Природа в стихах н. а. некрасова: анализ стихотворения «мороз, красный нос».

Анализ стихотворения Некрасова Мороз красный нос

Тема произведения Н.А.Некрасова «Мороз, Красный нос» — это нелегкая жизнь крестьян, их радости и горести, тяжелая работа и мимолетный отдых. А самым важным для самого автора является изображение женского характера в произведении. Некрасов показывает нам русскую женщину во всех ипостасях — «бабу, «матку», «женщину русской земли».

Автор воспевает силу духа и стойкость женщин, которые, несмотря на тягости жизни, остаются и внешне красивыми, и любящими матерями, верными и нежными женами, трудолюбивыми работницами и людьми с высокими моральными ценностями. Некрасов изображает женщину с природой единую, но непокорную ей.

Такой Некрасов рисует и главную героиню — Дарью. Внешность Дарьи соединяет все представления о русской красавице. А ее судьба — это типовая доля русских женщин. Она была хранительницей очага, верной помощницей мужу, исполняла тяжелую неженскую работу и от этого погибла.

На удивление, семейную жизнь главной героини можно назвать счастливой. Муж Прокл любит ее по-своему, сдержанной и суровой любовью. Бог послал им здоровых детей, которых они вместе воспитывали и растили.

Дарья была для мужа хорошим помощником и товарищем, и когда муж заболел, она сделала все возможное, чтоб поднять его с постели — пошла даже за чудодейственной иконой.

Однако муж умер, Дарья оплакивала своего верного спутника, однако жизнь продолжалась, и главная героиня взвалила на свои плечи еще и мужнюю работу.

Трагичность судьбы главной героини состоит в том, что, несмотря на тягости и сопротивления судьбе, она не выжила.

Дарья до конца противостояла всем трудностям, что встречались ей на пути, не сломила ее и мистическая сила. Мороз-воевода предлагает Дарье забвение, небытие и избавление от мук в своем волшебном царстве. Однако, вспоминая свою тяжелую, но дорогую ей жизнь героиня трижды отвечает Морозу без каких-либо жалоб: «Тепло».

Некрасов восхваляет, возвышает русскую женщину, сильную, смелую. Он с уважением и благоговением относиться к русской женщине за трудолюбие, верность и душевную красоту, за умение противостоять тягостям судьбы.

Тема поэмы Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» достаточно определенна.

  • Анализ стихотворения Некрасова «Рыцарь на час»

    Жизнь великого русского поэта Николая Некрасов была довольно сложной.

    Анализ поэмы Некрасова «Мороз, Красный нос»

    Тема произведения Н.А.Некрасова «Мороз, Красный нос» — это нелегкая жизнь крестьян, их радости и горести, тяжелая работа и мимолетный отдых. А самым важным для самого автора является изображение женского характера в произведении. Некрасов показывает нам русскую женщину во всех ипостасях — «бабу, «матку», «женщину русской земли».

    Автор воспевает силу духа и стойкость женщин, которые, несмотря на тягости жизни, остаются и внешне красивыми, и любящими матерями, верными и нежными женами, трудолюбивыми работницами и людьми с высокими моральными ценностями. Некрасов изображает женщину с природой единую, но непокорную ей.

    Такой Некрасов рисует и главную героиню — Дарью. Внешность Дарьи соединяет все представления о русской красавице. А ее судьба — это типовая доля русских женщин. Она была хранительницей очага, верной помощницей мужу, исполняла тяжелую неженскую работу и от этого погибла.

    На удивление, семейную жизнь главной героини можно назвать счастливой. Муж Прокл любит ее по-своему, сдержанной и суровой любовью. Бог послал им здоровых детей, которых они вместе воспитывали и растили.

    Дарья была для мужа хорошим помощником и товарищем, и когда муж заболел, она сделала все возможное, чтоб поднять его с постели — пошла даже за чудодейственной иконой.

    Однако муж умер, Дарья оплакивала своего верного спутника, однако жизнь продолжалась, и главная героиня взвалила на свои плечи еще и мужнюю работу.

    Трагичность судьбы главной героини состоит в том, что, несмотря на тягости и сопротивления судьбе, она не выжила.

    Дарья до конца противостояла всем трудностям, что встречались ей на пути, не сломила ее и мистическая сила. Мороз-воевода предлагает Дарье забвение, небытие и избавление от мук в своем волшебном царстве. Однако, вспоминая свою тяжелую, но дорогую ей жизнь героиня трижды отвечает Морозу без каких-либо жалоб: «Тепло».

    Некрасов восхваляет, возвышает русскую женщину, сильную, смелую. Он с уважением и благоговением относиться к русской женщине за трудолюбие, верность и душевную красоту, за умение противостоять тягостям судьбы.

    Анализ стихотворения Некрасова «Мороз, Красный нос»

    Анализ стихотворения Некрасова «Мороз, Красный нос»

    Н. А. Некрасов в своем творчестве больше писал о жизни людей, их взаимоотношениях и тяготах бедняцкого существования. Обращаясь к описанию природы, автор стремился подчеркнуть ее величественную красоту, безмятежность и порядок во всем.

    Для наиболее яркого представления некоторых персонажей в своих произведениях, автор использовал описание пейзажей и наделял их образами. В стихотворении «Мороз-воевода», Некрасов описывает зимнюю природу и ее красоту, наделяя главного героя волшебными силами, который по мановению волшебной палочки может сделать все.

    Для изображения «Мороза-воеводы», поэт олицетворяет его в образе живого существа, который выполняет много действий: «пойду, построю, задумаю, упрячу, идет, шагает, трещит».

    Причем большинство его действия сильно преувеличены, это указывает на представление сказочного героя. В образе Мороза-воеводы, автор показывает сильного и властного хозяина, который шагает по своим владениям.

    На его появление природа реагирует с радостью и любовью, для этого используется олицетворение: «яркое солнце играет в косматой его бороде».

    Эпитет «косматая борода» и «солнце играет», придают образу хозяина зимы особый колорит и нежные отцовские чувства, которые возникают между умудренными жизнью взрослыми и совсем маленькими детьми.

    Он рачительный хозяин, который очень тщательно следит за порядком в своих владениях, всему уделит свое внимание, ничто для него не является мелочью — все важно, все ценно. «Мороз-воевода» изображен всемогущим, сильным и суровым.

    Он представлен героем былины, который охраняет свою землю, борется с врагами. Владения свои он обходит с «палицей», что еще больше подчеркивает в нем былинного богатыря.

    Автор для описания песни, которую поет Мороз-воевода, использует эпитет «хвастливую песню поет», этим он подчеркивает, что сила богатыря действительно сказочная, а эпитет «удалую песню» говорит о том, что это нужный герой, удалой во всем и тем самым одобряет его поступки.

