Природа в стихах с. а. есенина: анализ стихотворения “пороша”

Анализ стихотворения «Пороша» Есенина

Сергей Александрович Есенин – признанный мастер пейзажной лирики, который в своих произведениях воспевает красоту родного края. Об этом свидетельствует и стихотворение «Пороша» – образное и лирическое произведение о природе. Предлагаем краткий анализ «Пороша» по плану, который будет полезен при подготовке к уроку по литературе в 6 классе.

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Пороша.

История создания – Стих написан в 1914 году.

Тема стихотворения – Любовь к природе и малой родине.

Композиция – Композиция условно разделена на 4 части, каждая из которых состоит из одной строфы. Все они объединены общей темой, но в каждой строфе наблюдается развитие своей небольшой темы.

Жанр – Пейзажная лирика.

Стихотворный размер – Четырехстопный хорей с перекрестной рифмой.

Метафоры – «дорога убегает лентой», «заколдован невидимкой», «стелет шаль».

Эпитеты – «серые», «белою», «бесконечная».

Сравнения – «понагнулась, как старушка», «словно белою косынкой».

Олицетворения – «вороны раскричались», «дремлет лес».

Инверсия – «повязалася сосна», «скачет конь».

Произведение принадлежит раннему творчеству Есенина, когда он только искал свой путь в литературе. Стихотворение написано в 1914 году, во время пребывания молодого поэта в Москве. Этот год для него стал знаковым, поскольку именно тогда появились первые публикации его работ.

Шумная, грязная и суетливая Москва разительно отличалась от умиротворенного спокойствия села Константиново, откуда поэт был родом. Он тосковал по природе, по бескрайним полям и лесам, и свою тоску выразил в стихотворении, которое впоследствии стало одним из ярких образцов пейзажной лирики поэта.

Центральная тема – любовь к природе, ко всему живому, что окружает человека. Природа удивительно многогранна и прекрасна, неважно, дорога ли это вдоль пшеничного поля или густой сосновый бор. Каждая травинка, каждый камушек обладает неповторимым очарованием, и очень важно уметь разглядеть и по достоинству оценить эту красоту, полюбить и оберегать ее.

В стихотворении показана ничем не прикрытая радость лирического героя от созерцания зимнего леса, он восхищается природой, воспевает ее красоту. Именно она служит источником вдохновения, в ней поэт черпает свои силы.

Однако стихотворение «Пороша» – это стих о любви не только к природе, но и к малой родине. Автор уверен, что только отчий дом, родной край, где человек родился и вырос, способны дарить эмоциональную подпитку и заряжать светлыми, добрыми чувствами.

Но, к сожалению, не все способны понять эту истину, и поэт учит получать радость от простых окружающих вещей: дороги, старой сосны, звуков леса, топота лошадиных копыт.

В этом и заключается главная мысль произведения – любовь к природе и тонкое ее восприятие способно сделать человека мудрее и терпимее.

Стихотворение состоит из четырех строф, которых объединяет тема природы. Однако в каждой строфе раскрывается своя небольшая тема:

В первой строфе читатель знакомится с лирическим героем. Он никак не называет себя, однако можно понять, что он едет верхом. Состояние героя расслабленное, немного сонное. Он наслаждается необычной тишиной: слышен лишь топот копыт и вороний гомон.

Во второй строфе герой наблюдает за зимним, будто спящим, лесом. Он внимательно рассматривает сосну, укрывшуюся под шапкой снега. Преобладает романтическое и мечтательное настроение.

В третьей строфе предстает яркий образ сосны, которую герой сопоставляет одинокой старушке. Зимний лес окутан тишиной, которую нарушает лишь настойчивый стук дятла.

В четвертой строфе передается уже не красота природы, а внутренне состояние лирического героя. Дальнюю дорогу он сопоставляет с бескрайними возможностями, которая дарует жизнь, и личной свободой.

Данное произведение является ярким образцом пейзажной лирики. Написано четырехстопным хореем, что придает стихотворению особую музыкальность и лиричность. Выразительность усиливается за счет гармоничного сочетания мужской и женской рифм.

Для придания своему произведению максимальной выразительности, поэт мастерски использует разнообразные художественные средства. Для создания образа милой и приветливой сосны-старушки применяет такие просторечные формы слов как «повязалася», «понагнулась», «оперлася».

Сравнительные обороты «понагнулась, как старушка», «словно белою косынкой» позволяют явственно представить описываемые поэтом пейзажи.

Эпитеты («серые», «белою», «бесконечная»), олицетворения («вороны раскричались», «дремлет лес»), инверсия («повязалася сосна», «скачет конь») и метафоры («дорога убегает лентой», «заколдован невидимкой», «стелет шаль») придают произведению красочность и образность, с их помощью зимний пейзаж будто «оживает».

Будь в числе первых на доске почета

Источник: https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/esenin/porosha.html

Анализ стихотворения Есенина Пороша

Когда речь заходит о пейзажной лирике, то на ум первым приходит её «король», мастер, воспевавший красоту русской природы – Сергей Есенин. Он продолжает «гнуть свою линию» и в стихотворении «Пороша», которое насквозь пропитан дыханием зимы, трескучими морозами и скрипящим под ногами ребятишек снегом.

Стихотворение начинается с описания окружающей лирического героя обстановки, делает Есенин это при помощи парцелляции: «Еду. Тихо», чтобы подчеркнуть обыденность русской глубинки в зимнее время.

Чистотой и свежестью наполнена каждая строчка, что подчёркнуто эпитетами «белою косынкой», «бесконечная дорога». Инверсии «дремлет лес», «долбит дятел» придают сказочного настроения вполне обычному студёному дню.

Сравнение дороги с лентой привычно для русского уха, и многие поэты включали его в свои произведения. Это символ русской души, широты просторов нашей Родины. Сосна предстаёт в виде сгорбленной старушки, и сразу чувствуется что-то родное и тёплое, своё.

Кажется, что можно протянуть руку и дотронуться до раскинувшихся над дорогой заснеженных сосновых лап или неосторожным движением спугнуть ворон, настолько всё осязаемо.

Наверное, каждому, в том числе и лирическому герою дорого каждое мгновение такой казалось бы непримечательной зарисовки банального зимнего дня.

