Стихотворение а. с. пушкина «и.и. пущину»

Анализ стихотворения Пушкина Пущину

И.И. Пущин был лучшим другом А.С. Пушкина. Его судьбу можно назвать трагической, так как он был участником декабристского восстания, после которого был арестован. В то время Пушкин жил в селе Михайловское, куда его отправили за вольные стихи. Поэт не мог выносить одиночества и лишения свободы, поэтому он очень обрадовался, когда в январе 1825 года Пущин навестил его.

Товарищ как будто предчувствовал, что они больше не увидятся. После страшных событий декабристского восстания Пущина приговорили к пожизненному заключению. В декабре 1826 года поэт написал стихотворение своему товарищу в форме дружеского письма. В 1828 году Пущин получил эти строки от верного друга.

«И.И. Пущину» – это лирическое стихотворение, в составе которого два пятистишия. В нем нет определенного сюжета, лишь слова лирического героя, который является прообразом самого Пушкина. В первой части герой говорит о своих чувствах, испытываемых к лучшему другу Пущину. Поэт ценил дружбу и дорожил ею, друзья для него были как родные люди.

Во втором пятистишии лирический герой желает своему товарищу только всего хорошего. Он искренне переживает за судьбу Пущина и надеется, что стихотворение поднимет ему настроение и боевой дух. Пушкин даже обращается к Богу, так как понимает, что только он может спасти и уберечь товарища.

В стихотворении есть определенный ритм, благодаря которому передается настроение лирического героя. Произведение написано ямбом. Во второй строфе используется такой художественный прием как анафора («да голос… да озарит»). Мотив дружбы является основной темой стихотворения. Пушкин дорожил друзьями и искренне переживал за каждого из них.

Анализ стихотворения Пушкина «Пу­щину»

Анализ содержания стихотворения А.С. Пушкина «И.И. Пу­щину» .

Как в стихотворении передана мысль о бесценности подлинной дружбы?

Стихотворение «И.И. Пущину» написано Пушкиным во время пребывания опального поэта в ссылке в селе Михайлов­ском Псковской губернии в 1826 г.

Нужно сказать, что царь отправил Пушкина на север, в родо­вое имение село Михайловское, в 1824 г. Поэт из шумной жар­кой Одессы попадает в уединённое селение, которое находится вдали от шума городского, от блестящей столичной жизни Мо­сквы и Петербурга, от преданных друзей и светских красавиц.

Стихотворение, которое состоит всего из двух строф, при­надлежит к лучшим образцам дружеской лирики поэта. Тема стихотворения: описание встречи настолько радостной для ссыльного поэта и его лицейского друга, что событие это яви­лось ярким памятным знаком, осветившим их жизнь в после­дующие годы.

Идея стихотворения — показать те события и факты, которые надолго их сдружили.

«Дружество» для Пушкина — это единение дорогих для него людей, с которыми его связала судьба в незабываемые лицей­ские годы.

Мой первый друг! Мой друг бесценный!

Этой строкой начинается стихотворение, и эпитет бесценный передаёт не только глубину чувств молодых людей, но бес­конечное их доверие и преданность друг другу.

Друзей связала и светлая юношеская пора становления харак­теров, и общие идеалы, и чистота жизненных целей и помыслов.

Пушкин становится прославленным поэтом России, кото­рый «душой не покривил» в суровых жизненных ситуациях, требующих от него и великого трудолюбия, и огромного чело­веческого мужества. Пущин же оказывается в числе декабри­стов, дворянских революционеров, каждый из которых мог бы сказать о себе:

Отчизны внемлем призыванье.

Каждый из друзей мог бы пожертвовать собой во имя идеа­лов борьбы за Россию просвещённую, свободную от оков деспо­тизма и тирании.

В конце стихотворения Пушкин выражает надежду на то, что луч лицейской дружбы озарит его «заточенье» немеркнущим светом и утешит, успокоит его.

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом. Число строк в строфе пять. Стихотворение написано высоким торже­ственным стилем с использованием старославянской лексики.

