Сочинение: образ “маленького человека” в поэме а.с. пушкина “медный всадник”

“Маленький человек” в творчестве Пушкина (сочинение)

“Маленький человек” — определение, применяемое к разряду литературных героев эпохи реализма. Они занимают довольно низкое место в социальной иерархии: в роли “маленького человека” выступает обычно чиновник, мещанин или бедный дворянин.

В русской литературе впервые образ “маленького человека” получил отражение в повести Н.М. Карамзина “Бедная Лиза”. А.С. Пушкин продолжил эту тему в поэме “Медный всадник” и в повести “Станционный смотритель”.

Герой поэмы “Медный всадник” Евгений — типичный “маленький человек”, вступающий в конфликт с сильной личностью. Проста и бесхитростна жизнь Евгения. Он не привык преодолевать какие-либо преграды и, на первый взгляд, не способен ни на какой поступок. Ничего героического нет в его мечтах:

Пройдёт, быть может, год-другой —

Местечко получу — Параше

Препоручу хозяйство наше

И воспитание ребят…

Как видим, Евгений рисует в своём воображении идиллическую картину своей будущей жизни. Он простодушен и простосердечен. Пушкин, как и его предшественник Карамзин, утверждает идею внесословной ценности человека. Евгений заслуживал счастья, но осуществиться его мечтам не позволило вмешательство рока.

Наводнение в Петербурге предстаёт в поэме Пушкина живой стихией, обладающей, однако, звериным, бесчеловечным началом.

Стихия как бы радуется содеянному, а ведь безвозвратно погублены жизни, разрушены чьи-то мечты о счастье! “Иль вся наша и жизнь ничто, как сон пустой, насмешка неба над землёй? ” — задаётся вопросом Евгений, рассудок которого не может выдержать открывшейся картины разрушения и смерти.

Виновником случившегося сошедший с ума Евгений мнит царя Петра. Пётр I — сильная, героическая личность, основатель Петербурга. Но с его державной волей схлестнулась “роковая воля” природы, Творца.

Народ воспринимает наводнение как “божий гнев”. Правящий государь печалится, скорбит, а отлитый из металла Пётр — “кумир на бронзовом коне”, “мощный властелин судьбы”, “державец полумира” — ужасен и не терзается никакими муками.

Евгений бросает вызов “горделивому истукану”:

“Добро, строитель чудотворный! —

Шепнул он, злобно задрожав, —

Ужо тебе!..”

Таким образом, в поэме Пушкина маленький человек, который, как казалось сначала, не был способен ни на какой поступок, всё-таки отваживается на протест, пусть и произнесённый шёпотом.

В отличие от Евгения, герой повести “Станционный смотритель” Самсон Вырин не находит в себе силы даже и на тихий ропот. Он абсолютно беспомощен перед Минским, который увозит Дуню, его дочь, единственную отраду в жизни. По сути, Вырин не является хозяином ни на почтовой станции, ни в своей жизни. Обида проявляется у него лишь слезами негодования.

Прочитав повесть “Станционный смотритель”, проникаешься сочувствием к Самсону Вырину, как и к несчастному Евгению, герою поэмы “Медный всадник”. На мой взгляд, изобразив такие характеры, Пушкин хотел донести до читателей мысль о том, что “маленькие люди” имеют большую душу. Оба пушкинских произведения звучат для нас настойчивым призывом к человечности.

Источник: Школьные сочинения на “пятерку”. Для школьников и абитуриентов. – М.: ООО “Мир книги”, 2004

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/pushkin_a_s/malenkij_chelovek_v_tvorchestve_pushkina_sochinenie/53-1-0-1776

Трагедия «маленького человека» в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник»

«Медный всадник» — все мы находимся в вибрации его меди.

А.   А. Блок

Трагедия «маленького человека». Поэма А. С. Пушкина «Медный всадник» была со­здана осенью 1833 г. Николай I не разрешил опублико­вать поэму полностью. Поэтому в 1834 г. в «Библиоте­ке для чтения», кн. XII, было опубликовано начало поэмы под названием «Петербург. Отрывок из по­эмы».

Поэма «Медный всадник» — это мысли Пуш­кина об исторической роли петровских реформ, а так­же о том, что стало с Россией после Петра. Поэт обращает внимание читателя на то, что развитие ци­вилизации нередко становится бедствием для простых людей, например, для таких, как Евгений.

В этом про­изведении тема Петра и его преобразований тесно сплетается с судьбой «маленького человека», бедного чиновника Евгения. Реформы великого русского царя губительны для «маленького человека», лишают его возможности быть счастливым. Для описания навод­нения 7 ноября 1824 г.

Пушкин обратился к журна­льным сообщениям, в частности к статье Булгарина в книге Верха.

