Уильям тёрнер – художник воздуха и света

Уильям Тёрнер – художник воздуха и света

Один из самых известных пейзажистов XIX века, удивляющей и самобытностью, и удивительным талантом передавать особенности воздуха и света – английский художник Уильям Тёрнер.

В его картинах больше место отведено атмосфере: то туманной, то играющей светом, и почти всегда наполненной движением. Работы Тёрнера, несмотря на романтизм, удивительно точно передают состояние воздуха.

Например, на историческом пейзаже «Дидона, основательница Карфагена» (на первой иллюстрации), наблюдается необычное свечение солнца, что, по мнению ряда исследователей, является последствием извержения индонезийского вулкана Тамбора.

Исключительно большую роль играет свет и воздух на полотне «Последний рейс корабля “Отважный”». Кажется, что на этой картине – два героя: корабль, участник Трафальгарской битвы, уходящий в доки, где он будет разобран, и небо.

Лёгкая дымка, делающая пейзаж чуть нереальным, романтичным, будто восставшим из сна, наполняет пространство картины «Современный Рим – Кампо Ваччино».

Перенося на холст развалины Римского форума, превратившегося в Campo Vaccino – «пастбище для коров» – Тёрнер не стремится к чётко-реалистичному изображении местности, предпочитая запечатлеть небо и воздух, ощущения и впечатления. Этим Тёрнер предвосхищает импрессионистов.

Своеобразный стиль этого живописца, опередившего своё время, не сразу был воспринят публикой.

Привыкшие к классицизму и сентиментализму английские ценители искусства были возмущены и слишком яркими красками Тёрнера, и нечёткими силуэтами, другими «вольностями».

В некоторых полотнах художник предвосхитил абстракционизм. Неудивительно, что консервативная публика начала подозревать в нём сумасшествие…

Особенно удивляли публику такие картины, как «Восход с морскими чудовищами»: туманная фантасмагория с несколькими расплывчатыми силуэтами. Заметно, что расплывчатый восход солнца в тумане и характер бурного моря интересовали Тёрнера гораздо больше, чем заявленная в названии конкретика.

Буйство красок, создающее впечатление адского хаоса, наполняет картину «Невольничий корабль».

Это полотно посвящено «бойне на “Зонге”», когда команда невольничьего корабля ради получения страховой премии выбросила за борт несколько десятков рабов – детей, женщин, мужчин.

Здесь тоже слишком мало конкретики для консервативного зрителя: Тёрнер сосредотачивается на изображении кипящего морского котла и адских оттенков закатного солнечного света, что позволяет ему передать катастрофичность сюжета и возвести её в степень апокалиптичности.

Ещё один пример работы Уильяма Тёрнера, в котором доминируют не силуэты, а свет и воздух – картина «Дождь, пар и скорость». От мчащегося в золотистом мареве тумана поезда видна только паровозная труба, а главной задачей художника становится передача ощущения скорости и напора, с которым происходит вторжение стихии урбанистической в стихию природную.

Источник: https://xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/node/2377

10 лучших картин Уильяма Тернера — Православный журнал «Фома»

240 лет назад родился знаменитый английский художник Уильям Тернер. Предлагаем читателям обзор десяти лучших картин этого автора.

Печальны помыслы мои

Но ты, великая Природа,

Коснись меня и оживи!.

Как с наступлением весны

Цветут бесплодные долины.

Как оживляет свет луны

Ночные серые руины.

(А. Теннисон)

Уильям Тёрнер. Автопортрет. 1799

Одним из ярких представителей живописи Викторианской эпохи (период правления английской королевы Виктории в 1837—1901 гг.) был художник Уильям Тернер. Сын парикмахера, получивший самое простое образование, он вошел в историю искусства своими прекрасными романтическими пейзажами, морскими батальными сценами, акварелями и гравюрами. Его называли предшественником французских импрессионистов.

Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер (англ. Joseph Mallord William Turner) родился 23 апреля 1775 года в лондонском районе Ковент-Гарден.

С 1785 года из-за болезни матери он был отправлен к дяде в Брентфорд, где впервые проявил интерес к изобразительному искусству.

Окончив школу в конце 1780-х и немного поработав у лондонских архитекторов и топографов Уильям поступил в 1789 году в Королевскую академию. Экзамены у него принимал Джошуа Рейнолдс (Первый президент академии). Лекции Рейнолдса по идеалистическому направлению в искусстве оказали впоследствии большое влияние на творчество Тернера.

Уже через год учебы акварельная работа Уильяма Тернера удостоилась экспозиции в Академии. В том же 1790 году Тернером была написана картина маслом, которая также экспонировалась на академической выставке.

С 1791 года Тернер работал художником-сценографом, давал уроки и писал многочисленные пейзажи, совершая этюдные поездки по Европе.

В 1799 году он был избран членом-корреспондентом Королевской академии. Его картина «Море у Бриджуотера», выставленная в Академии в 1801 году, имела большой успех, и в 1802 году он был удостоен звания королевского академика, что давало ему право выставлять свои работы без предварительного отбора их комиссией.

Его эмоциональные акварели своей выразительностью и мастерством исполнения не уступали масляной живописи.

На посту профессора перспективы, который он занимал в академии с 1807 года, Тернер разработал программу, посвященную вопросам «поэтической живописи».

Но впоследствии общество Викторианской эпохи под влиянием критики коллекционера и художника сэра Джорджа Бомона стало прохладно принимать живопись Уильяма Тернера, представлявшую для того времени новый тип пейзажа – легкий, без лишней детализации, наполненный яркими красками и граничащий в чем-то с абстракционизмом. Не смотря на то, что его поддержал английский художник, писатель и теоретик искусства Джон Рёскин, королева Виктория отказалась возвести Тернера в рыцарское достоинство.

Умер Уильям Тернер 19 декабря 1851 года в Лондоне и был похоронен согласно своему завещанию у собора Святого Павла.

1. Рыбаки в море. 1796 год

Рыбаки в море. 1796 г. 91 x 122 см. Холст. Масло. Тейт Британ, Лондон, Великобритания

Эта картина была выставлена в Королевской академии в 1796 году вместе с десятью его акварельными работами и получила похвальные отзывы, а пресса отметила владение Тернером масленой живописью на уровне академического мастерства.

Уже в этом своем раннем полотне Тернер передал ощущение смятения и неустойчивости бытия, свойственное его мировосприятию и проявившееся во всех его последующих произведениях.

2. Озеро Баттермир, с радугой и ливнем. 1798 год

Озеро Баттермир, с радугой и ливнем. 1798 г. Холст, масло. Тейт Британ, Лондон, Великобритания

В этой работе Уильям Тернер показал новую ступень своего мастерства и одновременно явил столь характерное ему художественное свободомыслие, изобразив отражение радуги в глади озера.

3.  Пантеон, утро после пожара. 1792 год

Пантеон, утро после пожара. 1792 г. Акварель, 39,5 x 51,5 см Тейт Британ, Лондон, Великобритания

В 1792 году состоялась первая поездка Уильяма Тернера по Британии. В поездке он делал зарисовки городских видов. Тернер был нанят для декорации Пантеона (ротонды римского образца) на Оксфорд-стрит.

