, 1988 4. Семке А. И. Физика + литература // Физика № 15, 2000

Дуговой разряд Получил впервые В. В. Петров еще в 1802 г. Для поддержания разряда нужно напряжение, порядка 40 -50 В. Ток может достигать сотен ампер, поскольку сопротивление светящегося газового столба невелико. Используется: при сварке и резании металлов, а также в электрометаллургии.

Тлеющий разряд Происходит в газосветных трубках, или как их еще называют, лампах дневного света. Трубка конструируется и наполняется газом (давление существенно меньше атмосферного) так, чтобы обеспечить ее работу в условиях напряжения, превосходящего напряжение зажигания. Газосветная трубка зажигается не сразу.

Коронный разряд Он наблюдается при атмосферном давлении в сильно неоднородном поле, например вблизи проволок или заострений. Можно сказать, что коронный разряд – это неполный пробой газового промежутка. Корона светится лишь в том небольшом участке около острия, внутри которого существует электронная лавина.

Линейная молния это искра, которая проскакивает между двумя облаками заряженными электричеством разных знаков.

Шаровая молния Это светящие шары газовой плазмы диаметром 10 -20 см. Они медленно двигаются, а иногда стоят на месте. Существуют несколько секунд или минут, а затем исчезают с сильным взрывом. Очень ярко светят, но притом не имеют никаких очевидных источников энергий.

Источник: http://present5.com/groza-molniya-i-grom-v-xudozhestvennoj-literature-i/

Природные явления – описание грозы описание молнии описание тумана – явления природы ростов

ТОЛЬКО В ЭЛЕКТРОННОЙ ВЕРСИИ

Природа донского края

См. также:
Попов Н. В. Фенологические наблюдения
Весна и лето в произведениях М. Шолохова
Описание природы в произведениях Г. Колесникова. Природа Ростова-на-Дону

Явления природы. Гроза, молния, дождь, туман

Описание грозы

Стремительно и напористо из-за горизонта надвинулась темная туча и как-то разом заволокла небо. Накрепко заточила яркое солнце в свою темницу. Стало хмуро. На какой-то миг все притихло, но только на миг.

Словно спохватившись, задул резкий холодный ветер и поднял на реке злые черные волны. Ослепительная молния вспорола небо. И сейчас же, резко и пугающе, как выстрел, прогремел гром. На Дон с неба обрушилась лавина дождя. Он хлестал по волнам толстыми плетями.

А волны, огрызаясь, били навстречу тугим дождевым нитям. И в борт теплохода волны колотили шумно и угрожающе.

Молнии вспыхивали почти непрерывно одна за другой. Не утихая, гремела в тучах гулкая небесная канонада. И от этого блистания и грохотания трепетно сжималось сердце… Гроза бушевала долго, по меньшей мере минут тридцать.

И оборвалась она так же разом, как и началась. Тучи разбежались и исчезли за горизонтом. Еще ярче засияло солнце, переливаясь мириадами радуг в каплях, повисших на листьях деревьев.

Постепенно успокаиваясь, как после отбитой атаки, угомонился и рассвирепевший было Дон.

Колесников Г. Гроза // Тайны степного леса / Г. Колесников. Ростов н/Д, 1987. С. 330

Ночная гроза

Все мне кажется, что молния в ночную грозу пытается вырваться из какого то плена: вспорет черноту неба, обдаст землю могучей волной света, но небо мгновенно захлопывает створки, и молния яростно рычит где-то за непроницаемой стеной своей темницы, чтобы снова – пусть на миг только – но прорваться светом сквозь ненавистную тьму.

Колесников Г. Плененная молния // Тайны степного леса / Г. Колесников. Ростов н/Д, 1987. С. 338.

Перед дождем

Все стало ярко-серым. Полосы дождя где-то далеко от настемнили небо под тучами. Серебристо-сизая тучка все-таки прикрывала солнце, а оно в отместку раскалило ее край, и он засверкал расплавленным серебром…

А над нашей головой замельтешили редкие капли. Вот-вот хлынет дождь при ярком солнце. Слепой дождь!

Колесников Г. Преддождье // Тайны степного леса / Г. Колесников. Ростов н/Д, 1987. С. 336.

Описание тумана

На стыке тепла и холода гремят поздние осенние грозы. А когда остаются еще жаркие дни и наступают уже студеные ночи, над Волгой и Доном поднимаются туманы…

На рассвете меня разбудила тишина. Машины теплохода остановились и замолчали. Я вышел на палубу. Все окрест было плотно окутано влажным и непроницаемо белым дымом тумана. Геде-то совсем рядом смутно просматривались очертания какого-то судна. Как наш теплоход, оно стояло на якоре.

Что-то из старой сказки – тревожное и загадочное – заволокло душу. Поеживаясь от холода, я ждал на палубе появления солнца. Видимо, оно уже поднялось из-за горизонта. На востоке сквозь туман проступала еле различимая розоватость. Яснее стали очертания баржи рядом с нами.

Это было самоходка – теперь она обозначилась совсем ясно. Туман исчезал как-то неприметно. Прояснились берега. Желтые березы на них. Впереди замаячили белые бакены. Как-то вдруг на небе вспыхнуло горячее солнце. Перед нами раскрылась тихая просторная река.

Послышалась команда, загремели цепи поднимаемого якоря.

Переждав туман, теплоход отправился в путь.

Колесников Г. Туман // Тайны степного леса / Г. Колесников. Ростов н/Д, 1987. С. 340.

Источник: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m9/0/art.aspx?art_id=1075

Презентация на тему “Образ грозы в произведениях поэтов XX века”

  • Скачать презентацию (0.15 Мб)
  • 4 загрузки
  • 4.0 оценка

ВКонтакте

Одноклассники

Facebook

Твиттер

Телеграм

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

Презентация для школьников на тему “Образ грозы в произведениях поэтов XX века” по литературе. pptCloud.ru — удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.

