Природа в стихах м. ю. лермонтова: анализ стихотворения «родина» (отрывок)

Анализ стихотворения Лермонтова «Родина»

Анализируя стихотворение Лермонтова «Родина» невольно проникаешься историей написания данного творения. В далеком 1841 году автор создает данное произведение, под чувством любви и заботы о родной Отчизне. Тема Отечества, всегда заботила и волновала поэта.

И это не случайно, ведь Лермонтова заботила судьба России, находящейся в руках правящих людей, взгляды которых губительны для широкой русской души. Многочисленные ссылки противников действующей власти возмущали и тревожили Лермонтова.

Данное произведение долгое время не печаталось в издательствах России, так как правительство видела в нем угрозу, декабристские мотивы, с которыми вело ожесточенную борьбу.

Стихотворение «Родина» было написано, когда автор находился на Кавказе, но там, вдали от родных мест поэт воспевает красоту родных пейзажей, присущих среднерусской полосе. В стихотворении автор делится своими впечатлениями от путешествия по России, где господствовало мнение богатых и властных.

Делая анализ стиха «Родина» Лермонтова следует заметить бескрайнее выражение любви автора к жителям России и ее красотам. Поэт говорит о некой связи, соединяющей всех русских с нашей природой.

Отчетливо видно, как поэт радуется вместе с русским народом и как печалится за него. Как и у большинства русских в душе Лермонтова живет «нелюбовь» к богатому обществу, крепостному праву, несправедливости и безнаказанности.

В тоже время автор четко обозначает свое положительное отношение к простым людям, крестьянам и природе.

Поэт возмущен господством недостатков и пережитков прошлого в умах правителей и пренебрежением к народным нуждам. В связи с этим, заметна тревога его души о родном крае. Это можно прочитать в следующих строчках: «Но я люблю, — за что, не знаю сам — ее степей холодное молчанье…». Все стихотворение буквально пронизано патриотическими чувствами, заботой, любовью и тревогой за будущее России.

Все произведение выдержано в жанре лирического раздумья автора. В стихотворении «Родина» тесно переплетается мысль существования русской деревни, связанной с русской природой. Страдания русского народа Лермонтов считает своей болью и тревогой.

Философский смысл будущего русской деревни соотносится с будущим всего государства. Неудержимая любовь и боль за родную Отчизну звучит на протяжении всего прочтения.

Проводя анализ «Родины» Лермонтова хочется самому встать на защиту и русской деревни и самой России.

В идейном выражении «Родина» Лермонтова предстает в образе сильной и могучей любви поэта к своей Родине. Эта патриотическая любовь проносится через все написанное произведение и творчество поэта.

Данное стихотворение относится к поздним творениям автора, как будто бы Лермонтов предчувствовал свой скорый уход из жизни и боль за оставленное им Отечество. Этим произведением поэт хочет сказать своим противникам, что одним из главных направлений его творчества является любовь к родной стороне.

Бессмысленность упреков толпы о его не заботе, о Родине, он хочет перечеркнуть данным стихотворение. Поэтому в произведении «Родина» так часто слышится слово «люблю».

Любовно отзываясь о Родине Лермонтов неуклонно и твердо воспевает природные красоты и непростой крестьянский быт.

Он пишет: «Люблю отчизну я, но странною любовью!», как будто идет противостояние радости и боли за родное Отечество. В стихотворении не один раз говорится об отрицании общественного уклада, ненавистного для Лермонтова.

Создается впечатление что в сложившейся обстановке поэт вопреки всему любит и болеет душой за свою Родину.

Читая произведение «Родина» с первых строк возникает чувство торжественности и радости за родное Отечество. Красота российской природы, постепенно, воспетая поэтом в первых строках стихотворения, сменяется неким тоном тоски за ее будущее.

Понятие государства в творении Лермонтова отделено от понятия «Родина». Личные переживания за судьбу России автор выражает различными эпитетами.

Душевную боль за Родину за господствующее самодержавие и крестьянское рабство поэт доносит да читателя путем сравнения и применения меньшего количества метафор.

Изначально в произведении преобладает шестистопный ямб, меняющийся впоследствии на несколько другую рифмовку. Сочинение первых строчек насыщено образами природы: степи, леса, реки.

Во второй части произведения преобладают неотъемлемые черты русского быта: обоз, изба. Имеются многочисленные олицетворения природных объектов с людскими чувствами: «Ее степей холодное молчанье».

В понимании Лермонтова «Родина» тесно переплетается с судьбой крестьян, измученных работами и тяжкими ношами.

Будь в числе первых на доске почета

Источник: https://obrazovaka.ru/essay/lermontov/analiz-stihotvoreniya-rodina

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Родина» (восприятие, истолкование, оценка)

/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Разное / Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Родина» (восприятие, истолкование, оценка)

  Скачать сочинение
Тип: Анализ стихотворения

    Стихотворение «Родина» Михаил Юрьевич Лермонтов написал в 1841 году. Оно явилось одним из самых значительных произведений русской лирики XIX века. В стихотворении поэт размышляет о своем отношении к отчизне: о любви к ней.

В первых же строчках Лермонтов говорит о «странностях» этой любви:     Люблю отчизну я, но странною любовью!     Не победит ее рассудок мой.     Эти слова представляют как бы тезис, суждение, которое поэт будет доказывать и раскрывать на протяжении всего стихотворения.

    Так почему же любовь Лермонтова к России – «странная»? Он не любит общепризнанно-высокого предмета патриотического воодушевления, когда «славу покупают кровью». Он привязан к иному лицу родины – простым картинам родной природы, русской деревни. Это действительно высокое чувство, и «рассудок» его «не победит».

А «странной» такую любовь Лермонтов называет, наверное, потому, что так может показаться тем, кто признает «славу, купленную кровью», «полный гордого доверия покой» и не понимает, как можно любить «холодное молчанье степей» России.

    В стихотворении создан живой поэтический образ нашей родины, основное содержание, наполнение которого – русская природа и народная жизнь. В своих стихотворениях о природе Лермонтов часто использовал цветовые эпитеты.

И особенно необычно, что в таком масштабном по своему значению стихотворении, как «Родина», так экономно используются художественно-изобразительные средства. «Бросившись на поиски» цветовых эпитетов, мы найдем всего лишь два: «желтеющая нива» и «белеющие березы». Но все же нужно оценить такие метафорические эпитеты, как «печальные деревни» и «безбрежные леса».

Последний эпитет особенно красив, он внушает уважение, гордость, любовь к родной стране.     В стихотворении возникает образ русской деревни, дорогой Лермонтову. Для него родина заключается в жизни народа, в его простом быту. Разнообразные детали этого быта: «избу, покрытую соломой, с резными ставнями окно…», — поэт перебирает в памяти с «отрадой» и любовью.

    В стихотворении «Родина» русская деревня — поэтическое воплощение отчизны. Это ее символ. Именно в этом стихотворении отчетливо прослеживается крестьянская тема. Лермонтов сочувственно относится к крестьянству. Здесь есть оттенок грусти, на который точнее всего указывает эпитет: «печальных деревень».

Но здесь нет «мировой скорби», и этот оттенок грусти, присутствующий в восприятии родной земли, вполне сочетается с жизнеутверждающим, светлым настроением.     В стихотворении тема родины развивается от широкого плана к более узкому. В начале поэт перечисляет официальные формы патриотизма.

