Природа в стихах ф. и. тютчева: анализ стихотворения “в небе тают облака …”

Анализ стихотворения Тютчева В небе тают облака

Тютчев считается одним из самых известных и талантливых поэтов своего времени в России. Как и много других поэтом он уделяет много времени в своём творчестве для написания произведений касающихся красоты родной природы.

Одним из таких творений является «В небе тают облака…». В данном стихотворении автор описывает красоту природы во время жаркого летнего дня.

По мнению автора, которое четко прослеживается в стихотворении, наша природа никогда не потеряет своего уникального и прекрасного вида и даже через многие годы.    

Для написания и полного раскрытия всего, что было задумано, в данном произведении Тютчев пользуется многими приёмами, которые не только наделяют стихотворение красивейшими строками, но и позволяют представить себя на описываемом пейзаже. Поэт использует большое количество эпитетов, а они по-своему еще сильнее выделяют красоту Русской природы и подчеркивают её важность для нас.

Автору действительно удалось максимально передать зной летнего дня, который он так любит. На строки ложится описание красивейшего и чистого неба, когда вспоминаешь такое небо, то сразу приходит на ум лето и жара. Река в произведении Тютчева как зеркало из стали, которое неподвижно от жары. Растения и поля автор описывает с помощью передачи читателю аромата их запахов.

Далее автор выражает свою главную идею. Поэт рассуждает о том, что идет время, идут года, но вот природа со своей красотой останется навсегда и будет такой же через многие годы. Природа и через века будет радовать человека своей красотой и приятными летними запахами полей и растений.

Тютчев входит в круг Русских поэтов, которые отдали много лет своей жизни для описания красивейших пейзажей и это ему удалось. Его работы надолго оседают в памяти. Такой вектор творчества помог автору прояснить читателю то, что люди и природа это одно целое и жить они должны в гармонии.

По плану кратко

  • Анализ стихотворения Пушкина ЦветокОгромное количество произведений русских писателей и поэтов содержит упоминания о растениях. Среди них ярким пятном выделяется изображение цветов, которые в разных своих проявлениях – формах, цветовых оттенках,
  • Анализ стихотворения Брюсова Да можно любить ненавидяСтихотворение Валерия Яковлевича Брюсова «Да, можно любить ненавидя», было опубликовано в его третьем сборнике, в 1897 году «Me eum esse», что в переводе на русский означает «Я люблю…». На тот момент, ему было 23 года, и он все ещё был
  • Анализ стихотворения Тургенева Воробей 7 классИван Сергеевич Тургенев – всеми любимый поэт и писатель, который неплохо владеет искусством словосочетания и рифмы. Он использовал разные жанры в литературе, добиваясь большей эффективности. К сожалению, всякому приходит конец.
  • Анализ стихотворения Лермонтова ЗвездаЗвезда. Это слово несет в себе богатое смысловое значение для человека. Это самый неизведанный и, несущий в себе множество тайн, объект на небосклоне. Этими загадками и манит небесное светило человеческие умы ввысь.
  • Анализ стихотворения Есенина Я покинул родимый домТоска по родине вдохновила автора Сергея Есенина на написания столь трогательного стихотворения « Я покинул родимый дом». В данном произведении автор пытается донести до читателя свою глубокую тоску по прошлому по отчиму дому,

Источник: https://analiz-stihov.ru/tyutchev/v-nebe-tayut-oblaka

Анализ стихотворения тютчева в небе тают облака

Летний зной

Ф. И. Тютчев – известный российский поэт ХIХ века. В своем творчестве он часто обращался к описанию природы, воспевал ее красоту и уникальность.

В стихотворении «В небе тают облака…», поэт показывает необычайную красоту природы в летний знойный день.

В этом произведении он указывает на то, что с течением времени природа не теряет своей свежести и живости, она будет такой прекрасной и через многие годы.

В написании стихотворения «В небе тают облака…», автор использует множественные художественные средства, чтобы передать читателю не только внешний облик увиденного пейзажа, но и помочь прочувствовать летний зной и насладиться ароматом полей.

В описании летнего пейзажа, Тютчев использует эпитеты, подчеркивающие красоту и усиливающие ее значимость особенность, и уникальность: лучистая река, зеркало стальное.

