Природа в стихах и. а. бунина: анализ стихотворения “детство”

Анализ стихотворения Бунина Детство



Впервые Бунин открыл в себе талант к сложению стихов еще в детстве. Маленьким мальчиком, он жил в родовом имении своей семьи. Будучи еще совсем юным, он восторженно воспринимал красоты окружавшей его действительности, и не менее восторженно передавал свои чувства в стихах.

Глубоко впитав в себя любовь и уважение к русской природе, он с удовольствием вспоминает прошлое, вспоминает детство, проведенное на открытом воздухе. Вспоминает, как здорово было укрыться от жары в бору, в тени вековых деревьев. Он навсегда полюбил русскую природу, и сохранил эту любовь до самого конца.

«Детство» Бунина переносит нас назад, в прошлое. В те беззаботные дни детства, когда жизнь еще только готовится к своему расцвету. Отнюдь не случайно поэт отправляет нас в жаркий, летний день.

Мы чувствуем смолистый аромат леса, слегка прищуриваем глаза от яркого солнца. Горячий песок шелком окутывает наши ноги. Мы отдыхаем в тени сосны. Величественное, старое дерево, много видавшее на своем веку, пережившее не одно поколение людской.

И мальчик, десяти лет отроду, чувствует эту величественность.

По сравнению с ней, он кажется себе маленьким, ничтожным ребенком. Но ему комфортно, он восторженно вдыхает терпкий лесной аромат. И даже морщинистая, грубая кора дерева прогрета жаром летнего дня, она тепла и приятна, словно говорит: «Ничего, у тебя еще все впереди». Все вокруг пропитано спокойствием и тихой красотой.

Как бы ни складывалась жизнь дальше, сколь бы тяжелой не была доля человеческая, мы всегда с удовольствием и томной ностальгией вспоминаем наше бесшабашное детство. Мысленно переносимся в лето, когда на наших плечах не лежал груз ответственности.

И Бунин вторит нашим мечтам, столь мастерски описывая летний день, что хочется прожить всю жизнь с начала. Лето — самый беззаботный и счастливый период жизни поэта. Бунин не может связать его с негативными эмоциями, не может вспомнить ничего плохого.

Как удивительно спокойна была жизнь тогда.

И именно в такие моменты перед нами открывается истина. Красота — вокруг нас, она всегда сопровождает нас, нужно лишь научиться чувствовать ее, смотреть на мир открытыми глазами.

Не нужно торопиться и прощаться с детством, чтобы вступить в независимую жизнь. Да, наши воспоминания навсегда останутся с нами, так же, как и Бунин до конца своей жизни вспоминал о своем детстве.

Но никогда уже не вернуть то самое лето, по которому тоскует душа поэта.

База
стихотворений

Темы стихов

Авторы стихов

Наша группа

Детство – золотая пора жизни. Взрослый человек, который прикоснулся щекой к коре сосны, закрыл глаза и почувствовал себя ребенком.

В стихотворении так много сказано о природе, а называется оно “Детство”. Почему? Тесное общение с природой делает человека молодым, возвращает в детство.

Многое, что окружают нас сейчас, напоминает о детстве. Но для того, чтобы это вспомнить потом, нужно запомнить сейчас. Научиться видеть, слышать, чувствовать, как это умел Бунин.

Мир Бунина – это мир зрительных и звуковых впечатлений.

Звуковой особенностью стихотворения является использование сонорных звуков [л] и [л’]. Они помогают передать ощущение льющегося солнца, шелкового песка под ногами. Все эти ощущения идут к нам из золотого детства.

В стихотворении преобладает желтый цвет.Общая символика красного цвета связана с жизнью. Он ассоциировался с кровью и огнем, а значит, с узами родства и связью поколений, с радостью, красотой. Красный цвет у крови. Существует кровное и духовное родство. Лирический герой ощущает духовное и кровное родство с природой.

Лирический герой — взрослый человек, но перед мощным величием природы, в сравнении со столетними огромными соснами он чувствует себя вновь ребенком).

Рисуя природу в цвете, звуке, запахе, Бунин добивается «эффекта присутствия». С помощью эпитетов (смолистый аромат, кора груба, тепла) автор передаёт ощущения лирического героя. Много цветовых эпитетов мы находим в стихотворении- (солнечные палаты, кора красна).

В своих стихотворениях И.А. Бунин выступает великим жизнелюбом. Любовь для него — священное чувство, состояние его души. Поэт показывает и любовь человека к человеку, и любовь к природе, которая сделала его на самом деле счастливым. В стихотворении “Детство” Бунин рад всему, что происходит, у него веселое, радостное настроение:

Чем жарче день, тем сладостней в бору Дышать сухим смолистым ароматом, И весело мне было поутру

Бродить по этим солнечным палатам!

Любовь и еще раз любовь — вечная тема, получившая столь трогательное и просветленное воплощение в лирике Ивана Алексеевича Бунина, волнует нас и сегодня.

Порекомендуй этот анализ стихотворения друзьям

Обсуждение анализа стихотворения

Бунин «Детство»

Известный русский поэт и прозаик Иван Алексеевич Бунин родился в дворянской семье, 10 октября 1870 года в городе Воронеже. Детские годы талантливого литератора прошли в его родовом имении в Орловской области.

Биография А. И. Бунина

Именно там, среди необыкновенно красивой природы, юный Бунин смог раскрыть в себе талант поэта. Будучи десятилетним мальчиком, он уже писал первые стихи, в которых с непревзойденным мастерством описывал великолепие окружающего мира. Из-за болезни, Иван Бунин не смог получить образование, поэтому начиная с 1889 года, он усиленно искал работу, чтобы заработать себе денег на жизнь.

