Соня мармеладова: характеристика и образ героини в романе ф.м. достоевского «преступление и наказание»

Соня в романе «Преступление и наказание»: образ героини

С точки зрения функциональной роли в романе Соню и Лизавету разделить нельзя. Это один человек в двух лицах.

Когда Раскольников признается Соне в содеянном двойном убийстве, ее поражает ужас, но она не спасается бегством от убийцы, который находится перед ее глазами. Не упрекает она Раскольникова и в том, что он убил ее подругу.

Вместо этого она дает ему свой кипарисовый крестик. Сама же она собирается надеть медный — тот, который подарила ей Лизавета.

Как известно, подарить нательный крест — это стать братьями во Христе. Мышкин и Рогожин в «Идиоте» тоже меняются крестами и становятся «братьями».

Старьевщица Лизавета и проститутка Соня были такими сестрами во Христе. Они принесли обет взаимной верности. Теперь же Соня и убийца ее «сестры» тоже связаны крестом и клятвой. И Соня выступает в романе как спасительница Раскольникова.

Следуя задаче, поставленной писателем — направить Раскольникова к возрождению — Лизавета приносит себя в жертву. Ее слова о том, что не бывает радости без страдания — это прямое обращение к Раскольникову, который находится в плену «мертвой жизни». Ее сестра во Христе Соня надевает крест, который принадлежал Лизавете, и отправляется вместе с Раскольниковым в ссылку.

Соня — это, конечно, главная героиня романа, но она не предпринимает каких-то действий, которые бы обращали на себя внимание читателя.

Это потому, что она выступает в качестве исполнительницы воли своей старшей сестры — Лизаветы. Ее роль состоит в том, чтобы сопровождать Раскольникова, который должен пройти через чистилище.

Еще одна особенность «прощения» Лизаветы и Сони заключена в том, что это прощение безответных жертв.

Честная Лизавета, которую людям не в чем упрекнуть, ко всему относится с прямодушием — даже когда топор занесен над ней, она и не думает убежать — настолько она безответна. Она — жертва и прощение в одном лице. Сильные мира сего не могут пропустить слабого и выискивают себе жертву.

Что до человека «хорошего», то он не исходит из предпосылки, что люди являются его врагами, у него отсутствует комплекс агрессивности, он похож на ребенка — такова «слабая» женщина — проститутка Соня в романе «Преступление и наказание». Даже когда ей действительно плохо, она спешит простить врага.

Вот такого всепрощающего человека, который с обывательской точки зрения — чистое недоразумение, представляет читателю Достоевский.

Соне уготована в романе совершенно определенная функция, а потому ее характер как бы остается в тени этой функции. Достоевский задумывал Соню как «спасительницу», и потому в ее образе не хватает «телесности». Ее можно рассматривать как своего рода «ангела». Но в то же самое время все-таки нельзя сказать, что Соня совсем оторвана от земли и лишена человеческой мудрости и человеческих чувств.

Соне восемнадцать лет, она — старшая дочь уволенного со службы спившегося чиновника, она худа, обладает хрупким телосложением и похожа на девочку. У Катерины Ивановны, на которой Мармеладов женат вторым браком, есть трое маленьких детей, о которых Соня трогательно заботится. И дети отвечают ей любовью.

Героиня отдает себе полный отчет в том, что ее отец уже не в состоянии работать и превратился в никчемное существо. Он на все наплевал, и изменить его уже невозможно. Катерина Ивановна больна чахоткой, так что в семье нет ни одного работника.

Сониным брату и сестрам некому принести куска хлеба. Поэтому она дает Катерине Ивановне уговорить себя, получает в полиции «желтый билет» и отправляется за клиентами на улицы ночного города.

Она считает, что если кто-то должен быть принесен в жертву, то пускай это будет она сама.

Катерина Ивановна часто говорит о мучениях, вызванных нищетой, но Соня предпочитает об этом молчать. Вместо этого она молчаливо и решительно тащит предназначенный ей груз — именно такой остается восемнадцатилетняя Соня в нашей памяти.

Соня в романе «Преступление и наказание» — девушка малообразованная, но, тем не менее, она такова, что безошибочно ухватывает суть дела.

Когда Раскольников начинает приводить свои путаные аргументы в пользу совершенного им убийства, она чуть слышно говорит ему: «Вы лучше говорите мне прямо… без примеров».

Она чувствует, что логика Раскольникова не ясна до конца и ему самому и является ложью.

Соня попадается в ловушку Лужина, и ее в присутствии жителей квартиры начинают подозревать в краже у Лужина ста рублей. Когда же, благодаря свидетельствам Лебезятникова и Раскольникова выясняется, что это не так, и все присутствующие начинают поносить Лужина, Соня просто молча уходит. Она знает, что любой человек может безнаказанно унизить ее.

В отличие от Настасьи Филипповны из «Идиота», Соня в романе «Преступление и наказание» совершенно не склонна делать из своих унижений мировую трагедию. «Типичный» герой Достоевского представляет собой сочетание болезненной гордости и такой же униженности, но Соня не такова, и в этом отношении ее образ не типичен для творчества Достоевского.

Однако когда Раскольников самонадеянно говорит Соне, что будущее ее беспросветно, что она выбьется из сил и умрет в мрачном и мокром подземелье и что ее младшей сестренке придется зарабатывать на жизнь тем же самым унизительным способом, она истерически плачет. Соня в романе «Преступление и наказание» избавлена от дилеммы гипертрофированной гордости и униженности, но удары судьбы оставляют в ее сердце глубокую рану.

Достоевский говорит нам о неприемлемости ситуации, при которой молоденькая девушка из городских низов обречена на жизнь, лишенную помощи и возможности образования. Для Сони же, которая ведет именно такую многотрудную и многострадальную жизнь, вера в Бога является единственным выходом.

Когда Раскольников просит ее почитать вслух евангельские строки о воскрешении Лазаря, она постепенно как бы забывает о своем слушателе, ее глаза блестят, религиозное чувство наполняет всю ее, она испытывает душевный подъем.

Она, которая всегда прячет свое лицо от людских глаз, преображается и выглядит совершенно другим человеком. В ней ясно видна сила, поддерживающая ее. Она свято верит в пришествие совершенно другого мира, с открытой душой она ожидает его.

В глазах образованного молодого человека — Раскольникова — это выглядит словно помешательство.

Соня говорила Раскольникову, что они с Лизаветой вместе читали Писание и говорили о Боге, и, без всякого сомнения, эти две «юродивые», усевшись рядом в той же самой комнате, говорили о божественном мире и обретали уверенность в том, что в этом божественном мире обретут радость, несмотря на нынешние страдания. У Сони достаточно сил, чтобы представить себе это. И Раскольников пасует перед Сониной силой.

Источник: Словарь персонажей произведений Ф.М. Достоевского / Накамура Кэнноскэ; пер. с яп. А.Н. Мещерякова. — СПб.: Гиперион, 2011

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/dostoevskij_f_m/sonja_v_romane_prestuplenie_i_nakazanie_obraz_geroini/66-1-0-955

Сонечка Мармеладова: характеристика героини романа Преступление и наказание

Достоевский написал свой роман «Преступление и наказание» после каторги. Именно в это время убеждения Федора Михайловича приняли религиозную окраску.

Обличение несправедливого общественного устройства, поиски правды, мечта о счастье для всего человечества сочетались в этот период в его характере с неверием в то, что мир можно переделать насильно. Писатель был убежден в том, что зла невозможно избежать ни при каком устройстве общества.

Он считал, что оно исходит из человеческой души. Федор Михайлович поднимал вопрос о необходимости нравственного усовершенствования всех людей. Поэтому он решил обратиться к религии.

Соня идеал писателя

Соня Мармеладова и Родион Раскольников два главных героя произведения. Они представляют собой как будто два встречных потока. Идейную часть «Преступления и наказания» составляют их мировоззрения. Сонечка Мармеладова является нравственным идеалом писателя. Это носитель веры, надежды, сочувствия, любви, понимания и нежности.

