Сочинение: «дружба жилина и дины» по рассказу л.н. толстого «кавказский пленник»

Дружба Жилина и Дины (По рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»)

Самоанализ урока литературы в 5 классе по теме «Дружба Жилина и Дины (по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»)»

Данный урок является 3 в цикле уроков, отведенных на изучение произведения Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Урок проводился в соответствии с требованиями программы по учебному курсу «Литература. 5 класс.

» в рамках Федеральных государственных образовательных стандартов согласно тематическому планированию по предмету в данном классе. Программой по литературе В.Я. Коровиной предусмотрено рассмотрение следующих вопросов: Бессмысленность и жестокость национальной вражды.

Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов».

В связи с этим определена данная тема и тип урока — урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.

При планировании данного урока были учтены следующие принципы: научность, систематичность, последовательность, доступность, связь обучения с жизнью.

Урок запланирован и проведен с использованием технологии развития критического мышления

В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбораны следующие формы организации учебной работы: индивидуальная, парная и групповая.

В ходе урока мне довелось полностью реализовать поставленную цель: определяя роль дружбы Жилина и Дины в рассказе Л. Толстого, помочь учащимся понять авторскую мысль в художественном произведении: дружба разных народов – это естественный закон человеческой жизни.

Также были решены следующие задачи.

Предметные задачи:

Знать содержание прочитанного произведения.

Уметь воспринимать и анализировать текст.

Уметь сравнивать характеры героев произведения, понимать зависимость поступков от качеств характера. Научиться понимать нравственное содержание рассказа, определять душевные качества героя.

Личностные
Научиться проводить самооценку личности на основе прочитанного и использовать возможность коррекции качеств своего характера.

Формировать эмпатию как осознанное понимание и сопереживание чувствам других, выражающуюся в поступках, направленных на помощь другим посредством исправления собственных ошибок.

В ходе урока обучающиеся имели возможность усовершенствовать метапредметные УУД:

Регулятивные УУД

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД

Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Познавательные УУД

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Ресурсное обеспечение было оптимальным и соответствовало принципам построения урока. Так, использование технических средств обучения, дидактического, раздаточного и наглядного материала способствовало повышению мотивации обучающихся к решению поставленных задач, повышению познавательной активности.

На урокепроводилась работа с литературоведческими терминами, такие как идея, сюжет, эпизод, которые расширили понятийный аппарат обучающихся по предмету, а также их общий кругозор.

Все этапы учебного занятия соответствовали требованиям к современному уроку по ФГОС, были ороиентированы на новые образовательные результаты, на формирование УУД.

Организационный момент, включивший в себя предварительную организацию класса, создал эмоциональный и одновременно деловой настрой на познание нового.

Мотивационно-ориентированный .

Задание «Согласен – не согласен» стало одним из познавательных методов для мотивационного настроя обучающихся.

На этапе постановки главной учебной задачи дети были мотивированы на пробное учебное действие, они смогли достаточно чётко сформулировать тему и главный вопрос урока, обратившись к своему жизненному опыту, знанию содержания рассказа «Кавказский пленник», пословицам.

Создание проблемной ситуации

На этапе открытия нового знания была продумана организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия. Создание проблемной ситуации позволило детям не только определить проблему, но и наметить варианты ее решения. При этом дети осознали, что имеющихся знаний им недостаточно, и это послужило мотивированием к постановке и решению учебных задач.

В основу этого этапа была положена поисковая деятельность. Обучающимися определили эпизоды, которые необходимы для решения главной учебной задачи урока.

Реализация построенного проекта и структурирование полученных знаний осуществлялись через разнообразные приёмы активизации деятельности обучающихся, в том числе анализ эпизодов произведения, работу с учебником, с демонстрационным материалом (презентацией к уроку), приём «Ромашка Блума»

На этапе первичного закрепления нового способа действия обучающиеся продемонстрировали хорошее владение навыками смыслового чтения, извлечения необходимой информации из текста и умение работать с ней: систематизировать, обобщать, классифицировать. Проводя исследовательскую деятельность (заполнение таблицы «Жилин и Дина.)Общее и отличия», мы смогли реализовать промежуточную цель урока — зафиксировать во внешней речи новое учебное действие.

Считаю необходимым отметить, что рефлексивно-оценочная деятельность осуществлялась на всех этапах урока: обучающиеся осознанно оценивали свою учебную деятельность, проводили самооценку знаниевых достижений и психо-эмоционального состояния. А рефлексия в конце урока, основанная на приёме актуализации субъективного опыта, ждала толчок к осмыслению главной задачи урока.

Домашнее задание

Домашнее задание было основано на уровневой дифференциации как одном из важных принципов развивающего обучения и предложено с правом самостоятельного выбора.

Объем домашнего задания не превысил допустимый уровень сложности и прогнозируемых временных затрат на его выполнение.

Задания сопровождал инструктаж учителя.

Считаю, что в ходе урока удалось реализовать и сохранить на всех этапах высокий темп урока, при этом избежать перегрузки и переутомления обучающихся. Этому способствовала в том числе тематическая физкультминутка, основанная на сочетании принципов межпредметного подхода.

На всех этапах урока удалось сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, хорошего настроения и самочувствия пятиклассников.

Самоанализ урока литературы в 5 классе по теме «Всё живое на Земле питает труд» (По рассказу А.П. Платонова «Цветок на земле»)

Данный урок является 2 в цикле уроков, отведенных на изучение темы «А.П. Платонов». Учебное занятие проводилось в соответствии с требованиями программы по учебному курсу «Литература. 5 класс» в рамках Федеральных государственных образовательных стандартов согласно тематическому планированию по предмету в данном классе( программа по литературе под редакцией Г.С. Меркина).

В связи с этим определена данная тема и тип урока — урок открытия нового знания.

При планировании данного урока были учтены следующие принципы: научность, систематичность, последовательность, доступность, связь обучения с жизнью.