Вот примеры: «судьбу благословил», «колокольчик огласил», «святое провиденье».

Поэт во второй строфе использует дважды частицу «да», что придаёт тексту громкость и декларативность звучания.

Слова «уединенный», «занесенный» произносится с е(йе) под ударением, так как с этими словами рифмуется «бесценный».

Эпитеты: первый друг, друг бесценный, печальным снегом, яс­ных дней.

Здесь искали:

  • анализ стихотворения пущину пушкина по плану
  • анализ стихотворения пушкина пущину
  • анализ стихотворения пущину

«И. И. Пущину», анализ стихотворения Пушкина

В своем знаменитом стихотворении «19 октября 1825 года» молодой поэт Александр Пушкин написал: «Друзья мои, прекрасен наш союз!» Кому же из своих лицейских товарищей посвятил Пушкин эти проникновенные слова? Конечно, своим ближайшим для него на всю жизнь товарищам: Ивану Пущину, Вильгельму Кюхельбекеру и Антону Дельвигу.

Но самым близким лицейским другом стал Пущин. Многие ученики Лицея любили его за доброту, ум и справедливость. А еще за честность, мужество и общительный нрав. Его любили и в Лицее, и в гвардии, и потом, на гражданской службе. Он везде был в самом центре внимания, у всех на виду, его считали надежным и верным товарищем.

Самым первым все эти качества оценил именно Пушкин, будучи ближайшим соседом по лицейской комнате. Сам Француз (как звали его в Лицее), неровный в обращении, подчас вспыльчивый и несдержанный, доверял своему другу Жанно первые мучительные раздумья о жизни, делился первыми огорчениями и радостями, а Пущин умел не только успокоить, но и помочь.

Неслучайно один из декабристов позже скажет о нем: «Кто любит Пущина, тот, верно, сам прекрасный человек».

После окончания Царскосельского лицея Пущин не раз встречался с Пушкиным в Петербурге. Открытый и бескомпромиссный характер Ивана Ивановича, его взгляды на действительность царской России привели его в тайное общество будущих декабристов. Он думал привлечь туда и Пушкина, но опасался за него.

Когда молодой поэт оказался в опале у государя и был сослан сначала на юг, а после в Михайловское, Пущин единственный навестил его в псковской глуши.

Это их единственное свидание стало неожиданностью для ссыльного поэта, и позже он посвятил этому событию небольшое, но очень проникновенное стихотворение, начинавшееся таким обращением:

Мой первый друг, мой друг бесценный…

Но появилось оно не сразу: лишь узнав в 1826 году о судьбе декабристов и их ссылке, он пишет свое послание и в январе 1827 года переправляет его в Сибирь.

Позже Пущин будет вспоминать о том, как после долгих мытарств он наконец соединился с товарищами его изгнания и заточения, раньше его прибывшими в острог. И он почувствовал, как его лицейский товарищ Пушкин «первым встретил его в Сибири задушевным словом».

В день приезда в Читу Пущина позвали к частоколу, где Александра Муравьева (жена декабриста Никиты Муравьева) отдала ему лист бумаги: на нем неизвестною рукою было написано стихотворение.

Читайте также:  Сочинение на тему: "рассказы чехова"

Жанр этого произведения — дружеское послание. Об этом говорит и название — «И. И. Пущину». В то же время это воспоминание о той последней встрече, когда Пущин, вопреки запретам со стороны царской власти, навестил поэта в его имении Михайловском, «когда «двор уединенный … колокольчик огласил».

Чем это грозило самому Пущину, можно только догадываться, поэтому Пушкин и называет его «мой друг бесценный». Две части стихотворения, пятистишия, представляют собой своеобразную перекличку событий.

В первом пятистишии — воспоминание о встрече в Михайловском, а вторая часть произведения адресована уже сосланному в Сибирь Пущину, который после провала Декабрьского отказался бежать за границу и дожидался ареста в своем доме в Петербурге.

