Урок-конспект по теме: «культурные и дикорастущие растения»

План-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему: Урок окружающего мира «Дикорастущие и культурные растения»

               Урок окружающего мира, 2 класс

                                         Дунаева Светлана Александровна

                         учитель высшей квалификационной категории

                                              МОУ «Каслинская СОШ №27»

                                               г. Касли, Челябинской области

Тема: Дикорастущие и культурные растения.

Цели: 1) Изучить особенности культурных и дикорастущих растений, научить детей распознавать их,

 2)учить работать с гербарием – внимательно рассматривать растение,

 3) воспитывать интерес к полевым растениям,

 4) Поощрять потребность в сотрудничестве, развивать умение работать в группах, умение договариваться.

Оборудование:1) Картины с изображением деревьев и кустарников: ели, яблони, малины, шиповника, мать-и-мачехи, помидора;

2) Видеофрагменты дикорастущих растений (брусника, валериана лекарственная, василёк, волчье лыко, вороний глаз, герань, гвоздика)

3) А.А.Плешаков «Атлас-определитель. От земли до неба», М. «Просвещение», 2004

4) Календарь природы.

Ход урока:

I.Орг. момент. Учитель: Долгожданный дан звонок

                        Начинается, какой урок? (окружающего мира.)

 Дети: Урок окружающего мира.

Учитель: На нашем уроке гости, порадуем наших гостей хорошей работой.

 Скажите, что пригодится нам для успешной работы на уроке?

Дети: Наши знания. Умение слушать учителя и товарищей.

II. Минутка календаря (Календарь природы)

Учитель: Сегодня утром я шла на работу тихо, чтобы любоваться природой. Воздух прохладный, ветра нет. Всё спокойно и хорошо.

— А что вы заметили по дороге в школу?

— Дайте характеристику погодных условий сегодня по таблице:

Погода
Ясная Ветреная
Пасмурная Тихая
Облачная Морозная
Дождливая Холодная
Сухая теплая

Дети: Облачная, сухая, ветер слабый, прохладно.

III. Проверка домашнего задания и актуализация знаний.

Откройте рабочие тетради – проверим домашнее задание в парах:

— Расскажите и покажите, одноклассникам как вы выполнили домашнее задание.

Одна из пар поработает индивидуально ( 6 карточек сгруппировать)

-Объясните, какие невидимые нити в осеннем лесу заметили. 

IV.Постановка проблемы урока.

Закончите предложение:

— Данные невидимые нити между животными и …. (растениями)

— Что вы знаете о растениях? (из опыта детей)

Сегодня мы будем говорить о растениях.

— Вспомните, на какие группы можно разделить растения?

            (деревья, кустарники, травы)

Таблички на доске.

— Проверим, как поработала одна из четверок. Ребятам нужно было сгруппировать 6 карточек.

Деревья: яблоня, ель.    Кустарники: малина, шиповник.  

 Травы: помидор, мать-и-мачеха.

V. Совместное «открытие знаний»

— Сегодня мы посмотрим на растения с другой стороны. Например, чем отличаются ель и яблоня, малина и шиповник, помидор и мать-и-мачеха?

— Но сначала вспомним, какое значение для человека имеют растения? (растения кормят, одевают человека, лечат, дают много полезных вещей).

— Человек очень тесно связан с растительным миром. Есть растения, которые человек сам высаживает, ухаживает за всходами, собирает урожай, использует в пищу. А есть растения, которые растут независимо от человека.

— Вот сегодня мы должны выделить эти две группы, на которые можно поделить все растения.

 — Итак, чем похожи и чем отличаются ель и яблоня? (общее – деревья, отличие – ель растёт в лесу, а яблоня – в саду, за ней ухаживает человек)

— Сравним малину и шиповник.

— Чем похожи и чем отличаются помидор и мать-и-мачеха?

— На какие же группы можно поделить все растения? (первая группа – растения, которые выращивает специально человек. Вторая группа – растения, которые никто не сажает, они растут сами по себе. Их можно встретить везде: и в лесу, и на лугу, и на водоёме.)

— Какое название можно дать первой группе растений, второй группе?

          Культурные и дикорастущие

 Так и звучит сегодня наша тема:

Дикорастущие и культурные растения.

2.Работа по учебнику.

— Откройте учебники на стр.66, прочитайте о каждой группе растений.

— Выполните задание в парах на с.66. проверим.

Физкультминутка  

(вывесить экран)

3. Использование ЦОРОВ

— Сначала поговорим о дикорастущих растениях. Что вы про них запомнили?

Возле компьютера:

— К ним относятся и деревья, и кустарники, и травы, которые растут сами по себе, за которыми не ухаживает человек.

Видеопоказ растений и рассказ о некоторых из них.

2 валериана лекарственная – Борисова Саша

3,4 василёк – Конюхова Лера

5,6 – показ

7,8 –волчье лыко – Липухин Алёша

9 – вороний глаз – Конвиссарова Лена

10 – гвоздика – Ежов Дима

11 – герань – Колтышева Юля

Остальные дикорастущие растения мы рассмотрим на экологическом кружке.

4. Работа с гербарием

— О какой второй группе растений мы узнали сегодня на уроке?

— Какие растения мы будем называть культурными? Приведите примеры.

— Некоторые из культурных растений мы рассмотрим в гербарии. Гербарий -это собрание засушенных растений.

Пшеница, Рожь, Гречиха  (сообщения выполняют учащиеся)

5. Работа по рядам, в парах и группах

Подумайте, для чего люди выращивают культурные растения. На какие группы их можно разделить.

Деревья, кустарники, травянистые растения.

Поработайте в парах по рядам: 1 ряд – деревья, 2 ряд – кустарники, 3 ряд — травянистые растения.

Проверка и подсчёт количества названного с записью на доске.

Загляните в учебник. С. 67

  Серёже необходимо закончить схемы – помогите ему дописать в каждую схему по несколько культурных растений.

У вас будет помощник – список растений из которого выберете нужное и свои добавьте.

Список: (картофель, слива, рожь, пион, хлопок, нарцисс)

Работать будете в группах.

Проверка. Каждая группа зачитывает свои культурные растения.

Закрепление изученного.

Выполнить задание в тетради на с.25.

VI. Итог урока.

Учитель: Урок наш заканчивается. Оцените свою работу.