    Мороз-воевода представлен богатым и не жадным хозяином: «богат я, казны не считаю, а все не скудеет добро». Выражение «не скудеет добро» созвучно с народным обобщением «не скудеет рука дающего». В этом произведении, Некрасов представил образ желанного героя для своего народа.

    Сочинения по темам:

    1. Анализ поэмы Некрасова «Мороз красный нос» Тема поэмы Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» достаточно определенна, для поэта она является одной из основных в его творчестве.
    2. Сочинение по картине Сатарова «Мороз» Я проснулась довольно рано. В доме было тепло, светило солнце. Я подбежала к окошку и остановилась, пораженная тем, как изменилась.

    3. Анализ стихотворения Некрасова «Мужичок с ноготок» Николай Алексеевич Некрасов — известный российский поэт, который в своих произведениях описывал нелегкую крестьянскую жизнь. Много стихов автора повествуют о.
    4. Сочинение по картине Цыплакова «Мороз и солнце» Художник В. Г.

      Цыплаков очень много писал с натуры, стараясь показать на своих полотнах нескончаемый природный круговорот, разные времена года.

    5. Анализ стихотворения Некрасова «Возвращение» В мае 1864 года Некрасов отправился за границу, путешествие его продолжалось порядка трех месяцев, причем большую часть времени он прожил.

    6. Анализ стихотворения Некрасова «Друзьям Мы никогда не должны забывать, что каждый успех нашего познания ставит больше проблем, чем решает, и что в этой области.

    7. Анализ стихотворения Некрасова «Зине (Ты еще на жизнь имеешь право)» Николай Некрасов, пережив бурный и продолжительный роман с замужней женщиной Авдотьей Панаевой, решил связать себя узами брака лишь в 50.

    Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Некрасова «Мороз, Красный нос»

    Тема и идея поэмы Николая Некрасова «Мороз, Красный нос»

    Тема поэмы Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» достаточно определенна, для поэта она является одной из основных в его творчестве – это сфера жизни, быта и бытия простого народа, крестьян, их счастья и несчастий, тягот и радостей, тяжелой работы и редких минут отдыха.

    Но, пожалуй, более всего интересовал автора именно женский характер. Эта поэма целиком посвящена русской женщине – такой, какой видел ее поэт.

    И здесь сразу вспоминается стихотворение Некрасова «Вчерашний день, часу в шестом…», в котором он называет свою Музу «родной сестрой» крестьянки, тем самым навсегда определив свою приверженность этой теме.

    «Мороз, Красный Нос» – поэма о героизме и силе женщины, проявленных в единстве с природой и в противостоянии ей. Произведение основано на глубоком, детальном знании крестьянского быта.

    В центре поэмы – женщина во всех ее ипостасях: «баба», «красивая и мощная славянка», «матка» и, наконец, «женщина русской земли».

    Поэт рисует национальный тип, поэтому жизнь в поэме так значима, а смерть приобретает значение подлинной трагедии.

    Героиня – «величавая славянка», во внешнем облике которой воплотились народные представления о настоящей красавице:

    Есть женщины в русских селеньях

    С спокойною важностью лиц,

    С красивою силой в движеньях,

    С походкой, со взглядом цариц, –

    Их разве слепой не заметит,

    А зрячий о них говорит:

    «Пройдет – словно солнце осветит!

    Посмотрит – рублем одарит!»

    Русская женщина у Некрасова обладает настоящим душевным богатством. В ее образе поэтом показан человек высоких нравственных качеств, не теряющий веру, не сломленный никакими горестями.

    Некрасов воспевает ее стойкость в жизненных испытаниях, гордость, достоинство, заботу о семье и детях. Судьба Дарьи – нелегкая доля крестьянки, которая взяла на себя всю мужскую работу, и от этого погибла.

    Ее судьба воспринимается как типичная участь русской женщины:

    Три тяжкие доли имела судьба,

    И первая доля: с рабом повенчаться,

    Вторая – быть матерью сына раба,

    А третья – до гроба рабу покоряться,

    И все эти грозные доли легли

    На женщину русской земли.

    Забота о семье, воспитание детей, работа по дому и в поле, даже самый тяжелый труд – все это лежало на Дарье. Но она не сломилась под этой тяжестью. Именно этим и восхищается поэт.

    Он говорит о русских крестьянках, что «грязь обстановки убогой к ним словно не липнет». Такая женщина «и голод, и холод выносит». В ее душе еще остается место и состраданию.

    Дарья пошла за много верст за чудотворной иконой, которая могла бы вылечить ее мужа.

    Правда, Дарья избежала одной из «тяжких доль»: «до гроба рабу покоряться». Ее отношения с Проклом сложились на редкость счастливо. Муж ее любил той сдержанной, несколько суровой любовью, которая характерна для крестьянских семей. В тяжком труде она всегда была ему не просто помощницей, но ровней, верным товарищем.

    Она была той опорой, на которой крепилась семья. Им с Проклом было даровано счастье растить здоровых детей, мечтать о свадьбе сына. Тяжесть труда искупалась искренними чувствами, взаимопониманием. Но болезнь унесла мужа.

    Похоронив его, Дарья не сдалась, проливая слезы, постоянно обращаясь к нему, разговаривая, будто с живым, выполняла она еще большую работу, лишь бы только сыты и здоровы были дети. Но судьба‑злодейка предопределила и детям сиротскую долю. Ни в одном жизненном бою не сдалась Дарья, не уступила она и мистической силе.

    Мороз‑воевода предлагает ей свое царство, «голубой дворец» и вместе с этим спокойствие, забвение от мук, небытие. Но она, замерзая, последним усилием воли воскрешает в памяти всю свою прошлую жизнь, пусть тяжелую и беспросветную, но все же дорогую ей.

    С той же покорностью, с которой она сносила все удары судьбы, Дарья разговаривает с Морозом. На вопрос его «Тепло ли тебе, молодица?» она трижды отвечает: «Тепло». С ее губ не сорвалось ни жалобы, ни стона.

    Идея поэмы в том, чтобы восславить силу русской женщины. Для поэта она идеал красоты внешней: «Красавица миру на диво, Румяна, стройна, высока», идеал поведения, ведь она работящая, строгая, смелая; идеал душевной красоты, материнства, верности, преданности мужу и непокорности тяготам судьбы.

    Слушать стихотворение Некрасова Мороз красный нос

    Темы соседних сочинений

    ← Мороз воевода↑ НекрасовМужичок с ноготок →

  • Источник: https://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/nekrasova/moroz-krasnyj-nos

    «Мороз, Красный Нос», анализ поэмы Некрасова

    Крестьянская тема красной нитью проходит через все творчество Николая Алексеевича Некрасова.

    Жизнь простого народа, его быт, радости и несчастья, тяжелая работа и короткие мгновения отдыха были хорошо известны русскому гуманисту.

