Сочинение-рассуждение: “тема любви в русской литературе”

Тема любви в русской литературе

Любовь выскочила перед нами, как убийца выскакивает из-за угла, и мгновенно поразила нас сразу обоих.

Любовь – высокое, чистое, прекрасное чувство, которое люди воспевали еще с античных времен. Любовь, как говорится, не стареет.

Если возводить некий литературный пьедестал любви, то, несомненно, на первом месте окажется любовь Ромео и Джульетты. Это, пожалуй, самая красивая, самая романтичная, самая трагическая история, которую поведал читателю Шекспир.

Двое влюбленных идут наперекор судьбе, несмотря на вражду между их семействами, несмотря ни на что. Ромео готов ради любви отказаться даже от своего имени, а Джульетта согласна умереть, лишь бы остаться верной Ромео и их высокому чувству.

Они погибают во имя любви, умирают вместе, потому что не могут жить друг без друга:

Нет повести печальнее на свете,

Чем повесть о Ромео и Джульетте.

Впрочем, любовь бывает разной – страстной, нежной, расчетливой, жестокой, неразделенной.

Вспомним героев романа Тургенева “Отцы и дети” – Базарова и Одинцову. Столкнулись две одинаково сильные личности. Но способным любить по-настоящему оказался, как ни странно, Базаров.

Любовь для него стала сильным потрясением, которого он не ожидал, и вообще до встречи с Одинцовой любовь в жизни этого героя не играла никакой роли. Все человеческие страдания, душевные переживания были для его мира неприемлемы.

Базарову трудно признаться в своем чувстве в первую очередь себе.

А что же Одинцова. До тех пор, пока не были затронуты ее интересы, пока оставалось желание познать что-нибудь новое, ей был и интересен Базаров. Но как только темы для общих разговоров были исчерпаны, пропал и интерес.

Одинцова живет в своем мире, в котором все идет по плану, и ничто не может нарушить покой в этом мире, даже любовь. Базаров для нее что-то вроде сквозняка, залетевшего в окно и тут же вылетевшего обратно.

Такая любовь обречена.

Другой пример – герои произведения Булгакова “Мастер и Маргарита”. Их любовь так же жертвенна, казалось бы, как и любовь Ромео и Джульетты. Правда, здесь жертвует собой ради любви Маргарита.

Мастер испугался этого сильного чувства и в итоге оказался в сумасшедшем доме. Там он надеется, что Маргарита забудет его. Конечно, на героя повлияла и неудача, постигшая его роман.

Мастер бежит от мира и прежде всего от самого себя.

Но Маргарита спасает их любовь, спасает от безумия Мастера. Ее чувство к герою преодолевает все препятствия, встающие на пути к счастью.

О любви писали и очень многие поэты.

Мне очень нравится, например, так называемый панаевский цикл стихотворений Некрасова, которые он посвятил Авдотье Яковлевне Панаевой, страстно любимой им женщине. Достаточно вспомнить такие стихотворения из этого цикла, как “Тяжелый крест достался ей на долю. “, “Я не люблю иронии твоей. “, чтобы сказать, сколь сильно было чувство поэта к этой красивейшей женщине.

А вот строки из прекрасного стихотворения о любви Федора Ивановича Тютчева:

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

Давно ль, гордясь своей победой,

Ты говорил: она моя.

Год не прошел – спроси и сведай,

Что уцелело от нея?

И, конечно, нельзя здесь не сказать о любовной лирике Пушкина.

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,

В тревогах шумной суеты,

Звучал мне долго голос нежный

И снились милые черты.

Эти стихи Пушкин вручил Анне Петровне Керн 19 июля 1825 года в день ее отъезда из Тригорского, где она гостила у своей тетушки П. А. Осиповой и постоянно встречалась с поэтом.

Закончить свое сочинение я хочу опять же строками из еще одного стихотворения великого Пушкина:

Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам Бог любимой быть другим.

Источник: http://schoolessay.ru/tema-lyubvi-v-russkoj-literature/

ActionTeaser.ru – тизерная реклама

Каждый писатель в своем творчестве затрагивает «вечные» вопросы бытия, по-своему осмысливая эти проблемы. Тема любви стала интерпретироваться по-новому писателями в конце девятнадцатого и начале двадцатого веков, когда люди жили в ожидании чего-то нового и по-другому стали смотреть на все казавшиеся неизменными ценности. И. А.

Бунин также дал свое видение темы любви.

Для него эта тема стала основой для целого цикла рассказов – «Темные аллеи», где представлены различные проявления и оттенки чувства любви: это и любовь как вечное ожидание чуда, на мгновение мелькнувшего в жизни и утраченного, и чувства, балансирующие на грани соблазна и святости, и любовь-судьба, пожизненная к ней приговоренность.

   В рассказах Бунина любовь становится источником душевных сил, нередко она оказывается самым значительным и счастливым событием в жизни человека.
   Как правило, писатель сосредоточивает свое внимание на особых, уникальных моментах человеческой жизни, когда в сознании героя происходит «солнечный удар» и у него рождается «второе» зрение, он постигает истину.