Затем следует общее изображение русской природы, большой, я бы даже сказал, огромный мир России:     …степей холодное молчанье,     Ее лесов безбрежных колыханье,     Разливы рек ее, подобные морям…     После этого описания следуют более частные детали.

Они непосредственно связаны с народным бытом: «дрожащие огни деревень», «дымок спаленной жнивы», «полное гумно», «изба, покрытая соломой»… Наконец, в финале картина еще более сужается до изображения сельского праздника, на который поэт-путешественник «смотреть до полночи готов».

    У каждого из этих, различающихся масштабностью, отрезков свой характерный лексический состав. В первых шести строках преобладают слова обобщающие или отвлеченные: «отчизна», «рассудок», «слава». Далее употребляются слова, которые обозначают объекты широкого масштаба, географического и топографического характера: степи, леса, реки, проселочный путь. Лексика второй половины стихотворения более локальна, конкретна. Здесь изображаются частности, что показывается даже грамматически: слова употреблены в единственном числе: обоз, нива, изба, гумно.     Размер стиха также меняется: разностопный ямб первых 14 строк со свободной меняющейся рифмовкой сменяется как бы разговорными интонациями привычного четырехстопного ямба. Например:     Люблю отчизну я, но странною любовью!     Не победит ее рассудок мой.     Здесь семь и пять стоп. И четырехстопный ямб: «Чету белеющих берез».

    Итак, стихотворением «Родина» Лермонтов утверждает свою любовь к России, к России народной, крестьянской, к мощи и простору русской природы, поясняющей душу народа. Также поэт утверждает любовь к русской земле, возделанной трудом крестьянина. Лермонтов отчетливо перечисляет чуждые ему формы патриотизма.

Он отстраняет от себя великодержавный патриотизм, равнодушно говорит о «славе, купленной кровью» и «заветных преданиях» «темной старины». Непосредственная тема стихотворения – не любовь к родине как таковая, а размышление о «странности» этой любви. Это придает произведению полемический и программный характер.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Разное / Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Родина» (восприятие, истолкование, оценка)

Смотрите также по разным произведениям Лермонтова:

Заказать сочинение      

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00023701184864220728

Анализ стихотворения «Родина» (М. Ю. Лермонтов) | Литерагуру

Русская история знает М.Ю. Лермонтова не только как гениального писателя, но и как офицера, доблестно защищавшего отечество в период Кавказских войн. Какой видел родину поэт, который воевал за неё? На этот вопрос поможет ответить стихотворение «Родина».

История создания

Любимым местом Лермонтова был Кавказ. Посещать его поэту доводилось не только по собственной воле, но и по долгу службы.

Военную карьеру писатель планировал завершить, чтобы без остатка посвятить себя литературе.

Добившись отпуска, Михаил Юрьевич покинул Тенгинский пехотный полк и отправился в Петербург, хлопотать об отставке. По дороге из Кавказа в столицу и было написано стихотворение «Родина».

У автора была возможность во время пути по-другому взглянуть на страну, а также было время в долгой дороге и поразмыслить о судьбе России. Есть версия, что изначально стихотворение называлось «Отчизна» и задумывалось как ответ на произведение поэта Хомякова, где автор призывает не гордиться завоеваниями, а помнить о высшем предназначении.

Жанр, направление и размер

Традиция обращения к теме родины берёт своё начало ещё в творчестве первых классических русских поэтов – Тредиаковского и Ломоносова. Стихотворение написано в жанре думы, что восходит к поэзии декабристов, в частности к творчеству К.Ф. Рылеева. Философская лирика на протяжении многих лет привлекала Лермонтова, именно в этом ключе написано и одно из его последних сочинений.

В поздний период творчества поэт отступает от некоторых правил строгого силлабо-тонического стихосложения. Так, в этом стихотворении Михаил Юрьевич использует вольный ямб, а способы рифмовки выбирает различные: перекрестный, парный и кольцевой. Всё это указывает на импровизационный характер произведения.

Композиция

Композиция стихотворения двухчастна. В начале Лермонтов заявляет о своей любви к отчизне, но тут же поясняет, что его патриотизм отличается от общепринятого. Лейтмотивом первой части становится отрицание. Перелом происходит с помощью противительного союза «но»:

Далее Лермонтов упоённо рассказывает, что для него есть настоящая Россия. Об этом свидетельствует повторяющееся «люблю», а также подробность «с отрадой … я вижу».

Двухчастная композиция позволяет автору наиболее ярко подчеркнуть контраст противопоставления.

Можно заметить, что составляющие стихотворения не равны, но едва ли это является структурным недостатком.

Скорее наоборот: это авторский способ сказать нам, что наша страна гораздо прекраснее, чем принято думать, просто её прелесть нужно уметь видеть не только в достижениях, но и в бытовых деталях.

Образы и символы

Образ родины двулик: с одной стороны, он романтический, с другой — реалистический. Чаще всего страну восхваляют за военные успехи, следование традициям, великую историю. Лермонтов не отрицает, что весь этот комплекс качеств присущ и России, но это лишь внешний облик. Есть и внутренний образ родины, который также заслуживает внимания.

Примечательно, что Лермонтов — один из первых поэтов, кто обратился к берёзе как к символу России. Эта линия будет продолжена авторами ХХ столетия, в особенности С. Есениным.

Вероятно, это стихотворение написано ночью или поздним вечером. Образ ночи создаётся частым упоминанием этого времени суток (ночи тень, до полночи, ночлег), а также косвенными указателями: холод, огни деревень.

У лирического героя чуткое сердце, он проницателен и способен восхищаться мелочами. Его не привлекает наружная маска, он способен видеть то, что немногие способны заметить. Потому и его отрада «многим незнакома».

Темы и проблемы

  1. Тема родины раскрывается в стихотворении в деромантизированном ключе. Автор стремится представить отчизну в её истинном обличии, к которому относятся не величие и не доблесть, а просёлочные дороги, деревни, жнивы.

  2. Присутствует в стихотворении и мотив одиночества. Лирический герой признаётся в своей непонятости, мало кто способен понять его.

    Любовь поэта к родине отличается от того чувства, что испытывает большинство его соотечественников, ведь он совершенно иначе видит страну и ощущает дух народа.

  3. Проблема ценностей поднимается автором.

    Он видит главное достоинство страны не в богатой казне, а в полном гумне простых крестьян. Его радует, что пшеница убрана, а год был урожайным. В сравнении с этим вспоминается стихотворение Н. Некрасова «Несжатая полоса».

Смысл

Идея стихотворения в том, чтобы предложить читателю другой взгляд на родину. Поэт изображает пейзажи своей страны, национальный дух. Странность любви Лермонтова к родине проявляется в том, что ему нравятся не только положительная сторона: леса, реки, праздники, — но и отрицательная: холодные степи, печальные деревни. Поэт любит родину абсолютно за всё, искренне, всем сердцем.

Главная мысль стихотворения заключается в том, что воспевания в стихах достойны не только великие победы, открытия или деяния государственного масштаба, но и простые жизненные мелочи. В них тоже необходимо видеть прекрасное и почитать их. Поэт твёрд в своих убеждениях, его не прельстят «слава, купленная кровью» или «заветные преданья».

Средства художественной выразительности

Эпитеты в стихотворении Лермонтова служат важными уточняющими элементами, придают дополнительные смыслы изображаемым объектам. Почему «молчание степей» именно «холодное»? Это может говорить о суровом климате, а также о равнодушии.

