Сочинение на тему: добро и зло в романе «мастер и маргарита» м. булгакова

Свет фантастического романа М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” в борьбе против реального зла

Сочинения › Булгаков М.А. › Мастер и Маргарита

Готовые Домашние Задания

Михаил Афанасьевич Булгаков — великий мастер, своим талантом несущий свет, не скрывая при этом тьмы…

Действительно, тьмы он не скрывал. Свое беззаконие и трагизм пыталось скрыть от современников это время, в котором жил и творил автор. Время пыталось скрыть и самого Булгакова как автора. В тридцатые годы он был из числа “запрещенных”.

После публикации начала “Белой гвардии” до конца жизни ему не удалось опубликовать ни одного значительного произведения. И только через много лет, после смерти автора, его творения в полном объеме стали доступны читателю. Долгое время оставалось “в тени” последнее произведение Булгакова “Мастер и Маргарита”.

Это сложное, многогранное произведение. Жанр его был определен самим автором как “фантастический роман”. Посредством сочетаний реального и фантастического Булгаков в своем произведении поднимает много проблем, показывает нравственные изъяны и недостатки общества.

Смех и печаль, любовь и нравственный долг я вижу, читая страницы романа. Одной из основных тем, мне кажется, является извечная тема добра и зла.

Пока существует на земле человек, будут существовать добро и зло. Благодаря злу мы понимаем, что такое добро. А добро, в свою очередь, выявляет зло, освещая человеку путь к истине. Всегда будет происходить борьба добра со злом.

Очень своеобразно и по-мастерски изобразил эту борьбу в своем произведении Булгаков. Дьявольская свита вихрем проносится по Москве. По той Москве, в которой существует ложь, недоверие к людям, зависть и лицемерие. Эти пороки, это зло обнажает перед читателями Воланд — художественно переосмысленный образ сатаны.

Его фантастическое зло в романе показывает зло реальное, нещадно разоблачает лицемерие таких людей, как Степа Лиходеев, значимая личность в культурных и высоких кругах Москвы, — пьяница, развратник, опустившийся бездельник. Никанор Иванович Босой — выжига и плут, буфетчик варьете — вор, поэт А. Рюхин — закоренелый лицемер.

Таким образом, Воланд называет всех своими именами, указывая, кто есть кто. На сеансе черной магии в московском варьете он раздевает в прямом и переносном смысле гражданок, позарившихся на дармовое добро, и с грустью делает вывод: “Любят деньги, но ведь это всегда было… Ну, легкомысленны… ну, что… и милосердие иногда стучится в их сердца…

обыкновенные люди… В общем, напоминают прежних…”

А какими же были они, эти прежние? Автор переносит нас в далекий Ершалаим, во дворец пятого прокуратора Иудеи Понтия Пилата. “В Ершалаиме все шепчут про меня, что я свирепое чудовище, и это совершенно верно”. Прокуратор живет по своим законам, согласно им мир делится на властвующих и подчиняющихся, раб подчиняется своему господину — это незыблемый постулат.

И вдруг появляется тот, кто мыслит иначе. Человек лет двадцати семи, у которого связаны руки и который физически абсолютно беспомощен. Но он не боится прокуратора, он даже смеет ему возражать: “…рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины”. Это человек — Иешуа убежден, что злых людей нет на свете, есть только люди “несчастливые”.

Иешуа заинтересовал прокуратора. Понтий Пилат хотел и даже попытался спасти Иешуа от горькой участи, но тот не мог отказаться от своей истины: “В числе прочего я говорил, что всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти.

Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть”. Но прокуратор не может смириться с этим, это явное противоречие его идеологии. Иешуа казнен. Казнен человек, который нес людям праведный свет истины, добро было его сущностью. Этот человек был духовно независим, он отстаивал истину добра, внушал веру и любовь.

Понтий Пилат понимает, что его величие оказалось мнимым, что он трус, его мучает совесть. Она наказан, его душа не может обрести покой, но Иешуа •— воплощение нравственной силы добра в романе — прощает его. Он ушел из жизни, но живы зерна добра, оставленные им. И вот уже сколько столетий люди верят в Иисуса Христа, прообразом которого и является Иешуа.

И вечное стремление к добру неодолимо. Мастер пишет роман о Христе и Пилате. В его понимании Христос — личность мыслящая и страдающая, несущая в мир непреходящие ценности, неисчерпаемый источник добра. Истина открылась Мастеру, он уверовал и все-таки выполнил миссию, ради которой жил. Он пришел в эту жизнь, чтобы написать роман о Христе.

Мастер, как и Иешуа, дорого платит за право провозгласить свою истину. Пророки находят свое место в сумасшедшем доме. И мир, увы, оказывается таким, что в роли судьи выступает дьявол. Именно он и платит всем по заслугам. Мастер уходит от людей, обретая покой и счастье. Но на земле остается его бессмертное произведение. Борьба добра и зла продолжается.

Из поколения в поколение люди ищут и будут искать нравственный идеал, решать этические противоречия, искать истину, бороться со злом.

Я думаю, таким борцом является сам Булгаков. Его роману суждена долгая жизнь, я верю, что он не потеряется во времени, а будет служить источником нравственных идей еще многим и многим поколениям.

Проблема добра и зла — это вечная проблема, которая волновала и будет волновать человечество. Что есть добро и что есть зло на земле? Этот вопрос проходит лейтмотивом через весь роман М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”. Как известно, две противоположные силы не могут не вступить в борьбу друг с другом, поэтому вечна борьба между добром и злом.

Наиболее остро конфликт между этими силами отразился в романе “Мастер и Маргарита”. Итак, перед нами Москва конца двадцатых — начала тридцатых годов. В жаркий и душный вечер на Патриарших прудах появляется господин, похожий на иностранца: “…ни на какую ногу он не хромал, и росту был не маленького и не огромного, а просто высокого.

Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а с правой — золотые. Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма туфлях… По виду — лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз черный, левый почему-то зеленый. Брови черные, но одна выше другой…

” Это Воланд — будущий виновник всех беспорядков в Москве.

Сомнений нет в том, что Воланд — представитель “темной” силы. (Воланд переводится с древнееврейского как “черт”.) Важно обратить внимание на эпилог к роману. Это слова Мефистофеля из “Фауста” Гете: “Я — часть этой силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо”.

Мефистофель в Фаусте — сатана, который карает грешников, устраивает беспорядки. Нет, Воланд не похож на Мефистофеля. Его сходство с ним ограничено лишь внешними признаками! Острый подбородок, скошенное лицо, кривой рот. В действиях же Воланда нет стремления наказать погрязших в грехах москвичей.

