Русская литература xx века

Русская литература XX века: общая характеристика

 /  21 сентября 2006 года  /  Литература  /  Светлана Кабанова

Описание литературного процесса XX века, представление основных литературных течений и направлений. Реализм. Модернизм (символизм, акмеизм, футуризм). Литературный авангард.

Конец XIX — начало XX вв. стали временем яркого расцвета русской культуры, ее “серебряным веком” (“золотым веком” называли пушкинскую пору).

В науке, литературе, искусстве один за другим появлялись новые таланты, рождались смелые новации, состязались разные направления, группировки и стили.

Вместе с тем культуре “серебряного века” были присущи глубокие противоречия, характерные для всей русской жизни того времени.

Стремительный рывок России в развитии, столкновение разных укладов и культур меняли самосознание творческой интеллигенции. Многих уже не устраивали описание и изучение зримой реальности, разбор социальных проблем.

Притягивали вопросы глубинные, вечные — о сущности жизни и смерти, добре и зле, природе человека. Ожил интерес к религии; религиозная тема оказала сильнейшее влияние на развитие русской культуры начала XX века.

Однако переломная эпоха не только обогащала литературу и искусство: она постоянно напоминала писателям, художникам и поэтам о грядущих социальных взрывах, о том, что может погибнуть весь привычный уклад жизни, вся старая культура. Одни ждали этих перемен с радостью, другие — с тоской и ужасом, что вносило в их творчество пессимизм и надрыв.

На рубеже XIX и XX вв. литература развивалась в иных исторических условиях, чем прежде. Если искать слово, характеризующее важнейшие особенности рассматриваемого периода, то это будет слово “кризис”.

Великие научные открытия поколебали классические представления об устройстве мира, привели к парадоксальному выводу: “материя исчезла”. Новое видение мира, таким образом, определит и новое лицо реализма XX в., который будет существенно отличаться от классического реализма предшественников.

Также сокрушительные последствия для человеческого духа имел кризис веры (“Бог умер!” — воскликнул Ницше). Это привело к тому, что человек XX века все больше стал испытывать на себе влияние безрелигиозных идей.

Культ чувственных наслаждений, апология зла и смерти, воспевание своеволия личности, признание права на насилие, обернувшееся террором — все эти черты свидетельствуют о глубочайшем кризисе сознания.

В русской литературе начала XX века будут чувствоваться кризис старых представлений об искусстве и ощущение исчерпанности прошлого развития, будет формироваться переоценка ценностей.

Обновление литературы, ее модернизация станут причиной появления новых течений и школ. Переосмысление старых средств выразительности и возрождение поэзии ознаменуют наступление “серебряного века” русской литературы. Термин этот связывают с именем Н.

Бердяева, употребившего его в одном из выступлений в салоне Д. Мережковского. Позже художественный критик и редактор “Аполлона” С. Маковский закрепил это словосочетание, назвав свою книгу о русской культуре рубежа столетий “На Парнасе серебряного века”. Пройдет несколько десятилетий и А.

Ахматова напишет “…серебряный месяц ярко / Над серебряным веком стыл”.

Хронологические рамки периода, определяемого этой метафорой, можно обозначить так: 1892 — выход из эпохи безвременья, начало общественного подъема в стране, манифест и сборник “Символы” Д. Мережковского, первые рассказы М. Горького и т.д.) — 1917 год.

По другой точке зрения, хронологическим окончанием этого периода можно считать 1921—1922 годы (крах былых иллюзий, начавшаяся после гибели А. Блока и Н.

Гумилева массовая эмиграция деятелей русской культуры из России, высылка группы писателей, философ и историков из страны).

Русская литература XX века была представлена тремя основными литературными направлениями: реализмом, модернизмом, литературным авангардом. Схематично развитие литературных направлений начала века можно показать следующим образом:

Представители литературных направлений

  • Старшие символисты: В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Ф.К. Сологуб и др.
    • Мистики—богоискатели: Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Н. Минский.
    • Декаденты—индивидуалисты: В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Ф.К. Сологуб.
  • Младшие символисты: А.А. Блок, Андрей Белый (Б.Н. Бугаев), В.И. Иванов и др.
  • Акмеизм: Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, С.М. Городецкий, О.Э. Мандельштам, М.А. Зенкевич, В.И. Нарбут.
  • Кубофутуристы (поэты “Гилеи”): Д.Д. Бурлюк, В.В. Хлебников, В.В. Каменский, В.В. Маяковский, А.Е. Крученых.
  • Эгофутуристы: И. Северянин, И. Игнатьев, К. Олимпов, В. Гнедов.
  • Группа “Мезонин поэзии”: В. Шершеневич, Хрисанф, Р. Ивнев и др.
  • Объединение “Центрифуга”: Б.Л. Пастернак, Н.Н. Асеев, С.П. Бобров и др.

Одним из интереснейших явлений в искусстве первых десятилетий XX века было возрождение романтических форм, во многом забытых со времен начала прошлого столетия. Одну из таких форм предложил В.Г.

Короленко, чье творчество продолжает развиваться в конце XIX и первые десятилетия нового века. Иным выражением романтического стало творчество А. Грина, произведения которого необычны своей экзотичностью, полетом фантазии, неискоренимой мечтательностью.

Третьей формой романтического явилось творчество революционных рабочих поэтов (Н. Нечаева, Е. Тарасова, И. Привалова, А. Белозерова, Ф. Шкулева).

Обращаясь к маршам, басням, призывам, песням, эти авторы поэтизируют героический подвиг, используют романтические образы зарева, пожара, багровой зари, грозы, заката, безгранично расширяют диапазон революционной лексики, прибегают к космическим масштабам.

Особую роль в развитии литературы XX века сыграли такие писатели, как Максим Горький и Л.Н. Андреев. Двадцатые годы — сложный, но динамичный и творчески плодотворный период в развитии литературы.