  • Форматpptx (powerpoint)
  • Количество слайдов19
  • Аудитория
  • Слова
  • КонспектОтсутствует
  • Слайд 1Рябцева Яна,10 класс Руководитель – Тяжелкова Л.Н.
  • Слайд 3стихи о грозе поэтов второй половины XX века
  • Слайд 4словесное выражение образа грозы в стихотворениях
  • Слайд 5выяснить, какими средствами художественной выразительности создается образ грозы поэтами XX века, что у них общее, что является особенностями индивидуального стиля каждого поэта
  • Слайд 7СТИХИ: «Гроза» Павла Когана, Василия Федорова, Николая Заболоцкого; «Гроза идет» Николая Заболоцкого, «Гроза в Новочеркасске» Анатолия Софронова, «Грянул гром нежданно, наобум…» С.Я.Маршака, «Перед дождем» А Твардовского.
  • Слайд 8У Александра Твардовского: Добрый гром далеко где-то Прокатился краем неба…
  • Слайд 9Остерегись, когда гроза! Огни и громы Так неистовы…
  • Слайд 10Косым, стремительным углом И ветром, режущим глаза … На землю падала гроза.
  • Слайд 11Грянул гром нежданно, наобум – Яростный удар и гул протяжный. А потом пронесся легкий шум, Торопливый, радостный и влажный. Дождь шумел негромко, нараспев, Поливая двори крышу дома, Шепотом смиряя буйный гнев С высоты сорвавшегося грома.
  • Слайд 13Истомленная земля, долгожданный дождь, каляная листва («каляный – разг.- об одежде, ткани; ставший жестким, несгибаемым от холода, влаги» – Толковый словарь Ожегова), грозным подпором, добрый гром, полным летом, темная туча, земля похолоделая, дорога опустелая – А.Твардовский
  • Слайд 14Сумрак восторга,краткая ночь вдохновенья, человеческий шорох травы, вещий холод, медлительное появленье, темная вода, светлоокая дева, над просторами круга земного, в дивном блеске своей наготы, белое облако, сияющий дождь, счастливые цветы; нахмуренная туча, огромна и тягуча (туча), сломанные молнии, каменный гром, робкие шаги, мертвая корона (о кедре), темный небосклон, живое сердце древесины, почерневшие иглы, дерево печали, лютый голод. – Н Заболоцкий
  • Слайд 15Косым, стремительным углом (о молнии); ветер, режущий глаза; Яростный удар, протяжный гул, легкий, торопливый, радостный шум; буйный гнев, с высоты сорвавшийся гром; грянул нежданно, наобум; шумел негромко, нараспев; шепотом смиряя – С.Я.Маршак
  • Слайд 16Громы неистовы; небесная коса (молния) – В.Федоров. Содрогаясь от мук, пробежала … зарница; молния мысли; стекает…замирая в восторге, вода; травы падают в обморок; счастливые цветы; нахмуренная туча; (туча) движется …с фонарем в приподнятой руке; (у клена): живое сердце древесины, рана от огня – Н.Заболоцкий
  • Слайд 17Земля истомленная; из-за моря поспешая, туча…поднималась, точно в гору; обрый гром… прокатился – А.Твардовский. Падала гроза …звенела; с размаху вышибая дверь в стремительность и крутизну; сосен мирные ряды; (гроза) задохнулась и в кусты упала; устало высохла трава – П. Коган.
  • Слайд 18У каждого из поэтов есть свои определенные особенности. Можно восхититься искусством авторов, тем, как, умело используя в своих стихотворениях различные средства словесной выразительности, создают они удивительные, по-своему оригинальные, неповторимые образы грозы.
  • Слайд 19БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ
Читайте также:  М. ю. лермонтов "выхожу один я на дорогу": анализ стихотворения

Посмотреть все слайды

Источник: https://pptcloud.ru/literatura/slovesnoe-vyrazhenie-obraza-grozy-v-proizvedeniyah-poetov-xx-veka

Анализ стихотворения Весенняя гроза Тютчева

Стихотворение “Весенняя гроза” было написано Тютчевым в 1828, именно в это время поэт пребывал в Германии. Основной особенностью данной работы стало то, что Тютчев сначала написал один вариант, а в 1854 году-второй, в последнем же он изменил первую строфу и добавил вторую.

Основная тема стихотворения кроется в самом названии, это конечно же-гроза. Для Тютчева это явление было чем-то необычным, рождающим новое, какое-то движение.

Федор Иванович в “Весенней грозе” провел некую грань между природой и людьми, сравнил грозу с временем молодости. Единство природы с человеком выражается при помощи ярких образов неба, воды и солнца.

Также видно, что автор наделяет окружающий мир человеческими качествами. Например, мы видим, как гром резвится и играет, а туча смеется.

В стихотворении раскрывается один лишь образ, образ грозы. Различные художественные средства дополняют и украшают картину. Большое количество глаголов позволяет происходить быстрой смене картин.

Тютчев решил направить своё внимание на одном моменте из жизни, показ грозу с особой стороны.

5, 7, 10 класс

Анализ стихотворения «Весенняя гроза» Тютчева 5 класс

Великий русский поэт Фёдор Иванович Тютчев любил и воспевал природу. А любимым временем года поэта была весна — время обновления всего живого, начало новой жизни. Тютчев посвятил весне множество стихов: «Весенние воды», «Зима недаром злится … », «Ещё земли печален вид … ». Одно из самых известных
стихотворений — «Весенняя гроза».

Это стихотворение наполнено радостью и ликованием. Поэт изображает грозу — природное явление, обычно вызывающее страх и тревогу. Но гроза у Тютчева совсем другая. Она прекрасная и сильная, весёлая и торжествующая, освежающая и вселяющая чувство восторга. Мы видим это природное явление в развитии: его начало, саму грозу и её окончание.

Поэт не скрывает своих чувств. Он любуется и восхищается стремительной и бурной жизнью природы. С восторгом и воодушевлением Тютчев описывает весеннюю грозу. Мы словно слышим звуки, которыми наполнено произведение: раскаты грома, шум воды, птичьи голоса.

