Урок-конспект по литературе: “с. а. есенин. черёмуха” (3 класс)

Конспект урока литературного чтения 3 класс УМК «Перспектива» «С.А.Есенин Черёмуха»

Автор материала: КУТЕПОВА ОЛЬГА АНАТОЛЬЕВНА

Составила: Кутепова Ольга Анатольевна, учитель начальных классов МАОУ «Гимназия №1»
тип урока: ОНЗ (технология деятельностного метода)

План-конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК «Перспектива»

Раздел «Край родной, навек любимый»

Тема: «С.А.Есенин Черёмуха»

Технологическая карта изучения темы

Тема

«С.А. Есенин Черёмуха»

Цель темы

Формирование читательской компетенции.

Формировать умения видеть образные языковые средства художественной выразительности. Повышение уровня нравственного воспитания учащихся: трепетное, нежное чувство к родной земле, к своему Отечеству, к окружающей природе.

Задачи урока

Познакомить с жизнью и творчеством С.А.Есенина; показать учащимся яркий, неповторимый талант русского поэта, его большую любовь к родине; рас­крыть особенности его лирики.

Основные понятия

Метафоры, эпитеты, олицетворения, сравнения, звукопись.

Межпредметные связи

литературное чтение, музыка, окружающий мир,

Ресурсы:

– основные

– дополнительные

Л. Ф. Климанова, В.Г Горецкий, Л.А.Виноградская «Литературное чтение» 3 класс часть 2,

Методическое пособие

Компьютер, мультимедийнный проектор, экран

Организация пространства

Слово учителя, выразительное чтение, аудирование, аналитическая беседа. Работа фронтальная, индивидуальная, в парах.

Технология проведения

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Обучающие и развивающие и диагностирующие задания

каждого этапа

Формирование универсальных учебных действий каждого этапа

I этап. Организационный момент.

цель : создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

Проводить инструктаж, настраивать детей на работу.

Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их.

Наша речь полна величья, гордой простоты,

В ней прекрасных слов богатство, сила красоты.

Потому поэта слушай, будь прилежен впредь,

Чтоб могучей русской речью, хорошо владеть.

-Сегодня на уроке литературного чтения мы будем слушателями, художниками, исследователями.

Дети слушают музыку П. И. Чайковского: «Времена года. Весна»

Регулятивные

формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности

Личностные

Определять и высказывать под руководством учителя общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

II этап. Актуализация знаний

цель: обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности

Организовать фронтальную работу, учить школьников самоорганизации при решении проблемной ситуации.

Организовать работу по

определению темы урока

Ученика читают стихотворение.

Дети оценивают чтение, высказывают свои мнения.

Слово учителя.

Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение стихотворения А.Плещеева «Весна».

Сегодня мы продолжим изучать творчество поэтов начала XX-го века. Имя поэта, одного из самых известных и любимых не только в нашей стране, вы угадаете, послушав о нём стихотворение.

(стихотворение на мультимедийном экране)

В этом имени слово «есень»,

Осень, ясень, осенний цвет.

Что-то есть в нём от русских песен-

Поднебесье, тихие веси,

Сень берёз и синь-рассвет.

Что-то есть в нём и от весенней грусти,

Юности и чистоты…

Только скажут – …(Сергей Есенин)

Всей России встают черты… Н.Браун

Выступление детей (заранее подготовленное)

(Сурменева Аня и Аверьянов Данила)

Сергей Александрович Есенин (1895-1925гг.) родился под Рязанью, в селе Константиново. Родители были бедными крестьянами.

С двух лет он был отдан на воспитание деду, отцу матери, в этой семье и прошло почти всё детство поэта. Ещё в раннем возрасте С.Есенин полюбил родную русскую природу — он чувствовал себя частью этой природы.

Поэтому, наверное, как-то особенно светлы, чисты, мелодичны его стихи о ней. Они полны звуков, запахов, красок.

С.Есенина называют певцом русской природы. Он обладал неповторимым даром улавливать и передавать тончайшие оттенки самых нежнейших настроений, которые возникали в его душе, он сумел понять, что всё живое вокруг нас страдает, чувствует также как и мы.

С.Есенина отличают необыкновенная искренность, удивительная чуткость к земным краскам, простота и прозрачность стиха. Поэт был влюблён в поля и леса, в своё деревенское небо, в животных, в цветы. Ещё в детстве он мог часами сидеть у реки, смотреть на небо, на деревья и чувствовать силу и нежность окружающей природы.

Сергей Есенин часто говорил о том, что весна является его любимым временем года, так как он может наблюдать, как после зимней спячки пробуждается природа.

Физкульминутка

Личностные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Регулятивные:

формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Коммуникативные: умение уважительно высказывать своё мнение.

Личностные:

формирование личного (эмоционального) отношения к другим ученикам.

Коммуникативные:

постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации,

умение задавать учебные вопросы.

III этап.

Проблемная ситуация

цель – постановка учебной задачи

IV этап. Изучение нового материала.

РАБОТА С ТЕКСТОМ

Ориентировочная беседа.

цель – заинтересовать детей чтением; отрабатывать навык чтения целыми словами.

Исследование языка стиха

цель-совершенствование устной речи школьника

Аналитическая беседа

цель-развитие эматии и полноценного восприятия; развитие духовного мира ребёнка

V этап. Обобщение по теме урока

цель – продолжение работы со стихотворением в следующих формах:

-выразительное чтение;

-анализ цветовой палитры стиха

VI этап

Итог урока

VII Рефлексия деятельности.

цель – подвести итог проделанной работе на уроке.

Домашнее задание

Организовать фронтальную работу с классом в форме опроса

создать соответствующую эмоциональную атмосферу.

Организовать фронтальную работу по учебнику

Включить учащихся

в работу по заданной проблеме

Учить детей представлять в своём воображении картины природы.

Создание проблемной ситуации:

углубить восприятие произведения, освоение идеи произведения.

Организовать работу в группах

Учить пониманию текста через практическую деятельность.

Создание ситуации успеха

М…

Источник: https://VseUroki.pro/doc/konspekt-uroka-literaturnogo-chteniya-3-klass-umk-perspektiva-saesenin-cheremuha.html

Урок литературного чтения в 3 классе Сергей Есенин «Черёмуха»

Урок литературного чтения в 3 классе

Сергей Есенин «Черёмуха»

Провела учитель начальных классов:

Студеникина Маргарита Николаевна

2013 г.

Цель: знакомство с биографией и творчеством С.Есенина. Задачи: 1) Познакомить учащихся со стихотворением С.