Хотя многие деятели русской культуры оказались в 1922 году выдворенными из страны, а другие отправились в добровольную эмиграцию, художественная жизнь в России не замирает.

Наоборот, появляется много талантливых молодых писателей, недавних участников Гражданской войны: Л. Леонов, М. Шолохов, А. Фадеев, Ю. Либединский, А. Веселый и др.

Тридцатые годы начались с “года великого перелома”, когда резко были деформированы основы прежнего российского жизнеустройства, началось активное вмешательство партии в сферу культуры. Арестовываются П. Флоренский, А. Лосев, А. Воронский И Д.

Хармс, усилились репрессии против интеллигенции, которые унесли жизни десятков тысяч деятелей культуры, погибли две тысячи писателей, в частности Н. Клюев, О. Мандельштам, И. Катаев, И. Бабель, Б. Пильняк, П. Васильев, А. Воронский, Б. Корнилов.

В этих условиях развитие литературы происходило чрезвычайно затрудненно, напряженно и неоднозначно.

Особо рассмотрение заслуживает творчество таких писателей и поэтов, как В.В. Маяковский, С.А. Есенин, А.А. Ахматова, А.Н. Толстой, Е.И. Замятин, М.М. Зощенко, М.А. Шолохов, М.А. Булгаков, А.П. Платонов, О.Э. Мандельштам, М.И. Цветаева.

Священная война, начавшаяся в июне 1941 года, выдвинула перед литературой новые задачи, на которые сразу же откликнулись писатели страны. Большинство их оказалось на полях сражений. Более тысячи поэтов и прозаиков вступили в ряды действующей армии, став прославленными военными корреспондентами (М. Шолохов, А. Фадеев, Н. Тихонов, И. Эренбург, Вс. Вишневский, Е.

Петров, А. Сурков, А. Платонов). Произведения различных родов и жанров включились в борьбу с фашизмом. На первом месте среди них была поэзия. Здесь надо выделить патриотическую лирику А. Ахматовой, К. Симонова, Н. Тихонова, А. Твардовского, В. Саянова. Прозаики культивировали свои самые оперативные жанры: публицистические очерки, репортажи, памфлеты, рассказы.

Следующим крупным этапом в развитии литературы века был период второй половины XX века. В пределах этого большого отрезка времени исследователи выделяют несколько относительно самостоятельных периодов: позднего сталинизма (1946—1953 гг.); “оттепели” (1953—1965 гг.

); застоя (1965—1985 гг.), перестройки (1985—1991 гг.); современных реформ (1991—1998 гг.

) Литература развивалась в эти очень разные периоды с большими трудностями, испытывая попеременно ненужную опеку, губительное руководство, командный окрик, послабление, сдерживание, преследование, раскрепощение.

Есть что сказать?   Выразите своё мнение к статье!

Источник: http://www.habit.ru/20/94.html

Русская литература XX века – Персональный сайт учителя русского языка и литературы

ПодробностиКатегория: 11 класс

Электронный учебник М.В. Осмоловского, И.Ю. Осмоловской

www.literatura-totl.narod.ru

ДОСТУП К ДРУГИМ  ТЕОРЕТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛАМ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА МОЖЕТ БЫТЬ ОГРАНИЧЕН

РАЗВИТИЕ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В 20 ВЕКЕ

Я на мир взираю из-под столика:

Век двадцатый – век необычайный.

Чем он интересней для историка,

Тем для современника печальней.

Н.И. Глазков

         Двадцатый век в истории русской литературы – самый драматичный и наиболее насыщенный событиями и направлениями период. Двадцатый век изменил понимание сущности литературы, вписал в более масштабный контекст вопросы любви, смерти, предназначения человека, перспектив развития искусства.

Русский духовный ренессанс

Изменилась перспектива. Получалась

иная направленность сознания.

Раскрылись глаза на иные миры,

на иное измерение бытия.

И за право созерцать иные миры

велась страстная борьба.

Н.А. Бердяев

         Так сложилось в истории русской литературы, что рубежи столетий оказывались для нее временем небывалых взлетов, связанных с социальными и духовными потрясениями.

Если рубеж 18-19 веков был временем зарождения Золотого века русской литературы, то рубеж 19-20 столетий получил в истории литературы название «Серебряный век». Это время проходило под знаком «переоценки ценностей» — как в науке, так и в искусстве.

Небывалый подъем во всех сферах духовной жизни России, обострившийся интерес к философским вопросам был обусловлен рядом обстоятельств:

  1. социально-экономический кризис требовал поисков оптимального выхода из него;
  2. научные открытия и технические изобретения рубежа веков (теория относительности Эйнштейна, открытие клеточного ядра, кино, автомобили, радио, телефон, метро, признание геометрии Лобачевского и т.д.) привели к переосмыслению взглядов на мир;
  3. Россия к этому времени уже «переболела» имморализмом Ф. Ницше, прославившегося фразой «Бог умер», и учением А. Шопенгауэра — автора работ «Мир как воля и представление» и «Метафизика половой любви», что, в свою очередь, обусловило зарождение в конце 19 века русской религиозной философии, основателем которой стал национальный гений России Владимир Сергеевич Соловьев (1856-1900).

Появляются новые течения и направления в живописи (абстракционизм К. Малевича и В. Кандинского, лучизм М. Ларионова), в музыке (поиски новых форм ритма и музыкального самовыражения у П.И. Чайковского,
С. Рахманинова, А. Скрябина), в балете (обновлению балетного искусства содействовали А. Павлова и М. Фокин).

Бурные духовные искания русской интеллигенции, взлет творческих сил, обострение религиозно-мистической чувствительности — все это были признаки явления, которое Н.А. Бердяев назвал русским духовным ренессансом.