Он явился в Москву с одной целью — узнать, изменилась ли Москва с того дня, когда он был в ней последний раз. Ведь Москва претендовала на звание Третьего Рима. Она провозглашала новые принципы переустройства, новые ценности, новую жизнь.

Но что же видит Воланд, когда устраивает в театре варьете сеанс черной магии для москвичей? Алчность, зависть, стремление нажить “легкие” деньги. И Воланд делает такой вывод: “Ну что же… Они — люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было…

Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота. Ну, легкомысленны… ну что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…”

Прибытие Воланда в Москву сопровождается беспорядками: умирает под колесами трамвая Берлиоз, сходит с ума Иван Бездомный, сгорает “Дом Грибоедова”. Но разве это дело рук самого Воланда? Нет. Отчасти в бедах москвичей виновата свита Воланда! Коровьев и кот Бегемот.

Но более всего в своих несчастьях виноваты сами москвичи. Ведь это они создали вокруг себя мир, похожий на ад, населенный злобой, пьянством, ложью, развратом. Заглянем хотя бы в ресторан “Дома Грибоедова”, где проводят свое свободное время члены МАССОЛИТа.

Здесь, “оплывая потом, официанты несли над головами запотевшие кружки с пивом”, “плясал какой-то очень пожилой с бородой, в которой застряло перышко зеленого лука”, “грохот золотых тарелок в джазе иногда покрывал грохот посуды, которую судомойки по наклонной плоскости спускали в кухню”.

Вся атмосфера в ресторане напоминает преисподнюю, описанную в Библии, одним словом “ад”.

Попадая на бал сатаны, мы можем убедиться в том, что человечество всегда жило по одним и тем же законам, всегда совершало зло. Перед нами и Маргаритой проходит госпожа Минхина, сжегшая своей горничной лицо щипцами для завивки, молодой юноша, продавший любившую его девушку в публичный дом.

Но при этом мы понимаем, что все эти люди мертвы. Значит, в “ведомство” Воланда, в “ведомство” “тьмы” попадают только умершие. Только тогда, когда человек мертв, его душа, отягощенная грехами, попадает под власть Воланда.

Вот тогда наступает расплата за все то зло, которое человек совершил при жизни.

В “ведомство” Воланда попадают и Берлиоз, и Мастер с Маргаритой, и Понтий Пилат, жестокий прокуратор Иудеи.

Как много людей, попавших под власть сатаны! Кто же может вступить в борьбу со злом, кто из героев романа достоин “света”? На этот вопрос отвечает роман, написанный Мастером. В городе Ершалаиме, погрязшем, как и Москва, в распутстве, появляются два человека: Иешуа Га-Ноцри и Левий Матвей.

Первый из них считает, что злых людей не бывает и что самый страшный грех — это трусость. Вот это тот человек, который достоин “света”. Впервые он предстает перед Понтием Пилатом “в стареньком и разорванном хитоне. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной.

Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта — ссадина с запекшейся кровью”. Можно ли говорить о том, что Иешуа Га-Ноцри — это Иисус Христос? Судьбы этих людей схожи, они оба умерли на кресте. Но стоит заметить, что Иешуа было двадцать семь лет, а Иисусу — тридцать три года, когда их распяли.

И Иешуа — самый обыкновенный человек, сирота, а Иисус Христос — “сын Божий”. Но дело не в этом. Главное, что Иешуа несет в своем сердце добро, он никогда в своей жизни не сделал ничего плохого, он пришел в Ершалаим, чтобы учить людей добру, чтобы излечить их тела и души. Он спаситель человечества.

Но, к сожалению, человечество не нуждается в спасении. Наоборот, оно стремится избавиться от Иешуа, как от преступника и вора. И это тоже борьба добра со злом.

Наиболее ярко столкновение противоборствующих сил представлено в конце романа, когда Воланд со своей свитой покидает Москву. Что же мы видим? “Свет” и “тьма” стоят на одной ступени. Миром не управляет Воланд, но миром не управляет и Иешуа.

Все, что может Иешуа, — это попросить Воланда о том, чтобы тот дал Мастеру и его возлюбленной вечный покой. А Воланд исполняет эту просьбу. Таким образом, мы приходим к выводу, что силы добра и зла равноправны. Они существуют в мире рядом, постоянно противоборствуя, споря друг с другом.

И борьба их вечна, потому что нет на Земле человека, который ни разу за свою жизнь не совершил греха; и нет такого человека, который бы полностью утратил способность вершить добро. Мир — это своеобразные весы, на чашах которого лежат два груза: добро и зло.

И, как мне кажется, пока сохраняется равновесие, мир и человечество смогут существовать.

Роман Булгакова “Мастер и Маргарита” помогает взглянуть на окружающий мир по-новому. Я считаю, что этот роман помогает найти и распознать, что есть добро и что есть зло.

Сочинения по теме:

  • Поэт Иван Бездомный, как ученик старого русского интеллигента (по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита») сочинение
  • Философско-нравственный сатирический роман М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” сочинение
  • Дьявол, совершающий добро, как противопоставление М. А. Булгаковым приложения евангельского идеала к земной жизни (по роману «Мастер и Маргарита») сочинение
  • На грани между светом и тьмой: дьявол, карающий глумливость и непорядочность (по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита») сочинение

Источник: http://1soch.ru/bulgakov-ma/master-i-margarita/svet-fantasticheskogo-romana-m-a-bulgakova-master

Сочинения на Getsoch.ru

Добро и зло в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»

«Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо»

Мефистофель, «Фауст»

       Проблемы таких категорий философии как добро и зло волновали умы писателей всех времен. Каждый автор по-своему старался представить себе, что же представляет из себя добро, а что можно отнести к категории зла. И М.Булгаков в своем романе «Мастер и Маргарита» также обращается к этим вечным вопросам.

      На мой взгляд, у М.Булгакова четкое разделение мира на добро и зло отсутствует, в отличие от произведений многих других писателей. Более того, в мире романа происходит борьба не столько внешних сил, сколько борьба внутри самого человека. Тем самым поднимаются такие вопросы, как индивидуальный выбор человека, его собственная вера в себя, внутренняя борьба.

Читайте также:  Можно ли увидеть границу моря?

      Итак, роман хронологически разделен на две части: во-первых, это главы, описывающие Москву 30-х гг; во-вторых, это ершалаимские главы, действие которых происходит в начале нашей эры.

     Олицетворением зла, как кажется на первый взгляд, выступают в московских главах Воланд и его свита. Воланд – это булгаковский Сатана, вскрывающий людские пороки и подталкивающий москвичей на их свершение.

Чего только стоят сеанс «черной магии» в Варьете, проделки кота Бегемота, Азазелло с Лиходеевым, Босым, Рюхиным. С появлением Воланда, кажется, что Москва перевернулась с ног на голову.