   Таков сюжет рассказа «Солнечный удар», написанного в тысяча девятьсот двадцать седьмом году. В нем мы видим мгновение любви, у которого как будто нет начала и продолжения, нет и конца: хотя герои расстаются, чувство остается на всю жизнь. Любовь изображена как чудо, которое нельзя объяснить. Так, герой приписывает это силам вне его – «какому-то солнечному удару».

Теперь поручику нет покоя, обыденная жизнь ему надоела: кажется странным равнодушие и спокойствие героя; глупым и нелепым все то, что проходит на базаре, в городе.

Автор так описывает состояние героя: «Как дико, страшно все будничное, обычное, когда сердце поражено… этим странным “солнечным ударом”, слишком большой любовью, слишком большим счастьем!» Это сравнение любви с солнечным ударом не случайно, в нем выражено отношение И. А. Бунина к этому непростому чувству.

Сочетание, ставшее названием рассказа, состоит из двух слов: прилагательное «солнечный» несет в себе счастье, свет, а существительное «удар» – боль, поражение, муку. Любовью для автора является соединение этих двух состояний.   Чтобы показать эти две стороны любви, писатель использует антитезу как композиционный прием.

Рассказ строится на противопоставлении двух дней, проведенных героем с ней и без нее. Бунину удается передать, как изменилось восприятие героя, через его отношение к солнцу. В первый день солнце олицетворяло счастье, было нежным и ласковым. Во второй – оно напоминало об утрате, и лучи его были жгучими и палящими.

Таким образом, автор считал, что любовь – непродолжительное чувство, радость, непременно сменяющаяся болью утраты, горьким разочарованием. Однако даже если любовь и оборачивается отчаянием, драмой разлуки, она исполнена смысла, ибо она – начало внутреннего пробуждения личности, движения к духовной зрелости.

Герой ценой «солнечного удара» постигает, что в человеческом бытии есть нечто неповторимо прекрасное, высшее, что «необходимее жизни».

   Образ любви как чуда, радостного и мучительного, но не напрасного и неслучайного, способного поднять человека над бурями, над обычностью земного существования, приобщить его к чему-то высшему, представлен и в рассказе «Чистый понедельник», относящемся к циклу «Темные аллеи».   Как и все другие рассказы «Темных аллей», он тоже о любви. Но о любви «странной», от которой героиня отказывается.

Рассказ «Чистый понедельник» – именно об этом. В произведении Бунин развертывает перед читателем повествование не только о любви-страдании, но и о тайне человеческой судьбы, о счастье, о сложной природе русского национального характера, об истории, о вере в Бога и о путях к нему.

   Герой «Чистого понедельника» влюблен; он настолько ослеплен любовью, что даже и не пытается понять, какая внутренняя борьба происходит в душе любимой. Автор дает читателю почувствовать самобытность, тонкость души героини в ее вскользь оброненных суждениях и оценках увиденного.

   Мне кажется, образ героини – это символ счастья: одновременно красивая и непонятная; ее невозможно представить по-земному счастливою, в финале рассказа она уходит в монастырь: так она покидает земную жизнь ради душевного спокойствия.   Перед тем как постричься в монахини, она отдается своему возлюбленному, тем самым совершая страшный земной грех.

Однако их телесная близость не привела к разгадке героем ее души. Бунин, как Тургенев, утверждает, что женщина – загадка, которую мужчина не в силах разгадать, и что в этой тайне кроется сильная натура, становящаяся «роковой» в жизни мужчины.   У героини «Солнечного удара» нет имени, она так и останется в памяти героя «прекрасной незнакомкой», прелестной «маленькой женщиной».

Подчеркнутая безымянность героини, выдержанная на протяжении всего рассказа, в данном контексте прочитывается как неузнанность тайны.   Важно отметить, что Бунин, в отличие от Достоевского, не разделяет плотское влечение и духовное чувство, для него любовь – это и телесная, и духовная близость. Так, в воспоминаниях поручика о случившемся появляется нечто для него самого неожиданное, не просто память о чувственном наслаждении, а ощущение чего-то иного, большего, волнующего не тело, а душу.   Именно потому, что любовь для писателя – это и плотское, и духовное чувство, героиня «Чистого понедельника» не осуждается автором произведения. Для нее телесная близость – это своего рода прощание с любимым. В рассказе соприкасаются мотивы любви, мучительной радости и трагической жизни, целительной силы памяти. Писатель подчеркнул кратковременность любви, ее трагический исход.   Жизнь души в изображении Бунина неизъяснима, она томится загадкой скрытого от смертных тайного смысла. Так и любовь, в представлении писателя, – неподвластное разуму человека чувство, возникающее внезапно, стихийно. Случайное приключение, каким оно поначалу кажется поручику, оказывается чем-то неизмеримо большим.