Выразительность и яркость стихотворению придают метафоры (перлы дождевые, солнце нити золотит), олицетворения (всё вторит весело громам), сравнения (гром, как бы резвяся и играя, грохочет). Всё в природе гармонично и созвучно одно другому.

Гроза символизирует жизнь, движение, мощь и силу природы.

Поражает мастерство поэта, которому удалось передать читателям своё ощущение ликующей радости. Вместе с Тютчевым хочется любоваться природой и восхищаться каждым из ее проявлении.

Анализ стихотворения Тютчева «Весенняя гроза»

Поэт Фёдор Иванович Тютчев уроженец Овстуга, что на Брянщине.

Своё детство и юношество провёл он именно здесь, откуда и пошла его трепетная любовь к русской природе, которую он сохранил несмотря на своё длительное, более двадцати лет, проживание за границей во Франции. Любовь поэта к родному языку и родному живописному Русскому краю, который он воспевает в своих стихах, только возросла.

О весенней природе, её красоте и игривости, поэт пишет в стихотворении «Весенняя гроза». Четверостишья в стихотворении словно связаны между собой невидимой нитью, они переливаются и плавно переходят один в другой, как бы играючи.

«Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвясь и играя,

Грохочет в небе голубом».

С первых строк перед нами предстаёт весенняя природа, первый гром и лёгкий дождик. Автор воспевает красоту весенней природы, её неповторимость и величие. Очень красочно и ярко звучат строки, они переполнены восторгом и радостью. Нам открываются невидные с первого взгляда явления, на которые мы не обращаем внимания .

«Гремят раскаты молодые, Вот дождик брызнул, пыль летит, Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит».

Стихотворение переполнено красочными художественными эпитетами, которые использует автор. «громокипящий кубок». «в небе голубом», «весенний, первый гром», «проворный поток», «раскаты молодые», «проворный поток» и другие.

Поэт олицетворяет явления природы, приписывая им черты свойственные живым существам. Так у него гром – резвясь и играя, как малый ребёнок. Поток – бежит, а туча – проливает дождь смеясь.

Автор этим подчёркивает что природа – жива, и ей свойственны как любому человеку разные настроения.

Каждое слово в стихотворении уместно и имеет смысл. Основной стихотворный размер, который использует автор — четырёхстопный ямб. Несмотря на краткость стихотворения, Фёдор Иванович Тютчев является гениальным поэтом, так как стихотворения его настолько звучны и просты, что к ним нечего уж больше добавить. Настолько они целостны.

Стихотворения Тютчева заставляют нас взглянуть на мир и природу другими глазами, заметить те явления, что раньше были незаметны нашему глазу. Они переполнены положительными эмоциями, воодушевлением и восхищением красотой природы, праздником и любовью. В его стихах образы людей и природы, несомненно связаны в единое целое.

Анализ стихотворения Тютчева Ф.И. “Весенние гроза” 10 класс

«Люблю грозу в начале мая…»- так начинается стихотворение Тютчева «Весенняя гроза», написанное им за границей в начале 1850-х годов.

В его названии прилагательное «весенняя» привносит определённый смысл: весна для Тютчева – символ обновления природы и человеческой души. Вот почему всё стихотворение наполнено дыханием «настоящего, счастливого» майского дня.

Построенное как монолог лирического героя, оно трогает искренностью и подкупает своей простотой.

Поэт приходит в восторг, любуясь игрой молодого грома, который сильно и громогласно заявляет о торжественном шествии весны, задавая всему живому радостный, мажорный тон. На его звуки откликаются журчащие молодые ручьи, ему вторят шумные горные потоки.

Поэт – философ Тютчев считает природу частью микрокосмоса, где царит гармония и порядок, и весенняя гроза воспринимается нами как живая, очищающая стихия, многоголосый оркестр, управляемый невидимым дирижёром.

Подтекст стихотворения, сквозные образы – небо, земля, солнце и вода – передают идею единства природы и человека. Сияние и свет, которым наполнено художественное пространство, символизируют начало, объединяющее мир.

Поэт подчёркивает соединение этого божественного начала с природой и вводит мотив древнегреческих мифов. Богиня вечной молодости Геба в шутку, смеясь, пролила на землю гром и молнии и радуется вместе с ликующей природой.

https://www.youtube.com/watch?v=063h1TXvIY0

Картина весенней грозы у Тютчева представлена великолепными деталями («первый гром», «раскаты молодые», «поток проворный», «шум нагорный»), насыщена красками («небо голубое», «солнце нити золотит») и звуками («гром грохочет», « гремят раскаты»). При помощи инверсии поэт выделяет наиболее значимые в смысловом отношении слова.

Поражает звуковая организация этого стихотворения. Аллитерации «г» и «р» помогают услышать звуки грозы, обилие сонорных согласных делают произведение мелодичным и музыкальным.

Стихотворение полно ярких метафор, олицетворений, эпитетов (« повисли перлы дождевые», «ветреная Геба», «громокипящий кубок», «гром резвится и играет»), которые делают образы яркими, зримыми, придают речи красочность и выразительность. Написанное четырёхстопным ямбом, облегчённым пиррихием, это произведение необычайно мелодично.

Лёгкость стихотворения достигается за счёт чередования мужских и женских клаузул. Изобилие глаголов и отсутствие кратких прилагательных и причастий указывает на наличие действия, развития жизни, подчёркивает величие и значимость происходящего в природе.

По мнению Тютчева, мир весенней природы («гам лесной», «птичий гам», «шум нагорный», «звуки проворного потока») – это воплощение идеальной светлой чистоты. Поэт наслаждается этой чистотой и искренне признаётся в своих чувствах: «Люблю…».

Поражает и то, что о вечных проблемах мироздания можно написать стихотворение, которое позволяет нам ещё и ещё раз окунуться в светлый и загадочный, таинственный и величественный мир природы, попытаться разгадать её великую тайну.

Текст «Весенняя гроза» Ф.Тютчев

Гремят раскаты молодые, Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный, В лесу не молкнет птичий гам, И гам лесной и шум нагорный —

Все вторит весело громам.