Урок запланирован и проведен с использованием технологий проблемно-диалогического обучения, смыслового чтения, ТРКМ. Актуальность данных технологий обусловлено тем, что они позволяют заменить урок объяснения нового материала уроком открытия знаний

В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны следующие формы организации учебной работы: индивидуальная и групповая.

В ходе урока мне довелось реализовать поставленную цель: на основе анализа рассказа А.Платонова «Цветок на земле» показать, как писатель раскрывает тему труда и его роль в жизни человека.Также были решены следующие задачи.

Предметные задачи:

Уметь воспринимать и анализировать текст.

Уметь сравнивать характеры героев произведения, понимать зависимость поступков от качеств характера. Научиться понимать нравственное содержание рассказа, определять душевные качества героя.

Личностные
Научиться проводить самооценку личности на основе прочитанного и использовать возможность коррекции качеств своего характера.

В ходе урока обучающиеся имели возможность усовершенствовать метапредметные УУД:

Регулятивные УУД

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной и письменной форме, развивать монологическую и диалогическую речь школьников, умение выстраивать диалог с учителем и одноклассниками.

Познавательные УУД

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Ресурсное обеспечение было оптимальным и соответствовало принципам построения урока. Так, использование технических средств обучения, дидактического, раздаточного и наглядного материала способствовало повышению мотивации обучающихся к решению поставленных задач, повышению познавательной активности.

На урокепроводилась работа с литературоведческими терминами, так как необходимо было убедится, что обучающиеся понимают значение терминов, которые употребляет учитель на уроке и которые необходимы для расширения словарного запаса обучаемых.

Все этапы учебного занятия соответствовали требованиям к современному уроку по ФГОС, были ориентированы на новые образовательные результаты, на формирование УУД.

Организационный момент, включивший в себя предварительную организацию класса, создал эмоциональный и одновременно деловой настрой на познание нового.

Мотивационно-ориентированный .

Задание «Соберите слово по первым буквам
в названиях цветов», составление предложения из данных на слайде слов, работа с ключевыми словами темыстали одним из познавательных методов для мотивационного настроя обучающихся.

На этапе постановки главной учебной задачи дети были мотивированы на пробное учебное действие, они смогли достаточно чётко сформулировать тему и цель урока, обратившись к своему жизненному опыту.

На этапе открытия нового знания была продумана организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия.

В основу этого этапа были положены элементы технологии смыслового чтения: приём прогнозирования (работа с заглавием до чтения текста, предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения) и приём антиципации (определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности произведения по отрывку из пока незнакомого текста с опорой на читательский опыт). В то же время мы с детьми выстраивали ассоциативную цепочку слова «цветок». А это один из вариантов применения приёма концепта при обучении литературе.

Данные приёмы вполне универсальны и могут быть применены при работе с текстами на любом учебном предмете, особенно гуманитарного цикла.

Особое место на этапе освоения нового знания заняло диалогическое обучение, позволившее создать условие для выражения детьми собственных мыслей, решать проблемные вопросы на основе анализа, принимать продуманные решения.

На этапе первичного закрепления нового способа действия обучающиеся продемонстрировали хорошее владение навыками смыслового чтения, извлечения необходимой информации из текста и умение работать с ней: использовать её для аргументированного ответа на вопрос, определение смысловой, тематической направленности незнакомого текста.

Рефлексия

Домашнее задание

Домашнее задание было основано на уровневой дифференциации как одном из важных принципов развивающего обучения и предложено с правом самостоятельного выбора.

Объем домашнего задания не превысил допустимый уровень сложности и прогнозируемых временных затрат на его выполнение.

Задания сопровождал инструктаж учителя.

Считаю, что в ходе урока удалось реализовать и сохранить на всех этапах высокий темп урока, при этом избежать перегрузки и переутомления обучающихся. Этому способствовала в том числе тематическая физкультминутка, основанная на сочетании принципов межпредметного подхода.

На всех этапах урока удалось сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, хорошего настроения и самочувствия пятиклассников.

Источник: https://multiurok.ru/files/druzhba-zhilina-i-diny-po-rasskazu-l-n-tolstogho-kavkazskii-pliennik.html

Ответы@Mail.Ru: сочинение на тему «дружба жилина и дины» кавказский пленник

. Ученик (0) 3 года назадЖилин впервые увидел Дину, когда она принесла ему воды. Автор так описывает девочку. Ей было тринадцать лет, она была похожа на своего отца. Одета она была в синюю длинную рубаху. У Дины длинные волосы. Сначала она испугалась Жилина, она смотрела на Жилина, как на какого-то дикого зверя.

Даже ее отцу стало смешно, когда Жилин подал ей кувшин, а она отпрыгнула от него, как дикая коза. Когда Жилин немного обжился в татарском ауле, он начал мастерить разные поделки. Сначала он слепил куклу, одел ее в татарские одежды и поставил на крышу. Дина увидела это и позвала других татарских девочек.

Потом она увидела, что Жилин ушел в сарай, и схватила куклу. У Дины это была ее первая кукла. Но ее разбила злая старуха. Жилин понял, что девочка огорчилась, и сделал куклу еще лучше. Так началась их дружба. Дина тайком от всех носила Жилину еду. Она знала, что пленников плохо кормят.

Сначала это было козье молоко, потом сырные лепешки, а однажды – кусок баранины. Дина, как и Жилин, любила помогать другим людям. Если бы не Дина, Жилин никогда не смог бы сбежать второй раз. Их с Костылиным посадили в глубокую яму, из которой пленникам не выбраться. Жилин чувствовал, что Дина его не бросит.

Он наделал девочке из глины разных фигурок лошадей, собак. Дина пришла на другой день к яме и сказала Жилину, что их хотят убить. Жилин попросил Дину помочь, но она отказалась. Жилин подумал, что девочка испугалась. Однако ночью в яму упала длинная палка. По ней и выбрался Жилин. Дина помогала русскому офицеру сбить замок с кандалов.

