Уроки-конспекты по картинам художников

Конспект открытого урока развития речи «Вмастерской художника»

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Конспект открытого урока развития речи

« В мастерской художника»

по картине В.М.Васнецова «Богатыри»

Подготовила и провела

учитель русского языка

и литературы высшей

категории Гущина

Тамара Кузьминична

МОУ «Красногвардейская средняя общеобразовательная школа № 1»

Интегрированный урок развития речи

В мастерской художника.

Сочинение по картине В.М.Васнецова «Три богатыря».

Цели:

Познакомить с героями народного эпоса, изображенными в былинах и на полотне художника;

учить сопоставлять разные виды искусства;

совершенствовать речевую практику учащихся, умение собирать материал к сочинению.

Оборудование:

Тексты былин, слайды с картинами В.М.Васнецова (Шедевры русской живописи), автопортрет художника 1873г., фрагмент электронного урока литературы виртуальной школы Кирилла и Мефодия.

Домашнее задание:

  1. Подготовить индивидуальное сообщение «Боевое снаряжение богатырей».

  2. Перечитать былины об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче, приготовить биографию одного из них.

Ход урока.

Первый этап.

  1. Слово учителя о целях и задачах урока.

  2. Беседа.

– Расскажите, что вы помните о художнике Васнецове?

– Назовите его основные полотна. Какое впечатление они произвели на вас?

3) Работа с автопортретом живописца. Устное сочинение.

Итак, автопортрет 1873 года. Автору 25 лет. Всмотритесь в репродукцию. Опишите облик художника и постарайтесь понять, каким он был по характеру.

Опорные слова (на доске):

Русые волосы, грустный взгляд, худощавое лицо, впалые щёки, острые скулы, крупные черты лица.

Примерный ответ.

Строго, немного грустно глядит на нас молодой человек. Русые волосы обрамляют худощавое лицо. Впалые щёки бледны. Резко обозначились желваки у острых скул.

Молодой человек запечатлен в момент крайнего напряжения, в момент, когда решается что-то очень важное для него. Наверное, трудности, выпавшие на его долю в Петербурге, заставили юношу быть замкнутым, еще более усиливая его природную застенчивость. Но достаточно вглядеться в крупные черты лица молодого человека, чтобы понять обнаружить и крепкий характер, и волю.

Второй этап: работа с деформированным текстом.

Задание:

Восстановите последовательность предложений так, чтобы получился относительно законченный текст. Приготовьтесь его пересказать.

Текст № 1

А Он рано начал рисовать, но по традиции сыновья должны были наследовать профессию отца, и мальчика в 1858 году отдали в духовное училище, а вскоре перевели в Вятскую духовную семинарию.

Б Виктор Васнецов родился 15 мая 1848 года в далеком селе Лопьял в большой семье деревенского священника.

В Васнецов не стал священником, как мечтал его отец.

Г Используя в семинарии каждую свободную минуту, Васнецов с увлечением рисовал, и эта страсть скоро сделалась для него не только радостью, но и главной целью в жизни.

Текст № 2

А К занятиям Виктор Михайлович относился очень серьезно и уже с первого года рисовал в натурном классе, где занимались старшекурсники.

Б Академическую подготовку он считал необходимой для всякого профессионального художника, так как без нее можно остаться «самоучкой».

В С 1868 по 1875 год Васнецов обучался в Петербургской Академии художеств.

Г Но все-таки обучение его не было систематическим: после смерти отца в 1871 году забота о большом и необеспеченном семействе легла на его плечи.

Текст № 3

А «Как типист Васнецов, бесспорно, будет одним из лучших русских художников, – отмечала критика. – Его типы оригинальны, разнообразны, в них нет карикатурности».

Б Еще будучи студентом Академии художеств, он получил известность своими многочисленными рисунками и картинами, в которых были запечатлены городские типы и жанровые сцены.

В Первые шаги Васнецова в искусстве были непосредственно связаны с общим увлечением русских художников того времени социально-обличительными темами.

Г В печати молодого художника хвалили за зоркую наблюдательность, живую характерность героев, добродетельный юмор, с которым он изображал чиновников, мещан, купцов и просто людей «без роду и племени».

Текст № 4

А В 1876 году Васнецов едет во Францию и живет там около года, изучает в музеях произведения старых мастеров, знакомится с современным французским искусством и рисует, как в России, сцены из жизни людей «простого сословия».

Б Этот шаг не был случайным: Москва давно манила к себе художника.

В «Когда я приехал в Москву, – писал он впоследствии, – то почувствовал, что приехал домой и больше ехать некуда – Кремль, Василий Блаженный заставили чуть не плакать, до такой степени всё это веяло на душу родным, незабвенным».

Г Вернувшись из Парижа, Васнецов в 1878 году принимает решение перебраться на постоянное место жительства в Москву.

Текст № 5

А В 1881 году в Абрамцеве Васнецов написал на сюжет русской сказки одно из лучших своих произведений – «Алёнушка».

Б В Москве художник сблизился с семьей известного мецената, богатого промышленника Саввы Ивановича Мамонтова, сгруппировавшего вокруг себя цвет русской интеллигенции.

В Здесь же художники много и плодотворно работали.

Г Летом многие художники приезжали в Абрамцево – имение Мамонтова под Москвой, где ставились спектакли, писались декорации, возводились церкви.

Текст № 6

А Первоначальный замысел картины «Три богатыря» зародился у В.Васнецова ещё когда он был в Париже.

Б Былинная богатырская тема проходит через все творчество художника: в минувшем он находит отклики на тревоги и чаяния современной ему жизни.

В И вот в 1881 году он возвращается к работе над «Богатырями» – к картине о доблестных рыцарях, защитниках Родины, а по сути – к рассказу о силе народа, его стойкости и героизме.

Г Долгое время другие крупные работы отвлекали В.Васнецова от главного замысла, но былинные богатыри неотступно были перед ним, преследовали художника, он считал их своим творческим «долгом, обязательством перед наром, который меня вырастил, воспитал, вооружил умением».

Текст № 7

А Круг литературныхинтересов Виктора Михайловича чрезвычайно широк: он любил как русскую, так и зарубежную классику.

Б Музыка давала Васнецову определенное художественное настроение, помогала работать над картинами.

