Сочинение: чацкий и молчалин в комедии “горе от ума”

Чацкий и Молчалин в комедии Грибоедова «Горе от ума»

Одной из главных особенностей комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова является наличие в ней двух конфликтов: любовного и социального.

Обе сюжетные линии тесно связаны между собой, а также их объединяют некоторые герои.

Чацкий и Молчалин в комедии «Горе от ума» являются как соперниками в борьбе за сердце Софьи, дочери Фамусова, так и противоборствующими сторонами по многим общественным вопросам.

Главный герой пьесы Александр Андреевич Чацкий возвращается в дом Фамусова после трехлетнего пребывания за границей.

Он оставил здесь свою возлюбленную Софью и теперь едет к ней с серьезными намерениями, влюбленный и полный надежд.

Но во время отсутствия Чацкого Софья стала по-другому смотреть на их юношеский роман и теперь называет его ребячеством. Ее сердце занято Молчалиным, скромным и немногословным секретарем ее отца, который живет в их доме.

Трагедия Чацкого начинается с того, что он не понимает, почему Софья охладела к нему, и пытается найти причину этого. Вторым ударом для главного героя становится то, что ему предпочли Молчалина, о котором Чацкий язвительно говорил: «Ума в нем только мало». Характеристика Молчалина и Чацкого поможет разобраться, почему Софья делает такой выбор.

Софья Фамусова, хотя и не относится к рьяным защитникам «века минувшего», все же дочь своего отца. Идеалы дворянского общества прививались ей с детства. Хоть она и не похожа на консервативных дворян своего круга, многие принципы их жизни она впитала с воспитанием отца.

Когда в первом действии комедии между Софьей и Лизой заходит разговор о Чацком. Становится понятно, что для нее их любовь осталась лишь детским воспоминанием. Из достоинств Чацкого она выделяет только его способность всех пересмеять, но ведь «делить со всяким можно смех». Этими словами она как бы снимает с себя ответственность за то, что теперь ведет любовную игру с Молчалиным.

Сама Софья характеризует Чацкого так: «Остер, умен, красноречив, в друзьях особенно счастлив…» Но девушка не может понять и поверить, как может влюбленный человек покинуть свою возлюбленную на три года ради непонятных целей: «Ах! Если любит кто кого, зачем ума искать и ездить так далеко?»

Прибыв в Москву, Чацкий вызывает гнев Софьи не только тем, что ставит под угрозу ее счастье с Молчалиным. Он еще начинает разговор с Софьей с нападок на ее родных и близких: «Ну что ваш батюшка? Всё Английского клоба старинный, верный член до гроба? Ваш дядюшка отпрыгал ли свой век?»

Сам же Чацкий не понимает, почему его слова задевают Софью. Он не находит в них ничего дурного. Оправдывается герой тем, что у него «ум с сердцем не в ладу».

Но больше всего Софью уязвляют слова Чацкого о Молчалине. Она в нем видит персонажа из романов, которыми зачитывается. В ее воображении он наделен чертами романтического героя. Чацкий же сразу раскусил Молчалина и его роль в фамусовском обществе. Молчалин «услужлив, скромненький», а значит, «дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных».

В одном из эпизодов комедии «Горе от ума» Чацкий и Молчалин сталкиваются в словесном поединке, и перед читателем постепенно начинает открываться истинное лицо Молчалина, который оказывается не таким простым, каким кажется на первый взгляд.

Молчалин, как и все ненавистные Чацкому представители «века минувшего», стремится любой ценой заполучить высокий чин и положение в обществе. Так как пока он всего этого не имеет, ему «надобно зависеть от других».

Чацкому это непонятно: «Зачем же надобно?» Но Молчалин, похоже, имеет четкий жизненный план. Он старается всячески услужить гостям Фамусова, хвалит шерстку собаки Хлестовой, что выглядит нелепо и унизительно.

Он живет по принципу: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь».

Даже своими небольшими успехами по службе Молчалин очень гордится и хвалится ими перед Чацким: «По мере я трудов и сил, с тех пор, как числюсь по архивам, три награжденья получил». Молчалин даже смеет выражать сочувствие Чацкому из-за того, что тот не служит.

Он рекомендует Чацкому наладить отношения с Татьяной Юрьевной, которая «балы дает нельзя богаче». Она может посодействовать в получении очередного чина или награды, ведь «чиновные и должностные – все ей друзья и все родные».

Именно так привыкли зарабатывать положение в обществе люди фамусовского круга. Таков и Молчалин.

Сторонникам «века минувшего» не понять стремления Чацкого служить «делу, а не лицам». Если Молчалин использует бал в качестве возможности найти каналы для продвижения по служебной лестнице, то Чацкий предпочитает разделять время для веселья и для дела: «Когда в делах – я от веселий прячусь, когда дурачиться – дурачусь, а смешивать два этих ремесла есть тьма искусников, я не из их числа».

Образы Чацкого и Молчалина в комедии «Горе от ума» совершенно не похожи. Чацкий обладает свежим, деятельным умом. Он смел и в любви, и в защите своих взглядов. Молчалин же неспешен и осторожен как в обществе, так и в чувствах.

В отношениях с Софьей он постоянно задумывается о том, как отреагирует свет на их связь, если она вдруг откроется, ведь «злые языки страшнее пистолета».

Удивительно, что такие разные герои могли вызвать любовь к себе у одной и той же женщины.

Эта загадка раскроется в финале пьесы. Молчалин добивается расположения Софьи обманом. Под маской молчаливого и скромного человека скрывается двуличный герой, который принимает вид любовника только «в угоду дочери такого человека». В нем нет любви к Софье и нет серьезных намерений по отношению к ней, в отличие от Чацкого.