Иван Бунин работал журналистом, библиотекарем, корректором. В 1894 году он написал свое первое произведение «На край света», которое получило положительные отзывы критиков. Будучи человеком дворянского происхождения, Бунин враждебно относился к коммунистам, которые пришли к власти в 1917 году.

Спустя три года он тайно эмигрировал во Францию. В этой стране он жил о своей смерти. Иван Алексеевич Бунин является автором замечательных рассказов и стихотворений, которые пополнили сокровищницу русской литературы.

Стихотворение «Детство»: анализ

В своем стихотворении автор возвращается в прошлое: во времена своего беззаботного детства. Он делиться с читателем теми сокровенными моментами, которые переживал во время общения с природой. Детство ассоциируется у Бунина с жарким летним утром, с солнечными зайчиками, весело прыгающими в бору, со смолистым ароматом сосен, с нежностью теплого песка.

Маленькому мальчику кажется, что стволы деревьев гигантские, а он – всего лишь маленькая частица этого мира. Главный герой произведения ощущает свой юный возраст, он понимает, что вся его жизнь впереди – такие мысли приносят радость и наслаждение от каждой минуты.

Автор не вспоминает негативные моменты своего детства, этот период связан с позитивными эмоциями, которые несет в себе прикосновение к величию природы. Воспоминания о детстве навсегда остались в памяти Ивана Бунина.

Чему учит нас произведение «Детство»

Детство – это скоротечная пора, вернутся в которую, можно только лишь совершив путешествие в своей памяти. Автор учит нас ценить каждый момент своего детства, учиться видеть красоту даже в самых обыкновенных вещах.

Со временем дети вырастают, у них появляются разные взрослые заботы. Однако моменты, которые переживает каждый человек в своем детстве, должны оставаться в душе всю жизнь.

«Детство» И.Бунин

Чем жарче день, тем сладостней в бору Дышать сухим смолистым ароматом, И весело мне было поутру

Бродить по этим солнечным палатам!

Повсюду блеск, повсюду яркий свет, Песок — как шелк… Прильну к сосне корявой И чувствую: мне только десять лет,

А ствол — гигант, тяжелый, величавый.

Кора груба, морщиниста, красна, Но как тепла, как солнцем вся прогрета! И кажется, что пахнет не сосна,

А зной и сухость солнечного лета.

Анализ стихотворения Бунина «Детство»

До 11 лет Иван Бунин воспитывался дома, в родовом поместье Озерки Орловской губернии. Поэтому его самые яркие воспоминания первых лет жизни связаны с удивительной по красоте русской природой и тем восхитительным ощущением спокойствия, которое она дарила мальчишке-сорванцу, любившему убегать из дома в лес или же в поле.

Не удивительно, что, став взрослым, Бунин очень часто в мыслях возвращался в прошлое, черпая вдохновение в своих воспоминаниях, которые хранили запах смолы на соснах и теплоту летнего солнца.

В 1895 году поэт написал стихотворение «Детство», в котором попытался передать все то, что чувствовал много лет назад, когда был беззаботным подростком, умевшим радоваться жизни и получать удовольствие от общения с живой природой. Впрочем, стоит отметить, что любовь к родному краю Бунин пронес через всю свою жизнь.

Судьба распорядилась так, что он вынужден был покинуть Россию и эмигрировал в Париж. Однако до самой смерти Бунин с нежностью и волнением вспоминал величественные русские леса с деревьями-исполинами, которые ассоциировались с родиной, домом и самым счастливым периодом жизни.

«Чем жарче день, тем сладостней в бору», — вот самое яркое чувство, которое испытывал поэт в детстве, спеша укрыться под тенью сосен-великанов от летнего зноя. Наблюдать, как просыпается лес, было для Бунина привычным и излюбленным занятием. «И весело мне было поутру бродить по этим солнечным палатам!», — вспоминает поэт.

Лес дарил ему ощущение счастья и удивительного спокойствия, которое можно испытать лишь в детстве, когда жизнь кажется легкой, беззаботной и радостной. Она наполнена любовью близких и лишена «взрослых» проблем, с которыми автору еще предстоит столкнуться.

А пока же, прислонившись к теплой и шершавой коре сосны, он очень явственно ощущает, что ему всего лишь 10 лет, а его молчаливому лестному другу – несколько столетий.

Однако эта разница в возрасте нисколько не смущает поэта, который, предавшись детским воспоминаниям, отмечает: «Кора груба, морщиниста, красна, но как тепла, как солнцем вся прогрета!».

Он искренне восхищается теми ощущениями, которые ему дарит общение с живой природой, а смолистый сосновый аромат ассоциируется у него с теплым и сухим запахом лета, таящего в себе множество открытий для чуткой детской души, распахнутой для окружающего мира и жадно впитывающей всю его красоту, словно губка.

Природа в стихах И. А. Бунина: анализ стихотворения “Детство”

Анализ стихотворения “Детство”

Иван Бунин в своем стихотворении «Детство» описывает летний жаркий день в сосновом бору. Однако это не является главной идей произведения. Даже если обратиться к названию стихотворения, то можно понять, что главной идеей все же является способность природы переносить человека во времени. Что может быть чудеснее такого путешествия?

Читайте также:  Как выучить стих быстро и правильно?

«Прильнув к сосне», автор тут же переносится в те времена, когда он был ребенком, когда ему было всего «десять лет». Когда он, возможно, также прильнув к огромному «стволу-гиганту», ощущал мощь и красоту природы, чувствовал себя одновременно частью этого огромного мира, в то же время чувствовал беспомощность, что он – только маленькая и незначимая частичка этого огромного мира.

«Морщинистая кора» огромного дерева за все время своего существования видела и впитала очень много информации, которая записана на ней как на носитель. Ее «морщины» говорят о ее преклонном возрасте, мудрости.

