Стихи о весне: а. н. плещеев «весна»

Стихи о весне Плещеева

Стихи Алексея Николаевича Плещеева о весне знакомы нам с самого раннего детства. Добрые, волшебные строки о прекрасном времени года читали нам папы и мамы, бабушки и дедушки.

«Весна» Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною… Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь, Теплей и ярче солнце стало, Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

И сердце сильно так в груди Стучит, как будто ждет чего-то, Как будто счастье, впереди

И унесла зима заботы!

Все лица весело глядят. «Весна!» — читаешь в каждом взоре; И тот, как празднику, ей рад,

Чья жизнь — лишь тяжкий труд и горе.

Но резвых деток звонкий смех И беззаботных птичек пенье Мне говорят — кто больше всех

Природы любит обновленье!

Ни одно мероприятие, посвящённое весне, не обходится без рассказанных вслух удивительных стихов Плещеева. «Уж тает снег, бегут ручьи…» — это просто классика жанра, любимые, красивые строки.

«Весна» Опять весной в окно мое пахнуло, И дышится отрадней и вольней… В груди тоска гнетущая заснула,

Рой светлых дум идет на смену ей.

Сошли снега… Оковы ледяные Не тяготят сверкающей волны… И плуга ждут далекие, немые

Поля моей родимой стороны.

О, как бы мне из этих комнат душных Скорей туда хотелось — на простор, Где нету фраз трескучих и бездушных,

Где не гремит витий продажных хор.

В поля! в поля! знакомая природа К себе красой стыдливою манит… В поля! там песнь воскресшего народа

Свободная и мощная звучит.

Плещеев был человеком удивительной искренности и душевной чистоты. Воспевая родную природу, он испытывал истинное наслаждение.

«И вот шатер свой голубой…» И вот шатер свой голубой Опять раскинула весна; Окроплены луга росой, И серебристой полосой

Бросает свет на них луна.

Светла, как детский взор, река, И ветви ив склонились к ней Под гнетом легким ветерка; И прилетел издалека

С звенящей трелью соловей…

Прекрасны вы, дары весны; И горе бедным и больным, Чьи очи горьких слез полны… Такие ночи созданы

Для тех, кто счастлив и любим!

Весна создана для тех, кто любит предстоящие радостные перемены, любить ловить моменты счастья.

«Весна»

Песни жаворонков снова Зазвенели в вышине.

«Гостья милая, здорово!» —

Говорят они весне.

Уж теплее солнце греет, Стали краше небеса… Скоро всё зазеленеет —

Степи, рощи и леса.

Позабудет бедный горе, Расцветет душой старик… В каждом сердце, в каждом взоре

Радость вспыхнет хоть на миг.

Выйдет пахарь на дорогу, Взглянет весело вокруг; Помолясь усердно богу,

Бодро примется за плуг.

С кротким сердцем, с верой сильной Весь отдастся он трудам — И пошлет господь обильный

Урожай его полям!

На плещеевских лирических пейзажах лежит особая, таинственная печать. Его сравнения и образы зачастую неожиданны и интересны.

«Быстро тают снега, побежали ручьи…»

Быстро тают снега, побежали ручьи, И теплей небеса засинели… Вот недолго еще — прилетят соловьи,

Зазвучат их влюбленные трели.

Все-то, все тебя ждут не дождутся, весна! Жду и я наболевшей душою, Чтобы лес зашумел, пробужденный от сна,

Разукрашенный яркой листвою.

Сколько раз этот шум, как ему я внимал, На меня навевал примиренье; Я сильнее любил, я полнее прощал,

Затихало в груди озлобленье,

И как будто шептал чей-то голос: «Сомкни Здесь навеки усталые очи, Хорошо умереть в эти ясные дни,

В эти теплые, тихие ночи.

Хоть и жаль, может быть, расставаться с землей, Когда всё вкруг тебя расцветает; Но блажен, кто, пройдя путь нерадостный свой,

С примиреньем в груди угасает».