Однако и Чацкий, проведя один день в обществе московских дворян, понимает, что его взгляды навсегда разошлись со взглядами фамусовского общества. И Софья для него теперь – часть, детище того мира, куда ему нет входа.

Он рекомендует ей помириться с Молчалиным, которого она разоблачила. Ведь этот герой полностью соответствует идеалу мужа, принятому в свете: «Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей – высокий идеал московских всех мужей».

Чацкий и Молчалин в комедии Грибоедова «Горе от ума» – совершенно разные по натуре и по ценностным ориентирам герои. Если общество отвергает Чацкого и принимает Молчалина, значит, оно характеризует себя в соответствии этому герою.

Московские дворяне хотят, чтобы перед ними преклонялись, выслуживались, завоевывали их расположение. У них в почете чинопоклонничество и карьеризм. Этим идеалам как нельзя лучше соответствует Молчалин.

Чацкий же в этом обществе «страстных к чинам» людей лишний.

Характеристика образов Молчалина и Чацкого, противопоставление этих персонажей могут быть использованы учениками 9 классов в своих сочинениях на тему «Фамусовское общество в комедии «Горе от ума»»Будь в числе первых на доске почета

Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/gore-ot-uma/chackij-i-molchalin-v-komedii.html

Сочинение на тему «Чацкий и Молчалин в комедии Горе от ума»

Чацкий и Молчалин — ровесники, главные герои комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума». Именно поэтому контраст между ними столь разителен.

Молчалин — избранник Софьи. Ему повезло больше, чем Чацкому. Но знание того, как ничтожен Молчалин, очень угнетает Чацкого. Возможно, будь Молчалин достоин Софьи, Чацкому не было бы столь горько от того, что Софья предпочла ему такое ничтожество.

Хотя Молчалин и принадлежит безвестному и бедному роду, но он имеет сокровенную цель в жизни — достичь во что бы ни стало «степеней известных». Для этого он руководствуется главным своим принципом — угождать всем и вся, начиная от хозяина дома, где он квартирует, и кончая собакой дворника. И Чацкий знает точно, что Молчалин со своей тактикой «бессловесности» достигнет поставленной цели.

Полученные Молчалиным три награды по службе являются ярким доказательством того, что выбранная им тактика в сочетании с умеренностью и аккуратностью уже приносят свои плоды и что Чацкий не ошибся в своих прогнозах на счет его будущего.

Хотя Молчалин по сути такой же подхалим, как и Максим Петрович, но в отличие от последнего его лесть не так груба и откровенна. Целенаправленная лесть Молчалина едва заметна и направлена на всех тех, кто гипотетически когда-нибудь может оказаться полезным.

Влюбленность в Софью тоже исходит от практицизма и представляет собой тактический ход, а не искренние чувства — ведь Софья является дочерью его начальника, и ее благосклонность может оказаться желанным козырем.

Подобные взгляды Молчалина чужды Чацкому, поэтому в глазах первого второй является человеком непрактичным. Молчалин не способен понять возмущение Чацкого после того, как он посоветовал ему обязательно посетить дом имеющей широкие связи Татьяны Юрьевны.

Чацкий недоумевает, зачем ему посещать дом той, которая пользуется репутацией вздорной женщины.

Фома Фомич, который умудрился сохранить свою должность при трех сменившихся министрах, вызывает у Молчалина восторг, а Чацкий считает Фому Фомича самым бестолковым человеком.

Чацкий не боится смело высказывать свое мнение обо всем и всех. По суждению Молчалина, в его положении категорически противопоказано иметь свое мнение. Но это временно, пока он не достигнет цели, и не появятся зависимые от него люди. Один склонен судить о людях по их сану и материальному положению, а другой — по их делам и нравственным показателям.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 400 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Нравственный облик Молчалина очень безобразен. Когда раскрылось его лицемерие к Софье, он готов унизиться перед ней и ползает на коленях. Но делает он это не из-за осознания своей безнравственности, а исключительно из-за боязни разрушить свой карьерный рост.

Нельзя не согласиться с высказыванием Чацкого о том, что «Молчалины блаженствуют на свете». Сожаление и возмущение Чацкого вызвано и тем, что подобные приспособленчество и практицизм находят распространение в дворянском обществе.

Источник: http://sochinyalka.ru/2014/11/chatskiy-i-molchalin-v-komedii-gore-ot-uma.html

Сочинение на тему: «Чацкий и Молчалин в комедии Горе от ума»

В комедии «Горе от ума» Грибоедов показал два полюса человеческой натуры: Чацкий и Молчалин. Подлизывание Молчалина против прямоты и свежести взглядов Чацкого.

Сначала читатели знакомятся с Молчалиным, первым полюсом. Его говорящая фамилия отражает ценности домового бумажного работника. «В мои лета не должно сметь своё суждение иметь… Ведь надобно ж зависеть от других», – считает Молчалин. Такие высказывания он объясняет простой фразой: «В чинах мы небольших».

По-видимому, герой не находит других путей подняться в обществе, кроме как прислуживание вышестоящим. Надо сказать, он искусно это делает, сглаживая углы во многих ситуациях. К примеру, на балу у Фамусова случился конфуз, который буквально потушил своей вечной любезностью наш бумажный работник. Но удача, главное, на что полагаются такие люди, не всегда на стороне Молчалина.

В финале его неискренний роман с Софьей, умело придуманный ради повышения чина, всплывает на поверхность.

Краткая характеристика Чацкого

Где-то очень далеко от Молчалина, на противоположном полюсе общества, находится Чацкий. Он умён, язвителен и уверен в себе. Острый язык героя выражает резко ненавистное отношение к существующим порядкам Москвы.

Почти каждого он обличает в притворстве и оказывается не так уж далеко от правды. Разгоряченная душа Чацкого требует свободы, искренности и справедливости.

