Сочинение на тему: “образ маленького человека в русской литературе”

«Образ «маленького человека» в русской литературе 19 века»

«Боль о человеке» — вот, пожалуй, главная тема русской литературы 19 века. Сострадание к трагической судьбе «маленького человека» составляло основу творчества всех русских писателей. И первым в этом ряду был, конечно, А. С. Пушкин.

В 1830 году Пушкин написал пять повестей, объединенных общим названием и общим рассказчиком, — «Повести Белкина». Из них самой трогательной и одновременно самой печальной является, как мне кажется, повесть «Станционный смотритель». В ней поэт впервые вывел на страницы русской литературы «маленького человека» — Самсона Вырина.

Пушкин очень точно охарактеризовал его социальное положение — «сущий мученик четырнадцатого класса». Многое вытерпел смотритель маленькой почтовой станции в своей горемычной жизни, многое перенес.

Почти каждый из проезжающих вольно или невольно обижал его, вымещая на нем, безответном чиновнике, досаду за плохие дороги и задержку лошадей. У него была одна отрада — дочь Дуня, которую он любил больше самой жизни. Но и ее он лишился: Дуню увез с собой в Петербург проезжий офицер Минский.

Вырин пытался добиться правды, но везде его гнали прочь. И бедный чиновник не перенес обиды — спился и вскоре умер. Пушкин явно с сочувствием показал Самсона Вырина, глубоко несчастного человека, со своей маленькой, но от этого никак не менее горестной драмой.

«Маленькому человеку» посвящена повесть Н. В. Гоголя «Шинель», которую В. Г. Белинский назвал «глубочайшим созданием» писателя. Главный герой повести — Акакий Акакиевич Башмачкин, «вечный титулярный советник». Всю свою жизнь он «ревностно и с любовью» переписывал бумаги в департаменте.

Это переписывание было не только его работой, но и его призванием, даже, можно сказать, жизненным предназначением. Башмачкин не разгибая спины трудился целый день на службе и брал бумаги на дом, а некоторые, наиболее интересные, переписывал для себя — на память. Жизнь его была по-своему насыщенной и интересной.

Но одно огорчало Акакия Акакиевича: старая шинель, прослужившая ему верой и правдой не один десяток лет, к конце концов, пришла в такой «упадок», что ее уже не мог починить самый искусный портной.

Существование Башмачкина приобрело новое содержание: он стал копить деньги на пошив новой шинели, и мечты о ней согревали ему душу долгими зимними вечерами. Эта шинель, ставшая предметом постоянных дум и разговоров Башмачкина, приобрела для него чуть ли не мистическое значение.

И когда она наконец была готова, Башмачкин, помолодевший, одухотворенный, появился в ней на службе. Это был день его торжества, его триумфа, но он неожиданно и трагически закончился: ночью грабители отняли у него новую шинель. Для бедного чиновника это была катастрофа, крушение всей его жизни.

Он обратился к некоему «значительному лицу» за помощью, умоляя найти и покарать грабителей, но его просьба показалась важному генералу слишком ничтожной, чтобы обратить на нее внимание. И потеря стала для Башмачкина роковой: вскоре он заболел и умер. Гоголь призывал читателя любить «маленького человека», потому что он «брат наш», потому что он тоже человек.

Тему «маленького человека» продолжил Ф. М. Достоевский, очень точно сказавший о себе и о своих современниках: «Все мы вышли из „Шинели“ Гоголя».

Действительно, главными героями почти всех его произведений были «маленькие люди», «униженные и оскорбленными». Но, в отличие от героя Гоголя, герои Достоевского способны открыто протестовать.

Они не смиряются с ужасной действительностью; они способны сказать горькую правду о себе и об окружающем их обществе.

Их духовный мир не так ограничен и убог, как у Башмачкина. Они острее, чем он, чувствуют несправедливость и жестокость мира наживы и денег. Так, бедный чиновник Мармеладов, выброшенный на самое дно жизни, сохранил свою душу, не стал негодяем и подлецом.

Он намного более человечен, чем «хозяева жизни» — Лужин и Свидригайлов. Монолог Мармеладова в распивочной — это не только сожаление о своей загубленной жизни, но и горький упрек всему обществу.

Соня Мармеладова была вынуждена продавать себя, чтобы не дать умереть с голоду маленьким детям своей мачехи — Катерины Ивановны. Она страдает за боль всех людей, всех сирых и убогих. Соня помогает не только своей семье, она стремиться помочь совершенно чужим людям.

Именно Соня стала нравственной и духовной опорой для Раскольникова: Соня понесла вместе с ним его «крест» — пошла вслед за ним на каторгу. В этом заключается ее сила и ее величие — величие самопожертвования во имя людей, на которое была способна только неординарная личность.

Произведения русских писателей заставляют нас мучительно размышлять о смысле человеческой жизни, о предназначении человека. Вместе с их героями мы учимся уважать человеческую личность, сострадать ее боли и сопереживать ее духовным исканиям.

Источник: https://www.allsoch.ru/sochineniya/5731

Образ “маленького человека” в русской литературе 19 века

/ Сочинения / Разное / 19 век / Образ “маленького человека” в русской литературе 19 века

  Скачать сочинение

    «Боль о человеке» – вот, пожалуй, главная тема русской литературы 19 века. Сострадание к трагической судьбе «маленького человека» составляло основу творчества всех русских писателей. И первым в этом ряду был, конечно, А. С. Пушкин.     В 1830 году Пушкин написал пять повестей, объединенных общим названием и общим рассказчиком, – «Повести Белкина».

Из них самой трогательной и одновременно самой печальной является, как мне кажется, повесть «Станционный смотритель». В ней поэт впервые вывел на страницы русской литературы «маленького человека» – Самсона Вырина. Пушкин очень точно охарактеризовал его социальное положение – «сущий мученик четырнадцатого класса».