В Художник живо интересовался всем: искусством, музыкой, литературой, современными политическими событиями.

Г Его увлекали приключенческие романы: Жюля Верна он называл «гением французов».

Текст № 8

А Художник любил жизнь во всех ее проявлениях, любил семью, детей, сам любил заниматься хозяйством, спортом, но его постоянно тянуло к любимой работе.

Б Яркие впечатления оставили у детей домашние спектакли, которые Васнецов ставил для них и сам принимал участие.

В По воспоминаниям сына Алексея, Виктор Михайлович был не только талантливым чтецом, но и актером.

Г Зато уж когда выпадали свободные минуты, дети бывали в восторге: отец играл с ними в городки, читал им стихи, былины, произведения классики, стрелял из ружья.

Беседа.

Какие моменты в биографии художника заинтересовали вас?

Назовите главные черты его характера. Какие из них помогли Васнецову стать известным художником?

Третий этап. «Погружение в тему».

1)Слово учителя. Итак, наш урок называется «В мастерской художника». Нам предстоит как бы вновь увидеть полотна В.Васнецова, понять, что сближает их со сказками и былинами, что нового художник привнес в русскую живопись 19 века. Результатом работы в мастерской станет ваше сочинение- зарисовка или сочинение-этюд.

В центре нашего внимания самое знаменитое полотно В.Васнецова. своих «Богатырей» он писал свыше 17 лет!

2) Совершим воображаемую экскурсию и прослушаем небольшую лекцию экскурсовода. (Демонстрируются слайды с полотен художника).

3)Проверка домашнего задания.

https://www.youtube.com/watch?v=vmujfz6YjzM

Прочитайте строки былин, которые рисуют портреты богатырей. Используя народный эпос, расскажите, что вы узнали об их родителях и прошлых подвигах. Расскажите биографию одного из богатырей.

(Исцеление Ильи Муромца. Поиски заветного меча. Фрагмент фильма «Илья Муромец и Соловей-разбойник»)

4) Индивидуальное сообщение «Боевое снаряжение богатырей».

Четвертый этап. Лексико-грамматическая подготовка.

Определите слово по изображению предметов вооружения богатырей. Подчеркните безударные гласные, не проверяемые ударением. Назовите другие орфограммы.

Колчан, стрелы, тетива, сбруя, стальное стремя, кольчуга, панцирь, булава, ножны, копьё, меч, латы, палица.

2) Вспомните постоянные эпитеты, употребленные в былинах и соотнесите их с данными словами (устно).

Стрелочки (каленые)

сбруя (золоченая)

копьё (булатное)

лук (тугой)

палица («сорока пуд»)

сила (богатырская)

дружина (хоробрая)

рукавицы (узорчатые)

взгляд (зоркий)

Пятый этап. Комплексный анализ текста по вариантам.

Текст № 1 (вариант А)

В центре группы б…гатырей-побратимов* – главный г…рой Илья Муромец. Открытое л…цо его сп…койно и мужественно, дв…жения нет…р…пливы и уверенны. Слева от Ильи – княжеский дружинник Добрыня Никитич. Весь он – порыв и смелость. Справа – самый м…л…дой б…гатырь Алёша Попович, лукавый* и см…калистый, ловкий и находчивый. Л…цо его мужественно и одновременно л…рично, дв…жения мягки и вкрадчивы*.

Б…гатыри над…лены всеми качествами, которые приписывает им народный эпос. Они м…гучи и спр…ведливы, мужественны и спл…ченны.

Поэтому так едина и цельна их группа воспринимаемая м…гучим утесом на фоне привольного русского п…йзажа.

Изображенные так, как будто мы смотрим на них чуть снизу вверх, фигуры б…гатырей ц…рят в к…ртине произв…дя впеч…тление монум…нтальности и в…личия, огромной физической мощи.

Чрезвычайно важную роль в к…ртине играет п…йзаж. Это не просто удачный фон, это конкретное место в жизни и деятельности г…роев во многом определяющее своеобразие их х…рактеров.

Ширь русской з…мли уже как бы н…сет в себе возможность широких и м…гучих натур б…гатырей. Для Васнецова русская природа не только вел…чава и раздольна, она еще и задушевна. Этими качествами природа-мать над…ляет б…гатырей олицетворяющих русский народ.

(Л.И.Иовлева)

Задания :

  1. Вспомните, что называется текстом. Устно назовите его признаки.

  2. Во втором абзаце укажите способ связи предложений.

  3. Графически обозначьте корни в словах с пропущенными орфограммами, надпишите проверочные слова, где они есть.

  4. Выпишите не менее пяти слов, где букв больше, чем звуков.

  5. Выпишите из текста все причастия и графически обозначьте в них морфемы.

  6. В тексте обозначьте графически причастные и деепричастные обороты. Расставьте правильно знаки препинания.

  7. Уточните по словарю значения указанных слов.

  8. Составьте план текста и перескажите его.

Текст № 2 (вариант Б)

Тяжко гудит степь под копытами могуч… коней. Полдень.

За синей грядой холмов-великанов блеснула зарница. Ударил гром.

Жарк… ветер разметал космат…конск… гривы. Положил, примял седой ковыль. Тронул с места белоснежные громады туч.

Богатырская застава… Ни ворону, ни зверю не пройти, птице не пролететь.

Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Богатыри…

Почему насуплены густые брови Ильи Муромца? Куда так пристально глядят витязи? Что зрят они?

Поднял могучую длань* старый казак Илья Муромец, вонзил орлин… взор в неведом… даль.

Тронул из ножен широкий меч Добрыня.

Приготовил каленую стрелу Алёша.

Гордо застыли степные орлы на седых камнях венчающ… древн… курганы. Клубятся свинцов… грозовые облака.

Ещё миг – и трон…т поводья Муромец. Зазвенит меч Добрыни, и запоет стрела пущенн…рукой Алеши.

Читайте также:  Природа в стихах и. бунина: анализ стихотворения "крещенская ночь"

Грян…т бой!

Миг покоя… Он напряжен, как тетива лука. Только кровавый глаз неистов… Бурушки, коня Ильи Муромца, показывает, какого напряжения сто…т это минутн… ожидание, это кажущ…ся спокойствие…

Добродушные, простосердечные богатыри.