Читайте также:  С. а. есенин "мелколесье. степь и дали...": анализ стихотворения

После безрезультатных попыток внушить людям свои ценности он покидает Фамусовый дом в надежде найти более понимающее отношение.

Чацкий и Молчалин

Одинаковые по возрасту личности, Молчалин и Чацкий, пошли столь разными дорогами возможно потому, что выросли в совершенно непохожих друг на друга мирах. Окружение юного Молчалина утверждало его зависимость от людей, находящихся выше в сложной иерархии государственной службы.

Скорее всего, эта семья была небогата, и, насмотревшись море примеров поднятия в чине за счет простого подлизывания, он не мог иметь другой картины мира. Семья Чацкого, наоборот, была материально независимой. Тот факт, что герой занимался переводами, указывает на его образованность.

Именно знание познакомило юношу с многообразием окружающего мира. И вот уже «тот, который для затей на крепостной балет согнал на многих фурах от матерей, отцов отторженных детей», не кажется Чацкому нормальным, приемлемым явлением общества, а превращается в то, о чем нельзя молчать.

В итоге, такая поляризация взглядов на жизнь может объясняться большим различием в среде, вырастившей героев.

  • чацкий и молчалин как два нравственных полюса сочинение
  • сочинение на тему молчалин и чацкий 9 класс
  • сочинение на тему Чацкий и Молчалин
  • сочинение на тему чацкий и молчалин автор грибоедов какое место занимают эти герои?
  • сочинение чацкий и молчалин краткое

Источник: http://sochinyshka.ru/sochinenie-na-temu-chackij-i-molchalin-v-komedii-gore-ot-uma.html

Чацкий и Молчалин в комедии А. Грибоедова «Горе от ума»

 Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» объединяет в себе лучшие достижения предшествующей драматургии и открывает новый этап в развитии русской и мировой реалистической комедии.

Художественное новаторство пьесы проявляется прежде всего в характере типизации и индивидуализации действующих лиц.

Каждый образ концентрированно отражает в сее конкретно-историческую сущность реальных общественных типов своей эпохи.

Чацкий и Молчалин — оба молодые люди, они принадлежат к одному поколению. Их также объединяет и то, что они ищут путь к сердцу Софьи. Но на этом, пожалуй, сходство заканчивается.

Чацкий — образованный человек с аналитическим складом ума. Даже Фамусов признает, что он «славно пишет, переводит». Он намного умнее других персонажей пьесы, даже тех, которые старше его.

Молчалина тоже нельзя назвать глупым. Он обладает умом, но это практический, житейский ум, направленный на достижение корыстных целей. Молчалин занят лишь поисками теплого местечка, удачного устройства в жизни.

Чацкий критически относится к ложным представлениям фамусовского общества, которое понятие ума связывает с меркантильными интересами.

В образе Чацкого угадываются и романтические черты, такие, как восторженность, пламенная страстность.

В противоположность ему Молчалин — спокойный, умеренный, тихий и аккуратный:

Услужлив, скромненький, в лице румянец есть.

Он старается держаться в тени, в отличие от Чацкого, который всегда на виду.

Чацкий обладает чуткой душой и пылким сердцем. Чацкий опасен для фамусовского общества тем, что он неравнодушный человек и протестующий гражданин. Ему хочется всколыхнуть тину застойного общества.

А вот Молчалину в этом обществе безразличных и молчаливых людей живется прекрасно. Он «не богат словами» и «блаженствует на свете», потому что там «любят бессловесных». Молчалин нашел секрет процветания — он никогда ни с кем не спорит:

В мои лета не должно сметь свое суждение иметь…

Молчалин выбирает мнение большинства. Он искренне уверен, что главным качеством человека должна быть осторожность в поступках и словах. Чацкий с Молчалиным не согласен и после разговора с ним думает, что Софья пошутила: она не может любить настолько бездарного и глупого человека.

Чацкий преданно любит Софью. Хотя он и не приемлет фамусовское общество, но вынужден оставаться в нем ради своей любви к дочери Фамусова. Однако она не видит недостатков Молчалина и достоинств Чацкого.

Молчалин же лишь прикидывается влюбленным, о чем он с циничной откровенностью признается горничной Лизе: «И вот любовника я принимаю вид // В угоду дочери такого человека…»

Лживость и притворство Молчалина распространяются не только на сферу чувств. Они охватывают все стороны его жизни и проявляются в его отошениях с другими героями комедии.

С Фамусовым Молчалин ведет себя очень почтительно, старухе Хлестовой нашептывает льстивые слова и комплименты, снисходительно разговаривает с Чацким и развязен с Лизой.

Он стремится льстить лишь тем, кто хоть в какой-то мере способен повлиять на его карьеру:

Мне завещал отец:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья —  Хозяину, где доведется жить,  Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику, для избежания зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Если Молчалин что-то и говорит, то только для того, чтобы угождать нужным людям:

Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка,
Я гладил все его: как шелковая шерстка!

Чацкий же, напротив, порывает связи с министрами, отказываясь тем самым от блестящей карьеры. «Служить бы рад, прислуживаться тошно», — заявляет он. Ему не важно мнение всесильной Татьяны Юрьевны, покровительства которой ищет вся фамусовская Москва.

Чацкий и Молчалин — разные люди: один из них свободный человек и, скорее всего, останется без высокого поста или чина. Другой, напротив, если и не достигнет больших высот из-за недалекости своего ума, то уж точно недолго задержится на низшей ступеньке.

Речь двух героев также характеризует каждого из них и еще больше обнажает их глубокое внутреннее отличие друг от друга. Так, например, речь Чацкого патетична, динамична и эмоциональна.

Она, по меткому выражению Гончарова, «кипит умом и остроумием».

Чацкий — человек, обладающий разносторонним образованием, большой эстетической культурой, блистательным умом, глубиной чувств и прекрасным знанием родного языка.