Но уже через полгода — 14 января 1792 года — огонь уничтожил здание. Сделав на следующий день зарисовки последствий пожара, Тернер затем написал акварелью картину, которая была выставлена в Академии.

4. Переход Ганнибала через Альпы. 1812 год

Переход Ганнибала через Альпы. 1812 237,5 x 146 см. Холст. Масло. Тейт Британ, Лондон, Великобритания.

Ко времени написания этой картины в пейзажах Уильяма Тернера все более важное место стала занимать световоздушная среда (атмосфера во всех ее проявлениях). Уже в этой – одной из своих ранних работ – Тернер мастерски изобразил разгул стихии в огромном пространстве, рядом с которым человек почти не заметен.

На картине изображено историческое событие — переход карфагенского полководца Ганнибала через Альпы в 218 году до н. э. Выбрав именно этот исторический момент художник символически изобразил события 1812 года, предвозвестившие окончательное поражение Наполеона в последующей через три года битве при Ватерлоо.

 5. Последний рейс корабля «Отважный» («Бесстрашный»). 1839 год

Последний рейс корабля «Отважный» («Бесстрашный»). 1839 г. 121,9 x 90,8 см. Холст. Масло. Лондонская Национальная галерея, Лондон, Великобритания.

Эту картину Уильям Тернер написал больше как историческое свидетельство прощания с одним из прославленных фрегатов Трафальгарского сражения.

6. Современный Рим — Кампо Ваччино. 1839 год

Современный Рим — Кампо Ваччино. 1839. холст, масло. 90,2 × 122 см.
Музей Гетти, Лос-Анджелес

Развалины Римского форума, изображенные на картине, в старину иногда называли Кампо Ваччино (Campo Vaccino — «пастбище для коров»).

Картина была выставлена в Королевской академии художеств 1839 года и входит в серию Римских видов, написанных Уильямом Тернером в течение двух десятилетий.

7. Большой канал в Венеции. 1835 год

Это полотно было написано на пике славы художника. Город, вдохновлявший многих художников, конечно не оставил равнодушным и Уильяма Тернера — певца красоты стихии и пейзажа, — который бывал в Венеции многократно.

На картине Тернер воссоздает солнечную атмосферу прекрасного города посредством яркости красок и воздушной глубины цвета, слегка обозначив композицию при помощи рисунка. Большой канал изображен со стороны церкви Санта Мария делла Салуте (на картине она виднеется справа).

На заднем плане слева видна колокольня собора св. Марка и Дворец дожей.

Большой канал в Венеции. 1835. Холст, масло. 91,4 х 122,2 см. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Картина «Большой канал в Венеции», признанная одной из лучших работ Уильяма Тернера, была представлена с четырьмя другими произведениями художника на выставке в Королевской академии в 1835 г.

8. Гора Риги: вид на Люцернское озеро на восходе. 1842 год

Об этой акварели Уильяма Тернера, написанной после поездки в Швейцарию, английский искусствовед Джон Рёскин был очень высокого мнения.

Гора Риги: вид на Люцернское озеро на восходе. 1842 г. Акварель, бумага, 45 x 29,7 см. Тейт Британ, Лондон, Великобритания.

Картина является сегодня национальным достоянием Англии.

9.Метель. Пароход выходит из гавани и подает сигнал бедствия, попав в мелководье.  1842 год

Метель. Пароход выходит из гавани и подает сигнал бедствия, попав в мелководье. 1842 г.
Холст, масло. 91,5 x 122. Галерея Тейт, Лондон, Великобритания.

Полотно живописца, наиболее подвергшееся беспощадной критике. Предчувствуя гениальной интуицией художника приближение катастроф времени, Тернер попытался передать свое ощущение в образе шторма.

10. Пейзаж с далекой рекой и плотиной. 1835-1840 годы

Пейзаж с далекой рекой и плотиной. 1835-1840. Холст, масло. 93×123.
Париж, Лувр.

В этой картине, как и во многих других своих пейзажах, Уильям Тернер мастерски передает воздушность атмосферы, оттененную ярким сочетанием красок.

Размытость очертаний и плавный переход цветов, формирующий объем, столь характерные для стиля Тернера, отличали его творчество от живописи старых мастеров. Такая манера письма приближала его произведения к абстракции, в полной мере явившейся в изобразительном искусстве лишь спустя полвека.

Уильям Тернер опережал в своей живописи время, в котором ему было суждено творить, и поэтому оставался до конца непонятым современниками.

На анонсе статьи картина Уильяма Тернера «Канал в Чичестере», 1828 г.

Источник: https://foma.ru/10-luchshih-kartin-u-ternera.html

Уильям Тернер, картины с названиями и биография художника

Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер (англ. Joseph Mallord William Turner; 23 апреля 1775, Ковент-Гарден, Лондон, Англия — 19 декабря 1851, Челси) — британский художник, прославившийся изображениями стихии, в особенности, водной, предтеча импрессионистов.

Ранний Тёрнер дал волю цвету на своих холстах и сделал свет главным героем картин, поздний же Тёрнер предвосхитил появление абстрактной живописи.

Особенности творчества художника Уильяма Тёрнера: сияющие цвета, предпочтение водных пейзажей сухопутным и бушующей стихии штилю, выведение цвета на ведущие роли.

Приступая к работе над картиной, Тёрнер в первую очередь писал стихийное, неуправляемое, потоковое, а после уже появлялись формы, границы, и стихия принимала очертания.

Известные картины Уильяма Тёрнера: «Пожар в здании парламента 16 октября 1834 года»,

«Улисс насмехается над Полифемом», «Последний рейс фрегата „Отважный“», «Снежная буря. Переход армии Ганнибала через Альпы», «Дождь, пар и скорость. Большая западная железная дорога».

Есть легенда, что последними словами Тёрнера были: «Солнце — это бог». История красивая, хотя ни подтвердить, ни опровергнуть ее не представляется возможным. Но разве так важно, что произнес Уильям Тёрнер на смертном одре, если всей своей жизнью он подтверждал, что его божество — именно солнце?

Если бы не Уильям Тёрнер (англ. Joseph Mallord William Turner), не было бы никакого импрессионизма, а значит, вообще всё пошло бы иначе в мировой живописи. Впрочем, никакое «если бы» невозможно. Солнце, воздух, вода и огонь — божества, служению которым Тёрнер посвятил жизнь. Немалых успехов добился он и в топографической живописи.

Ему было 14, когда одну из его акварелей выставили в Королевской академии и разрешили ему свободное посещение академии. К тому времени юный Тёрнер успел поучиться у архитектора Томаса Хардвика и акварелиста Томаса Мелтона. Кстати, впоследствии он говорил, что если бы выбирал путь заново, то предпочел бы архитектуру живописи.