Приметой эпохи стало соединение божественного и человеческого начал в сознании и, как следствие, соединение философии и литературы благодаря общей цели — поиску высшей истины. Усилившееся ощущение грядущей вселенской катастрофы определило стремление деятелей искусства к творческому преображению мира. Появилась вера в то, что искусство сможет стать силой, перерождающей мир.

Читайте также:  Кольца и спутники юпитера: европа, ио, ганимед, каллисто и другие...

Главным достижением эпохи русского духовного ренессанса
Н.А. Бердяев считал «освобождение от остатков писаревщины». Лозунг Белинского «Социальность или смерть» уже к началу 1890-х утратил свой смысл. Русская литература начала развиваться полифонично и разнонаправленно:

а) литературный процесс Серебряного века определялся борьбой и взаимовлиянием реализма и модернизма (к модернизму относились все нереалистические течения);

б) в одно и то же время на сценах российских театров ставились психологические пьесы Чехова, социальные драмы Горького и экспрессионистские драмы Андреева;

в) в один и тот же год — 1907 — появляется первый соцреалистический роман «Мать» Максима Горького и первый русский порнографический роман «Санин» Михаила Арцыбашева, развивается символистский роман (две трилогии Дмитрия Мережковского — «Христос и Антихрист» и «Царство Зверя», романы «Тяжелые сны» и «Мелкий бес» Фёдора Сологуба; «Огненный ангел» Валерия Брюсова; «Серебряный голубь» и «Петербург» Андрея Белого).

         Наиболее значительным направлением Серебряного века стал символизм, становление которого проходило под знаменем идей Вл. Соловьева. Распад символизма в 1910 году привел к возникновению новых модернистских течений: акмеизма, эгофутуризма, кубофутуризма, имажинизма, новокрестьянской поэзии, импрессионизма.

Все эти течения просуществовали недолго, зато дали дорогу в «большую литературу» Н.С. Гумилеву, А.А. Ахматовой, О.Э. Мандельштаму, В.В. Маяковскому, Б.К. Зайцеву, С.А. Есенину, М.А. Волошину и др.

Развитие русской литературы в 1890-1921 гг.

В русле реализма В русле модернизма
Проза и драматургия А.П. Чехова Символисты:В.Я. Брюсов, Д.С. Мережковский, Н.М. Минский, З.Н. Гиппиус, К.Д. Бальмонт, Ф.К. Сологуб, И.Ф. Анненский, Эллис, А. Белый, А.А. Блок, В.И. Иванов, М.А. Кузмин
Проза и драматургия Л.Н. Толстого
Проза А.И. Куприна
Проза И.С. Шмелева
Поэзия и проза И.А. Бунина Акмеисты:Н.С. Гумилев, С.М. Городецкий, А.А. Ахматова, Вл. Нарбут, О.Э. Мандельштам, М. Зенкевич
Проза Б.К. Зайцева
Проза и драматургия М. Горького
Проза и драматургия Л.Н. Андреева Футуристы:а) Кубофутуристы: Д.Д. Бурлюк, В.В. Маяковский, А.Е. Крученых, В.В. Хлебников,  В.В. Каменский. 
Проза А.М. Ремизова
Творчество «сатириконцев»А.Т. Аверченко, Н.А. Тэффи
Проза В.Г. Короленко б) Эгофутуристы: И.В. Северянин, И. Игнатьев, К. Олимпов
Проза В.В. Вересаева в) «Центрифуга»: Б.Л. Пастернак, Н. Асеев
Проза А.С. Серафимовича Новокрестьянские поэты:С.А. Клычков, П.В. Орешин, С.А. Есенин, Н.А. Клюев
Имажинисты: А. Мариенгоф,В. Шершеневич, С.А. Есенин
                                        Независимые поэты:                            М.А. Волошин, В.Ф. Ходасевич, М.И. Цветаева

         Благодаря необыкновенному разнообразию литературных течений, направлений и форм самовыражения Серебряный век составил значительный пласт отечественной культуры.

Именно в это время была преодолена односторонняя социальность русской литературы. Именно с высоты достижений Серебряного века стало понятным величие классической литературы 19 столетия.

Именно серебряный век предопределил развитие русской культуры вплоть до конца 20 века.

Электронный учебник М.В. Осмоловского, И.Ю. Осмоловской

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА

Настоящая литература может быть

только там, где ее делают не

исполнительные и благонадежные

чиновники, а безумцы,

мечтатели, бунтари, скептики.

Е.Н. Замятин

Октябрьская революция 1917 года, а также смерть в 1921 году Гумилева и Блока подвели черту под историей литературы Серебряного века. С начала 20-х годов начинается разделение русской литературы — географическое и содержательное.

Эмиграция большинства русских писателей, приобретших известность в начале века, приводит к формированию двух разных русских литератур: а) русской советской литературы (литературы метрополии) и б) литературы русского зарубежья.

Каждая из этих литератур на протяжении 20 века развивалась по своим специфическим законам.

Русская советская литература состоялась как неповторимый феномен.

Тесные рамки единственного метода литературы и критики — социалистического реализма — послужили причиной внутренней раздробленности советской литературы: с одной стороны существовала благонадежная «официальная» литература, с другой — литература «потаенная», которая не укладывалась в прокрустово ложе соцреализма.

Поэтому произведения многих талантливых писателей, оставшихся в СССР, почти не публиковались при их жизни. Произведения Булгакова, Платонова, Замятина, Ахматовой, Пастернака, пришедшие к читателю лишь в 1980-е годы, а также произведения литературы русского зарубежья составили огромный пласт «возвращенной литературы».

Развитие русской литературы с 1917 по 1991 гг.