По мнению Достоевского, именно таким должен быть каждый человек. Эта девушка является олицетворением правды. Она считала, что у всех людей есть равное право на жизнь. Сонечка Мармеладова была твердо убеждена в том, что путем преступления нельзя добиться счастья ни чужого, ни своего. Грех всегда остается грехом.

Неважно, кто совершил его и во имя чего.

Почему Соня принимает преступление Родиона близко к сердцу

Согласно мысли Федора Михайловича, человеку необходимо ощущать ответственность не только за свои поступки, но и за любое зло, творимое в мире.

Именно поэтому Соня чувствует, что в преступлении, совершенном Родионом, есть и ее вина. Она принимает поступок этого героя близко к сердцу и разделяет его нелегкую судьбу.

Раскольников решается открыть свою страшную тайну именно этой героине. Ее любовь возрождает его. Она воскрешает Родиона к новой жизни.

Высокие внутренние качества героини, отношение к счастью

Образ Сонечки Мармеладовой является воплощением лучших человеческих качеств: любви, веры, жертвенности и целомудрия. Даже будучи окруженной пороками, вынужденная отдать в жертву собственное достоинство, эта девушка сохраняет чистоту своей души. Она не теряет веру в то, что в комфорте нет счастья.

Соня говорит, что «человек не родится для счастья». Оно покупается страданием, его надо заслужить. Падшая женщина Соня, загубившая свою душу, оказывается «человеком высокого духа». Эту героиню можно поставить в один «разряд» с Родионом. Однако она осуждает Раскольникова за презрение к людям. Его «бунта» Соня не может принять.

А ведь герою казалось, что его топор был поднят и во имя нее.

Столкновение Сони и Родиона

По мысли Федора Михайловича, эта героиня воплощает русскую стихию, народное начало: смирение и терпение, любовь к богу и к человеку. Столкновение Сони и Родиона, их противоположные мировоззрения являются отражением внутренних противоречий писателя, тревоживших его душу.

Соня надеется на чудо, на бога. Родион же убежден в том, что бога нет, а чуда ждать бессмысленно. Этот герой раскрывает перед девушкой тщетность ее иллюзий. Раскольников говорит о том, что ее сострадание бесполезно, а ее жертвы безрезультатны.

Вовсе не из за позорной профессии является грешницей Сонечка Мармеладова. Характеристика этой героини, данная Раскольниковым во время столкновения, не выдерживает никакой критики.

Он считает, что ее подвиг и жертвы напрасны, однако в конце произведения именно эта героиня возрождает его к жизни.

Способность Сони проникнуть в душу человека

Загнанная жизнью в безвыходное положение, девушка пытается предпринять что то и перед лицом смерти. Она, подобно Родиону, действует согласно закону свободного выбора. Однако, в отличие от него, она не потеряла веру в человечество, что отмечает Достоевский.

Сонечка Мармеладова героиня, которой не нужно примеров, чтобы понять, что люди добры по своей природе и заслуживают самой светлой доли. Именно она, и только она, способна сострадать Родиону, поскольку ее не смущает ни уродливость его социальной судьбы, ни физическое уродство. Соня Мармеладова проникает в суть души через ее «коросту». Она не спешит никого осуждать.

Девушка понимает, что за внешним злом всегда таятся непонятные или неизвестные причины, которые привели ко злу Свидригайлова и Раскольникова.

Отношение героини к самоубийству

Эта девушка стоит вне законов мира, терзающего ее. Ее не интересуют деньги. Она по собственной воле, желая прокормить свою семью, пошла на панель. И именно по своей несокрушимой и твердой воле она не покончила жизнь самоубийством. Когда перед девушкой встал этот вопрос, она тщательно обдумала его и выбрала ответ.

В ее положении самоубийство было бы эгоистическим поступком. Благодаря ему она была бы избавлена от мучений и позора. Самоубийство вытащило бы ее из «зловонной ямы». Однако мысль о семье не позволила ей решиться на этот шаг. Мера решимости и воли у Мармеладовой намного выше, чем предполагал Раскольников.

Для того чтобы отказаться от самоубийства, ей необходимо было больше стойкости, чем для того, чтобы совершить этот поступок.

Разврат для этой девушки был горше смерти. Однако смирение исключает самоубийство. В этом раскрывается вся сила характера этой героини.

Любовь Сони

Если определить одним словом натуру этой девушки, то слово это любящая. Любовь к ближнему у нее была деятельной. Соня умела отзываться на боль другого человека. Это особенно проявилось в эпизоде признания Родиона в убийстве. Это качество делает ее образ «идеальным». Приговор в романе произносится автором с позиций этого идеала.

Федор Достоевский в образе своей героини представил пример всепрощающей, всеобъемлющей любви. Она не знает зависти, не хочет ничего взамен. Эту любовь даже можно назвать невысказанной, ведь девушка никогда не говорит о ней. Однако это чувство переполняет ее. Только в форме поступков оно выходит наружу, но никогда не в форме слов. Безмолвная любовь становится от этого только прекраснее.

Перед ней преклоняется даже отчаявшийся Мармеладов.

Перед девушкой падает ниц и сумасшедшая Катерина Ивановна. Даже Свидригайлов, этот вечный развратник, уважает за нее Соню. Не говоря о Родионе Раскольникове. Этого героя ее любовь исцелила и спасла.

Автор произведения путем размышлений и нравственных исканий пришел к мысли о том, что любой человек, обретающий Бога, по новому смотрит на мир. Он начинает переосмысливать его.

Именно поэтому в эпилоге, когда описывается нравственное воскрешение Родиона, Федор Михайлович пишет, что «начинается новая история».

Любовь Сонечки Мармеладовой и Раскольникова, описанная в конце произведения, самая светлая часть романа.

Бессмертный смысл романа

Достоевский, справедливо осудив Родиона за его бунт, оставляет победу за Соней. Именно в ней он видит высшую правду. Автор хочет показать, что страдание очищает, что оно лучше, чем насилие. Вероятнее всего, в наше время была бы изгоем Сонечка Мармеладова.

Образ в романе этой героини слишком далек от норм поведения, принятых в обществе. И далеко не каждый Родион Раскольников будет сегодня страдать и мучиться. Однако до тех пор, пока «мир стоит», всегда живы и будут жить душа человека и его совесть.

В этом и состоит бессмертный смысл романа Достоевского, которого по праву считают великим писателем психологом.

Источник: https://autogear.ru/article/219/466/sonechka-marmeladova-harakteristika-geroini-romana-prestuplenie-i-nakazanie/

Образ Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание»

Соня Мармеладова

Соня Мармеладова является одним из ключевых персонажей известного романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Благодаря этому образу читатели задумываются о лучших человеческих качествах: самопожертвовании, милосердии, умению преданной любви и искренней веры в Бога.

Идеи и образ Сони

Соня – юная девушка в возрасте около восемнадцати лет, худенькая, голубоглазая и светловолосая. Она — дочь бывшего чиновника Мармеладова. После потери места на службе он начал беспрестанно пить, из-за чего его жена Катерина с детьми ведут нищенское существование и голодают.

Девушка жертвует чистотой своего тела ради того, чтобы обеспечить пропитание семьи, однако она не винит в этом Катерину Ивановну, которая заставила ее пойти на панель, а просто смиряется со своей судьбой.

Соня идет на грех ради семьи, но ей очень стыдно перед собой и перед Богом, в которого она глубоко верит.

Из-за того, что она переступила нравственные законы, она стесняется находиться рядом с приличными женщинами – с матерью и сестрой Раскольникова; Соня не может даже сесть в их присутствии, боясь, что это их оскорбит.

Каждый поступок кроткой и скромной девушки совершается не ради нее самой, а ради кого-то; несмотря на род своих занятий Соня предстает перед читателями как истинная христианка и праведница. В основе всех совершаемых девушкой действий лежит бесконечная, христианская любовь к ближним: из-за любви к отцу она дает ему деньги на выпивку, из-за любви к Раскольникову помогает ему очистить душу и едет с ним на каторгу.