Президентом Королевской академии в те годы был сэр Джошуа Рейнолдс, к которому Тёрнер-художник питал глубочайшее почтение. Нередко бывая у главы академии дома, Уильям любовался подлинниками Рубенса, Пуссена, Рембрандта. В старости он даже обронил, что, пожалуй, счастливейшие свои дни провел именно в общении с Рейнолдсом.

Еще ребенком Уильям пропадал целыми днями на Темзе, которую писал потом всю жизнь. Признание он получил в молодости, а собственную галерею открыл, когда ему и 30 не было. Это его идея фикс — чтобы все картины были собраны в одном месте.

Безусловным авторитетом и богом в живописи для Тёрнера был Клод Лоррен. Лоррен первый поместил на свои полотна сияющее солнце, главное божество Уильяма Тёрнера.

По слухам, когда Тёрнер впервые увидел картины Лоррена, то от полноты чувств разрыдался и заявил, что повторить такое никому не под силу (1, 2).

Читайте также:  Метеоры и метеориты в солнечной системе

Тем не менее, именно ему удалось встать в один ряд со своим кумиром и оказаться достойным преемником, воспевающим солнце.

Начинал художник Тёрнер с акварелей, позже пришли гравюры, иллюстрации книг и наконец — масло. Он был чрезвычайно революционен для своего времени и при этом — востребован и признан. Его темы — стихия, струящийся свет, солнце, вода, огонь. Стихии на его картинах могут быть как спокойными, так и бурными, непокорными.

Неизменным остается сияние и тепло, излучаемое его работами. Широко известна история, когда во время шторма он попросил привязать себя к мачте, чтобы наблюдать ураган изнутри.

Не факт, что она реальна, но его полная самоотверженность во всем, что касалось живописи, и бесконечная преданность силам природы делают такое вполне возможным.

Мать Уильяма Тёрнера окончила дни в доме для умалишенных. Любые упоминания о ней приводили художника в бешенство. Дело не только в тяжелых воспоминаниях о том, что им с отцом пришлось пережить, но и в опасении, как бы дурная наследственность не сказалась на нем. И действительно, иные язвительные критики, бывало, упрекали его в безумии.

А вот с отцом у художника сложились очень теплые и близкие отношения. Старый Тёрнер был цирюльником, а когда сын обрел независимость, большую часть времени жил с ним. Он стал главным помощником и страстным ценителем работ художника Уильяма Тёрнера. В биографиях Тёрнера смерть его отца (1829 год) обычно выделяют как отдельное значимое событие, что само по себе достаточно показательно.

История личной жизни Уильяма Тёрнера довольно темная, хотя основные персонажи известны. В конце 70-х он сдружился с семейством композитора Джона Денби. А когда тот умер — с его женой. Да так сдружился, что вскоре уже жил с ней. Сара Денби родила ему двух дочерей. Хорошим отцом Тёрнер не был, хотя в завещании дети упомянуты.

Племянница Сары, Ханна Денби, с 23 лет служила у Тернера, присматривала за его хозяйством. Отношения их не ограничились рабочей стороной, по всей вероятности, имела место и сексуальная связь. Ханна всю жизнь была глубоко предана Тёрнеру. Судя по рассказам очевидцев, она была слегка не в себе, и с возрастом становилась все более эксцентричной.

Она страдала какой-то кожной болезнью, в результате чего все ее лицо и тело оказалось покрыто коркой.

Последняя любовь Тёрнера — снова вдова, София Бут. Художник несколько лет снимал у нее комнату, приезжая в Магрит. По ее воспоминаниям, он никогда не участвовал финансово в их жизни… Соседи его знали как судебного делопроизводителя мистера Бута. Под конец жизни Тёрнер оставил на Ханну дом с галереей, а сам перебрался к Софии Бут.

Однажды Ханна решилась, закутавшись с ног до головы, прийти к дому, в котором Тёрнер, тогда уже тяжело болевший, жил с Софией, постояла молча и ушла. У миссис Бут на руках ослабевший художник и скончался на 76-м году жизни.

По ее воспоминаниям, даже не вставая с постели, Тёрнер частенько требовал рисовальные принадлежности и делал наброски в блокнотах.

Большинство современников сходится во мнении, что Тёрнер нрав имел недружелюбный, резкий, и близко с ним лучше бы не сходиться. Он либо молчал, либо был бесцеремонным и язвительным. Впрочем, среди хора возмущавшихся дурным нравом Тёрнера встречаются и иные голоса. Однажды он гостил у одного из своих богатых покровителей и коллекционеров. На вопрос кого-то из домочадцев, почему бы ему не написать автопортрет, Тёрнер ответил: «Какой смысл рисовать такую незначительную фигуру, как я? Это может навредить моим рисункам. Люди скажут, что способен нарисовать такой малыш?». Нередко под броней нелюбезности скрывается застенчивость и стеснительность. Возможно, это в какой-то мере справедливо и в отношении Уильяма Тёрнера? Росту он был невысокого, сложения — крепкого, приземистого, грубоватым лицом напоминал бульдога, руки вечно обветрены, а пальцы — перемазаны краской. Нет, не денди лондонский скрывался за личиной академика, художника Тёрнера. Его сравнивали с моряком, крестьянином, извозчиком. Он и сам признавал, что не аристократ, а трудяга, в качестве своего «секрета» называя тяжелый ежедневный труд: «Не знаю другого гения, кроме гения упорной работы».

Когда Тёрнер писал, он приходил в неистовство. Уолтер Фокс, богатый коллекционер, с удовольствием покупавший картины Тернера, вспоминал, что тот начинал с того, что заливал жидкой краской бумагу, пока она не становилась совсем мокрой. Нередко он работал сразу над несколькими картинами — пока одна сохла, занимался следующей, затем переходил к другой, после чего возвращался к первой.

Когда лист просыхал, художник, словно в исступлении, принимался рвать, скрести и тереть бумагу, причем эти движения казались лишенными какой бы то ни было системы, хаотичными. Но постепенно проявлялось изображение. Метод Тёрнера был противоположен классическому подходу с его строгой заданностью форм и фона.

Тёрнер же сначала проявлял текучее, стихийное пространство, в котором работал, из которого под движениями его кисти, а нередко и пальцев рождались свет, цвет, сияние, солнце, вода, огонь. Последние правки перед выставками художники, случалось, вносили в уже развешанные в Академии картины.

В исполнении Тёрнера это было совершенно дикое действо, он мог растереть краску плевком, подправить пальцем, а ярость, с которой он работал над картиной, заставляла тревожиться о целостности холста.

Уильям Тёрнер был отличным финансистом, умел распоряжаться деньгами. Сохранилась история о том, как Вальтер Скотт пытался привлечь его к иллюстрированию «Шотландских провинциальных древностей».

В одном из писем издателю Скотт заявляет: «Ладонь Тёрнера столь же вызывает зуд, сколь талантливы его пальцы, и он, поверь мне на слово, ничего не сделает без наличных, причем за них — все, что угодно. Изо всех, кого я знаю, он почти единственный человек с дарованием, который так низок в этих вопросах».

К деньгам Тёрнер относился с жадностью, но при этом после его смерти выяснилось, что с неимущего постояльца, снимавшего жилье в принадлежащем ему доме, много лет не брал деньги.