Любопытно наблюдать, как перечисление объектов влияет на художественные средства: автор думает о лесах, реках, и первым даёт определение «безбрежные», а реки сравнивает с морями. Но не только ассоциации использует поэт.

Подобно живописцу, он раскрашивает образы: желтая нива, белеющие берёзы.

Обращается автор и к олицетворениям: молчание степей, пронзая взором, преданья не шевелят. Лермонтов применяет смешанный троп — олицетворяющий эпитет (печальные деревни, дрожащие огни).

Выстроить композицию стихотворения помогает такая фигура речи как анафора, а используется она в первой части и в начале второй.

Критика

В.Г. Белинский считал «Родину» прекраснейшим стихотворением и ставил его в один ряд с шедеврами А.С. Пушкина. В целом позднее творчество Лермонтова критик оценивал очень высоко.

Для традиции русской литературы «Родина» также имеет большое значение. Если в эпоху классицизма были приняты помпезные восхваления страны в одах, то романтизм предлагает совершенно иное, субъективное восприятие отчизны.

Лермонтов продолжает линию, начатую ещё Байроном, его произведением «Англия», на русской почве эту традицию продолжает Пушкин в «Медном всаднике» и поклонник Лермонтова Якубович в стихотворении «Люблю я, Дон, твои станицы…».

Новым для этих авторов было не восхваление, а признание в любви к родине.

Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-stihotvoreniya-rodina-m-yu-lermontov/

Анализ стихотворения «Родина» Лермонтова М.Ю

История создания. Стихотворение «Родина» в автографе имеет дату 13 марта 1841 года и называется «Отчизна». Но опубликовано оно было при жизни поэта в том же году в журнале «Отечественные записки» под названием «Родина».

Это изменение названия, очевидно, связано с тем, что слово «отчизна» воспринималось как декабристский термин, связанный с идеей гражданского долга. Такое значение не соответствовало идее, которую автор вкладывал в стихотворение, отказываясь от всех существовавших понятий патриотизма.

Показательно, что написанное на Кавказе стихотворение рисует пейзажи среднерусской полосы. Известно, что незадолго до создания этого произведения Лермонтов на короткий срок приезжал из действующей армии в Петербург. Его впечатления от путешествия через Россию и легли в основу стихотворения.

Жанр и композиции.

В стихотворении «Родина» преобладают реалистические тенденции, которым соответствуют принципы изображения. Стиль лишен патетики, но в соответствии с художественной идеей он неоднороден. Стихотворение можно условно разделить на две неравные части:

1-я часть — полемическая, она составляет начальные шесть строк стихотворения; 2-я часть — элегия, в которой выражены патриотические чувства поэта как глубоко личные. 1-я часть представляет общий тезис, особенностью которого является то, что он дается не в виде утверждения, а как отрицание всего того, что не может для автора быть объяснением его любви к родине. Он трижды дает отрицание того, что могло для других стать таким объяснением. Вся вторая часть стихотворения и есть это объяснение, но оно особое. Это не система доказательств, не подбор соответствующих доводов, а эмоциональная, пропитанная авторским лиризмом картина родной страны. Здесь преобладает описание, а не рассуждение, причем композиция этого описания тоже весьма необычна. Взгляд автора идет от общего плана, чему соответствует как бы «взгляд сверху», при котором возможно обозревать «ее степей холодное молчанье, / Ее лесов безбрежных колыханье, / Разливы рек ее, подобные морям». Затем точка зрения смещается: вместе с лирическим героем взгляд «спускается на землю», и тогда появляются «проселочный путь», встреченные по дороге «дрожащие огни печальных деревень», увиденная им «на холме средь желтой нивы» «чета белеющих берез». Затем движение взгляда как будто останавливается, сосредоточиваясь на деталях той картины, которая окружает поэта: «полное гумно», крестьянская изба, «с резными ставнями окно». А в конце лирический герой перестает быть только наблюдателем и сам становится участником того, что происходит в глубинах жизни родной страны:

И в праздник, вечером росистым,Смотреть до полночи готов На пляску с топаньем и свистом Под говор пьяных мужичков.

Так уже композиционная организация стихотворения показывает, насколько необычны были идеи, заложенные в нем.

Основные темы и идеи. Особенности мировосприятия Лермонтова в известной степени предопределило его «странную любовь» к Родине, выраженную в этом стихотворении.

О том, насколько иррационально его чувство, дают представление патриотические мотивы, которые прослеживаются на протяжении всего творческого пути поэта. Уже в раннем стихотворении «Жалобы турка» (1828) Лермонтов совершенно неожиданно от описания всего того, что возмущает его в стране, «где стонет человек от рабства и цепей», переходит к утверждению: «Друг! Этот край..

. моя отчизна!» Позже он напишет известное стихотворение, где назовет свою родину «страна рабов, страна господ». А если и находятся в поэзии Лермонтова положительные образы, связанные с родиной, то они отнесены к ее прошлому, как в стихотворении «Бородино» или в «Песне… про купца Калашникова».

Вот почему так важно, что в конце творческого пути, отвечая на упреки тех, кто обвинял его в отсутствии патриотизма, он пишет стихотворение, главная тема которого — любовь к Родине. Не случайно в одном стихотворении поэт четыре раза употребляет слово «люблю» и один раз «любовь».

Ведь он доказывает, что это чувство иррационально, его можно показать, выразить в образах, «заговорить» словом как заклинанием, но невозможно объяснить. В самом начале поэт резко отрицает все то, что могло бы посчитаться объяснением. Он пишет:

Ни слава, купленная кровью,Ни полный гордого доверия покой,Ни темной старины заветные преданья Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Трижды повторенное отрицание — это весомый ответ всем тем, кто пытался присоединить Лермонтова к своей позиции.

Так, несмотря на уважительное отношение к декабристам и их гражданскому подвигу, о чем поэт писал во многих стихотворениях, он не согласен с тем, что идея гражданского служения — причина его любви к отчизне: потому это слово и заменено им в названии.

Затем он последовательно отрицает как официальную версию патриотизма в духе лозунга «самодержавие, православие, народность», так и славянофильское представление о патриотизме как любви к прошлому России. Лермонтовское стихотворение и явилось своеобразным откликом на стихотворение «Россия», написанное одним из лидеров славянофилов А.С. Хомяковым.

Но вместо всего этого поэт трижды повторит другую, самую важную для него идею — его любовь к Родине «странная» Это слово становится ключевым в стихотворении «Родина»:Люблю отчизну я, но странною любовью!Не победит ее рассудок мой…Но я люблю — за что, не знаю сам…

Такое чувство, не имеющее объяснения, сродни самым личным, интимным чувствам человека: нельзя любить за что-то, скорее можно любить вопреки. Нечто сходное имеется в патриотическом чувстве, о котором пишет Лермонтов. Он выражает его через те картины родной страны, которые особенно близки его сердцу.

И возникает удивительная вещь: поэт-романтик, который так много, с таким восторгом писал о Кавказе, говоря о любви к Родине, видит совсем иные картины.

Перед его мысленным взором проносятся бескрайние просторы России, с которыми связан мотив пространства, близкий по духу лирическому отступлению Гоголя о богатырях из поэмы «Мертвые души», также завершенной в 1841 году. В то же время нет никакой патетики в том, как Лермонтов описывает природу своей страны, наоборот, он очень сдержан и реалистичен.