Для Молчалина и в речи характерна угодливая почтительность, проявляющаяся в льстивом, почти лакейском, употреблении «с» на конце слов: «я-с», «по-прежнему-с», «с бумагами-с». Он также использует много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, таких, как «ангельчик», «шерстка». Его выражения отличаются приторной лживой деликатностью жеманностью: «Я вам советовать не смею».

Противоположность Чацкого и Молчалина особенно ярко проявляется в их диалогах. Создается впечатление, что они говорят на разных языках, не слыша и не понимая друг друга.

Молчалин не в состоянии понять поступок Чацкого, который добровольно отказывается от завидной перспективы «и награждения брать, и весело пожить».

А Чацкий с его системой ценностей не может согласиться с тем, что взрослый человек «не должен сметь свое суждение иметь».

И Молчалин, и Чацкий в финале должны покинуть фамусовское общество. Чацкий об этом не жалеет:

Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок.  Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,  Где оскорбленному есть чувству уголок!.. 

Карету мне, карету!

Чацкий стремится к полезной деятельности и искренне хочет служить «делу, а не лицам». Поэтому он и не сможет сделать карьеру, которой сумеет, скорее всего, добиться Молчалин не с помощью ума, а лишь с помощью «умеренности и аккуратности».

Молчалин переживает, что он дал волю своему увлечению Лизой. Будучи очень предусмотрительным, он все же не сумел предвидеть того, что его разговор с горничой может быть подслушан. Но и здесь мы понимаем, что Молчалин встретил лишь препятствие на пути к своей карьере. Он еще оправится от удара и, по всей видимости, станет важным чиновником. Молчалин не пропадет.

Получается, что в обществе, которое показывает нам в комедии Грибоедов, нет места умным и просвещенным людям, а молчалины «блаженствуют на свете», постепенно превращаясь в фамусовых.

Источник: http://5litra.ru/soch/986-chackiy-i-molchalin-v-komedii-a-griboedova-gore-ot-uma.html

Готовые школьные сочинения

Окт 10 2015

Чацкий и Молчалин

Комедия Грибоедова «Горе от ума» была написана в 1824 году. Автор раскрывает содержание главного конфликта Эпохи: столкновение «века нынешнего» и «века минувшего». В комедии затронуты все острые вопросы того времени. И. А. Гончаров писал, что в комедии «главная роль, конечно,роль Чацкого, без которой не было бы Комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов».

Грибоедов противопоставил главного героя всем остальным лицам. Он писал в письме к своему другу Катенину: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека». Среди этих «двадцати пяти глупцов» большое значение имеет роль Алексея Степановича Молчалина Чацкий и Молчалин – люди одного поколения, но абсолютно непохожие по складу ума и жизненным ценностям.

Чацкий представляет «век Нынешний», а Молчалин представитель «века минувшего». Герои с самого начала не воспринимают друг друга всерьез. Чацкий не видит в Молчалине достойного соперника, Он для него «жалкое создание». Но и Молчалин ни во что не ставит Чацкого, он в его глазах неудачник.

Чацкий рос и воспитывался в доме Фамусова. Он получил хорошее образование. Был военным, занимался Литературой. Молчалин же провинциал. Для него попасть в секретари к богатому Фамусову большая удача.

У него Есть цель, и он пробивается к ней любым путем. Отец завещал ему «угождать всем людям без изъятья хозяину, где Доведется жить, начальнику, с кем буду я служить, слуге его, который чистит платья, швейцару, дворнику, для Избежанья зла, собаке дворника, чтоб ласкова была».

Карьера для него все. Для Молчалина невозможно Представить свою жизнь без продвижения по службе. За маской бессловесного, тихого, скромного секретаря Скрывается льстивый, беспринципный эгоист.

Чацкий же готов служить своему делу всю жизнь, не из-за наград и Почестей, а потому что ему это интересно.

Можно ли найти более яркие противоположности? Чацкий проповедует Свои идеи всем и каждому, не считается с мнением света, ни от кого не зависит. В фамусовском обществе с таким Характером карьеры не сделаешь!

Молчалин, несомненно, умен. У него нет такого живого и бойкого ума, как у Чацкого, его ум практичен. Без него он не пробился бы «в люди». У него есть все данные впоследствии стать Чиновником: умение служить влиятельным лицам, добиваться своей цели. Молчалин, может, и рад бы был высказать Свое мнение, но говорит « не смею моего сужденья произнесть»« в чинах мы небольших».

Н. В. Гоголь писал о Молчалине: « Молчалин… замечательный тип. Метко схвачено это лицо, безмолвное, низкое, покамест пробирающееся В люди…». « Умеренность и аккуратность» вот «два таланта», которые он ставит себе в заслугу. Главное же Оружие Чацкого меткое, свободное слово.

Возвративщись из-за границы он стал еще хуже относиться к Фомусовскому обществу. Это путешествие обогатило его новыми впечатленими, но не сделало поклонником всего Заграничного. От приклонения перед Европой Чацкого предохранили такие чевства, как патриотизм, любовь к родной Стране и её народу. Молчалин полностью раскрывается в последнем действии комедии.

В этой сцене о показывает основные свои Качества, которые раньше пыталься скрыть,низость, подлость. Его тон, его поведение меняются, когда он видит, Что Софья знает о его подлости. Он унижается, ползает у ее ног, отрицает сказанное. Молчалин как хамелеон Умеет перекрашиваться в разные цвета.

Интонация его реци своеобразна смотря с кем он говорит. Чацкий же со Всеми одиноково открыт. Такие личности, как Чацкий, всегда будут появляться при резкой сене одного века другим. И чем выше уровень Развития нашего общества, тем изощреннее должны становиться молчалины, стремящиеся приспособиться к любой Обстановк.