 Я с вами согласна, что работа была успешной.

 Кому было трудно? Кому было легко?

Спасибо вам за хорошую и дружную работу. Приведите своё рабочее место в порядок.

Картофель

Слива

Рожь

Пион

Хлопок

Нарцисс

Овощные (лук, …..

Плодовые (груша, …..

Зерновые (пшеница, …..

Декоративные (флокс, …..

Прядильные (лён, ……

Деревья

Кустарники

Травы

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2014/07/05/urok-okruzhayushchego-mira-dikorastushchie-i

Конспект урока на тему «Дикорастущие и культурные растения»

Тема: Дикорастущие и культурные растения.

Тип урока: Изучение нового материала.
Цели и задачи:Изучать особенности культурных и дикорастущих растений, научить детей распознавать их; развивать внимание, память, мышление; воспитывать интерес к полевым растениям.

Ожидаемые результаты: Учащиеся должны знать особенности существования в природе дикорастущих и культурных растений; должны уметь различать жизненные формы растений; различать культурные растения – по назначению.

Форма организации работы детей: на уроке меняются виды и формы работы (фронтальная работа  с использованием компьютера и экрана – просмотр слайдов с таблицами и рисунками по теме при изучении нового материала и при закреплении; при повторении ранее изученного материала; при решении проблемных вопросов; индивидуальная – выполнение самостоятельной работы, самопроверка работы, работа в тетрадях, отгадывание загадок.) 
Формы организации работы учителя: урок – изучение нового материала. 
Технические условия: компьютер, мультимедиа проектор, экран
Используемое оборудование: карточки для самостоятельной работы, рабочие тетради, таблицы на слайдах, картинки на слайдах.

Описание урока:

  1. Организация класса.

  2. Проверка домашнего задания.

— Вспомните, ребята, на какие группы можно разделить все растения?
(На деревья, кустарники, травы.)

— Вспомните, какие группы растений вы ещё знаете?

(Водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые)

а) Самостоятельная работа. 
У всех ребят карточки с напечатанным заданием.

  1. Подчеркните деревья красным карандашом, кустарники – синим, травы – желтым:

  2. Слива, можжевельник, пихта, крыжовник, одуванчик, лиственница, вишня, репейник, мать-и-мачеха, кедр, малина.

б) Самопроверка. 

3. Объявление темы урока.— Сегодня мы будем говорить о растениях. Мы с вами уже знаем, что все растения делятся на деревья, кустарники и травы.

А сегодня мы с вами посмотрим на растения с другой стороны.

Например, чем отличаются ель и яблоня, крыжовник и можжевельник, мать-и-мачеха и помидор?- Вот сегодня на уроке мы и рассмотрим эти две группы растений, на которые можно разделить все растения.

4. Работа над темой урока.

(1 слайд)
— Чем похожи и чем отличаются ель и яблоня? (Общее – это деревья. Различия – ель растет в лесу, яблоня в саду и за ней ухаживает человек. Оба дерева приносят пользу людям.)

(2 слайд)
— Чем похожи и чем отличаются крыжовник и можжевельник? (Общее – это кустарники. Различие – крыжовник растет в саду и за ним ухаживает человек. Можжевельник растет в лесу.)

(3 слайд)
— Чем похожи мать-и-мачеха и помидор? (Общее – это травянистые растения. Различия – помидоры растут в огороде и за ними ухаживает человек, собирает урожай. Мать-и-мачеха растет повсюду.

— На какие группы можно разделить все растения? (Первая группа – это растения, которые выращивает человек.  Их называют – культурными растениями. Вторая группа – это растения, которые никто не сажает. Они растут сами по себе. И их можно встретить везде: и в лесу, и на лугу, и возле водоема. Эти растения называют дикорастущими.) (4 слайд)

— Поговорим о дикорастущих растениях. К ним относятся и деревья, и кустарники, и травянистые растения, которые растут везде сами по себе. — Приведите примеры дикорастущих растений. (Примеры детей.)

5. Физминутка. (5 слайд)

— Какие еще бывают растения кроме дикорастущих? (6 слайд)

 (Культурные растения – деревья, кустарники, травянистые растения.)
— Подберите растения к каждой группе. (Ответы детей.)

-Культурные растения можно разделить на другие группы. 
— Назовите растения  на этом слайде.  (7 слайд)

Зерновые растения. Где они растут и что из них делают? (Растут на полях. Из них делают муку и крупу. Из муки пекут хлеб.) (8 слайд)

-Назовите эти растения.  (9 слайд)   (Это слива, груша, персик. Это фрукты. Они растут в саду.) 

— Эти растения называют плодовые. К ним относятся не только фруктовые деревья, но и кустарники, и даже травы, дающие нам плоды. Это смородина, малина, клубника…)

 —  Назовите эти растения. (10 слайд)  (Лук, картофель.. Это овощи. Они растут на полях и огородах.)
— Эти растения называют овощные. Приведите свои примеры.

— (11 слайд) Это лен и хлопок. Из них делают ткань. Такие растения называют прядильные.

-(12 слайд) Назовите эти растения. (Тюльпан, роза, гвоздика.)
— Эти растения называют декоративными. Приведите свои примеры этих растений.

А)Кроссворд(13 слайд)

6. Работа по учебнику.

А) Первобытные люди использовали в пищу плоды, семена, сочные стебли, листья, сладкие корни дикорастущих растений.

С течением времени наши предки научились отбирать в природе и выращивать наиболее ценные пищевые растения, ухаживать за ними, поливать, пропалывать от сорняков, а затем и удобрять почву.

Для посадки они отбирали самые крупные зерна, самые вкусные корни и плоды. Так было положено начало РАСТЕНИЕВОДСТВУ.

-Прочитайте, что об этом написано в учебнике на стр.84-85.

Читайте также:  Полезные ископаемые: нефть

Б)

— Как люди научились выращивать растения?

— О каких отраслях растениеводства вы прочитали?

(Полеводство, цветоводство, плодоводство, овощеводство)

7. Закрепление изученного материала.

Работа в рабочих тетрадях. (с.29 №51)

8.Рефлексия деятельности. Итог урока.