Каждое слово наполнено любовью, а простота слога очень уместна, чтобы за витиеватыми фразами не потерять глубину этого чувства. Это же подчёркивает и размер стиха – четырёхстопный хорей. Возникает музыкальность и динамичность строк.

Движение, символ пути передаётся через олицетворение «дремлет лес», «дорога убегает».

Аллитерация и ассонанс создают особую атмосферу зимнего леса, слышится цокот копыт и звон бубенчиков в сочетании звуков «з», «к», «с».

Стихотворение было написано в 1914 году за 3 года до страшных роковых событий в России. Это безмятежность, ощущение пути резко контрастируют с бушующими страстями в обществе. Спокойствие природы в лесу, на бумаге, а в городах протесты и назревающие бунты.

Природа и человек неразрывны, это и хочет передать Сергей Есенин. Красота зимнего леса притягивает, и какая умиротворённая картина возникает в воображении!

Анализ стихотворения Пороша Есенина

В русской поэзии большое количество стихотворений посвящено зиме. Это суровое время года не всегда вызывает ощущение зябкости, желание вернуться в жаркие летние дни. Сергей Есенин видит особую прелесть в заснеженных родных просторах, лесных массивах, скованных морозным воздухом.

В стихотворении “Пороша” само название вызывает ряд ассоциаций, связанных с безветренной погодой, хрустом снега, ровно покрывающим землю.

Источник: https://analiz-stihov.ru/esenin/porosha

«Пороша», анализ стихотворения Есенина

Пейзажная лирика характерна для творчества почти каждого русского поэта.

Для кого-то обращение к описанию природы дает возможность лишний раз восхититься красотой русского леса, поля, степи; кто-то с помощью пейзажа созерцает красоту и начинает философствовать, а есть такие поэты, кто использует пейзаж в качестве своеобразной иллюстрации к раздумьям лирического героя. Именно к числу таких поэтов смело можно отнести Сергея Александровича Есенина.

Его стихи всегда отличаются резким, без всяких предисловий, вступлением в основной сюжет. Герой сразу заявляет, что он делает. Например, «Я иду долиной…», «Поет зима – аукает», «Ты меня не любишь, не жалеешь…».

Не стало исключением и довольно известное стихотворение «Пороша», написанное в 1914 голу, в самом начале поэтической карьеры Есенина.

Уже в первой строчке названо главное действие героя и лаконично описана окружающая обстановка:

Не совсем понятна связь с названием, ведь пороша – это выпавший ночью снег, который перестал идти к утру, но на нем успели появиться свежие следы бегавших ночью животных. Герой наслаждается тишиной и первозданностью красоты зимнего леса, однако ему мешают крики расшумевшихся ворон. Примечательно, что они серые, ведь обычный их цвет – черный.

А дальше всё весьма традиционно: зима сопоставляется с невидимкой, заколдовавшей зимний лес. Теперь он дремлет «под сказку сна». Но на этом превращения не заканчиваются: например, сосна «понагнулась, как старушка, оперлася на клюку», как будто повязавшись белою косынкой.

Однако для создания такого, казалось бы, простого произведения поэту пришлось воспользоваться различными художественными средствами.

Во-первых, просторечные формы слов «понагнулась», «повязалася», «оперлася» гармонично сочетаются с образом сосны-старушки, ведь подобная речь характерна не для злобных старух, а для ласковых, приветливых бабушек.

Во-вторых, использование сравнительных оборотов позволяет ясно представить не только сосну, но и дорогу, покрытую шалью из снега и напоминающую ленту, которая убегает вдаль. Даже способы сравнения Есенин выбирает разные: в первом случае – союзы словно и будто, а во втором – форму творительного падежа.

Разнообразен и тонический рисунок стихотворения. Каких только звуков, оказывается, ни услышишь в зимнем лесу! Это и звон бубенцов проезжающих саней, и крик расшумевшихся ворон, и удары дятла, видимо, из-за своего однообразия больше напоминающие герою долбежку.

Вообще, нужно отметить, что настроение лирического героя почти не изменяется на протяжении всего стихотворения.

Он не впадает в экзальтацию от красоты зимнего леса, хоть тот и напоминает ему сказку, но и не остается равнодушным к окружающему его пейзажу. Герой погружен в раздумья, поэтому дорога кажется бесконечной лентой, убегающей вдаль.

При этом он успевает заметить, что «валит снег и стелет шаль» (вот и объяснение названию стихотворения!). А простор, которого много, дает простор и мыслям.

Конечно, тема дороги, пути, не имеющего ни начала ни конца, не нова в русской поэзии и литературе в целом. Ведь еще Николай Гоголь в своей поэме «Мертвые души» задавал риторический вопрос: «Русь, куда ж несёшься ты? дай ответ». Вряд ли лирический герой стихотворения Сергея Есенина задавался столь же глобальными вопросами.

Скорее всего, он просто любовался красотой русского зимнего пейзажа и представлял, каким может быть лес без присутствия человека. Разыгравшаяся фантазия создает в сознании любого человека совершенно фантастические образы. Но не каждый способен их выразить с помощью слов, а уж тем более, с помощью стихотворной речи. Поэтому далеко не все становятся поэтами.

И в то же время ощущение своего единства, слияния с природой, восприятие себя частью этой самой природы свойственно почти каждому человеку. А становится возможным подобное состояние только наедине с природой. Это тоже традиция русской поэзии, к которой Есенин не мог не обратиться.