Соня как путь к искуплению

Образ Сони Мармеладовой и ее идеи являются своеобразной противоположностью образу Родиона Раскольникова с его теорией. Девушка во всем руководствуется законом Божьим и поэтому не понимает идей молодого человека; для нее все люди – равны, и никто не может возвышаться над всеми и тем более отнимать чью-то жизнь.

Читайте также:  Сочинение: описание картины в. м. васнецова "алёнушка"

Именно Соне Раскольников рассказывает о совершенном преступлении, и благодаря девушке он смог раскаяться и признаться в этом и следствию. Соня готова отправиться на каторгу вместе с ним, ведь она тоже переступила библейские заповеди и считает, что должна пострадать ради очищения.

“Мы вместе прокляты, вместе и пойдем”, — говорит ей Родион Раскольников. Сокаторжники молодого человека ощутили доброту и любовь ко всему окружающему, исходящие от Сони, относящейся ко всем с уважением, и потому полюбили ее.

Благодаря Соне Раскольников впоследствии смог раскаяться в своем поступке по-настоящему, обратиться к Богу и начать новую жизнь с новыми убеждениями.

Любимый герой Достоевского

Соня Мармеладова была одной из любимых героинь Федора Михайловича Достоевского. Через образ и убеждения девушки писатель открывает свои собственные мысли и идеи относительно веры в добро и в Бога, любви к людям и справедливости.

Сочинения по роману Достоевского «Преступление и Наказание»

Источник: http://spadilo.ru/obraz-soni-marmeladovoj-prestuplenie-i-nakazanie/

Образ Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание» | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

Соня Мармеладова – героиня романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Бедность и крайне безнадежное семейное положение вынуждают эту молодую девушку зарабатывать на панели.

Читатель впервые узнает о Соне из адресованного Раскольникову рассказа бывшего титулярного советника Мармеладова – ее отца. Алкоголик Семен Захарович Мармеладов прозябает вместе с женой Катериной Ивановной и тремя маленькими детьми – жена и дети голодают, Мармеладов пьет.

Соня – его дочь от первого брака – живет на съемной квартире «по желтому билету». Мармеладов объясняет Раскольникову, что она решилась пойти на такой заработок, не выдержав постоянных упреков чахоточной мачехи, называвшей Соню дармоедкой, которая «ест и пьет и теплом пользуется». На самом деле это кроткая и безответная девушка.

Всеми силами она пытается помочь тяжело больной Катерине Ивановне, голодающим сводным сестрам и брату и даже своему непутевому отцу. Мармеладов рассказывает, как он обрел и потерял работу, пропил новый, купленный на деньги дочери мундир, после чего ходил просить у нее «на похмелье».

Соня ни в чем его не упрекнула: «Тридцать копеек вынесла, своими руками, последние, все что было, сам видел… Ничего не сказала, только молча на меня посмотрела».

Первое описание Софьи Семеновны автор дает позже, в сцене исповедования раздавленного лошадью и доживающего последние минуты Мармеладова: «Соня была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами».

Узнав о происшествии, она прибегает к отцу в своей «рабочей одежде»: «наряд ее был грошовый, но разукрашенный по-уличному, под вкус и правила, сложившиеся в своем особом мире, с ярко и позорно выдающеюся целью». Мармеладов умирает у нее на руках.

Но даже после этого Соня посылает младшую сестру Поленьку догнать Раскольникова, который пожертвовал свои последние деньги на похороны, чтобы узнать его имя и адрес. Позже она наведывается к «благодетелю» и приглашает его на поминки отца.

Еще один штрих к портрету Сони Мармеладовой – ее поведение при происшествии на поминках. Ее незаслуженно обвиняют в краже, и Соня даже не пытается защититься. Вскоре справедливость восстановлена, однако сам инцидент доводит ее до истерики.

Автор объясняет это жизненной позицией своей героини: «Соня, робкая от природы, и прежде знала, что ее легче погубить, чем кого бы то ни было, а уж обидеть ее всякий мог почти безнаказанно.

Но все-таки, до самой этой минуты, ей казалось, что можно как-нибудь избегнуть беды – осторожностию, кротостию, покорностию перед всем и каждым».

После скандала на поминках Катерина Ивановна с детьми лишаются крова – их выгоняют со съемной квартиры. Теперь все четверо обречены на скорую гибель. Понимая это, Раскольников предлагает Соне сказать, как бы она поступила, будь у нее власть заранее лишить жизни оклеветавшего ее Лужина.

Но Софья Семеновна не хочет отвечать на этот вопрос – она выбирает покорность судьбе: «Да ведь я божьего промысла знать не могу… И к чему вы спрашиваете, чего нельзя спрашивать? К чему такие пустые вопросы? Как может случиться, чтоб это от моего решения зависело? И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить?»

Образ Сони Мармеладовой необходим автору для создания морального противовеса идее Родиона Раскольникова. Раскольников чувствует в Соне родственную душу, ведь они оба – отверженные. Однако, в отличие от идейного убийцы, Соня – «дщерь, что мачехе злой и чахоточной, детям чужим и малолетним себя предала».

У нее есть четкий нравственный ориентир – библейская мудрость очистительного страдания. Когда Раскольников рассказывает Мармеладовой о своем преступлении, она жалеет его и, упирая на библейскую притчу о воскрешении Лазаря, убеждает покаяться в содеянном.

Соня намерена разделить с Раскольниковым превратности каторжной жизни: она считает себя виноватой в нарушении библейских заповедей и согласна «пострадать», чтобы очиститься.

Примечательно, что каторжники, отбывавшие наказание вместе с Раскольниковым, испытывают к нему жгучую ненависть и одновременно очень любят навещающую его Соню.

Родиону Романовичу говорят, что «ходить с топором» – не барское дело; его называют безбожником и даже хотят убить.

Соня же, следуя своим раз и навсегда установленным понятиям, ни на кого не смотрит свысока, ко всем людям она относится с уважением – и каторжные отвечают ей взаимностью.

Соня Мармеладова – один из важнейших персонажей книги. Без ее жизненных идеалов путь Родиона Раскольникова мог завершиться только самоубийством.

Однако Федор Михайлович Достоевский предлагает читателю не только воплощенные в главном герое преступление и наказание. Жизнь Сони ведет к покаянию и очищению.

Благодаря этому «продолжению пути» писателю удалось создать целостный, логически завершенный мир своего великого романа.

Источник: http://resoch.ru/obraz-soni-marmeladovoj-v-romane-prestuplenie-i-nakazanie/

Сочинения на Getsoch.ru

Сочинение на тему «Образ Сони Мармеладовой в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

       Ф.М. Достоевский в своем романе «Преступление и наказание» представляет читателю целую плеяду образов. Они оттеняют, дополняют друг друга и сплетаются в общую канву повествования, раскрывая замысел романа. Большое количество лиц не заставляет читателя колебаться в своей оценке.

Наоборот, удивительно как в небольшом по объему произведении умещается столько ярких и неожиданных героев. Разноплановые мужские и женские образы, образ ребенка, едва уловимый, но проходящий через все повествование даже образ мистического и живого города Петербурга населяют роман, помогают почувствовать себя частью его мира.

Но, пожалуй, в большей степени роман Достоевского — это история двух людей, Сони Мармеладовой и Родиона Раскольникова.

       Раскольников — главный герой этого литературного произведения. Вокруг его мыслей, действий и переживаний крутятся все события романа. Но есть еще один образ, не менее важный, а может быть, в духовном плане и основной. Без которого нельзя представить это бессмертное произведение.

       С хрупкой и доброй Соней Мармеладовой нас знакомят не сразу. Федор Михайлович вводит ее в роман, когда уже совершено непоправимое. Произошло убийство двух человек.

Но Соня еще до своего знакомства с главным героем начинает влиять на него. Впервые о ней Раскольников слышит в пьяной исповеди Мармеладова, отца Сонечки.

Он унижен и раздавлен нищетой, но безумно благодарен хрупкой, нежной дочери, которая спасает семью, принося себя в жертву.

       Автор дает описание внешности героини. Это юная девушка 17-18 лет, тоненькая блондинка с голубыми глазами. Она очень скромная, об этом говорит ее одежда, обстановка комнаты и поведение. Сонечка — девушка с нелегкой судьбой. Она рано стала сиротой, потеряв маму.