    Не отошел Некрасов от своих литературных предпочтений и в поэме «Мороз, Красный Нос», которую написал в 1863 году и посвятил любимой сестре Анне.

    Шестидесятые годы XIX века – сложный период в истории Российского государства. Обстановка в стране оказала свое влияние и на литературную жизнь. Революционное движение пошло на спад, в рядах демократов преобладали скепсис и уныние, вера в народные силы и крестьянский бунтарский дух серьезно пошатнулась, русская интеллигенция испытывала растерянность и мощное давление реакционных сил.

    Скорее всего, эти обстоятельства и подвигли Николая Алексеевича к созданию поэмы, в которой были показаны лучшие черты людей из народа и четко обозначен огромный нравственный потенциал русской женщины.

    Структура произведения «Мороз, Красный Нос» предельно проста, как и жизнь крестьянской семьи. В первой части поэмы Некрасов в деталях описывает похороны Прокла и горе его родственников в связи с потерей кормильца. Вторая часть поэмы полностью посвящена жене Прокла Дарье, которая и является главной героиней произведения.

    Николай Алексеевич глубоко и детально изучил крестьянский быт, что особенно ярко продемонстрировал в первой части поэмы. Вечер накануне похорон Прокла и скорбная крестьянская процессия утром следующего дня отчетливо предстают перед глазами читателя.

    Становится понятно, что так приходилось хоронить многих крестьян. Особенно было тяжело проводить похороны зимой, что хорошо видно на примере отца Прокла. Убитый горем старик вынужден с огромным трудом копать в мерзлом грунте могилу для любимого сына.

    Но в целом все персонажи поэмы, включая покойного Прокла, выписаны Некрасовым сдержанно, без особых эмоций. Они не должны были затмить образ главной героини произведения – «величавой славянки» Дарьи. Для этой женщины писатель не пожалел ни красок, ни сравнений, ни восторгов.

    Во внешнем облике крестьянки воплотились представления народа о настоящей красавице, ее удивительно правильных чертах лица и крепком здоровом теле. Но героиня поэмы обладает также огромным душевным потенциалом.

    Верность, трудолюбие, стойкость, любовь к своей семье и готовность жертвовать ради здоровья и счастья родных – естественные и неотъемлемые качества Дарьи.

    Достаточно вспомнить, что эта женщина темной морозной ночью пошла за десять верст в монастырь, чтобы на последние средства выпросить у монашек чудотворную икону для спасения мужа.

    Даже в самых сложных жизненных ситуациях Дарья не теряет надежду изменить жизнь к лучшему, сопротивляется невзгодам до последних сил. Но силы эти, к сожалению, не беспредельны.

    Поэтому судьба героини предопределена заранее, она очень типична для русских крестьянок девятнадцатого века: замужество, рождение и воспитание многочисленных детей, работа в поле и по дому, самый тяжелый и черный труд.

    Дарье повезло лишь в том, что она избежала обязанности «до гроба рабу покоряться». Отношения с мужем Проклом сложились на удивление счастливо. Супруг любил Дарью сдержанно и немного сурово, что характерно для большинства крестьянских семей того времени.

    В тяжелой работе Дарья всегда была не только помощницей, а и верным другом, опорой, на которой держалась вся родня. В семье росли сын и дочка, а весной Дарья должна была родить третьего ребенка. Супруги мечтали о том, как красиво будут женить старшего сына.

    Тяжелый труд и многие жизненные неурядицы переносить было легче, когда в семье царили искренние чувства и взаимопонимание. Дарья свято верила, что трудолюбие – залог счастливой жизни. Но тяжелая болезнь, которая настигла Прокла, унесла его в могилу.

    Похоронив любимого мужа, женщина не пала духом и не сломалась. Она взвалила на себя гораздо больше тяжелой работы, чем раньше.

    Проводив Прокла в последний путь, Дарья хотела приголубить осиротевших детей, но нужно было ехать в лес за дровами, чтобы ребята не замерзли в холодной избе.

    Кульминацией поэмы является ее вторая часть, в которой погибает сама героиня. Здесь Некрасов больше места уделяет воспоминаниям Дарьи о прошлой жизни с любимым мужем, ее душевным переживаниям. Явь, сны и видения героини переплетаются и сливаются в одно целое.

    Лишь заехав в лес и оставшись наедине с собой, Дарья дала волю своим чувствам. Она звала мужа, голосила, говорила с ним, словно Прокл был жив. Женщина вспомнила летний сон и поняла, что он был вещим. Во сне Дарья оказалась среди огромного поля ржи.

    Сколько не звала она мужа на помощь, Прокл не пришел, как и сейчас.

    Но Дарья не сдавалась. Она нарубила полную повозку дров и уже собралась уходить, как столкнулась с силой мистической – Морозом-воеводой. Хозяин зимы предлагал ей невиданные дары, свое царство, дворец, а также прекращение страданий, забвение, небытие и спокойствие.

    Но Дарья, замерзая до потери сознания, огромным усилием воли воскрешала воспоминания о прожитой жизни. Какой бы тяжкой она не была, но все же очень дорогой для женщины. В последнем жизненном бою Дарья не утратила силы духа, она проиграла битву со стужей с достоинством русской женщины.

    С той же покорностью, с которой крестьянка переносила все житейские удары, она вела свой последний диалог с Морозом–воеводой.

    Вспоминая прожитую жизнь, Дарья пеклась не о себе, а о любимых детях, которых оставила в доме соседки. Полная отдача и самопожертвование ради родных – еще одна важная черта русской крестьянки.

    В образе Дарьи автор поэмы в полной мере раскрыл потенциал славянской женщины. Эта внутренняя и внешняя красота главной героини является идеей поэмы «Мороз, Красный Нос».

    Торжественный гимн простой русской женщине Некрасов исполнил блестяще.

    • Образ Дарьи в поэме Некрасова «Мороз, Красный Нос»
    • Образ Мороза в поэме Некрасова «Мороз, Красный Нос»
    • «Мороз, Красный Нос», краткое содержание по частям поэмы Некрасова
    • «Душно! Без счастья и воли…», анализ стихотворения Некрасова
    • «Прощанье», анализ стихотворения Некрасова
    • «Надрывается сердце от муки», анализ стихотворения Некрасова
    • «Прости», анализ стихотворения Некрасова
    • «Зелёный шум», анализ стихотворения Некрасова
    • «Несжатая полоса», анализ стихотворения Некрасова
    • «Забытая деревня», анализ стихотворения Некрасова
    • Образы помещиков в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
    • Образ Савелия в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
    • «Саша», краткое содержание поэмы Некрасова
    • «Памяти Добролюбова», анализ стихотворения Некрасова
    • Образ Гриши Добросклонова в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

    По произведению: «Мороз Красный Нос»

    По писателю: Некрасов Николай

    Источник: https://goldlit.ru/nekrasov/933-moroz-krasnyi-nos-analiz

    Анализ стихотворения Некрасова Мороз красный нос

    В произведении Некрасова “Мороз красный нос” рассмотрена драма, коснувшаяся целой семьи, потерявшей молодого сына, мужа, отца Прокла. Из-за обморожения мужчина умер, оставив родных и близких горевать.  Тут можно и важно проанализировать несколько аспектов.