9. Дом. задание. С. 82-87 пересказ

Источник: https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/konspiekturokanatiemudikorastushchiieikulturnyierastieniia

Конспект урока по окружающему миру : Дикорастущие и культурные растения. 1 класс. | МОУ СОШ с.Истошино

Подготовила и провела: Кожахметова Е.С.

Цель: изучение особенностей культурных и дикорастущих растений, знакомство с предками некоторых культурных растений.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • понимание значения изучения курса «Окружающий мир»;
  • ориентация на выполнение основных правил бережного отношения к природе на основе понимания особенностей взаимодействия человека и природы.

Предметные:

Обучающиеся научатся:

  • сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, характеризовать их роль в жизни человека;
  • различать культурные растения – по назначению.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • различать существенные и несущественные признаки;
  • приводить примеры дикорастущих и культурных растений;
  • рассказывать о предках культурных растений.

Метапредметные:

Обучающиеся научатся:

  • понимать цель познавательной деятельности;
  • планировать свои действия при выполнении заданий;
  • осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий;
  • доказывать то или иное свойство изучаемого объекта;
  • сравнивать и классифицировать изучаемые объекты по различным признакам;
  • находить необходимую информацию в учебнике;
  • получать информацию, используя тексты, таблицы, рисунки, схемы;
  • выполнять индивидуальные и парные задания;
  • совместно изучать объекты, обсуждать результаты, делать выводы.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно планировать свои действия при выполнении учебных заданий;
  • самостоятельно осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий;
  • ставить цель собственной познавательной деятельности и планировать ее.

Оборудование:

—    компьютер, мультимедийная презентация;

  • раздаточный информационный материал.

Тип урока:  комбинированный.

Форма  урока:  урок-дискуссия.

                                                                                Ход урока

  1. Организационный этап, создание эмоционального настроя

— Ребята! Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный или светлый, солнечный?<\p>

— Какое настроение вызывает у вас такая погода?

— А знаете, что надо сделать, чтобы на душе было тепло и спокойно?

Надо просто улыбнуться! Я дарю вам свою улыбку и прошу, чтобы вы подарили мне свою!

У вас такие солнечные лучистые улыбки, что от них ярче становится день, а на душе теплее. Порадуйте своей улыбкой тех, кто рядом с вами! Улыбнитесь друг другу!

Этот урок я проведу вместе с вами,  надеюсь, вы поможете мне. Пусть каждый из нас запомнит этот прекрасный  осенний день и нашу встречу.

— Ребята, сегодня нас на уроке ожидает встреча с удивительными представителями живой природы.

Куда бы вы ни посмотрели, где бы вы ни побывали, повсюду увидите, встретите их. Они на лугах, в лесах, их много в степях и высоко в горах, в безводных пустынях и топких болотах. Они поселились в морях, океанах, озерах, реках и прудах нашей планеты. Они есть даже в Арктике и Антарктиде.

Догадались? Конечно, о чём мы поговорим с вами сегодня?( О растениях)

“Не можем жить мы без растений

Об этом скажет нам не только гений.

Как воздух нам нужны они.

Они разнообразны…

И все они по-своему прекрасны”

-Эмблемой сегодняшнего урока будет яблоня. Яблоня будет показывать ваши знания на сегодняшнем уроке. Перед вами рисунок яблони. Но у яблони нет яблок да и листочков нет,  Во время урока за каждый правильный ответ вы будете рисовать яблоки- красные кружочки. И в конце урока каждый из вас покажет свою яблоню.

Самоопределение к деятельности, формулирование темы постановка учебных задач

— Вспомните, какие группы растений вы знаете?(Водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые)

(деревья, кустарники, травы)

— Сегодня мы посмотрим на растения с другой стороны. 

— Чем похожи и чем отличаются  ель и яблоня?

(Похожи тем, что ель и яблоня  деревья. Оба дерева приносят человеку пользу. Имеют корень, ствол, ветви, листья, плоды

Отличаются тем, что  ель растет в лесу, а  яблоня в саду. За  яблоней ухаживает человек, а за  елью нет.  Яблоню человек сажает, а  ель растёт сама)

—  Сравните КРЫЖОВНИК и ВЕРБА.

— Аналогично сравните  МАТЬ-И-МАЧЕХА.

— Предположите, о каких растениях  пойдёт речь на уроке?

(О растениях, которые растут сами по себе(их называют ДИКОРАСТУЩИМИ  и о тех, которые выращивает человек. Они носят название КУЛЬТУРНЫЕ)

— Как будет звучать тема нашего урока? (ДИКОРАСТУЩИЕ и КУЛЬТУРНЫЕ  растения)

— Чему мы хотим научиться на этом уроке? Какие задачи поставим перед собой?

( Научиться сравнивать культурные и дикорастущие растения, понимать их  роль в жизни человека, различать растения по назначению,  приводить примеры, рассказывать о предках культурных растений)