«Весна»

В старый сад выхожу я, росинки Как алмазы на листьях горят; И цветы мне головкой кивают,

Разливая кругом аромат.

Всё влечет, веселит мои взоры: Золотая пчела на цветке, Разноцветные бабочки крылья

И прыжки воробья на песке.

Как ярка эта зелень деревьев! Купол неба так чист и глубок! И брожу я, восторгом объятый,

И слеза застилает зрачок.

За оградой садовой чернеет Полоса взбороненной земли, И покрытые соснами горы

Поднимаются к небу вдали.

Как любовью и радостью дышит Вся природа под вешним лучом, И душа благодарная чует

Здесь присутствие бога во всем!

Снова крепнут дремавшие силы; Новой жизни приходит пора, И становится всё так возможным,

Что мечтою казалось вчера!

Источник: http://DetskiyChas.ru/stihi/pleshieev_o_vesne/

Стихи про весну — Алексей Плещеев

Лучшие cтихи про весну Алексея Плещеева:

****
Быстро тают снега, побежали ручьи, И теплей небеса засинели… Вот недолго еще — прилетят соловьи, Зазвучат их влюбленные трели. Все-то, все тебя ждут не дождутся, весна! Жду и я наболевшей душою, Чтобы лес зашумел, пробужденный от сна, Разукрашенный яркой листвою. Сколько раз этот шум, как ему я внимал, На меня навевал примиренье; Я сильнее любил, я полнее прощал, Затихало в груди озлобленье, И как будто шептал чей-то голос: «Сомкни Здесь навеки усталые очи, Хорошо умереть в эти ясные дни, В эти теплые, тихие ночи. Хоть и жаль, может быть, расставаться с землей, Когда всё вкруг тебя расцветает; Но блажен, кто, пройдя путь нерадостный свой, С примиреньем в груди угасает».

автор: Алексей Плещеев

Опять весной в окно мое пахнуло
Опять весной в окно мое пахнуло, И дышится отрадней и вольней… В груди тоска гнетущая заснула, Рой светлых дум идет на смену ей. Сошли снега… Оковы ледяные Не тяготят сверкающей волны… И плуга ждут далекие, немые Поля моей родимой стороны. О, как бы мне из этих комнат душных Скорей туда хотелось — на простор, Где нету фраз трескучих и бездушных, Где не гремит витий продажных хор. В поля! в поля! знакомая природа К себе красой стыдливою манит… В поля! там песнь воскресшего народа Свободная и мощная звучит.

автор: Алексей Плещеев

В окно повеяло весною
Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною… Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою! Чиста небесная лазурь, Теплей и ярче солнце стало, Пора метелей злых и бурь Опять надолго миновала. И сердце сильно так в груди Стучит, как будто ждет чего-то, Как будто счастье впереди И унесла зима заботы! Все лица весело глядят. «Весна!»- читаешь в каждом взоре; И тот, как празднику, ей рад, Чья жизнь — лишь тяжкий труд и горе. Но резвых деток звонкий смех И беззаботных птичек пенье Мне говорят — кто больше всех Природы любит обновленье!

автор: Алексей Плещеев

Что нам весна с тобой дарила
(Слова для музыки) Нам звезды кроткие сияли, Чуть веял тихий ветерок, Кругом цветы благоухали, И волны ласково журчали У наших ног. Мы были юны, мы любили, И с верой вдаль смотрели мы; В нас грезы радужные жили, И нам не страшны вьюги были Седой зимы. Где ж эти ночи с их сияньем, С благоухающей красой И волн таинственным роптаньем? Надежд, восторженных мечтаний Где светлый рой? Померкли звезды, и уныло Поникли блеклые цветы… Когда ж, о сердце, всё, что было, Что нам весна с тобой дарила, Забудешь ты?

автор: Алексей Плещеев

Весна: Скоро ль, сердце
(Безотчетная грусть) Ночь весенняя прохладна, Ароматна и ясна; В небе чистом тихо светит Серебристая луна, И лучом она лобзает Грудь холодную реки; За рекою слышны песни И мелькают огоньки. Грустно мне! Тоска на сердце Безотчетная лежит, По щеке слеза бежит! Вот луну сокрыли тучи — Огоньков уж не видать… Стихли песни… Скоро ль, сердце, Перестанешь ты страдать!