В общении с коллегами художник Тёрнер деликатностью тоже не отличался, а уж когда был произведен в академики в 1802 году, то и вовсе многие стали упрекать его в заносчивости и высокомерии.

Тем не менее, его замечания коллеги чрезвычайно ценили, он мог с первого взгляда точно сказать, что стоит подправить в работе, и всегда это оказывалось правильным решением. Несмотря на далеко не легкий характер, работы его получили признание и в академии, и в домах богатых коллекционеров.

Художник Бенджамин Уэст назвал Тернера величайшим живописцем современности и в весьма изящной формулировке признал его заслуги: «Рембрандт хотел бы так писать!.. Если б мог».

А вот преподавание оказалось слабой стороной Тёрнера. Речь его, профессора перспективы в Королевской академии, была скучна и сбивчива, хотя студенты все равно любили его лекции и приходили на занятия. Самое интересное начиналось, когда он, отбросив попытки читать лекцию, начинал показывать, что такое живопись, и каково оно — написать картину.

Сын богатого виноторговца Джон Рёскин встретил Тёрнера, когда художнику было 65 лет, Рёскину же — 21. Рёскин стал самым воинствующим поклонником искусства Тёрнера и яростным борцом за его репутацию.

Искусствоведы к его фигуре относятся двояко, есть мнение, что Рёскин был пошловатым богатым франтом. Но кем бы он ни был, во многом благодаря его стараниям исполнена последняя воля Тёрнера — о том, чтобы его картины были по возможности собраны и выставлены в одном месте.

С 1949 года — это лондонская галерея Тейт, официальная обитель работ Тёрнера.

Темза — страсть, любовь, главный объект, который он писал всю жизнь. Еще в молодости Тёрнер построил лодку и сплавлялся по реке, жадно впитывая сюжеты для будущих картин. В странствия он вообще отправлялся с одной целью — наполниться впечатлениями, отыскать новые темы и новые цвета.

В юности Тёрнер бродил по горным районам Уэльса, позже осваивал центр, север и юг Англии. С 1800-х он путешествует по Европе. Франция, которая еще не стала художественной меккой, Швейцария, Шотландия, Германия… Италия! Вот куда он рвался. Увидеть Рим, Турин, Милан, Верону, сделать бесчисленное множество эскизов и рисунков… Но главное — Венеция.

Венеция Тёрнеру, так тонко чувствующему игру света, движение воды, солнечные блики, вероятно, показалась раем. Что он ощутил, впервые оказавшись в этом месте? В этот рай он приедет еще не раз. Кажется, что в венецианских пейзажах Тернеру удалось за холст поместить солнце, и именно его лучи делают картины такими сияющими.

Это солнце он не потеряет уже никогда.

Источник: https://artchive.ru/artists/379~Dzhozef_Mellord_Uiljam_Terner

Импрессионистичность как характеристика изображаемого пространства в работах Уильяма Тёрнера



В статье раскрытие понятия «импрессионистичность» на примере работ У. Тёрнера, проанализировать импрессионистичность пространства в живописи английского художника.

Ключевые слова: живопись, импрессионистичность, изображаемое пространство

Понятие импрессионистичность сложилось при наличии черт импрессионизма, а сам импрессионизм как направление зародилось в Салоне отверженных на выставке импрессионистов, когда Клод Моне показал всем свою работу 1872 года под названием «Впечатление. Восход солнца», откуда и возник термин «импрессионизм». Художники этого направления стремились передать жизнь в чувственной форме, то есть выплеснуть на холст впечатления и эмоции.

Английский живописец Уильям Тёрнер (1775–1851) считается предшественником французских импрессионистов, как и импрессионисты, он смог в изображаемом пространстве обозначить композицию, пересмотрев свое отношение к свету, и как следствие этого изменил существующий до него тональный принцип рисования. В историю мировой живописи Тёрнер вошел как родоначальник принципиально нового отношения к свету, как создатель редких световоздушных эффектов.

Его самобытная новаторская манера сложилась не сразу: художник последовательно прошел увлечение топографическими видами Молтона, акварельными работами Гертинга, голландскими маринистами XVII века, героическими пейзажами Пуссена и Лоррена. Но главным вдохновителем работ художника была природа.

Много путешествуя в течение всей жизни, Тёрнер отовсюду привозил карандашные зарисовки, позже служившие основой при создании его работ.

Например, эскизы архитектурных сооружений, пленэрные наброски, отображающие горную местность с водоёмом и без него, также многообразие атмосферных явлений, среду обитания человека: разные города и страны.

Тёрнер считал, что пейзаж способен доносить идеи и чувства до зрителя с не меньшей силой, чем другие жанры. Он строил свои композиции на понимании природы как выразителя человеческих страстей и эмоций, запечатлевая среду в образе хаоса и стихий, к примеру, «Метель.

Пароход выходит из гавани и подает сигнал бедствия, попав в мелководье», 1842 г. [1] Еще одно известное произведение «Переход Ганнибала через Альпы», 1812 года.

В большом пространстве проявление стихии, она словно поглощает на своем пути светлую часть полотна и идущую армию беззащитных людей.

Рис. 1. «Метель. Пароход выходит из гавани и подает сигнал бедствия, попав в мелководье»

Начав свой творческий путь с акварельных рисунков, художник привнес в масляную живопись светлую палитру, прозрачный мазок, придающий особую воздушность и внутреннее сияние краскам: «Замок Розенау», 1841г., «Парусная яхта, подходящая к берегу», 1840–1845гг.

Своим уникальным творчеством Уильям Тёрнер сделал ряд величайших открытий в области изображения света. Ему первому, как никому другому, удалось передать в своих картинах свечение, практически, во всех многообразнейших проявлениях.

В двух живописных произведениях с периодичностью в более 30 лет, прослеживается увлеченность Тёрнера в исследовании световоздушных эффектов — освещенности и цвета.

Так, в полотне «Последний рейс корабля «Отважный» использование мастихина, посредством которого нанесены белые и желтые тона в облаках. В другой технике импасто — густой накладки кистью, что усиливает эффект света и фактуры на холсте.

Стоит отметить, что желтый цветстал легендарным, поскольку Тёрнер первым из художников начал использовать лимонно-желтый цвет и применять его в своих живописных работах.

Картина «Солнце, встающее в тумане» [2] отличается непринужденным написанием, но в большей части полотна изображено небо: серо-белые облака, светло-синие участки, все также отображают невесомость и световоздушность.

В живописном пространстве морская гладь, как зеркало вторит облакам, лодке, изображению людей. Левая и правая сторона равнозначна другой, т. к.

в них присутствует равновесие людей на берегу, занимающиеся повседневными заботами, что и на море — рыбаки в лодках, сами лодки, и, конечно же, верхняя поверхность над бежевым берегом.

Рис. 2. «Солнце, встающее в тумане», 1807 г.