Они бы рады решить всё миром. Не проливать ничьей крови. Но нельзя потакать ворогу.

Богатыри…

Вот они во всем величии затаен… мига, беспредельн… мощи, удесятерен… веры в правое дело. Былинные, вечные.

( И.Долгополов)

Задания:

  1. Вспомните, что называется текстом. Устно назовите его признаки.

  2. Укажите основное средство связи предложений в последнем абзаце.

  3. Проставьте пропущенные окончания в прилагательных, причастиях и глаголах, графически объясните их написание.

  4. Выпишите не менее 5 слов, где звуков больше, чем букв.

  5. Выпишите все причастия и графически обозначьте в них морфемы.

  6. В тексте графически обозначьте причастные обороты. Расставьте знаки препинания.

  7. Уточните по словарю значения указанных слов.

  8. Укажите изобразительно-выразительные средства, наиболее характерные для этого текста.

  9. Составьте план текста и перескажите его.

Пятый этап.

Обобщение работы.

  1. Пересказ текстов.

  2. Составление таблицы, систематизация материала.

План наблюдений

ИльяМуромец ДобрыняНикитич АлёшаПопович
Происхождение
Портрет
Характер
Поза героев
Конь богатырей
  1. Какую роль выполняет основной колорит полотна?

  2. Расскажите о пейзаже. Какова его роль в картине В.Васнецова?

  3. Какими средствами художник показывает единение героев и природы ?

  4. Упражнение «Почувствуй другого и себя».

Определи свое место в пространстве картины. Где бы ты встал? С кем бы был рядом? Где бы ты хотел, (не хотел) находиться? Что бы сделал (сказал)? Как бы себя чувствовал в этой среде?

Домашнее задание.

Напишите сочинение-зарисовку или сочинение-этюд по картине В.Васнецова «Три богатыря».

Литература

  1. Долгополов И.В. Мастера и шедевры: в 3 томах, – М. :Изобразительное искусство, 1987. – Т 2.

  2. Иовлева Л.И. В.Васнецов: из собрания Государственной Третьяковской галереи. – М.: Изобразительное искусство, 1984.

  3. Ионина Н.А. Сто великих картин . М.: Вече, 2000. – 510с.

Источник: https://gigabaza.ru/doc/64461.html

Конспект комплексного занятия «Художник-маринист И. К. Айвазовский»

Автор занятия: Давыдова Светлана Алексеевна, воспитатель-методист высшей квалификационной категории.

Программное содержание:

Познакомить детей с жизнью и творчеством И. К. Айвазовского. Учить детей понимать содержание картины, ее основную мысль и чувства, переданные художником. Продолжить знакомство детей с морским пейзажем. Показать, что изображение изменчивой стихии моря – труднейший мотив живописи.

Совершенствовать навыки рисования акварелью по тонированному листу бумаги. Продолжать развивать связную речь, побуждать детей использовать в своей речи эпитеты и сравнения. Обогащать словарь детей словами: маринист, соотечественник, репродукция, девятый вал.

Развивать у детей интерес к изобразительному искусству.

Воспитывать эстетический вкус.

Оборудование:

Репродукция картины «Девятый вал», портрет И. К. Айвазовского, открытки с изображением городских достопримечательностей, связанных с именем И. К. Айвазовского, альбом с репродукциями с картин Айвазовского, аудиозапись музыкальных произведение морской тематики.
Тонированные листы бумаги, акварельные краски, оборудование для рисования.

Предварительная работа:

Тонирование листов бумаги (акварельными красками заливается небо и море).
Рассматривание альбомов, репродукций с изображением морских пейзажей.

Ход занятия:

Наверное, среди ваших родных или знакомых встречаются женщины или девочки, которых зовут Маринами? (Ответы детей). «Марина» – значит морская. А художника, который изображает море, называют «маринист». Повторите это слово и постарайтесь запомнить.

Мы с вами рисовали осенний пейзаж. И это было не так-то легко. Вам пришлось хорошенько постараться, чтобы получилось красиво и похоже на настоящую осень. А писать пейзажи с изображением моря еще труднее. Ведь море очень изменчиво, оно бывает очень разным. Давайте вспомним, каким мы видели море. В разные времена года, в разную погоду.

Тихое, спокойное, как стекло, бушующее, страшное. Очень трудно нарисовать такое изменчивое море. Но зато и очень интересно. Многие художники пытались передать в своих картинах красоту морской стихии.

Но самым известным маринистом в мире стал наш соотечественник – Иван Константинович Айвазовский. Взгляните на его портрет. (Показ)
Почему я назвала художника нашим «соотечественником»? Что значит это слово? Иван Константинович Айвазовский родился и жил в нашем городе.

Вот почему он наш соотечественник: у нас с ним общее Отечество, общая Родина, общий город.

Рассказ об И. К. Айвазовском

Когда художник был еще маленьким мальчиком, больше всего он любил рисовать. Бумаги и карандашей у него не было, поэтому он рисовал углем на белых стенах крымских домов. Эти рисунки заметил феодосийский градоначальник Казначеев. С его помощью мальчик был отправлен учиться в Петербургскую Академию художеств.

После ее окончания молодой художник Айвазовский решил навсегда поселиться в Феодосии. Он построил на берегу моря дом, в котором жил и писал картины.
За свою долгую жизнь Иван Константинович Айвазовский написал множество картин и сделал много добрых дел, благодаря которым наш город стал лучше и красивее.

В Феодосии не было железной дороги и морского порта. Они были построены благодаря усилиям Айвазовского. В городе не хватало питьевой воды, и Айвазовский подарил горожанам воду из источника своего загородного имения. Благодаря Ивану Константиновичу в Феодосии были открыты Музей древностей, библиотека и художественная школа.

После смерти художника-мариниста его дом и все картины в нем были подарены городу. В скором времени мы с вами отправимся на экскурсию в картинную галерею Айвазовского и познакомимся с домом художника и его картинами.

(В ходе рассказа воспитатель показывает открытки и фотографии с изображением городских достопримечательностей, связанных с именем Айвазовского).