Читайте также:  Природа в стихах н. а. некрасова: анализ стихотворения "мороз, красный нос".

автор: Алексей Плещеев

Опять раскинула весна
И вот шатер свой голубой Опять раскинула весна; Окроплены луга росой, И серебристой полосой Бросает свет на них луна. Светла, как детский взор, река, И ветви ив склонились к ней Под гнетом легким ветерка; И прилетел издалека С звенящей трелью соловей… Прекрасны вы, дары весны; И горе бедным и больным, Чьи очи горьких слез полны… Такие ночи созданы Для тех, кто счастлив и любим!

автор: Алексей Плещеев

Говорят они весне
Песни жаворонков снова Зазвенели в вышине. «Гостья милая, здорово!» — Говорят они весне. Уж теплее солнце греет, Стали краше небеса… Скоро всё зазеленеет — Степи, рощи и леса. Позабудет бедный горе, Расцветет душой старик… В каждом сердце, в каждом взоре Радость вспыхнет хоть на миг. Выйдет пахарь на дорогу, Взглянет весело вокруг; Помолясь усердно богу, Бодро примется за плуг. С кротким сердцем, с верой сильной Весь отдастся он трудам — И пошлет господь обильный Урожай его полям!

автор: Алексей Плещеев

Как прекрасна весна! Миллионы

Источник: http://www.stihomaniya.ru/2018/02/stikhi-o-vesne-plescheev.html

«Весна» А. Плещеев

Образ весны в русской литературе тесно связан с обновлением природы и ее удивительным преображением.

Эта тема волновала многих поэтов, которые не переставали удивляться тому, насколько мудро устроен наш мир, и сколько радостных открытий он может подарить тому, что умеет видеть и чувствовать прекрасное.

Стихи, посвященные первым солнечным лучам, тающему снегу и сочной молодой траве, есть у многих поэтов. Однако самим знаменитым из них по праву считается произведение Алексея Плещеева «Весна», написанное в 1872 году.

В первой строфе этого стихотворения чувствуется пусть едва заметные, но необратимые изменения в природе. Слежавшийся и почерневший снег превращается в веселые ручьи, а автор выражает надежду, что «засвищут скоро соловьи и лес покроется листвою».

Чистое голубое небо и яркое солнце ассоциируются у поэта не только с наступающей весной, но и свидетельствуют о том, что «пора метелей злых и бурь опять надолго миновала». И это вызывает в душе автора ощущение неподдельного счастья, его сердце стучит сильнее «как будто ждет чего-то».

Вместе с зимой, по мнению Плещеева, уходят заботы и горести. Даже несмотря на то, что впереди предстоит довольно сложный период полевых работ, «все лица весело глядят». Ведь весна несет с собой не только новые ощущения, но и надежды на лучшее для тех, «чья жизнь – лишь тяжкий труд и горе».

Под такими людьми Плещеев подразумевает крестьян, которым весна дает возможность заложить основы личного благополучия и обеспечить себя хорошим урожаем. Именно поэтому люди с нетерпением и радостью ждут начала посевной.

Противопоставляя угрюмую зиму и теплую весну, Плещеев отмечает, что жизнь по законам природы является естественной и разумной.

Поэтому не стоит пренебрегать ими, чтобы не лишать себя возможности быть в гармонии с окружающим миром.

Именно эту гармонию особенно остро, по наблюдениям автора, чувствуют дети и птицы, которые с восторгом реагируют на то, как преображается все вокруг, и это чувство новизны дает силы жить, мечтать, верить и стремиться к лучшему.

Каждая строчка стихотворения «Весна» наполнена теплотой, искренним счастьем и умиротворением.

Алексею Плещееву мастерски удалось передать эти ощущения и создать целостную картину преображающегося мира, в котором важна каждая мелочь, будь то «беззаботных птичек пенье» или же «резвых деток звонкий смех».