  • «Я покинул родимый дом…», анализ стихотворения Есенина
  • «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», анализ стихотворения Есенина, сочинение
  • «Белая береза», анализ стихотворения Есенина
  • «Письмо к женщине», анализ стихотворения Есенина
  • «Я помню, любимая, помню…», анализ стихотворения Есенина
  • «Не жалею, не зову, не плачу…», анализ стихотворения Есенина
  • «Песнь о собаке», анализ стихотворения Есенина
  • «Чёрный человек», анализ поэмы Есенина
  • «Спит ковыль. Равнина дорогая…», анализ стихотворения Есенина
  • «Собаке Качалова», анализ стихотворения Есенина
  • «Пугачёв», анализ поэмы Сергея Есенина
  • «Поет зима – аукает», анализ стихотворения Есенина
  • «Письмо матери», анализ стихотворения Сергея Есенина
  • «Русь советская», анализ стихотворения Есенина
  • «Край ты мой заброшенный», анализ стихотворения Есенина
Читайте также:  Весенние грозы в русской литературе

По произведению: «Пороша»

По писателю: Есенин Сергей

Источник: https://goldlit.ru/esenin/495-porosha-analiz

Урок по литературе в 6 классе на тему: «Сравнительный анализ стихотворений С. А. Есенина «Пороша»

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Открытый урок по литературе в 6 классе

на тему: «Сравнительный анализ стихотворений С.А.Есенина «Пороша»

и А.С.Пушкина «Зимняя дорога»

Цели:

  1. Учить находить важнейшие основания для сравнения художественных произведений, строить аргументированные суждения, приводя убедительные доказательства и формулируя обоснованные выводы; готовить к экзамену по литературе в форме ГИА.

  2. Развивать логическое и образное мышление.

  3. Учить замечать красоту природы, воспитывать любовь к Родине через любовь к природе

  1. Объяснение темы и постановка целей урока.

– Сегодня у нас необычный урок – урок-консультация по подготовке к ГИА по литературе. В 9 классе вы, возможно, выберете экзамен по литературе, поэтому готовиться к нему нужно уже сейчас.

Одно из заданий – сопоставительный анализ 2-ух произведений. Сегодня мы будем учиться сравнивать произведения разных авторов. Мы сопоставим произведения двух поэтов – С.А.Есенина «Пороша» и А.С.Пушкина «Зимняя дорога». На первый взгляд, это совершенно разные поэты. Жили они в разные эпохи: Пушкин (1799 – 1837) в начале 19 в., Есенин (1895 – 1925) – в начале 20 в.

Пушкин – дворянский сын, в детстве в доме отца имел обширную библиотеку, получил хорошее образование, учился в Царскосельском Лицее. Есенин – крестьянский сын, в детстве из книг у него была только одна Библия. Окончил Константиновское земское четырехгодичное училище и Спас-Клепиковскую школу.

В Москве полтора года слушал лекции в народном университете Шанявского, всю жизнь занимался самообразованием. Но было в их жизни общее – корневая связь со стихией национального языка, с красотой и мудростью народного слова. Есенин любил творчество Пушкина, учился у него. Он унаследовал пушкинскую поэтическую культуру в реалистическом, правдивом описании родной природы.

Оба они беззаветно любили родину, того и другого можно назвать певцами родной природы.

– Зачем сравнивать произведения? (В сравнении лучше выявляется своеобразие).

2. Повторение теоретического материала.

Пейзаж – картина природы в художественном произведении.

Композиция произведения – построение художественного произведение,

расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов.

Лирическое произведение – произведение, в котором автор выражает свое

душевное состояние, свои мысли о мире и человеке.

Лирический герой – художественный образ человека в художественном произ-

ведении.

Эпитет – художественное определение предмета или явления.

Сравнение – изображение одного предмета путем сравнения его с другим.

Метафора – слово или выражение, употребленное в переносном смысле,

вместо другого слова, т.к. между обозначаемыми предметами есть сходство.

Олицетворение- изображение неживых предметов в виде живых существ.

Инверсия – необычный порядок слов.

Аллитерация- повторение однородных согласных.

Ассонанс-повторение одинаковых гласных звуков.

Ямб- двусложный размер стиха. В строке ударные слоги четные, безударные –

нечетные.

Хорей – двусложный размер стиха. В строке ударные слоги нечетные, безудар-

ные – четные.

  1. История создания стихотворения Есенина «Пороша» (сообщение уч-ся) и его выразительное чтение. Выяснение значения слова «пороша».

С 1912 года Есенин жил и работал в Москве. Часто ездил по окрестностям Москвы, где его поразили великолепные пейзажи.

      В январе 1914 года в московском журнале для детского чтения «Мирок» под псевдонимом «Аристон» напечатано стихотворение Есенина «Береза».

В следующем февральском номере уже под его собственным именем появилось стихотворение «Пороша», в мартовском – «Село». Это первые известные выступления Есенина в печати.

Пороша – свежий слой выпавшего с вечера или ночью снега. (Словарь С.И.Ожегова).

ПОРОША Еду. Тихо. Слышны звоныПод копытом на снегу.Только серые вороныРасшумелись на лугу.Заколдован невидимкой,Дремлет лес под сказку сна.Словно белою косынкой

Повязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,А под самою макушкойДолбит дятел на суку.Скачет конь, простору много.Валит снег и стелет шаль.Бесконечная дорога

Убегает лентой вдаль.

1914 год

  1. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».

– О чем стихотворение?

– (1.2.1.) Какой предстает в стихотворении природа, преображенная порошей?

– Какую картину вы представляете, читая 1 строфу? (Зимний заснеженный лес, вьется дорога, по которой скачет всадник, большая заснеженная поляна, перелетают и каркают вороны. Картина реальная).

-Что нарушает тишину леса? (Звоны под копытами, шум ворон)

-Какие образно-выразительные средства использует поэт? (Аллитерация)

Какое настроение у лирического героя? (Тихое, умиротворенное, он с интересом разглядывает пейзаж).

-Как меняется настроение ЛГ во 2 строфе? (Меняется, становится сказочным. ЛГ восхищен. Лес – не простой, а “заколдован невидимкой”, “дремлет” “под сказку сна”. ЛГ любуется сказочной картиной).

Какой прием использует при создании образа леса, сосны? ( метафора, сравнение, олицетворение, повязалася – суффикс –ся придает слову народно-поэтическую окраску).

– Какие образы возникают в 3 строфе, какие образно-выразительные средства использованы автором? (ЛГ продолжает рассматривать сосну. Сравнивает её с человеком (“понагнулась, как старушка”).

Ему сосна нравится, сосна – старушка, а не старуха. А слово “понагнулась” – ласковое, тёплое, это значит – наклонилась, клюка – палка с кривым верхним концом для опоры при ходьбе.

Приставка по- – из народной речи.

Сравнения, метафора. Сказка сопрягается с реальностью.)