Читайте также:  Солёные озёра россии

   «Случайность» и неожиданность встреч Бунин интересно обыгрывает в своем раннем рассказе «Господин из Сан-Франциско», где под «счастливой» «случайной» встречей подразумевается не стихийное светлое чувство, а радость от знакомства с миллиардером: «прекрасны были те нежные, сложные чувства, что пробудила в ней встреча с некрасивым человеком, в котором текла необычная кровь, ибо ведь и не важно, что именно пробуждает девичью душу – деньги ли, слова ли, знатность ли рода…» – иронизирует писатель над неписаными законами общества.

   Для Бунина всегда были важны цвета, знаки и звуки, что проявилось и в рассказах. События «Солнечного удара» разворачиваются на фоне жаркого солнца, а герой запомнил на всю жизнь «запах ее загара» и «живой простой и веселый звук ее голоса»; события же «Чистого понедельника» – в морозные зимние дни, в неделю перед Великим постом, и характерны звуковые и цветовые детали: героиня играет начало «Лунной сонаты», в их последний вечер она одета во все черное. Символичным в этом рассказе является и упоминание о христианских праздниках, связанных с образом героини. Кульминация рассказа отнесена к последней ночи Масленицы, а решение изменить жизнь попадает на Чистый понедельник.   В своей поздней прозе писатель обращался не к рациональным сторонам, а к тому, что представляет собой неразгаданную тайну. Этим для Бунина была любовь, совокупность состояний, когда все чувства предельно обострены. Любовь в произведениях писателя – радость, дарованная героям, чтобы ощутить истинное счастье.

   Эмоциональный настрой рассказов создается слиянием в прозе Бунина мотивов любви, красоты и одновременно их кратковременности, трагичности исхода. Точно определил пафос бунинских рассказов о любви критик русского зарубежья Адамович – он назвал Бунина «трагическим мажором».

Таким было видение писателем этого чувства. Но одновременно Бунин не забывает о том, что любовь – светлое и радостное чувство, которое сильнее смерти. И этим самым он подтверждает удивительно красивые слова Д. С.

Мережковского: «Благословенна да будет любовь, которая сильнее смерти!»

ActionTeaser.ru – тизерная реклама

Источник: https://moitvoru.ru/index.php/home/russkaya-literatura/11827-tema-lyubvi-v-russkoj-literature-po-tsiklu-rasskazov-i-a-bunina-temnye-allei

Тема любви в поэзии гейне

Осенними вечерами, когда плачут неба и звезды падают на склоненные травы, далекими тропами, среди неизведанных вселенных блуждает любовь. Будто и песня, необъятная и непостижимая, блуждает оно.

И как его найти, как его позвать среди этих неизвестных путей? Так как так и полетит от тебя, не затронет твое сердце, забредя где-то там, в далеких степях, не оставив тебе даже воспоминаний, а лишь горькие ожидания. Изменяются времена и власть, изменяются жизнь и человеческое мировоззрение.

Но неизменяемыми остаются высочайшие истины, неизменяемой остается человеческая потребность любить. Неразгаданной остается тайна души, в которой неугасаемым огнем горит священное и непреодолимое чувства любви.

Пополнил казну поэтических объяснений в любви и известный немецкий писатель Генрих Гейне в книге поэзий, которая принесла ему мировую славу. Многочисленные стихи сборника “Книга песен” были навеяны неразделенной любовью поэта к кузине Амалии, а со временем к ее младшей сестре Терезы.

Этой теме посвященные первые разделы цикла “Страдание юности”, “Сновидение” и “Песни”. Поэт живое в мире странных сновидений. Каждый стих раздела – это описание тяжелого сна, видений, которые посещают поэта. Устные он видит “ее” – неверную любимую, утраченную навсегда.

Бывает на ее свадьбе с другим:

…вижу я супружества молодое – Мою любовь из церкви гном ведет. Поэт продает душу адским силам за радость свидания с ней: Хотя раз ее крепко обнять, К сердцу своего прижмут, До боли в уста целовать, А там уже во что бы то ни стало! В сне он видит ее – бледную и холодную, как мрамор.

Поэт заплатил дьяволу страшную цену за нее, и вот появляется она в сопровождении самого дьявола, который и объединяет поэта с его любимой. Поворачиваясь к ней, поэт проходит кладбищем – из могил выходят призраки, каждый из них – жертва несчастной любви.

Действительность и сон, призрака и реальность объединяются в этих стихах. Поэт целиком погрузился в свое отчаяние, но это не скорбная, безнадежная примиренность, а бушующее чувство. Нигде поэт не видит светлого начинания, везде беспросветная тьма. Любовь в Гейне – сила, которая несет неминуемую гибель.

Сам поэт – несчастный влюбленный, что болезненно переживает “ее” неверность, одна из многочисленных жертв. В мире, где живое поэт, кажется, нет живых настоящих людей. Это призраки и лживые маски,… которые скрывают подлость и никчемность. Лживое, обманчивое видение и самая любимая поэта.

Рассказ о горькой неразделенной любви продлевается в “Песнях”.