Для описания действия, в стихотворении используются автором очень выразительные и красивые метафоры: тают облака, катится река, тень ушла, пройдут века, искриться река.

Благодаря всевозможным художественным приемам, Тютчев очень красочно сумел передать ту красоту лета, которой наслаждался сам.

Он описывает чистое безоблачное небо, на котором «тают облака» и от этого становиться еще жарче, даже река от зноя стала «словно зеркало стальное». Для описания полей, поэт использует запахи и очень естественно передает их медовый аромат.

«Чудный день!» – наиболее эмоциональное место стихотворения, его кульминация, где автор восклицает, наслаждаясь увиденной красотой.

А в последних строках, Тютчев размышляет о вечности. «Пройдут века», а красота природы останется неизменной, таким же жарким будет летний зной, и также будут наслаждаться люди медовым ароматом полей. И «так же будут, в вечном строе, течь и искрится река, и поля дышать на зное».

В своем творчестве, Тютчев очень часто использует описание природы, чтобы передать свое внутреннее переживание и свои чувства. Увиденный пейзаж очень помогает автору передать глубину мыслей и помогает понять общий смысл бытия и показать значимость и единство человека и природы.

Выберите стихи… 1 декабря 1837 (Так здесь-то суждено…) 11 мая 1869 (Нас всех, собравшихся…) 12-ое апреля 1865 (Все решено…) 1856 (Стоим мы слепо…) 19 февраля 1864 (И тихими…) 29-е января 1837 (Из чьей руки…) Encyclica Mala aria Memento Silentium! А. Ф. Гильфердингу Альпы Арфа скальда Безумие Бессонница Близнецы Брат, столько лет сопутствовавший мне…

В деревне В душном воздуха молчанье… В небе тают облака… В разлуке есть высокое значенье… В толпе людей, в нескромном шуме дня… В часы, когда бывает… Ватиканская годовщина Веленью высшему покорны… Великий день Кирилловой кончины… Венеция Весенние воды Весенняя гроза Весна Весь день она лежала в забытьи… Вечер Видение Вновь твои я вижу очи… Волна и дума Восток белел.

Ладья катилась… Вот от моря и до моря… Впросонках слышу я – и не могу… Всё отнял у меня казнящий бог… Все, что сберечь мне удалось… Всесилен я и вместе слаб… Глядел я, стоя над Невой… Гус на костре Да, вы сдержали ваше слово… Два голоса Два единства Две силы есть – две роковые силы… Двум друзьям Декабрьское утро День вечереет, ночь близка…

День и ночь День православного Востока… Другу моему Я.П.Полонскому Душа моя – Элизиум теней… Душа хотела б быть звездой… Дым Е. Н. Анненковой Его светлости Князю А. А. Суворову Есть в осени первоначальной… Есть и в моем страдальческом застое… Еще земли печален вид… Еще томлюсь тоской желаний… Здесь, где так вяло свод небесный… Зима недаром злится…

И в божьем мире то ж бывает… И гроб опущен уж в могилу… И чувства нет в твоих очах… Играй, покуда над тобою… Из Гете (Радость и горе…) Из края в край, из града в град… Из Микеланджело Иным достался от природы… Итак, опять увиделся я с вами… Итальянская villa К Ганке Как верно здравый смысл народа… Как весел грохот летних бурь… Как дочь родную на закланье..

Как дымный столп светлеет в вышине!.. Как летней иногда порою… Как над горячею золой… Как нас ни угнетай разлука… Как неожиданно и ярко… Как неразгаданная тайна… Как ни бесилося злоречье… Как ни дышит полдень знойный… Как ни тяжел последний час… Как океан объемлет шар земной… Как он любил родные ели… Как птичка, раннею зарей… Как сладко дремлет сад темно-зеленый…

Как хорошо ты, о море ночное… Как этого посмертного альбома… Какое дикое ущелье… Кн.Горчакову (Вам выпало призванье роковое…) Князю П. А. Вяземскому Когда в кругу убийственных забот… Когда дряхлеющие силы… Когда на то нет божьего согласья… Когда осьмнадцать лет твои… Колумб Кончен пир, умолкли хоры… Конь морской Кто б ни был ты, но, встретясь с ней…