Можно отметить, что художники-импрессионисты высоко ценили творчество Тёрнера, проявляя особый интерес к его светотеневым эффектам, богатству цветовых рефлексов в написании белого, мотивам снежной погоды и моря, хотя новый тип «пейзажа-стихии», характерный для большинства его работ, оставался для них не актуальным.

Из вышесказанного можно отметить несколько пунктов сходства в живописной технике английского художника У. Тёрнера и французских импрессионистов:

  1. Накладывать краску при помощи мастихина;
  2. Использование приёма разделения цвета на тона;
  3. Отказ от контура — замена раздельного и контрастного мазка;
  4. Эмоциональный подход;
  5. Изучение изменений в природе под влиянием света.

Так как художник, прежде чем создавать большое полотно, Тёрнер часто писал этюды с натуры, и наблюдал за различными состояниями природы. Он всё больше убеждался в том, что в бурю, на закате или при восходе солнца, его эмоциональное восприятие среды выглядит намного острее, чем в спокойной обстановке.

В книге «Искусство и пространство» М. Хайдеггер определяет пространство как однородную, ни в одной из мыслимых точек ничем не выделяющуюся, по всем направлениям равноценную, но чувственно не воспринимаемую разъятость.

Пространство, которое между тем в растущей мере все упрямее провоцирует современного человека на свое окончательное покорение. О взаимодействии искусства и пространства следует думать исходя из понимания места и области.

Тёрнер в той или иной степени покоряет в первую очередь пространство холста любого размера, запечатлев на нем свет, границы красочных слоёв. Во всяком случае, художник заполняет пространство характерными для живописи направлениями.

Активнее всего изображался пейзаж, его многогранность, стихийность, уравновешенное состояние, плавность линий, спокойствие цветовой палитры.

Читайте также:  Скала парус, краснодар

«Импрессионистичность» в живописи Уильяма Тёрнера выражается в использовании особенностей импрессионистического художественного образа:

1) взаимодействие предмета с окружающей его световоздушной средой — вибрации света в виде игры световых бликов;

2) «растворение» предмета в световоздушной среде, его размытое изображение;

3) отказ от моделировки предмета с помощью светотени — «краска настолько поглотила рисунок, что даже линии ожили и стали элементом живописи»;

4) высветление колорита, который создал новое понимание красок и его содержания.

С середины 1840-х годов Уильям Тёрнер переживает творческий кризис, выразившийся в утрате драматического напряжения и цветовых контрастов.

Его взгляд утрачивает зоркость пристального наблюдателя, а пейзажи начинают напоминать ускользающие миражи, таким образом, и появляется в живописи импрессионистичность в художественных образах, передача изображаемого пространства становится намного иной, размытой, свободной.

В этой картине У. Тёрнер экспериментирует «Дождь, пар и скорость. Большая западная железная дорога», 1844г.

[3] На одном из известнейших картин Тёрнера изображен состав, мчащийся сквозь волны утреннего света по мосту Мейденхед над Темзой, очертания которого угадываются лишь благодаря меченой перспективе.

Этот мост построен в 1839 году, когда строительство железных дорог Англии только начиналось. В 1842 году королева Виктория лично проехала первым поездом по только что построенной ветке Большой западной железной дороги.

Картина «Дождь, пар и скорость» поражает оригинальностью композиции, для которой характерна исключительная геометрическая точность. Состав несется вправо и почти на зрителя — из глубины пространства, наполненного паром и дымом, по мосту над рекой Темзой.

Внизу под паровозом виден широкий проем арки, в котором угадывается сверкающая золотистым блеском поверхность воды. В левой части полотна изображен другой мост, с четырьмя колоннами, смутно отражающимися в бледно-голубой глади.

А между двух мостов плывет лодка с людьми, а еще на берегу танцуют девушки, символизирующие временную идиллию, которая радикально противопоставляется революции, охватившей Англию во времена жизни У.Тёрнера.

Справа — мужчина с плугом обозначает участь крестьянства, не поспевающего за техническим прогрессом и обреченного на нищенское существование.

Рис. 3. «Дождь, пар и скорость. Большая западная железная дорога», 1844 г.

Композиция поделена двумя взаимно перпендикулярными осями на четыре равные части: верхнюю и нижнюю, левую и правую. Игра золотых оттенков задает верх и низ, глубина перспективы уравновешивает левую и правую стороны.

В правой нижней четверти полотна преобладают более темные оттенки, в левой нижней четверти их меньше, они не такие глухие, их побеждает игра светлых красок. Перспективные линии обеих частей композиции направляют взгляд зрителя к центру картины, вглубь как в фокусе все материальное теряет реальные контуры.

Направление перспективы задано очертаниями мостов и поезда, а поверхности зрителю предстоит домыслить самостоятельно.

Свобода от построения формы особенно четко прослеживается в изображении локомотива и вагонов. Несмотря на то, что форма предмета вполне правдоподобна, очевидно, стремление художника растворить ее в атмосфере, смешать с мерцающими огнями.

То же происходит и с мостом, написанным в темно-коричневых и красновато-охристых тонах: он весь омыт световым потоком, пронизан солнечными лучами.

Где — то вдалеке, где угадывается конец состава, мост окутан сверкающим маревом дождя, в котором тонет все.

Также он широко применяет покрытие живописных слоев лаком и таким образом добивается эффекта свечения, который можно увидеть в прозрачных тонах водной глади. Сквозь дымку проступает основной живописный тон — в небе: синий цвет, от темного до светло-голубого, бледно-желтого и ослепительно-белого.

Главное в этой технике то, что она исключает непременное прописывание заднего плана: все цвета плавно переходят из одного в другой, и границы их размыты. Как пишет С.

Макарова, «приблизился к тем тончайшим зрительным впечатлениям, которые возникают, когда свет отражается водой, или просматривается сквозь дождь, пар или туман». [7, с. 6]

Импрессионистичность Тёрнера заключается втом, что он мастерски передал в своих произведениях понимание мира, посредством художественно-выразительных средств, таких как цвет, световой контраст и т. д.

Его впечатления от повседневной жизни легли в основу живописных произведений, а импрессионистичность выразилась в ряде характеристик, таких как расплывчатость контуров, растворение предметов в световоздушной среде, высветление колорита, в игре рефлексов и раздельного мазка.

Таким образом, можно предположить, что художник предвосхищает будущее находки импрессионистов. Получается, что чуткость восприятия освобождается от соблюдения существующих живописных канонов.

Литература:

  1. Акройд П. Тёрнер. / Акройд П. М.: А-Аттикус, 2012. — 224с.
  2. Богемская К. Г. Клод Моне. — М.: Искусство, 1984. — 143 с., илл.
  3. Дюпети М. «Великие художники: их жизнь, вдохновение и творчество», У. Тёрнер, часть 21 / Дюпети М., изд-во: ООО «И. Юкрейн»
  4. Калмыкова В. Шедевры мировой живописи, английское искусство XVII-XIX вв.
  5. Костеневич А. Г. Французское искусство XIX — начала XX века в Эрмитаже, Изд-во «Ленинградское отделение», 1984.
  6. Макарова С. По материалам журнала Alexander von Humboldt Stiftung. Mitteilungen. Наука и жизнь, 1997.
  7. Хайдеггер, М. [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://gendocs.ru/v28250/ (дата обращения: 14.10.2015.)