Утром я встаю и спрашиваю: “Появится она?” А под вечер ропщу – не пришла она. Напрасно я в ночной задумчивости Сон к тебе зову,- В забвении, в мечтательном сумме Целый день живую.

Эти два распределений цикла “Страдание юности” имеют внутреннее единство, так как они варьируют одну и ту же тему. Мы оборачиваемся в очарованном кругу одних и тех же чувств и переживаний, мотивов и образов.

В циклах “Лирическое интермеццо” и “Возвращение” Гайне снова рассказал о своей несчастливой любви, но по-иному. В этих циклах – история любви поэта.

Первый стих “Лирического интермеццо” – завязка – говорит о том, что в “мае месяцы” поэт влюбился и признался “ей” в любви:

Как в мае месяцы сады Развили рано, Тогда в моем сердце Проснулась любовь. Как в мае месяцы в садах Зачулось щебетание, Я ей свое желание

Поэт описывает блаженный залог влюбленности. На все в мире поэт смотрит влюбленными глазами,- он даже начинает понимать язык звезд, а Мадонна в Кельтском соборе кажется ему похожей на его любимую.

Герой этого лирического романа – человек с богатой душевной жизнью, способна отдаться страсти, но вместе из тем лишенный непосредственности и наивности, умеет анализировать свои чувства. Ее образ описывается меньше. Внешние черты настолько условные, что не создают живого образа. Внутренний образ определен еще меньше – она неверная любимая – это все, что можно сказать.

Во втором лирическом романе поэт вводит нас в свою любовную катастрофу. Произведение построено менее драматически. Во время путешествия поэт неожиданно встречается с семьей своей любимой.

Второй “роман” вобрал у себя значительно больше “материала”, наблюдений, раздумий. Здесь больше описаний, прямо не связанных с любовной историей поэта, хотя в целом и это – история несчастливой любви.

Это чувство изображает поэт в его развитии, показывает все то, что лежит между вершинами, все, что приводит к накалу, к взрыву. Чувство любви не представлено как что-то абсолютное, это сумма отдельных “относительных” чувств. Любовь неисчерпаемая и вечное как самая жизнь.

Вопреки всем бедам, злоключениям в мире властвуют чистота, честь, достоинство и любовь. Разные возрасты, разные языки… Единое – любовь…

(No Ratings Yet)
Loading…
Тема любви в поэзии гейне

Другие сочинения по теме:

  1. Тема любви – одна из вечных в поэзии (по творчеству Пушкина) Двигаясь от романтизма к реализму, любовная лирика Пушкина изменяется, возможно, медленнее, чем лирика другой тематики. Конечно, до 1826 года из…
  2. Сочинение на тему Поэтическое выражение любви к земле в поэзии М. Рыльского Когда читаешь стихи Максима Рыльского, то будто идешь битым путем, а вокруг раскинулись безграничные поля Украины. Творчество его неисчерпаемо. Каждому,…
  3. Тема сочинения лирика Генриха Гейне Тема конфликт лирического героя с реальностью в лирике Г. Гейне. Вся творческая деятельность большого немецкого поэта Генриха Гейне связана с…
  4. Тема любви и дружбы в лирике Пушкина Богат и разнообразен Тема любви и дружбы в лирике ПушкинаБогат и разнообразен мир лирики Пушкина. Немаловажную роль в его творчестве занимает тема любви…
  5. Идея ” любви-ненависти” к жизни в поэзии А. Блока Почти никогда не бывает так, чтобы поэзия не воссоздавала какие-то моменты жизни самого поэта. Человек, который не знал радости любви,…
  6. Тема любви к родной земле в творчестве Лермонтова Наиболее сильной тоской и любовью к Родине проникнуты, на мой взгляд, поэтические произведение великих гениев русской литературы, таких как М….
  7. Тема дружбы и любви в зарубежной литературе XX столетия Тема дружбы и любви, их соотношение и влияние на судьбу как одного человека, так и человечества в целом не переставала…
  8. Вечная тема любви в поэме Гянджеви Низами “Лейли и Меджнун” Эта поэма является вершиной лирики прославленного азербайджанского поэта средних веков – Гянджеви Низами. Он, как и другие его современники мусульманского…
  9. Тема любви в лирике Н. А. Некрасова. Ее психологизм и бытовая конкретизация Тема: Тема любви в лирике Н. А. Некрасова. Ее психологизм и бытовая конкретизация. Тема любви своеобразно преломилась в творчестве Некрасова,…
  10. Центральная тема всей прозы Бунина: тема любви В русской литературе XX ст. Бунину принадлежит выдающееся место. Он был замечательным прозаиком и утонченным лириком. Гибель дворянских усадьб, распад…
  11. Тема России в поэзии А. Блока Вряд ли найдется в истории русской литературы хоть один писатель, хоть один поэт, в творчестве которого одно из первых мест…
  12. Пушкинская тема в поэзии Лермонтова В. Г. Белинский в письме к Боткину писал: “Пушкин умер не без наследника”. Действительно, Лермонтов принял эстафету лидерства у Пушкина…
  13. Тема любви в трагедии Гете “Фауст” Ни одного большого художника не обошла любовь. Да и разве только художника? Человеку вообще свойственно любить. А любовь – это…
  14. Тема противостояния героя и толпы в поэзии Маяковского В. В. Маяковский ворвался в литературу как поэт новый, нетрадиционный, “кричащий”. Он раскрывал в своем творчестве темы и проблемы, которых…
  15. Тема. Змалювання природи в поезіях Г. Гейне – спосіб бачення і пізнання світу та власної душі Мета : продовжити вивчення творчості Генріха Гейне; учити учнів виразно читати поезії напам’ять; активізувати читацький інтерес учнів. Картки для вправи…
  16. “Мастер и Маргарита”. Тема любви и прощения в романе Любовь, прощение – понятия не столько христианские, сколько общечеловеческие. Именно они составляют основу всякой морали, всякой мировой религии. Для Михаила…
  17. Змалювання природи в поезіях Г. Гейне – спосіб бачення і пізнання світу та власної душі продовжити вивчення творчості Генріха Гейне ХІД УРОКУ I. Актуалізація Опорних Знань “Збережи останнє слово за мною” Учні озвучують запитання, підготовлені вдома, їх однокласники відповідають. II…
  18. Тема дружбы и любви в романе “Евгений Онегин” В романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” наряду с другими проблемами, немаловажное место уделяется теме, представленной в заголовке этого сочинения,…
  19. Тема сочинения Торжество любви на 1000 лет. По трагедии “Ромео и Джульетта” От времени создания трагедии В. Шекспира “Ромео и Джульетта” прошло не одно столетие, но до этого времени зрители волнуются, следя…
  20. Тема революции в поэзии Лермонтова Тему революции Лермонтов в лирике вел как подлинный революционер, которого не испугают ни кровь, ни резня, ни пьяные мужики с…
Читайте также:  Песчаные бури - явление природы