    Мужчина в старину считался кормильцем и опорой для стареющих родителей и подрастающих детей.

    Как и в случае погибшего на морозе Прокла, рискнувшего жизнью во имя работы, которую надобно было исполнить в срок, на нем были основные обязанности тяжелого труда.

    Он и дровами обеспечивал, и денюжку приносил, и гостям был рад. На него глядели с благоговением. Он был в доме хозяином, защищавшим от напастей и бед свою семью.

    Отец и мать покойника сломались морально, лишившись своего ребенка во цвете лет. Ведь нет ничего  тягостней, чем потеря дитяти. Старик самолично рыл могилу, а старуха и вовсе превратилась в ходячий труп. И как ни пыталась мать вернуть сына к жизни, ей это ни удалось. Теперь родители на пару оплакивали тело покинувшего их “голубка”.

    О женщинах Некрасов говорит восторженно, упоминая ту их масть, которым все по силам. И горды они, и хороши собою. В труде ловки, а в песне и плясках им нет равных. У такой любое дело спорится, дом и дети ухожены, никакая работа не страшна.

    В связи с горем, постигшим эту семью, даже соседки стали шептатся, приговаривать, что наступили дни черные для вдовушки, и весь груз лег на ее женские плечи. Осиротевшие дети больше не услышат голоса отца, не смогут спросить у него совета. А Дарья, жена умершего, вынуждена работать за двоих.

    В итоге она сразу же после похорон отправляется в лес по дрова, дабы нагреть студеную избу и не дать замерзнуть двум детишкам, так и не осознавшим, как тяжело расти безотцовщинами.

    Писатель снова показывает человеческое горе, быт людей, несущих свой крест, несмотря на боль в сердце. Наверное, Некрасову  было знакомо это ощущение опустошенности и одиночества, когда теряешь любимого человека, понимание, что больше не увидишь родного лица, не поговоришь с ним никогда.

    Само произведение очень трогательное, наполненное деталями переживаемых событий, настроения героев, точными высказываниями по поводу случившейся беды. Оно захватывает внимание читателя, поражая его своей простотой и искренностью, вызывает сочувствие, заставляя задуматься о человеческих ценностях, таких как любовь, долг, терпение, смирение.

    По плану кратко 5 класс

    • Анализ стихотворения Некрасова Поражена потерей невозвратнойБыло бы ошибкой считать, что в творчестве Некрасова Н.А. не прослеживаются и не поднимаются темы о любви. Ведь такие произведения, как «Крестьянские дети» и «Женщины в русских селеньях» являются отражением повседневной жизни.
    • sitemap
    • Анализ стихотворения Некрасова ОгородникСтихотворение «Огородник», датированное 1846 годом, относится к любовной лирике Николая Алексеевича Некрасова. Главной темой произведения становится социальное неравенство, которое препятствует влюбленным быть вместе.
    • Анализ стихотворения Фета ДеревняВ данном произведении, не очень длинном, можно с лёгкостью увидеть и тёплое отношение автора к не городской жизни, и восторг от признания такими чистыми и искренними слушателями как дети. Всё это, а также другие подобные чувства так
    • Анализ стихотворения Маяковского Нате!Как человек яркий и разносторонний Владимир Васильевич Маяковский старался не только соревноваться произведениями с другими поэтами, но и давать повод обсуждать его произведения критикам и специалистам в области литературы.

    Источник: https://analiz-stihov.ru/nekrasov/moroz-krasnyij-nos

    Выразительные средства поэмы Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос»

    / Сочинения / Некрасов Н.А. / Мороз, Красный Нос / Выразительные средства поэмы Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос»

      Скачать сочинение
    Тип: Идейно-художественный анализ произведения

        Каждый писатель вырабатывает своеобразный стиль исходя из своих художественных задач. В зависимости от темы и идеи произведения ведется отбор средств выразительности. В поэме «Мороз, Красный нос» очень большую роль играет народно поэтический пласт. Поэма посвящена описанию жизни крестьян, их быту, воссозданию народного духа.

    Поэтому в ней органически появляются фольклорные образы, художественные средства, свойственные фольклору. Большую роль играют природные метафоры.

    Умерший муж Дарьи подобен соколу в представлении горюющих родных:     Сплесни, ненаглядный, руками,     Сокольим глазком посмотри,     Тряхни шелковыми кудрями,     Сахарны уста раствори!     Передаче истинного, глубокого горя служит и особый ритм стиха, схожий своей мелодикой с народной песней, и использование народно поэтических эпитетов: «горючие слезы», «сизокрылый», «желанный». Прием лирического параллелизма – сравнения человека, его чувств с явлением природы – используется для описания безутешной вдовы:     Береза в лесу без вершины –     Хозяйка без мужа в дому.     Идея поэмы – прославление «величавой славянки». Образу Дарьи придается обобщенно лирический характер. Она представляет собой национальный женский тип. Некрасову важно выделить основные ее качества – внешнюю красоту и душевную силу, жизненную стойкость и мудрость. Эпитеты, которыми наделяется Дарья, эмоционально оценочные:     Красавица, миру на диво,     Румяна, стройна, высока…     В ее описании сочетаются моменты реалистические с моментами во многом романтическими: сила, ловкость, мужество женщины гиперболизируются:     В игре ее конный не словит,     В беде – не сробеет, – спасет:     Коня на скаку остановит,     В горящую избу войдет!     Поэма Некрасова очень эмоциональна, в ней присутствуют метафорические эпитеты, гиперболические сравнения, свойственные легендарно сказочным жанрам устной народной поэзии. Во сне Дарьи колосья ржи сравниваются с «бусурманской ратью», что вышла воевать с женщиной.     Природа у Некрасова во всей поэме предстает чем то враждебным, с ней воюют, ее покоряют. Лютый холод губит Прокла, голоса животных сливаются в тревожный шум нечистой силы:     Слышу я конское ржанье,     Слышу волков завыванье,     Слышу погоню за мной…     Символика зимы, непогоды очень важна в поэме, явления природы служат знаками грядущих бед, люди будто окружены мраком, неподвластной им губительной силой:     Черная туча, густая густая,     Прямо над нашей деревней висит,     Прыснет из тучи стрела громовая,     В чей она дом сноровит?     Появление Мороза воеводы сопровождается изменением ритма стиха, изменяется характер повествования, что указывает на приближение кульминации произведения. Поэт пользуется приемом анафоры – повторения начальных частей стихов в строфе. Этот единый зачин делает поэтическую речь более экспрессивной:     Не ветер бушует над бором,     Не с гор побежали ручьи,     Мороз воевода дозором     Обходит владенья свои.     Образ Мороза воеводы далеко не однозначен. Это вовсе не сказочный Морозко, который должен одарить девушку за ее стойкость. Он изначально враждебен тем жизненным устоям, к которым привыкла Дарья. Он уговаривает ее стать царицей в его ледяном царстве. То, что Некрасов – поэт в первую очередь реалистический, то, что вся его поэма посвящена изображению тяжелого быта крестьян, не приукрашенного ничем, указывает читателю на то, что Мороз воевода нужен автору совсем не для подражания сказке. Это символ – многозначный и глубокий по смыслу образ, он обозначает идею иносказательно. Мороз воевода – это символ всего того, что губит человека, всего, чему он не в силах противостоять в одиночку: изматывающего труда, порабощающих человека властителей, по вине которых он оказывается в тяжелейших жизненных обстоятельствах, враждебной природы и даже холодной смерти, не жалеющей никого.