Есенина «Черёмуха»; учить выразительному чтению стихотворения, умению находить в тексте образные средства (эпитеты); 2) Развивать связную речь учащихся, умение передавать свои впечатления о прочитанном; развивать творческое воображение учащихся. 3) Воспитывать любовь к Родине через красоту природы; чувства коллективизма через работу в парах.

Ход урока:

I. Оргмомент. Учитель и дети становятся в кружок. – У вас сегодня необычный урок. Я хочу с вами поделиться частичкой тепла (ладошки). Давайте скажем на ушко друг другу добрые пожелания.

II. Постановка цели урока:

РЕЛАКСАЦИЯ:

– А сейчас усаживайтесь поудобнее и закройте глазки. Я вам предлагаю окунуться в мир звуков (звуки природы) (СЛАЙДЫ 1 и 2)

– Какую картину вы нарисовали в своем воображении? (Поют птицы. Журчит ручей. Шумит лес. С приходом весны пробуждается природа.) – А ещё весной цветет растение с нежным ароматом. Вот послушайте загадку о нём: Будто снежный шар бела По весне она цвела. Нежный запах источала, А когда пора настала, Разом сделалась она

Вся от ягоды черна (черёмуха) (СЛАЙД 3)

– Посмотрите, какая цветущая черемуха? (белая, красивая, пушистая) – Про черёмуху слагали песни, писали стихотворения. – И сегодня мы познакомимся со стихотворением «Черёмуха», которое написал Сергей Есенин. Мы будем учиться выразительно читать это стихотворение и стараться передавать чувства и впечатления о прочитанном. Речевая разминка:

(чтение загадки)- хором (СЛАЙД 3)

– медленно; – четко проговаривая звуки (артикуляционная гимнастика) – с ускорением.

III. Изучение нового материала:

1) Биография поэта:
Сергей Александрович Есенин (1895-1925 гг.) (СЛАЙД 5) Родился Сергей Александрович Есенин под Рязанью, в селе Константиново. Родители его были бедными крестьянами, они отдали сына на воспитание в семью деда (отца матери будущего поэта).

В раннем детстве полюбил Сергей Есенин родную русскую природу – он чувствовал себя частью этой природы. Потому как-то особенно светлы, чисты, мелодичны его стихи о природе. А писать он начал рано – в девять лет. Тема Родины – главная в творчестве Сергея Есенина и она тесно переплетается с темой природы.

Сергей Александрович Есенин прожил короткую (30 лет), но очень непростую жизнь. А село Константиново на Рязанщине сейчас называется Есенино.

Прочитайте рассказ о Есенине и скажите, что нового вы ещё узнали. (СЛАЙД 6)

Старшие хотели, чтобы он стал учителем, но сам Есенин мечтал о литературе. Он уехал в Москву, слушал лекции в народном университете. Первая книга стихов Сергея Есенина – «Радуница» – вышла в 1916 году (когда ему был 21 год) и была доброжелательно принята читателями.

Он стал популярным поэтом. Есенина отличают необыкновенная искренность, удивительная чуткость к земным краскам, простота и прозрачность стиха. До сих пор остается загадкой история его гибели… 2) Творчество поэта:

Во 2 классе уже знакомились со стихотворениями С.Есенина.

Кто вспомнит названия?

Выберите из предложенного списка, названия стихов С.Есенина. «Белая берёза» (!) «Вовка – добрая душа» (А. Барто) «Поёт зима, аукает» (!) «Мойдодыр» (К.Чуковский) (дети встают и убирают лишние стихотворения) – Кто автор других стихотворений? 3) Знакомство с новым стихотворением:

(УЧИТЕЛЬ НАИЗУСТЬ ЧИТАЕТ СТИХОТВОРЕНИЕ «ЧЕРЁМУХА»)

Черемуха душистая С весною расцвела И ветки золотистые, Что кудри, завила.

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

А рядом, у проталинки,

В траве, между корней, Бежит, струится маленький Серебряный ручей. Черемуха душистая, Развесившись, стоит, А зелень золотистая На солнышке горит.

Ручей волной гремучею

Все ветки обдает

И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поет. (Пауза)

– Что представили? Какую картину нарисовали в своем воображении? 4. Вторичное знакомство со стихотворением: (жужжащее чтение)

(РАБОТА С УЧЕБНИКОМ)

– Какое настроение автора вы почувствовали: (СЛАЙД 12) (ликующее; восторженное; шутливое; печальное; веселое; праздничное; радостное; спокойное; мечтательное; грустное) ?
– Какие чувства возникли в вашем сердце: (СЛАЙД 13) (изумление; радость; восторг; восхищение; грусть; спокойствие; сожаление; печаль; ликование).
ФИЗМИНУТКА: 1) Двигательно-игровая физминутка: Вверх руки подняли и покачали – это черёмуха в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули – так ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем – руки согнули назад. 2) Проталинки. 3) Зрительные тренажеры.

5. Словарная работа:

– Может быть, встретились непонятные слова?

– МЕДВЯНАЯ (РОСА) (СЛАЙД 7)

– ПРЯНАЯ (ЗЕЛЕНЬ) (СЛАЙД 8)
– ВКРАДЧИВО ПОД КРУЧЕЮ (СЛАЙД 11)

– ВОЛНА ГРЕМУЧАЯ (СЛАЙД 10)– Найдите из предложенных значений те, которые обозначали бы данные слова. 6. Беседа о прочитанном:

– Как вы считаете, для чего автор написал это стихотворение?

– Что побудило поэта к написанию этого стихотворения? 1.Чтобы сообщить о том, что расцвела черемуха 2.Чтобы передать свою радость 3.Чтобы привлечь читателя к красоте природы

4.Чтобы вызвать сопереживание (СЛАЙД 14)

– При помощи, каких слов автор предает свою радость от вида необыкновенной красоты?

-Как называются слова: медвяная, душистая, золотистая? (ЭПИТЕТЫ)

– Для чего нужны эпитеты? (употребление эпитетов делает нашу речь более яркой, точной, красочной, выразительной). 7. Выборочное чтение: – Какие слова использует автор для описания образа черёмухи? (зачитайте) (Черёмуха душистая, ветки золотистые) – Почему они золотистые? (блестят в лучах солнца) – С чем сравниваются ветки дерева? (с кудрями) – Автор нам представляет черемуху в образе красивой девушки (которая весной принарядилась) – Как автор рассказывает про росу? А зелень какая? (зачитайте). – Почему «сияет в серебре»? (блестит на солнце) – Значит, в какое время суток автор увидел черёмуху? (утром) – Прочитайте в парах первый и второй столбики.

8.Работа над выразительностью.