Читайте также:  А. с. пушкин "зимний вечер": анализ стихотворения

Лебедь Летний вечер Лето 1854 Листья Любезному папеньке! Люблю глаза твои, мой друг.. М.П.Погодину (Стихов моих вот…) Молчит сомнительно Восток… Море и утес Мотив Гейне (Если смерть есть ночь…) Н. И. Кролю Н. Ф. Щербине На возвратном пути На древе человечества высоком… На юбилей Н. М. Карамзина Над виноградными холмами… Над русской Вильной стародавной… Над этой темною толпой…

Накануне годовщины 4 августа 1864 Нам не дано предугадать… Наполеон Напрасный труд – нет, их не вразумишь… Наш век Не богу ты служил и не России… Не верь, не верь поэту, дева… Не всё душе болезненное снится… Не говори! Меня он как и прежде… Не дай нам духу празднословья… Не знаешь, что лестней для мудрости людской… Не знаю я, коснется ль благодать… Не остывшая от зною..

Не раз ты слышала признанье… Не рассуждай, не хлопочи!.. Не то, что мните вы, природа… Небо бледно-голубое… Недаром милосердым богом… Неман Неохотно и несмело… Нет дня, чтобы душа не ныла… Нет, моего к тебе пристрастья… Ночное небо так угрюмо… О вещая душа моя!.. О чем ты воешь, ветр ночной?.. О, в эти дни – дни роковые… О, как убийственно мы любим… О, не тревожь меня…

О, этот Юг, о, эта Ницца!.. Обвеян вещею дремотой… Одиночество Он, умирая, сомневался… Она сидела на полу… Опять стою я над Невой… Осенней позднею порою… Осенний вечер От жизни той, что бушевала здесь… Ответ на адрес Памяти В. А. Жуковского (Я видел вечер твой…) Памяти Е. П. Ковалевского (И вот в рядах…) Памяти М. К. Политковской (Многозначительное слово…

) Певучесть есть в морских волнах… Первый лист Песок сыпучий по колени… Пламя рдеет, пламя пышет… По равнине вод лазурной… Под дыханьем непогоды… Пожары Полдень Последний катаклизм Последняя любовь Поток сгустился и тускнеет… Пошли, господь, свою отраду… Поэзия Предопределение Прекрасный день его на Западе исчез… При посылке Нового Завета Природа – сфинкс…

Проблеск Пророчество Пускай от зависти сердца зоилов ноют… Рассвет Рим ночью Русской женщине С какою негою, с какой тоской влюбленный… С поляны коршун поднялся… Свершается заслуженная кара… Святая ночь на небосклон взошла… Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло… Сижу задумчив и один… Сияет солнце, воды блещут… Славянам (Они кричат, они грозятся…

) Славянам (Привет вам задушевный, братья…) Слезы людские, о слезы людские… Смотри, как запад разгорелся… Смотри, как на речном просторе… Смотри, как роща зеленеет… Снежные горы Современное Сон на море Средство и цель Сын царский умирает в Ницце… Так, в жизни есть мгновения… Тени сизые смесились… Теперь тебе не до стихов… Тихо в озере струится… Тихой ночью, поздним летом..

. Ты долго ль будешь за туманом… Ты, волна моя морская… Увы, что нашего незнанья… Ужасный сон отяготел над нами… Умом Россию не понять… Успокоение Утихла биза… Легче дышит… Утро в горах Фонтан Харон и Каченовский Цицерон Чародейкою Зимою… Чему бы жизнь нас ни учила… Чему молилась ты с любовью… Черное море Чертог твой, спаситель, я вижу, украшен…

Что ты клонишь над водами… Эти бедные селенья… Ю.Ф.Абазе (Так – гармонических орудий…) Я встретил вас – и все былое… Я знал ее еще тогда… Я лютеран люблю богослуженье… Я очи знал,- о, эти очи!.. Я помню время золотое…