    Многое вытерпел смотритель маленькой почтовой станции в своей горемычной жизни, многое перенес. Почти каждый из проезжающих вольно или невольно обижал его, вымещая на нем, безответном чиновнике, досаду за плохие дороги и задержку лошадей. У него была одна отрада – дочь Дуня, которую он любил больше самой жизни.

Но и ее он лишился: Дуню увез с собой в Петербург проезжий офицер Минский. Вырин пытался добиться правды, но везде его гнали прочь. И бедный чиновник не перенес обиды – спился и вскоре умер. Пушкин явно с сочувствием показал Самсона Вырина, глубоко несчастного человека, со своей маленькой, но от этого никак не менее горестной драмой.

    «Маленькому человеку» посвящена повесть Н. В. Гоголя «Шинель», которую В. Г. Белинский назвал «глубочайшим созданием» писателя. Главный герой повести – Акакий Акакиевич Башмачкин, «вечный титулярный советник». Всю свою жизнь он «ревностно и с любовью» переписывал бумаги в департаменте.

Это переписывание было не только его работой, но и его призванием, даже, можно сказать, жизненным предназначением. Башмачкин не разгибая спины трудился целый день на службе и брал бумаги на дом, а некоторые, наиболее интересные, переписывал для себя – на память. Жизнь его была по-своему насыщенной и интересной.

Но одно огорчало Акакия Акакиевича: старая шинель, прослужившая ему верой и правдой не один десяток лет, к конце концов,пришла в такой «упадок», что ее уже не мог починить самый искусный портной. Существование Башмачкина приобрело новое содержание: он стал копить деньги на пошив новой шинели, и мечты о ней согревали ему душу долгими зимними вечерами.

Эта шинель, ставшая предметом постоянных дум и разговоров Башмачкина, приобрела для него чуть ли не мистическое значение. И когда она наконец была готова, Башмачкин, помолодевший, одухотворенный, появился в ней на службе. Это был день его торжества, его триумфа, но он неожиданно и трагически закончился: ночью грабители отняли у него новую шинель.

Для бедного чиновника это была катастрофа, крушение всей его жизни. Он обратился к некоему «значительному лицу» за помощью, умоляя найти и покарать грабителей, но его просьба показалась важному генералу слишком ничтожной, чтобы обратить на нее внимание. И потеря стала для Башмачкина роковой: вскоре он заболел и умер.

Гоголь призывал читателя любить «маленького человека», потому что он «брат наш», потому что он тоже человек.     Тему «маленького человека» продолжил Ф. М. Достоевский, очень точно сказавший о себе и о своих современниках: «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя». Действительно, главными героями почти всех его произведений были «маленькие люди», «униженные и оскорбленными».

Но, в отличие от героя Гоголя, герои Достоевского способны открыто протестовать. Они не смиряются с ужасной действительностью; они способны сказать горькую правду о себе и об окружающем их обществе.      Их духовный мир не так ограничен и убог, как у Башмачкина. Они острее, чем он, чувствуют несправедливость и жестокость мира наживы и денег.

Так, бедный чиновник Мармеладов, выброшенный на самое дно жизни, сохранил свою душу, не стал негодяем и подлецом. Он намного более человечен, чем «хозяева жизни» – Лужин и Свидригайлов. Монолог Мармеладова в распивочной – это не только сожаление о своей загубленной жизни, но и горький упрек всему обществу.

    Соня Мармеладова была вынуждена продавать себя, чтобы не дать умереть с голоду маленьким детям своей мачехи – Катерины Ивановны. Она страдает за боль всех людей, всех сирых и убогих. Соня помогает не только своей семье, она стремиться помочь совершенно чужим людям. Именно Соня стала нравственной и духовной опорой для Раскольникова: Соня понесла вместе с ним его «крест» – пошла вслед за ним на каторгу. В этом заключается ее сила и ее величие – величие самопожертвования во имя людей, на которое была способна только неординарная личность.

    Произведения русских писателей заставляют нас мучительно размышлять о смысле человеческой жизни, о предназначении человека. Вместе с их героями мы учимся уважать человеческую личность, сострадать ее боли и сопереживать ее духовным исканиям.

24744 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Разное / 19 век / Образ “маленького человека” в русской литературе 19 века

Смотрите также по произведению “19 век”:

Заказать сочинение      

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00057401184864170172

Образ “маленького человека” в произведениях русских классиков (стр. 1 из 5)

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

Глава 2. Сравнение темы маленького человека в произведениях Пушкина и произведениях других авторов……………………………………………………9

2.1. «Маленький человек» в произведениях А.С. Грибоедова…………………9

2.2. Разработка образа «маленького человека» у Н.В. Гоголя………………..10

2.3. Тема «маленького человека» в творчестве М.Ю. Лермонтова…………..10

2.4. Ф.М. Достоевский, как продолжатель темы «маленького человека»….11

2.5. Видение образа «маленького человека» Л.Н. Толстым…………………..13

2.6. Тема «маленького человека» в произведениях Н.С. Лескова……………16

2.7. А.П. Чехов и «маленький человек» в его рассказах………………………17

2.8. Создание образа «маленького человека» Максимом Горьким…………..20

2.9. «Маленький человек» в «Гранатовом браслете» А.И. Куприна…………21

2.10. Тема «Маленького человека» у А.Н. Островского………………………21

Заключение……………………………………………………………………….23

Список источников литературы…………………………………………………25

Определение “маленький человек” применяется к разряду литературных героев эпохи реализма , обычно занимающих довольно низкое место в социальной иерархии: мелкий чиновник, мещанин или даже бедный дворянин.

Образ “маленького человека” оказывался тем более актуален, чем более демократичной становилась литература. Само понятие “маленький человек”, скорее всего, в употребление ввел Белинский (статья 1840 г. “Горе от ума”). Тему “маленького человека” поднимают многие писатели.