– Как мы будем читать строчки о черёмухе? (медленно и тихо, чтобы показать, как она прекрасна и величава) ЧИТАЕМ ЭХОМ. – Какие слова выбирает поэт, чтобы вы услышали, как поет ручей? Какой звук преобладает в этих словах? (А Рядом, у пРоталинки, в тРаве, между коРней, Бежит, стРруится маленький сеРебРяный Ручей…) (Р) – Если черёмуха – это образ девушки, то ручей олицетворяет образ кого? (юноши, который пытается вкрадчиво вызвать расположение девушки-черёмухи) – Как вы думаете, о чём поёт ручей? (о красоте, о любви, о весне) – Прочитайте целиком стихотворение (1-2 ученика) Дополнительно (или на дом):

Дифференцированное задание (разного уровня):

(Каждый ученик выбирает карточку в зависимости от степени трудности) Вопрос 1. Что главное в стихотворении: действие, событие, природа, поступок? 2-й уровень- природа Вопрос 2. Прочитайте понравившееся вам строчки. 1-й уровень Вопрос 3. Какие картины родились в вашем воображении после чтения этого стихотворения 3-й уровень Вопрос 4. Что удивляет автора? 3-й уровень- красота природы Вопрос 5. С каким чувством вы прочтете это стихотворение 2-й уровень- с чувством радости, восторга Вопрос 6. Представьте себе, что вам нужно нарисовать картинку к этому тексту. Какие краски вы возьмете? 3-й уровень – темно-коричневую, светло-зеленую, белую, голубую, желтую.

Читайте также:  Раковина с аквариумом - повод задуматься о потребляемой воде

IY. Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть; нарисовать рисунок к стихотворению (по желанию).
Y. Итог урока:
– с чем мы познакомились и чему мы учились на уроке?

(познакомились со стихотворением «Черёмуха» С.Есенина; учились выразительно его читать) – как называются слова, которые делает нашу речь более яркой, точной, красочной, выразительной? (ЭПИТЕТЫ) Оценивание учащихся.

Рефлексия: составление грозди цветущей черёмухи из отдельных цветочков, с изображением улыбок или печальных лиц. (рисуют улыбку, если понравился урок; грустное лицо – если нет).

Источник: https://pedportal.net/nachalnye-klassy/chtenie/urok-literaturnogo-chteniya-v-3-klasse-sergey-esenin-laquo-cheremuha-raquo-452192

Урок литературного чтения во 2-м классе по теме С. А. Есенин «Черемуха» на основе НФТМ-ТРИЗ

Особенное значение в духовно-нравственном воспитании ребёнка начальной школы, в развитии его моральных качеств, гражданского сознания, коммуникативных способностей, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, эстетической культуры имеют произведения литературы.

Нравственное формирование человека начинается с рождения. Младший школьный возраст имеет большие возможности для систематического и последовательного воспитания детей. Организуя учение, труд, игру детей, учитель влияет на их развитие, даёт ему эмоциональную направленность.

Урок-место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопление опыта нравственных взаимоотношений. Литературные герои приобретают для детей определённый личностный смысл; возникают сопереживание героям; переключаются эмоции сопереживания на нравственные знания, которые лежат в основе мотивов поведения героев.

Многие произведения помогают понять и оценить нравственные поступки героев. Во многих произведениях ставятся в доступной для ребят форме вопросы о дружбе, честности, справедливости, товариществе и дети обсуждают их, ищут ответы на поставленные вопросы.

Анализируя образы и поступки героев произведений, дети усваивают ключевые понятия: добро, правда, ложь, зло, любовь, ненависть, честь, дружба.

Разделы «Учимся уму-разуму», «О наших друзьях – животных», «Читаем о родной природе» в 1-м классе; «О детях и для детей», «Произведения о животных», «Зарубежные сказки», «Рассказы, стихи и сказки о семье» во 2-м классе, а в 3-м и 4-м классах морально-этические проблемы, так или иначе, обсуждаются в рамках всех изучаемых разделов. Такой подход к отбору содержания позволяет решать задачу эмоционального развития у младших школьников, воспитания позитивного мышления, толерантного отношения к окружающему миру.

На уроках литературного чтения постоянно возникают между учащимися нравственные отношения. Совместная работа учеников рождает отношение каждого к своему делу как к общему, умение согласованно действовать вместе с другими для достижения общей цели. А это удаётся при введении таких форм работы, как «групповая».

Ученик приучается к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой он соотносит свои усилия с усилиями других, учиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставляет свои знания со знаниями других, отстаивает мнение, помогает и принимает помощь других.

Ученики вместе переживают острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач или ошибок. При чтении младшие школьники знакомятся с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со своими сверстниками, их радостями, а порой неудачами.

Художественное слово вызывает желание стать лучше, сделать что-то хорошее, выразить своё отношение к произведению, к героям, их поступкам, познакомиться с нормами поведения. Большое количество текстов посвящено воспитанию доброты, отзывчивости, взаимопомощи.

Из литературных произведений младшие школьники уясняют, почему люди должны быть внимательны к другим, к близким, к товарищам, с уважением и доброжелательностью относиться к окружающим.

Одной из форм работы по нравственному воспитанию младших школьников является проигрывание литературных произведений с последующим обсуждением. Дети с большим интересом передают чувства, мысли, стремления в своём творчестве.

Чем глубже впечатление, полученное от непосредственного восприятия, чем ярче образы воображения, тем острее потребность передать это в своём творчестве.

Детям предлагаю подумать, как бы они поступили, окажись на месте героев литературного произведения, как бы они вели себя в аналогичной жизненной ситуации, чтобы они вспомнили, как они действительно поступили, если такая ситуация с ними случалась.

Постепенно детей подвожу к сравнению того, как они считают нужным действовать правильно и как они действуют на самом деле. После проигрывания произведения обсуждаем, какие по характеру герои получились у детей.

В процессе проигрывания различных нравственных ситуаций (в том числе и на основе литературных произведений) активизируется воображение ребёнка. Это имеет значение для положительных изменений в самом ребёнке, благодаря появлению у него «образа себя», действующего по нравственным законам.

Систематическая и целенаправленная работа в этом направлении дает возможность школьникам к четвёртому классу самостоятельно искать новые способы разрешения нравственно-этических ситуаций. Дети могут самостоятельно описать ситуацию и предложить разные варианты действий людей в этой ситуации.

Результат такой работы – дети сами начинают искать соответствие между словами и действиями, сами пробуют характеризовать как действия героев литературных произведений, так и свои. Детство так богато непосредственностью, искренностью, раскованностью, воображением, инстинктом подражания, что надо не растерять это, а максимально использовать.