Строфа, состоящая из пяти строк, позволила объединить поэту общей рифмой такие высокопарные слова, как «провиденье». «утешенье». «заточенье». Это не только придавало стихотворению особенное звучание, но и у самого адресата вызвало необычное состояние.

Вот как написал об этом впоследствии Иван Иванович Пущин: «Преисполненный глубокой, живительной благодарности, я не мог обнять своего лицейского друга, как он меня обнимал, когда я первый посетил его в изгнанье».

Далее Пущин с горечью отмечал, что не мог даже пожать руку той женщине, которая «так спешила утешить воспоминанием друга».

Но мольба Пушкина, обращенная к «святому провиденью». о том, чтобы все декабристы получили утешенье, действительно озарила их сибирское заточенье «лучом лицейских ясных дней». В нескольких строках этого стихотворения соединились и торжественность, и скорбь, и чувство единения.

«И. И. Пущину» А.Пушкин

Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей

Дарует то же утешенье, Да озарит он заточенье

Лучом лицейских ясных дней!

Анализ стихотворения Пушкина «И. И. Пущину»

Среди своих лицеистских друзей Александр Пушкин особенно выделял Ивана Пущина, с которым поэта связывали очень теплые и доверительные отношения. Двух молодых людей объединяли не только общие взгляды на жизнь, но и любовь к литературе. В юности они даже соревновались между собой на предмет того, кто быстрее и лучше напишет стихотворение на заданную тему.

Судьба Ивана Пущина сложилась трагически. Он был одним из участников декабристского восстания, после провала которого получил пожизненную каторгу. Последний раз друзья встретились как раз накануне этих трагических событий, зимой 1825 года.

В это время Пушкин жил в родовом имении Михайловское, куда по распоряжению властей был сослан за вольнодумство. И Пущин стал одним из первых, кто навестил поэта в этот сложный для него период.

Встреча друзей была короткой, однако смысл ее стал Пушкину понятен гораздо позже, уже после того, как восстание декабристов было безжалостно подавлено, а его лицеистский товарищ оказался узником Читинского острога.

Иван Пущин предполагал подобное развитие событий, поэтому приехал к Пушкину для того, чтобы проститься, хотя и словом не обмолвился о том, что ему предстоит стать одним из участников тайного заговора и покушения на жизнь императора Николая-I. Эта встреча друзей оказалась последней, больше им не суждено было увидеться.

Накануне годовщины восстания декабристов, зимой 1826 года, Пушкин написал стихотворение-обращение под названием «И. И. Пущину», которое было передано каторжнику спустя несколько лет через супругу декабриста Никиты Муравьева.

В нем поэт вспоминает их последнюю встречу, отмечая, что он «судьбу благословил», когда Иван Пущин приехал к нему в Михайловское, чтобы скрасить одиночество и отвлечь автора от невеселых раздумий о собственной судьбе. В этот момент лучший друг морально поддержал Пушкина, который находился на грани отчаянья, считая, что его карьера загублена, а жизнь – беспросветна.

Поэтому когда Пущин оказался в схожей ситуации, автор посчитал своим долгом направить ему ободряющее стихотворное послание, в котором признался: «Молю святое провиденье».

Этим поэт хотел подчеркнуть, что не только беспокоится о судьбе своего друга, но и верит, что его жертва была принесена обществу не напрасно, и будущие поколения смогут оценить этот самоотверженный поступок по достоинству. В это время поэту уже известно, что Иван Пущин отказался бежать за границу после провала восстания декабристов и дожилался ареста в своем петербургском доме.

Обращаясь к другу, поэт мечтает о том, чтобы его голос, облаченный в стихи, даровал ему утешение. «Да озарит он заточенье лучом лицейских ясных дней!», — отмечает Пушкин. Позже Иван Пущин напишет в своем дневнике: «Отрадою отозвался во мне голос Пушкина». Имен это короткое послание впоследствии легло в основу мемуаров бывшего каторжанина, которые он посвятил своей дружбе с великим русским поэтом.