Динамическая пауза «Прогулка к морю»

Что мы видим на просторе?
(Дети поочередно прикладывают ладони ко лбу, вытягиваясь и вглядываясь вдаль)

Волны плещут в Черном море.
(Волнообразные движения руками с покачиванием туловища)

Вот и мачты кораблей.
(Встать на носки, вытянуть руки вверх)

Пусть плывут сюда скорей!
(Приветственные махи руками)

Мы по берегу гуляем, Мореходов поджидаем.

(Ходьба на месте)

Что-то жарко стало, братцы, Не пора ли искупаться.

(Обмахивание руками)

Чтобы плыть еще скорей, Надо нам грести быстрей. Гребем руками и ногами. Кто угонится за нами?

(Имитация плавательных движений)

Все. На берег вылезаем И на песочке отдыхаем.

(Сесть на ковер)

Ракушки ищем мы в песке. Их сжимаем в кулаке.

(Наклоны из положення сидя, имитация поиска ракушек, сжимание кулака)

Рассматривание картины «Девятый вал»

А теперь давайте рассмотрим репродукцию с одной из картин художника-мариниста Айвазовского. Это не настоящая картина, а всего лишь отпечатанный на бумаге фотографический снимок картины. Такой снимок называется «репродукция». После занятия вы сможете рассмотреть альбом репродукций с картин Айвазовского. (Показ альбома).

(Рассматривание картины сопровождается аудиозаписью музыкальных произведений).

Перед вами репродукция с картины Айвазовского «Девятый вал» Девятым валом моряки называли самую огромную и страшную волну. Девятый вал ломал мачты кораблей, рвал паруса, разбивал в щепки и переворачивал корабли. Девятый вал нес разрушения и гибель. «Девятый вал».

Так назвал свою картину маринист Айвазовский. И нам станет понятно почему, когда мы внимательно ее рассмотрим.

Что изобразил художник в верхней части картины? Каким изображено небо? Какую погоду хотел изобразить художник? Что изображено в нижней части картины? Что вы можете сказать об изображенном море? Какое оно? Почему вы решили, что на море бушует ураган? Когда на море большие волны, бушует ветер – это шторм – морская буря. Присмотритесь внимательно, что изобразил художник в самой нижней части картины? На чем плывут эти люди? Как вы думаете, шторм продолжается уже долго, или только начался? Почему вы так решили? Что случилось с кораблем?

Взгляните на людей, потерпевших кораблекрушение. Как вы думаете, какие чувства они испытывают, о чем думают посреди бушующего моря?

Шторм продолжается уже долго. Корабли разбили волны. Почти вся команда погибла. Лишь несколько моряков спаслись, успев привязать себя веревками к обломку мачты. Иначе волны их просто бы смыли. Обратите внимание на этого моряка.

Что он делает? Зачем он машет платком? На что надеется? Он надеется, что его с товарищами заметят с какого-нибудь уцелевшего корабля и спасут.
Но вот на потерпевших кораблекрушение надвигается самая большая, самая разрушительная волна. Вы запомнили, как она называется? Девятый вал.

Что же случится с моряками? Удастся ли им спастись? Как вы предполагаете? Наверняка мы не знаем. Художник предоставил нам возможность самим придумать окончание этой истории.

Рисование «Морской пейзаж»

А сейчас, ребята, я хочу предложить вам попробовать себя в роли художников-маринистов. Мы с вами уже умеем рисовать море и небо акварельными красками. Теперь вам предстоит завершить свой морской пейзаж.

Перед тем, как приступить к работе, хорошенько продумайте сюжет вашей картины.

О чем вы хотели бы рассказать в своей работе? Кто-то нарисует морской бой, Кто-то – кораблекрушение, Кто-то удачное плаванье корабля по тихому спокойному морю.

Когда вы окончательно определитесь с сюжетом картины – приступаете к рисованию.

Готовые работы вывешшиваются на выставку «Галерея морского пейзажа».

Скачать конспект занятия «Художник-маринист И. К. Айвазовский»

Источник: http://vospitatel.com.ua/zaniatia/kompleksnye/aivazovskiy.html

Урок 1. Что значит быть художником?

Данный план урока является частью сервиса “Классная работа”*

Цель урока

• Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к природе, человеку, обществу; научить различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка.

• Развивать умение накапливать информацию (эмоционально-образные впечатления и образную память) и использовать её в порождении художественного образа.

• Развивать внимание и воображение, зрительную память, наблюдательность, расширять словарный запас, пополнять копилку зрительных образов.

Задачи урока

  • Формировать умение работать по воображению, используя различные художественные материалы: гуашь, акварель, карандаш, пастель, тушь, перо, цветные мелки и технику аппликации.
  • Создавать этюды, быстрые цветовые зарисовки на основе впечатлений.

Виды деятельности

    Беседа, выполнение творческой работы, проверка знаний

Ключевые понятия

    Пейзаж, художник, музыка и живопись, цветовая гамма, настроение
№Название этапаМетодический комментарий
1 Актуализация знаний Интерактивное задание на знание жанров изобразительного искусства (определить жанр картины).
2 Актуализация знаний Галерея «Берёзовая роща в картинах русских художников». Учащимся предлагается на основе тематической галереи обсудить различия картин по цветовой гамме, композиции, настроению.
3 Выполнение творческого задания Аудиоресурс: Э. Григ «Ноктюрн». Жанр пьесы – лирический пейзаж. Предложите учащимся послушать музыку и нарисовать пейзаж.
4 Выполнение творческого задания Ресурс содержит картину И. Левитана «Стога». Предложите учащимся нарисовать по памяти пейзаж, чтобы потом сравнить работы и узнать, чья зрительная память не подвела. Перед выполнением задания следует обсудить с учащимися композицию, особенности цветового решения, общее эмоциональное впечатление от работы, ответить на вопросы «Почему художник выбрал этот сюжет?», «Что художник хотел рассказать зрителю своей картиной, на что обратить внимание?».
5 Выполнение творческого задания В видеоролике педагог показывает, как нарисовать пейзаж «Домик в горах» разными красками – и акварелью, и гуашью.

Данный план урока является частью сервиса “Классная работа”* СкачайтеКалендарно-тематическое планирование на сайте lecta.rosuchebnik.ru Используйте презентацию

Читайте также:  Собакевич: характеристика и образ героя в поэме н.в. гоголя "мертвые души"

Внесите нужные вам правки: в технологическую карту урока или в презентацию, если требуется.