Эти два образа вечны, как вечна и сама комедия «Горе от ума». Автор сочинения: Шоколад [email protected] etr. ru

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » Чацкий и Молчалин . Литературные сочинения!

Читайте также:  Рассказ: вера чаплина "хромка"

Источник: http://www.testsoch.net/chackij-i-molchalin-7/

Чацкий и Молчалин в комедии Грибоедова “Горе от ума”

Чацкий и Молчалин – соперники в борьбе за сердце Софьи Почему Софья отдает предпочтение Молчалину, а не Чацкому? Какими же предстают перед читателем в комедии ” Горе от ума ” Чацкий и Молчалин? Почему ни один из героев в финале комедии не будет с Софьей? Выводы

Чацкий и Молчалин – соперники в борьбе за сердце Софьи

Одной из главных особенностей комедии “Горе от ума” А. С. Грибоедова является наличие в ней двух конфликтов: любовного и социального.

Обе сюжетные линии тесно связаны между собой, а также их объединяют некоторые герои.

Чацкий и Молчалин в комедии “Горе от ума” являются как соперниками в борьбе за сердце Софьи, дочери Фамусова, так и противоборствующими сторонами по многим общественным вопросам.

Главный герой пьесы Александр Андреевич Чацкий возвращается в дом Фамусова после трехлетнего пребывания за границей.

Он оставил здесь свою возлюбленную Софью и теперь едет к ней с серьезными намерениями, влюбленный и полный надежд.

Но во время отсутствия Чацкого Софья стала по-другому смотреть на их юношеский роман и теперь называет его ребячеством. Ее сердце занято Молчалиным, скромным и немногословным секретарем ее отца, который живет в их доме.

Трагедия Чацкого начинается с того, что он не понимает, почему Софья охладела к нему, и пытается найти причину этого.
Вторым ударом для главного героя

становится то, что ему предпочли Молчалина, о котором Чацкий язвительно говорил: “Ума в нем только мало”. Характеристика Молчалина и Чацкого поможет разобраться, почему Софья делает такой выбор.

Почему Софья отдает предпочтение Молчалину, а не Чацкому?

Софья Фамусова, хотя и не относится к рьяным защитникам “века минувшего”, все же дочь своего отца. Идеалы дворянского общества прививались ей с детства. Хоть она и не похожа на консервативных дворян своего круга, многие принципы их жизни она впитала с воспитанием отца.

Когда в первом действии комедии между Софьей и Лизой заходит разговор о Чацком. Становится понятно, что для нее их любовь осталась лишь детским воспоминанием. Из достоинств Чацкого она выделяет только его способность всех пересмеять, но ведь “делить со всяким можно смех”. Этими словами она как бы снимает с себя ответственность за то, что теперь ведет любовную игру с Молчалиным.

Какими же предстают перед читателем в комедии “Горе от ума” Чацкий и Молчалин?

Сама Софья характеризует Чацкого так: “Остер, умен, красноречив, в друзьях особенно счастлив…” Но девушка не может понять и поверить, как может влюбленный человек покинуть свою возлюбленную на три года ради непонятных целей: “Ах! Если любит кто кого, зачем ума искать и ездить так далеко?”

Прибыв в Москву, Чацкий вызывает гнев Софьи не только тем, что ставит под угрозу ее счастье с Молчалиным. Он еще начинает разговор с Софьей с нападок на ее родных и близких: “Ну что ваш батюшка? Все Английского клоба старинный, верный член до гроба? Ваш дядюшка отпрыгал ли свой век?”

Сам же Чацкий не понимает, почему его слова задевают Софью. Он не находит в них ничего дурного. Оправдывается герой тем, что у него “ум с сердцем не в ладу”.

Но больше всего Софью уязвляют слова Чацкого о Молчалине.
Она в нем видит персонажа из романов, которыми зачитывается. В ее воображении он наделен чертами романтического героя. Чацкий же сразу раскусил Молчалина и его роль в фамусовском обществе. Молчалин “услужлив, скромненький”, а значит, “дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных”.

Почему ни один из героев в финале комедии не будет с Софьей?

В одном из эпизодов комедии “Горе от ума” Чацкий и Молчалин сталкиваются в словесном поединке, и перед читателем постепенно начинает открываться истинное лицо Молчалина, который оказывается не таким простым, каким кажется на первый взгляд.

Молчалин, как и все ненавистные Чацкому представители “века минувшего”, стремится любой ценой заполучить высокий чин и положение в обществе. Так как пока он всего этого не имеет, ему “надобно зависеть от других”.

Чацкому это непонятно: “Зачем же надобно?” Но Молчалин, похоже, имеет четкий жизненный план. Он старается всячески услужить гостям Фамусова, хвалит шерстку собаки Хлестовой, что выглядит нелепо и унизительно.

Он живет по принципу: “В мои лета не должно сметь свое суждение иметь”.

Даже своими небольшими успехами по службе Молчалин очень гордится и хвалится ими перед Чацким: “По мере я трудов и сил, с тех пор, как числюсь по архивам, три награжденья получил”. Молчалин даже смеет выражать сочувствие Чацкому из-за того, что тот не служит.

Он рекомендует Чацкому наладить отношения с Татьяной Юрьевной, которая “балы дает нельзя богаче”. Она может посодействовать в получении очередного чина или награды, ведь “чиновные и должностные – все ей друзья и все родные”.

Именно так привыкли зарабатывать положение в обществе люди фамусовского круга. Таков и Молчалин.

Сторонникам “века минувшего” не понять стремления Чацкого служить “делу, а не лицам”. Если Молчалин использует бал в качестве возможности найти каналы для продвижения по служебной лестнице, то Чацкий предпочитает разделять время для веселья и для дела: “Когда в делах – я от веселий прячусь, когда дурачиться – дурачусь, а смешивать два этих ремесла есть тьма искусников, я не из их числа”.