В СССР (литература метрополии) За границей(литература русского зарубежья)
«официальная» «потаённая»
М.ГорькийВ. МаяковскийД. ФурмановА. СерафимовичА.Н. ТолстойМ. Шолохов и многие другие А АхматоваО. МандельштамБ. ПастернакМ. БулгаковИ. БабельБ. ПильнякА. ПлатоновМ. ЦветаеваЕ. ЗамятинЮ. ДаниэльА. СинявскийА. Солженицын В. Набоков, И. Бунин, Б. Зайцев, И. Шмелёв, Д. Мережковский,К. Бальмонт, Н. Тэффи,А. Аверченко, А. Ремизов,Г. Иванов, И. Одоевцева,М. Алданов, Б. Поплавский,Г. Владимов, В. Войнович,И. Бродский и многие другие

Электронный учебник М.В. Осмоловского, И.Ю. Осмоловской

СВОЕОБРАЗИЕ РУССКОГО РЕАЛИЗМА НАЧАЛА 20 ВЕКА

…для меня воображение всегда было

выше сущего, и самую сильную любовь

я испытал во сне.

Л.Н. Андреев

         Датой рождения русского модернизма можно считать 1892 год, когда впервые заявило о себе первое модернистское направление в литературе — символизм.

Символисты заявили о полном неприятии реализма — метода, который, по их мнению, лишь скользит по поверхности жизни и не способен проникнуть в суть вещей. Это мнение не было безошибочным, но с тех пор началось в русском искусстве противоборство модернизма и реализма.

Примечательно, что модернисты и реалисты, внешне стремясь к размежеванию, внутренне обладали общей устремленностью к глубинному, сущностному познанию мира.

         Неудивительно поэтому, что даже писатели рубежа веков, причислявшие себя к реалистам, понимали, насколько тесны рамки последовательного реализма, и стали осваивать синкретичные формы повествования, позволяющие соединить реалистическую объективность с романтическими, импрессионистическими и символистскими принципами.

Если реалисты ХIХ века пристальное внимание уделяли социальной природе человека, то реалисты ХХ века соотносили эту социальную природу с психологическими, подсознательными процессами, выражающимися в столкновении разума и инстинкта, интеллекта и чувства.

Проще говоря, реализм начала ХХ века указал на сложность природы человека, отнюдь не сводимой только лишь к его социальному бытию.

Не случайно и у Куприна, и у Бунина, и у Горького план событий, окружающая обстановка едва обозначены, зато дан утонченный анализ душевной жизни персонажа.

Авторский взгляд всегда устремлен за пределы пространственного и временного существования героев, поэтому реалисты начала века стали обращаться к фольклорным, библейским, культурологическим мотивам и образам, что позволяло расширить границы повествования, привлечь читателя к сотворчеству.

         Перечисленные особенности русского реализма вызывали многочисленные споры о творческом методе писателей, сохранявших верность реалистическим традициям. Горький начинает с неоромантической прозы и приходит к созданию социальных пьес и романов.

Творчество Андреева всегда находилось в пограничном состоянии: модернисты считали его «презренным реалистом», а для реалистов, в свою очередь, он был «подозрительным символистом». Зайцев, проявляя интерес к микросостояниям души, создавал импрессионистическую прозу.

Попытки критиков дать определение художественному методу Бунина привели к тому, что сам писатель сравнивал себя с чемоданом, обклеенным огромным количеством ярлыков.

Сложное мироощущение писателей-реалистов, разнонаправленная поэтика их произведений свидетельствовали о качественном преображении реализма как художественного метода. Благодаря общей цели — поиску высшей истины — в начале 20 века произошло сближение литературы и философии, наметившееся еще в творчестве Достоевского и Л. Толстого.

Электронный учебник М.В. Осмоловского, И.Ю. Осмоловской

 РУССКАЯ САТИРИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА НАЧАЛА 20 ВЕКА

Мы, бессмертные, любим шутку. Серьёзность – атрибут времени;

она возникает от переоценки времени. А в вечности времени нет.

Вечность – всего лишь мгновение, которого как раз хватает на шутку…

                                                                                                                  Герман Гессе

         Уже в первом десятилетии 20 века в русской сатирической литературе ясно обозначились два резко отличающихся друг от друга направления:

1. сатира пролетарская;

2. сатира «Сатирикона».

         Первое направление, представленное творчеством Демьяна Бедного (Ефима Придворова) и рабочих поэтов, продолжало традиции политической сатиры и служило целям революционной борьбы. Второе направление возникло благодаря основанному в 1908 году журналу «Сатирикон», редактором которого был Аркадий Аверченко.

Целью журнала было объявлено «моральное исправление» общества средствами сатиры, при этом политических тем «сатириконцы» принципиально избегали. Среди сотрудников журнала были талантливые поэты: Саша Черный (Александр Гликберг), Петр Потемкин, В. Князев. Из прозаиков в «Сатириконе» печатались А. Куприн, А. Толстой, Л Андреев, Н.

Тэффи.

         Саша Черный (Александр Михайлович Гликберг; 1880 – 1932). Объектом осмеяния в его поэзии оказываются дураки, пьяницы, представители некоторых течений в искусстве и т. д.

Поэт высмеивает быт и идеалы русского обывателя, пустоту жизни людей, считающихся интеллигентами. Сборники: «Сатиры»(1910) и «Сатира и лирика»(1913).

Юмор в поэзии Саши Черного всегда сочетается с горькой иронией и скепсисом.

         Аркадий Тимофеевич Аверченко (1881 – 1925). Тема сатир Аверченко – быт города, жизнь обывателя, новые течения в искусстве. Аверченко как сатирик был скорее созерцателем, чем борцом, хотя верил, что жизнерадостный смех может исправить жизнь.