Однако, если внимательно присмотреться, не Воланд стал причиной распространения подобного проявления «зла»: корысти, честолюбия, жадности, алчности. Они жили в московском обществе. Он их лишь обнажил.

      С другой стороны, вернемся на «двенадцать тысяч лун» назад. Понтий Пилат – это также явное проявление Зла. Иудейский прокурор осуждает Иешуа Га-Ноцри. Однако, внутри Понтия Пилата борются два начала. Ему хочется сделать добро. Он искренне считает, что Иешуа не виновен.

Но Пилат не может противостоять своему сану. Он остается на стороне зла, и именно это становится причиной его внутреннего конфликта.  Он ищет его разрешения в отмщении за Иешуа. Он приказывает убить Иуду. Он хочет искупить свою вину.

Но, в конце концов, Пилат смог обрести покой только тогда, когда искренне раскаялся в содеянном.

      С другой стороны обратимся к образам Мастера и Маргариты. Они – воплощение добра, любви, чистоты, света. Но даже Мастер, которому открылась истина, который написал вечное произведение, отвержен обществом. Не сумев противиться общественной критике, он поддался своим внутренним страхам, он сбежал от этого мира.

      Что же касается Маргариты – она, по М.Булгакову, представляет собой идеальный образ женщины. Но именно она пошла на соглашение с силами Зла. Именно она жестоким образом отмстила тем, кто отверг Мастера. Она пытается бороться методами зла – со злом.

      Таким образом, на судьбах нескольких персонажей М.Булгаков показывает читателям сущность Добра, которое не может существовать без Зла, и наоборот. Одно не может жить без другого. Вечная борьба, как в обществе, так и внутри одного человека никогда не сможет завершиться победой одной стороны. И именно поэтому проблемы Добра и Зла также останутся вечными.

Источник: http://getsoch.ru/po-literature/silver-age/116-dobro-i-zlo-v-romane-m-bulgakova-master-i-margarita.html

Сочинение на тему ДОБРО И ЗЛО В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»

«Я — часть этой силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».Михаил Афанасьевич Булгаков — великий мастер, своим талантом несущий свет, не скрывая при этом тьмы. Действительно, тьмы он не скрывал. Свое беззаконие и трагизм пыталось скрыть от современников это время, в котором жил и творил автор. Время пыталось скрыть и самого Булгакова как автора.

В тридцатые годы он был из числа «запрещенных». После публикации начала «Белой гвардии» до конца жизни ему не удалось опубликовать ни одного значительного произведения. И через много лет, после смерти автора, его творения в полном объеме стали доступны читателю. Долгое время оставалось «в тени» последнее произведение Булгакова «Мастер и Маргарита».

Это сложное, многогранное произведение. Жанр его был определен самим автором как «фантастический роман». Посредством сочетаний реального и фантастического Булгаков в своем произведении поднимает много проблем, показывает нравственные изъяны и недостатки общества. Смех и печаль, любовь и нравственный долг я вижу, читая страницы романа.

Одной из основных тем, мне кажется, является извечная тема добра и зла.

Пока существует на земле человек, будет существовать добро и зло. Благодаря злу мы понимаем, что такое добро. А добро, в свою очередь, выявляет зло, освещая человеку путь к истине. Всегда будет происходить борьба добра со злом.

Очень своеобразно и по-мастерски изобразил эту борьбу в своем произведении Булгаков. Дьявольская свита вихрем проносится по Москве. По той Москве, в которой существует ложь, недоверие к людям, зависть и лицемерие. Эти пороки, это зло обнажает перед читателями Воланд — художественно переосмысленный образ Сатаны.

Его фантастическое зло в романе показывает зло реальное, нещадно разоблачает лицемерие таких людей, как Степа Лиходеев, значимая личность в культурных и высоких кругах Москвы, — пьяница, развратник, опустившийся бездельник. Никанор Иванович Босой — выжига и плут, буфетчик варьете — вор, поэт А. Рю-хин — закоренелый лицемер.

Таким образом, Воланд называет всех своими именами, указывая, кто есть кто.

На сеансе черной магии в московском варьете он раздевает в прямом и переносном смысле гражданок, позарившихся на дармовое добро, и с грустью делает вывод: «Любят деньги, но ведь это всегда было… Ну, легкомысленны… ну, что… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… В общем, напоминают прежних…»

А какими же были они, эти прежние? Автор переносит нас в далекий Ершалаим, во дворец пятого прокуратора Иудеи Понтия Пилата. «В Ершалаиме все шепчут про меня, что я свирепое чудовище, и это совершенно верно». Прокуратор живет по своим законам, согласно им мир делится на властвующих и подчиняющихся, раб подчиняется своему господину — это незыблемый постулат.

И вдруг появляется тот, кто мыслит иначе- Человек, лет двадцати семи, у которого связаны руки и который физически абсолютно беспомощен. Но он не боится прокуратора, он даже смеет ему возражать: «…рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины». Это человек — Иешуа убежден, что злых людей нет на свете, есть только люди «несчастливые».

Иешуа заинтересовал прокуратора.

Понтий Пилат хотел и даже попытался спасти Иешуа от горькой участи, но тот не мог отказаться от своей истины: «В числе прочего я говорил, что всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти.

Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть». Но прокуратор не может смириться с этим, это явное противоречие его идеологии. Иешуа казнен. Казнен человек, который нес людям праведный свет истины, добро было его сущностью. Этот человек был духовно независим, он отстаивал истину добра, внушал веру и любовь.

Понтий Пилат понимает, что его величие оказалось мнимым, что он трус, его мучает совесть. Она наказан, его душа не может обрести покой, но Иешуа — воплощение нравственной силы добра в романе — прощает его. Он ушел из жизни, но живы зерна добра, оставленные им. И вот уже сколько столетий люди верят в Иисуса Христа, прообразом которого и является Иешуа.

И вечное стремление к добру неодолимо. Мастер пишет роман о Христе и Пилате. В его понимании

Христос — личность мыслящая и страдающая, несущая в мир непреходящие ценности, неисчерпаемый источник добра. Истина открылась Мастеру, он уверовал и все-таки выполнил миссию, ради которой он жил. Он пришел в эту жизнь, чтобы написать роман о Христе.

Мастер, как
и Иешуа, дорого платит за право провозгласить свою истину. Пророки находят свое место в сумасшедшем доме. И мир, увы, оказывается таким, что в роли судьи выступает дьявол. Именно он и платит всем по заслугам. Мастер уходит от людей, обретая покой и счастье.