Ты скажешь: ветреная Геба, Кормя Зевесова орла, Громокипящий кубок с неба,

Смеясь, на землю пролила.

Анализ №4

Федор Тютчев является одним из родоначальников романтизма в русской литературе. Поэт и дипломат, многие годы проживший за границей, сумел гармонично соединить в своем творчестве западные и славянские традиции, подарив миру десятки удивительных по красоте, ярких, образных и наполненных светом произведений.

Одним из них является стихотворение «Весенняя гроза», написанное в середине 50-х годов 19 века. Как и многие приверженцы романтизма, Федор Тютчев решил сконцентрировать свое внимание на отельном, мимолетном мгновении жизни, преподнеся его таким образом, что и по сей день обычной майской грозой, мастерски воплощенной в стихах, восхищаются тысячи поклонников классической литературы.

С первых строчек этого произведения Федор Тютчев признается в любви к весенней грозе, которая для поэта является не просто явлением природы. Ее Тютчев воспринимает с философской точки зрения, считая, что теплый майский дождь приносит земле очищение и заставляет ее окончательно пробудиться после зимней спячки.

Весеннюю грозу поэт отождествляет с молодостью, беспечностью и беззаботностью, проводя тонкую параллель между природой и людьми. По его мнению, именно так же ведут себя молодые люди, покинувшие отчий дом и делающие первые самостоятельные шаги во взрослой жизни.

Оно словно бы пробуждаются ото сна, стремясь покорить мир и заявить о себе в полный голос.

Весенний гром, весьма красочно и ярко представленный поэтом в стихотворении, можно сравнить со всплеском эмоций и этапом духовного становления юноши. Вырвавшись из-под родительской опеки, он переосмысливает многие жизненные ценности, обновляется и пытается постичь все то, что до недавнего времени являлось для него тайной за семью печатями.

«С горы бежит поток проворный», — именно эти строчки как нельзя лучше подходят для описания большинства молодых людей, которые еще не определились со своим жизненным выбором, но упрямо несутся вперед, подчас сметая все на своем пути. Им нет нужды оглядываться назад, так как они легко расстаются с прошлым, мечтая, чтобы будущее как можно скорее стало реальностью.

И лишь с возрастом, когда годы берут свое, наступает период переосмысления тех поступков, желаний и стремлений, которые свойственны юности. Поэтому в подтексте стихотворения «Весенняя гроза» легко угадывается некоторая ностальгия поэта по тем временам, когда он был молод, свободен, полон сил и надежд.

Описывая обычное явление природы, Тютчев словно бы подбадривает потомков, отмечая, что процессы становления личности также неизбежны, как майский дождь, который не бывает без грома и молний.

И чем сильнее сотрясаются нравственные и моральные устои молодого человека, тем скорее он сможет научиться отделять правду ото лжи, а добро от зла.

Финальное четверостишье «Весенней грозы» посвящено мифическому сюжету, в котором с присущей для Тютчева образностью предпринята попытка дать объяснение природному явлению с точки зрения древнегреческого эпоса.

Читайте также:  Баобабы - жизнелюбивые и щедрые гиганты

Однако волшебный сюжет, повествующий о богине Гебе, которая во время кормления орла уронила на землю кубок и пролила питье, чем вызвала дождь и грозу можно трактовать и с философской точки зрения. Этим метафоричным приемом поэт хотел подчеркнуть, что в нашем мире все циклично.

И спустя сотни лет все так же будет греметь майский первый гром, и так же представители нового поколения будут считать, что этот мир принадлежит только им, еще не успевшим постичь горечь разочарования, вкус побед и спасительное умиротворение мудрости.

А потом вновь все повторится, словно весенняя гроза, которая дарит чувство очищения, свободы и покоя.

«Весенняя гроза», анализ стихотворения Тютчева 7 класс

Отличительная особенность раннего стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза» – его двойная датировка. Стихотворение было написано поэтом в 1828 году во время его пребывания в Германии и опубликовано в журнале «Галатея». Тютчев вернулся к произведению спустя четверть века, в 1854 году: во втором варианте была переработана первая строфа и добавлена вторая строфа.

Основной темой стихотворения является гроза. Гроза для Тютчева – это, прежде всего, движение, знаменующее перемены, рождение чего-то нового.

Тютчев проводит тонкую параллель между природой и миром людей, отождествляя весеннюю грозу с порой молодости – временем становления человеческой души.

Шагнув из детства во взрослую жизнь, молодость старается громогласно, во всеуслышание заявить о себе.

Идея единства природы и человека, как ее неотъемлемой части, передается в стихотворении с помощью сквозных образов неба, воды, солнца. Тютчев олицетворяет природные явления, приписывая им черты человека. В «Весенней грозе» гром резвится и играет, как маленький ребенок, поток бежит, а туча проливает воду, смеясь.

Романтическое стихотворение построено как монолог лирического героя. Композиция произведения включает четыре строфы.

В первой из них поэтом определяется тема и вводится главный образ – гроза, в двух последующих строфах разворачиваются сменяющие друг друга кадры картины грозы.

Заключительная строфа с помощью отсылки к древнегреческой мифологии еще раз перефразирует образ грозы. подчеркивая единение природы с божественным началом, объединяющим мир, и цикличность самого мира.

Легкость звучания и мелодичность стихотворению придает характерный для Тютчева четырехстопный ямб с пиррихием. В «Весенней грозе» использована перекрестная рифмовка, с чередованием мужской и женской рифм.

Единый поэтический образ стихотворения – гроза – раскрывается поэтом при помощи разнообразных художественных средств. Обилие сонорных согласных и использование аллитерации «г» и «р» («гремят раскаты».

«гром грохочет» ) создают яркую звуковую картину грозы. Развитие действия, движение передается в стихотворении обилием глаголов в личной или деепричастной форме (грохочет, резвяся, играя, летит, не молкнет, бежит ).

Насыщенность глаголами позволяет создать эффект кадров быстро сменяющейся картины грозы.