Она всегда была актуальна, потому что ее задача – отражать жизнь простого человека со всеми ее переживаниями , проблемами, бедами и маленькими радостями. Писатель берет на себя тяжкий труд показать и объяснить жизнь обычных людей.

“Маленький человек – представитель всего народа. И каждый писатель представляет его по-своему.

Читайте также:  Народный календарь: осень, сентябрь-хмурень

В мировой литературе можно выделить роман-притчу Франца Кафки «Замок, раскрывающий трагическое бессилие маленького человека и его нежелание примирится с судьбой.

В немецкой литературе к образу «маленького человека» тяготели Герхарт Гауптман в своих драмах «Перед восходом солнца» и «Одинокие». Богатство образов «маленького человека» в произведениях Гауптмана порождает множество различных вариантов (от малообразованного возчика до тонкого интеллигента). Продолжил традицию Гауптмана Ханс Фаллада .

В русской литературе XIX века изображение образа маленького человека стало особенно популярным. Над ним работали Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Грибодоев, Достоевский, Чехов, Лев Толстой и многие другие писатели.

Представление о “маленьком человеке” менялось на протяжении всего 19 – начала 20 веков. Каждый писатель тоже имел свои личные взгляды на данного героя. Но уже со второй трети 20 века этот образ исчезает со страниц литературных произведений, так как метод социалистического реализма не предполагает такого героя.

Глава 1. Образ «маленького человека» в произведениях А.С.

Пушкина

Величайший поэт 19 века А.С.

Пушкин тоже не оставил незамеченной тему “маленького человека”, только он обратил свой взор не на образ коленопреклоненного, а на судьбу несчастного человека, показывая нам его чистую, неиспорченную богатством и благополучием душу, умеющего радоваться, любить, страдать. Это повесть “Станционный смотритель”, входящая в цикл “Повестей Белкина”. Пушкин сочувствует своему герою.

Изначально его жизнь складывается нелегко.

“Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто, в минуту гнева, не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность? Кто не почитает их извергами человеческого рода, равными покойным подьячим или по крайней мере муромским разбойникам? Будем, однако, справедливы, постараемся войти в их положение и, может быть, станем судить о них гораздо снисходительнее. Что такое станционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда… Покою ни днем, ни ночью. Всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе. Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут – а виноват смотритель. Входя в бедное его жилище, проезжающий смотрит на него как на врага; хорошо, если скоро удастся ему избавиться от непрошенного гостя; но если не случится лошадей? боже! какие ругательства, какие угрозы посыплются на его голову! В дождь и слякоть принужден он бегать по дворам; в бурю, в крещенский мороз уходит он в сени, чтоб только на минуту отдохнуть от крика и толчков раздраженного постояльца… Вникнем во все это хорошенько, и вместо негодования сердце наше исполнится искренним состраданием”.

Но, герой повести Самсон Вырин , остается счастливым и спокойным человеком. Он привык к своей службе и имеет хорошую помощницу дочь.

Он мечтает о простом счастье, внуках, большой семье, но судьба распоряжается по-другому. Гусар Минский, находясь у них проездом забирает дочь Дуню с собой. После неудачной попытки вернуть дочь, когда гусар “сильной рукой, схватив старика за ворот, вытолкнул его на лестницу”, Вырин был уже не в состоянии бороться. И несчастный старик умирает от тоски, горюя о возможной плачевной ее судьбе.

Евгений , герой “Медного всадника”, похож на Самсона Вырина.
Наш герой живет в Коломне, где-то служит, дичится знатных. Он не строит великих планов на будущее, его устраивает тихая, незаметная жизнь.

Он тоже надеется на свое личное, пусть маленькое, но так нужное ему семейное счастье.

Но все его мечты тщетны, потому что злой рок врывается в его жизнь: стихия губит его возлюбленную. Евгений не может противиться судьбе, он тихо переживает свою утрату. И только в состоянии безумия грозит Медному всаднику, считая виновником своего несчастья человека, построившего город на этом гиблом месте.

Пушкин смотрит на своих героев со стороны. Они не выделяются ни умом, ни своим положением в обществе, но они добрые и порядочные люди, а поэтому достойны уважения и сочувствия. В романе “Капитанская дочка” в разряд “маленьких людей” входят Петр Андреевич Гринев и капитан Миронов .

Их отличают те же качества: доброта, справедливость, порядочность, способность любить и уважать людей. Но у них есть еще одно очень хорошее качество – сохранять верность данному слову. Пушкин вынес в эпиграф поговорку: “Береги честь смолоду”. Свою честь они сберегли. И так же дороги А.С.

Пушкину, как и герои его уже ранее названных произведений.

Пушкин выдвигает в них демократическую тему
маленького человека (повесть “Станционный смотритель”), предваряющую собой “Шинель” Гоголя.

Вот что пишет в своей критической статье «Художественная проза Пушкина» литературовед С.М. Петров:

“Повести Белкина” явились в печати первым реалистическим произведением русской прозы. Наряду с традиционной тематикой из дворянско-усадебного быта (“Барышня-крестьянка”) Пушкин выдвигает в них демократическую тему маленького человека (повесть “Станционный смотритель”), предваряющую собой “Шинель” Гоголя.[1]

“Повести Белкина” явились полемическим откликом Пушкина на основные течения современной ему русской прозы.

Правдивостью изображения, глубоким проникновением в характер человека , отсутствием всякого дидактизма “Станционный смотритель” Пушкина клал конец влиянию
сентиментально-дидактической повести о маленьком человеке типа “Бедной Лизы” Карамзина.

Идеализированные образы, нарочито созданные в дидактических целях сюжетные ситуации сентиментальной повести сменяются реальными типами и бытовыми картинами, изображением подлинных радостей и горестей жизни.