Чем раньше ребёнок научится удивляться и радоваться всему живому, понимать язык природы, искусства, сочувствовать переживаниям авторов произведений музыки, живописи, слова, тем ярче, чище и уникальнее как личность будет он сам.

Литературное чтение – один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умения работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.

В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования.

Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства [1].

Блок 1. Мотивация. (Погружение в урок)

Звучит музыка на тему весны «Черемуха» Сергей Есенин

Сыплет черемуха снегом,

Зелень в цвету и росе.

В поле, склоняясь к побегам,

Ходят грачи в полосе.

Никнут шелковые травы,

Пахнет смолистой сосной.

Ой вы, луга и дубравы ,–

Я одурманен весной.

Радугой тайные вести

Светятся в душу мою.

Думаю я о невесте,

Только о ней лишь пою.

Сыпь ты, черемуха, снегом,

Пойте вы, птахи, в лесу.

По полю зыбистым бегом

Пеной я цвет разнесу.

Учитель читает стихотворение про весну:

Еще дуют холодные ветры

И наносят утренние морозы,

Только что на проталинах весенних

Показались ранние цветочки,

Как из чудного царства воскового,

Из душистой келейки медовой

Вылетала первая пчелка,

Полетела по ранним цветочкам

О красной весне поразведать,

Скоро ль будет гостья дорогая,

Скоро ль луга позеленеют,

Скоро ль у кудрявой у березы

Распустятся клейкие листочки,

Зацветет черемуха душиста.

Александр Пушкин

– Вспомните весну, когда цветут сады и ярко светит весеннее солнышко. В это время года небо удивляет нас своей чистотой. Оно – голубое-голубое, воздух прозрачен, чист и влажен.

Загадка про черемуху:

Будто снежный шар бела,

По весне она цвела,

Нежный запах источала.

А когда пора настала,

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна. (Ответ: Черёмуха)

– Как вы думаете, о чем что мы сегодня будем говорить? (предлагают варианты)

– Какие стихи или произведения вы знаете, где встречается слово «черемуха весной» и кто автор этих произведений, стихов? Молодцы!

Я прочитаю стихотворение «Черемуха», а вы постарайтесь представить себе картину, описанную автором в стихотворении.

– Какое настроение поэта вы чувствуете в этих словах?

Блок 2. Содержательная часть

Обмен впечатлениями.

– Поделитесь своими мыслями о стихотворении с товарищами. (вытяните жетоны, найдите пару своему жетону и сядьте рядом)

– Какое настроение автора вы почувствовали?

– Какие чувства возникли в вашем сердце?

Вывод. Лирические стихи отражают не событие, а душевное переживание поэта, его настроения.

Самостоятельное чтение стихотворения детьми.

Вывод. Стихи Есенина пробуждают доброту, заставляют человека испытывать разные чувства.

Блок 3. Психологическая разгрузка.

Физминутка «Черемуха»

Блок 4. Интеллектуальная разминка (ИР) (Творческое задание)

Картинки на столе, варианты

Толкование, уточнение смысла, непонятных слов по словарю С. И. Ожегова.

* роса медвяная

* проталинка

* обдает

* под кручею

* зелень пряная

* волна гремучая

* вкрадчиво

* круча

Работами с эпитетами.

– При помощи каких слов автор передаёт свою радость от вида необыкновенной красоты. (Черёмуха душистая, роса медвяная, зелень пряная, серебряный ручей, зелень золотистая).

– Что такое эпитет? (Образное художественное определение свойств предмета).

Вывод. Употребление эпитетов делает речь более яркой, красочной и выразительной.

– Какие эпитеты вы придумаете к слову ЧЕРЕМУХА? (Пушистая, белоснежная, весёлая, весенняя).

– Черёмуха душистая. Какое значение вкладывает поэт в этот эпитет? (Наступила весна и черёмуха расцвела)

– Какой образ олицетворяет черёмуха? (Черёмуха – это красивая кудрявая девушка.

– Как вы думаете, кто в стихотворении представляется юношей? (Серебряный ручей)

Открытие.

– Какое открытие вы сделали для себя? Это стихотворение о любви девушки – черёмухи и юноши в образе ручья; о природе, о том, что весна пришла. Всё живое наполнено любовью: и окружающая нас природа, и люди.

Коллективное чтение стихотворения «Черемуха».

– Читаем стихотворение выразительно, передавая настроение автора и, выражая свои чувства.

Дифференцированное задание.

– Для закрепления новых знаний детям предлагаются дифференцированные задания 1,2,3 уровней сложности. У каждого ученика карточка с вопросами. Даётся время на подготовку. Дети выбирают понравившиеся вопросы и готовят на них ответы.

Блок 5. Резюме.

– Что на вас произвело наибольшее впечатление? (Открытие).

– Что вы знали, а сейчас знаете – это новое для вас?

– Какие задания показались вам наиболее интересными?

– Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшей жизни?

– Для чего нужна такая работа со стихотворением? (Чтобы научиться выразительно читать стихотворение, узнать о чувствах автора, чтобы наша речь была красивой).

Вписать на черемуху (которая находится на доске) слова: что нового узнали ребята, какие чувства и эмоции у них возникли на уроке.

Домашнее задание (по выбору).

* Найти сравнение, олицетворения и выписать в тетрадь.

* Выучить стихотворение.

* Нарисовать те картины, которые возникли в вашем воображении при чтении этого стихотворения.

Подготовить выразительное чтение стихотворения «Черемуха» [2, 3].

Таким образом, предложенная разработка урока по технологии НФТМ-ТРИЗ может стать началом серии уроков по новой педагогической технологии в соответствии с ФГОС НОО.

Источник: https://e-koncept.ru/2015/45144.htm

Разработка урока по литературному чтению С. Есенин “Черёмуха”

Тема урока С. А. Есенин «Черемуха»

Цель: знакомство со стихотворением С.А.Есенина «Черемуха»

Задачи:

Предметные:

Познакомить учащихся со стихотворением С.Есенина «Черёмуха»; дать учащимся представление об особенностях отражения темы природы, Родины в стихах Есенина учить выразительному чтению стихотворения, закрепить умения находить в литературном произведении образные средства (эпитеты, олицетворение, метафору).

2. Метапредметные:

познавательные: развивать умение строить речевое высказывание, формулировать проблемы и решать их, осуществлять поиск необходимой информации в учебнике;

Читайте также:  Фигурная стрижка кустов и деревьев или искусство топиари на своём участке

коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, сотрудничать с учителем и одноклассниками в решении учебных задач; учитывать позицию собеседника.

регулятивные: обучать умению формулировать цели урока, принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

личностные: формировать положительную учебную мотивацию, формировать чувство прекрасного и эстетические чувства, учить адекватно оценивать свою деятельность.