Когда у нее это не получилось, она заплакала от горя. Девочка знала, что она больше никогда не увидит Жилина, если даст ему убежать. Но она пожертвовала собой, своими чувствами. Дина не только помогла ему бежать, но и приготовила немного еды. Я думаю, что отношения Дины и Жилина можно назвать настоящей дружбой.

Тринадцатилетняя девочка сделала то, на что не могли решиться взрослые люди. Она спасла Жилина от смерти. А тот подарил ей детство. Я

Читайте также:  Природа, растения и животные стран мира

думаю, что игрушки, сделанные Жилиным, были первыми в жизни девочки.

Источник: http://5klassnik.ru/po-avtoram/tolstoy/108-sochine яна эль-амин Ученик (132) 2 года назадСобытия, происходящие в рассказе Льва Толстого «Кавказский пленник», относятся к периоду Кавказской войны во времена правления Николая­I. Главные герои произведения русские офицеры, попавшие в плен к татарам, и маленькая девчушка из татарского аула. Несмотря на то, что Жилин и Дина принадлежат разным народам и относятся к разным возрастным категориям, они быстро находят общий язык. Впервые Дина, дочь аульского татарина, увидела Жилина, когда он после бессонной ночи в плену попросил воды.Жилина поразило то, что такая маленькая и хрупкая девчушка несет на голове кувшин, полный воды. В свою очередь, Дина была поражена тем, как жадно этот пленный пил воду. Она смотрела на него вначале, словно на дикого зверя. Когда он ей вернул кувшин, она резко отпрыгнула. Со временем Жилин привык к местной атмосфере. В свободное время он мастерил глиняных кукол. Одну из таких кукол взяла себе Дина. Она тут же нарядила ее в красные лоскуты и нянчила, словно ребенка. Когда старая татарка сломала эту куклу, Жилин смастерил для нее новую. В благодарность она стала носить ему молоко, лепешки и мясо. Так началась их крепкая дружба.Дину можно назвать единственным преданным другом Жилина в рассказе, так как наКостылина он положиться не мог. Мало того, что тот подставил его во время нападения татар, так он еще и сорвал план побега, который Жилин тщательно обдумывал на протяжении месяца. Во второй раз Жилину помогла именно Дина. Зная, что ее могут за это наказать, она все-таки принесла Жилину длинную палку, чтобы он выбрался из ямы и бежал. На прощание она принесла ему лепешек и расплакалась.

Вскоре Жилин уже был на стороне русских, а Костылин еще месяц просидел в плену, дожидаясь выкупа.

Дружба Дины и Жилина – это одна из главных сюжетных линий рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник». Таким образом, автор хотел подчеркнуть значимость смелости и преданности в характере человека. Возраст не имеет никакого значения.

Такие качества, как отвага, отзывчивость, преданность заложены в человеке с самого детства, также как и малодушие, трусость и слабость духа.

Как оказалось, тринадцатилетняя девочка способна быть более преданным другом, нежели взрослый офицер.

Н а т а ш а П е р ш и н а Знаток (322) 2 года назадЖилин впервые увидел Дину, когда она принесла ему воды. Автор так описывает девочку. Ей было тринадцать лет, она была похожа на своего отца. Одета она была в синюю длинную рубаху. У Дины длинные волосы. Сначала она испугалась Жилина, она смотрела на Жилина, как на какого-то дикого зверя. Даже ее отцу стало смешно, когда Жилин подал ей кувшин, а она отпрыгнула от него, как дикая коза. Когда Жилин немного обжился в татарском ауле, он начал мастерить разные поделки. Сначала он слепил куклу, одел ее в татарские одежды и поставил на крышу. Дина увидела это и позвала других татарских девочек.

Потом она увидела, что Жилин ушел в сарай, и схватила куклу. У Дины это была ее первая кукла. Но ее разбила злая старуха. Жилин понял, что девочка огорчилась, и сделал куклу еще лучше. Так началась их дружба. Дина тайком от всех носила Жилину еду. Она знала, что пленников плохо кормят.

Сначала это было козье молоко, потом сырные лепешки, а однажды – кусок баранины. Дина, как и Жилин, любила помогать другим людям. Если бы не Дина, Жилин никогда не смог бы сбежать второй раз. Их с Костылиным посадили в глубокую яму, из которой пленникам не выбраться. Жилин чувствовал, что Дина его не бросит.

Он наделал девочке из глины разных фигурок лошадей, собак. Дина пришла на другой день к яме и сказала Жилину, что их хотят убить. Жилин попросил Дину помочь, но она отказалась. Жилин подумал, что девочка испугалась. Однако ночью в яму упала длинная палка. По ней и выбрался Жилин. Дина помогала русскому офицеру сбить замок с кандалов.

Когда у нее это не получилось, она заплакала от горя. Девочка знала, что она больше никогда не увидит Жилина, если даст ему убежать. Но она пожертвовала собой, своими чувствами. Дина не только помогла ему бежать, но и приготовила немного еды. Я думаю, что отношения Дины и Жилина можно назвать настоящей дружбой.

Тринадцатилетняя девочка сделала то, на что не могли решиться взрослые люди. Она спасла Жилина от смерти. А тот подарил ей детство. Я думаю, что игрушки, сделанные Жилиным, были первыми в жизни девочкиСобытия, происходящие в рассказе Льва Толстого «Кавказский пленник», относятся к периоду Кавказской войны во времена правления Николая­I. Главные герои произведения русские офицеры, попавшие в плен к татарам, и маленькая девчушка из татарского аула. Несмотря на то, что Жилин и Дина принадлежат разным народам и относятся к разным возрастным категориям, они быстро находят общий язык. Впервые Дина, дочь аульского татарина, увидела Жилина, когда он после бессонной ночи в плену попросил воды.Жилина поразило то, что такая маленькая и хрупкая девчушка несет на голове кувшин, полный воды. В свою очередь, Дина была поражена тем, как жадно этот пленный пил воду. Она смотрела на него вначале, словно на дикого зверя. Когда он ей вернул кувшин, она резко отпрыгнула. Со временем Жилин привык к местной атмосфере. В свободное время он мастерил глиняных кукол. Одну из таких кукол взяла себе Дина. Она тут же нарядила ее в красные лоскуты и нянчила, словно ребенка. Когда старая татарка сломала эту куклу, Жилин смастерил для нее новую. В благодарность она стала носить ему молоко, лепешки и мясо. Так началась их крепкая дружба.