Глубокий гуманизм повести Пушкина противостоит отвлеченной чувствительности сентиментальной повести. Манерный, впадающий в нравоучительную риторику язык сентиментальной повести уступает место простому и бесхитростному повествованию, вроде рассказа старика смотрителя о его Дуне. Реализм приходит на смену сентиментализму в русской прозе».

Д. Благой считает венцом пушкинского реализма, его последовательным завершением образ „маленького человека“, непритязательного „коллежского регистратора“, доходя даже до прямого отождествления жизненных идеалов Евгения („Медный Всадник“), наиболее типичного из серии подобных героев, — с устремлениями самого поэта.

«В действительности же Пушкин 30-х гг., не раз сочувственно изображавший жизнь и быт „маленьких людей“, наделявший последних теплыми человеческими чувствами, не мог в то же время не видеть ограниченности, скудости духовных запросов мелкого чиновника, мещанина, захудалого дворянчика. Жалея „маленького человека“, Пушкин в то же время показывает мещанскую узость его запросов.

Как характерен тип француза-учителя в „Дубровском“:

„У меня старушка мать, половину жалованья буду отсылать ей на пропитание, из остальных денег в пять лет могу скопить маленький капитал, — достаточный для будущей моей независимости, и тогда bonsoir, еду в Париж и пускаюсь в коммерческие обороты». – Подчеркивает А. Грушкин в статье «Образ народного героя в творчестве Пушкина 30-х годов». [2]

Порой образ маленького человека у Александра Сергеевича переходят в описание народного героя . Обратимся к фрагменту той же статьи Грушкина:

«В „Песнях западных славян“ он нашел этого героя. Последний, казалось бы, наделен всеми чертами „маленького человека“. На первый взгляд перед нами невзыскательный, простой человек, жизненный уклад которого примитивен до крайности. О чем хотел бы, например, поведать старику отцу, находящемуся уже „за могилой“, герой „Похоронной песни?“

Источник: http://MirZnanii.com/a/135395/obraz-malenkogo-cheloveka-v-proizvedeniyakh-russkikh-klassikov

Образ маленького человека в литературе 19-20 веков

Образ «маленького человека» в литературе xix-xxi веков

Работу выполнили учащиеся 10 класса

МБОУ «Краснослободский многопрофильный лицей»

г. Краснослободск

Пиксайкина Дарья

Шишканов Дмитрий

Руководитель: учитель русского языка и литературы

Мишарова Вера Николаевна

«Маленький человек»

Быть человеком – это чувствовать

свою ответственность.

Чувствовать стыд перед

нищетой, которая, казалось бы, и

не зависит от тебя.

Гордиться каждой победой,

одержанной товарищами.

Сознавать, что, кладя свой

кирпич, и ты помогаешь строить

мир.

Антуан де Сент-Экзепюри

Проблема :

раскрыть значимость каждого героя в отдельных произведениях великих классиков.

Актуальность:

любой человек во всякое время заслуживает уважения;

стоит обратить внимание на значимость классической литературы вообще и её роль в раскрытии образа «маленького человека», так как и сегодня есть подобные проблемы

Цель исследования :

выявление и сопоставление символического характера «маленького человека» в литературе, эволюция образа.

Гипотеза:

образ маленького человека встречается в литературе XIX-XXI вв. и эволюционирует по мере изменения ситуации в социальных кругах.

Объект исследования:

образ «маленького человека» в литературе XIX-XXI вв.

  Методы:

– анализ прочитанного материала;

– обобщение и систематизирование полученных в ходе исследований данных;

– сравнение и сопоставление героев;

– использование Интернет ресурсов

Корни проблемы

Обострение социальных противоречий в России 20-30-их гг. (аракчеевщина, крепостное право, поражение декабристов, реакции)

А.С.Пушкин. Стихотворение «Деревня»

«… Увижу ль, о друзья! Народ

неугнетенный

И Рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством Свободы

просвещенной

Взойдет ли наконец прекрасная Заря?…»

восстание декабристов на сенатской площади

14 декабря 1825 года

«Бедная Лиза» Н.М. Карамзин

«Бедную Лизу» можно назвать первой русской повестью о «маленьком человеке».

Типичный образ «маленького человека»

Типичные черты «маленького человека»:

1) низкое положение в социальной иерархии;

2) страдание, которое обуславливается слабостью и

ошибками «маленького человека»;

3) острое восприятие переживаний;

4) «маленький человек» осознает свою ущербность,

стремится доказать свое право на жизнь;

5) большое внимание к Богу, так как только перед

ним мы все равны.

ОБРАЗ «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А.С.ПУШКИНА

Самсон Вырин, Дуня, Минский

В произведении «Станционный смотритель» Самсон Вырин является «маленьким человеком». Глядя на его дочь Дуню, на её красоту, доброту, люди, которые за правило взяли грубое отношение к станционному смотрителю, становились намного милее и добрее. После того как Дуня оставила своего отца, жизнь Самсона потеряла смысл.

«Медный всадник» А.С.Пушкин

Евгений – «маленький

человек».

Герой является антиподом

«кумира на бронзовом коне».

В отличие от «бронзового

Петра» у него есть душа, он

умеет мечтать, печалиться,

изнемогать от мучений…

ОБРАЗ «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Н.В.ГОГОЛЯ

Как может одна вещь изменить жизнь человека?…

Образ «маленького человека» – Акакий Акакиевич.

Шинель выступает как причина его трагедии.

Н.В. Гоголь поднимает данную проблему, и этим произведением он показывает нам то, что «маленьким» человек делает не сам себя, а таким его делает бездушие, жестокость и алчность людей.

ОБРАЗ «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Н.С.Лескова

У Николая Семеновича Лескова «маленький человек» – это совсем другой человек , нежели у его предшественников.