Открытие нового знани-Откройте учебники на стр.82 и  найдите рубрику«Обсудим вместе».-Какие растения называют дикорастущими. а какие –культурными-Какой признак можно выбрать для определения культурного растения*культурные растения всегда красивы*эти растения специально выращиваются людьми.*эти растения употребляются в пищу только людьми Работа с учебником
— Кроме этого культурные растения можно разделить на другие группы. А сделать нам поможет это — игра «Найди пару». Из слов на слайде: лук, груша, картофель, пшеница, слива, лён, рожь, пион, хлопок, нарцисс дети выбирают пару.
—        Каждый день мы едим хлеб. Его пекут из муки, а муку получают из зёрен пшеницы, ржи, ячменя, овса. Они называются — зерновыми растениями. Из пшеницы изготавливают белый хлеб, из ржаной — чёрный хлеб.  1- пшеница, 2- рожь.
—        Какие ещё зерновые культурные растения вы знаете? —        Ячмень, овёс.
—        Какие из них произрастают в нашем крае? Ячмень, овес, пщшеница, рожь.
—        Груша- слива. В садах люди выращивают деревья — слива, груша; кустарники- смородина, малина, крыжовник; травы- земляника, клубника, дающие нам плоды.Это — плодовые растения.
—        Какие плодовые растения растут в нашем крае?
—        Лук-  картофель. Они растут на полях и огородах.Это — овощные растения.
—        Приведите примеры овощных растений, произрастающих в  Тюменской области? Дети дают ответы.
 9. —        Лён- хлопок. Из них делают ткань. Такие растения называют — прядильные. Это очень ценные растения, дающие прекрасное волокно, из которого вырабатывают ткани: ситец, сатин, бязь …Раньше в нашем   районе выращивали лён. Я вам говорила узнать про лён  у взрослых(бабушек и дедушек). Кто готов ответить?—         Хлопок  у нас не растет.
—        Пион-  георгин. Это- …. —        Цветы.
—        Правильно! Их выращиваем на клумбах для красоты. Они называются — декоративными растениями.
—        Приведите свои примеры. Приводят примеры.
—        Откройте учебники на с.83.Назовите растения, изображённые на иллюстрации. Работа с учебником
—        Какие из них произрастают в нашей местности?Соотнесите их с новыми понятиями.
— Сейчас  класс разделится на  пары. Каждая пара получит листок с заданием.Задания: 1 пара:  Найдите среди предложенных растений из гербария  дикорастущие. Сделайте вывод: какую пользу они приносят человеку? 2 пара: Найдите среди предложенных растений из гербария культурные. Сделайте вывод: какую пользу они приносят человеку? Опрос  пар (За правильные ответы рисуют  яблочки)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА1. Игра «Волшебный клубок» 1  номер – по очереди передавая мячик называют культурные растения, 2 ряд – дикорастущие растения.2.  -Чтобы получить хороший урожай, что нужно делать? ( много трудиться)Давайте мы с вами тоже поработаем.-Копаем землю-Разрыхляем почву-Поливаем-Рвем яблоки, складываем в корзину.-Собираем клубнику.  (Дети имитируют движения)
Первичное закрепление нового материала— Первобытные люди использовали в пищу плоды, семена, сочные стебли, листья, сладкие корни дикорастущих растений. С течением времени наши предки научились отбирать в природе и выращивать наиболее ценные пищевые растения, ухаживать за ними, поливать, пропалывать от сорняков, а затем и удобрять почву. Для посадки они отбирали самые крупные зерна, самые вкусные корни и плоды. Так было положено начало Земледелию.
Самостоятельная работа«Когда и почему возникло земледелие» Мы узнаем об этом из материала учебника на стр. 84..Объясните, от каких двух слов образовалось слово «земледелие».Кого называют земледельцем? Работа по учебнику
 Включение новых знаний в систему и повторениеОбсудим вместе.Рассмотрите рисунок-схему на стр 85.  Ответьте на вопросы--Какие существуют отрасли земледелияКакие культурные растения выращивают в каждом из областей земледелия.?  А теперь скажите  наш колхоз им Калинина  в каком направлении работает? (полеводством) Работа по учебнику
Исследовательская работа(индивидуально)Им даются растения из гербария:1 уч – ель, 2  уч – сирень, 3  уч – пшеница,4 уч-виноградСлайдПлан.Название растения.Где растет.Какому виду относится: дерево, куст, трава.Культурное или дикорастущее.Какая польза для человека. Дети готовятся рассказывать по плану.(После этой работы учитель говорит  кому сколько кружочков-яблок рисовать: 5,4,3.)
Рефлексия деятельности. Итог урокаЭкологический диктант.– Я назову вам несколько утверждений. Если они верные, то ставите +, если нет , то Дикорастущие растения не могут расти без человеческого ухода.Растения очищают воздух.Все деревья в лесу нужно вырубить, потому что они дикие.Полевые цветы – культурные растения.Овощи – это культурные растения.А теперь проверяем: – + – – +— Рисуйте яблоки за каждый правильный ответ.А теперь все покажите мне свои яблони. Ваша яблоня культурное или дикорастущее растение?-Да, культурное. Она без ваших усилий, стараний, труда не дала бы такой хороший урожай. Сейчас посчитайте, у кого сколько яблок получилось? ( Оценка знаний)Какую цель перед собой поставили? —  Достигли ли поставленной цели?-Мне было….-Я узнал….-Я научился…-Посмотрите, сколько мы узнали сегодня! -На какие группы делятся культурные растения?– Посмотрите, культурные растения нас кормят, одевают, украшают нашу жизнь. А дикорастущие? Нужны ли они нам? (Все растения нужны, так как все дают кислород, многие съедобны, много лекарственных растений.)– Как мы должны относиться к растениям? (Ответы детей)– Растения разнообразны, но все они необходимы нам: и высокие, и низкие, и колючие, и водяные, и с цветами, и без цветов. Мы должны заботиться о них, беречь их, сохранить их для потомков.Домашнее задание: нарисуйте одно культурное и одно дикорастущее растение, которые растут на территории нашего  села, напишите их название и что особенного в этих растениях.Это будет наша энциклопедия «Растения  с.Истошино».Наш урок, ребята, подходит к концу.—  Ребята, вы хорошо сегодня поработали.  Урок окончен. Спасибо всем за урок. Рисуют яблоки за каждый правильный ответ.

Дата размещения: 26.11.2015

Источник: http://istoshi.depon72.ru/?p=1926

Яблоня это дикорастущее или культурное

  1. Конверты с картинками (Приложение 1)
    • изображение дуба
    • изображение яблони
    • изображение крыжовника
    • изображение лещины
    • изображение клевера
    • изображение ириса
  2. Лист и ручка
  3. 1. Организационный момент

    – В течение своей жизни человек окружён растениями. А что было бы, если бы они вдруг исчезли? (Ответы детей)
    – Сегодня мы продолжим нашу беседу о разнообразии растений.

    2. Актуализация знаний

    На столах у детей конверты с картинками с изображением следующих растений: дуб, яблоня, крыжовник, лещина, клевер, ирис (Приложение 1)

    – Рассмотрите карточки на ваших столах. Что изображено на них? Назовите их одним словом. (Растения)
    – Разложите эти карточки на три группы. Объясните, по какому признаку вы их группировали. (Работа в группах).
    – Проверяем.

    Каждая группа при проверке считает количество карточек, расположенных неверно, перекладывает их в нужную группу (Презентация, слайд 2). – У какой группы все карточки лежали правильно? У какой группы одна карточка лежала неправильно? и т.д.

    – Приведите свои примеры к каждой группе.

    – Молодцы, справились с заданием.

    3. Постановка проблемы. «Открытие» нового знания.