Отец быстро нашел новую супругу, Катерину Ивановну, у которой своих несколько детей. Мачеха не была злой женщиной, но голод и нищета ожесточали ее. И она нередко попрекала падчерицу куском хлеба. Поэтому кроткая и скромная Сонечка решается на отчаянный шаг.

Она приносит себя в жертву семье, чтобы прокормить сводных братьев и сестру, — становится проституткой. Но свет ее чистой души не гаснет, попадая в грязь, а упрямо разгорается с большей силой. Соня — это любовь и благородство, мощная сила характера в хрупком, слабом теле. С нею Бог, она не мыслит жизни без него.

Героиня верит в христианские истины и ценности, не отступая от них. Истинная христианка и праведница, осознанно идущая на грех ради праведной цели, она не требует благодарности от семьи и Родиона, которому помогает. Истинная сила характера юной героини раскрывается в момент признания Раскольникова.

Она категорически не приемлет его теории и очень твердо отстаивает христианскую мораль. Ей чуждо само понятие необыкновенной личности, имеющей возможность отнять жизнь другого человека, преступив закон Божий. При этом она принимает и жалеет Родиона, называя его самым несчастным человеком на свете.

Она поддерживает его и с завидным терпением направляет на путь раскаяния. Сила ее духа помогает Раскольникову осознать всю тяжесть своего проступка, сознаться и раскаяться.

       Мармеладову в романе называют «вечной Сонечкой». Это очень точная формулировка. Ведь несмотря на то, чем ей приходится заниматься, она осталась добрым и открытым ребенком.

Она очень скромная и стыдится сама себя. Сонечка стесняется подать руку сестре и матери Раскольникова, боясь их оскорбить этим.

Не может находиться на поминках собственного отца, ведь яркий и дешевый наряд проститутки оскорбляет приличных женщин.

       Я считаю, что образ Сонечки Мармеладовой не менее значим в романе, чем образ Раскольникова. Соня — это не просто антипод той «правды», которую несет главный герой.

Соня — это образ, уравновешивающий Родиона и все зло романа. Эта героиня вносит баланс в повествование. Этот образ учит чистоте, благородству, честности и христианской морали, которая всегда актуальна.

«Преступление и наказание» — поистине великое произведение гениального автора.

Источник: http://getsoch.ru/po-literature/literatura-xix-veka/440-sochinenie-na-temu-obraz-soni-marmeladovoj-v-romane-f-m-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie.html

Образ Сони Мармеладовой в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Ложь и правда, добро и зло, борьба идей, столкновения характеров — все это составляет основу конфликта романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», самого знаменитого, может быть, произведения писателя.

Униженные, оскорбленные, «маленькие люди», «подпольные люди» — персонажи едва ли не всех произведений Достоевского. Так и в «Преступлении и наказании».

Брошенные на улицах дети, пьяная девочка на Конногвардейском бульваре, женщина-самоубийца на мосту, Мармеладов, Катерина Ивановна, сам Раскольников со своей матерью и сестрой — все они явно не благополучны, как будто отвергнуты жизнью, существуют где-то на самом краю, как будто над пропастью.

К этим отверженным относится и Сонечка Мармеладова. Она такая же, как все вокруг, падшая, погибающая, и в то же время она совсем другая, она принадлежит как будто двум мирам.

Соня жертва, и в то же время она воплощение сострадания, всю себя отдает погибающим: своему несчастному семейству, убийце Раскольникову, наконец. Она не для себя живет, для других, и в этом смысл ее жизни.

Она никого не судит, только себя, всех жалеет, всех любит, всем помогает, чем может. Это показалось бы банальным, ходульным образом «воплощенной добродетели», если б не великолепная простота, не реалистическая подлинность, с какой изображает свою героиню Достоевский. И — если б не ее «падшее», крайнее, «последнее», пограничное положение и состояние.

Во всей своей полноте образ Сонечки раскрывается через главного героя, Раскольникова. Она послана ему, может быть, во спасение. Их обреченность, их зависимость друг от друга четко обозначена в самой сюжетной завязке романа.

Раскольников «случайно» знакомится в трактире с ее заблудшим отцом и «случайно», сам того не желая, убивает заодно со старухой ее двоюродную сестру, Лизавету, такого близкого человека для Сонечки: и Евангелие Лизавета принесла, и читали вместе.

«Она, — говорит о Лизавете Соня, — бога узрит».

И даже такого его, убившего никому не сделавшую зла, добрую и кроткую женщину, Сонечка не отвергает. Только говорит в ужасе: «Что вы над собой сделали!»

Соня и Родион в чем-то очень близки, понятны друг другу необходимы. Оба ранены несправедливостью жизнью, оба думают прежде о ближнем, чем о себе, но Раскольников весь в плену своей гордости и безумной идеи, верит, что ему можно «преступить», убить можно.

Хрестоматийный эпизод: Раскольников падает перед Соней на колени. И объясняет: «Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился». Это же даже в такое страшное для него время гордость говорит в нем, он все еще мыслит высокими и отвлеченными категориями!

Так же при их следующей встрече, узнав, что он убил, Соня обнимает и целует его, но нет в ней никаких мыслей о «всем человеческом страдании»: «Нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете».

Соня не поучает, не проповедует, только в страшный момент, когда он сознается ей, она зовет его к покаянию, потому только, что знает: ему иначе нельзя.

Она и о воскресении Лазаря читает ему, только когда он требует («Елизавете же читала»).

Удивительно определяет Соня и причину трагедии Раскольникова: «Зачем я прежде тебя не знала! Зачем ты прежде не приходил?» И в самом деле верится, приди он прежде к ней, ничего бы не случилось.

Раскольников живет весь в моральных категориях и переживаниях, он справедливости хочет, правды, как он ее понимает. Соня вне морали вне правды как права.

для всех вокруг она падшая, и сама так понимает себя. Но она слишком способна любить, жертвовать, слишком чиста, несмотря на свое видимое «падение».

Даже — кажущийся парадокс — может быть, она становится особенно чиста благодаря своему падению.

Она не может понять Раскольникова. С какой наивной трогательностью она ищет ему оправдания: «…был голоден? Чтоб матери помочь?»

Она не привносит ему свое «светлое», она ищет его лучшего в нем: «Как же вы сами последнее отдаете, а убили, чтоб ограбить!»

Страшен их первый разговор в ее комнате. Он искушает ее:

«…вас в больницу свезут… С Полечкой… то же самое будет…»

И самое страшное, наконец: «…тебе бог что за это делает?»

Но для Сони этого вопроса не существует: «Все делает». Соня остается верна.

«Ты мне нужна», — говорит Соне Раскольников, и она идет за ним. А он, нужен ли ей? Безусловно. Только через него, через свою главную в жизни заботу, она окончательно обретает себя.

Жизнь Сони и Раскольникова в Сибири, в каторге совершенно особенное место в романе. Соня собирается следовать за его этапом, они не говорят об этом ни слова, но оба знают, что так и будет.

На каторге Раскольников страшно страдает, болеет и не неволя, не каторжный быт, не физические трудности и лишения — причина его страданий. Он страдает от уязвленной гордости. Он стыдится даже Сони и мучает ее «своим презрительным и грубым обращением».

Арестанты не любили Раскольникова, даже хотели убить как безбожника, а встречая Соню, снимали шапки и кланялись. Ее хвалили даже за ее маленький рост, не зная уже за что похвалить. «К ней даже ходили лечиться».

Достоевский сам прошел каторгу, знал, что это такое, мог ли оп выше вознести свою героиню!

Наконец, она невероятным образом оживляет, возрождает и Раскольникова. Он еще не раскрыл Евангелие, «но одна мысль промелькнула в нем: «Разве могут ее убеждения не быть теперь и моими убеждениями?»

И сама Соня чувствует себя теперь такой счастливой, что даже почти пугается своего счастья.