Сравнив двух героев Левшу и Ивана Северьяновича Флягина, мы пришли к выводу, что они способны отстаивать свои права, не теряя чувства собственного достоинства.

Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»

Читайте также:  Огни святого эльма

Достоевский, изображая Мармеладова, который говорит: «…знаете ли вы, что это такое, когда некуда больше идти?…» показывает, что «маленького человека» может пожалеть только Бог.

Люди безучастны и смеются над горем Мармеладова («Забавник!», «Да чего тебя жалеть-то!», «Заврался»), над сумасшествием его жены, Катерины Ивановны, над бесчестием молодой дочери, так и над избиением полуживой клячи (сон Раскольникова).

ОБРАЗ «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» В произведении «Бедные люди» Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО

В произведении «Бедные люди» главным героем также является мелкий человек, переписчик Макар Девушкин.

Перед нами «вечный титулярный советник», способный лишь к переписке бумаг, обученный на медные деньги, смирный и забитый. Макар Алексеевич Девушкин не менее гоголевского Башмачкина унижен и презираем на службе.

Он тоже подвергался издевательствам на работе, но по своей натуре это уже совсем другой человек, отличный от Акакия Акакиевича.

На ответы обиды сослуживцев и обидчиков «маленький человек» возроптал: он почувствовал себя личностью, оказавшись способным не только на смирение, не только на заботу о самом себе.

ОБРАЗ «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Л.Н.ТОЛСТОГО

В произведении «Война и мир» Л.Н. Толстой сумел показать высокое значение «маленького человека», его участие в жизни государства. Он затронул эту тему не случайно, в романе-эпопее автор описывает события 1812г.

Лев Николаевич представил «…маленького, грязного, худого артиллерийского офицера без сапог, в одних чулках» – героем.

Очень робкий по своей натуре человек, часто выслушивал унижения, но во время сражения он показал себя мужественным, способным на героические поступки человеком.

Батарея Тушина

А.Н.Островский «Бесприданница»

Юлий Капитоныч Карандышев – еще один «маленький человек» в ряду героев

русской литературы. В его «литературной родословной» герои Пушкина, Гоголя,

Достоевского. Образ Карандышева Островским написан мастерски, с

психологической достоверностью. Характер этого «небогатого чиновника»,

пожалуй, даже более сложен и

интересен, чем «блестящего

барина» Паратова.

«Маленький человек» Юлий

Капитоныч Карандышев, каким

его видит Островский,

оказывается самой сложной и

драматической фигурой из всего

мужского окружения гибнущей

чайки Ларисы Огудаловой.

ОБРАЗ «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А.И.Куприна

В произведении «Гранатовый

браслет» Желтков (Г.С.Ж.)

выступает как «маленький

человек».

Его жизнь, его внутренний мир

никого не интересуют, он будто

и права-то не имеет на «высокие

чувства». Куприн раскрывает

противоречие между духовным

миром героя и его социальным

положением.

ОБРАЗ «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ М.ГОРЬКОГО

В пьесе “На дне” раскрывается тема нищеты. Каждый с этой нищетой

справляется по-разному. Некоторые спиваются, а другие ищут спасение в

работе. И в эту однообразную, жестокую жизнь приходит старик Лука. Лука

выступает как доброжелатель. Все герои в пьесе являются “маленькими

людьми”, но больше других нам запомнился именно он, так как Лука сумел

вселить надежду на изменение их жизни к лучшему.

фрагмент из спектакля «На дне» (МХАТ им. Горького 1952 год)

ОБРАЗ «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» В Произведениях Л.Е.Улицкой

Тема маленького человека нашла свое отражение и в современной литературе. Одним из ярких писателей, говорящих об отчаянии и боли при виде разложения нравов общества 21 века,  является Людмила Улицкая.

Тема «маленького человека» представлена в таких рассказах, как «Народ избранный» и «Перловый суп».

Произведения Людмилы Петрушевской рассказывают не только о «свинцовых мерзостях жизни», о боли и страданиях «маленького человека», они учат любить людей, сострадать им. Это рассказы «Чудо» и «Страна».

ОБРАЗ «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» В Произведениях Л.С.ПЕТРУШЕВСКОЙ

Виды художественных описаний «маленького человека»

  • Интерьер  (фр. Interieur, внутренний) – в литературе: художественное описание внутреннего вида помещений. Интерьер играет важную роль в характеристике героя, в создании атмосферы, необходимой для воплощения авторского замысла.

А.С.Пушкин «Станционный смотритель». Комната Самсона Вырина.

Виды художественных описаний «маленького человека»

Не то, что мните вы, природа: 

Не слепок, не бездушный лик –  В ней есть душа, в ней есть свобода,  В ней есть любовь, в ней есть язык…

Ф.Тютчев

Пейзаж в литературе  – является одним из самых мощных

средств для создания воображаемого, «виртуального» мира

произведения, важнейшим компонентом художественного

пространства и времени.

Виды художественных описаний «маленького человека»

  • Потрет (от фр. рortrait – портрет, изображение) – в литературном произведении изображение внешности героя: его лица, фигуры, одежды, манеры держаться.
  • Речевая характеристика (речевой портрет) – это подбор особых для каждого действующего лица литературного произведения слов и выражений как средство художественного изображения персонажей. В одних случаях для этой цели используются слова и синтаксические конструкции книжной речи, в других средством речевой характеристики служат просторечная лексика и необработанный синтаксис и т. д.