Перед нами встает типичный пейзаж средней полосы России, с ее проселочными дорогами, «печальными» деревнями, дымком, идущим от спаленной жнивы, ночующим в степи обозом. Особое чувство поэта вызывает образ, ставший символом подлинно народной России: «и на холме средь желтой нивы / Чету белеющих берез».Неоднократно исследователи отмечали, что завершающая это описание народной России картина показывает, насколько Лермонтов близок здесь пушкинской традиции. Достаточно сравнить такие строки из «Родины» Лермонтова и «Евгения Онегина» Пушкина:

С отрадой, многим незнакомой,Я вижу полное гумно.Избу, покрытую соломой,С резными ставнями окно;И в праздник, вечером росистым,Смотреть до полночи готов На пляску с топаньем и свистом Под говор пьяных мужичков.

                                   (.Лермонтов)
Люблю песчаный косогор,Перед избушкой две рябины,Калитку, сломанный забор,На небе серенькие тучи,Перед гумном соломы кучи…Теперь мила мне балалайка Да пьяный топот трепака Перед порогом кабака.

                                   (Пушкин)

Все это свидетельствует о том, что в позднем творчестве, к которому относится стихотворение «Родина», происходят зна-' чительные перемены в мировосприятии Лермонтова. Вот почему патриотическое чувство поэта оказывается сродни тому, которое испытывают простые русские люди. И стихотворение, в котором поэт пытается определить природу своей странной любви к родине, завершается полным погружением лирического героя в самую глубь народной жизни и народного сознания.

Художественные особенности. В соответствии с общей концепцией стихотворения, оно лишено патетики — лишь первая часть звучит более торжественно, а потом язык становится все проще.

Соответственно меняется и размер: легко и естественно поэт переходит от несколько тяжелого, замедленного 6- и 5-стопного ямба к привычному, «пушкинскому», 4-стопному.

Основным художественным средством здесь является точный эпитет (степей холодное молчанье, лесов безбрежных колыханье, с резными ставнями окно, дрожащие огни печальных деревень) и сравнение (разливы рек ее, подобные морям).


Значение произведения.
Стихотворение «Родина» стало знаковым для русской литературы — так о патриотизме еще никто не писал. Уже после Лермонтова Толстой в романе «Война и мир» выдвинул идею о «скрытой теплоте патриотизма», а Тютчев написал знаменитые строки «У Россию,не понять…». Идея иррациональности судьбы России, ее особой миссии в мире на рубеже веков была положена в основу одной из важнейших философских концепций, нашедшей отражение в творчестве Блока, а тему любви к глубинной, народной России со всеми ее странными и неоднозначными явлениями сделал главной в своем творчестве Есенин. Не сразу современники Лермонтова поняли глубину мысли, заложенной в этом стихотворении, ко наиболее чуткие критики уже тогда отмечали ее значимость Белинский назвал «Родину» Лермонтова «пушкинской» и признал «одной из лучших», а Добролюбов отметил, что в этом произведении поэт «становится решительно выше всех предрассудков патриотизма и понимает любовь к отечеству истинно, свято и разумно». И этому великий русский поэт учит наших современников.

Источник: http://lit-helper.com/p_Analiz_stihotvoreniya_Rodina_Lermontova_M_Yu

Анализ стихотворения «Родина» Лермонтова | Инфошкола

13 Сентябрь 2014       админ      Главная страница » Link      Просмотров:   30992

Стихотворение «Родина» — одно из последних произведений Лермонтова. Зимой 1841 года поэт ехал с Кавказа в Петербург.

Под влиянием увиденных российских просторов — от Кавказа до Балтийского моря, — а также своих впечатлений и раздумий поэт написал это ·стихотворение. Его можно отнести и к пейзажной, и к философской лирике.

Произведение объединяет в себе жанровые черты оды, думы и лирического стихотворения. В основе построения стихотворения «Родина» лежит принцип антитезы. Оно состоит из двух частей.

В первой части поэт отвергает казенный патриотизм. Во второй — признаётся в любви к России, к её природе, к её народу. Поэт размышляет о своём отношении к отчизне — о любви к ней.

И в первых же строчках говорит о «странностях» своей любви:

Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит её рассудок мой.

Почему он считает свою любовь к России странной? Его любовь обращена не к Российской державе, а к России народной.

Поэт привязан к простым картинам русской природы, русской деревни, и это высокое чувство не дано победить рассудку.

Странной свою любовь к родине Лермонтов называет, наверное, потому, что такой она может показаться тем, кто не понимает, как и за что можно любить « степей холодное молчанье … » .

Тема родины развивается от широкого плана к более узкому.

 Сначала поэт даёт официальное восприятие родины («слава, купленная кровью»; «полный гордого доверия покой» ; «старины заветные преданья»), затем следует общее изображение русской природы («степей холодное молчанье»; « лесов безбрежных колыханье»; «разливы рек её» ). После этого следуют детали, связанные с народным бытом («дрожащие огни деревень»; «дымок спалённой жнивы»; «полное гумно»; «изба, покрытая соломой»; «с резными ставнями окно» ).

В финале картина ещё более сужается до изображения сельского праздника, на который поэт — путешественник « смотреть до полночи готов » . В каждой изображаемой картине поэт использует различную лексику.

В первых шести строках — отвлечённые, общие слова: отчизна, рассудок, слава.

 Затем он употребляет слова, которые обозначают объекты широкого масштаба (географического и топографического характера): реки, леса, степи, просёлочная дорога.

А во второй половине стихотворения «Родина» лексика более конкретна: изображены частности (это показано даже грамматически — слова употреблены в единственном числе): обоз, нива, изба, гумно. В своих стихах о природе Лермонтов предпочитает цветовые эпитеты.

В «Родине» прямых цветовых эпитетов немного (жёлтая нива; белеющие березы), и всё же впечатление цветного изображения русской природы присутствует: голубой цвет — реки и моря; зелёный — леса; черный — ночь; жёлтый — огни, нивы, солома; белый — берёзы.

 Зато как метафоричны эпитеты «печальные деревни» и «безбрежные леса»! И даже лёгкий оттенок грусти вполне сочетается с жизнеутверждающим, светлым настроением стихотворения.

Поэт использует также и другие средства художественной выразительности: метафоры (слава, купленная кровью; полный гордого доверия покой; не шевелят во мне отрадного мечтанья; взором медленным пронзая ночи тень), олицетворение (степей холодное молчанье), анафору (Её степей … Её лесов); аллитерацию (разливы рек её, подобные морям); ассонанс (полный гордого доверия покой. Стихотворение «Родина» написано вольным ямбом. Лермонтов использует различные виды рифмовки: перекрестную, парную, кольцевую.

Источник: https://info-shkola.ru/analiz-stihotvoreniya-rodina/

Литературный портал «Шпаргалкино» Сочинения, рефераты, шпаргалки

   Стихотворение «Родина» было написано в 1841 году. В середине января 1841 года поэт ехал с Кавказа в Петербург. Он вновь увидел Россию, от Кавказа до Балтийского моря[1]. Свои впечатления Лермонтов отразил в этом произведении. В одной из ранних редакций оно имело название «Отчизна».

Это первоначальное название исследователи связывают с тем, что лермонтовское стихотворение было полемически направлено против поэта-славянофила А.С. Хомякова, прославлявшего в своей «Отчизне» (1839) «смирение» и религиозность русского народа.
   Стихотворение мы можем отнести к пейзажной и философской лирике.