Пушкин очень тяжело переживал разлуку с другом, и впоследствии адресовал ему еще несколько стихов. Через своих высокопоставленных знакомых он даже пытался повлиять на решение властей, надеясь, что приговор о пожизненной каторге для Ивана Пущина все же будет смягчен.

Однако император Николай-I, переживший весь ужас покушения в день своего восхождения на престол, отказал декабристу в помиловании. Лишь спустя почти 30 лет Иван Пущин получил право вернуться в Петербург.

Он побывал на могиле поэта, расположенной на территории Святогорского монастыря, а также в Михайловском, отдав дань уважения своему лицеистскому другу, который не отвернулся от него в трудную минуту.

Тема дружбы в лирике А. С. Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин написал множество стихов на тему дружбы. Несомненно, эта тема играла важнейшую роль в его жизни. Я бы сказала, что это редкий дар, иметь огромное количество друзей и быстро завоёвывать их доверие.

Одно из своих блестящих стихотворений Пушкин посвятил близкому другу лицеисту И. Пущину. Стихотворение написано поэтом 13 декабря 1826 года, то есть накануне первой годовщины восстания декабристов. История создания этого стихотворения такова.

В мае 1820 года по личному распоряжению Александра 1 Пушкин был выслан из Петербурга на юг. Причиной этому послужило то, что в это время по всей стране ходят его запретные «вольные» стихи. В Одессе поэт вступил в конфликт с местным губернатором.

По его доносу Пушкин был сослан осенью 1824 года в глухое поместье матери – село Михайловское. Пущин первым из друзей Пушкина посетил его в Михайловском. Это было 11 января 1825 года, последний день проведенный вместе.

Будучи одним из руководителей декабристского восстания, Пущин предвидел свое будущее и очень хотел повидать Пушкина, проститься с ним. Этой встрече и посвящено стихотворение: Мой первый друг, мой друг бесценный! И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный,

Читайте также:  Урок-схема рисования карандашом - лягушка

Твой колокольчик огласил.

Молю святое провиденье: Да голос мой душе твоей Дарует то же утешенье, Да озарит он заточенье Лучом лицейских ясных дней! «Пущину» — это небольшое лирическое стихотворение, состоящее из двух пятистиший. Жанр — послание, характер — дружеское письмо.

Главный герой произведения — сам автор. В первом пятистишии поэт раскрывает свои чувства к другу, которого он очень любил и ценил со дня их первой встречи: «Мой первый друг, мой друг бесценный!». Второе пятистишие содержит пожелания, обращенные к своему товарищу.

Эти строки передают сильное переживание Пушкина за судьбу друга и желание поднять его дух хоть чем-то хорошим. В общем, это произведение- это тоска о товарище и предчувствие, что они больше никогда не увидятся. Стихотворение написано ямбом.

Во второй части присутствует художественный прием — анафора: «Да голос.… Да озарит…»

Я выбрала тему дружбы в лирике Пушкина, потому что она мне очень близка. Я ценю своих друзей. И надеюсь, когда пройдет много лет, я буду верна своим школьным друзьям так же как и А. С. Пушкин.

11074 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Стихотворения 1823-1836 / Тема дружбы в лирике А. С. Пушкина

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

Послушайте стихотворение Пушкина Пущину

Источник: http://velikiy-pushkin.ru/2619-Analiz-stihotvoreniya-Pushkina-Puschinu

Александр Пушкин

Мой первый друг, мой друг бесценный! И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

Молю святое провиденье: Да голос мой душе твоей Дарует то же утешенье, Да озарит он заточенье

Лучом лицейских ясных дней!

Анализ стихотворения «И.И. Пущину» Пушкина

Пушкин часто в своем творчестве обращался к друзьям. Среди них самым близким был И. И. Пущин, с которым поэт познакомился еще во время учебы в Царскосельском лицее.

У молодых людей были схожие интересы и взгляды на будущее России. Пущин оказался одним из тех, кто не утратил расположения к Пушкину во время его ссылки. В 1825 г. он посетил великого поэта в с. Михайловское.