Не секрет, что реформы Петра I были тяжелым ис­пытанием для народа. Символично, но и город, по­строенный гением Петра, стал источником повышен­ной опасности — стихия не пощадила его, она нарушила безмятежное существование обитателей Петербурга.

Город разрушил жизни простых маленьких лю­дей — Параши и Евгения.

Разумеется, жизнь и счас­тье одного-единственного человека ровным счетом ничего не значит по сравнению с реформами, изме­нившими судьбу целого государства.

Поэтому никто и не заметил, как было погублено наводнением счас­тье влюбленных. Нева затопила город, и город оказал­ся под водой. Жители города видят в этом Божье на­казание.

Царь наблюдает бедствие с балкона. Он видит, что под водой все гибнет. Тем временем Евгений сидел на площади. Он беспокоился за Парашу, ведь она живет в бедном ветхом домике рядом с заливом. Теперь де­вушка вместе со своей матерью может погибнуть. Мысли об этом тревожат молодого человека. Рядом с ним памятник Петру — «стоит с простертою рукою кумир на бронзовом коне».

Для Евгения, как и для многих людей, последствия наводнения стали ужасными: Параша погибла, а сам герой сошел с ума. Эта трагедия — ничто относитель­но величия Петербурга.

Петербург после стихийного бедствия мало-помалу возвращается к прежней жизни. Только несчастному Евгению теперь уж суждено стать помешанным.

Единственное, что он может сделать, — грозить памят­нику Петра. Но что такое эти угрозы? Всего лишь бред сумасшедшего. Однако даже за это Евгения на­стигает кара — медный всадник преследует его.

Разу­меется, виной тому больное воображение Евгения. Но разве легче от этого самому Евгению? В результа­те несчастный сумасшедший погиб.

И это закономер­но, ведь его жизнь теперь лишена всякого смысла, он потерял все.

Остался только прекрасный город на Неве, кото­рому суждено пережить много поколений, оставаясь таким же величественным и неповторимым. Сам Пушкин признается в любви к этому городу: «Люб­лю тебя, Петра творенье».

Источник: https://prepodka.net/tragediya-malenkogo-cheloveka-v-poeme-a-s-pushkina-mednyj-vsadnik/

В помощь ученикам

Царь-преобразователь предстает перед нами в тот в момент, когда он принимает важнейшее для всей последующей российской истории решение: «Здесь будет город заложен…».

Монументальной фигуре царя автор противопоставляет образ суровой и дикой природы. Картина, па фоне которой предстает перед нами фигура царя, безотрадна (одинокий челн, мшистые и топкие берега, убогие избы «чухонцев»).

Перед взором Петра широко раскинувшаяся, несущаяся вдаль река; вокруг лес, «неведомый лучам в тумане спрятанного солнца». Но взгляд правителя устремлен в будущее.

Россия должна утвердиться на берегах Балтики это необходимо для процветания страны:

…Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.

Прошло сто лет, и великая мечта Петра осуществилась:

…юный град, Полнощных стран краса и диво, Из тьмы лесов, из топи блат

Вознесся пышно, горделиво…

Пушкин произносит восторженный гимн творению Петра, признается в любви к «юному граду», пред блеском которого «померкла старая Москва».

Однако отношение поэта к Петру было противоречивым.

Образ сияющего, оживленного, пышного города сменяется в первой части поэмы картиной страшного, разрушительного наводнения, выразительными образами бушующей стихии, над которой человек не властен.

Стихия сметает все на своем пути, унося в потоках вод обломки строений и разрушенных мостов, «пожитки бледной нищеты» и даже гробы «с размытого кладбища». Образ неукротимых природных сил предстает здесь как символ «бессмысленного и беспощадного» народного бунта.

Среди тех, чью жизнь разрушило наводнение, оказывается и Евгений, о мирных заботах которого автор говорит в начале первой части поэмы.

Главным героем поэмы становится бедный чиновник Евгений. Он «человек обыкновенный», не имеющий ни денег, ни чинов. Евгений «где-то служит» и мечтает устроить себе «приют смиренный и простой», чтобы жениться на любимой девушке и пройти с ней жизненный путь:

И станем жить и так до гроба,
Рука с рукой дойдем мы оба…

Жизнь Евгения проходит в труде и в скромных мечтах о личном счастье. Но его невеста Параша гибнет в наводнении, и герой оказывается перед лицом страшных вопросов: что есть жизнь человека? не пустой ли она сон «насмешка неба над землей»?

«Смятенный ум» Евгения не выдерживает «ужасных потрясений». Он сходит с ума, покидает свой дом и бродит по городу в истрепанной и ветхой одежде, безразличный ко всему, кроме наполняющего его «шума внутренней тревоги ».

Словно древний пророк, постигший неправедность мира, Евгений отгорожен от людей и презираем ими.

Сходство пушкинского героя с пророком становится особенно явным, когда Евгений в своем безумии внезапно прозревает и обрушивает свой гнев на «горделивого истукана» – медного всадника.