    – Теперь задание усложняется: разложите эти же карточки на 2 группы, объясните, по какому признаку группировали. (Работа в группах. Во время выполнения задания учитель ходит между рядами и фиксирует неправильное деление на группы.)
    – Проверяем. Могут получиться разные варианты.

    Сначала учитель спрашивает те пары, у которых деление не совпадает с делением на дикорастущие и культурные. В конце подводит детей к мысли о делении растений на те, которые человек не сажает (дикорастущие) и те, которые человек выращивает специально (культурные). Учитель вводит эти понятия и их определения. (Презентация, слайд 3).

    – Сверьте расположение своих карточек с расположением названий на экране.

    4. Работа по теме урока.

    – Скажите мне, пожалуйста, какова тема нашего сегодняшнего урока. (Растения дикорастущие и культурные). – Правильно, сегодня мы будем с вами подробно рассматривать растения, которые называются культурные и дикорастущие. – Какие растения мы называем дикорастущими? А культурными?

    – Приведите примеры.

    С помощью схемы учитель подводит детей к выводу: дикорастущие растения могут являться деревьями, кустарниками, травянистыми растениями; культурные растения могут являться деревьями, кустарниками, травянистыми растениями.

    Физ минутка (игра с сигнальными карточками)

    – Давайте поиграем. Если я называю культурное растение, вы показываете зелёную карточку, если дикорастущее растение – красную.

    – В свою очередь культурные растения делятся так же на несколько групп, и сейчас вы их сами попробуете назвать!

    5. Работа со слайдами (4-9).

    – Назовите изображенные растения (огурцы, свёкла, капуста). Что общего у всех? (Овощи). Эта группа называется овощные. Приведите свои примеры.
    – Назовите изображённые растения (яблоня, груша, лимон). Что общего? (Фрукты, плоды). Эта группа называется плодовые.

    Приведите примеры.
    – Назовите изображённые растения (овёс, рожь, пшеница). Что общего у всех растений? (Наличие зёрен). Эти растения называются зерновыми.
    – Назовите изображённые растения (георгин, ирис, фиалка). Для чего они нужны человеку? (Для красоты.

    ) Эта группа растений называется декоративными, так как в переводе с латинского языка «decorer» означает «украшение». Приведите свои примеры.
    – Эти растения называются хлопок и лён. Где вы встречали такие названия? (В одежде).

    Правильно, так как из этих растений вырабатываются волокна, из которых в свою очередь прядут нити для изготовления ткани. Такие культурные растения называются прядильными.
    – Давайте ещё раз назовём группы культурных растений.

    (Называют группы, которые учитель показывает указкой на экране).
    – А что значит культурные растения? Дикорастущие растения?

    6. Проверка усвоения знаний

    – Проверим себя, всё ли мы с вами запомнили? Если не всё, посмотрим, на что нужно будет обратить особое внимание при подготовке домашнего задания.

    Индивидуальная работа на листочках. Если выражение верное, дети чертят «+», если не верное чертят «–».

    1. Редиска – дикорастущее растение. 2. Пшеница – зерновое растение. 3. Тополь – культурное растение. 4. Подорожник – дикорастущее растение.

    5. Крапива – культурное растение.

    При проверке дети сверяют свой узор с узором на экране. (Презентация, слайд 10).

    – Поднимите руку те, у кого узор получился. У кого одна ошибка? Две?

    7. Подведение итогов

    – Посмотрите, сколько мы узнали сегодня! (Презентация, слайд 11). – На какие группы делятся растения? На какие группы делятся культурные растения?

    – Посмотрите, культурные растения нас кормят, одевают, украшают нашу жизнь. А дикорастущие? Нужны ли они нам? (Все растения нужны, так как все дают кислород, многие съедобны, много лекарственных растений.)

    – Как мы должны относиться к растениям? (Ответы детей)

    – Растения разнообразны, но все они необходимы нам: и высокие, и низкие, и колючие, и водяные, и с цветами, и без цветов. Мы должны заботиться о них, беречь их, сохранить их для потомков.

    8. Объявление отметок за урок. Запись домашнего задания

    – Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали. Спасибо за работу.

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Урок-конспект по теме: «Культурные и дикорастущие растения»

    Тема урока: Культурные и дикорастущие растения.

    Основные цели и задачи: Ознакомить учеников 2 класса с тем, что существуют дикорастущие и культурные растения, объяснить разницу и дать представление о том, для чего человек занимается окультуриванием.

  4. Понятие культурных и дикорастущих растений
  5. Как появились культурные растения?
  6. Почему человек стремится окультуривать растения?
  7. 1. Понятие культурных и дикорастущих растений

    Как Вы считаете, какие основные отличия сосны от груши? (выслушать все ответы, отметить тот, где говорится о том, что сосна растет в лесу, а груша – в саду).

    А чем отличается одуванчик от огурца? (тоже выслушать все ответы, отметить тот, где говорится о том, что одуванчик растет сам по себе и его можно найти где хочешь, а за огурцом ухаживает человек и его можно отыскать только в огороде).

    А теперь, когда вы уже знаете, какие разнообразные есть растения, давайте разделим их на две большие группы. Те растения, которые растут везде и которым не нужен человек, чтобы ухаживать за ними, называются дикорастущими (их название говорит само за себя).

    Те растения, которые растут в саду, в огороде и для роста которых необходимо вмешательство человека, называются культурными. Их название в меньшей мере передает их суть, потому что культурными мы привыкли считать людей, которые ходят в театры, посещают библиотеки, разговаривают без бранных слов.

    Однако слово «культурный» по отношению к растениям имеет другой смысл, и мы о нем поговорим чуть позже.

    Практическое задание (на развитие логики):

    Как вы считаете, какие растения появились раньше – дикорастущие или культурные? Почему? (выслушать все ответы, особое внимание обратить на пояснения, дать возможность высказать свое мнение тем детям, для которых это важно).

    2. Как появились культурные растения?

    Вы правильно сказали, что поскольку растения появились на Земле раньше, чем здесь оказался человек, то дикорастущие растения имеют более длительную историю, нежели культурные.

    В далекие времена, когда человек только-только отошел от обезьян и питался тем, что мог собрать с деревьев и кустов, все растения были дикорастущими.

    Вмешательство человека заключалось только в том, что он собирал урожай.

    Первые культурные растения появились тогда, когда человек заметил, что для выращивания зерна надо положить в землю зерно. А для того, чтобы вырастить абрикосу, надо положить в землю косточку.