Особую выразительность стихотворению придают яркие, точно подобранные тропы. эпитеты (раскаты молодые, громокипящий кубок, перлы дождевые ), метафоры (солнце нити золотит ), олицетворения (поток бежит ), инверсия (поток проворный, гам лесной ).

Сконцентрировав внимание на одном, отдельно выхваченном мгновении жизни – весенней грозе, Тютчев великолепно воплотил ее описание в поэтическую форму, придав природному явлению философский смысл.

5 класс, 7 класс

Послушайте стихотворение Тютчева Весенняя гроза

Темы соседних сочинений

← Весенние воды↑ ТютчевВолна и дума →

Источник: https://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/tyutcheva/vesennyaya-groza

Анализ стихотворения «Весенняя гроза» Тютчева

Федор Тютчев достаточно рано приобщился к литературе и сформировался как поэт. Сразу после окончания Московского университета он получает место за границей, в Германии, и отправляется в столицу Баварии, город Мюнхен.

Там Федор Иванович пребывает достаточно большую часть своей жизни, двадцать два года. Но, несмотря на это, он питает особую любовь и теплоту к русскому слогу, культуре, а в особенности, к русской природе.

И именно в воспевании красот русских полей, гор, рек наиболее ярко отразился выдающийся талант поэта. Одним из самых знаменитых стихотворений на эту тему является произведение «Весенняя гроза». Стихотворение имеет двойную дату.

Написано оно было в 1828 году и опубликовано в журнале «Галатея», но после этого Тютчев вернулся к нему в 1854 году, переработав первую строфу и добавив вторую.

Первое, что бросается в глаза при анализе стихотворения — это изображение явлений природы как нечто величественного, красивого. Гроза представлена читателю совсем под иным углом. Не грозной и устрашающей, а прекрасной, сильной, торжествующей. Обращая внимание на эту особенность можно уловить мысль о том, что автор показывает обратную сторону не только грозы, но и самой жизни.

Возможно, он пытается научить нас смотреть на буйства и грозы жизни положительно. Многие процессы являются олицетворением жизни во всей ее живости, она бурлит, искрится, сияет.

Ничего не стоит на месте, картина динамична, все движется, весенний гром грохочет «как бы резвяся и играя», а ему подпевая вся природа вторит: брызжет дождь, летит пыль, поют птицы, с гор стремительно и проворно льется водопад.

Автор стихотворения восхищается описанной им природой. Он воспевает с любовью и восторгом весеннюю грозу и сопутствующие ей явления. Читая написанные им строки, мы словно переносимся в тот мир, видим все то, что видел поэт, когда писал произведение, слышим журчание воды, пение птиц, величественные раскаты грома, вдыхаем свежесть, оставшуюся после весеннего дождика.

Также можно заметить метафоричность всех описанных действий природы, выявляя философский смысл. Поток, проворно бегущий с горы, напоминает нам юношу, который только что вышел из под опеки родителей.

А гром — это буйство чувств, эмоций и ощущений внутри него от полученной неограниченной свободы.

Была зима, и юноша спал, находясь под постоянным контролем своих родителей, но все ожило, пробудилось, жизнь в нем забурлила как только наступила весна, как только он вырвался из под опеки.

Стихотворение состоит из четырех строф. Каждая из которых органично перетекает в другую. Первая строфа вводит читателя в курс дела, обобщенно сообщая о происходящем и задавая направление мыслей:

Источник: http://sochinyalka.ru/2017/03/analiz-stihotvorenija-vesennjaja-groza-tjutchev.html

Парфёнова Раиса | | Журнал «Литература» № 14/2001

Особенно плодотворной представляется сопоставительная работа, когда мы говорим о художественных произведениях разных веков. В этом случае наглядно будут представлены процесс поступательного развития литературы и изменение взглядов художника слова на окружающий его мир.

Проследим это на примере двух лирических произведений о природе – стихотворений о грозе Н.А. Заболоцкого и Ф.И. Тютчева.

Перед уроком предлагаются следующие вопросы:

  1. Сравните стихотворение Н.А. Заболоцкого «Гроза» со стихотворением Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза».

  2. Какая картина грозы вам кажется ярче, образней? Почему?
  3. Как вы понимаете символический образ “светлоокой девы”? В чём смысл обращения к мифологическим образам в стихотворениях Тютчева и Заболоцкого?
  4. Какими художественно-изобразительными средствами пользуются поэты для воплощения своего замысла?

Учащимся предстоит решить нелёгкую задачу: увидеть, как изменилось мировосприятие поэтов разных эпох, наблюдающих одно и то же явление – грозу, в чём сходство и различие изображённых картин.

B начале обратимся к «Весенней грозе» Тютчева. Ф.И.

 Тютчев “мог откликнуться на любое событие природы и запечатлеть его” (1, 4; здесь и далее в скобках после цитаты первая цифра – порядковый номер книги в перечне литературы, помещённом в конце статьи, вторая – номер страницы).

Его поэзия отразила многообразную жизнь природы, она для поэта живая, чувствующая, таинственная. Она для него единственная живая реальность в сравнении с мимолётностью человеческого существования.

Особое место в его творчестве занимают стихи, посвящённые весне. Это самые радостные, самые жизнеутверждающие произведения Тютчева («Весеннее приветствие стихотворцам», «Весенние воды», «Ещё земли печален вид…», «Весна», «Зима недаром злится…», «Весенняя гроза»).

Это объясняется тем, что поэт любил жизнь, почти физически ощущал её “переизбыток”, разливающийся в природе с наступлением весны. Весна у Тютчева – символ обновления жизни и души человеческой.

Его «Весенняя гроза» – это лирическое повествование об обновлении природы под воздействием стихийного природного явления впечатляющей силы – грозы. Картина грозы у Тютчева представлена не только словесными образами.

Она полна движения (поток бежит, пыль летит), насыщена яркими красками (небо голубое, солнце нити золотит), звуками (гром, резвяся и играя, грохочет, гремят раскаты, не молкнет птичий гам, шум нагорный – всё вторит весело громам).