Основной конфликт пушкинского произведения – это конфликт личности и государства: Петербург, создание которого продиктовано интересами государственными, построен в месте непригодном для жизни человека.

Читайте также:  Бамбуковый лес сагано, япония

Простой человек в его частных интересах противопоставлен государству.

Но Пушкин показывает, что пренебрежение интересами маленького человека может привести к бунту, разгулу стихии, что воплощено в мятежном образе взбунтовавшейся Невы.

Источник: http://omironova.ru/index.php/4-essays-reports-abstracts/t08q1

Трагедия «маленького человека» в поэме А. Пушкина «Медный всадник»

Тема «маленького человека» неоднократно поднималась в произведениях русской литературы: «Петер­бургские повести» Н. В. Гоголя, «Униженные и ос­корбленные», «Бедные люди» Ф. М. Достоевского, рассказы А. П. Чехова. Жизнь «маленького челове­ка», отображенная в связи с различными события­ми,— это жизнь народа в целом.

В поэме «Медный всадник» А. С. Пушкин раскрывает этот образ, проти­вопоставляя ему две могущественные силы: величие и мощь императора и буйную, неуправляемую сти­хию природы. Деятельность Петра Первого осмысли­валась многими писателями и поэтами в разные вре­менные периоды.

И по сей день нет однозначного мне­ния о целесообразности петровских преобразований и допустимости средств, используемых монархом для достижения цели — европеизации России. В своей по­эме А. С. Пушкин сумел очень ярко отобразить дан­ные противоречия.

С одной стороны, это великое свер­шение — покорение стихии, создание блестящего го­рода, открывающего перспективы развития внешней политики, затмившего своей красотой и значимостью столицу:

И перед младшею столицей

Померкла старая Москва,

Как перед новою царицей

Порфироносная вдова.

 Но с другой стороны, что стояло за осуществлением этих честолюбивых замыслов? В первую очередь, пре­небрежение к нуждам собственного народа, ведь чер­неющие избы — «приют убогого чухонца» — воспри­нимались государем, как картина, омрачающая взор своей неприглядностью, а не как отдельная жизнь от­дельного человека, вторгаться в которую, нарушая ее привычный ход, не позволено даже великим государ­ственным деятелям. Но, презрев условности, невзи­рая на протест народа и природы, могущественный царь добился того, что «юный град»

Из тьмы лесов, из топи блат

Вознесся пышно, горделиво;

Где прежде финский рыболов,

Печальный пасынок природы,

Один у низких берегов

Бросал в неведомые воды

Свой ветхий невод, ныне там,

По оживленным берегам,

Громады стройные теснятся

Дворцов и башен…

Город прекрасен, мечты правителя осуществились: «…корабли Толпой со всех концов земли к богатым пристаням стремятся…»

Поэт образно описывает величие Северной столи­цы, отдавая ей дань своего восхищения. Но тут же ис­пользует прием контраста:

Выла ужасная пора,

Об ней свежо воспоминанье…

Об ней, друзья мои, для вас

Начну свое повествованье.

Печален будет мой рассказ.    

И знакомит нас с главным героем произведения — «маленьким человеком» Евгением, судьба которого помогает нам полнее осознать результаты деяний Петра, совершившего насилие над природой. Петр ве­лик: «Какая дума на челе! Какая сила в нем сокрыта!» И дум он полон великих, общегосударственного масштаба. А что же Евгений?

О чем же думал он? о том,

Что был он беден, что трудом

Он должен был себе доставить          

И независимость и честь;

Что мог бы бог ему прибавить

Ума и денег. Он мечтал:

Уж кое-как себе устрою

Приют смиренный и простой

И в нем Парашу успокою.

«Пройдет, быть может, год-другой —           

Местечко получу — Параше

Препоручу хозяйство наше

И воспитание ребят…

И станем жить, и так до гроба

Рука с рукой дойдем мы оба,  <\p>

И внуки нас похоронят…

В нескольких строках Пушкин выразил чаяния всего народа, стремящегося к спокойной, размерен­ной жизни в окружении близких людей.

В поэме не показан открыто царский произвол, ло­мающий людские судьбы. Он проявляется косвенно, через восстание природных сил, которые не может ус­мирить даже императорская воля: «С божией стихией царям не совладеть».

И честолюбие государя обраща­ется горем для тысяч простых людей, жалких в своей беспомощности. «Ужо тебе!..»,— грозит несчастный Евгений, но даже вылитый из меди Петр внушает ему страх и продолжает вершить его судьбу, сводя с ума.

И царь, ранее называемый автором «мощным власте­лином судьбы», превратился в горделивого истукана, холодного и равнодушного.

Описывая событие, произошедшее в тот период, ко­гда эпоха Петра Первого стала уже достоянием исто­рии, автор стремился подчеркнуть значимость этой исторической фигуры, чье волеизъявление надолго останется судьбоносным для простого народа.