Сборники: «Рассказы для выздоравливающих» (1907), «Веселые устрицы» (1910), «Круги по воде» (1912), «О хороших в сущности людях» (1914), «Чудеса в решете» (1915), «О маленьких – для больших» (1916). С 1920 года Аверченко в эмиграции, где продолжает писать рассказы о России.

Сборники: «Дюжина ножей в спину революции» (1921), «Записки простодушного» (1923).

         Надежда Александровна Тэффи (Бучинская-Лохвицкая; 1872 – 1952). Юмор Тэффи в большей степени психологичен, чем у Аверченко. Если Аверченко был склонен к буффонаде, то Тэффи свойственна элегическая ирония. В эмиграции с 1919 года.

Сборники: «Юмористические рассказы» (1910), «И стало так…» (1912), «Дым без огня» (1914), «Неживой зверь» (1916), «Тихая заводь» (1921), «Вечерний день» (1924), «На чужбине» (1927), «Все о любви» (1946), «Зимняя радуга» (1952).

                                                                                               

www.literatura-totl.narod.ru

Электронный учебник М.В. Осмоловского, И.Ю. Осмоловской

Источник: http://bodnia.ru/index.php/materialy-k-urokam-literatura/70-11-klass/561-russkaya-literatura-xx-veka.html

Русская литература XX века : общая характеристика – презентация

1 РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА : ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА<\p>

2 Конец XIX начало XX вв. стали временем яркого расцвета русской культуры, ее ” серебряным веком ” (” золотым веком ” называли пушкинскую пору ). В науке, литературе, искусстве один за другим появлялись новые таланты, рождались смелые новации, состязались разные направления, группировки и стили. Вместе с тем культуре ” серебряного века ” были присущи глубокие противоречия, характерные для всей русской жизни того времени.<\p>

3 Стремительный рывок России в развитии, столкновение разных укладов и культур меняли самосознание творческой интеллигенции. Многих уже не устраивали описание и изучение зримой реальности, разбор социальных проблем. Притягивали вопросы глубинные, вечные о сущности жизни и смерти, добре и зле, природе человека. Ожил интерес к религии ; религиозная тема оказала сильнейшее влияние на развитие русской культуры начала XX века.<\p>

4 Однако переломная эпоха не только обогащала литературу и искусство : она постоянно напоминала писателям, художникам и поэтам о грядущих социальных взрывах, о том, что может погибнуть весь привычный уклад жизни, вся старая культура. Одни ждали этих перемен с радостью, другие с тоской и ужасом, что вносило в их творчество пессимизм и надрыв.<\p>

5 На рубеже XIX и XX вв. литература развивалась в иных исторических условиях, чем прежде. Если искать слово, характеризующее важнейшие особенности рассматриваемого периода, то это будет слово ” кризис “. Великие научные открытия поколебали классические представления об устройстве мира, привели к парадоксальному выводу : ” материя исчезла “. Новое видение мира, таким образом, определит и новое лицо реализма XX в., который будет существенно отличаться от классического реализма предшественников.<\p>

6 Также сокрушительные последствия для человеческого духа имел кризис веры (” Бог умер !” воскликнул Ницше ). Это привело к тому, что человек XX века все больше стал испытывать на себе влияние безрелигиозных идей. Культ чувственных наслаждений, апология зла и смерти, воспевание своеволия личности, признание права на насилие, обернувшееся террором все эти черты свидетельствуют о глубочайшем кризисе сознания.<\p>

7 В русской литературе начала XX века будут чувствоваться кризис старых представлений об искусстве и ощущение исчерпанности прошлого развития, будет формироваться переоценка ценностей.<\p>

8 Обновление литературы, ее модернизация станут причиной появления новых течений и школ. Переосмысление старых средств выразительности и возрождение поэзии ознаменуют наступление ” серебряного века ” русской литературы. Термин этот связывают с именем Н. Бердяева, употребившего его в одном из выступлений в салоне Д. Мережковского.<\p>

9 Хронологические рамки периода, определяемого этой метафорой, можно обозначить так : год ( выход из эпохи безвременья, начало общественного подъема в стране, манифест и сборник ” Символы ” Д. Мережковского, первые рассказы М. Горького и т. д.) По другой точке зрения, хронологическим окончанием этого периода можно считать годы ( крах былых иллюзий, начавшаяся после гибели А. Блока и Н. Гумилева массовая эмиграция деятелей русской культуры из России.<\p>

10 Русская литература XX века была представлена тремя основными литературными направлениями : реализмом, модернизмом, литературным авангардом.<\p>

11<\p>

12 Представители литературных направлений Старшие символисты : В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, Ф. К. Сологуб Мистики богоискатели : Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, Н. Минский. Декаденты индивидуалисты : В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб. Младшие символисты : А. А. Блок, Андрей Белый ( Б. Н. Бугаев ), В. И. Иванов и др. Акмеизм : Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, С. М. Городецкий, О. Э. Мандельштам и др. Кубофутуристы : Д. Д. Бурлюк, В. В. Хлебников, В. В. Каменский, В. В. Маяковский и др. Эгофутуристы : И. Северянин, И. Игнатьев, К. Олимпов, В. Гнедов. Группа ” Мезонин поэзии “: В. Шершеневич, Хрисанф, Р. Ивнев и др. Объединение ” Центрифуга “: Б. Л. Пастернак, Н. Н. Асеев, С. П. Бобров и др.<\p>

13 Одним из интереснейших явлений в искусстве первых десятилетий XX века было возрождение романтических форм, во многом забытых со времен начала прошлого столетия. Одну из таких форм предложил В. Г. Короленко, чье творчество продолжает развиваться в конце XIX и первые десятилетия нового века.<\p>

14 Иным выражением романтического стало творчество А. Грина, произведения которого необычны своей экзотичностью, полетом фантазии, неискоренимой мечтательностью.<\p>