Стихотворение, как это часто бывает у поэта, начинается с объяснения в любви: “Люблю грозу…” Далее рождается звук, который заполняет всё пространство «Весенней грозы», – звук грохочущего грома.

Эта весёлая гроза разражается в “светлом мире”.

Радостное, мажорное настроение стихотворения объясняется не только тем, что весенняя гроза – шутка Гебы, которая, смеясь, пролила на землю “громокипящий кубок”, но и тем, что она обновляет природу и душу человека.

Четвёртая строфа стихотворения иллюстрирует идею “единства и одушевлённости природы с мифологической персонификацией” (2, 57):

Обсуждая с невидимым собеседником грозу, поэт словно утверждается в божественности происходящего. Тютчеву свойственно обожествлять окружающий мир и тесно связывать явления природы с чувствами и мыслями человека. Ему, человеку, дороги гром, дождь, они стали предметом его размышлений, обобщений, сопоставления, другими словами – творчества.

Мифологические образы, появившиеся в последней строфе, не только блестяще завершают сюжет о ливне, грозе, но и придают ему эпический размах.

Четвёртая строфа “выступает не в качестве необходимой сюжетной развязки, а как мифологическая иллюстрация целого…

По своему образному ряду она из прошлого, по своему поэтическому качеству она великолепна, украшенная эпическим эпитетом «громокипящий кубок»” (1, 35).

Новое в стихотворении – “непосредственность присутствия земных собеседников, откликнувшихся на божественный глас: один – любовью, другой – пониманием” (1, 38).

Первый вариант «Весенней грозы» был опубликован в 1829 году и содержал всего три строфы. Не было второй строфы варианта, ставшего хрестоматийным. 25 лет спустя в «Современнике» «Весенняя гроза» была напечатана полностью, дополнена картиной дождя.

Вторая строфа не только сделала изображение грозы более ярким, зримым, но и передала стремительность происходящего – “усилились зрительные впечатления. Дождь связал небо и землю. Пространство распахнулось по вертикали и стало зримым, вещественным. Движение сверху вниз стало отчётливее” (1, 32).

«Весенняя гроза» Тютчева показывает, что человек в его поэзии явился не наблюдать за природой, а переживать вместе с ней, соучаствовать в её жизни. Подобные стихи “обнаруживают… необычайную силу мятежной страсти и тягу к роковому, трагическому, к хаотическим стихиям природы и души” (2, 47).

Николай Заболоцкий уже известен школьникам как певец прекрасного: природы, человека, искусства. Ещё в среднем звене учащиеся познакомились с его стихотворениями «Журавли», «Я воспитан природой суровой…», «Одинокий дуб», «Некрасивая девочка», «О красоте человеческих лиц», «Портрет».

С самого начала своего творчества поэт проявлял самое пристальное внимание к теме природы. Интерес к ней формировался под влиянием идей К.Э. Циолковского. Между поэтом и великим учёным велась переписка, в которой Заболоцким была высказана мысль о творческом, личностном преображении мироздания через слово, искусство.

“Школа” Заболоцкого преследовала и высшие цели – привить человеку этическое отношение к мирозданию. Его поэзия распахивает перед нами забытые тайны нашего родства с миром. Заболоцкий писал, что природа полна загадок и человек может их разгадать. Он считал, что не только человек обучает природу, но и она его. Это отличает Заболоцкого от других поэтов природы.

В его лице поэзия нашла подлинного художника, способного “постичь и выразить душу русской природы. Этика его состояла в том, чтобы создать не пейзаж, не фон, на котором раскрываются человеческие взаимоотношения, а полноправный образ мироздания” (3, 42).

Концепция природы в процессе творчества менялась у Заболоцкого несколько раз. Наибольшей глубиной и содержательностью отличаются те стихи поэта, где пейзаж имеет психологические оттенки, философский подтекст. Природный мир часто ассоциируется с мифологическими образами, которые то начинают, то завершают стихотворение. «Гроза» относится именно к таким произведениям.

«Гроза» – “самое совершенное – с точки зрения высокой художественности – творение искусства” (3, 74).

За этим стихотворением – традиция русской классической поэзии. Оно, как и «Весенняя гроза» Тютчева, тесно связывает природу и человека. Человек наблюдает это грандиозное природное явление и своё отношение к происходящему выражает точно так же:

Лирический герой Заболоцкого не сторонний наблюдатель, он в центре мироздания, всецело захвачен великолепием зрелища, но личное отношение поэты выразили похоже: “Люблю грозу” – “Я люблю этот сумрак восторга”.

Природа, как и у Тютчева, показана в движении: зарница пробежала, облачный вал шевелится, летит птица, стекает вода, травы падают, бегут стада, и даже слово катится в облаке белом.

Читайте также:  Стихотворение а. с. пушкина "и.и. пущину"

Поэт передаёт звуки, подслушанные у природы, рисует выразительную картину дождя (“сияющий дождь на счастливые рвётся цветы”), говорит о творческом вдохновении, пришедшем внезапно, неожиданно, подобно грозе.

В то же время “«Гроза» и «Весенняя гроза» – два явления искусства, две эстетики. Их сближает ощущение мира в стихии, буре, грозе, непокое” (3, 75).

Несмотря на явные сближения: тема, образы, краски, звуки – стихотворения Заболоцкого и Тютчева имеют немало различий. Гроза у Тютчева – конкретное природное явление “в начале мая”.

Силы природы у него неподвластны человеческому разуму: они таинственны, их происхождение божественно. У Заболоцкого всё иначе: “…человек любит грозу за то, что она творит.

Красота её созидается в творческих муках, она рождает себя подобно тому, как рождается произведение искусства” (3, 75).

Человек и природа у Заболоцкого слились неразрывно: “человеческий шорох травы, вещий холод на тёмной руке”, молния мысли, появление первых дальних громов – “первых слов на родном языке”.

Тема творчества у Тютчева появляется только в последней строфе, у Заболоцкого она заявлена сразу – во второй строфе.