Источник: http://5litra.ru/soch/105-tragediya-malenkogo-cheloveka-v-poyeme-a-pushkina.html

Трагедия «маленького человека» в поэме А. Пушкина «Медный всадник»

Трагедия «маленького человека» в поэме А. Пушкина «Медный всадник»

Тема” маленького человека неоднократно поднималась в произведениях русской литературы:” Петербургские повестин. В. Гоголя,” Униженные и оскорбленные,” Бедные людиф. Г. Достоевского, рассказы А. П. Чехова. Жизнь” маленького человека, отображенная в связи с различными событиями,- это жизнь народа в целом. В поэме” Медный всадника. С.

Пушкин раскрывает этот образ, противопоставляя ему две могущественные силы: величие и мощь императора и буйную, неуправляемую стихию природы. Деятельность Петра Первого осмысливалась многими писателями и поэтами в разные временные периоды.

И по сей день нет однозначного мнения в целесообразности петровских преобразований и допустимости средств, используемых монархом для достижения цели – европеизации России. В своей поэме А. С. Пушкин сумел очень ярка отобразить данные противоречия.

С однои стороны, это великое свершение – покорение стихии, создание блестящего города, открывающего перспективы развития внешней политики, затмившего своей красотой и значимостью столицу:

И перед младшею столицей

Померкшая старая Москва,

Как перед новой царицей

Порфироносная вдова

Но с другой стороны, что стояло за осуществлением этих честолюбивых замыслов? В первую очередь, пренебрежение к нуждам собственного народа, ведь чернеющие избы -” приют убогого чухонца – воспринимались государем, как картина, омрачающая взор своей неприглядностью, а не как отдельная жизнь отдельного человека, вторгаться в которую, нарушая ее привычный ход, не позволено даже большим государственным деятелям. Но, презрев условности, невзирая на протест народа и природы, могущественный царь добился того, что” юный град

Из тьмы лесов, из топи блат

Вознесся пышно, горделиво;

Где преждет финский рыболов,

Печальный пасынок природы,

Один в низких берегов

Бросал в неведомые воды

Свой обветшалый невод, ныне там,

По оживленным берегам,

Громады стройные теснятся

Дворцов и башен…

Огород прекрасен, мечты правителя осуществились:” …корабли Толпой со всех концов земли к богатым пристаням стремятся…

Поэт образно описывает величие Северной столицы, отдавая ей дань своего восхищения. Но здесь же использует прием контраста:

Выла ужасная пора,

Об неи свежо воспоминанье…

Об неи, друзья мои, для вас

Начну свое повествованье.

Печален будет мой рассказ.

И знакомит нас с главным героем произведения -” маленьким человекомевгением, судьба которого помогает нам полнее осознать результаты деяний Петра, совершившего насилие над природой. Петр велик:” Какал дума на челе! Какая сила в нем сокрыта! И дум вон плен больших, общегосударственного масштаба. А что же Евгений?

О чем же думал вон? в том,

Что был вон беден, что трудом

Вон должен был себя доставит

И независимость и честь;

Что мог бы бог ему прибавит

Ума и денег. Вон мечтал:

Уж кое-как себя устройства

Приют смиренный и простой

И в нем Парашу успокою.

“Пройдет, быть может, год-другой –

Местечко получу – Параше

Препоручу хозяйство наше

И воспитание ребят…

И станем жить, и так к гробу

Рука с рукой дойдем мы оба,

И внуки нас похоронят…

В нескольких сроках Пушкин выразил чаяния всего народа, стремящегося к спокойной, размеренной жизни в окружении близкихлюдей.

В поэме не показан открыто царский произвол, ломающий людские судьбы. Вон проявляется косвенно, через восстание природных сил, которые не может усмирит даже императорская воля:” С божией стихией царям не совладеть.

И честолюбие государя обращается горем для тысяч простых людей, жалящих в своей беспомощности.” Ужо тебя!..,- грозит несчастный Евгений, но даже вылитый из меди Петр внушает ему страх и продолжает вершит его судьбу, сводя с ума.

И царь, ранее называемый автором” мощным властелином судьбы, превратился в горделивого истукана, холодного и равнодушного.

Описывая событие, произошедшее в тот период, когда эпоха Петра Первого стала уже достоянием истории, автор стремился подчеркнуть значимость этой исторической фигуры, чье волеизъявление надолго останется судьбоносным для простого народа.

Источник: http://www.slavkrug.org/tragediya-malenkogo-cheloveka-v-poeme-a-pushkina-mednyj-vsadnik/

Образ

Образование 23 января 2016

Некоторые почему-то считают, что год, когда была написана поэма “Медный всадник”, – 1830. Анализ биографических сведений позволяет однозначно утверждать, что Пушкин создал ее в 1833 году. Это одно из самых совершенных и ярких произведений Александра Сергеевича.