Воспоминанию об этих счастливых днях и посвящено стихотворение «И. И. Пущину».

Известно, что декабристы скрывали от Пушкина планы вооруженного восстания, так как не хотели навлечь на поэта подозрения. Они понимали значение его таланта и хотели сберечь его для будущего. Во время визита в Михайловское Пущин также ничего не сказал Пушкину о готовящемся выступлении.

Поэт узнал о нем, по-прежнему находясь в ссылке. Пущин был осужден и отправлен на поселение в Сибирь. Пушкин несколько раз писал обращения к царю с просьбой о смягчении наказания, но неизменно получал отказ. В 1826 г. он написал стихотворение «И. И. Пущину» и отправил его в далекую Сибирь.

Несчастный каторжник был очень благодарен Пушкину за эту литературную весточку.

С первых строк Пушкин обращается к товарищу с очень трогательными словами («первый друг», «друг бесценный»). Пушкину было скучно и одиноко в деревне. Единственной его отрадой была няня – Арина Родионовна.

Он бесконечно благодарен другу за его посещение, которое связано со звоном колокольчика.

Русские поэты и писатели часто отмечают волшебный звук колокольчика, пробуждающий забытую богом деревню из спячки и символизирующий неожиданный приезд гостя.

Пушкин сравнивает свою деревенскую ссылку с сибирским заключением Пущина. Он, конечно же, понимает, что размеры наказания несопоставимы. Но оба друга пострадали за свои искренние убеждения, которые сложились у них одновременно еще во времена Лицея. Напоминая Пущину о «лицейских ясных днях», Пушкин подчеркивает свою нерушимую приверженность юным идеалам.

Поэт догадывался, что даже близкие друзья что-то недоговаривают. Впоследствии он понял, что вполне мог разделить участь декабристов. Ссылка в Михайловское стала неожиданным спасением поэта, так как сделала невозможным его пребывание в столице. Стихотворение «И. И. Пущину» — это также своеобразное извинение Пушкина перед другом.

Популярные тематики стихов

Читать стих поэта Александр Пушкин — Пущину на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Источник: https://rustih.ru/aleksandr-pushkin-pushhinu/

Стихотворение А. С. Пушкина «И. И. Пущину»: опыт микрофилологического анализа

Русская литература

О.Л. Довгий

СТИХОТВОРЕНИЕ А.С. ПУШКИНА «И.И. ПУЩИНУ»: ОПЫТ МИКРОФИЛОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Статья посвящена анализу стихотворения А.С. Пушкина «И.И. Пущину» на микрофилологическом уровне.

Ключевые слова: А.С. Пушкин, «грамматика поэзии», личные и притяжательные местоимения, микрофилологический анализ.

Мой первый друг, мой друг бесценный! И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил.

Молю святое провиденье: Да голос мой душе твоей Дарует то же утешенье, Да озарит он заточенье Лучом лицейских ясных дней!1

Пушкинское послание «И.И. Пущину» (1826) относится к числу хрестоматийных; его разбор обычно сводится к пересказу биографических подробностей. А между тем оно принадлежит к числу произведений, где проявляется «яркая актуализация грамматических противопоставлений, особенно четко сказавшаяся в пушкинских глагольных и местоименных формах»2.

Графически текст делится на две строфы, семантически находящиеся в отношениях зеркальной симметрии: это сферы действия местоимений 1-го и 2-го лица, причем даже не личных, а притя-

© Довгий О.Л., 2015

жательных: мой и твой. Именно отношения между я и ты (мой и твой) являются драматическим стержнем стихотворения. В первой строфе ты является действующим лицом, а я получателем благодеяний; во второй роли меняются. Отметим, что личное местоимение ты не употреблено ни разу, область его действия определяется притяжательным местоимением твой.

Первая строка может быть поделена на две синтагмы: мой первый друг; мой друг бесценный.