Образ Сони Мармеладовой чрезвычайно важен для Достоевского. Это, разумеется, не «житийный» образ. Соня верует, но она вовсе не устремлена в «нездешнее», «горнее», она вся здесь, вся на грешной земле. Но именно через нее великий писатель обозначает свое видение пути победы добра над злом.

Читайте также:  Уроки-конспекты по картинам художников

И нет никакого сомнения в том, что маленькая, неяркая, «бесчестная» Соня Мармеладова один из лучших и важнейших женских образов не только в творчестве Ф. М. Достоевского, но и во всей русской классической литературе.

Источник: http://www.bolshoy-beysug.ru/sochineniya/dostoevskiy/224-obrazsoni.html

Образ Сони Мармеладовой

Образ Сони Мармеладовой

Один из основных образов в романе «Преступление и наказание», кроме образа самого Раскольникова, — Соня Мармеладова.

Разве со здоровым рассудком так можно размышлять, как это делает она? Разве можно так ходить над пропастью, прямо над вонючей ямой, уже в которую ее затягивает, и отмахиваться руками и затыкать уши, когда ее предупреждают об опасности? Что ей остается, не на чудо надеется? И вероятно, что так. Разве это все не похоже на признаки помешательства?

Раскольников «упрямо останавливается на данной мысли», ибо «это пояснения ему нравилось даже более, чем любое другое».

Апостол Павел в одном из писем единоверцев-греков с города Коринфа, писал: «А мы проповедуем распятого Христа, это для язычников — безумие, а для призванных — Божья мудрость и Божья сила! Потому и сумасшедшее Божье мудрее от человеческого, и немощь Божие — сильнее человеческой!»

Если бы Раскольников морально не находился в тупике, то, наверное бы, не увидел в проповеди Сонечки ничего, кроме «безумства», даже если бы она открыто проповедовала учение «Христа распятого».

Но не такими были обстоятельства и состояние в душе Раскольникова, что считать Соню безумной. Так или иначе, именно «безумной» Сонечки Раскольников решил открыть правду о своем преступлении.

Сначала — цинично бросив вызов ее смирению, «я просто убил, — сказал он ей, — для себя убил, для себя одного… Мне надо было узнать… право имею ли я…»

Что же отвечает на это Соня? Да почти ничего, пока он прямо не спрашивает ее: «Что делать?». До этого она только мучается вместе с ним, перебивая его рассказ короткими репликами: «Убивать? Убивать право имеете?..

И убили!» Однако на Раскольникова ее короткие реплики действуют лучше теоретических аргументов, которыми кто-то хотел бы возразить его «праву». «Разве я старушку убил? — начинает оправдываться он перед ней, — я убил себя, а не старуху»…

Вот такая совсем не логическая, однако, оправданная психологическая эволюция происходит на протяжении нескольких минут: вот «для себя убил» — вплоть до «себя убил».

Постепенно Раскольников начинает так рассуждать, как она. И при этом понимать, что Соня на самом деле не является преступницей, как он, ведь свои позорные заработки тратит не на себя. Соня по настоящему верит в то, что пока от ее «блуда» зависит жить или умереть голодной смертью всей ее семье с малыми детьми, «Бог не допустит», чтобы она заболела, сошла с ума или умерла.

Парадоксально, как всегда, но убедительно Достоевский показывает, как страшна жизнь его героини, сочетается с искренней христианской верой. Это именно глубокая вера, а не сугубо формальная религиозность… Образ Сына Божьего, который осуждал грех, но прощал грешника, — и «чудотворная» сила, что дает ей надежду.

Когда Раскольников действительно понял Соню, ему открылся выход для грешников — раскаяние. Ведь он и до этого страдал, сам себя мысленно распинал на кресте. Были они с Соней, как те два преступники, распятые с Иисусом, о которых рассказывается в Евангелия от Луки.

«Если Ты Христос, то спаси нас и себя!» Назвался же тот второй и упрекнул его, говоря: «не боишься Бога, когда и сам на то осужден? Но мы справедливо осужденные и надлежащую плату за поступки свои берем — Этот же никакого зла не совершил». И сказал Иисусу: «Помяни меня.

Господи, когда придешь в Царство Свое!» И обратился к нему Иисус: «Говорю тебе истинно: будешь в раю со мною!» После раскаяния Раскольников стал похожим на одного из них, что поверил Спасителю и попросил его покровительства. В эпилоге романа главный персонаж встает на каторге после добровольного признания в совершенном преступлении и суда над ним.

Соня поехала в Сибирь вместе с Раскольниковым. В последней фразе автор сообщает, что дальнейшая жизнь его героя — это «история постепенного обновления человека» для новой жизни.

Сонечка Мармеладова оказалась заложником ситуации, которую ей преподнесла жизнь. Как раньше я уже писал, выбор у нее был не велик, остаться голодной и смотреть на голодных близких или продавать свое тело. Понятно, что этот поступок осудителен и не приветствуется, но иначе она поступить не могла.

Рассматривая ее с другой стороны мы видим героиню, которая все делает для своих близких, даже не жалея себя. Если ее сравнить с чиновниками переполненные эгоизма и равнодушия, то в отличие от них Соня идет на самые большие жертвы для благополучия своих близких.

Не каждый способен принести свое тело и честь ради ближнего своего. 

Относительно характера образа Раскольникова Соня является противоположностью. Она отражает взгляды доброты, веру в справедливость, смирения и прощения. Как для меня главной чертой Сони является ее любящее отношение к человеку даже, каким бы он не был, разве ни это главный принцип равенства.

Источник: https://www.lang-lit.ru/2015/06/obraz-sonya-marmeladova.html

Сочинение на тему: Образ «вечной Сонечки» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Особое место в романе «Преступление и наказание» занимают женские образы. Девушек нищего Петербурга Достоевский рисует с глубоким чувством сострадания. «Вечная Соня» — назвал героиню Раскольников, имея в виду тех, кто будет жертвовать собой ради других.

В системе образов романа это и Соня Мармеладова, и Ли-завета, младшая сестра старой ростовщицы Алены Ива­новны, и Дуня, сестра Раскольникова.

«Сонечка, вечная Сонечка, пока мир стоит» — эти слова могут служить эпиграфом к рассказу о судьбах девушек из бедных семей в романе Достоевского.

Соня Мармеладова, дочь от первого брака спившегося, потерявшего место чиновника Семена Мармеладова. За­мученная попреками обезумевшей от нищеты и чахотки мачехи, Катерины Ивановны, Соня вынуждена пойти на панель, чтобы содержать отца и его семью.

Автор изоб­ражает ее как наивного, светлого душой, слабого, беспомощного ребенка: «Она казалась почти еще девочкой, гораздо моложе своих лет, совсем почти ребенком…». Но «…несмотря на свои восемнадцать лет» Соня нарушила заповедь «не прелюбодействуй». «Ты тоже преступила,… смогла переступить. Ты на себя руки наложила, ты загу­била жизнь…

свою» — говорит Раскольников. Но Соня торгует своим телом, а не душой, она принесла себя в жертву ради других, а не ради себя. Сострадание к близ­ким, смиренная вера в милосердие Бога никогда не поки­дали ее. Достоевский не показывает Соню «промышляю­щей», но тем не менее мы знаем, как она добывает деньги, чтобы накормить голодных детей Катерины Ивановны.

И этот вопиющий контраст ее чистого духовного облика и ее грязной профессии, страшная судьба этой девушки-ребенка — наиболее веское доказательство преступности общества. Раскольников склоняется перед Соней и целует ей ноги: «Я не тебе поклонился, а всему страданию че­ловеческому поклонился». Соня всегда готова прийти на помощь.

Раскольников, разорвав все отношения с людь­ми, приходит к Соне научиться у нее любви к людям, умению принимать свою судьбу и  «нести свой крест».

Дуня Раскольникова — вариант все той же Сони: даже для собственного спасения от смерти себя не продаст, а за брата, за мать продаст. Мать и сестра любили Родиона Раскольникова страстно. Чтобы поддержать брата, Дуня поступила гувернанткой в семью Свидригайлова, взяв вперед сто рублей. Семьдесят из них она послала Роде.