Акакий Акакиевич. Н.В.Гоголь «Шинель»

«..низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид

подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и

цветом лица что называется геморроидальным…»

Виды художественных описаний

Интерьер

Речевая характеристика

Интерьер

Портрет

Пейзаж

Речевая характеристика

  • «Преступление и наказание» М.Ф.Достоевский
  • «На дне» М.Горький
  • «Станционный смотритель» А.С.Пушкин
  • «Медный всадник» А.С.Пушкин
  • «Шинель» Н.В.Гоголь
  • «Шинель» Н.В.Гоголь
  • «Гранатовый браслет» А.И Куприн
  • «На дне» М.Горький
  • «Очарованный странник» Н.С Лесков
  • «Гранатовый браслет» А.И Куприн
  • Л.Е. Улицкой «Народ избранный»
  • Л.Е. Улицкой «Народ избранный»
  • Л.Е. Улицкой «Перловый суп»
  • Л.С.Петрушевская
  • Л.Е. Улицкой «Народ избранный»
  • Л.С.Петрушевская «Страна»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  • необходимо изучать художественную литературу, особенно классическую, так как она учит нас видеть проблемы общества, проблемы «маленького человека», и, кроме того, литература показывает пути искоренения этих проблем в жизни. Ими являются доброта, милосердие и сострадание, которые спасут мир и человека.

Спасибо за внимание!

Источник: https://multiurok.ru/files/obraz-malenkogo-cheloveka-v-literature-19-20-vekov.html

Образ «маленького человека» в русской литературе

Выполнили:

Вагизова Динара (14 лет),

Вильданова Мадина (15 лет),

Низамиева Гульназ (14 лет)

ученицы 8В класса

МБОУ “Лицей №2 г.Мамадыш”

Республики Татарстан

Научный руководитель:

Шарафутдинова Кадрия Рафисовна –

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

МБОУ “Лицей №2 г.Мамадыш”

Республики Татарстан

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Тема: Образ «маленького человека» в русской литературе

:

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………………….4

Основная часть…………………………………………………………………………………………4

Глава 1. «Маленький человек» Акакий Акакиевич Башмачкин……………………………………..4Глава 2. «Маленький человек » в произведениях А.С.Пушкина “Станционный смотритель”, “Медный всадник”, “Капитанская дочка»……………………………………………………………..4Глава 3. А.П.Чехов. “Смерть чиновника”.

“Человек в футляре”. “Торжество победителя”.”Хамелеон”.

“Толстый и тонкий”………………………………………………………………………6
Гипотеза: Человек- это звучит гордо?

Цель: Выявить особенности изображения данного типа героев в литературе и разобраться в причинах появления таких людей в обществе

Методика: 1. На этапе определения потребностей учеников эффективными будут такие методы, как: А )изучение анкеты учеников, определяющей уровень их знаний по теме; Б )использование аналитической таблицы, выявляющей степень понимания сути предполагаемого исследования. Этот этап чрезвычайно важен, так как позволяет учителю скорректировать работу над проектом, а ученикам – оценить собственные способности и соотнести их с задачами проекта.2. В ходе работы учеников над проектом возможно использование самых разнообразных методов:а)составление карты-плана предстоящей работы, что позволит ученикам почувствоватьответственность за своё обучение, а также – внести критерии оценивания по каждому этапу работы;б)”мозговой штурм” – с целью концентрации представлений о предстоящей работе; в)неформальные наблюдения учителя, которые поддержат корректировку исследования и дадут основания для объективного оценивания; г)обратная связь от сверстников, помогающая ученику оценить качество своей работы и соотнести её с потребностями общего исследования в группе; д)самооценка и рефлексия, дающие ученику возможность оценить собственный труд и обдумать методы его улучшения; е)отчёты по выполнению ключевых этапов проекта, представленных в форме черновых набросков, планов, схем, неформальных опросников, в которых ученики выражают свои мысли о ходе исследования. Названные методы позволят учителю и ученикам постоянно оценивать ход работы над проектом, будут способствовать развитию мыслительных навыков высокого уровня.3. После выполнения проекта предполагается провести оценивание следующих итоговых работ учащихся:а)отчётов – презентаций о проведённом исследовании; б) выступлений на итоговой ученической конференции;в) творческих работ в форме эссе и вики-статьи;г) инсценирование фрагментов комедии Гоголя «Ревизор»д) портфолио учеников с исследовательскими материалами.При оценивании на каждом этапе работы над проектом будут учитываться глубина и полнота исследования, использование различных учебных ресурсов, творческий подход, умение связывать проблему с другими областями науки и видеть перспективу её развития.

Что знаю: Духовный мир «маленького человека» скуден, малоинтересен.

Что еще нужно найти: раскрыть истинное лицо, духовный потенциал «маленького человека» на примере образа Башмачкина из повести Гоголя «Шинель», Самсона Вырина из повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель» и героев других произведений.

Введение

Определение “маленький человек” применяется к разряду литературных героев эпохи реализма, обычно занимающих довольно низкое место в социальной иерархии: мелкий чиновник, мещанин или даже бедный дворянин. Образ “маленького человека” оказывался тем более актуален, чем более демократичной становилась литература.

Само понятие “маленький человек”, скорее всего, в употребление ввел Белинский (статья 1840 г. “Горе от ума”). Тему “маленького человека” поднимают многие писатели. Она всегда была актуальна, потому что ее задача – отражать жизнь простого человека со всеми ее переживаниями, проблемами, бедами и маленькими радостями.

Писатель берет на себя тяжкий труд показать и объяснить жизнь обычных людей. “Маленький человек – представитель всего народа. И каждый писатель представляет его по-своему.Проект посвящен “сквозной” теме в русской литературе – эволюции образа “маленького человека”.

Данная тема достаточно емкая, в ней отразились многие литературные и социальные процессы, происходившие в России в течение всего 19 века. Произведения А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М.Достоевского содержат богатый материал для раскрытия данной темы, для развития аналитических способностей, мышления, общего интеллекта учащихся.

Метод проектов позволит рассмотреть данную тему комплексно, в интеграции с психологией, социологией, с реалиями современного мира.