И именно эти детали, на которые многие из нас в повседневной жизни не обращают внимания, дают возможность в полной мере ощутить, насколько жизнь может быть привлекательной, если уметь ценить то, что она дарит каждому человеку.

Источник: http://pishi-stihi.ru/vesna-pleshheev.html

А.Н. Плещеев

Слово учителя об А.Н. Плещееве

Я прочитаю вам удивительные стихи:

Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

С нею солнце краше

И весна милей…

Прощебечь с дороги

Нам привет скорей.

Дам тебе я зерен,

А ты песню спой,

Что из стран далеких

Принесла с собой…

Нравятся вам стихи? Давайте выучим их на уроке. Повторяйте за мной.

Кто же автор этих стихов?

Написал их польский поэт Стефан Витвицкий, а перевел на русский язык Алексей Николаевич Плещеев. Он сделал это так хорошо, что стихотворение стало восприниматься как русское. Для нескольких поколений русских людей оно стало любимым, и его воспринимали как стихотворение, принадлежащее перу Алексея Николаевича Плещеева.

Поэт Плещеев жил в девятнадцатом веке. Он родился в Костроме, городе на Волге, в 1825 году и происходил из старинного боярского рода. Он рано лишился отца, но мать, несмотря на материальные трудности, сумела дать ему образование.

Много испытаний выпало на его долю. За выступление против правительства пришлось ему узнать, что такое тюрьма и каторга.

Не всякий человек сохраняет при этом добрый нрав и светлый взгляд на мир. А Плещеев всегда оставался добрым человеком, особенно к обездоленным. Многое о поэте мы узнаем из его стихов.

Я прочитаю вам одно из стихотворений Алексея Плещеева, а вы скажите, какой человек мог его написать..

Зимний вечер

Хорошо вам, детки, —

Зимним вечерком

В комнатке уютной

Сели вы рядком,

Пламя от камина

Освещает вас…

Слушаете жадно

Мамы вы рассказ;

Радость, любопытство

На лице у всех;

Часто прерывает

Маму звонкий смех.

Вот рассказ окончен

Все пустились в зал,

«Поиграй нам, мама», —

Кто-то пропищал.

«Хоть уж девять било,

Отказать вам жаль…»

И послушно села

Мама за рояль.

И пошло веселье,

Началась возня,

Пляски, песни, хохот,

Визг и беготня!

Пусть гудит сердито

Вьюга под окном,

Хорошо вам, детки,

В гнездышке своем!

Но не всем такое

Счастье Бог дает;

Есть на свете много

Бедных и сирот.

У одних могила

Рано мать взяла;

У других нет в зиму

Теплого угла.

Если приведется

Встретить вам таких,

Вы как братьев, детки,

Приголубьте их.

(Дети говорят о доброте и милосердии автора.)

А сейчас мы познакомимся с другим стихотворением этого автора, оно о природе.

Анализ стихотворения А.Н. Плещеева «Весна»

Стихотворение Алексея Николаевича Плещеева «Весна» можно разделить на две части: в первых двух строфах описывается весна, три последующие передают восприятие ее человеком. Стихотворение насыщено определениями, которые,

как это характерно для творчества поэтов-разночинцев, подчеркнуто стертые, привычные: метели — злые,лазурь— небесная, труд— тяжкий, детки — резвые, смех— звонкий, птички — беззаботные.

Привычно звучат и такие словосочетания, как «ручьи бегут», «солнце теплей и ярче стало», «сердце стучит».

Вероятно, в этом сказывается не столько неумение найти новые определения, сколько намеренный выбор слов, издавна закрепившихся в народном сознании, ставших привычными.

Но и в рамках этой поэтики, безусловно, сужающей художественные возможности, Плещееву удается достичь поэтической выразительности. Вслушаемся в строки:

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно поВЕяло ВЕсною…

ЗаСвищут Скоро Соловьи,

И леС оденетСя лиСтвою!