Свидригайлов покусился на невинность Дуни, и она вынуждена была с позором оставить место. Чистота и правота ее вскоре были признаны, но практического выхода она все же не могла найти: по-прежнему нищета стояла у порога перед ней и матерью, по-прежнему она не в состоянии была чем-то помочь брату.

В безвыходном своем положении Дуня приняла предложении Лужина, почти откровенно покупавшего ее, да еще с унизительны­ми, оскорбительными условиями. Но Дуня готова идти за Лужина ради брата, продавая свое спокойствие, свободу, совесть, тело без колебаний, без ропота, без единой жало­бы. Раскольников ясно понимает это: «…

Сонечкин жре­бий ничуть не сквернее жребия с господином Лужиным».

В Дуне нет присущего Соне христианского смирения, она решительна и отчаянна (отказала Лужину, готова была стрелять в Свидригайлова). И в то же время душа ее так же исполнена любви к ближнему, как и душа Сони.

На страницах романа Лизавета появляется мельком. О ней рассказывает студент в трактире, мы видим ее в сцене убийства, после убийства о ней говорит Соня, ду­мает Раскольников.

Постепенно вырисовывается облик доброго, забитого существа, кроткого, похожего на боль­шого ребенка. Лизавета — покорная раба своей сестры Алены.

Автор отмечает: «Тихая такая, кроткая, безответ­ная, согласная, на все согласная».

В сознании Раскольникова образ Лизаветы сливается с образом Сони. В полубреду он думает: «Верная Лизаве­та! Зачем она тут подвернулась? Соня! Бедные, кроткие, с глазами кроткими…

» Особенно остро это ощущение ду­ховного родства Сони и Лизаветы дано в сцене призна­ния: «Он смотрел на нее и вдруг в ее лице как бы уви­дел лицо Лизаветы».

Лизавета стала «Соней», такая же добрая, отзывчивая, погибшая безвинно и бессмысленно.

И Соня Мармеладова, и Дуня Раскольникова, и Лизаве­та, взаимо дополняя друг друга, воплощают в романе идею любви,   милосердия,   сострадания,   самопожертвования.

Источник: http://lit-helper.com/p_sochinenie_na_temu_obraz_vechnoi_sonechki_v_romane_f__m__dostoevskogo_prestuplenie_i_nakazanie

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

Ложь и правда, добро и зло, борьба идей, столкновения характеров — все это составляет основу конфликта романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», самого знаменитого, может быть, произведения писателя.

Униженные, оскорбленные, «маленькие люди», «подпольные люди» — персонажи едва ли не всех произведений Достоевского. Так и в «Преступлении и наказании».

Брошенные на улицах дети, пьяная девочка на Конногвардейском бульваре, женщина-самоубийца на мосту, Мармеладов, Катерина Ивановна, сам Раскольников со своей матерью и сестрой — все они явно не благополучны, как будто отвергнуты жизнью, существуют где-то на самом краю, как будто над пропастью.

К этим отверженным относится и Сонечка Мармеладова. Она такая же, как все вокруг, падшая, погибающая, и в то же время она совсем другая, она принадлежит как будто двум мирам.

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

Соня — жертва, и в то же время она воплощение сострадания, всю себя отдает погибающим: своему несчастному семейству, убийце Раскольникову, наконец. Она не для себя живет, для других, и в этом смысл ее жизни.

Она никого не судит, только себя, всех жалеет, всех любит, всем помогает, чем может. Это показалось бы банальным, ходульным образом «воплощенной добродетели», если б не великолепная простота, не реалистическая подлинность, с какой изображает свою героиню Достоевский. И — если б не ее «падшее», крайнее, «последнее», пограничное положение и состояние.

Во всей своей полноте образ Сонечки раскрывается через главного героя, Раскольникова. Она послана ему, может быть, во спасение. Их обреченность, их зависимость друг от друга четко обозначена в самой сюжетной завязке романа.

Раскольников «случайно» знакомится в трактире с ее заблудшим отцом и «случайно», сам того не желая, убивает заодно со старухой ее двоюродную сестру, Лизавету, такого близкого человека для Сонечки: и Евангелие Лизавета принесла, и читали вместе.

«Она, — говорит о Лизавете Соня, — бога узрит».

И даже такого его, убившего никому не сделавшую зла, добрую и кроткую женщину, Сонечка не отвергает. Только говорит в ужасе: «Что вы над собой сделали!»

Соня и Родион в чем-то очень близки, понятны друг другу, необходимы. Оба ранены несправедливостью жизни, оба думают прежде о ближнем, чем о себе, но Раскольников весь в плену своей гордости и безумной идеи, верит, что ему можно «преступить», убить можно.

Хрестоматийный эпизод: Раскольников падает перед Соней на колени. И объясняет: «Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился». Это же даже в такое страшное для него время гордость говорит в нем, он все еще мыслит высокими и отвлеченными категориями!

Так же при их следующей встрече, узнав, что он убил, Соня обнимает и целует его, но нет в ней никаких мыслей о «всем человеческом страдании»: «Нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете».

Соня не поучает, не проповедует, только в страшный момент, когда он сознается ей, она зовет его к покаянию, потому только, что знает: ему иначе нельзя.

Она и о воскресении Лазаря читает ему, только когда он требует («Елизавете же читала»).

Удивительно определяет Соня и причину трагедии Раскольникова: «Зачем я прежде тебя не знала! Зачем ты прежде не приходил?» И в самом деле верится, приди он прежде к ней, ничего бы не случилось.

Раскольников живет весь в моральных категориях и переживаниях, он справедливости хочет, правды, как он ее понимает. Соня вне морали, вне правды как права.

Для всех вокруг она падшая, и сама так понимает себя. Но она слишком способна любить, жертвовать, слишком чиста, несмотря на свое видимое «падение».

Даже — кажущийся парадокс — может быть, она становится особенно чиста благодаря своему падению.

Она не может понять Раскольникова. С какой наивной трогательностью она ищет ему оправдания: «…был голоден? Чтоб матери помочь?»

Она не привносит ему свое «светлое», она ищет его лучшего в нем: «Как же вы сами последнее отдаете, а убили, чтоб ограбить!»

Страшен их первый разговор в ее комнате. Он искушает ее: «…вас в больницу свезут… С Полечкой… то же самое будет…»

И самое страшное, наконец: «…тебе бог что за это делает?»

Но для Сони этого вопроса не существует: «Все делает». Соня остается верна.

«Ты мне нужна», — говорит Соне Раскольников, и она идет за ним. А он, нужен ли ей? Безусловно. Только через него, через свою главную в жизни заботу, она окончательно обретает себя.

Жизнь Сони и Раскольникова в Сибири, в каторге — совершенно особенное место в романе. Соня собирается следовать за его этапом, они не говорят об этом ни слова, но оба знают, что так и будет.

На каторге Раскольников страшно страдает, болеет и не неволя, не каторжный быт, не физические трудности и лишения — причина его страданий. Он страдает от уязвленной гордости. Он стыдится даже Сони и мучает ее «своим презрительным и грубым обращением».

Арестанты не любили Раскольникова, даже хотели убить как безбожника, а встречая Соню, снимали шапки и кланялись. Ее хвалили даже за ее маленький рост, не зная уже за что похвалить. «К ней даже ходили лечиться».

Достоевский сам прошел каторгу, знал, что это такое, мог ли он выше вознести свою героиню!

Наконец, она невероятным образом оживляет, возрождает и Раскольникова. Он еще не раскрыл Евангелие, «но одна мысль промелькнула в нем: «Разве могут ее убеждения не быть теперь и моими убеждениями?»

И сама Соня чувствует себя теперь такой счастливой, что даже почти пугается своего счастья.

Образ Сони Мармеладовой чрезвычайно важен для Достоевского. Это, разумеется, не «житийный» образ. Соня верует, но она вовсе не устремлена в «нездешнее», «горнее», она вся здесь, вся на грешной земле. Но именно через нее великий писатель обозначает свое видение пути победы добра над злом.

И нет никакого сомнения в том, что маленькая, неяркая, «бесчестная» Соня Мармеладова — один из лучших и важнейших женских образов не только в творчестве Ф. М. Достоевского, но и во всей русской классической литературе.