Но если прильнуть к ней, то можно почувствовать такое родное и обволакивающее тепло, будто прильнул к родному человеку.

Запах этой сосны навсегда отпечатался в памяти автора и ассоциируется с солнечным и жарким летом.

Бунин хотел передать в своем стихотворении, насколько приятно оказаться в сосновом лесу в жаркую летнюю погоду. Деревья впитывают солнечные лучи, а затем прогревают и воздух в лесу. Воздух в бору настолько свеж, но в то же время пропитан «смолистым ароматом» сосен.

Самое приятное времяпровождение же относится к утру. Именно утром здесь еще не очень жарко, но уже тепло от первых солнечных лучей. Деревья проснулись от ночного сна, и источают приятнейшие ароматы.

И весело было автору находиться в этих местах, весело потому, что он был ребенком, потому, что был беззаботным, потому, что для детей лето – самая лучшая пора.

Слушать стихотворение аБунина Детство

Темы соседних сочинений

← Детство метафоры эпитеты↑ БунинДжордано бруно →

Источник: https://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/bunina/detstvo

Стихотворение Ивана Бунина “Детство”: анализ и история создания :

Одно из самых известных стихотворений раннего творчества Бунина – “Детство” – написано в молодой поре, когда детство, кажется, ушло еще недалеко, однако уже, очевидно, безвозвратно. В этой статье представлен анализ стихотворения, а также история его создания и использованные выразительные средства.

“Чем жарче день, тем сладостней в бору…”

Прежде чем анализировать это стихотворение, необходимо освежить в памяти его строки. Стихотворение знакомо многим с юных лет:

История создания

Стихотворение “Детство” Бунин написал в 1895 году в возрасте 25 лет.

Это время в биографии поэта характеризуется началом серьезного творчества, первыми публикациями и участием Бунина в литературном кружке “Среда”, завсегдатаями которого были также Максим Горький и Леонид Андреев.

Первые поэтические признания, серьезные коллеги – и вдруг Бунин пишет это стихотворение, наполненное торжеством свежести детских впечатлений и тоской по времени, когда “деревья были большими”.

Детство Ивана Бунина было счастливым. Когда мальчику исполнилось четыре года, семейство Буниных переехало в свое родовое поместье, расположенное в Елецком уезде. С малых лет Иван был окружен любовью, хорошим воспитанием и богатой природой.

Словно с картин Шишкина, выступали перед мальчиком густые хвойные леса, сияющие в проблесках солнечного света.

С детства одаренный тонким восприятием и богатым воображением, Иван нередко проводил время в лесу – один, с неизменной книгой под мышкой или в сопровождении гувернера – Николая Ромашкова, оказавшего значительное влияние на раннее образование будущего поэта. Маленький Бунин – на фото ниже.

Скорее всего, стоя на пороге между двадцатилетней юностью и тридцатилетним началом зрелости, между безвестностью начинающего поэта и славой знаменитого, Иван Бунин с особой ностальгией предался воспоминаниям о своем детстве. Тогда все было еще впереди, а сосновый бор мог стать надежным укрытием от любых неурядиц, которые могли случиться в его детской жизни.

Первая публикация этого стихотворения состоялась лишь в 1906 году, спустя одиннадцать лет после написания.

Анализ произведения

Темой стихотворения Бунина “Детство” является ностальгия по прошлому, по времени, когда целые дни можно было беззаботно проводить в лесу, а о взрослой жизни, кажущейся очень далекой, и вовсе не задумываться.

Стихотворение написано в жанре лирического произведения с использованием перекрестной рифмы и в размере четырехстопного ямба – благодаря ему стихотворение звучит весело и легко, позволяя представить беззаботного мальчишку, радостно шагающего по утреннему лесу.

Лирическим героем произведения является сам автор, его сверхзадача – рассказать о своей любви к природе, к летнему солнцу, но именно так, как он чувствовал это в детстве.

Выразительные средства

Основным средством художественной выразительности в стихотворении Бунина “Детство” является аллитерация: в каждой строке используется несколько шипящих и глухих звуков, позволяющих услышать шелест песка, скрип тяжелых стволов, хруст коры. Также обильно использованы твердые и мягкие звуки “л” – благодаря этому чувствуется, как сквозь деревья льется яркий свет, как горячая смола стекает по стволам сосен.

Помимо этого к выразительным средствам следует отнести метафору (“солнечные палаты”), сравнение (“песок – как шелк”), олицетворение (“величавый ствол”), лексический повторы (“повсюду блеск, повсюду яркий свет”, “как тепла, как солнцем вся прогрета”) и огромное количество восторженных эпитетов (“смолистый аромат”, “солнечные палаты”, “блеск и яркий свет”, “ствол – тяжелый, величавый”, “солнечное лето”). Именно преувеличенная восторженность позволяет почувствовать неподдельный, искренний восторг, на который человеческая душа способна только в детстве.

Источник: https://www.syl.ru/article/397389/stihotvorenie-ivana-bunina-detstvo-analiz-i-istoriya-sozdaniya

Анализ стихотворения Бунина Детство метафоры эпитеты

Данное произведение написано поэтом в 1895г. В стихотворных строках поэт попытался передать всю гамму чувств, которые испытывал ранее, будучи ребенком, проживая в родовом поместье Орловской области.

  Именно те живописные места, окружавшие юношу с младенчества привили  в нем любовь к прекрасному, и бесконечное восхищение к русской природе.

  Это воспевание родных просторов пройдет по всему творчеству Бунина, особенно ярко оно будет прослеживаться в произведениях, написанных, будучи в изгнании. С особым трепетом и тоской великий художник слова будет описывать русские пейзажи.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом с перекрестной рифмовкой. В соответствие с количеством стоп текст можно разделить на три части. В первой части  лирический герой описывает радость, которую он испытывает очутившись жарким летним днем в сосновом бору.