Хотите сохранить материал на будущее? Отправьте себе на почту

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/urok-1-chto-znachit-byt-khudozhnikom-6034/

План-конспект открытого урока по живописи. Тема: этюд “Морской пейзаж”

План – конспект

открытого урока по живописи

преподавателя МОУ ДОД Курская ДХШ

Коржева Владимира Евгеньевича

Предмет: Живопись

Продолжительность урока: 45 минут

Тема: этюд «Морской пейзаж»

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

Обучающая: развитие у учащихся знаний, умений и навыков поэтапной работы над пейзажем. Научить с помощью акварели передавать безмятежную синеву неба, кружева облаков, пелену тумана и фактуру морских волн

Развивающая: развитие творческого восприятия мира, умение пользоваться материалами и их свойствами.

Воспитательная: показать красоту и поэтичность акварельной живописи, которая позволяет замечать кратковременные явления природы.

Задачи:

Воспитание творческого мышления

Последовательно выполнить учебное задание

Развитие эстетического вкуса

Учить умению получать удовольствие от работы

Воспитание усидчивости и аккуратности в работе

Материалы и оборудование для преподавателя:

Методические пособия, выполненные преподавателем «Техника акварельной живописи», «Упражнения по акварельной живописи».

Работы преподавателей и учащихся школы.

Для учащихся:

Столы

Бумага

Краски (акварель)

Кисти беличьи от №8 до №16

Палитры

Баночки с водой

Карандаши

Лист акварельной бумаги

Педагогические технологии:

Творческий дифференцированный подход.

Здоровьесберегающие.

Основные понятия:

Морской пейзаж, работа по сырому.

Учащиеся должны:

Уметь анализировать и фантазировать.

Уметь грамотно применять свойства материала, цвето-тоновые отношения.

Достижение дидактической цели урока:

Индивидуальный подход при проверке качества ЗУН (знаний, умений, навыков)

Дифференцированный подход.

План урока:

  1. Организационный момент – 2 минуты

  2. Объяснение нового материала – 5 минут

Сообщение темы урока

Постановка цели и задач.

  1. Теоретическая часть:

  2. Физминутка – 3 минуты

  3. Практическая работа

  4. Подведение итогов, обсуждение и просмотр работ – 5 минут

Экспресс – выставка

Самоанализ учащихся

Анализ работ преподавателем

Ход урока:

  • Приветствие
  • Организация внимания
  • Проверка готовности учащихся к уроку
  • Наличие всех необходимых материалов
  1. Постановка цели и задач урока

  2. Теоретическая часть:

Тема нашего урока «Морской пейзаж».

Беседа (сообщение нового теоретического материала)

Море-очень интересное место. Когда дует ветер ,идёт мелкая рябь.

А cамое необычное состояние на море-это закат. Людей всегда восхищает закат. Море становится спокойным, тихим, небо обычно бывает рубиново-красным , это отражается в морской воде.

Морской пейзаж, марина (от фр. marine-морской) – совершенно особый жанр живописи. Невозможно нарисовать подвижное море, не обладая способностью к воображению. По словам великого русского художника-мариниста И.К.

Айвазовского, “…движение живых стихий неуловимо для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны немыслимо с натуры”.

Тем удивительней представляется мастерство живописца, способного запечатлеть всю красоту морской стихии.

Морская тема в творчестве современных художников претерпела значительные изменения. Не только морская стихия, но и люди стали важными персонажами картин современных художников-маринистов. Особой популярностью пользуются морские пейзажи, написанные акварельными красками.

Акварель – один из самых поэтичных видов живописи, его называют «Окном, открытым в жизнь». В окружающем нас мире много интересного и разнообразного. У вас появляется желание всё нарисовать. Перед вами лист белой зернистой бумаги.

У многих начинающих художников часто возникает страх чистого листа потому, что они ставят перед собой непосильную задачу и у них ничего не получается. Наша задача научиться без страха овладеть техникой и материалом этого вида живописи.

Мы научимся видеть красоту, отображать самое интересное в постоянно меняющемся мире природы.

Вы сможете грамотно изображать пейзажи, пользуясь приёмами, которые помогут вам нарисовать плывущие облака, рябь и отражение в воде. Но прежде я предлагаю вам презентацию на тему «Морской пейзаж».

Познакомьтесь, пожалуйста, с некоторыми морскими художественными работами, представленными художниками из разных стран на 33-ей ежегодной Международной Морской Художественной выставке современного морского искусства. Выставка проходила осенью 2013 года в галерее американского морского музея Mystic Seaport .

На выставке было представлено более чем 100 работ, включая картины крупных судов, мчащихся яхт, рабочих лодок, прибрежных сцен портов, пляжей, пейзажей, морской природы и людей, жизнь и судьба которых зависят от моря.

Мы же с вами рассмотрим и полюбуемся только морскими пейзажами. Показ 26 слайдов с краткими комментариями.

Теперь, когда вы увидели шедевры морского пейзажа, придумайте свои сюжеты и выполните подготовительный рисунок.

– Намечаем линию горизонта. Она может быть низкой, это когда она ниже середины формата вашего листа и высокой, когда она выше середины.

– На линии горизонта мы можем нарисовать остров или дальний берег залива.

– Мы будем работать «по сырому», для этого вначале большой акварельной кистью мы смачиваем лист бумаги.

– В зависимости от того, какое состояние природы или время суток мы хотим изобразить – подбираем тон и цвет.

– Можно выбрать смешанную технику, постепенно уточняя цветовое состояние, идти от общего к деталям. Желательно не исправлять испорченные места. Акварель не любит испорченности. Прозрачность работе придаёт бумага, которая должна быть белой и чистой. Белила в работе акварелью не нужны.

– В нашей работе облака могут быть белыми, серыми, серебристыми, золотистыми и т.д.

Перед началом практической самостоятельной работы давайте дадим отдохнуть нашим глазам, сделаем наклоны туловища в разные стороны, руками сделаем упражнение «Ножницы». Закроем глаза, откроем, посмотрим вдаль, затем на кончик своего носа, снова вдаль и так 5 раз. Покрутим головой, рисуя буквы алфавита, поднимемся на носочки и за работу!

Преподаватель следит за правильным нанесением краски, за выбором цвета, напоминает о цветовых гармониях, колорите, нюансных, контрастных, тепловых и холодных цветовых гаммах.