Как отмечали критики, в этом произведении мы встречаем «редкое… совпадение чувства природы с чувством родины»[2]. Основная тема его – тема Отчизны, России. Произведение объединяет в себе жанровые черты оды, думы, лирического стихотворения. Стиль – реалистический.

   Вначале поэт говорит о своей любви к Родине и замечает «странный» характер этого чувства, его конфликт с разумом, с рассудком:

   Культурные истоки России, ее достоинства и завоевания, воинская слава, величавый покой государства – ничто не вызывает в поэте «отрадного мечтанья». Как замечает Добролюбов, Лермонтов противопоставляет здесь предрассудкам патриотизма истинную, святую, разумную любовь к отечеству[3].
   И следующая часть стихотворения раскрывает чувства поэта.

Вначале взору нашему предстает широкая панорама России, ее «общая характеристика»: «степей холодное молчанье», «лесов безбрежных колыханье», «разливы рек, подобные морям». Затем художественное пространство как будто сужается, картина конкретизируется.

Герой признается в своей любви к русской природе, создавая картины различных времен года (лета и осени), приближаясь к жизни русской деревни:

   Как отмечают исследователи, «проселочный путь» здесь напоминает нам о жизненном пути. Цветовая гамма Лермонтова: голубой (реки и моря), зеленый (леса), черный (ночь) желтый (огни, нивы, солома), белый (березы) цвета.

Лирический герой воспринимает Родину и природу всеми своими чувствами – зрением («взором медленным пронзая ночи тень»), обонянием («люблю дымок спаленной жнивы»), слухом («на пляску с топаньем и свистом под говор пьяных мужичков»)[4].

   Так, постепенно, поэт открывает простой мир крестьянской жизни:

   Текстуально эта картина перекликается с пушкинским отрывком из «Евгения Онегина»:

   Как писал Добролюбов, «полнейшего выражения чистой любви к народу, гуманнейшего взгляда на его жизнь нельзя и требовать от русского поэта»[5].

В этом стихотворении слышится не только открытое любование и скрытая теплота чувств, более того, здесь слышится мотив гордости Россией, ее величавой и гордой природой, самобытной культурой, национальным колоритом. Мотив, противостоящий первоначальному настроению поэта.

«Мы должны жить своею самостоятельною жизнью и внести свое самобытное в общечеловеческое. Зачем нам все тянуться за Европою и за французским», – писал Лермонтов в письме А.А. Краевскому.   В основе построения стихотворения лежит принцип антитезы. Оно состоит из двух частей.

Первая часть – это отстаивание Лермонтовым своего индивидуально-личностного понимания понятия Родины. Поэт здесь отвергает казенный патриотизм, официальную народность. Антитетичность подчеркнута повтором отрицательных частиц в каждой строке первой части.

Вторая часть – признание поэта в любви к малой, «неофициальной», народной России, к ее природе, к ее народу. Мотив этот выражен в повторах глагола: «но я люблю…», «люблю скакать», «люблю дымок».   Стихотворение написано вольным ямбом. Лермонтов использует различные виды рифмовки: перекрестную, парную, кольцевую.

Поэт использует разнообразные средства художественной выразительности: метафоры («слава, купленная кровью», «полный гордого доверия покой», «не шевелят во мне отрадного мечтанья», «взором медленным пронзая ночи тень»), олицетворение «степей холодное молчанье»), эпитеты («лесов безбрежных», «дрожащие огни», «печальных деревень»), анафору («Ее степей холодное молчанье, Ее лесов безбрежных колыханье»), аллитерацию («Разливы рек ее, подобные морям»), ассонанс («Ни полный гордого доверия покой»).

   Таким образом, природа в этом произведении неразрывно связана с чувствами лирического героя, с его мыслями об Отчизне, о жизни народа, с его простым бытом, с его горестями и радостями. Стихотворение «Родина» нам следует рассматривать в контексте всего творчества поэта.

И здесь нам стоит отметить, что тема России, народа и исторической судьбы русского человека волновала М.Ю. Лермонтова на протяжении всего его творческого пути. Этой теме посвящены такие стихотворения, как «Бородино», «Два великана», «Казачья колыбельная песня», «Завещание», «Прощай, немытая Россия».

Эта же тема звучит у Лермонтова в поэме «Сашка», в «Песне про купца Калашникова».

Источник: http://shpargalkino.com/stixotvorenie-rodina-m-yu-lermontova-vospriyatie-tolkovanie-ocenka/

Анализ стихотворения Лермонтова Родина 9 класс

В этом стихотворении М.Ю. Лермонтова тема любви к родине переплетается с темой природы, и именно это придает ему особое своеобразие.

Стихотворение начинается с того, что лирический герой говорит о том, что его любовь к Отчизне «странная». Его душу не трогают ни слава, ни «старины заветные преданья».

Но вместе с тем поэт любит русскую природу: «степей холодное молчанье», «лесов… колыханье», «разливы рек». Взор поэта словно охватывает все просторы родного края.

А потом его взгляд начинает выхватывать более детальные картины: он видит печальные «огни… деревень», «дымок спаленной жнивы», обоз, березы на холме, гумно, избы, разудалую пляску мужиков. Картина словно сужается образы становятся все конкретнее.

Он готов почти до утра смотреть на пляску мужиков, и это вызывает у лирического героя чувство единения с народом, именно поэтому он называет свою любовь «странной». Ведь она не укладывается в рамки представлений его современников.

Языковые средства, используемые Лермонтовым выразительны. Это достигается тем, что в стихотворении при отсутствии метафор использовано много эпитетов («заветные преданья», «вечером росистым» и и.д.). Тема любви к родине подчеркивается троекратным повтором глагола»люблю», который прямо показывает отношение лирического героя к картинам, описанным в стихотворении.

Интересно композиционное построение стихотворения: начало торжественно, поэт рассказывает о своей любви к Отечеству, размер стихотворения шестистопный ямб. Но вот картина меняется, и мы видим красоты русской природы, проникнутые ноткой грусти, размышлением о судьбе обычного человека, стихотворение становится более личным, и потому размер стиха не сохраняется, рифмовка свободная.

Хоть в данном произведении нет обличительных слов и призыва, но современниками оно было воспринято вызовом самодержавному строю России. Стихотворение было опубликовано только после смерти М.Ю. Лермонтова.

Анализ стихотворения Лермонтова Родина по плану для 9 класса

План анализа

  • История написания стихотворения
  • О чем стихотворение
  • Жанр
  • Главная идея
  • Способ стихосложения
  • Художественные особенности
  • Значимость

История написания стихотворения Родина

Примечательно то, что стихотворение было написано М. Ю. Лермонтовым в ссылке на Кавказе в 1841 году. Предполагается, что начальной мотивацией для написания послужило путешествие через всю Россию на Кавказ.

Пребывая вдали от родины, вдали от событий и настроений, будоражащих интеллигенцию России того времени, чувствуется изменение внутреннего мира поэта.

Если раньше он был одержим декабристскими, народовольческими настроениями – то в этом стихе обнаруживается обращенье к глубинам собственной души.

Это уже второй раз Лермонтов угодил в ссылку. Отличие было поразительное, его первая ссылка была скорее похожа на исследовательскую прогулку. Михаил Юрьевич по большей части занимался изучением этноса Кавказа, с изумлением любовался и делал зарисовки восхитительной горной природы, изучал местные наречия.