    Словом, с этого момента, когда новые деревья, кустарники и просто небольшие кустики стали появляться не сами по себе, а с непосредственным участием человека, стала развиваться группа культурных растений.

    Что же нужно было делать человеку для того, чтобы культурное растение дало урожай? (правильные ответы – сажать, поливать, убирать вредных насекомых, пропалывать от сорняков, лечить, если растение болеет, отгонять диких животных, которые хотели бы полакомиться вкусненьким).

    3. Почему человек стремится окультуривать растения?

    Почему человека не удовлетворял тот урожай, который давали дикорастущие растения? Сравним плоды дикой яблони и окультуренной, вы наверняка в своей жизни видели и те, и другие.

    У дикой яблони плоды маленькие, в большинстве своем кислые, да и их количество сравнительно небольшое. Что касается яблони, растущей в саду, то тут плоды намного больше в размерах, они более сладкие, а урожайность их гораздо выше.

    То же самое касается и малины – дикорастущая в лечу мелкая и кислая, а культурная, которую можно найти в огороде, — крупная и сладкая.

    Все это – результат воздействия человека. Оказывается, у слова «культура» есть еще один смысл – в переводе с латинского оно означает «возделывать», «обрабатывать». Точно также, как нас «обрабатывают» в театре, в книжках, в процессе воспитания, прививая положительные качества и свойства, точно также человек поступает по отношению к растениям.

    Что еще делал человек для того, чтобы окультурить растения? Он наблюдал за тем, какие семена дают лучший урожай, и на следующий год сажал только их. Это повысило урожайность, улучшило качества тех растений, которые он выращивал.

    А еще человек разнообразил те продукты, которые он выращивал. Например, дикорастущая черешня мелкая, кислая, с большой косточкой, преимущественно светло-красного цвета.

    А та черешня, которую мы покупаем на базаре и кушаем каждую весну и лето (то есть культурная) – она совсем другая. Во-первых, есть множество ее цветов и оттенков – от бледно-желтого до темно-бордового.

    Во-вторых, есть множество вкусовых оттенков, так что довольны будут все – и любители кислинки, и поклонники сладостей.

    Перечислите все виды капусты, которые вы знаете (правильный ответ – белокочанная, краснокочанная, цветная, брокколи, савойская, кольраби, брюссельская, пекинская, китайская). Сообщить детям, что все эти сорта вывел человек в рамках селекции – специальной науки, которая занимается улучшение сортов растений или пород животных, а также выведением новых.

    Оценивание: Попросите учеников ответить на проверочные вопросы. По их ответам можно будет определить, насколько они усвоили материал урока:

  8. Какие растения можно назвать дикорастущими? Какие культурными? Слива, которая дает плоды без вмешательства человека и растет по дороге на море, относится к культурным или дикорастущим?
  9. Зачем человек окультуривает растения? Какие дополнительные выгоды это ему дает?
  10. Как называется наука, которая занимается улучшением существующих свойств растений и животных, а также формированием новых разновидностей?
  11. Кроме того, в связи с большим количеством практических заданий можно поощрить детей, которые были наиболее активны в течение урока.

    4. Итоги урока:

    В ходе проведённого урока ученики узнали:

    • Какие растения называются дикорастущими, какие – культурными.
    • Какая между ними разница.
    • Как появились культурные растения.
    • Зачем человек окультуривает растения.

    Найти 5 дикорастущих и 5 культурных растений, которые не растут в России и о которых не упоминалось в ходе урока.

    xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai

    На данном уроке мы узнаем с вами, что такое дикорастущие и культурные растения, чем они друг от друга отличаются и какими они бывают.

    Тема: Природа

    1. Растения, которые нам знакомы

    Как вы думаете, чем ель отличается от яблони?

    Ель растет в лесу, а яблоня – в саду, и за ней ухаживает человек.

    Чем похожи мать-и-мачеха и помидор?

    Это травянистые растения. А чем они отличаются? Помидоры растут в огороде, и за ними ухаживает человек, собирает урожай. Мать-и-мачеха растет повсюду.

    2. Культурные и дикорастущие растения

    Все эти растения можно разделить на две группы:

    1. Растения, за которыми ухаживает человек, или культурные растения.

    2. Растения, которые растут сами по себе. Их можно встретить где угодно. Такие растения называются дикорастущими.

    Дикорастущие растения растут без вмешательства человека, за ними никто не ухаживает, они растут там, где для них есть подходящие условия. К этим условиям они приспособились сами.

    Культурные растения сеет, высаживает человек и заботится о них. Откуда же они взялись на земле?

    3. Как возникли культурные растения

    В древние времена все растения на земле были дикорастущими. Древний человек собирал плоды, семена и корни различных растений и те, которые ему нравились, он высаживал рядом со своим домом. Чтобы плоды вырастали вкуснее и крупнее, человек ухаживал за растениями. Растения привыкали к заботе о себе и изменялись. Так на земле и появились культурные растения.

    Культура – в переводе с латинского означает «возделывание», «обрабатывание».

    4. Дикорастущие растения

    Давайте поближе познакомимся с дикорастущими растениями. К ним относятся деревья, кустарники и травы, которые растут везде, сами по себе.

    Васильки называют сорняками, потому что на поле они мешают расти хлебу. Несмотря на это, васильки – очень красивые цветы, и люди издавна любят их собирать и плести из них венки.

    5. Культурные растения

    Культурные растения тоже делятся на 3 группы – деревья, кустарники и травы.

    6. Зерновые растения

    Что объединяет следующие 3 картинки?

    Все это зерновые растения. Они растут на полях. Из них делают муку и крупу.

    7. Плодовые растения

    Слива, груша и персик – это фрукты. Они растут в саду. Эти растения называют плодовые. К ним относятся не только деревья, но и кустарники, и даже травы.

    8. Овощные растения

    На полях и огородах растут овощи. Эти растения называют овощные.

    9. Прядильные растения

    Из льна и хлопка делают ткань. Такие растения называют прядильными.