Для того, чтобы подчеркнуть красоту увиденного поэт использует  метафору – солнечные палаты, тем самым создавая из леса образ сказочного  дворца, сквозь крышу которого бьют яркие лучи солнца.

  Эпитеты – сухим смолистым ароматом призваны передать читателю ощущения запахов леса.

Во второй продолжая описание лесного – дворца поэт  вновь подчеркивает его световую наполненность. Так же использует сравнение песок – как шелк, тем самым  читателю передаются еще и ощущения органов осязания.

  В этой строфе  лирический герой абсолютно беззаботен, он ребенок, который еще не сталкивался с какими либо жизненными трудностями, он мал и искренне радуется каждому прожитому дню.

И словно в противоположность его образу выступает огромный ствол дерева (используется гипербола – гигант), с шершавой корой. Дерево, как олицетворение взрослого, зрелого человека, прожившего долгую жизнь.

В третьей части продолжается описание дерева,  которому прислонился ребенок. При этом используются эпитеты – груба, красна; метафорический эпитет – морщиниста ( отсылающий нас вновь к образу дерева – взрослого человека).  Лирический герой, вдыхая запах этого дерева, вдруг осознает, что в нем сфокусировано все лето, это описано поэтом посредством метафоры: пахнет зной и сухость лета.

Основной темой стихотворения, бесспорно, является описание лета. Идеей же стихотворения является  желание поэта показать, каким ярким и  необычным кажется нам мир, когда мы являемся детьми. Словно ребенок смотрит на все под другим углом, что даже в запахе соснового бора он смог уловить все мгновения одного из прекраснейших времен года – лета.

3, 4, 5, 6 класс, кратко по плану

  • Анализ стихотворения Бунина Иней«Иней» – стихотворение Бунина, написанное им в то время, когда он был молод и почти неизвестен. Литературную деятельность Бунин начал ещё в 15 лет: он к тому времени написал первый роман, но его нигде не приняли.
  • Анализ стихотворения Ахматовой КлятваКогда началась Великая Отечественная война, поэзия была востребована и просто необходима не только для тех, кто защищал Родину, но и непосредственно для тех, остался по другу сторону. Жены, матеря и дети, жили в неведении, ужасе, страхе
  • Анализ стихотворения Есенина Под венком лесной ромашки«Под венком лесной ромашки» было написано в 1911 году, но мотив потери кольца существовал в поэзии и раньше. Как народные, так и литературные источники одинаково негативно толкуют это событие. Потерял кольцо – потерял любимую.
  • Анализ стихотворения Майкова НиваВ данном стихотворении писатель описывает такое замечательное время как уборку урожая. Огромные русские поля становятся желтыми от поспевшей ржи, и воздух наполняется ароматом свежескошенной культуры.
  • ТютчевТютчев Фёдор Иванович – сверкающая звезда XIX-го века в историй русской литературе. Свой вклад, великий поэт выразил в стихах, обусловленные описанием жизни за рамки реальности, хоть не представлял себя в роли профессионала.

Источник: https://analiz-stihov.ru/bunin/detstvo

Анализ стихотворения Детство Бунина

Основной темой произведения являются детские воспоминания поэта, передающие ностальгическую чувственную гамму, испытывающую ребенком в жаркий летний день в сосновом лесу.

В качестве стихотворного размера для произведения поэт выбирает четырехстопный ямб и точную перекрестную рифмовку, при этом стопное количество делит стихотворение на три строфы-четверостишия, в первой из которых содержится описание радости от встречи с природным пейзажем, во второй части ведется изображение лесного пространства, а в третьей излагаются впечатления мальчика от соприкосновения с деревом.

Отличительной особенностью стихотворения является применение поэтом многочисленных выразительных средств в виде эпитетов и метафор с целью подчеркивания очарования и красоты окружающей природы, воссоздающие прекрасную картину мира.

Восторженное состояние ребенка, испытывающего благоговение и счастье от увиденного пейзажа, передается с использованием эмоционально-окрашенной лексики, позволяющей ощутить негласное родство с природой.

Эпитеты в стихотворении отличаются эффектом присутствия (смолистый аромат, красна), при этом в некоторых строках даже рифмуются (корявой-величавой, груба-морщиниста), а также включаются в текст произведения в качестве нежных, мелодичных, мягких напевов.

Использование развернутых метафор в виде сравнения соснового леса с солнечной палатой позволяет прочувствовать мировое пространство, что подчеркивается посредством аллитерации, изображающей зарисовки бегущей струйки песка.

Также в качестве художественных средств выразительности поэт включает в стихотворения сравнения (песок как шелк), а также олицетворения, тонко выражающее поэтическую ностальгию (кора тепла).

Звукопись в виде повторяющих звуков согласных букв рождает в душе поэта чувство реальности палящего зноя в пыльном аромате воздуха, а вкрапление гласного акающего звучания рождает ощущения безмерного пространства.

Читайте также:  Природа в поэзии бориса пастернака

Эмоциональное состояние лирического героя иллюстрируется синтаксическим строем стихов, в котором в большом разнообразии представляются существительные и прилагательные с редким включением глаголов, выстроенных в форме сложных предложений с рядами однородных членов.

Смысловая нагрузка стихотворения выражается в удивительном художественном воздействии на читателя, позволяющем окунуться в волшебный мир беззаботного детства.

Анализ 2

В стихотворениях Бунина нередко проскальзывают образы прибрежных сосен или сосен, которые стоят на берегу, в песках. Вероятнее всего поэт черпал эти образы из природы Орловской губернии, где провел детство или некоторых иных пейзажей, которыми наслаждался в своих путешествиях и в процессе пребывания где-либо.