        Мы увидели, что поэт заимствует изобразительные средства из народно поэтического творчества, вплетает их в авторский текст. Н. А. Некрасову не свойственно многообразие собственно авторских поэтических приемов, сложных метафор, но от того еще более значимыми становятся созданные им символы.

    Добавил: 0verAic

    14374 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

    Смотрите также по произведению «Мороз, Красный Нос»:

    • Краткое содержание

    Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00842441254825767543

    «Мороз, Красный нос»: анализ поэмы Некрасова

    При работе над поэмой «Мороз, Красный нос» (1863) поэт поставил перед собой задачу углубленного анализа русского народного характера, художественного проникновения в самые сокровенные движения души, идеалы, чувства и представления своих народных героев.

    Поэма «Мороз, Красный нос» писалась, когда на спаде революционной волны запахло в стране реакцией, когда в рядах демократической интеллигенции в значительной мере пошатнулась вера в революционные возможности народа.

    Этим произведением Некрасов заявлял, что вопрос о народе и его судьбах остается центральным вопросом русской жизни.

    Обращаясь к демократической интеллигенции, он стремился укрепить ее веру в народные силы, ибо вся поэма «Мороз, Красный нос», полная проникновенного лиризма, звучала как вдохновенный гимн неисчерпаемой силе и великой нравственной красоте русского крестьянства.

    В новой «крестьянской» поэме автор не стремится к развороту вширь. Два дня и две смерти в одной крестьянской семье.

    Сужено поле наблюдения, в сфере внимания автора лишь два наиболее полно (Дарья, Прокл) и несколько бегло очерченных персонажей, но никогда еще в своем стремлении проникнуть в самые глубины народного духа, народной психологии Некрасов не достигал таких успехов.

    Драматический сюжет (смерть и похороны Прокла, гибель Дарьи) способствует раскрытию внутреннего мира героини: в годину горя люди больше думают, острее чувствуют, живут более интенсивной духовной жизнью.

    На первый взгляд «Мороз, Красный нос» кажется произведением более традиционным, чем «Коробейники»: анализ душевных переживаний, эмоций героя и лирические раздумья автора издавна составляли основу жанра поэмы. Но это только видимость.

    Новаторский смысл поэмы и смелость автора ее в том, что героиня ее — деревенская баба, и те проникновенно-лирические интонации, те приемы глубокого и тонкого психологического анализа, которые применялись к героям прежнего типа, «тонким» людям дворянской среды, зазвучали небывало свежо, будучи использованы при изображении жизни неграмотной русской крестьянки.

    Как и в «Коробейниках», поэт не страшится говорить о самом будничном, обычном, рисовать картины убогого деревенского быта (в избе, как водится, — «теленок в подклети», и на ужин, как водится, — «капуста, да с хлебушком квас») и беспросветной темноты (лечение Прокла) русской деревни во всей их истинности и суровой, «трезвой», как говорил Чернышевский, правде. Через эти картины и обнажается постепенно глубокий трагизм «хода народной жизни». Не скрывает поэт и того трагического обстоятельства, что века рабства и нищеты наложили свою печать на народный характер. Под воздействием «грозной доли» «тип измельчал / Красивой и мощной славянки», массовым стал тип женщины, очерченный словами:

    Ты вся — воплощенный испуг,

    Ты вся — вековая истома

    Но пафос поэмы состоит в другом. Все внимание автора сосредоточено на более редко встречающемся, но вопреки всему сохранившемся типе «величавой славянки».

    Он есть, его «возможно и нынче сыскать», в нем сосредоточены лучшие черты народного характера, он — самое весомое доказательство, что «народ не замер, не опустился, источник жизни не иссяк в нем» (Добролюбов). К этому народному типу относятся и Дарья с Проклом, и родители Прокла, и, вероятно, Гришуха с Машей-резвушкой.

    Каждый из этих образов (и особенно Дарьи) овеян поэтическим ореолом. И это не стремление к идеализации, а результат определенного, нового для литературы той поры эстетического видения мира.

    Все есть: убогая избенка, худые лапти, теленок в подклети, непосильный труд, а за него — «капуста, да с хлебушком квас», но «грязь обстановки убогой» к героям поэмы «словно не липнет», может быть, потому, что это, употребляя термины Чернышевского, здоровая, реальная грязь, основным элементом которой является труд.

    С большим лирическим волнением говоря о красоте героини — русской крестьянки Дарьи и о благородстве ее внутреннего облика, автор дает понять, что они суть следствие самого высокого: красоты человеческого труда, который составляет содержание и основу народной жизни и делает человека труда носителем высших нравственных норм и ценностей. Для Некрасова в 60-е годы проблема труда, его роли в человеческом обществе приобретает все большее и большее значение. Вывод, что именно народ является созидателем всех материальных и культурных ценностей, уже предчувствуется в поэме. Не случайно, что вслед за ней будут написаны «Железная дорога» и «Кому на Руси жить хорошо».

    Но не вступает ли высокая поэтизация народной жизни в поэме «Мороз, Красный нос» в противоречие с требованием ее реалистического изображения? О социальных условиях, крестьянском быте, убогом и темном, поэт говорит, не смягчая красок, «трезвую правду». А о Дарье, Прокле? Тоже правду.

    Образы глубоко реалистичны, тысячей нитей связаны со средой и объяснены ею, нет оснований не верить поэту, что людей подобного типа в народе «можно и нынче сыскать».

    Но вся ли это правда о русском крестьянстве как таковом? Предстало ли оно во всей многосложности и противоречивости своего социально-бытового и психологического облика? Предстало ли не только в труде, но и в борьбе?