Источник: https://ege-russian.ru/tema-lyubvi-v-poezii-gejne/

Любовь в русской литературе – сочинение. Тема любви в русской литературе

С этим файлом связано 7 файл(ов). Среди них: Dom_i_semya_v_russkoy_literature_XIX_veka.doc, Lyubov_v_russkoy_literature_-_sochinenie.doc, Punktuatsia_v_slozhnopodchinyonnykh_predlozheniakh_chas.pdf, SP2.jpg, KR5y2n3_8ro.jpg, Tema_lyubvi_v_russkoy_literature.doc, Realnye_sochinenia_po_motivu_puti.doc, Kriterii_istoricheskogo_sochinenia.docx.
Показать все связанные файлы

Любовь выскочила перед нами, как убийца выскакивает из-за угла, и мгновенно поразила нас сразу обоих…М. БулгаковЛюбовь — высокое, чистое, прекрасное чувство, которое люди воспевали еще с античных времен. Любовь, как говорится, не стареет.

Если возводить некий литературный пьедестал любви, то, несомненно, на первом месте окажется любовь Ромео и Джульетты.

Это, пожалуй, самая красивая, самая романтичная, самая трагическая история, которую поведал читателю Шекспир. Двое влюбленных идут наперекор судьбе, несмотря на вражду между их семействами, несмотря ни на что. Ромео готов ради любви отказаться даже от своего имени, а Джульетта согласна умереть, лишь бы остаться верной Ромео и их высокому чувству.

Они погибают во имя любви, умирают вместе, потому что не могут жить друг без друга:

Нет повести печальнее на свете,Чем повесть о Ромео и Джульетте…Впрочем, любовь бывает разной — страстной, нежной, расчетливой, жестокой, неразделенной…

Вспомним героев романа Тургенева “Отцы и дети” — Базарова и Одинцову. Столкнулись две одинаково сильные личности.

Но способным любить по-настоящему оказался, как ни странно, Базаров. Любовь для него стала сильным потрясением, которого он не ожидал, и вообще до встречи с Одинцовой любовь в жизни этого героя не играла никакой роли. Все человеческие страдания, душевные переживания были для его мира неприемлемы.

Базарову трудно признаться в своем чувстве в первую очередь себе.

А что же Одинцова?.. До тех пор, пока не были затронуты ее интересы, пока оставалось желание познать что-нибудь новое, ей был и интересен Базаров. Но как только темы для общих разговоров были исчерпаны, пропал и интерес.

Одинцова живет в своем мире, в котором все идет по плану, и ничто не может нарушить покой в этом мире, даже любовь. Базаров для нее что-то вроде сквозняка, залетевшего в окно и тут же вылетевшего обратно. Такая любовь обречена.

Другой пример — герои произведения Булгакова “Мастер и Маргарита”. Их любовь так же жертвенна, казалось бы, как и любовь Ромео и Джульетты. Правда, здесь жертвует собой ради любви Маргарита. Мастер испугался этого сильного чувства и в итоге оказался в сумасшедшем доме. Там он надеется, что Маргарита забудет его.