  Во второй раз поэт попал в самое горнило боевых действий. Опальный поэт был задержан за дуэль с сыном французского посла. Примечательно, что после того, как во время дуэли сломалась шпага, и противники перешли на пистолеты. Сын посла Барант, стрелявший первым, промахнулся.

Тогда Лермонтов проявил благородство, отказавшись стрелять в оппонента, выстрелил в сторону.

На этом конфликт исчерпался, оппоненты примирились и разошлись. Но об инциденте стало известно властям. Дуэли в то время были строжайше запрещены, поэт снова оказался на Кавказе по обвинению в сокрытии противозаконных действий.

По распоряжению самого императора Николая, командованию было приказано задействовать его в самых опасных боевых операциях. Но М.Ю. Лермонтов, будучи отважным человеком, с уже первых пор проявил себя как мужественный воин и даже был отмечен командованием в официальном донесении.

И вот на фоне беспощадной, кровавой войны возникает стихотворение «Родина», которое вначале имело название «Отчизна».

По одной из версий автор поменял название потому, что стих с таким названием уже существовал. Это был пафосный недалекий стишок придворного поэта.  По другой версии, понятие отчизна было весьма часто употребляемо декабристами и народовольцами. Чтобы еще более не будоражить умы и не усугублять свое положение, стихотворение было переименовано. Какая версия правильная достоверно не известно.

О чем стихотворение Лермонтова Родина 9 класс

«Люблю отчизну я, но странною любовью!» — с первой строки автор указывает на нетривиальность того, что он собирается передать.

Последующие пять строф отметают все стандарты восприятия, уводят в глубинный мир чувственного восприятия.

Не секрет, что Лермонтов был весьма талантливым живописцем, а истинные художники воспринимают мир эмоционально и стараются выразить свои чувства в своих работах.

К тому же война, смерть, кровь резко свалились на поэта. Такие потрясения всегда кардинально меняют взгляды человека, заставляют переосмыслить ценности.

Если его безусловно гениальные ранние произведения пронизаны юношеским максимализмом, воспеванием женской красоты, наполнены героическим запалом, то это стихотворение – человека уже познавшего цену многим вещам. Недаром В.Г.

Белинский резюмировал: « …что за вещь – пушкинская, т. е. одна из лучших пушкинских».

Начало стиха отметает стандартные идеалы, как самого автора, так и общества в котором он жил, нивелирует превосходство интеллекта. Странно после такого начала усматривать в этом произведении какие-либо настроения против царя, государственного строя или заботу о бедном народе.

Скорее поэт подвергает себя глубинному самоанализу. Начало стихотворения создано под эгидой приставки «не», этим Лермонтов как бы говорит о том, что здесь выражено вовсе не то что вы привыкли воспринимать.

Далее, как истинный мастер, он проводит нас через галерею художественных образов, вызванных из его памяти.

Каждая строфа подобна отдельной картине созданной несколькими взмахами кисти гения. Но, что самое удивительное, каждый фрагмент чудным образом складывается в единое изумительное произведение, где ни отнять, ни прибавить нечего.

Можно лишь войти с ним в резонанс, вызвать то истинное ощущение, от которого щемит сердце, хочется плакать и смеяться просто от того, что это чувство есть.

«Любовь к отчизне» весьма затертое и заезженное понятие, но Лермонтову удалось содрать всю эту шелуху и обнажить истинную связь человека с родной землей.

Жанр стихотворения Лермонтва Родина

Если говорить о жанре стихотворения «Родина», то все весьма неоднозначно. Без сомнения – это глубокое философское произведение, поэтому его можно отнести к категории медитативная лирика. Но первые шесть строк совершенно выпадают из данного определения.

В них автор как бы вступает в конфликт с собой и устоявшимися взглядами. Эту часть стиха скорее необходимо воспринимать как полемическую элегию. Далее поэт проводит читателя по идилличным картинам сельской пасторали в лучших ее проявлениях.

В целом произведение все-таки более всего соответствует жанру философская (медитативная) лирика.

Главная идея стихотворения Родина (Лермонтов)

В стихотворении существуют две строки собственно определяющие его идею: «Люблю отчизну я, но странною любовью!» и «Но я люблю — за что, не знаю сам».

Если совместить эти строки в свете всего произведения, то приходим к законченному определению идеи: Истинная, чистая любовь к родине – это глубинное чувство, не относящееся ни к знаниям, ни к рассудительной логике, но определяющее саму суть человека.

Способ стихосложения

В своем стихотворении Лермонтов использует смешанный, разностопный ямб. Произведение состоит из 26 строк, которые, в свою очередь, составляют 2 строфы. 1-я строфа – начальные 6 строк, 2-я строфа – остальные 20. Автор применяет перекрестную рифму, а также кольцевую и парную.

Художественные особенности

Для выразительности он использует метафоры «Чету белеющих берез», «Разливы рек ее подобные морям»; эпитеты «Дрожащие огни печальных деревень», «И в праздник, вечером росистым»; олицетворение «Дрожащие огни печальных деревень»; ассонанс, аллитерацию.

Значимость стихотворения

М.Ю. Лермонтов понятие «любовь к родине» выводит на совершенно новое восприятие, для себя в первую очередь. Он нашел то истинное, глубинное чувство, которое является первоисточником и предлагает читателю сделать то же.

Всю свою короткую жизнь поэт протестовал против глупых стандартов и клише, продиктованных светским обществом. «Родина» стала переосмыслением и протестом против представлений о патриотизме в то время.

Добролюбов по этому поводу писал о Лермонтове: «…становится решительно выше всех предрассудков патриотизма и понимает любовь к отечеству истинно, свято и разумно».

Великое предназначение этого произведения поколениям всех времен – подталкивать к переосмыслению своих взглядов, заставить читателя понять, чьими глазами он смотрит на мир. Своими философскими, лирическими размышлениями он предлагает направить взор внутрь себя для обретения истинного фундамента.

В своей жизни люди зачастую оперируют чужими, навязанными стандартами и пониманиями. Автор на примере себя предлагает содрать с себя все наносное, чтобы увидеть свою истинную индивидуальность. Только общество ярких индивидуумов, уважающих точку зрения других, может обрести истинное величие и свободу.

Вне всякого сомнения «Родина» Лермонтова – одно из самых гениальнейших произведений русской литературы. Такое чувство, что произведение опередило не только свое время, но и наше.

9 класс.

Анализ стихотворения Родина по плану

Источник: http://sochinite.ru/analiz-stihotvoreniya/lermontov/rodina-9-klass

«Родина», анализ стихотворения Лермонтова, сочинение

Стихотворение «Родина» было создано Лермонтовым в начале 1841 года, а в этом же году в июле месяце поэт был убит на дуэли. Стихотворение посвящено теме Отечества, которая была близка и дорога ему.

Причиной написания стихотворения послужили взгляды на жизнь, которые не соответствовали взглядам общества того времени. В стихотворении «Смерть поэта» Лермонтов объявил виновниками гибели Пушкина светское общество, в нем выражены боль утраты и негодование от имени российского народа.

Последние строки были восприняты при царском дворе призывом к революции, за это Лермонтов был арестован и сослан на Кавказ. Через небольшой перерыв вторично сослан в эти же места. Все это время поэт в опале у императора. Поэт-изгнанник тоскует по родине, в этот период Лермонтов сильно меняется нравственно.

Общество для него утратило смысл, привлекательность, появилась «черная меланхолия на лице», зато природа приковала его внимание.