Основные термины (генерируются автоматически): изображаемое пространство, световоздушная среда, английский художник, сигнал бедствия, работа, пространство, правая сторона, мост, картина, Англия, художник.

Источник: https://moluch.ru/archive/117/32339/

240 лет назад родился Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер

23.04.15

Уильям Тёрнер (Turner), 1775-1851 гг.

Как принято считать, в этот день, 23 апреля 1775 года, в семье цирюльника родился (был крещён) Тернер Джозеф-Маллорд-Вильям, знаменитый английский живописец-пейзажист, утвердившийся на вершине художественного Олимпа в качестве романтического предвестника импрессионизма…

«Уильям Тернер оказал такое же влияние на развитие искусства, как Людвиг ван Бетховен — на развитие музыки», — написал в одном из своих трудов английский художник и историк искусства Дэвид Томас.

Он был сын парикмахера, получил лишь самое элементарное образование и вначале помогал отцу в его ремесле. На художественное поприще натолкнула его дружба с Т. Джиртином (1773—1802), впоследствии основателем нового направления в английской акварельной живописи, который стал давать ему уроки рисования и помог получить доступ в богатую картинную галерею д-ра Монро.

Усердно занимаясь в ней копированием мастерских пейзажей, Тернер познакомился с другим акварелистом, Д. Р. Козенсом (1752—1799), еще раньше Джиртина стремившегося к сочности письма и к силе красок и любившего воспроизводить поразительные эффекты воздуха и освещения.

Советы Козенса имели огромное влияние на развитие таланта Тёрнера в том направлении, в котором он работал потом. В 1789 г. он поступил в ученики Королевской акад., а через год после того, будучи всего 15-ти лет от роду, явился на ее выставке с акварелью «Вид Ламбертовского дворца».

С этого времени издатели альбомов и кипсеков, бывших тогда в большой моде, стали обращаться к нему с заказами для них рисунков, изображающих преимущественно города и красивые местности Англии. Это побудило его к поездкам в разные пункты Миттерленда, Уэльского княжества и южного берега Йоркшира.

В 1793 г. Тернер выставил в Академии первую свою работу масляными красками, картину «Шквал», за которою следовали на академических выставках другие две: «Рыбаки на море» в 1796 г. и «Восход солнца» в 1797 г. В 1799 г. Тернер был избран в сопричисленные к Академии, а в 1802 г. в ее действительные члены.

Предприняв в том же году впервые путешествие на континент, он посетил Францию, берега Рейна и Швейцарию; в 1807 г.

поступил в Лондонскую академию преподавателем перспективы, изученной им в юности под руководством рисовальщика архитектурных видов Т. Мольтона и архитектора Т.

Гардвика, и около того же времени приступил к продолжавшемуся двенадцать лет изданию «Liber studiorum» — сборника офортов со своих пейзажных этюдов, вроде «Liber veritatis» Клода Лоррена.

Некоторые из гравюр, заключающихся в этом издании, исполнены самим Тернером; они, равно как и все остальные, свидетельствуют, что художник был удивительно восприимчив к впечатлениям света и ставил себе главною задачею передачу разнообразной его игры.

В 1812 г. Тёрнер выстроил себе в Лондоне дом с галереей, в которой с тех пор была постоянно открыта для публики выставка его произведений. Он трижды ездил в Италию, в 1819, 1829 и 1840 гг.

Несмотря на счастье, не перестававшее улыбаться ему в течение всей его жизни, несмотря на доставшиеся ему в удел известность и материальное благосостояние, он был угрюм, необщителен, резок в обхождении, равнодушен ко всему, кроме своего искусства, слыл чудаком, мизантропом и скрягою. 

Одною из его странностей было исчезать, не предупредив никого, из дома и скрываться на несколько дней в небольшой грязной квартире в глухой части Лондона. В одну из таких отлучек он и умер скоропостижно.

Значительную часть своего состояния, простиравшегося до 140000 фн.

стерлингов, Тернер завещал на благотворительные дела, а все непроданные произведения свои (282 картины и свыше 18000 эскизов и этюдов) — Лондонской национальной галерее.

На счет оставленной им суммы основан при Королевской академии фонд для выдачи пособий нуждающимся художникам и учреждена медаль его имени, присуждаемая через каждые два года в награду за лучший из пейзажей, представленных Академии.

Деятельность Тернера можно разделить на три периода. Вначале, до 1805 г., он, видимо, находится под влиянием Вильсона и голландских мастеров, а затем является удачным подражателем Кл.

Лоррена и Пуссена в области идеалистического пейзажа и ставит себе задачею достигать ясности в композиции, рельефности с помощью контраста между светом и тенями, прозрачности воздуха и законченности исполнения.

К этому первому периоду относятся его картины: «Кораблекрушение» (1805), «Основание Карфагена» (1815), «Восход солнца в тумане» (1807), «Язон», «Аполлон и змей Пифон», «Дидона и Эней» (1814), «Разрушение Карфагена» (1817) и др.

С 1820 г., после поездки художника в Италию, в его направлении происходит заметная перемена: он становится поклонником полного света, избегает сильных теней, пристращается к чистым и ярким тонам, особенно к пурпурному, голубому и оранжевому, и играет множеством их переходов; в то же время его кисть делается более широкой и свободной.

Как на лучшие его работы в этой второй манере, можно указать на «Байский залив» (1827) и на «Улисса, осмеивающего Полифема» (1829).

В последние двадцать лет жизни Тернера его страсть к эффектности освещения и к силе красок растет все более и более; он смотрит на природу только как на предлог для разыгрывания колоритных симфоний, создает изображения необычайные, фантастические, в которых формы предметов едва обозначаются пределами блестящих, то сильных, то деликатных красочных нюансов, приведенных в чарующую гармонию; вместе с тем живопись Тернера становится крайне смелою и пастозною, иногда чересчур эскизною и небрежною.

Из картин, написанных им в эти годы, особенно замечательны: «Въезд в Венецию с моря» (1843), «The Great-Western-Railway» (железнодорожный поезд, мчащийся по виадуку среди тумана, 1844), «Путешествие Чальд-Гарольда на богомолье» (1832), «Бой корабля Temerarious» (1839) и некоторые др.

Фигуры в картинах Тёрнера., даже в тех, для которых он брал исторические сюжеты, очень посредственны, но являются уместно и, не бросаясь в глаза, содействуют общему эффекту композиции». — Энциклопедический словарь «Брокгауза и Ефрона»
 

Источник: http://rupo.ru/m/522/

Уильям Тёрнер: «Солнце — вот Бог!»

Романтик? Сумасбродный бунтарь? Художник, предвосхитивший импрессионистов, символистов и даже абстракционистов? Личность Тёрнера считается парадоксальной, крайне неоднозначной. Многие считали его сумасшедшим, однако современники еще при жизни художника называли его настоящим гением.