Но на земле остается его бессмертное произведение. Борьба добра и зла продолжается. Из поколение в поколение люди ищут и будут искать нравственный идеал, решать этические противоречия, искать истину, бороться со злом.Я думаю, таким борцом является сам Булгаков.

Его роману суждена долгая жизнь, я верю, что он не потеряется во времени, а будет служить источником нравственных идей еще многим и многим поколениям.

Проблема добра и зла — это вечная проблема, которая волновала и будет волновать человечество. Что есть добро и что есть зло на земле? Этот вопрос проходит лейтмотивом через весь роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Как известно, две противоположные силы не могут не вступить в борьбу друг с другом, поэтому вечна борьба между добром и злом.

(нет оценок)
Loading…

Источник: http://sochinenienatemupro.ru/sochinenie-na-temu-kratkoe-soderzhanie/sochinenie-na-temu-dobro-i-zlo-v-romane-m-a-bulgakova-master-i-margarita/

Сочинение на тему «Добро и зло в романе Мастер и Маргарита»

Данная тема весьма популярна и всегда останется актуальной не только в произведении «Мастер и Маргарита». Тема добра и зла присутствует практически во всех литературных произведениях.

«Мастер и Маргарита» — роман не просто историко-философский. В некотором роде он считается мистическим. Здесь удивительным образом сочетается реальность и мистика, фэнтези, фантастика и философия. И где уж как не в нем присутствовать и добру, и злу.

Главный герой романа, вокруг которого все крутится, Воланд. Именно он связывает две части романа, два события, которые происходят в разное время и в разных местах. Не меняется в нем одно — разные глаза. Воланд может появляться в разных обликах. Он и его шайка — настоящее зло.

Самого Воланда можно было бы сравнить с настоящим дьяволом. Но так кажется почему-то только на первый взгляд. То зло, которое он мог бы совершить, он совершать не стал. Кого-то он наказывает, кого-то учит, чтобы те переменили свои взгляды. Один из таких людей, которых научил Воланд — Иван Бездомный.

Есть в этом романе и другие герои — Маргарита и Мастер. Маргарита — жена богатого мужчины, которая безумно любит Мастера. А Мастер писатель, он пишет роман о Христе.

И ради своей любви Маргарита становится ведьмой, продав свою душу. Она согласилась отказаться от всего своего богатства, только чтобы быть рядом с Мастером.

И в конце романа, после долгих испытаний, Воланд поможет влюбленным соединиться.

В романе Булгакова как бы два романа. Один — самого Булгакова, другой — Мастера. Тот самый роман, который Мастер пишет о Христе.

В обоих романах показана жизнь общества, его недостатки, проблемы, любовь и долг, дружба, печаль и смех. Пока на земле есть человек, тема добра и зла будет существовать. Одно не может жить без другого. Именно благодаря злу, мы сможем понять, что же такое добро.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 400 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Начинается все, когда Воланд со свитой появляется в Москве. Нам показана Москва во всей ее «красе», со всеми пороками, такими, как зависть, лицемерие, недоверие к людям, ложь. Воланд все называет своими именами.

И на сеансе черной магии он удивляется тому, что люди нисколько не изменились. Они по-прежнему любят деньги, они по-прежнему легкомысленны. И лишь иногда бывают милосердными. Как в те самые времена, которые описывает в своем романе Мастер.

Именно о них и вспоминает тогда Воланд.

Роман Булгакова поможет взглянуть людям на мир по-новому. Именно он помогает понять, что добро и зло неразрывно существуют в мире и понять: где одно, а где другое.

Источник: http://sochinyalka.ru/2014/01/dobro-i-zlo-master-i-margarita.html

Сочинение на тему Добро и зло в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» читать бесплатно

Добро и зло

Проблема добра и зла волновала умы писателей во все времена. Не обошла она и гениального литератора XX века Михаила Афанасьевича Булгакова. Роман «Мастер и Маргарита» писался в 1930-е годы, но был опубликован лишь в 1966 году. Его относили к разряду фантастического, реалистичного, гротескного и даже атеистического.

Появление Иешуа Га-Ноцри, прототипа Иисуса Христа, и Сатаны в одном романе, вызвало небывалый интерес. Уже на примере этих персонажей можно было сделать вывод, что фабула произведения основана на борьбе добра со злом. Однако, не обязательно, чтобы это были разные люди, ведь добро со злом могут столкнуться и в одном человеке.

Каждая личность, желает того или нет, стоит перед проблемой выбора. То же происходило и с героями романа «Мастер и Маргарита».

Булгаковский Иисус, Иешуа Га-Ноцри, является обычным человеком со своими страхами и слабостями. Он мог бы быть и вовсе слаб, если бы не его вера. Он искренне верит, что все люди на свете добрые и, что злых людей не бывает.

Будучи честным человеком, он прямо говорит о своих убеждениях, не отрекаясь от них даже под страхом смерти. Он искренне верит, что когда-нибудь настанет время справедливости и на свете не станет жестокости.

Такой выбор делает Иешуа и не отступает со своего пути. За это он наделяется Светом.

Ему противопоставляется прокуратор Иудеи – Понтий Пилат. Этот человек, наделенный властью и силой, также стоит перед выбором: помиловать невинного философа или казнить. Однако ему не хватает храбрости пойти против системы.

Опасаясь доноса, он подписывает Иешуа смертный приговор, хотя уверен, что арестант не виновен. В результате это становится тяжким грузом на его совести. Чтобы как-то искупить свою вину, он лично организует убийство предателя Иуды из Кириафа. Но, как оказалось, Иешуа был прав.

Искупить вину можно только искренним раскаянием, а не новым убийством. Только после раскаяния Пилату было даровано прощение.

Проблема выбора добра и зла стоит не только перед евангельскими героями, но и перед жителями Москвы 1930-х годов. Так, например, председатель крупного литературного издательства, Михаил Александрович Берлиоз, был наказан и обречен на смерть за неверие в существование Бога и дьявола.

Читайте также:  Природа в стихах м. ю. лермонтова: анализ стихотворения "родина" (отрывок)

И своего главного героя, именуемого Мастер, автор ставит перед выбором. Однако, поддавшись малодушию и слабости, тот повторяет действия Понтия Пилата. Он отказался бороться за свое произведение и предпочел его сжечь, хотя и знал, что оно достойно публикации. В противовес ему, Маргарита, возлюбленная мастера, занимает более активную позицию.

Она готова бороться за благосостояние любимого и его творчества. Ради этого она даже идет на сделку с дьяволом, принимая его условия. У нее нет такой веры как у Иешуа, но зато есть всепоглощающая любовь, от которой она не отрекается. В результате она делает верный выбор.

Несмотря на то, что она выбирает сторону сил тьмы, ее выбор не приносит никому горя и страданий.