    Некрасов с горячей любовью и большой правдивостью нарисовал один из наиболее положительных, отрадных типов народного характера, раскрыл наиболее поэтические стороны народной души. Но часть не равна целому.

    Вполне понятно, что поэма с семейно-бытовым сюжетом не могла вместить всего разнообразия народных типов, раскрыть все грани народного характера. Автор и не стремился к этому, перед ним стояла другая задача, блистательно решенная…

    Но именно в эти годы, годы работы над поэмой «Мороз, Красный нос», Некрасов вынашивал замысел грандиозного художественного полотна, эпопеи народной жизни, произведения, в котором хотел сказать о народе все, что знал и понял, в которое мог бы вложить все сведения о народе, собранные по словечку в течение двадцати лет. Это произведение он назовет «Кому на Руси жить хорошо».

    Источник: Беседина Т.А. Эпопея народной жизни («Кому на Руси жить хорошо»). СПб: «Наука» РАН, 2001

    Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/nekrasov_n_a/moroz_krasnyj_nos_analiz_poehmy_nekrasova/76-1-0-690

    Выразительные средства поэмы Некрасова «Мороз, Красный нос»

    У каждого автора художественного произведения свой своеобразный и неповторимый стиль повествования. Поэтому и все художественно-изобразительные средства подбираются так, чтобы отразить основную тему всего произведения, и, соответственно, идею.

    В некрасовской поэме «Мороз, Красный нос» основу всего произведения составляет народнопоэтический пласт. Основа поэмы — это описание крестьянской жизни, их повседневный быт, воссоздание духа народа.

    Поэтому в произведении так легко сочетаются литературные и фольклорные средства выразительности и образы.

    Огромную роль для понимания всего содержания играют метафоры. Например, интересен образ мужа главной героини. О нем известно немного: он умер, и теперь родные переживают это страшное горе. Муж для родных словно сокол, который махал своими руками, подобно птице. Некрасовские средства выразительности: «Сокольим глазком посмотри», или «Тряхни шелковыми кудрями, или «Сахарны уста раствори».

    Чтобы полно передать горе главной героини, его глубину, автор использует и необычный стихотворный ритм, который по своей мелодике очень похож на песнь народа.

    Автор использует глубокие по своему содержанию эпитеты: слезы в поэтическом тексте горючие, а сам умерший желанный и сизокрылый.

    К другому выразительному средству прибегает автор и тогда, когда сравнивает человеческие чувства с природными явлениями.

    Необходимый параллелизм лирики позволяет описать горе вдовы, которая потеряла мужа. Автор говорит о женщине, что она в доме теперь хозяйка, но без мужа. И тут же говорит, что словно «Береза в лесу без вершины».

    Поэтому и идея некрасовской поэмы — прославление женщины, а образ героини Дарьи носит лирический и обобщенный характер, представляя всех русских женщин.

    Автор подробно останавливается и на характеристике русской женщины: огромнейшая душевная сила, ее внешняя красота, стойкость в горе и жизненная мудрость.

    Автор использует для характеристики русской женщины яркие эпитеты, которые не только передают некрасовские эмоции, но и дает оценку ее образу.

    Например, когда автор описывает ее внешнюю красоту, то говорит так: «красавица, миру на диво». А какие замечательные эпитеты помогают автору передать свое отношение к русским женщинам! Дарья и высока, и румяна, и стройна.

    Удается поэтическому писателю прекрасно сочетать и романтизм с реализмом.

    В описании Дарьи все ее черты и качества преувеличены. Некрасовская гипербола — это еще один вид метафоры, который помогает раскрыть автору все черты главной героини. О ее ловкости автор говорит, что в игре ее даже человек на коне не словит. О женской силе в некрасовской поэме говорится несколько слов, но так ярко и красиво:

    Женское мужество появляется в том, что, какая бы беда не случилась, она всегда будет рядом, не сробеет, спасет. Авторские эмоции в некрасовской поэме передаются и при помощи гипербол, сравнений, эпитетов, которые являются видами метафоры.

    Обычно все они свойственны для разных жанров устного народного творчества. Так, в поэзии народа такие средства выразительности встречаются лишь только в легендах и в сказках. Например, сон Дарьи.

    Ей снится рожь в поле, колоски которой похожи у Некрасова на полк бусурманов, которые пошли с женщиной воевать.

    Но вот природа в некрасовской поэме является враждебным явлением, с которым приходится воевать и покорять. Прокл погибает от сильного и страшного мороза, а звуки животного мира похожи на шумы нечистой силы. Н. Некрасов пишет сразу же и о ржании коней, которое он слышит, и тут же он слышит вой волков.

    Символична в некрасовской поэме и зимняя непогода. Читатель видит, как природные явления становятся предвестниками наступающей беды. Вокруг людей сгущается мрак, черные и густые тучи, начинают метать тучи свои стрелы громовые.

    А ведь они могут и попасть в дом и погубить людей. Необычное повествование некрасовской поэмы вдруг сбивается, изменяется его характер, а стихотворный ритм становится другим.

    Это появляется Мороз Воевода, который приближает кульминацию поэмы.

    И опять поэт использует еще один вид метафор — анафору. Из-за того, что Николай Некрасов повторяет в своей стихотворной строфе начальные части, речь поэмы становится более эмоциональной. Но образ Мороза-воеводы появляется тоже с описания природы.

    Слышится какой-то шум, похожий на то, как ветер над бором шумит, ручьи с гор бегут— это, оказывается, Мороз обходит свою территорию. Но этот образ описывается автор поэмы с разных сторон.

    Он очень далек от Морозко, которого можно встретить в сказках и который оценить стойкость и трудолюбие девушки, одарив ее подарками.

    Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 400 выполненных заказов!

    Заказать сочинение

    Некрасовский Мороз не принимает устои и быт крестьянской женщины Дарьи. Но все же он пытается уговорить главную героиню стать царицей и хозяйкой в его царстве изо льда.

    И, зная, что некрасовская поэма реалистична, так же, как и реальны те картины жизни крестьян, которые он детально описывает, то, что позволяет понять, насколько образ Мороза глубок и многозначен.

    Этот некрасовский образ необходим поэту, чтобы показать читателю, что человек в одиночку не может ничего сделать, не может изменить этот крепостной уклад жизни.

    Николай Некрасов показывает, как тяжел и невыносим крестьянский труд, и эту идею доносит до читателя Мороз-воевода. Образ Мороза губит человека, разрушает его жизнь. Ведь простой народ в одиночку не может отменить труд, который не только изматывает человека, но доводит его до смерти.

    Не может человек в одиночку изменить и власть в стране, которая превращает из человека-крестьянина раба. Образ Мороза в поэме — это смерть от холода, которая не пожалеет никого. Поэт берет разные виды метафор из народнопоэтического творчества и использует их так, чтобы показать всю глубину своего содержания.