  • Ф. И. Тютчев – известный российский поэт ХIХ века. В своем творчестве он часто обращался к описанию природы, воспевал ее красоту и уникальность. В стихотворении «В небе тают облака…», поэт показывает необычайную красоту природы в летний знойный день. В этом произведении он указывает на то, что с течением времени природа не теряет своей свежести и живости, она будет такой прекрасной и через многие годы.В написании стихотворения «В небе тают облака…», автор использует множественные художественные средства, чтобы передать читателю не только внешний облик увиденного пейзажа, но и помочь прочувствовать летний зной и насладиться ароматом полей. В описании летнего пейзажа, Тютчев использует эпитеты, подчеркивающие красоту и усиливающие ее значимость особенность, и уникальность: лучистая река, зеркало стальное. Для описания действия, в стихотворении используются автором очень выразительные и красивые метафоры: тают облака, катится река, тень ушла, пройдут века, искриться река.Благодаря всевозможным художественным приемам, Тютчев очень красочно сумел передать ту красоту лета, которой наслаждался сам. Он описывает чистое безоблачное небо, на котором «тают облака» и от этого становиться еще жарче, даже река от зноя стала «словно зеркало стальное». Для описания полей, поэт использует запахи и очень естественно передает их медовый аромат. «Чудный день!» — наиболее эмоциональное место стихотворения, его кульминация, где автор восклицает, наслаждаясь увиденной красотой.

Анализ стиха Тютчева В небе тают облака

Анализ стиха Тютчева В небе тают облака

Добавить комментарий Отмена

Навигация по записям

Анализ стихотворения Тютчева «В небе тают облака»

Ф. И. Тютчев — известный российский поэт XIX века. В своем творчестве он часто обращался к описанию природы, воспевал ее красоту и уникальность.

В стихотворении «В небе тают облака», поэт показывает необычайную красоту природы в летний знойный день.

В этом произведении он указывает на то, что с течением времени природа не теряет своей свежести и живости, она будет такой прекрасной и через многие годы.

В написании стихотворения «В небе тают облака», автор использует множественные художественные средства, чтобы передать читателю не только внешний облик увиденного пейзажа, но и помочь прочувствовать летний зной и насладиться ароматом полей.

В описании летнего пейзажа, Тютчев использует эпитеты, подчеркивающие красоту и усиливающие ее значимость особенность, и уникальность: лучистая река, зеркало стальное.

Для описания действия, в стихотворении используются автором очень выразительные и красивые метафоры: тают облака, катится река, тень ушла, пройдут века, искриться река.

Благодаря всевозможным художественным приемам, Тютчев очень красочно сумел передать ту красоту лета, которой наслаждался сам.

Читайте также:  Слово о полку игореве: описание, герои, анализ произведения

Он описывает чистое безоблачное небо, на котором «тают облака» и от этого становиться еще жарче, даже река от зноя стала «словно зеркало стальное». Для описания полей, поэт использует запахи и очень естественно передает их медовый аромат.

«Чудный день!» — наиболее эмоциональное место стихотворения, его кульминация, где автор восклицает, наслаждаясь увиденной красотой.

А в последних строках, Тютчев размышляет о вечности. «Пройдут века», а красота природы останется неизменной, таким же жарким будет летний зной, и также будут наслаждаться люди медовым ароматом полей. И «так же будут, в вечном строе, течь и искрится река, и поля дышать на зное».

В своем творчестве, Тютчев очень часто использует описание природы, чтобы передать свое внутреннее переживание и свои чувства. Увиденный пейзаж очень помогает автору передать глубину мыслей и помогает понять общий смысл бытия и показать значимость и единство человека и природы.

«В небе тают облака…» Ф.Тютчев

«В небе тают облака…» Фёдор Тютчев

В небе тают облака, И, лучистая на зное, В искрах катится река,

Словно зеркало стальное…

Час от часу жар сильней, Тень ушла к немым дубровам, И с белеющих полей

Веет запахом медовым.

Чудный день! Пройдут века – Так же будут, в вечном строе, Течь и искриться река

И поля дышать на зное.

Анализ стихотворения Тютчева «В небе тают облака…»

Радостная картина жаркого августа, наполненная жизнью и гармонией, – тема стихотворения 1868 г. Лирического субъекта поэтического текста привлекают панорамные виды природы: в первом катрене представлено изображение по вертикали, сверху вниз, во второй части задействован горизонтальный план, устремленный в перспективу.

Начинает пейзажную зарисовку образ облаков – легких, невесомых, тающих в небесной синеве. Река сравнивается с «зеркалом стальным», которое отражает небо. Внимательный герой-наблюдатель замечает, как переливается прозрачная вода, освещенная солнцем: «лучистая» река будто светится «в искрах» мелких брызг.