На примере своих героев, автор всячески старается показать читателю, что в романе никто не совершает грехов по подсказке. Все, что происходит, это сознательный выбор каждого. Поэтому каждый человек в ответе за свои поступки, как хорошие, так и плохие.

см. также:
Другие сочинения по произведению Мастер и Маргарита, Булгаков

Характеристики главных героев произведения Мастер и Маргарита, Булгаков

Краткое содержание Мастер и Маргарита, Булгаков

Краткая биография Михаила Булгакова

Источник: http://www.sdamna5.ru/dobro_i_zlo_master

Рефераты, дипломные, курсовые работы — бесплатно: Библиофонд!

Сочинение

Тема: М.А.Булгаков “Добро и зло в романе Мастер и
Маргарита”

На протяжении всей жизни человек сталкивался и будет сталкиваться с добром и злом. Поэтому вопрос, что есть добро и что есть зло будет волновать человечество всегда. Тема добра и зла в романе Михаила Булгакова
«Мастер и Маргарита» — одна из ключевых, автор показывает читателям эту вечную борьбу добра и зла.

«Мастер и Маргарита» построен как роман в романе: в одной книге описывает события двадцатых-тридцатых годов нашего века и события библейских времен. И мотивы и сюжеты обоих романов постоянно перекликаются.
Тема добра и зла развивается на протяжении всей книги.

Прежде всего, раскрытие проблемы добра и зла связано с образом Воланда, одним из главных персонажей романа Мастера. Вопрос заключается в том, творит ли Воланд зло? Мне кажется, что нет, он не несет людям зло.

Булгаков недаром пишет, что он «вечно хочет зла и вечно совершает благо». Воланд указывает на пороки людей и провоцирует их на проявление этих качеств.

Так, например, в сцене в Варьете, когда люди бросались за деньгами и одеждой, Воланд продемонстрировал человеческую жадность.

Воланд точно определяет «кто есть кто»: Степа Лиходеев, известный человек в культурном мире Москвы, — бездельник, развратник и пьяница; Никанор Иванович Босой- взяточник; Фокин, буфетчик «Варьете»,- вор; барон Майгель, служащий одной из контор, — доносчик, а «тщательно маскирующийся под пролетария» поэт А.

Рюхин — закоренелый лицемер

В слово «добро» автор вкладывает очень много глубокого смысла. Это не характеристика человека или поступка, а образ жизни. Очень важна для автора идея Иешуа, что «все люди добрые».

То, что она высказывается в описании времени, когда жил Понтий Пилат, то есть «двенадцать тысяч лун» назад, при повествовании о Москве двадцатых-тридцатых годов раскрывает веру и борьбу писателя в вечное добро, несмотря на сопутствующее ему зло, что тоже обладает вечностью.

«Изменились ли эти горожане внутренне?»—прозвучал вопрос сатаны, и хотя ответа не последовало, читатель явно ощущает, что
«нет, они все так же мелочны, жадны, эгоистичны и глупы».

Таким образом, главный свой удар, гневный, неумолимый и разоблачающий, Булгаков обращает против людских пороков, «самым тяжким» из них считая трусость, которая порождает и беспринципность, и жалость человеческой натуры.

Итак, тема добра и зла у Булгакова — это проблема выбора людьми принципа жизни, а предназначение того зла, которое несут в романе Воланд и его свита, — воздать каждому в соответствии с этим выбором. Автор считает только человека способным преодолеть любое зло вопреки обстоятельствам и соблазнам.

Через судьбу Маргариты представляет он нам путь добра к самораскрытию с помощью чистоты сердца с горящей в нем огромной, искренней любовью, в которой и заключается его сила. Маргарита у писателя — идеал. Мастер — тоже носитель добра, потому что оказался выше предрассудков общества и жил, руководствуясь душой.

Поэтому автор дарует ему тот покой, о котором мечтал герой. На земле у Мастера остался ученик и бессмертный роман, которым суждено продолжать борьбу добра со злом. На мой взгляд, М.

Булгаков хотел показать нам, что грань между добром и злом, действительно, еле заметна: ведь не сразу осознаешь смысл поступков Воланда и его свиты.

Да и в жизни, делая добро, мы можем и не замечать, как наши поступки порождают зло.

Евгений

Источник: https://www.BiblioFond.ru/view.aspx?id=81995

Тема добра и зла в романе Булгакова «Мастер и Маргарита». Сочинение-рассуждение по книге с непростой проблематикой :

Добро и зло – две стороны одной медали. Это понятия, которые можно противопоставить друг другу. Но рассматривать их отдельно нельзя. Во многих произведениях искусства и литературы проблема добра и зла была ключевой. Не стал исключением и роман «Мастер и Маргарита». Сочинение по этой теме часто приходится писать в старших классах, поэтому актуально будет рассмотреть ее более детально.

Наследие Булгакова

Михаил Афанасьевич Булгаков действительно обладал уникальным талантом. Все его произведения можно по праву назвать шедеврами.

Чего только стоят рассказ «Дьяволиада» и роман «Белая гвардия»! Сам автор говорил о последнем: «…от него небу станет жарко». Но больше всего привлек внимание общественности роман «Мастер и Маргарита».

Сочинение по этому произведению можно писать на любую тему: любовь, справедливость, добро и зло и т. д.

Школьники чаще всего предпочитают рассуждать о любви или справедливости. Ведь о них написать намного проще. Стоит только привести несколько примеров из текста, и оценка в кармане! Вот только с добром и злом так не получится.

Этой темой пронизан весь роман. В нем белое и черное так тесно переплетаются, что временами становятся одним целым. Добро дает возможность существовать злу, а зло показывает добро во всей его красоте. Нетривиальный подход Булгакова к этим понятиям делает сочинение на тему «Мастер и Маргарита»: проблема добра и зла» одним из самых сложных.

Роман в романе

Начнем с того, что сам роман построен на своеобразном литературном приеме «книга в книге». Булгаков пишет о жизни Мастера и общественности 30-х годов. Рассказывает о том, как Маргарита изменяет мужу, радуется приобретенной ведьмовской силе. Показывает, что чиновники не совсем чисты на руку, а любимым развлечением человека стало осуждение окружающих.

В то же время Мастер пишет роман о прокураторе Иудеи Понтии Пилате и философе Иешуа, человеке, который до последнего оставался верным своим убеждениям, был добрым, искренним и отзывчивым. И если бы не страх Пилата перед властью кесаря, его бы никогда не приговорили к смертной казни. Пилат понимал, что Иешуа ни в чем не виновен.

Он был чист душой, олицетворял собой высокоморального человека и нес миру новые истины. Иешуа свободно и уверенно выражает свои мысли и даже перед лицом смерти остается при своем мнении. В то же время Пилат умирает как свободная личность.