В 2008 году из лондонской галереи «Tate Britain», которая хранит и экспонирует основную массу произведений художника, в ГМИИ им. А.С.

Пушкина приехала замечательная выставка Тёрнера: около сорока холстов, восьмидесяти акварелей и даже небольшое количество гравюр.

Именно тогда, отстояв больше трёх часов в очереди на выставку, я впервые близко познакомилась с творчеством Уильяма Тёрнера, его работы произвели на меня огромное впечатление.

«Тёрнер выставил свои золотые видения, великолепные и красивые; пусть всего лишь видения, но все же это искусство, рядом с такими картинами можно жить и умереть.» Джон Констебл

Констебл и Тернер были главными представителями течения романтизма той эпохи, стремившимися отобразить в своих произведениях непознанную таинственность окружающего нас мира. 

Читайте также:  Стихи о лете: ф. и. тютчев. "неохотно и несмело ..."

Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер родился 23 апреля (дата рождения оспаривается некоторыми исследователями) 1775 года в Лондоне, в районе Ковент-Гарден. Его талант проявился очень рано, в декабре 1789 года четырнадцатилетнего Тёрнера зачислили в Королевскую академию.

В том же году он представил свою первую акварель “Вид дворца Ламбетт” на выставке в Королевской академии. Он не был самоучкой, а брал уроки у профессионалов и находился под влиянием британского акварелиста Александра Козенса. Акварели Тёрнера пользовались большой успехом у покупателей.

Вскоре художник стал знаменит как мастер романтического пейзажа. Первая картина маслом «Рыбаки в море» также удостоилась экспозиции. 

Впоследствии Тёрнер постоянно выставлялся в Академии, а затем стал её действительным членом. 10 февраля 1802 года Тёрнер стал самым молодым художником, удостоившимся звания королевского академика, ему было всего 27 лет.

В 1807 году он стал профессором перспективы и разработал программу обучения, которая касалась широкого круга вопросов, гораздо больше, чем изучение исключительно перспективы.

Однако, стоит отметить, что у Тёрнера не было прямых последователей.

Художник очень любил путешествовать по Франции, Германии, Швейцарии, Бельгии, Италии, создавая этюды своей походной палитрой. Тёрнер тщательно изучал как работы старых мастеров, так и своих современников. Сюжет не столь увлекает художника, как важность передачи чувств и эмоций. И для решения этой задачи главную роль Тёрнер отводит свету и цвету.

Творчество английского художника, с точки зрения изобразительных приемов, можно условно разделить на три этапа. Первые этап — ранний, можно охарактеризовать наибольшей степенью академичности рисунка, голландскими традициями в свете и темной цветовой гамме.

Уже в самых первых работах Тёрнер поднимает тему конфликта человека и природы, тему гигантской стихии по сравнению с маленьким человеком, особый драматизм: бурные моря, лавины, небеса и пробивающиеся сквозь тёмные тучи лучи золотого солнечного света.

При этом, каким-то чудеснейшим образом художнику удается за счет этой игры света и тьмы сделать композицию очень уютной для глаза.

В 1819 году художник впервые побывал в Италии. Он посетил Рим, Венецию, Милан, Турин, Неаполь, изучал работы Рафаэля, Тициана, а также современных итальянских художников того периода.

После этой поездки в Италию и начинается второй условный период творчества Тёрнера — появляются яркие, чистые оттенки, свет преобладает над тенью.

Италия дарит работам художника ощущение жары, блеска, сияния солнца, интенсивность цветов. 

В этот период в 1829 году Тёрнер представил лучшую из своих исторических работ «Улисс насмехается над Полифемом».

Последующие годы своего творчества художник уделяет поиску новых цветовых решений и форм передачи чувств. Живопись движется в сторону импрессионизма. Главными рабочими инструментами художника остаются цвет, цвет, воздух и объём.

Одной из величайших работ позднего периода творчества художника является картина «Метель. Пароход выходит из гавани и подаёт сигналы бедствия, попав на мелководье». 

Существует история, что 67-летний Тёрнер велел привязать себя к корабельной мачте на 4 часа, дабы прочувствовать всё происходящее вокруг и правдоподобно передать историю и эмоции. В каталоге около работы примечание: «Автор был в эту бурную ночь на «Ариэле»».

Однажды, уже в преклонном возрасте, Тёрнера спросили, в чем же таится загадка его творчества? Он ответил очень просто: «У меня был один секрет – работать на износ.»

Тёрнер умер 19 декабря 1851 года в своем доме на берегу Темзы. Всё своё состояние художник завещал сиротскому приюту для начинающих художников, а все свои работы, около 280-ти полотен и 18-ти тысяч эскизов, оставил Лондонской Национальной галерее. Именно по этой причине ни наши музеи, ни другие мировые сокровищницы живописи практически не располагают работами великого Тёрнера. 

Если вы вдруг направляетесь в Лондон, я рекомендую воспользоваться возможностью и уделить время посещению «Tate Britain», где можно насладиться творчеством гениального английского художника Уильяма Тёрнера.

Анастасия Колокольчикова



Источник: http://www.dailyculture.ru/stati/art/uilyam_tyerner_solntse_vot_bog_/

Уильям Тёрнер. Преодоление принципов тональной живописи

Ann Ozerskaya, член творческого союза художников pоссии, креативный директор, преподаватель

Московская государственная художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова, Россия

Участник первенства: Национальное первенство по научной аналитике — «Россия»;

Открытое Европейско-Азиатское первенство по научной аналитике;

Статья призвана дать ответы на многие вопросы, возникающие при изучении творчества знаменитого английского художника Уильяма Тёрнера, а так же будущего развития искусства в целом.

Ключевые слова: современность, искусство, художественная система, реализм, импрессионизм, живопись, свет, цвет.

Article is intended to provide answers to the many questions that arise in the study of art of the famous English painter William Turner, as well as the future development of the arts in general.

Keywords: modernity, art, art system, realism, impressionism, painting, light, color.

Посвящается моему учителю художнику В. Ф. Лактионову.

Уильям Тёрнер. Преодоление принципов тональной живописи.

Данная работа раскрывает ряд важных понятий изобразительного искусства, позволяющих увидеть принципиальные связи между различными художественными течениями на примере творчества выдающегося живописца Уильяма Тёрнера, художника, чьи удивительные работы стали важнейшей гносеологической точкой в истории развития искусства не только на рубеже XVIII — XIX веков, но и по сей день.

Тональный метод организации формы в искусстве

Тональный принцип — один из самых известных методов построения изображения в искусстве. Его появление и становление было связано с освоением понятия геометрической формы, с покорением ее трехмерного объема и проработкой понятия глубины зрительной плоскости.

Дальнейшее развитие этого метода происходило под влиянием внешних форм классического искусства, что сделало его принципиальной основой для академической живописи и реализма. Современники характеризовали этот принцип, как метод рассуждения над формой в искусстве древнего античного мира и эпохи Возрождения.

Практически он был тотально закреплен, как единственно верный с утверждением в Европе академической живописи и появлением академий художеств в XVII—XIX веках и лег в основу салонной живописи.