Нанося краску на сырой лист бумаги, вы видите как она необычно расплывается по поверхности листа, какие сказочные облака получаются у вас. А теперь наклоните ваши листы в разные стороны, как бы придавая движение вашим облакам. И вот мы видим, что они как бы плывут над морской поверхностью.

– Теперь напишем волны, они должны иметь более тёмный оттенок по сравнению с небом, а при тихой погоде небо с облаками как в зеркале отражается в воде.

– Пока работа влажная, более плотным тоном рисуем остров или дальний берег. Они у вас расплывутся, что придаёт эффект воздушной перспективы.

– Даём работе немного подсохнуть, затем рисуем на поверхности воды кораблики, парусники или лодки.

  1. Подведение итогов урока. Экспресс выставка с совместным обсуждением полученных результатов. Доработка найденных образов. Какие интересные и эффектные работы у нас получились. Выбираем наиболее удачные работы. Разбираем ошибки, делаем замечания.

  2. Уборка рабочего места

Список использованной литературы

Алёхин А.Д. О языке изобразительного искусства. – М., 1973.

Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. – М., 1989.

Волков Н.Н. Цвет в живописи. – М., 1984.

Герчук Ю.А. Язык и смысл изобразительного искусства. – М., 1994.

Зайцев Е.А. Наука о цвете и живопись.- М., 1986. Паррамон М.К. Основы живописи.- М., 1994.

Урок акварели от Константина Стерхова.

Школа изобразительного искусства. Изд. «Изобразительное искусство» М. 1989

Анализ эффективности занятия

Выбранная структура урока способствовала оптимальному решению задач.

Материал предлагался учащимся в доступной форме с мастер-классом преподавателя.

Трудность заключалась в самостоятельной поисковой деятельности. У школьников была возможность проявить свои знания в области композиции, цветоведения и применить собственный опыт на практике. Были использованы приемы и методы, направленные на развитие личности, настроенной на успех в изобразительной деятельности.

Атмосфера на уроке была доброжелательная, творческая.

Показатели урока:

-творческий подход учащихся к заданию

-умение анализировать в процессе работы

-правильно использовать свойства материала и цвета

-соблюдать последовательность этапов работы

-грамотно и аккуратно изображать состояние природы.

1 – й уровень: работа выполнена эффектно и выразительно.

2 – й уровень: работа выполнена недостаточно аккуратно и менее выразительна.

3 – й уровень: работа замучена, сухая.

Урок проведён успешно – большинство работ выполнено на высоком уровне.

Самоанализ урока.

Метод эксперимента и метод творческого самовыражения, примененные на данном уроке оказались удачными.

Решение задач Актуализация ранее полученных знаний Формирование новых знаний, умений Выполнение практической работы на основе полученных знаний
ОбразовательныеРасширить знания учащихся в области живописиИзучить приёмы работы акварельюСовершенствовать умение грамотно подбирать цветЗакрепить навыки поэтапного ведения работыВоспитательныеВоспитывать самостоятельность в решении творческих задачэстетическое мышление и вкусВоспитывать усидчивость, аккуратность, самостоятельность в работеВоспитывать желание видеть и передавать красоту природыРазвивающиеРазвивать образное мышлениеРазвивать умение грамотно пользоваться средствами художественной выразительностиРазвивать навыки работы с акварелью по сырому ++++++++++ ++++++++++ ++++++++++

Самоэффективность урока высокая.

Выводы из проведенного урока для подготовки к следующему:

Необходимо больше делать предварительных тренировочных упражнений.

Поработать индивидуально с учащимися, допустившими ошибки.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/izo/uroki/plankonspiektotkrytoghourokapozhivopisitiemaetiudmorskoipieizazh

Волшебная палитра

ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕ ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

Тема 1. ЯЗЫК ГРАФИКИ И ЖИВОПИСИ

Урок № 5. Волшебная палитра

Цель:

• предоставить учащимся первоначальные представления о живописи как вид изобразительного искусства, ознакомить с художественными материалами и инструментами художника-живописца;

• развивать цветовосприятие глаза, умение анализировать, рассказывать об увиденном, формировать эстетические чувства, вкус, активизировать инициативу учащихся;

• воспитывать любовь к произведениям изобразительного искусства.

Оснащение

• Материалы и инструменты: бумага для рисования, гуашь, кисти, емкости с водой, салфетки для вытирания рук и кистей.

• Зрительный ряд: репродукции картин, выполненных в определенной технике (И. Шишкин «Дубы» (масло), А. Остроумова-Лебедева «Александровский дворец в Детском Селе» (акварель), П. Пикассо «Мальчик с собакой» (гуашь)); карта страны Изобразительного искусства.

• Литературный ряд: загадка о краски.

Тип урока: комбинированный урок.

Ход урока

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Поздравления. Проверка готовности учащихся к уроку

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

3. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учитель. Сегодня мы вспомним инструменты и материалы, которые помогают художникам-живописцам создавать волшебные работы, а также ознакомимся с теми материалами и инструментами, которых еще не знали.

Нарисовать можно ней

Дома, облака и поля.

Зеленую уютную аллею,

Высокие горы и моря.

Очаровать можно ею —

Такая она замечательная и красивая!

Ты знаешь, как зовут эту фею?

Ее зовут, конечно… (краска).

4. ПРЕПОДАВАНИЕ НОВОГО УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Учитель. Помните наше путешествие в страну Изобразительного искусства? Вторым городом, в который мы попали, был город Живопись. (Демонстрируется карта страны Изобразительного искусства.)

Сегодня мы подробнее ознакомимся с помощниками художников-живописцев, которые живут в этом замечательном городе. С некоторыми материалами и инструментами вам уже приходилось работать. Вспомните с какими.

Да, это краски и кисти. Большая семья у красок — это акварельные краски, гуашевые, акриловые, масляные и многие другие. Они все очень разные и требуют к себе внимательного отношения. Вам уже известна гуашь.

Нравится ли вам эта краска?

Гуашь — это краска, которую разводят водой. После высыхания она дает матовую поверхность. Гуашевые краски применяют для рисования на белой и цветной бумаге.