Так или иначе, Бунин отлично умеет передавать красоту образов в простых сравнениях и погружать читателя в определенную атмосферу.

Стихотворение Детство содержит в себе минимальное количество деталей, впрочем, как многие другие его стихи, которые также скупы на детали, но при этом невероятно глубоки.

В Детстве мы видим описание теплого и знойного лета, нагретые сосны, которые стоят в песке и сами как будто пахнут летом.

Помимо этого для лирики Ивана Андреевича характерной деталью является ностальгия. Бунин – эмигрант, причем по большей части вынужденный, которому именно пришлось покидать родину. Соответственно, для него тоскливая ностальгия практически всегда связана с образами какого-то утраченного идеала, который остался где-то в былом.

Тут мы видим воспоминания из десятилетнего возраста.

Поэт чувствует себя совсем юным и счастливым, для того чтобы передать эти ностальгические грезы и, самое главное, атмосферу, которую он ощущал, используются удивительные метафоры и сравнения.

Солнечные палаты бора; шелковый песок; запах солнечного лета; морщинки на коре дерева; сладость бора – все эти образы являются составляющей какого-то слепка воспоминания, которое Бунин предлагает для просмотра.

Стихотворение Детство чем-то похоже на череду слайдов из диа-проектора, где последовательно предлагаются как бы освещенные светом кадры с различными изображениями.

Каждая строфа действительно наполнена этим светом и с одной стороны этот свет, который просто появляется в воображении читателя от соответствующих слов: солнечный, солнечное лето «повсюду яркий свет».

С другой стороны ощущается как бы свет сознания самого поэта, который подсвечивает эти свои воспоминания предлагаемые к просмотры для читателя.

Эпитеты, метафоры.

Анализ стихотворения Детство по плану

Источник: http://sochinite.ru/analiz-stihotvoreniya/bunin/stih-detstvo

Учебно-методический материал по чтению (3 класс) по теме

Тема: И.А. Бунин «Детство»

Цели:

  1. Раскрыть идею и смысл стихотворения И.А. Бунина «Детство»;
  2. Продолжить знакомство с литературоведческими терминами;
  3. Учить выразительности чтения;
  4. Развивать эмоционально-чувственное отношение к природе
  5. Прививать любовь к русской поэзии.

Оборудование:

  1. Репродукция картины И.И. Шишкина «Сосна, освещенная солнцем»;
  2. Толковый словарь русского языка;
  3. Словарь синонимов и антонимов русского языка;
  4. Учебник «Родная речь»(Голованова М.В., Горецкий В.Г., Климанова Л.Ф.)

Ход урока:

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания
  1. Начнем наш урок с проверки домашнего задания. Стихотворение какого поэта мы читали на прошлом уроке?

(Мы читали стихи Константина Дмитриевича Бальмонта)

  1. Как называются эти стихотворения?

(«Осень», «От птицы к птице», «Золотое слово»)

(Времена года, погода, природа)

  1. Вспомните стихотворение «Золотое слово».
  2. Кто из вас выучил его наизусть?

(Один из учащихся выходит к доске и рассказывает наизусть)

Сегодня мы познакомимся с творчеством необыкновенного русского поэта. Его имя вы узнаете, ответив на вопросы кроссворда.

К доске выходит ученик и ему дается карточка с напечатанными вопросами:

  1. «Солнце реже смеется, нет в цветах …» (благовония)
  2. «Осень обещала: «Я …» (озолочу)
  3. «Ласточка день начинает весенний, летнюю … завершит соловей» (ночь)
  4. «Жаворонок вызвенит … хрустально» (песни)
  5. «Тешиться будем разливчатой …» (нивой)

Прочитайте слово, которое получилось по горизонтали – Бунин. 

Иван Алексеевич Бунин и его стихотворение «Детство» – тема нашего урока. Бунин писал прекрасные стихи. За каждым из них – он сам, его переживания, мысли, душа. Сейчас я прочитаю это произведение. Вы слушайте внимательно и готовьтесь ответить на вопрос : о ком это стихотворение?

(Учитель читает и повторяет вопрос. Ответ – это стихотворение И.А. Бунин написал о себе).

Как вы это определили?

(Потому что он говорит о себе, о том, как он гулял в лесу. О своем возрасте – 10 лет).

Откройте учебник на странице 248. Рассмотрите портрет поэта. Еще раз прочитайте его имя, отчество, фамилию, постарайтесь их запомнить. Обратите внимание на даты годов жизни поэта.

А теперь возьмите карандаши и прочитайте текст стихотворения самостоятельно. Аккуратно, еле заметной точкой, отмечайте непонятные слова.

(Дети самостоятельно работают).

Какие непонятные слова вы встречали?

(бор, аромат, палаты, зной)

Сейчас мы запишем эти слова на доске.

Открываем словари на странице 70. Находим слово аромат. Рядом дано близкое по значению слово, прочитайте его.

(запах)

Заглянем в словарь синонимов и антонимов. На странице 101 найдите значение слова – зной.

(жара)

Над значением других слов работаем коллективно.

Итак, слово бор. Вспомните о каком дереве говорит поэт? – о сосне.

Значит, бор – это лес, в котором растут… с о с н ы.

Слово палаты. Что вы о нем знаете? В каких случаях его употребляют в речи?

(палаты бывают в больнице).

Правильно. А вот великий русский поэт А.С. Пушкин в «Сказке о рыбаке и рыбке» употребил это слово.

У вас на партах лежит учебник «Родная речь». Откройте его на странице 70. Найдите строки в которых есть это слово. Прочитайте.

(Старичок к старухе воротился.

Что ж? пред ним царские палаты,

В палатах  видит свою старуху,

За столом сидит она царицей.)