    10. Декоративные растения

    11. Диаграмма «Культурные и дикорастущие растения»

    Обобщим полученные знания в диаграмме:

    Список рекомендованной литературы

  12. Плешаков А.А. Мир вокруг нас: учеб. и раб. тетр. для 2 кл. нач. шк. – М.: Просвещение, 2006.
  13. Бурский О.В., Вахрушев А.А., Раутиан А.С. Окружающий мир. – Баласс.
  14. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. – ВЕНТАНА-ГРАФ.
  15. Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

    Рекомендованное домашнее задание

    1. с. 62-65, учебник Плешаков А.А. Мир вокруг нас.
    2. с. 25 раб.тетрадь учебник Плешаков А.А. Мир вокруг нас.
    3. Рассмотрите диаграмму из урока и приведите по 5 примеров растений на каждый подвид из тех, что растут в вашем регионе.

    Источник: http://tk-bsk.ru/jablonja-jeto-dikorastushhee-ili-kulturn/

    Конспект открытого урока по окружающему миру «Культурные и дикорастущие растения»

    IV. Развитие умений.

    — Итак, первая цель – научиться сравнивать культурные и дикие растения.

    — Посмотрите, у каждой пары лист своего цвета, теперь смотрим на слайд. Те ребята, у которых желтые листы, сравнивают растения на желтом фоне, у кого зеленые листы – на зеленом фоне, у кого розовые листы – на розовом фоне. Как только пара закончила сравнивать растения – поднимает руки. Приступили.

    — Итак, начинаем сравнивать растения на желтом фоне ()

    — Хорошо, начинаем сравнивать растения на зелёном фоне ()

    — Начинаем сравнивать растения на розовом фоне ()

    — Сравнивать культурные и дикорастущие растения мы научились. Теперь что нам предстоит сделать? (Узнать, какую роль культурные и дикорастущие растения играют в жизни человека). А это вы узнаете из текста учебника. Откройте учебник на стр. 87, читает …

    — 1 абзац (Когда люди стали выращивать растения?)

    — 2 абзац (Как дикорастущие растения оказались возле жилища людей)

    — 3 абзац (Что делали люди, чтобы получить хороший урожай?)

    — 4 абзац (Что случилось с дикорастущими растениями?)

    — 5 абзац (Какие отрасли включает растениеводство?)

    — Так как люди научились выращивать растения? (Стали сеять семена дикорастущих растений)

    — На этой же странице учебника есть вопрос 3. Прочитайте его. Кто ответит?(Люди ухаживали за растениями, удобряли, защищали от природных явлений)

    — Как называется отрасль, которая занимается выращиванием растений?(Растениеводство)

    — Найдите в тексте, какие отрасли включает в себя современное растениеводство. (Схема – «Растениеводство»)

    (Полеводство – выращивание растений поля, цветоводство – выращивание цветов, плодоводство – выращивание плодовых растений,овощеводство – выращивание овощей).

    Возьмите листы, найдите схему №2. Сколько отраслей у растениеводства? (4) Значит сколько стрелок будет в схеме?(4) Нарисуйте их.

    Возьмите конверт №2, приклейте отрасли растениеводства на схему № 2.

    Учитель крепит отрасли на доску, а ученики на листы.

    — Итак, мы поняли роль растений в жизни человека.

    — Теперь нам что нужно узнать? (Различать культурные растения по назначению)

    — Смотрим на слайд. Как одним словом назвать эти растения? (Зерновые) Для чего человек использует этот вид растений? (Для приготовления пищи)

    — Смотрим на слайд. Как одним словом назвать эти растения? (Плодовые)

    Для чего человек использует этот вид растений? (В пищу)

    — Смотрим на слайд. Как одним словом назвать эти растения? (Овощные) Для чего человек использует этот вид растений? (Для приготовления пищи)

    — Смотрим на слайд. Как одним словом назвать эти растения? (Декоративные)Для чего человек использует этот вид растений? (Для красоты)

    — Смотрим на слайд. Что здесь изображено? Для чего человек использует этот вид растений? (Для создания одежды) Как одним словом назвать эти растения?(Прядильные)

    — Сколько мы перечислили видов культурных растений по назначению? (5)

    — Найдите в схеме № 1 культурные растения.

    — Сколько будет стрелок от культурных растений? (5)

    — Чертим стрелки. Берем конверт №3 и приклеиваем виды культурных растений по назначению.

    — Теперь мы умеем различать растения по назначению.

    — И последнее наше задание. Что мы должны сделать? (Научиться приводить примеры)

    — Назовите примеры культурных растений.

    — Назовите примеры дикорастущих растений.

    — Мы научились приводить примеры культурных и дикорастущих растений.

    Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/nachalnaja-shkola/okruzhajuschij-mir-jekologija/291531-konspekt-otkrytogo-uroka-po-okruzhajuschemu-m/page-2.html

    Конспекты уроков

    Тема урока: «Для  чего  люди  выращивают культурные растения?»

    Цели: назвать   признаки,  отличающие  культурные  растения  от дикорастущих; познакомить обучающихся с культурными растениями разных групп (овощными, зерновыми, плодовыми, декоративными, лекарственными, прядильными); расширить знания обучающихся о культурных растениях своего края; развивать мышление и речь детей; воспитывать бережное отношение к природе.

    Оборудование: рисунки с изображением овощей, фруктов; гербарии растений; коллекции «Хлопок» и «Лён»; карточки; лупы; таблица «Культурные и дикорастущие растения»;  слова для схемы; карточки с загадками; красные, жёлтые, голубые  цветочки.

                                         Ход  урока:

    1.   Оргмомент.

    Долгожданный  дан  звонок –

    Начинается  урок.

    2.Актуализация  опорных  знаний.

    —   2 ученика работают по карточкам.

    Фронтальная работа.

    — Какие группы  растений вам известны?

      (Цветковые растения, хвойные растения, папоротники, мхи, водоросли.)

    — Приведите  примеры дикорастущих растений нашего края.

    — А какие редкие и исчезающие растения России, занесённые в Красную книгу вы знаете?

    (Птицемлечник дуговидный, колокольчик персиколистный, ландыш майский, лютик саянский, кубышка жёлтая, кувшинка белая, прострел луговой и др.)

    — Кто нашёл дополнительный материал о каком — либо растении, занесённом в Красную книгу?

    (Дети рассказывают.)

    — Какие правила поведения надо соблюдать, общаясь с природой?

    (1.Не шумите на природе! Не берите с собой на экскурсию магнитофоны, горны, барабаны!