Читайте также:  Циклон. область пониженного давления в атмосфере

Источник: https://tvory.info/sochineniya-po-russkomu/index.php/russkaya-literatura/ekzamenatsionnye-sochineniya/4346-obraz-soni-marmeladovoj-v-romane-f-m-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie

3. Соня Мармеладова — центральный женский образ в романе

Центральное место в романе Ф.М. Достоевского занимает образ Сони Мармеладовой, героини, чья судьба вызывает у нас сочувствие и уважение.

Чем больше мы о ней узнаем, тем больше убеждаемся в ее чистоте и благородстве, тем больше начинаем задумываться над истинными человеческими ценностями.

Образ, суждения Сони заставляют заглянуть вглубь себя, помогают оценить то, что происходит вокруг нас.

Из рассказа Мармеладова мы узнаем о несчастной судьбе дочери, ее жертве ради отца, мачехи и ее детей. Она пошла на грех, отважилась на то, чтобы продать себя. Но при этом она не требует и не ожидает никакой благодарности. Она ни в чем не винит Катерину Ивановну, она просто смиряется со своей судьбой. «…

А взяла только наш большой драдедамовый зеленый платок (общий такой у нас платок есть, драдедамовый), накрыла им совсем голову и лицо и легла на кровать, лицом к стенке, только плечики да тело все вздрагивают… » Достоевский, там же, с.44. Соня закрывает лицо, так как ей стыдно, стыдно перед собой и Богом.

Поэтому она редко и домой приходит, только лишь за тем, чтобы отдать деньги, она смущается при встрече с сестрой и матерью Раскольникова, неловко чувствует себя даже на поминках родного отца, где ее так бессовестно оскорбили. Соня теряется под напором Лужина, ее кротость и тихий нрав мешают постоять за себя.

Судьба жестоко и несправедливо обошлась с ней и ее близкими. Во-первых, Соня потеряла мать, а затем и отца; во-вторых, бедность заставила ее выйти на улицу зарабатывать деньги. Но жестокость судьбы не сломила ее моральный дух. В условиях, казалось бы, исключающих добро и человечность, героиня находит выход, достойный настоящего человека. Ее путь — самопожертвование и религия.

Соня способна понять и облегчить страдания любого, направить на путь истины, все простить, вобрать в себя чужое страдание. Она жалеет Катерину Ивановну, называя ее «ребенком, справедливой», несчастной. Ее великодушие проявилось уже тогда, когда она спасает детей Катерины Ивановны, жалеет отца, умирающего у нее на руках со словами раскаяния.

Эта сцена, как, впрочем, и другие, внушает уважение и сочувствие к девушке с первых минут знакомства с ней. И неудивительно, что глубину душевных мук Раскольникова суждено разделить Софье Семеновне. Именной ей, а не Порфирию Петровичу, Родион решил поведать свою тайну, так как почувствовал, что судить по совести его может только Соня, и суд ее будет отличаться от суда Порфирия.

Он жаждал любви, сострадания, человеческой чуткости, того высшего света, который способен поддержать человека во тьме жизни. Надежды Раскольникова на сочувствие и понимание со стороны Сони оправдались.

Эта необыкновенная девушка, которую он назвал «юродивой», узнав об ужасном преступлении Родиона, целует и обнимает его, себя не помня, говорит, что «нет несчастнее никого теперь в целом свете», чем Раскольников.

И это говорит та, которую бедность семьи обрекла на позор и унижение, та, которую называют «девицей отъявленного поведения»! Неужели заслуживает такой участи девушка чуткая и самоотверженная, тогда как Лужин, не страдая от нищеты, мелочен и подл? Именно он считает Соню безнравственной, развращающей общество девицей.

Пожалуй, ему никогда не понять, что только сострадание и желание помочь людям, избавить их от тяжкой участи объясняют поведение героини. Вся ее жизнь — сплошное самопожертвование. Силой своей любви, способностью самоотверженно претерпевать любые муки ради других девушка помогает главному герою превозмочь себя и воскреснуть. Судьба Сонечки убедила Раскольникова в ошибочности его теории.

Он увидел перед собой не «дрожащую тварь», не смиренную жертву обстоятельств, а человека, самопожертвование которого далеко от смирения и направлено на спасение погибающих, на действенную заботу о ближних. Соня, самоотверженная в своей преданности и семье, и любви, готова разделить участь Раскольникова. Она искренне верит, что Раскольников сможет воскреснуть для новой жизни. Правда Сони Мармеладовой — это ее вера в человека, в неистребимость добра в его душе, в то, что сочувствие, самопожертвование, всепрощение и всеобщая любовь спасут мир.

Соня незаметно возникает в романе Достоевского «Преступление и наказание» из арабесок петербургского уличного фона как мысль, как рассказ Мармеладова о семье, о дочери с «желтым билетом». Ее облик впервые дается через восприятие самого автора в тот миг, когда она предстает у постели умирающего отца.

«Из толпы, неслышно и робко, протеснилась девушка, и странно было ее внезапное появление в этой комнате, среди нищеты, лохмотьев, смерти и отчаяния. Она была тоже в лохмотьях, наряд ее был грошовый, но разукрашенный по — уличном, под вкус и правила, сложившиеся в своем мире, с ярко и позорно выдающейся целью.

Соня остановилась в сенях у самого порога, но не переходила за порог и глядела как потерянная, не сознавая, казалось, ничего, забыв о своем перекупленном из четвертых рук шелком, неприличном здесь, цветном платье с длиннейшим и смешным хвостом, и необъятном кринолине, загородившем всю дверь, и о свиных ботинках и об омбрельке, ненужной ночью, но которую она взяла с собой, и о смешной соломенной, круглой шляпке с ярким огненного цвета пером. Из под этой надетой мальчишески набекрень шляпки выглядывало худое, бледное и испуганное личико с раскрытым ртом и с неподвижными от ужаса глазами. Соня была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными, голубыми глазами» Достоевский, там же, с. 203..

Алкоголизм родителей, материальная нужда, ранее осиротение, второй брак отца, скудное образование, безработность и наряду с этим жадная погоня за молодым телом в больших капиталистических центрах с их своднями и притонами — вот главные причины развития проституции. Художественная зоркость Достоевского безошибочно учла эти социальные факторы и определила ими биографию Сони Мармеладовой.

Такой впервые предстает Соня Мармеладова перед нами. Писатель особое внимание сосредоточил на описании одежды Сони и этим самым он хотел подчеркнуть ремесло, которым промышляет героиня. Но здесь отнюдь не звучит осуждение, т. к.

художник понимал вынужденность ее положения в буржуазном обществе. В этом портрете Достоевский подчеркивает важную деталь «с ясными, но как будто несколько запуганным лицом».

Это свидетельствует о постоянном внутреннем напряжении героини, пытающейся осмыслить действительность, найти выход из создавшегося положения.

Соня — дитя душой — уже познала страх перед жизнью, перед завтрашним днем.

Д.И. Писарев, в полном согласии с текстом романа и с замыслами Достоевского, писал, что «ни Мармеладова, ни Соню, ни всю семью нельзя винить, ни презирать; вина за их состояние, социальное, нравственное, лежит не на них, а на строе» Писарев Д. И. Борьба за жизнь.// Литературная критика т. 3, Л., Художественная литература, 1981, с. 192..

Профессия Сони Мармеладовой — неизбежный результат условий, в которых она живет. Соня — клеточка мира, столь сурово обрисованного Достоевским, она «процент», следствие.

Однако если б она была только следствием, она покатилась бы туда, куда катятся безвольные, слабые люди, или, выражаясь словами Раскольникова, она «обанкрутилась» бы бесповоротно.

Вслед за ее «банкротством», по той же дороге, с тем же концом, пошли бы и Полечка с сестрицей и братцем, которых она поддерживала кое-как своим «золотым» промыслом. Ибо чем же она была вооружена для борьбы с миром? Ни средств, ни положения, ни образования у нее не было.

Достоевский понимал железную силу нужды и обстоятельств, сдавивших Соню.