В стихотворении «Родина» Лермонтов говорит о любви к русскому народу и заявляет о своей кровной связи с ним, а также о любви к природе. Он вместе с народом переживает его горести и радости, поэтому его любовь «странная». Она противоречит нормам той жизни: нелюбовь к господам, самодержавию, крепостничеству и любовь к простому люду, природе.

Лермонтов смог постичь недостатки общества того времени и смог понять, что спасти от ложного пути, по которому идет страна, может только народ. Лермонтов равнодушен к воинской славе, к заветным преданиям темной старины. И тоска, и любовь к родной стороне читается в следующих строках: «Но я люблю, — за что, не знаю сам — ее степей холодное молчанье…

» Любовь и патриотизм звучат в стихотворении «Родина».

Проводя анализ стихотворения «Родина», можно сказать, что стихотворный язык его выразителен. Страдания русского человека поэт испытывал как свои личные, поэтому и выражал свою мысль через личное восприятие. Используются эпитеты, которые отражают душевное переживание, меньше применяется метафор. Читается стихотворение проще за счет непринужденной формы разговорной речи.

Главная мысль стихотворения: «Люблю отчизну я, но странною любовью!» Тема любви к родине подчеркнута повтором глаголов, обозначающих отношение поэта: «но я люблю», «люблю скакать в телеге», «люблю дымок» и т. д.

Состоит стихотворение из двух частей, они различаются по размеру и концепции. Вступление начинается торжественно, поэт признается в любви к Отечеству. Строфы меняются, начинается описание красот русской природы. В стихотворении четко прослеживается понятие: родина и государство.

Здесь нет обличительных строк, зато есть лирические ноты с тоном грусти. Чувствуется горечь, боль и обида за страну и народ, который не проснется от рабства. В стихотворении выражены чувства поэта-изгнанника. Его можно назвать смелым вызовом, который обличает самодержавную Россию.

Между строк можно прочитать обращение к следующим поколениям любить Россию такой, какая она есть. Стихотворение при жизни поэта не было опубликовано.

Тема родины из широкого плана переходит в более узкий, поддерживаясь лексикой самого стихотворения. Лексика первых шести строк имеет слова обобщающие (реки, леса, степи).

Лексика второй половины конкретна, слова выражены в единственном числе (изба, обоз, чета берез). Естественно меняется и структура.

В начале стихотворения используется шестистопный ямб (14 строк), затем рифмовка свободно меняется.

Про стихотворение «Родина» Белинский отметил, что фразы поэта отличаются алмазной крепостью, громовой силой, исполинской энергией. Перед нами раскрыт поэтом живой поэтический образ России. Основное содержание стихотворения — русская природа и непростая жизнь народа в России.

  • «Парус», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Пророк», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Тучи», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Герой нашего времени», краткое содержание по главам романа Лермонтова
  • «Демон», анализ поэмы Лермонтова
  • «Бородино», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Утес», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Листок», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Дума», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Три пальмы», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Нищий», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Молитва (В минуту трудную…)», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Смерть поэта», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Выхожу один я на дорогу», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Кинжал», анализ стихотворения Лермонтова

По произведению: «Родина»

По писателю: Лермонтов Михаил Юрьевич

Источник: https://goldlit.ru/lermontov/295-rodina-analiz

Методическая разработка по литературе (7 класс) по теме: Урок — исследование М.Ю. Лермонтов Стихотворение «Родина»

МБОУ «Большегородищенская СОШ Шебекинского района Белгородской области»

«Родная природа в творчестве

М.Ю. Лермонтова.

Стихотворение «Родина».

(разработка открытого урока)

  22 ноября 2012

Провела учитель русского языка и литературы

Фоменко Светлана Григорьевна

Большое Городище, 2012

Цели урока:

  1. Проанализировать лирическое произведение «Родина» (понять, что хотел сказать автор)
  2. Определить тему стихотворения (о чём?), проблему (зачем?),  чтобы глубже понять идею (как?)
  3. Выяснить композицию лирического раздумья о  Родине  (из скольких частей состоит стихотворение?)
  4. Как и с помощью чего поэт создал образы в стихотворении «Родина» ? (средства выразительности)

Ход урока

I. Вступительное слово учителя. 

1. Эмоциональный настрой.

-Здравствуйте – какое удивительное слово. Когда мы произносим его,  приветствуя друг друга, то желаем здоровья. Поэтому чаще говорите: «Здравствуйте!» — это слово обладает оздоровительной силой. В нем много звуков, которые заряжают бодростью.

2. Определение типа урока.

— Сегодня у нас урок  урок — исследование.

Словарь Ожегова:  «Исследование» — выяснение, изучение чего-нибудь

— Какие качества необходимы человеку – исследователю? (Воображение, фантазия)

 — Сегодня на уроке я желаю вам творческого вдохновения.

II. 1. Работа с эпиграфом урока.   Слайд  №1

Люблю отчизну я,  но странною любовью!

 (М.Ю.Лермонтов)

— Зная эпиграф, предположите тему исследования  (тема Родины)

— Тема сегодняшнего урока – исследования: «Анализ стихотворения «Родина».  Слайды № 2-3 (откр.урок)

ПАТРИОТИЗМ — преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.  

— Зная тему и эпиграф урока, определите цели исследования.    

III. Исследование. Анализ  стихотворения М. Ю. Лермонтова «Родина».

1. Творческая история стихотворения.

                 Тема России и судьба  русского человека всю жизнь сопутствовала поэтическим размышлениям Лермонтова.

              В середине января 1841 года Лермонтов покинул Кавказ и выехал в Петербург через Москву. Вновь поэт увидел Россию, от Кавказа до Балтийского моря. И возникла потребность сказать о России. Так в журнале «Отечественные записки» появилось стихотворение «Родина».                    

2. Чтение стихотворения наизусть.

1. Определение жанра стихотворения.

— Можно ли определить жанр? (нет, их несколько)

— Примеры строк, характерных для оды (воспевание)

Её степей холодное молчанье,

Её лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек её, подобные морям;

думы (размышление) 

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Но я люблю – за что, не знаю сам,

лирического стихотворения (чувства и душевные переживания)

3. Определите тему стихотворения  (тема родины)  

-В автографе стихотворение было озаглавлено «Отчизна», но напечатано с названием «Родина».                                                                        

— Дайте толкование слов «родина» и «отчизна».        

Родина –

1. Отечество, родная страна.

2. Место рождения, происхождения кого – чего – нибудь (сл. Ожегова)

Отчизна – Отечество, Родина (сл. Ожегова)

— Разграничивает словарь лексическое значение этих слов? (нет)

4. Проблемный вопрос.

— В чем поэт видел разницу между этими словами? Чтобы ответить точно на этот вопрос обратимся к композиции произведения.

5. Работа по композиции стихотворения.

— Какова композиция стихотворения?

(Стихотворение состоит из трёх  частей).

Работа с КЛИШЕ, с ТАБЛИЦЕЙ(заполняем вместе)

— Зачитать первую часть.   В чем главная мысль?                                                 1 часть

(Отстаивает право на любовь к родине, но отвергает сложившийся образ родины)

— Рассмотрим, как раскрывается основная мысль первой части.

 (1 предложение содержит и противопоставление, и восклицание)

— Какова его роль?            