15 Третьей формой романтического явилось творчество революционных рабочих поэтов ( Н. Нечаева, Е. Тарасова, И. Привалова, А. Белозерова, Ф. Шкулева ). Обращаясь к маршам, басням, призывам, песням, эти авторы поэтизируют героический подвиг, используют романтические образы зарева, пожара, багровой зари, грозы, заката, безгранично расширяют диапазон революционной лексики, прибегают к космическим масштабам.<\p>

16 Особую роль в развитии литературы XX века сыграли такие писатели, как Максим Горький и Л. Н. Андреев. Двадцатые годы сложный, но динамичный и творчески плодотворный период в развитии литературы. Хотя многие деятели русской культуры оказались в 1922 году выдворенными из страны, а другие отправились в добровольную эмиграцию, художественная жизнь в России не замирает. Наоборот, появляется много талантливых молодых писателей, недавних участников Гражданской войны : Л. Леонов, М. Шолохов, А. Фадеев и др.<\p>

17 Тридцатые годы начались с ” года великого перелома “, когда резко были деформированы основы прежнего российского жизнеустройства, началось активное вмешательство партии в сферу культуры. Начались аресты, усилились репрессии против интеллигенции, которые унесли жизни десятков тысяч деятелей культуры, погибли две тысячи писателей, в частности Н. Клюев, О. Мандельштам, И. Катаев, И. Бабель, Б. Пильняк, П. Васильев … В этих условиях развитие литературы происходило чрезвычайно затрудненно, напряженно и неоднозначно.<\p>

18 Особо рассмотрение заслуживает творчество таких писателей и поэтов, как В. В. Маяковский, С. А. Есенин, А. А. Ахматова, А. Н. Толстой, Е. И. Замятин, М. М. Зощенко, М. А. Шолохов, М. А. Булгаков, А. П. Платонов, О. Э. Мандельштам, М. И. Цветаева.<\p>

19 Война, начавшаяся в июне 1941 года, выдвинула перед литературой новые задачи, на которые сразу же откликнулись писатели страны. Большинство их оказалось на полях сражений. Более тысячи поэтов и прозаиков вступили в ряды действующей армии, став прославленными военными корреспондентами ( М. Шолохов, А. Фадеев, Н. Тихонов, И. Эренбург, А. Сурков, А. Платонов ). Произведения различных родов и жанров включились в борьбу с фашизмом. На первом месте среди них была поэзия. Здесь надо выделить патриотическую лирику А. Ахматовой, К. Симонова, Н. Тихонова, А. Твардовского, В. Саянова. Прозаики культивировали свои самые оперативные жанры : публицистические очерки, репортажи, памфлеты, рассказы.<\p>

20 Следующим крупным этапом в развитии литературы века был период второй половины XX века. В пределах этого большого отрезка времени исследователи выделяют несколько относительно самостоятельных периодов : позднего сталинизма ( гг.); ” оттепели ” ( гг.); застоя ( гг.), перестройки ( гг.); современных реформ ( гг.)<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/905381/

Русская литература начала XX века

11 класс.

Урок 1. Тема: Русская литература начала XX века.

Россия на крутом пороге истории (рубеж XIX и XX столетия). Духовная биография первого десятилетия.

Цели:

    • показать взаимосвязь и взаимовлияние литературы и общественной мысли конца XIX – начала XX вв. с историческими процессами в стране и мире;
    • дать представление об основных тенденциях в философии и искусстве конца XIX – начала XX вв.;
    • воспитать чувство сопричастности к истории России, любовь к ее культуре

Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать, В Россию можно только верить. Ф.И. Тютчев

Ход урока

I. Этап повторения.

Вспомним 19 век и события общественной жизни этого периода. (Заполнить таблицу)

1801 год 1812г. 1825г. 1855 – 1857г. 1861г. 1881г.
убийство Павла I и

знакомство общества с книгой А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Радищева называли первым русским революционером («бунтовщик хуже Пугачёва»)

Отечественная война с Наполеоном.

Подъём национального духа, единение нации.

Восстание декабристов;

Торжество вольтерианских идей на русской почве

Крымская война и кризис крепостнической системы Реформа и великие «мирные» преобразования 1 марта – убийство Александра II
Идеология: Декабристская идеология;

Противостояние «западников» и «славянофилов»

Революционно-демократическое разночинное движение Терроризм и высокий либерализм дворянства (Толстой, Достоевский)

Вывод: постепенное, эволюционное развитие общества поставлено под сомнение. «Пугачёвщина» бродила пока лишь в умах радикально настроенной интеллигенции. Пушкин («не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный»), Толстой, Достоевский предупреждают об опасности русского бунта и отступлении от христианской морали. Литература этой эпохи, Золотого века русской культуры, напоминает о вечных ценностях: Бог – Россия –единство нации –любовь – семья –труд – творчество –природа.

  1. Послушаем, какую характеристику этому веку дал А. Блок, поэт начала 20 века, Серебряного века русской литературы (чтение учеником стихотворения «Два века):

Век девятнадцатый, железный, Воистину жестокий век Тобою в мрак ночной, беззвездный Беспечный брошен человек! В ночь умозрительных понятий, Матерьялистских малых дел, Бессильных жалом и проклятий Бескровных душ и слабых тел! C тобой пришли чуме на смену Неврастения, скука, сплин, Век расшибанья лбов о стену Экономических доктрин, Конгрессов, банков, федераций Застольных спичей, красных слов, Век акций, рент и облигаций, И малодейственных умов, И дарований половинных (Так справедливей – пополам!), Век не салонов, а гостиных, Не Рекамье, а просто дам… Век буржуазного богатства

(Растущего незримо зла!).