Дину можно назвать единственным преданным другом Жилина в рассказе, так как наКостылина он положиться не мог. Мало того, что тот подставил его во время нападения татар, так он еще и сорвал план побега, который Жилин тщательно обдумывал на протяжении месяца.

Во второй раз Жилину помогла именно Дина. Зная, что ее могут за это наказать, она все-таки принесла Жилину длинную палку, чтобы он выбрался из ямы и бежал. На прощание она принесла ему лепешек и расплакалась.

Вскоре Жилин уже был на стороне русских, а Костылин еще месяц просидел в плену, дожидаясь выкупа.

Глеб Носовский Ученик (121) 1 год назад TNT4646 бум Ученик (114) 1 год назадЖилин впервые увидел Дину, когда она принесла ему воды. Автор так описывает девочку. Ей было тринадцать лет, она была похожа на своего отца. Одета она была в синюю длинную рубаху. У Дины длинные волосы. Сначала она испугалась Жилина, она смотрела на Жилина, как на какого-то дикого зверя. Даже ее отцу стало смешно, когда Жилин подал ей кувшин, а она отпрыгнула от него, как дикая коза. Когда Жилин немного обжился в татарском ауле, он начал мастерить разные поделки. Сначала он слепил куклу, одел ее в татарские одежды и поставил на крышу. Дина увидела это и позвала других татарских девочек.

Потом она увидела, что Жилин ушел в сарай, и схватила куклу. У Дины это была ее первая кукла. Но ее разбила злая старуха. Жилин понял, что девочка огорчилась, и сделал куклу еще лучше. Так началась их дружба. Дина тайком от всех носила Жилину еду. Она знала, что пленников плохо кормят.

Сначала это было козье молоко, потом сырные лепешки, а однажды – кусок баранины. Дина, как и Жилин, любила помогать другим людям. Если бы не Дина, Жилин никогда не смог бы сбежать второй раз. Их с Костылиным посадили в глубокую яму, из которой пленникам не выбраться. Жилин чувствовал, что Дина его не бросит.

Он наделал девочке из глины разных фигурок лошадей, собак. Дина пришла на другой день к яме и сказала Жилину, что их хотят убить. Жилин попросил Дину помочь, но она отказалась. Жилин подумал, что девочка испугалась. Однако ночью в яму упала длинная палка. По ней и выбрался Жилин. Дина помогала русскому офицеру сбить замок с кандалов.

Когда у нее это не получилось, она заплакала от горя. Девочка знала, что она больше никогда не увидит Жилина, если даст ему убежать. Но она пожертвовала собой, своими чувствами. Дина не только помогла ему бежать, но и приготовила немного еды. Я думаю, что отношения Дины и Жилина можно назвать настоящей дружбой.

Тринадцатилетняя девочка сделала то, на что не могли решиться взрослые люди. Она спасла Жилина от смерти. А тот подарил ей детство. Я думаю, что игрушки, сделанные Жилиным, были первыми в жизни девочкиСобытия, происходящие в рассказе Льва Толстого «Кавказский пленник», относятся к периоду Кавказской войны во времена правления НиколаяI. Главные герои произведения русские офицеры, попавшие в плен к татарам, и маленькая девчушка из татарского аула. Несмотря на то, что Жилин и Дина принадлежат разным народам и относятся к разным возрастным категориям, они быстро находят общий язык. Впервые Дина, дочь аульского татарина, увидела Жилина, когда он после бессонной ночи в плену попросил воды.Жилина поразило то, что такая маленькая и хрупкая девчушка несет на голове кувшин, полный воды. В свою очередь, Дина была поражена тем, как жадно этот пленный пил воду. Она смотрела на него вначале, словно на дикого зверя. Когда он ей вернул кувшин, она резко отпрыгнула. Со временем Жилин привык к местной атмосфере. В свободное время он мастерил глиняных кукол. Одну из таких кукол взяла себе Дина. Она тут же нарядила ее в красные лоскуты и нянчила, словно ребенка. Когда старая татарка сломала эту куклу, Жилин смастерил для нее новую. В благодарность она стала носить ему молоко, лепешки и мясо. Так началась их крепкая дружба.

Дину можно назвать единственным преданным другом Жилина в рассказе, так как наКостылина он положиться не мог. Мало того, что тот подставил его во время нападения татар, так он еще и сорвал план побега, который Жилин тщательно обдумывал на протяжении месяца.

Во второй раз Жилину помогла именно Дина. Зная, что ее могут за это наказать, она все-таки принесла Жилину длинную палку, чтобы он выбрался из ямы и бежал. На прощание она принесла ему лепешек и расплакалась.

Читайте также:  Лев николаевич толстой: жизнь и творчество

Вскоре Жилин уже был на стороне русских, а Костылин еще месяц просидел в плену, дожидаясь выкупа.