Образы Чацкого и Молчалина в комедии “Горе от ума” совершенно не похожи. Чацкий обладает свежим, деятельным умом. Он смел и в любви, и в защите своих взглядов. Молчалин же неспешен и осторожен как в обществе, так и в чувствах.

В отношениях с Софьей он постоянно задумывается о том, как отреагирует свет на их связь, если она вдруг откроется, ведь “злые языки страшнее пистолета”.

Удивительно, что такие разные герои могли вызвать любовь к себе у одной и той же женщины.

Эта загадка раскроется в финале пьесы. Молчалин добивается расположения Софьи обманом. Под маской молчаливого и скромного человека скрывается двуличный герой, который принимает вид любовника только “в угоду дочери такого человека”. В нем нет любви к Софье и нет серьезных намерений по отношению к ней, в отличие от Чацкого.

Однако и Чацкий, проведя один день в обществе московских дворян, понимает, что его взгляды навсегда разошлись со взглядами фамусовского общества. И Софья для него теперь – часть, детище того мира, куда ему нет входа.

Он рекомендует ей помириться с Молчалиным, которого она разоблачила. Ведь этот герой полностью соответствует идеалу мужа, принятому в свете: “Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей – высокий идеал московских всех мужей”.

Выводы

Чацкий и Молчалин в комедии Грибоедова “Горе от ума” – совершенно разные по натуре и по ценностным ориентирам герои. Если общество отвергает Чацкого и принимает Молчалина, значит, оно характеризует себя в соответствии этому герою.

Московские дворяне хотят, чтобы перед ними преклонялись, выслуживались, завоевывали их расположение. У них в почете чинопоклонничество и карьеризм. Этим идеалам как нельзя лучше соответствует Молчалин.

Чацкий же в этом обществе “страстных к чинам” людей лишний.

Характеристика образов Молчалина и Чацкого, противопоставление этих персонажей могут быть использованы учениками 9 классов в своих сочинениях на тему “Фамусовское общество в комедии “Горе от ума””

(Пока оценок нет)

Источник: http://ege-essay.ru/chackij-i-molchalin-v-komedii-griboedova-gore-ot-uma/

Сочинения на Getsoch.ru

Сочинение на тему «Чацкий и Молчалин как два нравственных полюса»

       Комедия А. Грибоедова «Горе от ума» – это комедия о российском обществе того времени. Фамусовы, Скалозубы, Хлестовы, Молчалины и Чацкий отражают столкновение консервативных сил и либеральных, которым нужны были изменения.

«Век нынешний и век минувший» – вот основная проблема комедии. Но, если центральный спор Фамусова и Чацкого – это спор старого поколения с молодым, то совершенно с другой точки зрения стоит оценивать противостояние Чацкого и Молчалина.

       Чацкий и Молчалин – ровесники, но они имеют абсолютно разные взгляды на жизнь и идут по ней разными путями. Если Чацкий независим в своих суждениях и готов противостоять всему свету, то Молчалин считает, что:

                  В мои лета не должно сметь 

                  Свое суждение иметь

       На вопрос Чацкого «зачем?» он отвечает: «Ведь надобно ж зависеть от других». Повторное «зачем?» Ответ: «В чинах мы небольших». Всю свою жизнь он видит в том, чтобы прислуживать и безмолвствовать, а главными своими достоинствами считает «умеренность и аккуратность».

Умеренность во всем, в том числе и в словах и в действиях, аккуратность, опять же, во всем, в том числе и в собственных речах. Ведь недаром у героя и фамилия говорящая – Молчалин.

Он практически на протяжении всего произведения безмолвствует, что дало повод сказать Чацкому: «Молчалины блаженствуют на свете!»

       Только в разговоре с равной себе по статусу служанке Лизе он раскрывает полностью свою жизненную философию:

                 Мне завещал отец:

                 Во-первых, угождать всем людям без изъятия – 

                 Хозяину, где доведется жить,

                 Начальнику, с кем буду я служить

       В разговоре с высшими лицами Молчалин не смеет высказывать свое мнения, однако он с неким презрением относится к Чацкому, у которого и чинов-то нет, и который «служить бы рад, прислуживаться тошно». Молчалин считает, что вправе давать советы Чацкому насчет того, как добиться продвижения по служебной лестнице, крутясь в кругах чиновных и должностных лиц.

       Но Чацкий – это полная противоположность Молчалина. Он не может не высказать свое мнения, он никогда не притворятся и говорит то, что думает, что считает нужным.

       Наибольшее противостояние между Молчалиным и Чацким произошло по поводу любви к Софье. Если Молчалин «любовника принимает вид в угодность дочери такого человека, который кормит и поит, а иногда и чином одарит», то Чацкий любит Софьи искренне и страстно. Он не видел ее три года, и сразу же приехал к ней: «чуть свет – уж на ногах! И я у ваших ног». 

       Однако девушка встретила очень холодно, что вызвало у Чацкого подозрения о том, что она уже кого-то любит. Но он не может поверить в то, что ее возлюбленный – Молчалин. Он совершенно недооценивает его: «Ах! Софья! Неужели Молчалин избран ей!» И с ужасом он это осознает: «Вот я пожертвован кому!»

       Чацкий и Молчалин – представители одного поколения, но они были воспитаны в разных традициях. Молчалины, которые «торжествуют на свете» являются прямыми наследниками века минувшего.

Они – представители фамусовского мира. Они готовы подчиняться, и за это их любят. Но Чацкий – это бойкий ум и нрав. Он не желает быть в подчинении общественного мнения.

И он не принимает ценности Молчалиных.