– Какую картину представляете в 4 строфе. Какие приемы использованы?( ЛГ доволен тем, что “скачет конь”, “простору много” вокруг, “валит снег”, а не просто идёт сильный снег. Любуется он и бесконечной дорогой, которая “убегает лентой вдаль”.

Недаром же стихотворение называется “Пороша”. Приемы: олицетворение (снег «стелет шаль»), объединенное с метафорой (шаль — снежный покров), и метафорическое сравнение дороги с лентой, которая «убегает вдаль» (олицетворение).

Такое сочетание изобразительных средств создает впечатление сказочности).

-(1.2.2.) Сделайте вывод, какую роль в стихотворении играют сравнения?

(Создание яркого сказочного образа, одухотворенность природы, выражение отношения ЛГ к природе).

– (1.2.3.)Стихотворение начинается и заканчивается образом дороги. Какой смысл приобретает этот образ в стихотворении? (Разные люди ездят разными дорогами. Каждый находит что– то свое. И здесь много зависит от настроя человека на общение с природой, на открытость его сердца. Есенин, воспринимая так зимнюю дорогу, сумел очень живописно поделиться с нами своими впечатлениями.

Образ дороги в поэзии – символ жизненного пути. ЛГ молод, счастлив, находится в начале жизненного пути, поэтому в стихотворении – «бесконечная дорога», значит, длинная, несущая новые открытия)

-Определите размер стихотворения. (Хорей)

  1. 1.2.4. Что сближает стихотворение С.А.Есенина «Пороша» со стихотворением А.С.Пушкина «Пороша»?

  1. История создания стихотворения А.С.Пушкина «Зимняя дорога» и его выразительное чтение уч-ся

Сообщение уч-ся:

В 1824 году Пушкин, приехав в Михайловское, переживает острое, гнетущее чувство одиночества. После шумного, живого юга деревня кажется ему настоящей ссылкой.

Пережив серьёзную ссору с отцом (осень 1824), Пушкин остаётся в имении со старой няней — и спасением от душевной пустоты для него становится творчество. Поэт переосмысляет ценности человека вообще и определяет свой идеал — обретение Дома, защищённости и внутреннего равновесия.

Эта проблематика отражается в цикле стихотворений 1825–1826 («Зимний вечер», «Вакхическая песня», «Зимняя дорога») и позже — в «Бесах» (1830).

В своей скитальческой, полной поисков жизни Пушкину случалось много ездить. Путь свой он совершал на лошадях, в коляске или кибитке, в летний зной или зимнюю пору, под унылый монотонный звон почтового колокольчика.

Пушкин любил быть в дороге: можно вдоволь налюбоваться пейзажем родных лесов и полей, досыта наговориться с попутчиками, увидеть, как живёт народ, а главное, можно было спокойно думать свои думы.

Особенно милы его душе были зимние пути.

Пушкин любил народную песню, т.к. они история человеческого сердца, русского сердца, душа народа. Русская песня – это раздумья народа о жизни. Пушкин любил русского человека, его душу.

ЗИМНЯЯ ДОРОГА

Сквозь волнистые туманыПробирается луна,На печальные поляны

Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучнойТройка борзая бежит,Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит.

Что-то слышится родноеВ долгих песнях ямщика:То разгулье удалое,

То сердечная тоска…

Ни огня, ни черной хаты,Глушь и снег… Навстречу мнеТолько версты полосаты

Попадаются одне…

1826

  1. Сравнительный анализ стихотворений А.С.Пушкина «Зимняя дорога» и С.А.Есенина «Пороша» (самостоятельная работа в парах). Заполнение таблицы.

Сопоставление стихотворений

Основания для сравнения художественных произведения С.А.Есенин «Пороша» А.С.Пушкин «Зимняя дорога»
Преобладающее Настроение Красота зимнего сказочного леса. Ощущение счастья ЛГ от общения с природой. Зимний пейзаж. Одиночество, грусть путника, затерявшегося в снежных просторах.
«Серые вороны»«Заколдован невидимкой…лес»«Сосна… как старушка»«Дятел на суку»«Скачет конь»«Валит снег и стелет шаль»«Бесконечная дорога» «Волнистые туманы»«Луна…льет печально свет»«Печальные поляны»«По дороге зимней, скучной»«Тройка борзая»«Колокольчик однозвучный»«Что-то…родное в долгих песнях ямщика…»«Глушь и снег»«Версты полосаты»
Молод, счастлив, испытывает чувство восхищения от красоты зимнего леса, ждет от жизни новых открытий. Одинокий грустный путник, утомленный скучной дорогой, печальным пейзажем. Слушает песни ямщика, размышляет о жизни.
Метафоры, сравнения, олицетворения, эпитет, аллитерация,инверсии Эпитеты, метафоры, олицетворение, ассонансы, инверсии
Хорей (наиболее удачный размер для передачи движения) Хорей
Каждый человек в обычном пейзаже может увидеть сказку, если его сердце открыто миру, если он любит природу. Жизнь наполнена удивительными открытиями. Путешествие по зимней дороге дает возможность остаться наедине с собой, поразмышлять о России, о ее пути, трудной судьбе
  1. Заполнение таблицы (самостоятельная работа в парах).

Черты сходства стихотворений С.А.Есенина «Пороша» и

А.С.Пушкина «Зимняя дорога»

Основания для сравнения художественных произведения Черты сходства
Описание зимнего пейзажа
Снег, дорога
ЛГ – путники, едущие по зимней дороге. Мировосприятие близко народному.
Метафоры, эпитеты, олицетворения
Хорей
Размышления о жизни
  1. Составление развернутого ответа на вопрос: 1.2.4. Что сближает стихотворение С.А.Есенина «Пороша» со стихотворением А.С.Пушкина «Зимняя дорога»?

Шаблон ответа (5 – 8 предложений)

Тема стихотворенийС.А.Есенина «Пороша» и А.С.Пушкина «Зимняя дорога» … Есенин описывает…, Пушкин повествует о … .

Читайте также:  Природа, растения и животные стран мира

В образной системе стихотворений мало сходства, так как …, но в том и другом произведении главным становится образ дороги… . ЛГ стихотворений – … .