О характере погоды свидетельствует лексема «зной», которая употребляется дважды – в начале и конце текста, замыкая композицию. В центральном катрене возникает упоминание о течении времени: вместе с ним логично развивается и мотив жары.

Взгляд созерцателя устремляется вдаль, на кромку далекого леса. Дубовая чаща характеризуется антропоморфическим эпитетом «немая»: выбор определения свидетельствует о спокойной штилевой погоде.

Ряд олицетворений, оживляющих детали природы, продолжается фразой: «Тень ушла». Далее по тексту возникает изображение полей, наделенных свойством «дышать».

Завершает умиротворяющий пейзаж яркий обонятельный образ «запаха медового».

Завершающий катрен начинается с вывода созерцателя, который сообщает свою оценку увиденному. Эпитет «чудный» отражает сиюминутные впечатления – волнующие, волшебные, прекрасные. Затем следует обобщение масштабного характера, апеллирующее к категориям вневременного, «вечного строя».

Финальные строки утверждают мысль о гармонии, которая проявляется в непрерывном течении явлений мудрой природы. В заключительном эпизоде возникает драматический контекст, указывающий на конечность человеческого существования, однако он не нарушает оптимистическое звучание поэтического произведения.

Герой, восхищенный усыпляющим спокойствием жаркого дня, стремится передать завораживающее великолепие земного мира, окружающего человека.

Стройность и законченность композиции, напевность, классическая ритмическая организация, в центре которой находится четырехстопная хореическая строка, – таковы формальные особенности стихотворения. На его основе композитор Чичков создал хоровое произведение, которое исполняется а капелла.

Природа в стихах Ф. И. Тютчева: анализ стихотворения “В небе тают облака. “

Анализ стихотворения “В небе тают облака. “

Ф. И. Тютчев – известный российский поэт ХIХ века. В своем творчестве он часто обращался к описанию природы, воспевал ее красоту и уникальность.

В стихотворении «В небе тают облака…», поэт показывает необычайную красоту природы в летний знойный день.

В этом произведении он указывает на то, что с течением времени природа не теряет своей свежести и живости, она будет такой прекрасной и через многие годы.

В написании стихотворения «В небе тают облака…», автор использует множественные художественные средства, чтобы передать читателю не только внешний облик увиденного пейзажа, но и помочь прочувствовать летний зной и насладиться ароматом полей.

В описании летнего пейзажа, Тютчев использует эпитеты, подчеркивающие красоту и усиливающие ее значимость особенность, и уникальность: лучистая река, зеркало стальное.

Для описания действия, в стихотворении используются автором очень выразительные и красивые метафоры: тают облака, катится река, тень ушла, пройдут века, искриться река.

Благодаря всевозможным художественным приемам, Тютчев очень красочно сумел передать ту красоту лета, которой наслаждался сам.

Он описывает чистое безоблачное небо, на котором «тают облака» и от этого становиться еще жарче, даже река от зноя стала «словно зеркало стальное». Для описания полей, поэт использует запахи и очень естественно передает их медовый аромат.

«Чудный день!» – наиболее эмоциональное место стихотворения, его кульминация, где автор восклицает, наслаждаясь увиденной красотой.

А в последних строках, Тютчев размышляет о вечности. «Пройдут века», а красота природы останется неизменной, таким же жарким будет летний зной, и также будут наслаждаться люди медовым ароматом полей. И «так же будут, в вечном строе, течь и искрится река, и поля дышать на зное».

В своем творчестве, Тютчев очень часто использует описание природы, чтобы передать свое внутреннее переживание и свои чувства. Увиденный пейзаж очень помогает автору передать глубину мыслей и помогает понять общий смысл бытия и показать значимость и единство человека и природы.

Послушать стихотворение Тютчева В небе тают облака

Соседние темы

Картинка В небе тают облака

Источник: https://tsiolkovsky.ru/analysis-of-tyutchevs-poem-in-the-sky-melting-clouds.html

Родная природа и народная душа в поэзии Ф. И. Тютчева

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Чьи эти строки? Кто из поэтов сумел подслу­шать игру молодого грома в майской лазури неба? Имя этого поэта природы — Федор Ива­нович Тютчев. Выдающийся русский лирик, он был во всех отношениях противоположностью своему современнику и почти ровеснику Пуш­кину.