На различных этапах развития искусства тональный принцип организации претерпевал значительные метаморфозы, в определенный период он помогал художникам развивать свои знания в работе над формой, позволяя им добиваться большой реалистичности и правдивости в передаче изображения.

Важно заметить, что, в его основе всегда лежал определенный метод отношения художника к свету – метод светотональной шкалы с градациями переходов от черного тона к белому.

Говоря современным языком, по своей сути, тональный принцип организации формы представлял картину мира в виде очень качественной фотографии, выполненной при помощи хорошего фотоаппарата. В результате художникам, работающим с этим методом, приходилось преодолевать значительную неподвижность и статичность изображения, равнозначность восприятия, цветовую скупость и как следствие всего выше перечисленного, чрезмерную литературность, так свойственную пусть даже хорошему фотоснимку.

Siecle de Lumieres (Век Света)

Однако, в XVIII веке, благодаря новым научным открытиям, во многом на основании «Оптики» Ньютона, отношение к свету начинает меняться. Формируется новый взгляд на это понятие.

Теперь свет представляется как самодостаточная, самостоятельная субстанция и в этом контексте становится одной из главных категорий культуры XVIII — XIX веков. Это оказывает огромное влияние на живопись XVIII столетия. По словам М. Б.

Ямпольского, «фактически эта теория положила конец многовековому господству натурфилософских представлений о цвете, восходящих к Аристотелю и связывавших природные цвета со смешением света и тени».

Можно сказать, что в это время потребовался новый метод живописного подхода, позволяющий преодолеть границы тонального для возможности большего выражения художественных впечатлений.

Тёрнер и новый принцип организации формы

Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер становится ярчайшим выразителем этого необходимого живописного метода. В сущности, он выражает новую систему взглядов, пересматривая тональные принципы рисования и живописания, высвобождая от тональности цветовые характеристики пятна, делая их самостоятельными участниками картины для построения новой реальности.

Преображение художественного творчества хорошо прослеживается, если просматривать работы мастера в определенном порядке: 1. Кафедральный собор в Линкольне 1795. Художник обнаруживает себя как блестящий рисовальщик, но в картине еще очевиден тональный подход. 2. Рим. Форум с радугой 1819.

Намечается отход от тональных принципов рисования, нивелируются полутона, оформляется формальная составляющая пятна. 3. Гавр Башня Франциска I около 1832. Пятно формализуется еще больше, отдельные пятна и линии начинают выстраивать глубину зрительной плоскости. 4. Вечный покой. Похороны на море 1842.

Фактически высвобожденные пятна выстраивают перспективу восприятия, не выстраивая ее принятым ранее тональным методом. 5. Дождь, пар и скорость. Большая Западная Железная дорога 1844. Художник все больше приближается к понятию цвета принципиально отличного от тонального представления о нем.

Это цвет – свет, когда нанесенная на холст краска не «шкалируется» от светлого к темному, а при помощи контекста других красок, расположенных рядом, за счет размера и места пятна приобретает свои новые активные материальные свойства – становится цветом.

Выводы:

Таким образом, с определенностью можно сказать, что Уильям Тёрнер стоял в начале оформления новой художественной системы, пересматривающей главный постулат академической живописи, ее основу – тональный принцип организации формы.

Системы, выражающей отношение художника к миру новыми зрительными методами, позволяющими в дальнейшем передавать не только непосредственно увиденное, но мнимое, мыслимое или услышанное.

В действительности, это было великое начало, открывшее широкие горизонты для будущих художественных направлений, работа над данной системой ведется до сих пор.

Часто задаваемые вопросы:

Почему Тёрнер изображает пейзажи-катастрофы? Зачем он делает главными мотивами своих картин атмосферные эффекты, такие как, туман, воздушная дымка, закат солнца, клубы паровозного пара или облака?Тёрнер, как и многие его современники, прежде чем создавать большое полотно, часто писал этюды с натуры, наблюдая за различными состояниями природы. Он убеждался, что в грозу, бурю, на закате или при восходе солнца, эмоциональное восприятие среды выглядит намного острее, чем в ее спокойном положении. В такие моменты в реальности были наиболее заметны абстрактные составляющие состояния — насыщенные цветные пятна, свободные от тональной шкалы или отдельные яркие линии, например, изобличающие молнии, а может быть черно-синие тени. Их можно было, буквально подсмотреть в природе, чтобы затем перенести на холст. А это было крайне важно для развития новой системы живописи.

Почему в поздних работах Тёрнер почти приходит к абстракции, кроме света и воздуха, бьющего из полотен, собственно, ничего больше и не остается, минимум деталей, только сложные цветовые переходы?

В процессе развития своего творчества, Тёрнер все больше отходил от принятых канонов рисования, вычленяя абстрактные составляющие и создавая с их помощью удивительные состояния среды. Но чтобы добиться детализации в новой системе, требовались дополнительные открытия, которые сделают художники, пришедшие позже.

Почему Тёрнер мало писал людей, не сделал человека главным героем своих картин?

Будучи прекрасным рисовальщиком в старой системе, в свои последние работы Тёрнер не смог вписать даже яхты, просто не успел развить, каким образом это можно сделать.

Почему у Тёрнера нет пейзажей с близкой точки зрения. Сцена почти всегда охватывает несколько десятков миль, представляя собой огромные пространства?

Работая в новой системе, Тёрнер старается овладеть понятием глубины зрительной плоскости, исключая старое представление о планах, изображениях заслоняющих друг друга, для решения этой задачи требовались точки с панорамным обзором.

Что общего между Тёрнером и импрессионистами?

Своим уникальным творчеством Уильям Тёрнер сделал ряд величайших открытий в области изображения света. Ему первому, как никому другому, удалось передать в своих картинах свечение, практически, во всех многообразнейших проявлениях. Как пишет Макарова, «приблизился к тем тончайшим зрительным впечатлениям, которые возникают, когда свет отражается водой, или просматривается сквозь дождь, пар или туман». Тернер, а за ним и импрессионисты пересмотрели свое отношение к свету, и как следствие этого изменили существующему до них тональному принципу рисования.

Литература:

  • 1. Уильям Тёрнер/Перевод с английского А. Е. Мосейченко. М.: ЗАО «БММ», 2007.
  • 2. С. Дзуффи Большой атлас живописи. М.: Олма-Пресс, 2002.
  • 3. П. Акройд. Тёрнер. М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2012.
  • 4. Некрасова Е.А. Тёрнер. М., 1976.
  • 5. Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма/ Сост. Т.Г. Петровец. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000.
  • 6. Ямпольский М. Б. Наблюдатель. Ad Marginen. Москва, 2000.
  • 7. И. Ньютон. Оптика, или Трактат об отражениях, преломлениях, изгибаниях и цветах света. М., 1954.
  • 8. А. Ф. Лосев. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. М.. 1975.
  • 9. С. МАКАРОВА. По материалам журнала Alexander von Humboldt Stiftung. Mitteilungen. Наука и жизнь, 1997.
     

Источник: http://gisap.eu/ru/node/27860

Ссылка на основную публикацию