    У Николая Некрасова метафор в тексте немного, но все они сложные и многозначные.

    Источник: http://sochinyalka.ru/2016/12/vyrazitelnye-sredstva-pojemy-nekrasova-moroz-krasnyj-nos.html

    Некрасова: анализ стихотворения “Мороз, Красный нос”

    В сказках он – Морозко, а у Некрасова – Мороз-воевода. Чем же отличается образ Мороза у Н.Некрасова от образа в русских сказках? Такими словами начинает свою поэму «Мороз Красный нос» Николай Алексеевич Некрасов.

    Героиня поэмы — Дарья — не только работящая женщина, она любящая мать и жена. Она старается, чтобы семья не знала нужды. Много работает, поэтому «семейство не бьется в нужде».

    Всегда, начиная с первых военных дней, в его стихах совершенно отсутствовали фальшивые ноты, высокопарные слова и ура-патриотические настроения. На его появление природа реагирует с радостью и любовью, для этого используется олицетворение: «яркое солнце играет в косматой его бороде».

    Анализ поэм «Мороз, Красный нос» и «Русские женщины»

    Малость успокоившись, она погрузила дрова на тележку и уже собралась домой, как вдруг из далека послышался голос Мороза – воеводы. Узнав о том, что мужа приговорил к ссылке, Маша почувствовала, что любит его и приняла решение последовать за ним в Сибирь.

    Критика творчества Некрасова

    Героини поем Н. А. Некрасова – это не вымышленные персонажи.

    Женщины, которых описывал Некрасов, живут и в наше время, это наши мамы, сестры, дочери, бабушки, которые ежедневно несут на своих плечах непосильную для человека ношу, при этом не ропща на судьбу! Посмотрите на главного героя. Что вы можете сказать? Мороза назвали воеводой потому, что он с войском объезжает, осматривает, охраняет свои владенья.

    Сложное, состоит из двух корней, в транскрипции вой и вод, то есть водит воинов. Портрет реального героя нарисовал Некрасов или сказочного? 2.

    Почему Мороза можно назвать “строителем”, “созидателем”? В сказках Мороз добрый, может пожалеть, может наказать. А у Н.Некрасова он-всесильный богатырь с косматой бородой. Предлагаю составить портрет Мороза – воеводы.

    Составьте предложение из 4 слов, выражающее ваше личное отношение к Морозу-воеводе.

    Не скрывает поэт и того трагического обстоятельства, что века рабства и нищеты наложили свою печать на народный характер. Но пафос поэмы состоит в другом. Каждый из этих образов (и особенно Дарьи) овеян поэтическим ореолом. Для Некрасова в 60-е годы проблема труда, его роли в человеческом обществе приобретает все большее и большее значение.

    Предстало ли не только в труде, но и в борьбе? Творчество Некрасова совпало с расцветом отечественной фольклористики.

    Функция подобных слов в фольклоре не уменьшительная: ритм произведений в большинстве случаев требовал многосложных слов. Также и у Некрасова – эти слова служат воспроизведению ритма народной поэзии.

    Голубчик! красавицу нашу Весной в хороводе опять Подхватят подруженьки Машу И станут на ручках качать!

    Некрасов развенчивает сказку. Фольклор в его поэме органичен, он сообщает ей сам дух народной поэзии. Наиболее известен такими произведениями, как эпическая поэма «Кому на Руси жить хорошо», поэмы «Мороз, Красный нос», «Русские женщины», стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы».

    Образ революционного демократа в поэзии Н. А. Некрасова

    Некрасов первым решился на смелое сочетание элегических, лирических и сатирических мотивов в пределах одного стихотворения, что до него не практиковалось. Дом, где родился Н. А. Некрасов.

    Тёплые воспоминания о матери сказались в творчестве Некрасова, проявившись в его произведениях о женской доле. Образ матери — главный положительный герой некрасовского поэтического мира.

    Однако в его поэзии будут присутствовать и образы других родных людей — отца и сестры.

    В 1832 году, в возрасте 11 лет, Некрасов поступил в ярославскую гимназию, где дошёл до 5 класса. Однако Некрасов повстречал гимназического товарища, студента Глушицкого, и познакомился с другими студентами, после чего у него возникло страстное желание учиться. В эти годы Николай Некрасов терпел страшную нужду, не каждый день имея даже возможность полноценно пообедать.

    В этом ночлежном приюте Некрасов нашёл себе подработок, написав кому-то за 15 копеек прошение. Он стал давать уроки и печатать небольшие статьи в «Литературном прибавлении к „Русскому инвалиду“» и «Литературной газете». Некрасов увлёкся литературой. В стихах можно было заметить подражание Василию Жуковскому, Владимиру Бенедиктову и другим.

    Некрасов скрылся за инициалами «Н. Н.». В начале 1840-х годов Некрасов стал сотрудником «Отечественных записок», начав работу в библиографическом отделе.

    Особое место в раннем творчестве Некрасова занимает роман из современной жизни того периода, известный под названием «Жизнь и похождения Тихона Тростникова».

    Наиболее это заметно в главе «Петербургские углы», которую можно рассматривать как самостоятельную повесть очеркового характера и одно из лучших произведений «натуральной школы».

    Н. А. Некрасов в своем творчестве больше писал о жизни людей, их взаимоотношениях и тяготах бедняцкого существования. Сравнение двух образов Морозов. Мороз манит женщину своей ледяной булавой и обещает ей тепло и спокойствие в своем царстве.

    Как вы думаете, если Мороз – воевода, у него должно быть своё войско? Мороз-воевода представлен богатым и не жадным хозяином: «богат я, казны не считаю, а всё не скудеет добро».

    Есть и другой, о котором Некрасов пишет с гордостью, воспевая ее достоинства.

    Источник: http://trompofelokaster.ru/2017/03/15/nekrasova-analiz-stikhotvoreniya-moro/

    Образ русской женщины в отрывке из поэмы Некрасова «Мороз, Красный нос»

    Образ русской женщины в отрывке из поэмы Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» («Есть женщины в русских селеньях…»)

    Не одежда красит человека, а добрые дела.

    Русская пословица

    В этом отрывке из поэмы «Мороз, Красный нос» Николай Алексеевич Некрасов восхищается русской женщиной. Поэт настолько ярко и живо смог создать её образ, что это восхищение передаётся и читателю.

    В начале отрывка Некрасов говорит: «Есть женщи­ны в русских селеньях…», а далее он описывает одну такую женщину. Чтобы показать нам её образ, поэт использует эпитеты и сравнения.

    Взгляд русской жен­щины он сравнивает «со взглядом цариц», её зубы — «что крупные перлы», а лицо «величаво, как в раме».