С третьей строфы отчетливо воспринимается читателем лирический герой (и сердце сильно так в груди стучит), но и прежде, при описании природы, его наличие угадывалось (в окно повеяло весною). Поэзия Плещеева, идущая от вольнолюбивой музы Пушкина, служила людям угнетенным, чья жизнь— лишь тяжкий труд и горе. В своих стихах он призывал: «Вперед! Без страха и сомненья на подвиг доблестный».

Читайте также:  Природа, растения и животные морей и океанов

Весна — всеобщий праздник, особенно для людей труда. Но наибольшую радость она несет детям и птицам. Об этом последняя строфа, которая, как и все стихотворение, оставляет двойственное впечатление. С одной стороны, сегодняшнему читателю нелегко принять сентиментальное детки, «птички». С другой стороны, и здесь можно встретить крепкие в звуковом отношении строки:

Но реЗВыХ деток ЗВонкий смеХ.

Стихотворение радостное, динамичное. Нередко люди, не помня его целиком, обязательно процитируют первые строки:

Уж тает снег, бегут ручьи…

Анализ стихотворения А.Н. Плещеева   «Мой садик»

В стихотворении «Мой садик» Алексей Николаевич Плещеев выразил свои демократические эстетические принципы. Ему дороже цветы простые, вольно растущая трава, чем цветы торжественные, роскошные. Торжественность пышных цветов подчеркивается звукописью:

Правда, нет в нем бЛЕдных ЛИЛИЙ,

ГОРделивых ГеОРГин.

Заросший садик милее душе поэта, чем городские парки с правильными аллеями.

В первой строфе возникает образ черемухи, о ней же идет речь и в пятой, заключительной строфе. При этом в полном соответствии с системой ценностей поэта в конце появляются труженики — заботливые пчелы.

Как и в стихотворении «Весна», находим здесь стертые, привычные эпитеты: черемуха — душистая, липы — кудрявые, часовой — верный, а садик — скромный. Так же, как в «Весне», важным элементом, скрепляющим стих, является звукопись:

СТОРОЖит себе ДОРОЖку,

Всю ПОРОСШую травой.

К сожалению, ни в отрывке, приведенном в учебнике второго класса, ни в целом стихотворении, где автор говорит о сладких грезах, о неведомой стране, где человека озаряет любви и правды свет, мы не находим той взрывной энергии, которая иногда была свойственна стихам Плещеева:

Едем! Ждут за воротами

Сани, крытые ковром;

В небе месяц, в небе звезды,

Снег блистает серебром!

(«Зимнее катание»)



Источник: https://scribble.su/school-literature/study-poetic-work-primary-school/11.html

Анализ стихотворения Плещеева Весна 5 класс

Это стихотворение оригинально сочетает в своих строках пейзажную, психологическую и социальную лирику.

Рассказчик находится в той точке стихотворения и времени, когда уже ручьи бегут, тает снег, но ещё не поют соловьи, деревья ещё без листьев. Но поэт точно знает, что уже скоро весна полностью вступит в свои права.

В момент стихотворения небо уже по-весеннему чисто, солнце светит теплей и ярче. Можно радоваться, что злые бури надолго ушли. Весна, теплая погода, солнечный свет всегда ассоциируются у людей с добротой, молодостью, свежестью.

Автор приходит от описания внешнего к своим ощущениям. Человек также вместе со всей природой возрождается, чувствует прилив оптимизма: сердце бьется радостно. Кажется, что все заботы унесла зима, а впереди лишь счастье.

И у всех вокруг похожие ощущения: весёлые лица, счастливые взгляды. Особенно рады окончанию зимы те, у кого больше нет повода для радости – бедняки, трудяги. Несмотря на свой тяжкий труд, они радуются весне, как празднику. Также радуются весне беззаботные птички и дети – для них это абсолютно естественно.

Конечно, поэт использует такие устаревшие сейчас слова как «лазурь», «взор». Написано это произведение в конце девятнадцатого века, когда социальный вопрос стоял особенно остро в России.

Пожалуй, это самое известное стихотворение Плещеева о весне, но поэт создал ещё несколько произведений с аналогичным названием.