Читайте также:  Природа, растения и животные хакасии

Источник: http://getsoch.ru/po-literature/literatura-xix-veka/220-sochinenie-na-temu-chatskij-i-molchalin-kak-dva-nravstvennykh-polyusa.html

Сочинение на тему: ОБРАЗЫ ЧАЦКОГО И МОЛЧАЛИНА В КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА»

Читая и анализируя классическое произведение, мы все больше учимся понимать людей и их поступки, сравнивать, анализировать. Персонажи книг, как и ре­альные люди, часто говорят не то, что думают, посту­пают не так, как мы от них ожидаем. Оценивая и ос­мысливая их действия, мы начинаем понимать не толь­ко их мотивы, но и мотивы поступков людей вокруг нас.

Почему так происходит? Ведь большинство произ­ведений, которые мы изучаем, написано достаточно давно: сто, двести лет назад. Казалось бы, все стало другим с тех пор: и люди, и общество, в котором они живут. Но это только на первый взгляд. На самом деле не изменились ни цели, ни средства их достижения.

А значит, человек поступит сегодня, как поступил бы и двести лет назад.

В комедии «Горе от ума» Грибоедов высмеивает ос­новные типажи своего времени, но не менее актуальны они и сейчас. Неудивительно, что эта пьеса до сих пор интересна читателям. Ведь если мы сравним нашего современника с Чацким, или Молчалиным, или Фаму­совым, то все поймут, что имеется в виду.

В комедии автор как бы противопоставляет Чацко­го всем остальным персонажам. В каждом из них есть черты, которые он обличает и высмеивает.

Рядом с ли­шенным этих пороков Чацким Грибоедов поставил ка­рьериста и лицемера Фамусова, откровенно ограничен­ного Скалозуба, высокомерных графинь Хрюминых. А Молчалин — это полная его противоположность.

Все достоинства Чацкого существуют как бы в противовес его недостаткам.

Молчалин и Чацкий принадлежат к одному поко­лению, но занимают разное положение в обществе. Один из них, хотя пока и в невысоких чинах, но быс­тро идет в гору; у другого практически нет перспек­тив.

Оба молодых человека добиваются одной и той же девушки — дочери Фамусова Софии Павловны. Но один искренне любит ее, другой же только «по должности» ухаживает за дочерью того, «который кормит и поит, а иногда и чином подарит».

И все же София отдает предпочтение Молчалину. Почему? Она объясняет это сама.

Молчалин, по ее мнению (да и по мнению Грибоедова), полностью отвечает требованиям общества, в кото­ром живет. Он с юных лет научился «угождать всем людям без изъятья», всегда со всеми соглашаться, по­тому что в его годы «не должно сметь свое суждение иметь». Софии Павловне очень нравится эта черта Молчалина, ведь она — представитель того самого об­щества, в котором такое поведение — норма.

Грибоедов же симпатизирует Чацкому, причем за то, что больше всего шокирует и удивляет Софию.

В противовес Молчалину у Чацкого обо всем и обо всех есть собственное мнение, которое он высказывает без всякого колебания.

О модной, хотя и бездарной, книге одного «милейшего человека» отзывается так: «Я глупостей не чтец», некую Татьяну Юрьевну не стесняется назвать вздорной, несмотря на ее много­численные связи.

София Павловна отмечает в нем эту черту, но то, как Чацкий «пересмеять умеет всех», пугает девушку. Ей куда спокойнее и привычнее с Молчалиным, ведь хотя и «нет в нем этого ума…», как она сама признает, но от него не услышишь лишнего слова, он «чужих и вкривь и вкось не рубит».

Но не только дочь Фамусова замечает разницу между Чацким и Молчалиным. Сам Павел Афанасье­вич тоже видит, кто из них чего стоит.

Кому же он от­дает предпочтение? Более умному, образованному Чацкому? Нет, Молчалину, несмотря на его глупость.

Именно его он приблизил к себе, принял в свой дом, помогает в продвижении по службе, ввел юношу из провинции в московское высшее общество. Почему так произошло? Что нравится Фамусову в характере Мол­чалина, чего не хватает Чацкому?

Чиновник, описанный Грибоедовым, ценит в подчи­ненных не ум и деловые качества. Ему важнее, чтобы служащий угождал, соглашался во всем. Молчалин в этом качестве полностью устраивает Фамусова.

Со­фия, описывая достоинства своего жениха, рассказыва­ет, что он «при батюшке три года служит, тот часто без толку сердит, а он молчанием его обезоружит». Молча­лин умеет вовремя промолчать (не оттого ли Грибоедов дал ему такую фамилию?).

Может он и вовремя похва­лить чью-нибудь собачку, и уделить внимание тем, кто потом сможет помочь ему продвинуться по служебной лестнице: «от старичков не ступит за порог» и «с ними целый день засядет, рад не рад, играет…»

У Чацкого же другой подход к чинам и работе. В ответ на совет Фамусова «пойди-тка послужи» он го­ворит: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Ко­му из чиновников, подобных Фамусову, нужен такой подчиненный? Возможно, именно поэтому Чацкий ос­тавил и военную службу: ведь и там существуют свои «Фамусовы».

Молчалин, оценивая его положение со своей точки зрения, сочувствует ему. Однако у Чацкого и тут есть свое мнение: «Чины людьми даются, а люди могут об­мануться».

Таким образом, два представителя одного и того же поколения и социального слоя представлены Грибоедо­вым как антиподы. Один умен и образован, другой — посредственность. Один честен как с собой, так и с ок­ружающими, другой — лицемер. Если для Чацкого са­мое главное — честь, то Молчалин ставит выше чести карьеру и готов на любую подлость ради нее.

Ведь только подлостью можно назвать признание в любви Софии Фамусовой, которая на самом деле не мила ему. Молчалин сам признается служанке Лизе: «Я в Софье Павловне не вижу ничего завидного». Ус­лышав это, и сама София, и Чацкий признают его подлецом.