Работы, выполненные этими красками, можно исправлять, нанося слой необходимой краски на предыдущий, где допущена ошибка. В отличие от гуаши, акварель легкая и прозрачная. Ею вы тоже уже пользовались для создания собственных работ.

Читайте также:  Полезные ископаемые: золото

Название этой краски пошло от латинского слова «аква» — вода. Воду в акварельной живописи используют только для разведения краски.

Работы, выполненные в технике акварели, будто наполнены воздухом, ведь сквозь слой краски можно увидеть белизну бумаги. Когда работаешь с ней, следует быть очень осторожным, чтобы не испачкать ее.

Белила в акварели не используют, потому что они лишают краску прозрачности и чистоты цвета. Посмотрите, как использует возможности акварели художница Анна Павловна Остроумова-Лебедева (демонстрация наглядности).

Природа на ее работе выглядит такой легкой, пронизанной воздухом.

Совсем по-другому выглядит работа Ивана Ивановича Шишкина «Дубы» (демонстрация наглядности), потому что она написана другими красками — масляными. Такие работы называют масляной живописью.

Масляные краски изготавливают на основе льняной и конопляной масла. Ими пишут на картоне, холсте, дереве или даже металле. Эти краски, в отличие от предыдущих, очень долго сохнут, и для работы с ними нужны определенные растворители.

Воду в масляной живописи совсем не используют.

Для работы красками художникам-живописцам необходимые кисти. Для художника очень важно правильно подобрать необходимые кисти для работы, потому что они бывают очень разными — с короткими или длинными ворсинками, круглые и плоские, толстые и тонкие. Кисти — главный инструмент художника.

Если художник идет писать на природу, то обязательно берет с собой деревянный ящик, который называется этюдник. Этот прибор для работы также содержит кисти, краски и палитру. Палитра — это небольшая дощечка. На ней смешивают краски во время работы.

Вот мы и ознакомились с основными материалами и инструментами художника-живописца. Есть ли у вас такие же инструменты и материалы на партах? Вот и хорошо. Сегодня мы посмотрим, как они помогут нам создать красивые осенние работы. Но сначала передохнем перед работой — проведем фізкультхвилинку.

Физкультминутка

5. ИНСТРУКТАЖ

Учитель. Перед работой с любой краской не забывайте хорошо промывать кисточку, чтобы не испачкать остальных красок. Особого внимания требует белая гуашевая краска.

Она очень нежная, и наименьшее количество другой краски может загрязнить ее. Сегодня мы нарисуем осенний сад. И эту работу мы будем создавать с помощью наших помощников — кисти и гуашевых красок.

Посмотрите, сколько ярких цветов у нас за окном! Старайтесь передать эту красоту в ваших работах.

6. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

Изображение осеннего сада гуашевыми красками

7. АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРИОБРЕТЕННЫХ ЗНАНИЙ

♦ О чем мы говорили сегодня на уроке?

♦ С какими материалами и инструментами познакомились?

♦ Какие краски используют художники для создания своих работ?

♦ Что такое палитра? Зачем она нужна художнику?

♦ Что такое этюдник? Когда художник работает с этюдником?

8. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

1. Подведение итогов (общая оценка урока, просмотр детских работ, демонстрация лучших).

2. Определение задачи для подготовки к следующему уроку: принести гуашь,

альбомы, кисточки; рассмотреть цвет и форму яблок.

3. Провозглашение урока завершенным.

Источник: http://schooled.ru/lesson/art/2klas/6.html

Уроки-беседы по изобразительному искусству и методика их проведения

Уроки-беседы по изобразительному искусству и методика их проведения.

Содержание: 1. Место уроков-бесед в системе обучения изо по изобразительному искусству. 2. Значение бесед об искусстве в начальных классах. 3. Подготовка к уроку – беседе. 4. Произведения искусства, рекомендуемые для ознакомления в начальных классах: — 1 класс — 2 класс — 3 класс — 4 класс 5. Художественное восприятие и методы его формирования.

Место уроков-бесед в системе обучения изо по изобразительному искусству: Учебная программа «Изобразительное искусство» разработана для 1 -4 классов начальной школы. На изучение предмета отводится 1 час в неделю, всего на курс-135 часов.

Предмет изучается: в 1 классе-33 ч в год, во 2 -4 классах-34 ч в год ( при 1 ч в неделю) Ознакомление учащихся с произведениями изобразительного искусства осуществляется двумя путями: в процессе учебных занятий по темам программы в 1 -3 классах и занимает 20 минут на уроке и путём специальных бесед об изобразительном искусстве в 4 классе, где занимает 40 минут на уроке.

Значение бесед об искусстве в начальных классах: В беседах об искусстве учащиеся знакомятся с произведениям живописи, графики, скульптуры, с памятниками архитектуры и декоративно-прикладного искусства. Каждый из этих видов занятий содействует эстетическому воспитанию, развитию творческих способностей, формированию мировоззрения.

Беседы об искусстве знакомят с историей развития человеческой культуры, с величайшими произведениями искусства, с жизнью и творчеством великих художников, стилями определённой эпохи, с выдающимися людьми прошлого и настоящего.

Знакомство с изобразительным искусством направлено на понимание прекрасного в искусстве и жизни, на развитие любви к природе и родине, на умение сопереживать.

Подготовка к уроку – беседе : В план — конспект входит: 1. вид занятия 2. тема занятия 3. цель урока 4. оборудование для учителя 5. оборудование для учащихся 6. использование классной доски 7. план и ход урока

Структура уроков – бесед: I. Организационнаячасть2 -3 минуты II. Сообщениематериала 40 минут сообщение темы беседы обобщение знаний непосредственный анализ до 5 произведений искусств закрепление нового материала итог III.

Завершениеурока 2 -3 минуты Беседа и 15 минут письменное описание своих впечатлений об увиденном.

Беседа и 15 минут рисование с натуры цветов (акварель) Беседа и 15 минут выполнение набросков (2 наброска) карандашом В 1 -3 классах беседа 20 минут и анализ до 2 произведений.

Содержание бесед об изобразительном искусстве в 1 классе (3 часа): Беседыпроводятсявначалеурока, всерединеиликонцеуроков рисования Основныетемы: 1. прекрасное в жизни и в произведениях изобразительного искусства; 2. виды изобразительного искусства и архитектура; 3. жанры живописи; 4.