Если Пушкин — «солнце русской по­эзии», то Тютчев — ночной поэт. Хотя Пушкин и напечатал в своем «Современнике» в по­следний год жизни большую подборку стихов тогда никому не известного, находившегося на дипломатической службе в Германии по­эта, вряд ли они ему понравились.

Хотя там были такие шедевры, как «Видение», «Бессон­ница», «Как океан объемлет шар земной», «По­следний катаклизм», «Цицерон», «О чем ты во­ешь, ветр ночной?..».

Пушкину была чужда прежде всего традиция, на которую опирался Тютчев: немецкий идеализм (к нему Пушкин остался равнодушен) и поэтическая архаика XVIII — начала XIX века, прежде всего стихи Державина. С этой традицией Пушкин вел не­примиримую литературную борьбу.

С поэзией Тютчева мы знакомимся уже в на­чальной школе: это стихи о природе, пейзаж­ная лирика. Для Тютчева природа всегда была источником вдохновения. Лучшие его творе­ния — стихи о природе. Его пейзажи в стихо­творениях «Как весел грохот летних бурь», «Что ты клонишь над водами…», «В небе тают облака…» и другие по праву вошли в золотой фонд русской и мировой литературы.

Читайте также:  Стихи об осени: а. с. пушкин. "унылая пора! очей очарованье!.."

Но поэту чуждо бездумное любование при­родой, он ищет в ней то, что роднит ее с чело­веком. Природа полна жизни: она дышит, улы­бается, хмурится, иногда дремлет, грустит.

У нее свой язык; ей свойственно то, что и чело­веческой душе, поэтому стихи Тютчева о при­роде — это стихи о человеке, о его настроени­ях, волнениях, тревогах («В душном воздухе молчанье…

», «Поток сгустился и тускнеет», «Еще земли печален вид…» и др.).

Главное у Тютчева даже не изображение, а осмысление природы — философская лири­ка. Вторая тема его творчества — жизнь чело­веческой души, многогранность любовного чувства. Единство его лирике придает эмоцио­нальный тон — постоянная неясная тревога, за которой стоит смутное, но неизменное ощу­щение приближения всеобщего конца.

Наряду с нейтральными в эмоциональном пла­не пейзажными зарисовками природа у Тютчева катастрофична, и восприятие ее трагедийно. Та­ковы стихотворения «Бессонница», «Видение», «Последний катаклизм», «Как океан объемлет шар земной», «О чем ты воешь, ветр ночной?..».

Ночью у бодрствующего поэта открывается вну­треннее пророческое зрение, и за покоем днев­ной природы ему видится стихия хаоса, чревато­го катастрофами и катаклизмами.

Он слушает всемирное молчание покинутой, осиротелой жизни (вообще, жизнь человека на земле для Тютчева есть призрак, сон) и оплакивает при­ближение всеобщего последнего часа: И наша жизнь стоит пред нами,

Как призрак, на краю земли.

Поэт признает, что голос хаоса, слышимый ночью, хотя и непонятен, глух для человека, но в то же время и глубоко родствен настрое­нию его смятенной души.

О, страшных песен сих не пой

Про древний хаос, про родимый! — заклинает поэт «ветр ночной», но продолжает стихотворение так:

Как жадно мир души ночной

Внимает повести любимой!

Такая двойственность естественна: ведь в душе человека те же бури, «под ними (т. е. под человеческими чувствами) хаос шевелится», тот же «родимый», что и в мире окружающей среды.

Жизнь человеческой души повторяет и вос­производит состояние природы — мысль сти­хотворений философского цикла: «Цицерон», «Как над горячею золой», «Душа моя — элизи­ум теней», «Не то, что мните вы, природа…», «Слезы людские», «Волна и дума», «Два голо­са».

В жизни человека и общества та же стихия, ночь, закат, всем правит рок (об этом стихотво­рение «Цицерон» со знаменитой формулой: «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты ро­ковые»). Отсюда острое ощущение конечности бытия («Как над горячею золой»), признание безнадежности («Два голоса»). Выразить же все это и тем более быть понятым и услышан­ным людьми почти невозможно.

В этом Тютчев следует распространенной романтической идее о том, что прозрения поэта принципиаль­но непонятны толпе.