Вместе с бездомным философом он хоронит и себя как человека, способного принимать самостоятельные решения.

Отправные позиции

Таким образом, есть две отправные позиции: история Мастера и Маргариты и рассказ о Понтии Пилате. В основном романе Булгаков показывает зло во всех его проявлениях, которые можно встретить в современном обществе.

А история о Понтии Пилате больше ориентирована на то, чтобы преподнести читателю идею добра как абсолютной истины. Именно под этим углом стоит рассматривать произведение «Мастер и Маргарита».

Сочинение, однако, должно строиться не на противопоставлении.

А что, если добра и зла не существует?

Немаловажную роль в романе «Мастер и Маргарита» сыграл Воланд – князь тьмы. Он карает мелких мошенников и откровенных преступников. Автор словно говорит, что зло должно быть наказано его же методами. Также Воланд является основной «точкой», которая соединяет истории о Мастере и о Пилате.

Царь Преисподней предстает перед читателем не таким зловещим и ужасным демоном, о котором говорится в легендах. Его устами автор произносит не одну истину.

Вспомните только Левия Матвея, обратившегося к Воланду недостаточно уважительно и получившего ответ, побудивший к размышлениям не только самого преданного ученика Иешуа, но и многих поклонников творчества Булгакова.

Что бы делало добро, если бы не было зла? Во что превратилась бы земля, если бы с нее исчезли тени? Тень, утверждает Царь Преисподней, – подтверждение того, что предметы и люди реальны, а чтобы наслаждаться только лишь светом, нужно уничтожить все существующее на планете.

В словах Воланда заключена одна из основных идей романа «Мастер и Маргарита». Сочинение, добро и зло в котором станут основной темой, должно осветить этот непростой и важный вопрос. Ведь в произведении Булгакова, как мы уже убедились, эти понятия невероятно многогранны! В его книге свет и тьма не являются изолированными друг от друга абсолютами.

Они дополняют друг друга. Именно об этом говорит нам Воланд. Маргариту нельзя назвать порядочной и высоконравственной женщиной, но она готова пойти на все ради Мастера. Мастер может дать обществу важные знания, понятия истинного добра и милосердия, но не выдержав жестокой борьбы, сжигает свой труд.

А Воланд, объединивший в себе странным образом зло и справедливость, карает грешников.

В заключение

Вот мы и разобрались немного в проблематике романа «Мастер и Маргарита». Сочинение по этой книге теперь едва ли вызовет затруднения, если тема касается добра и зла, которые Булгаков изобразил действительно необычно. Как видите, в романе черное и белое тесно связаны друг с другом.

Между ними есть грань, но она такая незаметная, что невольно можно принять ложь за правду. Но самое главное, здесь все решает выбор человека.

И временами создается впечатление, что добро и зло – лишь обозначения для удобных и неудобных вещей, а в действительности существует только человеческий выбор и его последствия.

Источник: https://www.syl.ru/article/302545/tema-dobra-i-zla-v-romane-bulgakova-master-i-margarita-sochinenie-rassujdenie-po-knige-s-neprostoy-problematikoy

Мастер и Маргарита, Добро и зло в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Сочинение по произведению на тему: Добро и зло в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» — многомерное и многослойное произведение. В нем соединены, тесно переплетаясь, мистика и сатира, самая безудержная фантастика и беспощадный реализм, легкая ирония и напряженная философия. Одной из главных философских проблем романа является проблема взаимоотношения добра и зла. Эта тема всегда занимала ведущее место в русской философии и литературе.

В булгаковском романе четко прослеживаются различия между двумя этими силами. Добро и зло здесь персонифицированы: олицетворением добра выступает Иешуа Га-Ноцри, а воплощением зла — Воланд.

Иешуа — это воплощение чистой идеи. Он — философ, странник, проповедник добра, любви и милосердия. Его цель была в том, чтобы сделать мир чище и добрее. Жизненная философия Иешуа такова: «Злых людей нет на свете, есть люди несчастливые».

«Добрый человек», — обращается он к прокуратору, и за это его избивает Крысобой. Но дело не в том, что он так обращается к людям, а в том, что он действительно ведет себя с каждым обычным человеком так, как будто бы он есть воплощение добра.

Вечное стремление людей к добру неодолимо. Прошло двадцать веков, а олицетворение добра и любви — Иисус — жив в душах людей. Мастер, главный герой романа, пишет роман о Христе и Пилате.

Мастер пишет роман, восстанавливая евангельские события, придавая им статус реальных. Через него Добро и Истина снова приходят в мир и снова остаются неузнанными.

Воланд, как Мефистофель и Люцифер, является воплощением зла. Считается, что главное занятие Сатаны — неутомимое сеяние соблазнов и разрушения. Но, вчитываясь внимательно в роман, можно убедиться, что Воланд для этого как-то слишком гуманен.

Мне кажется, что Воланд, олицетворяя зло, явился в данном случае посланником добра. Во всех поступках можно увидеть или акты справедливого возмездия (эпизоды со Степой Лиходеевым, Никанором Босым), или стремление доказать людям существование и связь добра и зла.

Поэтому Воланд в художественном мире романа — не столько противоположность Иешуа, сколько дополнение к нему. Добро и зло в жизни удивительно тесно переплелись, особенно в человеческих душах.

Когда Воланд в сцене в Варьете испытывает публику на жестокость и лишает головы конферансье, сердобольные женщины требуют поставить голову на место. И тут же мы наблюдаем, как те же самые женщины дерутся из-за денег.

Думается, что Воланд карал людей злом за их зло ради справедливости. Зло для Воланда — не цель, а средство справиться с людскими пороками.

На первый взгляд, итоги романа неутешительны. И в романе мастера, и в романе о мастере добро в борьбе со злом терпит поражение: распят Иешуа, сожжен роман.

Столкновение творческого духа с неправедной реальностью заканчивается страданием и смертью. Но Воланд говорит: «Все будет правильно. На этом построен мир». Это значит, что действительность существует все-таки ради добра.

Читайте также:  Стихи об осени: а. с. пушкин. "унылая пора! очей очарованье!.."

Мировое зло и страдание — нечто преходящее, они закончатся вместе со всей драмой бытия.

Но в жизни каждого человека бывает момент, когда он должен выбирать между добром и злом. Понтий Пилат в трудной ситуации проявляет малодушие, и он карается вечными муками совести. Отсюда вывод: как ни перепутаны в мире добро и зло, их все-таки нельзя путать. Трусость, предательство — самые тяжкие человеческие пороки.