Конечно, на героя повлияла и неудача, постигшая его роман. Мастер бежит от мира и прежде всего от самого себя.Но Маргарита спасает их любовь, спасает от безумия Мастера. Ее чувство к герою преодолевает все препятствия, встающие на пути к счастью.О любви писали и очень многие поэты.

Мне очень нравится, например, так называемый панаевский цикл стихотворений Некрасова, которые он посвятил Авдотье Яковлевне Панаевой, страстно любимой им женщине. Достаточно вспомнить такие стихотворения из этого цикла, как “Тяжелый крест достался ей на долю…”, “Я не люблю иронии твоей…

”, чтобы сказать, сколь сильно было чувство поэта к этой красивейшей женщине.

А вот строки из прекрасного стихотворения о любви Федора Ивановича Тютчева:О, как убийственно мы любим,Как в буйной слепоте страстейМы то всего вернее губим,Что сердцу нашему милей!Давно ль, гордясь своей победой,Ты говорил: она моя…Год не прошел – спроси и сведай,

Что уцелело от нея?

И, конечно, нельзя здесь не сказать о любовной лирике Пушкина.Я помню чудное мгновенье:Передо мной явилась ты,Как мимолетное виденье,Как гений чистой красоты.В томленьях грусти безнадежной,В тревогах шумной суеты,

Звучал мне долго голос нежный

И снились милые черты…Эти стихи Пушкин вручил Анне Петровне Керн 19 июля 1825 года в день ее отъезда из Тригорского, где она гостила у своей тетушки П. А. Осиповой и постоянно встречалась с поэтом.

Закончить свое сочинение я хочу опять же строками из еще одного стихотворения великого Пушкина:Я вас любил: любовь еще, быть может,В душе моей угасла не совсем;Но пусть она вас больше не тревожит;Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,То робостью, то ревностью томим;Я вас любил так искренно, так нежно,Как дай вам Бог любимой быть другим.

перейти в каталог файлов

Источник: http://vkist.ru/tema-lyubvi-v-russkoj-literature/index.html

Истомина Полина | | Журнал «Литература» № 46/2002

ема любви в этом романе является одной из основных, ведь любовь — это чувство, заставляющее совершать подвиги и идти на преступление, чувство, способное свернуть горы, изменить ход истории, чувство, дающее счастье и вдохновение и заставляющее страдать, чувство, без которого жизнь не имеет смысла.

Каждый человек понимает, что такое любовь, по-своему. В романе М.Шолохова раскрываются все грани этого чувства, автор позволяет нам взглянуть на него с разных сторон, помогает понять, что любви нельзя дать однозначного определения. Даже один и тот же человек может чувствовать так по-разному! Ярким доказательством тому является любовь Григория Мелехова, главного героя романа.

Вообще традиции и моральные устои, сложившиеся в казачьем обществе, не располагают к проявлениям нежных чувств. Нрав казака отличается предельной простотой, отсутствием каких-либо предрассудков, присущих аристократическому обществу. Но в то же время казаки в большинстве своём грубы и жестоки, неуважительны по отношению к женщинам.

В самом раннем детстве мальчик видит, как отец пренебрежительно, даже презрительно обращается с матерью, и эту модель отношений переносит на свою семью. Мелехов выделяется из всех казаков особенной чувствительностью, человечностью, способностью сопереживать, тонко чувствовать чужую боль. Он обладает доброй душой, огромным потенциалом теплоты и нежности.

Но мягким и жалостливым не пристало быть казаку. Неудивительно, что, боясь насмешек, Григорий заглушает в себе голос сердца и светлые душевные порывы скрывает за напускной чёрствостью. Вспомним, например, эпизод с утёнком, случайно перерезанным косой на лугу: проснувшееся внезапно чувство жалости Гришка стыдливо прячет от других и от себя самого.

Он не знает о том, что должно существовать какое-то уважение к женщине, не знает о романтике, и смешно, наверное, ему представить рыцаря, поющего серенады под окном своей возлюбленной. Но вот он встречает Аксинью, свою первую любовь. По представлениям казаков, она несказанно красива.

Но не простая её красота, а словно порочная, запретная и оттого ещё больше влекущая. Какая-то загадка и призыв таятся в этих “бесстыдно-жадных, пухловатых” губах, в пушистых завитках на шее, в чёрных глазах, горящих неистовым огнём. Этот огонь будил в душе Григория страсть, а жизнь без душевной бури, без пожара не была для него жизнью.

Поэтому Аксинья стала просто необходима ему, словно в её душе он черпал жизненные силы. Тот факт, что она была замужем, только подзадоривал его. И Гришка стал для Аксиньи не безразличен, а любим.

Повидавшая в жизни много горестей и страданий, не знавшая ласки, ещё девчонкой изнасилованная собственным отцом, а в замужестве чуть ли не каждый день избиваемая Степаном, она обрадовалась вниманию “чёрного ласкового парня”, потянулась к нему: “На заре, просыпаясь доить коров, она улыбалась и, ещё не сознавая отчего, вспоминала: «Нынче есть что-то радостное. Что же? Григорий… Гриша…»” Это чувство, сначала вроде шутливое и несерьёзное, перерастало в настоящую любовь. Этих гордых, своевольных, свободолюбивых, страстных людей, таких похожих друг на друга, свела сама судьба. Они были предназначены друг другу свыше.