Под знаком равенства и братства

Здесь зрели тёмные дела… А человек? – Он жил безвольно: Не он – машины, города, «Жизнь» так бескровно и безбольно Пытала дух, как никогда…

II. Этап актуализации знаний.

Слайд №6. 20 век и основные этапы общественной жизни этого периода (задание ученикам: заполнить таблицу)

1905г. 1914г. 1917г. – 1918г. 1937г. 1939-1941-1945г 1985г.
Русско-японская война;

мирная демонстрация в Петербурге и первая русская революция

Первая мировая война Февральская буржуазная революция и октябрьская революция;

начало гражданской войны

Начало политических репрессий, преследование за инакомыслие Вторая мировая война; Великая отечественная война Начало перестройки;

80-90 годы -возвращение к культу Мамоны(божество, которому поклоняются, символ материального богатства)

Слайд№7. Начало двадцатого века в восприятии А. Блока. ( Продолжаем читать стихотворение «Два века»)

Двадцатый век… Ещё бездомней,

Ещё страшнее жизни мгла (Ещё страшнее и огромней Тень Люциферова крыла).

Пожары дымные заката (Пророчества о нашем дне), Кометы грозной и хвостатой Ужасный призрак в вышине, Безжалостный конец Мессины (Стихийных сил не превозмочь), И неустанный рёв машины, Кующей гибель день и ночь, Сознанье страшное обмана Всех прежних малых дум и вер, И первый взлёт аэроплана В пустыню неизвестных сфер… И отвращение от жизни, И к ней безумная любовь, И страсть и ненависть к отчизне… И черная земная кровь Сулит нам раздувая вены, Все разрушая рубежи,

Неслыханные перемены, Невиданные мятежи. Что ж, человек? – За рёвом стали,

В огне, в пороховом дыму, Какие огненные дали Открылись взору твоему? Как день твой величав и пышен, Как светел твой чертог, жених! Нет, то не рог Роланда слышен, То звук громовый труб иных! Так, очевидно, не случайно В сомненьях закалял ты дух, Участник дней необычайных! Открой твой взор, отверзи слух, И причастись от жизни смысла, И жизни смысл благослови,

Чтоб в тайные проникнуть числа

И храм воздвигнуть на крови.

А. Блок выразил общее для всех тревожное восприятие действительности.

IY. Объявление темы урока: Россия на рубеже XIXXX столетия

Слово учителя.

Каков же он, век двадцатый? Почувствуем его атмосферу.

На рубеже XIX-XX веков Россия переживала перемены во всех областях жизни. Это время смены исторических эпох. Время сложное и противоречивое. Время социальных революций и потрясений. В общественных настроениях преобладали ощущения неуверенности, неустойчивости, упадка, конца истории.

Человек и эпоха – основная проблема искусства. Без знания исторической обстановки в которой этот человек существует, невозможно понимание законов развития человеческой личности. Вспомним, что представляла собой наша страна на рубеже XIX-XX веков.

Какие наиболее важные научные открытия были сделаны в это время?

Сообщения учащихся:

1. Слайд №8 – 10. Социально-экономическое и политическое состояние России

Чем было обусловлено кризисное состояние русского общества?

В 90-ые годы 19 столетия Россия была страной со средним уровнем капитализма. Промышленность росла высокими темпами (первое место в мире). Железные дороги связывали центр с окраинами и тем самым стимулировали развитие страны. Возникли крупные банки, связанные с промышленностью.

Финансовая система была одной из самых устойчивых в мире (введение золотого обеспечения рубля). Но высокие количественные показатели сочетались с довольно низкими качественными.

В то же время оставался нерешенным аграрный вопрос, а ведь население России по преимуществу было крестьянским.

Налицо первое противоречие общественной жизни: несоответствие потребностей капитализма косной форме общественного устройства – самодержавия.

Абсолютная централизованная власть подобно панцирю сдерживала буйную энергию и инициативу крупного капитала.

Развитие капитализма вело к обнищанию деревни и бесчеловечной эксплуатации рабочего класса. Длинный рабочий день, плохие бытовые условия, низкая зарплата, бесправие вызывали недовольство рабочих.

Страшный голод в центральных губерниях вначале и конце 90-х годов, Ходынская катастрофа, когда во время коронации были задавлены сотни людей, студенческие демонстрации, рабочие забастовки, позорная русско-японская война, расстрел мирной демонстрации 9 января 1905 года и первая русская революция.

С другой стороны, это было время, когда Эйнштейн изложил теорию относительности, когда Менделеев создал периодическую систему элементов, когда калужский мечтатель Циолковский обосновал принцип ракетного двигателя, писал труды, посвященные межпланетным путешествиям.

Открытия русских учёных имели мировое значение. Лауреатами Нобелевской премии стали И. Павлов и И. Мечников. Естествознание XIX века, казалось, постигло все тайны мира.

Укрепилась вера в силу человеческого разума, в возможность и необходимость покорения природы (вспомним Базарова: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»).

Это было время, когда Пикассо разлагал изображаемые живые объекты на составные части, а русский поэт Андрей Белый в поэме «Первое свидание» (1921) прозревал научные истины и даже сумел изобразить картину атомного взрыва:

Мир рвался в опытах Кюри

Атомной, лопнувшею бомбой

На электронные струи

Невоплощенной гекатомбой;

Я – сын эфира, Человек –

Свиваю со стези надмирной

Своей порфирою эфирной

За миром мир, за веком век.

2. Писатели и философы о начале 20 века.

Слайд №11. З. Гиппиус так характеризовала это время: «Что-то в России ломалось, что-то оставалось позади, что-то, народившись или воскреснув, стремилось вперед… Куда? Это никому не было известно, но уже тогда, на рубеже веков, в воздухе чувствовалась трагедия…».

Слайд №12 – 16.
Научные открытия оказали существенное влияние на общественное сознание.