портреты детей в изобразительном искусстве; 5. прекрасное вокруг нас (красота вещей); 6. родная природа в творчестве русских художников; 7. сказочные сюжеты в изобразительном искусстве и литературе; 8.

русское народное декоративно -прикладное искусство(городецкая роспись, гжельская керамика, хохломская роспись, дымковская игрушка, русская народная вышивка) Произведенияискусствадлябесед, рекомендуемыев 1 классе 1. А. Саврасов. Грачи прилетели. 2. И. Шишкин.

Лесные дали; На севере диком…; Перед грозой. 3. И. Левитан. Золотая осень; Половодье; Мостик. Саввинская слобода. И другие.

Содержание бесед об изобразительном искусстве во 2 классе (4 часа): Беседыпроводятсявначалеурока, всерединеиликонцеуроков рисования Основныетемы: 1. прекрасное вокруг нас(натюрморты художника Ильи Машкова и других художников); 2. родная природа в творчестве русских художников; 3.

городские и сельские пейзажи; 4. художественно-выразительные средства живописи — цвет, мазок, линия, пятно, цветовой и световой контрасты; 5. композиция в изобразительном искусстве; 6. художники-сказочники(В. Васнецов, И. Билибин); 7. художники-анималисты(В. Ватагин, В. Серов); 8.

выдающиеся художники второй половины 19 века; 9. главные художественные музеи России; 10. русское народное декоративно -прикладное искусство Произведенияискусствадлябесед, рекомендуемыево 2 классе: 1. И. Шишкин. Рожь; Дубы(этюд); Лес зимой; 2. И. Левитан. Март; 3. А. Пластов.

Жатва; Ужин трактористов; и другие.

Содержание бесед об изобразительном искусстве в 3 классе (4 часа): Беседыпроводятсявначалеурока, всерединеиликонцеуроков рисования Основныетемы: 1. виды изобразительного искусства ( живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство) и архитектура; 2. наша Родина – Россия — в произведениях изобразительного искусства; 3.

Москва в изобразительном искусстве; 4. старинные города России в творчестве художников; 5. тема материнской любви и нежности в творчестве художников; 6. красота родной природы в творчестве русских художников; 7. действительность и фантастика в произведениях художников; сказка в изобразительном искусстве; 8.

красота народного декоративно — прикладного искусства; охрана исторических памятников народного искусства; орнаменты народов России; 9. музеи России. Произведенияискусствадлябесед, рекомендуемыев 3 классе: 1. А. Саврасов. Вид на Московский Кремль. Весна. 2. Ф. Алексеев. Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости. 3. А. Васнецов.

Основание Москвы; Красная площадь начала 17 века. И другие

Содержание бесед об изобразительном искусстве в 4 классе (4 часа): Длябеседвыделяютсяспециальныеуроки. Основныетемы: 1. жанры изобразительного искусства(пейзаж, натюрморт, портрет, бытовой жанр, исторический и батальные жанры); 2. красота родной природы в творчестве русских художников; 3.

выдающиеся деятели культуры и искусства России на картинах художников; 4. великие полководцы России в произведениях художников и скульпторов; 5. портреты знаменитых русских писателей и композиторов; 6. литература, музыка, театр и изобразительное искусство; 7. люди труда в изобразительном искусстве; крестьянский труд в изобразительном искусстве; 8.

Сказка в изобразительном искусстве; 9. в мастерской художника; 10. музеи России; 11. прославленные центры народных художественных промыслов; 12. искусство родного края; 13. орнаменты народов мира. Произведения искусства для бесед, рекомендуемые в 4 классе 1. К. Коровин. Цветы и фрукты; В мастерской художника. 2. В. Суриков.

Меншиков в Берёзове; Переход Суворова через Альпы. 3. М. Антокольский. Иван Грозный.

Методы формирования художественного восприятия: Художественноевосприятие – это процесс формирования целостного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и действительности.

Использование на уроках изобразительного искусства материалов видео и киноискусства позволит детям не просто с интересом смотреть, но и в процессе беседы разбираться в своих чувствах, возникших при просмотре, делиться своими впечатлениями с одноклассниками, слушать их мнения, выполнять творческие задания и, возможно, начать видеть то, чего раньше не видели, понимать то, чего не понимали и понимали не так, как понимают другие.

Показ репродукций в процессе беседы: Начинается с демонстрации репродукции, соответствующего диафильма и молчаливого, внимательного рассматривания картины (или сразу двух картин, если требуется сравнить) художника. Просмотр 1 -2 минуты. Одновременно можно включить музыкальную запись на близкую тему. Затем сообщается фамилия художника и название картины. Анализируется её идейное содержание и художественные достоинства.

КИНОФИЛЬМ Тема кинофильма должна соответствовать учебной программе. Это может быть фильм, посвящённый выдающемуся художнику, искусству целой эпохи или определённому художественному жанру. При выборе фильма учитывается возраст учащихся. Просмотр каждого фильма сопровождается специальной беседой.

Если беседа до просмотра фильма, то учитель даёт краткие сведения о творчестве художника, об исторической эпохе, в которую жил и творил мастер. Если беседа после просмотра, то надо обобщить новые впечатления школьников и те знания, которые были получены ими ранее в классе.

Кинофильмы могут быть посвящены технике изобразительного искусства, где наглядно раскрывается техника живописи, рисунка, скульптуры, графики.

Возможности кино позволяют подробно и методично показать технику наложения краски в живописи, продемонстрировать процесс, в жизни длящийся мгновения, или наоборот, за короткое время показать весь длительный процесс создания произведения.

Методика проведения экскурсий в музей: при проведении экскурсии в музей, на выставку, желательно, чтобы педагог заранее познакомился с композицией предварительно согласовал экскурсию с предприятием или музеем установил удобные день и час договорился с экскурсоводом, познакомил его с задачами экскурсии и учебной программой на очередном уроке предварительно познакомил школьников с целью экскурсии, её планом и организационными требованиями после экскурсии провёл итоговую беседу, выяснил, как учащиеся восприняли всё увиденное и услышанное.

Источник: http://present5.com/uroki-besedy-po-izobrazitelnomu-iskusstvu-i-metodika-ix-provedeniya/

Ссылка на основную публикацию