Основная часть

Глава 1. «Маленький человек» Акакий Акакиевич Башмачкин

В жизни нередко случается, что жестокие и бессердечные люди, унижающие и оскорбляющие достоинство других людей, нередко выглядят более жалкими и ничтожными, чем их жертвы. Такое же впечатление духовной мизерности и утлости от обидчиков мелкого чиновника Акакия Акакиевича Башмачкина остается у нас после прочтения повести Гоголя “Шинель”. Акакий Акакиевич – настоящий “маленький человек”.

Почему? Во-первых, он стоит на одной из самых низших ступенек иерархической лестницы. Его место в обществе незаметно вообще. Во-вторых, мир его духовной жизни и человеческих интересов до крайности сужен, обеднен, ограничен. Сам Гоголь характеризовал своего героя как бедного, заурядного, незначительного и незаметного.

В жизни ему отведена ничтожная роль переписчика документов одного из департаментов. Воспитанный в атмосфере беспрекословного подчинения и исполнения распоряжений начальства, Акакий Акакиевич Башмачкин не привык размышлять над содержанием и смыслом своей работы.

Поэтому, когда ему предлагают задания, требующие проявления элементарной сообразительности, он начинает волноваться, переживать и в конце концов приходит к выводу: “Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь”. Духовная жизнь Башмачкина тоже ограничена. Собирание денег на новую шинель становится для него смыслом всей его жизни, наполняя ее счастьем ожидания исполнения заветного желания.

Кража новой шинели, приобретенной путем таких лишений и страданий, становится для него поистине катастрофой. Окружающие посмеялись над его бедой, и никто не помог ему. “Значительное лицо” так накричало на него, что бедный Акакий Акакиевич потерял сознание. Почти никто не заметил его смерти.

Несмотря на уникальность образа, созданного писателем, он, Башмачкин, не выглядит в сознании читателей одиноким, и мы представляем, что существовало великое множество таких же униженных, разделяющих удел Акакия Акакиевича.

Гоголь был первым, кто заговорил о трагедии “маленького человека”, уважение к которому зависело не от его душевных качеств, не от образования и ума, а от его положения в обществе.

Писатель с состраданием показал несправедливость и деспотичночть общества по отношению к “маленькому человеку” и впервые призвал это общество обратить внимание на незаметных, жалких и смешных, как представлялось на первый взгляд, людей. Не их вина, что они не очень умны, а порой и вовсе не умны, Но они никому не делают зла, а это очень важно. Так за что же тогда над ними смеяться? Может быть, к ним нельзя относиться с большим уважением, но нельзя их обижать. Они, как и все остальные, имеют право на достойную жизнь, на возможность чувствовать себя полноправными людьми.

Глава 2. «Маленький человек » в произведениях А.С.Пушкина “Станционный смотритель”, “Медный всадник”, “Капитанская дочка”

Величайший поэт 19 века А.С.Пушкин тоже не оставил незамеченной тему “маленького человека”, только он обратил свой взор не на образ коленопреклоненного, а на судьбу несчастного человека, показывая нам его чистую, неиспорченную богатством и благополучием душу, умеющего радоваться, любить, страдать. Это повесть “Станционный смотритель”, входящая в цикл “Повестей Белкина”.

Пушкин сочувствует своему герою. Изначально его жизнь складывается нелегко.

“Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто, в минуту гнева, не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность? Кто не почитает их извергами человеческого рода, равными покойным подьячим или по крайней мере муромским разбойникам? Будем, однако, справедливы, постараемся войти в их положение и, может быть, станем судить о них гораздо снисходительнее. Что такое станционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда… Покою ни днем, ни ночью. Всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе. Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут – а виноват смотритель. Входя в бедное его жилище, проезжающий смотрит на него как на врага; хорошо, если скоро удастся ему избавиться от непрошенного гостя; но если не случится лошадей? боже! какие ругательства, какие угрозы посыплются на его голову! В дождь и слякоть принужден он бегать по дворам; в бурю, в крещенский мороз уходит он в сени, чтоб только на минуту отдохнуть от крика и толчков раздраженного постояльца… Вникнем во все это хорошенько, и вместо негодования сердце наше исполнится искренним состраданием”. Это текст Пушкина, но за ним мы слышим голоса Радищева и Карамзина. Но герой повести -Самсон Вырин- вполне счастлив и спокоен, он давно приспособился к условиям службы, красавица дочь Дуня помогает ему вести нехитрое хозяйство. Он мечтает о простом человеческом счастье, надеясь понянчить внуков, провести старость в кругу семьи. Но судьба готовит ему тяжкое испытание. Проезжий гусар Минский увозит Дуню, не задумываясь о последствиях своего поступка. Несчастный отец надеется вернуть дочь, но как ему тягаться с богатым гусаром! После неудачной попытки вернуть дочь, когда гусар “сильной рукой, схватив старика за ворот, вытолкнул его на лестницу”, Вырин был уже не в состоянии бороться. Он “подумал, махнул рукой и решил отступиться”. Самсон умер в тоске по дочери, горюя о возможной плачевной ее судьбе.  Евгений, герой “Медного всадника”, похож на Самсона Вырина. 

Наш герой Живет в Коломне, где-то служит, 

Дичится знатных… 

Он не строит великих планов на будущее, его устраивает тихая, незаметная жизнь.

О чем же думал он? О том,
Что был он беден, что трудом

Он должен был себе доставить

И независимость, и честь;

Что мог бы бог ему прибавить

Ума и денег
.

Он тоже надеется на свое личное, пусть маленькое, но так нужное ему семейное счастье.

 

Жениться? Мне? Зачем же нет? Оно и тяжело, конечно, Но что ж, я молод и здоров, Трудиться день и ночь готов; Уж кое-как себе устрою Приют смиренный и простой И в нем Парашу успокою.

 Пройдет, быть может, гой-другой – Местечко получу, Параше Препоручу семейство наше И воспитание ребят. И станем жить, и так до гроба Рука с рукой дойдем мы оба, 

И внуки нас похоронят.