Например, одно описывает старый сад в разгар весны. Здесь уже всё зелёное, всё цветёт – сад возродился. Он полон ароматов, бабочек, пчёл, птиц. Восхищенный рассказчик почти плачет от восторга, он ощущает высшую силу во всём. В стихотворении много описаний и восклицаний.

Другое произведение начинается с песни жаворонка. Она снова предвещает приход весны. Её, как милую и долгожданную гостью, рады поприветствовать все. Даже старики, даже несчастные – все, хоть на мгновение, но улыбнутся.

Третье раскрывает окно в весенний сад. В нём всё прекрасно, радостно и вольно. На его весенние просторы хочется сбежать автору из душных комнат, от продажных и подлых людей. Русскую природу он называет стыдливой, а народ – воскресшим. Несколько раз поэт восклицает: «В поля!»

У Алексея Плещеева ещё множество стихотворений, посвященных этому прекрасному времени года, хотя они уже и под другим названием. Видно, что именно весна вдохновляла Алексея Николаевича. Теперь его стихи вдохновляют читателей.

Анализ стихотворения Весна Плещеева 5 класс

Весна – это прекрасная пор года, когда хочется жить и быть счастливым, несмотря ни на какие проблемы в нашей жизни.

Недаром многие поеты-романтики, и не только романтики, но даже реалисты, описывали природу весной и чувств, которые вызывает у нас весна и природа, а также – нежное солнце и воздух.

Плещеев — русский поет, который написал произведение «Весна» в 1872 году. Это стихотворение стало после считаться самым знаменитым из всех его произведений.

Это произведение может по праву называться самым лучшим, ведь в этом стихе описываются все красивые и приятные проявления весной в природе.

В первом куплете стиха сразу же начинает чувствоваться какие-то изменения в природе. Пусть даже небольшие, но все же какие-то. Весна – самое красивое и приятное время года, когда кажется, нет никаких проблем. Автор произведения выражает надежду, что снег, который немного перележал свои сроки – скоро станет мягким и в конце-концов – растает.

Невозможно скрыть радость и надежду, которая выражается автором, что солнце скоро выйдет окончательно, и засияет сильнее обычного. И тогда уже запоют птицы – соловьи.

Вообще, на всем процессе чтения стихотворения Плещеева «Весна» — ощущается, что автор, когда писал стих, радовался и ощущал пробуждения к жизни после долгой и холодной зимы.

В стихотворении писателя есть строки, в которых он описывает радость простых людей, которые только и знают, чтобы трудиться и как-то прокормить себя и своих детей. Обычные крестьяне – ведь они очень много работают в земле и на ней.

А потому они должны радоваться, что идет весна – теплая и радостная, так как еще это означает, что новый этот год будет лучше предыдущего. И есть возможность изменить все к лучшему.

Прекрасный поет, Плещеев, смог передать на протяжении всего произведения хорошие воспоминания и впечатлении от этой поры года. Ведь весна – всегда делала нас, людей, в чуточку раз больше счастливее. Весна дарит всем тепло и радость, а потому нужно относиться и к ней также хорошо, да и к людям тоже, ведь тогда все будет намного раз больше.

Поет в каждой строчке стихотворения «Весна» смог передать прекрасные ощущения свободы, счастья, наполненной радости. Эта пора года наполнена только хорошими впечатлениями и настроем. Потому никак нельзя грустить, передавая плохое настроение другим. Плещеев хорошо выразил и передал свои чувства в своем произведении «Весна».

Строчки куплетов – хорошо и качественно рифмуются, а потому читать намного удобнее и декламировать еще лучше.