Однако кому из двух молодых людей симпатизиру­ет общество? Чацкому? Ведь он — яркая, неординар­ная личность, он остроумен, имеет свое нестандартное мнение по любому поводу. У людей есть основания це­нить и уважать его. Однако на самом деле именно эти качества вызывают антипатию и страх.

В обществе, описанном Грибоедовым, торжествуют посредствен­ность, лицемерие, подлость под маской приличий. А Чацкий срывает эту маску, показывая людям их са­мих такими, какие они есть. Грибоедов сделал Чацкого своеобразным зеркалом, которое правдиво отразило лица великосветских господ и дам.

Неудивительно, что такие зеркала разбивают!

Общество попыталось разбить, уничтожить Чацко­го, навесив на него ярлык сумасшедшего, называя кар­бонарием и якобинцем. У него больше нет никаких перспектив — ни карьеры, ни любви. Его вряд ли те­перь будут принимать в обществе, а если даже и будут, то в качестве неприятного, но безобидного чудака, приглашенного для потехи.

Намного больше все симпатизируют Молчалину. Он ничем не выделяется из общей массы — посредст­венность среди посредственностей.

Его слова всем приятны, он «услужлив, скромненький…», «не богат словами». Такой человек приятен всем, а значит, не пропадет.

Даже если София признается отцу в ее отношениях с Молчалиным и Фамусов выгонит его, с такими талантами он тут же найдет себе нового по­кровителя.

Кто же из них более симпатичен самому автору? Безусловно, Чацкий. «Горе от ума» не зря относится к жанру комедии: в нем Грибоедов высмеивает окру­жающее его общество. А Чацкий — это придуманный им инструмент, призванный показать все в истинном свете. И хотя в конце пьесы он проигрывает свою борь­бу, но не отказывается от нее. И крик «Карету мне, ка­рету!» звучит гневно, а не обреченно.

На этой странице искали :

  • чацкий и молчалин классические образы комедии в современной интерпретации
  • сочинение на тему чацкий и молчалин в комедии горе от ума
  • чацкий и молчалин классические образы комедии
  • сочинение на тему образ чацкого
  • Образы Чацкого и Молчалина в комедии А С Грибоедова Горе от ума

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/sochinenie-na-temu-obrazy-chackogo-i-molchalina-v-komedii-a-s-griboedova-gore-ot-uma.html

Чацкий и Молчалин в комедии Грибоедова «Горе от ума»

«Горе от ума» есть и картина нравов, и галерея живых типов…» — так охарактериховал пьесу И.Гончаров.

Основу конфликта комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» составляет конфликт «века нынешнего» и «века минувшего».

К «веку минувшему» относятся Фамусов и его гости, к «веку нынешнему» Чацкий и несколько внесценических персонажей — князь Федор и брат Скалозуба. Чацкий противостоит всему фамусовскому обществу.

Одним из представителей этого общества является Молчалин — молодой человек, служащий у Фамусова секретарем и живущий в его доме. Молчалин стремится к идеалам фамусовского общества: « и награжденья брать, и весело пожить». Этот персонаж является полной противоположностью Чацкому.

Молчалин — карьерист, который готов унижаться ради своей цели:

Мне завещал отец,

Во-первых, угождать всем людям без изъятья;

Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платья,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Этот человек всюду поспевает:

Там Моську вовремя погладит,

Тут впору карточку вотрет.

Молчалин, как и все фамусовское общество, более всего ценит богатство и чины. Вот с каким восхищением рассказывает он о некой важной московской даме:

Татьяна Юрьевна!!! Известная, — притом

Чиновные и должностные — все ей друзья и все родные…

Чацкий — противник такой системы угодничества, подхалимства реально оценивает это общество, потому-то он и убежден, что Молчалин «дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных». Недаром у Молчалина «говорящая» фамилия.

Молчалин хитер. Он ухаживает за Софьей не потому, что влюблен, а потому ,что она дочь Фамусова. Ухаживает он тайком от Фамусова, понимая, что тот не одобрит этот роман. Молчалин говорит Лизе;

А меня так пробирает дрожь,

И при одной я мысли трушу,

Что Павел Афанасьич раз

Когда-нибудь поймает нас,

Разгонит, проклянет!..–

именно к ней испытывает какие-то чувства Молчалин, а Софья отдает предпочтение именно Молчалину, а не Чацкому. Но под амплуа превого любовника Молчалин все же не годится, так как он явно не идеальный персонаж, что становится ясно задолго до финала, в чем проявляется негативная оценка автора этого персонажа.

В явлении третьем третьего действия в диалоге Молчалина с Чацким особенно четко видна разница во взглядах этих молодых людей. Молчалин призывает Чацкого:

Ну, право, чтобы вам в Москве у нас служить!

И награжденья брать и весело пожить?

Чацкий на этот «призыв» отвечает так:

Когда в делах — я от веселий прячусь,

Когда дурачится — дурачусь,

А смешивать два эти ремесла

Есть тьма искусников, я не из их числа.

Для Молчалина чужие мненья «святы», ведь в его «лета не должно сметь свое суждение иметь». Чацкому противна такая позиция он говрит : «Помилуйте, мы с вами не ребяты…», но Молчалин считает, что «надобно зависеть от других», потому что « в чинах мы не больших». Итог этому диалогу подводит Чацкий, который с недоумением восклицает:

С такими чувствами, с такой душою,

Любим!.. Обманщица смеялась надо мною!

Как видим, Чацкий и Молчалин — две противоположности. Чацкий — представитель нового поколения, а Молчалин, несмотря на свой возраст, является представителем фамусовскогол общества.

(No Ratings Yet)

Источник: http://school-essay.ru/chackij-i-molchalin-v-komedii-griboedova-gore-ot-uma.html

Ссылка на основную публикацию