Планируемые результаты.

Предметные: ученик получит возможность воспринимать литературу как вид искусства; осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста; определять авторскую позицию; строить осмысленные речевые высказывания.

доказывать и подтверждать фактами из текста собственное суждение;

Метапредметные:

познавательные: ученик научится искать и выделять необходимую информацию по заданной теме, получит возможность сравнивать, сопоставлять, делать анализ литературные произведения; строить речевое высказывание в устной форме;

коммуникативные: ученик получит возможность формулировать собственное мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, контролировать действия партнёра;

регулятивные: ученик получит возможность учиться принимать и сохранять учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную, осуществлять поиск и выделять необходимую информацию, составлять простейший план действий, осуществлять итоговый контроль по результату;

личностные: ученик получит возможность для формирования учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу, для формирования умения понимать чувство автора к любви к природе, Родине

Ход урока:

Организационный момент

– Дорогие, ребята! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами

Проверка д/з

Синквейны заслушать

Послушайте, пожалуйста, следующие отрывки и скажите, кто автор

(Учитель читает отрывки из стихотворений С.Есенина) слайды

Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром.

На пушистых ветках снежною каймой

Распустились кисти белой бахромой.

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

Поет зима – аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Ответы уч-ся (автор отрывков С. Есенин), один из самых известных и любимых поэтов не только в нашей стране.

– Назовите каким жанром являются эти отрывки из произведений? (Ответы учащихся).

_ Сегодня мы познакомимся с новым стихотворением С. Есенина.

Название стихотворения вы узнаете, угадав растение на слайде.

-Итак, какое растение изображено на этом слайде? (Черёмуха)

Загадка (дополнительно)

Будто снежный шар бела,

По весне она цвела,

Нежный запах источала.

А когда пора настала,

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна.

Ученик читает стихотворение:

Одна из первых я цвету

В садах стою я вся в цвету

И белый мой наряд,

И горький запах всех влечёт:

-Гляди, черёмуха цветёт! –

Все люди говорят.

– Итак, назовите тему урока (Сергей Есенин «Черёмуха»).

Какую цель и задачи мы поставим на уроке?

Ответы уч- ся слайд

-Каждую весну в конце мая врывается сильный приятный запах, запах цветущей черёмухи.

– Что вы знаете о черёмухе?

Интересные факты о черёмухе:

1 ученик. С давних времен Черёмуха была символом нежности, молодости, чистоты и любви.

Цветущую Черёмуху ни с чем не спутаешь. Ее отчетливый аромат разносится по лесу на многие сотни метров.

По преданию, в дерево превратилась девушка, страдающая от неразделенной любви к молодому человеку. Сердце ее охладело, поэтому в пору, когда цветет Черёмуха, наступают холодные ночи и дни.

2 Ученик. Как выяснили учёные, этот аромат убивает микробов. Поэтому чтобы сделать питьевой не очень чистую воду, достаточно бросить в неё цветущую веточку черёмухи. Но в комнатах букеты черёмухи лучше не ставить: может разболеться голова.

3 Ученик. В России существуют три реки с названием Черёмуха.

В аптеках продаются плоды Черёмухи, оказывающие вяжущее и противовоспалительное действие.

Итак, послушайте стихотворение, подумайте и скажите, какое настроение автора вы почувствовали?

Видеоролик «Черёмуха»

– Выберите из предложенных вариантов: ликующее, восторженное, шутливое, печальное, веселое, праздничное, радостное, спокойное, мечтательное, грустное? Обоснуйте свой выбор.

А какие чувства возникли в вашем сердце?

Дети: Мы почувствовали восторженное, праздничное и ликующее настроение поэта. Автор радуется приходу весны, тому, что расцвела черемуха, а “зелень золотистая на солнышке горит”

– Откройте пожалуйста с. 36 и прочитайте про себя стихотворение Есенина.

Подумайте, с какой целью автор написал это стихотворение?

– Выберете ответы на слайде.

чтобы сообщить о том, что расцвела черёмуха;

чтобы передать свою радость;

чтобы привлечь внимание к красоте природы;

чтобы вызвать взаимное сопереживание.

Чтение построчное (учитель – дети) и найдите непонятные вам слова и выражения:

роса медвяная – ароматная, с запахом мёда;

зелень пряная – с острым, ароматным запахом;

проталинка – место, где частично растаял снег и оголилась земля;

обдаёт – обливает со всех сторон;

вкрадчиво – осторожно; тихо;

под кручею – под обрывом.

Назовите рифмы

Учитель: – На какие картины можно разделить это стихотворение? (2 картины)

Нарисуйте словами картины, которые вы увидели.

Дети: 1-ая картина: Большой куст цветущей черемухи. Ветки похожи на кудри, в ветках отражаются лучи восходящего солнца. Роса не падает, а сползает не с листа, а по коре черемухи.

2-ая картина: Нарисуем место, где частично растаял снег, и оголилась земля. Около корней черемухи журчит серебряный ручей.

3черёмуха

4 ручей

Чтение и анализ текста.

Прочитайте строфы, где Есенин описывает черёмуху

– Какие слова использует автор для описания образа черёмухи?

– Черёмуха душистая, ветки золотистые.

(Эпитеты) Эпитет – художественное определение, придающее выражению образность и эмоциональность.

Вывод: употребление эпитетов делает нашу речь более яркой, точной, красочной и выразительной.

Учитель: Какие эпитеты вы придумаете к слову черемуха?

Дети: Пушистая, белоснежная, веселая, весенняя.

– Почему ветви золотистые? (Блестят в лучах солнца.)

– С чем сравнивает ветки дерева? (С кудрями.)

– Какой литературный приём использует автор? (Приём сравнение)

– О ком ещё можно сказать такие слова: расцвела, завила, стоит? Конечно, о девушке. Как называется художественное средство, когда неживым предметам приписываются качества живых существ? (Олицетворение)

Черёмуха олицетворяет образ девушки.

– Как понимаете выражение: «а зелень золотистая на солнышке горит»?

– Какой литературный приём использовал автор? (метафора)

– Изменилась ли черемуха? Какого цвета она была и какая стала? (Зелень золотистая, желтого цвета на солнышке горит. Этот цвет – цвет золота) – Почему она так изменилась? (Прошло время, черемуха распустилась, расцвела)

Почему зелень сияет в серебре? (Блестит на солнце от росы) –

– Значит в какое время суток автор увидел черёмуху? (утром)

– С помощью какого эпитета описывает росу?