Но в то же время лирика Тютчева близка лирике Некрасова, творчеству Достоевского, подметившего «обширность поэзии Тютчева, которому доступна и знойная страстность, и суровая энергия, и глубокая дума, нравствен­ность и интересы общественной жизни».

Тют­чев часто «уходил» к первоисточникам Вселен­ной, в этом его творчество «обширнее» творче­ства Некрасова. У Тютчева два начала: мир и человек, он пытался решить космические «последние» вопросы, поэтому всегда интере­сен.

Поэт оказался современным для читателя начала XX века, как и для такового конца XIX ве­ка. Он за каждым явлением природы ощущает загадочность.

«Тютчев не шутил с музой, — говорил Л. Тол­стой, — и все у него строго: и содержание, и фор­ма. Его тревожная любовь к жизни, его собствен­ная лирика как раз была связана с землей». С глу­боким сочувствием читаем строки:

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей.

Мир тютчевской поэзии раскрывается (это еще заметил Пушкин) только в подборке сти­хотворений. У него даже там, где только лока­лизованный пейзаж, мы все же оказываемся всегда как бы перед целым миром.

В лирике Тютчева герой один. Но вот что ин­тересно: человек в ней есть, но нет героя в при­вычном смысле этого слова. Личность в его по­эзии представляет весь род человеческий, но не род в целом, а каждого в этом роде. Отсю­да и вторая особенность поэзии Тютчева — диалогичность. В стихах постоянно идет спор.

Не то, что мните вы, природа —

Не слепок, не бездушный лик.

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Если в 30—40-е годы XIX века проблема на­рода, как такового, Тютчева не занимает, то к концу 50-х годов в мировоззрении поэта на­мечаются радикальные изменения.

Он пишет о прогнивших властных структурах империи, уподобляет судьбу России кораблю, севшему на мель. И «волна народной жизни в состоянии поднять его и пустить в ход».

(«Что-то прогни­ло в королевстве датском», — писал Тютчев.) Отсюда и рождаются стихи:

Эти бедные селенья,

Эта скудная природа —

Край родной долготерпенья,

Край ты русского народа.

Принцип веры был и навсегда остался жи­вым для Тютчева:

Над этой темною толпою

Непробужденного    народа

Взойдешь ли ты когда, свобода,

Блеснет ли луч твой золотой?..

Поэт уверен, что прибежищем Бога на земле стал страдающий народ. Но как справедливо заметил Л. Гроссман, Тютчев «религиозным путем идет к признанию демократии».

В 50-е годы XIX века Тютчев в изображении природы сближается с Некрасовым. Изуми­тельно тютчевское стихотворение:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора —

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны  вечера…

В этой реальной осени есть нечто от земли обе­тованной, от светлого царства. Не случайны такие эпитеты, как «хрустальный», «лучезарный». В то же время образ льющейся лазури — наглядная реальность хрусталя.

«Лишь паутины тонкий во­лос» — не только подмеченная деталь, реальная примета, она служит восприятию всего огромного мира, вплоть до тонкой паутины.

И эта гармониче­ская картина мира впервые у Тютчева связана с крестьянским полем, с серпом и бороздой:

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле.

Тютчев еще не стремится проникнуть в са­мую народную крестьянскую жизнь, как Некра­сов в «Несжатой полосе», но это уже и не по­этическая аллегория.

Поэт навсегда остается поэтом трагических духовных исканий. Но он верит в подлинные ценности жизни:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать —

В Россию можно только верить.

Для Тютчева дух идет дальше мысли, поэтому «мыслью» не понять Россию, но «дух» помогает укреплять веру в нее. Родина для поэта не абст­рактная отчизна. Вот именно в этом — в ощу­щении тайны народной жизни, в надежде на нее — и близки Тютчев и Некрасов.

В 1915 году Мережковский написал книгу «Две тайны рус­ской поэзии, Некрасов и Тютчев», где утверж­дал этот постулат.

«Две тайны русской поэзии» (Тютчев и Некрасов) сходились, но во многом снова разойдутся, но сама эта вера в Россию как Россию народную останется главной и для Некрасова, и для Тютчева навсегда.

Источник: http://lit-helper.com/p_rodnaya_priroda_i_narodnaya_dusha_v_poezii_f__i__tyutcheva

Ссылка на основную публикацию