И если в стихотворении Тютчева появляется мифологический образ Гебы – богини вечной юности, то у Заболоцкого это просто символический образ красоты – “светлоокой девы”, представшей “в дивном блеске своей наготы”. Её появление происходит на фоне разыгравшихся зарниц, молний, белых облаков, сияющего дождя.

Этот образ многозначен: “Это новый миф (Афродита и радуга). Миф фантастичен, появление девы вызывает перемены в мире. Дева – параллель грозе и вдохновенью, она рождена человеческим сознанием и грозовой природой. Это символ творчества и человека, объединивших свои усилия.

В то же время это образ, обладающий властью над природой и словом” (4, 38).

Поэтический язык стихотворений также различен. О родстве с Тютчевым свидетельствует лишь использование слова “сумрак”, которое очень любил Тютчев, в метафоре “сумрак восторга”.

У Заболоцкого множество метафор, цель которых – показать тесную связь человека и природы. Поэтическая речь передаёт не только художественные образы, но и образы зрительные, слуховые, осязательные.

Преобладание звонких согласных в строфе (“Содрогаясь от мук, пробежала над миром зарница”) передаёт раскаты грома, глухих и шипящих (“Человеческий шорох травы, вещий холод на тёмной руке”) – порывы ветра и шуршание травы.

Свет и тень противопоставлены друг другу, поскольку гроза совмещает в себе нечто величественное и грозное одновременно. Чувства также противоречивы:

Открытие Заболоцкого неотделимо от эстетики XX века, который гораздо шире, чем раньше, вводит проблему творчества в искусство, ищет красоту в жизни и природе.

По мысли поэта, искусство должно видеть красоту не в чём-то исключительном, а в самой обыкновенной жизни, где рядом с добром уживается зло, где люди терпят горе и радость, переживают любовь и смерть.

Результатом этих философских размышлений поэта стало стихотворение «Гроза», которое тематически близко «Весенней грозе» Тютчева.

Очень верное наблюдение относительно сближения двух поэтов было сделано А.Павловским: “Заболоцкий соприкоснулся с Тютчевым лишь в том, что и он признал глубинные и не во всём ещё познанные связи между Человеком и Вселенной… Соприкосновение с Тютчевым в том, что он тоже любил, боготворил и воспевал природу…” (5, 205).

Сопоставление двух лирических произведений позволяет увидеть, как по-разному, различными поэтическими средствами может быть воплощена в художественные образы одна и та же тема, как различается видение мира, природы, человека у поэтов, принадлежащих разным эпохам.

Л и т е р а т у р а

  1. Шайтанов И.О. Ф.И. Тютчев: поэтическое открытие природы. М.: Изд-во Московского университета, 1998.
  2. Бухштаб Б.Я. Русские поэты. М.: Художественная литература, 1970.
  3. Ростовцева И.И.

    Мир Заболоцкого. М.: Изд-во Московского университета, 1999.

  4. Маймин Е.А., Слинина Э.В. Теория и практика литературного анализа. М.: Просвещение, 1984.
  5. Павловский А.И. Современная советская поэзия. М.

    : Советский писатель, 1982.

Источник: http://lit.1september.ru/article.php?ID=200101405

Анализ стихотворения «Весенняя гроза» Тютчева Ф. И. – характеристика и интересные факты :

Год от года в начале мая весна утверждает себя весенними грозами. Именно весна вдохновляет многих поэтов на создание истинных шедевров. Настоящим символом обновления природы и души человека стало это время года в стихотворении Тютчева “Весенняя гроза”. Анализ по плану этого творения гениального русского мастера слова вы можете тщательно проследить.

Федор Иванович Тютчев не в одном сочинении воспел природу как живое существо, наделенное человеческими чувствами и чертами. На всех этапах творчества поэта прослеживается тема единства человека и природы.

Он рисует мир многоликим и разнообразным, постоянно движущимся и меняющимся. Только человек, тонко чувствующий природу, знающий ее характер, смог подобрать слова для стихотворения “Весенняя гроза”.

Анализ его докажет гениальность этого шедевра.

Время создания стихотворения

Начать анализ стихотворения Ф. И. Тютчева “Весенняя гроза” стоит с истории его возникновения. На формирование Федора Ивановича как поэта и литератора повлияли многие факторы.

Как только он окончил Московский университет, ему предложили работу за границей. Тютчев переезжает в Германию и становится внештатным атташе при миссии в Мюнхене. Там Федор Иванович провел 22 года.

Несмотря на отдаленность от родного края, он продолжал его любить и с теплотой относиться к русской культуре и природе.

Именно воспевая красоту русских полей, рек, гор, смог выразить наиболее ярко свой талант выдающийся поэт.

Перед анализом стихотворения Тютчева “Весенняя гроза” нужно отметить, что оно по праву считается классическим. Выделяют две даты написания этого шедевра.

Первый раз его напечатали в журнале “Галатея” (1829 г). Спустя 25 лет, уже в России, поэт внес поправки в первую строфу и добавил еще одну.

В анализе стихотворения Федора Тютчева “Весенняя гроза” стоит вспомнить, что оно относится к раннему этапу творчества мастера.

Что стало поводом для написания этого сочинения, только ли впечатления от весенней грозы? Существует мнение, что на это могла повлиять влюбленность в жену Элеонору. Тютчеву тогда было 22 года, и он как раз женился.

О воодушевленности поэта можно судить по последней строфе (“Ты скажешь…”). Тон стихотворения очень радостный – природа оправляется от зимнего сна.

Основная тема

Продолжить анализ стихотворения Тютчева “Весенняя гроза” необходимо с определения главной темы. Поэт красочно рисует читателю весеннюю грозу. Гроза выступает как движение, ведущее к переменам и рождению чего-то нового.

Федор Иванович параллельно сравнивает природу и мир людей. Весенняя гроза сравнивается с молодостью, начальным этапом формирования человеческой души.

Выйдя из детского возраста, юность пытается громко заявить о своем существовании.

Тютчев показывает читателю необычную грозу. Это не грозная и устрашающая стихия, а прекрасное, сильное и торжествующее явление.