Автор в этой поэме убедительно показал всю противоречивость и сложность переломной эпохи отечественной истории. Нужно подчеркнуть, что поэма “Медный всадник” занимает особое место в творчестве Александра Сергеевича. Поэт в ней попытался решить актуальную во все времена проблему взаимоотношения государства и личности.

Эта тема всегда была в центре духовных исканий автора.

Особенности жанра

Согласно традиции, сложившейся с давних пор, поэма – произведение, которое имеет лирический или повествовательный характер. Если первоначально она была скорее творением историческим, то с некоторых пор поэмы начали приобретать все чаще романтическую окрашенность. Это было связано с традицией рыцарского романа, популярного в средневековье.

Читайте также:  Урок-конспект по теме: "1 сентября. день знаний"

Еще позже нравственно-философская, личностная проблематика выдвигается на первый план. Начинают усиливаться лирико-драматические аспекты. В поэме вместе с тем прорисовываются центральные герои или один персонаж (это характерно для творчества писателей-романтиков) в качестве самостоятельных личностей. Они перестают быть выхваченными автором из исторического потока.

Теперь это не просто расплывчатые фигуры, как раньше.

Образ маленького человека в русской литературе

Маленький человек в отечественной литературе – одна из сквозных тем. К ней обращались многие писатели и поэты 19 века. А. С. Пушкин затронул ее одним из первых в своей повести “Станционный смотритель”. Гоголь, Чехов, Достоевский и многие другие стали продолжателями этой темы.

Каков же образ маленького человека в русской литературе? Этот человек мал в социальном плане. Он находится на одной из низших ступеней общественной иерархии. Кроме того, мир его притязаний и духовной жизни до крайности беден, узок, наполнен множеством запретов. Философских и исторических проблем не существует для этого героя. Он находится в замкнутом и узком мире своих жизненных интересов.

Видео по теме

Евгений – маленький человек

Рассмотрим теперь образ маленького человека в поэме “Медный всадник”. Евгений, герой ее, является порождением так называемого петербургского периода отечественной истории. Его можно назвать маленьким человеком, поскольку смысл жизни Евгения состоит в обретении мещанского благополучия: семьи, хорошего места, дома.

Кругом семейных забот ограничено существование этого героя. Для него характерна непричастность к своему прошлому, так как он не тоскует ни о забытой старине, не о почиющей родне. Эти черты Евгения для Пушкина неприемлемы. Именно благодаря им этот персонаж представляет собой образ маленького человека в поэме “Медный всадник”.

Александр Сергеевич намеренно не дает подробную характеристику этого героя. У него даже нет фамилии, что говорит о том, что на его место можно поставить любого другого человека. В фигуре Евгения отразилась судьба множества подобных людей, чья жизнь пришлась на петербургский период истории.

Однако образ маленького человека в поэме “Медный всадник” не статичен, он трансформируется по ходу повествования. Об этом мы расскажем чуть ниже.

Взгляд Петра и Евгения

Евгений в сцене наводнения сидит, сжав руки крестом (в чем видится параллель с Наполеоном), однако без шляпы. За его спиной находится Медный всадник. Эти две фигуры смотрят в одном направлении.

Тем не менее взгляд Петра отличается от взгляда Евгения. У царя он направлен в глубь веков. Петр не заботится о судьбах простых людей, поскольку он решает главным образом исторические задачи.

Евгений же, представляющий образ маленького человека в поэме “Медный всадник”, смотрит на дом своей любимой.

Главное отличие между Петром и Евгением

Можно выявить следующее главное отличие, сопоставляя бронзового Петра с этим героем. Образ Евгения в поэме А. С. Пушкина “Медный всадник” характеризуется тем, что у этого персонажа есть сердце и душа, он обладает способностью чувствовать, умеет переживать за судьбу человека, которого он любит. Его можно назвать антиподом Петра, этого кумира на бронзовом коне.

Евгений способен мучиться, мечтать, печалиться. То есть, невзирая на то что Петр размышляет о судьбах всего государства, то есть озабочен благоустройством жизни всех людей, в абстрактном смысле (включая и Евгения, который в будущем должен стать жителем Петербурга), в глазах читателя Евгений, а не царь становится более привлекательным.

Именно он пробуждает в нас живое участие.

Наводнение в судьбе Евгения

Для Евгения трагедией оборачивается произошедшее в Петербурге наводнение. Оно делает из этого невзрачного человека настоящего Героя. Евгений сходит с ума. Это, безусловно, сближает его с персонажами романтических произведений, поскольку безумие – популярная черта романтического героя.

Евгений бродит по улицам города, враждебного ему, однако в его ушах раздается мятежный шум ветров и Невы. Именно этот шум вместе с шумом в его собственной душе пробуждает в Евгении то, что было основным признаком человека для Пушкина – память. Героя приводит на Сенатскую площадь именно память о наводнении.