Слова мой и друг повторены дважды; определения первый и бесценный благодаря перестановке внутри синтагмы воспринимаются как контекстуальные синонимы, а притяжательное местоимение мой — и в силу начального положения в стихе, и благодаря повтору — приобретает особую власть, позволяющую возвысить человека, потенциально именуемого ты. Личное имя адресата вынесено в сильную позицию — в заглавие. Все это прочно закрепляет в сознании формулу «Пущин — лучший друг Пушкина».

Рассмотрим сферу действия каждого из местоимений.

Твой.

Из всей лексики стихотворения сюда относятся только два существительных — колокольчик (композиционно в зоне «действователя ты»), душа (находится в зоне «действователя я» и стоит в косвенном падеже) — и глагол огласил (стоит в прошедшем времени, причем формально действие ты передано его колокольчику).

Читайте также:  Л.кэрролл "алиса в стране чудес": описание, герои, анализ произведения

Мой.

Его сфера влияния гораздо обширнее: за редким исключением вся лексика стихотворения попадает в нее. Здесь существительные друг (дважды в первой строфе), двор, голос, снег; прилагательные уединенный, печальный; глаголы благословил, молю, да дарует, да озарит.

Именно я дает обозначение второму действующему лицу стихотворения через притяжательное местоимение. Таким образом, все, что относится к ты, по сути, все равно оказывается в сфере действия притяжательного местоимения мой; мой друг принадлежит к той же грамматической области, что и мой голос, и мой двор.

Глаголы я стоят в разных временах: прошедшем (благословил), настоящем (молю), в повелительной конструкции, обращенной к будущему (да дарует, да озарит). Два глагола из четырех имеют религиозную семантику — и они тоже зеркально распределены по двум сферам.

Благословил (судьбу) — это ответ на голос колокольчика ты; молю (с дополнением святое провиденье) — это ответный посыл голоса на помощь страдающему в заточении ты.

Фонетическая перекличка (благословил — молю) и даже инверсия на буквенном уровне подчеркивают эту зеркальность.

Союз и во второй строке первой строфы имеет семантику присоединения, включения я в число славящих Бога. Находясь в одиночестве, в глуши, в ссылке, я мог начать роптать, но звук колокольчика друга вернул ему веру в справедливость Создателя. Во второй строфе уже я ответно молит святое провиденье о наделении его голоса такой же силой воздействия, какая была у колокольчика.

В стихотворении три временных плана: настоящее (ссылка Пущина); прошедшее (ссылка Пушкина), давнопрошедшее, смыкающееся с вечным (Лицей). Композиционно они даны в такой последовательности: прошедшее (вся первая строфа) — настоящее — давнопрошедшее (вечное).

В тексте есть несколько слов, формально не относящихся к сфере влияния притяжательного местоимения мой: судьбу, Лицейских ясных дней. Лицейские дни — это общая территория я и ты, здесь нет деления на твое и мое. Эту общую ценность можно использовать обоим — неслучайно все слова стоят в косвенных падежах.

По сути, стихотворение является иллюстрацией риторического аргумента взаимности: сколько я получил от ты, столько и стремится ему отдать. Осью симметрии является сочетание местоимения то с частицей же: дарует то же утешенье.

Зеркальность проявляется в описании жизненных невзгод: двор уединенный, печальным снегом занесенный (принадлежащий я) соответствует заточенью (связанному с ты).

Лингвистически ссылка Пушкина описана более пространно — при помощи эпитетов двор уединенный; печальным снегом занесенный; отметим эналлагу (эпитет печальный перенесен с поэта на снег).

Одиночество лингвистически возведено в степень: двор, и без того уединенный, к тому же дополнительно занесен печальным снегом — как бы похоронен под еще одним слоем печали.

Ссылка Пущина, наоборот, описана всего одним существительным: заточенье. Но оно оказывается сильнее расширенного описания пушкинского затворничества (безусловно, знание биографических подробностей здесь играет свою роль).

Я и ты на протяжении всего стихотворения метонимически замещены: мой двор — твой колокольчик; голос мой — душе твоей.