5 класс

Анализ стихотворения Весна по плану

  • Анализ стихотворения Лермонтова Нет, не тебя так пылко я люблю…Михаил Лермонтов – человек, который испытывал в своей жизни любовь, столь сильную, что он не смог просто сделать любимого человека – несчастным, только из-за того, что любит ее. Именно потому он решил сообщить
  • Анализ стихотворения Игра Зинаиды ГиппиусНа самом деле многие исследователи человеческой культуры ставят игру в основу всего человеческого существования. Дело даже не в пафосных сравнения всего мира с театром или рассмотрение людей как актеров какой-то божественной комедии
  • Анализ стихотворения Зине НекрасоваПосле того, как Николай Некрасов пережил долгий и бурный роман, соединив себя узами с замужней Авдотьей Панаевой, он решает вступить в законные отношения, когда ему исполнилось 50 лет
  • Анализ стихотворения Я научилась мудро жить АхматоваАхматова написала «Я научилась просто, мудро жить» довольно рано, на заре собственной творческой карьеры, когда до ее творческого акме оставалось существенное количество времени.
  • Анализ стихотворения Пушкина К Чаадаеву 9 классЭто послание в стихотворной форме Пушкина своему близкому другу Петру Чаадаеву. Поэт очень дорожил его дружбой, бесконечно ему доверял и делился с ним своими тайными мыслями и желаниями. Поэтому именно ему он пишет
Читайте также:  А. с. пушкин "песнь о вещем олеге": анализ стихотворения

Источник: http://sochinite.ru/analiz-stihotvoreniya/pleshcheev/vesna-5-klass

Заучивание стихотворения А. Плещеева «Весна»

Заучивание стихотворения А. Плещеева «Весна»

Колпакова Наталья Владимировна. Вторая младшая группа.

Программные задачи: Образовательные:

  • познакомить детей со стихотворением А. Плещеева «Весна»
  • дать представление об изменениях, происходящих ранней весной в природе

Развивающие: развивать слуховое и зрительное внимание, способность выявлять простейшие причинно-следственные связи;

Речевые: формировать у детей умение слушать и понимать обращенную к ним речь, Воспитательные: воспитывать любовь к литературе.

Скачать статью

Ход занятия.

Весна

Уж тает снег, бегут ручьи,В окно повеяло весною…Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,Теплей и ярче солнце стало,Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

И сердце сильно так в грудиСтучит, как будто ждет чего-то,Как будто счастье впереди

И унесла зима заботы!

Все лица весело глядят.»Весна!»- читаешь в каждом взоре;И тот, как празднику, ей рад,

Чья жизнь — лишь тяжкий труд и горе.

Но резвых деток звонкий смехИ беззаботных птичек пеньеМне говорят — кто больше всех

Природы любит обновленье!

Самоанализ.

Тема занятия «Заучивание стихотворения А. Плещеева «Весна» была выбрана мною в рамках типовой программы воспитания и обучения в детском саду. Задачи определены в соответствии с данной темой. Они звучат так:

Обучающие:

  • познакомить детей со стихотворением А. Плещеева «Весна»
  • дать представление об изменениях, происходящих ранней весной в природе

Развивающие: развивать слуховое и зрительное внимание, способность выявлять простейшие причинно-следственные связи;

Речевые: формировать у детей умение слушать и понимать обращенную к ним речь, Воспитательные: воспитывать любовь к литературе.

Структура показанного мною занятия была выбрана мною в соответствии с поставленными задачами и методикой развития связной речи во второй младшей группе, а так же с использованием деятельностного подхода.

В первой части занятия была создана игровая ситуация «Письмо от зайчиков». По деятельностной технологии эта часть очень важная ее целью является создание мотивации у детей и включение их в учебную деятельность. Данная мотивация была создана в процессе совместной коммуникативной деятельности.

Вторая часть по деятельностной технологии это этап затруднения и осмысления, в этой части детям было предложено назвать приметы весны.

Затруднение было в том, что дети должны были грамотно и красиво назвать приметы весны.

Третья часть – основная это этап открытия нового знания.

Дети активно отвечали на вопросы по произведению. В этой группе дети только начинают осваивать связную речь. Я была вполне довольна ответами, которые услышала от детей. Так же старалась добиваться ответов полным предложением и правильного построения предложений.

На этапе заучивания стихотворения была использована интерактивная доска, для показа опорных картинок.