Поэты использую изобразительные средства языка…, но олицетворений больше у … , потому что… . Стихи написаны одним стихотворным размером … , что помогает … . Идея произведений … .

  1. Подведение итогов урока. Домашнее задание: написать сочинение по шаблону.

Источник: https://gigabaza.ru/doc/65631.html

Презентация к уроку (6 класс) на тему: Анализ стихотворения С. А. Есенина “Пороша”

Слайд 1

С. А. Есенин 3.10.1895-28.12.1925

Слайд 2

Знакмство с биографией С. А. Есенина: Сергей Александрович Есенин родился в 1895 году. В Рязанской губернии в селе Константинове . Мальчика отдали на воспитание бабушке и дедушке по материнской линии.

Бабушка рассказывала Есенину множество народных песен, стихов, частушек, сказок и преданий, которые и стали «основой» его поэтической природы. .

Образование в биографии Есенина было получено в местном земском училище(1904-1909), затем до 1912 года – в классе церковно-приходской школы.

Слайд 3

С отличием закончив Константиновское четырехклассное училище (1909), он продолжил обучение в Спас-Клепиковской учительской школе (1909-1912), из которой вышел “учителем школы грамоты”. Летом 1912 Есенин переехал в Москву, некоторое время служил в мясной лавке.

Стихи начал писать рано, лет с девяти, но сознательное творчество началось в 16 – 17 лет. Впервые стихотворения Есенина были опубликованы в 1914 году в детском журнале «Мирок». В 1915 году Есенин переехал из Москвы в Петроград . В 1918 вернулся в Москву. Жил он в очень трудное, для нашей страны, время.

На его коротком веку произошло три войны и три революции. И хотя прошло уже более 90 лет со дня его смерти, но стихи его живут до сих пор, они переведены на многие языки, издаются в разных странах. 28 декабря 1925 года Есенина находят повешенным на трубе отопления в своем номере гостиницы « Англетер ».

Также найдена прощальная записка, написанная кровью в виде стихотворения «Прощай мой друг, прощай…». Похоронили Сергея в Москве на Ваганьковском кладбище.

Слайд 5

Стихотворение «Пороша» написано в 1914 году. Главные темы этого периода творчества – тема природы и тема родины. Но нельзя говорить о том, что в этом стихотворении автор хотел сделать акцент только лишь на образ природы. Присутствует и внутренний смысл произведения

Слайд 6

Сергей Есенин сохранил то единение с природой, которое присуще человеку только в детстве, от того его строки так милы, просты, а сравнения так точны . Многие поэты описывали зиму, великолепные пейзажи вдохновляли их на создание шедевров. Однако Сергей Есенин, один из тех, чьи строки запоминаются и вызывают самые яркие чувства.

Вот и в стихотворении «Пороша» поэт описывает зимнюю дорогу. Герой Есенина милуется зимой в лесу. Он называет зиму невидимкой, которая постаралась и принарядила все в лесу — повязала на сосну косынку, отчего та стала похожа на старушку, превратила дорогу в белую ленту, звенящую под копытами. Зимой в лесу все превратилось в сказку, точнее в сказочный сон.

Дополняют картинку и необычные звуки – сначала, кажется будто тихо, – это первое, что пишет нам поэт о лесе. Однако прислушавшись, автор замечает, что лес шумит от звуков. Там вдали слышен звон копыт и бубенцов, где-то долбит дятел и на верхушке сосны расшумелись вороны. Мы привыкли любить лето, за тепло и яркое солнце. Однако автор предлагает нам полюбить и зиму.

От его строк будто предстает перед глазами и тихий лес, деревья белые от снега.

Слайд 7

Анализ стихотворения Тема стихотворения – природа. Есенин часто в своих произведениях воспевает красоту родного края. В стихотворении “пороша” он описывает красоту зимнего леса и пейзажи. автор использует метафоры (заколдован невидимкой), сравнения (словно белою косынкой, понагнулась как старушка), эпитеты (серые вороны, Бесконечная дорога), и парцеляцию (еду. Тихо.

Слышны звоны). Стихотворение построено на синтаксическом параллелизме и развернутых олицетворениях. В восприятии Есенина вся природа – «святая обитель», храм чудес. Здесь и лес, и сосна – живые существа, описанные как люди. Поэт стремится донести до читателей свое восхищение перед зимней природой – в этом идея стихотворения.

Главная мысль – неразрывность природного и человеческого.

Слайд 8

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Источник: https://nsportal.ru/shkola/rodnoy-yazyk-i-literatura/library/2017/04/23/analiz-stihotvoreniya-s-a-esenina-porosha

«Пороша», анализ стихотворения Есенина

Сергей Есенин

Пороша

    Еду. Тихо. Слышны звоны

    Под копытом на снегу.
    Только серые вороны
    Расшумелись на лугу.

    Заколдован невидимкой,

    Дремлет лес под сказку сна.
    Словно белою косынкой
    Повязалася сосна.

    Понагнулась, как старушка,

    Оперлася на клюку,
    А под самою макушкой
    Долбит дятел на суку.

    Скачет конь, простору много.

    Валит снег и стелет шаль.
    Бесконечная дорога
    Убегает лентой вдаль

«Пороша», анализ стихотворения Есенина

Пейзажная лирика характерна для творчества почти каждого русского поэта. Для кого-то обращение к описанию природы дает возможность лишний раз восхититься красотой русского леса, поля, степи; кто-то с помощью пейзажа созерцает красоту и начинает философствовать, а есть такие поэты, кто использует пейзаж в качестве своеобразной иллюстрации к раздумьям лирического героя.

Именно к числу таких поэтов смело можно отнести Сергея Александровича Есенина.Его стихи всегда отличаются резким, без всяких предисловий, вступлением в основной сюжет. Герой сразу заявляет, что он делает. Например, «Я иду долиной…», «Поет зима – аукает», «Ты меня не любишь, не жалеешь…».

Не стало исключением и довольно известное стихотворение «Пороша», написанное в 1914 голу, в самом начале поэтической карьеры Есенина. Уже в первой строчке названо главное действие героя и лаконично описана окружающая обстановка:    Еду. Тихо. Слышны звоны    Под копытом на снегу.