Здесь он встречается с бронзовым Петром во второй раз. Пушкин великолепно описал, какое это было трагически прекрасное мгновение в жизни смиренного бедного чиновника. У него вдруг прояснились мысли. Герой понял, в чем состоит причина как его собственных несчастий, так и всех бед города.

Евгений узнал виновника их, человека, по роковой воле которого город основался. В нем вдруг родилась ненависть к этому державцу полумира. Евгению страстно захотелось ему отомстить. Герой поднимает бунт.

Он грозит Петру, подойдя к нему: “Ужо тебе!” Проведем краткий анализ сцены бунта в поэме “Медный всадник”, что позволит нам открыть новые черты в образе Евгения.

Протест

Неизбежность и естественность протеста рождается благодаря духовной эволюции героя. Преображение его показано автором художественно убедительно.

Протест поднимает Евгения к новой жизни, трагической, высокой, которая таит в себе неминуемую близкую смерть. Он грозит царю будущим возмездием.

Самодержцу страшна эта угроза, поскольку он осознает огромную силу, скрытую в этом маленьком человеке, протестующем, поднявшем мятеж.

В то мгновение, когда Евгений вдруг прозревает, он превращается в Человека в его связи с родом. Следует отметить, что в этом отрывке герой ни разу не назван по имени. Это делает его в определенной степени безликим, одним из многих.

Пушкин описывает противостояние олицетворяющего самодержавную власть грозного царя и Человека, который наделен памятью, имеет сердце. Обещание возмездия и прямая угроза слышатся в шепоте прозревшего героя.

За них ожившая статуя, “возгоря” гневом, наказывает этого “безумца бедного”.

Безумие Евгения

Читателю понятно, что протест Евгения единичный, к тому же он произносит его шепотом. Тем не менее герой должен понести наказание. Символично также то, что Евгений определяется как безумец.

Согласно Пушкину, безумие – неравный спор. С позиции здравого смысла выступление одного человека против могущественной государственной власти – самое настоящее безумие.

Но оно “святое”, так как молчаливое смирение несет гибель.

“Медный всадник” – поэма философская, социальная. Пушкин показывает, что лишь протест может спасти личность от нравственного падения в условиях совершающегося насилия. Александр Сергеевич подчеркивает то, что сопротивление, попытка возмутиться, подать голос всегда будет лучшим выходом, чем покорность жестокой судьбе.

Источник: fb.ruОбразование
Проблематика “Медного всадника” А. С. Пушкина

Сегодня в статье мы поговорим о проблематике «Медного всадника». Рассмотрим главных героев, проанализируем сюжетные линии, а также попробуем разобраться в основной задумке автора.История создания

Искусство и развлечения
Образ Петербурга в поэме “Медный всадник” Пушкина

Петербург – это поразительный город, который оставил в русской истории большой след. Он многообразно и невероятно сильно повлиял на нашу жизнь, на наше общество! И, конечно же, образ Петербурга вдохновлял многих…

Искусство и развлечения
Характеристика и образ Петра 1 в поэме “Медный всадник”

«Медный всадник», пожалуй, самое неоднозначное произведение Пушкина, пронизанное глубоким символизмом. Историки, литературоведы и обычные читатели не одно столетие спорят, ломают копья, создают и низвергаю…

Искусство и развлечения
Главный герой. «Медный всадник» – стихотворная поэма А.С. Пушкина

Поэтическое произведение «Медный всадник» было создано Пушкиным в имении Болдино в 1833 году в очень плодотворный период для поэта. Но к большому сожалению это великолепное сочинение не прошло царскую ценз…

Искусство и развлечения
А. С. Пушкин, “Медный всадник”: история создания поэмы

Поэма «Медный Всадник» – это одна из самых емких, загадочных и сложных поэм Пушкина. Ее он написал осенью 1833 года в знаменитом Болдине. Это место и время дарили необычайное вдохновение Александру Сергеев…

Искусство и развлечения
Образ Савельича в повести “Капитанская дочка” А.С. Пушкина

Образ Савельича в повести «Капитанская дочка» создан А.С. Пушкиным неслучайно, он олицетворяет собой национальный русский характер наравне с капитаном Мироновым, окружением Пугачева. Попробуем вспомнить, к…

Искусство и развлечения
“Демон” А.С. Пушкина: анализ. “Демон” Пушкина: “злобный гений” в каждом человеке

В известном стихотворении «Демон» Александром Пушкиным описано то состояние человека, что неоднократно посещало многих людей. Например, когда мы стремимся к чему-то, куда-то спешим, что-то делаем, а потом …

Искусство и развлечения
Образ Емельяна Пугачева в повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина

Основа повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина – события, произошедшие в 1773-1774 гг. Автор изображает крестьянское восстание, которое возглавил Емельян Пугачев.