Так что же такое палаты? – залы в царском дворце.

Подберите эпитеты, то есть слова-признаки, к слову палаты.

(Царские,  огромные, красивые, нарядные, расписные, светлые).

А у И.А. Бунина они какие? – солнечные.

Перед нами репродукция картины замечательного русского художника Ивана Ивановича Шишкина «Сосны, освещенные солнцем». Посмотрите внимательно на сосны. Какие они?

(большие, красивые, высокие, огромные, стройные).

Что еще мы видим на картине?

(траву, землю).

Почему, как вы думаете, картина так называется?

(Потому что с одной стороны они желтые. Значит, на них падает солнечный свет. От сосен падают тени, а это бывает только в солнечный день).

Перед вами солнечные палаты. Царские создает человек. Кто же создает палаты солнечные?

(Природа).

Читаем стихотворение по частям.

(отдельные учащиеся зачитывают).

Остальные слушают и думают над вопросом: какое настроение соответствует этому стихотворению?

(После прочтения вопрос повторяется).

(Настроение – радостное, веселое, бодрое, приподнятое).

Найдите слова, которые подтверждают ваш ответ.

(Сладостней, весело, солнечным, блеск, яркий свет, шелк, тепла, солнечного света)

Совпадает ли по настроению это стихотворение с пейзажем И.И. Шишкина? Почему?

(Совпадает, пейзаж красивый, стихотворение – красивое, они вызывают радостное настроение).

Какими вы представляете людей, которые могут так воспринимать природу?

(Добрыми, ласковыми, нежными, красивыми, наблюдательными).

А теперь ответим на вопросы строчками стихотворения.

Итак, в какой день в бору сладостней дышать?

(Чем жарче день, тем сладостней в бору дышать сухим смолистым ароматом).

В какое время дня бродил поэт по лесу?

(И весело мне было поутру бродить по этими солнечным палатам).

Что увидел поэт в один из этих солнечных дней?

(Повсюду блеск, повсюду яркий свет, песок – как шелк).

Что почувствовал мальчик, «прильнув к сосне корявой»?

(прильнув к сосне корявой – и чувствую: мне только 10 лет, а ствол – гигант, тяжелый, величавый).

Что сказано о запахе сосны?

(И кажется, что пахнет не сосна, а зной и сухость солнечного света).

Я вижу, что вы прекрасно ориентируетесь в тексте. Уверена, вы сразу найдете строчку, в которой говорится о песке. Прочтите ее.

(Песок – как шелк).

Почему так сказал И.А. Бунин?

(Песок – мягкий, и шелк – мягкий. Они блестят на солнце).

Молодцы!

Запомните этот пример. Называется эта форма поэтической речи сравнением

(пишем на доске)

Так, что же такое сравнение?

(сравнивание предметов, людей)

С чем, например, можно сравнить солнечный луч?

(Зайчиком, золотой паутинкой, золотой шпагой).

А траву? – с ковром.

Капельки росы? – со слезинкой, прозрачным камешком.

Как журчит ручей? – как песенка, как разговор.

Что сказано о стволе сосны? – тяжелый, величавый, гигант.

Послушайте, что нам прочитают о сосне

(Сосна – высокое стройное дерево. Она достигает высоты 40 метров. Доживает до 400 лет).

Сколько живет сосна? – 400 лет.

Может ли так долго прожить человек? – Нет, не может.

Вспомните, сколько лет в этом стихотворении автору? – 10 лет.

Представьте, что мы сейчас в лесу, на том же месте. Можем ли мы увидеть эту сосну? – Да.

Почему? – потому что сосны живут долго.

О чем говорят эти великаны? – они говорят, что мы очень маленькие.

 Протяните к ним ладошки. Потрогайте их кору. Какая она? – Теплая, мягкая, добрая, горячая.

Поздороваемся с соснам. Скажем им: Здравствуйте сосны! (Здороваются).

Что ответили нам сосны? Представляйте! Фантазируйте! – Они здороваются с нами.

Спросите: Вы давно живете на свете?

А они нам ответят   – Давно, очень давно!

Кто так разговаривает? – Так говорят люди.

Природа для поэта – живое существо. Мы, конечно, только вообразили себе этот разговор. Но он поможет ответить на мой следующий вопрос. Скажите, что почувствовал мальчик, когда прислонился к коре старого дерева?

(Он почувствовал себя очень маленьким, он понял, что сосны – долго жили, много повидали, они – старые и мудрые).

Наступил саамы ответственный момент. Начинаем готовиться к выразительному чтению стихотворения. Работать будете по группам. (группы по 4 человека).

Кто представит коллективную работу на суд зрителей? (От каждой группы выходит один человек и выразительно читает).

Подведем итог. Какое стихотворение мы разбирали на уроке? – «Детство».

Кто его автор? – Иван Алексеевич Бунин.

Домашнее задание, ребята, каждый выберет себе сам. Я предлагаю вам три варианта:

  1. Выучить стихотворение наизусть.
  2. Придумать вопросы к стихотворению.
  3. Нарисовать рисунок и подтвердить его словами из текста.

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2013/04/09/tema-ia-bunin-detstvo

Урок литературы на тему: «Анализ стихотворения Ивана Бунина «Детство»

Урок литературы на тему: «Анализ стихотворения Ивана Бунина «Детство». 5 класс.

Читайте также:  Времена года, погода и климат беларуси

Цели урока:

обучить внимательному отношению к слову.

Развить мыслительно – речевую деятельность учащихся.

Воспитать бережное отношение к слову автора, к собственному слову, к культуре речи.

Первая учебная ситуация.

Работа со словом.

  • Подберите к слову «бор» синонимы.
  • Бор – лес – чаща, тайга – роща – дубрава – дебри.