Но писатель нашел и в Соне, в беззащитном подростке, выброшенном на тротуар, в самом забитом, самом последнем человеке большого столичного города, источник собственных верований, действий, продиктованных своей совестью. Поэтому она и могла стать героиней в романе, где все основано на противостоянии миру и выборе средств для такого противостояния.

Профессия проститутки ввергает Соню в позор и низость, но цели, которые она преследовала этим выбором, свободным, поставлены ею самой.

Ее тихая стойкость позволяет не только сохранить себя, но и стать опорой другому.

Все это мастерски передается Ф.М. Достоевским через портретную характеристику героини, которая дается в романе дважды: через восприятие самого автора и через восприятие Родиона Раскольникова.

Во второй раз Соня описана, когда она пришла пригласить Раскольникова на поминки: «…Дверь тихо отворилась, и в комнату, робко озираясь, вошла девушка… Раскольников не узнал ее с первого взгляда. Это была Софья Семеновна Мармеладова.

Вчера видел он ее в первый раз, но в такую минуту, при такой обстановке и в таком костюме, что в памяти его отразился образ совсем другого лица.

Теперь это была скромно и даже бедно одета девушка, очень еще молоденькая, почти похожая на девочку, с скромною и приличною манерой, с ясным, но как будто несколько запуганным лицом.

На ней было очень простенькое домашнее платьице, на голове старая, прежнего фасона шляпка; только в руках был, по — вчерашнему, зонтик. Увидав неожиданно полную комнату людей, она не то что сконфузилась, но совсем потерялась, оробела, как маленький ребенок…» Достоевский Ф. М. Преступление и наказание: Роман. — Куйбышев: Кн. изд-во, 1983, с.252-253..

В чем смысл двукратного портретирования, к которому так охотно прибегал Достоевский?

Писатель имел дело с героями, проходившими через идейную и нравственную катастрофу, переворачивавшую все вверх дном в их нравственной сущности. Поэтому на протяжении своей романной жизни они переживали, по крайней мере, два момента, когда наиболее были на себя похожи.

Соня тоже пережила перелом всей своей жизни, она переступила через закон, через который Раскольников не мог переступить, хотя и убил свою идею. Соня в своем преступлении сохранила свою душу. Первый портрет показывает ее кажимость, второй — ее сущность, и сущность ее настолько отличалась от кажимости, что Раскольников в первый момент не узнал ее.

При сравнивании двух портретных характеристик замечаем, что у Сони «замечательные голубые глаза». И если в первом портрете они неподвижны от ужаса, то во втором — потерянны, как у испуганного ребенка.

«Глаза — зеркало души», которые характеризуют душевное состояние героини в определенный момент действия.

В первом портрете глаза выражают ужас Сони, который она испытывает при виде умирающего отца, единственного родного человека в этом мире. Она понимает, что после смерти отца ей будет одиноко. И это еще более усугубляет ее положение в обществе.

Во втором же портрете глаза отражают испуг, робость, неуверенность, что свойственно ребенку, только что окунувшемуся в жизнь.

Портретная характеристика у Достоевского играет большую роль не только в описании внутреннего мира человека, его души, но и подчеркивает принадлежность героини к тому или иному социальному уровню жизни.

Её имя писатель тоже выбрал, как считают, не случайно. Русское церковное имя — Софья, София пришло к нам исторически греческого языка и означает «мудрость», «разумность», «наука».

Надо сказать, что имя Софья носят несколько героинь Достоевского — «кротких» женщин, которые смиренно несут крест, выпавший на их долю, но верят в конечную победу добра.

Если «София» вообще означает мудрость, то у Достоевского мудрость его Софьи — смиренномудрие.

В облике Сони, падчерицы Катерины Ивановны и дочери Мармеладова, несмотря на то, что она намного старше всех детей и зарабатывает деньги таким путём, мы тоже видим много детского: «безответная она, и голосок у ней такой кроткий… белокуренькая, личико всегда бледненькое, худенькое,…угловатое, …нежная, болезная, …маленькая, кроткие голубые глаза».

Именно стремление помочь Катерине Ивановне и её несчастным детям и заставило Соню преступить через себя, через нравственный закон. Она пожертвовала собой ради других.

«И тут только понял он, что значили для неё эти бедные, маленькие дети-сироты и эта жалкая, полусумасшедшая Катерина Ивановна, со своею чахоткой и со стуканием об стену».

Она тяжело переживает, сознавая своё положение в обществе, свой позор и грехи: «Да ведь я …бесчестная…я великая, великая грешница! «, «…до какой чудовищной боли истерзала её, и уже давно, мысль о бесчестном и позорном её положении».

Не будь судьба её семьи (а Катерина Ивановна и дети действительно были единственной Сониной семьёй) такой плачевной, жизнь Сонечки Мармеладовой сложилась бы по-другому.

А если бы Сонина жизнь была другой, то Ф.М. Достоевский не смог бы осуществить своего замысла, не смог бы показать нам, что, будучи погружённою в порок, Соня сохранила свою душу чистой, потому что спасалась верой в Бога. «Да скажи же мне, наконец,… как этакой позор и такая низость в тебе рядом с другими противоположными и святыми чувствами совмещаются? » — спрашивал её Раскольников.

Здесь Соня — ребёнок, беззащитный, беспомощный человек со своей детской и наивной душой, который, казалось бы, погибнет, находясь в губительной атмосфере порока, но Соня помимо детской чистой и невинной души обладает огромной моральной стойкостью, сильным духом и поэтому она находит в себе силы спасаться верой в Бога, поэтому она сохраняет свою душу. «Что ж бы я без бога-то была? «

Доказательство необходимости веры в Бога было одной из главных целей, которые Достоевский ставил перед своим романом.

Все поступки героини удивляют своей искренностью, открытостью. Она не делает ничего для себя, все ради кого-то: мачехи, неродных братьев и сестры, Раскольникова. Образ Сони — образ истинной христианки и праведницы. Наиболее полно он раскрывается в сцене признания Раскольникова.

Здесь-то мы видим Сонечкину теорию — «теорию Бога». Девушка не может понять и принять идей Раскольникова, она отрицает его возвышение над всеми, пренебрежение к людям. Ей чуждо само понятие «необыкновенный человек», так же как неприемлема возможность преступить «закон Божий».

Для нее все — равны, все предстанут перед судом Всевышнего. По ее мнению, нет того человека на Земле, который бы имел право осуждать себе подобных, решать их судьбу. «Убивать? Убивать-то право имеете? — всплеснула руками Соня» Достоевский, там же, с.433..

Для нее все люди равны перед Богом.

Да, Соня тоже преступница, как и Раскольников, она также преступила нравственный закон: «Мы вместе прокляты, вместе и пойдем», — говорит ей Раскольников, только он преступил через жизнь другого человека, а она — через свою.

Соня призывает Раскольникова к раскаянию, она согласна нести его крест, помочь придти к истине через страдание. У нас не вызывают сомнения ее слова, читатель уверен в том, что Соня последует всюду за Раскольниковым, везде и всегда будет вместе с ним.

А зачем, зачем ей это надо? Ехать в Сибирь, жить в нищете, страдать ради человека, который с тобой сух, холоден, отвергает тебя. На это могла пойти только она, «вечная Сонечка», с добрым сердцем и бескорыстною любовью к людям.

Проститутка, вызывающая уважение, любовь всех окружающих, — это чисто по-достоевски, идея гуманизма и христианства пронизывает этот образ. Ее любят и чтят все: и Катерина Ивановна, и ее дети, и соседи, и каторжники, которым Соня безвозмездно помогала.

Читая Раскольникову Евангелие, легенду о воскрешении Лазаря, Соня пробуждает в его душе веру, любовь и раскаяние. Родион пришел к тому, к чему призывала его Соня, он переоценил жизнь и ее сущность, о чем свидетельствуют его слова: «Разве могут ее убеждения теперь не быть моими убеждениями? Ее чувства, ее стремления по крайней мере… » Достоевский, там же, с.558..

Источник: http://litra.bobrodobro.ru/2320

Ссылка на основную публикацию