Любовь Аксиньи и Григория была так сильна, что заставляла их пренебрегать общественным мнением, взглядами людей на хуторе.

Читайте также:  А. с. пушкин "зимний вечер": анализ стихотворения

олохов проводит своих героев через испытания. Первое испытание — женитьба Григория. Женившись на Наталье и бросив Аксинью, он поступил подло.

Сколько боли, моральной и физической, должна была перенести она из-за эгоистичности Мелехова! “Сучка не захочет — кобель не вскочит”, — отвечал он Аксинье, когда та попыталась его обвинить.

Виноваты были, действительно, оба, но ответственность несла одна она.

Григорий был молод и неопытен тогда, но его сердце было мудрее его, оно тянулось к Аксинье.

В далёких походах, на войне, в объятиях какой-нибудь жалмерки, где бы ни был Мелехов, всегда он вспоминал свою любимую, её пушистый завиток на шее, и нежность переполняла его душу: “Григорий в мыслях, спутанных, как сетная дель, ворошил пережитое, натыкался в этой ушедшей куда-то в невозвратное жизни на Аксинью, думал: «Любушка! Незабудняя!»” Даже её измена с Листницким не вытравила этого чувства. Как ни пытался Григорий возненавидеть, забыть, всегда перед глазами стоял гордый, “победный” взгляд Аксиньи. Сам Гришка был не без греха, так что же Аксинью попрекать? Пережитые вместе горести и радости роднили их: “А я, Ксюша, всё никак тебя от сердца оторвать не могу. Вот уж дети у меня большие, да и сам я наполовину седой сделался, сколько годов промеж нами пропастью легли… А всё думается о тебе”. Он вновь возвращался к ней, с новой силой загоралась их любовь, в ней они находили силы, и ничто в мире больше не существовало для них.

Но Шолохов дарит своему герою и другую любовь — Наталью. Пантелей Прокофьич женил Гришку как будто со злости, насильно.

Сразу после свадьбы Наталья, хотя и милая, добрая, простодушная, открытая, покорная, безответная, заботливая, но по-девичьи несмелая, застенчивая, скромная и неопытная в любви, со своей “равнодушной, медлительной кровью”, опротивела Григорию: “Чужая ты какая-то… Ты — как этот месяц: не холодишь и не греешь. Не люблю я тебя…”

Аксинья тогда занимала все его мысли. А наивная девчонка уже влюбилась в своего мужа без памяти, ещё толком не зная его. Обменявшись с женихом кольцами, Наталья отдала ему душу. Оставив её, Григорий загубил её молодость. Мучительно было несчастной видеть насмешливые взгляды прохожих, узнавать о сплетнях.

Легкомыслие Мелехова толкнуло Наталью на самоубийство. Но ей повезло: она выжила. Повезло потому, что не всю жизнь было суждено Григорию причинять людям боль. Он повзрослел, помудрел, в нём возникла потребность в мирном пристанище. Ему надоела вся эта суета, огонь, война, захотелось тишины и покоя.

Этот покой он нашёл у себя дома, в преданных глазах своей законной жены Натальи.

Наталья изначально ассоциировалась у Григория с умиротворением, успокоением, а Аксинья — с огнём, с бурей, со стихией. На сближение Натальи и Григория также очень сильно повлияло рождение детей.

Дети были тем, что объединяло их, для Мелехова они были подарком: “Детская любовь возбудила у Григория ответное чувство, и это чувство, как огонёк, перебросилось на Наталью”. Он действительно полюбил Наталью так же сильно, как Аксинью, но другой любовью: “Она была рядом с ним, его жена и мать Мишатки и Полюшки…

слегка склонив голову набок, сидела она, такая жалкая, некрасивая и всё же прекрасная, сияющая какой-то чистой внутренней красотой”.

Мелехов любил и Аксинью, и Наталью одновременно, он никогда не думал, что одна может заменить ему другую.

Для Григория, находившего повсюду лишь жестокость и кровь, единственной жизненной правдой оставалась любовь, которую он пронёс через все трудности и всегда хранил в своём сердце.

Для Аксиньи любовь — источник жизни, её единственная радость и её невыразимое страдание. Для Натальи Григорий — сама жизнь.

Вот таким многогранным, разноликим показывает нам М.А. Шолохов это великое, во многом непонятное, непознанное чувство.

Источник: http://lit.1september.ru/article.php?id=200204612

Тема любви в русской литературе

Любовь — высокое, чистое, прекрасное чувство, которое люди воспевали еще с античных времен. Любовь, как говорится, не стареет.

Другой пример — герои произведения Булгакова “Мастер и Маргарита”. Важно учесть, что их любовь так же жертвенна, казалось бы, как и любовь Ромео и Джульетты. Правда, здесь жертвует собой ради любви Маргарита.