    Слова и выражения «красивая сила», «тяжёлые русые косы», «смуглая грудь», «сердечный смех», «красивые, ровные зубы», «румяные губы» помогают создать об­раз русской красавицы. Поэт любуется русской жен­щиной. Но автор восхищается не только её внешней красотой:

    Красавица, миру на диво,

    Румяна, стройна, высока,

    Во всякой одежде красива,

    Ко всякой работе ловка.

    Некрасов пишет, что русская женщина необычай­но трудолюбива, она «не любит безделья», «ей некогда лясы точить»:

    В ней ясно и крепко сознанье,

    Что всё их спасенье в труде,

    И труд ей несёт воздаянье:

    Семейство не бьётся в нужде.

    Поэт подчёркивает, что такая женщина — хорошая хозяйка, она всё успевает:

    Всегда у них тёплая хата,

    Хлеб выпечен, вкусен квасок,

    Здоровы и сыты ребята,

    На праздник есть лишний кусок.

    Таким крестьянкам так же тяжело, как всему рус­скому народу:

    Идут они той же дорогой,

    Какой весь народ наш идёт…

    Но русская женщина умеет не только работать, но и веселиться. В праздники, «…как сгонит улыбка веселья // С лица трудовую печать», — она преображается:

    Такого сердечного смеха,

    И песни, и пляски такой За деньги не купишь…

    Создавая образ русской женщины, Некрасов ис­пользует даже преувеличения: «Что взмах — то гото­ва копна!», «Коня на скаку остановит,// В горящую избу войдёт!»

    Называя свою героиню и «красавицей», и «бабой», и «маткой», Некрасов в каждой строчке этого отрывка воспевает её.

    Показывая, с одной стороны, трудолюбие, хозяй­ственность, смелость, силу русской женщины, а с другой, — её природную красоту, чувство собствен­ного достоинства, умение веселиться, поэт создаёт очень точный, живой образ русской крестьянки. Ведь если бы в России не было таких женщин, наша стра­на вряд ли смогла бы пройти столько испытаний и одержать великие победы!

    Здесь искали:

    • образ русской женщины в поэме некрасова мороз красный нос
    • какие сравнения эпитеты помогают создать портрет русской женщины примеры
    • есть женщины в русских селеньях анализ

    Источник: http://sochineniye.ru/obraz-russkoj-zhenshhiny-v-otryvke-iz-poemy-nekrasova-moroz-krasnyj-nos/

    Выразительные средства поэмы Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос»

        Каждый писатель вырабатывает своеобразный стиль исходя из своих художественных задач. В зависимости от темы и идеи произведения ведется отбор средств выразительности. В поэме «Мороз, Красный нос» очень большую роль играет народно поэтический пласт.

    Поэма посвящена описанию жизни крестьян, их быту, воссозданию народного духа. Поэтому в ней органически появляются фольклорные образы, художественные средства, свойственные фольклору. Большую роль играют природные метафоры.

    Умерший муж Дарьи подобен соколу в представлении горюющих родных:

        Сплесни, ненаглядный, руками, 

        Сокольим глазком посмотри, 
        Тряхни шелковыми кудрями, 
        Сахарны уста раствори!

        Передаче истинного, глубокого горя служит и особый ритм стиха, схожий своей мелодикой с народной песней, и использование народно поэтических эпитетов: «горючие слезы», «сизокрылый», «желанный». Прием лирического параллелизма – сравнения человека, его чувств с явлением природы – используется для описания безутешной вдовы:

        Береза в лесу без вершины – 

        Хозяйка без мужа в дому.

        Идея поэмы – прославление «величавой славянки». Образу Дарьи придается обобщенно лирический характер. Она представляет собой национальный женский тип. Некрасову важно выделить основные ее качества – внешнюю красоту и душевную силу, жизненную стойкость и мудрость. Эпитеты, которыми наделяется Дарья, эмоционально оценочные:

        Красавица, миру на диво, 

        Румяна, стройна, высока…

        В ее описании сочетаются моменты реалистические с моментами во многом романтическими: сила, ловкость, мужество женщины гиперболизируются:

        В игре ее конный не словит, 

        В беде – не сробеет, – спасет: 
        Коня на скаку остановит, 
        В горящую избу войдет!

        Поэма Некрасова очень эмоциональна, в ней присутствуют метафорические эпитеты, гиперболические сравнения, свойственные легендарно сказочным жанрам устной народной поэзии. Во сне Дарьи колосья ржи сравниваются с «бусурманской ратью», что вышла воевать с женщиной. 

        Природа у Некрасова во всей поэме предстает чем то враждебным, с ней воюют, ее покоряют. Лютый холод губит Прокла, голоса животных сливаются в тревожный шум нечистой силы:

        Слышу я конское ржанье, 

        Слышу волков завыванье, 
        Слышу погоню за мной…

        Символика зимы, непогоды очень важна в поэме, явления природы служат знаками грядущих бед, люди будто окружены мраком, неподвластной им губительной силой:

        Черная туча, густая густая, 

        Прямо над нашей деревней висит, 
        Прыснет из тучи стрела громовая, 
        В чей она дом сноровит?

        Появление Мороза воеводы сопровождается изменением ритма стиха, изменяется характер повествования, что указывает на приближение кульминации произведения. Поэт пользуется приемом анафоры – повторения начальных частей стихов в строфе. Этот единый зачин делает поэтическую речь более экспрессивной:

        Не ветер бушует над бором, 

        Не с гор побежали ручьи, 
        Мороз воевода дозором 
        Обходит владенья свои.

        Образ Мороза воеводы далеко не однозначен. Это вовсе не сказочный Морозко, который должен одарить девушку за ее стойкость. Он изначально враждебен тем жизненным устоям, к которым привыкла Дарья. Он уговаривает ее стать царицей в его ледяном царстве.

    То, что Некрасов – поэт в первую очередь реалистический, то, что вся его поэма посвящена изображению тяжелого быта крестьян, не приукрашенного ничем, указывает читателю на то, что Мороз воевода нужен автору совсем не для подражания сказке.

    Это символ – многозначный и глубокий по смыслу образ, он обозначает идею иносказательно.

    Мороз воевода – это символ всего того, что губит человека, всего, чему он не в силах противостоять в одиночку: изматывающего труда, порабощающих человека властителей, по вине которых он оказывается в тяжелейших жизненных обстоятельствах, враждебной природы и даже холодной смерти, не жалеющей никого. 

        Мы увидели, что поэт заимствует изобразительные средства из народно поэтического творчества, вплетает их в авторский текст. Н. А. Некрасову не свойственно многообразие собственно авторских поэтических приемов, сложных метафор, но от того еще более значимыми становятся созданные им символы.

    Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/nekrasov-n-a/moroz-krasnyj-nos/5226-vyrazitelnye-sredstva-poemy-n-a-nekrasova-moroz-krasnyj-nos

    Ссылка на основную публикацию