Глава 3. А.П.Чехов. “Смерть чиновника”. “Человек в футляре”. “Торжество победителя”. “Хамелеон”. “Толстый и тонкий”.

“Маленький человек” постоянно встречается на страницах произведений А.А.Чехова. Это основной герой его творчества. Особенно ярко отношение Чехова к таким людям проявляется в его сатирических рассказах. А отношение это однозначное.

В рассказе “Смерти чиновника” “маленький человек” Иван Дмитриевич Червяков постоянно и навязчиво извиняется перед генералом Бризжаловым за то, что случайно обрызгал его, когда чихнул. “Я его обрызгал! – подумал Червяков. – Не мой начальник, чужой, но все-таки неловко. Извиниться надо.” Ключевое слово в данной мысли – “начальник”.

Наверно, Червяков не стал бы бесконечно извиняться перед рядовым человеком. У Ивана Дмитриевича боязнь начальства, и этот страх переходит в лесть и лишает самоуважения. Человек доходит уже до того, что позволяет втаптывать себя в грязь, более того, он сам помогает делать это. Надо отдать должное генералу, он очень вежливо обращается с нашим героем.

Но простой человек не привык к подобному обращению. Поэтому Иван Дмитриевич думает, что его проигнорировали и приходит просить прощения несколько дней подряд. Бризжалову это надоедает, и он наконец-то кричит на Червякова. “-Пошел вон!! – гаркнул вдруг посиневший и затрясшийся генерал.” “-Что-с? – спросил шепотом Червяков, млея от ужаса.

 -Пошел вон!! – повторил генерал, затопав ногами. 

В животе у Червякова что-то оторвалось. Ничего не видя, ничего не слыша, он попятился к двери, вышел на улицу и поплелся… Придя машинально домой , не снимая вицмундира, он лег на диван и…помер.”

Вот до чего доводит страх перед высшими чинами, вечное преклонение и унижение перед ними. Для более полного раскрытия образа своего героя, Чехов использовал “говорящую” фамилию. Да, Иван Дмитриевич мал, жалок, как червяк, его можно без усилия раздавить, а самое главное – он такой же неприятный. 

В рассказе “Торжество победителя” Чехов представляет нам историю, в которой отец и сын унижаются перед начальником, дабы сын мог получить должность. 

“Начальник рассказывал и, видимо, желал казаться остроумным.

Не знаю, сказал ли он что-нибудь смешное, но только помню, что папаша ежеминутно толкал меня в бок и говорил: -Смейся!… 

…- Так, так!- зашептал папаша.

– Молодец! Он глядит на тебя и смеется… Это хорошо; может, в самом деле даст тебе место помощника письмоводителя!”

 

И снова мы сталкиваемся с преклонением перед вышестоящими. И снова это самоунижение и лесть. Люди готовы ублажать начальника для достижения своей ничтожной цели. Им даже в голову не приходит вспомнить о том, что существует простое человеческое достоинство, которое нельзя терять ни в коем случае. А.П.Чехов хотел, чтобы все люди были красивы и свободны. “В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”. Так думал Антон Павлович, поэтому, высмеивая в своих рассказах примитивного человека, он призывал к самосовершенствованию. Чехов ненавидел самоунижение, вечное прислуживание и преклонение перед чиновниками. Горький говорил про Чехова: “Его врагом была пошлость, и он всю жизнь боролся с ней”. Да, он боролся с ней своими произведениями, он завещал нам “по капле выдавливать из себя раба”. Возможно, столь мерзкий образ жизни его “маленьких людей”, их низкие мысли и недостойное поведение – результат не только личных черт характера, но и их социальное положение и порядки существующего политического строя. Ведь не стал бы Червяков так усердно извиняться и жить в вечном страхе перед чиновниками, если б не боялся последствий. Такими же неприятными качествами характера обладают персонажи рассказов “Хамелеон”, “Толстый и тонкий”, “Человек в футляре” и многих других. Антон Павлович считал, что у человека должна быть цель, к исполнению которой он будет стремиться, а если ее нет или она совсем мала и ничтожна, то и человек становится таким же маленьким и ничтожным. Человек должен трудиться и любить – вот две вещи , которые играют главную роль в жизни любого человека: маленького и не маленького. В романе “Бедные люди” речь идет о “маленьких людях”. Макар Девушкин и Варвара Алексеевна также принадлежат к низшему слою общества. Они хотят хорошо жить, работают, надеются на свое счастье. Макар Девушкин очень любит Вареньку, он для нее как отец: покупает ей то, о чем она мечтает, хотя она его об этом не просит, а сам остается фактически без пищи, становится должником хозяйки дома, в котором он живет. Варенька, узнав о беде Макара Девушкина, пытается ему помочь: высылает ему деньги, чтобы он смог расплатиться с хозяйкой и чего-нибудь себе купить. Следует заметить, что она отдает далеко не лишние деньги, заработанные ее кропотливым трудом. Жалость и доброта свойственны этой нежной девушке и ее другу – Макару Девушкину, спасшему ее когда-то от злой родственницы. Здесь очень важна взаимовыручка, потому что только на нее и могут надеяться эти люди. Автор своими произведениями хотел указать на проблемы обездоленных. Они вынуждены жить в мрачных, грязных, мерзких и вонючих районах города. А чем многие из них этого заслужили? Чем заслужила это Соня Мармеладова? Чем заслужили это Макар Девушкин и Варвара Алексеевна? На это и обращает внимание Достоевский. Его “маленький человек” умеет рассуждать. Он не только “униженный и оскорбленный”, понимающий свое ничтожество, он еще и философ, ставящий перед обществом вопросы величайшей важности.

Источник: http://100-bal.ru/literatura/11551/index.html

Ссылка на основную публикацию