Вика Няша Ученик (120) 1 год назад ekaterina bogatova Знаток (327) 1 год назадСобытия, описанные в рассказе Толстого «Кавказский пленник», происходят во времена Кавказской войны. Главными героями стали два русских офицера, попавшие в плен к горцам. А также девочка Дина — дочь Абдул-Мурата (хозяина пленников), живущая в ауле. Жилин и Дина из разных народов, у них разное вероисповедание, и он значительно старше девочки, но, несмотря на все различия, им удается подружиться.Первая их встреча произошла, когда мужчина после нелегкой ночи в плену попросил у девочки воды. Дина напоила пленника, но сначала побаивалась его. Со временем русский офицер привык к местному укладу. Он стал мастерить кукол из глины, одну из которых взяла себе Дина. Кукла очень нравилась ей, и когда она сломалась, Жилин сделал новую, чтобы девочка не расстраивалась. За это она стала приносить ему вкусную еду.Дина становится единственным настоящим другом Жилина, ведь на Костылина положиться нельзя. Он бросил его, когда напали татары и из-за его неповоротливости провалился побег, который Жилин готовил в течение целого месяца. После этого именно Дина спасла его, дав длинную палку, чтобы он смог вылезти из ямы и сбежать. Она сделала это, даже осознавая, что ее накажут, если узнают. Девочка принесла своему другу на прощание лепешек и заплакала. Вскоре Жилин оказался в гарнизоне, а Костылин, дожидаясь выкупа, еще месяц находился в плену.Одной из главных сюжетных линий произведения стала дружба татарской девочки и русского офицера. Мне кажется, это говорит о важности смелости и преданности для человека, при этом возраст не играет большой роли. Отзывчивость, доброта и преданность либо есть в человеке, либо их нет, и девочка Дина сумела это доказать. Если бы не ее помощь, Жилин, возможно, никогда бы не вернулся из плена.

Мне было приятно читать о том, как зарождается их дружба, как она крепнет, и какие плоды впоследствии приносит, и я сделал для себя определенные выводы из этой истории.

Аня Калинина Ученик (121) 10 месяцев назад

Источник: https://otvet.mail.ru/question/37273594

Сочинение “Дружба Жилина и Дины”

Когда два офицера русской армии попали в плен к бандитам, они не ждали ничего хорошего. Однако даже в плену у татар можно найти светлые стороны. Хозяином Жилина оказался суровый горец Абдул-Мурат. У него была юная и красивая дочка по имени Дина.

Жилин дина сочинение Жилин познакомился с дочкой горца, когда отец приказал ей напоить пленника.

Когда она явилась на зов отца, в ее руках был кувшин, а одета она была по горской моде, в длинное платье синего цвета, ее волосы были распущены по плечам.

Ей всего тринадцать лет и было понятно, что она боится своего строгого отца. Когда офицер подал ей пустой кувшин обратно, та отпрыгнула от него, словно испуганная лань.

Через некоторое время Жилин начинает осваиваться в неволе. Он начинает понимать татар, ему становятся более понятны их поступки и мысли. От безделья он начинает мастерить разнообразные вещи. Однажды он сделал забавную куклу, стройная фигурка с кувшином на плече, и установил ее на крыше.

Дина увидела это чудо и завороженно стала рассматривать, потом она позвала своих подружек и вместе с ними она продолжила ее восхищаться. Когда Жилин снова зашел в свою темницу, она взяла эту куклу себе. Так у Дины впервые в жизни появилась самая настоящая игрушка из глины.

Однако не всем пришлось по душе это изделие. Одна крикливая старуха бросает куклу на землю и та разбивается на много частей. Девочка очень расстраивается,а офицер увидев ее печаль решает сделать другую куклу. Он снова набирает глины и придает ей вид стройной девушки. Эта кукла получается гораздо лучше.

С этого момента между Жилиным и Диной возникают дружеские чувства.

Жилин и Костылин голодали в своем сарае, жадный татарин не давал им много еды. Дина узнав об этом начинает приносить офицерам пищу. Вероятно она незаметно для себя влюбляется в красивого офицера русской армии.

Поэтому у Жилина теперь всегда имеется запас лепешек и молока, а иногда и баранины. Создается впечатление, что среди всех татар, только Дина обладает добрым сердцем и старается облегчить жизнь пленникам.

После того, как Жилин и Костылин совершили побег, их привели обратно и посадили в глубокую яму. Именно Дина помогла офицеру совершить второй побег.

Еще когда Жилин сидел в яме, он понимал, что только чудо поможет ему выбраться на волю.

Как то раз Дина пришла к Жилину, чтобы забрать у него несколько замечательных глиняных фигурок животных, которые пленник сделал для нее.

Через некоторое время девочка приходит и сообщает плохую новость, оказывается татары решили убить пленников, чтобы те не доставляли им проблем. Жилин просит ее о помощи, но Дина отказывается и убегает.

Когда надежды почти не осталось, происходит чудо. Однажды ночью в яму спускается длинный шест, и так Жилин выбирается на волю. Костылин же отказался рисковать, и не отважился вылезти из зиндана.

После того, как Дина разбивает кандалы и понимает, что больше никогда не увидит такого доброго и интеллигентного русского офицера, который выгодно отличался на фоне ее соплеменников, она начинает плакать.
Можно сделать вывод, что девочка стала преданным другом Жилину, ей всего тринадцать лет, а она совершила то, что можно назвать подвигом.

Не каждый взрослый на ее месте решился бы на помощь, но она смогла пойти на это ради настоящей дружбы. Видимо запал ей в сердце этот странный русский офицер.

(Пока оценок нет)
Loading…

Вы сейчас читаете сочинение Сочинение “Дружба Жилина и Дины”« “Медный всадник” образ Петра“Незабываемый день” сочинение »

Источник: http://schoolessay.ru/sochinenie-druzhba-zhilina-i-diny/

Тема урока: Дружба Жилина и Дины. (По рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».)

Автор материала: Мальцева Вера Леонидовна

Тема урока: Дружба Жилина и Дины.

(По рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».)

Цели урока:

предметные: продолжить работу над осмыслением содержания рассказа, над умением выделять проблемы, затронутые автором;

регулятивные: развивать навыки анализа художественного произведения, формировать умения быть внимательным к слову, сравнивать, совершенствовать монологическую речь;

личностные: воспитывать чувство интернационализма, культуру речевого общения и этикета.

Ход урока.