  • Часто ли вы бываете в лесу?
  • Зачем вы туда ходите?
  • Опишите свое настроение, свои чувства, которые посещают вас во время пребывания в лесу. Используйте для описания настроения слова: спокойствие, торжественность, умиротворение, безмятежность. Все ли слова вам понятны?
  • Можете ли вы сказать, что, когда вы бываете в лесу, вами владеют эти чувства?
  • Составьте предложение, которое бы отражало чувство, которое живет в вас во время посещения леса. (Радостью пропитана встреча с моим любимым уголком леса).

Вторая учебная ситуация.

Проверка домашнего задания.

Конечно, у поэтов описания природы и настроение от общения с ней у них получается совсем не так, как у нас. Но вы молодцы!

Ребята! Вы дома подбирали строки стихотворений, где описывается лес. Прочитайте эти строки. Не забудьте назвать авторов стихотворений.

О. Мандельштам «Мой тихий сон…»

А. Блок «Когда я был ребенком…»

Д. Ковалев «В темных дебрях…»

Ф. Тютчев «Смотри, как роща зеленеет…»

Б. Заходер «Летом в лесу».

А. Фет «Пришла весна – темнеет лес…»

И. Бунин «Лес словно терем расписной…»

  • Как поэты описывают лес? (Красочно, употребляя эпитеты, метафоры, сравнения).
  • Третья учебная ситуация.

Работа с текстом.

Выразительное чтение стихотворения И.Бунина «Детство».(Можно послушать аудиозапись).

Детство

Чем жарче день, тем сладостней в бору

Дышать сухим смолистым ароматом,

И весело мне было поутру

Бродить по этим солнечным палатам!

Повсюду блеск, повсюду яркий свет,

Песок — как шелк… Прильну к сосне корявой

И чувствую: мне только десять лет,

А ствол — гигант, тяжелый, величавый.

Кора груба, морщиниста, красна,

Но как тепла, как солнцем вся прогрета!

И кажется, что пахнет не сосна,

А зной и сухость солнечного лета.

  • Выпишите из стихотворения И. Бунина «Детство» все существительные. (День, бор, аромат, палаты, песок, сосна, ствол, кора, солнце, зной, сухость, свет).
  • Что описывает Иван Бунин в стихотворении? (Поэт описывает бор и сосну).
  • Как вы думаете, кто является лирическим героем этого стихотворения? (Поэт).
  • Назовите тему стихотворения. (Человек и природа).
  • Докажите свою точку зрения. Заполните таблицу.

Человек

Природа

Характеристика лирического героя

Описание бора

Описание сосны

«Мне только десять лет»

Солнечные палаты,

«Повсюду блеск, повсюду яркий свет.

Песок – как шёлк».

Сосна корявая, «А ствол – гигант, тяжёлый, величавый. Кора груба, морщиниста, красна».

  • Какое настроение создает стихотворение? (Веселое, солнечное, радостное).
  • Почему автор так подробно описывает сосну? Какие ассоциации вызывает у вас это описание? (Кажется, что перед нами старый-престарый человек, но вместе с тем он добрый и теплый).
  • Почему лирический герой (мальчик 10 лет) веселый? Чему он радуется? (Мальчику весело, что он находится наедине с природой).

Четвертая учебная ситуация.

Сравнительная характеристика двух стихотворений: А. Блока «Когда я был ребенком…» и И. Бунина «Детство».

Охарактеризуйте лирических героев. Какие чувства владеют ими? Заполните таблицу.

А. Блок «Когда я был ребенком…»

И. Бунин «Детство».

Ребёнок сначала испытывает страх, боязнь, а потом радость и боль

Ребенку 10 лет сладостно, весело.

  • Почему лирическим героям стихотворений А. Блока и И. Бунина радостно от встречи с лесом?
  • В каком возрасте, по- вашему, авторы создали эти стихи?(Они уже взрослые люди, они прожили жизнь, и теперь через свои детские воспоминания описывают свои чувства).
  • Задание по группам. Первая группа выписывает средства выразительности, которые помогают И. Бунину создать свое настроение от встречи с бором. Вторая группа анализирует стихотворение А. Блока. (Жаркий день, солнечные палаты, песок – как шелк, сосна корявая), (радостно и больно – радостная боль – оксюморон). Как средства выразительности помогают читателю понять ощущения лирического героя от встречи с природой?
  • Пятая учебная ситуация.

  • Домашнее задание. Сегодня мы говорили о том, какие чувства возникают у поэтов и у нас с вами от встречи с лесом. Письменно ответьте на вопрос: “Как средства выразительности помогают читателю понять ощущения лирического героя от встречи с природой?”

Полезно? Поделись с другими:

Источник: https://www.InfoUroki.net/urok-literatury-na-temu-analiz-stihotvoreniya-ivana-bunina-detstvo.html

Мир детства в стихотворении И.А. Бунина Чем жарче день, тем радостней в бору

27.04.2017

  • Малеванная Людмила Валентиновна, учитель русского языка и литературы

Содержание урока

Ребята, чтобы нам легче было работать, я хочу предложить вам несколько правил. Если вы согласны с предложенным правилом, вы мне

хлопаете.

(СЛАЙД)

  • Слушаю, когда хочется!
  • Один говорит – все слушают!
  • Уважаю только своё мнение!
  • Друг друга уважаем!
  • Один говорит – все перебивают!
  • Дети выбирают правильные варианты, и своё согласие с тем или иным правилом подтверждают

    хлопками.

    А сейчас представьте, что вы не ученики, а
    художники и поэты. Прежде чем мы начнём знакомство со стихотворением, я предлагаю вам поразмышлять, что такое детство? Свои размышления о детстве мы будем записывать или рисовать на лучиках солнышка, которое лежит у вас

    на столе пока одинаковое у всех.