Прочитайте строфы, где описывает Есенин ручей

– Что рассказывает автор о ручейке? серебряный (со стальным блеском, чистый прозрачный, переливающийся, искрящийся на солнце).

– Как вы думаете, а какой образ олицетворяет ручей? (Образ юноши)

– Каким показан ручей в конце стихотворения? – Произошли ли изменения с ручьем? (ручей тоже набрался силы, его напитали вешние воды).

– На что стал похож он, если у него появилась волна?

– Гремучею – это как? (громко)

– Волною обдаёт? (бросает тень)

– Что значит выражение: «вкрадчиво под кручею ей песенки поёт?»

– Если черёмуха – это образ девушки, то ручей олицетворяет образ кого? (юноши, который пытается вкрадчиво вызвать расположение девушки-черёмухи) (олицетворение)

– Как вы думаете, о чём поёт ручей? (о красоте, о любви, о весне)

– Какие краски выбрали бы вы к иллюстрации этого стихотворения? (краски весны)

– Что автор «спрятал между строк?» (Такую красоту природы надо видеть и беречь.

автор как бы чередует картины: сначала показывает нам черёмуху, потом мы видим ручей. Затем снова черёмуху, и опять ручей. Можно представить, что между ними идёт тёплый, душевный разговор.

Физминутка

Руки подняли и покачали – это деревья в цвету.

Руки согнули, кисти встряхнули – с них ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.

Весна наступила! Весна наступила!”- радостно дети кричат.

Выразительное чтение стихотворения «Черемуха».

Сейчас один ученик будет читать строки о черёмухе, а второй ученик – о ручье.

Учитель: Как будем читать данное стихотворение: быстро или медленно, неторопливо? (неторопливо, с любованием)

– Какие строки, по-вашему мнению, можно читать чуть быстрее? (“А рядом у проталинки…серебряный ручей”). Перед этими словами и после них необходимо сделать паузу.

– А сейчас прочитайте строчки из стихотворения, которые очень вам понравились (чтение детей)

Учитель: А сейчас поиграем в игру «Да или нет»

Проверим, как вы внимательно слушали…

Берёза душистая? (нет- черёмуха)

Расцвела с веною? (да)

Завила черёмуха КУДРИ (да)

Рядом с черёмухой озеро? (нет- ручей)

Ручей большой? (нет- маленький)

Кисточки шёлковые (нет, атласные)

Кульминационный момент

Учитель: А сейчас Серёжа прочитает вам стихотворение З.Александровой «Черемуха». Оцените пожалуйста поступки людей.

Расцвела черемуха

Около ручья,

На апрельском солнышке

Ветками шепча.

Легкая, как облачко,

Чистая, как снег.

Радовался деревцу

Каждый человек.

Приходили девочки

Посидеть под ней,

И могла цвести она

Много-много дней.

Это чья черемуха?

Да она ничья.

Белая снегурочка

Около ручья.

Мимо бабка ехала,

Оглядясь вокруг,

Сразу от черемухи

Отломила сук.

Городские школьники

Шли в далекий путь,

Увидав черемуху,

Стали ветки гнуть.

Прибежали девочки.

А снегурки нет.

Лишь в пыли валяется

Вянущий букет.

(3.Александрова)

Молчание. Слушание выводов учеников – оценка поступков прохожих.

Учитель: Люди причиняют природе боль. Каждая сломанная веточка, каждый сорванный цветок – это маленькая рана, нанесенная природе. Находясь в гостях у природы, необходимо быть добрым и вежливым гостем.

Какой вывод вы сделаете? Такую красоту природы надо видеть и беречь.

Послушайте песню «Черёмуха»

Работа по группам:

Вставь пропущенные слова

Черемуха ________

С ________ расцвела

И ветки ________,

Что кудри, завила.

Чтение цепочкой по строчке

Работа в группе: синквейн «Черёмуха»

Имя существительное Черёмуха
Имя прилагательное (2)
Три глагола
Фраза из нескольких слов, относящиеся к черёмухе
Синоним

Итог

Вот и кончился урок,

И подводим мы итог!

– С каким произведением вы познакомились на уроке?

Кто автор?

Что вам больше всего понравилось на уроке?

Какие задания вам показались наиболее интересными?

Что на вас произвело наибольшее впечатление? (Открытие, что это стихотворение рассказывает о любви черёмухи – ручья, девушки – юноши

-Что значит любить природу? Достаточно ли только восхищаться, любоваться ее красотой? (Еще ее надо беречь и охранять.)

-Достигли ли мы цель урока?

В нашем городе тоже цветет черемуха. А в каком дворе вы ее видели? Я думаю у многих возникло желание скорее увидеть цветущую черемуху. Я надеюсь, вы не будете ломать, а только восхищаться любоваться ею

Я желаю, чтобы весна жила в ваших сердцах, дарила любовь и радость.

Закончить хочется словами «Если Вы хотите, чтоб жизнь вам улыбалась, подарите ей улыбку» (Спиноза)

Д/з

Выучить наизусть стихотворение Есенина «Черёмуха».

Оценки за урок

Если вам понравился урок украсьте наше деревце веточками черёмухи

Источник: https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/razrabotka_uroka_po_litieraturnomu_chtieniiu_s_iesienin_chieriomukha

Урок литературного чтения “С.А. Есенин “Черёмуха” 3 класс

Урок-конспект по литературе: “С. А. Есенин. Черёмуха” (3 класс)

Цели:

• познакомить учащихся с биографией поэта и его стихотворением “Черемуха”;

• учить выразительному чтению стихотворений;

• объяснить понятие “эпитет”. Научить находить в тексте образные выражения;

• развивать эстетическое восприятие и творческое воображение;

• воспитывать чувство любви к Родине, к природе;

• развивать коммуникативные навыки детей, умение работать в команде.

Планируемые результаты:

• учащиеся должны знать основные вехи жизни и творчества поэта;

• уметь находить в тексте эпитеты.

Оборудование: портрет поэта, запись звуков весенней природы, презентация, музыкальная запись А. Вивальди “Времена года. Весна”, раскраски.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация

Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Мы побываем в гостях у знаменитого русского поэта, откроем для себя некоторые секреты создания стихотворений и откроем для себя чарующий мир весенней природы.

А сейчас закройте глаза и послушайте звуки природы.

Читайте также:  Кольца и спутники юпитера: европа, ио, ганимед, каллисто и другие...

Звучит запись звуков природы (весенняя капель, щебетание птиц, шелест листьев на ветру, журчание ручьев).

Какие картины рисует вам воображение? Опишите их.

Какое время года вам представляется?

Игра “Цепочка”. Учащиеся по очереди перечисляют признаки наступления весны.