Организационный момент.Прошу ребят настроиться на активную плодотворную работу и пожелать друг другу хороших оценок. Мотивация урока. Работа с пословицами, записанными на доске.

Дружбу водить – так себя не щадить.

Жаль друга, да не как себя.

Друг познаётся на рати да при беде.

Для милого дружка и серёжку из ушка.

Дружба от недружбы близко живёт.

Дружба дружбой, а денежки врозь.

Предлагаю прочитать пословицы и ответить на вопрос: Как вы их понимаете? Согласны ли вы со всеми пословицами?

Определите их тему. О чём они? ( О дружбе).

Прошу ребят подумать , есть ли какая-то связь между темой урока и пословицами , о которых мы говорили. ( Ребята предполагают, что речь пойдёт о дружбе между Жилиным и Диной).

Вывод: да, сегодня мы будем с вами говорить о том, какую роль сыграла в судьбе Жилина маленькая героиня Дина.

Изучение учебного материала. Работа с содержанием рассказа.Ребята, откройте, пожалуйста, 6-ю главу. После побега (который как можно назвать? – неудавшийся) Жилин и Костылин сидят в глубокой яме. Костылин окончательно разболелся, И Жилин совеем приуныл. Они живут ежедневно под страхом смерти. Давайте посмотрим, как об этом пишет автор? Каким он называет их жильё?

( Совсем дурным).

Трудно сохранить присутствие духа, когда нет надежды.

— Кто же поселил надежду в душу Жилина?

Как вводит Толстой её появление, каким словом?

— А кто может рассказать, когда началась дружба Жилина с татарской девочкой? Кто первым найдёт и зачитает нам этот эпизод? ( глава 3)

_ С чего же она началась? Чтобы ответить на этот вопрос, подчеркните самые важные, на ваш взгляд, слова( кукол лепил, схватила куклу и убежала, лоскутками красными убрала, качает, прибаюкивает).

Вывод: очень понравились Дине куклы, которые делал Жилин. Дина –маленькая девочка, любит играть, а игрушек у неё не было. А Жилин делал замечательные куклы.

— Ребята, давайте попробуем с вами пересказать этот эпизод так, чтобы мы почувствовали радость Дины.

— У кого же это получилось лучше всех? Кто сумел интересно рассказать нам о куклах Жилина и Дины?

Продолжаем беседу по содержанию 6-ой главы.

_ Предлагаю прочитать в лицах разговор Жилина и Дины.

-Что узнаёт Жилин из этого разговора? ( Его хотят убить).

-Почему его хотят убить татары? Он же пленный, у него нет оружию, значит, не опасный. Или, может, можно бояться и безоружного человека? ( Да, татары боятся Жилина, он не боится их, не хочет им подчиняться, им не удалось его сломать).

-Как же Дина помогает Жилину? Трусит она или нет?

— А почему она ему помогает?

— Почему Жилин вначале думает про Дину «прыгает, как коза дикая», а позже «как козочка дикая»?

_ А где мы впервые встречаемся с Диной? Найдите её описание.

-Какие суффиксы включает писатель в слова, описывающие Дину? Для чего он это делает? ( Чувствуется симпатия автора к этой героине. А ещё нам становится понятно, что на серьёзные поступки способен не только физически крепкий человек. Главное – быть стойким, сильным духовно).

Вывод: Какую же черту характера выделяет в своих героях писатель ?

( Доброта).

-Дина помогает Жилину, потому что добрый человек не может видеть, как страдает другой. Как называется эта черта? (Сострадание).

-На кого похожа Дина? Чем? А какие у неё глаза? А как вы понимаете такое странное сочетание « глаза чёрные, светлые»? ( Определением «светлые» писатель говорит не о глазах, а о душе Дины).

-Давайте прочитаем сцену прощания Жилина и Дины и подумаем, почему плачет девочка?

_Можно ли считать Дину героиней? Что её ожидает, если отец догадается, кто помог Жилину бежать?

— Что вы можете сказать в её защиту?

Закрепление учебного материала.

-Какую же сложную проблему ставит Толстой своим рассказом, что хотел показать писатель с помощью Дины?

— Актуальна ли она сейчас?

_ Когда между людьми возможна дружба и когда её не может быть? Зависит ли это от возраста или от национальности?

-Можно ли жить без войн? Что для этого нужно?

5. Рефлексия.

-Чему научил вас рассказ?

-В чём вы хотите быть похожими на Дину?

-Какая она, настоящая дружба?

-Могут ли дружить люди разных национальностей? Что для этого нужно? Ключевое слово нашего кроссворда – дружба. Всё творчество Л.Н.Толстого пронизано идеями дружбы между людьми и между народами. Читая рассказ «Кавказский пленник», мы почувствовали и поняли, как прекрасно дружить, любить друзей, жить для других.

Это поняла и маленькая Дина, хотя Жилин был взрослее её и чужим по крови.Л.Н.Толстой учит нас умению прижиться в любой обстановке, выжить в любой ситуации, не перекладывая на чужие плечи своих бед.Лев Николаевич Толстой пробуждает в нас добрые чувства, стремление к справедливости и красоте. Давайте закончим наш разговор об этом рассказе словами известного поэта Н.

Рубцова:«На всё добро ответим мы добром,На всю любовь ответим мы любовью».

Читайте также:  Сочинение на тему: "краски осени"

6. Домашнее задание: написать сочинение на тему»Спасибо, умница» ( можно от лица Жилина, можно от собственного имени)

Составить цитатный план рассказа, например:1. Не дамся им живой.2. Ты все серчаешь, а товарищ твой смирный.3. Прошла про Жилина слава, что он мастер.4. Нынче бежать надо.5. Бросить товарища не годится.6. Он спешит, а месяц еще скорее выбирается.

Гл мысль произв.-что упорство и мужество всегда побеждают.Писатель осуждает войну между народами и считает ее бессмысленной Но главное, что хотел показать Л. Н. Толстой: для доброты, любви, взаимопонимания не важна национальность (Дина – татарка, Жилин – русский).