Роман «Мастер и Маргарита» — роман об ответственности человека за добро и зло, которое совершается на земле, за собственный выбор жизненных путей, ведущих или к истине и свободе, или к рабству и предательству.

bulgakov/master_i_margarita_37/

Источник: http://www.testsoch.info/master-i-margarita-dobro-i-zlo-v-romane-m-bulgakova-master-i-margarita/

Сочинение Добро и зло в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Добро и зло в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Роман «Мастер и Маргарита» впервые вышел в свет зимой 1966-1967 года. Этот роман, реалистический, фантастический, гротескный, с такими неожиданными для той атеистической эпохи образами дьявола и Иешуа Га-Ноцри, сразу же вызвал огромный интерес.

С первых страниц читатель сразу улавливает в романе сатирические нотки, но, на мой взгляд, главное в романе — философские проблемы: мыс­ли о добре и зле, о неотвратимости наказания, о выборе каждого человека. Свой выбор делают в этом романе все: от Иешуа до Мастера. Каждый герой, хочет он того или нет, стоит перед проблемой выбора, он сам выби­рает свой путь.

От этого в дальнейшем зависит его жизнь.

Но обратимся к роману, рассмотрев судьбы его героев. Иешуа Га-Ноцри — булгаковский Иисус — в романе показан обычным человеком со своими страхами и слабостями. Мы можем даже сказать, что он слаб, если бы не его вера. Его сила состоит в том, что он выбрал свой путь и не отступил от него.

Иешуа считал, что все люди на земле рождаются добрыми, лишь жестокое отношение может сделать человека жестоким. Он говорит так даже о тех, кто избил его, кто предал его, для него все люди добры, даже предатель Иуда, палач Крысолов.

Иешуа про­износит слова о будущем царстве «истины и справедливости», но остав­ляет это царство открытым абсолютно для всех. Понтии Пилат — полная ему противоположность. Он наделен влас­тью, его почитают и боятся.

Но и он становится перед выбором.

Сам Пилат пытается сделать доброе дело, не порывая со злом: прокуратор стремится помиловать невинного Иешуа, но вынужден утвердить приго­вор, опасаясь доноса. У Понтия Пилата не хватает силы духа сделать добро. Он остается на стороне зла.

Смерть невинного Иешуа становится непосильным грузом для совести Пилата, приводит его к раскаянию. Пилат в конечном счете понимает справедливость учения Иешуа Га-Ноцри и начинает действовать в его интересах (Понтий Пилат организует убийство Иуды).

Но смерть Иуды не снимает бремени с совести прокура­тора.

Иешуа оказался прав. Не новое убийство, а глубокое искреннее раскаяние в содеянном в конце концов приносят Пилату прощение. Не только евангельские герои отвечают за свои грехи. К примеру, Берлиоз.

Председатель МАССОЛИТа обречен на смерть, поскольку самонадеянно полагал, что его знания позволяют ему не толь­ко отрицать существование Бога и дьявола, но и вообще нравственные устои жизни. Для этого образованного редактора действительно нет ни­чего святого, и за это следует наказание. М. А.

Булгаков ставит Мастера, одного из главных действующих лиц, перед выбором — добро или зло. Как и Понтий Пилат, Мастер оказывается на стороне зла, но не из-за трусости, а потому что им движут малодушие и слабость.

Мастер не смог до конца вынести испытания, выпавшие на его долю. Он действительно не пошел ни на какие компромиссы в своем творчестве. Но в то же время отказался от борьбы за свое произведение и не смог больше творить. Мастер не готов бороться, ведь он — художник.

Каждый должен быть самим собой. И Мастер, более чем кто бы то ни было, остался самим собой — воплощением безмерной силы и безмерной слабости творчества. Но не все герои романа выбирают зло, руководствуясь страхом и тру­состью.

Такой предстает перед нами Маргарита. Она берет на себя актив­ную роль и пытается вести ту борьбу, от которой отказывается Мастер.

Когда силы зла наделяют Маргариту сверхъестественными качествами — летать и быть невидимой — она использует это для мести.

Только угроза гибели ребенка останавливает ее. Всепоглощающая любовь к Мастеру и ожесточение против окружающей лжи — основные черты булгаковской Маргариты. У нее нет веры, но эту веру в ней заменяет любовь к Мастеру.

Мне кажется, что Маргарита, как и Иешуа, делает правильный выбор, хотя оказывается на стороне сил тьмы, потому что ее выбор никому не приносит горя и страдания. Маргарита в романе Булгакова стала пре­красным обобщенным поэтическим образом любящей женщины. В романе «Мастер и Маргарита» никто не совершает грехов по под­сказке.

Свои грехи и преступления, большие и малые, так же как и свой подвиг, каждый совершает сам, по собственному душевному побуждению. И каждый в ответе за свои поступки.

Источник: http://www.school-essays.info/sochinenie-dobro-i-zlo-v-romane-m-bulgakova-master-i-margarita/

Добро и зло в романе м. а. булгакова «мастер и маргарита»

ДОБРО И ЗЛО В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА. Вершиной творчества Михаила Афанасьевича Булгакова стал роман «Мастер и Маргарита», в котором основную философскую линию составляет тема добра и зла, их противоборства и их взаи­мосвязи.

Добро и зло. Сколько существует мир, столько существует спор между «тьмой» и «светом», между положительным и отрицатель­ным началами. И все это время люди стараются разграничить эти понятия. Отделить одно от другого, противопоставить.

Но потому- то и продолжается этот спор вечно, что невозможно провести грани­цу, не существует исключительного добра и исключительного зла.

Осмыслить еще раз эту проблему — в новом, неожиданном, своеоб­разном ключе — решился и автор романа «Мастер и Маргарита».

События, описанные в романе, разделены во времени и простран­стве. Но они объединены одной идеей — поисками истины и борь­бой за нее. Искали эту истину библейские герои: Понтий Пилат — прокуратор Иудеи «в белом плаще с кровавым подбоем» и подсуди­мый Иешуа. Прокуратор ассоциируется с жестокостью и хладно­кровием.

Да и сам он называет себя «свирепым чудовищем».

Но Иешуа обращается к нему без злобы и страха: «Добрый человек! Поверь мне…» Ни на секунду не отступая от своих жизненных убеж­дений, этот смелый человек утверждает, что «…злых людей нет на свете, есть люди несчастливые», что «рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины».

Понтий Пилат приказывает казнить Иешуа, но совесть всегда будет мучить его, потому что он понима­ет, что Иешуа прав. Прокуратор чувствует превосходство духа ни­щего философа над собой, великим властителем людей. Философия угнетателя оказывается беззащитной перед высшей правдой и гар­монией мира.