Главная мысль “Весенней грозы”

Какую идею несет собой творение Федора Ивановича? Автор старается показать, что человек является частью этого мира. Небу, воде, солнцу он приписывает человеческие черты.

Жизнь с грозой обновляется, ее смысл озаряется изнутри. Когда были покой и тишина, душа не слышала порыва. Гроза становится символом желания, выхода внутренних сил человеческой души.

С грозой существование становится ярким и интенсивным.

Необычностью грозы автор показывает обратную сторону всего бытия. Он учит читателя смотреть на все перипетии и жизненные грозы с положительной стороны.

Жизнь, как и явление природы, – бурлящая, искрящаяся, сияющая. Все находится в динамике, гром “резвится и играет”, а все живое ему радуется – птицы, дождь, водопад. Туча также смеется, проливая воду.

Описание первого дождя выполнено в радостном настроении.

Особенности сюжета

Обычными словами художник творит чудо – грозу рисует в таком прекрасном свете, что читателю приходится просто наслаждаться. Вначале автор сообщает о том, что весенняя гроза для него в радость.

Он любит смотреть на голубое небо, где слышны первые раскаты грома. Их он называет молодыми. Затем пошел дождь, полетела пыль. Птицы стали радоваться грозе и закричали. Потом поэт сравнивает грозу с мифическим явлением.

Дождь похож для него на пролитый из кубка нектар богиней юности Гебой (из древнегреческой мифологии).

Композиция и жанр

Анализ стихотворения “Весенняя гроза” Тютчева будет неполным без упоминания о его построении. Это удивительное сочинение совсем небольшое, состоит из четырех строф. Строфой называют определенное количество строк, которые объединяются общей рифмой. В данном случае автором используется четырехстишие.

Первая строфа дает определение темы и знакомит с главным образом – грозой. Вторая и третья строфа – это описание самой стихии. В четвертой строфе явление грозы ассоциируется с божественным началом.

Все строфы гармонично перетекают одна в другую. В последней части автор пытается предугадать мысли читателя по поводу происходящего.

По поводу жанра стоит отметить, что это обычное лирическое стихотворение.

Образ грозы

Тютчев предоставляет читателю единственный образ – грозу. Она воспринимается юным существом, в котором буйствует радостная сила. Поэт четко воссоздает многие характерные черты этого образа. Федор Иванович показывает необычный дождь. Обычно все начинается с набухающих туч, темного низкого неба. Такая картина навевает страх и ужас.

У Тютчева все по-другому: стихия описывается легко и радостно. Гром раздался, но он совсем не страшный. Поэт показывает весеннюю грозу легкой репетицией пред бурными летними ливнями. Дождик не пошел, не полил, а просто брызнул. У Ф. И.

Тютчева есть другое стихотворение – “Как весел грохот летних бурь”, в котором поэт показывает совсем иную стихию.

Очень необычна концовка стихотворения. Тютчев вспоминает о “ветреной Гебе” и Зевсе. Для чего он это делает? Всем известно, что Зевс считался главным древнегреческим богом, громовержцем, он символизировал силу солнца, бессмертия и огня. В мифах говорилось, что стрелы для метания молний находились в когтях у орла Зевса.

Эту птицу приходила в мифе поить нектаром богиня вечной молодости Геба. Что изменил Тютчев в своем стихотворении по отношению к мифу? Тютчев решил показать, что смеющаяся Геба вылила кипящий кубок на землю. Этим самым автор проявляет свое радостное миропонимание. У него образ грозы необычный, он фантастический, мифический.

Только ли о грозе идет речь в стихотворении? Читателем тонко прослеживается душа поэта, напоенная любовью к женщине. Необычными образами и явлениями автор показывает состояние своей души, чтобы другие прочувствовали его счастье и радость.

Языковые особенности

Образность и смысловая окраска творения Федора Ивановича достигаются с помощью художественно-выразительных средств. Автором используется нейтральная по стилистике лексика.

Все состояния и действия в произведении переданы глаголами личной формы или деепричастиями. С каждым новым глаголом поэт вносит в шедевр новую картинку.

Сначала он говорит о раскатах, потом о дожде, затем о пыли. Все сменяется динамично.

Ф. И. Тютчев – мастер красочных эпитетов, и это он еще раз доказал в “Весенней грозе”. Раскаты он называет “молодыми”, перлы – “дождевыми”, поток – “проворным”. Поэт использует ряд олицетворений, которые неживым явлениям (перлам, грому, потоку) придают способности живых существ. Не оставил мастер свое творение и без метафор, инверсий.

Средства выразительности

Для раскрытия поэтического образа грозы автор использует много сонорных согласных, а также аллитерацию со звуками “р” и “г” (“гром грохочет”).

В стихотворении встречается прием ассонанса, когда повторяются одинаковые гласные для придачи ему особой языковой выразительности. С помощью тропов поэт превращает гром в шустрого и озорного мальчугана, который резвится и играет.

На солнце золотятся нити капель дождя, которые напоминают жемчуг на ветвях деревьев.

Читательская оценка

Федор Иванович Тютчев – настоящий Орфей, воспевающий русскую природу. Что видят современники в его стихотворении “Весенняя гроза”? Многие делают вывод, что людям необходимо хоть раз в году пережить грозу, чтобы понять, что все мрачные события заканчиваются радостью, душевным покоем и умиротворением.

В наше время, когда все отдалились от природы, это произведение очень актуально. Читатели сразу вспоминают о величии и красоте основоположницы всего живого.

Каждому хочется вернуться к ее истокам и выразить свою теплоту, признательность. Читатели восхищены тем, с каким мастерством Тютчев сконцентрировал свое внимание на весеннем природном явлении.

Он не просто поэтизировал грозу, а наделил ее глубоким философским смыслом.

Источник: https://www.syl.ru/article/356727/analiz-stihotvoreniya-vesennyaya-groza-tyutcheva-f-i—harakteristika-i-interesnyie-faktyi

Ссылка на основную публикацию