Не совсем понятна связь с названием, ведь пороша – это выпавший ночью снег, который перестал идти к утру, но на нем успели появиться свежие следы бегавших ночью животных. Герой наслаждается тишиной и первозданностью красоты зимнего леса, однако ему мешают крики расшумевшихся ворон. Примечательно, что они серые, ведь обычный их цвет – черный.

А дальше всё весьма традиционно: зима сопоставляется с невидимкой, заколдовавшей зимний лес. Теперь он дремлет «под сказку сна». Но на этом превращения не заканчиваются: например, сосна «понагнулась, как старушка, оперлася на клюку», как будто повязавшись белою косынкой.

Однако для создания такого, казалось бы, простого произведения поэту пришлось воспользоваться различными художественными средствами. Во-первых, просторечные формы слов «понагнулась», «повязалася», «оперлася» гармонично сочетаются с образом сосны-старушки, ведь подобная речь характерна не для злобных старух, а для ласковых, приветливых бабушек.

Во-вторых, использование сравнительных оборотов позволяет ясно представить не только сосну, но и дорогу, покрытую шалью из снега и напоминающую ленту, которая убегает вдаль. Даже способы сравнения Есенин выбирает разные: в первом случае – союзы словно и будто, а во втором – форму творительного падежа.Разнообразен и тонический рисунок стихотворения.

Каких только звуков, оказывается, ни услышишь в зимнем лесу! Это и звон бубенцов проезжающих саней, и крик расшумевшихся ворон, и удары дятла, видимо, из-за своего однообразия больше напоминающие герою долбежку.Вообще, нужно отметить, что настроение лирического героя почти не изменяется на протяжении всего стихотворения.

Он не впадает в экзальтацию от красоты зимнего леса, хоть тот и напоминает ему сказку, но и не остается равнодушным к окружающему его пейзажу. Герой погружен в раздумья, поэтому дорога кажется бесконечной лентой, убегающей вдаль. При этом он успевает заметить, что «валит снег и стелет шаль» (вот и объяснение названию стихотворения!). А простор, которого много, дает простор и мыслям.

Конечно, тема дороги, пути, не имеющего ни начала ни конца, не нова в русской поэзии и литературе в целом. Ведь еще Николай Гоголь в своей поэме «Мертвые души» задавал риторический вопрос: «Русь, куда ж несёшься ты? дай ответ». Вряд ли лирический герой стихотворения Сергея Есенина задавался столь же глобальными вопросами.

Скорее всего, он просто любовался красотой русского зимнего пейзажа и представлял, каким может быть лес без присутствия человека. Разыгравшаяся фантазия создает в сознании любого человека совершенно фантастические образы. Но не каждый способен их выразить с помощью слов, а уж тем более, с помощью стихотворной речи. Поэтому далеко не все становятся поэтами.

И в то же время ощущение своего единства, слияния с природой, восприятие себя частью этой самой природы свойственно почти каждому человеку. А становится возможным подобное состояние только наедине с природой. Это тоже традиция русской поэзии, к которой Есенин не мог не обратиться.

Описание весны Многие считают что весна – самое удивительное время года. Она наступает так стремительно, что перемены в природе происходят буквально на глазах. Каждый весенний день приближает самое теплое и любимое время года – лето. НаступБунин принадлежит к последнему поколению писателей из дворянской усадьбы, которая тесно связана с природой центральной полосы России. “Так знать и любить природу, как умеет И. А. Бунин, мало кто умеет”, — писал Александр Блок в 1907 году. НКартина «Снегурочка» написана Виктором Михайловичем Васнецовым в 1899 году. Автор писал эту картину для декораций при постановке одноименной пьесы Островского, которая была написана по народным мотивам. Вдохновением к написанию этой картиныГлавам, посвященным Иешуа и Понтию Пилату, в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» отводится незначительное место по сравнению с остальной книгой. Это всего четыре главы, но они как раз являются той осью, вокруг которой вращается всеПланI. Значение эпилога в романе.II. В чем причина бед человеческих?1. Чувство собственной правоты и после осуждения.2. Осознание ошибочности своей теории и раскаяние.III. Торжество пресвятой любви и веры!Одним из сильнейших моментов романаСейчас смотрят:{module Анализ стихотворения:}

Источник: http://retsept-goda.ru/analiz-stikhotvoreniya/5872-porosha-analiz-stikhotvoreniya-esenina.html

Стихотворение С.А. Есенина “Пороша”

Литературный анализ текста

Стихотворение С. А. Есенина «Пороша»

Выполнила: Пастухова Н. О.

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу.

Словно серые вороны

Раскричались на лугу.

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Повязалася сосна.

Принагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А под самою макушкой

Долбит дятел на суку.

Скачет конь. Простору много.

Сыплет снег и стелет шаль.

Бесконечная дорога

Убегает лентой вдаль.

Стихотворение «Пороша» написано в 1914 году. Главные темы этого периода творчества — тема природы и тема родины. Но нельзя говорить о том, что в этом стихотворении автор хотел сделать акцент только лишь на образ природы. В ходе анализа стихотворения, мы попробуем разобраться не только с внешним планом изображения, но и с внутренним смыслом произведения.

Читайте также:  Метеоры и метеориты в солнечной системе

1. Звуковой уровень текста

1.1 Метр и ритм

Проанализируем соотношение метра и ритма в первой строфе стихотворения.

(1) Еду. Тихо. Слышны звоны

(2) Под копытом на снегу.

(3) Словно серые вороны

(4) Раскричались на лугу.

Составим схему чередования ударных и безударных слогов в строфе:

(1) — U — U — U — U

(2) — U — U — U —

(3) — U — U U U — U

(4) — U U U — U —

Определим метр и размер. Подсчитаем количество безударных слогов между ударными. Число колеблется: в первых двух строках — один слог, в третьей и четвертой — то три слога, то один. Значит, перед нами двусложный метр. Для наглядности сразу же разберем схему на двусложные стопы:

(1) — U | – U | – U | – U |

(2) — U | – U | – U | –

(3) — U | – U | U U | – U |

(4) — U | U U | – U | –

Нетрудно увидеть, что сильные места падают на нечетные слоги, следовательно, это хорей. Подсчитав количество сильных мест в строке, можно с точностью сказать, что это четырехстопный хорей. Но лишь строки (1) и (2) реализуют «идеальную схему: на всех сильных местах находятся ударные слоги.