Пилат поставлен перед выбором: пойти по пути зла и сохранить карьеру или отстоять добро, сохранить свою душу и совесть чисты­ми. Такой выбор жизнь ставит перед каждым из нас, перед всем человечеством. И ошибаются те, кто стремится избежать необходи­мости сделать этот выбор, потому что справедливость рано или по­здно восторжествует и зло будет наказано.

«Все будет правильно, на этом построен мир», — утверждает Воланд. В романе Воланд — спе­циалист по черной магии, то есть по злу. Именно он обладает пра­вом наказывать людей, творящих зло.

По его решению Берлиозу отрезает голову трамвай, Иван Бездомный попадает в психиатри­ческую клинику, Лиходеева вышвыривают из собственной кварти­ры, финдиректора Римского превращают в жалкого запутавшегося старика, буфетчик, торгующий «осетриной второй свежести», уми­рает от рака.

Воланд просвечивает человечество, словно рентгеном, раскрывая всю глубину и размеры царящего в нем зла. На его балу нескончаемой чередой проходят «короли, герцоги, кавалеры, само­убийцы, висельники, отравительницы и сводницы, тюремщики и шулера, палачи, доносчики, изгнанники, безумцы, сыщики, рас­тлители».

И каждого из них ждет своя участь, неминуемое наказа­ние за грехи и зло. Вражда, распри, недоверие к людям инакомыс­лящим, зависть и жадность господствуют в мире. И Воланд обна­жает сущность всех негативных явлений в обществе, показывает в истинном свете все скрытые пороки человечества.

Всему этому злу в современном мире пытается противостоять Мастер, трагическая судьба которого во многом пересекается с судь­бой Иешуа. Мастер также подвергается великим испытаниям за попытку написать роман об Иисусе.

Его единственным стремлени­ем было напомнить людям о проповеди добра и любви. Он уверен в том, что все люди не могут стать добрыми и что им нужно прощать обиды.

Мастер пока не постиг высшей правды, но его вера в то, что «рукописи не горят», если это честные книги, дает ему право на понимание в будущем высшей правды и гармонии мира.

Временной интервал длиной почти в два тысячелетия разделяет события романа о Иешуа и романа о Мастере. Но проблемы, возни­кающие в библейском и современном мире, не меняются.

Философ­ские раздумья о добре и зле присутствуют в спорах Пилата и Иешуа и разговорах Воланда с обывателями.

Таким образом, автор утверж­дает, что проблемы эти актуальны для любой эпохи и даже связаны друг с другом неразрывной связью.

Воланд в романе Булгакова не вносит в мир зла, а только судит его. Зло приходит через самого человека. Точно так же только через человека приходит добро — Иешуа не вносит в мир добра, а лишь отстаивает его своим поведением. Ни Воланд, ни Иешуа не вмеши­ваются в дела и поступки людей. Они являются только своеобраз­ными «индикаторами» этих поступков. Добро или зло совершают сами люди.

Только люди делают этот неизбежный выбор в своей жизни. Понтий Пилат в свое время делает свой выбор, но Маргари­те жаль его, она готова вмешаться в его судьбу, так же как в судьбу несчастной Фриды или в судьбу Мастера. Потому что она изначаль­но выбрала добро. В ее сердце живет милосердие.

То же милосер­дие руководит и женщиной в зале, которая, глядя, как Жоржу Бен­гальскому отрывают голову, кричит: «Ради бога, не мучьте его!» И толпа, которая вторит ей: «Простить! Простить!», тоже проявляет милосердие. Но такая же толпа в свое время потребовала от Пилата казни Иешуа. «Ну что же… — говорит Воланд, — они — люди как люди.

Любят деньги, но ведь это всегда было… Ну, легкомыслен­ны… ну, что же… и милосердие иногда стучится в их сердца… обык­новенные люди… В общем, напоминают прежних».

Маргарита защищает добро, но ей противостоит организованная система зла, сопротивляться которой в одиночку невозможно. Для того чтобы победить мир, который «во зле лежит», Маргарите необ­ходимо что-то сверхъестественное. И она заключает договор с дья­волом — становится ведьмой. Этим она искажает саму человечес­кую природу — но это ее плата за стремление победить в мире зла.

Погибнуть героине не дает лишь ее самоотвержение, ее способ­ность к предельному самопожертвованию. Она готова погубить душу, чтобы только спасти Мастера. И она спасает свою любовь. Но теперь ей предстоит пройти очищение огнем и смертью. Маргарита при­носит жертву во имя любви.

Мастер также жертвует собой — ради того, чтобы дать жизнь своей книге. Этим автор утверждает глав­ную истину — свершение блага, добра невозможно без творческого участия зла, добро и зло составляют единое целое, которое и носит название «жизнь».

Они вместе образуют порядок — ту самую пра­вильность, справедливость, о которой говорил Воланд. Вот почему Воланд и Иешуа всегда будут следовать в сознании людей рядом — как полюсы единого мироздания. Выбирая сторону Иешуа, человек заслуживает свет, на стороне Воланда — тьма.

Но всех их ждет « жизнь вечная ».

Левий Матвей, до конца следующий за Иешуа, так же вечен, как гости на балу у Воланда. Только сам человек способен отличить доб­ро от зла, и в этом заключается его свобода и его ответственность.

Но являясь властителями в своей сфере: Иешуа — в сфере добра, Воланд — в сфере зла — обе стороны способны мерить людей толь­ко своими мерками.

Поэтому Иешуа никогда не осуждает зла, от­стаивая добро, так же как и Воланд не борется с добром, а осуждает и высвечивает только зло.

Создавая свое произведение, Булгаков стремился показать лю­дям, насколько ошибочно и даже опасно недооценивать зло, точно так же, как слишком прямолинейно истолковывать взаимоотноше­ния с добром.

В таком истолковании проблемы добра и зла, как универсальных принципов бытия, с которыми имеет дело человек, автор «Мастера и Маргариты» ближе всего стоит к философии К. Г.

Юнга с его предупреждением относительно необоснованного оп­тимизма христианской доктрины о человеке и Боге.

Роман М. А. Булгакова удивительно сложен и многогранен. Он стоит вне пределов одной темы или одной эпохи. Он вечен, потому что вечны не только вопросы, затронутые автором борьба добра и зла, поиски высшей истины, — но и вечна любовь, соединившая его героев.

Даже человек, который не верит ни в Бога, ни в дьявола, ни в чудеса, читая произведение великого писателя, начинает остро ощущать реальность его персонажей: Воланда и Понтия Пилата, Иешуа и Мастера, Маргариты и Берлиоза и целой вереницы дру­гих, ярких, живых персонажей, которым подарил вечную жизнь гений М. Булгакова.

Источник: https://prepodka.net/dobro-i-zlo-v-romane-m-a-bulgakova-master-i-margarita-2/

Ссылка на основную публикацию