Люди способны жить в мире и должны к этому стремиться. Толстой учит нас любить всех людей, независимо от их национальности и цвета кожи. Если таких историй дружбы, как описана в рассказе, будет больше, на планете воцарится мир.

) — Понравилась вам Дина? Хотели бы вы иметь такого друга?

— Что вы больше всего цените в своих друзьях? Чему научились вы у героини новеллы Л. Н. Толстого?

Источник: https://VseUroki.pro/doc/tema-uroka-drujba-jilina-i-diny-po-rasskazu-ln-tolstogo-kavkazskiy-plennik.html

Конспект урока литературы в 5 классе. Л.Н.Толстой «Кавказский пленник» Жилин и Костылин. Кто из них «кавказский пленник»? Образ Дины в рассказе Л.Н.Толстого. (2часа)

Конспект урока литературы в 5 классе (2 часа)

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Жилин и Костылин. Кто из них «кавказский пленник»?

Образ Дины в рассказе Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».

Цели урока: 1)осмысление содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»; умение выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении;

2) приобщение детей к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности; развитие навыка анализа художественного произведения, логического мышления;

3) воспитание духовно-нравственной личности с непримиримым отношением к национальной вражде.

Оборудование: учебник, портрет писателя, словарь литературоведческих терминов, толковый словарь С.И. Ожегова, рисунки учащихся.

Ход урока:

I. Организация начала урока

Цель:

1) Образовательная: — рассмотреть главных героев рассказа и их поступки.

2) Развивающая: — формировать умение анализировать текст художественного произведения; — развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя – обобщать, делать выводы; — формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов; — учить сжато излагать повествовательный текст; — развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас; — продолжить работу по развитию культуры речи школьников.

3) Воспитательная: — воспитание общечеловеческих ценностей; — умение работать в группе: уважать мнение товарища, развитие чувства взаимопомощи, поддержки.

Каждое произведение литературы – удивительный и прекрасный мир образов, красок и звуков. В центре этого мира всегда стоит человек. Поэтому особое место в произведении всегда занимают персонажи – действующие лица произведения.

Образ каждого персонажа автор создаёт при помощи особых приёмов. И наша задача – научиться видеть их в тексте, с тем, чтобы составить о герое полное впечатление, научиться понимать его чувства и мысли, а главное – понять, какая роль отведена автором этому персонажу в произведении.

Рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский Пленник» всегда производит очень сильное впечатление на детей. Это и понятно – ведь великий писатель его специально для них и создал. Л.Н.

Толстой хорошо знал жизнь людей Кавказа, поскольку участвовал в войне с горцами и понимал этот народ.

Кроме того, автор поднимает в произведении очень важные не только для отдельного человека, но и для всего человечества вопросы, и главный из них – о войне и мире как способе решения проблем, возникающих между людьми.

Проверка домашнего задания: Сравнительная характеристика героев. Заполнить таблицу, ответив на следующие вопросы: Как герой попал в плен? Внешность героя. Чем герой занимался в плену? Как герой готовился к побегу? Как герой ведет себя на свободе?

Делаем вывод, что герои противоположны.

Учитель вводит понятие АНТИТЕЗЫ (антитеза – противоречие, противоположение, противопоставление). Запись термина в рабочую тетрадь.

Словарная работа:

Почему, рассказывая о судьбе двух русских офицеров, Л.Н.Толстой в заглавии говорит об одном человеке? Кого писатель имеет в виду?

ПЛЕННИК – плен – взятый в плен, невольник, пленять, захватить, прельстить, подчинить.

Чьими невольниками оказались герои? Как они выбрались из плена?

Почему Жилин не захотел после освобождения отправиться к матери, а остался на Кавказе?

Как вы понимаете смысл пословицы: «Всяк в плену у своих страстей»? Кто кавказский пленник, согласно этой пословице?

Пленник кавказцев – человек, находящийся в плену у врагов. Сбежавший Жилин и выкупленный Костылин.

Пленник Кавказа – человек, связанный с Кавказом, привлеченный им: «Нет уж видно не судьба моя. И остался служить на Кавказе». Он пленен Кавказом, пленен горами. Судьба Жилина – оставаться на Кавказе. И он примиряется со своей судьбой. Он решает остаться кавказским пленником.

Пословица может быть полностью соотнесена с образом Костылина. Герой находится не только в татарском плену, но и в плену у своей слабости, своего эгоизма, и из этого плена он не выбирается.

Он не выдерживает испытания, которые превозмогает Жилин.

Жилин сумел выжить, прижиться во враждебном окружении, сумел расположить к себе даже своих врагов; решал свои проблемы сам, не перекладывая на плечи других; был сильным, «жилистым».

Давайте вернемся к теме урока и прочитаем вопрос, содержащийся в ней. Напишите мини-сочинение. Начните работу со слов « Я думаю, что…………», « Я понял, что……………», «Меня поразило…………….».

Чтение творческих работ.

Домашнее задание. Нарисовать портрет Дины, найти описание девочки в тексте.

Образ Дины в рассказе Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».

Цели урока: — проследить за тем, как создается в рассказе образ Дины

— решить вопрос о роли Дины в произведении;

— воспитание доброты, человечности.

Оборудование: портрет Л. Н. Толстого; репродукции, иллюстрирующие эпизоды, в которых появляется Дина; рисунки учащихся .

Ход урока:

На предыдущих уроках мы наблюдали за тем, как созданы автором образы Жилина и Костылина. Сегодня же нам предстоит поработать над образом Дины.

1). Вспомните, что помогает правильно охарактеризовать художественный образ? На что надо прежде всего обращать внимание в тексте?

— портрет

— поступки

-речь

— взаимоотношения с другими персонажам

— отношение автора

2). Теперь давайте обратимся к тексту. Вспомните эпизод, в котором Дина появляется перед читателем впервые.