3. Объявление темы и целей урока

Тема нашего урока “В гостях у поэта”. Мы познакомимся с творчеством великого русского поэта С.А. Есенина

4. Знакомство с биографией С. Есенина

Работа с презентацией.

Слайд 1. Портрет С. Есенина

Сергей Александрович Есенин (1895 – 1925)

Слайд 2. с. Константиново. Дом-музей С. Есенина

Сергей Есенин родился под Рязанью в селе Константиново в семье простого крестьянина. С юных лет мальчик рос в деревне, наблюдал за жизнью простых людей. Но больше всего будущего поэта вдохновляла природа.

Есенин начал писать стихи в 9 лет. И уже тогда обозначились главные темы его творчества: родной края, Родина, природа России.

Слайд 3. Картины русской природы.

С большой любовью Есенин пишет о природе. Мы с вами уже знакомы с творчеством этого поэта. Вспомните стихотворения “Поет зима, аукает”, “С добрым утром”, “Белая береза”.

И вот перед нами очередное творение автора. На этот раз его стихотворение посвящено черемухе.

Слайд 4: дерево черемухи.

Загадка:

Будто снежный шар бела,По весне она цвела,Нежный запах источала.А когда пора настала,Разом сделалась она

Вся от ягоды черна.

Докажите, что в загадке описывается черемуха.

Учитель: В самый разгар весны, когда солнце уже не скупится на тепло, расцветает черемуха. Ее душистые цветочки пышным белоснежным облаком окутывают ветви. В таком наряде черемуха похожа на юную невесту, стыдливо прикрывшуюся фатой.

Давайте посмотри, что написал о черемухе С. Есенин.

5. Первичное знакомство с текстом

Учитель выразительно читает стихотворение.

Вопросы:

Какое настроение стремится передать автор? (веселье, восторг, восхищение, радость) Какое чувство у вас вызывают эти строки?

Лирическое повествование тем и отличается, что автор описывает не событие, а чувства и настроение. Посмотрите, в тексте нет никаких событий, а между тем, оно навевает определенные мысли, дарит радость.

Поэт делится с нами чувством прекрасного, своим восторгом. В воображении сразу рисуется яркая картина наступления весны. Это и ручейки, и веточки золотистые, и роса медвяная.

Поэту удалось передать не только краски, но и звуки и даже запахи весны.

6. Анализ стихотворения

А) Прочитайте текст самостоятельно.

Жужжащее чтение.

Б) Нарисуйте мысленно картину, которая возникает при прочтении этих строк.

Ориентировать учащихся, что в тексте два лирических героя: черемуха и ручей.

В) Лингвистическое комментирование

Работа с презентацией

На слайдах – изображения явлений природы. Учащиеся должны прокомментировать и объяснить значение слов.

• Роса медвяная – капли росы с запахом меда, ароматные, сладкие;

• Зелень пряная – зелень с острым пряным запахом, душистая;

• Сияет в серебре – это цветы черемухи, они белого цвета, похожи на расплавленное серебро.

• Проталинка – место, где растаял снег и виднеется земля.

• Зелень горит на солнышке – это капли росы переливаются и сверкают в солнечных лучах.

• Волна гремучая – вода громко журчит.

• Обдает – брызги воды достигают дерева.

• Под кручею – под обрывом.

Г) Объяснение термина “эпитет”

Обратите внимание, что каждому предмету автор дает характеристику. Черёмуха – душистая, ветки – золотистые, роса – медвяная, зелень – пряная. Одно единственное прилагательное, а как тонко подмечены качества. В итоге получается цельная картинка пейзажа. Такие слова называются эпитетами.

Эпитет – образное определение предмета. Они помогают описать внешний вид предмета, передать его цвет, состояние, а также выразить чувства, настроение.

Д) Закрепление

• Давайте попробуем самостоятельно подыскать эпитеты к слову “черёмуха”.

(белая, пушистая, ароматная, душистая, раскидистая, веселая, юная, стройная).

• Найдите в тексте цветовые эпитеты. (серебряный ручей, зелень золотистая)

Есенин рисует весну в золотых и серебряных красках. Это помогает создать особую картину природы – нежную, тонкую и невероятно богатую.

• Найдите в стихотворении эпитеты, подчеркивающие качества предмета

(роса медвяная, зелень пряная, черемуха душистая)

Посмотрите, из всего многообразия слов, автор выбрал те, которые подчеркивают запахи. И таким образом наша картина наполняется не только цветом, но и ароматом природы.

• На кого похода черемуха? С кем автор сравнивает ее? Почему вы так думаете?

(с молодой девушкой. Она “ветки золотистые, что кудри завила”)

• А на кого тогда похож ручей? Почему?

(на юного парня. Он “вкрадчиво ей песенку поет”)

• Что значит “вкрадчиво”

(тихо, доверчиво)

• Какой прием помогает автору изобразить черемуху и ручей как живых людей? (Олицетворение)

• Найдите подтверждения в тексте.

7. Закрепление пройденного

А) Работа в группах. Для каждой группы подготовлена раскраска с изображением черемухи и ручья. Учащиеся должны раскрасить рисунок, выбирая те краски, которые указал автор. Во время работы можно включить музыкальную запись А. Вивальди “Времена года. Весна”.

Б) Объясните свой выбор цветов. Подберите эпитеты к словам: ручей, черемуха, трава, небо.

8. Выразительное чтение стихотворения

9. Рефлексия

• Что нового вы узнали сегодня на уроке?

• Какое настроение подарила вам поэзия Есенина?

• Что еще вы хотите узнать о поэте?

10. Выставление оценок и домашнее задание

Придумайте сказку про ручей и черемуху. Старайтесь употребить в тексте эпитеты. Придуманные примеры запишите в тетрадь.

4

Источник: https://multiurok.ru/files/urok-litieraturnogho-chtieniia-s-a-iesienin-chieriomukha-3-klass.html

Урок чтения во втором классе по теме: «С. А. Есенин. «Черёмуха.»

Урок чтения во втором классе по теме: «С.А. Есенин. «Черёмуха.»Урок с применением ИКТ

Учитель начальных классов МОУ

«Средняя общеобразовательная школа №2»

города Спас- Деменска Калужской области

Савостина Людмила Валентиновна ,

первая квалификационная категория

Спас-Деменск, 2009 год

Цели урока:

  • Учить детей представлять в своём воображении картины природы, описанные автором в стихотворении;
  • учить выразительно читать стихотворение;
  • учить находить в тексте образные средства (эпитеты);
  • определять настроение автора и свои чувства, возникающие при прослушивании и чтении стихотворения;
  • учить детей умению рассказывать о своих впечатлениях и поделиться мыслями с товарищами;
  • развитие речи, образного мышления школьников.