Колокольчик ты соответствует голосу я. Если вернуться на биографический уровень, и это окажется неслучайным: Пущин не писал стихов, не мог отправить другу спасительного текста; друг приехал лично. Одиночество Пушкина победил колокольчик Пущина; приезд Пущина включает слух.

Пушкин тоже посылает голос с целью скрасить заточенье Пущина. Его голос обращается напрямую к душе (это более тесный

контакт, чем в случае двор-колокольчик). Отметим фонетическое эхо: душе — утешенье, тоже работающее на усиление действия голоса. Но у поэта в распоряжении нет эффекта личного присутствия, поэтому его голос должен включить дополнительные рычаги: зрение и память. Так аргумент взаимности оказывается нарушенным: Пушкин дает не просто столько же, но больше.

Память включается призыванием на помощь двух временных пластов: прошедшего (вся первая строфа есть напоминание другу о спасительном действии его колокольчика; она нужна как аналогия, настраивающая на такой же результат) и давно прошедшего (вечного). Зрение включается глаголом озарит в повелительном наклонении и связанными с ним существительным луч и эпитетом ясных.

Вся эта группа освещения-озарения фонетически оркестрована (голос — лучом — лицейских) и отзывается на фонетическую звукопись первой строфы, изображающую действие голоса: колокольчик огласил.

Здесь важна оппозиция единственного-множественного числа. Все существительные в тексте даны в единственном числе, кроме одного: дней. Но оно поддержано двумя сильными определениями — тоже во множественном числе: лицейских ясных.

Связывает с ними один-единственный луч — но его достаточно. Создается ощущение подъема по лучу голоса — из подземелья настоящего к свету давнопрошедшего. Луч лицейских ясных дней способен проникнуть в подземелье и осветить его.

Аллитерационный отсвет этого луча виден у А. Блока в стихотворении «Девушка пела в церковном хоре»: И голос был сладок, и луч был тонок… Как белое платье пело в луче… Блок доведет этот прием до большего обнажения, но налицо те же инструменты, что у Пушкина, — голос и луч.

Стихотворение заканчивается мощной кодой: анафорическое троекратное да: да голос мой — дарует — да озарит — звучит как заклинание: да будет так. Три финальных слова во множественном числе (лицейских ясных дней) и количественно, и грамматически побеждают упоминания обо всех печалях (неслучайно стоящих в единственном числе).

Кроме того, финальная строка возвращает нас к первой строке — круг лицейской семантики замкнулся, создав своеобразное кольцо-оберег: Мой первый друг, мой друг бесценный… — Лучом лицейских ясных дней.

В сочетании первой и последней строк содержится энергетическая квинтэссенция стихотворения, его семантическая пружина.

Подведем итоги. Анализ микроуровня текста: роли местоимений, особенно притяжательных; грамматических оппозиций единственного/множественного числа, прямых/косвенных падежей; смены времен — позволяет увидеть в хрестоматийном пушкинском тексте мощное заклинание, созданное при помощи грамматики.

Анализируемый текст является вторым вариантом послания И.И. Пущину. Первый вариант был более пространным и изобиловал бытовой конкретикой3.

В окончательном тексте Пушкин убрал все слишком личные приметы и оставил слова-эмблемы «друг», «голос», «душа», «колокольчик»; пошел по пути снижения бытовой конкретики и усиления роли драматургии грамматики, что выводит стихотворение за рамки школьного биографического толкования, придавая ему универсальность.

Примечания

1 Пушкин А.С. Собр. соч.: В 10 т. М.: Гослитиздат, 1959-1962. Т. 2. С. 156.

2 Якобсон Р. Поэзия грамматики и грамматика поэзии // Семиотика. М.: Радуга, 1983. С. 462.

3 Пушкин А.С. Указ. соч. Т. 2. С. 690-691.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/stihotvorenie-a-s-pushkina-i-i-puschinu-opyt-mikrofilologicheskogo-analiza-1

Ссылка на основную публикацию