М.Нордау в книге «Возрождение» писал: «Целый период истории, видимо, приходит к концу и начинается новый. Все традиции подорваны. И между вчерашним и завтрашним днем не видно связующего звена…Господствовавшие до сих пор воззрения исчезли или изгнаны, как свергнутые с престола короли…».

Поэт и философ Д. Мережковский в работе «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы» писал: «Наше время должно определить двумя противоположными чертами – это время крайнего материализма и вместе с тем самых страстных идеальных порывов духа… Последние требования религиозного чувства сталкиваются с последними выводами опытных знаний».

Л.Н. Толстой: «Век и конец века на евангельском языке не означает конца и начала столетия, но означает конец одного мировоззрения, одной веры, одного способа общения людей». «Конец века» (1905)

А.

Волынский: «Всё живет теперь мыслью о духе, о божестве, о последних тайнах и правдах жизни, и минутами кажется, что придёт кто-то сильный, мощный, какой-то новый гениальный и даст простой и научно понятный для всех синтез всему, что разработано, прочувствовано и продумано всеми нами. Он оформит брожения наших душ и умов, рассеет наши туманы и откроет перед нами перспективы новых научно-философских и религиозных исканий». «Книга великого гнева» (1904)

М. Горький: «Новый век – воистину будет веком духовного обновления.

В художественной культуре начала XX века – буйное разнообразие стилей, направлений, идей, методов. Золотой век русской культуры XIX века сменяется Серебряным веком, новым и прихотливым расцветом.

В этот переходный период литература не могла быть однородной. Прежде всего следует указать на то, что русский художественный реализм начала 20 века не утратил своего ведущего положения. Могучий дар Л.Н.

Толстого ознаменовал себя созданием романа «Воскресение», в котором изображена горькая доля социальных низов. Это время интенсивной творческой работы замечательного писателя-реалиста В.Г. Короленко, человека неподкупной честности и высокой нравственности.

Задачу литературы он видел в том, чтобы противостоять всякой пассивности, будить в людях бодрость, веру в будущее. Обогатил русскую литературу новыми художественными открытиями А.П. Чехов. Обсуждаются его пьесы «Чайка», «Дядя Ваня», «Вишневый сад».

В переплетениях человеческих судеб мы читаем основную чеховскую мысль о невозможности жить так, как живут его герои. Но норма прекрасных человеческих отношений видится героям Чехова лишь в будущем.

В творчестве поэтов и писателей XX века получили продолжение великие традиции русской классической литературы. Основные проблемы русской литературы: смысла жизни человека, всего народа, судьба России – становятся главными в творчестве писателей нового века.

Слайд № 20 -28. Литературная панорама начала века

И.А. Бунин, А.И. Куприн, В. В. Вересаев, Л. Н. Андреев, И. Шмелёв, Б. Зайцев продолжали литературные традиции 19 века

  • Модернистское искусство
    * символисты

*акмеисты *футуристы

  • Пролетарское искусство
    М. Горький, Д. Бедный, А.С. Серафимович, Г. Кржижановский, И. Шкулёв, стоявшие у истоков метода социалистического реализма, революционные романтики, призывавшие сломать старый мир.
  • «одинокие звёзды»( поэты вне группировок) М.И Цветаева, В.Ф.Ходасевич, Б.Л. Пастернак, М.А. Волошин
  • «Новокрестьянские» поэты С.А. Есенин, Н.А. Клюев, С.А. Клычов, А.В. Ширяевец, П.В. Орешин

YI. Человек и эпоха. Слово учителя. Человек этой тревожной противоречивой, кризисной эпохи оказался предоставлен самому себе и стихийному ходу жизни. Он предчувствовал надвигающуюся катастрофу, находился в состоянии растерянности, осознавал свое роковое одиночество. Исчезала воспетая Некрасовым «вековая тишина»: разрушалась российская деревня, распадалась сословная Россия. Героем дня становится человек, недовольный «гнетом серой обыденщины», рвущийся к свободе, к воле. Он вынужден был искать свою иную судьбу, искать самого себя. Разрушить устоявшийся порядок жизни – вот его заветная мечта. На таком понимании героизма строила свои сюжеты та литература, которая связала себя с идеями борьбы за «социальный прогресс». Этим идеям сочувствовали «пролетарские» писатели и поэты.

Модернистская литература страстно желала обновления «старого» мира, но страшилась социальной революции. Писателям этого направления нужна была духовная революция, которая способна внутренне преобразить человека.

В. Брюсов писал:
Братья, Сокрушим нашу ветхую душу! Лишь новому меху дано

Вместить молодое вино!

Литература Серебряного века стремилась воспринять и осмыслить новую жизнь и нового человека.

YII. Слайд№29. Сделаем выводы

На рубеже веков русская литература переживала расцвет, сравнимый по яркости и многообразию талантов с блистательным началом 19 века.

Это период интенсивного развития философской мысли, изобразительного искусства, сценического мастерства.

В литературе развиваются различные направления.

В период с 1890 по 1917 год особенно ярко заявили о себе три литературных течения – символизм, акмеизм и футуризм, которые составили основу модернизма как литературного направления.

Литература серебряного века явила блестящее созвездие ярких поэтических индивидуальностей, каждый из которых являл собой огромный творческий пласт, обогативший не только русскую, но и мировую поэзию XX века.

YIII. Слайд№30. Домашнее задание:

Вопросы

Какие явления социальной и культурной жизни повлияли на развитие литературы?

  • Охарактеризуйте основные направления философской мысли.
  • Какие традиции русской классической литературы развивали в своем творчестве писатели-реалисты нового времени?
  • Раскройте смысл определения «серебряный век».
  • Какие литературные группировки существовали в начала века?
  • В чём состоят особенности нового литературного героя?
  • Источник: http://www.uverenniy.ru/russkaya-literatura-nachala-xx-veka.html

    Ссылка на основную публикацию