Искусство и развлечения
Образ Петра Гринева в повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина

Образ Петра Гринева в повести «Капитанская дочка» завораживает своей широтой и разносторонностью. Он контрастирует с образом Гринева-старшего, отца Петра – человека с устоявшимся мировоззрением и пол…

Искусство и развлечения
Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина

События, описанные Александром Сергеевичем Пушкиным в одном из самых известных его произведений, – это история масштабного восстания крестьян (1773-1774). Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка» вызва…

Читайте также:  А.с. пушкин "полтава": описание, герои, анализ поэмы

Источник: http://monateka.com/article/184127/

Сочинение на тему: Тема маленького человека в поэме Медный всадник, Пушкин

Тема маленького человека

Поэма А. С. Пушкина “Медный всадник” была создана в Болдине в 1833 году. Ее не сразу допустили к печати из-за затронутых в ней вопросов превосходства власти над обыкновенной личностью. Поэтому поэма была опубликована только после смерти писателя.

С самых первых строк перед читателем предстает царь-реформатор Петр I, принимающий важнейшее для всей России решение возвести величественный град на берегу Невы, который впоследствии на долгие годы станет столицей империи. Последующие главы показывают город во всей его красе через сто лет.

Несмотря на то, что Петра I уже нет в живых, он остался в городе в образе “медного всадника” – исполинского истукана на бронзовом коне с взглядом, устремленным в будущее и с протянутой вперед рукой.

Главный герой поэмы – “маленький человек”, бедный петербуржский чиновник Евгений, который живет в ветхом домике и еле сводит концы с концами. Он очень тяготится своим положением и изо всех сил пытается его исправить.

Все свои мечты и надежды Евгений связывает с бедной девушкой Парашей, которая живет со своей матерью на другом берегу Невы. Однако судьба оказалась неблагосклонна к нему и отобрала у него Парашу. Во время очередного стихийного бедствия, Нева вышла из берегов и затопила ближайшие дома.

Среди погибших была и Параша. Этого горя Евгений не перенес и сошел с ума. Со

временем он понял причину всех своих несчастий и узнал в бронзовой статуе виновника, по чьей воле именно здесь был построен город. Однажды ночью во время очередной бури Евгений пошел в исполину взглянуть в его глаза, но тут же пожалел об этом.

Как ему показалось, в глазах “медного всадника” вспыхнул гнев, а тяжелый топот медных копыт преследовал его всю ночь. На следующий день Евгений отправился к статуе, снял перед грозным царем картуз, как бы извиняясь за свой поступок.

Вскоре его нашли мертвым в обветшалом домике после очередного наводнения.

Кто же все-таки виноват в несчастьях “маленького человека”: государство или он сам оттого, что не интересовался величием истории? Построение Петербурга на берегу Невы было продиктовано государственными интересами. Автор осознает, как дорого пришлось заплатить за этот стройный вид военной столицы. С одной стороны, он понимает и поддерживает идеи Петра.

С другой, он пытается показать, как эти мечты повлияли на обычных людей. Наряду с высокой человечностью прослеживается и суровая правда. В поэме “Медный всадник” простой человек со своими частными интересами противопоставлен государству.

Однако, справедливости ради, автор показывает, что пренебрежение интересами “маленького человека” ведет к стихийным бедствиям, в данном случае, к разгулу взбунтовавшейся Невы.

(Пока оценок нет)
Loading…
Бондарев произведение о войне.

Сочинение на тему: Тема маленького человека в поэме Медный всадник, Пушкин

Categories: Сочинения на определенные темы

Источник: http://ege-essay.ru/sochinenie-na-temu-tema-malenkogo-cheloveka-v-poeme-mednyj-vsadnik-pushkin/

ActionTeaser.ru – тизерная реклама

Поэма «Медный всадник» (1833) — одно из наиболее ярких и совершенных произведений Пушкина. В ней автор убедительно показывает всю сложность и противоречивость переломной эпохи в истории нашей страны. Следует подчеркнуть, что поэма занимает в творчестве Пушкина особое место.

В этом произведении поэт попытался решить проблему взаимоотношения личности и государства, эта проблема составляла сущность духовных исканий Пушкина. Поэт видел возможность достижения согласия, гармонии между личностью и государством, знал, что человек может одновременно сознавать себя частью великого государства и яркой индивидуальностью, свободной от гнета.

По какому же принципу должны строиться отношения личности и государства, чтобы частное и общественное сливались в одно целое Пушкинская поэма «Медный всадник» была своеобразной попыткой ответить на этот вопрос.

К моменту создания «Медного всадника» в русской литературе назрела необходимость в стиховой повести о современном, не экзотическом и не надчеловечном герое.
Сюжет пушкинской поэмы вполне традиционен.