Мастер испугался этого сильного чувства и в итоге оказался в сумасшедшем доме. Там он надеется, что Маргарита забудет его. Конечно, на героя повлияла и неудача, постигшая его роман.

Мастер бежит от мира и прежде всего от самого себя.

Тема сочинения: «Энеида» – энциклопедия народоведения

«Энеиду» Котляревский писал продолжительное временя. Четверть столетия писатель совершенствовал свое произведение, чтобы сделать его завершенным во всем.

Замысел написать поэму возник у Котляревского в середине девяностых годов  XVIII столетие, когда он был учителем помещичьих детей в имениях Золотониского уезда. Вечерами Котляревский ходил на гуляние молодежи, внимательно прислушивался к острому, остроумного слова, записывал пословицу, поговорки.

Наверное, именно здесь возник у художника задумчивостей пересказать поэму Вергилия Энеида так, чтобы из-под Полтавы, Черкасс или Киева в картинах и образах нового произведения увидели себя, свое прошлое и современное.

В свое произведение Котляревский ввел элементы народного мировоззрения, в котором реальность взбалмошно переплетается с фантастикой, действительное с реальным, торжественное нередко сопровождалось низким, трагическое шло рядом с комическим. И все переплеталось с народным юмором и сатирой.

Поэт добился успеха прежде всего потому, что из произведения «Енейда» зазвучал раскатистый, громкий смех народа, а развенчание небожителей и античных героев подводило читателя к мысли, что все люди от рождения являются равными, и только социальные условия поставили одних над другими….

Тема неделимости образов жизни и смерти в поэме «Энеида»

В своей бурлескно-травестийной поэме классик украинской литературы И. П. Котляревский создал художественную картину целостного мира, подставив ее в шутливом ракурсе.

Перепевая знаменитую «Энеиду» Вергилия, писатель дает ответ на два основных вопроса любой религии: происхождение человека и жизнь после смерти.

В веселом бурлескном рассказе о странствованиях троянцев очень выразительно раскрывается тема неделимости образов жизни и смерти, по эту сторону и по ту сторону.

Из этой темы непосредственно вытекает еще одна – тема греха и его искупления, которая представлена подробно в картинах ада и рая, куда попадают люди после смерти по воле Господней. Но, развивая эту тему, Котляровский показывает парадоксальность человеческих взаимоотношений с Богом: тот самый рай превращается в шаржированный отголосок человеческого беспорядка и греховности:…

Тема любові в лірику фета

Твір по літературі: Тема любові в лірику фета А. А. Фет – витончений лірик, наділений винятковим почуттям краси й геніальним даруванням. Основний настрій поезії Фета – настрій щиросердечного підйому.

Захват природою, любов'ю, мистецтвом, спогадами, мріями – головний емоційний зміст його віршів Любовна тема для Фета особливо значна. Почуття до жінки стає для ліричного героя всепоглинаючим. Любов дає можливість випробувати невимовний захват.

Однак своєрідність і сила любовної лірики Фета – не в психологічному портреті, не в індивідуальній характеристиці. Поет не прагне відтворити образ улюбленої жінки. Його цікавлять не самі люди, а їхнього переживання. У віршах дані лише моменти почуття, немає його розвитку.

Поет фіксує миті любовного роману. У вірші «Що за ніч! Прозоре повітря сковане…» ліричний герой у годину побачення лише нудилася свідомістю, що його люблять, а він не любить:…

Тема жалю й милосердя в одному з добутків російської літератури

Твір по літературі: Тема жалю й милосердя в одному з добутків росіянці літератури Протест проти соціальної несправедливості – традиційна тема літератури.

Часте прагнення допомогти суспільству усвідомити свій борг перед тими, хто перебуває «унизу», допомогти людям знайти існування з людським достоїнством, часто Визначало тему й напрямок добутку автора.

В «Злочині й покаранні» захист соціального достоїнства «маленької людини» займає одне із провідних місць. Але в романі Достоєвського ця тема нерозривно пов'язана із протестом не…

Тема урока – Сведения о жизни Ивана Вишенского

Цель:   охарактеризовать особенности развития украинской литературы Ренессанса и барокко; выяснить роль православных братств, Острожской и Киево-Могилянской академий в развитии украинской культуры; знать о первых печатных книгах; ознакомить школьников с И.

Вишенским – мыслителем, богословом, полемистом; развивать культуру связной речи, внимание, память, наблюдательность, умение вести диалог, в полемике доказывать собственную мысль, анализировать и обобщать исторические факты; воспитывать уважение к историческому прошлому Украины, отечественной культуры, И.

Вишенскому – выдающемуся художнику слова….

Источник: http://bigreferat.ru/15089/1/%D0%A2%D0%B5%D0%BC%D0%B0_%D0%BB%D1%8E%D0%B1%D0%B2%D0%B8_%D0%B2_%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B5.html

Ссылка на основную публикацию