От слов « Жилин губами и руками показал, чтоб пить ему дали» до слов «глаз не спускает – смотрит».

— Как описывается девочка в этом эпизоде? Что мы о ней узнаем?

(Дина показана глазами Жилина)

— О чем рассказывает ее одежда?

— Как характеризуют ее движения?

— Что вы можете сказать об отношении к ней отца, Жилина?

— Что важного открыл нам данный эпизод?

3). Давайте обратимся ко второму эпизоду.

(От слов «Жилин на всякое рукоделие мастер был» до слов «бросит и убежит»)

— Как развиваются взаимоотношения Дины и Жилина? (Они сдружились)

— Изменилась ли Дина? Почему она привязалась к Жилину?

(Они похожи. Вначале – любопытство, интерес к новому человеку. Затем — Дина почувствовала в Жилине искреннего, доброго человека, она стала ему доверять. Еще одно свело их – чувство одиночества: Жилин – пленник, Дина – сирота. Ей одиноко, она нуждается в ласке, понимании, заботе. Об этом не сказано прямо, но читателю дана подсказка: эпизод, где Дина качает на руках куклу.)

— О каких чертах характера Дины мы узнаем из этого эпизода?

(Дина отзывчива, умеет сопереживать, чувствовать боль, одиночество другого человека; она заботливая, добросердечная, помнит и ценит добро, отвечает тем же и др.)

4). А теперь давайте обратимся к 6 главе

( Побег Жилина; яма; татары озлоблены, не кормят)

-Как представлена в этом эпизоде Дина? Забыла ли она о друге? Прочтите.

( «Вдруг прямо ему на коленки…»)

-О чем вам скажет слово «вдруг»; смех Дины?

(Она радуется, что вновь видит Жилина и что ей удалось его удивить)

-Почему она убежит, но потом вернется?

(Узнала, что грозит Жилину беда; она не могла бросить друга)

-Каково состояние Дины? Что помогает вам это понять?

( Дина грустна, расстроена. Это можно понять, обратив внимание на глаголы, передающие движения девочки. Раньше она убегала, прыгала, смеялась, теперь же – притихла: «посидела, помолчала».)

-Чем этот эпизод отличается от двух предыдущих?

( Диалог. Жилин и Дина стали понимать друг друга, они говорят.)

-Что нового узнаем о Дине?

(Она верный, преданный друг; готова прийти на помощь, пожертвовать собой; не бросит друга в беде; думает не о себе – о друге; чуткая, храбрая, решительная, предусмотрительная.).

-Как относится автор к Дине? Какие слова вы дают его симпатию к ней?

«глаза, как у кошки» / «глазенки, как звездочки»

«отпрыгнула, как коза» / «легко, как козочка»

руки / «ручонки, как прутики»

-Объясните последнее предложение этого эпизода. Почему Дина так быстро убежала?

(Наступил час прощания, а это очень тяжело, да и у Жилина времени мало, Дина это понимала.).

5). Итак, давайте подведем итог нашим наблюдениям. Как создается образ Дины в произведении?

Толстой использует сравнения, описывая движения девочки. Именно движения выдают внутреннее состояние Дины. Также автором создается портрет. Он звучит в произведении дважды, почти без изменения («черные, светлые глаза»). Однако в последнем эпизоде автор подбирает слова более эмоциональной окраски.

Дина похожа на героинь народных сказок своей внутренней красотой, любовью, верностью и преданностью.

В создании образов Жилина и Костылина писатель использует говорящие фамилии. Давайте обратимся к толкованию имени Дины (задание получено учеником заранее).

3. Итог урока.

Ребята, вы помните, что рассказ написан Толстым специально для детей. Я предлагаю решить вам важный вопрос: «С какой целью вводит Л. Н. Толстой образ Дины в свое произведение? Какова роль этого персонажа?»

Перед нами произведение художественного стиля. Как мы помним, задача художественного стиля – воздействие. Л. Н. Толстой посредством Дины воздействует на своих читателей. Повествование становится более теплым в эпизодах с девочкой. Именно она помогает Жилину бежать. Она может служить для нас примером верности и преданности.

Но главное, что хотел показать Л. Н. Толстой для доброты, любви, взаимопонимания не важна национальность (Дина – татарка, Жилин – русский). Люди способны жить в мире и должны к этому стремиться. Толстой учит нас любить всех людей, независимо от их национальности и цвета кожи. Если таких историй дружбы будет больше, то на планете воцарится мир.

— Понравилась вам Дина? Хотели бы вы иметь такого друга?

— Что вы больше всего цените в своих друзьях? Чему научились вы у героини новеллы Л. Н. Толстого?

Домашнее задание. Я предлагаю вам дома написать письмо своему другу, рассказав о замечательной дружбе девочки из далекого кавказского аула и русского офицера Ивана Жилина.

Л. Н. Толстой поднимает в рассказе важные нравственные проблемы: о товарищеском долге, доброте и отзывчивости, о верности, дружбе, о храбрости и стойкости. Он славит сильных духом людей, готовых преодолеть любые препятствия. Толстой повествует о силе дружбы, которая сближает людей разных национальностей.

Остро ставит Толстой проблему «мира и войны» в душе человеческой. Автор убеждён, что зло в ответ рождает только зло, насилие, разрушение.

В основе зла – нетерпимость, стремление к наживе, национальные предрассудки. Злу могут противостоять любовь к людям, доброта, забота о ближних . Зло рождает в душах людей войну, а доброта – мир.

Дружба Жилина и Дины – залог всеобщей победы «мира», в которую автору хочется верить.

Домашнее задание: написать сочинение –рассуждение «Над чем заставил меня задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».

Источник: https://intolimp.org/publication/konspiekt-uroka-litieratury-v-5-klassie-l-n-tolstoi-kavkazskii-pliennik-zhilin-i.html

Ссылка на основную публикацию