Ход урока

1.Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы еще раз обратимся к творчеству Сергея Александровича Есенина, со стихами которого познакомились в 1 классе.

Что вы помните о великом русском поэте С.А.Есенине? Какие его стихи мы читали ранее? (Слайд №1)

( Беседа с учащимися )

^ : А теперь более подробно нам о его жизни и творчестве расскажет Васильев Андрей.

(Краткий рассказ ученика о творчестве великого поэта)

С.А. Есенин – русский народный поэт. Родился в 1895 году, умер в 1925 году. Есенин родился и вырос в селе Константиново, под Рязанью, на берегу красивой русской реки Оки. Поэт очень любил родную природу и воспевал её в своих стихах. (Слайд №2)

(Слайд №3)

^

Учитель: Сегодня мы познакомимся со стихотворением С.А.Есенина «Черемуха». Как вы думаете, о чем это стихотворение?

Вспомните весну, когда цветут сады и ярко светит весеннее солнышко. В это время года небо удивляет нас своей чистотой. Оно – голубое-голубое, воздух прозрачен, чист и влажен. И вдруг в эту радостную картину врывается сильный и приятный запах, запах черёмухи.

(Слайд №4)

Я прочитаю стихотворение «Черёмуха», а вы постарайтесь представить себе картину, описанную автором в стихотворении. Чтение стихотворения учителем.

(Слайд №5)

Черемуха

^

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила.

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей.

Черемуха душистая,

Развесившись, стоит,

А зелень золотистая

На солнышке горит.

Ручей волной гремучею

Все ветки обдает

И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поет.

Какое настроение поэт хочет передать нам в этом стихотворении ?

^

– Какое настроение автора вы почувствовали: ликующее, восторженное, шутливое, печальное, весёлое, праздничное, радостное, спокойное, мечтательное, грустное?

^

– Какие чувства возникли в вашем сердце: изумление, радость, восторг, восхищение, грусть, спокойствие, сожаление, печаль, ликование? Как вы думаете, почему?

^ стихи Есенина пробуждают доброту, заставляют человека испытывать разные чувства.

Совместный вывод: лирические стихи отражают не события, а душевное переживание поэта, его настроение.

– Какие картины возникли в вашем воображении после прочтения этого стихотворения?

^ читая стихотворение, мы можем нарисовать в своём воображении и «веточки золотистые» и ручей, почувствовать аромат цветов черёмухи. Перед нашими глазами возникает яркие картины, хотя поэт и не описывает подробно каждую деталь. (Слайд №6)

^

Отметьте непонятные вам слова (роса медвяная, зелень пряная, проталинка, волной гремучею, обдаёт, вкрадчиво, под кручею).

Учитель: Кто попробует прочитать стихотворение выразительно, с паузами? При этом нужно постараться передать настроение автора и свои чувства.

Учащиеся по желанию читают стихотворение.

^

На обратной стороне доски написаны слова:

  • роса медвяная – ароматная, с запахом мёда
  • зелень пряная – с острым, ароматным запахом
  • проталинка – место, где частично растаял снег и оголилась земля
  • волна гремучая – шумная, издающая громкие звуки
  • обдаёт – окатывает водой, обливает сразу со всех сторон
  • вкрадчиво – осторожно, доверительно, любезно
  • под кручею – под обрывом, крутым спуском

^

Учитель: О чем говорится в этом стихотворении? Какова его главная тема с вашей точки зрения?

Учащиеся: В стихотворении говорится о черемухе, о красоте родной природы.

Учитель: Как вы считаете, почему автор написал это стихотворение?

При помощи каких слов автор передаёт свою радость от вида необыкновенной красоты? Найдите их в тексте.

Учащиеся: черемуха душистая, ветки золотистые, роса медвяная, зелень пряная, серебряный ручей, зелень золотистая, волной гремучею.

Учитель: такие слова, с помощью которых автор передает свои эмоции, всю окружающую его красоту, называются эпитетами.

Употребление эпитетов делает нашу речь более яркой, точной, красочной и выразительной.

Учитель: Какие эпитеты вы придумаете к слову черёмуха?

Какое значение вкладывает поэт в эпитет «черемуха душистая»?

^ цветущая черёмуха не только распространяет приятный и сильный аромат, но и ещё говорит о том, что весна по- настоящему вступила в свои права.

Учитель: Черёмуха – это центральный или второстепенный образ в стихотворении?

Попробуем доказать, что «черёмуха» – центральный образ в стихотворении.

^ :

Чем привлекла внимание поэта черёмуха, которая с «весною расцвела»?

-О ком можно сказать: расцвела, кудри завила, стоит?

– Какой образ олицетворяет черёмуха?

^ в этом стихотворении Есенина черёмуха – это красивая кудрявая девушка! (Слайд №7)

-Вопрос учителя: Как вы думаете, кто в стихотворении представляется юношей?

Учащиеся: серебряный ручей. (Слайд №8)

Итоговый вывод учащихся: это стихотворение о любви девушки-черёмухи и юноши в образе ручья; о природе, о том, что пришла весна. Всё живое наполнено любовью: и окружающая нас природа, и люди.

Чтение стихотворения выразительно, передавая настроение автора и выражая свои чувства.

^

Вопрос 1. Что главное в стихотворении: действия, события, природа, поступок?

Вопрос 2. Можете ли вы определить характер музыкальной мелодии, которая могла бы сопровождать чтение этого стихотворения?

Вопрос 3. Прочитайте понравившиеся строчки.

Вопрос 4. Что удивляет автора?

Вопрос 5. С каким чувством вы прочитаете это стихотворение?

Вопрос 6. Представьте себе, что вам нужно нарисовать картину к этому тексту. Какие краски вы используете для этого?

Вопрос 7. Нарисовать устную иллюстрацию ко всему тексту.

Вопрос 8. Какие картины родились в вашем воображении после чтения этого стихотворения?

Ответы учащихся на вопросы

^ .

Для всех школьников:

Подготовить выразительное чтение стихотворения. Найти сравнение, олицетворения и выписать в тетрадь.

По желанию:

Выучить наизусть стихотворение Сергея Есенина «Черёмуха». Нарисовать те картины, которые возникли в вашем воображении при чтении этого стихотворения.

9. Рефлексия. Подведение итогов урока.

– Что на вас произвело наибольшее впечатление? – Что вы не знали, а сейчас знаете – это новое для вас? – Какие задания показались вам наиболее интересными? – Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшей жизни?

– Для чего нужна такая работа со стихотворением?

Источник: http://rudocs.exdat.com/docs/index-352389.html

Ссылка на основную публикацию