Чтобы включить новые знания в систему знаний и умений была проведена д/и в которой, нужно было ответить на вопрос строчкой из стихотворения.

В последней части занятия по деятельностной технологии это этап – рефлексия. На котором детям были заданы вопросы:

  • Кому мы сегодня помогали?
  • Что мы сегодня сделали для зайчиков?
  • Получилось у вас помочь зайчатам?
  • Почему?
  • Что вам было сложно сегодня сделать?
  • Вам понравилось помогать зайчатам?

В нашем детском саду занятия по развитию речи мы стараемся проводить небольшими подгруппами, поскольку это помогает достигать оптимальной речевой и обучающей плотности занятия.

В представленной подгруппе находились дети в разным уровнем речевого развития.

Высокий уровень:

Средний уровень:

Низкий уровень:

В целом уровень умственного развития у большинства детей в подгруппе выше среднего и их словарный запас и фонемотическое восприятие соответствует их возрасту.

На занятии они показали высокую познавательную и речевую активность. Были внимательны, справлялись с заданиями. Работоспособность их была высокой. Признаков утомляемости не наблюдалось.

На занятии преобладали положительные эмоции детей, хотя и бывают негативные эмоциональные проявления характерные для данного возраста. Считаю, что это было достигнуто благодаря обеспечению детской мотивации.

На занятии был использован следующий дидактический материал:

Игрушка – зайчик, иллюстративный материал в виде компьютерной презентации.

Санитарно — гигиенические условия проведения занятия были соблюдены. В течении занятия дети перемещались по группе, позы их были свободными.

Но так как для заучивания стихотворения требовалось обеспечение внимания, детям было предложено присесть на стульчики, и сразу после этого дети подвигались, играя с мишкой. Образовательный материал для детей был посильным и соответствовал их возрасту.

Освещение было естественным, иллюстративный материал в виде презентации располагался на доске на уровне глаз детей.

Свою деятельность на занятии я старалась строить по принципам дидактической системы деятельностного метода.

Самым главным в нашей работе, я считаю, принцип психологической комфортности. Он направлен на снятие всех стресо образующих факторов в образовательном процессе, создание атмосферы психологической комфортности и для детей и для воспитателя.

Данный принцип обеспечивался мною, во-первых – при помощи манеры общения с детьми, я старалась придавать своему голосу положительную, эмоциональную окраску, изменять интонацию в зависимости от ситуации. Использовала визуальный контакт – глаза в глаза и физический контакт – прикосновение воспитателя к голове, плечу, к руке.

Двигательная активность была нормальной, в течении занятия происходила смена положения тела детей. Демонстрационный материал был красочным. Я находилась на маленьком стуле, не возвышалась над детьми, находилась рядом с ними, на уровне глаз.

У детей на протяжении всего занятия присутствовал интерес к занятию, утомляемости не наблюдалось.

Следующий принцип, по которому построено занятие, был принцип вариативности, который подразумевает развитие у детей вариативного мышления. Для реализации этого принципа я использовала такой прием, как выслушивание различных вариантов ответов детей. В этом возрасте дети только начинают высказывать свои мысли об увиденном и пережитом, поэтому любой ответ детей вызывает только радость.

Следующий принцип используемый в нашей работе принцип минимакса. Он заключается в следующем – предлагается содержание на уровне максимума, т.е.

обеспечение каждому ребенку подготовку не ниже заданного программой минимума, что позволяет мне учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и создание условий для их продвижения вперед своим темпом.

Данный принцип был реализован мною в течении всего занятия и один и тот же материал все дети подгруппы усвоили по- разному.

В целом, я считаю, что занятие прошло нормально. Поставленные цели и задачи были достигнуты, дети были раскованы, эмоциональны, отвечали на вопросы. Ели на занятии было шумно, то это из-за возрастных особенностей, детей, ведь малышам тихо и смирно сидеть сложно.

Источник: http://doshkolnik.ru/chtenie/13850-zauchivanie-stihotvoreniya-a-plescheeva-vesna.html

Ссылка на основную публикацию