    2.Не ловите бабочек, стрекоз, кузнечиков, жуков!

    3.Не ломайте ветки деревьев и кустарников!

    4.Убирайте за собой мусор! Не оставляйте его на природе!

    5.Берегите почву!

    6.Берегите прекрасный мир растений!

    7.При сборе трав, плодов и грибов бережно относитесь к тому, на чём они росли!

    8.Не ловите детёнышей животных и не уносите их домой!)

    3.Сообщение темы урока.

    — Разделите  растения на две группы: репейник, подсолнечник, одуванчик, баклажан, осот, гречиха. По какому признаку вы будете это делать? (Будем делить на культурные растения и дикорастущие.)

    — Как вы думаете, какая тема нашего урока? (Культурные растения.)

    — Сегодня вы узнаете для чего люди выращивают культурные растения.

    4.Формирование  новых  знаний.

    — Какая разница между культурными, дикорастущими и комнатными растениями?

     (Дикорастущие растения растут там, где есть для них  подходящие условия; культурные растения человек выращивает в огороде, в саду, ухаживая за ними; комнатные растения не могут расти на природе, им нужна определённая температура и помощь человека.)

    — Могут ли одни и те же растения жить в любом месте ?

    ( Нет, им нужны определённые условия.)

    Работа с учебником с. 87 -88.

    -Маша рассказала, что люди специально сажают культурные растения в поле, в  огороде, в саду. А рядом с ними прорастают одуванчики, осот, лебеда, которые никто не сажал. Миша удивился: откуда они берутся?

    -Помоги Мише разобраться, кто в саду рядом с яблоней посадил репейник. Рассмотрите рисунок, используя лупу.

    -А как ещё распространяются семена растений?

    (С помощью ветра, воды.)

    Иллюстрация с изображением садовой и дикой яблони.

    — Вы пробовали яблоки с дикой яблони? Чем они отличаются от яблок, выращенных в саду?

    (Они меньше размером, очень кислые.)

    — Чем вы объясните эти различия? (За яблоней в саду ухаживает человек: обрезает ветви, подкармливает почву удобрениями, поливает.)

    — Рассмотрите землянику лесную и землянику садовую, представленную на рисунке на доске. (За садовой земляникой ухаживает человек, она крупнее.)

    — Как получают культурные растения? (Человек отбирает год за годом лучшие семена, ухаживает за ними, удобряет их и получает более крупные плоды, чем дикие.)

    Работа с учебником с.88 -90.

    — Рассмотрите, как Миша разделил на группы культурные растения. Почему он так поделил?

    (Дети рассматривают рисунки в учебнике, гербарии растений, коллекции с хлопком и льном, называют комнатные растения класса, показывают нужные из них.)

    — Давайте рассмотрим схему, которую составила Маша, дополним её.

    /Работа в группах./

    Овощные: капуста, помидор, огурец, редис, картофель, тыква, лук.

    Плодовые: слива, яблоня, груша, абрикос, вишня.

    Бобовые: горох, фасоль, чечевица.

    Зерновые: рожь, пшеница, ячмень, овёс.

    Декоративные: ирисы, фиалки, розы, астры, ромашки.

    Лекарственные: мята, душица, зверобой, подорожник.

    — Как назовёте группу, к которой относятся лён, хлопок?

    (Прядильные культуры.)

    — Чей из рассказов наиболее подробный ? (Машин рассказ подробнее.)

                                          Физкультминутка

    Если культурное растение – вы приседаете, если дикорастущее- стоите, делаете хлопок в ладоши.

    Ель, репа, клюква, одуванчик, дыня, роза, ландыш, рожь, петрушка, берёза, помидор, шиповник, лилия, боярышник, хризантема.

    5.Закрепление  изученного.

    Игра «Культурные растения».

    —  Я раздаю вам карточки с загадками. Отгадайте их и поместите картинку растения, которое является отгадкой , туда, где его выращивают люди: в сад, огород или поле.

            Сад                            Огород                            Поле

    1)Что копали из земли,

    Жарили, варили?

    Что в золе мы испекли,

    Ели да хвалили?

                                   (Картофель. В огороде.)

    2)Была зелёной, маленькой,

    Потом я стала аленькой.

    На солнце почернела я,

    И вот теперь я спелая.

                                     (Вишня. В саду.)

    3)У закутанных  девиц

    Волос ветер шевелит.

                                       (Кукуруза. На поле.)

    4) Телятки гладки

    Привязаны к грядке,

    Лежат рядками,

    Зелёные сами.

                                 (Огурцы. На огороде.)

    5)Покуда было малым,

    Не падало оно,

    А выросло – упало.

    Не правда ли, смешно?

                                 (Яблоко. В саду.)

    6) Красный нос

    В землю врос,

    А зелёный хвост снаружи.

    Нам зелёный хвост не нужен,

     Нужен только красный нос.

                                     (Морковь. На огороде.)

    7) В огороде у дорожки

    Стоит солнышко на ножке.

    Только жёлтые лучи

    У него не горячи.

                                        (Подсолнух. На поле).

    8)Синий мундир,

    Тёплая подкладка,

    А в середине сладко.

                                            (Слива. В саду.)

    9)В поле росла,

    Под жерновом была,

    Из печки на стол

    Караваем пришла.

                                           (Пшеница. На поле.)

    Работа в тетради.

    1)Коллективное  выполнение заданий № 50 и № 51 на стр.36.

    2)Самостоятельное  выполнение задания № 52.

    6.Домашнее задание.

    Подготовить сообщения на тему «Культурные растения нашего края».

    7.Итог урока. Рефлексия.

    — Для чего люди выращивают культурные растения?

    — На какие группы можно разделить культурные растения?

    — Сегодня мы касались декоративных  растений. Кто из вас любит цветы?

    — Я тоже люблю цветы и вас. Пусть у нас в классе расцветёт клумба, напомнит нам лето и порадует нас.

    — Если  вам на уроке было всё понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, прикрепите на клумбу  — красный цветок.

    — Если немного затруднялись — жёлтый цветок.

    — Кому на уроке было трудно, чувствовали себя некомфортно – голубой  цветок.

    — Спасибо вам за урок.

    Источник: http://irinatixomirova.ucoz.ru/publ/konspekty_urokov/1-1-0-1

Ссылка на основную публикацию