В строке (2) последний безударный слог кажется лишним, хотя вся остальная схема точно соответствует метру, такой же «лишний» конечный слог есть в строке (4). В строке (3) третья стопа не имеет ударений, в строке (4) не имеет ударений вторая стопа.

Третья и вторая стопа, не имеющая ударений — это пиррихии.

1.2 Семантический анализ метра и ритма

Как мы уже выяснили выше, данное стихотворение написано четырехстопным хореем, но в «идеальной схеме» присутствуют стопы, не имеющие ударений. Исходя из этого, мы можем задаться вопросом, случайно ли, что автор делает акцент именно на этих словах? Чтобы это выяснить, давайте найдем эти слова:

(3) Словно серые вороны — U — UUU — U

(4) Раскричались на лугу. — UUU — U —

(1) Заколдован невидимкой — UUU — UUU

(3) Словно белою косынкой — U — UUU — U

(4) Повязалася сосна — UUUUU — U

(1) Принагнулась, как старушка — UUU — U — U

(2) Оперлася на клюку — UUU — U —

(3) Бесконечная дорога — UUU — UU

(4) Убегает лентой вдаль — UUU — U —

Обозначив пиррихии, мы можем условно разделить их на две группы: 1) имена прилагательные и 2) глаголы. Рассмотрим каждую группу отдельно.

Первая группа имен прилагательных: серые (вороны), белою (косынкой), бесконечная. Первые два прилагательных относятся к цветовому признаку, она противопоставлены друг другу — серый и белый.

Но главная их особенность в том, что они являются метафорам: снег под копытами лошадей звучит как крик серых ворон, который резко, четко, ярко запечатлевается в памяти лирического героя; белая косынка сосны, напротив, рождает в памяти воспоминания о белой пуховой косынке, на который похож выпавший снег на ветках сосны. Третье прилагательное бесконечная (дорога) гиперболизировано в представлении лирического героя: перед ним — простор, свобода, неизведанное и впереди бесконечная дорога будущего, которое так же прекрасно как-то, что его окружает в зимнем лесу. Автор выделяет эти прилагательные для того, чтобы ярко, живо, ассоциативно показать нам изображаемую природную зарисовку.

Вторая группа глаголов: раскричались, заколдован, повязалася, принагнулась, опрелася, убегает. Все эти глаголы обозначают действие неживых предметов. Большинство из них относится к такому тропу, как олицетворение.

Но тот, кто наблюдает описываемые в стихотворении предметы, наделяет их живыми человеческими признаками, и, соответственно, действиями.

Они оживают перед нами, и цель автора — показать предметы в их развитии, движении, росте, чтобы картина живо представилась читателю.

Таким образом, мы можем сказать о том, что использование автором пиррихия не случайно. Акцент именно на имена прилагательные и глаголы позволяет представить себе описываемый пейзаж не только в красках, но и в движении.

1.3 Фонетический уровень текста

В данном стихотворении четко прослеживается ассонанс — звук [о] в следующих словах: звоны, словно, вороны, заколдован, долбит, простору, много, дорога. Все, что видит лирический герой, описывается плавно, последовательно благодаря этому звуку.

Так же часто повторяется звук [а] в словах: тихо, копытом, на, словно, вороны, раскричались, заколдован, невидимкой, сказку, сна, белою, косынкой повязалася сосна, принагнулась, как старушка, оперлася на, а под самою макушкой, скачет, простору много, шаль, бесконечная, убегает лентой вдаль. Все эти слова, наоборот, ускоряют процесс затянутого описания.

Картины, предстающие перед лирическим героем, сменяют друг за другом, и именно этот звук помогает усилить движение изображаемого.

В стихотворении так же присутствует аллитерация — звуки [л, м, н] в следующих словах: слышны, звон, копытом на снегу, словно вороны раскричались на лугу, заколдован, невидимкой, дремлет лес, сна, белою косынкой повязалася, принагнулась, оперлася на клюку, самою макушкой, долбит дятел, конь, много, сыплет снег, стелет шаль, бесконечная, лентой вдаль. Благодаря этому создается прекраснейшая выразительная мелодия звучащего стиха. Так же часто встречаются звуки [з, р, д] в словах: еду, звоны, серые вороны раскричались, заколдован невидимкой, дремлет, повязалася, долбит дятел, дорога, вдаль. Эти слова в большей степени передают звуковую составляющую описываемой картины — здесь и хруст снега под копытами лошади, и звуки обитателей леса. Лирический герой своим присутствием нарушает тишину заколдованного леса и сам становится участником описываемых событий.

Проанализировав фонетический уровень текста, мы можем сказать о том, что, благодаря фонетической наполненности определенных строчек стихотворения, картина, описываемая лирическим героем, предстает живее, необычнее, начинаешь слышать звуки леса, врываясь в дремлющую сказку.

1.4 Рифма

Данное стихотворение состоит из 4 строф. Каждая из строф представляется перекрестной рифмой (абаб):

Еду. Тихо. Слышны звоны (а)

Под копытом на снегу. (б)

Словно серые вороны (а)

Раскричались на лугу. (б)

Стихотворение написано мужской (снегу, лугу, сна, сосна, клюку, суку, шаль, вдаль) рифмой и женской (звоны, вороны, невидимкой, косынкой, старушка, макушкой, много, дорога) рифмой. По звуковому составу рифма в стихотворении точная:

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу.

Словно серые вороны

Раскричались на лугу.

В третьей строфе присутствует приблизительная рифма:

Принагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А под самою макушкой

Долбит дятел на суку.

Таким образом, анализируя рифму, мы можем сказать, что язык автора настолько богат, что ему не составило трудов подобрать нужную рифму и с точностью передать изображение описываемого пейзажа.

2. Лексический уровень текста

2.1 Словарь лирического стихотворения

Доминирующие части речи.

В стихотворении преобладают следующие части речи:

Имя существительное (22 слова): звоны, копытом, снегу, вороны, лугу, невидимкой, лес, сказку, сна, косынкой, сосна, старушка, клюку, макушкой, дятел, суку, конь, простору, снег, шаль, дорога, лентой.