    (У каждой группы одинаковые солнышки. Круг с
    четырьмя лучиками, лучи белые).

    На столах лежат конверты с заданием для каждой
    группы.

    Предлагаю вам открыть конверты и прочитать
    задания.

    Ребята, работаем, помогая друг другу.

    МУЗЫКА (СЛАЙД)

    Карточка с заданием для художников:

    Уважаемые художники, представьте слово “
    детство” в цвете.

    Какие бы вы выбрали цвета, если бы вас попросили
    нарисовать это слово?

    У вас на столах цветные лучики, выбирайте тот,
    которым вы бы нарисовали детство.

    Приклеивайте цветной лучик (на белые лучи) к своему солнышку. Если какие-то цвета вам не нужны,

    вы можете их не использовать.

    Задание: (решите, кто будет отвечать)

    Почему вы выбрали именно эти цвета?

    Какие цвета не использовали, почему?

    Уважаемые поэты, подберите к слову “детство
    эпитеты.

    Вспомните, что такое эпитет?

    Уважаемые поэты, подберите существительные, которыми бы вы рассказали о детстве. Напишите эти

    слова на лучиках.

    А теперь, чтобы нам видеть не только свои
    солнышки, но и работы друг друга, закрепим их на доске. Закрепляю таким образом: один круг на другой. Круг будет один. А лучиков будет

    становиться всё больше.

    Художники, несите свои солнышки, прочитайте соё
    задание всем.

    А теперь я приглашаю поэтов, читайте своё
    задание.

    – Какое яркое, цветное детство! Какие добрые,
    радостные впечатления живут в нём!

    Показываю рукой на солнышки: Ребята, это ваши ощущения детства, а вам интересно узнать каким

    остаётся детство в памяти взрослых людей?

    Предлагаю вам познакомиться со стихотворением Ивана Алексеевича Бунина “Детство” и поразмышлять, какие чувства хотел передать поэт нам, читателям. Ощущения поэта мы запишем на лучиках вот этого солнышка. (На доске круг с надписью детство, сюда мы будем прикреплять с

    детьми лучики)

    Читаю стихотворение вслух. (СЛАЙД)

    А теперь прочитайте стихотворение про себя.

    – Ребята, какие цвета вы увидели в стихотворении? Может быть, какие-то слова

    подскажут вам цвет?

    Тот кто первым называет, идёт крепит к доске
    цветной листочек.

    Вы внимательные читатели. Посмотрите, какое у И. А. Бунина оказывается цветное, яркое и блестящее

    стихотворение!

    А теперь предлагаю вам прочитать стихотворение
    еще раз построфно.

    – Какие чувства испытывает поэт? Думаю теперь вам не составит труда ответить на мой вопрос. (Ему весело, радостно, хочется бродить в бору, по

    песку, прижаться к сосне, он радуется)

    – Ребята, как вам кажется, может ли быть случайным выбор слов автором? Как он выбирает

    слова?

    – То есть не случайно например употребление глагола “прильнул к сосне”? Какое чувство передает именно это, не случайно выбранное

    автором слово?(Чувство любви, доброты, нежности).

    (Напишем заранее эти слова: любовь, нежность,
    доброта) Добавим эти слова в наше солнышко

    – Какое настроение передает нам автор? (светлое, радостное) (Запишем заранее эти слова:

    свет, радость).Добавим их в солнышко.

    (СЛАЙД)

    Когда шведский король вручал Ивану Бунину Нобелевскую премию, высшую мировую награду, он сказал: “На сцене 2 короля, один – власти, другой

    изобразительности”.

    Так вот те, ребята, выразительные средства, которые использует автор для придания

    стихотворению красоты, как раз, и называются средства
    художественной изобразительности.
    Одно из них

    – сравнение.

    – Где в своем стихотворении Бунин использует
    сравнение?

    “Песок – как шёлк…”

    – Как вам кажется, почему как шёлк? Ведь шёлк это ткань, разве можно песок сравнивать с тканью? Какое ощущение передаёт нам поэт этим

    сравнением?

    (Нежности, мягкости)

    – Ребята, давайте перечитаем строчку “бродить по этим солнечным палатам” В нашем представлении слово палата ассоциируется с больницей. Что с чем сравнивается? Как называется

    такое скрытое сравнение?

    Давайте найдём в стихотворении эпитеты.

    – Ребята, каким осталось детство в памяти Ивана
    Алексеевича?

    – Как вам кажется похожи впечатления Ивана
    Алексеевича Бунина на ваши впечатления?

    – Ребята, почему стихотворение, написанное
    казалось бы, о природе, автор назвал “Детство”?

    Поразмышляем с учащимися, что перед нами не просто пейзаж. Автор нам передаёт ощущения испытанные в детстве, передает впечатления, переживания ребенка, возвращает читателя в настроение детства. Это образ детства, в котором

    соединились и любовь к природе и движения души.

    (СЛАЙД)

    А сейчас представим, что все мы поэты. Предлагаю всем написать стихотворение о детстве. Это стихотворение особое, оно без рифмы и подчиняется определённым правилам. Называется синквейн. Ребята, мы помним, что выбор слов в стихотворении не может быть случайным. Перед вами трудная задача: надо найти самые яркие,

    красивые, а может и неожиданные слова.

    Работаем вместе. (Можем написать один синквейн на группу, а можем – каждый свой) на столах у детей солнышки, в центре написаны правила

    синквейна.

    Домашнее задание: выучить стихотворение
    наизусть.

    Презентация

    Мир детства в стихотворении И.А. Бунина Чем жарче день, тем радостней в бору Ссылка на основную публикацию

    Источник: http://8.orange3.ru/978/

    Ссылка на основную публикацию