(Предложение окрашено эмоционально,  что говорит о волнении поэта. Разговор только начинается, но то, о чем пойдет речь, очень важно для Лермонтова – об этом свидетельствует риторическое восклицание. Противительный союз противопоставляет понятия «любовь»  и  «странная любовь».)

— Почему противопоставляются понятия ЛЮБОВЬ и СТРАННАЯ ЛЮБОВЬ? Для этого дайте толкование этих слов                

— Выберите из этого синонимического ряда определение, которое, на ваш взгляд, наиболее соответствует данному слову в контексте предложения.

(необычный, особенный)

(Местоимения:  я, мой, мне,  личные  и  притяжательные)

— Найдите в первом предложении инверсию. Что такое инверсия? Какова её роль в предложении?                  

 — Почему странная любовь?

(Поэт подчеркивает свое, личное понимание Родины, это его точка зрения. Инверсия доказывает это, ставя логическое ударение на Я.)

— С чем ассоциируется образ отчизны в первой части? Назовите словесный ряд.

(слава, купленная кровью; темная старина; гордый покой).    

— Почему слава, покой, преданья не шевелят в душе поэта «отрадного мечтанья»?

(Поэт отвергает официальную народность, казенный патриотизм.)

Работа по второй и третьей части (таблица — самостоятельно) Слайды  №4, 5(откр.урок)

— В чем главная мысль? (Раскрывается истинная любовь лирического героя к России, поэта очень волнует то, о чем он говорит, ему надо многое сказать, доступнее объяснить.)

— Какие пейзажные образы родины выбирает поэт? Каковы средства их художественной выразительности и их роль?  (степей холодное молчанье – метафора, эпитет; лесов безбрежных колыханье – эпитет, олицетворение; разливы рек, подобные морям – метафора, сравнение. Это символы свободы. Такая Россия дает свободу, полет, является высшей ценностью для лирического героя.)

— Что приходит на смену мелькающим пейзажам? Назовите эти образы.

(Проселочный путь, деревни, жнивы, чета берез, полное гумно, изба, пляска мужичков)

Что видит и слышит лирический герой?

 (Зрение — ночь, ночлег, деревни, жнива, степь, холм, береза, гумно, изба, окно. Обоняние – дымок спаленной жнивы. Слух- пляска «с топотом и свистом», говор мужичков. Автор воспринимает эту Россию всеми чувствами, любит её.)

— Обратимся к символу России- березе. Что говорит поэт о березе? Почему использует слово «чета», а не «пара»?        

— Случайно ли береза не одинока?

(Береза олицетворяет сокровенную мечту поэта о любви, взаимопонимании, о преодолении одиночества.  Его Родина – это страна счастья,  гармонии.)

— Дайте лексическое толкование слов ГУМНО, ЖНИВЬЕ (ЖНИВА), НИВА.  

Гумно  – сарай для сжатого хлеба.

Нива – засеянное поле, пашня.

Жнивье – солома на поле, где сжали хлеб.

— Почему поэту радостно видеть полное гумно, избу,  покрытую соломой, резные ставни?

(Это символы довольства (в голодное время солому с крыш скармливали скотине) и крестьянской тяги к красоте.)

— Как организовано время? В какое время суток, года герой видит Россию? Какие средства художественной выразительности говорят об этом?

(Россия изображена и днем, и вечером, и ночью; ранней весной (разливы рек — метафора), летом (вечером росистым — эпитет, лесов колыханье — олицетворенье), осенью (желтая нива — эпитет, спаленное жнивье – метафора.  Для поэта родина любима разная, все в ней его привлекает, все любимо.)

— Образ кого появляется в конце стихотворения?   (Человек) 

— Какие объекты говорят о приближении человека?  (обоз, двор, дом, окно). 

— Почему лишь в конце появляются мужички?

— Почему пляшущие крестьяне названы не мужиками, а мужичками? В чем разница?

(мужик = мужичок = -ок- уменьшительно – ласкательный суффикс. Любование русским крестьянином.) (Все пристальнее становится взгляд поэта, все напряженнее его чувства, все ближе разгадка, тайное становится явным: Родина – это русский народ, крестьяне. Именно их любит поэт.)

Цветовая лексика.

— В этом стихотворении отразился не только поэтический, но и живописный талант Лермонтова. Охарактеризуйте цветопись.

(Желтый – степи, огни, нивы, солома; черный – ночь, спаленная; голубой – реки,; зеленый – леса; белый – белеющие березы. Краски не яркие, не сочные. Да, такая родина не броская, но она дорога поэту, близка своей скромностью.)

— Сравните все части стихотворения. Чем  они отличаются?

(В первой — отвергается официальный патриотизм. Во второй и третьей – поэт открыл душу, высказал самое сокровенное – какой ему видится Русь.)

— Какой стилистический прием использует автор для передачи своего отношения к образам отчизны и родины? (антитеза)

IV. Рефлексия.

— Обратимся к тем целям урока, которые ставили в начале. К какому выводу пришли.

Так в чем же отличие РОДИНЫ от ОТЧИЗНЫ в понимании Лермонтова?

 (Отчизна – это «большая родина», государство, официальное понятие. Родина – это глубоко личное понятие, это «малая родина», причем поэту она дороже, ближе, она живет в его сердце.

ВЫВОД: — Итак, все уровни поэтической организации стихотворения направлены на полное, глубокое раскрытие идеи. Лермонтов сказал о своей любви к родине как поэт – он затрагивает наши чувства посредством особой организации стиха, системой художественно – изобразительных средств.

V. Домашнее задание: написать сочинение по стихотворению М.Ю. Лермонтова «Родина».

10 класс    М.Ю. Лермонтов «Родина»

Вопросы и задания к стихотворению «Родина»

   На какие логические части делит стихотворение автор? Какие формальные признаки указывают на это деление? Части различаются особенностями ритма, который указывает на изменение поэтических интонаций.

 Вопросы для анализа первой части

   1.    Почему в первой части поэт называет свою любовь к Родине странной? Почему он любит свою Родину  более сердцем, чей рассудком? Какую авторскую мысль выражает инверсия в первом стихе (строчке)

   2.    Какой смысл выявляется при сопоставлении строк, объединенных анафорой?

   3.    Какое настроение подчеркивается длинной строкой стихотворения?

   4.    При помощи каких художественных средств создаются интонации задумчивости, неторопливого  размышления?

 Вопросы для анализа второй части

   1.    Меняется ли настроение по ходу текста второй части? Как меняется длина стиха во второй части? На что это указывает?

   2.    Какой образ Родины создают изображенные автором картины? Что подчеркивает в тексте анафора?

   3.    Какие изменения происходят в поэтическом пространстве текста второй части?

   4.    Почему, когда речь идет о путешествии в телеге, стих становится опять, длинным, 6-стопным?

 Вопросы для анализа третьей части

   1.    Какова цветовая гамма третьей части? Помогает ли она понять смысл текста глубже?

   2.    Как меняется поэтическое пространство текста в третьей части? (Картины как будто приближаются к зрителю, становятся более явными, отчетливыми.)

   3.    Почему картина деревенского праздника воспринимается читателем на слух и зрительно? Каким чувством проникнуто последнее четверостишие? Почему простые, неизящные картины деревенского праздника отрадны для поэта?

   4.    Какой мир является для поэта идеальным? Аргументируйте свое мнение. Какие чувства связаны у него  с образом Родины?

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2012/12/07/urok-issledovanie-myu-lermontov-stikhotvorenie-rodina

Ссылка на основную публикацию