Имя прилагательное (3 слова): серые, белою, бесконечная.

Глагол (13 слов): еду, слышны, раскричались, заколдован, дремлет, повязалася, принагнулась, оперлася, долбит, скачет, сыплет, стелет, убегает | www.gugn.ru, 24 |.

Наречие (4 слова): тихо, словно, много, вдаль.

Местоимение (1 слово): мною.

Рассмотрев доминирующие части речи, можно сделать вывод о том, что лирический герой конкретно не говорит о себе и о своих чувствах. Он с помощью большого количества имен существительных говорит о предметах, которые встречает на своем пути, но, описывая их, не прибегает к использованию имен прилагательных, а употребляет глаголы, которые помогают воссоздать в сознании читателя образ природы.

Тематические (семантические) поля.

В словаре стихотворения выделяются следующие тематические поля:

Существительные: звоны, (на) снегу, лес, сказка сна, сосна — старушка, дятел на суку, конь, простор, снег, шаль, дорога.

Для словаря выбраны не все имена существительные, а лишь те, которые более полно отражают картину. Благодаря перечисленным словам можно воспроизвести увиденное в определенной последовательности.

Глаголы: еду, слышны, раскричались, заколдован, дремлет, повязалася, принагнулась, оперлася, долбит, скачет, сыплет, стелет, убегает.

Глаголы, представленные в словаре, идут последовательно, описывая не только действия лирического героя, но и действия неодушевленных предметов (сосны, снега), которые благодаря точным глаголам оживают в сознании читателя.

Прилагательные: серые, белою, бесконечная.

Поэт в своем стихотворении использует небольшое количество имен прилагательных, но при прочтении произведения это незаметно, картина при помощи изобразительно-выразительных средств предстает ярко и полно. Поэтому говорить о небольшом количестве прилагательных, как о недостатке, не имеет оснований.

Наречия: тихо, словно — 2, много, вдаль.

Особое внимание хотелось бы обратить на наречия, которые не только говорят о состоянии природы (тихо), но и помогают использовать такой троп, как сравнение (словно), и, наконец, последние два наречия отображают завершенность и в то же время неопределенность пути.

Тематические (семантические) поля стихотворения помогают проследить внутреннее состояние лирического героя, психологическую точку зрения субъекта, внешнее воздействие предметов на наблюдателя.

3. Семантика грамматических категорий

Обратимся к глагольной грамматической модели стихотворения. Как мы уже говорили выше, в произведении присутствуют 13 глаголов.

Глаголы, стоящие в настоящем времени: еду, слышны, заколдован, дремлет, долбит, скачет, сыплет, стелет, убегает. Именно эти глаголы изображают то, что происходит с лирическим героем и вокруг него в спящем лесу.

Мы видим, что это не воспоминания, не мечты наблюдателя о предстоящей картине в будущем, а реальное описание ситуации.

Остальные 4 глагола употреблены в прошедшем времени. Глагол раскричались метафоричен, он является сравнением хруста снега под копытами лошади. Глаголы, относящиеся к сосне — повязалася, принагнулась, оперлася, стоят именно в этом времени, так как наблюдатель зимнего леса не видел, как произошли эти изменения с деревом.

4. Композиционно — речевое единство текста

Стихотворение «Пороша» состоит из 4 строф, объединенных определенной тематикой — образа природы. Но каждая строфа имеет свою микро тему, попробуем разобраться с каждой из них:

1 строфа: в первой строфе перед нами предстает лирический герой, он не называет себя (об этом можно судить по отсутствию личных местоимений), но описывает свои действия — он едет верхом. Тут же предстает образ природа со своей необычайной тишиной, в которой даже слышен хруст снега;

2 строфа: лирический герой становится наблюдателем заколдованного леса, который, как ему кажется, дремлет; тут же мы видим сосну, покрытую снегом. Лирический герой настолько наблюдателен и романтичен, что сравнивает снег с косынкой на ветках сосны.

3 строфа: перед нами все тот же образ старушки, подразумевающий одинокое дерево, которому фантазией наблюдателя присвоена клюка. Тишину леса нарушает лишь стук дятла, но он не резок — он один из составляющих этой красоты.

4 строфа: эта строфа передает уже не красоту дремлющего леса, а внутреннее состояние героя — перед ним простор, а значит свобода, неизведанная, бесконечная дорога, и, судя по настроению, можно сказать, что будущее впереди такое же светлое и загадочное, как зимний лес.

5. Изобразительно-выразительные средства

стихотворение есенин пороша текст

В данном стихотворении употреблены следующие тропы:

Олицетворение: вороны раскричались, дремлет лес, повязалася сосна, принагнулась сосна, оперлася на клюку, дорога убегает.

Автор, используя олицетворение, наделяет неживые предметы человеческими качествами, чтобы ярче, живее, образнее показать описываемый предмет.

Сравнение: звоны… словно серые вороны, словно белою косынкой повязалася сосна, сосна… как старушка.

Автор использует сравнения, чтобы точно показать тот предмет, с которым он, по его мнению, имеет более точное сходство.

Метафора: заколдован невидимкой, под сказку сна, на клюку, стелет шаль, дорога убегает лентой.

Использование автором метафоры говорит о кратком выражении объемного значения описываемых объектов.

Поэт использует в данном стихотворении эти приемы для того, чтобы читатель смог воспроизвести в своем воображении наглядный облик описываемой природы, тем самым повлиять на чувственно-эмоциональное восприятие.

Стихотворение С. А. Есенина «Пороша» относится к теме природы и родины. Оно наполнено любовью ко всему, что окружает поэта: бесконечные дороги, раскинувшиеся просторы, необычные деревьями, лесные жители. Все это у Есенина оживает.

Он наделяет предметы необыкновенными свойствами и признаками, подбирает такое описание, которое в представлении обывателя загадочно, но в то же время реалистично.

Именно эта особенность повествования Сергея Есенина дает понять, насколько это ему все дорого и небезразлично.

Показать Свернуть

Источник: https://gugn.ru/work/404519/Stixotvorenie-S-A-Esenina

Ссылка на основную публикацию