В экспозиции автор представляет нам Евгения, скромного чиновника, «маленького человека», приметы быта которого сведены к минимуму: «стряхнул шинель, разделся, лег». Евгений из обедневших дворян, о чем Пушкин упоминает мельком, сообщив, что предки героя значились в «Истории Карамзина».

Сегодняшний быт Евгения весьма скромен: он «где-то» служит, любит Парашу и мечтает жениться на^любимой девушке. В «Медном всаднике» частная жизнь и жизнь государственная представлены как два замкнутых мира, в каждом из которых существуют свои законы. Мир Евгения — мечты о тихих радостях семейной жизни.

Мир государства, у истоков которого стоял Петр, — великие свершения и подчинение всего мира своей воле, своему порядку («Все флаги в гости к нам»). Мир частной личности и мир государства не просто отделены друг от друга, они враждебны, каждый из них несет другому зло и разрушение.

Так, Петр свой город закладывает «назло надменному соседу» и уничтожает то, что добро и евято для бедного рыбака. Петр, который пытается подчинить, укротить стихию, вызывает ее злую месть, то есть становится виновником крушения всех личных надежд Евгения. Евгений хочет мстить, его угроза («Ужо тебе!») нелепа, но полна стремления к бунту против «кумира».

В ответ он получает злую месть Петра и безумие. Восставший против государства был страшно наказан. Таким образом, в основе отношений личности и государства лежит взаимное желание зла. И конфликт этот разрешить невозможно. Но для самого Пушкина в этом противоречии не было ничего трагического. Как для себя автор решает кон фликт личности и государства, мы можем понять, если обратимся к месту вступления поэмы «Медный всадник». Пушкин пишет: Люблю тебя, Петра творенья. Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой ее гранит…

По мнению Пушкина, в основу отношений между частным и государственным должна быть положена любовь, и поэтому жизнь государства и личности должны обогащать и дополнять друг друга.

Пушкин разрешает конфликт личности и государства, преодолевая односторонность и мировоззрения Евгения, и взгляда на жизнь противоположной герою стороны. Кульминацией же этого столкновения является бунт «маленького» человека.

Пушкин, поднимая бедного безумца до уровня Петра, начинает использовать возвышенную лексику. В момент гнева Евгений поистине страшен, ведь он осмелился угрожать самому Медному Всаднику! Однако бунт сошедшего с ума Евгения, — бунт бессмысленный и наказуемый.

Кланяющиеся кумирам становятся их жертвами. Не исключено, что «бунт» Евгения содержит скрытую параллель с судьбой декабристов. Это подтверждает трагический финал «Медного всадника».

Анализируя пушкинскую поэму, мы приходим к выводу о том, что поэт проявил себя в ней как истинный философ. «Маленькие» люди будут бунтовать против высшей силы столько, сколько будет существовать государство. В этом-то и заключается трагичность и противоречие вечной борьбы слабых и сильных.

Кто же все-таки виноват: великое государство, которое потеряло интерес к частной личности, или «маленький человек», который перестал интересоваться величием истории, выпал из нее? Читательское восприятие поэмы оказывается крайне противоречивым: по мнению Белинского, Пушкин обосновал трагическое право империи со всей ее государственной мощью распоряжаться жизнью частного человека; в XX веке некоторые критики предполагали, что Пушкин стоит на стороне Евгения; существует также мнение, что конфликт, изображенный Пушкиным, трагически неразрешим. Но очевидно, что для самого поэта в «Медном всаднике», по формуле литературоведа Ю. Лотмана, «правильный путь состоит не в том, чтобы из одного лагеря перейти в другой, а в том, чтобы «приподняться над жестоким веком», сохранив в себе гуманность, человеческое достоинство и уважение к жизни других людей». Понимания и даже ненависти. Он сознает, что готовность принести себя в жертву — это прямая обязанность поэта. Поэт! не дорожи любовию народной. Восторженных похвал пройдет минутный шум; Услышишь суд глупца и смех толпы холодной, Но ты останься тверд, спокоен и угрюм. Пушкин на протяжении всей своей жизни подтверждал собственные идеалы и стремления, высказанные в стихах. Он не боялся немилости сильных мира сего, он смело высказывался против крепостничества; выступал в защиту декабристов. Жизнь поэта была непростой, он сознательно отказывался от спокойствия и умиротворенности, считая назначением поэта — открывать миру правду. В сатире праведной порок изображу И нравы сих веков потомству обнажу.

Поэту удалось донести до потомства свои мысли. Имя Пушкина всегда будет дорого для тех, кто любит и понимает русскую историю и литературу.

ActionTeaser.ru – тизерная реклама

Источник: https://moitvoru.ru/index.php/home/sochineniya-po-proizvedeniyam/pushkin-a-s/mednyj-vsadnik/4554-tragediya-malenkogo-cheloveka-v-poeme-a-s-pushkina-mednyj-vsadnik

Ссылка на основную публикацию